Почему нужно исповедоваться. Что такое покаяние и зачем нужна исповедь? Зачем человеку нужна исповедь? Что она дает

Почему нужно исповедоваться. Что такое покаяние и зачем нужна исповедь? Зачем человеку нужна исповедь? Что она дает
Почему нужно исповедоваться. Что такое покаяние и зачем нужна исповедь? Зачем человеку нужна исповедь? Что она дает

Паломник. Батюшка, я совершаю крестное знамение и во время молитвы перед иконой каюсь Богу во всех своих грехах, а потом прошу прощения. Разве это тоже не исповедь? Разве так Бог меня не прощает?

О.Нектарий. Послушайте, если вы так думаете, то и креститься, и обвенчаться вы могли бы сами, просто встав и помолившись перед какой-нибудь иконой. Но будет ли это иметь силу? Можно ли в этом случае сказать, что вы действительно крещены или обвенчаны? Конечно, нет! Дело в том, что в Священном Писании Бог установил, чтобы все таинства, — крещение, венчание, елеосвящение, евхаристию и остальные совершали только Его апостолы. То же самое касается и таинства исповеди. Господь дал власть совершать его только Своим ученикам, сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Апостолы же передали эту власть своим преемникам, которыми являются епископы и священники.

Если бы Христос установил, чтобы таинства совершались ангелами или святыми иконами, только тогда я мог бы сказать, что Бог даровал вам отпущение грехов и прощение во время вашей исповеди перед иконой.

Но Бог не устанавливал ничего подобного. Власть совершать все таинства Он дал Своим ученикам, а те, в свою очередь, — священнослужителям. Ведь исповедь – это одно из семи таинств Православной Церкви, а значит, только священник имеет право исповедовать, и через него Богом подается отпущение грехов.

Паломник. Но, батюшка, как же мы, совершив так много грехов, пойдем к священнику и будем рассказывать о них? Ведь это значит унизиться!

О.Нектарий. Конечно, унизиться! А Христос разве не смирился и не уничижался перед всем иудейским священством и простым народом? Христос достиг крайнего смирения, а мы стыдимся искренне признаться во всех своих грехах перед одним человеком.

Вам следует знать, что исповедь в том виде, как ее установил Бог, помогает человеку победить один из своих тягчайших грехов – гордость. Ведь исповедь требует искренности и смирения!

А представляете ли вы, как тяжело бывает человеку смириться? Но если мы не смиримся, то знайте, что не сможем восприять благодать Божию. Христос ясно сказал об этом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Гордость, дорогие мои братья, была первым и самым тяжким грехом Денницы, удалившим его от Бога, хотя прежде он был прекраснейшим из Его архангелов. И вот теперь Люцифер всеми силами старается помешать человеку смириться перед Богом. А делает он это потому, что из зависти желает удалить душу человека от общения со Светом и Жизнью. Сатана разжигает в людях стыд, подозрительность, недоверчивость и еще тысячи других ложных мыслей и чувств, чтобы увести их от смирения. Ведь смирение направило бы стопы человека к исповеди и отпущению грехов.

Паломник. Но разве можно, чтобы один грешный человек, каким является и священник, прощал грехи другому?

О.Нектарий. Вы совершенно правильно сказали о священниках, что и они все грешники, потому что только один Господь Иисус Христос был безгрешным на этой земле. Никто другой! Но, видите, Христос избрал нас, грешных священников, исповедовать людей.

Конечно, Бог мог бы заповедать и ангелам, чтобы они нас исповедовали. Но тогда у нас было бы множество проблем, потому что ангелы уже утвердились в безгреховности. Они не делают ничего иного, кроме как верно служат Богу и непрестанно славословят Его. Они не знают, что значит грешить. Так вот, представьте, что Бог дал власть ангелам исповедовать людей. Уже на первый ваш грех, например: «Святый ангеле, я солгал», он бы сказал нам: «Что ты сделал? Что ты сказал? Как ты дерзнул? Как из уст, которые принимают святое причастие, могла изойти ложь?».

Дело в том, что ангел не смог бы нас понять, потому что сам он, как мы уже сказали выше, не грешит. И тогда – плакали бы наши головы! А священник, будучи сам человеком грешным, ведает людские немощи, в состоянии понять другого человека, разделить его страдания и даже оплакать вместе с ним его грехи. Поэтому священнику совсем не кажется странным, что люди впадают в различные прегрешения.

Однако здесь я хотел бы подчеркнуть одно обстоятельство: в конечном счете не священник отпускает грехи и дарует прощение, это делает Сам Христос посредством священника. Поэтому-то, читая разрешительную молитву, иерей произносит такие слова: «Благодать Святого Духа ради моей малости да простит и омыет тя». Что это значит? Что прощение и оставление грехов человеку дарует благодать Святого Духа через нас, малейших, грешных и недостойных священников. Одним словом, прощает Бог, а не мы, священники.

Чтобы вы лучше меня поняли, я воспользуюсь одним сравнением. Священник – это простая труба, которая соединяет Марафонское водохранилище (Искусственное озеро, снабжающее Афины питьевой водой с 1931 года. На сегодняшний день является одним из трех озер в системе водоснабжения столицы Греции.) с краном у вас в доме. Марафонское водохранилище – это Сам Бог, кран – это мы сами, а вода, текущая по трубе, — это благодать Божия.

Трубы бывают железными, медными, пластиковыми, часто ржавеют. Но из какого бы материала ни были сделаны трубы, по ним бежит чистая вода, чтобы оказаться в кране у вас дома. Так же и благодать Божья: она никоим образом не изменяется в зависимости от того, каков клирик.

Вот еще одно сравнение: священник подобен цветочному горшку, полному навоза, то есть продуктов деятельности животных. Но в этом горшке распускается прекрасный цветок – гардения. Возьмите из горшка только гардению, испускающую дивный аромат, а навоз оставьте в горшке. Цветок в этом случае подобен благодати Божией и Таинствам Церкви, на которые никак не влияет качество горшка, которым является священник. Итак, теперь вы понимаете, что греховность священника никоим образом не умаляет благодати, которую нам дарует Господь через Таинства. Так давайте же прославим Бога, даровавшего Свою благодать и силу людям грешным, потому что если бы Он передал её ангелам, то мы бы ежедневно испытывали множество трудностей.

Архимандрит Нектарий Мулациотис

Из книги архимандрита Нектария Мулациотиса, старца монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Греция) «Иисус – возлюбленный сердца моего». Издательство монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Фокида), 2013 г.

Многие современные люди искренне не понимают: зачем в век прогресса и высоких технологий люди ходят в церковь? Ещё можно как-то понять, когда человек приходит свечку поставить, родственников помянуть… Но зачем люди выстаивают долгие службы, исповедуются и причащаются? Кому нужны эти старомодные обряды? Попробуем разобраться.

Планета проходимцев

Мой знакомый Саша М. считал себя человеком весьма положительным, если даже не сказать праведным. Ведь у него:

а) нет вредных привычек,

б) он занимается спортом,

в) очень начитан и умён,

г) почти никогда не отказывает людям в помощи.

Казалось бы, довольно приличный список, который должен обеспечить человеку благосклонное отношение судьбы.

Однако вот как раз судьба-то его и не баловала. Когда на работе Саню в очередной раз «подставил» коллега (причём близкий друг), тот вообще перестал говорить об окружающих людях иначе как о «сборище неблагодарного быдла». Даже высказывался, что лучше всего жить одному в пещере в горах и никогда не иметь дела с такой мразью, как падшие людишки.

Чтобы окончательно убедиться в «отстойности» этого мира, он отправился в церковь, в душе подозревая, что батюшка окажется таким же проходимцем, как и всё остальное население планеты. Но Сане повезло. Священник оказался человеком терпеливым, говорил очень убедительно, да и обстановка храма способствовала тому, чтобы обратить взор не на других, а внутрь себя.

Батюшка говорил с Сашей, в общем-то, о простых вещах. О грехах, которые сопровождают жизнь каждого человека, а значит, и Сашу они никак не миновали. И, поскольку Саша сам зачастую является источником зла, глупо с его стороны ожидать, будто мир раскроется ему навстречу.

Такого поворота Саня никак не ожидал. Из человека крайне положительного и достойного всяческих похвал - он вдруг превратился в самого обыкновенного грешника, которому до идеала так же далеко, как до Луны. С великим изумлением он узнал, что и сам, не ведая того, постоянно творит зло и нарушает Божьи Заповеди. Парень впервые увидел себя в реальном, не приукрашенном виде. И открытие это его сильно смутило. И, можно сказать, изменило.

Он покаялся и начал новую жизнь, стараясь бороться с гордыней и не осуждать других. И словно по мановению волшебной палочки мир изменился! Саша увидел, что мир, оказывается, состоит из добрых и хороших людей. И рядом с ним много людей, которые гораздо лучше и чище него самого. Собственные достоинства уже не казались Сане такими исключительными, а вот свои недостатки он вдруг увидел довольно выпукло.

Я давно с ним не виделся и не знаю, часто ли он сейчас ходит в церковь. Но тогда, пару лет назад, ходил регулярно. Но даже если он «прогуливает» службы, жизнь свою Саша всё-таки кардинально переменил.

Десять Заповедей

Почти каждый из нас готов признать за истину и эталон 10 заповедей, данные человечеству Богом в древнейшие времена. Но хотя бы перечислить их способны немногие. Люди попросту не помнят заповеди и не вникают в их суть. А ведь если не помнишь заповеди, то ничего удивительного, что ты их не очень-то и соблюдаешь. Хотя без этого невозможно ни праведно жить, ни счастливо умереть. Встречаться же с Богом и Вечностью придётся каждому, и отчитываться надо будет по каждому пункту.

Каждая из 10 заповедей содержит множество «граней» и подтекстов. Обратим внимание хотя бы на некоторые из них.

1. «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим ». Немногие из нас могут похвастаться наличием истинной крепкой лишенной сомнений верой в Бога и горячей любовью к Нему. Случись в нашей жизни тяжкие испытания, беды или гонения - многие ли смогут выдержать их и не предать Бога?! Живой веры в нас мало, зато многие погрязли в языческих суевериях, больше верят в приметы, в магов и целителей, да в земных кумиров.

2. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им… » А кумиры-то есть практически у каждого! Поклоны, конечно, мы им уже не бьём, но за идолов держим - точно! И почти каждый поклоняется страстям и дурным привычкам. Р ука об руку с поклонением кумиру идут такие грехи как гордыня и тщеславие - неизменные ложки дёгтя в бочке наших добрых дел. Или возьмём такие кажущиеся на поверхностный взгляд почти безобидными грехи как обжорство и сластолюбие, жадность и корыстность. А также многие другие наклонности и пристрастия, которым мы отдаёмся и поклоняемся как самым настоящим идолам.

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно… ». Многие бездумно употребляют божественные слова в разговоре. Например, «Господи» и «Боже» - в виде междометия. Или еще хуже - ругаются, смешивая сквернословие с именами Бога и святых. В несчастьях люди ропщут на Бога, и даже бросают обвинения в Его адрес за несовершенство людей и мировое зло. Сюда же относится и клятвопреступление. И это не только безумные клятвы вроде «Богом клянусь!». Принимая Таинство Крещения, мы отрицаемся от сатаны и всех злых дел его, и сочетаемся Христу, обещая служить Ему всей своей жизнью. Но даже очень серьезные христиане своими грехами нарушают это обещание…

4. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему… »Во времена ветхозаветные, седьмым днем недели была Суббота. После того как Спаситель был распят и воскрес, искупив падшее человечество, седьмым днем стало Воскресенье, перенявшее духовный смысл субботы. Потрудившись в будни, мы должны этот день посвятить Богу. Отложить дела и помолиться в храме, почитать, подумать о Вечном, помочь бедным и больным, подарить любовь и тепло души близким и друзьям. И тогда Господь шлет человеку благословение, вся его жизнь становится осмысленной и упорядочивается. Но многим ли удается это правило соблюдать?!

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы хорошо было тебе, и чтобы продолжались дни твои на земле… » Увы, не все уважают своих родителей, любят и почитают. Многих раздражают старческие немощи, и есть даже такие иуды, кто, не желая ухаживать за родителями, сдают их в дом престарелых. Нарушают заповедь и те, кто не уважает старших по возрасту, а также пастырей Церкви…

6. «Не убий ». Вы можете воскликнуть: «А мы то причем, мы никого не убивали!» Но убийство бывает и пассивным - не оказание помощи, или если человек своими действиями косвенно помогает кому-то умереть. И даже изрыгая на людей ненависть, гнев и бранные слова - мы тоже убиваем в душе своей. Или возьмем аборты - у многих матерей и отцов души захлебываются в крови уничтоженных невинных младенцев. Заповедь нарушают и те, кто медленно, но верно убивают свою жизнь и здоровье табаком, пьянством и наркотиками. А еще очень многие из нас всю жизнь упорно убивают свою душу, ничуть не заботясь о ее спасении, и предпочитая Жизни Вечной пустую мирскую суету.

7. «Не прелюбодействуй ». Заповедь подразумевает запрет на интимныеотношения вне брака. Человеку следует хранить свое тело в чистоте, и не осквернять его соитием ни со случайными партнерами, ни тем более, с женатыми и замужними людьми. Блудник и прелюбодей загаживает свое тело и душу, и сам себя уводит от Бога, незаметно для себя отдаваясь во власть Его антипода.

8. «Не укради» . Даже у тех, кто явно не ворует, бывают искушения присвоить «плохо лежащую» вещь. Или хотя бы - взять тайком «у государства». Не платить по счетам, пользовать на халяву электричество, ездить «зайцем» на общественном транспорте… Продавцы обсчитывают покупателей, а те, в свою очередь, редко когда возвращают лишние деньги, если продавец случайно обсчитался в их пользу. Кто-то не любит возвращать долги, играет в азартные игры на деньги. Эту же заповедь нарушают взяточники, жадины и любители сверхприбыли...

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего ». Недопустима ложь во всех ее видах. Осуждения, сплетни и клевета, разглашение чужих слабостей и пороков, оскорбление людей...

10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его… ни скота его, ничего, что есть у ближнего твоего ». Многие ли из нас могут похвастаться, что никогда не завидовали чужому богатству, успеху и счастью, здоровью, способностям и красоте?!Еще хуже - если мы злорадствуем, видя несчастья других людей, пусть даже врагов. Желаем обидчикам болезней или смерти, и жалеем, что они все еще коптят эту грешную землю. Все это нас самих отвращает от Бога и воспаляет наши собственные души.

Вряд ли среди нас найдется человек, который сможет честно сказать, что ни одну из заповедей он не нарушает. А ведь жизнь каждого когда-нибудь закончится, и придется за все отвечать перед Богом. И горе нам, если жили бездумно и утопили душу в болоте грехов и страстей. Нераскаянная душа не сможет соединиться с Богом, и балласт грехов утянет её в пучины преисподней, где только и останется, что грустить и сожалеть о том, что уже никогда не вернешь.

Зачем нужны «посредники»?

Татьяну П. с большим трудом спасли реаниматоры. Задавленная депрессией 32-летняя женщина наглоталась таблеток, пытаясь свести счеты с жизнью. За плечами у нее были два распавшихся брака, множество неудачных попыток обрести семью и родить детей, и резко ухудшившееся здоровье. От предложений подруги пойти в храм на исповедь, она каждый раз отмахивалась: «На кой мне это?! У меня Бог в душе и мне не нужны посредники!»

Когда Татьяну удалось вернуть к жизни, она истошно закричала, как человек, смертельно испуганный каким-то невыразимо жутким зрелищем. Что именно ей удалось увидеть по ту сторону жизни - никому из друзей и родных она не сказала. Но теперь нет почти ни одного выходного и праздничного дня, чтобы она не сходила в храм. И ходить ей туда ещё долго, если Бог даст. Тем более, ей ещё ребёнка растить - год назад родила. От мужа. Любимого.

Священники говорят так: Человек, живущий без Бога и Его святых таинств, подобен срезанному цветку в вазе. Отсеченный от Источника Жизни, он еще может цвести и пахнуть, но все равно завянет, и уже никогда не даст плодов.

А ещё мудрые духовники утверждают: сама человеческая природа повреждена. Чтобы вести достойную добрую жизнь, нужно очень много духовно и физически трудиться и терпеть. Скатиться же во зло проще простого - достаточно просто расслабиться, и ничего не делать, грязь сама налипнет. Грехами мы сами себя отлучаем от Бога. Чтобы исправить это бедственное положение, очистить и укрепить наши души - существуют важнейшие таинства Церкви - исповедь и причастие.

На фоне «камуфляжа» обычной человеческой души видна разве что самая явная «грязь». Чем больше мы работаем над собой и очищаемся - тем светлее становятся «одежды» нашей души, и тем заметнее даже самые маленькие пятнышки. Даже, казалось бы, кристально чистые святые подвижники и чудотворцы видели в себе грехи и каялись, достигая тем самым вершин совершенства.

Каяться можно и в личной молитве, даже мысленно. Но настоящую полноту и эффективность покаяние приобретает именно в Церкви. Принимающий исповедь батюшка - вовсе не «посредник», а наш помощник и свидетель перед Богом. С апостольских времен священникам дана власть помогать нашему покаянию и читать разрешительные молитвы, освобождающие души от власти греха. Хорошая исповедь - как второе крещение, после нее человек может испытывать не только явное облегчение, но и поистине неземную радость, словно заново родился.

Порой люди не решаются исповедаться, боясь, что батюшка может выдать их тайны. На самом деле, тайна исповеди - нерушима, и нарушить её пастырь не имеет права, даже если ему прикажет следователь или сотрудник ФСБ. Разглашение сокровенной тайны означает духовную смерть самого исповедника. Нередко к священнику приходят настоящие уголовные преступники. Приняв их исповедь, батюшка может лишь посоветовать им искупить преступления явкой с повинной, но «стучать» на них в правоохранительные органы не имеет права.

Некоторым кажется, что исповедь - сродни кушетке психоаналитика. На самом деле, психоаналитик может помочь заглушить симптом, но докопаться до сути духовной болезни и помочь ее ликвидировать ему не под силу. Просто избавиться от дискомфорта и психологических проблем - не выход, нераскаянный грех все равно рано или поздно даст о себе знать. Лишь очистив душу от грязи и устремившись к Богу можно получить реальное исцеление. Именно поэтому всё больше психологов и психоаналитиков отправляют своих самых неподдающихся пациентов в храм, зная, что уж там-то им точно реально помогут.

Покаяние способно исцелить человека не только духовно, но и физически. Знакомый священник рассказывал мне, что к нему нередко приходят женщины, страдающие от серьезных болезней или безплодия. Они каются за свою прежнюю безбожную жизнь, и начинают молиться за себя и своих неверующих родных. И у многих из них отступают болезни, а те, кто не могли родить - становятся матерями.

Как правильно каяться

По-гречески покаяние именуется «метанойя», что значит «перемена ума». Настоящее покаяние сопровождается признанием неприглядной правды о себе, желанием переродиться к лучшему, ненавистью к грехам и желанием деятельно бороться с ними, утверждаясь в добре.

Особенно трудно приходится людям, пришедшим в Церковь уже в зрелом возрасте. За плечами у многих - тяжкий груз смертных грехов, души буквально изуродованы безбожной жизнью. Но отчаиваться никому не стоит - с Божьей помощью все получится, было бы желание. Сам путь освобождения души от грехов доставляет огромное облегчение и радость. Если человек новичок в православии - он всегда может попросить священника помочь ему разобраться и достойно исповедаться.

Росток раскаяния должен произрасти из сердца кающегося, он не может быть насаждён извне священником или зачтён с помощью исповедальной формулы. И, разумеется, абсолютно неуместны самооправдание и перекладывание вины на других людей и на обстоятельства жизни. Чтобы покаяние было искренним и полноценным, необходимо наступить на горло своей гордыне и постараться простить всех врагов и обидчиков, и больше не держать на них зла.

Некоторые ошибочно считают, что чем человека сильнее захлестывают эмоции - тем сильнее покаяние. Это не так. И уж ни в коем случае нельзя искусственно пытаться вызвать в себе покаянные чувства, эмоционально «накручивая» психику - это чревато истериками и нервными расстройствами, а пользы не принесет. Степень покаяния определяется, прежде всего, тем, как человек ведет себя после исповеди - пытается ли менять свою жизнь в лучшую сторону, или же расслабляется и снова грешит напропалую.

Серьезная проблема - окаменение души, когда человек хочет покаяться и умом понимает свои грехи, но не чувствует к ним ненависти, подлинного раскаяния и решимости с ними бороться. Исповедоваться стоит и в таком случае, упомянув об этой проблеме. Рано или поздно Господь поможет такому человеку.

Некоторые особо опытные батюшки практикуют нетрадиционные способы стимулирования покаянного чувства. Мне доводилось видеть женщин и мужчин, по благословению священника бегающих босиком по снегу или ползающих на коленях вокруг храма, а затем возвращающихся на исповедь и кающихся со слезами и искренними чувствами.

Интересный случай поведал в своей книге о. Александр Ельчанинов. К нему на исповедь пришел офицер, который в душе ощущал себя мертвецом, неспособным к покаянию . По совету батюшки, перед службой он встал к Царским вратам и исповедался публично. Офицер очень смущался и даже думал, что после этого его все будут презирать. Но, начав каяться, он явственно почувствовал, что люди открыли ему свои сердца и искренне сопереживают. Он ощутил такой мощный поток любви и сострадания, что разрыдался и в покаянных слезах исповедовался. После этого он очень изменился и стал настоящим христианином.

Очень важна, особенно для начинающих, подробная генеральная исповедь - возможность пересмотреть всю прожитую жизнь и как бы переродиться заново. Но поскольку вспомнить даже самые основные серьезные грехи прошлого за один раз мало кому под силу, для большинства людей генеральная исповедь растягивается на несколько лет. Исповедуя «свежие» грехи, человек припоминает все новые и новые нераскаянные проступки прошлого, и очищает от них душу. Чтобы залечить душевные раны от наиболее тяжких прегрешений, батюшка может назначить епитимью. Например, благословить - ежедневно внимательно читать Евангелие и Деяния Апостолов, и покаянно молиться, делая земные поклоны. И человек действительно преображается, и внешне и внутренне.

Достойному покаянию помогают посты, особенно длительные, когда духовная борьба сочетается с воздержанием от животной пищи и плотских утех. Огромную пользу приносят молитвы и чтение Евангелия. Чтобы удалить тьму внутри себя, нужно постараться впустить в душу больше добра и света. И ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние при виде даже самых тяжких своих грехов, ибо милосердие Божие поистине безгранично.

Как найти духовника

Расскажу ещё один реальный случай из жизни знакомых мне людей. Назовём главного героя Миша. Он был «ветреным малым» (выпить и погулять - это святое), а уж к православию вообще был абсолютно равнодушен. Но имелась в нём всё-таки и светлая сторона - он очень любил свою маму.

Однажды в Великий пост мать все же уговорила его пойти исповедаться и причаститься. Придя в храм на исповедь, он не смог сказать ни слова, только пожимал плечами. «Зачем же вы пришли?!» - спросил батюшка. «Меня мама очень попросила» - честно ответил юноша. «Хорошо, что ты маму послушался» - улыбнулся священник, накрыл его епитрахилью и стал читать молитвы. Неожиданно для себя Михаил ощутил глубокое раскаяние и единение с Богом. Он зарыдал, слезы полились рекой. Домой он вернулся преображенный, с очищенной и жаждущей жить праведно душой. Этот случай полностью перевернул его жизнь.

С той поры Михаила часто видят в храме. Раньше он ходил вместе с мамой, потом потянул за собой и девушку, с которой они собираются пожениться. Амудрый батюшка стал Мишиным духовником.

Почти у всех православных христиан есть духовный наставник, молящийся за них и наставляющий на путь истинный. Даже Патриарх Московский и всея Руси регулярно ездит и исповедуется у своего духовника, известного, всеми уважаемого старца. Но как найти духовника тому, кто только начинает ходить в церковь?

Варианты могут быть разные. Для начала надо помолиться и попросить Бога: «Пошли мне хорошего духовника!» Многие месяцами, а то и годами ходят в разные храмы, исповедуются и приглядываются к батюшкам. И однажды приходит осознание: «Вот он! Именно ОН - МОЙ духовник!».

Так произошло и со мной, причём, всего через пару месяцев после моего прихода в православие. Проходил я мимо незнакомого храма, и что-то екнуло в сердце - надо зайти! Очень мне понравился исповедавший людей батюшка - столько любви и добра от него исходило! Уже на третьей исповеди я собрал волю в кулак и робко спросил: «А можно вы будете моим духовником?!».

Хотя некоторые люди так и не решаются заговорить на эту тему. Но всё равно постоянно ходят к полюбившемуся священнику и по умолчанию, «автоматически», становятся его духовными детьми.

Духовник и его чада молятся друг за друга. По молитвам батюшки очень многим удается преодолеть вредные привычки, отделяющие нас от Бога. Например, моего друга Диму батюшка на исповеди благословил: «Бросай травить себя табаком прямо сейчас! Господь тебе поможет и укрепит!» И действительно - выходя из храма, он выбросил сигареты и с тех пор желание курить как отрезало!

Хороший духовный отец - залог наших побед. Но без нашего собственного старания ничего не выйдет - можно лениться выполнять благословения батюшки и почти ничего не делать, и тогда человеку уже ни кто не поможет. А можно наоборот - бросить все мирское, и победить даже смертельную страсть!

Коля Т. после развода подсел на наркотики. Сначала нюхал героин, потом перешел на уколы. У него было два высших образования и хорошая работа, которую он вскоре потерял. Ему не помогла даже отчитка у старца. Однажды в отчаянии он зашел в первый попавшийся храм, встал на исповедь к будущему своему духовнику и заплакал: «Я на грани самоубийства! Чувствую себя полным ничтожеством, предающим Христа! Не хочу больше жить!» «Самоубийством делу не поможешь, - ответил батюшка, -только душу навечно погубишь. Если действительно хочешь покончить со всем этим - прямо сейчас, после исповеди оставайся жить при нашем храме, и три года не выходи из церковной ограды, как бы тебя не тянуло. И Господь тебя избавит!». Николай остался, и действительно прожил три года, работая церковным сторожем и посещая все службы в храме. С тех пор прошло уже больше десяти лет. Николай по-прежнему ведет здоровый образ жизни, даже к спиртным напиткам не прикасается. У него замечательная жена и двое детей.

К сожалению, даже при самом лучшем духовнике, многие люди снова и снова «наступают на одни и те же грабли». Несоизмеримо проще выбросить вон прилипшие вредные привычки, чем вырвать из души глубоко проросшие в ней классические грехи - например, корень всего мирового зла, гордыню. Невероятно сложно научиться мудрости и смирению, заставить себя никого не осуждать, и не злиться на других людей даже в мыслях. Большинству из нас приходится бороться с этим, оступаясь и падая, и снова поднимаясь, всю свою жизнь. Зло проникает в душу быстро и легко, облепляя и окатывая ее подобно снежному кому. Чуть-чуть бросил «снежок» осуждения людей или потакания гордыне, и вот уже глядь - огромный ком грехов налип к душе и давит на нее тяжким грузом!

Духовная жизнь вообще напоминает минное поле. Повсюду расставлены «мины» и ловушки, многие очень тщательно замаскированы. Но отчаиваться и опускать руки ни в коем случае не надо! Чем больше человек сможет преодолеть зла в себе - тем крепче закалится, и тем лучше и светлее станет его душа.

Беседа с настоятелем Троицкого храма с. Захарово игуменом Тихоном (Полянским)

- Что есть покаяние? Где его истоки? Для чего оно нужно человеку?

Покаяние - одно из семи христианских Таинств. Оно установлено Самим Иисусом Христом (см. Ин. 20, 21-23; Мф. 16, 19; 18, 18). В этом Таинстве верующий, при исповедании своих грехов и видимом разрешении их священником, невидимо разрешается от всех грехов Иисусом Христом, возвращаясь к тому состоянию, которое было обретено после Крещения. Для действенности Таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, устное изложение своих грехов перед священником и молитвенное прошение священника.

Покаяние - это спасительный мост, брошенный над пропастью греха, отделяющей нас от Бога. Свт. Иоанн Златоуст так воспел покаяние: "О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога; ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою".

Чем же отличается состояние покаяния, раскаяния от просто искреннего осознания своих грехов? Или, может быть, это одно и то же?

Покаяние и просто осознание своих грехов - состояния, существенно отличающиеся друг от друга. Например, я могу "просто осознавать", что не знаю греческого языка, и спокойно прожить с этим всю жизнь. Но я могу и по-иному отнестись к своей необразованности и приложить усилия, чтобы научиться этому языку и достичь определенного совершенства в применении своих знаний. То есть, в двух случаях точка отсчета - одна и та же, а конечный результат - принципиально разный. Другой пример: недостаточно только вести печальную статистику преступлений в обществе, осознавая криминальный беспредел. Нужно предпринимать самые решительные шаги. Также и в нравственной жизни: недостаточно только осознать свою греховность - с ней нужно бороться. Покаяние как раз и содержит в себе не только осознание греховности, но и намерение исправиться.

Человеку тяжело осознавать свою греховность, в которой его обличает голос совести. С грузом плохих мыслей и поступков тяжело, невозможно жить (можно вспомнить, что известнейших мировых злодеев мучили кошмары). Простое "осознание грехов" может оказаться безвыходным тупиком и довести до полного отчаяния, если мы не найдем в себе силы покаяться. "Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий" (прп. Ефрем Сирин).

Уже в Ветхом Завете присутствовало понимание того, что покаяние требует каких-то действий по преодолению греха и его последствий. Первоначально покаяние состояло из внешних очистительных обрядов, поста, облачения во вретище (грубую одежду из мешковины). Потом пророки возвысили понятие о покаянии и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердечного сокрушения и смирения перед Богом (см. Пс. 50, 19) и изменения своей жизни (см. Ис. 1, 16-17). Евангелие понимает покаяние не просто как "раскаяние", "сожаление" о грехах, но и как возрождение, полное изменение существа.

- Зачем человеку нужна исповедь? Что она дает?

Исповедь - это покаянное изложение грехов перед священником, после которого священник разрешает, то есть прощает искренне раскаянные грехи. Исповедь в храме совершается согласно "Чину исповеди", напечатанному в церковном "Требнике" и включающему в себя молитвы о прощении грехов и исповедание православной веры. Исповедь - это важнейшая часть покаяния, поскольку на исповеди мы получаем прощение и благословение на исправление своей жизни. Однако покаяние состоит не только из исповеди. По словам свт. Иоанна Златоуста, "истинное покаяние не то, которое произносится только на словах, а то, которое утверждается делами, исходя из самого сердца". В Церкви существует покаянная дисциплина, то есть правила, необходимые для помощи христианину в борьбе с грехом и для исправления последствий соделанных грехов, нанесенных как душе самого кающегося, так и окружающим. Вспомните, в Евангелии мытарь Закхей не только решил больше не грешить, но и обещал четырехкратно возместить причиненную обиду (см. Лк. 19, 1-10). То есть истинное покаяние соединяется с делами милосердия, молитвой. Кающийся может получить от священника епитимью - предписание выполнения определенных дел: чтение молитв, совершение земных поклонов, оказание помощи окружающим, раздача милостыни.

- Одна моя знакомая говорит: "Я знаю все свои плохие поступки и мысли и всегда могу их высказать перед Богом в душе. Мне посредник не нужен", - она имеет в виду священника. А какова на самом деле роль всех трех участников исповеди?

Можно позавидовать Вашей знакомой, если она действительно знает абсолютно все свои плохие поступки и мысли. Думаю, что она на самом деле неплохой, самокритичный и строгий к себе человек. Однако видно, что Ваша собеседница не очень хорошо представляет себе роль и место священника во время исповеди. К примеру, не без доли сарказма присовокупляет к священнику торговое наименование "посредник". Грехи - это не предмет обмена или торга человека с Богом, здесь, действительно, нет места "посредникам". Для покаяния нужен не посредник, а свидетель покаяния. Такими свидетелями, кстати, в древней Церкви был не только один священник, но и все христиане - исповедь носила публичный характер. Апостол Иаков в своем послании пишет: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16). Наверное, эти слова удивили бы вашу знакомую.

Каждая исповедь - это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху. Священник - только свидетель этой вашей клятвы верности Богу, о чем во всеуслышание напоминает в храме каждый раз перед исповедью. Ваша знакомая могла бы возразить: "А зачем? Мне и свидетель не нужен!" Интересно было бы узнать у нее: когда она выходила замуж, то кто участвовал в торжественной регистрации ее брака - "посредники" или свидетели? А что, если обойтись без них и вообще без самой свадьбы? Правда, в таком случае получается нечто совсем не похожее на законный брак.

Несомненно, в боязни покаяния в присутствии священника присутствует и элемент гордости, желание скрыть от окружающих отрицательные стороны своей личности. А такая черта нашего характера, как самооправдание, разве не заставляет нас приуменьшать значение своих ошибок, объяснять их причину неумолимыми обстоятельствами, а не нравственным падением? Человеку бывает очень стыдно обнаружить перед священником плохие мысли и поступки. "Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию - стыд" (свт. Иоанн Златоуст).

Но давайте обратимся к следующему примеру. Можно провести аналогию между грехом и болезнью, как это встречается в святоотеческой литературе: у святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского.

Только грех - это болезнь, прежде всего, нравственная, по духовному закону она соединяется с телесным началом человека, поскольку человек это единое существо (что очень ярко видно на примере таких недугов, как алкоголизм, наркозависимость, курение, но это правило верно и для прочих грехов). Недаром же тысячи философов с разными вариациями говорили слова, похожие на знаменитое: "В здоровом теле - здоровый дух". Конечно, каждый из нас заботится о здоровье своего тела и старается не дать повода для болезни, ну а если мы все-таки заболели, то спешим к… Стоп! По логике Вашей знакомой, мы все глубоко неправы. Больные ни в коем случае не должны идти к доктору: в лечении болезни "не нужен посредник", постыдно рассказывать врачу о неприглядных подробностях наших немощей; нужно гордо и самонадеянно бороться с болезнью один на один. Что же, плачевные последствия самолечения общеизвестны.

Так и священник во время исповеди выступает в роли врача наших греховных болезней, а церковь называется "врачебницей духовной". Пастырь выступает в роли нашего духовного отца , или духовника , помогая нам добрым советом, вместе с нами размышляя о причинах падения, а если нужно, то и утешая нас, поддерживая в моменты малодушия и сомнений. Есть прекрасные слова, сказанные нашим современником, подвижником ХХ столетия, преподобным Силуаном Афонским о духовничестве: "Мы же должны спрашивать своих духовников, и они приведут нас ко Христу, потому что им дана благодать вязать и решить. Приди к духовнику с верою - и получишь рай. Великое лицо - иерей, служитель у престола Божия".

И вот мы уже подошли к самому главному. Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23). В апостольской преемственности этот дар сохраняется в Церкви ("от онех же и на ны другдругоприимательно пришедше" - как сказано в разрешительной молитве). Прощение не нужно понимать юридически, как "индульгенцию", как уравновешивание какой-то "кармической" чаши весов, это нравственный факт, неразрывно связанный с нравственным перерождением.

Если вдруг на Вашем пути к Богу Вам становится "ненужным" кто-то из ближних - назовем кого угодно: "посредника", свидетеля, родственника или даже Вашего обидчика, - то это уже недобрый признак. Послушаем Самого Господа, сказавшего: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

А теперь о том, в чем Ваша знакомая, безусловно, права. Никто, никакой самый опытный священник не сможет заменить своими наставлениями или молитвами ее личного покаяния . Нельзя раскаяться за другого, сделать этого не может даже Сам Бог. Вспомните из Евангелия: Христос молился за распинавших Его (см. Лк. 23, 34), Он пришел спасти грешников (см. Мф. 9, 13), но Он не может их насильно сделать праведниками.

Иногда исповедался - и словно гора с плеч свалилась, но отнюдь не каждый раз чувствуешь душевное облегчение. От чего это зависит? Может быть, от настроя, с которым приступил?

Исповедь является Таинством, а это значит, что Господь всякий раз благодатно действует на душу кающегося грешника. Но как именно действует Господь - является тайной. Поэтому ожидать наступающего после каждой исповеди какого-либо определенного духовного ощущения или настроя чувств неверно. Мы не можем предвосхитить замысел Божий о самих себе, тогда как Богу известно, что именно полезно человеку. Господь действует так, чтобы помочь вставшему на путь исправления, и здесь не бывает "стереотипных решений", ибо дары Духа различны (см. 1 Кор. 12, 4). Вспомните притчу о блудном сыне: любящий отец по-разному поступил с сыновьями, один из которых всегда оставался в отеческом доме, а другой пропадал в дальних странах (см. Лк. 15, 11-32). Однако родительская любовь была одинаковой и к верному сыну, и к блудному. Так и Небесный Отец в отношении к нам в одном случае дает пережить радостное чувство прощения и богосыновства, в другом - оставляет нас для того, чтобы мы приумножили свое усердие в покаянном труде, чтобы осознали свое несовершенство. Божественная же любовь остается неизменной, это нужно помнить всегда.

Конечно, совесть подсказывает нам, какими мы уходим с исповеди. Но следует предостеречь от всецелого доверия своим чувствам и ощущениям, от стремления искать повторяющегося приятного душевного настроения. Почему это нежелательно? Здесь нам грозит опасность духовного недуга, носящего название "прелесть" или "прельщение". Сравните: если мы станем кормить ребенка только одним сладким, сахаром, то неминуемо искалечим его растущий организм неизлечимыми болезнями. Для пользы нашему телу в надлежащее время подобает вкушать и сладкое, и соленое, и теплое, и прохладное. Также и для духовно возрастающей души, по согласному опыту многих святых подвижников, невозможно достичь совершенства без внутреннего плача и исповедания грехов. Еще апостол Павел так учил об этом: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Так что искать в исповеди нужно, прежде всего, прощения грехов, а не переживания каких-либо приятных и облегчающих чувств.

В исповеди человек изливает свою душу, означает ли это, что исповедь - чисто спонтанный акт, и если к ней готовиться, то она станет формальной? Надо ли готовиться к исповеди и как?

Исповедь требует серьезной работы над собой, подготовки к этому Таинству.

Человеку в определенном душевном настрое хочется "излить", как Вы говорите, свою душу. Однако любой священник подтвердит Вам, что очень часто на исповедь приходят люди, почему-то чувствующие, что им нужно подойти к аналою с Крестом и Евангелием, но совершенно не знающие, что говорить.

И начинается довольно печальная попытка исповеди, когда священник перечисляет всевозможные грехи, а "кающийся" односложно отвечает "да" или "нет". Это означает, что по-настоящему человек еще и не задумался о своей совести, он, может быть, осознает свою греховность, но не видит за собой конкретных грехов. Если вдруг к врачу пришел пациент, которому "захотелось" подлечиться, но ничего не говорит о симптомах своего недуга, как его лечить? И если для уточнения диагноза доктор будет перечислять все возможные болячки, а пациент станет ограничиваться ответами "да" и "нет", то вряд ли он тем самым значительно поможет своему лечению.

Чтобы такого не было во "врачебнице духовной", к исповеди следует подготовиться. Нужно вспомнить свои поступки, начиная с самого детства, особенно если Вы приступаете к Таинству впервые. Можно поразмышлять над качествами своей души с листком бумаги и карандашом в руках. Если Вы прочитаете Евангелие, это очень поможет Вам увидеть свои грехи и обрести надежду на их прощение. Домашняя уединенная молитва поможет открыть сердце Богу. Воздержание в пище и в развлечениях - пост - сообщает смиренное настроение душе. А чтобы исповедь не стала "формальной", можно вспомнить нелицеприятные слова преп. Ефрема Сирина: "Если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия. Слезами только и сокрушением врачуется болезнь твоя".

Познать себя - задача очень сложная. Как, например, быть, если и чувствуешь, что надо исповедаться, и, в то же время, не знаешь, что сказать на исповеди?

Задачу "самопознания" в разное время ставили самые различные религиозные и философские течения. Огромный мистический опыт в этой области накоплен популярными сейчас восточными культами, практикующими "погружение в себя", медитации, "растворение" в потоках "энергии". В современном мире, где так сильно культивируется эгоистическое внимание к самому себе, такая "духовность" с готовностью принимается многими.

Ничего общего с христианской аскезой эти опыты не имеют! Христианство говорит о поврежденности грехом человеческого естества и ставит задачу его исправления. Так возможно ли спасение своими силами? Если человек, как считают приверженцы "самопознания", - это своего рода путеводная книга, то можно ли научиться науке "мировой гармонии" по этому испорченному учебнику? Сегодня не только духовная, но и клиническая практика убедительно свидетельствуют, что безысходная замкнутость на своих проблемах, чувствах, "погружение в себя" ведут к непоправимому ущербу душе и психике, к "аутизации" личности и в, конечном итоге, к уходу от ближних и от Бога.

Сейчас многое говорится об одиночестве в современном обществе, об угрожающем росте психических расстройств, в том числе депрессивного и суицидального характера. Как выход, на Западе и у нас становятся популярными попытки решения личных проблем с помощью модного психоанализа. Может быть, психоанализ и исповедь, как иногда звучит в литературе, - явления одного порядка? Отнюдь нет! На первый взгляд кажущаяся научно-медицинской, практика психоанализа чревата серьезными повреждениями морального статуса человека, когда убаюкивается голос совести и под лозунгом "раскрепощения" и "избавления от комплексов вины" уничтожается чувство стыда, оправдывается всякий грех. Как сказано в Писании, беззаконник не знает стыда (Соф. 3, 5).

Исповедь же, напротив, не притупляет чувство греха, а дарует прощение, примиряет человека с Богом и ближними, дает выход из тупика и изоляции, в которые нас повергает грех. Без благодатной помощи Божией самооправдаться одними человеческими рассуждениями и средствами невозможно (см. Лк. 10, 29; Гал. 5, 4). Человек не может быть самодостаточной "вещью в себе", как не могут побеги существовать без питающего их ствола. Об этом сказано в Евангелии: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы - ветви (Ин. 15, 4-5).

Таким образом, христианское познание себя - не самоцель, а всего лишь средство на пути к Богу. Познавать Бога, восстановить с Его помощью помраченные в грехопадении образ и подобие Божие в себе - цели жизни христианина. В прекрасной древнерусской книге под названием "Толковая Палея" присутствует замечательное выражение: "Если узнаем, кто мы есть, то и Бога познаем, Творцу поклонимся, Владыке поработаем, Кормильца возлюбим, Благодетеля постыдимся", - то есть критерием верного представления о себе является благоговение перед своим Создателем.

Кстати, в Священном Писании мы не найдем буквальных указаний "познавать себя". Зато в славянском переводе звучит повеление внимать себе (см. Втор. 15, 9; Исх. 23, 21; Деян. 20, 28), а в древнееврейском оригинале сказано еще более выразительно: "стереги себя". Ветхозаветному стиху Втор. 15, 9 свт. Василий Великий посвятил толкование в отдельной беседе, закончив ее словами: "Внимай себе, чтобы внимать Богу". В этих словах лаконично и точно сформулирован смысл христианского самопознания.

Что касается практической стороны Вашего вопроса, то снова следует напомнить о необходимости подготовки к исповеди. Сама исповедь - это ведь итог покаянной работы души, а не "творческая импровизация". Можно попросить священника помочь в подготовке, особенно когда приступишь к Таинству Покаяния впервые, и лучше это сделать заранее, а не прямо перед исповедью. Можно попросить у батюшки отдельной духовной беседы, помочь советом могут и знакомые Вам христиане.

"Здравствуйте!

Никогда в жизни еще я не писала ни в какие журналы. Но заели меня сомнения по одному поводу, а вы ведь для сомневающихся. Так что предлагаю обмен: я вам рассказываю свои проблемы, честно и без прикрас, вы мне помогаете в них разобраться, добросовестно и без лишней заумности.

Краткая суть такова: с одной стороны, я хочу пойти в церковь и исповедаться; с другой стороны – я не хочу идти в церковь и исповедоваться.

Крестившись три года назад, я посчитала свои обязанности по отношению к Церкви выполненными. Далее, мне казалось, Церковь сама должны делать шаги навстречу, заинтересовать, привлечь меня. А если это ей не нужно, то я могу верить в Бога и без ее помощи. Вот так и получилось, что все это время моя вера состояла в обсуждении и осуждении церковных порядков и начинаний, поведения священников и простых верующих. В итоге за три года во мне ничего не изменилось, не приобрела я никаких добродетелей, лишь зарекомендовала себя злобной ругательницей. А ведь большинство знакомых именно из моих слов, из моего поведения составляют представление о Церкви.

Стыдно, но судить о внутрицерковной жизни я берусь, даже ни разу не приступив ни к одному таинству. Именно поэтому я совершенно сознательно, даже прагматично, хочу пойти на исповедь, ведь, насколько я понимаю, без очищения от грехов невозможна истинная жизнь христианина в вере. Не подумайте, что я пытаюсь получить новый повод для критики, мне абсолютно искренне хочется разобраться, понять, почувствовать смысл этого таинства для души человека. Видимо, именно здесь и кроются причины моего" НЕ ХОЧУ": на первом месте все-таки не стремление снять грехи с души, признаться в своих недостатках, а желание логически доказать необходимость таинства. Но можно ли к таинству приступать, не осознавая его смысла, не принимая его формы?

Пытаюсь разобраться сама. Беру брошюру "В помощь кающемуся" со списком возможных грехов. Читаю и чувствую, как нарастает раздражение: ну, а это-то почему грехом считается, я не согласна. И так по поводу очень многих пунктов списка. Хочется отбросить книжку и вывести заключение: нет, к этим фанатикам я не пойду. Потом раздражение утихает, но вопросы остаются. Что же все-таки делать с грехами, которые таковыми не считаешь? Исповедовать их, потому что так надо? Ждать, пока придет осознание греховности? А, может, не все, что написано в книжках, воспринимать как истину в последней инстанции?

Ну допустим, к исповеди я подготовилась, черный список проступков составила. А дальше? Дальше я должна покаяться перед Богом. Так при чем же здесь священник, зачем этот свидетель нужен? Откуда вообще взялась такая форма обряда? Это должно быть очень серьезно обосновано: ведь, если смотреть реально, большинство проблем с исповедью возникает именно из-за того, что ее принимает священник.

Храмов пока открыто мало, священнослужителей не хватает, а верующих относительно много. Вот и возникают какие-то огромные очереди на исповедь.

Что думает человек, стоя в такой очереди, особенно если он пришел впервые. Чаще всего он хочет, чтобы это испытание скорей закончилось, ему кажется, что он тут никому не нужен. В лучшем случае, человеку становится неудобно загружать и так уставшего батюшку, и уж меньше всего пришедший на исповедь способен сохранять покаянный настрой. Многие уходят, так и не дождавшись очереди.

Конечно, ряды священников постепенно пополняются, но в основном, молодыми батюшками. А к вере сейчас приходит большое число людей отнюдь не младенческого возраста. Психологически такому человеку очень трудно исповедаться священнику, который ему в сыновья годится. Многим просто жизненно необходимо, чтобы их не только выслушали и отпустили грехи. Часто нужен серьезный совет опытного батюшки, человека, к которому ты дорог и интересен. Но таких вообще единицы, к ним и вовсе не пробиться.

Здесь у меня возникает противоречие: сначала я говорю, что священники при исповеди не нужны, а потом – что они жизненно необходимы. Но я же предупреждала, что вся в сомнениях, и разобраться не могу. Есть и еще "но". Одно из них касается тайны исповеди. Может быть, это грубо, но все-таки, есть ли какие-нибудь гарантии того, что служители церкви действительно никому ничего не рассказывают? Я говорю вовсе не о правоохранительных органах. У нас рядом с домом довольно крупный храм, в нем служат четыре священника. Иногда в моем воображении возникает такая картинка: закончился их "рабочий день", собираются они вчетвером за столом и начинают друг другу рассказывать: "А вот у меня сегодня одна на исповеди. .." Пусть они и не называют имени, но все равно очень неприятно. А может быть, так не бывает?

Под конец хочу сказать, что недавно попробовала-таки пойти на исповедь. В нашем храме встала в очередь. Когда подошла к седому, невысокого роста батюшке, совсем не знала, что говорить. Он сам сказал: "А ты, ведь, милая, совсем не готова. Подумай еще, поспрашивай и тогда приходи". Вот я и спрашиваю. Хочу опять к тому священнику пойти, только готовая.

С уважением,

Маргарита Вячеславовна ЛЕСКОВА, учитель биологии.

P. S. Если будете мое письмо публиковать в качестве вопросов, можете редактировать, как вам нужно."

На письмо нашей читательницы отвечает священник Артемий ВЛАДИМИРОВ:

Внимательно прочитав это письмо, чувствуешь душу глубокую, серьезную, пытающуюся добраться до сути в таком тонком деле как исповедь. Одновременно осознаешь, что эта добрая, хорошая душа, принимая крещение, не встретила такого внимательного пастыря, который должен был бы своим словом просветить оглашенную и тотчас по совершению таинства явиться ее духовным наставником. К сожалению, сейчас в большинстве случаев так и происходит.

Искренне ищущий человек принимает таинство Крещения, в глубине души веруя, что совершается великое событие. Душа делает шаг: переходит рубикон, водораздел. Новокрещенный вступает в Церковь. Но своего места в лоне Матери-Церкви он еще не обретает. Привившись, словно веточка, к дереву Церкви, он не умеет еще питаться теми благодатными соками, которые оживотворяют весь ствол. Подобно новорожденному младенцу, новокрещенный ищет материнской груди, ибо в ней и через нее даруется жизнь. Но не будучи научен, чувствует себя беспомощным. Душа пребывает в борении. Она осознает недостаток истинной жизни внутри себя самой, но припасть к источнику жизни вечной не умеет.

Безусловно, это письмо свидетельствует "от противного", что истинная духовность требует развития ума и сердца. Ум разражается вопросами один другого насущенее, а сердце, не имея еще опыта благодати Господней, то соглашается, то противоречит уму.

Конечно, права раба Божья Маргарита, говоря в середине письма о необходимости познакомиться с опытным батюшкой, человеком, которому она была бы дорога и интересна. Думаю, что все эти психологические препоны сами собой устранились бы с церковного пути учительницы биологии, если бы она вымолила у Бога такую духовную дружбу с опытным пастырем. В общем, я призываю Маргариту Вячеславовну не только молиться, но и поискать пастыря. Если ее душа смущается толпой вокруг священника, то, думаю, ничего не препятствует ей подойти к батюшке и попросить у него аудиенции, так называемой генеральной исповеди, необходимой при вступлении в Церковь. Хочу верить, Маргарита найдет такую возможность, и Сам Бог ее утешит беседой с опытным пастырем.

Разные помыслы смущают ее душу: "Я посчитала свои обязанности по отношению к Церкви выполненными" . Новорожденный младенец – считает ли он выполненными свои обязанности по отношению к матери?! Общение с матерью для него является не столько долгом и обязанностью, сколько жизненной необходимостью! Ребенок не существует без матери, в отрыве от нее. Он никогда не научится ни ходить, ни есть, ни мыслить, если будет воспитываться "на стороне далече". Если не почувствует тепла материнских рук, не услышит колыбели над своей кроваткой.

Так и мы должны мыслить о себе, о Церкви после таинства Крещения. Воскресный день, проведенный вне храма Господня, воистину меркнет в наших очах, ибо единое "Господи, помилуй", произнесенное в Церкви, больше, чем подвиг домашней или келейной молитвы. Как в присутствии матери дитя оживает и расцветает, чувствует себя защищенным и безопасным, счастливым, так и мы призваны вглядываться в бесконечно дорогой и родной для нас лик матери-Церкви, проникаться Ее светом и святостью, теплом живительным, познавать Ее и стараться стать живыми камнями, входящими в это чудное здание, составленное из всех племен и народов, пребывающее вне времени и пространства.

"Церковь сама должна делать шаги мне навстречу, заинтересовывать, привлечь меня". Но как же Церковь привлечет Вас к Себе, если Вы в нее не ходите? Как она может заинтересовать Вас, если Вы, вместо соприкосновения с нею, воротите от нее нос! Опыт показывает, что три воскресных литургии совершенно меняют мироощущение человека. Славянский язык, дотоле непонятный, становится совершенно прозрачным, церковные песнопения – доходчивыми. Душа незримо питается благодатью Божьей, освобождается от томительных страстей, греховных помыслов, словно цветок розы распускается под лучами теплого летнего солнца.

"Я могу верить в Бога и без ее помощи" . "Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец", – говорили Святые Отцы. Как же Вы будете верить без ее помощи, когда главный предмет веры – это Тайная Вечеря Христа, совершаемая внутри храма? "Приимите, вкусите – сие есть тело Мое…", – обращается Господь к ученикам и Своим последователям. Если Вы верите Христу, Богу, но не приступаете к Святой Чаше, то Вы лишь думаете об угождении Богу, а на самом деле еще находитесь на распутье.

"Я осуждаю поведение священников и простых верующих…" – а верный ли это путь поголовного осуждения? Если Вы так нравственно чисты, чужды общечеловеческих погрешностей и слабостей, то Вам, напротив, должно быть свойственно великодушие, сострадание, а не убийственная ирония и беспощадная критика. Говорят, что к осуждающему дьявол приставляет особый бинокль, который все видимое нами умаляет до ничтожных размеров, а находящееся внутри нас, напротив, выпячивает до невероятности. Наше "я" раздувается словно мыльный пузырь, и человек уже не в состоянии критически относиться к себе самому, в то время как достоинства близких воспринимаются нами совершенно незначительными. Мы пытаемся увидеть в людях нехорошее, корыстное, неискреннее, в буквальном смысле – с больной головы перекладываем на здоровую.

Неужто все священники – формалисты и наемники? Неужто не осталось ни одного скромного и смиренного труженика на ниве Христовой, который душу свою полагает за овец? Я очень надеюсь и верю, что Маргарита рано или поздно обретет такого доброго пастыря, который будет для нее подлинным авторитетом, служение которого будет соответствовать в возможно большей мере самому эталону духовности – Христу Спасителю.

"Таинство исповеди – я знаю, что нужно пройти его, хотя не осознаю в полной мере его смысл. Да и зачем мне вообще посредник?" – вопрошает душа. И я спрошу ее: "Вы умеете каяться в своих грехах? Вы переосмысляете свою жизнь? Многое расцениваете уже по-иному? Осуждаете себя за жизненные ошибки? Вы скорбите душой по поводу грехов прежних лет?" Очевидно, ответ разумного читателя может быть только положительным.

Но можете ли Вы сами себя простить? Можете ли Вы, простив самих себя, возвратить душе утраченные добродетели чистоты, радости, мудрости, любви, мира, кротости, терпения, легкости? Думаю, что ответ однозначен – "нет".

Осуждать себя мы можем и должны без всякого священника, но ПРОСТИТЬ себя никто из нас не властен, ибо простить может только Тот, перед Которым мы согрешили – Бог. Ради этого Он и поставил избранных Им свидетелей – Апостолов, затем священников, на плечах своих носящих благодатный дар самого Христа: свидетельствовать именем Господа о разрешении и прощении грехов, молиться о возрождении кающейся личности.

Представьте себе – ржавый желоб, но по нему течет вода жизни. Так и личные несовершенства пастыря не препятствуют Божьей благодати по нашей вере в Церковь и во Христа, главу Церкви, изливаться через молитвы и священнодействия пастыря.

Исповедь можно сравнить с операцией. В теле больного обнаружена опухоль, единственный путь спасения – вырезать ее. Больной сам добровольно идет на операцию, как бы распинает себя, дабы ланцетом врача удалена была опухоль. Так вот и в таинстве исповеди через руки и уста священника действует Сам Христос. Божественной Своей благодатью он врачует искренне кающуюся верующую душу.

Кровь Христа невидимо омывает сердце христианина, сжигая в нем самые тернии порока. Получив отпущение грехов, христианин дает обет Богу: всеми силами блюсти себя от исповеданных беззаконий. В награду за подобную решимость Господь ущедряет душу Божественной благодатью, той нравственной силою, без которой никто из нас не может следовать закону добра и правды.

Священник напоминает медсестру, которая встречает пациента, помогая ему приготовиться к осмотру, а может быть, даже к операции. Сестра сама не врачует, но от нее многое зависит: как болящий подготовится к операции, какой будет исход ее.

Пастырь – это не третейский судья и не чиновник духовного ведомства с кондуитом в руках, определяющий нам наказание. Он вместе с нами переживает, молится, кается, сочувствуя грешнику, и как бы вместе с ним несет на себе бремя его грехов.

Брошюрка "В помощь кающемуся" хороша, но нужно понимать, что всякая книга, одобренная Церковью, предназначена для определенного читателя и посему изучать ее нужно с рассуждением. Часть материала, вошедшего в эту брошюру, написана в девятнадцатом столетии, сама лексика которого достаточно отличается от современного языка. Многие грехи, указанные в ней, преимущественно относятся к исповеди монашеской. Скажем, перехождение из кельи в келью вряд ли может быть осмыслено современной учительницей как грех. Монахи, действительно, должны знать храм да свою келью, а пустое времяпрепровождение в соседней келье является вопиющим нарушением благочиния. Поэтому мы рекомендуем всем, готовящимся к исповеди, использовать различные пособия, в частности "Опыт построения исповеди" о. Иоанна Крестьянкина, ибо каждый духовник имеет определенную паству: монашествующих, сельских жителей или православных христиан, живущих в городе. Не нужно относиться к таким брошюркам как к Священному Писанию, думать, что они раз и навсегда определяют характер нашей исповеди.

Еще в семнадцатом веке молодых священников вовсе не ставили на исповедь. Да и сейчас в Греции надо получить особое разрешение и право принимать людей на дух. В России традиционно исповедывали только пожилые священники. Молодые на это не дерзали. Сейчас особенное время в этом отношении. И каждый из священников, несмотря на возраст, призывается вести таинство покаяния, что, конечно, чревато иногда всякими смущениями и недоумениями для новоначальных христиан. Посему нам потребно рассуждение и мудрость, а самое главное – вера в то, что исповедь принимает Христос, а священник – лишь свидетель, поставленный разрешать грехи искренне кающемуся.

Мало-помалу исповедуясь, христианин набирает опыта. Он научается не смешивать Божье и человеческое в служении священника, понимает, что священнику надлежит умаляться, а Христу возрастать. Одно дело исповедаться в грехах, а другое дело – обрести духовника, того пастыря, чьи советы преимущественно составят руководство для вас, в союзе с которым Вы обретете полноту духовного счастья, почувствовать себя истинным членом Матери-Церкви.

Тайна исповеди умирает вместе со священником. Картины, нарисованные в воображении рабы Божьей Маргариты, конечно, не отвечают действительности. Священники не открывают имен кающихся, а если вопрошают друг друга о недоуменных, трудных случаях, то делают это так, чтобы собратья не могли догадаться, о ком идет речь.

Вы попытались поисповедаться – это неплохо, хорошие слова сказал Вам пастырь: "Молись, милая. Поспрашивай, а потом и приходи". Действительно, к исповеди нужно готовиться, готовиться глубоко, прибегая к пособиям, которые Вам известны. Очень хорошо, зная, что на исповеди будешь обязательно волноваться, записать свои грехи. По их прочтении Вы можете услышать вопрос священника, который уточнит обстоятельства Вашей жизни и утвердит Ваши стопы на дороге благочестия.

Желаю Вам, Маргарита и все читатели, которым трудно самостоятельно дойти до исповеди, тем не менее прибегать к этому спасительному таинству и истинному духовному врачевству, ибо нет греха, который смог бы победить Божье милосердие. Но всякий искренно кающийся будет принят Господом, оправдан и возрожден к жизни вечной.

Мы очень надеемся, что размышление над письмом Маргариты будет полезно для всех молодых людей, читающих православный журнал для сомневающихся, мало-помалу от сомнения переходящих к осознанной и ясной вере.

Покаяние или исповедь - это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе - Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов

В этом вопросе главное - усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние - означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и Когда он закончит - дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога - гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего - огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя - тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию - Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное - настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох - без и причастия.