Всеволод Чаплин: православная политика. Из чего сделаны православные мальчики. Биография Всеволода Чаплина Некоторые резонансные суждения. Критика

Всеволод Чаплин: православная политика. Из чего сделаны православные мальчики. Биография Всеволода Чаплина Некоторые резонансные суждения. Критика

священник Русской Православной Церкви, протоиерей

Краткая биография

Все́волод Анато́льевич Ча́плин (31 марта 1968 года, Москва) - священник Русской Православной Церкви, протоиерей; c 31 марта 2009 года по 24 декабря 2015 года Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации с 24 сентября 2009 года по 17 июня 2017 года. Настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот. Член общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси с июля 2017 года.

Родился в семье профессора-агностика Анатолия Фёдоровича Чаплина. Приемный дед по линии матери – Всеволод Вениаминович Костин, внук К. Э. Циолковского . Обучался в средней школе № 836 в московском районе Гольяново. По собственным словам Чаплина, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришел сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему все равно поставят.

После окончания школы в 1985 году был зачислен в штат сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата в отделе экспедиции; по рекомендации председателя Отдела митрополита Питирима (Нечаева) поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1990 году.

С октября 1990 года по март 2009 года в штате Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (под началом митрополита Кирилла (Гундяева)) как рядовой сотрудник (1990-1991), затем зав. сектором общественных связей (1991-1997), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества(1997-2001) и заместитель председателя (2001-2009).

В свободное от работы время проходил обучение в Московской духовной академии, ещё до окончания которой (1994) был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991), а затем и священника (7 января 1992). Кандидат богословия. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 4 марта 1996 года по 14 мая 1997 года - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

21 августа 1997 года в связи с проведённой структурной реорганизацией ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым) назначен главой новообразованного Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества.

В 1999 году возведён в сан протоиерея.

В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ. Являлся членом экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». Исполнял функции ее секретаря. Итогом работы группы стали «основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые в 2000 году.

10 декабря 2008 года решением Священного Синода включён в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года.

С 31 марта 2009 года - председатель новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.

С 28 мая 2009 года по 15 января 2016 года - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

24 декабря 2015 года решением Священного Синода освобождён от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России.

Был членом бюро президиума, затем заместителем главы Всемирного русского народного собора.

Вёл программы «Земля и люди» (телеканал «Мир», совместно с Андреем Быстрицким), «Вечность и время» (телеканал «Спас»), «Комментарий недели» (телеканал «Союз»), на радио «Русская служба новостей», затем Радио Комсомольская правда передачу «Время доверия». Постоянно публиковался в газете «Русь Державная».

Не женат. Детей нет.

Некоторые резонансные суждения. Критика

Известен рядом высказываний по различным вопросам, включая общественно-политические, вызвавших неоднозначную реакцию:

  • На письмо десяти отреагировал публичным заявлением: «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения».
  • Высказался против смешения понятий религия и конфессия, напомнив, что слово "конфессия" (вероисповедание) употребляется во всем мире как внутрихристианский термин и не может быть синонимом понятия "религиозное объединение".
  • Высказывался за создание «православных народных дружин».
  • Подверг критике принятую Парламентской Ассамблеей резолюцию об опасности преподавания в школах креационизма и выразил мнение, что было бы неплохо рассказать школьникам о 5-10 других теориях происхождения человека, а эволюция не должна считаться «непререкаемой истиной», так как она, по мнению Чаплина, не получила достаточного количества доказательств в науке.
  • Сказал, что "от публичных или частных молитв православных с инославными стоит отказаться".
  • В конце 2010 года Чаплин высказал мнение, что женщины своим вызывающим видом и манерами могут спровоцировать мужчин на изнасилование.
  • Заявил, что у интеллигенции есть грех русофобии, и что не надо бояться говорить об этом.
  • В марте 2010 года в газете «Коммерсантъ» сообщалось о письме Виктору Зубкову от Всеволода Чаплина, где высказывалась просьба предоставить возможность предприятиям химической промышленности Украины закупать газ напрямую у «Газпрома» и других российских добывающих компаний или снизить стоимость газа для украинских предприятий, поставляя его по «ценам, позволяющим выпускать конкурентоспособную продукцию».
  • В феврале 2012 года на встрече со студентами Высшей школы телевидения МГУ заявил:

«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков.»

Интерфакс, 21.03.2012

  • В сентябре 2011 после съезда Единой России, на котором Дмитрий Медведев, упомянув о заранее запланированной «рокировке», выдвинул кандидатом в президенты Владимира Путина, Чаплин заявил, что это настоящий пример доброты и нравственности в политике". Это заявление вызвало негативный отклик среди оппозиционных пользователей интернета.
  • 27 августа 2012 года на пресс-конференции в Ставрополе заявил, что "если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно".
  • В декабре 2014 года высказал мнение, что доминирование США в мире подходит к концу и Россия призвана свести его на нет
  • 20 декабря 2014 года в интервью Казанской газете «БИЗНЕС Online» Чаплин заявил, что от «оранжевой революции» в России никто не выиграет.
  • Назвал военную операцию России в Сирии частью «священной борьбы» против мирового терроризма. Это заявление вызвало протест со стороны сирийской христианской церкви. В частности, сирийский епископ Ильяс Тума указал: «Не может быть в христианстве никакой священной войны! Независимо от того, согласен кто-то с этим или нет».

Награды

Государственные

  • Орден Дружбы (21 января 2009 года) - за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами ;
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (20 июля 2011 года) - за заслуги в развитии духовной культуры и укрепление дружбы между народами .

Церковные

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1996 год);
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (2005 год);
  • право ношения митры (6 июня 2006)
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2010 год);
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2013 год).

Прочие

  • Медаль «За укрепление мира и согласия между народами» (Федерации мира и согласия, 2007 год) - за активное участие в миротворческой, благотворительной деятельности, укрепление мира и взаимопонимания, сотрудничества между народами, за укрепление связей и плодотворное взаимодействие между региональными епархиальными и светскими общественными организациями ;
  • Орден Российского императорского дома святой Анны II степени.

Сочинения

  • "Лоскутки". Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Москва, "Дар", 2007 г.,
  • "Лоскутки-2". Москва, "Дар", 2009 г.,
  • "Церковь в России: обстоятельства места и времени". Москва, Издательский совет Русской Православной Церкви, издательство «Арефа».
  • "Бог, человек, Церковь". Москва, «Дар», 2008 г.
  • "Вера и жизнь". Москва, «Алгоритм», 2016 г.
  • "Тайны Церкви". Москва, АСТ, 2017 г.
  • "Православие. Честный разговор". Москва, АСТ, 2017 г.

Арон Шемайер

Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер. В 1998 году написал повесть «Первая схватка». Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net». На конвенте писателей-фантастов «Басткон» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике» (вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион»). Чаплин откровенно ответил на вопросы журналиста о своем литературном увлечении и в частности о выборе псевдонима.

Дата рождения: 31 марта 1968 г. Страна: Россия Биография:

В 1990 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1994 г. — . Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 1985 г. — сотрудник Издательского отдела, с 1990 г. — Московского Патриархата.

Возглавлял cекретариат ОВЦС МП по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 гг. — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1990-2000 гг. состоял членом Центральных комитетов (ВСЦ) и Конференции европейских церквей (КЕЦ), был сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ, членом комиссии Церквей по международным делам ВСЦ.

В 1999 г. возведен в сан протоиерея.

С 31 марта 2009 г. по 24 декабря 2015 г. — председатель (см. за 2009 г. и за 2015 г.). До — заместитель главы .

Входил в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России ().

Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности.

Образование:

1990 г. — Московская духовная семинария.

1994 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Награды:

Церковные:

  • 1996 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • 2005 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2010 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2013 г. — прп. Сергия Радонежского III ст.

Светские:

  • 2009 г. — орден Дружбы;
  • орден Российского Императорского дома св. Анны II ст.;
  • ряд общественных наград.

Протоиерей Всеволод Чаплин часто появлялся на экранах телевизоров, много выступал, высказывал оригинальные мысли, делился мнением. Было больше скандального, чем интересного. Сначала забавно было все это слушать, потом батюшка просто надоел отвратительными высказываниями и провокационным бредом.

Начало пути

Всеволод Чаплин, биография которого ничем особым не выделалась, родился в 1968 году. Детство, отрочество и юность его прошли в Москве. Семья - интеллигентная, нерелигиозная. Во время учёбы мальчик неожиданно почувствовал принадлежность к православию. С той поры он там остался. В школе мальчик решил стать священником и получить духовное образование. Об этом знали друзья и одноклассники, и никто не осуждал. Никак не повлияло это и на родителей, принадлежавших к интеллигентному сословию. Всеволод Чаплин считает себя русским, вопреки многочисленным сплетням, смеющим утверждать, что он - крестившийся еврей.

Издательский отдел Московского Патриархата принял юношу на работу в 1985 году в службу экспедиции. Показал он себя умным, прозорливым и мягким сотрудником. Начинающий работник иногда шалил, выражал «передовые» идеи. Однако наставники снисходительно прощали бред юнца, который несмело высказывался за смену церковнославянского языка. Неугомонный новатор организовывал выставки авангардистов в церковных помещениях с разрешения руководства. По рекомендации митрополита Питирима Всеволод Чаплин поступил в семинарию.

Звёздная карьера

Знаменательное событие пришлось на 90-й год. После получения образования Всеволод работает в отделе внешних церковных связей (ОВЦС), руководителем которого был митрополит Кирилл Гундяев. Наставник стал для молодого служителя добрым волшебником, давшим «зелёный свет» в церковной карьере. Работать молодой человек начал рядовым сотрудником в 1990 году, затем возглавил сектор общественных связей в 1997-м. Через год Всеволод Чаплин становится иереем. Параллельно учится в духовной академии, которую окончил в 1994-м.

В 1997 году Чаплин возглавил Секретариат ОВЦС. Работа его была отмечена наградой - возведение в протоиереи. Через три года Всеволоду было оказано высочайшее доверие - его утвердили заместителем председателя ОВЦС. В поле внимания нового руководителя попали секретариаты, служба общения и сектор публикаций. Он участвовал в официальных мероприятиях и встречах, включая переговоры по отношениям РПЦ с Ватиканом и государственной властью. В 2009 году Гундяев стал патриархом.

В зените славы

Всеволода ценят и уважают, показывая это. Русский народный собор избирает протоиерея заместителем главы этого форума. В 2009 году Чаплин стал председателем отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Патриарх Кирилл назначал на посты надёжных людей. С тех пор его доверенное лицо возглавляет идеологию и распространение учений, являясь глазами и ушами церкви в контактах с общественными институтами. Священник продолжает читать проповеди в столичном храме и лекции в университете, выступает на радио и телевидении.

Работа Чаплина отмечена наградами. Так бы и жил обласканный властью человек, радовался. Но попала батюшке шлея под хвост - и понеслось. Это произошло не сразу, предпосылки случались и ранее. Священник Всеволод Чаплин отличался оригинальными взглядами и частенько выдавал изящные перлы. Например, он выступает за узаконивание обязательного ношения одежды, не вызывающей сексуального вожделения в согласии с традициями православной церкви.

Взгляды на жизнь

Высказывания Всеволода самобытны. Выступает он за создание дружин, которые будут отслеживать народ на предмет ношения «уставного» одеяния и соблюдения правил поведения в общественных местах, чтобы не оскорблялись чувства верующих. Священник призывает силовыми методами убеждать тех, кто не понял, в необходимости соблюдения этого. Он отвергает теорию эволюции органического мира на основе естественного отбора по Дарвину. Это гипотеза, не получившая убедительных доказательств в науке, считает Всеволод Чаплин. Вера и жизнь - вот два неразделимых понятия.

Отвратительны высказывания Чаплина о революции и гражданской войне. Он осуждает позицию верующих тех годов и утверждает, что православные проявили пассивность в военных действиях по уничтожению большевиков. Возмущение вызвало выступление Чаплина и позиция в отношении участниц женской экспрессивной группы. Официальная церковь не простила отступников. Резкая критика в адрес протоиерея пошла после выступления в защиту богемной жизни духовенства.

Излишняя суровость

Священник говорил, что участники хулиганской женской группы понесут наказание, и церковь уступать давлению сторонников беспредела не будет. Православным брошен вызов в наглой, агрессивной форме -пляски в святом месте. Религиозными представителями выражена надежда, что в дальнейшем подобные выходки будут исключены. При этом церковь не вправе влиять на следствие, будучи отдалённой государством.

Никакой злобы к участникам «акции» нет. Но совершено циничное кощунство по отношению к святыням. Понести жёсткое наказание хулиганы должны. Отец Всеволод Чаплин призвал не отправлять преступников в колонию, если будет полное признание вины. Никакого раскаяния не прозвучало. Зато ходатайствовали перед патриархом. О том, что за кощунство придётся держать ответ, ничего не сказано. Подобные ходатайства показывают, как христианство путают с гуманизмом. Прощение греха православию чуждо, поэтому виновные осуждены на два года колонии.

О роскоши служителей культа

Церковные средства не тратятся на помпезность. Видимая пышность - это исключительно подарки неравнодушных щедрых прихожан и пожертвования состоятельных граждан. К счастью, таких немало. Чаплин считает справедливым, что у патриарха имеются шикарные часы и автопарк, собственная резиденция. Те, кто делает такие подарки, стремятся к совершенству, чтобы Святейший ни в чём не уступал представителям светской власти, и не было стыдно. И люди не жалеют - несут подношения. В каждой религиозной общине в мире происходит такое. Что отождествляет бога - украшено. Людей, упрекающих церковь в роскоши, Чаплин назвал злобными недоброжелателями и сделал сравнение с Иудой, который предлагал не тратить миро для тела Иисуса, а спустить и деньги раздать нищим. Призыв к рациональной трате денежных средств на насущные, приходящие проблемы - бред. А посвящение сбережений на те символы, которые напоминают о присутствии Бога, - благостное дело.

Перевертыш

Протоиерей Всеволод Чаплин - личность колоритная. Он всегда чувствовал дух времени и легко, как хамелеон, менялся с обстановкой. Либерал в 90-х, он ратовал за то, чтобы православная церковь шла в ногу со временем. С изменением общественного климата делал поворот и отец Всеволод. Он перевоплощался в патриота. Ничего запретного нет в том, что Чаплин рассказывал слушателям. Отвратительно, что за этим нет веры, и все похоже на игру. Церковь как административная структура подвержена тем же недостаткам: присутствует борьба за власть, карьерное продвижение.

Всеволод Чаплин оправдывал убийства «внутренних врагов» и сравнивал с божьим благословением. У радиослушателей это вызывало шок. Священник сравнил Владимира Путина и Ивана Грозного - оба руководителя уничтожали внутренних врагов и расширяли границы. Заявления Чаплина - признаки духовного падения. Такое не говорит человек церкви, это несовместимо с Богом. Между методами священника и запрещенным в России Исламским государством знак равенства - оправдание убийств «божьей волей». Всеволод Чаплин забыл выражение «не буди лихо». В декабре 2015 года он был лишён поста председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества и членства в Межрелигиозном совете.

Церковная вертикаль

Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх - незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.

Критика против патриарха

Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.

Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия - будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.

Нападки

Всеволод Чаплин требует дать общинам гарантии выдвижения кандидатов в духовенство и архиереи. В действительности епископ ставит настоятелем на приход очередного любимчика, а это неприемлемо, считает Всеволод Чаплин. Где служит единоначалие, там гибнет инициатива, а первыми признаками умирающей структуры становятся трусость окружения и кадровый голод. Дефицит ярких личностей прессует церковь, слышен голос одного патриарха. Там, где это происходит, решения принимаются без обсуждения с народом. Такая модель нежизнеспособна. В церкви важны только слова Святейшего. Но обстановка меняется, и попытка заглушить другие голоса провалилась. Сегодня власть у того, кто влияет на общество.

Если послушать эти смелые и, на первый взгляд, правильные высказывания Всеволода Чаплина, можно увидеть злые слова и желание унизить. Если после ухода из церкви человек разительно изменился и бросается на обидчиков, то это говорит о многом. Видимо, зря двигали его по служебной лестнице, вводили в узкий круг доверенных людей, относились по-дружески.

Цена амбиций

Отец Чаплин, покидая Патриархию, хлопнул дверью с шумом. После ярких выступлений в радиоэфире, где чувствовалась горечь и раздражение за непонимание, прозвучало недвусмысленное обвинение церковных кругов. Такой яркий, с оригинальными суждениями человек, явно не понимает, на что замахнулся. Всеволод Чаплин, фото которого вы можете видеть в статье, безжалостен в своём естестве.

В 1991 году произошёл развал большой страны. Казалось, что всё кончилось, и возврата к старому нет. Тем не менее Россия воскресла, и в этом принимала участие православная церковь. Она играет в государстве образующую роль, иной раз заменяя его институты. Поэтому подрыв авторитета патриарха не возвышает страну, а наносит вред. Вокруг известной личности всегда вьётся мифическая сущность -положительная или разрушающая. Если она отрицательная, то разрушает среду, в которой развивалась и живёт. Мифологический аспект патриарха Кирилла и его личности очень важен. В переходный период русской истории заслуги церковного пастыря огромны и несомненны. Любые нападки на него отрицательно скажутся на атмосфере внутри церкви.

У разбитого корыта

Известный публичный глашатай государственных СМИ оказался в информационной блокаде после смещения. Яркий типаж гоголевского сюжета - аферист, которого «обули» в игре без правил. Отставка Всеволода Чаплина была ожидаема и не вывала никакого недоумения. Создаётся впечатление, считает священник, что в некоторых СМИ существует табу на выражение несогласия с патриархом. Он не священная корова, а человек со всеми недостатками, и обсуждать его политику можно и нужно. Чаплин считает, что передача архитектурных зданий религиозного назначения церкви - процесс естественный. Украденное государством должно быть возвращено. Нужна ротация элит. Молодые должны приходить на место тех, кто уже набил карманы и своё имущество с деньгами держит за бугром. Нужно везде заявлять истину, говорит Чаплин, и говорить правду.

Правдоподобна другая причина ухода. Протоиерей заявлял, что в Сирии наши войска ведут священную войну с терроризмом. МИД выразил недовольство подобным высказыванием - это явная нестыковка со здравым смыслом. Этому конфликту придавался межрелигиозный статус на века. Уход священника стал удобен заинтересованным лицам. Пожелания правительства совпали с кадровой чехардой церкви. Патриарх легко расставался с сотрудниками, несоответствующими должностным требованиям. Но жизнь продолжается, но Всеволод Чаплин остаётся священником и настоятелем московского прихода.

Весной 2016 года опального протоиерея «засекли» в «Макдональдсе», где Всеволод Чаплин откушал гамбургер в Великий пост! Это стоило священнику последней должности. Он выведен из состава «Межсоборного присутствия». Ему нравится быть в центре внимания.

От редакции: Мы продолжаем начатую более месяца назад беседу с церковным политиком и публицистом протоиереем Всеволодом Чаплиным . На этот раз он размышляет об уроках октября 1993 года, возможности созыва учредительного собрания и необходимости нового прорыва в развитии русской цивилизации. Также он призывает не бояться диалога с католической церковью и находит возможным использовать опыт старообрядчества и Поместного Собора 1917-1918 годов в развитии подлинной соборности Русской Православной Церкви. В прошлый раз наше внимание привлекла « », которая позволила поговорить о возможностях питания христиан в в дни Великого и иных постов. Однако о. Всеволод — человек куда более многогранный, с большим опытом церковной и общественной деятельности. Он имеет свои взгляды не только на особенности национальной трапезы, но и на проблемы общественно-политического бытия, готов делиться соображениями на самые сложные вопросы нашего времени.

О. Всеволод, что вы думаете о возможностях и путях развития российского общества и государства на современном этапе истории?

Мне думается, настало время смены элит, время прорыва для нашего общества в целом и для русского народа. Россия не может жить в условиях отсутствия высоких, если хотите, надмирных целей, высоких исторических миссий. Страна и народ зачахнут, если их будут приучать жить ради частного интереса или ради мелких, узко-классовых ценностей.Такой прорыв может быть достигнут в самых разных областях. Это, например строительство новой двухэтажной России на достаточно больших территориях. Строительство, которое позволит дать семейное жильё большому количеству людей, и надо сказать, что именно такое семейное жильё обеспечивает достаточно большой рост семей. Такой прорыв может быть достигнут усилением роли России в мире. Он может быть достигнут в области научного и технологического развития, а также на путях поиска Россией новой глобальной миссии. И вот такой прорыв очень важен.

Пока, к сожалению, власть больше ведёт диалог с либеральной частью общественного спектра, даже с теми людьми, которые являются либеральной оппозицией, но в то же время реальная консервативная часть общества — не искусственно выращенная, не вечно послушная, а реальная, консервативная, патриотическая часть общественного спектра — очень часто не имеет возможности для системного диалога с властью.

У многих ныне живущих людей продолжает сохраняться чувство некой несправедливости со времён событий 1993 года, когда радикально, в одночасье и без настоящего общественного диалога и соответствующих процедур был изменен государственный строй. Вот если мы не вернемся в 1993 год, а может быть, и в 1991 год и не попробуем по-новому взглянуть на то, что тогда произошло, как тогда ставить новые перспективные цели? Возможно, стоит сегодня пересмотреть некоторые кажущиеся кому-то незыблемыми решения, которые тогда были приняты, — это касается приватизации, конституции, общественного строя. Все эти вопросы должны быть сегодня заново открыты. Они до сих пор вызывают достаточно серьезную озабоченность в обществе, вызывают чувство несправедливости, и их нужно вновь поднять на вершину общественной дискуссии.

Если говорить о процедуре этого процесса, то можно вернуться к идее учредительного собрания. Мы часто говорим о преемственности и единстве истории. Я считаю, что единство истории и преемственность политической истории России были в значительной степени прерваны тогда, когда было разогнано Учредительное собрание. Вернуться к нему было бы очень неплохо. Конечно, многие, особенно патриоты-охранители, могут сегодня сказать, что это будет дестабилизация политической жизни. Но вы знаете, не всякая стабильность хороша. Стабильность без справедливости, без возможности развития — это застой, и он всегда чреват новой революцией и новой диктатурой, что в преддверии годовщины событий 1917 года очень важно помнить.

Примечание от редакции: В сентябре — октябре 1993 года президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1400 и ряд других документов о роспуске законодательных органов власти Российской Федерации (Верховного совета и Съезда Народных Депутатов) и приостановлении деятельности Конституционного суда. Всвязи с этим собравшийся Президиум Верховного Совета, сославшись на статью 121.6 Конституции, объявил о прекращении полномочий президента, а сам парламент и большинство региональных органов законодательной власти отказались подчиняться указам президента. Для подавления сопротивления Б.Н. Ельцин приказал ввести в столицу вооруженные силы, которые 4 октября 1993 года штурмом взяли здание парламента. Спустя два месяца, 12 декабря 1993 года, была принята новая Конституция, существенно уменьшившая полномочия законодательной власти и значительно увеличившая полномочия президента.

Где находится та золотая середина в отношениях между церковью и обществом, когда церковь не является равнодушным наблюдателем, но, с другой стороны, не пытается вмешиваться в каждую сторону жизни общества и государства?

Церковные институты не должны превращаться в органы политической власти или вмешиваться в их работу — это, пожалуй, единственное ограничение, которое Церковь сама на себя наложила и которое я считаю разумным. Но по самым разным вопросам жизни общества и даже государства Церковь высказываться может и должна.

Напомню то, что говорил последние лет 10-15. Церковь — это не только люди в рясах или те, кто получает зарплату в кассе епархии или прихода. Церковь — это десятки миллионов людей, по преимуществу мирян. Эти люди не только могут, но и должны участвовать в самых разных областях жизни общества и государства, оценивать ее в полный голос, если есть, что сказать. И нашим оппонентам — секуляристам, атеистам, гуманистам (кстати, гуманизм — это не гуманность, это мировоззрение, идея «человекобожия», против которой недавно выступил патриарх Кирилл), надо, наконец, отойти от удивленно-неприязненного отношения к гражданской активности христиан, отношения, которое было сформировано идеями «великой» французской революции, потом советской теорией и практикой. Христиане — это такая же часть общества, как и любая другая его часть. Религиозное мировоззрение имеет такие же основания для влияния на общество, как и любые другие мировоззрения. Поэтому в общественной вовлеченности православных христиан нет ничего противоестественного, нет ничего предосудительного.

С момента «второго Крещения Руси», с 1988 года, в России и других странах бывшего Советского Союза построены тысячи храмов и молитвенных зданий, издается множество духовной литературы, развиваются структуры практически всех традиционных религиозных объединений. Однако, несмотря на это, нельзя сказать, чтобы уровень нравственного состояния общества поднимался пропорционально церковным достижениям. А в некоторых общественных сферах уровень морали упал ниже, чем даже во времена советского безбожного режима. С чем это связано?

Вы знаете, нравственное состояние общества все-таки меняется. Я сравниваю нынешнюю молодежь с молодыми людьми 1980-х годов, то есть периода моей юности, так вот нынешнее молодое поколение гораздо чище в нравственном отношении. В чем-то наивнее, беззащитнее, но нравственно чище однозначно. Сегодня даже по только что обсужденному нами стремлению соблюдать пост, в том числе среди неверующих людей, мы видим стремление к совершенству. Многие люди ставят любовь, дружбу, идеи выше материального благосостояния; многие способны на гражданское мужество, на честные и смелые поступки, и это вселяет надежду. Нравственное изменение общества, особенно после цинизма поздних советских и ранних постсоветских лет, не могло быть быстрым. В 1990-е годы говорили, что должно пройти 40 лет после вавилонского плена. 25 уже прошло, и изменения в обществе налицо.

Другое дело, что часть элит, сформировавшихся в те самые циничные 1980-1990-е годы, до сих пор пытается сочетать нравственную и патриотическую фразеологию с абсолютным бесстыдством собственной жизни. Эти люди говорят о любви к России — и держат имущество и деньги за рубежом, они говорят о нравственности — и бросают своих жен, и начинают заниматься, попросту говоря, блудом, они говорят о честности — и допускают сомнительные действия на стыке власти и бизнеса. Поэтому я и говорю, что важным элементом нравственного обновления общества сегодня должна быть смена элит, очищение от людей, получивших в своё время мощную прививку цинизма и вряд ли способных преодолеть в себе ее последствия.

Встреча патриарха Кирилла и папы Римского всколыхнула не только настроения внутри РПЦ, но и в среде других церковных деноминаций, например, у старообрядцев. Как вы думаете, почему такой резонанс в этой среде получило это событие? Стоит ли старообрядцам бояться козней Римского Папы?

Ни старообрядцам, ни так называемым никонианам не нужно бояться никакого Римского Папы, если только мы сохраним верность Христову учению и не будем стыдиться об этом учении говорить как можно более широко, в том числе при прямых контактах с представителями Католической церкви, даже на самом высоком уровне. Диалог, конечно, нужен, но это должен быть диалог в истине. Мы должны без оскорблений, без агрессии, но все-таки говорить о тех искажениях истинной христианской духовности, которая имеет место в католической мистике, в социальном учении Ватикана, в принципиально неправильных попытках «приспособиться» к духу века сего. На мой взгляд, Католическая церковь все реже обличает захват власти агрессивно-секулярными силами, глобально-экономическую несправедливость, ростовщичество, пропаганду гомосексуализма, так называемые однополые браки, культ «свободной любви». Слишком часто мило улыбаются там, где нужно встать и в полный голос сказать: «Люди, опомнитесь, вы идёте по пути, ведущему в геенну».

Что касается резонанса вокруг этой встречи, который захлестнул не только нашу Церковь, но и общество и другие религиозные общины, то причиной его стало пробуждение дискуссии вокруг застарелой и усиливающейся проблемы единоличного принятия в Церкви многих принципиальных решений. С одной стороны, сейчас обсуждаются многие новые проекты, многие документы рассылаются даже по приходам (например, образовательная концепция и проект современного катехизиса), но одновременно многие не менее важные документы и решения принимаются в узком кругу то ли из двух, то ли из пяти людей.

Одновременно на резонанс повлияло и то, что по итогам встречи Ватикан получил, на мой взгляд, определённое стратегическое преимущество. Мы получили поддержку по вопросам, актуальным на перспективу в пять-десять лет. Ватикан получил безоблачную картинку отношений, которая поддержит его миссионерские усилия среди молодёжи, в вузах, культурно-информационной сфере. Это особенно актуально в российских крупных городах, в центре и на востоке Украины и Белоруссии. Протестовать против этой миссионерской работы православным теперь будет гораздо сложнее.

В древней Церкви христианин ощущал себя полноценным членом христианской общины, сейчас — скорее прихожанином, а иногда и просто захожанином. Почему роль христианской общины как таковой нивелировалась, и можно ли что-то сделать для её возрождения и более активного участия в её жизни мирян?

Действительно, кризис общинного устройства церковной жизни, кризис общинного сознания имел и до сих пор имеет место. Но ситуация быстро улучшается. Я не согласен с людьми, говорящими: у нас общины нет, у нас одни захожане, миряне не несут никакой ответственности за жизнь прихода, им все равно и так далее. На самом деле ситуация уже иная, по крайней мере в большинстве городских общин, да и в половине сельских. Есть, конечно, некоторая специфика в отдельных местах — это монастыри, больничные, тюремные храмы, храмы при военных частях. Но вот в обычных приходах и подворьях сейчас общины уже в значительной степени сложились. Постоянные прихожане знают друг друга, общаются, их интересует происходящее в приходе, они по мере сил стараются участвовать в его жизни. Конечно, десятину сегодня мало кто может себе позволить, но какие-то регулярные пожертвования они делают практически каждую неделю.

Эти люди уже небезгласны, это не старушки 1980-х годов, это люди, у которых есть свой голос. Основу приходов сегодня составляют молодые семьи с детьми, люди среднего возраста, в некоторых местах молодёжь. С этими людьми можно и нужно советоваться о состоянии и развитии приходской жизни. Я, например, когда служил в храме святителя Николая на Трех Горах, на приходское собрание приглашал всех с амвона. Люди приходили со своими вопросами, пожеланиями. Да, появлялось три-четыре сторонних человека, но и их тоже не было смысла бояться. И для того, чтобы община развивалась, надо просто доверять людям, чаще советоваться с ними, чаще собирать их, выслушивать их мнения и делать из этого выводы. Я бы сказал, что члены общины вполне могут принимать участие в церковной жизни, в принятии решений по важным вопросам, не исключая и выборов духовенства.

От редакции: Подобные мысли высказывались в синодальной церкви ещё до революции. Епископ Феофан (Говоров) писал: «Будь неладен тот, кто разъединил и разбил древний союз членов церкви, как вожделенный для блага нашего. Одно из совершеннейших зол — полицейская, приказническая форма в делах церковных. Она всех охватила и всех закалила северным холодом, и жизнь замерла. Присмотритесь: у нас нет отцов в церкви, а что-то страшное, надзирательное, судебное. Потому от отцов не течет к детям свет и тепло, — и дети стоят спиной к отцам».

Недавно Вы выступили за возвращение выборов епископата в Русской Православной Церкви. Можно ли в этом случае использовать опыт, полученный во время выборов на Поместный собор 1917 года? Можно ли использовать опыт старообрядческих церквей, где выборы епископов и духовенства в той или иной форме сохраняются на протяжении сотен лет?

Да, старообрядческий опыт интересен, и его стоит изучить. Но у нас есть и свой опыт, когда в канун революционных событий 1917 года были избраны лучшие архиереи своего времени. Именно они, эти архиереи, возглавившие сонм новомучеников, были избраны при участии клира и народа. Такое вполне возможно и сегодня. Тем более, как я уже указал, церковные общины вполне состоялись и могут принимать участие в управлении Церковью. Конечно, Патриарх и Священный Синод должны иметь возможность отвода избранного епархиальным собранием кандидата, если на то имеются канонические причины. Но такие причины должны быть строго определены и представлены всей Церкви. В ныне господствующей практике, когда архиереев нередко назначают по мотивам целесообразности, всегда очень много личного, очень много интриг и церковной бюрократии.

На самом деле имеются кандидаты в епископы в самих епархиях. Мы знаем, что во многих епархиях, монастырях, приходах есть настоящие лидеры церковной жизни — авторитетные духовники, пастыри, мыслящие и общественно активные. Конечно, у них должно быть преимущество перед приезжими кандидатами из совсем других церковных областей, иногда слишком юными и неопытными для того, чтобы духовно руководить людьми даже на уровне прихода, уж не говоря о епархии.

Абсолютно ненормальна ситуация, когда в приходскую или епархиальную общину назначается человек совершенно неизвестный, не знающий ни обычаев местной общины, ни даже ее истории. Тем более что сегодня городские приходы, как правило, имеют своих кандидатов в священство, а епархии — кандидатов в епископы. Конечно, в этой ситуации теоретически могут быть исключения, но для исключения должен быть особый порядок поисков кандидата — например, в соседних общинах, соседних епархиях, или в крайнем случае в общецерковном или епархиальном центре. Причем, если кандидат предлагается «внешний», он должен сначала пройти испытательный срок, поработать в каком-либо качестве в той общине, в которую назначается, чтобы завоевать там доверие.

Также полагаю, что необходимо вернуться к канонической практике поставления, назначения и перемещения священнослужителей. Будем надеяться, что появятся епископы, которые будут ее у себя вводить, и надо обсуждать перспективы этой практики в общецерковном масштабе. А сегодня нас пугают хаосом или манипуляцией в случае доступа общин, мирян к принятию решений в церковной жизни. Небольшая такая опасность есть, но ее вполне можно избежать. Собрание общины может быть открыто для всех прихожан, но в случае попыток манипуляции есть самые разные защитные механизмы. Так, какую-то внешнюю агрессивную группу вполне можно выявить и попросить покинуть собрание. Главное — доверять людям, которые сегодня достаточно зрелы в христианском отношении, по крайней мере в городских общинах. Нужно также осознать, что современная практика не устраивает очень многих. Если эти люди пока не протестуют и не высказываются громко, это не значит, что озабоченности в них нет. Поэтому, пока нарыв не прорвался, нужно постараться его вылечить восстановлением подлинной соборности.

От редакции : В Русской Православной старообрядческой Церкви с 1897 года, благодаря стараниям Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского, Соборы в соответствии с 37 правилом святых апостолов собираются каждый год (за исключением периода атеистических гонений). На этих ежегодных соборах регулярно обсуждаются и избираются кандидаты во епископы. Место служения будущего епископа утверждается на епархиальном собрании с участием духовенства и мирян.

Как вы относитесь к взглядам и формам просветительской деятельности протодиакона Андрея Кураева?

Многое из того, что говорит отец Андрей, я не разделяю. И главная проблема отца протодиакона — это следование за модными трендами, попытки приспособиться ко вкусам и взглядам либеральной аудитории, редуцировать церковное предание и даже Писание до вещей, который ласкают слух участников «прогрессивной» тусовки. О. Андрей вообще с юности стремился понравиться аудиториям — прежде всего либеральной, при этом жестко обличая и провоцируя аудиторию консервативную.

Впрочем, я считаю, голос о. Андрея нужен и важен Церкви, в том числе потому, что он обличает разные пороки духовенства — заметим, что он не всегда это делает с достаточными доказательствами, что плохо и подрывает доверие к обличениям. Но не думаю, что о. Андрею надо пытаться как-то заткнуть рот. Более того, надеюсь, что когда-то этот человек займет одно из центральных мест в Церкви. Впрочем, важно, чтобы это место не было монопольным, важно, чтобы его роль в церковном учительстве не оказалась единственной.

Изменились ли у вас отношения с окружающими людьми и знакомыми после вашей отставки?

Я давно готовился покинуть эту работу и, откровенно говоря, думал над тем, кто после этого останется в друзьях, а кто отвернется. Так вот, думал я о людях гораздо хуже, готов в этом признаться. Из тех политических и общественных деятелей, к которым подкатывали с предложением меня обругать, отреагировали только два человека. И только один из них бегает от меня на разных публичных мероприятиях — со всеми остальными продолжаем общаться, чему я очень рад. В Церкви же удалось сохранить общение практически со всеми, с кем я бы хотел общаться, и многие выражают поддержку: кто-то прикровенно, кто-то открыто. Всем своим друзьям, коллегам, соработникам я очень благодарен.

Понравился материал?

Главной причиной отставки Чаплина накануне Нового 2016 года было резкое несогласие с позицией патриарха по Украине. Конфликт достиг таких масштабов, что патриарх не только уволил протоиерея, но и распустил возглавляемый им Синодальный отдел, слив его с Информационным отделом, которым руководит Владимир Легойда.

О. Всеволод, имевший репутацию «апостола войны», призывал к открытой поддержке со стороны РПЦ «ополчения Донбасса» и чуть ли не к анафематствованию «киевской хунты». Патриарх же Кирилл, боясь потерять 14 тысяч приходов Московского патриархата на Украине, что составляет почти половину всей РПЦ, пытался вести более сбалансированную игру.

Даже «присоединение Крыма» Московская патриархия формально не признала: три ее крымских епархии остаются в составе Украинской православной церкви и подчиняются автономному синоду в Киеве, а не центральному синоду в Москве…

Сейчас Чаплин выступает с новой программой борьбы с ересями и моральным разложением духовенства, для чего возглавил Церковно-общественную комиссию по исследованию нарушений святых канонов и церковного устава. Она объединяет как клириков, так и мирян, причем часть выступает анонимно, боясь репрессий священноначалия, а часть открыто.

— Кто входит в вашу комиссию? Какими методами вы намерены бороться с «беззакониями»?

— Нашу комиссию организовало несколько человек, в том числе священник одной из недалеких от Москвы епархий (он не подписывал пока наших документов), лидер Союза «Христианское возрождение» Владимир Николаевич Осипов, господа Друзь, Морозов, диакон Илья Маслов. Очень много споров было относительно формата, одни предлагали создать профсоюз священнослужителей, другие — что-то еще. У меня с самого начала была идея подтянуть некоторое количество либеральной общественности. Но она либо предлагала неприемлемые фигуры вроде Сергея Бычкова, либо призывала слишком сузить темы, оставляя только борьбу за права попов. Мне лично эта тема интересна меньше всего.

Я вижу, что значительная часть лидеров «непоминающих» (протестное духовенство, отказавшееся поминать на службах патриарха Кирилла . — А. С. ) стремится только создавать альтернативные площадки для совершения треб и зарабатывания денег. Это шкурническо-правозащитное движение мне меньше всего нравится, потому что надо ставить более принципиальные вопросы.

Так против каких именно нарушений собирается бороться комиссия?

— Приоритетные темы: соблюдение канонов и церковного устава, исключение любых личностей, связанных с откровенным и беспардонным нарушением как канонических правил, так и уставных норм. Я считаю, что нормы Евангелия, канонов и действующего устава не могут игнорироваться. Некоторое извинение могло иметь место в условиях несвободы или диаспоры, но для свободного православного народа, живущего в нестесненных условиях, такого извинения нет.

Вряд ли церковное начальство будет исполнять ваши требования — ведь именно это начальство вы в основном и обличаете? Что в таком случае остается: апеллировать к власти, к гражданскому обществу?

— Да, мы считаем, что изменить образ жизни и отношение к вероучительным нормам, к церковным правилам в обществе возможно — в этом нас убеждают примеры религиозного сионизма и Исламской революции в Иране.

Но мы пока стараемся избегать уж самых грязных тем вроде свидетельств о поиске некоторыми клириками гомосексуальных партнеров, хотя к нам поступают такого рода импульсы. Если они будут доказательными, займемся и этим. Очень часто эти импульсы связаны со сплетнями, с фальсифицированными материалами, особенно когда источник является анонимом.

Чем для вас является экуменизм, который последние 60 лет активно поддерживает РПЦ?

— Я считаю экуменизм ересью. Вопрос о предании экуменизма анафеме должен быть обсужден на Соборе. Причем осудить следует не только экуменизм как практику, но и экуменический язык, экуменическое наследие в нашем богословии. Это надо обсудить с участием либеральных и консервативных кругов. Я убежден, что если всем дадут высказаться, если не будет давления на подбор участников, что его святейшество любит делать, тогда станет ясно: абсолютное большинство людей в нашей церкви выступает против экуменизма. Не может быть двух церквей, двух истин. Не могут быть одинаково истинными взаимоисключающие утверждения.

Вместе с тем, я считаю, что сделали ошибку все те, кто сегодня пошел в альтернативные православные группы.

Вот выдавят меня из церкви — тогда буду искать, куда пойти, но удаляться сам не собираюсь, потому что нам нужно бороться за очищение и возвращение логики в большой церковный организм.

Кроме того, мне известно, сколько грязи в этих альтернативных организациях, в некоторых случаях больше, чем в РПЦ. Известно, как они дробятся, как быстро переходят на положение маленьких песочниц, где люди заняты мелкой коммерцией. Большая трагедия произошла с частью тех священников, которые после Гаванской встречи (патриарха Кирилла с папой римским Франциском в феврале 2016 г. А. С. ) ушли из Московского патриархата. Они оказались ведомы теми, кто искал способ независимого зарабатывания денег.

Что уже сделала комиссия?

— Мы приняли 5 документов, в том числе письмо патриарху о недопустимости отстранения духовенства устными распоряжениями, иски в суды Московской и Петербургской епархий против создателей фильма «Матильда» и т.п. Но для того, чтобы судиться с епископами, нужно преодолеть серьезную проблему: иск к епископу может подавать только клирик епархии этого же епископа либо церковная институция епархии. Сейчас мы спорим со справедливостью этого положения. Получается так, что на епископа может подать только подчиненное ему лицо.

Значит, вы как клирик Московской епархии можете подать только на патриарха? Собираетесь ли вы это сделать?

— На своего епископа (патриарха) я пока не планирую подавать. Нет однозначно очевидного повода. Подписанная им Гаванская декларация — спорный вопрос, это остаточный экуменический язык, от которого постепенно стали отказываться после скандала, возникшего в результате декларации. Я считаю это большим достижением, только отказаться от этого языка надо на уровне прямых формулировок, а не втихую. Нужно добиться того, чтобы было ясно сказано о так называемых католиках и протестантских группах, которые уходят все дальше от христианства, — являются ли они церквами.

В свое время мы разработали проект документа об отношении РПЦ к нехристианским религиям, но он был заблокирован по прямому указанию тогдашнего митрополита Кирилла. Конечно же, православный человек не может считать, что мы верим в одного Бога с мусульманами или иудаистами.

Как реагируют патриархия и церковный суд на ваши обращения?

— В ответ на наши обращения избрана тактика молчания, на наши обращения и заявления суд не отвечает. Процедура обжалования в некоторых случаях есть, но она не касается отказов от передачи дел в церковный суд. Однако есть случаи тяжких нравственных поступков, когда можно вспомнить, что некоторые из этих проступков являются экономическими, уголовными преступлениями, и тут молчание не может быть вечным, потому что есть российские и международные инстанции, куда эту информацию можно направить. Если где-то арестуют счета, это подействует.

Сейчас мы взяли некоторую паузу и изучаем информацию, которая приходит от разных людей. Есть очень интересные случаи…