Святой благоверный князь михаил тверской. Митрополит Тверской и Кашинский Виктор: Возможно, когда мы восстановим Спас, мы сможем обрести и мощи Михаила Тверского

Святой благоверный князь михаил тверской. Митрополит Тверской и Кашинский Виктор: Возможно, когда мы восстановим Спас, мы сможем обрести и мощи Михаила Тверского
Святой благоверный князь михаил тверской. Митрополит Тверской и Кашинский Виктор: Возможно, когда мы восстановим Спас, мы сможем обрести и мощи Михаила Тверского

По мнению священнослужителей, инициатива общественников с временным перемещением реликвии выглядит по меньшей мере странной.

В воскресенье, 22 апреля, Ассоциация Тверских землячеств сообщила, что многолетние поиски главной тверской святыни увенчались успехом – мощи найдены в Москве. Ковчег со значительным фрагментом мощей небесного покровителя Твери находится в храме Петра и Павла в Лефортово. Это удалось выяснить «благодаря многолетним усилиям членов нашей Ассоциации», заявляет официальный сайт организации.

Новость казалась настоящей сенсацией. Ассоциация Тверских землячеств поручила «своему председателю ходатайствовать перед митрополитом Тверским и Кашинским Виктором об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о временном принесении мощей благоверного князя Михаила Ярославича из Москвы в Тверь».

В организации добавили, что «принесение мощей Михаила Тверского на Тверскую землю и организация 15 июля [в 2018 году дата религиозного праздника Собор тверских святых совпадает с Днем города Твери, – Ред . ] крестного хода может стать поистине ярким, объединяющим явлением и для тверичан, и для жителей области в целом».

Разделенные мощи

Князь Тверской Михаил был канонизирован решением церковного собора в 1549 году, через два с лишним века после кончины. Его мощи хранились в богато украшенной вызолоченной серебряной раке в соборе Тверского Спаса. В 1935 году собор был взорван, раку, по данным некоторых историков и краеведов, передали в местный краеведческий музей. Считается, что во время оккупации Калинина в 1941 году мощи Михаила Тверского были утрачены.

Рака с мощами св. князя Михаила Тверского в Спасо-Преображенском соборе в Твери. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1910 год.

Информация о находке в лефортовском храме стала неожиданной для председателя общества Михаила Тверского Георгия Пономарева.

– Я знаю, что икона с частицей мощей святого благоверного князя Михаила находится в Казанской церкви города Буденновска. Она появилась там еще до революции. В 2005 году я был в Буденовске и поклонился святыне..

Собственно, факт того, что в храме может находиться часть мощей Михаила Тверского, еще ни о чем не говорит. Согласно церковной традиции, если открывался храм или предел в честь святого благоверного князя Михаила, в оклад иконы с его изображением вкладывали частицу мощей из раки, находившейся в Соборе Святого Спаса в Твери. Так было до уничтожения Спасо-Преображенского собора.

Об этом говорит протоиерей Роман Манилов, директор тверского благотворительного фонда имени Екатерины Бакуниной. Он несколько лет занимался изучением судьбы мощей святого Михаила Тверского.

– Частицы мощей святого Михаила есть в храмах Москвы, Тбилиси, Буденновска. Это хорошо известно. Частица мощей есть и в Твери, в храме Троицы Живоначальной (Белой Троицы). Любой верующий в любое время может прийти и поклониться святыне, – обратил внимание отец Роман.

По словам священника, инициатива Ассоциации Тверских землячеств с временным перемещением частицы мощей Михаила Тверского выглядит странной. Выражаясь светским языком, зачем привозить в Тверь то, что там и так есть.

В свою очередь в организации полагают, что хранящийся в лефортовском храме фрагмент мощей значительно превосходит остальные известные в размерах. Именно поэтому нельзя исключать того, что эта реликвия имеет непосредственное отношение к исчезнувшим мощам. «Существует предположение, что эта часть мощей, которая заметно больше других известных, попала в московский храм непосредственно из раки Спасо-Преображенского собора, когда ее вскрывали в 1919 году. Вероятно, к этому причастны выпускники Тверского кавалерийского училища», – пояснили в Ассоциации Тверских землячеств.

Впрочем, протоиерей Роман Манилов убежден: святость реликвии не зависит от ее размеров. Мирской подход в данном случае неуместен.

«Чекистская» версия

В храме Петра и Павла в Лефортово не могут сказать, когда и как здесь оказалась часть мощей святого благоверного князя, служителям известно лишь, что эта реликвия находится у них уже очень давно. Исходя из местонахождения храма, вполне вероятной может быть «чекистская» версия.

В годы революции и Гражданской войны большевики грабили церкви и монастыри. Тогда их интересовали только ценности, а реликвии уничтожались, иногда их передавали священнослужителям. Чуть позже по личному распоряжению Феликса Дзержинского при изъятии церковных ценностей на нужды государства все реликвии требовалось тщательно описывать, упаковывать и отправлять на секретное хранение. Это распоряжение неоднократно подтверждалось и преемниками «Железного Феликса». Конечно, оно не всегда выполнялось, но прежнего «революционного беспредела» уже не было.

Одно из крупнейших секретных хранилищ, куда привозили предметы культа со всей страны, находилось в Москве, в одном здании с тюрьмой в Лефортово.

Известно несколько случаев, когда изъятые реликвии вдруг оказывались в немногочисленных действующих в советское время храмах.

Каким образом это происходило, неизвестно. Возможно, речь шла о целенаправленной передаче части реликвий РПЦ, при условии, что этот факт не будет афишироваться. По другим предположениям, это была частная инициатива отдельных сотрудников органов, которые по каким-то личным причинам передавали в храмы реликвии, к которым имели доступ. При желании вскрыть даже опечатанную коробку несложно. Такая версия происхождения «московских» мощей святого благоверного князя Михаила тоже имеет право на существование.

Святой многих храмов

То, что частица мощей тверского святого находится в церкви Буденновска (до середины до 1921 года город носил название Святой Крест), объяснимо. Именно там произошло воссияние мощей убиенного Михаила Тверского через несколько дней после его гибели. По преданию, москвичи, которые везли тело своего врага из Орды в Москву, остановились на ночевку в хлеву. И в ту же ночь над постройкой местные жители увидели сияние в форме креста. Это был один из первых случаев чудес с мощами князя. При строительстве Казанской церкви, посвященной святому благоверному князю Михаилу, по церковной традиции в Твери была написана икона, в оклад которой вложили частицу мощей из раки в Спасо-Преображенском соборе.

В Тбилиси – в храме святого Михаила Тверского в Исани Самогри, построенном в начале прошлого века, – частица мощей святого благоверного князя появилась согласной той же церковной традиции. Тверской святой весьма почитаем в Грузии.

Память - 5 декабря

С вятой князь Михаил Ярославич родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского (память 6 декабря). Имя свое он получил в честь ратного покровителя Архангела Михаила - Небесного Архистратига. Мать Михаила, Ксения, привила сыну горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента).

В 1285 г. после смерти старшего брата Михаил становится Тверским князем, с 1305 по 1317 г. был великим князем Владимирским - старшим среди князей Северо-Восточной Руси. В условиях междоусобицы 1280-90-х гг., разжигаемой Золотой Ордой между сыновьями Александра Невского, Тверь во главе с князем Михаилом выступила объединяющей силой. Тверская земля приняла под свое крыло рязанцев, владимирцев, москвичей, бежавших в верховья Волги из разоренных Ордой городов и сел. Они искали здесь убежище, а также принесли свои культурные традиции, опыт ремесел. Усиление Тверского княжества дало возможность впервые после татаро-монгольского нашествия отстроить Тверь.

По смерти великого князя Андрея Александровича († 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, дававший ему право именоваться «великим князем Всея Руси». В 1305 году он по наследству и старшинству становится великим князем Владимирским. Усиление крупного княжества Северо-Восточной Руси заставило ханов Золотой Орды искать средства ослабить его, привести к покорности весь «русский улус». До объединения Руси было ещё далеко…

Московский князь Юрий Данилович не подчинился Михаилу Ярославовичу, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. Орда выступила на стороне Юрия Даниловича.

В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери.

Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. «Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет». По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн, получив и перед самой смертью христианское напутствие.

По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами. Затем один из них, выхватив нож, поразил им святого князя в бок, провернул нож в ране несколько раз, а после - вырезал сердце. Мученическая кончина святого Михаила последовала в среду, 22 ноября 1318 г., в третьем часу дня.

Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но сильный страх напал на них; они бросились бежать от повозки, где лежало тело святого мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: к повозке привязана одна только доска, тело же лежало особо, раной к земле, причем из язвы вышло много крови. Правая рука святого была подложена под лице его, а левая находилась у раны. Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не смел прикоснуться к святым останкам мученика. Так поистине смерть праведников честна; смерть же грешников люта. Злобный человекоубийца Кавгадый не избег праведного суда Божия: вскоре он был казнен по приказанию хана Узбека.

В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце. Утром говорили: «Князь Михаил - святой. Он убит неповинно».

Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны Кашинской (память 15 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого.

Господу было угодно прославить Своего угодника многими чудесами. Еще до открытия его честных мощей благочестивые люди молились у его гробницы о разрешении своих недугов и получали исцеление. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник святой Михаил.

Нетленные мощи мученика-князя были обретены в 1632 году, 24 ноября. При этом произошло много чудес у гроба святого. Некоторые видели огненный столп над соборным храмом, где почивали честные мощи. В 1655 году Тверь постигло бедствие - началось сильное моровое поветрие, и много людей погибло от сей болезни. Тогдашний архиепископ Тверской Лаврентий (управлял Тверской епархией с 1654 по 1657 гг.), по благословению патриарха, переложил мощи святого в новую раку. При этом гробницу святого носили вокруг города. И с того же дня болезнь прекратилась.

04.12.2018 в 12:20, просмотров: 717

Тверская область празднует 700-летие подвига Михаила Тверского. Семь веков назад, 5 декабря, великий князь был убит в Орде, куда отправился по собственной воле. Житие и подвиг святого князя - это история известная, но мало кому известно, как формировался образ князя на иконах.

Итак, самое первое изображение Михаила Тверского и его матери, княгини Ксении, относится аж к 14 веку. Это выходная миниатюра из хроники Георгия Амартола, которая хранится в Российской Государственной Библиотеке в Москве. Именно там можно увидеть самое раннее на сегодняшний день изображение князя, который стоит рядом со Спасителем.


Миниатюра из хроники Георгия Амартола. 14 век.

Интересная деталь: на изображении видна яркая черта внешности князя - залысина. Причем достоверно неизвестно, действительно ли это залысина, или на изображении за века стёрлась шапочка.

До середины 17 века именно это изображение было основным при написании икон Михаила Тверского. Например, вот этой известной иконы, где изображён Михаил Тверской опять же со своей матерью - святой княгиней Ксенией.


Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские. Конец XVII века. Фонд ТОКГ

Вот уже состоявшийся к 17 веку образ святого князя.

Лик Михаила Ярославича. Фрагмент иконы «Святой князь Михаил Ярославич Тверской и княгиня Ксения Тверская», 17 век. Фото: tripguide.ru

Вообще, до обретения мощей Михаила Тверского, его на иконах изображали абстрактно. И чем дальше от Твери писали мастера, тем заметнее мог отличатся образ.

После обретения мощей в 1630-х годах, произошло изменение в подходе к написанию лика князя. Кто знает, было ли это связано именно с мощами, и что они явили - какие подробности физиологии Михаила Тверского - но с середины 17 века образ князя резко меняется. Конечно, это связано с возросшим почитанием, поэтому именно в это время и сложилась уникальная иконография Михаила Тверского, которая дошла и до нашего времени.


Благоверный князь Михаил Тверской. Икона XVII в. Фото: Русская вера

Яркий пример - икона середины 18 века с изображением святых Михаила и Арсения Тверских.

Михаила Тверского писали часто: и на иконах, и на стенах храмов. Он сразу узнаётся - у него вовсе не унифицированное лицо, а вполне конкретное. При этом часто встречаются ставшие хрестоматийными сюжеты-цитаты на картины художника Пимера Орлова "Напутствие Михаила Тверского" и "Гибель Михаила Тверского". Такие сюжеты во множестве сохранились в сельских церквях.

Пимен Орлов «Напутствие великого князя Михаила Тверского». 1847 год

Убийство Михаила Тверского. Пимен Орлов 1847

В монументальном искусстве Михаил Тверской представлен в трёх самых ярких примерах. Его фигура в цепях и на коленях присутствует на памятнике "Тысячелетие Руси" в Новгороде.

Его барельеф изображён на памятном кресте, который сегодня стоит в Городском саду Твери.


И, конечно, самый спорный образ - это конная статуя на Советской площади в Твери (ныне площадь Михаила Тверского). Последний пример - самый яркий, так как именно этот образ вызвал массу нареканий в связи с использованием унифицированного образа "русского князя" столичным скульптором Андреем Ковальчуком.


К празднику был снят ролик, который коротко и образно повествует о подвиге Михаила Тверского.

4 декабря в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провёл Божественную литургию в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев, губернатор Тверской области Игорь Руденя с семьёй, а также делегация Верхневолжья: представители муниципальных образований, общественных организаций, регионального Правительства – всего около 300 человек. В дни празднования 700-летия духовного подвига святого благоверного князя Михаила Тверского участие в литургии приняли митрополит Тверской и Кашинский Савва, духовенство Тверской епархии, Губернаторский камерный хор «Русские партес».

«У нас сложилась замечательная традиция, когда вместе с Патриархом в Успенском соборе молится та или иная митрополия, епархия. Сегодня мы молились о тверской земле, которая всегда имела очень большое значение в истории нашего Отечества как важный политический и духовный центр», - сказал Патриарх Кирилл.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал Митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Михаила Тверского.

«Сегодня свершилось важное событие – в отчий дом возвращаются мощи Михаила Тверского, небесного покровителя Верхневолжья. Это награда для всех жителей тверской земли», – отметил губернатор Игорь Руденя.

За внимание к вопросам помощи Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл наградил Игоря Руденю Орденом преподобного Сергия Радонежского 3 степени.

Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Михаила Тверского будет принесён в восстанавливаемый Спасо-Преображенский собор в Твери на время богослужения, которое пройдёт в храме 5 декабря, в День памяти Михаила Тверского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Михаилом Ярославичем и первым тверским епископом Симеоном. Мощи небесного покровителя тверской земли покоились в соборе до 1934 года. После разрушения храма в 1935 году святые мощи были утрачены.

В 2018 году стало известно, что часть мощей Михаила Тверского находится в Москве, в храме Петра и Павла в Лефортово. В столице Верхневолжья ковчег с частицей мощей Михаила Тверского будет храниться в Воскресенском кафедральном соборе. После завершения строительства и освящения Спасо-Преображенского собора святыня будет возвращена на своё историческое место.

Торжества в честь 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650-летия преставления его супруги княгини Анны Кашинской проходят с 3 по 5 декабря 2018 года в Москве и Твери.

Кроме Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе, 5 декабря откроется выставка «Дом Святого Спаса» в Тверском императорском дворце, посвященная истории храма. В экспозицию войдут артефакты, найденные в ходе раскопок на месте древнего собора. Также запланирована торжественная церемония переименования Советской площади Твери в площадь Михаила Тверского, церемония гашения почтовой марки «Святой благоверный князь Михаил Тверской».

На историческом факультете Тверского государственного университета состоится открытие международной научной конференции «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие». Одним из почетных участников станет известный российский историк, автор многочисленных исследований по истории средневековой Руси, древнерусской литературы Владимир Кучкин.

Завершится День памяти Михаила Тверского торжественным мероприятием в театре драмы с участием академического хора им. Пятницкого, мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, ансамбля «Колокола России», заслуженной артистки РФ Ольги Кормухиной и других исполнителей.

В учреждениях культуры, библиотеках, школах региона в этот день пройдут уроки мужества и истории, выставки детского рисунка, кинопоказы, концерты – всего более 80 мероприятий.

3 декабря в Российском историческом обществе в столице открылась выставка заслуженного художника России Людмилы Юга, также состоялся показ моноспектакля «Михаил Тверской» с участием заслуженного артиста России Георгия Пономарева.

От замысла…

На сторонний взгляд, соединение имени русского князя, жившего семь веков назад, с целями фестиваля национальных культур может выглядеть несколько искусственно. Но стоит пробежать глазами названия помещенных в книге материалов – и сомнения отпадут. Половина из них начинается с упоминания национальных автономий и независимых ныне государств – тех, в пределах которых имя тверского князя звучит узнаваемо и не чуждо.

Замысел альманаха возник у редактора газеты «Этномир» Анжелики Янчевской (она же стала составителем и автором значительной части материалов) и Людмилы Гусаровой – многолетнего руководителя Содружества национальных объединений Тверской области. Он состоял в том, чтобы, как сказано в предисловии, вернуть «Михаила Тверского в дом и сердце каждого россиянина», особо подчеркнув общечеловеческую значимость духовного подвига тверского князя, признаваемого не только в православном мире, но и христианами иных конфессий, а также мусульманами и буддистами. Популяризация исторической личности такого масштаба должна способствовать пробуждению патриотических чувств и интереса к российской истории и тверскому краеведению.
Идея была подхвачена рядом национальных культурных автономий, другими общественными организациями, предприятиями, многими энтузиастами. Став «народным», как было подчеркнуто в предисловии, издание получило поддержку Правительства области и благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора.

Так сложился план соединения под одной обложкой уникальных по разнообразию и информационному богатству материалов, к которым, безусловно, будут обращаться все, кто неравнодушен к имени святого благоверного князя и к истории своей большой и малой Родины.

…к воплощению

Выступление председателя Общества князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича Георгия Пономарева закономерно стало главным моментом презентации альманаха.

Создав еще 30 лет назад образ князя Михаила на сцене областного театра драмы, Георгий Пономарев настолько вжился в него, что стал в сознании тверитян буквально неотделим от этого образа. Все эти 30 лет процесс популяризации тверского князя благодаря деятельности созданного Пономаревым общества набирал силу, воплощаясь в книги, памятники, научные исследования, многочисленные массовые мероприятия. Новая книга стала закономерным продолжением этого процесса, давно уже вышедшего за пределы тверской земли. Участие членов общества, как и его председателя, в создании альманаха весьма заметно – стоит лишь перелистать его.

Закономерным было и выступление прото-иерея Евгения Шлыкова – настоятеля храма Михаила Тверского. Русская Православная Церковь никогда не забывала о святом и благоверном князе. Сама гонимая и преследуемая в годы безбожной власти, она продолжала возносить молитвы святому Михаилу, сохраняя и почитая его иконописные образы. Церковное возрождение помогло повернуть лицом к мученическому подвигу тверского князя миллионы людей, прежде ничего о нем не знавших. В альманахе особенно много материалов, так или иначе связанных именно с церковным почитанием Михаила Тверского, – о посвященных ему храмах, иконах и связанных с ними чудесных явлениях – вроде спасения царской семьи во время железнодорожного крушения в октябре 1888 года или явления Богородицы в небе над захваченной террористами Буденновской больницей – ровно в том месте, где когда-то впервые просияли мощи Михаила Тверского.

Частью презентации стала и выставка работ юных художников изостудии «Соцветие» ТОДК «Пролетарка», которые использованы в качестве иллюстраций к различным разделам альманаха. Органично выглядели и национальные костюмы самодеятельных артистов – участников гала-концерта фестиваля «Венок дружбы», перед началом которого и проходила презентация. Многие страницы альманаха связаны с Северным Кавказом, где и был совершен мученический подвиг тверского князя. В истории князя и его почитания обнаружены армянский, грузинский, абхазский следы. Его считают покровителем степей Калмыкии. Посвященные ему иконы, церковные престолы являются святынями православных храмов, стоящих в Литве, Финляндии, Татарстане.

Нельзя не отметить и прекрасное внешнее оформление альманаха, для обложки которого использованы фрагмент знаменитой картины Николая Белова «Бортеневская битва» и книжная иллюстрация Людмилы Юга. Качественное полиграфическое исполнение книги в значительной степени искупает редакторские недочеты, без которых, к сожалению, редко обходятся наши краеведческие издания. В целом же альманах «Михаил Тверской. Путь домой» можно считать важным вкладом в предстоящее празднование 700-летия преставления святого благоверного князя.