Сколько лет протоиерею артемию владимирову. Потом легче становится? О доме. Протоиерей Артемий Владимиров. Евангельские образы

Сколько лет протоиерею артемию владимирову. Потом легче становится? О доме. Протоиерей Артемий Владимиров. Евангельские образы
Сколько лет протоиерею артемию владимирову. Потом легче становится? О доме. Протоиерей Артемий Владимиров. Евангельские образы

Протоиерей Артемий Владимиров – это яркая личность в духовном сегменте России, в Православной церкви, и за пределами страны.

Известный проповедник, миссионер, писатель, лектор, ведущий телевизионных и радиопередач.

Священнослужитель, который собственным примером жизни показывает, какими должны быть истинные качества христианина: доброта, любовь, сострадание, сопереживание, принятие.

отец Артемий Владимиров (краткая биография)

Родился Владимиров Артемий Владимирович в Москве, в феврале месяце 1961 года. Его дед был известным детским поэтом.

Любовь к литературе и языкам проявилась и в Артемии.

Он окончил общеобразовательную школу с углубленным изучением английского языка, поступил на филологическое отделение Московского государственного университета (романо - германская группа языков).

Но вскоре перевелся и окончил русское отделение факультета. Работал недолго учителем русского языка и литературы в школе-интернате.

Женат, но бездетен.

Служение Богу

В студенческие годы впервые отец Артемий Владимиров начинает проявлять интерес к христианству.

В сознательном возрасте получил религиозное образование - окончил Московскую духовную семинарию.

В конце 80-х принимает сан священнослужителя, трудится при Духовной академии в Москве, а также преподает в Духовной семинарии, служит в храмах.

В начале 90-х и до 2013 года отец Артемий Владимиров (Прозорливый) является настоятелем церкви, что в Красном селе (Московская область)

Всех Святых.

С 2016 года по настоящее время протоиерей Артемий – настоятель Московского Алексеевского ставрипигиального женского монастыря.

Священнослужитель примером своей жизни и любовью к Богу людям показывает прекрасный образец истинного христианина.

Его лекции, проповеди, книги пропитаны искренним желанием помочь современному человечеству отбросить эгоизм, цинизм, но раскрыть в сердце любовь, чистоту, смирение.

Отец Артемий Владимиров очень уважаем не только в кругах православной церкви, но и среди людей нерелигиозных.

Много путешествует по России и миру с проповедями, лекциями.

Пишет книги, ведет преподавательскую деятельность в учебных заведениях.

Также известен тем, что в 2010 году исповедовал артистку Толкунову Валентину перед смертью.

Является участником Совета по вопросам семьи и материнства.

Книги

Он пишет книги о душе, о человеческом слове, педагогике, деньгах, русской речи, о Боге, о любви между мужчиной и женщиной, о христианской семье, о милосердии и другие.

Есть книга, написанная отцом Артемием и Владимиром Купиным.

Это очень интересное издание, которое приобретают даже неверующие люди для своей семьи, детей, чувствуя душой, что такой учебник жизни должен быть в каждом доме.

По формату книга «Открытое сердце» большая и имеет множество цветных картинок, которые нарисованы детьми.

Красивый шрифт и простое изложение, доступное даже ребенку.

Издание повествует о жизни княгини Елисаветы Феодоровны, которая оставила роскошную жизнь и стала образцом милосердия, любви, заботы о ближних, живя в келье.

Книга простым языком рассказывает ребенку об этой удивительной женщине, ее подвиге.

Это обучает малыша человечности, доброте, взаимопомощи, любви, надежде, состраданию.

Послание издания заключается в том, чтобы сказать, что настоящее счастье не в материальном богатстве, а духовном, в служении ближним.

О любви

У отца Артемия Владимирова много интересных и поучительных (очень тонко и ненавязчиво, но глубоко) лекций на тему любви, нравственности, христианской чистоты.

Одной из его популярных и актуальных является «О любви» - к Богу, ближнему.

Он поднимает вопрос о соотношении веры в Господа и любви к человеку, который рядом. Ведь настоящая вера живая, деятельная, согревающая все и всех в своих лучах.

Протоиерей Артемий Владимиров говорит, что есть такая тенденция в настоящее время - все меньше любви проявляется в современном обществе, люди перестали искать источник вдохновения в Боге, но закрыли свои сердца и души в скорлупе эгоизма. А ведь истинная любовь только тогда начинает оживать, когда человек начинает служить – искренне и без всякой корысти ближним. (текст взят отсюда-

И я с удовольствием представляю Вам два небольших видеоролика оттуда

О дороге. Протоиерей Артемий Владимиров. Путь каждого из нас

Сегодня, дорогие друзья, поговорим с вами о дороге, о пути, который расстилается перед каждым из нас, именуется судьбою, жизнью под небом, дороге без конца. Дорога - символ странничества.

Да, действительно, все мы гости в этом подлунном мире, все мы путники, но не скитаемся по непролазному болоту, это участь людей чуждых веры и надежды на Христа. Но ищем тот путь, по которому ведёт нас Сам Христос Искупитель.

А ведь как Он говорит о Себе: Аз есмь путь, истина и жизнь.

Соответственно вспомним, покуда наше сердце не было воспламенено любовью ко Господу, покуда мы не увидели в нём, Иисусе, альфу и омегу - начало и конец нашего бытия, пока Господь не стал для нас всем, а мы не стали Его учениками, жизнь наша была беспутной...

https://www.youtube.com/watch?time_continue=560&v=liijZpLGdAk (ссылка для тех,у кого не воспроизводится видео)

О доме. Протоиерей Артемий Владимиров. Евангельские образы

Сегодня, дорогие друзья, мне хотелось бы поговорить с вами о доме.

"А песни довольно одной, лишь только-б о доме в ней пелось".

Да, действительно, может быть у третьей, если не большей, части человечества мечта о собственном доме является неким стимулом к бытию. Посмотрите, сегодня люди забрались на высотки, многоэтажки, напоминающие собой какие-то термитники, пчелиные соты.

Но как-то неуютно с двадцатого, сорок пятого этажа смотреть на жизнь, с птичьего полёта, другое дело - дом, стоящий крепко на земле.

Выйдешь на крылечко поутру, ещё где-то далеко стелется туман, солнышко начинает подыматься...

https://www.youtube.com/watch?v=SCX5RnWITbc (ссылка для тех,у кого видео не воспроизводится)

В этой статье Вы узнаете, кто же такой протоиерей Артемий Владимиров и почему так много людей стремится получить совет именно от него. Читайте интервью!

Говорить с ним практически невозможно. Технически. Даже если отойти далеко от храма и расположиться за деревьями. Удается задать один вопрос – и вот уже новые прихожане пришли с вопросами и просьбами. Впрочем, так у любого настоятеля большого прихода, только вот еще протоиерей Артемий Владимиров живет на территории храма Всех святых в Красном селе, а значит застать его проще, хотя сам он и называет себя птицей залетной – много командировок.

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым. Фото Юлии Маковейчук

Выпускник филологического факультета МГУ отец Артемий один из самых известных священников Москвы. Его ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ стиль беседы ценят или недолюбливают (кстати, о стиле – читайте в следующих публикациях), а в этот раз, сидя под яблоней (с которой раз в несколько минут падали яблоки и участники беседы все ждали, когда же яблоко упадет и на них), мы попросили отца Артемия рассказать о последних десятилетиях жизни Церкви и его жизни: о пути ко Христу и священству, о том, что удалось и что не удалось сделать в жизни.


Отец Артемий, я знаю очень много священников, сегодня служащих в Москве, которые воцерковлялись в Вашем приходе. А Вы сами как оказались в храме впервые?

Это было задолго до поступления в родной Московский университет. Хотя, справедливости ради скажем, что Alma Mater – филологический факультет – во многом содействовал воцерковлению многих будущих пастырей Москвы. Достаточно вспомнить протоиерея Валентина Асмуса – нашего соседа в Красном Селе, протоиерея Максима Козлова – настоятеля университетского храма.

Когда я учился в пятом классе, бабушка пыталась завести меня в храм, но это ей не удалось. По окончании мною школы, когда она перешла в мир иной, душа сама повлекла меня в храм, где последние годы жизни бабушка причащалась Святых Таин и делилась с нами какой-то необыкновенной радостью, сиявшей в её очах.


Студентом университета я вошёл в храм, который стал для меня родным, – в честь святого пророка Илии, что в Обыденском переулке. Ещё ничего не зная о Божественной литургии, о причащении Святых Таин Христовых, я застыл как вкопанный, услышав незнакомые мне дотоле слова, доносившиеся с клироса. Три-четыре благообразных старушки пели: «…Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят…».

Душа моя раскрылась при этих словах, и я забыл всё меня окружающее. Сейчас я понимаю, что это, наверное, был первый опыт подлинной молитвы.

Пришёл в себя, когда батюшка вынес Святую Чашу, – я не знал, что в ней, для кого она? Но сердце мне тогда сказало: «Это для тебя». Посмотрев, как другие скрещивают руки, я робко подошёл к священнику. Это был почивший протоиерей Александр Егоров – о нём сейчас написана книга воспоминаний. Он с большим теплом и снисходительностью обратился ко мне со словами: «Миленький, ты исповедовался?».

Конечно, я не так уж был наивен, чтобы не знать, что подразумевается под словом «исповедь», и, отойдя в сторону, горько заплакал. Хотя был уже семнадцатилетним юношей.

Это были нежданные очистительные слёзы – наивные, добрые. Выйдя из храма, направив стопы к университету, я продолжал плакать, как дитя. Чувствовал, словно какая-то короста тает. Душа высвобождалась из-под тенет неверия. Запомнился мне тот первый приход в храм, который стал началом духовного пути.

– Но пока это не было еще приходом к Церкви…

Помнится, совершенно неожиданно, в библиотеке университета, среди учёных фолиантов, я увидел неизвестно кем предложенную мне книжку о мытарствах блаженной Феодоры с перечнем всех грехов! Открыв её из любопытства, я до окончания работы библиотеки переписывал её, чувствуя, что всё в ней изложено в соответствии с моей жизнью. У меня горели щёки, душа как будто хотела выпрыгнуть вон. Такое волнение меня охватило… и несколько дней спустя, с огромной хартией грехов (начиная с шестилетнего возраста), подготовленной совершенно самостоятельно..

– Пришли вновь!

Легко сказать – пришёл! Это была борьба! Мне было страшно! Какой-то лукавый голос говорил мне: «Не сейчас, потом приходи! Ну что ты скажешь священнику, который думал, что ты приличный человек?», а другой голос – совести – подсказывал: «Сейчас и только сейчас! Промедление смерти подобно!». И победил этот голос – Ангела-хранителя.

Не знаю, сколько я исповедался – 10, 20 или 30 минут. Они показались мне одной секундой. Но когда священник ласково сказал: «Опустись на колени, Артёмочка!» (вот везло же нам тогда на батюшек!) и, наложив на меня епитрахиль, прочитал молитву, я почувствовал, что у меня даже в костях произошло какое-то благотворное изменение. Душа стала невесомой, на сердце поселилась удивительная радость, покой! Это была точно «баня покаяния»!

Выйдя на улицу в оглушённом состоянии, я был поражён какой-то особенной чистотой неба; до меня вдруг донеслось щебетанье птиц, а лица человеческие казались мне ангельскими. С тех пор я познал, что такое исповедь, возрождающая душу к живой и зрячей вере…

– Вы учились на филологическом факультете, а когда и как возник вопрос о семинарии?

Моим научным руководителем в университете был Никита Ильич Толстой, знаменитый словесник, подлинный христианин. Я у него писал диплом

– А о чем был диплом?

– О великокняжеских житиях святых Ольги и Бориса и Глеба. Никита Ильич, встретив во мне не слишком усердного студента (усердие мне было свойственно, просто духовный путь становления давался нелегко), повторял время от времени: «Тёмочка, учитесь! Духовной академии нужны образованные филологи!». Я тогда понять не мог – о какой академии он говорит? Но с его лёгкой руки, поработав известное время учителем в нескольких советских школах, я был приглашён в Московскую духовную академию в качестве преподавателя.

Преподавал более 10 лет русский язык, стилистику русского языка, церковнославянский язык, старославянский язык, риторику и потом даже Новый Завет. Таким образом, экзамены мне пришлось сдавать уже экстерном.

– Чуть ли не весь гуманитарный курс вели…

– Уже там, в стенах Московской семинарии, я получил приглашение ректора вступить на путь священнослужения. На Преподобного Сергия, 18 июля 1987 года, я был рукоположен во диаконы. А через 5 месяцев, в ночь на Рождество Христово 1988 года, стал священником.

Если бы Вы меня спросили: «Что Вы чувствовали в ночь рукоположения?», я бы Вам ответил: «Очень волновался, трепетал, как всякий, наверное, ставленник». Но когда с возгласом «Аксиос!» епископ возложил крест на мои плечи, я вдруг почувствовал, что свершилось то, что должно было свершиться. Словно судно, приготовленное на верфях, было спущено на воду… И до сих пор я считаю рукоположение главным событием моей жизни.

– Вы ведь практически с самого начала служения были в храме всех святых в Красном селе?

– Моя священническая стезя началась с академического храма, но служб там было недостаточно, потому, к большой для себя радости, я принял предложение послужить диаконом в храме Воскресения Словущего, что на Успенском вражке (в Брюсовом переулке, бывшей улице Неждановой). Став священником, я продолжал внештатно служить в этом храме не за страх, а за совесть. Это были счастливейшие годы в моей жизни! Когда же мне предложили настоятельство в Красном Селе, я не отказался и взял благословение у отца Иоанна (Крестьянкина). Мне пришлось два или три раза беседовать с этим замечательным всероссийским батюшкой.

Переданный мне храм Всех Святых несколько десятков лет стоял опустошённым, разорённым, с прохудившимися куполами. Слава Богу, что стоял и не был разрушен до основания!

– А чем он был занят в советское время?

С 1960-х годов до 1989-го года в здании закрытого храма хранился архив земской управы; часть территории занимал филиал московского завода по производству зонтиков, расположенного в Даниловском монастыре. Это были особые зонтики, которые раскрывались, но уже не закрывались.

К сожалению, комсомольская молодёжь умудрилась разбить молотками беломраморный иконостас, бывший украшением Алексеевского монастыря. Но у страха глаза велики. Глаза боятся, руки делают.

Думаю, что наша община, наш приход и собирались, и крепли в этих нелёгких, но радостных трудах по возрождению храма Всех Святых…

– Вы помните первый день здесь?

Начиналось всё с того, что я с потерянным видом ходил и недоумевал, задавая себе извечный вопрос русской жизни: «Что делать?».

Когда я учился на английском отделении, кафедру возглавляла О. С. Ахманова, мастодонт изучения английского языка, и в течение двух или трёх лет мы повторяли только одну фразу, с английским прононсом:

How do you
think we
ought to
start?

Как Вы думаете, с чего же нам начать?

Вот я и думал…

Я был совсем ещё птенцом, но, слава Богу, меня окружали очень инициативные и опытные в церковном строительстве и жизни люди. Уже было создано Братство святителя Филарета Московского, которое, благодаря дружной команде, «выбивало» у ведомств не первый храм юридическими путями. Дело спорилось!

– Как с братством познакомились?

– Они сами нашли меня на улице Неждановой и сделали это предложение. Я поставил тогда условием – не обременять меня ни сметами, ни кирпичами, ни финансами. Моё дело – пастырство и педагогика. Благодаря этой договорённости я до сих пор имею возможность заниматься моим любимым делом, а не сидеть среди цементной пыли.

– Грамотно! Скоро начали служить?

Суббота, воскресенье, будни и праздники – всё никак мы не могли определиться с первой литургией. Переносили её несколько раз, наконец, решили – Лазарева суббота. Это было в 1991-м году. Каково же было впоследствии наше удивление, когда оказалось, что 30 марта – память преподобного Алексея, человека Божия, хозяина этого места! Так вот и до сих пор, я верю, что он проставляет главные вехи в возрождении собственной обители.

Расскажите про первые дни, месяцы жизни храма.

Это юность, которая всегда прекрасна. Счастливые часов не наблюдают! Это вдохновенный труд, который Вам не в тягость, а в радость!

Службы при пятнадцатиградусном морозе, когда переминаешься с ноги на ногу. Двустороннее воспаление лёгких, которое мне пришлось перенести (с тех пор я стал «теплолюбивым животным»). Чаепития после служб (они у нас продолжаются до сих пор). Это и вечерние, ночные исповеди – до закрытия метро, когда студенты всё стоят, как зайчики, в ожидании своего звёздного часа – очищения от грехов.

А как создавалась община?

«Бабка за репку, дедка – за бабку…» Чадо – за дедку… В формировании прихода всегда должен господствовать главный принцип жизни. Совсем не финансы определяют дело, а благоговейное служение пастыря и его открытость навстречу душам человеческим!

Христос заповедовал Своим последователям любовь, а признак этой любви – жертвенность! Обоюдная жертвенность пастырей и прихожан в любви к своему храму. Часть прихожан последовали сюда, в храм Всех Святых, с улицы Неждановой. Приход был молодёжный: мы с матушкой закончили университет, у нас всегда было много друзей, которых объединяло общее студенческое прошлое.

Что было самым сложным для Вас как для священника в первые годы становления прихода?

Борьба с собственными страстишками. Они ведь не милуют ни правого, ни виноватого. Самолюбие и гордынька, раздражительность и обжорство и прочие проявления нашей падшей природы.

Ведь, проповедуя иным, говорит апостол Павел, ты сам не должен быть никуда негодным, но призван смирять своё тело! И только тогда уста свидетельствуют о радости Христова воскресенья, когда в нас самих, проповедниках, царствует гармония, согласие между умом и сердцем, душой и телом. «От избытка сердца глаголят уста человеческие.» Стало быть, самое трудное в нашем замечательном служении – это предстояние Живому Богу, твой личный подвиг покаяния, молитвы, хождения пред лицом Небесного Отца.

В молодости много приходится трудиться. Почитайте дневники отца Иоанна Кронштадтского – как он боролся и распинал в себе грех; как сетовал на свою невнимательность, попадаясь на уловки врага рода человеческого, то есть согрешая раздражительностью или невоздержанием в пище! И каждый молодой пастырь должен пройти эту брань в первые годы своего служения.

Потом легче становится?

Если не испытываешь лёгкого головокружения от мнимых успехов, но относишься к себе критически – борешься, каешься, причащаешься, – лет двадцать спустя приходит первое чувство облегчения. Молодо–зелено, но благодать Божья много утешает искреннего труженика на ниве Христовой. Поэтому мы, молодые батюшки, словно летали в своих приходах, как жаворонки купаются в небесной лазури.

В это время всё менялось в стране. Как Вы сейчас смотрите на 90-е годы?

С печалью смотрю я на трёх зубров, которые, собравшись в Беловежской Пуще, сами не знали, что подписали. И расползлись в разные стороны Великая, Малая, Белая Русь. Победи тогда национальная идея, вместо пошлого демократического сценария – иными были бы мы сейчас.


Но жизнь православного прихода настолько насыщенна, радостна, наполнена, что политические нестроения, конечно, занимают умы и сердца, но всё-таки не имеют силы расчленить то, что Сам Бог собирал Своею благодатью вокруг престола, вокруг Христовой Чаши. Жизнь священника в Москве – напряжённая, творческая. Скучать, грустить, грешить нам просто некогда! Потому что спрос опережает предложение! Мы все здесь живём по завету В. В. Маяковского: «Светить всегда, светить везде… Вот лозунг мой и солнца!».

Конечно, в 90-е годы многие находили для себя храм, убегая от ужаса, безвыходности, апатии. И пастырям, офицерам церковного ведомства, приходилось стоять на передовой. Представьте себе, всё смешалось: пули, ядра, кони, свист шрапнели. Падают убитые, раненые просят о помощи. А священники, как медсёстры и медбратья, вытаскивают бойцов и тут же, в военном лазарете, без наркоза извлекают осколки снарядов 1812 года. Зашивают эти раны, покрывают их бальзамом милости и любви. Горячая страда – мы, пастыри, похожи на жнецов в июльский полдень, когда, не разгибая спины, в запотевшей полотняной рубахе – вжих-вжих. Сноп за снопом собираешь. А там, впереди, – «ещё волнуется желтеющая нива», «и прячется малиновая слива под тенью сладостной зелёного листка»!..

ИТОГИ 20-ЛЕТИЯ

Что за прошедшие двадцать лет Вам на приходе не удалось сделать?

Много чего не удалось. В основном я вижу только ущербности и ошибки. Но буду исповедоваться, раз вы просите!

Первое – не удалось отрастить крылья вдохновенной молитвы, которую ожидают от батюшек прихожане. Впрочем, я не теряю надежды.

Не удалось сплотить священников моего прихода так, как бы этого мне, настоятелю, хотелось. Такой нынче век, когда каждый более занят своими частными, семейными интересами, между тем как успех общего дела больше зависит от команды, от единомыслия, единодушия.

Не удалось воспитать прихожан такими дружными и быстрыми на помощь друг другу, как этого требует христианская совесть. Народ подустал от самих себя, от жизни. Вот у одной прихожанки папа лежит в далёком подмосковном госпитале. У него – тяжкий недуг, похожий на лейкемию. В современной больнице крови нет – по крайней мере, для простых. Повесили объявление «Срочно нужна помощь» и телефон. Два дня провисел этот призыв, но пока безответно. Между тем, иногда жизнь вопиет о решении, которое должно приниматься тобою сейчас. И промедление смерти подобно…

Что ещё не удалось? Не удалось сделать в Красном Селе «город-сад». Не удалось построить Китеж-град, чтобы защититься от ашанов, бассейнов. Хотя мы верим, что в ближайшем будущем по периметру этой большой территории встанут монастырские постройки в русско-византийском стиле, в стилистическом единстве с архитектурой храма.

Не удалось выбить учителям нашей школы приличествующую зарплату. В силу того, что это альтернативное учебное заведение, хотя и лицензированное, и аккредитованное, переживает постоянный финансовый кризис. Не удалось, может быть, поднять образование на тот уровень, на котором находятся лучшие школы столицы.

Но важна не победа, а участие! По крайней мере, у нас ещё сохраняется жизненная активность! Желание сделать жизнь краше, веселее – это уже немало! Сегодня ведь так легко уснуть со стаканом безалкогольного пива в одной руке и гамбургером в другой… С радостью признаюсь, что мне никогда не приходилось бывать в Макдональдсе.

Как Вы оцениваете двадцатилетие без гонений?

Мне кажется, что сейчас мы все являемся свидетелями процесса нравственной поляризации.

С одной стороны, христианское просвещение делает свои победоносные шаги. Вот буквально сегодня, заехав в расположенный на окраине Москвы город Реутов, я увидел два таких прекрасных храма в русском стиле, что любо-дорого смотреть, глаз не отвести! И это, конечно, дивно, что наши соотечественники видят Божию красоту и могут войти в Божий храм и раскрыть своё сердце навстречу благодати Господней. Конечно, в этом – огромная заслуга не только иерархии (хотя нужно говорить о трудах Святейших Патриархов, священства), но – и добрых прихожан, которые, как светлячки, уходят со службы и несут в этот тёмный мир лампады сердец, зажжённых молитвой.

А на другом полюсе – одичание общества. Мы все – свидетели геополитических процессов, распадения, ослабления власти на всех уровнях. Происходит разрушение государственности, как будто какой-то жучок-короед внедрился и остатки-сладки российской государственности жуёт-жуёт… А ещё здравоохранение, образовательная деятельность…

Но не будем искать врагов – Бог шельму метит! Замечаем, что сердца человеческие становятся более аморфными. Сегодня каждый строит свой собственный мирок, но в людях мало исконно русских свойств характера – способности болеть за судьбу нации, страны, Отечества, его будущего. Впрочем, это есть ещё у нас.

Мы всё равно не превратимся никогда в манкуртов, несмотря на все усилия наших зарубежных партнёров! Сегодня разность потенциалов – налицо. Нынче на дворе – третье тысячелетие, пора самоопределения – к свету или к тьме, к созиданию или к разрушению. Нам дано ещё малое время свободы, когда каждый волен определиться. А что принесёт нам завтрашний день?..

Наверное, без испытания не обойтись. Я верю, что Господь очень любит нашу Родину, как любит все создания, которые Он создал. И Промысл Божий свершается в России, однако, без скорбей нам не обойтись, если мы хотим выйти навстречу светлому будущему…

Как, на Ваш взгляд, будет меняться отношение общества к Церкви?

Многие говорят, что общество дичает и мало-помалу своё толерантное, индифферентное отношение сменит азиатским оскалом. Но я по натуре оптимист и хочу верить в лучшее. Верю, что значимость доброго слова, дела, молитвы каждого из нас очень велика во вселенском масштабе.

Поэтому будем спешить делать добро – бескорыстное, негласное, тайное, не задумываясь о великом.

Не будем страдать гигантоманией, но каждый из нас призван внести свою лепту в дело созидания любви Божьей на земле. А Господь всё учитывает, и, конечно, наши бессильные потуги даром не пропадут. Может быть, нам и не дано будет дожить до великой победы, но само сознание, что ты прожил жизнь не растительную, уже утешает. Помните, как нас в школе учили: «Нужно так прожить жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

У Вас есть часы дежурства или Вы находитесь в храме постоянно?


Формально у меня есть часы дежурства, но я люблю трудиться «из любви к искусству», часов не наблюдая. Правда, в последнее время прихожане справедливо меня укоряют, что я стал птицей залётной-перелётной. Хотя, если посмотреть, то удельный вес настоятеля в храме больше, чем у других священников. Но Вы знаете – «куда б нас не забросила судьбина, Отечество нам – Красное Село».

Здесь так хорошо отдохнуть, посмотреть на яблони, увешанные зрелыми плодами. Я вот всё жду, когда мне на темечко упадёт хотя бы одно яблочко, и я открою ещё один, четвёртый закон Исаака Ньютона…

А что удалось сделать?

Удалось, с Божьей помощью, приучить прихожан раскрывать свою совесть в таинстве исповеди (я и сам это часто делаю), веруя, что Бог восполнит недостающее и поведёт каждого, кто благоговеет перед таинствами, «тропой бескорыстной любви» и спасения. Наши прихожане любят приобщаться Святых Христовых Таин. А ведь в этом – средоточие христианской жизни.

Удалось сплотить людей на наших чайных церемониях, привлечь молодёжь, служителей искусства, культуры, которые всегда с удовольствием делятся талантами со своими почитателями. У нас всегда много гостей, много друзей.

Удалось поездить по белу свету в качестве «бродячего проповедника»! И в этих поездках я черпаю жизненные силы, потому что вижу, насколько замечателен наш народ, как он глубок, сколько в нём теплоты, сокровенной силы! И как готовы люди к восприятию слова, радостного и живого слова о вере, надежде и любви.

Удалось «подпитать» публику аудио-, видео- и книжной продукцией. Удаётся чаще появляться в домах телеприхожан.

Думаю, что мы должны пользоваться теми возможностями, которые нам, пастырям, предоставляет время для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное» на расстоянии десяти тысяч километров от тебя. И я благодарю Бога, что живу в России, тружусь в Москве! Благодарю Господа, что мы с матушкой из учительского сословия, что мы можем заниматься педагогической деятельностью, рук не покладая, спины не разгибая.

Давайте жить на мажоре! «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»!

Беседовала Анна Данилова

Фото – Юлии Маковейчук

Христианская биография протоиерея Артемия Владимирова начинается с пятого класса обычной школы. Бабушка будущего пастыря пыталась завести внука в храм, но тогда ей это не удалось. Через пять лет она отошла в мир иной. Душа Артема повлекла его в храм, где в последние годы молилась и причащалась Святых Таин любимая бабушка.

Это был Молодой человек застыл как вкопанный, услышав незнакомые слова, раздающиеся с клироса. Четыре благообразные старушки пели «Блаженны…». Душа одного из самых известных пастырей нашего времени раскрылась Господу, и он забыл обо всем. Сейчас протоиерей Артемий уверен, что это был первый опыт настоящей молитвы.

Генеральная исповедь

Увидев, что люди, сложив руки крест-накрест, подходят к причастию, Артем робко подошел к Святой Чаше и услышал добрый, снисходительный голос священника Александра Егорова, о котором впоследствии написал книгу.

«Миленький, ты исповедовался?» — спросил отец Александр. И хотя будущий протоиерей Артемий Владимиров (биографии его посвящена эта статья) пока мало разбирался в церковных атрибутах, слово «исповедь» было ему знакомо. Юноша отошел в сторону и горько заплакал.

Это было начало, семя веры было посажено. Во время обучения в Московском университете на филологическом факультете Артему в библиотеке попалась невзрачная с виду брошюрка. Посвящена она была мытарствам блаженной Феодоры. Книжка оказала такое влияние на молодого человека, что он стал шаг за шагом выписывать все грехи, перечисленные в брошюрке, понимая, что они имеют прямое отношение к нему. Это был самостоятельный труд, оставалось лишь вновь войти в храм и получить прощение грехов. Генеральная исповедь была готова, и он пошел в церковь.

Биография

(урожденный Гайдук) родился 21 февраля 1961 года в Москве. Его мама, Марина, была дочерью известного детского поэта Павла Барто. Известная детская поэтесса и писательница Агния Барто была его первой женой.

Видимо, любовь к литературе и русскому языку была унаследована Артемием от деда.

Вначале он учился в английской спецшколе, окончив которую поступил на филфак МГУ. В годы учебы будущий священник увлекся христианской культурой и верой. Окончив МГУ, Артемий в 1983 году устроился на работу в физико-математическую школу-интернат в качестве преподавателя русского языка и литературы. Вскоре молодого педагога уволили с работы, так как администрация школы посчитала, что учитель навязывает детям свои религиозные убеждения.

Принятие священнического сана

Через некоторое время, в 1988 году, Артемий принимает сан иерея, одновременно преподавая в Московской духовной семинарии. Приблизительно в это же время отца Артемия назначают чтецом Священного Писания в а также священником в храм Воскресения Словущего, расположенный на Успенском Вражке.

В те времена в стране не хватало священнослужителей, поэтому многие из них служили одновременно в двух и даже трех храмах. Та же участь постигла и иерея Артемия. Чуть позже его поставили пастором в храм святителя Митрофана Воронежского, а в 1993 году он стал настоятелем в церкви Всех Святых в Красном Селе, получив чин протоиерея.

До 2013 года отец Артемий служил в этом храме, пока его не назначили старшим священником и духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря.

Пасторское служение

О личной жизни и биографии протоиерея Артемия Владимирова можно писать целые тома, в одной статье невозможно уместить все его труды и интересные случаи из жизни. Батюшка ведет насыщенный образ жизни, порой чисто физически подойти к нему бывает невозможно из-за теснящегося народа, на вопросы которого ему приходится терпеливо отвечать.

Вообще отец Артемий отличается особой велеречивостью, которая приводит в недоумение некоторых людей, не привыкших к поэзии или не имеющих чувства юмора. Проповеди протоиерея Артемия Владимирова о жизни и вере проникают в самое сердце, поэтому послушав его один раз, захочется слушать вновь и вновь.

Батюшка является автором множества книг о Боге, вере, семейных отношениях, он также входит в Союз писателей России. Также Артемий Владимиров заведует кафедрой гомилетики (это наука о ведении христианской проповеди) в Свято-Тихоновском гуманитарном университете и преподает во многих православных школах.

Семейная биография протоиерея Артемия Владимирова

Отец Артемий убежден, что быть священником — это призвание. Ведь когда дьякона рукополагают во священство, первое, что он делает — это снимает с руки обручальное кольцо. Данный символический жест ясно показывает, что иерей «обручается» или жертвенно отдает себя Христу и пастве. Другими словами, он вступает в союз с храмом, который ждет его, как невеста. Но это не означает, что своей собственной семье батюшка не должен уделять внимание. Отнюдь. Однако церковь стоит на первом месте.

А как же матушка и детки? Они призваны быть его тылом, идти вместе с главой семьи, поддерживать его во всех начинаниях. На деле священники — это сверх занятые люди, они нужны всем и всегда. А он и его семья, согласно высказыванию патриарха Грузии Илии II, находятся под рентгеном, так как десятки и сотни глаз их просвечивают. Людям всегда интересно, как живет батюшка, как о нем и детках заботится матушка и так далее.

Протоиерей Артемий Владимиров женат. Биография батюшки и его жены, конечно же, интересует многих. К сожалению, Господь не послал им детей, однако матушка вполне себя реализовала, став директором общеобразовательной школы. В одном интервью батюшка рассказал, что спустя тридцать лет пасторства, матушка впервые сделала ему комплимент, сказав: «Отец Артемий! Ты состоялся как священник!». Это лучшие слова в его жизни.

Чем еще опасен блуд помимо отвращения к старикам, брезгливости к младенцам, потери смысла жизни, бесчувственности, рабства привычке, печали и неверия в идеал, рассказал протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря, член Союза писателей России.

Самсон и Далила. Худ. Андреа Мантенья

– Почему блуд именуется «смертным грехом» и в чем его особенная тяжесть? Почему апостолы в качестве самых главных требований заповедовали язычникам воздерживаться от идолослужения, удавленины и блуда?

– Начнем с того, дорогие друзья, что для человека, живущего в грязи и распутстве, не различающего между супружеской добродетелью и развратом, выражение «смертный грех» воспринимается с иронией и цинизмом.

Тот, кто закрывается ладонью от Солнца со словами: «Солнца нет», – вовсе не желает признаваться себе, как тоскливо сидеть в потемках, как страшно быть отторгнутым от источника света и тепла. Священное Писание заповедует вчерашним язычникам (новокрещеным христианам) воздерживаться от блуда, потому что, растлевая свою плоть и душу развратом, человек становится недостойным пребывания в нем благодати Духа Божия.

Порабощенный блуду всегда опускается морально и болеет физически, на лице такого человека лежит мрачная печать падения (вспомним выражение «падшая женщина»), блудник становится одержимой личностью, жилищем демонов (наглядным и ужасным примером этого явления служат сексуальные маньяки).

Тяжесть этого греха в его последствиях. В чем они? В помрачении ума, потери цели смысла жизни; развратный человек чувствует невероятное сопротивление греховной привычки, едва лишь он возжелает свергнуть с себя бремя убийственной страсти.

Потеря работоспособности, подверженность духу уныния и печали, неверие в идеал и высокую, чистую любовь; внутренний цинизм и опустошение, мертвенность сердца в отношении сострадания к ближним, отвращение к старикам, брезгливость в отношении к младенцам, дух убийства, проявляющийся в наклонности истреблять утробный плод преступной любви – далеко не полный перечень «греховного наследства», отягощающего совесть распутных людей.

– Как объяснить нецерковному человеку, чем опасен этот грех? Распространено следующее мнение: «А что здесь особенного? Ведь я никого не убиваю, и все по обоюдному согласию… Я хочу прежде нагуляться, а потом уже женюсь. Это все естественно…».

– Объяснять что-либо, касающееся нравственности, имеет смысл людям, тянущимся к добру, желающим обрести нравственный смысл бытия. Дорогие читатели, вы, наверное, знаете, что всякий разбойник, желая оправдать греховный образ своей жизни, подводит по него определенную философию.

Убежден, что «обезьянья» концепция происхождения человека возымела популярность именно у блудников, подспудно пожелавших свергнуть «иго моногамии» — то есть библейского богооткровенного учения о единственности брака мужа и жены, призванных в течение всей земной жизни оставаться вместе и не изменять друг другу.

По «обоюдному согласию» блудники убивают в себе дух жизни, бездумно и безумно расточают здоровье и те естественные дары, которые вложены Богом в наше естество для продолжения жизни и радости чадородия. Распутники убивают собственные души, добровольно отказывая себе в отцовстве и материнстве, калечат свои тела, создавая препятствия будущему деторождению.

Принося свою природу в жертву сладострастию, несчастные становятся повинными пред Создателем, сказавшим Адаму и Еве: «плодитесь и множитесь, и наполняйте землю». Живущие в грехе блуда убивают в себе самую способность любить, которая осуществляется в жертвенном служении семье и детям, в верности и преданности, в готовности прилагать все душевные и телесные силы для процветания семьи и воспитания детей.

Желание «нагуляться» противоестественно, что доказывается теми «неприличными» болезнями, которые являются неизбежными и грозными спутниками сладострастников и часто сопровождают их по жизни, роют им могилу и накликают преждевременную смерть. Сегодня более чем очевидно, что само отсутствие мира в семье, неспособность создать в ней атмосферу любви и взаимного уважения – это наказание за распутство в молодые, «бесшабашные и безбашенные годы»… «Злая жена, – учит нас премудрый царь Соломон, — достается мужу за грехи его молодости»…

Большинство блудников и блудниц так и не преуспевают в позднем стремлении найти свою половину, обрекая себя на унылое одиночество, поскольку блуд приводит к чудовищному эгоизму — не лучшему помощнику в семейной жизни. Главное, что развратник становится неспособным к служению Богу, изгоняя из сердца спасительную благодать чрез осквернение телесных членов. Не забудем, что по закону Божию, наше тело – это сосуд, сокрывающий в себе бессмертную и разумную душу.

Личность человека – это нерукотворенный храм Божества. Блудник оскверняет и разрушает Божий храм, предоставляя его во власть сатане – нечистому духу. Таким образом, нераскаянный развратник становится достойным кары и вечного возмездия. Ведь он не только сделал себя духовным «отстоем», но, подобно Печорину, стал разрушителем чужих судеб, обрекши жертв своего распутства на страдания.

– Почему общество блуд не считает грехом и не порицает этот порок? Почему блуд так распространен в обществе? Редко современное произведение обходиться без «постельных сцен».

– «Общество» не порицает грех? Позвольте спросить, что вы имеете ввиду под «обществом»? Уголовников, проституток, «джентельменов удачи» или кого-то еще? Если средства «массовой дезинформации» не почитают блуд грехом, то наши сообразительные читатели легко поймут, что за публика их финансирует. Вот уж поистине «и скучно, и грустно и некому руку подать…» Я убежден в противном. Приличное общество, подлинные граждане нашего прекрасного Отечества, те, кто на самом деле являются носителями нравственности, духовности, культуры, порицали и будут порицать блуд как смертельно опасный для народа вирус!

К вашему сведению, сейчас в России принят закон о запрете «постельных сцен» во вновь создаваемых отечественных фильмах. Конечно же, по печальной пословице, «свинья грязь найдет». Но люди, не утратившие своего духовного «первородства и благородства» отвращаются от «постельных сцен», ибо у них под руками достаточно шедевров искусства. Настоящие мастера избегали изображения разврата, как явления, не совместимого с подлинной культурой и понятием красоты в искусстве.

Блуд распространен только среди блудников и развратниц. Истинные сыны и дочери России избегают этого явления во всех видах и образах. Я уже немолодой священник и знаю, что говорю, ибо нахожусь в самом эпицентре общения с народом, представителями всех возрастов и сословий.

Русский православный менталитет и наша культура отличались всегда ярко выраженным целомудрием (вспомним народные песни, национальную одежду, танцы). Представьте себе, что новое куртуазное произведение появилось у нас в переводе с французского только в ХVIII столетии! Это был труд поэта Тредьяковского «Поездка на остров любви». Незадачливый переводчик, угрызаемый совестью, собственноручно собрал все экземпляры только что напечатанной книги и торжественно сжег их на Кузнецком мосту в центре златоглавой столицы в порыве жгучего раскаяния!

– Создатели произведений с «постельными сценами» любят говорить, что «это реальность», и они просто показывают ее. «Вы должны видеть и знать, что бывает и так», — настаивают авторы

– Создателям постельных сцен мы ответим вместе с М. Ю. Лермонтовым: «Есть высший Суд, он не доступен звону злата! А вы, наперсники разврата» трепещите, ибо приближается час возмездия!.. Ничто в этой жизни не проходит бесследно… И за все придется отвечать. Что здесь сеем, то пожнем непременно там…

К сведенью читателей, Церковь на Седьмом Вселенском Соборе предала анафеме не только изготовителей порнографии, но и ее постоянных «пользователей»… Ведь разжигающие душу и тело изображения, служащие воспламенению похоти, обречены на сожжение в геенском огне. Некоторые смеются над этими словами, однако «хорошо смеется тот, кто смеется последний»… Поживем – увидим.

– Говорят, что не блудить – смешно, что это признак неудачника, зажатости и неполноценности. Такой человек сойдет в конце-концов с ума, потеряет над собой контроль и будет ему еще хуже, чем, если бы он был «как все». Что возразить?

– Целомудрие еще никогда никому не повредило. Если вы называете признаком удачливости постоянное околачивание у дверей венерологического диспансера, то я позволю себе с этим не согласиться.

Ясность ума и мирное сердце, гармония между душой и телом, радостная улыбка и приветливость, мудрое и веское слово, способность любить нежно и преданно, единомыслие в браке, здоровые и полноценные дети, раскрытие талантов и обретение счастья в призвании, креативные способности, долголетие, добрая слава при жизни и заслуженная любовь потомства – награда за целомудрие, за решимость хранить девство до брака, за верность в супружестве. И это вы называете «закомплексованностью и зажатостью»? Сомневаюсь.

– Некая женщина идет на исповедь, рассказывает о своем блуде, но знает, что будет опять блудить. По ее словам, она ищет мужа, а претендент не согласится встречаться, если с ним не вступать в половые отношения

– Ловелас не приходит на исповедь вовсе. Распутница боится даже тени, которая падает от храма Божия на мостовую. Другое дело – люди, принявшие решение вступить в борьбу с грехом блуда. Таких сейчас очень много. Ведь мы во многом жертвы безбожия, всегда порождавшего в истории человечества невиданный разврат и повреждение общественных нравов. Так было и во времена «Великой французской революции» 1789 года, и в 1917 году в России, и в ближайшие к нам исторические эпохи.

Девушка, желающая выйти замуж за «приличного» человека, а не «козлоногую сущность», умеет держать с молодыми людьми «дистанцию». Можно быть желанной, но недоступной. Разрешите спросить у наших молодых читателей мужского пола: «Кого бы они хотели видеть в качестве своей невесты: нецелованный «аленький цветочек» или «потасканную эллочку-людоедочку»? Убежден, что большинство выскажутся за первый вариант. «Парадоксалисты» – не в счет.

А та, которая ищет мужа методом «проб и ошибок», постоянно скатывается, как известная горьковская героиня на самое дно жизни, превращаясь в старуху Изергиль XXI века, сидящую перед разбитым корытом своей никчемной жизни.

Многие наши современницы, может быть, поступают иначе, но большой вопрос, обретут ли они подлинное счастье с искателями сомнительных приключений, живущими без чувств, долга и ответственности в отношении жертв своих похождений?..

До революции люди были целомудреннее?

– И до революции, конечно, разврат имел место в жизни российского общества. Но не в таких размерах. И не во всех сословиях. Именно для того советская власть и устраивала «голодоморы» и «продразверстки», чтобы уничтожить патриархальное крестьянство, твердо державшееся нравственных устоев жизни. «Россия без веры станет местом сплошного совокупления», — пророчески писал Ф. М. Достоевский, оценивая в «Дневнике писателя», во что обойдется стране насильственно навязанный государственный атеизм. Дай Бог, дорогие друзья, нам не подбрасывать паклю и не подливать масла в огонь, и хранить себя от блуда!

– Я слышал, что некоторые толкуют Евангелие так, будто греховна только супружеская измена, и именно она называется блудом

Библейская заповедь «не прелюбодействуй» запрещает не только супружеские измены, но и блуд – беспорядочное совокупление лиц, не состоящих в браке. Так понимали 7ую заповедь все, всегда и везде. Интересующимся этим предметом напомню и слова Священного Писания Нового Завета: «Брак честен и ложе непорочно, а блудников и прелюбодеев судит Бог». (Евр. 13:4) «Братия не обманывайтесь: ни пьяницы, ни сквернословы, ни блудники …Царства Божия не наследуют.» (1Кор. 6:9) Мудрому достаточно…

Журнал «Нескучный Сад»

Просмотрено (11923) раз

Протоиерей Артемий Владимиров - это яркая личность в духовном сегменте России, в и за пределами страны. Известный проповедник, миссионер, писатель, лектор, ведущий телевизионных и радиопередач.

Священнослужитель, который собственным примером жизни показывает, какими должны быть истинные качества христианина: доброта, любовь, сострадание, сопереживание, принятие.

Биография

Родился Владимиров Артемий Владимирович в Москве, в феврале месяце 1961 года. Его дед был известным детским поэтом.

Любовь к литературе и языкам проявилась и в Артемии. Он окончил общеобразовательную школу с углубленным изучением английского языка, поступил на филологическое отделение Московского государственного университета (романо-германская группа языков). Но вскоре перевелся и окончил русское отделение факультета. Работал недолго учителем русского языка и литературы в школе-интернате.

Женат, но бездетен.

Служение Богу

В студенческие годы впервые отец Артемий Владимиров начинает проявлять интерес к христианству. В сознательном возрасте получил религиозное образование - окончил Московскую духовную семинарию.

В конце 80-х принимает сан священнослужителя, трудится при Духовной академии в Москве, а также преподает в Духовной семинарии, служит в храмах.

В начале 90-х и до 2013 года отец Артемий Владимиров (Прозорливый) является настоятелем церкви, что в (Московская область) - Всех Святых.

С 2016 года по настоящее время протоиерей Артемий - настоятель Московского Алексеевского ставрипигиального

Священнослужитель примером своей жизни и людям показывает прекрасный образец истинного христианина. Его лекции, проповеди, книги пропитаны искренним желанием помочь современному человечеству отбросить эгоизм, цинизм, но раскрыть в сердце любовь, чистоту, смирение.

Отец Артемий Владимиров очень уважаем не только в кругах православной церкви, но и среди людей нерелигиозных.

Много путешествует по России и миру с проповедями, лекциями. Пишет книги, ведет преподавательскую деятельность в учебных заведениях.

Также известен тем, что в 2010 году исповедовал артистку Толкунову Валентину перед смертью. Является участником Совета по вопросам семьи и материнства.

Книги

Есть книга, написанная отцом Артемием и Владимиром Купиным. Это очень интересное издание, которое приобретают даже неверующие люди для своей семьи, детей, чувствуя душой, что такой учебник жизни должен быть в каждом доме.

По формату книга «Открытое сердце» большая и имеет множество цветных картинок, которые нарисованы детьми. Красивый шрифт и простое изложение, доступное даже ребенку.

Издание повествует о жизни княгини Елисаветы Феодоровны, которая оставила роскошную жизнь и стала любви, заботы о ближних, живя в келье.

Книга простым языком рассказывает ребенку об этой удивительной женщине, ее подвиге. Это обучает малыша человечности, доброте, взаимопомощи, любви, надежде, состраданию.

Послание издания заключается в том, чтобы сказать, что настоящее счастье не в материальном богатстве, а духовном, в служении ближним.

О любви

У отца Артемия Владимирова много интересных и поучительных (очень тонко и ненавязчиво, но глубоко) лекций на тему любви, нравственности, христианской чистоты.

Одной из его популярных и актуальных является «О любви» - к Богу, ближнему.

Он поднимает вопрос о соотношении веры в Господа и любви к человеку, который рядом. Ведь настоящая вера живая, деятельная, согревающая все и всех в своих лучах.

Протоиерей Артемий Владимиров говорит, что есть такая тенденция в настоящее время - все меньше любви проявляется в современном обществе, люди перестали искать источник вдохновения в Боге, но закрыли свои сердца и души в скорлупе эгоизма. А ведь истинная любовь только тогда начинает оживать, когда человек начинает служить - искренне и без всякой корысти ближним.

Еще священнослужитель с огорчением говорит о том, что русский народ пытается много чего копировать у западного, не осознавая губительности такого пути. Прежде всего это негативно сказывается на нравственности, чистоте духовной, на молодежи.