Что происходит с молодым человеком после смерти. Что происходит с душой человека после смерти по дням? Что происходит с душой после смерти

Что происходит с молодым человеком после смерти. Что происходит с душой человека после смерти по дням? Что происходит с душой после смерти
Что происходит с молодым человеком после смерти. Что происходит с душой человека после смерти по дням? Что происходит с душой после смерти

Есть ли жизнь после смерти? Куда отправляются души умерших людей? Возможно ли, что души умерших людей отправляются в лучшее место? Согласитесь, это очень чувствительная тема, хотя многие люди не хотят говорить об этом. Однако то, что происходит после смерти — это вопрос, на который все обращают внимание.

На похоронах ушедшего надежды многих скорбящих заключаются в том, что их любимый человек не умер окончательно, его душа перенеслась в лучший мир. Внутри себя мы думаем, что их жизнь после смерти свободна от всех земных страданий. Если библейский рай и ад реальны, мы все надеемся, что наш близкий находится на небесах, в окружении друзей и бесед с ангелами.

Есть ли жизнь после смерти? Опрашивая верящих в жизнь после смерти, и почему они думают, что их близкий отправился в рай, одни говорят: «он был хорошим человеком». Другие скажут: «он никому не причинял вреда» или: «я не верю, что любящий Бог отправит их в ад». Немногие рассматривают возможность того, что их близкий может выглядеть не добрым в глазах Бога.

10 человек из 10 умирают, — это незыблемый факт. Однажды каждый умрет, — физическая смерть единственная постоянная величина нашего бытия. Когда вы умрете, то вопрос веры в жизнь после смерти будет приведен к окончательному ответу.

Если ад реальность, и вы недостаточно хороши для неба, то согласно писанию, ваша жизнь после смерти будет вечной мукой, без отдыха на день или ночь – это навсегда!

Есть ли жизнь после смерти, когда добрые отправляется на небеса, а плохие томятся в аду? А может есть шанс вернуться, чтобы исправить плохие поступки в этой жизни?

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Когда дело доходит до жизни после смерти — небеса и ад, вечность ошибочна. Вы приглашены на Суд Святого Престола! Здесь важен только один «багаж», состоящий из земных поступков. Даже сказанные слова или мысли и помыслы будут звучать как труба Архангела у подножия Престола.

Есть много убеждений о жизни после смерти. Сегодня не будет историй людей, заглянувших за грань жизни. Зачем? Вы можете об этом прочитать в наших статьях рубрики « ». В этой статье я приглашаю вас подумать об одном – о вере в настоящие небеса и настоящий ад, найденный в Библии.

Если то, что Библия говорит о жизни после смерти истина, то мы должны приобрести уверенность, что она будет проведена на небесах. Думаю, стоит потратить на это несколько минут, чтобы проверить собственное будущее, исходящее из текущих поступков, записываемых в книгу жизни.

Есть ли жизнь после смерти? Никто кроме мудрости предков отображённой в Библии не даст ответа о жизни после смерти. Каждый человек может самостоятельно резюмировать свою жизнь: в одной графе добро, в другой зло, — делайте вывод, в какой конечный пункт назначения на Суде Великом получите путевку.

Библия — самая читаемая книга в мире. В ней подробно рассматривается вопрос: «Есть ли жизнь после смерти». И поскольку в ней говорится, что жизнь после смерти для нечестивых, есть вечная жизнь в аду, будет разумно подумать о том, кто идет туда, и как не попасть в страшное место.

ИГРЫ С ДУШОЙ И ВЕЧНОСТЬЮ.

Часто проводят опросы, что люди думают о жизни после смерти. Одни отвечают: «Я просто пользуюсь жизнью здесь и сейчас». Другие говорят: «Я стараюсь не думать о жизни после смерти» или «Если есть жизнь после смерти, то полагаю, что я буду достаточно хорош, чтобы попасть на небеса».

Третьи легкомысленно заявляют: «Я собираюсь отправиться в ад с друзьями». Весьма опрометчивые мысли, не так ли? Чрезвычайно опасно игнорировать предмет или не воспринимать это дело всерьез, играя с вечной судьбой собственной души.

Есть ли жизнь после смерти? Если то, что Библия говорит о жизни после смерти — небеса и ад, — правда, но вы игнорируете ее или превращаете в шутку, тогда вечное проклятие достойная цена, которую вы заплатите легкомыслие к своей бессмертной душе.

Если записи Библии верны, но вы не верите и не действуете согласно писанию, то после смерти вы не пойдете на небеса. Скорее, ваша душа после смерти отправиться в ад, и жизнь будет наполнена вечными сожалениями и страданиями без надежды на спасение. Всю вечность вы будете помнить, как сегодня проигнорировали возможность задуматься о будущей жизни.

Библия говорит … «Ему назначено однажды умереть, а после будет суд»

«И увидел я великий белый престол и сидящего на нем, от лица которого бежали земля и небо … и увидел, что мертвые, маленькие и великие, стоят перед Богом, и открылись книги: открылась еще одна книга, которая является книгой жизни, а мертвых судили на основе тех вещей, которые были написаны в книгах, по их делам …»

Не вижу смысла полностью приводить библейские истины, но дрожь охватывает от писанного в «Откровении»: и были судимы каждый по делам их, и смерть и ад были брошены в озеро огненное. Это вторая смерть. И всякий, кто не был найден написанным в книге жизни был брошен в озеро огненное!

«Не удивляйся этому, наступает час, когда все, кто в могилах, услышат Его голос и выйдут, те, кто сделали добро к воскресению жизни, и те, кто практиковал зло к воскресению вечного осуждения»

Итак, если бы ты сегодня умер, куда бы ты пошел? Небеса? Ад? Библия нам поясняет:
Праведников будут приветствовать в «вечную жизнь»
Нечестивые будут преданы «вечному огню»

СТАТИСТИКА ЖИЗНИ.

Каждая жизнь драгоценна. Но однажды жизнь закончится, и все в свое время станут частью окончательной статистики. В минуту смерти все столкнуться с самым большим откровением – Суд Божий. В тот день, когда вы умрете, ваши убеждения о жизни после смерти, небесах и аду, будут подвергнуты испытанию. Особенно, если ад реальный, и вы недостаточно хороши для рая.

Возможно, вы думаете, как некоторые говорят: «Я не верю во все это». В тот день, когда вы умрете, это будет проверено. Часто вопрошают: если Бог существует и действительно так всемогущ, то почему бы ему не вернуть на землю умершего, чтоб он все рассказал о загробной вечности? А вы уверены в том, что никто не приходил в мир? Ведь сын божий однажды был на земле, среди нас, людей.

Кроме того, посмотрите на вопрос под другим углом: жизнь здесь и сейчас лишь предыстория перед жизнью в большем мире. Но оценка конечного пункта назначения – ад или небеса – будет вестись по делам земным.

А между тем Часы тикают. Однажды близкие соберут ваши похороны. Вы должны найти время прямо сейчас, чтобы подумать о том, что говорит Библия о жизни после смерти. Вечность — это долгое время для сожалений об утерянных возможностях.

150 000 человек каждый день узнают правду о жизни о после смерти, потому что они умирают. Когда вы прочтете до конца этой строки, умерли еще около 10 человек (и не все они отправились на небеса).

Умирает около 1,8 человек в секунду.
= 108 человек в минуту
= 6 461 человек в час
= 155 060 человек в день
= 56 597 034 в год

Люди умирают от сердечного приступа, инсульта, автомобильной аварии, войны, голода, болезней, старости, не рождённые от абортов …

10 человек из 10 умирают. Уделите время размышлению о том, что Библия говорит о жизни после смерти. Это не убьет вас. Лучше потратьте немного времени сейчас, чем сожалеть об этом моменте целую вечность в аду! Почему вы должны подумать об этом? Потому что однажды вы станете частью конечной статистики.

САМОЕ ВРЕМЯ ЗАДУМАТЬСЯ.

Теперь настало время спросить: «Есть ли жизнь после смерти?» Действительно ли есть ад? Есть ли второй шанс после смерти? Однажды будет слишком поздно искать ответы. После смерти уже не будет возможности думать о жизни после смерти. Никто кроме вас самих не даст ответа на поставленные вопросы.

Многие люди не хотят думать о жизни после смерти или даже просто смерти. Вот правда, от которой вы не сможете убежать:

Являетесь ли вы богатым или бедным, известным или неизвестным, красивым или уродливым, сильным или слабым, любимым или ненавистным, жирным или тощим, счастливым или грустным, здоровым или больным, состоящим в браке или одиноким, с высоким доходом или низким … вы все равно умрете!

Вам нужно подумать об этом сейчас, потому что, как сказал один человек, «каждый удар вашего сердца — это барабанный удар вашего похоронного марша». Когда вы умрете, ваши убеждения о жизни после смерти будут подвергнуты проверке. Мы продолжаем говорить об этом, потому что люди, похоже, не думают о вечности души.

В тот день, когда вы умрете, то в точности узнаете ответ – куда попадают души умерших людей. Если ад реальный, и вы не хороший человек в глазах Бога, тогда жизнь после смерти станет для вас вечной мукой. Вы НЕ можете избежать смерти, но можете избежать ада!

ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

У вас есть мысли о жизни после смерти? Может религиозное верование или иные убеждения? Я не интересуюсь, что вы думаете о паранормальных историях испытанными людьми в моменты клинической смерти. Зачем? В какой-то день у вас будет собственный опыт после смерти с конкретным ответом о своей дальнейшей судьбе. Просто дайте себе ответ на занимательный вопрос, когда не перед кем лукавить.

Большинство людей так или иначе готовится к смерти, например, завещание. Но гораздо меньше готовятся к жизни после смерти, в плане обеспечения доброй репутации своей души. Есть ли жизнь после смерти? На земле это вопрос философских мнений, дополняемый сегодня законом сохранения энергии.

Никто не призывает вас к какому-либо верованию. Бог каждому человеку дал свободу воли. Но представьте себе на минуту, что вы стоите перед Всемогущим Богом в день суда. Лучше сейчас выяснить, чем это может закончиться для вас. Прямо сейчас идет заполнение вашей книги жизни, где каждая строчка станет решительным аргументом, куда отправиться ваша душа после смерти.

Все люди смертны. Эта простая истина в каждом возрасте воспринимается по-разному. Маленькие дети ничего не знают о существовании смерти. Подросткам она представляется как нечто далёкое и почти недостижимое. Этим объясняется готовность тинейджеров идти на неоправданный риск, ведь им кажется, что жизнь не закончится никогда, а смерть приходит только к другим.

В зрелом возрасте скоротечность жизни ощущается очень остро. Начинают мучить вопросы о смысле жизни. К чему все эти стремления, переживания, волнения, если впереди ждёт только забвение и тлен? Пожилые люди со временем примиряются с мыслью о собственной смерти , но с особым трепетом начинают относиться к жизни и здоровью своих близких. В старости человек один на один остаётся с мыслями о скором окончании своего земного существования. Кто-то панически боится смерти, другие ждут её как избавления. В любом случае финал неизбежен.

А что будет потом? Что ждёт душу человека? Основные мировые религии сходятся в том, что смерть - это не конец, а только начало.





Буддизм: душа не может умереть

С точки зрения буддизма, смерть - это не только естественный, но и желанный процесс. Она лишь необходимый этап для достижения Идеала . Но Идеала (Абсолюта) достигнут не все.

За гранью жизни

Душа не умирает вместе с телом. Судьба её после смерти зависит от того, как человек прошёл свой земной путь. Возможны три варианта:

  1. Перерождение (переселение).
  2. Достижение нирваны.
  3. Помещение в ад.

Среди наказаний, уготованных грешникам, встречаются следующие:

  • пытки раскалённым железом;
  • наказание замораживанием;
  • истязание поджариванием.

Пройдя все испытания, которые всё-таки следует воспринимать символически , душа перерождается. По мнению буддистов, рождение и жизнь - это не благо, а новые мучения.

Перерождение или нирвана

Грешников ждёт нескончаемая череда переселений. При этом возродиться возможно не только человеком, но и животным, и растением, а также небожителем . Нужно отметить, что перерождается не сама душа в привычном понимании этого слова, а карма - некая ментальность, одной из характеристик которой является способность к многочисленным изменениям или трансформациям.

Праведников после физической смерти ожидает нирвана. Дословно «нирвана» переводится как «угасание». Но пламя жизни не угасает с прекращением существования телесной оболочки человека, а продолжается иным способом. Один из буддийских монахов Нагасен описывает нирвану не только как отсутствие страха, опасности и страданий, но и как блаженство, спокойствие, чистоту и совершенство. Точнее охарактеризовать состояние нирваны весьма проблематично, поскольку оно находится за гранью человеческого мышления.

Ислам: беседа с ангелами

Тело - это всего лишь инструмент, который полностью подчиняется духу. Смерть рассматривается как прекращение функций организма, его отдельных органов и систем. Жизнь прекращается по воле Господа, но забирать душу человека и сопровождать её в иной мир поручается ангелам.

Азраил - посланник смерти

В определённое Всевышним время, когда земной путь человека подошёл к концу, к нему спускаются ангелы. Прежняя жизнь умершего влияет на то, как будет уходить его душа после смерти, насколько легко она покинет тело и что ждёт её в загробном мире. Если умирает праведник , ему сначала являются светящиеся и улыбающиеся ангелы милости, а потом приходит и сам Азраил - ангел смерти.

Чистые души покидают тело плавно и мягко. Мученики, принявшие смерть во славу Господа, и вовсе не сразу осознают, что умерли, так как совсем не ощущают агонии смерти. Они просто перемещаются в иной мир и наслаждаются вечным блаженством . Ангелы всюду приветствуют дух праведника, восторгаясь им и восхваляя все добрые дела, совершённые человеком при жизни.

Грешники умирают мучительно. Они ожидают смерть с испугом и озлобленностью, а души их без всякой жалости буквально вырываются из тел. Ангелы не говорят им красивых слов, не сопровождают к Всевышнему. Наоборот, с ними обращаются пренебрежительно, сталкивая обратно в могилу.

Мункар и Накир - вопрошающие из могилы

После того как душа предстанет перед Аллахом, Он велит ангелам отнести её обратно в могилу, которая является не только последним пристанищем тела, но и начальным этапом перехода к вечной жизни. Именно в могиле душу ждёт разговор с двумя ангелами . Накир и Мункар спрашивают у каждого, какую религию он исповедовал при жизни, верил ли в Бога, совершал ли добрые поступки. Праведники без труда отвечают на все эти вопросы.

Если человек вёл греховный образ жизни, то он может подвергнуться наказанию уже в могиле, выступающей в роли своеобразного чистилища. Ф. Гюлен в статье «Убеждения», размещённой на исламском информационном портале, сравнивает могилу с горьким лекарством, за приёмом которого следует выздоровление и избавление от адских мук.

В загробном мире дух праведника ощущает блаженство рая. Совершённые при жизни добрые дела, прочитанные молитвы предстанут перед ним в виде хороших друзей и помощников. Плохие деяния будут преследовать грешников в виде недоброжелателей, а также змей и скорпионов. Душа, у которой имеются неотпущенные грехи, понесёт наказание, чтобы очиститься и, воскреснув в положенный час, попасть в рай.

После перехода в иной мир учёт добрых и злых поступков человека прекращается, но во внимание принимается всё то, что он оставил на земле после себя. Это могут быть написанные книги, созданные вещи, правильно воспитанные дети, вклад в развитие общества. Всё будет зачтено. Если же какой-либо поступок человека, совершённый при жизни, послужил причиной зла и продолжает приносить вред людям и после его кончины, то грехи будут накапливаться. За них тоже нужно будет ответить и понести наказание.

В назначенный день Аллах воскресит не только душу человека. Его тело также будет возрождено из частиц, которые не подверглись разложению после захоронения.

Иудаизм: бессмертие бесплотного духа

Продолжение жизни души человека после физической смерти - основная идея иудаизма. В Торе понятие бессмертия не раскрывается в полном объёме, в ней затрагиваются вопросы земной жизни людей. О мире ином иудеям вещают пророки.

Связь тленного тела и вечного духа

Уникальность человеку, в отличие от представителей животного мира, придаёт наличие души, которая есть не что иное, как сокровенная суть Бога. Каждая человеческая душа до дня своего земного рождения находится на небе. Связь тела и духа начинается с момента зачатия и прерывается с наступлением смерти.

После смерти тела бесплотный дух пребывает в замешательстве: он видит свою физическую оболочку, но не может в неё вернуться. Душа скорбит и печалится о своём теле 7 дней.

В ожидании приговора

В течение года после смерти у души нет места, где она может обрести покой. Наблюдая за разложением тканей тела, которое служило ей при жизни, душа находится в смятении и испытывает страдания. Это является для неё сильным и весьма болезненным испытанием. Легче всего приходится праведникам и тем, кто не придавал большого значения внешним формам, уделяя особое внимание внутреннему содержанию.

Приговор душе выносится через 12 месяцев. Суд может занять меньше времени, но для грешников и нечестивцев он длится ровно год. Потом душа попадает в Гегейном, где её ждёт очищающий духовный огонь. После этого она может претендовать на жизнь вечную.

Христианство: мытарства грешников

Душе в загробном мире необходимо пройти мытарства, каждое из которых представляет собой наказание за определённый грех. Одолев первое испытание, самое лёгкое, душа переходит к следующему, более тяжкому и серьёзному. Пройдя все мытарства, её ждёт либо очищение, либо низвержение в геенну.

20 истязаний

Личный опыт человека, полученный при жизни, его взгляды и убеждения влияют на прохождение мытарств и их восприятие. Всего уготовано двадцать испытаний:

  1. Празднословие или любовь к пустой болтовне.
  2. Лживость.
  3. Клевета и распускание сплетен.
  4. Лень.
  5. Воровство.
  6. Сребролюбие.
  7. Лихоимство.
  8. Неправедные осуждения.
  9. Зависть.
  10. Гордыня.
  11. Гнев.
  12. Злопамятность.
  13. Убийства.
  14. Чародейства.
  15. Блуд.
  16. Прелюбодеяние.
  17. Содомский грех.
  18. Ересь.
  19. Жестокосердие.

Каждое из пагубных пристрастий, к которому человек был склонен при жизни, после его кончины обернётся бесом (мытарем) и будет мучить грешника.

С сорокового дня до Страшного суда

После завершения мытарств душе показывают райские обители и бездны ада, а на сороковой день определяют место, в котором предстоит ожидать Страшного Суда. Теперь одни души существуют в предвкушении вечной радости, а другие - бесконечных мук.

Из этого правила есть исключение. Невинной душе ребёнка после смерти сразу же будет даровано успокоение и блаженство. А детям, страдающим при жизни от всяких хворей и недугов, Господь разрешит выбрать в раю любое место, которое им понравится.

Когда наступит назначенный час, все тела будут воскрешены, соединятся со своими душами и предстанут перед судом Христовым. Говорить о воскрешении самой души не совсем правильно, поскольку она и так бессмертна. Праведников ожидает вечная жизнь, полная радости, а нечестивцев - адское пламя, под которым следует понимать не привычный человеку огонь, а нечто, известное только Богу.

Свидетельства очевидцев

Существуют свидетельства людей, которые, перенеся клиническую смерть, буквально вернулись с того света. Все они примерно одинаково описывают происходящие с ними события.

После того как душа отделяется от тела, она не сразу осознаёт, что произошло. Наблюдая за своим бездыханным телом, она начинает постепенно понимать, что земная жизнь закончена. При этом сознание человека, его мысли и память остаются неизменными. Многие вспоминают, как перед их глазами промелькнули все события их земной жизни. Кто-то уверен, что, оказавшись в ином мире, смог познать все тайны вселенной, но это знание потом было стёрто из памяти.

Осмотревшись, душа замечает яркое свечение, излучающее любовь и блаженство, и начинает двигаться навстречу свету. Некоторые слышат при этом звук, напоминающий шум ветра, другим чудятся голоса умерших родственников или зов ангелов. По другую сторону жизни общение происходит не на вербальном уровне, а с помощью телепатии. Иногда люди слышали голос, повелевающий душе вновь отправиться на землю, поскольку там остались незаконченные дела и миссия человека до конца не исполнена.

Многие испытывали такое умиротворение, спокойствие и радость, что не хотели возвращаться в своё тело. Но есть и те, кто чувствовал страх и страдания. Потом им требовалось немало времени, чтобы прийти в себя и избавиться от болезненных воспоминаний.

Часто люди, перенёсшие клиническую смерть, меняют своё отношение к жизни, религии и начинают совершать поступки, ранее им несвойственные. При этом все утверждают, что полученный опыт оказал сильное влияние на их дальнейшую судьбу.

Учёные, придерживающиеся материалистических взглядов, уверены, что видения, описанные людьми в состоянии клинической смерти, - всего лишь галлюцинации, вызванные недостатком кислорода. Доказательств реальности посмертных переживаний нет.

Не преступив грани, отделяющей жизнь от смерти, никому не дано знать, что уготовано ему в ином мире. Но каждый может достойно пройти свой земной путь и не совершать злых поступков. Не из-за боязни кары небесной, а из-за любви к добру, справедливости и своим ближним.

Задумывались ли вы, что после смерти происходит с тем, кого мы называем человеком? С телом все понятно - его хоронят или сжигают. Но ведь не только оно определяет личность. Есть еще и сознание. Неужели оно гаснет, когда перестает функционировать организм? Что будет после смерти человека? Об этом рассуждали лучшие умы нашей планеты. Да и простые люди тоже старались вникнуть в суть проблемы. Давайте вместе порассуждаем на эту тему.

Заглянем в прошлое

Есть предположение, что человечество с древних времен интересовалось вопросами переселения душ. Эти мысли породили прообраз религии. Конечно, божественными силами наделяли все непонятные явления. Но и о том, что после смерти происходит с личностью, задумывались. Отсюда и всевозможные идеи о переселении душ, нынче положенные в основу эзотерических учений. Религия решила вопрос объяснить. Сделано это было своеобразно. Адептам веры запрещено фактически рассуждать о том, что происходит с после смерти. Эта информации дается в учениях разного толка.

Людям положено принимать ее за постулат. Наверняка такое давление было оправдано в те времена, когда смерть была делом обыденным. Еще до двадцатого века к ней относились вполне терпимо. Загляните в имеющиеся статистические данные: от эпидемий и войн умирало очень много людей. Изменилось отношение к теме с развитием технологий и внедрением в общество социальных идей. Жизнь провозгласили наивысшей ценностью. Оттого люди все чаще задумываются над тем, что после смерти ждет каждого?

Общество постоянно меняется

Важно понимать - вопросы смерти и жизни никогда не исчезали с основной повестки дня. Сам переход от дыхания и активности к полному небытию завораживал. Но подход к тому, что будет после смерти человека, менялся вместе с развитием общественного сознания. Сами посудите. В средние века люди думали об этом с учетом страха, внушенного попами. Им же рассказывали, что душа грешника попадает в ад. Эти религиозные легенды придуманы в политических, так сказать, целях. Они являются инструментом подчинения больших масс народа. Каждый житель страны боялся, что после смерти его на большой сковороде жарить станут. Нужно слушаться власть имущих, тогда ничего подобного с ним бедненьким не произойдет.

Однако человечество развивается

И не только технически, несмотря на постоянные заявления об обратном. Культура, наука, доступность образования формируют общечеловеческое сознание. То есть набор идей, которыми оперируют люди в своей деятельности. К ним относится и рассматриваемый вопрос. Религиозных деятелей все чаще спрашивают о том, что происходит с душой человека после смерти. И теперь уже легендами от любопытного народа не отделаешься. Людям стали известны такие понятия, как аура, тонкий мир и так далее. Они не позволяют верить россказням о больших сковородках и чертях. Последнее замечание не является критикой религий. Это факт, от которого никуда не деться. Священнослужителям приходится уходить в своих рассуждениях от физического плана вопроса.

Что есть человек?

Подойдем с другой стороны. Любой, кто желает понять, что будет после смерти, должен для начала разобраться, а в Как нам рассматривать того, кто умирает? Это всего лишь тело, наделенное способностью взаимодействовать с окружающим пространством? Может, нечто большее? Знаете, теорий множество. Правда же состоит в том, во что верит каждый отдельный человек. Если ваш исключает наличие души, то нет смысла говорить о том, что будет после смерти. Тело перестало функционировать, следовательно, потеряло возможность реагировать на внешние факторы. Финал! Дальше ничего нет.

Подход спорный, но имеющий своих поклонников. Однако он не объясняет множество фактов, признанных даже консервативной наукой. Если же человек уверен в том, что телом и мозгом его суть не ограничивается, тогда приходится копаться дальше. Ведь с разрушением организма, полной остановкой его функционирования ничего не заканчивается. Некая часть личности не теряет осознания, возможно, и способности взаимодействовать с миром. Мы станем исходить именно из этой концепции. Существует нечто, названное душой, что не умирает вместе с телом. А что с ней происходит?

Научные взгляды

Необходимо сразу сказать, что это самый сложный на сегодня момент. Наука очень консервативна. Да и что следует ею называть? Совокупность общепризнанных представлений о мире. Примерно так трактуют науку словари. Тонкость в общепризнанности заключена. Право утверждать или отвергать теории и идеи приобретает только человек, получивший образование, написавший какие-то труды. То есть чтобы делать всеми учитываемые выводы по любой научной теме, следует самому быть признанным в этом кругу. А кто станет разговаривать с маргиналом, проповедующим революционные идеи? Попробуй, пробейся через преграды консерватизма научных воззрений.

Новаторский подход

Но нашлись люди, решившиеся на этот отчаянный шаг. Так, широко известен эксперимент американских специалистов. Они взвешивали человека во время смерти. Было эмпирическим путем доказано, что масса уменьшается на небольшую величину. Из этого делался вывод о существовании души. Дальше, к сожалению, идут сплошные теории, не имеющие доказательств. Наука на сегодня не может ответить, что происходит с человеком после смерти. Фото, распространяемые в сети, реальными доказательствами вряд ли являются. Чтобы факт стал признанным, его должны подтвердить научные мужи, обладающие непререкаемым авторитетом. Пока таковых не нашлось.

Показания свидетелей

Вот здесь начинается самое интересное. Реально существуют люди, которые сумели вернуться в жизнь после смерти. Медицина развивается достаточно хорошо. Теперь клиническая смерть не является поводом для подготовки похорон. Из нее выводят множество людей. А они иной раз такое рассказывают, что у религиозных деятелей встают. Многие описывают коридор или тоннель, по которому неведомая сила их несет к свету. Другие утверждают, что видели все происходящее с их телом как бы со стороны. Можно ли это объяснить с консервативной точки зрения? Тем более что вымыслами данные свидетельства назвать трудно. Люди рассказывали тонкости, о которых не могли узнать от других. Получается, что остановка функционирования тела не разрушает иную часть личности. Она существует! Может, недолго? Давайте разбираться дальше.

Народные традиции

Не удивляйтесь. В тех обрядах, которыми человечество окружило факт смерти, тоже много смысла. В православии принято устраивать поминальные дни на третий, девятый, сороковой дни, в первую и третью годовщины. Почему так произошло? Есть теория, что душа находится в земном пространстве еще некоторое время после разрушения тела. Ей не хочется покидать этот мир. Трое суток она витает рядом с телом. Потом постепенно ищет пути в другой мир. Однако еще сорок дней может возвращаться. Может, ностальгия ее мучает. Об этом никто не знает.

И только спустя год она полностью уходит из нашего мира. Религия не отвергает этой теории. А как обстоят дела дальше? Что происходит через год после смерти человека? Куда исчезает душа и как она там себя чувствует? В православии считается, что бессмертная суть человека отправляется к Господу. Он ее судит и направляет то ли в рай, то ли в ад. Но это случается не мгновенно. Еще целый год дается родственникам и любящим, чтобы помочь душе очиститься от греха. Им следует усердно молиться за покойного. Тогда он точно попадет в рай. Именно так отвечает религия на вопрос, что происходит через год после смерти. Она находит свое пристанище в том мире, куда попала.

Эдгар Кейси и его теория

Предсказания этого провидца нынче знакомы всем. Мир шатается, хочется найти опору. Вот люди и изучают деятельность личностей, обладавших большими способностями, чем они сами. Слова Эдагара Кейси о смерти и жизни, правда, не так широко известны. А провидец утверждал еще в 1932 году, что придут времена, когда эта тайна окажется раскрытой. Кейси говорил о настоящем бессмертии. Однако не в физическом теле. Смерть является всего лишь переходом личности в иное состояние. Это не трагедия, как считают теперь. Это этап развития каждого человека. Но из-за того, что между периодами жизни и «смерти» стоит непроницаемая преграда, люди этого не осознают. Может, только подсознательно. Еще Кейси утверждал, что с душой после смерти можно общаться. Таковым даром обладала и великая Ванга.

Эзотерическая теория

Идея возникла давно. Эзотерики утверждают, что человек живет сразу в нескольких мирах. Но осознаем мы четко лишь наш, физический. Они ввели понятие тонких тел. По их мнению, эмоции, мысли, чувства создают свои собственные реальности. У каждого человека есть свое пространство, являющееся многомерным. Оно не разрушается. Наоборот. Чем больше людей рождается, тем обширнее становится энергетическая вселенная. Это можно представить как множество прозрачных сфер, находящихся в бесконечном пространстве.

Они пересекаются, накладываются, толкаются, создают отдельные кластеры и постоянно взаимодействуют с другими с неимоверной скоростью. Вернемся к физической смерти. Пока человек живет, он наполняет свои миры тем, что делает на планете. Туда уходят мысли, поступки, намерения, слова, эмоции, решения и так далее. А когда тело останавливает работу, душа попадает в созданное при жизни пространство. Что наработал, то и получишь. Согласитесь, пересекается идейно с религиозным понятием греха. Молится человек, очищает свои миры, наполняет их светом. А когда злится, обижается, ненавидит - готовит себе мучения.

Альтернативная точка зрения

Давайте вернемся к тому, что происходит после года смерти. И обопремся не на а на народные наблюдения. Вы слышали рассказы о том, насколько отпрыски похожи на предков. Этих историй множество в семьях людей. Через много поколений появляется копия ранее жившего человека. Она может быть неполной, но демонстрирует схожесть внешности или характера. Это и удивляет, и наталкивает на размышления. Знаете, что бы нам ни говорили с разных сторон, а приходим мы на планету с одной главной сверхцелью - продолжить жизнь. Люди создают семью и рожают деток. Это самое важное. А творчество, подвиги, работы - лишь приятное дополнение. Потому вопрос, что после смерти будет, имеет совсем иной ответ. Он очевиден и прост. После смерти возникает новая жизнь. Мы а продолжаемся в детях и внуках. Этот процесс бесконечен. И суть его в развитии многомерного мира. Все человечество постоянно творит. Мы не обращаем на это внимания, но каждый ежесекундно наполняет тонкие планы мыслями, чувствами, образами и тому подобное. После смерти мы продолжаем существовать в этом отделенном от привычной планеты пространстве.

Мы, студенты Института Реинкарнационики, на занятии группы, с чудесным номером 13, провели свои

Тема перехода от земного плана к тонкому миру непростая, поскольку у каждого есть личная история ухода близких людей.

Мы, такие разные, но похожие и увлеченные темой прошлых жизней, хотим рассказать, что происходит с душой после смерти.

Ушедшие с земного плана близкие «не совсем умерли». Часто они продолжают некоторое время общаться, подавать неуловимые нам знаки.

Бывает, что Души не задерживаются и сразу устремляются в другой мир. Тема эта многогранна, каждый случай неповторим.

Смерти не существует

Бутырина Найля

Я помню, когда у меня поменялось отношение к смерти. Я перестала ее бояться, когда взглянула на нее по-другому.

Когда я осознала, поняла и приняла, что смерть — это лишь переход в другую форму существования. Смерти как таковой не существует.

Когда умер мой муж, горечь потери и утраты переполняла меня, не давала жить спокойно. Я начала искать возможность хоть как то подтвердить мои надежды, что он жив.

Не мог он проститься со мной навсегда! Восемь лет назад информации было так мало, что я ее собирала по крупицам.

Но случилось чудо! Я нашла то, что искала или чудо само искало меня. В моей жизни появился институт Реинкарнационики. Теперь с уверенностью могу сказать, что нашла все ответы на мои вопросы.

Представляю вниманию историю одного из своих воплощений, которую я видела глазами своей Души. Это эпизод ухода на охоте. Время палеолита, я — мужчина.

“Мы охотились в лесу. Шли цепочкой полукругом в ширину. И вот появился зверь. Все затаились, приготовились. Я скомандовал, и все ринулись в сторону зверя. Начали метать копья и острые пластины (по типу ножа).

Я был впереди, и чья то острая пластина срезала — срубила мне голову.

Душа резко с выхлопом выскочила из тела! От внезапности она похожа на сгусток неровной формы. Потом расплылась такая плотная невесомость … была синяя, потом стала светлая, полупрозрачная.

Душа стала над телом метрах в трех. Ей не хотелось уходить из этого тела. Она сожалеет: «Не время было, еще рано, не должно было этого случиться».

И она пытается опять зайти в это тело. Душа не знает, что ей делать дальше, она в растерянности. Душа плачет, понимает, что тела нет.

Душа прижимается к ней. Чувство очень нежное и теплое. Жена еще не знает о том, что с охоты никто не вернется. Душа просит прощения за случившееся.

У родителей совсем спокойно, и Душа прощается с почтением, с благодарностью, с уважением и с любовью. Она прижимается к матери, но такой нежности и любви, как к жене, нет.”

Одни более заполненные светом и прозрачные, Души беловатые, одну вижу желтую. Все разные по форме, но форма не постоянная, она меняется.

Размерами тоже побольше и поменьше. Передвигаются кто медленнее, кто спокойнее, а кто быстрее. Есть и такие, кто мечется, будто в панике.

Здесь у них нет контакта, они не пересекаются. Здесь каждый занят своим делом. Это души, которые еще не ушли. Кто-то куда-то перемещается, кто-то высоко уходит – у каждого своя дорога. Время не ощущается.

А в это время в племени принесли мое тело на палках, скрещенных между собой. Крика нет, все происходит спокойно. Жена расстроена, но плакать здесь не принято.

Душа перемещается в следующий день — день похорон. Ритуал погребения. Шаман, старые женщины, бубны или что-то похожее на них. Руками выбивают музыку.

Мое тело в хижине, в виде «шалаша». Голова приставлена к телу. Вокруг тела женщины с одной стороны, мужчины — с другой. Женщины приготовили тело, одели браслеты.

Тело красивое и сильное. Душа находится рядом. Мысль: «Мне пора, все дела переделаны.” Процедура погребения. Тело сжигают на костре. Я смотрю на костер. Всполохи огня. Языки пламени поднимаются к небу.

Душа теперь спокойна и стала правильной формы: красивая, полупрозрачная, полу-белая. Размером с небольшой мячик, как мягкое облачко с ровными мягкими краями. Процессия закончилась.

Я отлетаю вверх по-диагонали. Смотрю на своих близких, жену и детей. Я разворачиваюсь и лечу все быстрее и быстрее.

Труба и мягкий приглушенный серый свет. Впереди две Души, но они далеко. Вылетела из трубы. Я ускоряюсь все быстрее и быстрее и лечу Домой.

Я понимаю, я чувствую, я просто знаю, хочется лететь еще, еще быстрее …!»

Объятия Души

Кальницкая Алина

Увидела умирание в одном из воплощений, где я — престарелая женщина. В этот момент что-то светлое и легкое вышло из груди.

Душа увидела внизу ее неживое тело. Наблюдаю за действиями Души и понимаю, что она смотрит и готова к этому выходу наверх.

Душе хочется обнять сыновей. Она подлетает к одному, как будто обнимает его. Душе хочется передать ему какую-то силу, подарить тепло, чтобы он был спокоен за Душу матери.

Потом Душа подлетает ко второму сыну. Гладит его и хочет поддержать. Душа знает, что сын не показывает эмоций, но на самом деле в глубине души переживает.

Мысль только одна: попрощаться и уйти.

Ощущения приятные, будто сидишь на облаке, и тебя качает. Мыслей нет, пустота, будто вытянули все проблемы, и ощущение невесомости.

Умирать не страшно

Лидия Хансон

Когда я узнала, что в Институте Реинкарнационики мы будем проходить через , сначала было чувство интереса и настороженности.

Но, пройдя через этот опыт, понимаю, что это было совсем не страшно! То, что происходит потом, просто удивительно! Вот один из моих опытов.

Я — молодая женщина в современной Европе. Ее жизнь оборвалась довольно рано от выстрела солдата. Когда женщину застрелили, Душа вышла из тела и увидела его, одиноко лежащее на полу.

Глядя на свою физическую оболочку, Душа испытывает чувство сожаления: «Жаль … такая красивая и молодая …»

Душа не задерживается, даже не смотрит, что там осталось. Она летит вверх. Ее никто не встречает, она просто начитает потихоньку уходить, постепенно ускоряясь.

Я выгляжу как голубоватое облако, как эфирное тело — голубой переливающийся эфир. Улавливаю мысли своей Души: «Подальше отсюда».

У нее не то чтобы сильная радость. а удовлетворение — все, нет никаких негативных ощущений! Ощущение расслабления и спокойствия, что все теперь будет хорошо.

Он круглый, но границ нет, как-то выделяется по плотности. И Душа двигается в нем не сразу вверх, а будто по наклонной вверх. “Вижу перед собой переливающийся свет, и от него радость.

Я его еще далеко вижу, но меня радость переполняет, и мне хочется туда идти. И я иду туда!”

Душу нужно отпустить

Алена Обухова

Мое мнение такое, что эту сферу не следует сильно шевелить. На то это и загробный мир, чтобы проводить близких со всеми ритуалами, согласно своих конфессий.

А потом с благодарностью отдавать необходимые почести и внимание и вспоминать на праздники. Главное – отпустить.

У нее было достаточно времени попрощаться с близкими. В иных случаях, когда жизнь обрывалась внезапно, когда Душа еще не была готова уходить, ее встречали родственные Души.

Однажды на сложном уходе Душу вышел встречать весь Род. Это было торжественное зрелище. Я была потрясена, когда на внутреннем экране увидела, как неожиданно, из ниоткуда под виртуальный реквием, появляются тени предков – много, много человек.

Они выстраиваются, и берут эту израненную Душу под руки, и помогают ей идти Домой. Я поняла, что ни при каких обстоятельствах ни одну Душу не оставят.

Эти встречающие Сути внешне приобретают вид тех, кому в данном воплощении Душа доверяла, или Духовных Наставников, или членов семьи.

Там, по другую сторону жизни, нет никакого ада. По дороге есть места отдыха, если коридор оказывается длинным и утомительным. Встречи на той стороне всегда доброжелательны.

Я исследовала около 20 уходов и доверяю своему внутреннему миру. Душа возвращается в уютный и знакомый Дом.

Душа решает уйти

Зинаида Шмидт

Значительную часть своего бытия я провела в попытках разобраться со своей этой жизнью.

Ранее я даже обращалась к умершему папе и просила прислать мне любимого, которого я точно знала, что должна встретить в этой жизни! Это я всегда подсознательно знала!

Как и многие другие, недавно пережила уход близкого человека. В семье мы обсуждали эту тему — .

Часто ответы ко мне приходили во снах, которые приоткрывали для меня странички моего прошлого и давали ответы на вопросы. Мне ещё столько всего надо понять, прочесть, и осмыслить!

Вот мое исследование опыта умирания методом Реинкарнационики. Я задалась вопросом, как происходит уход с земного плана после затянувшейся болезни.

Ответ был неожиданным, потому что в тонком мире, как оказалось, все видится немного по-другому. Необычными для меня были и мысли Души.

Просмотрела уход Души в одном из своих воплощений. В комнате мрак, паутина и равнодушие ко всему. Уже не жизнь, а летаргия, много часов неподвижности.

Эта женщина ослабла и постоянно находится в полудреме. Душа размышляет, что дальше оставаться бессмысленно, оставаться не хочется.

Выполнено, что надо, и Душа принимает решение уйти.

Я посмотрела, как Душа отделяется от тела. Это происходит очень легко. Душа отделяется и быстро поднимается. Она даже не хочет оставаться возле этого тела.

Это такая легкая прозрачная субстанция, как облачко неопределенной формы. Она стремится вверх, чтобы побыстрее исчезнуть с земного плана.

Душа думает: «Выполнила все, что нужно в этой жизни, и свобода. Такая свобода!» Душа стремится в звездное небо. Она в свободном парении.

Встреча в Мире Душ

Ольга Малиновская

На занятии, перехода через умирание в пространство между жизнями, я переместилась в прошлое гармоничное, женское воплощение.

Я — женщина преклонного возраста, и осознанно готовилась к этому переходу. Она исповедалась и просто ожидала этот час.

Я увидела и ощутила выход Души из тела. Это было очень легко, без эмоций, без сопротивления и сожаления. Это так просто, как дышать.

Это было естественное умирание, и оно было во сне. Я увидела, как в один момент исчез магнетизм между телом и Душой , как физическое тело вдруг стало безмерно тяжелым относительно тела Души, и она свободно воспарила в более тонкие измерения.

Далее увиденное сложно описать словами. Легче было бы нарисовать. Абсолютно всё - течение, направление энергии, грани и очертания приходящих силуэтов — были словно подчеркнуты или обведены в радужно-преломленном свечении.

Я увидела группу Душ, которая встречала меня. Они были странным образом выстроены в несколько рядов, образуя форму храма.

В центре основания было сильное свечение, как проход и в то же время похожее на полотно, в которое можно было обернуться и освятить тем самым тело Души.

Мир Душ — это очень красивое и не похожее на наш мир пространство, в котором действуют другие законы. Вся увиденная мною материя необыкновенно живая, более живая, чем на этом плане.

Это многомерность, эта другая, не Земная, палитра цветов!

Душа вечна

Валерий Карнаух

Я монах, может быть иезуит или причастен к какому-нибудь другому ордену. Я с кем-то сражаюсь. В руках у меня меч, и у него тоже.

Затем вхожу в тело и в этот момент вижу лезвие меча, летящее мне на встречу. Блеск его на солнце, и он отрубает мне голову.

Мгновенная смерть — ни боли, ни страха, ни понимания. Из образовавшегося отверстия выплывает лёгкая дымка и начинает подниматься ввысь.

Моя Душа освободилась от плоти и стала свободной. Она покидает эту плоть.

Следующее воплощение было в 1388 году в лесу. Молодой идальго пришёл на тайное свидание к своей возлюбленной.

Чувствую, как комок подкатывает к самому горлу, как не хочется расставаться. Мы любим друг друга. Я молод, мне всего только 32 года. Вдруг мгновенная боль сковывает мои плечи.

Я не могу пошевелиться, мне тяжело дышать. Пытаюсь увидеть, что же произошло, но тело всё сковано. Выхожу из тела и вижу её мужа вместе со своими слугами.

В их руках луки и арбалеты, а у меня между лопаток торчит стрела. Девушка прикрыла рот ладонью, в глазах ужас и слёзы.

В этот момент вижу, что мое тело падает на землю. Из тела выходит дымок в виде морского конька. Не осознанно понимаю, что это я и есть. Мне совершенно безразлично, что происходит с телом. Я Душа лёгкая и свободная, и я улетаю ввысь.

Я думаю, что отработанное тело подлежит оставлять, а не плакать по нему.

Это как дискета с информацией. Институт Реинкарнационики помогает открыть доступ и дает инструменты для считывания информации, которая находится на этой дискете.

В процессе обучения студенты учатся пользоваться этими инструментами, а также передавать знания другим.

Знаки любимым

Александра Элькин: Какая важная тема для меня! После внезапной смерти мамы, горечь утраты терзала мою Душу долгие годы.

И вот, я неожиданно попала в институт и посмотрела смерти в глаза много много раз.

Иногда Душа уходила из жизни спокойно и мудро, а порой так протестовала против внезапной гибели, что потом долго не желала покидать Землю.

Моя Душа, после выхода из тела, иногда пыталась давать знаки моим любимым, но, увы, они были так поглощены страданием!

А так хотелось, чтобы меня услышали, почувствовали мои тонкие вибрации, побыли со мною на одной светлой волне.

Только здесь, в институте Реинкарнационики, я окончательно освободилась от своей боли утраты. Спасибо, Институт, Капитаны, я теперь знаю, как смогу помочь тем, кто продолжает страдать, потеряв своих близких!

Предлагаем Вашему вниманию отрывок группового занятия студентов 1-го курса, из которого Вы узнаете, что происходит с Душой после смерти.

Несмотря на такую печальную тему, мы оказались вдохновлены, и у нас родились идеи и огромное желание помогать людям, внезапно потерявшим своих близких.

Наше исследование в группе стремится перерасти в важный и нужный людям проект. После его запуска с удовольствием поделимся в новой статье для нашего журнала.

Подготовлено совместно группой №13,
студентами 1 курса Института Реинкарнационики

Подпишитесь на обновления журнала , и Вы всегда будете в курсе выхода новых познавательных статей.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).