Мифы рима. Краткая история древнего рима. Эллинистическая мифология древнего Рима

Мифы рима. Краткая история древнего рима. Эллинистическая мифология древнего Рима
Мифы рима. Краткая история древнего рима. Эллинистическая мифология древнего Рима

Колизей, изначально именуемый Амфитеатром Флавия, - это, наверняка, самый знаменитый амфитеатр в мире. Он же является и самим большим по размерам памятником древности: шутка ли, этот древний «стадион» мог вместить 50 тысяч зрителей! А имя, под которым этот памятник архитектуры сейчас известен нам с вами, вовсе не так старо: оно «приклеилось» к арене только в Средневековье и происходит от названия расположенного неподалеку Колосса Бога Солнца (Colosso del Dio Sole). Но не стоит пытаться найти эту гигантскую статую – ее больше нет. Мнения историков о ее судьбе расходятся: статую разрушило или землетрясение в Риме в V веке, или же вестготы под предводительством АларихаI, захватившими город в 410 году.

Но вернемся к Колизею. Слава Колизея была такова, что со временем его имя обросло множеством анекдотов и мифов , неожиданных, кровожадных, даже местами омерзительных, а поэтому и чрезвычайно любопытных!

Вот, к примеру, древние римляне верили, что молодожены должны были непременно провести первую брачную ночь с оружием кого-то из гладиаторов под рукой. А еще считалось, что эпилептик излечивался от своей болезни, если выпивал кровь павших на арене Колизея. Кстати, только в первые три месяца после открытия Колизея на его арене погибли 2 000 гладиаторов и 9 000 зверей! Можно смело предположить, что и у молодожен, и у эпилептиков было из чего выбрать «сувенир» на память.

Ошибочно думать, что гладиаторами были исключительно мужчины. На потеху римской публики сражались и женщины gladiatrices, и экзотические звери: слоны, носороги, гориллы и даже жирафы. А примерно в 200 г. н.э. император Септимий Север положил конец участию «прекрасных дам» в кровожадных схватках не на жизнь, а на смерть.

Но от этого бои гладиаторов не стали менее зрелищны: как-то на суд придирчивого – но недалекого - зрителя был представлен спектакль с участием прирученных морских котиков… Тот же самый Септимий Север как-то приказал соорудить на арене Колизея кита в натуральную величину, изо рта которого во время, как принято сейчас говорить, шоу вырывались медведи, о существовании которых древние римляне тоже вряд ли подозревали.

Успех подобных спектаклей был оглушительным! Как и в наши дни, века назад поблизости от Колизея вдоль улиц расклеивали афиши с анонсом следующего шоу. Хоть, как предполагают историки, стоимость билета была велика, некоторые политики, чтобы расположить к себе простой люд, раздавал билеты даром. Но на этом сходства уклада жизни Древнего Рима с современными нравами не заканчивается!

Воистину, Колизей в древности был самым настоящим стадионом . На входе у посетителей проверяли билеты и указывали полагаемое каждому место – ни дать, ни взять нынешние абонементы! Продавались даже изготовленные в честь гладиаторов сувениры, а публика поддерживала своих любимцев, разворачивая красочные «транспаранты» цвета костюма бойца, кому симпатизировала!

А вот право решать судьбу поверженного гладиатора принадлежало исключительно императору, а никак не публике. И хоть мы много раз видели в кино, как император поднимал большой палец вверх, чтобы даровать помилование, или, наоборот, опускал его вниз, чтобы лишить воина жизни, на самом-то деле в Древнем Риме использовали совсем иную «систему знаков»: открытая ладонь означала жизнь, а сжатая в кулак рука была сигналом к казни. Кстати, если гладиатор убивал своего врага, не дождавшись приговора императора, то владыка имел право приговорить ослушавшегося к смерти.

Кстати, о владыках и народе: многие ошибочно полагают, что плебс , по-итальянски plebe, -это, в отличие от богатых и знатных патрициев (patrizi), - сплошь бедняки, но это не совсем так. Плебс – это лишь часть бедного населения Древнего Рима, ведь в их числе встречались и вполне зажиточные жители, которые, впрочем, не могли «купить» себе место среди тех, кто считался знатным по происхождению.

Тога – еще один стереотип, упорно навязываемый обывателю живописными голливудскими фильмами. Утверждать, что римляне одевались в тоги равносильно уверенности в том, что шотландцы носят исключительно традиционный килт. Богатые римляне вовсе не каждый день носили тогу, напротив, эта мужская туника считалась исключительно парадной одеждой.

Ну, и напоследок, неожиданный сюрприз: знали ли вы, что в Древнем Риме в IV веке самым распространенным языком была вовсе не латынь, а … древне-греческий?! Римляне говорили и на латыни, но в разговорной речи использовали так называемую вульгарную латынь, на основе которой затем и сформировались современный итальянский, французский и другие языки, а в письменной речи использовали классическую латынь.

Ну, что же, после такого экскурса в историю вы сможете не только со знанием дела критиковать голливудские фильмы, но и прослыть эрудитом среди товарищей в турпоездке в Рим!

До скорого или a presto, как говорят в Италии!

Ваша,
dolcevita007

Римская мифология является частью такой обширной темы, как . А , о чтении, о значении книг в те времена среди граждан мы говорили в статье .

Но вернемся к .

Прежде всего следует сказать, что римская религия и мифология были подчинены политике, моральным устоям Рима и гражданскому долгу. У граждан не должно было возникать сомнений в устройстве их жизни и в разнице между сословиями. Все правители являются избранниками богов, и сыновьями богов. Поэтому они ближе к небожителям и им лучше знать какой должна быть жизнь. Многие мифы и легенды Древнего Рима прославляли героизм, были именно эпическими. А , конечно же, в основном были императоры.

Следует отметить, что если у греков религия играла более божественное значение, то у римлян боги были неотъемлемой частью повседневной жизни. Они были необходимы для пахоты земель, сева, удачных всходов, богатого урожая и т.д. Боги покровительствовали каждый определенному виду деятельности среди людей, определенным явлениям природы и нуждались в жертвоприношениях. Иными словами, в религии древних римлян центральное место занимали ритуалы и культ. Это не могло не отразиться на мифах и легендах .

Отчасти такая ситуация сложилась еще и оттого, что религиозные священные писания были сокрыты от членов римского Сената. Доступ к ним был лишь у жрецов, которые иногда цитировали священные писания в качестве рекомендаций для сенаторов.

Многие императоры поддерживали поэтов, художников и скульпторов, создававших свои произведения на основе мифов и легенд Древнего Рима . Это способствовало укреплению власти.

В конце VI — начале V в.в. до н.э. древние римляне стали заимствовать , присваивая греческим богам римские имена. Так, у римлян появился греческий Зевс, имя которого сменилось на Юпитер, греческая богиня Афродита превратилась в Венеру, Арес стал Марсом и т.д. В это же время появился знаменитый римский миф о близнецах-братьях Ромуле и Реме.

Суть легенды такова, что мальчиков еще во младенчестве попытался утопить родной дядя, царь одного из латинских городов, в страхе потерять свою власть, когда мальчики превратятся в юношей и обретут силу. Новорожденных поместили в корзину и скинули в Тибр. Но корзина зацепилась за ветку дерева и была найдена волчицей. Она вскормила детей своим своим молоком. Позже мальчики были найдены пастухом. Он их вырастил и воспитал. Братья стали сильными и могучими воинами. Они подняли восстание против царя и убили его. Ромул и Реме решили основать новый город. Но между ними возник спор из-за места постройки и кому в будущем быть правителем. В результате получилась ссора, в ходе котрой Ромул убил Реме. На месте, где некогда волчица нашла братьев, Ромул основал город и назвал его в свою честь, т.е. Рим.

Этот миф имеет огромное значение для историков, т.к. римляне вели счет от легендарного года основания Рима, т.е. 753 г. до н.э. Сейчас в одном из римских музеев можно увидеть статую той самой волчицы, что некогда вскормила двух братьев-близнецов. Эта статуя долгое время стояла на Капитолийском холме в Риме. Следует добавить, что миф о Риме у Вергилия предстает как идея о предназначении Рима справедливо править миром.

К знаменитым мифам и легендам Древнего Рима можно также добавить миф о герое Троянской войны Энесе, легенду о битве Горациев и Куриациев, миф о том, как гуси спасли Рим.

Основными источниками мифов и легенд Древнего Рима являются:

  • «Энеида»
  • Ливий , первые книги истории
  • Овидий «Фасты»
  • Проперций, 4-ая книга элегий

В целом римляне заимствовали богов не только у греков, но и всех завоеванных ими народов. Они почитали чужих богов также, как и своих. Культура Древнего Рима переплеталась с достижениями других народов. Нельзя сказать, что римляне слепо копировали в своих произведениях чужие легенды. Многое было переработано, что-то доведено до совершенства и превосходило по своей красоте первоисточники.

Читать мифы и легенды Древнего Рима не менее интересно, чем сказки. Тем более, что многие из них являются до сих пор жемчужинами литературного искусства, на создание которых было потрачено не мало лет самых великих древнеримских поэтов. Например, «Энеиду » писал долгих 10 лет. Впоследствии многих художников и поэтов это произведение вдохновляло на создание своих шедевров. Следует помнить, что на античном искусстве основана вся западно-европейская культура вплоть до 19 века.

Полезного Вам чтения!

По одной из версий истории основания Рима произошло следующее. После гибели древней Трои, немногие защитники города сумели спастись. Возглавлял их тот самый Эней – «парубок моторный». Беглецы долго скитались по морю на своих кораблях. И после долгого путешествия, наконец-то, смогли пристать к берегу. На берегу они увидели устье широкой реки, впадавшей в море. По берегам реки раскинулся лес и густой кустарник. Чуть дальше под голубым небом раскинулась плодородная равнина, освещенная ласковым солнцем.

Измученные долгой дорогой троянцы приняли решение высадиться на этот гостеприимный берег и поселится на нем. Этим берегом оказался берег Италии. Позже сын Энея основал на этом месте город Альба-Лонга

Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в . Но, несмотря на то, что у жриц не должно быть потомства, Рея Сильвия в скором времени родила мальчиков близнецов. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.

Узнав обо всем, Амулий сильно разгневался и приказал убить Рею Сильвию, а новорожденных выбросить в . Раб, выполнявший приказ, понес детей к реке в корзине. В это время на Тибре были большие волны из-за сильного половодья, и раб побоялся зайти в бушующую реку.

Он оставил корзину с детьми на берегу в надежде, что вода сама подхватит корзину, и близнецы утонут. Но река лишь отнесла корзину ниже к Палатинскому холму, а вскоре и половодье закончилось.

Волчица

Вода ушла, а мальчики выпали из упавшей корзины и стали плакать. На детские крики к реке вышла волчица, недавно потерявшая своих щенков. Она подошла к детям и материнский инстинкт пересилил инстинкт хищника. Волчица облизала детей и напоила их своим молоком. В наше время установлен в музее , он является символом Рима.

Кто воспитал Ромула и Рема

Позже мальчиков заметил царский пастух. Он подобрал детей и воспитал их. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Коренные жители города поддержали восстание Ромула и Рема, так как Амулий был очень жестоким правителем. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду.

Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Они направились в сторону Палатинского холма, к тому месту, где их когда-то нашла волчица. Здесь они решили построить собственный город. Однако в процессе решения: «где строить город?», «чьим именем его назвать?» и «кому править?», между братьями разгорелась очень сильная ссора. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города!».

Основание Рима

Затем Ромул заложил на этом месте город, начав с глубокой борозды, отмечавшей границы города. И назвал он город в свою честь – Римом (Roma). В начале, город был лишь группой бедных хижин из глины с соломой. Но Ромул очень сильно хотел увеличить численность населения и благосостояние своего города. Он привлекал к себе изгнанников и беглецов из других городов и совершал военные набеги на соседние народы. Чтобы женится, римлянин должен был украсть себе жену в соседнем поселении.

Похищение сабинянок

Предания гласят, что однажды в Риме были организованы военные игры на которые были приглашены соседи с семьями. В разгар игр взрослые мужчины бросились к гостям и, схватив девушку, убегали.

Так как большинство похищенных относились к племени сабинян, произошедшее стало известно в истории как Похищение сабинянок. Благодаря похищенным женщинам, Ромулу удалось объединить сабинян и римлян в одно целое, расширив, таким образом, население своего города.

Развитие древнего Рима

Шли годы, десятилетия и века. Рим развивался и дал основу для самой могущественной из древних цивилизаций – Древнему Риму. Когда Древний Рим находился на пике своего могущества, его власть, культура и традиции распространились на большую часть Европы, северной Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья. И сердцем этой государства была Италия.

Древний Рим создал основу для развития европейской цивилизации.

Благодаря нему появились некоторые уникальные архитектурные формы, римское право и многое другое. Также именно на территории Римской империи зародилось новое вероучение – христианство.

Столица Италии не один раз пережила периоды как упадка, так и возрождения. В этом Вечном городе, стоящем на семи холмах, гармонично соединились различные эпохи с их разнообразием стилей. Древность и современность, определенная свобода и религия создали многоликий образ великого города. В современном Риме руины старинных храмов, величественные соборы, роскошные дворцы соседствуют с рекламой популярных фирм на бигбордах и фасадах домов, многочисленными торговыми точками с их крикливыми торговцами.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Мифология Древнего Рима. Кратко

Всем как-то привычно объединять мифологию Древней Греции и Древнего Рима. Кажется, ну что иного можно найти у римлян, которые только и знали, что давать чужим богам новые имена? Зевс — Юпитер, Гера — Юнона, Арес — Марс, Афродита — Венера, только запоминай, да и дело с концом!

Но это лишь верхушка айсберга, а можно ведь попробовать нырнуть и поглубже.

Кто поведал?

Крайне трудно судить о самом древнем периоде римской мифологии, потому что ученым приходится опираться на куда более поздние источники.

Однако довольно известными являются жреческие книги «Индигита-менты». Сохранились официальные записи о жизни древнеримских общин, записи древнегреческих авторов в отклик на события в Гесперии (как они называли древнюю Италию), гимны коллегий Арвальских братьев и т. д.

Основными из источников считаются первые договоры Рима с другими городами и государствами, записи коллегии понтификов (жрецов), а также записи об основных событиях каждого года, которые позднее получили название анналов (лат. annus — год).

Однако основными источниками принято считать «Энеиду» Вергилия, книги истории Ливия, «Фасты» Овидия и четвертую книгу Проперция.

Космогония и боги

Долгое время считалось, что римская мифология на начальной стадии развития сводилась к анимизму. Поклонение душам умерших было обусловлено страхом перед их сверхъестественной силой, равно как и поклонение одушевляемым природным явлениям. Римляне никогда не начинали и не заканчивали дел, не заручившись благосклонностью богов, не исполнив всех положенных обрядов, не вознеся молитв и не принеся необходимых жертв.

Считалось, что римляне различали лишь благосклонные или неблагоприятные неперсонифицированные силы — нумина (numina), и их было великое множество: божество посева и роста, цветения и брака, жатвы и зачатия, прогулки и возвращения и т. п., а их имена образовывались от названия самого производимого действия.

Более того, считалось также, что даже немногочисленные боги-личности, возникшие позже, не имели антропоморфного воплощения, а лишь символы: например, Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь.

В первобытнообщинный период огромное значение играл культ предков, чтимых в каждом роду: пенатов, покровителей домашнего очага и рода, и ларов, покровителей дома, семьи и всей общины в целом.

Однако, хотя древняя космогония римлян так и остается пока загадкой, постепенно исследователи стали находить доказательства, что сама римская мифология проходила примерно все те же стадии развития, что и у остальных народов в первобытнообщинный период.

Была определена древнейшая триада божеств: Юпитер (вытеснивший первоначального создателя мира, Януса) — воплощение религиозности и жречества, Марс — военная ипостась, Квирин — хозяйственная ипостась.

Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палее — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Коне и Опа — урожай.

Кроме того, согласно выводам ученых, римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. К примеру, дубу на Капитолийском холме приносились жертвы, а увядание любой смоковницы, дерева, под которым, по легенде, волчица выкормила будущих основателей Рима, Ромула и Рема, воспринималось как крайне грозный и неблагоприятный признак.

Поскольку был весьма развит культ животных, то огромное значение приобретала интерпретация их поведения и исследование приносимых жертв, а проще говоря, гадания, так распространенные в Древнем Риме.

Оправдано...государством

В чем же все-таки заключается своеобразие римской мифологии по сравнению с другими мифологическими традициями?

Если вдуматься, то станет очевидно: большинство древнейших мифов о богах не сохранились, они постепенно, но неуклонно были вытеснены мифами о героях.

Само устройство римского общества, в котором отдельные общины стремились к объединению в крупные городские конгломераты, в котором политика играла с каждым веком все большую роль, а государство становилось посредником между гражданином и богами, — в этом и есть самобытность Древнего Рима.

Мифы, рассказывающие о героях, есть отображение глубокого взаимного проникновения истории и мифа в сознании римлян. Жизнь человека наполнена божественным присутствием, каждый ее миг человек ответственен за свои поступки.

И если они совершаются на благо общины, то и боги тобой довольны.

Таковы мифы о сабинянках, Нуме Помпилии, Лукреции, Сцеволе, Корио-лане и многих других.

Безусловно, нельзя отрицать, что римская культура постоянно впитывала в себя культуру окружавших ее народов. Да, римляне переименовали и приняли почти весь греческий пантеон, сделали множество заимствований у этрусков и других народов, но тому была очень простая причина. Рим был государством военным, за счет завоеваний постоянно расширявшим свои территории и ассимилировавшим культуру завоеванных народов.

Римский героический миф объяснял прошлое, оправдывал настоящее и направлял будущее. Несмотря на некоторую изначальную примитивность, он делал жизнь человека наполненной смыслом: служение отечеству.

И каков же конец?

Римская религия, открытая и постоянно изменявшаяся под влиянием извне, просто не могла разработать единой концепции о конце света.

Как любое военное государство, Рим был обречен на постепенное угасание и разрушение или на непременное преобразование. Римская мифология, пройдя различные стадии развития — от принятия греческого пантеона до образования культа императора, в конце концов стала... некоей основой для победы христианства как религии.

Миф о римском левше

В 509 г. до н. э. этрусский царь Ларе Порсенна объявил Риму войну. Огромное войско вторглось на территорию страны и все ближе подступало к столице. Еще немного — и Рим был бы взят штурмом.

Тогда один из молодых римских патрициев, Гай Муций Корд, решил проникнуть в лагерь этрусков и убить их царя. Гай знал этрусский язык и, переодевшись в одежду врагов, легко проник в лагерь, но никак не мог понять, кто же из сидящих у главного шатра и есть царь Порсенна. Спросить же он не мог, опасаясь выдать себя.

Тогда юноша решил, что самый нарядно одетый человек и есть вражеский правитель. Он напал на него и заколол кинжалом. Но увы! Это оказался лишь один из придворных царя, самый большой любитель нарядов и украшений.

Гай Муций был тут же схвачен, но отвечать на вопросы отказался. Тогда ему стали грозить пытками. Увидев треножник с пылающим огнем, юноша сам подошел к нему, положил правую руку в пламя и молча, не издавая ни звука, смотрел на Порсенну, пока рука не обуглилась.

Изумленный отвагой и невероятной стойкостью патриция, Порсенна воскликнул: «Если все римляне такие стойкие, то победить их невозможно». Он отпустил Муция, который с той поры стал носить прозвище Сцевола (Левша), и решил начать переговоры о перемирии.

Мифы древних народов – это интересная культурная составляющая, которая имеет богатую историю. Каждый народ всех континентов имел свою цивилизацию, славился своими легендами, верил в разных богов и т.д. На мифы Древнего Рима влияла культура соседних народов (этруски и греки), но при этом они являются самобытными и уникальными.

Мифы Древнего Рима читать

Древняя мифология имеет большое значение для детей, их воспитания и заложения образовательного фундамента. У нас можно читать легенды в режиме онлайн, и мы предоставляем возможность скачать бесплатно интересующую книгу для ребенка.

Отличительные черты Римской мифологии

Легенды Рима отличаются представлением богов, которое очень непохоже на греческие. Это проявляется в том, что греки видели своих героев в человеческом облике, а римляне даже не могли разобраться с половой принадлежностью своих покровителей.

Римляне представляли мир как населенная добрыми и злыми сущностями территория. Читать мифы Древнего Рима – это осознавать, что человека с самого рождения охраняет некоторое количество божественных представителей, которые отвечают за каждый совершенный шаг, мысль и поступок. Со временем одни божества человека покидали, а другие приходили в его жизнь. Например, бог брака, удачи, здоровья и богатства.

Точное количество богов не известно, ведь их было очень много, это такие сущности как Хаос, Амур, Океан и т.д. Наиболее узнаваемые мифы Древнего Рима боги – это истории о 12 представителях:

Юпитер или Зевс – бог грозы и молнии;

Юнона – благоверная Зевса, богиня семьи и супружества;

Деметра – отвечает за плодородия.

Также, читать онлайн можно и про персонифицированных персонажей, таких как Виктория, олицетворяющая победу, Фатум – судьбу, Либертас – свободу, Психея – душу, Мания — безумие, Фортуна – удачу, Ювента – юность.