Послание освященного архиерейского собора клиру, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви. Последование чина на основание храма. О нормах представительства на Собор

Послание освященного архиерейского собора клиру, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви. Последование чина на основание храма. О нормах представительства на Собор
Послание освященного архиерейского собора клиру, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви. Последование чина на основание храма. О нормах представительства на Собор

Публикуем архивный материал из старообрядческого журнала «Слово Церкви » №24 от 11 июня 1917 года. Мы намеренно сохранили оригинальное правописание.

31-го мая открылись заседания Освященнаго Собора старообрядческой Христовой Церкви . Перед началом Собора в Покровском храме Рогожскаго кладбища соборне был совершен канон-молебен Живоначальной Троице.

Первое заседание Собора начинается в половину второго часа дня. Заседания происходят в Христорождественском храме. Присутствуют: архиепископ московский Мелетий , епископы: Антоний пермско-тобольский, Кирилл одесско-балтовский и всея Бессарабии, Феодосий кавказский, Иоасаф томский, Александр рязанский и егорьевский, Геннадий донской и новочеркасский, Ипатий ярославско-архангельский, Иосиф иркутский и всея восточный Сибири, Геронтий петроградский и тверской, Флавиан новозыбковский и временно киевский, в лице еп. Павла калужского - диакон Маркелл Кузнецов, Филарет казанско-вятский, Амфилохий уральско-оренбургский и все представители-священнослужители и миряне, прибывшие с уполномочиями от общин и приходов на всероссийский съезд и Освященный Собор. В председатели Освященнаго Собора избирается архиепископ Мелетий, в помощники ему епископ Геронтий петроградско-тверской, и секретарями: священники о. Феодор Гусляков и о. Георгий Макаров и из мирян - Д.С. Варакин и И.И. Захаров . Епископ Геронтий произносит пространную речь, в которой отмечает тяжелое положение России.

Несмотря на наступившую свободу, - говорит он, - нет полной радости среди народа: везде беспорядки и ужасы. Со свободой русские люди не умеют справляться. Свобода понята как свобода ругаться, нарушать заповеди: «не убей» и «не пожелай» что принадлежит другому. Все ещё продолжается тяжелая жестокая война. Что будет дальше - известно одному Богу. Приводя далее пророков и святых отец, епископ Геронтий доказывает, что мы у преддверия «исполнения времени» и всему этому надлежит быть. Что делать? Ответ даёт пророк Даниил: только «люди знающие своего Бога» уразумеют это. Мы теперь как спящие. Нужно встать и объединиться на защиту дорогого отечества.

Заслушивается доклад соборной комиссии по ходатайствам, что ею сделано со времени прошлаго Освященнаго Собора. На заседаниях комиссии рассмотрен «проект правил о монастырях » и поручено епископу Геронтию представить его в министерство внутренних дел и членам Государственной Думы. Проект этот был передан гг. Маклакову и Каптереву . Постановлено возбудить ходатайства:

  1. Пред верховным главнокомандующим, пред начальником главного штаба и пред военным министром по поводу незаконного требования от старообрядцев, при поступлении в школу прапорщиков в город Чистополь - принятия именуемого православия;
  2. Пред начальником главного штаба верховного главнокомандующего о допущении при каждом старообрядческом военном священнике по одному псаломщику и денщику из воинов старообрядцев по указанию самих священников;
  3. Пред военным министром об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о предоставлении права старообрядческим приходам и общинам избирать достойных в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников ополчения, освобождая их от мобилизации;
  4. Пред министром юстиции о циркулярном разъяснении, что под отрешением от должности старообрядческих священников разумеется не воспрещение им совершать богослужение, а отстранение от исполнения обязанностей, предоставляемых регистрацией их при общинах. Вместе с чем постановлено просить также членов Государственной Думы о внесении в установленном порядке собственнаго законопроекта. Все это было исполнено.

Обсуждалось «Положение о старообрядческих общинах » в редакции, одобреной Государственной Думой, и выражены пожелания о внесении указанных комиссией поправок. Поручено членам комиссии епископам Геронтию и Иннокентию входить лично, в случае надобности, с соответствующими ходатайствами в подлежащие учреждения. На возбужденные ходатайства последовало следующее: о незаконном требовании в г. Чистополь в школе прапорщиков от генерального штаба по мобилизационному отделу, от 24-го ноября, прислано обширное объяснение, что в данном случае произошла-де ошибка: штаб казанского военного округа ошибочного причислил старообрядцев поморского согласия к разряду сектантов, и по получении штабов казанского военного округа разъяснения главного штаба, что старообрядцы всех согласий могут приниматься в школы подготовки прапорщиков, независимо от перехода в православие, были тогда же приняты меры к исправлению допущенной ошибки и отдано приказание о зачислении (уволенных) в 1-ю казанскую школу подготовки прапорщиков. 2) На ходатайство об открытии штатов псаломщиков и денщиков при военных священниках из ставки верховного главнокомандующего последовала 29-го октября телеграмма следующего содержания: «1045 причетники добавлены, денщики назначены 13015. Дежурный генерал Кондзеровский». Но, как выяснилось из присланной о. Д. Смирновым копии распоряжение было сделано такое (тоже от 29-го октября): «Назначить денщиков по одному на двух священников». Затем от 7-го февраля было сообщено от начальника мобилизационного отдела генерального штаба, что «вопрос о прислуге для исполнения церковных треб разрешён благоприятном смысле». 3) Об освобождении от призыва старообрядческих священнослужителей, рукоположенных во время войны и о праве общины и приходов избирать кандидатов в священнослужители и для исполнения обязанностей псаломщиков из числа ратников, ответа не последовало. Был только запрос из московского градоначальства: «Сообщить подробно список взятых в войска священнослужителей». На это было отвечено, что таковых сейчас нет, а взятые ранее освобождены. 4) На ходатайство об отмене наказания священников устранением от должности и о разъяснении: что подразумевается под удалением от должности, министерство юстиции от 16-го января, за № 2184 (но получено только 1-го мая), разъяснило, что удаление от должности значит - «воспрещение занимать равную или высшую должность». «Таким образом, - говорится далее в ответе, - старообрядческое духовное лицо, при удалении от должности, не теряя присвоенных их духовному сану и вытекающих из таинства рукоположения прав, лишаются всех тех прав, которые связаны с занимаемой ими должностью духовного лица общины и которое указаны в ст. 21-58 Им. Выс. Ук. 17-го октября 1916г., как-то: отправлять в общину духовного требы, вести книги, заведовать делами общины и т.п. Что же касается исключения из уголовных законов удаления от должности в качестве наказания применяется к духовным лицам всех христианских вероисповеданий, как предусмотренное высоч. утвержд. 22-го марта 1903г. Угол. Улож.». 5) Кроме этих общих ходатайств, были возбуждаемы членами ещё частные ходатайства: а) епископом Геронтием об освобождении от призыва псаломщиков по одному штатному на приход. На это последовал из мобилизационного отдела главного управления генерального штаба отказ, с указанием, что «низшие члены окончания курса в одном из поименованных в 98 ст. Устава о воинской повинности заведений»; б) архиепископом Мелетием и епископом Александром пред военным министром о не принуждении старообрядческих воинов брить бороды. Ответ на это последовал благоприятный: от наказного атамана Войска Донского, что «в войске Донском не только не принуждаются к бритью бород казаки-старообрядцы, а наоборот ношение бороды всеми вообще казаками поощряется». И от протопресвитера военнаго и морского духовенства (на такое же прошение епископа Геронтия), с указанием на ст. 855 кн. VII свода военных постановлений 1869г., изд. 2-е: «нижним чинам не возбраняется ношение бороды»; в) так как румынский фронт выделился из юго-западного фронта и отсюда наших священников не отпускали на румынский фронт, архиепископом Мелетием военному министру Гучкову была подана телеграмма о зачислении в штат ещё двух священников при канцелярии снабжений армий румынского фронта, с определением к ним, по штату, псаломщиков и денщиков. Ответа до сих пор не последовало.

Подавались прошения по частным случаям: архиепископом Мелетием - об освобождении от мобилизации диакона Игнатия Бирюкова , которого тульское губернское правление отказало зарегистрировать в общину и диаконов: Георгия Карлина и Романа Сальникова . Ответа не получено. Выдавались свидетельства и удостоверения священнослужителям, не зарегистрированным - о их рукоположении и праве освобождения от призыва, на основании ответа главного штаба, за № 9943 и о допущении приходских священников в тылу исправлять солдат. Последнее удовлетворялось. Епископом Геронтием были возбуждены ходатайства: а) об освобождении взятаго на военную службу диакона Безчитинова, ст. Елизаветинской. Диакон этот был освобожден; б) об освобождении воинов-старообрядцев в воскресные и праздничные дни на молитву там, где имеются старообрядческие храмы. Список таковых в городах и местах на фронте и близ фронта был сообщен; в) в свободном выпуске военных священников исполнять требы среди старообрядцев и о свободном исполнении воинами исповеди и причащения у свои священников; и много других честных переписок было с начальниками и командирами отдельных частей.

Таким образом, как видится, из представленнаго доклада комиссии по ходатайствам, не все, о чем просили, было удовлетворено старым правительством: много разных ограничений остались в своей силе и поныне, несмотря на достигнутую свободу. Хотя и были отменены многия ограничения, но они большею частью касались иноверных и инославных исповеданий - католиков, евреев и других. Вследствие сего заключение доклада высказывается о необходимости заблаговременно возбудить целый ряд ходатайств, чтобы основные законы нашего отечества, а не временныя правила и циркуляры охраняли наши церковно-религиозные права, права нашей христопреданной иерархии, имущество наших приходов, церквей и монастырей, созданных нашими трудами и усердием наших христиан православных.

Военный священник о. Гамаюнов предлагает войти с ходатайством перед Временным Правительством о допущении по одному старообрядческому священнику в каждую армию, так как находящихся священников на фронте недостаточно, и они не могут удовлетворить духовных нужд всех воинов-старообрядцев.

Протоиерей А. Стариков говорит о необходимости ходатайствовать о старообрядческих школах и вообще о старообрядческих просветительных учреждениях.

Еп. Геронтий находит нужным ходатайствовать о назначении старообрядческих священников в портовые города: Владивосток, Ревель и др., где много воинов-старообрядцев; об отмене всех религиозных ограничений для старообрядцев.

Священник Ф. Гусляков вносит предложение ходатайствовать об изменении для старообрядцев, в духе их исповедания, всех существующих форм присяги, как-то: для свидетеля, на должность судьи и т.п.

Постановлено

Для возбуждения по всем таким вопросам ходатайств избрать комиссию от Освященнаго Собора и поручить ей возбуждать соответствующия ходатайства совместно с комиссией, избранной для сего всероссийским съездом. В сказанную комиссию от Освященнаго Собора избираются: епископы: Александр рязанский и егорьевский, Геронтий петроградский и тверской, Иннокентий нижегородский и костромской и Геннадий донской и новочеркасский, священники: о. А. Калягин , о. Н. Швецов , о. В. Щиголин и о. Ф. Гусляков и протодиакон Л. Овсянников . Вне программы архиепископ Мелетий заявляет, что поступило предложение от Совета всероссийскаго единоверческаго съезда - принять его представителей во главе с еп. Андреем уфимским для выслушивания их заявления по вопросу о соединении. Решено принять представителей Совета единоверческаго съезда честным образом, в помещении конторы Рогожского кладбища, в шесть часов вечера сего 31-го мая, допустить присутствовать при этом всех желающих из числа участников Освященнаго Собора.

Заслушивается доклад епископа Амфилохия уральско-оренбурскаго о прославлении старообрядческих мучеников: епископа Павла Коломенскаго , протопопа Аввакума , диакона Феодора , княгини Урусовой , боярыни Морозовой и других пострадавших от последователей Никона за древнее благочестие. Все участники Освященнаго Собора высказываются единогласно за необходимость прославления всех этих страдальцев за святую веру и древния св. предания; но относительно совершения им службы одни высказываются за то, чтобы совершать ее по Общей Минее, а другие - чтобы составить каждому в отдельности свою особую службу. Те, которые высказываются за совершение службы по Общей Минее, выражают опасение, как бы составленные новых служб не вызвало среди темных масс смущения. Те же, которые говорят о составлении особых служб, доказывают, что таким образом совершится более яркое прославление святых страдальцев, ибо в стихирах и прочих песнопениях могут быть соответственно выражены подвиги страдания и то, за что эти св. страдальцы приняли мучения. В Общей Минее содержатся общие выражения, не в полной мере подходящия для данного случая. Опасаться смущения в настоящем деле не должно, ибо, - указывал свящ. о. И. Кудрин , - св. Злотоуст в одном их писем к диаконисе Олимпиаде, писал, что бояться соблазнов в таких делах не следует.

Свящ. о. А. Стариков указывает, что в древнее время некоторые службы составлялись иногда не только святыми, но и не православными. Однако св. Церковь принимала эти службы и входила их в свой церковный круг богослужений.

Постановляется : Старообрядческих мучеников прославить. Вопрос - совершать ли им службу по Общей Минее или составить особыя службы - решить посредством подачи записок. Участвовать в голосовании имеют право все, имеющие право присутствовать на Освященном Соборе. Голосование это отнести на следующий день.

Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей самарской епархии. Епископ Александр оглашает постановления предыдущаго Освященнаго Собора по этому вопросу. Постановление это гласит:

Просить архиепископа Мелетия, совместно с представителями самарской епархии, принять меры к убеждению о. Исидора астраханского принять сан епископа на самарскую епархию. В случае же, если о. Исидор не согласится, побудить христиан самарской епархии созвать экстренный епархиальный съезд, на котором непременно избрать из числа рекомендованных Освященным Собором кандидатов себе епископа.

Представители самарской епархии заявляют, что они обращались с убедительной просьбой к о. Исидору, но он сначала давал неопределенные ответы: то соглашается, то откладывает свое решение. Но, наконец, решительно отказался.

Постановлено : Уполномочить от Освященнаго Собора московского архиепископа Мелетия и казанско-вятскаго епископа Филарета, совместно с представителями самарской епархии, поехать к избранному этой епархии о. Исидору астраханскому и еще раз предложить эту принять сан епископа на вдовствующую самарскую епархию. И если о. Исидор даст свое согласие, то немедленно же рукоположить его в епископа на эту епархию. А если о. Исидор не подчинится воле Божией, то самарская епархия должна на первом же своем епархиальном съезде, не далее сентября месяца сего 1917 года, избрать новаго кандидата и убедить его принять сан епископа на их епархию. И этот новый кандидат также немедленно должен быть рукоположен во епископа на самарскую епархию.

Обсуждался вопрос о замещении вдовствующей саратовской епархии. Саратовская епархия, в лице своего епархиальнаго съезда избрала кандидатом во епископы себе священника о. Константина Александровича Базанова . Освященный Собор соизволяет на это избрание.

Присутствовавший на Соборе о. Константин упорно отказывается от принятия на себя такого великого сана. Он словно умоляет Освященный Собор освободить его от этого непосильного бремени. Но Освященный Собор многими убеждениями достиг того, что о. Константин, подчиняясь воле Божией, изъявляет свое согласие принять сан епископа на саратовскую епархию. Освященный Собор совершает молитву (15-ть поклонов) о здравии и спасении новоизбраннаго во епископа на саратовскую епархию-священно-иерея Константина и постановляет: не далее, как через три месяца рукоположить его во епископа саратовскаго.

Представители киевской и новообразуемой харьковской епархии заявляли, что между ними состоялось следующее соглашение: киевская епархия, временно находящаяся ныне в ведении епископа Флавиана новозыбковскаго, желает соединиться с новой харьковской епархией. Кроме того, некоторые общины и приходы одесско-балтовской епархии изъявили также согласие на присоединение к новой харьковской епархии. Освященный Собор постановляет: объединить киевскую епархию с вновь учреждаемой епархией харьковской. Относительно же присоединения к этой епархии приходов одесско-балтовской епархии вопрос оставить открытым.

Старообрядческий церковно-общественный журнал
«Слово Церкви » №24
1917 год

5 (100%) 14 votes

Во вторник, 21 октября на Рогожском открылся ежегодный Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви. Публикуем ниже его решения, комментарии с официального сайта и наши наблюдения.

Высокопреосвященнейший Митрополит Корнилий направляется на Собор в сопровожнении духовенства и мирян

Впервые заседание прошло не в одном из храмов Рогожской Слободы, а в зале соборов недавно отреставрированного Дома Причта.


Дом Причта впервые принял столь многочисленных гостей

В качестве обновления статьи приводим опубликованные на официальном сайте решения Собора, а ниже поместим своё видение того, как он проходил, а также соответствующий рассказ Митрополии РПСЦ.

Решения Освященного Собора РПСЦ

1.​ О кандидатах в архиереи.

​ 1.1. Представить на утверждение Архиерейского Собора кандидатуру иерея Сергия Чаловского (Усть-Каменогорск).

​ 1.2. Предложить высокопреосвященнейшему митрополиту Корнилию рассмотреть возможность рукоположения в диаконы чтеца Георгия Закалюкина (Пристань), чтеца Всеволода Станичева (Москва), уставщика Александра Антонова (Бор).

​ 1.3. Предложить преосвященному епископу Силуяну рассмотреть возможность рукоположения чтеца Василия Коробейникова (Томск), чтеца Димитрия Пронина (Красноярск).

2.​ О причащении. Существующая практика и нарушения.

​ 2.1. Принять к сведению доклад преосвященного епископа Силуяна.

​ 2.2. Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год при соответствующей подготовке, после личной исповеди и благословения духовным отцом перед каждым причащением.

3.1. Состав Совета благочинных формировать преосвященному Евфимию, епископу Казанско-Вятскому.

3.2. Решения Совета благочинных утверждать Советом Митрополии, при необходимости выносить на Освященный Собор.

3.3. Информационно-издательскому отделу Митрополии публиковать в церковной периодике утвержденные Решения Совета благочинных.

4.​ Об изменении границ епархий.

4.1. Вывести территорию Республики Мордовия из состава Казанско-Вятской епархии и включить в состав Самарской и Саратовской епархии.

​ 4.2. Продолжить рассмотрение вопроса о епархиальной принадлежности территории Крыма на следующем Освященном Соборе.

5.​ О духовном окормлении старообрядцев в Эстонии, Латвии и Литвы.

5.1. Вынести вопрос об окормлении старообрядцев в Эстонии, Латвии и Литвы на совместное архиерейское совещание с Белокриницкой Митрополией.

6.​ О ситуации в Уральске.

6.1. Призвать христиан совершать паломнические поездки к мощам святителя Арсения, епископа Уральского (г. Уральск), а также вносить пожертвования для общины г. Уральска на поддержку храма, в котором покоятся мощи святителя.

7.​ О ситуации в Христорождественском приходе г. Сиднея, Австралия.

7.1. Просить высокопреосвященнейшего митрополита Корнилия направить священника для временного окормления Христорождественской общины г. Сиднея.

7.2. Просить преосвященного Евфимия, епископа Казанско-Вятского, рассмотреть возможность рукоположения диакона Валерия Тимофеева в иереи.

​ 8. О ситуации Чувашии.

​ 8.1. Принять к сведению сообщение диакона Валерия Тимофеева.

9. Об обращении митрополита Леонтия о возвращении жезла митрополита Амвросия.

9.1. Предложить высопреосвященнейшему Леонтию, архиепископу Белокриницкому и всех древлеправославных христиан митрополиту, рассмотреть на Общем Соборе двух Митрополий вопрос о месте постоянного пребывания жезла и мощей святителя Амвросия, митрополита Белокриницкого.

10. О ситуации в Дальневосточной епархии.

10.1. Принять к сведению доклад преосвященного Патермуфия, епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока.

10.2. Разделить Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию на Иркутско-Забайкальскую и Хабаровскую и всего Дальнего Востока.

10.3. Включить в состав Иркутско-Забайкальской епархии: Иркутскую область, Республику Бурятия, Читинскую область, Республику Саха (Якутия), Амурскую область.

10.4. Включить в состав Хабаровской и всего Дальнего Востока епархии: Приморский край, Хабаровский край, Магаданскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ, Камчатскую область, Сахалинскую область.

10.5. Назначить правящим архиереем Иркутско-Забайкальской епархии преосвященного епископа Патермуфия.

10.6. Поручить митрополиту Корнилию временно окормлять Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию.

11. О нормах представительства на Собор.

11.1. Всех служащих священников и диаконов считать делегатами Освященного Собора РПСЦ.

11.2. Установить норму представительства на Освященном Соборе для мирян по одному делегату от каждой общины.

11.2. Приглашать на Освященный Собор по одному делегату от значимых церковных организаций и отделов Митрополии по благословению Митрополита.

12. О финансовом положении Митрополии.

12.1. Принять к сведению сообщение главного бухгалтера Митрополии Н.Е. Смирновой.

13. О ситуации в Украинской епархии.

13.1. Принять к сведению доклад преосвященнейшего Саватия, архиепископа Киевского и всея Украины.

13.2. Призвать христиан к усиленной молитве о мире на Украине и сбору благотворительной помощи для пострадавших в результате конфликта.

13.3. Призвать христиан оказывать содействие беженцам из зоны конфликта.

14. О внесении изменений в устав епархии.

14.1. Изложить пункт 1.1 устава Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви в следующей редакции: «Наименование: Религиозная организация Казанско-Вятская епархия Русской Православной старообрядческой Церкви».

14.2. В типовых уставах епархии Русской Православной старообрядческой Церкви использовать следующее наименование епархии: «Религиозная организация (наименование) епархия Русской Православной старообрядческой Церкви». Принять типовой устав епархии в новой редакции.

15. О внесении изменений в типовой устав общин.

15.1. Привести типовой устав общин. в соответствие с требованиями действующего законодательства.

15.2. На период между Освященными Соборами передать митрополиту Московскому и всея Руси полномочия по утверждению изменений в уставы епархий и местных религиозных организаций согласно требованиям органов юстиции.

16. О служении черного духовенства в мирских приходах и служении вдовых священников.

16.1. Принять к сведению доклад иерея Глеба Бобкова.

17. Об отношении к брадобрийству.

17.1. Призвать архиереев и духовных отцов обращать внимание на внешний вид христиан, включая церковнослужителей, понуждая их, в том числе соответствующими прещениями, к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения.

17.2. Не допускать вхождение подверженных данным грехам во Святыи алтарь.

17.3. Напомнить пастырям Соборное постановление 1908 г.: «Признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному Апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника».

17.4. Призвать общины и мандатную комиссию Освященного Собора к более точному исполнению пункта 6.2 постановлений Освященного Собора 2007 года: «Не могут быть избираемы на Освященный Собор лица явно порочного поведения и облика» и не допускать на Освященный Собор брадобрийц.

Митрополит Московский и всея Руси КОРНИЛИЙ

Архиепископ Киевский и всея Украины САВАТИЙ

Епископ Новосибирский и всея Сибири СИЛУЯН

Епископ Донской и Кавказский ЗОСИМА

Епископ Кишиневский и всея Молдавии ЕВМЕНИЙ

Епископ Иркутско-Забайкальский ПАТЕРМУФИЙ

Епископ Ярославско-Костромской ВИКЕНТИЙ

Епископ Казанско-Вятский ЕВФИМИЙ

В начале первого дня приехавшие со всех концов света делегаты обсуждали повестку Собора, а после обеда приступили к рассмотрению утверждённого списка вопросов по существу.


Делегаты Освященного Собора в новом зале соборов Дома Причта. Фото о.Алексея Лопатина, www.rpsc.ru

Путь на второй этаж преграждали казаки Рогожской казачьей станицы.

У входа на морозе дежурил практически полный состав ушедшей в раздор ДЦХ БИ, чьё письмо с обращением к соборянам с просьбой «покаяться» в очередной раз было подано на рассмотрение.


Представители ДЦХ БИ, “признающие Белокриницкую иерархию”

При виде меня о.Александр Черногор пообещал в ближайшее время передать опровержение на расследование сайта , которые мы теперь с нетерпением ждём…


Все семь лет неутомимые борцы за “чистоту Православия” не представляют жизни без тех, от кого отделились…

Заседание первого дня закончилось после 20:00, рядовые участники направились на трапезу, а архиереи проследовали в здание Митрополии РПСЦ на архиерейский Собор.


Архиереи кроме Освященного Собора участвуют еще и в Архиерейском соборе и Архиерейском суде

Многие, даже издалека, прибыли в Москву на личном транспорте, поскольку Собор – еще и повод купить книги, церковную литературу и календари на будущий год.


Иномарки на Рогожском – не признак зажиточности, а следствие смерти отечественного автопрома

В прошлом году один из епископов вместе с местным священником приезжал на сильно «бывалой» 9-й модели Жигулей, в этом был замечен на бюджетном «Рено» с пластиковой обивкой салона. Остальные машины также представляли средний и ниже среднего класс, что хоть и удручает, но вызывает большое уважение.


Покровский храм в этом году был отдан молящимся, которых также было больше обычного.

Освященный Собор. Итоги первого дня. RPSC.RU

В духовном центре Московской Митрополии, что на Рогожском, под председательством митрополита Московского и всея Руси Корнилия в эти дни проходит ежегодный Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. На собор прибыл 171 делегат, из них 69 мирян.


Архиереи на Освящённом Соборе РПСЦ. фото о.Алексея Лопатина, www.rpsc.ru

Епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви на открывшемся Соборе представлены восемью архиереями: митрополит Московский и всея Руси Корнилий, архиепископ Киевский и всея Украины Саватий, епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян, епископ Донской и Кавказский Зосима, епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений, епископ Ярославский и Костромской Викентий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Патермуфий, епископ Казанско-Вятский Евфимий.


В течение всего дня на Рогожском было тихо и безлюдно

Заседания Собора впервые проходят в новом соборном зале отреставрированного здания Дома причта. Открытие заседания по традиции предварил молебен Пресвятой Троице в Покровском кафедральном соборе, затем с докладом перед соборянами выступил высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

Доклад Преосвященнейшего Митрополита Корнилия на Освящённом Соборе 2014 года. Фото о.Алексея Лопатина, www.rpsc.ru

В докладе владыка Корнилий рассказал об итогах церковной жизни и деятельности Митрополии за минувший год. В частности, владыка отметил, что в этом году немалое внимание было уделено ознакомлению с ситуацией на местах, решению вопросов жизни общин и епархий РПСЦ. Со времени прошлого Собора были совершены архипастырские поездки по территориям большинства епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во время этих визитов были организованы совещания епархий, освящение храмов, рукоположение священнослужителей, решение других вопросов местной церковной жизни. За этот год в РПСЦ было совершено пять священнических хиротоний, две диаконские и одно возведение в сан протоиерея.

29 сентября 2013 года в городе Хмельницком (Украина) митрополит Московский и всея Руси Корнилий вместе с архиепископом Киевским и всея Украины Саватием освятили новопостроенный храм во имя святого великомученика Георгия.

24 октября 2014 года на память апостола Филиппа в селе Егоровка (Молдавия) был освящен новый храм в честь праздника Рожества Пресвятыя Богородицы. Чин освящения и божественную литургию возглавили митрополит Корнилий и епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений.

11 мая 2014 года совершено освящение храма во имя святителя Николы, Мир-Ликийских чудотворца, в г. Коврове Владимирской обл. Эта церковь была построена в начале XX века и недавно передана Русской Православной Старообрядческой Церкви.

5 июня 2014 года состоялось освящение храма в поселке Илеть республики Марий Эл. Чин освящения совершил преосвященный Евфимий (Дубинов), епископ Казанско-Вятский.

17 августа 2014 года состоялось освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы в городе Моршанске Тамбовской области.

В этом году впервые в новейшей церковной истории было совершена поездка предстоятеля Церкви по приходам со святынями, посвященная прп. Сергию Радонежскому. Икона с частицей мощей преподобного побывала в г. Бор Нижегородской области, в Костромской и Ярославской епархии – городах Костроме, Рыбинске, в старообрядческом Николо-Улейминском монастыре.

Также было проведено немало встреч с федеральными чиновниками, руководителями регионов и муниципалитетов. Одна из наиболее значимых встреч такого рода состоялась 29 октября 2013 года в городе Казани. На встрече с президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым владыка Корнилий обсуждал вопросы завершения восстановления Казанского кафедрального собора – главного храма Казанско-Вятской епархии.

24 апреля 2014 года по приглашению Администрации Президента митрополит Московский и всея Руси Корнилий принял участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

28 июля состоялась встреча с губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным. На ней были обсуждены вопросы завершения строительства старообрядческого храма в Барнауле.

По окончании доклада владыка благословил собравшихся начать работу Освященного Собора. В первой половине дня участники Собора избрали ведущих – о. Николу Думнова и о. Геннадия Чунина и утвердили повестку. Среди обсуждаемых вопросов намечены следующие:

Повестка дня на Собор:

– О кандидатах в архиереи
– О причащении. Существующая практика и нарушения (доклад преосвященного епископа Силуяна Новосибирского и всея Сибири)
– О порядке формирования Совета благочинных и утверждении его решений (доклад преосвященного епископа Евфимия Казанско-Вятского)
– Об изменении границ епархий: о переводе Республики Мордовия из Казанско-Вятской в Самарскую и Саратовскую епархию (доклад преосвященного епископа Евфимия Казанско-Вятского)
– О епархиальной принадлежности территории Республики Крым
– О финансовом положении Митрополии
– О ситуации в г. Уральске
– О ситуации в Христорождественском приходе г. Сиднея, Австралия
– О положении дел в приходах Чувашии
– О внесении изменений в устав епархии
– О духовном окормлении старообрядцев в Эстонии, Латвии и Литве
– О ситуации в Украинской епархии (доклад архиепископа Саватия)
– О ситуации в Дальневосточной епархии (доклад преосвященного епископа Патермуфия)
– О служении черного духовенства в мирских приходах и служении вдовых священников
– Об отношении к брадобрийству
– О нормах представительства на Собор

Заседание второго дня:

Второе заседание делегатов Освященного Собора РПСЦ открылось утром 22 октября. Несколько вопросов повестки дня были посвящены границам епархий, расположенных на территориях Мордовии, Дальнего Востока и Республики Крым.

Вопрос о церковном окормлении Мордовии не вызвал затруднений. Собор постановил вывести территорию Республики Мордовия из состава Казанско-Вятской епархии и включить в состав Самарской и Саратовской епархии.

Длительную дискуссию среди соборян вызывало обсуждение церковно-канонических границ Республики Крым. Дело в том, что после вхождения этого полуострова в состав России должны измениться и границы епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви. Однако на Соборе было решено, что проблема присоединения этой области сложна и зависит от многих политических обстоятельств. В результате дискуссии было принято решение перенести обсуждение этого вопроса на следующий Освященный Собор.

Непростым стало и обсуждение положения в Иркутско-Амурской епархии. Архиерей епархии владыка Патермуфий (Артемихин) и настоятель хабаровского прихода о. Александр Чукаленко рассказали, что в епархии необходимо значительно усилить работу по укреплению существующих общин и созданию новых. В силу огромных расстояний между городами представители епархии ходатайствовали перед Собором о ее разделе с целью более оперативного управления церковными областями. Собор пошел навстречу просьбам делегатов с Дальнего Востока и постановил на месте Иркутско-Амурской епархии создать две новые церковные области: Иркутско-Забайкальскую и Хабаровскую и всего Дальнего Востока епархии. Собор постановил включить в состав первой епархии: Иркутскую область, Республику Бурятия, Читинскую область, Республику Саха (Якутия), Амурскую область. К Хабаровской епархии отошли Приморский край, Хабаровский край, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Камчатская область, Сахалинская область.

Следующим вопросом повестки дня стало обсуждение современного положения старообрядческой общины города Уральска (Казахстан). Протоиерей Валерий Шабашов рассказал о непростом положении общины этого старинного центра старообрядчества. С одной стороны, в городе имеется обширный храм с ракой не так давно канонизированного старообрядческого святого - святителя Арсения Уральского, которого почитают практически все жители города. С другой стороны, содержание этого храма весьма дорого, и община находится на грани разорения. О. Валерий призвал создать фонд помощи этой общине. Освященный Собор призвал всех чад Церкви совершать паломнические поездки к мощам святителя Арсения, епископа Уральского (г. Уральск), а также вносить пожертвования для общины г. Уральска на поддержку храма, в котором покоятся мощи святителя.

Отдельным вопросом повестки дня стало духовное окормление старообрядцев, проживающих в странах Балтии: Эстонии, Латвии и Литве. Группы христиан Белокриницкой иерархии находятся в самых разных регионах этого края, самой крупной зарегистрированной общиной Балтии считается приход в г. Екабпилсе, где настоятелем является о. Василий Волков, рукоположенный архиепископом Софронием (Белокриницкая Митрополия). Соборяне постановили вынести вопрос об окормлении старообрядцев в Эстонии, Латвии и Литве на совместное архиерейское совещание с Белокриницкой митрополией.

Подобное же решение было принято в отношении обращения Духовного Совета Белокриницкой Митрополии, в котором выражается просьба вернуть архиерейский посох, некогда принадлежавший святителю Амвросию, родоначальнику Белокриницкой иерархии. Собор предложил рассмотреть вопрос о месте постоянного пребывания жезла святителя Амвросия, а также его мощей, перенесенных в конце 90-х годов из г. Триеста в г. Браилу – на Общем Соборе двух Митрополий.

Затем началось обсуждение вопроса о нормах представительства на Освященных Соборах. Эту тему предварило выступление владыки Корнилия, в котором он отметил отсутствие на Соборе священнослужителей, не являющихся настоятелями храмов. Владыка отметил, что не только настоятель, а все священники и диаконы должны быть делегатами Собора и представлять на Соборе общины, в которых они служат. Соборяне поддержали предложение митрополита, разрешив присутствовать на Освященных Соборах всем священнослужителям без исключения. Для мирян была установлена норма представительства – по одному делегату от каждой общины.

Третий день Освященного Собора открылся обсуждением положения в Киевской и всея Украины епархии. Краткий рассказ о ситуации в епархии прозвучал из уст архиепископа Киевского и всея Украины Саватия. Владыка отметил, что ситуация на Украине весьма напряженная, однако старообрядцев не трогают, поскольку их влияние на общественную жизнь невелико.

Затем выступил прихожанин Покровского старообрядческого кафедрального собора на Рогожском А.В. Сидякин. Он рассказал о своей поездке в Донецкую и Луганскую область. Как выяснилось, старообрядческая община с. Городище ныне находится в зоне боевых действий. Почти каждый день в районе происходят массированные артиллерийские обстрелы. Однако благодаря постоянной молитве жителей села в храме и практически ежедневной литургии в Успенском храме никто из старообрядцев села не погиб, хотя в окрестных селах всё разгромлено и есть немало жертв. В селе постепенно наступает голод, поскольку в полях невозможно работать из-за обстрелов и минирования. Сидякин предложил начать сбор гуманитарной помощи обездоленным жителями Луганщины. Это его предложение было поддержано Освященным Собором.

Также выступали представители старообрядческих общин с Западной Украины. Они рассказали, что ситуация в самих общинах спокойная, но некоторые политические силы пытаются вовлечь старообрядцев в этот гражданский конфликт. В своем большинстве старообрядцы, как и другие жители Буковины и Придунавья, не имеют желания участвовать в гражданской войне. Им непонятны цели и смысл этого кровавого противостояния. По окончании дискуссии Освященный Собор призвал христиан к усиленной молитве о мире на Украине и сбору благотворительной помощи для пострадавших в результате конфликта.

Затем соборяне выслушали просьбу представителей Казанской епархии, которая имеет государственную регистрацию. Власти в последние годы выдвинули новые требования к оформлению документов религиозных общин. Для согласования уставных документов согласно нормам российского законодательства требуется внесение определенных изменений в само наименование епархии. Собор благословил изменить наименование старообрядческих епархий. Теперь оно формулируется следующим образом: «Религиозная организация (наименование) епархия Русской Православной старообрядческой Церкви». Также принято решение привести типовой устав общин в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Последним вопросом третьего дня Собора стало обсуждение греха брадобрития. В ходе длительной и непростой дискуссии было высказано множество мнений. Звучали предложения признать брадобритие (равно как и брадострижение) ересью и лишить согрешающих этим грехом права входить на клирос или подходить ко кресту. Другие участники Собора говорили о недопустимости таких жестких мер.

В результате обсуждения Собор напомнил бреющимся или подстригающим бороды и усы о постановлении 1908 г., позволяющем духовным отцам отлучать таких людей, по рассуждению, от всякой церковной святыни, и постановил не допускать вхождение подверженных данным грехам во святой алтарь.

В XVII в. в государственном управлении вместе с государем соучаствовали Боярская дума, Земский собор, Освященный собор во главе с патриархом и народ. Какую роль выполнял каждый из субъектов управления? В Судебнике 1550 г. статья 98 закрепила порядок принятия законов и государственных решений, который включал инициативу царя, коллективное решение бояр и последующее утверждение царя. В XVII в. круг субъектов законодательства расширился и стал включать служилых людей, купечество и другие разряды населения, или «чины», которые подавали на имя государя коллективные ходатайства, или челобитные, а также земские соборы. Это видно из формуляра царских указов XVII в., который содержал сакраментальное указание на то, что данный указ является ответом на челобитье народа или является результатом совещания царя с Боярской думой, Освященным собором или принят Земским собором. Что же представляли собой Боярская дума, Земский собор и Освященный собор?

Ни Уложение 1649 г., ни другие законодательные акты не определили формально законом права думы, как, впрочем, и права государя, но о них можно судить по ее деятельности, которая нашла отражение на страницах Уложения и других источников. Боярская дума наряду с царем и под его эгидой являлась прежде всего законодательным органом. В Уложении есть указания на то, что источником многих, причем наиболее важных, законов являлись приговоры царя вместе с Боярской думой. Анализ законодательных актов, последовавших после 1649 г., показал, что по всем важным вопросам также имеются приговоры думы, в то время как по менее важным вопросам издавались указы царя без приговоров думы. Дума была высшей после царя судебной и апелляционной инстанцией, ряд судебных дел находился в полной ее компетенции. В этих своих функциях Боярская дума выступала как небюрократический орган, ограничивавший власть царя.

Численность думы на протяжении XVII в. постепенно росла. В 1613 г. она включала 29 человек, в 1675 г. -- 66, в 1682 г. -- 131 человека. Среди членов думы были бояре (соответственно 19, 23 и 66 человек), думные дворяне и думные дьяки. Главная роль принадлежала боярам, многие из которых являлись потомками бывших удельных князей, чьи земли были присоединены к Московскому княжеству. По мнению В. О. Ключевского, боярство смотрело на себя как на владетелей Русской земли. Только предки их правили Русской землей по частям и в одиночку, а теперь потомки их, собравшись в Москве в Боярской думе, стали править всем государством и все вместе. В руках бояр находилось центральное и местное управление, самая титулованная часть боярства составляла Боярскую думу. Все существенные дела в XVII в. решались «по боярскому приговору и указу государя», т. е. царь приказывал рассмотреть или решить тот или иной вопрос, а бояре вырабатывали и принимали конкретное решение. При решениях думы требовалось единогласие.

Отношения царя и думы в принципе определялись обычаем и традицией, но важное значение имели и другие привходящие факторы: фактическое соотношение сил между царем и думой, состояние страны, личность государя. Поскольку значение этих факторов изменялось не только от царствования к царствованию, но и из года в год, то и значение Боярской думы то поднималось, то уменьшалось. Это и дало некоторым исследователям основание отводить ей лишь совещательную роль. Однако дума фактически ограничивала власть царя даже тогда, когда она опускалась до выполнения чисто совещательной роли. А при благоприятных для боярства обстоятельствах она приобретала и четко сформулированные политические права. Например, первый из династии Романовых Михаил Федорович дал боярам подписку («запись») в том, что дума будет соучаствовать в управлении государством, и свое обещание выполнил. Дума ограничивала власть государя в течение всего XVII в. По словам В. О. Ключевского, «она была учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило». Именно этим объясняется тот факт, что Петр I, стремившийся стать абсолютным государем, тяготился властью Боярской думы и при первой возможности ее распустил.

В XVI--XVII вв. государь без думы и дума без государя с точки зрения людей того времени были одинаково ненормальными явлениями. Уложение 1649 г. законодательными источниками признает боярские приговоры наравне с государевыми указами. Нераздельность царя и думы отразилась и в общей законодательной формуле «царь указал и бояре приговорили». Дума и государь настолько срослись друг с другом, что бояре делили с царем не только все государственные заботы, но и участвовали во всех обыденных актах его жизни -- ходили вместе с ним в церковь, обедали и т. д.

Власть государя ограничивалась и другим институтом -- местничеством. Этот институт гарантировал боярам, а также в значительной мере двум другим «чинам» -- служилым людям по отечеству (дворянам) и гостям (богатым купцам) -- право занимать место в гражданской или военной иерархии соответственно их происхождению, благородству, знатности и чину их предков, что вместе входило в понятие «честь». Занять место в служебной иерархии, ниже «чести», считалось величайшим оскорблением. До отмены местничества в 1682 г. институт ограничивал государя в служебных назначениях и защищал бояр, дворян и гостей от его произвола. Правда, пережитки местничества давали о себе знать еще в XIX в. В 1809 г. в знак протеста против производства Барклая де Толли в генералы от инфантерии группа военачальников, которые превышали его чинами, должностями и наградами и у которых Барклай в прежних кампаниях был в подчинении, подала в отставку. Государственный секретарь Е. А. Перетц зафиксировал в своем дневнике следующий эпизод. На обеде у принцессы Ольденбургской, состоявшемся 27 декабря 1880 г., московский генерал-губернатор полный генерал князь В. А. Долгоруков выразил неудовольствие по поводу того, что был посажен по левую, а не по правую руку от хозяйки, т. е. на менее почетной стороне стола. В свое оправдание принцессе пришлось дать точную справку о времени производства Долгорукова в чин, сказав при этом Е.А. Перетцу: «Вы считаете это пустяками, а между тем оно не так. Немногие, как Долгоруков, прямо заявляют о своем старшинстве. Но если они не следуют его примеру, то это вовсе не доказывает, что они о старшинстве своем не думали».

В наиболее важные моменты жизни государства деятельность Боярской думы дополнялась земскими соборами, имевшими столь же важное значение, как и дума, только временно, на момент их работы. Земский собор не противостоял ни царю, ни Боярской думе, ни Освященному собору, он включал в себя все эти субъекты государственного управления и дополнялся «выборными». Термин выборные означал не только избранных населением, но также «лучших людей», назначаемых воеводами. На соборе выборные представляли служебные разряды населения и местности. Присутствие государственных крестьян зафиксировано только на двух из 57 земских соборов. Но относительно представительства крестьян необходимо принять во внимание два обстоятельства: а) город в административном смысле в XVI--XVII вв. еще не отделился от деревни, б) посадские -- городское налогоплатящее население -- по своим занятиям мало отличались от крестьян (у тех и других земледелие являлось главным источником средств существования), а по своим личным правам -- от государственных крестьян. Поэтому выборные от посадских могли представлять и интересы крестьян, но лишь отчасти, так как кроме общих у них были и различные интересы. На соборах редко были представлены все разряды населения и все местности. Но, согласно представлениям людей того времени, собор был законным тогда, когда в достаточной мере представлял мысль и волю земли. «Выборные» либо избирались самим населением, либо, когда население проявляло равнодушие и абсентеизм, назначались воеводами из числа наиболее состоятельной и влиятельной части населения. В первом случае составлялись письменный акт избрания и инструкция -- «наказ» избирателей.

Права земских соборов определялись обычаем и традицией, как и права царя и Боярской думы. Соборы созывались по инициативе царя или самими «чинами» в междуцарствие. Регулярности в созыве земских соборов не было, всего за вторую половину XVI--XVII в. Л. В. Черепнин зафиксировал 57 соборов, в том числе 46 соборов -- в XVII в. Компетенция соборов была очень широка: они избирали или утверждали государей на царство, санкционировали проведение крупных судебных, административных, финансовых и военных реформ, рассматривали вопросы внешней политики и налогов. Земский собор 1598 г. избрал на престол Бориса Годунова. Соборное определение в законодательной форме закрепило власть за новой династией и обосновало выбор божественным промыслом, желанием Ивана Грозного и Федора Ивановича передать престол Борису, личными качествами последнего, практикой других государств, где на престол избирались лица, не принадлежавшие к царскому роду, а также тем, что Бориса избрал правомочный орган в ответ на всенародное волеизъявление: «по челобитью бояр, всяких служилых людей, и гостей, и торговых людей, и черных людей, и всего многобесчисленного народного христианства, от конец до конец всех государств Российского царьствия». Царь Михаил Федорович несколько раз обращался к собору с просьбою «дать денег» и затем собирал их в количестве, определенном собором, ссылаясь на его приговор, что, по мысли В.И. Сергеевича, «выходит за пределы простого совещания». О том же говорят, по его мнению, и другие факты: «Алексей Михайлович важнейший законодательный акт своего царствования облекает в форму соборного уложения. <...> Чины собора 1648 г. подписали уложение. Но что значит подписать что-либо, или, как тогда говорили, приложить свою руку? Приложить руку к делу значит принять участие в его совершении, в данном же случае -- согласиться. Так именно понимали значение подписи люди Московского государства. <...> Отмена местничества совершилась также при участии выборных „общим советом всех". <...> Значение московских соборов не исчерпывается понятием совещательного учреждения: оно идет далее, хотя никакой указ формально и не признавал за ними того положения, которым в действительности они пользовались. Понятие абсолютной власти, во всей своей теоретической ясности и последовательности, окончательно сложилось у нас только в царствование Петра I». Петиции земских соборов имели для государя значение непререкаемого голоса народа и непременно вели к изданию соответствующих узаконений. «Земские соборы представляются несомненно полезными, как средство непосредственного общения государя с землей: из челобитных выборных людей государи прямо знакомились с потребностями страны, недостатками управления и злоупотреблениями органов администрации».

Выборные играли роль информаторов, консультантов, советников государя, выражали общественное мнение населения и, кроме этого, исполняли наблюдательно-контрольную функцию. По мнению русских людей того времени, для того чтобы решение верховной власти было законным и имело силу для всей страны, оно должно было быть публичным. Присутствие народа служило гарантом того, что все -- избрание на престол, коронация, составление судебника, объявление войны и т. д. -- делалось в соответствии с традицией, с соблюдением положенного ритуала, который легализировал данный акт, событие или решение.

Для XVII в. и более раннего времени было вообще характерно активное участие народа в жизни государева двора. Крестины детей, свадьба, избрание на царство, коронация, именины, похороны происходили в окружении народа, все тех же Освященного собора, Боярской думы, выборных от всех чинов из каждого города, а также и «черни», которая на соборах не присутствовала. Эти события сопровождались пирами и взаимными подарками, а также молебствиями, хождением царя и царицы по монастырям, церквам, богадельням, тюрьмам, прощением преступников и раздачей милостыни, денег, подарков, на которые уходили огромные средства из государевой казны. На коронации и свадьбе присутствовали те же люди, те же выборные и в том же числе, что и на Земском соборе, только в качестве гостей. Их присутствие являлось требованием ритуала, рассматривалось в качестве необходимого условия законности и действительности происходившего события. Народ в церемониях, на современный взгляд, играл декоративную роль. Возможно, так и бывало в спокойные времена, когда народу было безразлично, кто займет престол, на ком женится царь, кто станет приближенным к нему. Однако, когда народ имел претензии к властям, не симпатизировал претендентам и фаворитам, получить одобрение народа возможно было только при уступках и удовлетворении его требований. Если среди влиятельных лиц в окружении царя существовали серьезные противоречия, то соперничающие партии стремились заручиться поддержкой простого люда столицы и использовали ее в качестве весомого аргумента в политической борьбе.

Как видно из вышеизложенного, несмотря на существенные отличия Земского собора от сословно-представительных учреждений западноевропейских стран, он являлся представительным органом, ограничивавшим власть государя. Земские соборы не были непосредственными преемниками древнего веча, однако они вели свое начало примерно с той поры, когда вече прекратило свое существование. Имеются сведения о вечевых собраниях в Москве в 1547 г., во Пскове -- в 1534 г. и в начале XVII в. Вечевые традиции давали о себе знать в Москве и Новгороде во время городских движений середины XVII в. Без натяжки можно сказать, что народное представительство имело на Руси многовековую историю. Важная роль земских соборов и выборных в государственном управлении позволяет считать, что по крайней мере служилые люди и городское население являлись субъектами государственного управления в XVI--XVII вв. Сам факт, что народное одобрение являлось обязательным условием легитимности важнейших государственных событий, показывает, что народ считался субъектом государственного управления. Об этом же говорит и принесение присяги на верность новому царю каждым мужчиной государства.

Субъектами государственного управления являлись также московский патриарх и Освященный собор (собрание высших церковных иерархов). Поскольку вся жизнь русских людей XVII в., не исключая и царского дворца, была сильно ритуализирована, Освященный собор являлся непременным участником всех важных событий в жизни царской семьи, государева двора и страны. Духовенство окружало царя ежедневно и ежечасно, без участия духовенства, отнюдь не формального, царь не начинал ни одного предприятия, не совершал ни одного действия, ни одного важного поступка. Что касается патриарха, то он выполнял исключительно важную роль. О большом значении патриарха свидетельствует сама официальная форма обращения царя к нему -- царь называл патриарха отцом, что, по понятиям того времени, означало высший авторитет и признание известной зависимости и подчиненности. Патриаршество как институт представляло большую силу: оно опиралось на моральный авторитет христианства, стояло во главе могущественной организации -- Русской православной церкви, управляло белым духовенством и монастырями, игравшими в социальной и экономической жизни страны большую роль, имело значительные материальные ресурсы (огромный земельный фонд и 12.5% крестьян), свой двор и служилых людей.

Патриарх не являлся слугой или подданным царя, судить его могли только другие патриархи. Словом, патриаршество было государством в государстве. Это придавало патриарху как главе церкви громадный общественный и государственный вес. Если патриархом оказывалась крупная личность, он приобретал значение и вес в государстве, почти не уступающие значению и весу царя, как это случилось с патриархами Филаретом в 1619--1658 гг. и Никоном в 1651--1658 гг. Оба этих патриарха даже именовались Великими государями, т. е. имели тот же титул, что и сам царь. Хотя царь участвовал в выборе патриарха, решающее слово оставалось за церковными иерархами: царь назначал несколько кандидатов, имена которых записывались на бумаге, запечатывались в воск и пересылались церковному собору, который и производил избрание. Царь Алексей Михайлович признавал, что ему одному, без церковного собора, нельзя переменить патриарха, хотя бы тот и держался еретичества.

Итак, если царям казалось необходимым регулярно созывать земские соборы и приглашать на них народ для совета и принятия важных государственных решений, значит, в том была настоятельная общественная потребность. Если цари в своих указах ссылались на участие в принятии решения Боярской думы или Освященного собора, а при проведении внутренней и внешней политики -- на постановления земских соборов, значит, вся полнота власти государю не принадлежала, иначе ссылки были бы излишни. Не случайно, что в русской письменности с самого ее возникновения и до конца XVII в. «не было ни одной теории, которая устанавливала бы полную неограниченность царской власти. <...> Понятие неограниченности неизвестно русской литературе».

Хотя некоторые цари, как, например, Иван Грозный, претендовали на неограниченную власть.

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в расколе, столкновении старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган ("Освященный Собор") в полном составе входил в "верхнюю палату" Земского собора. Духовенство, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлось субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Семейное право в XV - XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: для мужчин - 15 лет, а для женщин 12 лет. "Домострой" (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог - "вено", обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела вековым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.

В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о "двух властях" (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала 18 века.