Что такое паломничество. Христианское паломничество и современный туризм. Православные паломнические службы

Что такое паломничество. Христианское паломничество и современный туризм. Православные паломнические службы
Что такое паломничество. Христианское паломничество и современный туризм. Православные паломнические службы

В православной традиции понимание паломничества как явления религиозной жизни тесно связано с учением Церкви о святых иконах.

Именно в Православной Церкви поклонение святым иконам стало неотъемлемой частью вероучения и богослужения. Невозможно отделить поклонение иконам от молитвенной практики православных верующих. Точно так же и поклонение святым местам является неотъемлемой частью церковной жизни.

В истории православной мысли восприятие, осознание сакральной (священной) сущности этих двух сторон православного Предания, двух составляющих духовной практики во многом развивались по сходному пути. Если иконописание – есть внутреннее делание Церкви, богословие (или «умозрение») в красках, то точно таким же внутренним деланием Церкви является поклонение местам, связанным с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистой Матери, а позже – Его ближайших учеников. Для всех христиан события новозаветной истории как части Божественного домостроительства имеют особое и непреходящее значение, места же, где совершились эти события, почитаются святыми.

Ключом к богословскому осмыслению уже существовавшей в то время традиции паломничества к святым местам стали решения VII Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 787 году. За 60 лет до этого при покровительстве императора Льва Исавра в Византийской империи распространилась ересь иконоборчества. Ее сторонники, основываясь на ветхозаветной заповеди: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5), обвиняли православных, молившихся перед иконами и изображениями Святого Креста, в идолослужении.

Перед участниками Собора стояла важная задача: четко определить различие между отношением христианина к Богу и Его изображению, или образу (греческое слово «икона» в переводе на русский язык озна чает «образ»).

В итоге отцы Собора четко разделили, разграничили отношение человека к Богу и отношение его к святым иконам, определив в обоих случаях каждое своим понятием. Отношение человека к Богу было названо служением . Отношение же к иконам – поклонением .

В определениях Собора разъясняется установленное отцами принципиальное различие между понятиями поклонение и служение . Иконам подобает поклонение. В деяниях Собора отмечается, что «обозначая [икону] известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение». Призвав «полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей», отцы Собора засвидетельствовали: «Чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней».

Итак, служение подобает одному лишь Богу, напротив, поклонение – понятие, определяющее наше отношение к священным изображениям. В одном из документов VII Вселенского Собора также утверждается тождество понятий «лобзание» (ἀσπασμός) и «поклонение» (προσκύνησις), основанное на этимологии глагола κυνεῖν – целовать.

В сознании Православной Церкви тот же самый принцип был отнесен и к паломничеству. Святые места, таким образом, суть места поклонения . Человек, совершающий такое поклонение, издревле назывался поклонником .

К сожалению, слово поклонник оказалось незаслуженно забыто, равно как и другие русские слова, обозначающие верующего человека, идущего с молитвой на поклонение святым местам, – богомолец, странник . Оба эти слова традиционно относились к людям, покидавшим дом ради совершения сугубых молитвенных трудов в каком-либо известном монастыре, перед чтимым местным образом или почивающими там святыми мощами угодников Божиих.

Происхождение термина паломник – западное. Оно является производным от пальмовник – лат. palmarius. Пальмовник – это тот, кто несет пальмовую ветвь. Здесь имеются в виду участники крестного хода Недели ваий, более известной в России как Вербное воскресенье. Христиане, совершающие это шествие, уподоблялись жителям Иерусалима, которые, согласно евангельскому повествованию, с зелеными пальмовыми ветвями в руках торжественно встречали Христа как долгожданного Мессию, грядущего принять земное Царство. Ветви пальм как памятную реликвию, напоминающую о совершении паломничества, люди затем увозили с собой.

Итак, само по себе именование паломник (пальмовник) свидетельствует о двух вещах. Оно указывает на место и на время паломничества. Паломничество, как явление, первоначально связано именно со Святой Землей. Название паломник указывает и на предпочтительное время совершения паломничества; говорит о стремлении верующих встретить праздник Святой Пасхи именно там, где происходили описываемые в Евангелии события. И в наше время наибольшее число православных паломников приезжают в Иерусалим именно на Пасху.

Другое слово также западного происхождения, которое мы нередко слышим в наше время в связи с темой паломничества, – пилигрим . Это понятие, широко используемое у католиков, происходит от латинского peregrinus – «странник», «путник» и не имеет прямого отношения к паломничеству в его подлинном смысле. Пилигрим – это прежде всего человек, находящийся в пути. Религиозный аспект в данном понятии является вторичным и «необязательным» элементом. Очевидно, что идея поклонения святым местам здесь отсутствует.

Несмотря на исторические связи и общность наименований, традиции паломничества, критерии его оценки существенно различаются не только в различных религиях, но и в различных христианских конфессиях.

Паломничество в католичестве и протестантизме

Представление о паломничестве в Католической Церкви отличается от существующего в Православии. Причина этому коренится в расхождении учения о святых иконах. На латинском Западе к иконам относились как к «Библии для неграмотных», по образному выражению римского папы святителя Григория Великого.

По мнению ряда историков, более или менее первым основополагающим документом, на который впоследствии часто ссылались представители Римской Церкви, стало письмо папы Григория Великого, написанное примерно в 600 году марсельскому епископу Серениусу, который повелел уничтожить все святые образы в своем городе. В ответ папа немного пожурил ревнителя и направил ему некоторые свои размышления на эту тему: «Одно дело – поклоняться картинам, а другое – узнавать через изображенное на картинах то, чему следует поклоняться. Тому, чему написанное учит тех, кто умеет читать, картина сообщает безграмотным (idiotis), которые на нее смотрят, поскольку эти невежи видят, чему им следует подражать. Живопись – это чтение для тех, кто не знает букв, и выполняет роль чтения, особенно среди язычников» .

Догматы (или Решения) VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание, были рассмотрены и отвергнуты на соборе католического духовенства, состоявшегося во Франкфурте-на-Майне в 794 году.

Немаловажную роль сыграло ярко выраженное отрицательное отношение к прошедшему в Византии Вселенскому Собору императора Карла Великого. Ознакомившись с переводом соборных деяний, в котором не было передано смысловое различие между служением и поклонением , Карл и его советники признали документ неприемлемым. В 790 году они составили трактат-опровержение в четырех книгах, известный под названием «Карловы книги» (Libri Carolini), которые не могли не принять во внимание епископы Римской Церкви, собравшиеся во Франкфурте. В итоге на Западе соответствующей церковному учению признавалась позиция, согласно которой «образы служат лишь украшению церквей и напоминают о древних деяниях». Впоследствии определения Собора все-таки получили признание в Католической Церкви.

Итак, для католиков иконы это прежде всего иллюстрации к Священной истории. Поэтому и святые места, согласно духу католического учения, – это места не поклонения, а воспоминаний о происходивших здесь библейских и церковно-исторических событиях. Именно поэтому Святая Земля нередко именуется в католической традиции землей священных воспоминаний.

Отношение Западной Церкви к паломничеству как духовному подвигу верующих также претерпело существенные изменения, став одним из способов принесения «удовлетворения» Богу за совершенные перед Ним грехи. Католические священники предписывали кающимся вступить на этот путь в качестве епитимии.

Папский Рим по этой же причине обещал прощение грехов всем участникам Крестовых походов, вне зависимости от того, какова была истинная цель, влекущая их к святым местам. Богатые европейцы, принуждаемые духовниками к совершению паломничества, могли заменить себя слугами либо «профессиональными» пилигримами-наемниками, составлявшими целые «корпорации» в средневековой Европе.

«У католиков за паломничество в Рим прощается известная сумма грехов. Здесь путешествие к святым местам является самодовлеющим, ценным само по себе, делом, за которое обязательно заплатит Бог. Такой взгляд – явное язычество», – так еще 100 лет назад характеризовал католических пилигримов православный писатель, архимандрит Михаил (Семенов).

Ярким свидетельством присущего Западу формального отношения к посещению святых мест можно назвать также изображения в католических храмах так называемых «станций» Крестного пути. Традиция совершать религиозное шествие по дороге, которой осужденный на смерть Христос прошел от Претории до Голгофы, сформировалась в Иерусалиме к XV столетию под влиянием монахов-францисканцев. Именно они учредили на этом маршруте 14 «станций», призванных воссоздать в памяти верующих основные моменты страданий Спасителя. Поскольку далеко не все желающие могли посетить Святую Землю, то еще в Средневековье эпизоды Крестного пути в виде 14 картин или рельефов стали создаваться в католических храмах. Около каждого такого изображения, последовательно расположенного вдоль внутренней стены церкви, утверждалось соответствующее стояние Kрестного пути. Перемещаясь от одного изображения к другому, верующие призваны останавливаться перед каждым для молитвы и размышлений об изображенном событии. В XVII веке одним из римских пап было окончательно зафиксировано число «остановок» и содержание изображаемых сцен, а индульгенции, связанные с совершением этого Крестного пути, приравнены к тем, которые получали паломники, посетившие святые места в Иерусалиме.

Верная издавна господствующему в ней духу схоластики современная Римско-Католическая Церковь в зависимости от избираемого христианином маршрута различает великое – peregrinationes primariae и малое – peregrinationes secundariae паломничества. К первому относится посещение Иерусалима, Рима, Сантьяго-де-Компостело и Лорето. Ко второму – святынь, расположенных в разных местах Европы и Америки. Современные паломники, разумеется, уже не берут в дорогу специфического облачения своих средневековых предшественников – посоха, сумы, коричневого или серого плаща и широкополой шляпы, украшенной раковинами и обязательным красным крестом. Однако их подход к посещению святых мест остается столь же прагматичным.

В протестантизме с его отрицанием всех внешних обрядовых проявлений религиозности – почитания икон, святых мощей и других материальных свидетельств Божественного присутствия, не существует паломничества как такового. Посещение Святой Земли, равно как и европейских достопримечательностей, связанных с деятельностью вождей Реформации, для людей, принадлежащих к этой христианской конфессии, имеет исключительно характер воспоминаний.

В связи с вышесказанным следует, что понятие «паломничество» в полном смысле этого слова применимо лишь по отношению к православному паломничеству.

При этом в русской культуре мы называем «паломничеством» не только православное «поклонничество» и посещение святых мест западными христианами, но и путешествия с религиозными целями в исламе, иудаизме, буддизме. Ведь во всех этих случаях речь идет об опыте современного общения с духовнорелигиозным наследием и его «земными отпечатками». Однако необходимо понимать, что содержание этих понятий в каждой из традиций не вполне тождественно, а, строго говоря, существенно различается.

Паломничество в иудаизме

В современном иудаизме паломничество (на иврите הָּיִלֲע , алия, буквально – восхождение, לֶגֶרְל הָּיִלֲע , алия лерегель) является неотъемлемой частью религиозной традиции. В Ветхом Завете повествуется, как в Х веке до Рождества Христова царь Соломон выстроил на горе Мориа в Иерусалиме – столице иудейского царства – первый в истории человечества храм Единому Богу. С этого времени посещение города Иерусалима и храма, особенно в дни Пасхи (Пейсаха), Пятидесятницы (Шавуота), Праздника кущей (Суккота), и участие в общем богослужении стали для иудеев религиозной нормой, которая в первую очередь распространялась на взрослых мужчин.

До Иерусалима верующим, если они жили далеко, разрешалось добираться верхом и в повозках. Однако подниматься к храму на саму гору Мориа, получившую название Храмовой горы, ввиду святости этого места необходимо было своими ногами. Старейшины еврейской общины и те из иудеев, кто с особым благоговением относился к исполнению ветхозаветного Закона, чаще всего проделывали весь путь пешком: от своего жилища до храма.

Обязательным элементом паломничества в Иерусалим в дни праздников являлось совершение храмовых приношений, характер которых был также строго определен. Например, в Пятидесятницу (Шавуот) приносили в жертву первый сбор плодов и фруктов, а также хлеб, испеченный из пшеничной муки нового урожая. Жертвоприношение вне храма запрещалось. Иудеями столь строго соблюдалась ветхозаветная заповедь об обязательном ежегодном трехкратном посещении храма, что даже после его разрушения вавилонянами в 422 году до Рождества Христова в дни праздников в Иерусалим продолжали прибывать паломники из Египта, Сирии, Вавилона и других стран.

Последовавшее в 70 году по Рождестве Христовом второе разрушение восстановленного иерусалимского храма лишило еврейский народ его главной святыни, изменив многовековую паломническую традицию. Однако, по мнению раввинов (еврейских религиозных учителей), единственная сохранившаяся от храмового здания западная стена, образно именуемая также Стеной плача, продолжает оставаться местом особого Божественного присутствия.

От всех, исповедующих эту монотеистическую религию, по-прежнему требуется непременное посещение Иерусалима и Храмовой горы. Паломники со всего мира для совершения молитвы собираются к Стене плача вечером в пятницу, в канун субботнего дня, и по праздникам. Помимо молитвы в щели между камнями стенной кладки они нередко засовывают записки со своими просьбами и пожеланиями, адресованными Богу, в уверенности, что в этом святом месте Он непременно услышит и исполнит все просимое.

Иудеи также посещают гробницы царей из рода Давида на горе Сион в Иерусалиме и пещеру Махпела, расположенную в центре древнего Хеврона, на территории нынешней Палестинской национальной автономии. Согласно Ветхому Завету, именно здесь погребены праотцы Авраам, Исаак, Иаков, их жены – Сарра, Реввека и Лия, а согласно религиозным преданиям евреев, также Адам и Ева. Однако по своей значимости эти традиционные места паломничества уступают горе Мориа, с которой иудеи, кроме всего прочего, связывают свои мессианские ожидания.

Паломничество в исламе

У мусульман паломничество именуется хаджем. Сам основатель этой мировой монотеистической религии – Мухаммед – подал, согласно Корану, пример в этом своим последователям. Посетив в марте 632 года расположенное в Мекке святилище языческих арабских племен, Мухаммед повелел своим приверженцам очистить это место от идолов племенных божеств. Кааба – расположенное в Мекке древнее здание прямоугольной формы, имевшее в глазах арабов сакральное значение, – была объявлена им святым домом, построенным Адамом по велению Аллаха и возобновленным Ибрагимом, или Абрахамом (Авраамом), и его сыном Исмаилом для того, чтобы правоверные со всего мира собирались сюда, свидетельствуя о своей вере. Считается, что именно в этот период пребывания в Мекке, именуемый в Коране Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество), Мухаммед получил свыше указания о правилах хаджа, которыми по сей день руководствуются все мусульмане.

Хадж продолжается две недели и включает в себя посещение городов Мекки и Медины. Он считается одним из пяти столпов, или обязательных действий, свидетельствующих о принадлежности к исламу, наряду с 1) публичным свидетельством веры в Аллаха как единого Бога и признанием Мухаммеда его посланником, 2) ежедневным совершением пятикратной молитвы, 3) уплатой особого налога в пользу бедных и 4) соблюдением поста в месяц Рамадан. Это паломничество предписано совершить хотя бы один раз в жизни каждому совершеннолетнему мусульманину, если этому не препятствуют болезнь, семейные и финансовые обстоятельства. Состоятельный человек, по каким-либо причинам не имеющий возможности лично участвовать в хадже, может отправить вместо себя другого паломника, оплатив его расходы. Молодых женщин-мусульманок должны сопровождать или мужья, или близкие родственники мужского пола, брак с которыми исключен.

Хадж состоит из нескольких обязательных этапов, каждый из которых отмечен особым обрядом. Многие из них имеют символическое значение и призваны напоминать о событиях из жизни Авраама, его жены Агари и сына Исмаила. Совершать их требуется в состоянии ритуальной чистоты, зримым символом которой является белая одежда особого покроя, которую надевает каждый паломник, переступив границу Мекки.

Важным моментом хаджа является семикратное обхождение против часовой стрелки Каабы, совершаемое верующими в первый и последний дни хаджа.

Самой главной частью паломничества, центральным обрядом хаджа, считается Вукуф (Вукуф би-Арафа) – молитвенное стояние на священной горе / у священной горы Арафат, где пророк Мухаммед произнес свою последнюю пропов едь. Вукуф начинается в полдень, на 9-й день хаджа, сразу после прохождения Солнцем точки зенита, и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и совершают молитву, обращенную к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом.

Вслед за этим участники символически побивают злого духа камнями, кидая их в специально установленные столбы.

Особое место в совершении хаджа занимает жертвоприношение крупного рогатого скота, верблюдов и овец, которое должно совершаться в течение трех дней по установленной форме, с поминанием имени Аллаха. Мясо жертвенных животных паломники едят сами, а также угощают бедных. Завершая паломничество, мусульмане посещают гробницу пророка Мухаммеда в Медине.

Совершать хадж разрешается только в определенное время – в двенадцатый месяц мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот период получил название «зу-ль-хиджжа», то есть «обладающий паломничеством». Посещение Мекки в другое время, даже при условии неукоснительного выполнения всех обрядов, паломничеством не считается. По возвращении домой паломник получает к своему имени почетную приставку «хаджа» и право носить зеленую чалму и длинную белую одежду (галабею).

Еще одним традиционным местом мусульманского паломничества является мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, почитаемая как место ночного вознесения пророка Мухаммеда. В некоторых ближневосточных странах, например в Сирии, мусульмане посещают святые места христиан, связанные с именем Божией Матери, именуемой в исламе матерью пророка Исы. Однако во всех указанных случаях никаких особых религиозных ритуалов не совершается.

Паломничество в буддизме

Основные места паломничества последователей Сиддхартхи Гаутамы связаны с его именем и располагаются в Северной Индии и Южном Непале. По преданию, сам Будда завещал посещать эти места своим ученикам. Признанным средоточием паломнических маршрутов является также Тибет, где расположены буддийские духовные центры и монастыри.

Основным мотивом совершения паломничества для буддиста является стремление приобрести добродетель и этим искупить греховные поступки, совершенные в прошлых рождениях и в настоящей жизни, а также получить надежду на более благоприятное воплощение в будущем.

В период совершения паломничества верующий на время дает аскетические обеты, подобные монашеским, налагает на себя строгие ограничения в пище и развлечениях.

Традиционный комплекс буддийских паломнических ритуалов в настоящее время включает многоразовый обход чтимого места по часовой стрелке, чтение мантр, представляющих собой сочетание нескольких звуков или слов на языке санскрит. С точки зрения буддиста, каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры обладают глубоким религиозным смыслом. К чтению приравнивается вращение так называемых молитвенных барабанов – деревянных или металлических цилиндров разного размера с мантрами, нанесенными на поверхность инструмента или написанными на бумажных свитках, вложенных внутрь барабана. Перед сакральным объектом, например статуей Будды, верующие простираются ниц в многократных земных поклонах, совершаемых особым образом. В знак благодарности и признательности паломник может оставить перед изваянием Будды или принести уважаемому монаху-подвижнику подношение, обычно символическое: воду для ритуального омовения, цветочные гирлянды, благовония, пищу. Практикуются очистительные омовения или окропления водой. В Тибете паломник может получить благословение жреца – ламы, который, касаясь темени верующего, тем самым передает ему часть своей святости или одаривает шелковой веревочкой красного или желтого цвета, своего рода «защитным» амулетом. Выполнение перечисленных ритуалов, их последовательность и очередность не имеют четкой регламентации и зависят от религиозного настроя совершающего их лица.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Паломничество – одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существовало с тех пор, как человечество помнит себя, существовало во всех вероисповеданиях, у всех народов.

Кто такой паломник? Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.

Зачем же мы отправляемся в паломничество? Ведь любая святыня распространяет благодать далеко за пределы своей материальной составляющей. Мы можем помолиться с верой и упованием, и Господь, и Матерь Божия, и все святые, несомненно, услышат нас, где бы мы ни находились.

Так почему испокон веков человеку было нужно совершить паломничество, физически прикоснуться, ощутить святыню? Потому что человек – это не только душа и дух, но и плоть, тело. Человеческое тело активно участвует в молитве посредством крестного знамения, поясных и земных поклонов, человек несет свое бренное, порой сопротивляющееся тело, в храм, приобщается Таинствам не только духовно, но и физически. Для питания святыней душевно-телесных чувств человека – зрения, слуха, осязания – существует церковное искусство. Видя красоту убранства храмов и теплый огонь свечей, слушая благозвучное пение, обоняя благоухающий ладан, человек настраивает свои телесные чувства на более возвышенный лад, на восприятие духовного мира.

В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым свою плоть. Христиане не обоготворяют тела святых как таковые, но почитают их как вместилище Духа Святого, не поклоняются и доскам икон, но тем, кто на них изображен.

Таким образом, паломничество для христианина – один из главных способов соединения духовного и телесного начал.

Христиане путешествуют к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела, а иногда ради исполнения данных Богу обетов. В любом случае, совершая паломничество, человек стремится прикоснуться к иному миру, реально существующему как в вечности, так и в физическом пространстве и времени. И Бог, видя желание приблизиться к Нему, помогает человеку, используя святыни, как проводники Своей благодати.

Можно без преувеличения сказать, что Греция – сокровищница мест паломничества. Одних только действующих монастырей на сравнительно небольшой территории страны
более 1000. В последние годы в обители приходит множество молодых людей, они подвизаются с горячей верой первых христианских иноков, бежавших из разлагающегося Рима в пустыню. Это явление внушает надежду. Особенно, если вспомнить, что население Греции – всего десять миллионов человек, которым было запрещено открыто исповедовать веру в течение пятисот лет турецкого ига. А в XX веке Греция пережила опустошительную итальянскую и немецкую оккупацию во время II Мировой войны, и кровавую гражданскую войну, почти разрушившую страну. Но сила веры, чудо Православия позволили грекам выстоять, сохраниться как нации, сохранить свои великие святыни и благодать православной цивилизации, которую чувствует каждый человек, приезжающий в Грецию в паломничество.

Не хватит целой жизни, чтобы посетить все дорогие сердцу христианина святые места Греции. И все-таки без паломничества в Грецию невозможно понять и почувствовать величие вселенского Православия.

Добро пожаловать на святую землю Эллады!

Паломничество

В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием "паломничество". Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэтому слово "паломничество" в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

Понятие паломник происходит от слова пальмовник, что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев - участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или в русской православной традиции Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть не только богомольцев, путешествующих в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Православное паломничество

На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.

Поскольку определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом пилигрим, что в переводе на русский язык означает только странник. Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

Еще дальше отошли от Православия протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине такой разницы в понимании паломнической традиции в христианстве, можно говорить о православном паломничестве.

Паломничество и туризм

В наше время нередко можно услышать такие словосочетания, как: "паломнический туризм", "паломнический тур", "паломническая экскурсия" и т.д. Все эти выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Однако, несмотря на сходство, они имеют разную природу. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному.

Туризм - это путешествие с познавательными целями. Одним из популярных видов туризма является религиозный туризм. Главное в этом виде туризма - знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсии, которая является для туриста самым главным элементом путешествия. Экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а вспомогательной. Главное в паломничестве - это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество - часть религиозной жизни каждого верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших соотечественников.

Несмотря на то, что паломничество, по сути, представляет собой религиозную деятельность, в Российской Федерации оно до сих пор регулируется туристским законодательством.

Традиция паломничества на Руси

Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX-X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам Вселенского Православия - в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на поклонение часто отправлялись пешком. Собираясь в паломничество, православные христиане получают благословение на его совершение у епархиального архиерея, или у своего духовного наставника.

"Православный паломник", N 5, 2008

http://www.bogoslov.ru/text/487732.html

Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты Житенёв Сергей Юрьевич

Христианское паломничество

Христианское паломничество

История религиозных путешествий в Римской и Византийской империях позволяет проследить, как складывались и развивались культура и традиции христианского паломничества. Начиная с первого столетия по Рождеству Христову, с того времени, которое многие исследователи называют Апостольским веком, первые христиане стали ходить на поклонение в места, связанные земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Однако в первые три века распространения христианства в Римской империи очень часто возникали гонения на последователей Иисуса Христа, поэтому паломничество носило тайный характер и было немногочисленным. Регулярные и массовые паломничества христиан к главной святыне Иерусалима – храму Воскресения Господня, начались в 30-х годах IV века. Это произошло после легализации христианства в пределах Римской империи в 313 году и под влиянием примера святой равноапостольной императрицы Елены, совершившей на склоне своих лет великое путешествие в Палестину в 325–327 годах. При этом надо помнить, что она выполняла также и волю своего сына, императора Константина Великого, действуя от его имени и благодаря его неограниченной материальной поддержке. Историческое паломническое путешествие святой императрицы Елены в Иерусалим привело к воздвижению Креста Господня, уточнению топографии ключевых центров евангельской истории и положило начало мемориализации святых мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.

В 325 году, во время проведения Первого Вселенского Никейского Собора, святой равноапостольный император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме на месте рождения Спасителя и в Иерусалиме над Гробом Господним. Территорию же Палестины первый христианский император объявил Святой Землёй. Ко времени путешествия императрицы Елены предание возводит также строительство двух храмов: в Хевроне, у Мамврийского дуба, и на Масличной горе. Этими событиями открывается история массового христианского паломничества в Святую Землю, потому что путешествие императрицы Елены и её окружения можно и нужно рассматривать как первое организованное поклонение святым местам, связанным с жизнью, крестной смертью и Воскресением Спасителя.

В результате строительства храмов уже в эпоху императора Константина Великого в Иерусалим и Вифлеем стали приезжать тысячи богомольцев для поклонения главным святыням христианства, положив тем самым начало массовому паломническому движению в Святую Землю.

Иерусалим, по улицам и площадям которого ходил сам Иисус Христос, и откуда началась история Церкви, стал главной целью христианского паломничества. Иерусалим, открыв свои святыни, быстро превратился в сознании христиан всего мира в Святой Град, место поклонения Гробу Господню, а благодаря этому стал большим странноприимным домом, большой гостиницей, большой больницей, большим торгом. Местное население начало теряться среди паломников, которые заполоняли городские улицы и площади, особенно в дни христианских праздников.

Римские, а затем и византийские императоры не жалели своего времени, не щадили сил своих подданных, не скупились тратить материальные ресурсы империи для того, чтобы увековечить память о земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Палестина покрылась множеством христианских храмов и монастырей. Начали складываться религиозные традиции и культура поклонения великим христианским святыням. При этом необходимо отметить, что IV–VI веках, т. е. в самом начале своего развития, массовое христианское паломничество было обычно актом личного благочестия верующего человека и осуществлялось без принуждения как со стороны церковных, так и светских властей.

Богомольцы IV века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, и часто посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Главными центрами поклонения в Святой Земле, начиная с того времени, стали величественные храмы в честь важнейших событий библейской истории: провозвестие через явления ангелов Аврааму у Мамврийского дуба (Хеврон), Рождество Иисуса Христа (Вифлеем), Распятие и Воскресение Спасителя (Иерусалим), Вознесение Господне (Елеонская гора) и другие. Богомольцы шли в Святую Землю из разных стран: прежде всего, из пределов тогда ещё единой Римской империи, а также из Армении, Персии, Месопотамии, Эфиопии и даже Индии. Вдоль основных маршрутов путешественников-поклонников к святым местам постепенно складывалась паломническая инфраструктура.

Период наиболее массового паломничества в Святую Землю с самого возникновения паломнического движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы. Многие богомольцы приходили в Палестину на весь этот период. Самым же главным праздником, притягивающим в Святую Землю самое большое количество богомольцев, был и остаётся по сей день праздник Святой Пасхи. Паломники, стремившиеся встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили туда заранее, чтобы провести в Святом Граде и Страстную седмицу. Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим. Основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима. Паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Возвращаясь домой, богомольцы, как правило, помимо разного рода реликвий брали с собой на память также и эти пальмовые ветви.

Уже в первые десятилетия развития массового паломничества появляются путеводители по Святой Земле, в христианских странах распространяются воспоминания о посещении и описания святых мест в Палестине. Хлынувшим из глубины Европы в Святую Землю паломникам IV века, желавшим поклониться колыбели христианской веры, перед отправлением в путь, чтобы они не сбились с правильного маршрута, в храмах и монастырях выдавались «дорожники», служившие путеводителями от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан, а на обратном пути из Иерусалима до главных городов Франции, Италии и Германии. Первые христианские путеводители и паломнические воспоминания ещё времён единой Римской империи получили название «итинерарии».

За первые века паломничества под влиянием прежде всего ряда объективных культурных факторов сформировалась традиция внешнего облика богомольца. Для мужчин – это наличие бороды и длинных волос, калиг, тёмного, как правило, выгоравшего за время пути плаща, шляпы с весьма широкими полями, сумы и выдолбленной из тыквы бутыли на ремне. Образ паломника был немыслим без посоха или клюки, на которые приходилось опираться во время долгого путешествия. Богомольцы, ходившие на поклонение в Святую Землю, приносили оттуда на родину ветку пальмы, поэтому со временем получили обобщающее название паломники. Слово паломник происходит от латинского palmarius – дословно пальмовник, т. е. человек, несущий пальмовую ветвь.

В Палестине в IV веке уже сложились традиции почитания святых мест. Источники сообщают о неких проводниках, сопровождавших паломников в Святой Земле. Проводники рассказывали, где по обычаю нужно молиться, а также указывали, в каких местах произошли те или иные библейские события. Таким образом, в IV столетии маршруты передвижения паломников по святым местам Палестины уже сложились. Из Константинополя и многих провинций и городов Византийской империи, так же как и из Европы, многочисленные паломники беспрепятственно шли на поклонение к святыням Иерусалима вплоть до середины VII века, когда Святая Земля была захвачена арабами. Впрочем, завоевание арабами Палестины не остановило христианского паломничества; оно продолжало развиваться, о чём свидетельствовало появление в VII–IX веках многочисленных византийских воспоминаний о богомольных путешествиях и путеводителей для паломников.

Видимо, масштаб паломничества в то время стал настолько существенным, что отцы Церкви из соображений нравственного свойства выступили против массового увлечения своей паствой бездуховным паломничеством. Многие исследователи, особенно атеисты, указывая на так называемый запрет паломничества в Святую Землю со стороны некоторых святых отцов Церкви, не совсем точно оценивали их позицию и систему аргументации, что приводило к существенному и намеренному искажению их точки зрения.

Церковь никогда не запрещала и не выступала против древней традиции паломничества христиан в Святую Землю, как, впрочем, и к другим святым местам, но она порицала и возбраняла самочинное паломничество неподготовленных людей, осуществляемое без благословения священства и с сомнительными целями. Если подробно и не предвзято рассматривать аргументацию святых отцов Церкви, то она как раз была направлена против «туристского» подхода к посещению святых мест Палестины людьми, которые из праздного любопытства или тщеславия приходили в места земной жизни Господа и Богородицы. Святые отцы Церкви решительно выступали против внешнего почитания Спасителя и бездуховного паломничества в Святую Землю, когда мода или слепое следование традиции подменяет истинное богопочитание и благочестие.

Преподобный Иоанн Лествичник предупреждал странников об искушениях и опасностях, которые подстерегают их на пути к святым местам: «Странствуя, остерегайся праздноскитающегося и сластолюбивого беса; ибо странничество даёт ему повод искушать нас». Но преподобный Иоанн видел угрозу благочестию странника не только на пути к святыне, но и по возвращении из паломничества: «Иногда Господь много прославляет того, кто сделался странником по примеру Сего Великого; но хотя сия слава и от Бога даётся, однако её хорошо отвращать щитом смирения. Когда бесы или люди будут хвалить нас за странничество, как за великий подвиг, тогда помыслим о Том, Который ради нас снисшел на землю в виде странника, и найдём, что мы воздать за сие во веки веков не сможем». Предупреждения странникам со стороны преподобного Иоанна Лествичника не были случайны: богомольцы, вернувшись из святых мест, иногда впадали в грех себялюбия и гордыни, особенно если паломничество совершалось только с целью внешнего почитания святынь.

С начала VII по XI столетие включительно, в период арабско-мусульманского господства в Палестине, паломники-христиане из европейских и других стран могли посещать Иерусалим и поклоняться его святыням. «В эпоху Карла Великого, в начале IX века, в Палестине восстанавливались и строились новые церкви и монастыри, для чего Карлом посылалась обильная “милостыня”; при церквах устраивались библиотеки. Паломники беспрепятственно ездили к святым местам. Эти взаимоотношения между франкской империей Карла Великого и Палестиной <…> привели к выводу, поддерживаемому некоторыми учёными, что в Палестине при Карле Великом был установлен своего рода франкский протекторат – настолько, насколько затрагивались христианские интересы в Святой Земле; политическая власть халифа в этой стране оставалась неизменной».

Так продолжалось до середины X века, когда византийские войска при императорах Никифоре II Фоке и Иоанне I Цимисхии одержали крупные победы над армиями египетских эмиров. «Эти военные успехи Византии имели свой отклик в Иерусалиме, так что в результате французский историк Л. Брейе считал возможным говорить о византийском протекторате в Святой Земле, который положил конец протекторату франкскому».

Христианское паломничество за несколько веков своего сосуществования с мусульманским миром превратилось в неотъемлемую часть духовной и повседневной жизни Палестины. При этом надо иметь в виду, что сложившаяся с IV века традиция паломничества в Святую Землю стала важной религиозной и культурной составляющей жизни христиан многих европейских стран.

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

ПАЛОМНИЧЕСТВО К ВЕРЕ Для меня поворотным мгновением была одна немая встреча в Троице-Сергиевой Лавре. В тот раз - а это было где-то в начале 82-го года - я оказался там еще в качестве студента кафедры атеизма и комсомольского активиста. Надо было сопровождать группу

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Хадж, или паломничество Хадж в Мекку - четвертая обязанность ибадата. Это святой долг для тех, кто может позволить себе это хотя бы раз в жизни. В Мекке стоит маленький домик, построенный пророком Ибрахимом (мир ему!) для поклонения Аллаху. Аллах вознаградил его, назвав

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Паломничество и паломники Один протестант, посетивший Россию в XIX веке, был поражен любовью, с какой русские относились к паломничествам. Обычай совершать паломничества очень древний. Самые первые письменные памятники христианской Руси свидетельствуют о том,

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Паломничество в Стромынь В день Казанской иконы Божией Матери (июль 48-го года) мы с мужем решили поехать на престольный праздник села Стромынь, которое от Гребнева километрах в тридцати. Дьякон мой, отслужив обедню и позавтракав, тотчас же без отдыху собрался в путь. Я в

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Часть VI ПАЛОМНИЧЕСТВО Решение Шамиля Шамилю было уже почти 70 лет. Годы брали свое, старые раны болели с новой силой, ему уже трудно было подниматься на свой верхний этаж, его мучила одышка. Здоровье имама ухудшалось день ото дня. Его единственной отрадой были молитвы,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Паломничество 96. Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], – это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров.97. В том Доме – ясные знамения для людей. Это – место стояния Ибрахима. Тот,

Из книги Ислам автора Курганова У.

Паломничество В конце 7 года хиджры Посланник Бога приготовился совершить паломничество в Мекку, поклониться святым местам. Его друзья и соратники отправились вместе с ним. Их было около тысячи двухсот человек. Курейшиты покинули город и, расположившись на горах и

Из книги Энциклопедия ислама автора

Прощальное паломничество Как рассказывает Джабир, сын Абдаллаха, все арабы собрались в Медине, стараясь во всем подражать пророку. Он отправился в месяце Дхулкада, и они с ним. Насколько простирался взгляд, повсюду пророка окружали толпы народу; и спереди, и сзади, и

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Паломничество Паломничество в Мекку (хадж) является одним из главных пяти установлений, известных как пять столпов ислама. Ислам не предписывает совершать паломничества ни к могилам праведников, ни к монастырям в поисках помощи святых, ни к местам, где происходили

Из книги Афон и его судьба автора Маевский Владислав Альбинович

Из книги Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты автора Житенёв Сергей Юрьевич

Паломничество Паломничество (хадж) является пятым столпом ислама. Хадж хоть раз в жизни обязан совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. Совершают паломничество в Мекку и Медину, то есть в те места, где протекала деятельность Пророка Мухаммада. Совершается

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Второе паломничество Плавание по архипелагу Цветущие берега живописной Греции… Море покачивает вас на зеленоватых волнах. По тем же волнам тысячелетиями двигались ладьи человека. И они избороздили эти сине-зеленые воды во всех направлениях, не зная иного простора.

Из книги автора

Паломничество в Подафонье Время летело незаметно, и приближался отъезд с Афона. Мне же очень хотелось побывать еще раз у своих друзей в Крестовской келлии. И вот представился для этого неожиданный случай: в Андреевском скиту я познакомился с двумя приезжими иностранцами,

Из книги автора

Третье паломничество Иваница и скит всех святых Пользуясь пребыванием в нашем монастыре Св. Пантелеимона, в виде отдыха после своих библиотечных занятий решил я предпринять дальнее путешествие, чтобы на севере Афона посетить Крумицу – скит, возделанный и обстроенный

Из книги автора

Буддийское паломничество Традиция паломничества в буддизме имеет самую древнюю историю по причине более раннего его возникновения по сравнению с другими мировыми религиями. Идея совершения буддийского паломничества и ритуалы поклонения возникли в Индии в V веке до

Из книги автора

Первое паломничество Как мы уже знаем, принятие ислама волжскими булгарами не означало мгновенного постижения поразительной глубины и стройности коранических учений, хотя бы потому, что немногие булгары знали арабский язык и умели читать Коран. Этому еще предстояло

Современное паломничество П ервоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова "паломничество" и "паломник". Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам. На Руси традиции паломничества восходят к XI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни.

Паломничество, как и все внешние формы религиозной деятельности, было почти полностью прервано в период Советской власти. С начала 90-х годов традиции паломничества начинают активно возрождаться. Многие православные верующие отправляются в поездки по вновь открывающимся монастырям и храмам, начинают создаваться православные паломнические службы. В течение последнего десятилетия этот процесс развивался и принимал все более организованные и разносторонние формы.

Что представляет собой сейчас православное паломничество и каково его значение для каждого верующего и Церкви в целом? Конечно, ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Но значение паломничества этим не исчерпывается.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомится с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.

Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной. Кроме того, часть вырученных от паломничеств средств поступает на восстановление храмов, при которых действуют некоторые паломнические службы.

Более подробную информацию о современном паломничестве вы найдете в материалах этого бюллетеня.

Паломническая поездка - что это такое?

О дной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Как писал еще в XIX в. академик А.Н.Пыпин в своей "Истории русской литературы", "странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников, несомненно в связи с западным их именем: palmarii, palmati, palmigeri, как называли потому, что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями". "Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим" (В.Даль).

Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь - центр духовной жизни всего края. Иногда несколько расположенных рядом сел (или приходов в городе) отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Предпринятые в советский период попытки объединить народы бывшей Российской империи на основе ложной и безнравственной коммунистической идеи закончились распадом государства. Сегодня, после почти десяти лет "реформ", вылившихся в развал российской экономики и кризис всех сторон жизни общества, постепенно приходит понимание, - увы, не сразу и не ко всем, - что возрождение России - это прежде всего восстановление ее духовно-нравственных основ. Вновь возникла необходимость, восстанавливая "связь времен", увидеть и осознать, наследниками каких великих и славных традиций мы являемся. Вот почему сегодня такое важное значение приобретают паломнические поездки.

Тысячи и тысячи людей отправляются в наши дни во все концы России, порой в самые отдаленные ее уголки, не только чтобы поклонится подвизавшимся там когда-то великим подвижникам христианского благочестия и вознести свои молитвы в святом месте явления чудотворной иконы или цельбоносного источника. Люди едут сюда в надежде понять: в чем истоки нашей сегодняшней трагедии; почему народ, владевший таким духовным богатством, пренебрег им; как жить дальше, как изменить жизнь, чтобы обрести мир в своей душе и в стране? И такие поездки помогают не только найти ответы на эти наболевшие вопросы, но и - шире - приобретают важное значение в укреплении национального самосознания и духовном возрождении народа.

Паломническая служба "Согласие" пытается внести свою посильную лепту в общее дело организации подобного рода поездок. Как же они проходят? Каковы методологические подходы к их проведению? Мы выскажем свои соображения, используя в качестве примера конкретную паломническую поездку - в город Ростов Великий.

Ростов - один из древнейших центров российской государственности, сокровищница духовной и материальной культуры России. Путь из Москвы в Ростов и обратно, укладывающийся в хронологические рамки однодневной поездки, проходит через Переславль-Залесский, сыгравший ключевую роль в становлении Московского государства, и в непосредственной близости от Троице-Сергиевой лавры - одного из духовных центров православного мира. Вот почему поездка по этому маршруту приобретает для паломников особое значение.

Время, проведенное в автобусе, необходимо для подготовки к встрече со святыней. Поэтому уже в самом начале пути делается "посыл" на конечную цель - г. Ростов. Необходимо кратко рассказать и об истории тех мест, которые мы проезжаем по пути.

Уже в XV веке эта дорога стала местом массового паломничества. Люди шли поклониться духовному вождю, "игумену земли Русской", преп. Сергию Радонежскому. В числе тысяч и тысяч паломников отправлялись по Троицко-Переславской дороге и русские государи. Они останавливались в путевых дворцах. Сегодня сооруженные при них храмы и названия местностей (села Алексеевское, Тайнинское, Воздвиженское) постоянно напоминают, что мы являемся продолжателями старой благочестивой традиции.

Рассказ о преп. Сергии Радонежском (мы проезжаем видимый с дороги Радонеж и не видимую, но волнующую своей близостью Сергиеву лавру), родиной которого является Ростов Великий, необходимо вести в широком историческом контексте.

XIV век - это возвышение Москвы и начало собирания вокруг нее русских земель, - процесс, в котором особую роль сыграли монастыри. Задача экскурсовода на этом отрезке пути - кратко, но ярко и убедительно, избегая лекционности (что является грубой ошибкой, увы, многих), раскрыть роль преп. Сергия в созидательных процессах объединения русских земель вокруг Москвы и значение этого великого подвижника для русской духовной культуры.

Въехав на территорию Ярославской области, нужно подготовить паломников к встрече с лежащим на пути г. Переславлем-Залесским, при этом не забывая о конечной цели путешествия - Ростове Великом. Способов здесь предостаточно, ведь Переславль тысячами "духовных нитей" связан с Ростовом.

Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, выстроенный Ростово-Суздальским князем Юрием Долгоруким, является древнейшим сохранившимся храмом Северо-Восточной Руси. В этом храме молились свв. Андрей Боголюбский и Дмитрий Донской, здесь венчался св. Александр Невский, в своей мудрой политике неизменно опиравшийся на ростовских князей. Здесь же совершалась хиротония преп. Сергия Радонежского, сподвижник которого, преп. Дмитрий Прилуцкий, стал основателем Переславского Никольского монастыря.

Вне всяких сомнений преп. Сергий хорошо знал ростовского епископа Иакова - основателя монашеской обители, которая получила его имя и к XIX веку снискала себе славу "лавры Ростовской епархии".

Оставшийся путь посвящен истории Ростовской земли и ее духовного центра - Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Именно в эту великую и славную обитель мы и направляемся при въезде в город. Здесь уместно рассказать паломникам о роли монастырей в становлении как государства, так и национальной культуры.

Нет такой сферы деятельности, на развитие которой монастырь не оказал бы прямого и сильного влияния. Письменность и литература, причем не только богословская или богослужебная, но делового, исторического, поэтического жанров; образование; монументальное искусство (архитектура, живопись, скульптура) и малые формы (книжное, орнаментальное, декоративно-прикладное); вообще высшие уровни развития ремесел - все это на раннем этапе средневековья концентрировалось почти исключительно внутри и вне монастыря.

Знания, накопленные предшествующей цивилизацией, как и первые ростки наук нового времени (естественных и точных), часто защищались толстыми стенами монастырей. Наиболее сложные, совершенные технологии, в том числе и агрокультурные; рациональные системы ведения хозяйства; зачатки современных финансовых, банковских, торговых операций; зародыши мануфактурных производств - все это обнаруживается в монастыре, достигая порой высокой степени разработанности.

Если для Киевского государства монастырь являлся одним из ряда важных элементов общественной и государственной структуры, то в развитии Московской земли его место просто исключительно. Именно монастыри стали теми очагами, где созидалась духовная культура, ставшая основой, стержнем будущей великой державы.

Вместе с тем, каждый строящийся монастырь осмысливался еще и как своеобразная "проекция" Небесного Града, Горнего Иерусалима на землю. Насельники монастыря воспринимали при построении "ангельский образ". Монашеская обитель являлась моделью идеального мироустройства, идеального общежития. Со временем она превращалась в центр духовно-нравственного окормления живущей поблизости, а иногда и всероссийской паствы.

Монастырь - место, где ощутимо дыхание вечности, где отходят на второй план наши земные, суетные заботы. Здесь, молитвенно предстоя великим святым земли русской, мы имеем возможность испросить у Господа помощи в нашем духовном выздоровлении и благих начинаниях на пользу ближним...

Поклонившись свят. Иакову (его мощи под спудом), преп. Авраамию и свят. Димитрию Ростовским (их мощи почивают открыто), мы знакомимся с самим монастырем и его современной жизнью. А затем, испив целебной воды из источника свят. Иакова (в центре монастыря), отправляемся в Ростовский кремль. Здесь паломники имеют возможность ознакомиться с различными музейными экспозициями в соответствии с личными предпочтениями.

Большую роль в истории русской духовной и материальной культуры сыграл Богоявленский Авраамиев монастырь, также как и Спасо-Ярославский, живописно расположенный на берегу озера Неро. Посещение этого монастыря входит в обязательную программу пребывания в Ростове. Отсюда мы отправляемся домой. Помня о том, что паломническая поездка - это всегда работа души, обратный путь мы также стремимся провести с пользой. Это ответы на вопросы, информация о предполагаемых поездках, а также чтение акафистов, слушание духовной музыки, и многое другое.

Общение с паломниками убеждает в одном: для всех эти паломничества становятся важным благотворным фактором в жизни. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который, они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. Они усвоили себе благодатное чувство сопричастности истории Русской Православной Церкви и Российского государства, ощутили себя звеньями великой цепи, связывающей прошлое и будущее русского народа. И в этом великое значение паломничества.

Ю.В.Крестников

П аломническая служба "Монастыри России" работает при московском храме Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. По субботам, воскресеньям, двунадесятым и местным церковным праздникам мы совершаем паломничества в древние обители и города для ознакомления с их историей и святынями, посещаем храмы, где не прерывалась молитва, и храмы, которые только начинают возрождаться.

Нами разработано более 200 маршрутов, включая православные святыни Москвы. Только по московским храмам и монастырям наши паломники совершают в течение года более 60 пешеходных путешествий.

Мы наладили работу с предприятиями и учреждениями, организуем для них поездки по святым местам, составляем специальные маршруты с посещением святынь и музеев Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Валаама и других мест.

Общеобразовательные школы заказывают нам поездки по историческим местам России - в Бородино, Звенигород, Троице-Сергиеву Лавру и другие места. Наши сопровождающие, рассказывая об истории нашей Родины, знакомят с жизнью святых и историей икон и монастырей, показывают неразрывную связь истории России и истории Православной Церкви. В поездках мы стараемся создать теплую атмосферу для ребят, покормить их в монастыре, напоить чаем.

Наша служба также содействует организации самостоятельных паломничеств для иногородних монастырей и приходов, и принимает паломнические группы из других епархий.

Для того, чтобы помочь паломникам выбрать маршрут и подготовиться к поездке, мы выпускаем специальную "Библиотечку паломника", в которой печатаются редкие материалы о православных святынях России: малоизвестных или новых обителях, храмах, чудотворных иконах и святых источниках. Материалы выпускаются в двух вариантах: для прихожан и постоянных паломников с включением соответствующих тропарей и молитв, и для невоцерковленных людей - без тропарей и молитв.

Планируя и совершая паломнические поездки, мы стараемся учитывать запросы наших паломников и разрабатывать планы поездок в зависимости от состава паломнических групп и степени их воцерковленности.

Для людей церковных наши поездки начинаются с соборной молитвы по разработанному службой молитвенному правилу для паломников. Дополнительно к очередной поездке готовится информационный листок с тропарями и молитвами праздникам и святым, которым она посвящена. Такая совместная молитва создает ту необходимую духовную атмосферу, без которой трудно представить паломничество. Далее идет рассказ сопровождающего по теме поездки - о житии святого или празднике, истории обретения святыни или истории образования монастыря. По прибытии в святое место наши паломники принимают участие в богослужении с исповедью и причастием для желающих. После службы насельники обителей или служащие храмов проводят экскурсию, паломники общаются со священнослужителями, посещают святые источники. На обратном пути читаются акафисты святым, у мощей которых мы молились, или чудотворным иконам, на праздновании которых мы присутствовали.

Во время многодневных паломнических поездок для наших паломников предусматривается трапеза при монастырях и храмах, а проживание - в монастырских гостиницах или, если таковых нет, в местных гостиницах.

В поездке с невоцерковленными паломниками наш сопровождающий читает краткое правило для путешествующих с объяснением содержания молитв, рассказывает о святых и истории монастырей и храмов, дает необходимую краеведческую информацию о посещаемых местах, в доступной форме рассказывает о жизни подвижников, об истории Православной Церкви, и отвечает на разнообразные вопросы. Проживание для этих групп организуется в городских гостиницах, а питание - в кафе.

Одной из основных целей наших паломничеств является оказание посильной помощи обителям и храмам. Наши сопровождающие проводят с паломниками в этом отношении определенную разъяснительную работу, показывая, насколько важно и спасительно для богомольцев не просто посещать святые места, но и помогать им возрождаться. Перед поездками мы рассказываем нашим паломникам о том, в чем нуждаются монастыри и храмы, собираем продукты, вещи, книги и все необходимое для пожертвования монастырям, детским приютам и богадельням. Мы также обращаемся к православным читателям через газету "Православная Москва" с просьбами об оказании помощи этим учреждениям.

Главный смысл своей работы видим в приобщении прихожан нашего храма и верующих к паломничеству по святым местам православной России, а также в содействии восстановлению храма Троицы на Грязех у Покровских ворот и ознакомлению православных Москвы и иногородних паломников с его святынями.

Опыт работы православной паломнической службы "Русский Путешественник"

П аломническая служба "Русский Путешественник" зародилась осенью 1996 года при возникновении православной общины храма во имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в посёлке Опалиха Красногорского района Московской области. Вначале целью паломнической службы являлось удовлетворение потребностей членов общины в посещении святых мест и поклонении православным святыням. Первой поездкой было посещение памятных мест в Москве, связанных с земной жизнью св.прмц. Вел.Кн. Елисаветы.

Постепенно количество поездок увеличивалось, и услугами паломнической службы стали пользоваться верующие Красногорского благочиния и города Москвы. Сейчас в среднем за год проводится около 25 поездок. "Русский Путешественник" также регулярно организует 1-2 дневные поездки для детей приходских воскресных школ и детских хоров, и коллективные выезды верующих на большие праздничные службы.

Паломническая служба "Русский Путешественник" не является коммерческой структурой, и её деятельность не ориентирована на получение положительного экономического результата. Вся работа паломнической службы осуществляется под духовным окормлением благочинного церквей Красногорского округа Московской епархии протоирея Константина Островского.

Во-первых, мы исходим из того, что наши поездки паломнические, т.е. основное внимание уделяется молитве. Практически все поездки рассчитываются так, чтобы паломники имели возможность участвовать в Литургии, молебнах, чтении акафистов, посещать православные святыни и молиться перед ними. В связи с этим наши поездки начинаются, как правило, в пятницу вечером, ночь проходит в автобусе в дороге, а в субботнее утро группа прибывает в монастырь или в храм к началу Литургии. После Литургии паломники знакомятся с посещаемым монастырем. Обычно мы обращаемся к настоятелю с просьбой благословить кого-нибудь из братии после службы провести с паломниками беседу, познакомить с историей монастыря, рассказать о его святынях и показать их.

Если поездка однодневная, то в субботу поздно вечером группа возвращается в Москву. Дополнительным плюсом этой схемы является то, что в воскресенье, следующее за поездкой, верующие имеют возможность посетить свой храм и там участвовать в службе, а после службы могут отдохнуть перед новой рабочей неделей. Следуя такой организации поездок, можно посещать святые места, находящиеся на расстоянии до 300 - 400 км от Москвы. При посещении святых мест, находящихся далее 400 км от Москвы, поездки занимают 2-3 дня. В этом случае группа возвращается в Москву в воскресенье вечером или в понедельник утром.

Очень важен вопрос подготовки маршрута. После того, как принимается решение о подготовке поездки в какое-то новое место, причём часто место паломничества подсказывают сами паломники, начинается подготовительный этап. Уточняется адрес и подъездные пути, затем ответственный представитель службы паломничества выезжает самостоятельно на личном автотранспорте. Проверяется маршрут следования, состояние дорог, места для возможных санитарных остановок, делается приблизительный расчет времени, затрачиваемого на дорогу. На месте, обычно это бывают монастыри, мы представляемся как паломническая служба и берем благословение на приезд паломников, уточняем возможность организации питания и ночлега. По возможности знакомимся с лицами, отвечающими за приём паломников, и уточняем возможность оперативной связи по телефону. Необходимо также уточнить, к каким святыням будет открыт доступ, расписание богослужений, принятый размер пожертвований при подаче поминальных записок и при заказных молебнах.

Во время паломнического путешествия в автобусе совместно читаются общие молитвы в дорогу, вечернее и утреннее правило, акафисты святым. При аренде автобуса оговаривается благопристойное поведение водителей автобуса: отсутствие или ограниченное курение, отсутствие громкой светской музыки, абсолютно неприемлемы нецензурные выражения.

Следующим важным фактором при организации и проведении паломнической поездки является забота о паломниках. Люди, которые берутся за паломническую деятельность, должны любить своих паломников. Наш внутренний девиз: "Путешествуя вместе, груз дорожных забот мы берем на себя". Большое значение придаётся организации быта во время путешествия и, в частности, организации горячего питания. При подготовке поездки, с монастырями достигается договорённость об организации трапез для паломников. В автобусе во время движения или на кратких остановках паломники обеспечиваются горячим чаем и горячей трапезой из 2-3 блюд. Так как многие паломники соблюдают пост, готовясь к причастию, пища в дорогу берется постная. Очень важно то, что за совместной трапезой, начинающейся и заканчивающейся общей молитвой, паломники, до этого не знакомые друг с другом, сближаются и образуют на время паломничества свою православную общину. Часто паломники продолжают дружить и после поездки. В настоящее время при организации поездок до 75% от всей группы составляют люди, уже совершавшие с нами паломнические путешествия.

Для успешного проведения паломнической поездки важна подготовка руководителя группы. Прежде всего, как уже говорилось, он должен относиться к паломникам с любовью и тактом, стремиться окружить членов группы заботой и вниманием. В то же время руководителю группы необходимо иметь твердость, умение поддерживать дисциплину и находить компромиссные решения при возникновении конфликтных ситуаций. Руководитель группы должен четко представлять себе, что его задача в паломничестве не личная молитва и участие в богослужениях, а забота о группе. Руководитель должен "идти на шаг впереди группы". Например, если получено благословение накормить паломников после литургии в монастырской трапезной, а затем провести экскурсию по монастырю под руководством члена монастырской общины, то до конца службы руководителю следует лично посетить трапезную, встретиться со старшим, ещё раз уточнить количество паломников и место, где будут накрыты столы. После окончания службы, руководитель группы должен организованно провести паломников на трапезу. К концу трапезы руководитель группы должен лично уточнить, кто будет проводить экскурсию, где и когда должна произойти с ним встреча. И так дальше по программе путешествия. Четкая работа руководителя группы позволяет обеспечить выполнение "плотной" программы путешествия без ущемления потребностей паломников в молитве перед православными святынями.

Посещая восстанавливающиеся действующие монастыри и приходские храмы, мы стараемся вместе с паломниками оказывать им посильную материальную помощь. Во время предварительной записи рассказываем людям, которые собираются в паломничество, о нуждах тех монастырей, куда мы едем. В результате многие паломники берут с собой и жертвуют монастырским общинам продукты, одежду, хозяйственную утварь. Отправляясь с нами повторно, паломники берут с собой пожертвования от православных общин, членами которых они состоят. Часто группа паломников делится своей общей трапезой, приготовленной в дорогу, с теми, кто просит подаяния у храмов.

Важной стороной паломнических поездок является их миссионерское действие. В нашей практике случается, что верующие берут с собой в паломничество невоцерковлённых родственников или знакомых. Посещение святых мест, поклонение православным святыням помогают людям, до этого не веровавшим в Бога, находить свою дорогу в храм. Некоторые верующие, особенно те, которые живут в Москве и в суете большого города не могут найти себе духовника, обретают духовных наставников в тех монастырях, где они были в паломничестве, где исповедывались и причащались. Многие люди рассказывают нам, что после коллективной паломнической поездки они посещают эти святые места уже самостоятельно.

Наши планы на будущее связаны, в частности, с разработкой новых маршрутов. Земля наша богата святынями. О многих из них мы не знаем или незаслуженно забыли. Если вы знаете о таких местах, подскажите нам, может быть это даст толчок к организации нового паломнического маршрута, и к святыням, которые стали дороги вам, приобщатся другие верующие.

Баранов Е.Н.
Директор службы
"Русский Путешественник"

Виртуальное паломничество

К онечно, ничто не заменит реального посещения святых мест, однако не всегда есть возможность совершить такое паломничество - особенно в далекие от дома места. Интенсивный ритм жизни, жесткая привязанность к служебным и семейным обязанностям, постоянная занятость не позволяют совершать долгие путешествия. Еще одним препятствием к паломничествам оказываются финансовые проблемы - путешествия сейчас стоят дорого, а зарплаты у многих низкие. Впрочем, даже людям обеспеченным и/или располагающим достаточным временем все равно невозможно побывать во всех местах, связанных с известными православными святынями.

Но узнать больше о таких местах стремится, наверное, любой православный человек. Помочь в этом может так называемое виртуальное паломничество. Слово "виртуальный" в данном случае означает "не реальный, но близкий к реальному по сути и результату". Широкое распространение этот термин получил в последние годы с развитием компьютерных технологий, где он применяется при моделировании реальных объектов и процессов.

Хотя применительно к паломничествам термин "виртуальный" стал употребляться совсем недавно, сам способ знакомства со святынями через их описание имеет давнюю историю. Еще в XII веке игумен Даниил написал на основе впечатлений своего путешествия в Святую землю знаменитую книгу "Паломник", содержащую описания увиденного им от Царьграда до Иерусалима. Эта книга пользовалась огромной популярностью среди благочестивых русских людей на протяжении нескольких столетий. Она и множество более поздних описаний паломнических путешествий помогали православным верующим узнать о святых местах, мысленно перенестись туда и духовно соприкоснуться со святынями.

Развитием традиции "книжного" паломничества явилось появление в 1885 г. журнала "Русский паломник", который в конце XIX и начале XX века читали во всех уголках России. Примечательно, что в журнале с таким названием помимо описаний и фотографий святых мест публиковался широкий спектр материалов духовной направленности. Это свидетельствует о расширенном понимании слова "паломничество" - как пути духовного просвещения и возрастания в вере.

Интересно, что издание журнала "Русский паломник", прерванное с приходом к власти большевиков, было возобновлено в начале 90-х годов Валаамским обществом Америки. Одной из главных целей журнала, как и прежде, стало знакомство с русскими монастырями и другими святынями людей, не имеющих возможности там побывать. "Немногим из нас Господь посылает возможность паломничать по Св. Руси, - говорится в одном из номеров журнала, - ... Через "Паломник" и сидя дома можно как бы паломничать и в домашней келье своей возносить молитвы за возрождающиеся обители". Та же мысль высказывается в письме читателя журнала:

"К сожалению, я не имею возможности посетить Святые места, да и вряд ли когда-нибудь буду иметь. Но у меня есть свой способ паломничества. Уже много лет я собираю газетные и журнальные вырезки с фотографиями и описаниями Святых мест, изображениями икон. С их помощью я "побывал" в Палестине и на Афоне, в Египте и на Синае, в Киево-Печерской лавре и Оптиной пустыни и во многих других местах. А недавно, с помощью "Русского паломника", я побывал в Калифорнии, на том месте, где отец Серафим Роуз с товарищами основал монастырь. Спасибо журналу за это".

Подобную возможность паломничества предоставляют также телепередачи и видеофильмы. В церковных лавках сейчас можно найти множество видеокассет с фильмами о православных святынях. В последние годы появились и CD-ROM, позволяющие побывать, например, в православных монастырях. Загрузив такой диск на своем компьютере, можно не только прочитать об истории монастыря и посмотреть его фотографии, но и пройти с экскурсоводом по монастырской территории, зайти в храмы, поприсутствовать на богослужении - все это, разумеется, в виртуальном пространстве.

Новые возможности виртуального паломничества открылись с появлением сети Интернет. Собственно, именно применительно к Интернет стал употребляться термин "виртуально паломничество". Здесь вы действительно совершаете виртуальное путешествие, отыскивая нужный сайт среди множества других, заходя на него, перемещаясь по его страницам, а затем переходя на следующий сайт.

Где же могут пролегать маршруты таких путешествий? Как и в истории реальных паломничеств, начать, наверное, стоит с посещения Святой земли. Для этого можно отправиться на сайт http://kcm.co.kr/HolyLand/index_e.html . Тексты сайта доступны только на английском языке, но основное его содержание составляют фотографии библейских мест. Выбрав на главной странице интересующее вас место, вы попадаете в раздел с несколькими его фотографиями и кратким описанием. Каждую из фотографий можно посмотреть отдельно в увеличенном формате.

Кроме Святой земли, традиционным местом паломничеств православных русских людей был Афон. Существует красивый сайт, посвященный этому месту. Зайдя на него, вы находите карту Афонского полуострова с обозначениями монастырей. Выбрав нужный монастырь из списка гиперссылок, вы можете загрузить множество его фотографий. На сайте присутствуют также статьи об истории и географии Афона, монашеской жизни, и другие интересные материалы. Есть и русскоязычный сайт, посвященный Афону . Пока на нем представлена информация только по трем монастырям, зато текстовая часть достаточно подробна.

Следующий виртуальный маршрут может проходить через русские монастыри. Увлекательное виртуальное паломничество можно совершить на Валаам. При заходе на сайт Валаамского монастыря вам предлагается загрузить карту о. Валаам. Карта очень удобная, снабжена легендой с расшифровкой всех условных обозначений, схемой маршрутов и указателем расстояний от главной монастырской усадьбы до каждого скита. Обозначения монастыря и скитов выполнены в виде гиперссылок. Щелкая мышкой на нужном ските, вы попадаете в посвященный ему раздел. Здесь вас ожидают несколько масштабируемых фотографий скита и рассказ о его истории. На сайте можно также познакомиться с летописью Валаамской обители и ее наиболее почитаемыми иконами.

Желаем счастливого виртуального пути! Надеемся, что виртуальное паломничество не только поможет вам больше узнать о церковных святынях, но и послужит дополнительным стимулом посетить хотя бы некоторые из них, совершив паломничество реальное.

Православные паломнические службы

Организация Контактные координаты Предлагаемые виды паломничеств
Паломническая служба общества "Радонеж" 246-45-17, 423-54-33 Святыни Москвы, однодневные поездки, двухдневные путешествия, многодневные путешествия, путешествия за рубеж
Сектор православного паломничества Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Тел.: 952-26-84. Факс: 230-26-19. Телефакс: 954-06-60. Паломнические визиты во Святую Землю и к православным святыням Италии (Рим, Венеция, Флоренция, Бари
Паломническая служба "Монастыри России" 335-35-80 (с 8.00 до 22.00) Паломничество по Москве (храмы, монастыри, чудотворные иконы), святыни средней полосы России,
С.-Петербург.
Православное религиозное объединение "На пути к храму" 203-04-12 (среда, с 17.00 до 19.00), 134-48-66 Святыни средней полосы России,
С.-Петербург
Паломническая служба "Согласие" при журнале "Фома" 935-34-69, 712-07-66, 486-97-93 Одно- и двух-трех дневные поездки.
Святыни средней полосы России,
С.-Петербург, монастыри Мордовии, Чернигов-Киев-Почаевская Лавра, в летний период Соловки и Валаам
Храм Введения в Барашах 164-79-69 (с 10.00 до 19.00) Однодневные поездки по монастырям Подмосковья, Дивеево, Псково-Печерский монастырь, С.-Петербург, Валаам.
Православная паломническая служба "Благовест" 339-27-06
Православная паломническая служба "Русский путешественник" 564-98-32 Святыни средней полосы России