В последние времена люди будут горды. Мир сошел с ума - или как выжить в эти последние времена

В последние времена люди будут горды. Мир сошел с ума - или как выжить в эти последние времена

А постол раввин Шауль (Павел) предупреждал нас во 2 послании к Тимофею , что в последние дни наступят времена тяжкие.

А почему тяжкие? Естественно, когда мы это читаем, мы ждем «тяжкие» преследования, гонения, испытания. Но там что-то другое написано.

И времена тяжкие, — тяжкие потому, что люди будут искать и находить себе учителей по вкусу. Прочту точную цитату. 2 Тимофея 4:3-4 :

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху и от истины отвратят слух и обратятся к басням…»

И в оригинале там где «льстили бы слуху» сказано «щекотали барабанные перепонки».

«… Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое».

И в 3-й главе сказано:

Подписывайтесь:

«Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» .

То есть, они все же, немножко Бога любят? А кто же эти люди тогда? Это, оказывается, верующие такими будут! И они будут:

«самолюбивы и сребролюбивы, горды и надменны. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся».

Очень важно, чтобы мы истиной проверяли все, что слышим и видим. А совершенная истина - только в Слове Божьем. Это совершенный, не человеческий, но Божий, стандарт и все что идет вразрез с этим стандартом не имеет права задерживаться в нашем разуме. Тем более не имеет права влиять на наше мнение, решение и жизнь!

Мы слышим споры на тему того, что будет предшествовать приходу Иисуса. Это будет тьма или свет? Это будет отступление христиан или пробуждение в церкви? От этой неразберихи появились разделения. Чего ожидать и к чему быть готовыми?

В последние времена во время жатвы, одновременно будет происходить несколько совершенно противоположных событий. Если мы не разберемся в них хорошо, то окажемся в хаосе.

Что же будет происходить в церкви последнего времени?

  • Великое отступничество
  • Великое разделение
  • Великое пробуждение

И наша задача вместить все эти разные события иначе мы не поймем, что же нам делать. Все это будет происходить одновременно, поэтому нам нужен здравый баланс в это последнее время и бдительность.

1. Великое отступничество в церкви последнего времени

Во втором послании к Тимофею, Господь детально перечисляет пороки последнего времени. Он не обобщает их, но раскрывает каждый в отдельности, чтобы мы могли проверять себя. Многие из нас привыкли читать писание, но не применяют его к себе и это плохо.

Если Господь так детально говорит об этих вещах, то нам нельзя просто прочитать этот список бегло не исследуя себя лично. Это один из важных тестов последнего времени. Это то, чем мы должны себя проверять.

Давайте внимательно изучим эти слова согласно оригинальному тексту писания и историческому значению.

2Тим.3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (трудные, опасные).
2Тим.3:2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
2Тим.3:3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
2Тим.3:4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
2Тим.3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

Ибо люди будут:

  • Самолюбивы себялюбивы, эгоисты – люди будут требовать внимания к ним, чтобы с ними считались, они заслуживают большего …
  • Сребролюбивы любящие деньги – люди будут утверждать, что им нужны деньги, что без денег не прожить в эти времена, денег не хватает. Люди будут находить разнообразные причины, почему они не могут давать Богу, но за этим будут стоять сребролюбие.
  • Горды болтун, хвастун – Кто хвалится своими достижениями, преувеличивает факты, говорит о притеснении других ради удовлетворения собственных интересов.
  • Надменны высокомерный, считает себя выше других – люди будут мерить себя не по библейским стандартам, а по человеческим или по мирским. Я имею больше власти, потому что … Я больше понимаю, потому что я …
  • Злоречивы злословящий, хулитель – люди будут жаловаться на страну, на экологию, на коммунальные службы, на подорожания, но других в церкви и на все что угодно.
  • Родителям непокорны непослушный, упрямый – люди будут находить любые причины, оправдывающие их непослушание и непокорность перед родителями. Они будут приходить к пасторам, и жаловаться на своих родителей. Они будут обвинять родителей в своих неудачах.
  • Неблагодарны непризнательный – люди будут воспринимать многие вещи обыденно, даже не поблагодарив за это Бога. «Я жив сегодня, да я рад, но я не один такой, и другие тоже живут. Но у меня мало денег. Что мне делать?»
  • Нечестивы порочный, нечистый – человек, кому не достает внутренней чистоты. Человек не плохой на вид, но у него имеется порок, о котором он знает, но с которым он живет. «Я курю, но зато я много молюсь»
  • Недружелюбны сухой, жесткий, не любящий – это противоположное слово любви «сторге». Люди не способные любить супругов или детей. Они сами в себе. Их чувства не понятны. Они не эмоциональны. Он зарабатывает деньги, а она варит ему пищу, и нет никаких чувств. Она ложится в постель и просто терпит. Он просто идет домой, потому что это дом.
  • Непримирительны – это слово обозначает человека неспособного найти общий язык с другими.
  • Клеветники – люди способствующие возникновению споров между другими. Они рассказывают другим о проступках других. Они приходят к руководителям церкви и говорят о том, как некто поступают, требуя при этом наказания виновных. Точно так поступает диавол, обвиняя пред Богом людей.
  • невоздержны слабый, не умеющий владеть собой – люди не способные сдерживать свой язык или эмоции.
  • жестоки невоспитанный, дикий, грубый – люди будут ранить других своими поступками или словами.
  • не любящие добра – люди будут критиковать доброе. Чтобы не делали другие, они найдут моменты, как указать на подвох или недоделку. «Да я вижу, что у тебя получилось, но ты должен знать … Это все хорошо, но вы не забывайте …»
  • предатели тот, кто бросает других в беде – людям будет безразлично, что происходит с другими, они будут думать только о своей шкуре.
  • наглы торопливый, беспечный – Это слово означало недостаток самоконтроля, поспешность. Это слово относилось к импульсивным людям, отдающимся своим порывам, подобно норовистому коню. Из-за того, что они несдержанны, эти люди принесут много вреда и себе и другим.
  • напыщенны самонадеянный – люди будут надеяться на себя и они не захотят принимать советы и помощь от других.
  • более сластолюбивы , нежели боголюбивы любящие удовольствия более, нежели Бога - люди будут пренебрегать христианскими нормами и принципами ради своего счастья и обустройства.
  • имеющие вид благочестия ,
  • силы же его отрекшиеся – люди будут удовлетворены что они ходят в церковь и им будет все равно действует через них Бог или нет.
  • Таковых удаляйся - отвращайся, убегай, удаляй от себя. Сильный глагол указывающий, что от таких людей нужно буквально бежать и не иметь с ними ничего общего.

Павел приводит приговор для тех людей, кто подпадает под этот список. Это звучит весьма строго учитывая то, что мы привыкли «нести» людей попускать им и жалеть их. Но придут дни, когда нам придется буквально следовать этому повелению Павла. И будет много обид... но увы... Павел не ошибся... так будет безопаснее для церкви.

Итак мы видим, что в последние дни, в церкви будет много нечистоты и греха. И это не грехи типа убийства или воровства но замаскированные так, что можно жить в них и даже не понимать что это грех. Многие люди думают и будут думать, что это их характер или привычки, но то есть грех по словам Павла и то есть признак тяжких времен церкви последнего времени.

2. Великое разделение в церкви последнего времени

(Матф.13:40-42) Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут (выберут, вырвать с корнем) из Царства Его все соблазны (преткновение) и делающих (живущих в грехе) беззаконие (грехи), и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

соберут из Царства Его все соблазны

В церквях произойдет резкий отказ от определенных христианских принципов, традиций, правил, постановлений и взглядов, которые порождали споры, соблазны и преткновения в Царстве Божьем. Это вызовет в свою очередь, соответствующую реакцию - будет разделение.

Те, кто верил в эти идеи, взгляды и откровения станут перед выбором или они изменят свое мнение и попрощаются с прошлыми пониманиями или они войдут в противление руководству церкви и рано или поздно выйдут из ее состава.

соберут...делающих беззаконие

Ангелы начнут выводить из Царства Божьего сынов Диавола. Будет движение из церквей, центров, миссий, служений, христианского бизнеса и др.

Люди начнут находить всевозможные причины, появятся обиды, конфликты и тому подобное, что вынудит их оставить это общество. За этим передвижением будут стоять ангелы Божьи.

Церковь буквально разделится на две половины перед пришествием Господа. Половина войдет на пир, половина останется у дверей.

(Матф.25:1-2) Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
(Матф.25:10-12) Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Немудрые девы попросят масла у мудрых, но те им откажут и это принесет разделение. Немудрые уйдут искать масло. Таким образом, эти две группы отделятся одни от других. Точно не известно кто есть «девы» - церкви, деноминации, союзы, помазанники... но ясно то, что одни уйдут от других - они разделятся.

Итак мы видим, что в последние дни в церкви будет не только отступление но и разделение. За этим будут стоять и держать все под контролем Божьи ангелы. Ангелы будут посланы, чтобы убрать причины разделений и соблазнов в церквях и тех людей, кто делают грех и все эти соблазны и разделения.

Мы должны быть готовы к этому и не бегать за каждым кто хлопнул дверью церкви и покинул наше собрание. Бог будет выводить одних людей в другие церкви, чтобы соединить с живым телом, но других будет отделять от здоровой церкви. Это Божье дело а не наше.

3. Великое пробуждение в церкви последнего времени

Это проповедь Евангелия всеми существующими в мире способами и средствами. Все технические открытия и изобретения мира будут использованы для проповеди Евангелия. Церковь не будет сидеть в подвалах и читать библию при свечке. По местам будут гонения но это не будет касаться всей церкви. Сказано, что все услышать и тогда придет конец.

(Матф.24:14) И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Многие люди, которые будут каяться в результате этого придут в Царство Божье в Его церковь.

(Ис.2:2-3) И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.

Что же нам делать?

Мы не сможем быть в чем-то одном и не замечать или игнорировать что-то другое. Нам нужно знать, что все эти вещи будут происходить явно и одновременно в церкви последнего времени.

Будет великое отступничество – значит мы должны постоянно проверять свою жизнь и сердце по писанию, чтобы не оказаться в рядах этих отступников. Во втором послании к Тимофею есть список этих характеристик и руководство для пасторов в последние дни.

Будет великое разделение – мы должны правильно на это реагировать и быть в покое. Некоторые люди будут приводимы в церкви ангелами Бога, чтобы занять свое правильное место и жить. Другие люди будут выводимы из церквей ангелами и нам не нужно этому препятствовать - пусть идут. Будут также пересмотрены многие доктрины, понимания, откровения церкви и признаны не верными. Ангелы удалят это из церкви.

Будет великое пробуждение – мы должны принимать в нем участие и быть частью его.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» 2 Тим. 3:1-5.

Через Своего слугу, через Апостола Павла, Бог говорит Свое Слово к Церкви о последних днях. Нам всем известно, что эти «последние дни» – это наше время, в которое мы сегодня живем. И прямо к нам Бог сегодня говорит, предупреждая Свою Церковь: «Народ Мой возлюбленный! Это будут трудные, тяжкие времена. Тяжело будет в последнее время».

Когда говорят, что наступят тяжелые жизненные обстоятельства, будет тяжело, то человеку сразу представляются проблемы в материальной сфере. Он представляет, как приходят различные болезни, катастрофы, проблемы с финансами, голод и т.п. Да, Бог говорит, что будет тяжело в последнее время. Это нам известно. Написано, что будут глады и моры, землетрясения по местам. Эти обстоятельства перечисляются в Евангелии от Матфея: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» Мф. 24:21-23 . Также написано и то, что Бог защитит Свой народ от всех катаклизмов, от всех этих неприятностей. Мы будем сохранены. Это – милость и чудо Божье!

Но обратите здесь внимание на нечто другое и неожиданное. Бог говорит: «Будет тяжело вам, народ Мой, возлюбленный». Но тяжело будет не из-за материальных вещей и природных катаклизмов, а из-за того, что Бог изменил нас, изменил нашу сущность. И, будучи Божьими, мы более сориентированы на взаимоотношения друг с другом: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» Пс. 132:1 . Для нас имеет ценность общение друг с другом, когда мы – семья. Бог предупреждает нас о том, что в последние времена не материальные, не физические проблемы будут приносить нам боль, а взаимоотношения между людьми. Именно это будет подвергнуто серьезнейшим испытаниям. Из-за этого нам будет тяжело.

Обратите внимание на те отрицательные человеческие качества, человеческие характеристики, которые перечисляет Павел в своем послании. В последние дни положительные личностные качества человека, такие как: верность , доверие , любовь , преданность , милосердие , поддержка друг друга , будут поражаемы. Они перестанут цениться и начнут деградировать. Их место займут все эти неприятные слова, которые перечисляет Павел. И Бог говорит: «Вот это, братья и сестры, вы будете иметь в последние дни. И из-за этого вам будет тяжело».

Поэтому сегодня всем нам следует дорожить отношениями в Церкви, дорожить миром, доверием, любовью. Несомненно, каждого из нас сегодня в церковь влечет Господь, Его слово, но не только это. Нас также влечет в собрание необходимость друг в друге, так как всех нас объединил Дух Божий в единое Тело, где мы дополняем друг друга. Некогда чужие люди, разных наций, разных родов и разного возраста теперь объединены Святым Духом и нам приятно и хорошо быть вместе. Но чтобы это не было повреждено и не разрушилось, это необходимо ценить, защищать, охранять, над этим надо бодрствовать. Если же позволить врагу разрушить наши взаимоотношения, разрушить доверие, любовь, милосердие, взаимопомощь, то станет безусловно тяжело. Если взаимоотношения между людьми в церкви будут разрушены, то какое бы ни звучало чудесное слово из-за кафедры, все равно все будут смотреть друг на друга как волки, так как более не будет доверия, которое заменят клевета и ропот. В отношениях важны и драгоценны доверие и любовь. Тогда даже самое простое слово, переданное пастором, усиливается и умножается. Когда эти вещи присутствуют среди нас это хорошо, а если нет – плохо. Для того чтобы все это сохранить, мы должны быть верующими, то есть должны доверять Богу.

Все, о чем мы до этого говорили – это лишь база, необходимая для того, чтобы лучше понять и усвоить основное послание.

Откроем послание Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» Иак. 1:2 . Итак, все эти искаженные проявления качества личности, о которых пишет Павел – это есть ни что иное, как искушения . Таким образом, когда в церкви начинает проявляться что-либо подобное, то, как же нам не попасть в эти искушения и не стать клеветниками, ропотниками, переносчиками, недовольными, самолюбивыми и т.д.? Без сомнений, каждая церковь будет испытана в этом, так как враг желает разрушить Божью Церковь и стремится к этому.

Посмотрим следующий стих: «зная, что испытание вашей веры производит терпение» Иак. 1:3 . Когда нечто подобное начинает происходить в церкви, знайте, что на самом деле это не какие-то плохие и страшные обстоятельства обрушились, это Бог начинает испытывать твою веру, твое доверие. Когда что-либо подобное допускается, то испытывается твоя вера. А, как написано: « испытание вашей веры производит терпение» .

Терпение – это акцент сегодняшнего послания. Всем нам необходимо иметь терпение. Без терпения не может быть проявлена твоя вера. Без терпения вера не может возрастать, не может работать. Терпение – это проявление внутреннего стержня, внутренней силы, внутреннего могущества твоей личности . Терпеливый человек не может быть раздражительным. Если человек имеет в себе внутреннее терпение, то о таких говорят, что он – фундаментальный , надежный . Он не подвержен эмоциональной, мгновенной как всплеск реакции, он стабилен, надежен. И это самое терпение производит в нас вера, будучи испытана.

Порой, чтобы обстоятельства не разрастались, не процветали и не разрушали все в церкви, мы, проявляя веру, говорим: «Стоп! Терпение!» Но, если в такой момент ты ропщешь на что-то, болтаешь об этом, переносишь это, то ты не терпишь. Терпение имеет достоинство, чтобы не опускаться на уровень ропота и сплетен. Потому что в терпении проявляется доверие Богу и упование на Господа. Претерпевая человек не паникует, не отчаивается, не допускает каких-либо плохих мыслей, ропота и других тому подобных вещей. Вера производит терпение. Иными словами, мы не можем быть хорошими верующими и угодить Богу если у нас не сформировано терпение, если в нас отсутствует это качество. Поэтому, прежде, чем быть движимым эмоциями, следует остановиться и обо всем спокойно рассудить. Не стоит проявлять и безразличия, так как безразличие – это не есть доверие Богу, и не упование на Бога. Только в терпении проявляется доверие Богу.

Далее написано: «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» Иак. 1:4 . Это относится к каждому из нас. Это Божий план для каждого верующего – чтобы мы, каждый из нас, были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Бог говорит, что ты сможешь быть без всякого недостатка тогда, когда научишься терпеть. Если только ты поймешь насколько ценно терпение, то гигантское количество всяких согрешений отпадут от тебя.

Причина не в том, что ты где-то что-то делаешь плохое. Причина только в одном – тебе не хватает терпения. Терпение будет иметь действие тогда, когда ты поймешь насколько в Божьем проекте для Его народа важно терпение. Даже если несовершенно, но ты будешь проявлять совершенное терпение в вере, то ты будешь без всякого недостатка. Так или иначе, в любом случае этого недостатка в тебе станет меньше. Каким образом, нам как христианам изменяться, чтобы в нас было меньше недостатков? Это изменение связано не с раздражительностью, не с каким-то эмоциональным порывом, а именно с проявлением терпения.

В Библии также встречаются такие слова как «долготерпение» и «претерпел» . Попробуйте проанализировать значение слова «претерпел» . Слово «претерпел» означает, что человек все-таки победил. Ему хотелось как-то отреагировать, что-то сделать или ответить, но он не сделал то, что хотел, а претерпел это, то есть прошел через это, преодолел.

К примеру, в послании к Евреям написано: Евр. 2:18 . Посмотрите, что сказано об Иисусе и как в Нем проявилось это качество. Господь был искушаем отношением к Нему людей, их неприятием, их неповиновением, их нежеланием слушать, вникать, нежеланием понять, предательством, ложью, которая на Него обрушилась. Он ни в чем не был виновен, но Его столько поносили, столько лжесвидетельств было произнесено в Его адрес. Но Иисус не просто терпел. Написано: «Он претерпел» . Возможно, как человеку, Ему хотелось ответить, оправдаться и это естественно. Но, слово «претерпел» говорит о том, что Он не отвечал, не злословил в ответ тех, кто злословили Его. «Он претерпел» и это было проявлением веры Отцу, которая проявилась в терпении.

В другом месте написано: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» 1 Пет. 2:23 . Иисус не злословил взаимно. Вера проявилась в терпении. Претерпел – значит победил, значит это уже совершилось. Когда человек терпит, это еще не значит, что его терпению не придет конец и он не взорвется. А вот когда говорится «претерпел», то это значит, что он прошел через это: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» Евр. 2:18 . Христос победил, проявив терпение до конца, тем самым Он исполнил волю Отца. И теперь Он может помочь нам, тем, кто подвергается подобным вещам. Бог допускает это испытание в нашей жизни. Ты можешь быть героем веры, потому что тебя это касается, как коснулось Христа. Но Христос претерпел, сумел через это пройти.

Бог никогда не допускает сверх сил. И если тебя это касается, то значит, Бог видит, что ты именно тот человек, который может победить. Бог воспитывает твою веру, хочет проявить ее в тебе, чтобы ты, исполнив волю Божью, получил от Него обещанное. Бог видит твою верность, весь твой потенциал, Он знает все и взвешивает на Своих весах. Возможно, ты сам этого не знаешь, но Бог знает о том, что ты силен пройти испытание и выйти победителем. Поэтому не переживай, доверься Господу. Бог желает, чтобы и ты был победителем.

Уж точно никому не следует входить в ряды клеветников, надменных, напыщенных, сластолюбивых и так далее. Написано: «Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев» 1 Фес. 2:14 . Это говорится о нас, о тебе и обо мне, так как мы «сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее » . А почему мы стали подражателями, почему мы сопричислены к Божьей Церкви? «потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев» 1 Фес. 2:14 .

И здесь то же самое слово: «претерпели» . Вера производит терпение. Физическая, материальная практика проявления веры – это терпение . Слово «вера» люди часто не понимают, а что такое терпение людям в общем-то понятно. Так вот, мы – Церковь Божья, мы – победители тогда, когда мы тоже претерпели. А претерпели от кого? « от своих единоплеменников, что и те от Иудеев» . Претерпели от своих. Терпеть от других, от чужих – легко. Но самую большую боль нам причиняют близкие люди. Когда какая-то гадость исходит от близких людей, от тех, кого любишь, кому доверяешь, с кем столько лет вместе – это причиняет нестерпимую боль. Или, когда с близким что-то не так. Но ты в терпении уповаешь на Бога, и Он говорит: «тогда вы действительно делаетесь подражателями Божьей Церкви» .

Иисуса предали свои, Его народ, к которому Он пришел. Их науськали и все они, не вникая ни во что кричали: «Распни Его!» И Он претерпел. Хотя, как написано: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» Мф. 26:53-54 . Такова воля Отца. Он претерпел, то есть совершил до конца. Иисус говорит: «Вы достигаете совершенства, когда терпите, потому что это больно».

Бог допускает это не для того, чтобы мы роптали, а для того чтобы, во-первых, показать нам, тебе и мне, наше несовершенство, а во-вторых, чтобы мы учились побеждать, доверяя Богу, постепенно приобретая качество терпения. Чтобы дорожили атмосферой радушия, единства, любви, взаимопонимания. Поэтому бодрствуйте, дорожите ценностью взаимоотношений, постоянно помня о том, что в последние дни на нас обрушится тяжесть не из-за катастроф, не из-за чего-либо материального, а из-за разрушения наших взаимоотношений.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3)

Мы, верующие, действительно нашедшие истину , а истина — в Иисусе Христе, потому что Он есть «Путь и Истина и Жизнь» (Иоан.14:6) , знаем признаки последнего времени, обозначенные в Св. Писании, да и Дух Святой — Дух Истины — открывает нам это. Это, конечно, и катаклизмы, и аномалии в природе, а именно, — глады, моры, всё усиливающиеся и умножающиеся землетрясения, торнадо и цунами по местам, просыпающиеся вулканы и угроза из космоса от приближающихся к земле небесных тел. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф.24:6-7).

Одним из признаков последнего времени и приближающихся радикальных перемен для жителей земли является, ожидаемое во всём мире «глобальное потепление», о котором так много говорят в последнее время в научном мире. Как известно из источников СМИ, в Антарктиде льды тают быстрее, чем предполагалось, и их полное исчезновение, как предполагают учёные, займёт 10-15 лет, вместо 50 ожидаемых. Также и данные глубинного измерения температуры мирового океана говорят о том, что она повысилась. И чем это всё чревато, в конечном счёте, не трудно догадаться. Это то, что мы имеем на сегодняшний день и в перспективе, и то ли ещё будет! Но мы разберёмся во всём трезво и без паники, учитывая то, что в конечном счёте, во времени, всё зависит только от Самого Господа — «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7).

Писание нас предупреждает, что впереди нас ждёт ещё «година искушения», т.е. – период времени, который грядёт на всю вселенную, «чтоб испытать, (людей) живущих на земле» (Откр.3:10) . Будет, что и «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Иоиль 2:30-31) , (Мф.24:29). Голливудские фильмы, описывающие ужасы последнего времени, «отдыхают!»

Благодаря Священному Писанию, мы знаем, что кое-что особенное будет происходить не только в природе, но и в человеческом обществе, среди людей мира сего, и даже, в церкви Божией. Эти признаки нам также даны в Писании. Попробуем разобраться по пунктам в том, что ожидает человечество в «последние времена». Во-первых, вот, что заботило Иисуса Христа, когда Он был ещё на земле в отношении будущего человечества: «найдёт ли Он веру у людей, когда вернётся на землю?» (Лк.18:8). Неужели в конце времён не будет истинной веры?

Так что же способно так сильно поколебать истинную веру человека в Бога? Церковь, как известно, ожидает не потерю веры, а, наоборот – великого пробуждения! Возможно, именно после него будет взятие истинной церкви на Небеса перед началом всех самых грозных судов Божиих (Мф.24:40-42; 1Кор.15:51-54; 1Фес.4:15-17).

Итак! Писание нам отчётливо говорит, чем характерно будет последнее время. И один из характерных, ожидаемых признаков — это, то, что «наступят времена тяжкие» (2Тим.3:1) . Дальше, в этом же месте Писания, идёт перечень, характеризующий душевное состояние и настроение людей, которые будут жить в последние времена. «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:2-7) . Что-то будет происходить на земле, и что-то будет так разлагающе влиять на психику людей, что очень развратит их и скажется на их поведении. Может, что-то будет происходить в духовном мире? Да просто это «сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени»… (Откр.12:12).

За последние две тысячи лет методы обработки людских душ у него становятся всё более и более отточенными и усовершенствованными. Цивилизация поставлена на службу его целям. А цели у него всё те же: «украсть, убить и погубить» (Иоан.10:10) . Он взял на вооружение СМИ, которые оказывают огромное влияние на психику человека. И это влияние начинается с раннего возраста человека. Посмотрите, какие мультфильмы и какие игрушки производятся сегодня для детей?! В Писании, также, обещано, что восстанут служители сатаны — лжехристы и лжепророки и проявят себя, развернув бурную деятельность. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24) . Заниматься этим будут высвобожденные в этот мир в последнее время духи обольщения, озабоченные тем, чтобы прельстить верующих (Откр.16:13-14). Обратите внимание, какая серьёзная духовная война затевается, именно, с истиной.

Итак, — это есть один из признаков последнего времени – активное действие духов обольщения. Сам Иисус сказал: «Горе миру от соблазнов ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7) . Другими словами, соблазны обязательно придут и принесут в жизни людей много горя. Итак, идёт, так сказать, «отстрел» верующих (людей). И попадаться на мушку дьявола будут те, кто поступает «нечестиво против завета» с Богом (Дан.11:32). «Блажен (человек) бодрствующий и хранящий одежду» свою (Откр.16:15).

Последние дни – это дни гнева Божия на нечестивых людей, «подавляющих истину неправдою» (Дан.8:19; Рим.1:18). Последнее время будет временем испытаний для всех, живущих на земле людей, и кто выдержит его?! (Мал.3:2-5). Все должны быть взвешены и испытаны (Дан.5:27). Но, почему Бог, Который есть Любовь (1Иоан.4:8), допустит всё это, что грядёт? Может, для того, чтобы отсеялись «пустоцветы», неверные и лукавые люди, которых Он не собирается брать к Себе в Небесное Царство? Может, чтобы выявились верные люди, любящие истину?! Для этого-то и будет позволено антихристу временно действовать с успехом, «повергая истину на землю» (Дан.8:12). Многие из откровений о последнем времени записаны пророком Даниилом сотни лет тому назад. Но тогда они были сокрыты, запечатаны до последнего времени (Дан.8:17, 12:9), а в наше с вами время — начинают осуществляться. И не стоит недооценивать эти времена.

Спасёт истинных верующих от обольщения их искренность, потому что Бог с «искренними» всегда поступает искренно (Пс.17:26,27) — это Его принцип действия. Что ещё поможет верующим обойти все капканы, поставленные для них сатаной в последние времена? Это – знание и понимание Слова Божьего и любовь к истине (Рим.1:28; 2Фес.2:10). А если и будут в последние времена допущены страдания верующим, то только в меру, т.е. – по их силам (1Кор.10:13), и для определённой цели (Иер.29:11). Т.е. — не для того, чтобы их погубить, но – «ко благу» им, чтобы привести церковь в порядок, чтобы церковь была готова к встрече с Небесным Женихом (Дан.11:33-35, 12:1-3,10), (Мф.25:10), (От.19:7).

Вспомним притчу Иисуса о мудрых и неразумных девах и то, чем одни отличались от других (Мф.25:3,4). До последнего времени их различие не было заметным и не играло видимой роли. У всех горели светильники, и все ждали Жениха. С той только разницей, что у одних был с собой запас масла для светильников, а у других – нет. Но постепенно различие усилилось. Они стали отличаться состоянием светильников, которые у одних продолжали гореть, а у других – нет. И потому одни успели себя приготовить к приходу Жениха, а другие – нет. И, именно, потому, что они опоздали – их и не пустили в Небеса (Мф.25:10). В этой притче последнее время обозначено понятием – «полночь», т.е. середина ночи, глубокая ночь, сгущение тьмы, разгул тьмы (Мф.25:6,8). Тогда светильники у некоторых из «невест», так некстати, стали гаснуть, а при погасшем светильнике, который есть дух человека (Пр.20:27), становится темно в сердце. Кстати, написано, что ничто нечистое туда, т.е. — во Святые Небеса, в присутствие Божие, не войдёт (Откр.21:27). И, именно, чистота сердца является условием для того, чтобы увидеть Бога (Мф.5:8). Светильником в Писании, также, названо и око человека, отражающее состояние сердца, — «если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма» (Мф.6:22-23).

А что значит масло, которым не запаслись неразумные девы, и за счёт которого горит дух человека? Конечно же — Дух Святой! Без Святого Духа, Который изливается на человека от Бога, при умножении беззакония в мире сем, в сердцах у верующих людей не достанет никакой любви (Мф.24:12), (Рим.5:5). А без любви, как говорится, всё в том же Священном Писании, — Бога не могут устроить никакие духовные дары и никакое посвящение (1Кор.13:1-3). Без любви они не будут иметь никакой силы и ценности в глазах Бога. Потеря любви из-за умножения беззаконий – это не только признак последнего времени, но и типичная реакция человека на беззаконие. И только Дух Святой может дать силу человеку продолжать любить своих ближних во всех обстоятельствах, при любых условиях.

Ещё, последние времена должны быть характерны гонениями самого разного рода, разного характера. Стоит их замечать в своей жизни, но не стоит удивляться им. Гонения приходят на верующего уже на том этапе его жизни, когда он только решает что-то поменять в своей жизни или собирается жить благочестиво и отличаться от «мира сего» (2Тим.3:12). Даже, если у такого человека ещё плохо получается с благочестием. Такого человека дьявол будет гнать разными путями, через каждого, кто только даст ему место, т.е. – даст право им воспользоваться. [b]«и не давайте места диаволу» (Еф.4:27) .

Дьявол — «клеветник», и это одно из его имён, характеризующих его природу (Откр.12:9-10), потому, один из видов гонения — это клевета . Причём, как написано, — он клевещет на нас не только в уши наших ближних, но даже и в уши самого Бога. Примерно так он поступал с Иовом, и мы знаем, какие серьёзные испытания пришлось перенести Иову (Иов.1:9-11). Он клевещет, и занят этим день и ночь. Человек приготавливается ко сну. Самое подходящее для мысленных согрешений христианина время — это, когда он расслабился перед сном. И если он не бодрствует в тот момент, когда остаётся наедине со своими мыслями, если не отказывается судить своих ближних, то какие «картины» клеветник рисует в его воображении?! Сколько грехов совершают верующие в своих мыслях, – страшно себе даже представить! А с каким удовольствием многие верующие в дневное время подставляют уши для очередной сплетни. «Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Пр.18:8) , — замечено ещё не одну тысячу лет тому назад.

И удивительно, что большинство христиан так уверены в своей непогрешимости, что все приходящие им в голову мысли, они воспринимают, как пришедшие от Бога. Они так уверены и в своей безнаказанности, что позволяют себе принимать клевету и судить кого-то. А «клеветник» подтасовывает факты и выдаёт их за «чистую монету», т.е. – «забрасывает удочку — и наживка заглатывается». Но, «кто может прибывать в жилище Божием», «кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его», — задаёт вопрос в своих псалмах царь Давид (Пс.14:1-5, 23:3-6)? А предстоять пред Богом, приближаясь к Нему – на это претендуют все верующие. Если зрелый христианин может оставаться спокойным, когда на него клевещут, зная, что — это только ложь. То вот, в чём «клеветник», действительно способен достичь успеха – он способен рассорить друзей, заставив их начать подозревать друг друга. Внушение лукавых подозрений человеку – это постоянная практика и безотказные методы дьявола в достижении своих коварных целей. К вам «войдут лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою», — наставлял своих учеников ап. Павел на собрании пресвитеров (Деян.20:17,29-31). Хотел ли бы кто-то оказаться в их числе?

В последние времена, незаметно для человека, в духовном мире будет идти разделение: на козлов и овец, на плевелы и пшеницу, на мудрых и неразумных, на служащих Богу и не служащих Ему, на праведных и нечестивых. И Бог, как видно из последней главы книги Откровения, не будет мешать этому процессу (Откр.22:11-12).

Итак, в Своей любви к нам наш Господь обо всём предупредил нас заранее: «вот, Я наперёд сказал вам» (Мф.24:25). Он сказал, что надо делать и чего надо избегать тем, кто хочет, «всё преодолев, – устоять» (Мф.10:22, 24:13). «Смотрите, не ужасайтесь» (Мф.24:6) , предупредил Иисус своих учеников. Задумывались ли вы, почему нельзя ужасаться, когда столько ужасных вещей будет происходить в мире? Вероятно, потому, что люди, которые будут ужасаться, будут этим обвинять Бога в жестокости, пусть даже не прямо, а косвенно. Это они будут делать, не понимая Его святости и не воспринимая Его права, как Бога, на справедливые суды. Такие люди будут всё больше разочаровываться и, наконец, потеряют и любовь, и веру. И вообще, все, кто пойдёт за миражами, однажды будут глубоко разочарованы. Увы! В этом мире принято, не судя себя, во всём искать виновных вокруг себя. И эти навыки приходят к людям с детства. Так родитель, если его ребёнок ударится о какой-нибудь предмет, советует ему побить этот предмет в наказание. Вот и входит у человека в привычку этот путь решения любой проблемы.

Кстати, обвинение – это очень сильное психическое оружие, способное «выбить» любого человека «из седла», и дьявол очень часто использует его. Обвинённый человек остановлен в своём действии, он, как бы, сбит с толку, «побит по рукам». Ему трудно преодолеть барьер обвинения, он остановлен. Обвинениями человек как защищается, так и наступает («лучший способ защиты – нападение»). Вспомним диалог Бога с человеком после его грехопадения (Быт.3:12-13). В Эдемском саду и Адам, и Ева, чтобы оправдаться перед Богом, перекладывали свою вину на кого-то другого, таким образом, косвенно, Адам вообще обвинил Самого Бога.

Люди, которые имеют дерзость хоть в чём-то обвинять Бога, не смогут никогда с Ним примириться. Когда кто-то высказывает претензии Богу за погибших в катастрофах людей, ему следует вспомнить, сколько добровольно абортированных родителями детей ушло в мусорку или было использовано, как биологический материал для научных экспериментов? Хотя, о последнем времени написано, что люди, во время судов Божиих, не покаются в своих беззакониях, но будут продолжать хулить Бога за свои скорби (От.9:20-21, 13:6, 16:9-11). Однажды Иисус спросил женщину, взятую в прелюбодеянии и приведённую свидетелями её греха к Нему на суд: «где обвинители твои?» Потому что обвинители её, обличаемые собственной совестью, разбежались, так как, судя её, они и сами делали то же. Возможно, если бы те, которые сегодня дерзают судить других людей, задумались бы о себе, — то им тоже не нашлось бы, что ответить Господу. Итак, кто в своих неустройствах винит Бога или кого-то ещё, тот не сможет устоять в трудностях последнего времени. Устоит же в эти нелёгкие времена только тот, кто, не смотря ни на что, сохранит свои отношения с Богом на высоте, изливая пред Ним своё сердце в молитвах (Пс.117:13), благодаря Бога за всё, что с ним происходит, и, держа свой светильник горящим любовью (Еф.6:13). Устоит тот, кто будет в искушениях стоять твёрдо, как стояли еврейские юноши Мисаил, Анания и Азария (Дан.3:17-18). Чтобы устоять во всех испытаниях – надо до конца удержать то, что имеем (Откр.2:25, 3:11). Стоять, когда возрастает количество предательств, которые наносят раны в сердцах (Пс.40:10, 54:13-15). Гонения, выраженные в виде предательства близких людей, особенно болезненны. «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;… Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга » (Мф.10:21, 24:9-10) . Сможем ли мы устоять вопреки сильному отвержению? Церковь вообще существует «вопреки». Она существует вопреки многовековым стараниям дьявола адаптировать её под мир или разрушить, что, вообще-то, одно и то же. В двенадцатой главе Книги Откровения написано, что дитя ещё не родилось, а «большой красный дракон» (Откр.12:2-4) уже стоял в ожидании, готовый пожрать новорождённого младенца. Так и с церковью, когда она ещё не родилась, Иисус уже пообещал ей войну, т.е. – противостояние. Ад будет восставать, предупредил Он, но даже «врата ада» не одолеют её (Мф.16:18). Бог, через Писание, призвал нас ненавидеть грех, и, если потребуется, то сражаться с ним даже до крови (Евр.12:4). Он призывает нас, не идя ни на какие компромиссы, утешаться воспоминанием о том, что Он сделал для нас (Евр.12:3). Господь призывает нас в это трудное время никогда не сдаваться, но, преодолевая все препятствия, плыть против течения мира сего. Он даёт нам на это силу. И это не общие громкие слова, но ежедневный опыт хождения с Богом. А Он, как всегда, держит Своё Слово. Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф.28:20) ! Аминь!

. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны.

. Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра.

. Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы.

. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

«Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися» . Настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол, и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства; вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям, одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек божественный Апостол. Избегать же общения с сими людьми вверенным попечению Тимофееву повелел Апостол в следующих словах. Ибо говорит:

«И сих отвращайся» . И продолжая, к обвинению присовокупляет и сие.

. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями.

. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

«От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными, всегда учащася и николиже в разум истины приити могущыя» . Сего пророчества и исполнение видим, ибо весьма многие, не подозревая, что есть апостольское предречение, явно осмеливаются на сие именно беззаконие.

Потом Апостол из древних сказаний предлагает утешение тем, кого опечалили слова его.

. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

«Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере» . В пшенице, говорит Апостол, обыкновенно произрастают плевелы. Проповедники истины всегда имели сопротивников. Кто славнее Моисея благочестием? Но и он имел волхвов, людей, явно ополчившихся на истину. Впрочем, имена их божественный Апостол дознал не из Божественного Писания, но из неписанного учения иудеев. Естественно же ему было открыть и благодать Духа.

. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

«Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех быст» . Ибо лицемерия невозможно скрыть надолго. А сие не противоречит сказанному прежде. Ибо там Апостол говорит о них: «наипаче бо преспеют в нечестие» (), а здесь об обмане, на какой осмеливаются они, сказал: «не преуспеют» , то есть, принимая на себя наружность благочестия, ненадолго останутся скрытными, но вскоре обнаружатся. Так, предвозвестив это, ставит себя в образец ученику.

. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении.

«Ты же последовал еси моему учению» , то есть истине, сообщенной тебе в проповеди .

"Житию" – тому образу жизни, какой показан в делах.

"Привету" – ты в точности дознал и цель мою.

"Вере" – знаешь и то расположение, какое имею ко Владыке.

«Долготерпению» – знаешь, как переношу прегрешения братии.

"Любви" – знаешь, с каким сердоболием расположен я ко всем.

"Терпению" – знаешь, как мужественно переношу нападения противников.

. В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

«Изгнанием, страданием» . Потом о некоторых из них напоминает Тимофею.

«Якова ми быша во Антиохии, и во Иконии, и в Листрех, якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь» . Апостол, оставив прочие, упомянул об опасностях, постигших его в Писидии и Ликаонии; ибо из Ликаонии был тот, к кому писал, и ему было это известнее прочего. Указал же и на Божие попечение, ободряя тем ученика. Потом сказует и как бы определяет, ято сопровождает питомцев благочестия.

. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

«И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» , потому что общий всех зложелатель ведет брань с людьми или посредством людей, или посредством собственных их помыслов.

. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

«Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» . Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку.

. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

«Ты же пребывай в нихже научен еси и яже вверена суть тебе» . Твердо храни учение, истину которого дознал ты опытом; ибо сие выразил Апостол словами: «яже вверена суть» . Тимофей был самовидцем апостольских чудес и сам много творил таковых. Потом Апостол указывает и на достоверность учителя, и сим делая учение более твердым.

«Ведый, от кого научился еси» ; напоминает, что и сам Тимофей воспитан в благочестии.

. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

«И яко измлада священная писания умевши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе» . И Поелику Апостол засвидетельствовал, что такова сила священных писмен, то учит, какая проистекает от них польза.

. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.

«Всяко писание богодухновенно и полезно есть» . И, точнее определяя, Апостол отличил от писаний человеческой мудрости, именно же духовное писание назвал богодухновенным, потому что Божия благодать изглаголала чрез пророков и апостолов. А посему Дух Святой есть Бог, если писание Духа, по слову Апостола, действительно богодухновенно. Но Апостол дает знать и виды пользы.

"Ко учению" . Ибо, чего не знаем, научаемся тому из Писания.

«Ко обличению» . Писание обличает нашу беззаконную жизнь.

«Ко исправлению» . Оно и совратившихся призывает на правый путь.

«К наказанию, еже в правде» . Оно обучает нас видам добродетели.

. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

«Да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» . Все сие ведет к совершенству и делает нас своими Богу всяческих. Показав таким образом пользу богодухновенного Писания, Апостол повелевает предлагать его всем и устрашает своим засвидетельствованием.