Церковь тихвинской иконы божией. Храм тихвинской иконы божией матери в алексеевском. Чудеса, совершенные святыней

Церковь тихвинской иконы божией. Храм тихвинской иконы божией матери в алексеевском. Чудеса, совершенные святыней
Церковь тихвинской иконы божией. Храм тихвинской иконы божией матери в алексеевском. Чудеса, совершенные святыней

May 5th, 2016 , 09:13 pm

Создание парка Дружбы площадью около 50 гектаров приурочили к проведению в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. До 1957 года на Ленинградском шоссе напротив Северного речного вокзала был пустырь с остатками сельской застройки на месте деревни Аксиньино, с дровяным складом и железнодорожными ветками к асфальтобетонному и Никольскому кирпичному заводам.



После окончания Второй Мировой войны в Лондоне прошла всемирная конференция молодёжи за мир, на которой было принято решение проводить международные фестивали под лозунгом «За мир и дружбу!». В программу включили политические семинары и дискуссии, концерты, спортивные соревнования, а открывались фестивали красочным шествием участников. Символом молодёжного форума стал Голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо.

В столицу СССР главный молодёжный форум планеты пришёл после Праги, Будапешта, Бухареста, Берлина, Варшавы и в каждом из городов, принимавших Всемирный фестиваль молодежи и студентов, делегаты высаживали деревья в парках и скверах. Москва поддержала фестивальную традицию, озеленив северо-западную окраину города.


План парка Дружбы. 1957 год: https://pastvu.com/p/13102

Проект парка разработал коллектив молодых архитекторов, недавних выпускников МАРХИ. Для Валентина Иванова, Галины Ежовой, Анатолия Савина это была первая самостоятельная работа, выполненная при тактичном участии Виталия Долганова, возглавлявшего проектную мастерскую по озеленению Москвы. В частности, по проекту Долганова была сооружена смотровая площадка на Ленинских горах, а его заслуги отмечены орденом Ленина. Профессиональные советы мэтра пригодились молодёжи, которой была предоставлена полная свобода действий.

Создатели парка сотрудничали и с архитектором Каро Алабяном, который в то время разрабатывал детальную планировку новых улиц, получивших в 1964 году названия Фестивальная и Флотская. 31 декабря того же года на территории парка Дружбы открылась для пассажиров станция метро «Речной вокзал», построенная по типовому проекту.


Парк Дружбы и Фестивальная улица. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/22315

Ну а весной 1957 года молодые архитекторы пробивали в инстанциях свой проект. Архитектурно-планировочное решение отличалось от соседнего парка Северного речного вокзала, расположенного на плоском рельефе.

Иванов, Ежова и Савин отстаивали сохранение живописного ландшафта с холмами и водоёмами. Лишь в апреле исполком Моссовета утвердил план и бригада озеленителей треста «Мосзеленстрой» принялась за практическую работу при поддержке свозимых на место автобусами сотен комсомольцев с лопатами и граблями.

В парке Дружбы были разбиты дорожки и площади, установлены скамейки, через протоки перекинуты мостики, высажены 500 берёз, лип, клёнов, лиственниц, каштанов и хвойных деревьев из питомников. Пять пятидесятилетних лип символизировали пять континентов, а в центре возвышался восьмидесятилетний дуб из Химкинского лесопарка. Главным украшением парка стала цветочная клумба - эмблема Всемирного фестиваля молодежи и студентов - ромашка с пятью разноцветными лепестками.
Напомню, что в то время окрестности Речного вокзала представляли собой деревню вперемешку с промзоной и, чтобы заретушировать неприглядную действительность, организаторы разрисовали глухие заборы изображениями молодых людей разных народов, идущих в сторону парка с саженцами, лейками и лопатами в руках. Вероятно, это было первое отечественное граффити, причём легальное.

Праздник открытия парка состоялся 1 августа 1957 года при огромном стечении народа. Для посадки было припасёно около тысячи деревьев, но желающих поучаствовать в озеленении оказалось в пять раз больше. На саженцах делегаты оставляли записки со своими именами и после выполнения почётной миссии угощались вином и фруктами, которые разносили юноши и девушки в национальных костюмах народов республик СССР. А вот выступление художественной самодеятельности не состоялось по причине проливного дождя, вынудившего делегатов фестиваля разбежаться по своим автобусам.


Посадка деревьев в парке. 1 августа 1957 года: https://pastvu.com/p/13104

Советская молодёжь, только что освободившаяся от сталинского колпака, впервые получила возможность свободного обмена мнениями с гостями из капиталистических стран, отсюда пошла мода на джинсы, стильные причёски, рок-н-ролл, а отдельные комсомолки не устояли от ещё более неформального общения с посланцами других континентов, что привело к появлению фразеологизма «дети фестиваля».

Ещё один московский фестиваль прошёл в 1985 году на высоком идеологическом уровне и не стал столь же фееричным событием. К началу этого фестиваля в парке Дружбы открыли ландшафтную композицию «Фестивальный цветок». Традиция проведения молодёжных форумов сохранилась до наших дней, XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов планируется провести в сентябре-октябре 2017 года в Сочи.

Ну а все высаженные деревья прижились и парк Дружбы до сих пор является любимым местом прогулок местных жителей. В 1957 году московские пионеры торжественно обещали ухаживать за посадками, но с упразднением пионерской организации эта обязанность переложена на сотрудников коммунальных служб.

Клумба-ромашка была уничтожена в 1977 году, на её месте установили монумент венгеро-советской дружбы по идее советского скульптора Вучетича и венгерского Шторбла (скульптор Б.Буза, архитекторы И.Зилахи, И.Фёдоров). С тех пор на территории парка Дружбы появилось немало хаотично установленных скульптур и памятных знаков, не имеющих прямого отношения к молодёжному фестивальному движению.

Скульптурные композиции «Хлеб» и «Плодородие» созданы по эскизам Веры Мухиной

Монумент «Дружба» - центральная часть композиции «Фестивальный цветок»


Памятный знак никарагуанскому революционеру Карлосу Фонсеке Амадору, погибшему в 1976 году


Подвигу Советского Союза датская благодарность (1986)


Памятная плита монумента памяти воинов, погибших в Афганистане


Памятник индийскому поэту Рабиндранату Тагору, лауреату Нобелевской премии по литературе (1990)


Памятник испанскому писателю Сервантесу (1981, копия скульптуры Антонио Сола 1835 года). Вандалы регулярно отнимают шпагу у Сервантеса.


Памятник киргизскому эпическому герою Манасу Великодушному - бронзовая фигура богатыря (2012)


Скульптурная композиция


Дерево мира


Аллея Алисы Селезнёвой, героини телевизионного фильма «Гостья из будущего» (2001)

Шесть Фестивальных прудов соединены протоками, через которые перекинуты мостки. После фестиваля эта часть парка осталась дикой и только к 1980 году обрела нынешний вид - с асфальтовыми дорожками и забетонированными берегами. Поводом для благоустройства послужило проведение в Москве XXII Олимпийских игр, в которых был задействован Дворец спорта «Динамо» на соседней с парком улице Лавочкина.


Заполненные водой карьеры. 1957-1958 гг.: https://pastvu.com/p/13101

На 2016 год намечено благоустройство прудов, для чего огорожена окрестная территория, блокированы проходы через мостки. В перечень запланированных работ включены очистка от ила и углубление прудов, реконструкция водосброса, устройство подпитывающего водопровода, ремонт береговой линии, обустройство прилегающей территории.

Некоторые карьеры Никольского кирпичного завода были затоплены водой, а другие использовались как спортивная площадка для игры в регби и бейсбол. В парке проходили соревнования авиамоделистов и испытания охотничьих собак. Когда-то кирпичный завод НКЗ занимал обширную территорию вдоль Ленинградского шоссе и Конаковского проезда и работал на собственном сырье, добывая глину из карьеров, которые позднее стали прудами. Выемка глины производилась круглый год машинами-землечерпалками, которые двигались по рельсам по краю карьера. В начале 1980-х годов производство стали сворачивать, застраивая жильём заводскую территорию, а юридически НКЗ прекратил существование в 1998 году.

История появления Тихвинской иконы Божией матери наполнена преданиями о чудотворных силах образа Богоматери на иконе. По свидетельству историков, создатель иконы - Лука, который запечатлел лик Богородицы, так точно воспроизводящий черты лица реального прототипа портрета - Божьей Матери, жившей в I веке н.э.

Существует несколько копий иконы, которые хранятся в разных монастырях и соборах. Бытуют легенды о том, будто в XIV веке икона пропала, но в один из дней явилась в воздухе и словно опустилась на землю. Было это в городе Тихвин. Верующие восприняли это явление как божий знак и по приказу царя был воздвигнут храм, получивший имя Церковь Тихвинской иконы Божьей матери.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

История

На известной для многих верующих дороге к Троице-Сергиевской Лавре - месту паломничества к мощам Сергия Радонежского, появился храм Тихвинской иконы Божией Матери. Место это всегда было особенное, а дорога, ведущая к храму - намоленая, ведь чтобы прикоснуться к святым мощам, и простолюдин, и дворянин, даже сам царь, отправлялись в почти всегда пешее трехдневное путешествие, сопровождаемое раздумьями и молитвами.

Строился Тихвинский храм 7 лет и осенью 1860 года был торжественно освящен. По одной из версий именно тогда, на освящении храма, царем была подарена чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

История этой церкви насчитывает немало чудес, связанных как с самим зданием, так и с его главной святыней - Тихвинской иконой. К примеру, известно, что до перенесения иконы в этот храм, находилась она в соборе Успенском, который трижды горел, но икона в пожаре ни разу не пострадала.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

В советское время, когда христианство потерпело крах, дорогое убранство Тихвинского храма сильно пострадало, однако, позолоченные колокола остались нетронутыми, хотя и замолчали на долгое время.

Интересно! Одна из легенд, связанных с чудотворной иконой, повествует о том, как в самом начале Великой Отечественной войны, когда немецкие войска наступали на Советский Союз, Сталин приказал взять Тихвинскую икону и вместе с ней облететь на самолете город. Именно тогда Красной Армии удалось провести удачное наступление и взять город Тихвин.

Современное состояние

Сегодня храм ежедневно открыт для посещений, настоятель собора - протоиерей Аркадий Тыщук, служит здесь с 1982 года.

В храме проходят занятия для взрослых и детей в воскресной школе. Также при храме организован детский хоровой ансамбль «Радуйся». Каждую субботу для детей проходят занятия по иконописи. Для тех, кто решил принять Крещение, проходят занятия по подготовке к таинству, на которых изучается Новый и Ветхий завет, и основные моменты духовной жизни христианина.

В последнюю субботу каждого месяца в церкви проходят молебны для беременных женщин и будущих родителей. А после молебна даже проходит занятие по подготовке к родам.

Совет! Для всех, кто нуждается в духовном подкреплении, при храме работает приходская библиотека.

Часы работы библиотеки:

  • суббота с 16:00 до 17:00,
  • воскресение с 12:00 до 15:00.

Описание

Пятиглавый храм иконы Тихвинской Богоматери поражает, прежде всего, своими размерами, крепкой и прочной кирпичной кладкой, но при этом, благодаря стилю «русского узорочья», с затейливым декором, сложными живописными композициями, не производит впечатления громоздкой крепости. Множественные окна храма, выполненные в византийском стиле, прорезают стены практически от пола и до потолка.

Интерьер храма Тихвинской иконы Божией Матери

Внутреннее убранство храма также поражает своим великолепием. И в первую очередь, конечно, следует сказать о сердце собора - его алтаре. Выполнен он нетипично высоким и большим, но главная диковинка не в этом, а в том, что во время утреннего служения свет, проходя через многочисленные своды окон, тремя золотыми потоками опускается на алтарь, как бы символизируя собой чтимую всеми христианами Троицу - Отца, Сына и Святого духа.

К большому сожалению, стены собора не сохранили все фрески в первозданном виде, но руки талантливейших живописцев по благословению батюшки, украсили стены храма всем известными сценами из Ветхого и Нового завета, а также картинами бытия святых Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

В храме до наших времен уцелели молельные комнаты царя и царицы. Особую ценность царской комнате придает уникальная круглая изразцовая печь, изготовленная русскими мастерами печного дела XVII столетия.

Колокольня, построенная в начале XIX века, передает типичное убранство внутренних церковных покоев этого периода.

Важно! Познакомиться с внешним и убранством храма можно, заказав экскурсионную программу, однако следует учесть, что в дни строгого поста экскурсии не проводятся.

Деятельность прихода

Приход церкви Тихвинской Богоматери ведет активную социальную работу. Так, служители храма разработали проект «Общее дело», ориентированный на возрождение деревянного храмового зодчества русского Севера.

Великий русский царь Алексей Михайлович, который прославился добротою, сильным характером, дипломатичностью, отличался большой живостью ума и яркой харизмой, как бы сейчас сказали, очень любил во времена походов в Троицкой Лавре останавливаться в своем любимом селе Алексеевское. Человеком он был очень набожным, поэтому в его гостевом дворце была церковь. Вопреки расхожим мнениям, село Алексеево получило свое название не от имени владельца Алексея Михайловича. Имя пошло от самой первой церкви, которая была освящена по именинам царя в честь св. Алексия Человека Божия.

Как гласит история, Великий царь Алексей очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и, как говорит легенда, однажды он решил остановиться на отдых в Копытове. Даже в те далекие времена здесь был огромный и очень дремучий лес. Царь Алексей искренне влюбился в эти места. Настолько он был поражен красотой и очарованием природы, что, не раздумывая, захотел в этих местах путевой дворец для себя.
Село это было у разных знатных владельцев, но в начале 17 века принадлежало князьям Трубецким. И вскоре вдова князя Трубецкого, которая на тот момент являлась последней владелицей села, построила здесь Алексеевскую церковь (1646 - 1648 гг.) в честь имени своего самого величайшего гостя. Уже с 1647 года все село называлось Алексеевским.

Чуть позже, в 1673 году, Великий царь Алексей Михайлович издал указ о построении новой церкви в селе. Повелевал он построить ее во имя чтимой на Руси Тихвинской иконы Божией Матери.
Из Кремля в 1680 году шел крестный ход с Патриархом и царем всея Руси Феодором Алексеевичем. И новая церковь была празднично освящена, и в честь такого великого события царь презентовал церкви святыню - чудотворную Тихвинскую икону . Своими безмерными чудесами и помощью людям эта икона уже была прославлена на весь мир. По истории, она был написана в начале веков христианской религии, самим апостолом евангелистом Лукой и послан им вместе с Евангелием в Антиохию. Ее назвали Тихвинской – по местности, в которой она появилась.

Но это не единственная достопримечательность этого храма. В нем есть еще одна, но также не маловажная святыня - икона пресвятой Богородицы "Прибавление ума" (так называется эта икона). Уже много веков со всего мира к ней идут за помощью люди. В 19 веке храм был запущен, наполеоновские войска использовали храм в качестве конюшни и складов.
Александр I выделил много средств на ремонт и возобновление храма, на украшение и роспись стен (1836 г.). Так храм начал воскресать. Настолько чудесное место, даже в советские годы (а все помнят политику коммунизма) не прекращал работать и принимал людей. Даже были сохранены купола и колокола, хотя многие годы никто не слышал их величественный звон.

Святейший Патриарх Алексий II уже в нашем веке, в 2001 году, торжественно освятил новую часовню в честь Василия Великого. Эта небольшая часовня была прикреплена к Тихвинскому храму. Еще на территории Тихвинского храма есть Алексеевское кладбище, на котором упокоено много святых и праведных людей.

Все прихожане Тихвинского храма знают о традиции, которая появилась относительно недавно, в 1962 году. Каждый год, 30 апреля, в день Ангела, в честь и память своего небесного покровителя Алексея, Человека Божия, здесь служит литургию сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Очень много людей получили помощь, благословение и поддержку здесь, в этом святом месте. Храм одновременно не большой – но при этом величественный.