Толкования на Пс. Позитивное влияние на характер. «Именно эта глубокая эмоциональная уверенность в присутствии высшей разумной силы, раскрывающейся в непостижимой Вселенной, и формирует мое представление о Боге»», — Альберт Эйнштейн

Толкования на Пс. Позитивное влияние на характер. «Именно эта глубокая эмоциональная уверенность в присутствии высшей разумной силы, раскрывающейся в непостижимой Вселенной, и формирует мое представление о Боге»», — Альберт Эйнштейн
Толкования на Пс. Позитивное влияние на характер. «Именно эта глубокая эмоциональная уверенность в присутствии высшей разумной силы, раскрывающейся в непостижимой Вселенной, и формирует мое представление о Боге»», — Альберт Эйнштейн

Полное изучение предыдущей ситуации показало, что наступление хаоса было неизбежно, но он не понимается традиционно, как гибель сделанного.

Гексаграмма 64 — толкование бесконечности, свежего этапа постоянного и законного созидания, которое возможно именно благодаря среде беспорядка и обновления. Расшифровка финальных жизненных обстоятельств содержит по китайской традиции предостережения и напутствия индивиду относительно его сил.

Гексаграмма 64, Вэй-цзи, Ещё не конец.

  • КАНЬ (ВОДА) СВЕРХУ. ОПАСНОСТЬ. СРЕДНИЙ СЫН. СЕВЕР. УХО.
  • ЛИ (ОГОНЬ) СНИЗУ. ЯСНОСТЬ. СРЕДНЯЯ ДОЧЬ. ЮГ. ГЛАЗ.

Свершение. Молодой лис почти переправился, (но) вымочил свой хвост - ничего благоприятного.

В первую очередь, стоит обратить внимание на иероглифы, из которых состоит название гексаграммы. Знак “Вэй” образно соответствует дереву с неполной кроной. Это выражает непроявленность чего-либо. Что касается иероглифа “Цзи”, то, как гласит не только китайская книга перемен, значение у него “Переправа через реку”. Речь идёт о преодолении препятствий и оказании помощи. Подходящий к такому смыслу образ — вода, протекающая на ровном дне.

Стоит также отметить, почему используется символ лисы на протяжении всего развития гексаграммы. Это хитрое и осторожное животное, которое способно быстро скорректировать своё поведение и обдумать дальнейшие шаги при необходимости. Человеку на данном жизненном этапе также стоит стать лисицей, трезво оценивающей ситуацию и приспосабливающейся к препятствиям на пути.

Данный символ выражает Сцепление во внешней триграмме и Погружение во внутренней. Ясность и динамика окружающего мира приводят к панике и суете, потому что душевный мир человека не готов к переменам и опасается их.

Отсутствие каких-либо изменений в ситуации приведёт к бесконечному сожалению. Поэтому основное указание этого знака — сохранить свою мощь в полном объёме. Если энергии не хватит в последний момент, благоприятного исхода ожидать не приходится. Сейчас необходимо остановиться и обдумать происходящее.

Благородным людям триграмма Погружения может также предсказывать искусство. Это значит, что намечается поиск и выявление признаков Абсолюта, т.е. нахождение правды среди множественных аспектов привычной жизни. Пиктограмма обещает счастье тем, кто сможет найти истину в собственном блеске.

Удача подобралась к человеку уже совсем близко, но активничать пока не стоит. Проявите осмотрительность и наблюдайте, как улучшаются обстоятельства. Не нужно делать решающих усилий, потому что ещё придется многое скорректировать. До исполнения желания осталось ждать совсем немного. Правильный выбор в поступках помогут сделать духи.

Гексаграмма 64, Вэй-цзи, Ещё не конец сообщает, что у человека накопился огромный потенциал, который будет реализован чуть позже. Например, уже через несколько месяцев появится шанс проявить решимость. В остальном, торопить события не имеет смысла.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Шестёрка вначале. Грядёт унижение. Качество сейчас важнее, чем количество, так же и луна ярче звёзд. Ресурсов и сил недостаточно для реализации всех планов. Не нужно делать перестановку мебели без консультации с другими членами семьи.
  • Вторая девятка. Удачу принесёт настойчивость. Ускорить разрешение проблемы поможет разбор ключевого вопроса. Для мудрого и правильно оценённого выбора слишком мало времени, так что в спешке шансы на успех снижаются. Остановка всё равно позволит вернуться к движению в любую секунду.
  • Шестёрка третья . Нападение приведёт к неудаче. Приходится совершать дела даже несмотря на последствия. Без корыстных желаний человеку разрешается быть строгим. По книге судеб любые ваши проекты встретят явный протест, но нужно призвать помощников и создать новую стратегию достижения целей.
  • Четвёртая девятка . Разочарование исчезает. Толчок поможет усмирить страну бесов. Большие страны в течение трёх лет. Наступает счастливый шанс, поэтому надо решаться действовать. Личную безопасность себе обеспечивает лишь мудрый и знающий человек. Перестройка фирмы пройдёт без колебаний, так что начнётся новая стадия процветания.
  • Шестёрка пятая . Истинный свет — у продвинутого человека. Личность отличается явным умом и талантом. Небеса исполняют заветное желание. Битва не просто завершена, она выиграна и обещает только хорошее.
  • Наверху девятка . Атмосфера подлинного доверия располагает к распитию вина. Ицзин, книга перемен, толкование этого Яо связывает с завершёнными трудами и возможностью отдохнуть с друзьями. Но если напиться, можно испортить все плоды своих усилий. Нужно знать, как следовать правильным установкам.

Цзи-цзи согласно обычной логике человека больше подходит для заключительной гексаграммы, поскольку говорит о завершённости всех процессов. Но для книги судеб это неправильный подход, который сделал бы жизнь статичной. Китайские традиции, напротив, воспринимают существование как бесконечный и цикличный процесс. У Цзи осуществляет переход к Тай Цзи, и наоборот. Таким образом, любой финал старого цикла является началом другой стадии.

Подробное значение гексаграммы

  1. Процесс находится в начальной стадии, а значит, необходимые для движения силы только начали накапливаться. Если человек не успел в процесс хаоса аккумулировать достаточно мощи, ему придётся пожалеть. Не стоит торопиться в разных делах.
  2. Проход сквозь беспорядок возможен только при уверенности в самом себе, поскольку больше положиться в хаосе не на что и не на кого. По книге Ицзин именно на этой позиции будут полезны некая замкнутость и стойкость, сохранение внутреннего мира. На пути к цели необходимо анализировать каждый шаг заранее.
  3. Начинается выход во внешнюю среду, но сил для него пока недостаточно, так что проявлять активность сразу значит обречь себя на неудачу. Однако ситуация благоприятна для освоения новой стадии творчества, что рождает противоречивые жизненные обстоятельства. Сейчас не нужно вмешиваться в чужие дела и критиковать недостатки окружения.
  4. Чтобы вести работу на этой позиции, требуется стойкость, которая подчеркнёт достаточное количество сил. Подробное толкование гексаграммы 64 на данном этапе рассказывает о выступлении человека против возбуждённого хаоса. Борьба со своими демонами и пороками окружающих будет долгой и осложнённой препятствиями, но мир одобрит такую деятельность. Поэтому личность ожидает похвала, яркое будущее и масштабные результаты труда.
  5. Центральным качеством индивида становится стойкость, которая делает личность благородной. Важным отличием этой стадии является и распространение благородства на всё окружением. Именно с такой деятельностью человек достигает гармонии. Внутренняя правда сияет, озаряя пространство, поэтому даже мрак и хаос не препятствуют новому циклу созидания.
  6. Всё уже было достигнуто ранее, и теперь нужно просто наслаждаться старостью. Многомерное изучение китайской книги перемен показывает, что умиротворение можно найти в спокойном пире, который возможен благодаря внутренней правде и душевным силам. Бездеятельность в такой ситуации будет оправдана, потому что отдых является вполне заслуженным. И напротив, любые активные действия в такой ситуации приведут к развитию хаоса с новой силой.

Расширенное толкование знака

Этап результативной деятельности по формированию состоявшейся личности завершён и привёл к полноте жизненного бытия. Человеку удалось добиться реализации всех желаний и осуществить задуманные планы. Большинство целей позади, но ничего нового не придумано. Оставаться в таком положение не стоит, поэтому во избежание застоя оставьте свои достижения. Выступайте на неизвестную дорогу развития, чтобы продолжить поиски себя.

На иной стадии совершенствования по книге перемен стоит ожидать и равнодушия, и враждебность. Кроме того, поддержку тоже никто индивиду не окажет. Нужно укрепить собственные силы и применить былой опыт, проанализировать прошлые знания. Размышляйте над своим текущим потенциалом и старайтесь реализовать его. В противном случае можно потерпеть поражение из-за непредусмотрительности.

Гексаграмма помогает человеку разобраться в положении его дел перед отправкой в новой путь, т.е. перед иносказательной речной переправой. До первого шага ещё есть время, поэтому уделите сборам достаточно внимания. Подумайте о том, как использовать полученные блага, как в дальнейшем вести жизнь в лучах славы и успеха. Это не пустые рекомендации, поскольку не каждый индивид способен выдержать бремя популярности и богатства.

Значение гексаграммы 64 заключается в будущих свершениях, но стабильное счастье нужно будет суметь сохранить. Не забывайте, что покой сменяет активность, а печаль — радость. Главное, не топтаться на месте и не бояться трудностей.

Избавьтесь от робости и приложите все усилия, чтобы исполнить самое сокровенное желание. Сейчас Небеса не отвечают за ваши мечты, поэтому всё зависит от реальной деятельности личности. Включайтесь в собственную жизнь активнее и помните, что движение бывает не только в горизонтальной плоскости. В конечном итоге вас ожидает новый духовный опыт, а это прекрасно.

Внимательно сейчас стоит изучить отношения с миром. Для решения текущих задач требуется изменить общение с друзьями и коллегами. Заводите знакомства с интересными лицами, но не перегружайте окружение своими проблемами. Старайтесь проявить заботу и помощь другим людям.

Профессиональная область деятельности сейчас кажется совершенно неизведанной и новой. Огорчения будут, но они поправимы со временем, когда накопится достаточно опыта. Первые успехи принесут искреннюю радость. Не беритесь за те дела, которые требуют отсутствующих у вас знаний. Незначительные задачи решайте постепенно, чтобы накапливать возможности стать мастером на любимой работе.

На руководящей должности важно собрать надёжную команду и заручиться одобрением проверенных покровителей. Также старайтесь узнать всю информацию о сфере рынка, в которой трудитесь, и о возможных конкурентах.

Гексаграмма 64, расширенное толкование которой связано с переменами, советует человеку отринуть поспешные действия, сконцентрировать свои средства и силы, собраться с мыслями. Тогда в самый удачный момент решительный шаг будет очень коротким и эффективным.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  • Над горой развевается полотно флага. Выражение победы в стартовом состязании.
  • Человек с длинным ножом и топором в разных руках. Олицетворение уважения и статуса благодаря истинной вере индивида.
  • Флаг с иероглифом Лин (“приказ/декрет”) в руках у человека. Как показывает Ицзин, гексаграмма 64 этим сюжетом отсылает к образу власти.
  • На земле сидит тигр. Картинка говорит о резком и существенном падении авторитета.
  • Центральный образ — высушивание озера ради нахождения жемчужины.
  • Главный символ — благословение прячется почти у всех людей в беспокойстве и печали.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  1. Маленькая лиса, замочив хвост при речной переправе, не сможет посодействовать в деле.
  2. Пиктограмма июля максимально успешна по китайской книге зимой, а неблагоприятна только осенью.
  3. Преодолев снежную бурю в машине, не нужно расслабляться до того, как окажетесь дома. В противном случае бдительность снизится, и автомобиль попадёт в кювет после потерянного управления.

Как интерпретировать символ при гадании

  • Область бизнеса радует успехами, которые, впрочем, ожидаемы. Дела нужно развивать не спеша, привлекая максимум усилий. Кроме того, постарайтесь полюбить свою работу.
  • Отношения с миром вполне стабильные. Как показывает книга Ицзин, толкование политических и социальных дел с такой гексаграммой тоже сводится к успеху. Если цель покажется иллюзорной, не нужно останавливаться и сомневаться в себе.
  • Взаимоотношения полов на стадии изучения друг друга, поэтому о любви говорить пока рановато. Однако знакомство с новым партнёром очень радует, поэтому можно продолжать завоёвывать внимание человека.
  • Сфера здоровья отличается хорошим самочувствием индивида. Сейчас не наблюдается каких-либо нервных срывов или происшествий, ведущих к развитию недугов.

На дорогу перемен вступал мудрый, терпеливый, ответственный и сдержанный человек. Именно поэтому духовные и материальные блага при желании будут достигнуты.

Гексаграмма 64 — толкование прекрасного пути саморазвития и достижения заветных целей. Такая ситуация возникала и раньше, но теперь успеху благоприятствует не только судьба, но и сама личность.

В нумерологии обычно расшифровывают значение однозначных чисел от 1 до 9, но некоторые важные двузначные цифры рассматриваются отдельно. Число 64 обладает особой магией и сакральным значением.

Число 64 наполнено особым сакральным значением

Общее значение

Каждое число в нумерологии имеет свою особенность. Учеными нумерологами давно доказано, что жизненный код играет далеко не последнюю роль в судьбе человека. Так особое сочетание цифр способно как поднять человека на высокий уровень жизни, так и сбросить его на самое дно социальной лестницы. Если правильно воспользоваться своим кодом можно избежать многих проблем связанных с цифровой магией.

Значение числа 64 в нумерологии нужно рассматривать как характеристику двух цифр: шестерки и четверки. Шестерка в нумерологии означает - баланс, уравновешенность, гармонию между духовной и материальной сферой нашей жизни. Четверка символизирует стабильность, уверенность. Значит, 64 означает устойчивый и непоколебимый баланс духовного и материального в жизни. В Древней Греции 64 считали символом правосудия.

Влияние на жизнь человека

В первую очередь, цифра 64 оказывает влияние на характер. Люди, под влиянием 64, характеризуются добротой и отзывчивостью. Они коммуникабельны, спокойны, уверены в себе, умеют слушать и слышать собеседника, внимательны к различным мелочам.

Положительные качества

  • целеустремленность;
  • ответственность;
  • уравновешенность;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • организованность;
  • исполнительность.

Негативные качества

  1. Человек может слишком увлечься своими делами и забыть о просьбах близких людей. Нужно больше сил вкладывать в семейные отношения.
  2. Такие люди сложно переносят перемены. Им бывает тяжело привыкнуть к новому. В такой период могут быть раздражительными.
  3. Бывают очень упрямы. Это становится причиной семейных конфликтов.

Подходящие профессии

Упрямство и скрупулезность носителей числа 64 в повседневной жизни может казаться недостатком, однако в работе играет на руку. Человек добивается высоких результатов в выбранной профессии. Они склонны к точным наукам, обладают организаторскими способностями. Хорошо усваивают и передают знания другим людям. Легко находят общий язык с окружающими.

Могут стать достойными социальными работниками. Возможна реализация потенциала в медицине или педагогике. В виде игры отлично находят подход к детям. У них развито воображение, могут связать свою жизнь с искусством.

  1. Если 64 случайно встречается на жизненном пути - это знак того, что человек слишком погряз во внутренних переживаниях. Нужно быть более бдительным и следить за реальным миром.
  2. В Древней Греции философы считали 64 символом материального достатка.
  3. В Древнем Риме эту цифру связывали с успехом в любовной области.
  4. Счастливым талисманом числа 64 является белый и темно-серый цвета. Можно дополнить свой гардероб украшениями таких цветов или элементами одежды и привлечь удачу.
  5. В Древнем Китае 64 считали священным числом, т.к. существует 64 гексаграммы, которые нужно разгадать.
  6. Древний философ упоминал о сакральном значении цифры 64, связывая ее с шахматной доской, на которой такое же количество клеток. Утверждал, что в философском значении игра в шахматы - это битва света и тьмы.

64 китайские гексаграммы из Книги перемен

В нашей жизни люди сталкиваются с огромным количеством цифр. Одни оказывают небольшое влияние на жизнь человека, другие весомое. Особое воздействие идет от даты и времени рождения. Если в вашей жизни присутствует цифра 64, используйте по максимуму положительные качества. Так можно привлечь счастье и удачу.

Этот псалом призывает нас воздать Богу славу за Его силу и милость, которые проявляются (I) в царстве благодати (ст. 2) в том, что Он слышит молитвы (ст. 3), прощает грех (ст. 4), насыщает души людей (ст. 5), защищает и поддерживает их (ст. 6).

(II) В царстве провидения в том, что Он поставил горы (ст. 7), укрощает моря (ст. 8), поддерживает постоянную смену дня и ночи (ст. 9) и делает землю плодоносной (ст. 10-14). За все эти благословения мы в долгу перед Богом, и поэтому нам легко настроиться на этот псалом, воспевая его.

Начальнику хора. Псалом Давида для пения.

Стихи 2-6 . В этом псалме, приступая к престолу благодати, Давид не проявляет беспокойства о себе, а в самом его начале обращается к Богу, как к главе и устам собрания. И обратите внимание:

I. Как он воздает славу Богу (ст. 2).

1. Смиренным благодарением: «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе; она ожидает, чтобы быть принятой вместе с благодарением. Когда Бог приближается к нам со Своим благоволением, мы должны выходить навстречу, чтобы встретить Его хвалой и ожидать, пока день не угаснет. «Хвала ожидает тебя с абсолютной удовлетворенностью Твоей святой волей и зависимостью от Твоей милости». Когда мы готовы за все благодарить, тогда слава ожидает Господа. «Хвала ожидает, чтобы Ты принял ее»; левиты ночью стояли в доме Господнем, готовые воспеть свои песни хвалы в назначенный час (Пс 133:1,2), и таким образом их хвала ожидала Его. «Хвала для Тебя замерла» (дословный перевод), как слова, не достаточные для выражения величия милости Бога, пораженные беззвучным восхищением ею. Как существуют святые воздыхания неизреченные, так существует и святое неизреченное восхищение, которое в то же время будет принято Тем, который испытывает сердца и знает, какая мысль у Духа. Наша хвала молчалива, чтобы хвала благословенных ангелов, которые превосходят в силе, была услышана. Пусть не будет возвещено Ему, что я говорю, ибо если человек вознесет Богу всю славу, то безусловно будет поглощен (Иов 37:20, английский перевод, KJV). Перед Тобой слава считается безмолвной (халдейский перевод) - настолько Бог превознесен выше наших благословений и хвалы. Слава всего мира принадлежит Богу, но ожидает она Его только на Сионе, в Его Церкви и среди Его народа. Все Его дела славят Его (они служат поводом для хвалы), но лишь Его святые благословляют Его действенным восхищением. Искупленная Церковь поет Ему новую песнь на Сионе (Отк 14:1,3). Сион – это место обитания Бога (Пс 75:3). Блаженные, пребывающие с Ним на этом месте, будут продолжать славить Его.

2. Искренней верностью: «…Тебе воздастся обет, то есть принесется обещанная жертва». Бог не примет наше благодарение за обретенные милости, пока мы не совершим обеты, данные в то время, когда стремились к этой милости, ибо лучше не обещать, чем обещать и не исполнить.

II. За что Давид воздает Богу славу.

1. За то, что Он слышит молитвы (ст. 3): «Хвала ожидает Тебя на Сионе (англ.пер. KJV)», но почему она уже приготовлена?

(1) «Потому что Ты готов услышать наши просьбы. Ты слышишь молитву! Ты можешь ответить на каждую молитву, ибо в Твоих силах сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф 3:20), и Ты ответишь на каждую молитву веры с доброжелательностью». Среди Его отличительных черт также упоминается, что Бог слышит молитвы, и это в огромной мере прославляет милость Бога и ободряет нас. И мы многого лишаем себя, если не используем всякую возможность прославить Его за это.

(2) Так как благодаря этой Его особенности мы готовы бежать к Нему всякий раз, когда оказываемся в беде. «Поэтому, так как Ты являешься Богом, слышащим молитвы, к Тебе прибегает всякая плоть». Вполне справедливо Тебя ожидает хвала каждого человека, как и молитва человека, оказавшегося в нужде или бедствии (чего бы он ни делал при благоприятных обстоятельствах). Сейчас к Тебе приходят только потомки Израиля и последователи их религии, но когда дом Твой назовется домом молитвы для всех народов, тогда к Тебе придет всякая плоть и будет принята (Рим 10:12,13). Поэтому давайте придем к Нему, придем смело, так как Он – Бог, слышащий молитвы.

2. За прощение грехов. В этом отношении кто Бог, как Ты, прощающий (Мих 7:18)? Благодаря этому качеству Он возвещает имя Свое (Исх 34:7), и за это Его ожидает слава (ст. 4). «Наши грехи достигают небес, дела беззаконий превозмогают нас. Они так многочисленны и отвратительны, что мы смущаемся и готовы впасть в отчаяние, когда они выстраиваются перед нами. Они превозмогают настолько, что мы не можем притворяться, что уравновешиваем их своей праведностью, и поэтому когда мы предстаем перед Богом, то наша совесть обвиняет нас, и нам нечем ответить. Что же касается наших преступлений, то благодаря Своей милости и ради праведности, данной Тобой, Ты очистишь преступления наши, чтобы мы не были осуждены за них». Обратите внимание: чем большей опасности мы подвергаемся из-за своего греха, тем больше имеем повод восхищаться силой и богатством прощающей милости Божьей, которая может свести на нет угрожающую силу наших многочисленных преступлений и страшных грехов.

3. За радостное расположение духа, которое Бог дает тем, кто приходит к Нему, и за утешение, которое они имеют в общении с Ним. Мы прежде должны быть очищены от беззакония (ст. 4), а затем приглашаемся к Божьим алтарям (ст. 5). Тот, кто вступил в общение с Богом, безусловно обретет в Нем истинное блаженство и удовлетворение.

(1) Они блаженны. Блажен не только народ (Пс 32:12), но и блажен человек, определенная личность, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Он счастлив, ибо у него есть твердое доказательство божественного благоволения и надежный залог вечного блаженства. Здесь обратите внимание:

Что означает прийти в общение с Богом, чтобы обрести это блаженство. Во-первых, это означает приблизиться к Нему, вступив с Ним в завет, направив к Нему все свои наилучшие чувства и стремления; общаться с Ним, как с тем, кого мы любим и высоко ценим. Во-вторых, это означает обитать в Его дворах, как это делали священники и левиты, для которых дворы Божьи были домом. Это означает быть постоянным, совершая религиозный долг, и ревностно относиться к нему, как к месту своего проживания.

Как мы приходим в общение с Богом. Не благодаря каким-либо собственным заслугам или умению, а по избранию Божьему: «Блажен, кого Ты избрал и таким образом отличил от других, которых предоставил самим себе»; благодаря Его действенной благодати, сопутствующей этому выбору. Кого Он избрал, тем позволил и приблизиться, не только пригласил, но склонил и дал возможность подойти к Себе поближе. Он привлекает их (Иоан 6:44).

(2) Они насытятся. В этом месте псалмопевец меняет действующее лицо и говорит не «он» (т.е. человек, которого Ты избрал) насытится, а «мы насытимся». Тем самым он учит нас применять эти обетования к себе и действенной верой вставлять в них наши собственные имена: «Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего». Обратите внимание:

Святой храм – это дом Бога: там Он пребывает и издает Свои постановления.

Бог содержит хороший дом. В нем присутствует изобилие милости, праведность, благодать и все утешения вечного завета. Благодати там достаточно для всех, достаточно для каждого; она всегда готова для нас; она дается бесплатно, без денег или цены.

Среди этих благ присутствует то, что насыщает душу, чем могут насытиться все благодатные души. Позвольте им иметь удовольствие общения с Богом – и это насытит их. Они имеют достаточно и не желают большего.

4. За славные проявления Его силы в их защиту (ст. 6): «Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш!» Эти слова можно понять как порицание, которое Бог через провидение иногда выражает Своему народу. Он часто дает им ужасающие ответы, чтобы пробудить и оживить их, но всегда совершает это в праведности. Он никогда не причиняет им вреда и не желает плохого, ибо даже в такой ситуации является Богом их спасения (см. Ис 45:15). Но скорее эти слова нужно понимать как суды Божьи над их врагами. Как праведный Бог, как Бог, которому принадлежит мщение, который защищает и спасает Свой народ, Он отвечает на молитвы Своего народа, посылая ради них разрушения среди язычников и воздавая по заслугам их гордым притеснителям. «Чудесными делами, - читаем мы в некоторых переводах, - которые удивляют и которых мы не ожидали» (Ис 64:3). Или: «делами, которые вызывают благоговение, Ты ответишь нам». Святая свобода, благодаря которой мы допущены во дворы Божьи, и близость к Богу не должны угашать наше благоговение и святой страх перед Ним, ибо страшен Ты, Боже, во святилище Твоем.

5. За Его заботу о Своем народе, как бы он ни бедствовал и где бы ни находился. Бог является упованием всех концов земли, то есть всех святых во всем мире, а не только тех, которые относились к семени Израиля, ибо Он – Бог не только иудеев, но и язычников, упование всех, находящихся далеко от Его святого храма и его дворов, которые живут на островах языческих или же расположены в бурном море. Они уповают на Тебя, вопиют к Тебе, когда не знают, что делать (Пс 106:28,29). Верой и молитвой мы можем поддерживать наше общение с Богом, черпать от Него утешение, где бы мы ни находились – не только на торжественных собраниях народа Божьего, но и далеко в море.

Стихи 7-14 . Чтобы еще больше восхищаться чудесными излияниями Божьей благодати, очень полезно размышлять о Его силе и всемогуществе как Бога природы, о богатствах и изобилии царства Его провидения.

I. Он поставил землю, и она стоит (Пс 118:90). Он поставил горы силою Своею (ст. 7);

Он сразу накрепко поставил их и продолжает удерживать, хотя иногда они колеблются землетрясениями. Feriuntque summos. Fulmina montes. Молния ударяется, но величественны горы стоят. Поэтому их называют вековые горы (Авв 3:6), в то же время Писание говорит, что завет Бога с Его народом стоит тверже их (Ис 54:10).

II. Он укрощает море и успокаивает его (ст. 8). Море во время шторма издает большой шум, что делает бурю более пугающей, но когда Богу угодно, Он повелевает волнам и лавинам замолчать и уснуть и быстро превращает шторм в тишину (Пс 106:29). Благодаря подобной перемене в море и предыдущему примеру о незыблемости земли, становится очевидно, что и море, и суша препоясаны силой. Наш Господь Иисус привел хорошее доказательство Своей божественной силы, когда повелел ветру и волнам, и они повиновались Ему. К этому примеру, когда Он успокоил море, можно добавить пример той же природы, когда Он усмирил мятеж народов – обычных людей. Нет ничего более неуправляемого и неприятного, чем бунт толпы и оскорбления сброда, но Бог может усмирить даже таковых тайными путями, которых они сами не знают. Или, возможно, в этих стихах подразумевается ярость врагов Израиля (Пс 2:1). У Бога есть много способов усмирить их, и Он заставит их молчать вечно.

III. Он обновляет утро и вечер, и их кругооборот постоянен (ст. 9). Эту регулярную смену дня и ночи можно рассматривать (1) как пример великой силы Бога, которая вызывает у всех благоговение: «Убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли». Увидев их, они убедятся, что существует верховное Божество, всемогущий монарх, которого они должны бояться и трепетать, ибо в этих знамениях проявляются невидимые откровения о Боге, и поэтому Писание говорит, что они учреждены для знамений (Быт 1:14). Многие из тех, кто живет в удаленных и темных уголках земли, были так напуганы этими знамениями, что испытали побуждение поклоняться им (Втор 4:19), не задумываясь о том, что это были Божьи знамения, неоспоримые доказательства Его силы и главенства, и поэтому они должны были привести их к поклонению Господу.

2. Эти знамения, являясь также примером великой Божьей милости, приносят всем утешение: «Утро (т.е. время до того, как солнце встанет) и вечер (т.е. до того, как солнце сядет) возбудишь к славе Твоей». Так как именно Бог утром рассылает солнечные лучи и вечером опускает занавес, то именно Он из благоволения к человеку дает ему повод радоваться и восходу и заходу. Как противоположны по своей сущности свет и тьма, так нерушимо разделение между ними (Быт 1:4);

оба эти явления приветствуются миром в нужное время. Трудно сказать, чему мы больше радуемся – утреннему свету, который содействует дневным заботам, или вечерней тени, сопутствующей ночному отдыху. Разве не дожидается стража утра? В той же степени наемник жаждет вечерней тени. Некоторые под этими словами подразумевают утреннюю и вечернюю жертву, чему радовались все благочестивые люди, чем постоянно выражалось почтение Богу. «Ты возбуждаешь их петь» (стоит в оригинале), так как каждое утро и вечер левиты воспевали песни хвалы – это требовалось каждый день. Мы должны рассматривать поклонение наедине и в семьях, как одно из самых необходимых каждодневных занятий и самое приятное каждодневное утешение. И если мы таким образом поддерживаем общение с Богом, то смена утра и вечера будут радовать нас.

IV. Он насыщает водой землю и делает ее плодоносной. Об этом примере Божьей силы и милости, которую Он распространяет повсюду, данный псалом упоминает либо по поводу необычно щедрого урожая, либо из-за своевременного дождя после длительной засухи. Очень легко проследить, как сильно плодородие этой нижней части сотворения зависит от влияния высшей. Если небеса становятся как медь, а земля как железо, то это демонстрирует неразумному миру, что все блага и совершенные дары нисходят свыше (omnia desuper – все приходит свыше). Мы должны возводить наши очи к горам, выше небес, где присутствуют первоисточники всех блаженств, заглядывать дальше; и туда же должна возвращаться наша хвала, как и первые начатки земли в возношениях поднимались к небесам в знак того, что оттуда они были получены. Все Божьи благословения, в том числе и духовные, выразились излиянием на нас Его праведности. А теперь обратите внимание, как здесь описывается общее благословение дождя с небес и плодородных времен.

1. Как четко в нем проявляется сила и милость Бога, которые здесь представлены огромным разнообразием энергичных выражений.

(1) Господь, сотворивший землю, посещает ее, обеспечивает ее, представляет доказательства Своей заботы о ней (ст. 10). Он посещает ее с милостью, и за это жители земли должны в ответ славить Его.

(2) Бог, сделавший землю сухой, насыщает ее водой, чтобы она была плодоносной. Хотя земля производила плоды и процветала до того, как Бог сотворил дождь, но даже в то время над землей стоял туман, который отвечал этому предназначению и орошал все лице земли (Быт 2:5,6). Наши сердца являются высохшими и бесплодными, пока сам Господь не станет для нас росой и будет орошать их, а растения Своего собственного насаждения Он будет поливать, чтобы они разрастались.

(3) Дождь – это поток Божий полон воды; облака – источники этой реки, которые текут не случайно, а по каналу, вырубленному Богом для этого. Потоки дождя, как и потоки воды, Он поворачивает, куда Ему угодно.

(4) Этот поток Божий обогащает землю, которая без него очень скоро стала бы бесплодной. Богатства земли, производимые ее поверхностью, более щедры и полезны для человека, чем те, которые сокрыты в ее недрах. Мы можем вполне пристойно жить без серебра и золота, но не сможем прожить без зерна и травы.

2. Сколько пользы получает от дождя земля и человек.

(1) Земля. Своевременный дождь преображает ее лицо; ничто не освежает и не оживляет больше, чем дождь на скошенный луг (Пс 71:6). Даже глыбы земли, откуда, кажется, дождь скатывается, щедро орошаются, так как во время дождя они напиваются. Ее борозды, образованные плугом и предназначенные для семян, образовываются с помощью дождя и делают ее пригодной, чтобы принять их (ст. 11);

дождь размягчает ее. То, что смягчает почву сердца, устрояет его, ибо этой благодатью сердце утверждается. Таким образом благословляется начало года, и если весна, первая четверть года, благословлена, то это является залогом благословения для целого года, который Бог венчает благостью Своей (ст. 12) и окружает со всех сторон, как венец – голову, чтобы дополнить его утешения в той же степени, как цель венчает усилия. Давид говорит: «…стези Твои источают тук», ибо весь тук, присутствующий на земле, который насыщает ее плоды, исходит от начатков божественной милости. Куда бы Господь ни пошел, за собой Он оставляет знаки Своей милости (Иоил 2:13,14), и таким образом стезя, по которой Он прошел, сияет. Эти доказательства Божьей милости, проявленные к этому нижнему миру, очень интенсивны и обильны (ст. 13): они источают на пустынные пажити, то есть не только на те места, где проживают люди. Пустынные места, о которых человек не заботится и от которых не получает выгоды, не избегают внимания божественного провидения; и их полезность способствует славе Бога, как великого покровителя всего сотворенного, хотя они и не приносят быстрой выгоды человеку. Мы же должны быть благодарны не только за то, что служит нам, но и за то, что приносит пользу любой другой части сотворения, ибо таким образом это все приносит почести Творцу. Пустыня, которая не дает столько же плодов, как возделанная земля, принимает столько же дождя с небес, сколько и плодородная почва, так как Господь творит добро и нечестивцам, и неблагодарным. Дары Божьей щедрости так изобильны, что благодаря им небольшие холмы препоясываются радостью, при этом даже с северной стороны, которая меньше всех получает солнца. Холмы также нуждаются в Божьем провидении, Господь помнит и о небольших холмах. По Своему желанию Он может заставить их прыгать (Пс 113:6), а может заставить и радоваться.

(2) Человек, живущий на земле. Бог, обеспечивая землю дождем, готовит для человека зерно (ст. 10). «Земля, на которой вырастает хлеб», - говорит Иов (Иов 28:5), ибо из нее выходит зерно, но каждое зернышко, содержащееся в колоске, который выходит из земли, приготовил сам Бог. Поэтому Он обеспечивает землю дождем и таким образом готовит зерно для человека, у ног которого Он возложил все остальные творения и для чьего использования они были созданы. Когда мы задумаемся о том, что ежегодное производство зерна является не только проявлением той же силы, которая воскрешает мертвых, но и примером силы, которая не очень отличается от нее (о чем говорит наш Спаситель, Иоан 12:24), и что постоянная выгода, которую мы получаем от этого, является примером милости, пребывающей вовек, то у нас появляется повод подумать о том, что Бог готовит зерно для нас. Количество зерна и стада являются двумя производствами, которыми земледелец, незамедлительно перерабатывающий плоды земли, обогащается. И оба эти производства - продукты божественной милости, которая насыщает землю водой (ст. 14). Благодаря ей луга одеваются стадами (ст. 14). Эти луга так щедро покрыты стадами скота, что кажется, будто они одеты в стада, возлежащие на них, но в то же время луга не перегружены. Скот так хорошо питается на них, что становится украшением и славой пастбищ. Долины так плодоносны, что во время сбора урожая кажется, что они покрыты хлебом. Чаще всего наиболее плодородными являются ниже расположенные части земли, и один акр смиренной долины стоит пяти высоких гор. Но и поля хлеба и плодородные пастбища соответствуют цели своего сотворения. Они восклицают и поют, так как приносят почести Богу и утешение – человеку, потому что дают нам повод для радости и хвалы. И как нет земной радости больше, чем радость при сборе урожая, так и среди иудеев нет подобных пиршеств Господних, которые праздновались бы с особым выражением благодарности, как праздник собирания плодов в конце года (Исх 23:16). Пусть же все эти дары божественной щедрости, которые мы вкушаем каждый год и каждый день, усилят нашу любовь к Богу, как к наилучшему из существ, и побудят нас славить Его своими телами, о которых Он так хорошо заботится.

Это сложное число, состоящее из двух простых цифр - шестерки и четверки. Шестерка наполнена любовной энергией: она символизирует баланс сил, гармоничные отношения в семье и тепло домашнего очага. Это знак добрых людей, которые готовы помочь человеку без какой-либо корысти. Четверка символизирует практичность, организационные умения и точные науки. Древние греки считали, что четверке покровительствует бог Юпитер, который является символом правосудия.

В четверке также присутствует влияние всех чисел, которые расположены в ряду до нее. Они наделяют носителя упорством, умением отдаваться выбранной профессии и скрупулезностью. Четверку можно представить в виде квадрата, у которого равны все стороны. Так же ее нередко ассоциируют с крестом.

Значение в мифологии, религии и истории

В римской мифологии эта цифра неотрывно связана с любовной тематикой, а древнегреческие философы считали ее аналогом совершенства. В составе 64 присутствует число шесть: именно столько дней прошло от начала сотворения мира до появления на земле человека. А потому данную цифру вполне можно считать символом накопленных знаний и материального достатка. Носители 64 отличаются спокойным и уравновешенным характером.

Они хорошо ладят с людьми и способны передавать свой накопленный опыт. Довольно часто они выбирают для себя профессию педагога, медицинского или социального работника. Появление шестидесяти четырех - это верный признак проблем со здоровьем. Также высшие силы требуют от вас повышенного внимания к своим близким людям.

Древние жители Америки поклонялись четверке - второй цифре в числе 64. Ее можно заметить в молитвах, ритуальных обрядах и танцевальных движениях. Так же четверка прослеживается в военной тактике этого народа. Ее носители не любят тратить время понапрасну, кроме того, у таких людей отсутствует развитое воображение. Все это нужно для того, чтобы человек мог сосредоточиться на отдельно взятой задаче. Появление на жизненном пути 64 может указывать на то, что вы погрузились в свой внутренний мир и не следите за реальностью.

Позитивное влияние на характер

Носители 64 четко следуют поставленной цели. Это прагматичные, высокоорганизованные и принципиальные люди. Как правило, о них говорят "хозяин своего слова". Если такой человек дал вам обещание, то оно будет исполнено в не зависимости от обстоятельств. Основными позитивными качествами носителей шестидесяти четырех являются: усидчивость, трудолюбие, человеческое отношение, мудрость, добросовестное отношение к своим обязанностям.

Недостатки, связанные с влиянием 64

Его носители отличаются рядом недостатков. Как правило, они проявляются у людей с низким уровнем интеллекта и духовного развития. К ним относится упрямство и отсутствие развитой фантазии. Это классические буквоеды, приветствующие бюрократию и старинные устои. Они плохо переносят перемены и стараются избегать прогрессивных решений.

В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва, которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( ст.) – историческо-покаянный, другой ( ст.) – умилостивительно-просительный,

1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа.

. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,:

. как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы.:

«О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324).

Сам образ "расторж ения небес" и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения () и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры (), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае (; ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» (), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» (). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего.:

. Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него.:

«Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно (; Пс.105и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ().

«Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал» . Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., ; ; ; ; и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ().

. Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?:

С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности.

«Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду» . Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников (; ; ; ).

Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии (; ; ; и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

. Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачкан­ная одежда; и все мы по­блекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.:

«Вся праведность наша, как запачканная одежда» . Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне – законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев ().

. Но ныне, Го­с­по­ди, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образо­ватель наш, и все мы – дело руки Твоей.

С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения.

«Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш» . Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше (; ). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом (); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве (). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды ( гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам (Рим.9и след.).

. Не гневайся, Го­с­по­ди, без меры, и не вечно по­мни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой.:

«Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония» . Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков" (). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну»

«Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен. Дом освящения и славы нашей... сожжен» . В подкрепление своей усиленной просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его теократического царства – г. Иерусалим, когда сожжен даже и ветхозаветный храм – этот высший центр национального объединения и религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и отчасти – Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский). Показание это важно для установки хронологии данной главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена (как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были восстановлены.

. После этого будешь ли еще удержи­ваться, Го­с­по­ди, будешь ли молчать и карать нас без меры?:

«Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: «неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» ().