Марк эфесский молился с католиками. Жития святых: Марк Эфесский. Последние годы жизни

Марк эфесский молился с католиками. Жития святых: Марк Эфесский. Последние годы жизни
Марк Эфесский
греч. ?????? ?????????
Имя в миру:

Мануил Евгеник

Рождение:

1392 год(1392 )
Константинополь

Смерть:
Почитается:

в Православной церкви

Прославлен:

в 1734 году

В лике:

святителей

День памяти:
Подвижничество:

борьба с унией

Марк Эфесский (греч. ?????? ????????? , Мануил Евгеник ; 1392 - 23 июня 1444) - митрополит Эфесский, православный богослов, единственный участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию.

В 1734 году канонизирован в лике святителей, память совершается 19 января (по юлианскому календарю).

Жизнеописание

Юность и монашество

Марк родился в Константинополе, его отец был диаконом и сакелларием при храме Святой Софии, мать была дочерью врача. О происхождении Марка в своём синаксаре пишет Иоанн Евгеник:

Марк получил домашнее образование, изучал риторику и математику. В 13 лет он лишился отца и продолжил обучение у двух знаменитых профессоров того времени: риторику изучал у Иоанна Хортасмена, а философию у Георгия Гемиста Плифона. В раннем возрасте Марк занял должность отца при храме Святой Софии, а в 24 года получил звание «Вотария Риторов ».

С юности Марк имел склонность к богословию и аскетической жизни. В надгробном слове Геннадий Схоларий пишет про своего учителя:

Будучи духовным сыном Константинопольского патриарха Евфимия, Марк стал приближен к императорскому двору и привлёк внимание императора Мануила II, который сделал его своим советником. В 1418 году Марк оставляет Константинополь и принимает монашеский постриг в обители на острове Антигон. Вскоре, опасаясь турецкого завоевания, монахи покинули обитель и Марк возвращается в Константинополь и поселяется в Манганской обители, где по словам Иоанна Евгеника: «крайнему трудоделанию и посту и спанию на земле и стоянию всенощному предав самого себя, и особенно тогда, когда остался один, часто прибавляя: „ничем из всего так не угождается Бог, как претерпением зол“… ».

Ферраро-Флорентийский собор

Император Иоанн VIII, сменивший Мануила, также высоко ценил Марка, о чём свидетельствует ряд сочинений святителей, написанных по просьбам императора дать ответы на вопросы богословско-философского характера. В 1437 году по воле императора Марк становится митрополитом Эфесским и 24 ноября вместе с ним и патриархом в составе делегации православных епископов отправляется на церковный собор с католиками в Феррару, который продлился два года и получил название Ферраро-Флорентийский собор. По мнению исследователей, возведение Марка в архиерейское достоинство было сделано для того, чтобы он не как простой монах, а как высокопоставленный церковный иерарх представлял Византию на соборе. Это подтверждается также тем, что до возвращения Марка из Италии ничего не известно о его делах по управлению епархией.

Греческая делегация 4 марта 1438 года прибыла в Ферарру и 9 апреля состоялось открытие Собора. Было принято решение создать комиссию по изучению догматических расхождений между двумя Церквами и выработке условий заключения унии. От православной части комиссии только Марк Эфесский и Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками. О положении Марка на Флорентийском соборе пишет великий ритор Мануил: «Царь… взял с собой (в Италию) и помянутого блаженного Марка, которого уже там, когда состоялся Собор, прилично поставил своим экзархом… ».

В начале работы Собора Марк был положительно настроен по вопросу принятия унии. Об этом свидетельствует его речь, обращённая к папе Евгению IV:

За время работы комиссии Марк написал ряд богословских работ: «Десять аргументов против существования чистилища », «Сумма изречений о Святом Духе », «Главы против латинян », «Исповедание веры » и «О времени пресуществления ». За это время он отошёл от идеи принятия унии, найдя учение Западной церкви, противоречащим догматам Вселенских соборов (в частности вопрос о филиокве). В своём сочинении «О Флорентийском соборе » Марк писал:

Несмотря на это, в ходе Собора православные иерархи, ознакомившись с учением Римской церкви, под давлением со стороны католиков, пришли к выводу, что оно основано на Священном Писании и Священном Предании. После некоторых колебаний все они, кроме митрополита Марка, признали нововведения Римской церкви правомочными, но с оговоркой, что Восточные церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 года греческая делегация, включая императора, подписали резолюцию собора, буллу «Laetentur coeli ».

Марк стал единственным из числа греческих иерархов кто не признал унию. В своём «Окружном Послании против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора» он писал: «Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они - „лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во Апостолы Христовы“… ».

Когда папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!»

Последние годы жизни

1 февраля 1440 года греческая делегация вернулась в Константинополь. По словам историка Дуки встреча их была безрадостной и на вопрос «победили ли мы? » они ответили: «Продали мы веру нашу, променяли благочестие на нечестие; изменив Святым Дарам, стали азиматами-опресночниками ». Константинопольский патриарх Иосиф II скончался в 1439 году во Флоренции и по возвращении императора в Константинополь место предстоятеля было предложено Марку, но он отказался принять патриаршее достоинство. Патриархом был избран Митрофан II, являвшийся сторонником унии. Византолог Г.А. Острогорский пишет: «Решения, принятые на Соборе во Флоренции, не имели никакого значения. Византийский народ был против постановлений Феррары и Флоренции со страстным фанатизмом, и в то время как все? увещания сторонников Унии игнорировались, пламенные проповеди Марка Евгеника везде находили восторженный отклик ». Вокруг Марка сплотилась многочисленная партия непризнавших унию, многие из подписавших буллу епископов взяли свои подписи обратно. Отрицательное мнение Марка об унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на православное население.

Недолго пробыв в Константинополе, Марк 15 мая 1440 году уезжает в свою митрополию в Эфес. Оттуда он направлял многочисленные послания против унии, которые настроили против него императора Мануила. Также святитель начал восстанавливать церковную жизнь города, находившегося под властью турок. Жизнь в Эфесе для Марка не была спокойной и он решил покинуть город. В своём письме к иеромонаху Феофану от 16 июня 1441 года он писал:

…там я не нашёл никакого успокоения и тяжко переболел, и бедствуя от нечестивых и подвергаясь напастям по той причине, что я не имел мандата от властей, я ушёл оттуда с намерением отправиться на Святую Гору.

Марк Эфесский. .

Согласно синаксаря Иоанна Евгеника, когда корабль, на котором плыл Марк, пристал к острову Лемносу, митрополит был арестован по указанию императора и заточён в местную крепость Мундрос, в которой провёл два года. В этот период не перестал вести переписку, в которой по-прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться православия.

В августе (или октябре) 1442 года Марк был освобождён из крепости и вернулся в Константинополь, где продолжил свою борьбу с унией. Григорий III Мамма, бывший в последние годы жизни Марка константинопольским патриархом, придерживался унии и был противником Марка. Несмотря на это, по свидетельству великого ритора Мануила, «…он подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного царя… ». О перемене взглядов императора пишет и сам Марк: «Император… открыто говорит, что кается в совершившемся и слагает вину на покорившихся и подписавших Унию ».

…как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так - и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от обращения и единения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто (из них) не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей…

Марк Эфесский. «Предсмертное слово »

Скончался Марк 23 июня 1444 года в Константинополе. По свидетельству Иоанна Евгеника, смерти предшествовала 14-ти дневная агония:

Умирая, Марк обратился к присутствующим с напутственным словом, записанном Георгием Схоларием, в котором он даже в момент смерти проявляет себя как непримиримый борец с унией. В этом же слове Марк напутствует будущего патриарха Георгия Схолария стать вместо него борцом за веру. Святитель был погребён в Манганской обители в Константинополе. В 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I Марк был канонизирован Православной церковью.

Богословское наследие

Богословское наследие Марка Эфесского состоит из трудов написанных им в ходе работы на Ферраро-Флорентийском соборе и последующих посланий, объясняющих его непринятие унии. В своих трудах, как член соборной комиссии Марк излагает свой анализ католического богословия в соотношении с православным. На взгляд Марка в Западной церкви ряд догматов (филиокве, чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и Преданию.

По отзывам современников Марк был блестящим оратором, но тексты его проповедей не сохранились. Известны его попытки написания автобиографии («Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции », «Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове »). Труды Марка Эфесского включены в 160-й том Patrologia Graeca.

Святитель Марк, митрополит
Ефесский, великий исповедник
Православия (в миру Еммануил),
родился около 1391-1392 года в
Константинополе. Родители его про-
исходили из знатного и состоятельно-
го рода. Отец был диаконом и имел
высокий церковный чин «сакелла-
рия» храма Святой Софии, Премуд-
рости Божией. Мать была дочерью
врача. В крещении будущий святи-
тель получил имя Мануил (Емману-
ил, что означает «с нами Бог»).
Первым наставником в науках и
благочестии для Мануила стал его
отец. Мальчик настолько преуспевал
в учении, что еще в отрочестве
изучил вместе с отцом риторику и
математику. На 13-м году Мануил
лишился отца. Он продолжил учение
у знаменитых тогда профессоров в
Константинополе - Иоанна Хортас-
мена и Георгия Плифона. Благодаря
крайней старательности и недюжин-
ному уму, будущий исповедник
Церкви вскоре сам стал наставником,
к которому стекался цвет молодежи.
Из числа его учеников вошли в
историю Георгий Схоларий и Феодор
Агалист. Юный Мануил заслужил
звание «Ритора», то есть толкователя
Священного Писания в патриаршей
церкви. В возрасте 24 лет он получил,
по благословению святителя Евфи-
мия, Патриарха Константинополь-
ского (1410 - 1416), высокое звание
«Вотария Риторов». Еще находясь в
миру, Мануил вел строгую подвижни-
ческую жизнь, ежедневно молился за
Божественной Литургией. Мануил
был любимым духовным сыном Пат-
риарха Евфимия, после кончины ко-
торого составил ему канон и стихиры.
Император Мануил II приблизил Ма-
нуила ко двору, назначив его совет-
ником и редактором своих писаний.
Преемник императора Мануила
Иоанн VIII также глубоко почитал
святого; об этом можно судить
на основании того, что ряд со-
чинений Мануил написал по его
просьбе.
Стремясь к подвигу иночества,
Мануил в 1418 году оставил столицу
и отправился на остров Антигон (при
входе в Никомидийский залив). Ду-
ховным отцом и наставником Ману-
ила стал игумен Симеон, совершив-
ший его иноческий постриг с именем
Марк. Это был великий духовный
руководитель, о котором, к сожалению,
более подробных сведений не имеется,
как только то, что в синаксаре св. Марку
Иоанн Евгеник называет его -
"чудный тот Симеон"; а Георгий
Схоларий о всем этом периоде жизни
св. Марка говорит следущее:
"Уподобляясь Учителям Церкви, он
отрекся от всех прелестей жизни,
с которымн он даже небыль знаком;
предался Богу и, для Бога, отдался в
послушание к величайшему тогда из
наших наставников добродетели".
Жизнь на острове Антигон прохо-
дила в постоянном напряжении и
тревоге, в ожидании турецких набе-
гов. В этих условиях подвижникам
было нелегко сохранять спокойствие,
сосредоточенность и молчание. По-
этому вместе с духовным отцом свя-
той Марк возвратился в Константи-
нополь. Здесь, в знаменитой Манган-
ской обители, он всецело предался
подвижничеству.
Рассказывая о иерейском служе-
нии святого Марка, его биограф и
родной брат Иоанн Евгеник свиде-
тельствует: когда тот приносил Бес-
кровную Жертву Богу, то казался весь
исполнен света, весь посвящен Богу,
как бы восхищен от земли, подобно
ангелу.
После смерти престарелого митро-
полита Ефесского Иоасафа в 1437 го-
ду, святой Марк был по указу импе-
ратора Иоанна VIII возведен на
Ефесскую кафедру. «Он принял высо-
кий духовный сан единственно для
защиты Церкви своим словом, -
говорит Георгий Схоларий, - Церкви
нужна была вся сила его слова, чтобы
удержаться от совращения, в которое
влекли ее нововводители».
Приняв Ефесскую митрополию,
святитель Марк недолго был со своей
паствой: 24 ноября 1437 года, в соста-
ве многочисленной делегации, он
отправился в Италию на Ферраро-
Флорентийский Собор.
Святитель Марк жаждал подвиж-
нической жизни в отшельничестве и
молчании, как этого некогда желал
святитель Григорий Богослов. Но
Промысл Божий готовил ему, как и
святому Григорию Богослову, долгий
и трудный путь борьбы за чистоту
Православия; ему было суждено и
пламенными речами, и тончайшими
богословскими силлогизмами обли-
чать заблуждения и отстаивать исти-
ну православных догматов.
Собор по вопросу соединения Вос-
точной и Западной Церквей был
торжественно открыт в кафедраль-
ном храме Феррары 9 апреля 1438 го-
да. Патриарх Константинопольский
по болезни не присутствовал на от-
крытии.
Слово святителя Марка Папе
Римскому Евгению IV на открытии
Собора свидетельствует, что святи-
тель Марк жаждал единства Церкви,
верил в возможность Унии, искал
единения с латинянами, но единения
истинного, основанного на единстве
веры и древней богослужебной прак-
тики. Святитель Марк подчеркивал,
что чистота Православия должна
быть сохранена и что переговоры
могут окончиться неуспехом, если
Рим не пойдет на известные уступки,
отказавшись от тех новшеств, неизве-
стных Древней Церкви, которые бы-
ли введены в догматику и богослу-
жебную практику Западной Церкви и
явились причиной раскола между
двумя Церквами.
Последующие прения по вопросу
чистилища между православными и
латинскими богословами, во время
которых неоднократно выступал свя-
титель Марк Ефесский, ни к чему не
привели и закончились 17 июля
1438 года, когда православные пред-
ставители, после своих внутренних
совещаний, после тщательного и
долгого обсуждения вопроса, вынесли
следующее заявление о православном
веровании в участь душ после смер-
ти: «Души праведных наслаждаются
немедленно после смерти (следова-
тельно, до воскресения тел) всем тем
блаженством, которое души способны
воспринять без тела, но после воскре-
сения еще нечто прибавится к этому
блаженству, именно?прославление
тела, которое возсияет, как солнце».
(Между тем как латиняне учили,
что души праведных сразу же вос-
принимают полное блаженство после
своей смерти, независимо от воскре-
сения тела).
Святитель Марк опроверг доводы
латинян и привел ряд аргументов,
говорящих против существования
очистительного огня.
«Мы утверждаем, - сказал святи-
тель Марк, - что ни праведные еще
не восприняли полностью свой удел и
оное блаженное состояние, к которому
они себя здесь уготовали чрез дела,
ни грешные, после смерти, не были
отведены в вечное наказание, в кото-
ром будут вечно мучиться; но и то и
другое необходимо должно быть после
последнего того дня Суда и воскресе-
ния всех; ныне же - и те, и другие
находятся в свойственных им местах;
первые - в совершенном покое и сво-
бодными находятся на Небе с Ангела-
ми и пред Самим Богом, и уже как бы
в раю, и часто нас посещают в тех
храмах, где их почитают, и слушают
призывающих их и молятся за них
Богу, прияв от Него этот изрядный
дар, и чрез свои мощи творят чуде-
са... вторые же, в свою очередь,
заключенные в аду, пребывают «в
темных и сени смертней, в рове
преисподнем», как говорит Давид и
затем Иов».
После того, как между православ-
ными и латинянами не было достиг-
нуто соглашения по первому обсуж-
даемому вопросу - вопросу о чисти-
лище, и после того, как прошло
несколько месяцев в бездействии,
было решено перейти к важнейшему
пункту расхождения между двумя
Церквами, именно - к вопросу «Филиокве» («Филиокве» - «и от Сына»; уче-
ние Римско-Католической Церкви об
исхождении Святого Духа не только
от Бога Отца, но и от Бога Сына).
На 5-м заседании, 16 октября,
святитель Марк Ефесский привел
данные в подкрепление своего утвер-
ждения, что вносить латинянам в
Символ Веры прибавление «Филиокве»
было непозволительно. Он привел то
определение о запрещении изменять
Символ Веры, которое было вынесено
Отцами Третьего Вселенского Собора.
В начале января 1439 года состо-
ялось последнее заседание Собора в
Ферраре, на котором была прочитана
папская булла о перенесении Собора
во Флоренцию.
Если в Ферраре святитель Марк
Ефесский пользовался поддержкой
ученого Виссариона, митрополита
Никейского, а затем и Исидора, мит-
рополита Киевского, и сам император
был на стороне ревнителей Правосла-
вия, - то во Флоренции картина из-
менилась. Первоначальная тенден-
ция греческих иерархов сохранить
Православие во всей его чистоте и
склонить латинян к Унии, убедив их,
что они неправильно понимают дог-
маты, в которых расходятся с право-
славными, сменилась поисками ком-
промиссных, половинчатых решений
и зыбких догматических определе-
ний. «Найти нечто среднее» - стало
основой богословских исканий грече-
ских представителей. Святитель
Марк Ефесский остался по существу
в одиночестве.
Приняв латинское учение о «Филиокве», православные представители
на Флорентийском Соборе вынужде-
ны были (отчасти под давлением
политических обстоятельств, ввиду
угрозы турок Константинополю) пой-
ти на компромиссы и по другим
вопросам.
5 июля 1439 года они подписали
Флорентийскую унию. Святой Марк
был единственным участником Собо-
ра, не поставившим своей подписи
под актом Унии.
1 февраля 1440 года святитель
Марк возвратился в Константино-
поль. Недолго пробыв в столице, 15
мая он отправился в Ефес, находив-
шийся под властью турок. Здесь свя-
той Марк всецело отдался трудам по
устройству своей разоренной епар-
хии, обращая заблудших, рукопола-
гая священников, предстательствуя
перед властями за обездоленных. Все
эти труды, в условиях турецкого
владычества, были весьма тяжки для
святителя. Между тем болезнь его
значительно усугубилась. Святитель
Марк решил добраться до Святой
Горы Афонской, чтобы там в уеди-
ненной келлии провести остаток
своей жизни. Когда корабль, везший
святителя, пристал к острову Лимно-
су, одному из немногих островов, еще
находившихся во владении Визан-
тии, святитель Марк был опознан
властями и, согласно имевшемуся
распоряжению императора, заключен
в крепость. Святитель Марк пробыл
2 года в заключении, страдая от
болезни, жестокого климата и много-
численных лишений. Турецкий флот
пытался захватить остров, но неудач-
но. Свое неожиданное избавление от
осаждавших остров турок жители
Лимноса объясняли молитвенным
предстательством святителя Марка,
ибо их спасение началось от того
места (крепости Мундрос), где святи-
тель пребывал в заточении.
В послании к игумену Ватопед-
ского монастыря на Афоне, напиеан-
ном в конце 1440 года или в начале
1441 хода, святитель Марк сообщает
об утешении, которое он обрел в сво-
их тяготах: находившиеся проездом
несколько афонских иноков стара-
лись духовно укрепить его.
В августе (или октябре) 1442 года,
в день памяти святых седми
Ефесских отроков, святитель Марк был освобожден по распоряжению
императора. Святой Марк в стихотво-
рении по этому случаю благодарит
святых Ефесских отроков, память
которых совершается 4 августа и
22 октября.
Вернувшись в Константинополь,
святитель Марк прожил здесь послед-
ние два года жизни. Божий Промысл
судил ему быть борцом за Правосла-
вие до последнего его часа. В 1444 го-
ду, в возрасте 52 лет, святитель Марк
Ефесский преставился ко Господу.
В надгробном слове святителю
Марку Георгий Схоларий сказал: «Я
могу свидетельствовать о праведно-
сти усопшего отца нашего, что,буду-
чи еще юношей, и прежде чем он
умертвил свою плоть о Христе, он был
уже праведнее пустынножительству-
ющих отшельников, и что, отбросив
от себя все мирское для Христа и
приняв иго послушания Богу, он
никогда не уклонился от него, никог-
да не увлекся суетою мира сего, не
прельщался временною славою его и
до самой смерти сохранил пламенную
любовь ко Христу».

Тропарь свт. Марку, глас 8

Православия наставниче, новшеств противоборниче,
степень веры, Церкве светильниче,
учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре,
писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святитель Марк, митрополит Ефесский, родился около 1391-1392 года в Константинополе. Родители его происходили из знатного и состоятельного рода. Отец был диаконом и имел высокий церковный чин «сакеллария» храма Святой Софии, Премудрости Божией. Мать была дочерью врача. В крещении будущий святитель получил имя Мануил (Еммануил, что означает «с нами Бог»), в чем можно видеть пророческое предзнаменование его будущего значения для Церкви.

Первым наставником в науках и благочестии для Мануила стал его отец. Мальчик настолько преуспевал в учении, что еще в отрочестве изучил вместе с отцом риторику и математику. Лишившись отца на 13-м году жизни, Мануил не допустил лености и продолжил учение у знаменитых тогда профессоров в Константинополе - Иоанна Хортасмена и Георгия Гемиста Плифона. Благодаря крайней старательности, недюжинному уму и безупречной нравственности, будущий исповедник Церкви вскоре сам стал наставником, к которому стекался цвет молодежи. Из числа его учеников вошли в историю Георгий Схоларий и Феодор Агалист. К тому времени Мануил уже имел звание «Ритора», то есть толкователя Священного Писания в патриаршей церкви. Высокие качества его души не могли остаться незамеченными. Мануил становится любимым духовным сыном Константинопольского Патриарха Евфимия (1410-1416), о духовной близости и любви к которому свидетельствуют составленные будущим святителем канон и стихиры после смерти архипастыря. В возрасте 24 лет молодой ритор получил, по благословению святителя Евфимия, высокое звание «Вотария Риторов». Император Мануил II приближает его к себе в качестве доверенного лица и советника. Следующий император Иоанн VIII также глубоко почитал св. Марка, о чем можно судить по целому ряду сочинений, написанных святым по просьбе Царя, просившего дать ответы на трудные богословские вопросы, и исключительно высокому положению св. Марка среди греческой делегации на Соборе в Италии.

Итак, перед Мануилом открывалось поле для обогащения и сыскания всевозможных льгот благодаря его близости к императорам. Блестящая карьера простиралась перед ним. Но не этого искала душа человека, исполненного истинного любомудрия. Нравственный облик своего наставника передает нам Георгий Схоларий: «Живя в столице, он был чужд ее жизни, ибо ничто его не связывало с нею. Глубокочтимый всеми, он не только не искал почестей, но и не желал их». О духовном расположении молодого Мануила свидетельствует письмо, написанное им впоследствии одному бывшему ученику: «Доколе, о несчастный, благородство и честь твоей души ты будешь погружать в вещи, лишенные всякой ценности! Не возобладали ли тобою тщеславие и ложное богатство и изящные и разукрашенные тоги и прочее, на чем зиждется благополучие этого мира? - Увы, философ - с таким чуждым философу мировоззрением!» Св. Марк был истинным философом, любомудрие которого звало к высшему подвигу, к полному отвержению мира и к пристани молчания.

В 1418 году в возрасте 26 лет Мануил оставил столицу и отправился на один из островов, который был еще во владении Византии - Антигон, находящийся при входе в Никомидийский залив. Духовным отцом, который и постриг святого, получившего в монашестве имя Марка, был игумен Симеон. Этот великий духовный руководитель, о котором, к сожалению, более подробных сведений не имеется, повел святого Марка узким спасительным путем. В службе святителю Марку читаем следующие слова: «Егда непостоянство мирских радостей, тленность же и суету благоразумно познал еси, тогда, возненавидев мир и вся радостныя и веселящая его, прибегл еси к божественной схиме, вменив болезни в услаждение, бдение в радование и упокоение, на земли лежание и всенощное стояние, воистинну, в радостное наслаждение, пост - в сладость, воздержание - в веселие».

Жизнь на острове Антигон проходила в постоянном напряжении и тревоге, в ожидании турецких набегов. В этих условиях подвижникам было нелегко сохранять спокойствие, сосредоточенность и молчание. Поэтому вместе с духовным отцом Марк возвратился в Константинополь, избрав местом жительства знаменитую Манганскую обитель. Здесь скончался духовный старец, а впоследствии и доблестно окончивший течение своей жизни святитель Марк. В Манганской обители святой предался наивысшему подвижничеству: «... крайнему трудоделанию, и посту, и спанию на земле, и стоянию всенощному...». Когда же остался один, часто прибавляя: «ничем из всего так не угождается Бог, как претерпением зол», выдержал борение против духовных супостатов, стяжал победу, возвысил себя к созерцанию и к священным просвещениям и божественным осияниям. О священническом служении св. Марка Иоанн Евгеник передает нам, что когда он совершал Божественную литургию, то исполнялся весь божественного вдохновения: «Он казался весь вне себя, весь исполнен света, весь посвящен Богу, вне земли, как бы некий Ангел во плоти».

После смерти престарелого митрополита Ефесского Иоасафа в 1437 году по воле императора св. Марк поставляется в митрополита Ефесского. Приняв Ефесскую митрополию, святитель недолго был со своей паствой. 24 ноября 1437 года в составе многочисленной делегации он отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский собор. Святой сам свидетельствует, что архиерейское достоинство принял только «по повелению и нужде Христовой Церкви» и «последовал за Вселенским Патриархом и богоданным Царем на Собор в Италию». Георгий Схоларий так говорит о возведении св. Марка на архиерейскую кафедру: «Он принял высокий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом - ей нужна была вся сила его слова, чтобы удержать ее от совращения, в которое уже влекли ее нововводители. Не по мирским соображениям принял он этот сан; это доказали последствия». Св. Марк жаждал подвижнической жизни в отшельничестве и молчании, как этого некогда желал и св. Григорий Богослов, но вместо этого Промысл Божий готовил ему, как некогда и св. Григорию Богослову, мучительную борьбу в самом центре церковных и политических интриг. Из пристани молчания св. Марку было суждено пламенными речами, тончайшими и долгими богословскими силлогизмами отстаивать истину православных догматов и обличать заблуждения. Из гавани подвижнического отшельничества святителю было суждено быть брошенным в самую бурю, самый водоворот страстей, интриг, угроз, преследования, совершающегося вокруг него отступничества от Православия и предательства Истины. Имя этой бури и водоворота - Флорентийская уния! Одного желал св. Марк, другое требовала от него Церковь и уготовлял Божественный Промысл. Св. Марку было суждено быть украшенным не только славой учености, любомудрия и подвижничества, но и венцом славного исповедничества. По словам Георгия Схолария, «он проявил себя как другой Максим Исповедник, явил себя устами другого Григория (Богослова)».

Греки в основной своей массе отправлялись в Италию с душевным подъемом. Перед отъездом Патриарх Иосиф говорил, что они едут на Собор для заключения Унии, но ничего не уступят из тех традиций Святой Церкви, которые приняли, и готовы, если надо, умереть за них, ибо что может быть славнее мученического венца?! Увы, все сбылось совершенно иначе. Как известно, Патриарх вообще не вернулся в Константинополь, а умер во Флоренции, а Православие было предано и продано, и греки со скорбью и стыдом вернулись на Родину, а не победителями с духовными трофеями.

Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был торжественно открыт в кафедральном храме Феррары 9 апреля 1438 года. Глава греческой делегации император Иоанн VIII Палеолог смотрел на Унию как на акт политический, позволявший Византии рассчитывать на помощь Запада в борьбе с турками. Император, итальянское влияние при дворе которого по причине брака с Софьей Монферратской было сильным, считал, что договориться с Западом не только возможно, но и необходимо. Поэтому он, призвавший в свои ряды такого выдающегося ревнителя Православия как святитель Марк, требовал избегать на Соборе острой полемики с латинянами по богословским вопросам. Он надеялся, что за туманными формулировками можно будет найти приемлемый для всех компромисс. Римский папа Евгений IV преследовал другие цели. Во-первых, он хотел с помощью Унии поднять свой престиж, пошатнувшийся в католическом мире в условиях противостояния с Базельским собором, а во-вторых, желал подчинить себе Православную Церковь. Поэтому он настаивал на скорейшем образовании комиссии, составленной из представителей обеих Церквей, которой было бы поручено выяснить пункты расхождения, исследовать их и наметить пути к заключению Унии. В комиссии, избранной после известного отлагательства, со стороны греков только святитель Марк Ефесский и митрополит Виссарион Никейский были официально уполномочены выступать в дискуссиях с латинянами. Причем из этих двух представителей, славящихся своей ученостью, св. Марк занимал первенствующее положение. Кроме того, святитель имел полномочия представлять Александрийский и Антиохийский Патриархаты.

Свою позицию перед началом работы комиссии св. Марк изложил в Слове римскому папе Евгению IV, написанном по просьбе кардинала Юлиана Цезарини от лица греческой делегации. Святитель жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики. Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на известные уступки, отказавшись от неизвестных Древней Церкви новшеств, которые были введены в догматику и богослужебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола. Слова этого обращения были немедленно доставлены кардиналом не только папе, но и императору Иоанну. Император, наивно полагавший обойти при заключении Унии острые богословские вопросы, был крайне недоволен и хотел даже отдать святителя на суд Синода. Но по ходатайству Виссариона Никейского и ряда других лиц оставил этот поступок без последствий. Между тем папа все настойчивее требовал греков объясниться, и, наконец, на третьем заседании комиссии католики сами предложили вопросы для обсуждения: 1) учение об Исхождении Святого Духа; 2) вопрос о неквасном хлебе для Евхаристии в католической церкви; 3) учение о чистилище; 4) примат папы римского.

Греки полагали, что вопрос о чистилище самый простой и сближение по нему скорей позволит сблизиться по другим позициям. Однако последующие прения по этому вопросу, во время которых неоднократно выступал святитель Марк Ефесский, ни к чему не привели и закончились 17 июля 1438 года. Греческая делегация не согласилась принять догмат об очистительном огне, позволяющем грешникам, как учили латиняне, через временное наказание и очищение избегнуть вечной муки. Такой взгляд поставил бы под сомнение учение Церкви о посмертном воздаянии, соблазнив легковерные души «широким путем» спасения.

После того, как между православными и латинянами не было достигнуто соглашения по первому обсуждаемому вопросу - вопросу о чистилище, и первая попытка найти возможность сближения догматических позиций православных и католиков потерпела крах, прошло несколько месяцев в бездействии. Только 8 октября 1838 года произошло открытие новых переговоров по самому важному пункту расхождения между двумя Церквами - вопросу «Filioque» («Filioque» - «и от Сына»; католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). Латиняне настаивали на рассмотрении содержания самого учения о «Filioque», однако большинство греков во главе со св. Марком Ефесским требовали обсуждения самой законности какого-либо изменения Символа веры. В ходе обсуждения святитель Марк ссылался на Постановления Третьего Вселенского Собора, прямо запрещавшие подобные изменения и призывал латинян признать свои заблуждения. Однако католические ораторы, ощущавшие уязвимость своей позиции, применяли различные уловки, чтобы оправдаться. Они даже предоставили подложную рукопись Деяний Седьмого Вселенского Собора, в которой Символ веры имел «Filioque». Однако основным доказательством законности своего прибавления они объявляли догматическую состоятельность этого новшества. На этот счет митрополит Виссарион Никейский подчеркнул, что даже если бы прибавленное к тексту было догматически верно, оно все равно было бы незаконно. После множества заседаний, на которых выступил не один оратор, многие из греков пришли к выводу, что переговоры с латинянами ни к чему не приведут и лучше возвращаться в Константинополь. О бесплодности диспутов св. Марк писал: «Говорить это, казалось, петь глухим ушам, или кипятить камень, или сеять на камне, или писать на воде, или другое подобное, что говорится в пословицах в отношении невозможного».

В начале января 1439 года состоялось последнее заседание Собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию. Флоренция стала местом, где, по выражению св. Марка, латиняне сбросили свои маски в отношении и даже в обращении с православными представителями. Православные греки оказались в тяжелом положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся различным притеснениям, не имеющие средств для возвращения на родину, сознающие, в каком ужасном положении находится Византия. Им предлагалось фактически «продать» Православную Церковь за щедрую помощь и государству, и самим греческим делегатам на Соборе, вплоть до обещания направить крестовый поход против турок. Под влиянием всех этих обстоятельств единство греческих представителей, делавшее их сильными в Ферраре, распалось. Если в Ферраре святитель Марк Ефесский пользовался поддержкой митрополита Виссариона Никейского, а затем и Исидора Киевского, да и сам император был на стороне ревнителей Православия, то во Флоренции картина изменилась. Первоначальная тенденция греческих иерархов сохранить Православие во всей его чистоте и склонить латинян к Унии, убедив их, что они неправильно понимают догматы, в которых расходятся с православными, сменилась поисками компромиссных, половинчатых решений и зыбких догматических определений. «Найти нечто среднее» - стало основой богословский исканий греческих представителей. Святитель Марк Ефесский остался по существу в одиночестве. Католики, в свою очередь, добивались уже не соглашения о единстве, а безусловной догматической и административной капитуляции Восточной Церкви. В итоге, приняв латинское учение о «Filioque», православные представители на Флорентийском соборе вынуждены были пойти на компромиссы и по другим вопросам. 5 июля 1439 года они подписали Флорентийскую унию. Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим своей подписи под актом Унии и фактически отстоявшим Православие. Последнее доказывается тем фактом, что римский папа, узнав о категорическом отказе святого Марка Ефесского подписать акты Собора, признал это полным провалом Унии.

Вместе с императором и иными представителями Православной Церкви на Соборе в Италии святитель Марк вернулся в Константинополь 1 февраля 1440 года. Будучи активным противником Унии святой 15 мая в тайне от императора покинул столицу и отправился в Ефес, находившийся под властью турок. Здесь святитель Марк всецело отдался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных. Однако главным на данный момент он считал борьбу с Унией, поэтому продолжил в своих посланиях обличать греко-католиков и постановления Флорентийского собора. Особое значение имело написанное в июле 1440 года Окружное послание, обращенное ко всем православным христианам Востока. Это вызвало крайнее недовольство униатов и гнев императора, за что святой был арестован во время своего путешествия на Афон на острове Лимносе и пробыл в заключении 2 года, страдая от болезни, жестокого климата и многочисленных лишений. Турецкий флот пытался захватить остров, но неудачно. Свое неожиданное избавление от осаждавших остров турок жители Лимноса объясняли молитвенным предстательством святителя Марка, ибо их спасение началось от того места (крепости Мундрос), где святитель пребывал в заточении.

В 1442 году, в день памяти святых седми Ефесских отроков (4 августа или 22 октября), святитель Марк был освобожден по распоряжению императора. В стихотворении по этому случаю архипастырь благодарит святых Ефесских отроков за предстательство и помощь. Вернувшись в Константинополь, святитель Марк прожил здесь до своей блаженной кончины в 1457 году (по другим сведениям, святитель Марк преставился в 1444 году). Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последнего часа.

В надгробном слове святителю Марку Георгий Схоларий сказал: «Я могу свидетельствовать о праведности усопшего отца нашего, что, будучи еще юношей, и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустынножительствующих отшельников, и что, отбросив от себя все мирское для Христа и приняв иго послушания Богу, он никогда не уклонился от него, никогда не увлекся суетою мира сего, не прельщался временною славою его и до самой смерти сохранил пламенную любовь ко Христу».

В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе , мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.

Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон . Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.

Богословские прения на соборе не увенчались успехом - Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: "Мы ничего не сделали".

Несколько лет спустя по кончине состоялось перенесение мощей святого. Вероятно именно с перенесением мощей связана память 19 января , которая впоследствии и закрепилась как основной день поминовения святителя Марка .

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, / но́вшеств противобо́рниче, / степе́нь ве́ры, / Це́ркве свети́льниче, / учи́телей Богодухнове́нная печа́те, / Ма́рко всему́дре, / писа́нии твои́ми вся́ просвети́л еси́, / цевни́це духо́вная, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Богосло́вов Богому́драя писа́ния, / я́ко Богоглаго́льник и́стинен, прие́м в се́рдцы, / исхожде́ние Ду́ха Свята́го возвести́л еси́, я́ко до́лжно е́сть, приснохва́льне, / и всесвяты́й запечатле́л еси́ Симво́л, / сего́ ра́ди пое́м: // ра́дуйся, Ма́рко Богоглаго́ливе.

Ин кондак, глас 4

Прему́дрыми слове́с твои́х исплете́нии, всеблаже́нне, / вся́кая уста́ ху́льная загради́л еси́ / и ве́рныя Боговеща́нии просвети́л еси́ // чести́ Тро́ицу в то́ждестве естества́.

Труды

На русском языке издано :

  • Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни. "Духовная беседа", 1872. № 33, с. 97-108.
  • Диалог между латинянином и греком о Символе веры. - Там же. 1858.
  • Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека. Пер. Преосв. Арсения Иващенко. - "Странник", 1872, № 3:
  • Изъяснение о духовных обязанностях. - В кн.: "Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения". Вып. 3. СПб.. 1857, с. 251-285.
  • Назидательные мысли [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Окружное послание к православным христианам [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию) [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж. 1859. То же. СПб. 1860.
  • Исповедание дел в конце своей жизни. - Там же, с.65-67.
  • Проповеди и завещания Схоларию. - Там же, с. 45-59.

Литература с переизданием трудов :

  • Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния , М.: «Посад», 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
  • Василий (Кривошеин), архиеп. Вероучительные документы Православной Церкви .

Доступно на интернете :

  • Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/izlozh.htm
  • О Воскресении :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/resur.htm – опубл. по Православная мысль: Труды Православного Богословского Института в Париже , Париж, 1951, вып. 8, 147-154.
  • Слово папе Евгению IV :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/eug-iv.htm
  • О освящении Божественных Даров (или Божественные Дары освящаются молитвой (Епиклесис) и благословением священника ):
    • http://aleteia.narod.ru/mark/euchar.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
    • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/15.html - опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
  • Латинянин, или О прибавлении в Символе :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/latin.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
  • Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/confess.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 314-319.
    • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/14.html
  • Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/enc.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
    • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/16.html – опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
  • Десять аргументов показывающих, что не существует очистительного огня :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/10arg.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
  • О сущности и энергии (Силлогические главы о различии божественной сущности и энергии, против ереси акиндинистов, содержит трактаты О сущности энергии, О Божественном Свете, О дарах благодати) :
    • http://aleteia.narod.ru/mark/energ.htm – опубл. по Лосев, А.Ф., Имя: Сочинения и переводы , СПб.: Алетейя, 1997, 472-482.
    • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/17.html – О сущности энергии
    • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/18.html – О Божественном Свете , опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
    • http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/19.html – О дарах благодати , опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
  • Послания (http://aleteia.narod.ru/mark/epist.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168):
    • К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами .
    • К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви .
    • К Константинопольскому патриарху Митрофану .
    • К настоятелю Ватопедского монастыря .
    • К иеромонаху Феофану на Евбейском острове .
    • К иеромонаху Феофану на Имврийском острове .
    • Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу .

(1392–1444)

Родился в Константинополе, в семье диакона Великой Церкви Георгия. Получил домашнее образование, в 13 лет продолжил обучение у Плифона - знаменитого преподавателя философии того времени. В 24 года стал диаконом и саккеларием Св. Софии. Император Мануил II сделал его своим советником, но скоро он покинул столицу и принял монашество.

Спасаясь от наступающих турок, он возвращается в Константинополь, где становится своего рода богословско-философским консультантом императора . В 1437 году становится епископом Эфесским и в этом же году оправляется на собор, вошедший в историю как Ферраро-Флорентийский. Собор начался 9 апреля 1438 года, причем св. Марк был уполномочен представлять греческое богословие пред лицом католиков. По его мнению, настало время восстановления единства Церкви и детального рассмотрения вопросов вероучения.

Однако свободного обсуждения на соборе не вышло - греки были поставлены перед необходимостью принятия господствовавшего на Западе учения. Поэтому он начинает защищать Православное богословие, что выразилось в написании ряда трактатов, критикующих католиков: «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе» , «Главы против латинян» , «Исповедание веры» и «О времени пресуществления» .

Под сильным давлением императора, греческая делегация, кроме Марка Эфесского подписывает унию «Laetentur coeli». Возвращение в Константинополь было безрадостным, фактически сразу после прибытия подписавшие унию иерархи, кроме немногих сознательных ее сторонников, отказались от своих подписей. 15 мая 1440 года он уезжает в Эфес, где пытается наладить церковную жизнь под властью турок, оттуда же продолжает противодействовать унии, чем вызывает гнев . Как только святитель оказался на византийской территории, он был арестован. Однако, даже из-под стражи продолжал полемику с унией. В 1442 году он был освобожден и вернулся в Константинополь. Скончался он в 1444 году после тяжелой болезни.

Тропарь святителю Марку Эфесскому, глас 8

Православия наставниче, новшеств противоборниче, / степень веры, Церкве светильниче, / учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре, / писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Марку Эфесскому, глас 8

Иоанна Евгеника: Богословов Богомудрая писания, / яко Богоглагольник истинен, прием в сердцы, / исхождение Духа Святаго возвестил еси, яко должно есть, приснохвальне, / и всесвятый запечатлел еси Символ, / сего ради поем:// радуйся, Марко Богоглаголиве.

Кондак святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского, глас 4

Премудрыми словес твоих исплетении, всеблаженне,/ всякая уста хульная заградил еси/ и верныя Боговещании просветил еси чести Троицу в тождестве естества.