Мораль и право задание егэ. Мораль. Нравственная культура. Мораль и религии

Мораль и право задание егэ. Мораль. Нравственная культура. Мораль и религии
Общие сведенья
Мораль
(от лат. moralis - нравственный) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости… В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этика.

Мораль:

  • проявляется через систему норм, правил и оценок. Таких, как правила этикета и т.п.
  • представления о том, что такое добро и зло в поступках людей и человеческом обществе.
  • Нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения
  • совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и ос­нованных на общественном мнении
  • Сфера общественного сознания, в которой концентрируются представления о должном поведении
  • Форма общественного сознания, выполняющая функции:

а) регулятора общественных отношений

б) регулятора отношений между людьми

Занятие 6. Религия. Искусство. Мораль

Религия

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также определяемое ими поведение людей, основанные на вере в существование сверхъестественного.

Структура религии:

      религиозное сознание

      религиозные отношения

      религиозные организации

Религиозное сознание :

      идеология: догматика, богословие (теология)

      религиозная психология

        убеждённость в реальности сакрального мира

        вера в приоритет сакрального мира по отношению к земному

        признание возможности взаимосвязи между ними

Вера – специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозные отношения :

      религиозные нормы

      культовые действия – символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, молитвы…

Культ – религиозное поклонение.

      внекультовые действия – духовные (самоуглубление, медитация, выработка религиозных идей, сочинения богословов) и практические (внедрение, пропаганда, защита религии)

Религиозные организации

      Конфессия – вероисповедание.

      Церковь – организация верующих, в основе которой лежит единое вероучение (символ Веры), определяющее нормы и способы деятельности верующих, их повседневное поведение.

      Секта – религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.

Формы религии

      Исторические : тотемизм, фетишизм, магия, анимизм

      Современные :

      • теистические и этические

        политеистические и монотеистические

        родоплеменные культы, национально-государственные религии, мировые религии

Признаки мировых религий:

      огромное число последователей

      космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих

      эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога

      прозелетизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность

Функции религии как социального института

      Мировоззренческая: объяснение мира и смысла человеческой жизни.

      Регулятивная: упорядочивает деятельность людей.

      Коммуникативная: обеспечивает общение верующих с Богом (иными сверхъестественными силами) и друг с другом.

      Интегрирующая: общее вероисповедание объединяет, способствует сохранению стабильности. НО… и дезинтегрирующая: если речь идёт об отношениях с приверженцами других конфессий.

      Компенсаторная: восполняет ограниченность, бессилие людей, утешает, дарует духовное наслаждение (катарсис)

Уровни религиозности

      религиозный фанатизм

      религиозное подвижничество

      умеренная религиозность

      ситуационное обращение к религии

РФ – светское государство

      Нет государственной религии: церковь отделена от государства, школа от церкви

      Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе и религиозные.

      Свобода вероисповедания – свобода исповедовать и практиковать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.

Искусство

Искусство – деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Эстетика – философская дисциплина, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, а также художественную деятельность людей.

Специфика искусства – выражение действительности в художественно-образной форме.

Форма бытия искусства – художественное произведение

Виды искусства:

      По среде и материалу

      По средствам выражения

      • Пространственные виды (пластические): ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное, дизайн.

        Временные виды (динамичные): литература, музыка.

        Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кинематограф, эстрада.

Функции искусства :

      Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты.

      Общественно-преобразующая – призвано давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала (по законам красоты).

      Гедонистическая – способность произведений искусства доставлять наслаждение.

      Компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует восстановлению психического равновесия личности.

      Познавательная – даёт особое знание мира (познание мира в образной форме).

      Предвосхищения событий – предупреждает об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

      Коммуникативная – способствует духовному общению людей.

      Воспитательная – формирует представление о должном положении вещей, чувства и мысли людей.

      Внушения ценностей – подсознательно сообщает человеку определённые идеи и смыслы.

Мораль

Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.

      Добро – то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека.

      Зло – понятие, противоположное добру; то, что разрушает благо.

      Долг – принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию; нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.

      Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; способность к внутренней регуляции на основе представлений о добре и долге.

Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.

Нравственные ценности. Ценность – значимость, которую предмет или явление имеет для нас.

      смысл жизни

      свобода – возможность произвольного выбора; познанная необходимость

      счастье – состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия

Нравственные нормы – определяют, как человек должен вести себя по отношению обществу, другим людям, самому себе. Общечеловеческие нормы – «не убий», «не укради», «не лги» - обеспечивают выживание человеческого коллектива.

Нравственные качества – вежливость, порядочность, честность, справедливость, мужество, мудрость – черты личности, отражающие полярность морального мира.

Нравственные принципы – стратегическая установка человека в его отношении с людьми.

Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

Функции морали

      Гуманизирующая (ценностно-ориентационная): утверждает человеческое в человеке, формирует стремление к самосовершенствованию.

      Познавательная – выработка критериев нравственного поведения, познание добра и зла.

      Регулятивная – регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.

      Воспитательная (мотивационная): формирует императив нравственного поведения.

      Координационная: обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

Специфика нравственной регуляции поведения:

      обобщенный характер моральный норм, нуждаются в толковании в каждом конкретном случае

      всепроницающий характер: осуществляет регуляцию всех сфер общественной жизни

      основана на представлении о должном, о справедливости, добре и зле

      неинституциональна

      нормы формировались постепенно, вместе с развитием общества

      мотивы выбора бескорыстны

Решение заданий

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) сверхъестественное; 2) культ; 3) технология; 4) конфессия; 5) эксперимент; 6) монотеизм.

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) основа религиозной жизни отдельных наций

2) надэтнический характер

3) проповедь равенство людей

4) большое число последователей во всём мире

5) стремление согласовывать жизнь с религиозными нормами

6) вера в достоверность и истинность явления, принимаемых без доказательств

Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.

3) Позиция религиозного сознания – отделение церкви от школы и государства.

4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.

5) В религиозном сознании могут соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии.

Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство влияет на мировоззрение личности.

2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.

3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.

4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины; 5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирование общественных отношений

2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла»

3) опора, прежде всего, на общественное мнение и собственную оценку

4) установление норм государством

5) усвоение норм в процессе социализации

6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите его в качестве ответа.

Добро; долг; мораль; совесть; честь.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Потренируйтесь в решении задания второй части ЕГЭ

Задание 26

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию воспитательной функции искусства. (Примеры должны быть связаны с различными видами искусства.)

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.15. Мораль

1.15. Мораль

Мораль – 1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; 2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей. Нравственность – принципы реального практического поведения людей. Этика философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность.

Подходы к происхождению морали

Натуралистический: рассматривает мораль как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование. Представители натурализма в этике сводят социальное к биологическому, стирают качественную грань, отличающую человеческую психику от животной.

Религиозно-идеалистический: рассматривает мораль как дар божий.

– Социологический: рассматривает мораль как феномен, возникший вместе с общением и коллективными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование. Главные причины, вызвавшие необходимость моральной регуляции, состоят в развитии и усложнении социальных отношений: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т. д.

Мораль держится на трех важнейших основаниях:

* Традиции, обычаи, нравы , которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось» и др.

* Опирается на силу общественного мнения , которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

* Основывается на сознательности каждой отдельной личности , на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

В отношении к личности человека мораль является внутренней формой саморегуляции индивидом своего поведения. Мораль бескорыстна, личностна, представляет особого рода познание, является сущностной характеристикой духовного познания.

Моральное сознание носит ценностный характер. Оно ориентируется на некий абсолютный моральный идеал, который возникает в обществе, но выносится за его пределы, выступая в виде критерия и оценки, как общественных явлений, так и индивидуального поведения человека и его мотивов.

Моральная норма направлена на формирование в человеке определенных моральных качеств: стремления к добру и самосовершенствованию, помощи окружающим людям, мужества, быть готовым терпеть лишения и бороться за истину. Под нормой понимается такое предписание (решение, указание, инструкция, директива, приказ, программа и др.), с которым должно (можно или нельзя) быть выполнено определенное действие для достижения заданных целей.

Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения; средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать.

Основным свойством моральных норм является их повелительность (императивность) . В них выражены нравственные требования. Одна и та же норма, скажем, требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: «не лги», «говори только правду». Нормы адресованы к человеку, к его деятельности и поведению. Осознанная совокупность норм определяется как моральный кодекс . Основными элементами морального кодекса являются следующие: социально значимые предписания, установка-ориентация, готовность личности к должным требованиям и объективные условия, позволяющие реализовать соответствующее должное поведение.

Другим компонентом морального кодекса являются ценностные ориентации : 1) нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; 2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Мотивация, оценка и самооценка. Мотивация, оценка и самооценка – важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив – это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам; это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; является выражением нравственного самосознания и самочувствия личности; позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Долг – это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом.

Функции морали

* Мировоззренческая. Мораль вырабатывает систему ценностных ориентаций: норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.

* Познавательная . Она не тождественна научному познанию, ориентирует человека в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

* Регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль опирается на силу общественного мнения. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, убеждения, но и одобрения общественным мнением.

* Оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также в других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения.

* Воспитательная . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов.

* Мотивационная. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то делать или не делать.

* Контролирующая. Контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека.

* Координационная. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

* Интегрирующая. Поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека.

Моральные требования и представления

– нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

– моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

– морально-психологические механизмы (долг, совесть);

– высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье).

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

Мораль проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и к достижению нравственного совершенства. Если добро – созидательно, то зло – это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом, называется моральным выбором . За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Отличия моральных норм от обычаев и правовых норм: 1) следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека; 2) обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, мораль универсальна, она задает общие нормы для всего человечества; 3) исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности: в обществе не существует учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Универсальные моральные принципы

1. Принцип талиона. В Ветхом Завете формула талиона выражена так: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду.

2. Принцип нравственности. Золотое правило нравственности можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа . В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве.

3. Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля : избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

4. Принцип наибольшего счастья (И. Бентам, Дж. Милль ): каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

5. Принцип справедливости (Дж. Ролз ): каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод; социальные и экономические неравенства должны быть устроены к выгоде неимущих.

Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал, который в основном понимается как человеколюбие.

Аморализм

В современном обществе в массовой культуре и через СМИ зачастую внедряется убеждение, что есть разная мораль, что то, что ранее считалось аморальным, сейчас может быть вполне приемлемо и допустимо. Это свидетельствует о размывании строгости морального критерия, четкости и ясности в различении добра и зла. Утрата морали ведет к разрушению самой основы социальности, связей между людьми, законов и норм. В итоге рушится вся социальная система, незаметно и постепенно подточенная изнутри.

Аморальность связана с понятиями эгоизма, страсти и греха. Страсти (душевные, телесные) – это то, что ведет по пути, противоположному добродетели и самопознанию.

Чтобы общество прогрессировало в своем развитии, необходимы сплочение гражданского общества и его борьба с аморализмом во всех его проявлениях. Она должна вестись через воспитание, образование, духовное развитие, убеждение и просвещение. Насилие невозможно в сфере морали, как невозможно добро с кулаками, хотя оно должно быть активным.

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Мораль в пикапе (Дмитрий Новиков) Пикап - это занятие, которое критикуется миллионами. Многие говорят, что пикап аморален. Я согласен, пикап аморален. Но что такое мораль? Мораль - это вид религии, установленный в обществе и принимаемый различными людьми с различных

Из книги Большая книга афоризмов автора

Нравственность. Этика. Мораль См. также «Десять заповедей», «Добро и зло», «Цель и средства», «Человек человеку» Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мораль сей басни такова Первоисточник - басня «Лев и ярлык» поэта Сергея Владимировича Михалкова (р. 1913), которая завершается так: Мораль у басни такова: Иной ярлык сильнее

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

39. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, порожденных изначально существовавшими обычаями и традициями имеет первенствующее к политике отношение Прежде всего это первенство функциональное, так как отсутствие

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. МОРАЛЬ И ПРАВО Мораль – правила поведения, которые отражают представления людей о добре и зле, справедливости, чести, долге, нравственных идеалах. Мораль – это закрепившиеся в общественном сознании нравственные требования к человеку.Мораль отличается от

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРАВО И МОРАЛЬ Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

1.15. Мораль Мораль – 1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; 2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей. Нравственность – принципы реального

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Любовь, приличия и мораль …Любовь – началоКак всякого похвального плода,Так и всего, за что карать пристало.? Данте Алигьери, итальянский поэт (XIV в.)Любовь может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием.? Франческо Петрарка, итальянский поэт (XIV

Из книги автора

Как бы мораль Не люблю заниматься морализаторством, посему и поставил в заголовок этого раздела статьи слова «как бы». Знаю, что большинство новичков, лишь недавно переступивших порог тренажерного зала, весьма падки на посулы, которые щедро раздают производители

Удивительно, но я тоже не раз задумывалась над вопросом: «Что такое мораль?» И каждый раз убеждалась в том, что это нечто гибкое, объемное, а главное сугубо личное. Исключительность морали заключается в том, что её невозможно чётко обосновать. Для каждого отдельного индивида и времени, в котором он живёт, есть своё понятие морали и нравственности.

Таким образом, известный немецкий философ А.Шопенгауэр затрагивает в своё высказывании несомненно важную проблему: проблему исключительности морали.

У мыслителя не вызывает сомнения то, что распространять, рассказывать о моральном довольно просто, а вот доказать, утвердить, пояснить на собственном примере практически невозможно.

Итак, для начала определимся с формулировкой данного понятия. Под словом мораль понимают форму общественного сознания, состоящую из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Но почему же так сложно обосновать мораль, как это утверждает известный мыслитель?

Чтобы ответить на данный вопрос следует сравнить её с другим регулятором человеческих отношений - правом.

Мораль, как и право, выступает мерой свободы в обществе и нормативна. Но моральные предписания не всегда имеют четко фиксированный характер. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарантом исполнения является совесть человека, общественное мнение, общественная оценка поведения. В таком случае у человека всегда есть право выбора.

В настоящее время во многих странах, например, матери могут оставить собственного ребенка в детском доме или же написать отказ от него в роддоме. С точки зрения закона правонарушения и преступления в этом нет. А с точки зрения морали? Неудивительно, что такую женщину общественность немедленно осудит, и примет её за безнравственного человека. Но если эта женщина не в состоянии обеспечить собственного ребенка? Или же она смертельно больна, а близких родственников у неё нет? В таком случае она приняла правильно решение и тем самым спасла ребенку жизнь. Сколько вопросов, а ответы у каждого из нас будут разные…

Мораль регулируется не только за счёт самоконтроля, как правило, важным регулятором морального и аморального выступает общество. Именно оно следит, анализирует и дает собственную оценку поступкам человека.

Например, обратимся к истории, и вспомним войны 1812 года, а именно решение Кутузова сдать французам Москву. Это решение было встречено неоднозначно. С одной стороны, Москва была полностью разрушена, сожжена, а людям пришлось бежать из города. И это заведомо обрекало их на смерть. Но именно благодаря этому поступку великий полководец спас страну, как он и говорил: «Проиграть сражение - чтобы выиграть войну». Тем не менее многие в то время не поняли блестящего плана Кутузова, и посчитали, что он попросту решил сдаться.

В этом и заключается сложность и порой невозможность объяснить, что представляется моралью, а что нет. В этом своде правил и ценностей, на мой взгляд, слишком много исключений и оговорок. Поэтому прежде чем судить о поступке человека с позиции морали, нужно разобраться в причинах.

1. Мораль и нравственность. Этика.

2. Структура морали:

1) Моральные ценности.

2) Нравственные нормы, регулятивы.

3) Ценности и нормы.

3. Специфика морали.

4. Функции морали:

1) Регулятивная

2) Мотивационная функция

3) Конститутивная

4) Координационная

5. Происхождение морали.

6. Нравственная культура личности.

Мораль и нравственность. Этика.

1.1. Что такое мораль?

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением - главное противоречие морали.

1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль - ценности и нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека - нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей - общественная мораль.

4. Этика (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) - философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

2. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

12.1. Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) - 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal - относящийся к идее) - 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что такое добро и зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль - это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус - это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель).

«… так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье?

Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - блаженство) - направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

2.2. Нравственные нормы, регулятивы.

Нормы морали, регулятивы - 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы - это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

2.3. Ценности и нормы.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

3. Специфика морали.

3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни - в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам - это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат. imperativus - повелительный) - безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

4. Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus - утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

5. Происхождение морали.

17.5.1. Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

5.2. Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» - гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» - долг, справедливость; «ли» - ритуал, этикет; «чжи» - ум, знание.

Основа человеколюбия - «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

5.3. Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) - русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas - польза, выгода) - 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 - 1832) - английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 - 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

5.5. Социально - историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск.) - в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика:

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции - утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

6. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап - конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность - это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь - совесть. Если стыд - чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.