Церковь рождества пресвятой богородицы. Храмы рождества пресвятой богородицы. Архитектура и внутреннее убранство

Церковь рождества пресвятой богородицы. Храмы рождества пресвятой богородицы. Архитектура и внутреннее убранство
Церковь рождества пресвятой богородицы. Храмы рождества пресвятой богородицы. Архитектура и внутреннее убранство

Ландшафтный дизайн становится все более популярным не только среди владельцев особняков, но и у садоводов любителей. Сделать свои несколько соток уютными, элегантными, а вместе с тем практичными, бывает довольно трудно. Самой тяжелой задачей порой становится определиться с идей дизайна участка. Вдохновение для ландшафтного дизайна сада можно найти в русских усадьбах XIX века.

Русские усадьбы XIX века как источник вдохновения

XIX век в России ассоциируется с легкой роскошью, перед глазами предстают картины неспешно прогуливающихся господ в тени зеленных аллей парков. Зачастую, такие парки примыкали к территории дворянских усадьб. Начавшееся в конце XVIII века увлечение ландшафтным дизайном, в XIX веке оно переросло в отдельную ветвь искусства. Несмотря на то, что территориально Россия охватывает множество климатических зон, ландшафтным архитекторам того времени удавалось создавать великолепные парки и сады. Любая приусадебная площадь была поделена на зоны: для прогулок, для отдыха, для работы.

В основе русского дизайна изначально был заложен регулярный стиль, то есть все элементы имели четкие границы и правильные формы. Такая стилистика была взята из Европы и сочетала в себе различные архитектурные эпохи: от барокко до эпохи возрождения. И лишь в XIX веке в Россию пришла восточная мода на пейзажный ландшафт. В то время дизайн стал меняться, растения высаживались таким образом, чтобы казаться частью природы, слегка небрежно, но абсолютно гармонично.

Очень популярными среди зажиточных господ были . Обязательным атрибутом дизайна сада являлись выложенные дорожки, которые проходили под сводами деревьев и вели к самому дому. Соединение жилья и участка осуществлялась с помощью постройки террас или беседок. Такие сооружения делались просторными и светлыми, чтобы в них можно было проводить время без суеты.

Несмотря на то, что русский стиль позаимствовал много идеи из других культур, у него есть своя индивидуальная черта. Еще в XIX веке на приусадебных участках отводили полезную площадь. На ней выращивались сезонные овощи. Также появилось такое понятие как «аптечный огород» — небольшой участок, на котором высаживались целебные травы.

Длительное время русский стиль не рассматривался современными дизайнерами как отдельное направление в создании ландшафтов. Когда архитекторы и проектировщики садов обратили на него внимание, они нашли множество интересных идей для сада и начали применять их в практике

Появление такого понятия как дача – один из последних витков в развитии русского ландшафтного дизайна. Чтобы применить русский стиль в саду, не обязательно быть обладателем дачного участка в гектар. Все главные идеи данного направления в дизайне можно гармонично расположить на нескольких сотках дачной территории. К основным зонам русского стиля можно отнести:

  • Главным элементом всегда является дом . Именно от него идет центральная дорога сквозь другие элементы дизайна.
  • Парадная часть сада . Здесь традиционно располагаются клумбы с цветами: в XIX веке популярность имели гиацинты и тюльпаны.
  • Обязательно наличие зоны отдыха. Здесь можно построить небольшую беседку.
  • Традиционной чертой русского стиля является зона огорода . На дачах конца XX века огород стал занимать практически всю площадь участка.
  • Палисадник. На территории этой зоны можно высадить деревья и выложить дорожку.
  • Хозяйственная зона.

Каждый элемент в русском стиле несет в себе дизайнерскую нагрузку, можно выделить несколько основных черт: , бордюры из , малые архитектурные формы, дорожки, выложенные в нестрогой линии.

Для сада можно выбирать как однолетние растения, так и . На территории перед домом обычно высаживаются однолетние цветы в клумбах. Хорошо подойдут нарциссы, тюльпаны, ноготки, астры. Такие цветы, высаженные в хаотичном порядке, зададут тон дому, а также, зрительно расширят площадь.

Интересно! В XIX веке хозяйки усадебных домов в теплое время высаживали растения на участке не в клумбах, а в горшках. А с наступлением холодов цветы заносились обратно в дом.

Из деревьев на дачном участке выигрышно будут смотреться и фруктовые виды (вишня, яблоня, груша), и вечно зеленные (ель, сосна). Не стоит забывать про липу, иву и березу. Из таких деревьев можно высадить великолепный каскад, создавая тенистую аллею. Под деревьями рекомендуется высаживать растения, не требующие много солнца, например, или ландыш.

Рядом с зоной отдыха лучше всего посадить душистые растения. Тимьян, мята, душица придадут воздуху неповторимый аромат свежести и помогут создать атмосферу для отдыха.

Отличной идеей для вашего сада, если позволяет площадь территории, будет . Водоем можно украсить декоративными архитектурными элементами в виде небольших скульптур.

Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне

Деревенский стиль или русское кантри все больше набирает свою популярность. Много идей для сада и дома можно взять не только из дизайна XIX века, но и из других эпох. Стиль кантри подразумевает легкую небрежность, хаотичность . При этом весь дизайн смотрится абсолютно гармонично. Особое внимание следует уделить дорожкам. Даже если дорожка выложена из плитки, лучше всего оставить небольшие зазоры, чтобы через них пробивалась трава. Такая тропинка будет гармонично сочетаться с настроением природы. Оживить дачный участок можно с помощью различных декоративных элементов, выполненных своими руками. Новые идеи для дачи и сада можно найти на фото:

Обустройство зоны отдыха. Не слишком уютно для личного сада, но можно позаимствовать гармоничное сочетание забора, дорожек, беседки и белых стволов берез.

Это фото немного объясняет, что роднит английский сад и русскую усадьбу 19-го века — некоторая меланхоличность и в то же время достоинство, респектабельность.

«Диковатые» моменты можно обыграть по-разному, но в любом случае густая, богатая, чуть небрежная и таинственная зелень — одни из примет русского стиля.

Интерьер в русском кантри также богат на разные идеи. Начать можно с внешнего вида дома. Не обязательно строить деревянную избу. Чтобы придать деревенский стиль можно использовать облицовочный материал в виде брусьев. Для интерьера в русском стиле хорошо подходят резные ставни на окнах. Внутренний дизайн дома зависит от предпочтений хозяев. Дача может быть обставлена мебелью из массивного дерева. Или же наоборот убранство может быть легким и кружевным. Для русского кантри подойдет декупаж мебели, использование кружев, например, на скатерти. Всегда выигрышно будут смотреться живые цветы и деревянная посуда в качестве декора.

Нужно помнить! Стиль кантри не подразумевает под собой хаотичный склад всего ненужного. Русский кантри – это лишь видимость небрежности.

Как не создать подделку под русский стиль

Во всем разнообразии красивых ландшафтных идей русского стиля легко запутаться. Главное, следует избегать распространенных ошибок при создании своего собственного сада:

  • Русский стиль не терпит нагромождений, его основная черта — это простор. Если дачный участок не позволяет создать все элементы русского стиля, лучше не применять их все. В таких случаях оставляется лишь те, которые больше нравятся хозяевам.
  • Главная ошибка при создании русского стиля на даче – это использование газона. От следует отказаться совсем.
  • Не стоит использовать острые углы и строгие формы.
  • Цветовая гамма русского стиля всегда гармонична. Не стоит использовать сочетание слишком ярких оттенков на одной территории.

Современный стиль «русская усадьба» в ландшафте

При создании ландшафтного дизайна все больше дизайнеров использую стиль русская усадьба или, как его обычно называют «русский стиль». Особенно популярен такой дизайнерских ход на участках, которые располагаются в непосредственной близи к лесу или к речке.

Современный русский стиль содержит в себе все основные идеи для красивого сада, позаимствованные у архитекторов XIX века. Современные дизайнеры тщательно подбирают цветущие растения, которые подойдут для той или иной климатической зоны. Именно цветы в современном стиле являются основным элементом сада. В середине центральной дорожки, ведущей от дома к воротам, дизайнеры предлагают устанавливать или клумбы. Все цветы в них должны сочетаться между собой по размеру и цвету.

Особое внимание также уделяется хвойным деревьям . Если на территории участка нет таковых, то проектировщики предлагают высадить крупномеры. Для законченной картины усадебного участка дизайнеры добавляют современные легкие беседки и скамьи, которые гармонично смотрятся в зоне отдыха, рядом с центральным цветником.

Реконструкция заброшенного сада

Запущенный сад – не повод расстраиваться. Особенно если на нем высажены фруктовые деревья или кустарники различных видов. Из такого сада можно получить практически готовый русский стиль кантри. Выросшие цветы и растения, если их подровнять, можно использовать в качестве бордюров для дорожки.

В случаях, когда на заброшенных участках есть вьющиеся виды растений, из них великолепно получится пергола. Старую хозяйственную утварь можно использовать в качестве декоративных элементов для сада. Разбавить заброшенный участок следует новыми посаженными цветами в той же цветовой гамме, что и дикие растения.

Цветник в стиле кантри

Небольшая деталь способна сделать весь образ. Такой яркий цветник придаст колорит обычному дачному участку и не потребует особых вложений.

31 октября 2014, 11:47

Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для нее выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, который был чаще двухэтажный. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк. Вблизи дома (на небольшом участке) он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников, а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах.

«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем - культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», - так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».

В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…

Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.

Усадьба Архангельское в Подмосковье.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.

Дубровицы, Подольский район Московской области.

История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.

Усадьба знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.

Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.

Усадьба Марьино основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845).

Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции типична для многих дворянских построек России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.

Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.

В Рыльском районе Курской области находится дворцово - парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский - представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.

Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.

До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.

Середниково в Подмосковье

Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.

После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК. В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри».
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля.

В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.

Валуево, Московская область.

Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские. История усадьбы уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья.

После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962-1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

Вороново в Подмосковье

В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья - усадьба Вороново, - которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.

В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами. Считается, что все художественные сокровища погибли в огне... Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта... Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.

Введенское в Подмосковье

Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.

Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.

Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»

Усадьба Горенки (г. Балашиха) - одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. - нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. - Севрюгов. Все при ней - и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма - с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями... Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.

Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь противотуберкулёзного санатория "Красная Роза". Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.

Знаменское-Раёк, Тверская область

Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами.

Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.

Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.

Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:

Остафьево в Подмосковье

Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы "Евгения Онегина". В 1898 году Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.

Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.

Суханово

Усадьба Суханово - одно из тех роскошных некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.

Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.

Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.

Степановское-Павлищево, Калужская область

Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника - Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором - автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895-1899 годов.

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.

А так эта усадьба выглядела раньше:

Заброшенная усадьба графа Орлова Семёновское-Отрада, Московская область

Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом.

В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.

После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие.

В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается.

Гребнево в Подмосковье

Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.

Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.

В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…

В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось.

Зубриловка, Пензенская область

Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг. Одна из лучших усадеб 18 века превращена в руины за последние годы.

Пущино-на-Наре, Московская область

Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.

Алексино в Смоленской области.

"Пятая гора", Ленинградская область

Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания - хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.

Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.

«Жить в обществе - не значит, ничего не делать», - говорила Екатерина II. Эта сценическая, крайне театрализованная жизнь была настоящим ежедневным общественным трудом. Дворяне служили «Государю и Отечеству» не только в департаментах, но и на придворных празднествах и балах. Праздничная придворная жизнь была необходима дворянину, как и служение в государевых войсках.

Идеальную реальность воплощали для русских дворян XVIII-XIX веков их родовые усадьбы. Потому главная задача любого, пусть и «плохенького», усадебного строительства - создать идеальный мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпрепровождением.

Усадебный мир создавался очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе всё должно быть продумано до мелочей. К примеру, жёлтый цвет усадебного дома подобно золоту являл богатство хозяина. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. Всё это тонуло в зелени садов и парков - символе здоровья и радости. Этот идеальный мир, становясь значимым в усадебной символике, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

«Помимо усадьбы в имении мог быть ряд других элементов, основной из которых -- экономия, т.е. часть, направленная преимущественно на ведение сельского хозяйства. Этот термин известен со второй половины XVIII века. Акцент на понятие «экономия» необходим, поскольку на практике без достаточных оснований к усадьбам относят и постройки экономии: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы, мотивируя это их функциональным и стилевым единством. Между тем, предназначение зданий экономии заключалось в обслуживании нужд имения, а не усадьбы. Одной из причин, способствующих формальному сведению всех близко расположенных основных построек имения в единое целое под названием «усадьба», является используемое архитекторами деление плана усадеб на хозяйственную и прогулочную зоны». 1. Трубинов Ю.В. Усадебная культура XVIII - XIX веков. М.: Наука, 1987, 49 с. Оно на самом деле достаточно условно, поскольку ряд хозяйственных построек, вроде скотного двора, амбаров и сараев к усадьбе не имеет никакого отношения, принадлежа к экономии. Собственно хозяйственная зона усадьбы, существующая для непосредственного ее обслуживания, обычно достаточно невелика.

Так постепенно идеальный мир обретал в усадьбе реальность. Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же. Жизненный круг делился не только временно, но и пространственно. В усадебной жизни всегда большое значение уделялось интерьеру и убранству помещений. Очень часто «предрассветные сумерки в вестибюле» продолжали «раннее утро в мужском кабинете», а «полдень в гостиной» обычно заканчивался «театральным вечером».

Такое условное деление наложило отпечаток и на саму жизнь в усадьбе, которая ещё в начале XVIII века разделилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром «вседневной» жизни усадьбы был мужской кабинет. Однако обставляли его почти всегда очень скромно. К тому же на протяжении всего XVIII столетия, когда интеллектуальная и нравственная работа стали необходимы для каждого уважающего себя дворянина, кабинет хозяина принадлежал, чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы. Здесь всё было предназначено для уединенной работы.

Соответственно кабинет и меблировался. Модным считался кабинет в английском стиле. Практически всю его обстановку составляла дубовая мебель, с очень неброской обивкой, да скромные настольные часы. Барский кабинет, в отличие от покоев хозяйки, почти не украшался и весьма скромно декорировался. Непременными считались лишь изысканный графин, рюмка для «утрешнего употребления» вишневки или анисовки (считалось, что это способствует профилактике «грудной жабы» и «удара» - самых модных болезней XVIII века) и курительная трубка.

Особым символическим ритуалом в XVIII столетии становится курение. Особым образом оно стало распространяться в то время, когда из Европы начали привозить первые «сигарки», о которых многие и не имели понятия и воспринимали их за диковинку.

Для курения в кабинете специально помещались несколько натюрмортов на тему Vanitas (бренности жизни). Дело в том, что на протяжении целого столетия «поедание дыма» связывалось в сознании дворянина с размышлениями на темы «суеты сует» и «жизнь есть дым». Эта, евангельская в своей основе, тема была особенно популярна в то время в России.

Кабинет хозяина усадьбы был предназначен также и для работы, поэтому основную роль в его интерьере играли книги. Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства. Помещики не гнушались тщательно штудировать труды знаменитых архитекторов Виньолы или Палладия, ведь наряду с французским языком, архитектуру полагалось знать каждому образованному дворянину. Непременным атрибутом таких кабинетов являлись календари, содержащие советы на все случаи жизни.

В тихих усадебных кабинетах формировалась мода на чтение. Каждый уважающий себя дворянин должен был иметь небольшую, но полную библиотеку. Были некоторые книги, которые считались необходимыми для этих библиотек и находились почти в каждой. Они перечитывались по несколько раз всей семьёю. Выбор был недурен и довольно основателен. Например, в книжной коллекции обязательно должны следующие произведения: «Дон Кихот», «Робинзон-Крузо», «Древняя Вифлиофика» Новикова, «Деяния Петра Великого» с дополнениями. Ломоносов, Сумароков и Херасков непременно были у тех, кто любил поэзию. Вскоре книжные полки пополнились романами, повестями и сочинениями господина Вольтера.

Особым занятием дворян в XVIII веке было проведение в этих же кабинетах пневматических, электрических и биологических опытов, а также астрономическое наблюдение. Потому иногда кабинет был буквально уставлен телескопами, земными и небесными глобусами, солнечными часами и астролябиями.

Дополняли довольно скромную обстановку мужского кабинета два-три портрета родителей и детей хозяина, небольшая картина с баталией или морским пейзажем.

Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служила гостиная или зала. Такое разделение на домашнее и гостевое, повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе. Одним из следствий такого деления всей жизни дворянской стала дифференциация усадебных интерьеров на «парадные апартаменты» и «комнаты для фамилии». В богатых усадьбах гостиная и зала служили для разных целей, в большинстве же домов они прекрасно совмещались.

Современники, безусловно, воспринимали залу или гостиную как парадный апартамент. «Зала, большая, пустая и холодная, в два-три окна на улицу и четыре во двор, с рядами стульев по стенкам, с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены; танцы, парадные обеды и место игры в карты были ее назначением. Затем гостиная, тоже в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана - кресла, козетки столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену...».2. Пунин А.Л. Усадебный интерьер XVIII - XIX веков. СПб.: Палитра, 1994, 25 с.

Пустота и холодность этих зал была буквальной, поскольку их почти никогда не топили и, к тому же архитектурно здесь выделялась не домашняя теплота, а парадность. В гостиной преобладали в основном холодные тона - белые, голубые, зеленоватые, подчеркивающие её особый колорит. Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Потолок залы непременно украшался пышным плафоном, а пол - паркетными вставками с особым рисунком. В оформлении стен часто использовался ордер. Ионические и коринфские колонны отгораживали от общей залы небольшие лоджии, позволяя чувствовать себя и «в людях», и в «уединении людей».

Мифическую «древность» дворянства удостоверяли многочисленные мраморные «антики», обязательно украшавшие гостиную. Античным считалось все древнее: и римские подлинники, и современная французская или итальянская скульптура. Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в непременной золоченой раме. Его располагали нарочито симметрично по главной оси гостиной и отдавали те же почести, что и самим государям.

В начале XIX века гостиные «теплеют». Теперь они окрашены в розоватые или охристые теплые тона. Пышную золоченую мебель сменяет более строгая из красного дерева. А в холодных, прежде, каминах каждый вечер зажигается огонь, отгороженный от залы расшитыми каминными экранами.

Постепенно меняется и предназначение гостиных. Теперь здесь проходят праздники семейные, тихие. Домочадцы проводят здесь большую часть времени, читая произведения известных писателей. «Вся семья по вечерам садилась в кружок, кто-нибудь читал, другие слушали: особенно дамы и девицы. Дело в том, что при этом чтении, в эти минуты вся семья жила сердцем или воображением, и переносилась в другой мир, который на эти минуты казался действительным; а главное - чувствовалось живее, чем в своей однообразной жизни»3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994, 45 с..

Естественно, что официальный парадный портрет в новой обстановке был уже немыслим. Портреты царствующих особ становятся все скромнее и неприметнее. А вскоре их заменяют портреты людей, милых сердцу хозяев. Именно такой, тихой и уютной, гостиная и вошла в русскую литературу XIX века.

Во второй половине XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет. Этого потребовал сентиментальный век, с его образами нежной жены и деловитой хозяйки. Теперь, получив образование, женщина сама формировала духовный облик не только своих детей, но и дворовых людей, вверенных ее попечению. День дворянки, особенно в сельской усадьбе, был полон забот. Утро ее начиналось в «уединенном» кабинете, куда шли за приказом с отчетом, за деньгами и с дневным меню.

Однако с течением дня предназначение женского кабинета меняется. Деловым всегда остается утро. А днем, и особенно, вечером кабинет хозяйки превращается в своеобразный салон. Само понятие салона, где исполнители и аудитория меняют друг друга, где ведутся «разговоры обо всем и ни о чем» и куда приглашают знаменитостей, сформировалось в конце XVIII века.

Одним из самых интересных салонных развлечений становится заполнение хозяйкой альбома. Эти «альбомы милых дам» хранят сегодня стихи и рисунки Батюшкова и Жуковского, Карамзина и Дмитриева. В этих альбомах, может быть, ярче всего проявилась атмосфера женского усадебного кабинета.

В своем усадебном кабинете хозяйка принимала самых близких родственников, друзей, соседей. Здесь она читала, рисовала, занималась рукоделием. Здесь же вела обширную переписку. Потому женский кабинет всегда отличался особым уютом и теплотой. Стены окрашивались в светлые тона, оклеивались обоями. Цветочный декор и такая же цветочная роспись покрывали потолок. Пол складывался уже не из яркого наборного паркета, а застилался цветным ковром. К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло. Печи, камины здесь обильно украшали фаянсовыми плитками с рельефами на темы античной мифологии.

Но главную роль в женском кабинете, несомненно, играла художественная мебель. Простенки между окнами занимали большие зеркала, опирающиеся на изящные столики. В них отражались портреты, акварели, вышивки. Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы, в которой старались сохранить естественную фактуру, не закрывая ее позолотой и пестрой раскраской. Небольшие круглые столики и столики-бобики, кресла и бюро позволяли хозяйке кабинета самой выстраивать необходимый уют. При этом единое пространство кабинета старались разбить на несколько уютных уголков, каждый из которых имел свое предназначение.

Особо популярными в начале XIX века стали миниатюрные столики-бобики для рукоделия, письма и чаепития. Свое название они получили за овальную форму столешницы. А после того, как грузная и малоподвижная Екатерина II отдала предпочтение этим легким столикам, мода на них стала повсеместной. Их редко декорировали бронзой, предпочитая украшать пасторальными сценами, выполненными в технике маркетри (мозаика из дерева). Значительная часть мебели изготовлялась тут же, в усадебных мастерских «собственными» мастерами. Изделия стали покрывать тонкими пластинами (шпоном) из карельской березы или тополя.

Большую роль в формировании образа женского кабинета играли ткани. Шторы, драпировки, обивка мебели, напольные ковры - все это тщательно подбиралось. Здесь на светлом фоне красовались реалистически выписанные цветы, венки, букеты, амуры, голуби, сердца - сентиментальный набор рубежа веков.

Нередко именно здесь, в женском кабинете, с его особым домашним уютом проходили семейные чаепития - эта особая русская форма домашнего общения.

Искусство в усадьбе отнюдь не ограничивалось созданием парков, собиранием библиотек и всевозможных коллекций. Немалую роль в усадебной жизни играли музыкальные занятия. Хоры, оркестры и театры были неотъемлемой частью усадебной жизни. «Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные актеры»4. Лотман Ю.М. Указ. соч., 53 с.. В усадьбах специально возводились театральные здания, в парках под открытым небом создавались «воздушные» или «зеленые» театры.

Музыка в усадьбе бытовала в двух видах - как праздничное исполнение и как камерное домашнее музицирование. Крепостные хоры начинали петь уже во время встречи гостей. На балу звучали контрдансы, менуэты и полонезы. Народные песни и музыка сопровождали гуляющих по парку. Во время парадных обедов и ужинов звучала инструментальная музыка, пелись торжественные хоры и итальянские арии. Послеобеденные карточные игры и беседы также проходили под звуки музыки. Да и вечером в саду во время иллюминации пели хоры и играли духовые оркестры.

Специфическим музыкальным явлением России XIX века стали роговые оркестры. Играть на рогах необычайно трудно. Музыкант должен обладать немалой силой, чтобы выдуть из рога звук. Но еще большей трудностью является согласованное звучание оркестра рогов. Дело в том, что каждый из инструментов позволяет получить весьма ограниченное количество звуков, и мелодия часто распределялась между несколькими инструментами. Но все трудности искупались неповторимым звуком рогов. Они издавали протяжные гулкие звуки, производившие особый эффект на открытом воздухе.

Особо почетное место среди парадных покоев усадьбы занимала столовая. Именно здесь семья чувствовала себя единым целым. Однако столовая, как отдельное помещение для совместных трапез, сформировалась при европейских дворах лишь в середине XVIII века. Еще в первой половине столетия столы накрывали в любом подходящем помещении дворца. В русском же дворцовом ритуале столы в особо торжественных случаях вообще накрывались прямо в тронной зале.

Постепенно столовая становится в один ряд с парадными помещениями дворянской усадьбы, поэтому ее начинают особым образом украшать. Стены этой светлой залы обычно не украшались шпалерами или модными шелковыми тканями - они впитывают запахи. Зато широко использовались росписи и масляные живописные полотна. Кроме натюрмортов, здесь часто располагали картины на исторические темы или фамильные портреты, что еще больше подчеркивало парадность помещения. В усадьбах, где сменилось несколько поколений, столовые часто становились местом хранения семейных реликвий.

Мебели в столовых старались ставить как можно меньше - только ту, что необходима. Стулья были, как правило, очень простые, так как основным требованием к ним было удобство - обеды подчас длились весьма долго. Столы часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от количества гостей. Однако в середине XIX столетия огромный стол уже занимает почти все пространство столовой.

Особое место в русских столовых XVIII-XIX века принадлежало фарфору. Без него не мыслилась ни одна усадьба. Он выполнял не столько бытовую, сколько представительную функцию - говорил о богатстве и вкусе хозяина. Потому хороший фарфор специально добывали и коллекционировали. Специально изготовленные на заказ фарфоровые сервизы были редкостью даже в очень богатых домах, и потому весь набор посуды собирался буквально из отдельных предметов. И лишь в начале XIX столетия фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской знати.

Металлической посудой в усадьбах практически не пользовались, она была золотой или серебряной. При этом если золотая посуда говорила гостям о богатстве хозяина, то фарфор - об утонченных вкусах. В домах победнее представительскую роль играла оловянная посуда и майолика.

Сам стол в первой половине XIX века мог сервироваться тремя способами: французским, английским и русским. Каждый из этих способов отражает национальные особенности обеденного этикета. Французская система была самой старой. Сформировалась она еще при Людовике XIV. Именно он ввел в столовый этикет обед в несколько перемен блюд. Количество таких перемен варьировалось в зависимости от достатка хозяина дома и назначения обеда. Так ежедневный обед французской знати в конце XVIII века состоял из восьми перемен. Однако в России на рубеже веков классическим стал обед в четыре перемены. После каждой смены блюд стол накрывали заново, вплоть до перестилания скатерти.

В дворянской России существовала своя, русская система сервировки стола, которая постепенно распространилась и в Европе, как самая рациональная. Здесь гости садились за стол, на котором вообще не стояло ни одного блюда. Стол украшали исключительно цветами, фруктами и прихотливыми статуэтками. Потом, по мере необходимости, на стол подавались горячие и уже разрезанные блюда.

Крайняя театрализация дворянского быта в XVIII веке привела к появлению в следующем столетии в усадьбах нескольких спальных комнат. Парадными спальными-гостиными никогда не пользовались. Это были представительские комнаты. Днем отдыхали во «вседневных опочивальнях», а ночью спали в спальнях, которые располагались в личных покоях хозяина, его жены и детей.

Здесь, в спальне начинался и завершался день хозяев усадьбы. По православной традиции отход ко сну всегда начинался с вечерней молитвы. Вообще, до распространения в России идей Просвещения дворяне были очень набожны. Во всех комнатах усадьбы, не считая специальной молельной, обязательно висели иконы с лампадами. Правило это распространялось и на парадные залы, и на личные покои.

Естественным украшением усадебных спален служили многочисленные драпировки из дорогих тканей (атлас). Из них делались пышные завесы на окна и балдахины, украшавшиеся букетами из перьев («перинными букетами»). Обильный растительный орнамент оставила в дворянских спальнях эпоха барокко. Мягкую мебель для сидения старались обивать одной тканью, создавая, таким образом, гарнитур. В самом же центре будуарной части спальной комнаты ставили небольшой чайный столик, на мраморной столешнице которого располагали небольшие сервизы «эгоист» (на одного человека) и «тет-а-тет» (на двоих).

Итак, дворянская усадьба - это особый мир. Именно интерьер сыграл огромную роль в становлении и формировании усадебной жизни, являясь символом спокойствия, размеренности и райской природы. Он представлял собой целую систему внутренних объемов, каждый из которых и все в целом имели определенное значение.

Усадебный интерьер - это оригинальное сочетание элементов русской и западноевропейской, средневековой и современной (для конкретного времени), светской и церковной культуры. За долгие годы внутреннее убранство в господских домах и родовых имениях стало одним из наиболее ярких внешних выражений усадебной культуры.

У садьбы - это удивительные по атмосфере места, где сохранился дух старины. Именитые владельцы, архитектурные шедевры, старинные парки, аллеи с многовековыми деревьями, тайны прошлого - все это неизменно влечет туристов. И даже руины могут быть интересными, ведь в этих каменных останках прежних дней сохранилась энергетика и история. Сегодня мы расскажем о 10 усадьбах. Возможно, в детстве вы проводили рядом с этими местами свои школьные каникулы, но даже и не подозревали, какие люди оставили здесь свой след. Перемещаемся в Поленово, Вороново, Середниково, Виноградово, Ясную Поляну, Абрамцево, Остафьево, Марфино, Горки и Ольгово.

Поленово

Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма - Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня - все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.

Ясная Поляна

В Ясной Поляне и по сей день существует двухэтажный дом Льва Толстого 1800–1810 годов с пристройкой 1871 года (автор - тульский архитектор Гурьев). Природа тоже сохранена: березовая аллея, начинающаяся от двух въездных башен; липовый парк конца XVIII века; пейзажный «Нижний парк» из смешанных пород деревьев с каскадными прудами; яблоневые сады. К усадьбе прилегают входившие в имение старая дубово-липовая роща, еловые и березовые посадки, высаженные Львом и Софьей Толстыми.

Здесь же находится могила писателя . Недалеко от усадьбы, в селе Кочаки, около Никольской церкви, основанной в конце XVII века и капитально перестроенной во второй половине XIX века, находится некрополь - семейное кладбище Толстых.

Остафьево

В Остафьево сохранились построенные в 1801–1807 годах в стиле классицизм, предположительно, по проекту архитектора Ивана Старова, а возможно, и самого князя Андрея Вяземского, двухэтажные главный дом и соединенные с ним колоннадами боковые флигели. Здесь же находится Троицкая церковь 1778–1781 годов, возведенная в стиле классицизм; пейзажный липовый парк с главной аллеей и прудом, образованным запрудой реки Любучи. В парке установлены гранитные памятники - Николаю Карамзину, Василию Жуковскому , Александру Пушкину , все монументы созданы по проекту художника Николая Панова. Поблизости находится комплекс зданий суконной фабрики середины XVIII века, перестроенный в 1820-х годах архитектором Федором Шестаковым.

Абрамцево

В усадьбе в разные годы бывали Николай Гоголь , Иван Тургенев , Илья Репин , Валентин Серов . Сохранились деревянный одноэтажный с мезонином главный дом последней трети XVIII века в стиле классицизм с пристройками 1870-х годов; деревянная мастерская 1873 года (архитектор Виктор Гартман), теремок 1878 года (архитектор Иван Ропет), одноэтажный дом управляющего, деревянная одноэтажная дача Василия Поленова; Спасская церковь 1881–1882 годов в неорусском стиле, возведенная архитектором Павлом Самариным по эскизу Виктора Васнецова при участии Поленова; прилегающая к церкви часовня, созданная по проекту Васнецова; парк из смешанных пород деревьев с прудами на берегу реки Вори.

Марфино

В усадьбе бывал писатель Николай Карамзин, пьесы которого ставились в марфинском театре. В 1763–1780 годах при фельдмаршале графе Петре Салтыкове и его сыне - генерал-губернаторе Москвы графе Иване Салтыкове усадьба была перепланирована и перестроена; после разорения в 1812 году восстановлена крепостным архитектором Федором Тугаровым; центральная часть в 1832–1846 годах реконструирована архитектором Михаилом Быковским, придавшим усадьбе вид целостного ансамбля в стиле английской готики. До нас дошли главный дом и два флигеля; въездные ворота 1837–1839 годов; два двухэтажных здания псарен второй половины XVIII века в стиле классицизм; двухэтажный дом управляющего начала XIX века в стиле ампир; заброшенные конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы 1701–1707 годов в стиле барокко . Здесь же раскинулся липовый парк, благоустроенный в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем, - с беседками, прудами и «готическим» мостом через пруд.

Горки

В Горках можно увидеть двухэтажный главный дом и парные флигели; оранжерею; сооруженный на рубеже XIX–XX веков архитектором Федором Кольбе хозяйственный корпус, состоящий из конюшни, каретника и прачечной с водонапорной башней; липовый парк конца XVIII века; пейзажный парк XIX–XX веков на склоне к реке Туровке из смешанных пород деревьев с Малым и Большим прудами, гротом, мостиками и двумя беседками-ротондами. Несколько в стороне находится двухэтажный деревянный оштукатуренный флигель. В 1920–30-х годах он использовался как школа.

Ольгово

Когда-то здесь бывал Лев Толстой. Это очень красивое место, особенно осенью, когда подъезд к храму украшает упавшая листва. Сохранились руинированный главный дом, в основе которого лежит здание начала XVIII века, расширенное в 1786 году архитектором Франческо Кампорези. Невероятно величественна Введенская церковь 1751 года с колокольней и приделами 1828 года, увеличенными в 1892 году архитектором Иваном Мейснером. Сохранились некоторые липовые деревья, посаженные во второй половине XVIII века.