Алтарь собора сан лоренцо генуя. Собор сан-лоренцо. Внешнее оформление здания храма

Алтарь собора сан лоренцо генуя. Собор сан-лоренцо. Внешнее оформление здания храма
Алтарь собора сан лоренцо генуя. Собор сан-лоренцо. Внешнее оформление здания храма

Неподалеку от площади Феррари расположен собор, который является главным церковным сооружением Генуи и одновременно кафедрой епископа Генуи.

История строительства

Строительство кафедрального собора Сан Лоренцо в Генуе началось в 1100 году. Историками не доказано, но долгое время среди местных жителей ходили слухи, будто будущий собор был заложен на месте стоявшего здесь ранее древнеримского храма , построенного еще в V-VI веке до нашей эры.

А тот, в свою очередь, был выстроен на месте старинного римского кладбища. Так это или нет – историками сей факт доказан не был, хотя во время раскопок, проводившихся в районе расположения нынешнего собора, специалистами были найдены полуразрушенные дохристианские саркофаги .

Посвящена церковь была святому великомученику Лаврентию , который останавливался в этих краях, путешествуя с папой Сикстом II из Испании. На месте мученической гибели Лаврентия была возведена капелла, а позднее – часовня Двенадцати апостолов.

На ранних этапах строительства было произведено освящение собора папой Римским Геласием II – случилось это в 1118 году.

Строился храм на протяжении трех веков, поэтому неудивительно смешение различных архитектурных стилей в проекте церковного сооружения – стиля Ренессанса, готики и романского. Причем начинали работу мастера из Франции, которые строили здание в готическом стиле.

В самом конце XIII века после случившегося пожара здание церкви было частично перестроено. Заменена внутренняя колоннада, пристроены боковые галереи, а стены внутри храма были расписаны фресками на религиозную тематику.

Сам вид собора несколько асимметричен: во время строительства планировалось возвести две колокольни, но вместо одной из колоколен позже было предложено сделать лоджию, что и было претворено в жизнь в 1477 году.

Колокольня (7 колоколов) имеет высоту 60 метров – и на сегодняшний день это самая высокая колокольня в Лигурии (автор проекта – Пьетро Карлоне).

Окончание строительных работ относится к XVII веку. Спустя век были произведены первые реставрационные работы – восстановлению подвергся купол собора.

Одну «достопримечательность» храм получил совершенно случайно. Произошло это во время операций, проводимых британскими войсками в 1941 году (операция «Грог»).

Хотите узнать, какая бывает в разное время года? Все об отдыхе в этом замечательном городке расскажем на нашем сайте!

Описание достопримечательности

Довольно внушительных размеров собор имеет весьма необычный внешний вид – белая полоска на фасаде перемежается с серой. Эти полосы олицетворяют собой напоминание о политическом и военном могуществе Генуи на Средиземном море.

Фасад церкви представляет собой три портала , созданные французскими мастерами в готическом стиле. Центральный портал украшен скульптурными изображениями Христа и Святого Лоренцо, принявшего мученическую смерть на железной решетке (из-за этого портал получил название «Ворота Святого Лаврентия»).

К фасаду подведена широкая лестница, украшенная по бокам скульптурами львов , выполненных уже в романском стиле мастером Бенедетто Анталами и его учениками. В 1840 году по бокам лестницы встали еще два каменных льва (автор – Карло Рубатто).

Внутренняя архитектура собора – это три нефа, разделенные между собой колоннами . Часть колонн пострадала при землетрясении XIII века, поэтому они были заменены на более прочные; позднее, в XV веке, над центральным нефом был выстроен купол. Роспись на куполе принадлежит кисти Галеаццо Алесси.

Стены церкви украшены фресками и картинами на религиозную тематику. На своде над центральным нефом выполнена фреска, изображающего Святого Лаврентия (автор – Ладзаро Тавароне), а наиболее ценными фресками считаются «Прославление Пресвятой Богородицы» и «Страшный суд», датируемые XI-XIII веками.

В левом нефе расположена капелла Иоанна Крестителя , украшенная скульптурами итальянских мастеров (XV-XVI век), в правом – капелла Святого Себастьяна.

В капелле Иоанна Крестителя (в специальной часовне, украшенной копией картины «Тайная вечеря») находится рака с частичками его мощей.

Цветные витражи с изображениями святых придают этому месту дополнительное очарование.

Сокровищница

Есть в Соборе Сан-Лоренцо и свой музей – Сокровищница, попасть в которую можно, спустившись по лестнице на подземный уровень (вход находится слева, рядом с капеллой Иоанна Крестителя).

В Сокровищнице хранится множество уникальных артефактов . Например, коллекция серебряных изделий и украшений, самые ранние из которых датируются IX веком до нашей эры.

Начало этому собранию положили артефакты, которые были привезены купцами из дальних поездок или крестоносцами из походов. Изначально все сокровища находились в трех шкафах храма , и все прихожане могли видеть эти вещи во время службы.

В таких стесненных условиях реликвии находились вплоть до окончания Второй мировой войны. Позже было предложено использовать подземные помещения . После частичной реконструкции все артефакты были перенесены вниз.

В ценных реликвариях подземного музея (богато украшенные ковчеги из серебра и золота) хранятся святые мощи – частички мощей Святого Лаврентия, Иоанна Крестителя, руки праведной Анны и Иакова Заведеева, реликварий с волосами Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Лаврентия находятся в серебряной статуе, встречающей посетителей прямо у входа в музей (мощи можно разглядеть через специальное окошко в груди святого).

Помимо святых мощей в сокровищнице представлены церковные одежды , украшенные вышивкой золотой и серебряной нитью, которые церковники использовали для торжественных случаев.

Внимание посетителей привлекают крест Заккария , переданный в музей известным генуэзским семейством; частичка Креста — на нем был распят Христос; блюдо, на котором царице Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя.

Самым ценным экспонатом местные жители считают Чашу, привезенную Гульельмо Эмбрияко из Крестовых походов на Кесарию в 1098 году, – по преданию именно из нее пил Иисус Христос во время Тайной вечери, что эта Чаша и есть искомый многими религиозными фанатиками Святой Грааль.

Кафедральный собор Сан-Лоренцо является одним из самых больших храмов на территории Генуи, одновременно с этим - кафедрой местного архиепископа. Построен он был в честь святого Лаврентия недалеко от площади Феррари, Герцогского дворца и престижных отелей Генуи .

Адрес: Piazza San Lorenzo, Генуя.

Часы работы: 08:00 – 12:00 и 15:00 –19:00.

Строительство Кафедрального собора Генуи

Работы по возведению собора велись в период с 12 по 14 века, освятили его в 1118 году, хотя здание было только начато. В первой четверти 13 столетия пристроили готические порталы, колонны для нефа соорудили в 14 веке. Спустя много лет после окончания строительства храма, в 16 веке, построили одну из башен по бокам фасада.

Согласно находкам археологов, которые были проведены в месте расположения храма, тут есть кладбище ранних христиан, основанное в эпоху Древнего Рима. Есть легенда, согласно которой в 3 веке недалеко от места собора, остановился святой Лаврентий и папой Сикстом II во время их поездки в Испанию. После их смерти тут возвели капеллу, а потом церковь.

Внешнее оформление здания храма

Экстерьер храма отличается ассиметричным оформлением, по бокам фасада возвышаются две башни, разные по структуре. Изначально предполагалась симметрия, однако левую не закончили, на вершине ее усеченного объема соорудили галерею. В правой колокольне расположено семь колоколов.

Фасад собора украшен три портала, соорудить которые пригласили мастеров из Франции, они выделяются на общем фоне, что свидетельствует о том, что храм хотели превратить готический храм по образу готических соборов во Франции. Одновременно с этим полихромное оформление порталов полностью соответствует архитектурной традиции Генуи.

На центральном портале есть изображение Христа со святым Лаврентием, по бокам находятся рельефы, которые интерпретируют дерево Ессея.

К фасаду здания ведет широкая лестница, бока которой оформлены двумя каменными львами, их изготовил скульптор 19 века Карло Рубатто. Еще два льва возвышаются на центральных кортфорсах, которые разделяют фасад на три части. Эти львы выполнены мастерами школы скульптора Италии, Бенедетто Анталами, который творил на рубеже 12-13 веков.

Еще два романских портала находятся в самом соборе, один из них соорудили в 1130 году на северном фасаде здания, он выполнен в честь святого Иоанна, украшен рельефами в стиле Космати. Второй портал содержит рельефы в пизанском стиле, его построили в 12 веке.

Декор Кафедрального собора изнутри

Интерьер храма украшают нефы, разделенные колоннами, причем сами колонны и их арки изготовили в 13 веке, они заменили романскую конструкцию, пострадавшую в результате землетрясения. Во внутреннем тимпане главного портала находятся фрески византийского мастера 14 века, имя которого неизвестно, они изображают сцены «Вознесения Богоматери» и «Страшного суда».

В левом нефе видна капелла святого Иоанна Крестителя, построенная в 15 веке. Капеллу оформляют статуи известных мастеров Италии 15-16 веков. С правой стороны расположена капелла святого Себастьяна, обрамленная двумя статуями 16 века. Левую капеллу в глубине правого нефа украшают фрески Луки Камбьязо, представителя итальянского маньеризма 16 века.

В правом нефе можно увидеть бомбу, которая пробила крышу собора в феврале 1941 года во время бомбардировки, она тогда не взорвалась. В подземелье находятся сокровища Кафедрального собора.

Прогуливаясь по городу не забудьте посетить и Старый порт Генуи, который является одним из самых больших на территории Средиземноморья.

Кафедральный собор Сан-Лоренцо в Генуе был назван в честь человека, чтимого христианами не только за его праведную жизнь, а также за страшную и мучительную смерть – святой Лаврентий был зажарен на решетке.

История собора

Кафедральный Собор Сан-Лоренцо был освящен в 1100 году и с тех пор остается главным собором в Генуи (). Внешний облик собора за столько столетий своего существования практически не изменился, однако храм не один раз претерпевал реставрацию как внутри, так и снаружи. Вследствие этого в его облике смешалось несколько стилей – романский, готический, ренессанс.

Изящная облицовка Сан-Лоренцо в Генуе, которая представляет собой перемежающиеся полосы из белого и черного мрамора, украсившая здание в 13 веке, напоминает дни высшего военного могущества Генуи.

Римским следом в Сан-Лоренцо являются статуи лежащих по краям лестницы львов. Выполненные подобно фасаду из мрамора, эти львы были изготовлены в разное время. Однако они смотрятся так, как будто бы они были сделаны одним и тем же мастером. К эпохе средних веков относится и многое из богатого убранства собора.

Например, скульптуры в центральном зале собора относятся к 13 веку. Отделка портала собора относится к 12 веку. Странную несимметричную форму зданию придает готическая башня 15 века с выступами, которая совершенно чудесным образом уцелела после сноса госпиталя Сан-Джованни, который некогда примыкал к собору.

Архитектура собора

Сам храм представляет собой две башни с тяжелым основанием, которые различны по своему виду назначению и высоте. Внутри эти башни создают нечто похожее на античный атриум, откуда прихожане проходят в молитвенный зал. Своды этого зала поддерживаются 16 коринфскими колоннами из цветного мрамора и 4 удерживающими колоннаду столбами из белого мрамора.

Купол собора был расписан знаменитым мастером Галеаццо Алесси, который был одновременно прекрасным скульптором и художником. Свою работу Алесси закончил в 1557 году. В боковом нефе Сан-Лоренцо находится гробница кардинала Луки Фьеско работы тосканца Джованни ди Бальдуччо.

Главной достопримечательностью собора в является капелла Сан-Джованни Баттиста . Жители Генуи очень гордятся тем фактом, что их предкам удалось во время Первого Крестового похода вывезти из Палестины мощи Иоанна Крестителя. Первоначально святыня находилась в главном зале собора, но в 1465 году она была перенесена в сооруженную специально для этого часовню рядом с алтарем, который позже был украшен копией “Тайной Вечери” Леонардо да Винчи.

Еще одна ценность собора – Священное блюдо , которым по преданию во время Тайной Вечери пользовался Иисус Христос. В сокровищнице Сан-Лоренцо собрана богатая коллекция ювелирных изделий из золота различных эпох от романской до модерна.

Кафедральный Собор Сан-Лоренцо на карте

Март 12th, 2013

Кафедральный собор Святого Лаврентия – одна из главных достопримечательностей Генуи , для православных туристов иногда становящаяся главной целью поездки в Италию или паломничества в Лигурию. Но о православных реликвиях – в следующей статье, пока же о самом соборе.

По существующей легенде, именно здесь, в центре Генуи, был убит и погребён Святой Лаврентий, мало известный на территории России, но широко почитаемый в Италии. Найденные во время раскопок раннехристианские захоронения служат весомым доводом в пользу такой версии. Именно факту гибели на этом месте святого обязан собор своим именем.

Строительство кафедрального собора Святого Лаврентия началось в XII веке и продолжалось ни много, ни мало целых три столетия. Результат несомненно таких усилий стоил сполна. Фасад выполнялся в основном французскими мастерами и сегодня поражает сплетением светлого и тёмного мрамора и изяществом рельефов и скульптур.

Над главными воротами можно различить фигуру Христа — Судьи, а снизу – мучения святого Лаврентия , изжаренного, напомню, живьём на железной решётке. Кстати, по одной из версий, падающие в ночь Святого Лаврентия звёзды — ни что иное, как искорки от костра, на котором произошли мучения.

Собор Святого Лаврентия , как сокровищница, полон картин и фресок известных мастеров различных эпох. Приглушённый свет, к сожалению, не позволяет запечатлеть их и разглядеть мельчайшие детали, но тем больше интриги заключает в себе каждый уголок церкви.

Для того, чтобы разглядеть в левом нефе капеллу Святого Иоанна Крестителя с ракой, в которой хранятся частички мощей святого, необходимо опустить несколько монеток в урну справа. На залитом светом возвышении капеллы тут же появятся из тени и полумрака статуи пророков по бокам, мраморный балдахин 1541 года и за ним, у самой станы, рака в виде храма с мощами Иоанна Крестителя.

Справа от капеллы Иоанна Крестителя помещается вход в сокровищницу собора, где хранятся уникальные православные реликвии. О них – речь в следующей статье.

В правом нефе собора, в затемнённом углу, посетители недоумённо останавливаются около предмета, совсем не свойственного для убранства церкви (хотя что уж там, стоит вспомнить …). А именно, около огромного снаряда времён Второй Мировой. В 44-м Генуя значительно пострадала от бомбардировок британских истребителей. Во время одной из служб в кафедральном соборе Святого Лаврентия бомба проломила крышу и… упала на мраморный пол собора, не разорвавшись. Посчитав случившееся чудом Господнем, а храм – Святым местом, священнослужители решили оставить снаряд как символ силы Божьей.

В центральном нефе обратите внимание на свод собора с фреской Лаццаро Тавароне, изображающей святого Лаврентия . Не пропустите также красивейший орган, деревянные хоры и статую Мадонны около центрального алтаря.

На выходе остановитесь на мгновение и поднимите глаза – в тимпане скрыта великолепная фреска начала XIV с Деисусом, где Христос изображён на троне с двумя ангелами по бокам.

Кафедральный собор Святого Лаврентия или Кафедральный собор Сан-Лоренцо, Дуомо ди Генуя (Cattedrale di San Lorenzo, Duomo di Genova) - римско-католический собор, расположенный в центре Генуи, на одноименной площади Сан-Лоренцо (Piazza San Lorenzo).

Генуэзский собор является главной святыней Генуи, важнейшим католическим местом поклонения в городе и материнской церковью одноименной архиепархии.

Собор посвящен святому Лаврентию (Сан-Лоренцо).

Первые записи, свидетельствующие о существовании базилики, посвященной Сан-Лоренцо, относятся к 878 году.

Собор был освящен папой Геласием II в 1118 году, когда дуомо еще не был завершен, а фасад отсутствовал. Между двенадцатым и четырнадцатым веками, собор был возведен, а после перестроен, как фундаментальное средневековое здание с некоторыми более поздними дополнениями и реконструкциями. Полноценное строительство собора было закончено в 17 веке.

Алтари, часовни и фрески были возведены между 14 и 15 веками.

Главный фасад собора с тремя выделяющимися порталами 13-го века выполнен в готическом стиле, тогда как некоторые элемента, такие как вторичные ступицы и боковые крыши имеют романский стиль.

Люнет центрального портала представляет барельефы и горельефы, изображающие Христа со святым Лаврентием. Над порталом выделяется большое окно розы.

По бокам лестницы перед фасадом находятся два льва, относящиеся к 19-му веку и две небольшие колонны.

Собор имеет две башни: правая - законченная и высокая, является колокольней, построенной в 1522 году; левая - так и осталась незаконченной (1455 год) и вместо неё сделали лоджию.

60-метровая колокольня является одной из самых высоких колоколен в Лигурии. Автором проекта стал Пьетро Карлоне. В колокольне размещены семи колоколов разного возраста и звучания, но с основной нотой.

Именно две ассиметричные башни стали одной из визитных карточек собора и уже являются его неотъемлемой и необычной частью.

Белые и серые полосы на фасаде собора, сегодня также являющиеся его неотъемлемой частью, в средневековые времена были символ благородства.

Боковой фасад Кафедральный собор Сан-Лоренцо в Генуе. Вид с одной из главных улиц исторического центра Генуи - (Via San Lorenzo).

Интерьер собора имеет базилический план с трансептом и триапсидным хором. Внутреннее пространство делится на три нефа мраморными колоннами и арками в темно-светлых полосах, а также наложенными на них малыми романскими арками из серого камня, относящимися к романскому сооружению (11-12 века).

Центральный неф собора венчает роскошная барочная пресвитерия с главным алтарем. Барочный мрамор, лепнина и позолота были выполнены в 17 веке. Фрески в пресвитерии с 1622 года - Лаззаро Тавароне.

В главной левой часовне расположен алтарь работы Карла Барабино.

Вдоль левого прохода находится богатая часовня Святого Иоанна Крестителя. В часовне находится урна с мощами святого, покровителя города.

В левом трансепте также находится красивый погребальный памятник семьи Сибо, построенный из мрамора в 16 веке. Над памятником расположен Орган с барочным декоративным сундуком.

Правая апсидальная часовня - Капелла Бальби-Сенарега (Cappella Balbi-Senarega), в которой расположен алтарь, разработанный Карло Барабино.

Возле правого прохода можно видеть неразорвавшийся бронебойный снаряд, выпущенный британским военно-морским флотом. Снаряд 9 февраля 1941 года хотя и прорвался через стены собора Святого Лаврентия, но упал невзорвавшимся.

Вход в собор свободный (бесплатный). В стенах собора можно посетить: музей сокровищ собора, стоимость входного билета 6 евро; подняться на башню собора, стоимость - 5 евро, бесплатно для детей до 12 лет.

Вид на площадь Сан-Лоренцо, раскинувшуюся перед центральным фасадом Кафедрального собора Генуи.