Обществознание егэ характеристика нравственного сознания человека. Мораль и религии. Мораль и нравственность подготовка к егэ по обществознанию

Обществознание егэ характеристика нравственного сознания человека. Мораль и религии. Мораль и нравственность подготовка к егэ по обществознанию

Удивительно, но я тоже не раз задумывалась над вопросом: «Что такое мораль?» И каждый раз убеждалась в том, что это нечто гибкое, объемное, а главное сугубо личное. Исключительность морали заключается в том, что её невозможно чётко обосновать. Для каждого отдельного индивида и времени, в котором он живёт, есть своё понятие морали и нравственности.

Таким образом, известный немецкий философ А.Шопенгауэр затрагивает в своё высказывании несомненно важную проблему: проблему исключительности морали.

У мыслителя не вызывает сомнения то, что распространять, рассказывать о моральном довольно просто, а вот доказать, утвердить, пояснить на собственном примере практически невозможно.

Итак, для начала определимся с формулировкой данного понятия. Под словом мораль понимают форму общественного сознания, состоящую из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Но почему же так сложно обосновать мораль, как это утверждает известный мыслитель?

Чтобы ответить на данный вопрос следует сравнить её с другим регулятором человеческих отношений - правом.

Мораль, как и право, выступает мерой свободы в обществе и нормативна. Но моральные предписания не всегда имеют четко фиксированный характер. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарантом исполнения является совесть человека, общественное мнение, общественная оценка поведения. В таком случае у человека всегда есть право выбора.

В настоящее время во многих странах, например, матери могут оставить собственного ребенка в детском доме или же написать отказ от него в роддоме. С точки зрения закона правонарушения и преступления в этом нет. А с точки зрения морали? Неудивительно, что такую женщину общественность немедленно осудит, и примет её за безнравственного человека. Но если эта женщина не в состоянии обеспечить собственного ребенка? Или же она смертельно больна, а близких родственников у неё нет? В таком случае она приняла правильно решение и тем самым спасла ребенку жизнь. Сколько вопросов, а ответы у каждого из нас будут разные…

Мораль регулируется не только за счёт самоконтроля, как правило, важным регулятором морального и аморального выступает общество. Именно оно следит, анализирует и дает собственную оценку поступкам человека.

Например, обратимся к истории, и вспомним войны 1812 года, а именно решение Кутузова сдать французам Москву. Это решение было встречено неоднозначно. С одной стороны, Москва была полностью разрушена, сожжена, а людям пришлось бежать из города. И это заведомо обрекало их на смерть. Но именно благодаря этому поступку великий полководец спас страну, как он и говорил: «Проиграть сражение - чтобы выиграть войну». Тем не менее многие в то время не поняли блестящего плана Кутузова, и посчитали, что он попросту решил сдаться.

В этом и заключается сложность и порой невозможность объяснить, что представляется моралью, а что нет. В этом своде правил и ценностей, на мой взгляд, слишком много исключений и оговорок. Поэтому прежде чем судить о поступке человека с позиции морали, нужно разобраться в причинах.

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали

Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки)
Сущность Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)
Характер нормы Распространяется на членов данной общины
Чем поддерживается Мистическая боязнь определенных актов или существ
Когда возникает Родовой строй
Обычай
Сущность Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах
Характер нормы
Чем поддерживается
Когда возникает Родовой строй
Традиция (лат. traditio - передача)
Сущность Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения
Характер нормы Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора
Чем поддерживается Авторитет общественного мнения
Когда возникает Родовой строй
Моральные правила
Сущность Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Характер нормы Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение
Чем поддерживается Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения
Когда возникает Разложение родового строя

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
- натуралистический подход - мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
- теологический подход - мораль дарована человеку Богом;
- социологический подход - мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
- культурологический подход - мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления : нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность , называют этикой (от гр. ethos - обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали Нормы права
Общее
1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество
2. Имеют один объект регулирования - общественные отношения
3. Выступают мерой свободы в обществе
4. Связаны с категорией «социальная справедливость»
5. Имеют сходную структуру
Различия
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Важнейшие функции морали в обществе
- Регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
- Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
- Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
- Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности - высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
- Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства - личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности : культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности

Наименование принципа Его сущность
«Золотое правило» нравственности В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми
Моральная автономия личности Этот принцип - завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством.
Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.
Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства
Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же, как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определѐнностью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)

21. Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором.

23. Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведѐнном Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности.



«Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?».

(Маяковский В.В.)

Лекция:


Понятие морали

Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.


Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы.

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое. Категориями морали: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер. Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.


Функции морали

  • Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувства патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.
  • Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками.
  • Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу.
  • Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
  • Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.
Связь морали с другими институтами духовной сферы

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.