Правда на правду. Имела ли силу «Анафема Советской власти»? Победили ли коммунисты

Правда на правду. Имела ли силу «Анафема Советской власти»? Победили ли коммунисты

Собор отцов Поместном о собора 1917-18 года
Икона написана в Храме Воскресения Христова в Кадашах

В текущем 2018 году, среди многих, чрезвычайно важных событий столетней давности, мы вспоминаем знаменитую анафему, провозглашенную святым Патриархом Тихоном на Поместном соборе Русской Церкви в январе 1918 года против гонителей Церкви. Анафема эта никогда не забывалась в церковной среде, но в страшные советские времена рассуждать о ней, как о событии, было невозможно. За прошедшие 30 лет появилась большая церковно-историческая литература о Церкви советского периода, где немало упоминаний об анафеме и ее значении.

100-летний юбилей заставляет нас вновь вернуться к этой теме.

Скажем сразу, что Послание об анафеме является одним из важнейших результатов деятельности собора.

По Промыслу Божию, созыв Собора и его деятельность полностью совпали с самыми роковыми событиями русской и мировой истории. И это свыше предопределенное «совпадение» имело важнейшие последствия.

После захвата власти большевиками в октябре 1917 года, обострение отношений новой власти с Церковью нарастало с каждым днем. Неслыханный террор почти мгновенно охватил всю гигантскую страну. К середине января 1918 года бесовское торжество ненависти ко всему православно-русскому стала остро ощущаться не только на соборе, но и повсюду, куда дотягивалась «железная рука пролетариата»…

Происходящие кровавые события вынудили собор поднять свой голос для того, чтобы дать истинную оценку неслыханным потрясениям, в которые были ввергнуты Церковь и вся Россия. Ровно через два месяца после восстановления Патриаршества (в ноябре) обстоятельства вынудили Патриарха ознаменовать обновление деятельности Русской Церкви небывало грозным обращением поистине всемирного значения.

На Крестопоклонной неделе Великого Поста, 19 января 1918 года святой Патриарх Тихон опубликовал Послание, в котором анафематствовал пришедшую к власти в России группу лиц. С формальной стороны, это действие Патриарха Тихона имело под собой церковно-юридическую основу, поскольку в 1869 г. добавили анафему тем, кто дерзает на бунт и измену против православных царей.

Возможность издания такого документа обсуждалась на предварительных совещаниях. Это прямо указывается в деяниях собора. Послание об анафеме не было только лишь собственной инициативой одного Патриарха Тихона. Более того, первоначально предполагалось, что над этим документом будет работать группа участников собора, но потом Патриарх решил взять все составление послания на себя лично. Нет сомнения, что он прекрасно отдавал себе отчет в том, какие последствия вызовет этот документ и хотел оградить от преследований других лиц.

Чтобы определить значение Послания, мы должны посмотреть, как оно было воспринято современниками - прежде всего участниками собора. Послание было впервые оглашено 20 января, на следующий день после его составления, на соборе, в присутствии более ста членов собора и включено в его 66-е деяние. Прежде оглашения Послания, Патриарх в кратком слове обратил внимание всех присутствовавших на враждебную к Церкви позицию действующего правительства: оно, говорит патриарх, «обратило неблагосклонное внимание на Церковь Божию, оно выпустило ряд декретов, которые начинают приводиться в исполнение и нарушают основные положения нашей Церкви». Иначе говоря, лично Патриарх Тихон прямо связывает Послание с политикой нового правительства. Патриарх предлагает обсудить эту ситуацию и соборно выработать позицию Церкви: «как отнестись к этим декретам, как им противоборствовать, какие меры предпринять». Послание направлено конкретно против декретов и других мероприятий большевиков. Указав все это, Патриарх покинул соборную палату. Сразу после его ухода послание было оглашено архиепископом Тамбовским Кириллом (будущим священномучеником) в присутствии только членов собора. Серьезность положения не допускало присутствия посторонних лиц. Таким образом, основой предложенного Патриархом обсуждения возникших отношений Церкви и государства, явилось его Послание, ставшее, благодаря этому, неотъемлемой частью соборной деятельности. Как и было сказано Патриархом: «Наступающая сессия собора… кроме текущих задач имеет и специальную задачу: обсуждение того, как отнестись к текущим событиям, касающимся Церкви Божией».

Поэтому кратко остановимся на обзоре текста Послания. Оно может быть представлено, как ряд развернутых положений, которые участники совещания должны обсудить и высказаться.

Послание начинается с широко известных, часто цитируемых слов: «Тяжелое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле, гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово». Значение этой фразы в том, что она является возвещением всему православному народу от имени Главы Церкви о впервые начавшемся на Руси преследовании веры. Сразу определяется цель гонителей: «погубить дело Христово». Те, кто этим занимается, есть, по смыслу, слуги антихриста. Гонение далее вполне точно называется «жесточайшим», хотя все только еще начиналось. В Послании указывается, что гонение воздвигли «явные и тайные враги Церкви». Кто были явные враги, понятно из публичных слов Патриарха о действиях правительства, приведенных выше, но упомянуты еще и тайные враги. Кто они - не раскрывается, но почему-то Патриарх решил указать, что таковые существуют… Патриарх указывает, в чем уже выразилось это гонение и обращается к гонителям с необходимым, по завету Апостола, «грозным словом обличения и прещения». Их он грозно именует «извергами рода человеческого». Они - «безбожные властелины тьмы века сего». Это - самые крайние выражения, какие можно употребить в церковном документе, причем речь идет именно о действующей власти. То, что творят эти изверги, дела которых только-только начинались - не просто жестокое дело, но «дело сатанинское». Здесь все сказано в самом прямом и бескомпромиссном смысле: они - прямые слуги сатаны. Они наказываются, говорит Патриарх, огнем геенским в вечной жизни, а также,- указывает он,- они подлежат «страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной». Слова эти - не риторика, поскольку они являются частью официального документа, предложенного собору и затем собором одобренного. Это продуманные, точные и окончательные определения. Авторитетом духовного Главы православного народа России проклятие уже произнесено, и притом «страшное», от имени будущих поколений. Таким образом, Патриарх Тихон своим Посланием обращается и к потомству с несомненной уверенностью, что оно присоединится к объявленным им прещениям. Он предупреждает потомков, что с этими гонителями не может состояться никакого примирения, поскольку они не будут каяться.

В период гонений, который оказался более длительным, чем, очевидно, ожидали современники, какие-либо свободные высказывания в пределах исторической России были невозможны. Однако Патриарх Тихон в нем обязал потомков занять определенную позицию по отношению к этим разрушительным силам.

Анафематствование соединено с запрещением приступать к Тайнам Христовым, на что также указано в послании, то есть относится только к лицам христианского происхождения, поскольку лишенные благодати крещения без того подпадают проклятию по своим кровавым делам. Определение новых «властелинов тьмы», как слуг сатаны, также по сути есть проклятие.

Слово «анафема» означает отнятие благодати, что по смыслу и есть проклятие. В данном случае указано на свидетельство о наказании в вечной жизни, но проклятие как таковое, в этом и заключается, в соответствии со словами Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25,41). Оно упомянуто, хотя предоставлено в более прямом смысле лишь потомкам, как грядущее подтверждение вечности этого крайнего отлучения. Но об отлучении будет вновь сказано несколько позднее, в Послании о голодающих и об изъятии церковных ценностей в 1922 г.

Здесь в анафематствовании, очевидно, имеются в виду не только властелины, но и многочисленные погромщики русского происхождения, которые анархически по всей стране уже захватывали и грабили Церковь, и вообще все, но не только они.

«Безбожные властелины тьмы века сего», согласно Послания, есть вполне конкретные носители реальной на тот момент власти, которую они захватили. Слово «властелины» подразумевает прямо власть тех, кто издавал антицерковные и в целом антинародные декреты, на что указал патриарх во вступительном слове. В Послании прямо указано: «Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святою Церковью Православной». Это - власть, воцарившаяся в России с октября 1917 года. Она состояла в тот момент из лиц разных национальностей, не все принадлежали к православной Церкви по происхождению, однако, тем не менее в основном это были крещеные люди и потому они попадали в целом под анафему. В списке лиц, вошедших в состав первого советского правительства - так называемого Совета народных комиссаров, в основном, числятся лица русского происхождения, и почти все они принадлежат к партии большевиков, отчасти левых эсеров. Другая, влиятельнейшая группа лиц - еврейского происхождения, в новых властных структурах были также грузины, армяне, латыши и прочие; но среди них было много лиц, крещеных в детстве. Общая ситуация гонения на Церковь целенаправленно развивалась именно партией большевиков.

Таким образом, послание объявляет всем о наступившем периоде гонений, обличает советскую власть в многочисленных преступлениях, предупреждает ее носителей о вечных муках, анафематствует и предупреждает о грядущем проклятии от потомков, отлучает от святого причастия и церковного общения лиц крещеных, призывает православный народ и иерархию к защите святынь.

Сразу за оглашением Послания последовало его обсуждение участниками совещания. Это обсуждение - интереснейший материал, свидетельствующий о восприятии современниками происходившего. На заседании выступило восемь человек с достаточно пространными речами, в основном, серьезного аналитического характера. Все выступавшие безусловно поддержали Послание. Обсуждение продолжалось и на последующих заседаниях. Было высказано немало мыслей в обоснование и развитие положений Послания.

Так, по словам протоиерея И.В. Цветкова, «самое сильное место в послании Патриарха - анафематствование врагов родины и Церкви и запрещение входить с ними в общение… но все-таки оно требует объяснений… я высказался бы, что анафематствованию подлежат власти, ныне существующие…» (п.44). Проф. И.М. Громогласов (будущий священномученик) говорил о необходимости соборной поддержки деяния Патриарха. Епископ Селенгинский Ефрем (священномученик) среди прочего, указал на вину духовенства, он также прямо указал на «букет большевизма», «против которого в существе и направлено послание Святейшего патриарха». (п.52). С этим очевидным фактом никто не спорил.

В результате обсуждения Собор принял свое постановление, одобряющее Послание Патриарха. Это постановление или, по тексту, Определение, было составлено специально созданной при Соборном Совете комиссией. На заседании 22 января текст Определения был доложен Собору протоиереем А.П.Рождественским и принят по предложению председательствующего митрополита Арсения Новгородского. Оно было незамедлительно опубликовано 7(20) февраля 1918 г. в «Церковных ведомостях» №5, на с.24: и, таким образом, сразу стало всеобщим достоянием. Это документ, озаглавленный: «Постановление Священного Собора от 22 января 1918 г.». Текст опубликован был и в деяниях собора (деяние 67, пункт 35-37).

Также Послание было разослано по приходам и зачитывалось священниками. Оно вызвало много откликов, некоторые из них были включены в соборные деяния.

Как мною уже было отмечено, Собор именует Послание Патриарха «духовным мечом» «против тех, кто совершает непрерывные надругательства над святынями веры и совести народной». Необходимо отметить и следующую фразу Определения: «Священный Собор свидетельствует, что он пребывает в полнейшем единении с отцом и молитвенником Церкви Российской, внемлет его призыву и готов жертвенно исповедывать веру Христову против ее хулителей». Итак, собор полностью принимает послание - в полнейшем единении с Патриархом - то есть в части анафематствования, обличения, грозных предупреждений и остального. Свою выраженную здесь готовность на исповедание веры участники Собора реально подтвердили: почти все из них были позднее замучены и ныне причислены к Лику святых.

Это важно, потому что признание Поместным Собором анафемы Патриарха означает, что анафему, наложенную на «безбожных властелинов тьмы века сего» - партию большевиков, их последователей и им подобных, отменить никто не может. Она наложена навеки и ей подлежат все последователи, преемники большевистской идеологии, а также все гонители, грабители и погромщики Церкви, даже без всякой идеологии, как церковные воры. «Церковная татьба» всегда считалась одним из тяжелейших грехов, и виновный всегда подвергался церковному отлучению, но никогда этот грех не достигал такого всеобщего масштаба.

Многие члены собора считали, что этих документов недостаточно. И они были правы, поскольку агрессия нарастала. Уже 25 января собор принял новое Постановление в ответ на советский декрет об отделении Церкви от государства, Этот ответ в деянии Собора назван «историческим». Документ составлен в духе патриаршего Послания об аафематствовании «властелинов тьмы», являясь его реальным продолжением. Постановление анализирует декрет, вскрывает его антирелигиозный смысл, именует его «сатанинским». Собор заявляет, что декрет «имеет вид закона, но на самом деле представляет собой… злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения». Констатируя это, собор напоминает, что «Бог поругаем не бывает», призывает православный народ к сплочению и выражает уверенность в том, что «совершится праведный суд Божий над дерзновенными хулителями и гонителями Церкви» (деяние 69, пп.21-23).

В следующем документе - Постановлении собора по поводу декрета «о свободе совести» - собор выступает в том же духе и прямо напоминает о Послании Патриарха от 19 января, где он призывает народ к подвигу. При этом собор предполагает продолжение гонений и указывает, что если не будет народного сопротивления, «то ведь Русь святая православная обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную…». Последующая история полностью подтвердила правоту этих документов, а большинство участников собора стали мучениками за веру. Упоминание «земли антихристовой» также представляет немалый интерес. Собор, во-первых, в принципе допускает такую вероятность в будущем; во-вторых, он, со всей очевидностью разумеет под нею территорию глобального, всестороннего гонения на христианство; и в-третьих, Собор призывает народ не допустить на Руси господства антихриста. Собор, конечно же, не собирался утверждать, что пришел антихрист в прямом смысле. Но вся деятельность «властелинов тьмы» вполне согласовывается с православным учением об антихристе: у него будут свои «предтечи», к которым сбор и относит большевиков. Действительно, новые властелины уже мечтали о всемирной власти: уже готовились революции в других странах, проектировалась «всемирная (!) республика советов» и т.д. Но для этого зверь еще не обладал достаточной силой…

Такими образом, Послание Патриарха Тихона об анафематствовании явилось важнейшим первичным документом, определившим дух и характер необходимой в сложившихся условиях цепочки соборных выступлений против сил, впервые в истории развязавших беспощадную антицерковную войну подобного масштаба. Это Послание является центральным в группе документов, в которых последовательно и всесторонне анализируются антихристианские действия новой власти, дают ей вполне точную и окончательную оценку. Именно в этих документах собор выполнил одно из своих главных предназначений: предупредить русский народ и все человечество о небывалой доселе угрозе прямой антихристовой власти, о наступившей новой эре так же небывалого противостояния Церкви и сил зла. Послание об анафеме и примыкающие к нему документы исполнены пророческого гнева и пафоса, и в этом их значение.

В 1923 году Патриарх Тихон заявил, что «отныне он не враг советской власти». Конечно, он как и вся Церковь не были врагами какой-либо власти, лишь сама земная власть может быть врагом Церкви.

Завещанное потомству от Патриарха Тихона и Собора 1917-1918 гг проклятие врагов Церкви получило, действительно, свое реальное воплощение в новой анафеме, провозглашенной Собором зарубежной Церкви в 1970 году. В этом определении персонально назван Владимир Ленин, а также прочие гонители. Новым также является указание на убийство Помазанника Божия - Государя Николая 2-го.

Приводим выписку из текста:

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей

Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:

1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасении державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:

Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовы Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.

Хор поет трижды: анафема.

Русская Церковь Московского Патриархата никак не выступала по поводу этого анафематствования, находясь тогда в плену безбожной власти. Но обе части Церкви воссоединились в 2008 году, взаимно признав законность

всей церковной деятельности обеих сторон.

разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем ») и утверждённоеПоместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князьДмитрий Донской , анафематствованный законнымКиевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемыпрославлен в лике святыхПоместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольскимАфинагором и папой римскимПавлом VI в1964 году вИерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

К чему всЁ это? а вот к чему:


и вот к чему:

Анафематствование Ленина и Сталина.

Мало кому известно, что в 1970 году Русская Православная Церковь Заграницей анафематствовала Ленина и иже с ним.

Вероятно, еще менее известно, что в 2010 году церковное сообщество митроп. Антония (Орлова) анафематствовало также Ленина и Сталина.

Текст анафемы 1970 г., приводимый ниже, поясняет причину, вызвавшую это церковное мероприятие, а именно протест против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина.

Вторая анафема 2010 года фактически копирует первую, причем, против всякой логики, сохранив в постановлении провозглашение вечной памяти Царю-Мученику и иже с ним, тем временем уже прославленным!

В обоих случаях ссылка делается на анафему Патриарха Тихона, которая, без указаний лиц, касалась всех «безумцев», творящих «поистине дело сатанинское»: «Властью, данную нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Произнесение анафемы с церковного амвона на Ленина и Сталина ставит, однако, вопрос о несовместимости с благочестием озвучения в святом месте зловонных слов.

Анафема 1970 г.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей
19 декабря 1969 г./1 января 1970 г.

Имели суждение: О заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рожденія Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин, мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения.
Постановили: Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасеніи нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:
1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасеніи державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:
Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовыя Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.
Хор поет: трижды анафема.
3. Возгласит Вечную Память:
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, убиенному Благочестивейшему Царю-Мученику Николаю Александровичу и всем с ним убиенным, Святейшему Патриарху Тихону, убиенным митрополитам, архиепископам, епископам, священнослужителям, монахам и монахиням, воинам и всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным и сотвори им вечную память,
Хор трижды: Вечная память.
и 4. Возгласить Многолетие:
Православному Епископству гонимыя Церкве Россійскія и господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Филарету, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоіерарху Русскія Зарубежныя Церкве, и господину нашему (имярек Епархиального Архиерея), страждущей стране нашей Россійстей, всем подвизающимся за Православную Веру и Отечество и всем русским людям в порабощенном безбожниками Отечестве и в разсеяніи сущим, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же победу и одоленіе и многая лета.
Хор трижды: Многая лета.
О чем с приложением текста вышеозначенного молебна, а также и текста послания Святейшего Патриарха Тихона, послать циркулярный указ всем Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.

Председатель Архиерейского Синода
Митрополит Филарет
Секретарь: Епископ Лавр

Указъ № 107. 9/22 января 1970 г.

Анафема 2010 г.
Российская Православная Церковь
УКАЗ - Февраль 6/19/2010

1. Вь Нед ѣ лю 1- ю В е ликаго Поста 8 / 21 февраля 2010 года в о всѣх ъ храма хъ Россійской Православной Церкви во отечеств ѣ и за рубежомъ огласить Пос ланіе Святаго П а тріарх а Тихона отъ 1918 года объ отлученіе большевиковъ.

2. Посл ѣ отпуста молебна возгласить анафему Владиміру Ленину, I осифу Сталину и всѣмъ гонителямъ Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссі и ским ъ Тихономъ въ 1918 году, по следующей формѣ:

ВЛАДИМИРУ ЛЕНИНУ, I ОСИФУ СТАЛИНУ И ПРОЧИМЪ ГОНИТЕЛЯМЪ ХРИСТОВЫ ЦЕРКВЕ, НЕЧЕСТ ИВ ЫМЪ ОТСТУПНИКАМЪ, ПОДНЯВШИМЪ РУКИ ПА П ОМАЗАНИКА БОЖ I Я, УБИВАЮЩИМЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ПОПИРАЮЩИМЪ СВЯТЫНИ, РАЗРУШАЮЩИМЪ ХРАМЫ БОЖІИ, ИСТЯЗУЮЩ ИМЪ БРАТ I Ю НАШУ И ОС К ВЕР НИВШИМЪ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, АНАФЕМА.

Хоръ поетъ: трижды Анафема.

3. Возгласить В ѣ чную Память :

Во бляженпомъ ус п ені и Вѣчн ый покой подаждь Господи, усопшимъ рабо мъ Твоимъ, Убіенному Благочестивѣй ш ему Царю Мученику Николаю Александровичу и всѣмъ съ нимъ убіенн ымъ , Святейшему Па тріар х у Тихону, Убіеннымъ М и трополитамъ, Архіепи с копамъ, Епископамъ, Священнослужителямъ, Монахамъ и Монахинямъ, Войнамъ и всѣмъ православнымъ людямъ отъ безбожной власти убі еннымъ и ум у ченн ымъ за Вѣру, Царя я Отечество и сотвори имъ В ѣ чную Память .

Хоръ поет ъ : трижды В ѣ чная Память .

4 . Многол ѣ тіе :

Православному Епископству гонимой Церкви Россій скія и Господину Нашему Высокопре ос вяще н нѣй ш ему Антонію, Первоіерарху Россійской Православной Церкви, и Господину нашему /имя рекь Епархіял ь наго Архіерея/, страждущей странѣ нашей Росс ій стѣй, вс ѣ мъ подвизающимся за православную вѣру и отечество и вс ѣ мъ русскимъ людямъ въ порабощенномъ безбожниками отечеств ѣ и въ разсѣяніи сущи мъ , подаждь Господи, благоденственное и мирное жи ті е , здравіе и спасені е , на враги же побѣду и одолѣ ні е и многая лѣта .

Хоръ поетъ трижды: Многая Л ѣ та.
Председатель Архіерейскаго Синода
+ Митрополитъ Антоній

Печатается с сайта Заметки на полях http://his95.narod.ru

Смиренный Тихон, Божею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе пастырям, архипастырям и всем верным чадам Православной церкви Российской.

Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого (Гал.,1, 4).

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христа о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному, все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и с беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны, и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.). Все сие преисполняет сердце наше глубокой болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету Св. Апостола: "Согрешивших перед всеми обличай, да и прочие страх имут" (1-е Тим., 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властям, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.

Гонения воздвигнуты на святую церковь Христову: благодатные таинства, освещающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующими обители святые (как Алексавдро-Невская и Пачаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства церкви Православной и подготовлявшие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются ими в училища безверия или даже прямо в рассадник безнравственности. Имущества монастырей и церквей Православных отбираются под предлогом, что это - народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа.

И,наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.

Враги церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Св.Апостола: "Кто не разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонения, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35)".

А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попранных ныне прав церкви Православной, немедленно устройте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов.которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование самого Божественного крестоносца: "Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ея".

Патриарх Московский и всея России Тихон
Церковные ведомости. 1918. N 2. С. 11-12.

Выверено по изданию: История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993.

ключевые слова: тихон, русский вопрос, анафема, церковь, антиэлита, детандемизация

Не мешало бы ещё анафематствовать тандем и курилла в купе с выше перечисленными господами самим РН в качестве искупления и причащения, - жертва так сказать...

http://pisma08.livejournal.com/191289.html - про кобу
о роли Собора 1917 года в восстановлении церковного уклада, позволяющего эффективно функционировать ряду церковных институтов и уровней церковной жизни с коллегой более внимательно прочитали материалы этого собора и увидели послание Св. Патриарха Тихона от 19 января 1918 года и официально одобренное 22 декабря 1918 года Собором - с чётким определением "анафема" и указанием на кого она распространяется. Так и не смогли найти информации каково же состояние на данный момент - анафема снята? Не видел постановлений более поздних Соборов о её снятии (плюс к этому я так понял есть ряд обязательных условий для её снятия).
Соответственно преследует ощущение шизофреничности ситуации, с одной стороны канонизированы новомученики с другой стороны не было какого-то публичного общенародного покаяния за дела предков (с учётом "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной").
Так и будем жить с этой анафемой и одновременно гордиться "великим прошлым"?

"Анафематствованием большевиков" этот документ назвали публицисты и комментаторы. В тексте Послания большевики не названы по имени. В самом документе речь идет о гонителях Церкви. Но и члены Собора, и власти прекрасно понимали, что речь идет именно о большевиках. Но с формальной точки зрения анафематствованы не большевики, а гонители. С гонителей ни один собор снимать анафему не будет.
НО. К раскольническим соборам это не относится. Анафематствование снял обновленческий собор 1923 г. (официально он назывался Поместный собо Русской православной Церкви 1923 г.). На заседании 3 мая 1923 г. была принята такая резолюция: "Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контрреволюционную борьбу и ее методы - методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех ее признающих. Собор объявляет анафематствование не имеющим никакой силы"
Следующий пункт этого решения лишал патриарха Тихона сана и монашества...
Так что раскольники эту анафему сняли. Но к Православной Церкви это решение отношения не имеет
Материалы этого раскольнически-еретического собора были изданы в 1923 г.

Как-то так и предполагал что по формулировке анафемы её отменить практически невозможно. Совершенно логично что она относится не только к большевикам, но и к самому советскому народу (просто на слуху она именно такова и ряд тенденциозных публицистов её пытаются исказить до некого политического инструмента - на чём основано много спекуляций и обвинений РПЦ в политической ангажированности)

http://kuraev.ru/smf/index.php?action=printpage;topic=432065.0

Вот мы и добрались до календаря майя, согласно которому конец света наступит не позднее 2012 года. У майя существовало множество календарей, поскольку они рассматривали «время», как смешение священных или духовных циклов. В то время как расположение дней в нашем грегорианском календаре служит для социальных, административных и коммерческих целей, календарь майя содержал и религиозный элемент.

  • Верховный суд Википедии запретил сайентологам редактировать статьи в онлайн-энциклопедии. В рамках борьбы с пропагандистскими правками последователей Рона Хаббарда все IP-адреса, принадлежащие сайентологической церкви и связанным с ней организациям, будут

  • В США создали веб-фильтр "GodBlock", который блокирует интернет-материалы религиозного характера...

    Запретительная мера распространяется на ношение любых политических, философских и религиозных атрибутов как учениками начальных, так и средних школ...

    Оригинальный подарок для чиновников приготовили участники фонда «Здравомыслие». Несмотря на многочисленные препятствия, нам удалось разместить на улицах Москвы плакаты с цитатами из 14-й статьи Конституции: «Российская Федерация - светское государство», «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»...

    Статистика показывает стабильное увеличение доли респондентов, не принадлежащих ни к одной из религий. Речь идет об Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии...

    Католическая церковь должна заплатить налоги с недвижимого имущества, если она владеет им на территории Италии. Об этом заявил министр по делам кооперации и интеграции страны Андреа Риккарди. Речь идет об объектах, которые причислены к некоммерческим, но при этом занимаются получением прибыли...

    Парламент Армении одобрил закон, освобождающий от налогов на церковное имущество. Проект поправок в закон «О налоге на имущество» был принят накануне, на последней осенней сессии Национального Собрания Армении во втором окончательном чтении...

    В 2012 году консолидация бюджета Латвии будет проводиться в том числе за счет увеличения сборов налога на недвижимость с церковной собственности. Однако эффективность такого шага вызывает большие сомнения...

    ...«Мы, конфессиональные копимисты, рассчитываем в нашей борьбе не только друг на друга, но и на всех, кто копирует и распространяет информацию. Всем, подключенным к интернету: копируйте. Бескомпромиссно следуйте kopimi»...

    Память о рано умершей от онкозаболевания маме сохранилась отрывочно - мальчику тогда было всего 4 года. Отец Егора снова женился и жил по соседству. «Сколько я себя помню, обо мне заботились бабушка с дедушкой, а также мой дядя, которые покупали мне одежду, обувь, кормили меня, давали карманные деньги», - указал в своем иске Егор...

    Деньги, которые работники мечетей получали, в основном, с пожертвований, теперь будут считаться заработной платой, которая должна облагаться налогом. Кроме того, с храмов будут взиматься отчисления в социальный фонд и налог на землю...

    В Екатеринбурге одного убежденного атеиста сильно заинтересовала неограниченная торговля РПЦ драгметаллами. Разговоры о том, что данная деятельность епархии осуществляется на совершенно незаконных основаниях и больше напоминает схему по отмыванию денег, идут уже давно...

    Египетский суд отказался рассматривать иск об оскорблении ислама, поданный фундаменталистами против медиамагната-христианина. В июне 2011 года Нагиб Савирис разместил у себя в микроблоге картинку, на которой Микки Маус изображен с бородой, а его подруга Минни - в чадре. Карикатура отражала растущее влияние исламистов в Египте после свержения режима Хосни Мубарака...

    Прокуратура Москвы сочла заявления адвоката и помощника председателя комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Дагира Хасавова, сделанные в интервью телеканалу РЕН 24 апреля, экстремистскими... ИА REGNUM сообщает об экстренном отъезде адвоката Дагира Хасавова в одну из европейских стран после "получения защитником ряда угроз"...

    Через жест апостасии в Астане 30.05.2012 г. Патриарх Кирилл сам на себя стянул Божию анафему – проклятие согласно Гал. 1,8-9. Поэтому от него отошла Божия благодать и свой пост он занимает уже незаконно. Верующие должны отделиться от него, как от предателя Христа и Его Мистического Тела – Церкви...

    Финского профессора не накажут за попытку повторить акцию Pussy Riot. В своем блоге Теиво Теивайнен, который вышел к Успенскому собору в Хельсинки вместе с женщинами в масках, опроверг информацию российских СМИ о том, что ему грозит уголовное наказание.

    Слово «бог» для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это (для меня) изменить...

    Сейчас по интернету прокатился шквал ответов на вопросы атеистам. О статье узнал лишь благодаря ответам. Не согласился с некоторыми ответами. И написал свои.

    Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

    Обнародование анафемы на Кирилла, Патриарха Русской Православной Церкви

    Византийский Католический Патриархат обнародует перед всеми христианами, прежде всего перед верующими Русской Православной Церкви, что через жест апостасии в Астане 30.05.2012 г. Патриарх Кирилл сам на себя стянул Божию анафему – проклятие согласно Гал. 1,8-9. Поэтому от него отошла Божия благодать и свой пост он занимает уже незаконно. Верующие должны отделиться от него, как от предателя Христа и Его Мистического Тела – Церкви.

    Византийский Католический Патриархат перед этой анафемой его трижды публично предостерегал.

    Жестом в Астане экс-патриарх Кирилл выразил ересь, что язычники, которые почитают демонов, есть на той самой дороге спасения, как и христиане, которые признают Христову искупительную смерть на кресте за наши грехи . Это ересь максима, а кроме того, большой соблазн не только для православных верующих России, но и для всех Православных Церквей и всех христиан.

    Византийский Католический Патриархат, который обнародует анафему, в современном христианском мире является духовным и нравственным авторитетом. Он был установлен 5 апреля 2011г. Синодом семи епископов УП ГКЦ (монахами, а вместе с тем, докторами теологии).

    Беатификация Папы-апостата 01.05.2011г. была жестом довершения публичной апостасии Бенедикта XVI. Византийский Католический Патриархат того же дня обнародовал Божью анафему на Папу и всех епископов и священников, которые имеют единство с ним и с духом Ассизи – духом антихриста. Того же дня Патриархат отделился от апостатической структуры Католической Церкви. За год апостатический Ватикан провозгласил недействительную экскоммуникацию на епископов Византийского Католического Патриархата. Этим довершился двусторонний разрыв отношений между отпавшим Ватиканом и Византийским Католическим Патриархатом. Патриарх и епископы имеют апостольское учение и правоверную традицию, а также апостольскую преемственность. Они в полноте представляют Божий авторитет, апостольскую и пророческую власть в Церкви. К ним относится: «… мы искренне, мы от Бога говорим, пред Богом, во Христе » (2 Кор.2, 17). Мы – пастыри, а не наемники (ср. Иоан.10 ,11-16).

    В Астане Патриарх Кирилл говорил двусмысленные фразы о духовном вакууме, терроризме, фанатизме, о человеческих правах, о международном диалоге с сильными и влиятельными религиями мира и т.д. Он совершил жест предательства Христа и традиции Православной Церкви, тем, что принял участие в синкретической встречи и даже стал членом т.н. Совета религиозных лидеров . Таким образом, теперь православные епископы, священники и верующие вынуждены изменить мышление и принять антихристовский гремий (общество), членом которого стал экс-патриарх Кирилл. Согласно с новой программой уже нельзя защищать учение апостолов и святых отцов, потому что это, якобы, было религиозным фанатизмом. Из-за жеста своего Главы Православная Церковь потеряла смысл существования, ибо уже не проповедует, что спасение получаем только через веру в Иисуса Христа. Патриарх Кирилл официально присоединил Православную Церковь к антихристовскому движению Нью Эйдж . На каждого православного верующего, который с этого дня будет творить с ним единство, также падает Божье проклятие. Каждый, кто останется на этом пути апостасии, будет навеки осужден!


    #1948

    Кстати, это молодой ещё Дарвин придумал эволюцию, а созрев, отрёкся от неё, признав роль Творца. А мерзавцы - атеисты объявили эволюционное учение одной из составных частей их сатанистского марксизма, скрывая факт отречения от заблуждений молодости самого Дарвина.

    Сказание.info

    Книга «Происхождение человека и половой отбор» написана в 1871. Дарвину 62 года.

    Дарвин умер в 1882. В 1915 (через 33 года!) некая леди Хоуп , проповедница, опубликовала сказку для верующих о раскаянии Дарвина и возвращении к христианству. Дети Чарльза Дарвина эту историю отрицали. Сама она писала о том, что виделась с Чарльзом за 6 месяцев до смерти, более поздние краснословы начали уже описывать смерть Дарвина в её присутствии. Историки не считают версию достойной внимания.

    «Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни» Ч. Дарвин

    Вас гундяев так возбудил?
    Странный уклон от темы статьи.

    Так говорит Господь!

    #1643

    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ!

    Похоже,что Путин и Гундяев – (Кирилл), держат россиян за, стадо безмозглых баранов,которым что не скажи,во всё поверят и, что не прикажи всё сделают …
    Говоря о лжепророках, Господь Иисус Христос, сказал: ..,”по плодам их узнаите их”.., (МАТФЕЙ 7: 15 – 20) .
    Осквернение; храма Божия, христианских святынь… :противно слушать поповскую лож! ! !
    Какого храма, каких святынь? !…
    Эти обвинения, не просто гнуснейшая лож, которой попы – лжепророки, оскверняют умы и сердца россиян.
    Но глумление, над во Истину Святыней, – ИСТИНОЙ БОЖИЕЙ!
    О храмах рукотворных, так говорит Господь: ” язычники и неверные (осквернители святынь), возводят храмы во славу себе, изгнали пророков Моих, из собраний своих, именующие себя именем Моим говорит Господь. Они построили, а Я, вновь разрушу, и никто уже не востановит их, и не будет памяти о них в поднебесной”…
    “Ибо Господь,Бог твой, не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
    Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь,
    или какое место для покоя Моего?
    Не Моя ли рука сотворила все сие” ? (ДЕЯНИЯ 7: 48 – 52) .
    «Но там где, двое или трое собраны во имя Моё , там Я посреди них» .., говорит Господь Иисус Христос.
    Вы – (ВЕРУЩИЕ) !, Храм Бога Живого, Бог живёт в человеке,как сказал Бог;вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” – (2 КАРИНФ 6: 14 – 17).
    Для истинного христианина, Истинной Святыней, является,-Сам Святой БОГ, – (как написано: «Будьте святы, ибо Я свят »)
    и заповеди закона Его(Ибо Закон, СВЯТ и Заповедь..,не делай себе кумира. не убивай, не кради и другие..,СВЯТА и ПРАВЕДНА и ДОБРА наставляет Господь Церьковь Свою,через брата нашего апостола Павла.., РИМ 7: 12) .
    Тот, в ком живёт Дух Христов, тот и поступает как Христос, Который, (не ждал, пока перед Ним извинятся но) , показывая пример Истинного милосердия, молил Отца Небесного, за распявших Его:” Отче! прости им, ибо не знают что делают”(ЛУКА 23: 34).
    Но в ком, живёт сатана, – (лжец и человекоубийца ИОАНН 8 , 44) ,тот, подобно как попы -лжепророки, извращает Истину, и ему, всё равно, под каким знаминем..; сажать или убивать…
    Таковых, предупреждает Бог: ” кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека” (БЫТИЕ 9: 6).
    Ибо, у язычников и неверных,пролитие крови человеческой спекулируя именем Божиим, – обычное дело!
    Страшно представить!…
    Орудие пытки – (гвоздь), которым (возможно) Господь Иисус Христос, был пригвождён ко кресту, и который (надо понимать), причинял Господу страшную боль, Гундяев и его предшественники – лжепророки, называют – “христианской святыней”…
    Ужас!
    Там ещё была,трость,- (МАТФЕЙ 27: 30), которой били Господа и причиняли Ему не малые страдания, что, (по Гундяеву) и это “христианская святыня” ?
    Поклонятся гвоздю, это – 100% – е язычество!
    Но, почитать”святыней”,- гвоздь, которым причиняли Спасителю страшную боль,- ЭТО ПО СТРАШНЕЕ ЛЮБОГО БОГОХУЛЬСТВА! ! !
    Это, – Глумление над “Крестными страданиями Христа ” ,вот, что это такое…
    О религии, устранившей заповеди Божии,учениями и заповедями человеческими, говорит Господь:” да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного…
    ” Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей ” говорит Господь Иисус Христос, – (МАТФЕЙ 23: 35 – 36).
    И здесь,важно отметить, вот что …!
    Суд, был произнесён на книжников и фарисеев, зато, что они (как и сегодня в России попы)
    1.”нарушали заповеди Божии, ради преданий своих.., (устранили заповеди Божии) , уча учениям и заповедям человеческим “, -(МАТФЕЙ 15: 3 – 9).
    2.Ложью своей:” затворяли Царство Небесное человекам” , -(МАТФЕЙ 23: 13) .
    И будучи проклятыми, книжники и фарисеи, в совершенстве владея искуством обольщения, повели к погибели, весь народ …
    Пришли римляне и поразили Израеля, отвергшего Истину -(Христа) и пошедшего за фарисеями – лжепророками.
    Пришли турки и поразили Византию, из которой на Русь, пришло извращенное христианство..,
    Пришли татаро – манголы и поразили развращенную, разделённую попами Россию.
    В каждом городе, свой поп – бог, свои святыни – иконы, каждый отстаивал свою правду, брат шел против брата.., Россия захлёбывалась кровью междоусобиц…бери голыми руками…
    В своё время (волею Божией), пришли большевики (ибо нет власти не от Бога РИМ 13: 1 – 4), и верша Божие правосудие, поразили: царизм, попов и всякого кто, по слову попов – лжепророков испытывая долготерпение Божие осквернял Святыню Божию, поклонялся бездушному …
    И, неспасли их, -(иконы, мощи, и другие) , святыни языческие на которые они уповали и вас (если не оставите беззаконие) не спасут, говорит Господь!
    Ибо Я, Бог – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей, так говорит Господь! (ВТОР 32: 39).
    И по сей день, суд Божий, на религию нарушающию заповеди Божии ради своих преданий, никто не отменял…
    И “новые фарисеи” , в совершенстве владея искуством обольщения, ведут к погибели век сей лукавый, итвергший Христа – изначального.
    Какая эволюция! Дарвин или мошенник или искренне заблуждался, история человечества, как под копирку повторяется и то, что произошло в Израиле времён Христа, в точности свершается в наше время (изменились, лиш маштабы…) , а так, всё один в один …
    В своё время, придут “новые большевики” и” не оставят камня на камне” , от религии устранившей заповеди Божии, учениями и заповедями человеческими.
    Свершится пророчество Божие:” да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного… ” Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей ” говорит Господь Иисус Христос, – (МАТФЕЙ 23: 35 – 36).
    В Москве, у здания суда,стояли сторонники и противники, “Pussy Riot”, среди противников находилась бабушка, в руках она держала икону и Библию и обвиняла девушек из”Pussy Riot” в осквернении святынь.
    Но Библия,не икона, Библия, -это слово Божие, и в Библии, чёрным по белому написано.”Вот Я предложил тебе, благословение – (жизнь) и проклятие -(смерть) , благославение, если будеш исполнять Мои заповеди а проклятие, если будеш нарушать заповеди Мои “,
    говорит Господь. (ВТОР гл 28)
    И если бы, эта бабушка читала Библию то, Бог, открыл бы, ей, что она (молясь и уповая на иконы по слову попов – лжепророков), не меньшая грешница пред Богом, чем девушки из “Pussy Riot” .
    Болие того, она узнала бы, что главными осквернителями святынь Божиих в России,являются попы, которым не только она, но и вся обманутая попами Россия, доверила душу свою…
    Ибо Тот кто сказал: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, Он же, сказал:” не делай себе кумира..,изображения мужчины или женщины..,дабы вы НЕ РАЗВРАТИЛИСЬ..,не поклоняйся им и не служи им.., ибо это заклятое” ..,говорит Господь (ВТОР 4:15 – 16, 5: 8 – 10 , 7: 25 – 26).
    посему, если ты некрадёш, прелюбодействуешь,не убиваешь но вопреки СВЯТЫНИ Божией – заповеди, поклоняешся:(иконам,мощам и другим…) святыням языческим, то ты также преступник закона.
    Ибо Закон, СВЯТ и Заповедь СВЯТА и ПРАВЕДНА и ДОБРА…(РИМ 7: 12) .
    “Но не вняли дети судам, которыми Я поражал отцов их за осквернение Святыни, – за поклонение бездушному, идут путями отцов, путями погибели. Зато, подобно как отцов ваших – осквернителей Святынь,Я поражу вас, и семя ваше,и промысел ваш,и землю вашу отдам другому народу, народу наглому, который будет притеснять вас, и пусть спасут вас, святыни ваши бездушные, на которые вы уповаите
    .”Кто, ПОКЛОНЕНИЕМ БЕЗДУШНОМУ,- нарушает заповеди закона, того и молитва мерзость ” так говорит Господь!
    “Но oбманутым, Бог судья, а обманщик – (сатана и отпрыски лукавого – лжепророки), уже осужден в геенну огненную, там будет плач и скрежет зубов”.. , говорит Господь.
    Рассудите, по справедливости, как перед Богом,перед которым предстаните на суд, после смерти первой (ЕККЛЕС 12: 7).
    Кто, пред Богом и Россией; совершил преступление “Кремлёвская братва” , попы или девушки из “Pussy Riot”
    Кремлёвская братва,которая: обманула, обворовала, убивает и насилует Россию …
    Которая, уже с молодых ногтей, в школах, растлевает российских детей, – АТЕИЗМОМ, уча тому, ; что Бога нет, а человек это развившиеся в процессе эволюции, – ОБЕЗЬЯНА…
    Это ли, не глумление, над Величайшей из Святынь Божиих, (Первоисточником веры истинной) , Которую дал Бог, живущим на земле, над СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ! ! !
    Через которое Бог, наставляет в Истине Божией, не только верующих, но (и до времени) не верующих,поучая тому, что:” В начале.., Бог “..(БЫТИЕ 1: 1) ,..”И сотворил Бог человека”..(БЫТИЕ 1: 27).
    Когда же, “Кремлёвская братва” , через школу, учит тому, что; Бога нет,а человек – “продукт эволюции” и это,(якобы) научно доказано.., (хотя до сих пор,этого никто не доказал…) .
    Это, фактически, – ибвинение Бога во лжи, – 100% -ный САТАНИЗМ!
    Ибо сатана (лжец и человекаубийца ИОАНН 8: 44), первым поставил под сомнение, истинность слова Божия..,”подлинно ли сказал Бог”, -(БЫТИЕ 3: 1).
    НЕТ! НА ЗЕМЛЕ,БОЛИЕ ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БОГА, ЧЕМ ОБВИНЕНИЕ БОГА ВО ЛЖИ! ! !
    Однако, попы -лицемеры не обвиняют своих хозяев – (“Кремлёвскую братву”) в; богохульстве,в кощунстве в осквернении Святыни Божией…
    Шумиха (из мухи делают слона…) , поднятая “Кремлёвской братвой” и попами,по поводу событий произошедших в храме Христа Спасителя, не что иное, как желание скрыть свои, преступления против Бога и народа России.
    Обычная воровская тактика, вор, (дабы, на него не подумали) громче всех кричит:” держите вора”…
    Рассудите сами:У “Кремлёвской братвы” , в головах: перестройки,приватизации, инновации, модернизации и другие «АЦИИ» …,направленные на превращение россиян в быдло, в рабов …
    И заметим (братья и сёстры), все организаторы этих преступлений (приватизаций,модернизаций…), лже – слуги народа, “набили себе карманы” и “прозибают в роскоши” , а господин -(народ), влачя жалкое существование “утопая в нищите” ,постепенно вымирает…
    Десятки тысяч россиян, каждый год становятся жертвами, насильников и убийц, которых Путинско – Гундяевский “Кровавый режим” (вопреки воли Божией и народа) ,отпускают на свободу из тюрем…
    “Кровавый режим”, наводнил Россию; наркотиками и отравленным алкоголем.
    Возможно ли это, без “железной крыши” властных структур! ?…
    Магазины, забиты продуктами (с Запада),вызывающими у россиян разные болезни, в том числе и анкологические заболевания …
    Посредством, крышуемой властями проституции, твёрдой поступью по России шагает СПИД…
    С благославения кровавого режима, этнические, преступные группировки заполонившие Россию, грабят, убивают и насилуют россиян …
    В России, стране победивший фашистов,фашист – П.Листерман, торгует людьми как товаром…
    Всем миром,(во истину православная) – Россия, по копейкам собирает средства, на лечение больным детям.А в это время “Кремлёвская братва”, на украденные у обманутого народа деньги, ведёт раскошную жизнь.., сами знаите о чём говорю..
    Это лиш, не большой перичень преступной деятельности (против Бога и народа) , Кремлёвской братвы …
    Болие 11 миллионов россиян?стали жертвами воровской власти и воровской религии
    По плодам их узнаите их …
    И, как бы глумясь,над памятью жертв своих преступлений, главарь» банды приватизаторов» А.Чубайс, заявил: ”Ну,пусть вымрет 30 миллионов жителей, Ничего страшного, родятся новые. Эти 30 миллионов не вписались в рынок.”…
    ЦРУшники, ОПГ» Кремлёвская братва»возглавляемая Путиным, наградили фашиста Чубайса,орденом;» за заслуги перед Отечеством»…
    А, г… Гундяев – (Кирилл,) , одним из первых,поспешил поздравил фашиста -Чубайса, с наградой, и пожилал ИУДЕ, дальнейших успехов в работе..,это ли не свидетельство тому, что Кремлёвская братва и попы – одна “шайка лейка”.
    Так что, в сравнении с тем, что сотворили и творят над Руссью,воровская власть и попы – Богу -противники, содеенное девушками из”Pussy Riot” , детская шалость …
    Попы – лжепророки, уже благославили “Кремлёвскую братву” на новое “Kровавое воскресенье” В.Чаплин заявил: ” власть имеет право применять силу для подавления мятежей” говорит лукавый. Иными словами: бандиты и попы, будут нас (россиян); обманывать, обворовывать, убивать и насиловать,
    А если мы,посмеем возмутится, Кремлёвская братва с благословения попов, будет нас, – (россиян) “подавлять”…
    Истинную оценку, содеянного девушками из панк-группы “Pussy Riot” , однажды даст,Сам Бог..,”И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём.., и СУДИМ БЫЛ КАЖДЫЙ ПО ДЕЛАМ ЕГО” ..,(ОТКР 20: 12 – 15) .
    А если Путин и Гундяев, так сильно “ревнуют по святыням”, что даже “закрыли” девушек из “Pussy Riot”, напрашивается вопрос, :почему эта ревность, “проснулась” только теперь?
    Почему, эта ревность”спала” при “коммунистисеском режиме” которому, служили Путин и Гундяев и который, в своё время; разрушал храмы,сжигал иконы, убивал верующих?
    Почему тогда, при комунистах, Гундяев, подобно как Христос, не смотря на опасность для жизни,не “взревновал о святынях”,как написано: ” ревность по доме Твоём снедает Меня”…? (ИОАНН 2: 17).
    А ведь не мало христиан, при комунистах, пострадали за свои убеждения…
    Разве в те времена, при комунистах,(когда Гундяев жил в Смоленске в трёхэтажном осоняке и т.п…), эти святыни не нуждались в Гундяевской ревности?
    Но Гундяев знал, что если он, “возвысит голос” против режима, то потеряет не только место,но и голову …
    Но, когда к власти пришел “мальчиш плохиш” – (М.Горчёв) и “за бочку варенья и ящик печенья” – (Нобилевскую премию), предал Родину, Путины и Гундяевы “стали ревновать о святынях” …И в два голоса, поливают грязью своих прежних хозяев, которым прежде ревностно служили, подвергая гонениям всякого, кто осмеливался критиковать режим.
    Но что это, за святыни такие, о которых ревнуют только тогда, когда за это не гонят…
    И теперь, Гундяев и Путин, не познавшие на себе гонений за убеждения, собираются судить людей – (подобно как Христа), за их убеждения.
    Конечно, Путины и Гундяевы, могут называть себя христианами или иначе как – (надо думать) , что всё зависит от политической обстановки …
    Но на Русси, во все времена (и по ныне) , всякого, кто боялся сильного и бил слабого, ПРИЗИРАЛИ и называли, не иначе как; ТРУС, ПОДЛЕЦ И Т П …
    А КОГДА,ТРУСЫ И ПОДЛЕЦЫ У ВЛАСТИ, ГЕРОЕВ УБИВАЮТ ИЛИ ТОМЯТ В ТЮРЬМАХ, Но Бог, взыщет с Богу – противников!
    Так что, если у Путина и Гундяева, хватит глупости “посадить “девушек из “Pussy Riot”, или…
    ЭТО БУДЕТ, НАЧАЛОМ КОНЦА, Путинско – Гундяевского Богу – противного режима.
    Так говорит Господь!
    Да, девушеки из “Pussy Riot”,в плане морали, далеко не пример для подражания..,” но кто из вас без греха, первый брось на неё камень” …говорит Господь Иисус Христос, ИСТИННЫЙ Глава Церкви Божией.А дальше,происходит фактически чудо…Книжники и фарисеи, которые в последствии, искали убить Господа:” услышав то и будучи ОБЛИЧАЕМЫ СОВЕСТЬЮ., стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
    Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
    Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши”. (ИОАН 8 , 3 – 11)Истинную оценку, содеянного девушками из панк-группы “Pussy Riot” , однажды даст,Сам Бог..,”И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём.., и СУДИМ БЫЛ КАЖДЫЙ ПО ДЕЛАМ ЕГО” ..,(ОТКР 20: 12 – 15) .
    А нам, истинным христианам, Господь Иисус Христос, заповедал:”НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДИТЕ”..,.
    А тем, кто вопреки Господу (внимая лукавому – лжеучителям, лжепророкам) , кто говорит в сердце своём: “нарушу заповеданное Господом “..,кто посмеет осквернить святыню Божию, таковых, (пророчески) ,предупреждает Господь:
    ” КАКИМ СУДОМ СУДИТЕ, ТАКИМ БУДЕТЕ СУДИМЫ “.., (МАТФЕЙ 7 , 1 – 2).
    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ! ! !

    Святейший Патриарх Тихон предал анафеме большевиков за то, что «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

    13(26) окт. 1918.Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров “Все, взявшие меч, мечом погибнут”. (Мф. 26, 52)

    Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя “народными” комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7.9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир “без аннексий и контрибуций”. От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что “больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои” (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве “заложников”, этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюционности”. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

    Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей? Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями — контрибуций, реквизиций и национализаций, — вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем “буржуев” грабили людей состоятельных; потом, под именем “кулаков”, стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями.

    Вы обещали свободу...

    Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семья, а иногда население целых домов, выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен;печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.

    Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приход, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи. “И что еще скажу. Не достанет мне времени” (Евр. XI, 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка — “Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их” (Ис. 59, 7). Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься “столп злобы” вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости Наших обличении.

    Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

    Ника Кравчук

    8 интересных фактов из жизни Патриарха Тихона

    22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай — безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.

    1. Потомственный священник, «Архиерей» и «Патриарх»

    Родился Василий Беллавин, будущий глава Русской Православной Церкви, на Псковщине, в селе Клин. Его отец, Иоанн, был потомственным священником. Неудивительно, что в девять лет Василий поступил в Торопецкое духовное училище, затем — в Псковскую духовную семинарию. Во время учебы друзья-семинаристы прозвали его «Архиереем». После окончания семинарии учился в Санкт-Петербургской духовной академии. В этом учебном заведении друзья шутя называли его «Патриархом». Спустя 29 лет после окончания учебы Василий Беллавин станет… Патриархом Тихоном.

    2. Любимый епископ Люблинский

    26 декабря 1891 года Василий Беллавин принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского), вскоре его рукоположили в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.

    Будущий глава РПЦ несколько лет прослужил в Польше. Сначала он был инспектором, а затем и ректором Холмской духовной семинарии. Через пять (по некоторым данным — семь) лет его рукоположили в епископа Люблинского.

    Молодого архиерея полюбили не только православные, но и греко- и римо-католики. Согласно свидетельствам очевидцев, когда епископа переводили на другую кафедру, паства никак не хотела его отпускать. Плакали и сожалели не только православные, но и христиане других конфессий. Они сняли поездную обслугу, а некоторые даже легли на рейсы, чтобы только не увезли их любимого епископа. И только когда будущий патриарх Тихон попросил верующих не мешать тому, что должно произойти, они успокоились.

    3. Североамериканский епископ

    В сентябре 1898 святой стал епископом Алеутским и Аляскинским , поэтому на протяжении следующих девяти лет укреплял православие в Америке. За это время ему удалось построить много храмов, открыть духовные семинарии, поддержать перевод богослужебных книг и переход инославных в православие.

    В 1905 епископа Тихона возвели в архиепископы. В этом же году он перенес кафедру с Сан-Франциско в Нью-Йорк, где к тому времени уже воздвигли Свято-Николаевский собор. Также в 1905-м владыка освятил Свято-Троицкий храм в канадском Виннипеге и открыл первую в Америке духовную семинарию.

    Будущий патриарх Тихон благословил строительство первого в США православного монастыря с школой-приютом для сирот. Также владыка всячески поддерживал христиан в Америке. Его деятельность и благочестивый пример вдохновили 32 греко-католических общины на переход в православие.

    4. Архиепископ Ярославский и Ростовский, Виленский и Литовский

    В 1907 году владыка вернулся в Россию и стал архиепископом Ярославским и Ростовским. Через пять лет его перевели на Виленскую кафедру, но перед этим городская власть Ярославля почтила его титулом «Почётного гражданина города Ярославля». Что характерно, это был фактически единичный случай, когда епископа избирали почетным гражданином.

    Служение на Виленской кафедре прервала Первая мировая — владыку эвакуировали в Москву. Но где бы он ни был, его везде окружали люди. Говорят, что за благословением к нему обращались не только православные, но и католики и староверы.

    5. Святитель Московский

    Падение монархии изменило историю русского православия. В мае 1917 года появилась возможность выбирать правящих архиереев. Так владыка Тихон стал епископом Московским и Коломенским , а через три месяца — митрополитом.

    6. Патриарх Московский

    Сложно найти плюсы для православной Церкви после установления советской власти. Но все же одно преимущество было — собрание Поместного Собора, на котором и приняли решение восстановить патриаршество.

    Среди трех фаворитов по промыслу Божьему избрали одного. А произошло это так. 18 ноября 1917 в Храме Христа Спасителя отслужили Литургию и молебен, затем перед Владимирской иконой Богородицы старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий — «митрополит Тихон». Так митрополит Московский стал Патриархом.

    7. Грядущий за истиной

    В январе 1918 святитель Тихон огласил анафему безумцам, затеявшим гонение на Церковь. Хотя в «Воззвании» не было конкретного указания на большевиков, считается, что именно против них и выступил Патриарх.

    Также он открыто засудил расстрел императорской семьи и то, что Исполнительный комитет признал это законным.

    В принципиальных вопросах он отстаивал свою позицию, в менее важных — иногда шел на компромисс со властью.

    Правда, советы видели в нем своего противника, поэтому всячески старались от него избавиться. Более года Патриах провел в тюрьме. Дважды на него покушались (во время второй попытки погиб келейник святителя). Но даже после всего пережитого Патриарх Тихон продолжал служить и принимать людей.

    На Благовещение, 7 апреля 1925 года, он отошел к Богу. По официальной версии, 60-летний Патриарх умер от сердечной недостаточности. Но многие считают, что святителя отравили. Патриарх предчувствовал свою кончину, поэтому за несколько часов до смерти сказал:

    Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, тёмная-тёмная.

    8. Всенародный патриарх

    По воспоминаниям очевидцев, проститься с Патриархом приходили толпы людей — около миллиона верующих — и это в советское время!

    На отпевании многотысячная толпа в Донском монастыре и возле обители пела хором. Это было фактически всенародное прославление. Официально святого канонизировала сначала РПЦ за границей — это произошло в 1981 году. Спустя восемь лет РПЦ также причислила Патриарха Тихона к лику святых. Тогда еще никто не знал, где точно находятся мощи святого.

    Но в 1992 году неизвестные подожгли Малый собор Донского монастыря. Во время восстановления храма обрели мощи святителя Тихона. В наше время они выставлены для всеобщего поклонения в Большом соборе этой же обители.


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Показать еще