Пантелеймоновский монастырь. Пантелеимонов монастырь на Афоне – русская монашеская свеча пред Богом. Подробнее история монастыря

Пантелеймоновский монастырь. Пантелеимонов монастырь на Афоне – русская монашеская свеча пред Богом. Подробнее история монастыря
Пантелеймоновский монастырь. Пантелеимонов монастырь на Афоне – русская монашеская свеча пред Богом. Подробнее история монастыря

Свято – Пантелеимонов храм на протяжении многочисленных столетий располагается на возвышенности Афон. Его ещё именуют — Россикон. На протяжении нескольких столетий этот монастырь находится под контролем российской Церкви. Свято – Пантелеимонов монастырь входит в 20 «правящих» храмов на этой святой местности.

Особенности храма

Пантелеимонов храм располагается с юга – западной стороны полуострова Афон. Стены, храмы и монастыри построены из белого кирпича. Собор неимоверно красивый и величественный.

Особенное качество храма от всех монастырей заключается в том, что он построен почти на уровне моря. Странствующие люди могут с воды лицезреть его неимоверную сказочную красоту. Этот величественный монастырь совмещает в себе несколько стилей. На территории обители во всех монастырях окна спроектированы высокие и узкие, которые располагаются наряду с куполами приземистого вида.

Интерьер – это изюминка всего Пантелеимонова монастыря. В храме собранно огромное количество старинных икон, древних фресок и многих других раритетов.

Построен Пантелеимонов храм в 19 столетии, после того как его освятили именем великого страдальца Пантелеимона. Мощи непорочного находятся в этом храме и придя сюда любой может им вознести молитву и просить поддержки.

Свято –Пантелеимнов храм имеет ещё одну оригинальность – это совокупность колоколов, наибольший из них весит приблизительно тринадцать тонн. Каждый колокол, дарованный российскими государями.

История

Приблизительно в одиннадцатом столетии на этой величественной местности появились первые поселения российских священнослужителей. А в 1169 году ему присвоили статус храма. Хоть Свято – Понтелеимонов храм строил российский народ, однако на протяжении многих годов русские голоса не слышны были здесь.

Главная хроника храма припала на нелёгкие времена девятнадцатого века. Спокойная и размеренная жизнь наступила в Пантелеимоновском монастыре после окончания Адрианопольского мира. Однако всех своих земель повернуть не получилось, так как их забрали за долги соседние обители.

Пантелелеимонов храм даже хотели исключить из списка монастырей, однако допустить этого не позволил Константий первый.

После смерти руководителя монаха Арсения в 1846 году к отцу Иерониму перешёл статус – настоятеля величественного храма на возвышенности Афон. Этот статус он обрёл благодаря его опыту и постоянному участию в жизни монастыря.

Первые жители

Сербские и греческие священнослужители правили монастырём, так как Русь была захвачена татаро – монгольским игом. Однако в шестнадцатом столетии документально подтверждено, что перевес в правлении был за сербами.

Восемнадцатый век для монастыря выдался весьма тяжёлым. В 1726 году Свято – Пантелеимоновский храм посетил Василий Барский и ему довелось засвидетельствовать, что в монастыре осталось четыре священнослужителя, двое из них были русской национальности, а двое болгарской. А почти через десять лет храм стал греческим.

Период развития

С второй половины девятнадцатого столетия храм начали реставрировать. Императорский двор являлся спонсором в строительстве этого сказочно красивого монастыря.

В 1861 году Арсения Минина отправили в Россию для сбора пожертвований. А в 1867 году он привёз в Богоявленский храм несколько икон, фрески и прочие священные вещи.

В 1875 году архимандрита Макария установили иегументом Пантелеимонова храма. Русская братия с того момента начала расти. Священнослужители стали требовать, чтобы монастырь получил официальный статус русского руководства.

В двадцатом столетии Свято – Пантелеимонов храм попал под российский контроль к Святейшему Синоду. Хоть и не имелось документов о церковной принадлежности, однако его считали русским монастырём и входил он в группу священных мест РПЦ.

Передача храма в московскую юрисдикцию

Количество монахов, которые обитали на территории храма постоянно увеличивалось. В начале двадцатого столетия проживало 1446 обитателей, а в 1913 году количество монахов увеличилось более чем на пятьсот человек. Две тысячи монахов весьма помогали при всевозможных бедствиях. Так, например, в 1307 и в 1968 годах были самые катастрофические пожары, которые довелось тушить обитателям голыми руками.

При необходимости русская братия всегда вставала на защиту, пока в храме на протяжении многих лет менялись настоятели.

Однако с годами Патриаршество Константинополя соблюдало политику, сосредоточенную на выживание формировавшегося российского подворья Свято-Пантелеимонова храма на горе Афон. Кроме того, Греция прилагала большое количество стараний для того, чтобы сдерживать приезд на его местность людей из Советского Союза. Результаты не принудили себя долгое время ожидать: в завершении двадцатого столетия количество его жителей стремительно сократилось до тринадцати людей.

В окончательном результате руководство Константинополя формально признало пред Московским Патриархатом гибельное состояние монастыря. Было принято решение о передаче юрисдикции Москве. Таким образом эта территория стала одним из красивейших российских мест.

В 1972 году всероссийский Основоположник в первый раз посетил эту священную местность. В тот период времени власть государства реализовывала интенсивную помощь в формировании монастыря. По истечении небольшого количества времени монастырь пришёл в норму.

«Эпоха возрождения»

После того, как СССР распалось Свято- Пантелеимонов храм обрёл интенсивное процветание. Это действительно доказано статистикой: в 1981 г. на территории монастыря проживало двадцать два человека, а в 1992 численность людей увеличилась до сорока.

Время от времени руководство церкви прибывали посмотреть на величественные красоты храм. В 2002 году в Свято – Пантелеимонов храм приезжал Патриарх Алексий второй. Президент Российской федерации Владимир Путин так же посещал святую местность монастыря.

В 2011 году в Пантелеимоновом храме создали специальный фонд и попечительский совет, это решение принял Дмитрий Анатольевич Медведев. Что поспособствовало сбережению и возобновлению церковного и культурного населения монастыря. В данный период времени в храме проводится восстановление старых помещений и ведётся строительство новых жилищ при монастыре.

В настоящий период на местности Афона располагаются свыше двух тысяч послушников, которые представляют разнообразные братии. Из них к Пантелеймонову храму принадлежат семьдесят человек. Каждый из которых владеет греческим гражданством, что предоставляется при оформлении в монастырь.

На сегодняшний день главным Свято – Понтелеимоновским храмом является игумен Евлогий. Он пришёл на смену схиархимандриту Иеремию, который возглавлял монастырь с 1979 года.

Сейчас на местности величественного храма проживают чуть больше семидесяти послушников, почти все они родом из Российской федерации, а малый процент монахов родом из Украины и Беларуси.

На местности неописуемой красоты монастыря построены пятнадцать храмов, что является большой цифрой для Афона. В этих храмах имеется большое количество святых икон, одна из которых Господня Матерь Иерусалимская, которая славится своими удивительными поступками, так же имеется много ценных древних вещей, мощи двоих непорочных апостолов.

На территории монастыря находится огромная библиотека, которая является достопримечательностью храма. В библиотеке хранятся более двадцати тысяч публикаций разных эпох. На полках этой достопримечательности располагаются свыше 1300 манускриптов, которые прописаны на двух языках – на русском и старославянском.

Из далека Пантелеимонов монастырь похож на маленький город, из которого виднеются строения в несколько этажей, так же бросаются в глаза неимоверной красоты белоснежные купола храмов.

Прежде архондарик храма обладал довольно большим помещением, в котором кроме прочего располагались королевские фото. Однако после огромнейшего пожара, случившегося в 1968 году на местности монастыря, его перенесли за границы храма. Сейчас он занимает значительное здание вблизи от морского побережья.

Сейчас Свято – Пантелеимонов храм обладает статусом общежитного. Из двадцати послушников, проживающих на его местности, только один является греческой национальности.

На территории Пантелеимонова монастыря находится огромное количество строений. Самые большие из них это:

Монастырь;

Столовая для монахов;

Ряд святилищ;

Четыре экзартимы.

Святыни

В Пантелеимоновском храме размещаются почти триста мощей непорочных и большое количество святых икон главные из которых являются: образ Божьей Матери «Казанская», «Иерусалимская» и «Игумения Святой Горы Афонской».

Кроме того, тут сохраняются мозаичные образы блаженных и разное церковное имущество.

В 1845 году монастырю была даровано печатное Евангелие и священный потир, которые на сегодняшний день являются достопримечательностью храма.

Высотой в несколько этажей возвышается библиотека в которой хранится множество ценных рукописей и древних публикаций.

Посетив эту священную местность, вы сможете очистить вашу душу и тело.

Основан в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона.
Игумен: архим. Иеремия. Тел. (30-377) 23252.

Пантелеимонов монастырь

Монастырь Святого Пантелеймона или «монастырь русских» или просто «Руссик» («Русский») стоит у небольшого залива за Ксенофонтовым монастырем и на незначительном расстоянии перед Дафной, со стороны Сингитского залива. Посвящен монастырь Святому Пантелеймону (праздник – 27 июля).

Местонахождение монастыря на его нынешнем месте, у моря засвидетельствовано после 1765 года и особенно в первые десятилетия XIX века. Ранее он находился там, где теперь находится Палеомонастиро, т.е. старый монастырь Святого Пантелеймона или монастырь Фессалоникийца, основанный в начале XI века. Тогда на Афон прибыли монахи из России или Далмации, которые обосновались поначалу в Ксилурговом монастыре. Однако численность их постепенно возрастала, и Священный Кинот после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия и прота уступил им покинутый к тому времени монастырь Фессалоникийца. Впоследствии Ксилургов монастырь был преобразован в существующий до сих пор скит Богородицы.

До ХIII века о Паинтелеймоновом монастыре и его истории нет никаких сведений. Возможно, причиной тому стал большой пожар, во время которого монастырь сгорел дотла вместе со всеми своими документами. Затем, как известно, Андроник II Палеолог подтвердил своим хрисовулом земельные владения и права монастыря, а позднее значительную заботу и материальную помощь оказали монастырю многие сербские правители, подарившие ему в частности несколько подворий и разного рода регалии.

Пантелеимонов монастырь

Однако хотя монастырь и называется Русским, настоятель его в те времена подписывался по-гречески – свидетельство того, что тогда среди монахов здесь было больше греков, чем русских. Эта ситуация продолжалась до 1497 года, после чего здесь численно стали преобладать русские, многие из которых прибыли сюда после освобождения России от татаро-монгольского ига.

В Третьем Уставе Святой горы (1394) монастырь Святого Пантелеймона занимает пятое место в ряду существовавших тогда монастырей. Однако после краткого периода подъема монастырь обеднел настолько, что оказался в долгах и был вынужден отдать в залог церковную утварь и ризы, а также многие свои земельные владения. Такое положение продолжалось до середины XVIII века, когда монастырские врата вообще оказались закрыты. Как сообщает путешественник Г. Барский, во время первого своего посещения монастыря он встретил здесь четырех монахов – двух русских и двух болгар, а во время второго – вообще не встретил никого. Таким образом, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и поселиться у моря в местности, где епископ Иерисский Христофор построил в 1667 году небольшую Воскресенскую церковь. Там они и построили новый монастырь Святого Пантелеймона с помощью правителей придунайских стран, в которых продали также принадлежавшие им владения.

Пантелеимонов монастырь

Строительство нынешнего монастыря, как было сказано выше, относится к концу XVIII века и двум первым десятилетиям XIX века. Основную помощь оказал при этом господарь Молдовлахии Скарлат Каллимах, построивший собор монастыря. Патриарх Каллиник V сделал монастырь общежительным в 1806 году и дал ему название «Подлинный Киновий Каллимахидов».

Однако с началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок, а несколько позднее был впутан в судебные споры о границах с соседним Ксенофонтовым монастырем. Оказавшись после всего этого в поистине жалком состоянии, с 1840 года монастырь снова стал принимать монахов из России, которые очень скоро возросли в числе и стали составлять большинство. Таким образом, как и следовало ожидать, в 1875 году русские монахи впервые в новый период истории монастыря избрали настоятеля из своей среды, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря превышало 1000, а многие их соотечественники находились в других частях Афона.

Комплекс построек монастыря напоминает небольшой город с множеством многоэтажных построек и высокими куполами церквей. До последнего ужасного пожара (1968) архонтарик находился в одной из сторон монастыря и располагал просторным залом, в котором висело много фотографий царей. После этого архонтарик находится за пределами монастыря в одном из больших строений близ моря, которые использовались ранее для различных нужд, а в настоящее время закрыть.

Собор монастыря

Собор монастыря, как сообщает надпись над входом в литийный притвор, начали строить в 1812 году и завершили в 1821 году. Посвящен собор Святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы. Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковицы куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с сигиллом 1875 года песнопения во время службы ведутся на двух языках – греческом и русском, что сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря – отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. Трапезная эта очень большая и просторная: она может обслуживать одновременно около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (один из них необычайно тяжел и огромен), а перед фасадом, слева от входа находится внешне отличающийся от прочих фиал водосвятия.

Пантелеимонов монастырь

Кроме собора, на территории монастыря и за ее пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы в тыльной части собора и Святого Митрофана к западу от библиотеки: в первой из них служба ведется на греческом языке, во второй на русском. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, Святого яСтергия, Святого Димитрия, Архангельская, Святого Герасима, Святых Константина и Елены, русских равноапостольных святых Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня Святого Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом. На южной стороне из 8 часовен после пожара остались две – Святого Саввы и Святого Николая.

За пределами монастыря сохранились две часовни – Святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (все святые – московские митрополиты) на кладбище и Преображенская в нынешнем архонтарике. У монастыря есть также 5 келий – Святого Евфимия, Святых Бессребреников, Живоносного Источника, Святого Стефана и Святого Георгия. Две последние из них находятся в Карее, причем келья Святого Георгия является представительством.

Кроме того, монастырю Святого Пантелеймона принадлежат также четыре экзартимы – подворье Хромицы или Хромитиссы в начале полуострова, неподалеку от Уранополя (общежительное с немногими русскими монахами), скит Ксилургов или Богородицы (общежительный всего с несколькими болгарскими монахами) в районе Пантократорова монастыря, Новая Фиваида или Гурноскит (покинутый скит на юго-западной стороне Афона) и Палеомонастиро (т.е. Старый Монастырь, в настоящее время закрытый).

Пантелеимонов монастырь

Из сокровищ монастыря следует упомянуть прежде всего много переносных икон, в том числе Богородицы Иерусалимской, Предтечи, Святого Пантелеймона, мозаичную икону Святого Александра Невского и ряд других икон, множество церковной утвари, в основном русской работы, кресты, медальоны, части Животворящего Древа Креста Господня, мощи святых и др. Кроме того, в Покровской часовне хранятся замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие – подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Очень богата монастырская библиотека , расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов в конвертах. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются две – Евангелие (№ 2) и 16 Речей Григория Богослова (№ 6). Кроме отдела рукописей в библиотеке есть более 20000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и очень ценные старые издания.

Пантелеймонов монастырь является общежительным с 1803 года и занимает девятнадцатое место в иерархическом ряду 20 афонских монастырей. Здесь проживает около 30 монахов, из которых только один грек.

Предание.

Вмч. и целитель Пантелеимон

Святой великомученик и целитель Пантелеимон, особо почитаемый в России, пострадал за веру Христову, будучи усечен мечом. Предание гласит, что привязали его для свершения казни к старой маслине. Булатный меч палача, однако, сделался мягким, как воск, и не оставил следов не шее святого. Видя это, воины отказались было совершить указанное им, но святой Пантелеимон велел им исполнять приказ царя. Когда голова юного угодника Божия покатилась по земле, все увидели, что вместо крови из раны истекает молоко. Но это было лишь началом чудес! Молочно-белая жидкость впиталась в землю под старой сухой маслиной, и все, кто находился у места казни, не веря вначале своим глазам, увидели на ней прекрасные спелые оливки. Вскоре стало ясно, что они чудодейственны - съевший маслину получал исцеление от любой болезни прямо на глазах у изумленного народа.

Тогда нечестивый император Максимиан велел срубить маслину и сжечь - и ее, и тело святого. Маслина сгорела, но тело огонь даже не тронул. Вскоре старый корень дал побег, и это было как символ смерти и воскресения…

А сто лет назад некий русский монах взял косточку плода «воскресшей» маслины и посадил в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Маслина выросла, сейчас на ней горит неугасимая лампада в жестяном ящичке, и за ней заботливо ухаживают насельники обители.
Существует предание о том, что, если это дерево начнет иссыхать, то это будет означать приближение эпохи угасания для всей Святой горы.

Вконтакте

Года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).

Первоначально обитель Россов, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, располагалась в дремучей дубраве на восточном склоне Святой Горы и носила название «Богородица» (другое название – Ксилургу , по-русски: Древоделя, что связано с основным занятием насельников обители).

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.

Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение - чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.

Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.

Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее - Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва.

Высокие пирги (башни) Старого Руссика с южной и восточной сторон только каменными стенами отстаивают себя от вековых потрясений времени, в исполинском виде возникая над мёртвою тишиною пустыни и над непробудным сном давно почивших в Бозе её смиренных обитателей. Деревянные работы в пиргах истлели. Местность старого Русского монастыря

чрезвычайно тиха и увлекательна безмятежием и строгостью отшельничества. Нагорный лес со всех сторон утаивает монастырь, и только с северо-западной стороны его открывается поразительный вид заоблачных высот далёкого Олимпа и играющие волны Монте-Санто. Шумный ключ, выходя из соседственной горы и пробиваясь сквозь камни и живописную поляну, легко и быстро охватывает монастырь с севера и невдалеке от него, уносясь в дебри, теряется в её низменных кустарниках. На юго-восточной башне монастыря и поныне ещё не рассыпался маленький храм Предтечи Господня. Вековой деревянный крест осеняет эту сиротствующую святыню.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке. С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика.

Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии.

Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека (см.: 1 Пет. 3, 4).

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.

На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол - звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона. Октябрьская революция 1917 г. сделала невозможными контакты между Святой Горой и Русской Церковью.

К 1959 г. русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы.

В 1959 г. в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи.

В1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — на следующий год прибыл на Афон. Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.

С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем и на праздник великомученика Пантелеимона. В мае 1978 г. в монастырь св. Пантелеимона прибыли пять монахов.

16 апреля 1985 г. Кинот Святой Горы на чрезвычайном собрании принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон шести русским, а также болгарским и румынским монахам.

В марте 1987 г. в монастырь св. Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 г.) братия насчитывала 40 человек.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.

В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Иерусалимского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прпмч. Стефана Нового, вмц. Марины, мчч. Трифона и Параскевы, свв. бессрр. Космы и Дамиана, прп. Исаакия Далматского, прав. Иосифа Обручника и других святых. В храме Покрова Богородицы находятся чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской». В обители много и других чтимых икон. В частности, древняя икона св. великомученика Пантелеимона, образ Иоанна Предтечи и мозаичная икона св. Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 г.

В богатейшей библиотеке монастыря находится 1320 греческих и 600 славянских рукописных кодекса и сыше 25000 томов печатных книг.

Обители подчиняются несколько келий, в том числе святого Евфимия, Святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи, первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).

Обитель владеет подворьем в Хромице (Хромитиссе) в начале афонского полуострова неподалёку от Урануполиса, скитом в Ксилургу (греки называют его «Богородица»), Ново-Фиваидским скитом и (известным также под именем «Палэомона́стиро».

Русский монастырь неразрывно связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире.

Святой Силуан особо почитается на Святой Горе, еще недавно на Афоне можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы.

Семен Иванович Антонов - будущий старец Силуан - родился в 1866 г. в простой крестьянской семье в Тамбовской губернии. На Афон он приехал в 1892 г., в 1896 г. был пострижен в мантию, а в 1911-м в схиму.

«Одни грехи принес я в монастырь», — вспоминал впоследствии он своём приходе на Святую Гору. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу и стремлению к стяжании Божественной благодати. «Всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», писал преподобный, — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

В своих записках Святой рассказывает об явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.

В Пантелеимоновом монастыре долгое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем Силуаном произвела неизгладимое впечатление. Он полюбил подвижника и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный, встретив его в коридорах монастыря, сказал: «Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?». «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», — отвечал ему гость обители.

Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: «Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает».

«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», — ответил отец Мефодий.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил ко Господу десятки лет.

Скончался преподобный Силуан 11(24) сентября 1938 г. После блаженной кончины старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги старца Софрония Сахарова “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате. В 1992 г преподобный Силуан был включен и в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Описание:

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).

С 1979 г. по 2016 г. игуменом обители был .

2 октября 2016 г. в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем иеродиакон Евлогий (Иванов).

14 октября 2016 г. за Божественной литургией в Пантелеимоновом монастыре иеродиакона Евлогия в сан иеромонаха.

Интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия с возведением в сан архимандрита 23 октября 2016 г.

О. Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родился 12 октября 1958 г. в Челябинской обл. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 г. Рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 г. там же. Поступил в Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 г. Послушание проходил на подворье монастыря в Стамбуле.

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон ― http://afonit.info .

Всем паломническим и туристическим организациям, занимающимся отправкой паломников на Святую Гору Афон:

1. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь паломнику, желающему посетить обитель и поклониться ее святыням, предоставляет бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник может участвовать во всех монастырских богослужениях и трапезах, отдохнуть в монастырском архондарике, поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим мощам), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку.

2. Забронировать место в монастырском архондарике можно как лично, так и через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные (по специально установленной форме) в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: [email protected] .

3. Если паломник пожелает остаться в монастыре более чем на одни сутки, то он должен в своей заявке на посещение монастыря, направленной в адрес Паломнической службы обители, указать дни своего пребывания на послушании.

4. Если паломник намерен посетить другие афонские монастыри, скиты и келлии, то о своем ночлеге там он должен позаботиться самостоятельно, предварительно забронировав себе место в этих обителях.

5. Паломник сам или через туристические фирмы должен позаботиться о получении визы для въезда в Грецию. Паломническая служба Пантелеимонова монастыря не занимается оформлением таких виз и их продлением.

Страна: Греция Дочерняя организация: