Роль религии в жизни. Роль религии в духовной жизни человека. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ-XХI вв. веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание

Роль религии в жизни. Роль религии в духовной жизни человека. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ-XХI вв. веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание
Роль религии в жизни. Роль религии в духовной жизни человека. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ-XХI вв. веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание

Все явления и процессы, которые присутствуют в социальном обществе, выполняют определенные функции и оказывают влияние на социум в целом и на каждого индивидуума в частности, и религия - не исключение из этого правила. Так как религия сейчас, как и столетия назад, является неотъемлемой составляющей жизни человеческого общества, и большая часть всех живущих на планете людей считают себя верующими и исповедуют какую-либо из , закономерно, что роль религии в жизни общества весьма значима и влияние, которое оказывает то или иное верование на социум, в котором оно распространено, сложно переоценить.

По мнению большинства историков и религиоведов, первые верования появились практически в то же время, когда возник первобытно-общинный строй, так как уже первые люди обожествляли силы природы, некоторых животных, а также имели примитивный погребальный культ. Несмотря на то, что историки до сих пор не пришли к определенному выводу о , все ученые придерживаются единого мнения по поводу того, зачем людям нужна вера в высшие силы и какие функции религия выполняет в обществе.

Основные функции религии

Так как религия является неотъемлемой частью человеческого общества, несомненно, она выполняет ряд важных функций и влияет как на процессы, происходящие в социуме, так и на мировоззрение и жизнь каждого отдельного члена общества. И вопреки распространенному мнению, что религия оказывает влияние исключительно на жизнь верующих людей и не влияет на часть социума, придерживающуюся атеистического мировоззрения, это не так: мораль и порядки, установленные практически в любом гражданском обществе, имеют истоки в религиозных верованиях, а появление многих традиций и правил, которые известны каждому с раннего детства, также было обусловлено верованиями.

Функции религии за сотни веков практически не изменились, несмотря на то, что сейчас большинство государств считаются светскими и формально религия не имеет влияния на жизнь гражданского общества. В наше время, как и задолго до рождения и Иисуса Христа, и Пророка Магомеда, во времена существования , роль религии в жизни общества сводится к 5 основным функциям религии:


1. Регулятивная.
Начиная с древних времен, когда цари определили, что могут влиять на народ жрецов, сильные мира сего стали использовать религию как один из высокодейственных методов регулирования общественных процессов и формирования нужного мировоззрения у подданных. Каждое религиозное верование содержит в себе свод норм и правил, которых должны придерживаться все адепты религии. Можно с уверенностью сказать, что религия во многом определяет точку зрения верующих касательно большинства важных аспектов жизни и таким образом регулирует поведение людей.

2. Коммуникативная. Религия объединяет всех верующих в одну группу, внутри которой, как правило, налажены достаточно тесные социальные и коммуникативные связи. Верующие общаются между собой на богослужениях, между ними часто устанавливаются близкие и доверительные отношения, поэтому принадлежность к какой-либо религиозной группе зачастую дает человеку возможность удовлетворить свои . Другим аспектом коммуникативной функции религии является общение человека с богом через молитву (медитацию, чтение мантр и т.д.).

3. Интегративная. Данную функцию религии можно назвать продолжением коммуникативной функции, так как религия помогает каждому верующему интегрироваться в общество, стать его частью. Роль религии в жизни общества достаточно полно изучил историк Э.Дюркгейм, который занимался исследованиями жизни и верований аборигенов Австралии, и именно он определил зависимость между принадлежностью личности к религиозной группе и интеграции в общественную жизнь через участие в религиозных культах.

4. Компенсаторная. Эту функцию религии также называют утешительной, так как верующие люди в сложных жизненных ситуациях черпают утешение и надежду на лучшее в своей вере. Однако нельзя сказать, что компенсаторная функция религии охватывает только людей, пребывающих в депрессии и переживающих сложный жизненный период, ведь для многих верующих именно их вера и служение богу является смыслом жизни.

5. Воспитательная. Религия и вера формируют жизненные ценности каждого верующего, устанавливают для него моральные нормы и запреты. Особенно ярко воспитательная функция религии проявляется в тех случаях, когда к вере обращаются люди, совершавшие преступления или страдающие от пагубных зависимостей, ведь случаи, когда бывшие , наркоманы и асоциальные личности под влиянием веры преображаются в добропорядочных граждан.

Роль религии в жизни человека

Ища ответ на вопрос, почему люди верят в бога, невозможно не обратить внимания на роль религии в жизни человека, так как именно вера в высшие силы часто дает людям недостающее душевное тепло, надежду на лучшее и смысл в жизни. В каждого человека есть не только физиологические и социальные, но и духовные потребности, такие как самореализация, поиск своего места в жизни и поиск смысла жизни, и именно вера в существование высших сил и часто помогает людям найти способы удовлетворения своих духовных потребностей.

С другой стороны, религия помогает верующим людям справиться с негативными эмоциями и страхами. Большинство верований признают существования бессмертной души, загробной жизни и спасения для всех истинно верующих, таким образом помогая людям побороть страх смерти, в случае петери близкого человека быстрее смириться с произошедшим и преодолеть жизненные трудности. Роль религии в жизни человека сложно переоценить, и истинно верующие люди, живущие согласно религиозным правилам, редко бывают несчастными, ведь они верят в то, что бог их любит и никогда не оставит наедине с трудностями.

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

Белла Р. Социология религии //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 265-281.2

Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» //Избр. произв. М., 1990.

Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) //Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., ИНИОН РАН, 1985.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение //Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., ИНИОН РАН, 1985. С.40-75.

Горелов, А. А. Религиоведение. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 7–16.

История религии: В 2 т. / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. Т.1. С.17–28, 41.

Малиновский Б. Магия, наука и религия //Магический кристалл. М.,1982.

Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985. С. 234-413.

Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа. М., 1994.

Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Эмиль Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре//Вопросы философии, 2007. №2 с 14-19.

Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др. / Под ред. М. Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. (Гл. 13,16).

Тема № 2. Ранние формы религиозного сознания [:]

Цель:

    Анализ ранних религиозных представлений: анимизма, фетишизма, тотемизма и магии;

    Указать роль и место мифа в развитии общественного сознания;

    Обозначить пути становления религии и место, занимаемое ее в социуме.

Структура лекции:

    Формы поведения и ориентации архаического сознания – анимизм, фетишизм, тотемизм, магия

    Возникновение мифа и мифосознания

    Становление религии

Первым этапом собственно человеческой истории является, как известно, первобытно-общинная эпоха. В этот период заканчивается формирование человека как особого биологического вида. На границе раннего и позднего палеолита зоологическая, стадная организация плавно перетекает в родовую структуру, представляет собой уже исходный человеческий коллектив. Последующее развитие ведет к возникновению общинно-родового уклада и вырабатыванию всевозможных методов социальной жизнедеятельности. Согласно имеющимся в исторической науке представлениям, хронологически этот период начинается в позднем палеолите и захватывает отрезок времени вплоть до начала неолита. В «социальном пространстве» ему соответствует движение человечества от ранних форм социальной организации (род) до первобытной соседской общины.

Для первобытности особенно присуща высокая степень соединения человеческого бытия со всем, что протекает в окружающей природе. Отношения к земле и небу, климатическим изменениям, воде и огню, растительному и животному миру в условиях присваивающего (собирательно-охотничьего) хозяйства являлись не только объективно необходимыми факторами человеческого существования, но и составляли непосредственную сущность жизненного процесса. Единство бытия человека и природы, очевидно, должно было выразиться в отождествлении того и другого уже на уровне «живого созерцания». Зарождающиеся на основе полученных ощущений представления связывали и хранили впечатление от чувственного восприятия, причем мысль и чувство являлись как нечто единое, неотрывное друг от друга. Можно допустить, что результатом могло стать наделение умственного образа свойствами воспринятого через чувства природного явления. Подобное «слияние» природы и ее чувственно-образного отражения выражает качественное своеобразие первобытного сознания. Для первобытности становятся характерными такие особенности архаического мировосприятия, как отождествление человеческого бытия с природным и подавляющее преобладание коллективных представлений в индивидуальном мышлении. В единстве они образуют специфическое состояние психики, которое обозначается понятием первобытный синкретизм. Содержание этого типа психической деятельности заключено в недифференцированном восприятии природы, человеческой жизни (в ее общинно-родовом качестве) и чувственно-образной картины мира. Древние люди были настолько включены в окружающую их среду, что мыслили себя сопричастными решительно всему, не выделяясь из мира, тем более не противопоставляя себя ему. Первобытной целостности бытия соответствует не расчлененное на особые формы примитивно-целостное сознание, для которого, упрощенно говоря, «все является всем».

Глава 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческаялегитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии

Глава 2. Религия как фактор социальных изменений

Глава 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Для того, чтобы разобраться в вопросе, что представляет собой религия, необходимо найти у всех ее разновидностей нечто общее, повторяющееся, существенное.

Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что же представляет собой религия, каковы ее сущностные характеристики, вылились в формирование специальной отрасли знания - религиоведение. Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.

Религиоведение - это комплексная отрасль человеческого знания. Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли. Но методология подхода к религии у каждой из этих отраслей знания не одинакова.

Исторически первой формой религиоведческого знания являются теология (от греческого teos - Бог и logos - учение) - учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как науки о прославлении Бога в православной традиции, поскольку православие отвергает всякую возможность познания Бога и считает возможным только его прославление. Теология или богословие появляются из стремления разъяснить основные положения той или иной религии, перевести содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов образы и догматические формулы на язык понятий, сделать их доступными массе верующих. Богословское теологический подход к религии - это подход к религии как бы изнутри, с позиций самой религии. Основой такого подхода служит религиозная вера. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна.

Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом.

Таким образом религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус.

Характерной для богословско-теологического религиоведения является концепция религии, представленная в книге известного православного богослова и священнослужителя Александра Меня «История религии» М., 1994, изданная от его имени по материалам публикаций и рукописей его ближайшими друзьями и единомышленниками.

А. Мень отстаивает положение о сверхъестественной природе религии. Религия, с точки зрения А. Меня, есть ответ человека на проявление Божественной сущности. «Слово религия не случайно происходит от латинского глагола religare - что значит связывать. Она есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным» («История религии». В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. М., 1994. С. 16-17). Эта связь, по мнению православного богослова, органически вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной ей, но превосходящей Божественной субстанции. «Не естественно ли признать, что подобно тому, как тело связано с объективным миром природы, так и дух тяготеет к родственной ему и в то же время превосходящей реальности» (Там же, С. 81).

Эта связь, считает А. Мень, осуществляется прежде всего посредством особого вида духовного познания - религиозного опыта. Религиозный же опыт, по его словам, можно в самых общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия в нашей жизни, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и наше собственное существование.


Глава 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии

С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Это значит, что религия может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.

Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая или, как ее еще называют, смыслополагающая. Как уже указывалось выше, с точки зрения функционального содержания, религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы идеально преобразовательную деятельность. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы - то, что в общем составляет основные компоненты мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение может носить философский, мифологический и религиозный характер. Цели нашего исследования требуют уяснения специфики религиозного мировоззрения. Функциональный подход к религии предполагает выведение особенностей религиозного мировоззрения из тех задач, которые решает религия в общественной системе. Одну из моделей объяснения формирования мировоззренческой функции религии предложил американский философ и социолог Э. Фромм. По его мнению, человек на основе своей деятельности и общения создает особый мир - мир культуры и, таким образом, выходит за пределы природного мира. В результате объективно возникает ситуация двойственности человеческого бытия. Становясь социокультурным существом, человек в силу своей телесной организации и включенности в естественные связи и отношения Вселенной, остается частью природы. Возникшая двойственность человеческого бытия нарушает его прежнюю гармонию с миром природы. Перед ним встает задача восстановить единство и равновесие с этим миром, прежде всего, в сознании с помощью мышления. С этой стороны религия выступает как ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром.

Удовлетворение этой потребности происходит в конкретно-историческом контексте, т. е. в ситуации несвободы человека. Это условие сообщает данной потребности дополнительное содержание:

потребность в преодолении господствующих над ним сил. Поэтому религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир - человек» дополнительное, опосредующее образование - мир сфантазированных существ, связей и отношений, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и делах человеческого бытия. Это и позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реального мира.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей или функцией «значений».

Религия, утверждают многие ее исследователи, это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. По определению американского социолога Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения».

На смыслополагающей функции религии настаивает также швейцарский мыслитель К. Р. Юнг. Предназначение религиозных символов, по его словам, придавать смысл человеческой жизни. Индейцы пуэбло верят, что они дети Солнца-отца и эта вера открывает в их жизни перспективу, выходящую за пределы их ограниченного существования. Это дает им достаточную возможность для раскрытия личности и позволяет жить полноценной жизнью. Их положение в мире, куда более удовлетворительное, чем человека нашей собственной цивилизации, который знает, что он есть (и останется) не более, чем жертва несправедливости из-за отсутствия внутреннего смысла. Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным. Будь апостол Павел убежден, что он всего лишь бродячий ткач, то разумеется он не сделался бы тем, кем он стал. Его подлинная заряженность смыслом жизни протекала во внутренней уверенности, что он Божий посланник. Миф, обладавший им, сделал его великим (Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1992. С. 81).

Основополагающая функция религии действовала не только в Прошлом, но действует и сейчас. Религия не только гармонизировала сознание первобытного человека, вдохновляла апостола Павла на решение всемирной цели - «спасения человечества», но и постоянно поддерживает индивидов в их повседневной жизни. Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть. Так как эти страдания, смерть исполнены для религиозного человека определенным смыслом.

История мировых религий: конспект лекций Панкин С Ф

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы Существуют разного род теории антропогенеза (происхождения и развития человека как вида). Длительное время господствовала теологическая версия о Божественном создании человека по образу и

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Место и роль государства в политической системе общества Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через

автора Сказкин Сергей Данилович

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества Процесс феодализации происходил не только в среде самих франков, но еще быстрее в среде галло-римлян, составлявших большинство населения Франкского государства. Варварские завоевания разрушили

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия существования Римской империи оно из религии угнетенных превратилось в орудие

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков автора Брюнель-Лобришон Женевьева

Роль трубадуров в жизни общества юга Франции Феодальная лестницаЕсли верить трубадурам, аристократическое сословие является достаточно гомогенным, какое-либо расслоение в нем отсутствует. Ценности, которые оно защищает, а именно юность, щедрость, благородство (paratge,

Из книги Буржуа автора Зомбарт Вернер

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Цена жизни человека и реформа здравоохранения В чем дело? А. Вишневский дает следующее объяснение. Борьба за здоровье и жизнь человека в ХХ веке проходила во всем мире в два этапа. На первом этапе эффект получался в основном за счет распространения профилактических

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

Народонаселение: разные языки и культуры, религии и образ жизни Численность населения, даже примерная, не известна. Имеется попытка Э.С. Кульпина определить численность монголов и пришедших с ними племён, исходя из имеющихся в исторических сочинениях средневековых

Из книги Россия и ислам. Том 1 автора Батунский Марк Абрамович

2. Претензии церкви на роль главной носительницы духовной коммуникации русского общества Так, во всяком случае, складывалась (или, вернее, репродуцировалась) ситуация в среде тех, кому в силу самой их профессии – религиозные функционеры и теологи – надлежало пребывать в

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2.1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного Сопоставление объединения высших животных и раннепервобытной общины дает возможность понять различие не только меж-ду ними, но и между животным миром и человеческим

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Место и роль чая в английской жизни Чай является важнейшей частью английской жизни. Хотя многие, особенно в крупных городах, сегодня пьют кофе или (еще хуже) заваривают чай пакетиком, все равно сохранение верности и особого отношения к этому напитку считается важной

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

§ 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии общества: понятийный аппарат 1. Социорная индукция Связи между одновременно существующими социоисторическими организмами всегда существовали (и существуют сейчас), если не всегда между всеми, то, по крайней мере,

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

Религия представляет собой значимый феномен культурной жизни обществе, выполняя множество социально значимых функций. Есть множество определений понятия “религия”, соединяя которые можно сформулировать довольно длинное определение. Религия - это

1) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

2) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;

3) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

4) объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе - церковью, общиной, сектой и т.п.).

На протяжении истории человечества религиозные взгляды значительно изменялись. Можно выделить три основных этапа - ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов), формирование национальных религий (особые представления, свойственные обычно одному народу) и возникновение мировых религии (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество) Кратко остановимся на каждом из них.

В древние времена человек мыслил себя неотъемлемой частью природы, населяя ее духами, божествами, незримыми силами. К древнейшим формам религии относятся анимизм (одушевление сил и стихий природы), тотемизм(почитание зверей и птиц в качестве прародителей человеческого рода), шаманизм, вера в духов предков и т.д. Древние славяне, к примеру, населяли духами весь окружающий их мир: дом, двор, поле, лес, водоем.

Многие народы верили в то, что когда-то их предки были животными или растениями. Эти священные предки получали название тотем . Рисунки, танцы, праздники и обряды посвящались тотему. Существовали представления, что после смерти человек снова превратится в это животное или растение. Отзвуки веры в священных животных и растения можно особенно ярко наблюдать в государственных символах (на гербах и флагах ряда населенных пунктов, областей и целых стран расположены орлы, львы, слоны, волки, медведи, розы, кедры, дубы и т.д.), в названиях и даже в фамилиях людей.

Влияние ранних религиозных представлений оказывает значительное, подчас незаметное, влияние на нашу повседневную жизнь. Мы верим в магические представления о сглазе и порче, внимательно смотрим фильмы о вампирах и привидениях, интересуемся гороскопами, гадаем по линиям руки, боимся “несчастливых” чисел, обходим черных кошек, поем гимны. Даже детские игры своими корнями связаны с почитанием сверхъестественных сил - считалочки с заклинаниями сил природы, салочки с магическим обрядом “заколдовывания” путем прикосновения. Самым же богатым наследием древних времен являются сборники мифов. Наиболее известные из них - египетские, греческие и римские, хотя не менее интересны и скандинавские, ближневосточные, американские и многие другие. Их сюжеты лежат в основе классических произведений литературы, сказок, положены на музыку и увековечены в скульптуре. Нельзя считать себя культурным человеком, не ознакомившись с таким наследием.

Как и любое общественное явление, религия выполняет определенные социальные функции. Религия вносит свой вклад в объяснение мира и выяснение места человека в нем, подчас восполняя существующие в науке пробелы. Ее ответы распространяются как на истоки появления всего живого (у каждой религии есть свои взгляды на начало мира, которые получили научное название “космогония”), так и на окончание истории человечества. Наука и религия долго в нашей стране считались непримиримыми соперниками. Просто научные теории используют точные формулы и цифры, опираются на лабораторные исследования, а религиозные утверждения используют образы и символы. И то, и другое необходимо человеку и всему человечеству.

Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей . Все священные религиозные книги содержат целую систему предписаний и запретов. К примеру, священная книга иудеев, «Тора» предписывает правила каждодневного поведения людей, соблюдение субботы.

Религия служит средством общения верующих. Прежде всего люди общаются с Богом и Его служителями, кроме того они общаются друг с другом. Верующие люди не чувствуют одиночества, имеют общие темы для бесед, находятся рядом со своими единомышленниками. Единая вера дает ощущение понимания и помощи, которых порой так не хватает человеку.

Наконец, религия позволяет человеку ощутить смысл жизни, дает надежду на будущее спасение, на избавление от страданий. Возникает представление о направлении исторического развития и общей судьбе своего народа.

Общество и религия, человек и вера - неразделимые между собой понятия, позволяющие говорить о единстве человечества не только в пространстве (все мы проживаем на одной планете), но и во времени (разные эпохи связаны между собой и не исчезают бесследно).

Особое место в религиозном мире современного человечества играют религии, именуемые мировыми. Отличительной чертой мировых религий является то, что их исповедуют люди разных национальностей. С их появлением укрепилось взаимодействие разных народов. Охарактеризуем ведущие мировые религии:

Буддизм появился в Индии в VI в. до н.э. в знак протеста против кастовой системы деления общества и допускал возможность каждого выйти из круга перерождений сразу, без долгих восхождений. По преданию, принц Гаутама столкнулся с нищетой, болезнью, старостью и смертью, что заставило его бросить дом, семью, отказаться от почестей и власти. После долгих скитаний он достиг высших истин и стал Просветленным (по-индийски - буддой). Он то и стал одновременно божеством и пророком новой религии. Будда учил, что миром правят страдания, что их причина заключается в наличии у человека многочисленных страстей (они как-бы привязывают его к миру и заставляют снова и снова перерождаться, а значит и страдать), что можно отказаться от них и получить вечное блаженство (у буддистов это состояние полного покоя называется нирваной) и что существует путь достижения нирваны. Эти истины очень похожи на принципы врачевания: наличие истории болезни, диагноза, признание возможности выздоровления и рецепта лечения.

Буддизм накладывал на людей очень строгие требования, превращавшиеся практически в отказ от всех жизненных удовольствий. Культура поведения человека требовала от него соблюдения пяти строгих заповедей: не убей (причем требование относилось не только к человеку, но и ко всему живому миру, включая муравьев, мух, мошек и т.д.), не бери чужого (то есть требование довольствоваться своим), не лги, не пей хмельного, остерегайся смотреть на женщин (к молодой женщине относись как к дочери, к ровеснице - как к сестре, к старшей - как к матери). Конечно, простой человек не в силах был все это выполнить и позже предписания были смягчены - осуждалось лишь сознательное убийство живого существа, а последняя заповедь заменялась запретом на прелюбодеяние.

Священной книгой буддистов является Трипитака (в переводе - “три корзины”), так как первоначально тексты записывались в специальные сборники, получившие название корзин или питак), а в качестве символов служат изображения Будды, сидящего в позе лотоса, и Колесо закона с восемью спицами. Правда, до сих пор существуют различные направления, потому что не всем понравилось смягчение первоначальных требований. Как бы то ни было, буддизм является одной из трех мировых религий, большинство его последователей сейчас находится в Китае, особенно в горных районах Тибета. В нашей стране есть народы, исповедующие буддизм - буряты, калмыки и тувинцы.

Христианство - вторая по времени возникновения и самая распространенная на Земле мировая религия. В качестве Бога христиане признают Святую Троицу (единство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа), главным символом является крест (на кресте погиб Иисус Христос, искупляя грехи людей), основным принципом провозглашается любовь к ближнему (“Возлюби ближнего своего, как самого себя”), признаются заповеди Ветхого Завета, почитаются различные Жития Святых. Большинство христиан признает семь главных таинств, составляющих основу внешнего почитания Бога: крещение (окунание или обрызгивание святой водой), миропомазание (смазывание тела крестящегося особым церковным маслом), причащение (вкушение особого хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа), исповедь (возможность покаяться перед священнослужителем в своих грехах), венчание (церковное освящение брака), священство (особые обряды перед вступлением в сан священника) и соборование (исповедь умирающего человека).

Возникновение христианства связано с попыткой преодолеть этническую ограниченность иудаизма рамками еврейской нации. В своих проповедях Христос говорил о равенстве независимо от происхождения и принадлежности к определенному народу. Признавалась личная ответственность человека за его дальнейшее спасение. Первые годы своего существования христианство было запрещено и многие его приверженцы подвергались гонениям и жестоким казням. Прошло более трехсот лет, прежде чем власти признали эту религию. В дальнейшем в христианстве появились разные направления и течения. В христианстве существуют три основные ветви - православие , католичество и протестантизм .

Зарождение христианства положило начало современному летоисчислению - наш год соответствует времени, которое (по мнению христиан) прошло с момента рождения Иисуса Христа. Многие памятники мирового искусства отражают библейские образы и сюжеты, а кресты присутствуют на государственных флагах многих стран мира (Швейцарии, Финляндии, Греции, Великобритании и др.).

Самой молодой по времени возникновения из мировых религий появился ислам. Его возникновение относят к началу VII в., а главным пророком считают Мухаммеда. Ислам возник среди племен Аравийской пустыни, а затем распространился по всему миру. Мусульмане, сторонники ислама, верят в единого Бога Аллаха и имеют одну священную книгу - Коран. Главным центром почитания является город Мекка в Саудовской Аравии (где бы ни был мусульманин, во время молитвы он обращается лицом в сторону Мекки, а молиться надо не менее пяти раз в день).

Очень строги исламские предписания - нельзя потреблять в пищу свинину (даже то, что соприкасалось со свининой - нож, вилку или тарелку, правоверный мусульманин ни за что не возьмет в руки), запрещено пить вино, во время молитвы надо обязательно находиться на коленях и совершать поклоны до земли, неверные должны уничтожаться в ходе священной войны джихад или газзават (это правило возникло в годы, когда арабы вели войну за свою территорию и веру, но сегодня признается возможность мирного сосуществования с представителями самых разных религий, и только отдельные фанатики стремятся призывать к беспощадной войне с иноверцами).

Ислам играет важную роль в современном мире. Его символы - зеленый цвет и полумесяц - обязательно присутствуют на знаменах арабских государств, а предписания даже становятся главными законами (в ряде стран судопроизводство ведется по законам шариата -мусульманского права - и до сих пор используют старинные наказания - удары палкой, побитие камнями и др.).

В нашей стране много мусульман. Они имеют полную свободу вероисповедания. Открываются новые мечети (священные здания, где происходит общение с Богом), печатаются религиозные книги, открывается возможность для изучения религии своих предков.

По отношению к разным религиозным взглядам все люди делятся на атеистов, сектантов, представителей определенной конфессии и нерелигиозных людей. В Советском Союзе атеизм признавался в качестве государственной политики и состоял в постоянной борьбе с любыми проявлениями набожности, суеверия, мистики. Была запрещена религиозная литература, а в учебных заведениях велись специальные предметы атеистической направленности.

Сейчас в нашей стране провозглашена свобода вероисповедания - каждый человек может исповедовать любые религиозные взгляды или не исповедовать их вообще, запрещены любые преследования за веру, а значит и атеизм. Человек имеет право быть нерелигиозным, но при этом не должен везде и всюду доказывать с научных позиций “лживость измышлений церковников”, обвинять их в мошенничестве и воровстве. Правда, появилась другая опасность - свобода вероисповедания породила на свет массу самых разных сект, вовлекающих в свои ряды любыми путями, использующих зачастую психическое воздействие. Лидеры этих сект под видом борьбы за простоту жизни требуют передачи личного имущества в секту, используют своих людей для давления на окружающих.

Мир религии очень сложен. Народы по-своему искали и ищут пути понимания жизни, ответы на главные вопросы существования человечества. Некоторые люди, а среди них есть и ученые, пытаются разделить все религиозные представления на более и менее правильные, самостоятельные и подчиненные, примитивные и сложные, высшие и низшие. Опасен не только воинствующий атеизм, но и религиозный фанатизм, и сектанство. Человечество сильно своим многообразием и это утверждение в полной мере можно отнести к взаимоотношениям религии, политики и общества. Хороши все пути, которые ведут к миру и согласию между людьми.