Скачать святая софия символ древней руси. Собор святой софии в киеве. Где он находится

Скачать святая софия символ древней руси. Собор святой софии в киеве. Где он находится
Скачать святая софия символ древней руси. Собор святой софии в киеве. Где он находится

Собор святой Софии – символ Киевской Руси периода расцвета. София киевская подчеркивала величие и могущество древнерусского государства времен Ярослава Мудрого.

Киевская Русь конца X в. – первой половины XI в.

В конце X в. – первой половине XI в. происходит усиление княжеской власти, государство приобретает черты централизованной монархии, на смену язычеству приходит христианство. По инициативе князя Владимира Святославовича – отца Ярослава Мудрого — происходит крещение Руси. Начинают возводиться первые каменные храмы.

Для Руси того времени эталоном для подражания и главным партнером во внешней политике была Византийская империя. В столице Византии — Константинополе — к началу XI в. уже более 400 лет возвышался собор святой Софии.

Собор был крупнейшим зданием Европы того времени и оставался таковым еще на протяжении 500 лет.
Собор был возведен в могущественной Византийской империи во времена правления императора Юстиниана Великого (527-565 г.г.).
В русских летописях начала XII в. столицу Византии — Константинополь — называли Царьградом.

Строительство собора святой Софии

София киевская

В первой половине XI в. в Киеве был построен храм с таким же названием, как и собор в Константинополе – собор святой Софии .

Историки ведут спор о времени строительства Софии киевской. Часть историков относит строительство храма к началу XI в.
Одни из них приводят дату 1017г. и ссылаются на текст новгородской летописи.
Другие предполагают, что строительство начал еще Владимир Великий и ссылаются на археологические источники.
Третья часть историков придерживается классической точки зрения, и опирается на Повесть временных лет :
« В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины» .

Кто же построил Софийский собор?

Нам не известны имена зодчих, которые спроектировали и построили собор святой Софии, а также имена мастеров, которые выполнили работы внутри собора, богато украсив его фресками и мозаикой. Предполагают, что это были византийские мастера. Очевидно, к строительству привлекались и местные мастера.

София киевская

Участь страны – участь храма

В своей многовековой истории храм разделил участь страны: он неоднократно подвергался разорению и опустошению. В 1240 году Киев осадили войска Бату-хана и после двухмесячной борьбы захватили город. Киев превратился в руины. Лишь немногие здания уцелели, среди них был и разграбленный Софийский собор.

Реконструкция храма

Первой реконструкцией храма занялся киевский митрополит Петр Могила. Работы, начатые в середине XVII в., были завершены лишь в начале XVIII века. Внешний вид Софийского собора в ходе реконструкции изменился, он был перестроен в стиле украинского барокко.

Софийский собор — архитектурный шедевр Древней Киевской Руси; один из немногих памятников архитектуры XI в., который с изменениями сохранился до наших дней.

    Слайд 2

    В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

    Слайд 3

    Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

    Слайд 4

    Собор Святой Софии в Новгороде

    Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него.

    Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

    Слайд 5

    Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков.

    Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами.

    В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

    Слайд 6

    Церковь Покрова на Нерли

    Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами.

    Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

    Слайд 7

    Храм Покрова на Нерли

    Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

    Слайд 8

    Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов.

    Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

    Слайд 9

    Золотые Ворота

    Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг.

    Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью.

    Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

    Слайд 10

    Золотые ворота

    Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве.

    В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

    Слайд 11

    Успенский собор

    Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском.

    В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери.

    Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым.

    До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

    Слайд 12

    Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году.

    Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

    Слайд 13

    В некрополе Успенского собора лежат святые мощи князей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и их родственников, епископов и настоятелей собора.

    Владимирский Успенский собор стал моделью для Успенского собора Московского Кремля, построенного итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти в 1475-1479 гг.

    Слайд 14

    Дмитриевский собор

    Дмитриевский собор был построен в 1194-1197 гг. по приказу Всеволода III Большое Гнездо в честь Св. Дмитрия.

    Собор использовался как одно из зданий княжеского двора.

    Дмитриевский собор ясно воплощает идею могущества Всеволода Большое Гнездо, политическую власть и независимость Владимиро-Суздальского княжества.

    Слайд 15

    Наиболее выдающаяся черта собора – белокаменная резьба. Из 566 резных камней лишь 46 изображений связаны с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных.

    Вся резьба передает главную идею восхваления красоты и совершенства мира, созданного Богом.

    Слайд 16

    Дмитриевский собор является синтезом традиций искусства и культуры.

    В настоящее время богослужения в соборе не проводятся.

    Дмитриевский собор - памятник федерального значения, включённый в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Посмотреть все слайды

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» №24 Древние храмы Руси Софийский собор Автор работы: учитель русского языка и литературы Ключникова Ирина Владимировна Г.Гуково, Ростовская область 2014 год "Судьба храма – судьба России – судьба человека" Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. Так отрадно плакать и молиться, И так близко Небо там к земле, Что потом печально возвратиться В грешный мир, лежащий весь во зле. Но душа опять будет вновь стремиться В чудный мир, обратно, к тишине, В мир святой, где может возродиться Та любовь, что спит еще во мне. Новгородский Кремль, или Детинец , как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, - древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044г.). Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода. Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный - Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.

Фото 1900 года.

История новгородского кремля неразрывно связана с историей самого Новгорода. Еще в год крещения новгородцев в X (десятом) веке, здесь был построен первый христианский храм. Это была деревянная дубовая церковь «о 13 верхах», храм Святой Софии. Когда церковь сгорела в 1045 году, князь Ярослав Мудрый и старший сын его Владимир, посаженный на княженье в Новгород, повелели заложить каменный храм Софии Премудрости Божьей. Он стал первым из каменных построек Русского Севера. В настоящее время София Новгородская - древнейший храм России. Строительство Софийского собора продолжалось 5 лет с 1045 по 1050 год. Расположенная на высоком холме, окруженная мощными стенами кремля, многоглавая величественная София была видна издалека. Ее четкие и ясные пропорции, замечательная внутренняя роспись, мозаика, иконы, драгоценная утварь, великолепные светильники свидетельствовали о величии и богатстве Новгорода. Храм отличается лаконизмом, сдержанностью и простотой архитектурного решения.

Первоначально храм не имел штукатурки и побелки, выразительность кладки, живописность камня придавали собору необыкновенно величавый и торжественный облик. Западный фасад с древнейших времен украшен росписью. Эта роспись обновлялась в XIX в. Древняя живопись XVI в. сохранилась лишь на средней части композиции.

В Софийский собор ведут три входа: южный, западный и северный. Главный - западный вход с XII в. украшают бронзовые двери. Двери открывают в особо торжественных случаях.

Врата были изготовлены в Магдебурге западно-европейскими мастерами в середине XII в., возможно, заказчиком врат был плоцкий епископ Александр (его изображение есть на одной из пластин). На сорока восьми бронзовых пластинах проиллюстрированы библейские и евангельские сюжеты. Это сцены сотворения мира, Рождества Христова, Распятия, Вознесения.

Интересны ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей - все это символизирует ад. В пастях львов видны человеческие головы - это грешники, которых ад сей поглощает.

Первоначально главы собора имели шлемовидную форму, а центральный купол был покрыт золотом в начале XV в. Об этом упоминает летописец: «А в 1408 году архиепископ Иоанн святую Софию свинцом и маковицу большую златоверхую устроил». На центральном кресте Софии - маленький голубь. Красивая легенда рассказывает, как витал он над храмом 400 лет назад, когда лютовали в Новгороде войска Ивана Грозного. Ужаснувшись увиденному, голубь сел на крест оплакивать жертвы и окаменел от горя. Легенда имеет продолжение: пока сидит на кресте Софии сей голубь - стоять Великому Новгороду, а голубь слетит, тут и городу конец. В 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, собор был ограблен. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств церкви» . Фото собора времён войны, большая часть которых сделана в период нацистской немецко-испанской оккупации города, продолжавшейся с 15 августа 1941 по 20 января 1944 года.

Немцы позируют на фоне памятника Тысячелетию России. Над памятником немцы надругались. Разбили его и разбросали фигуры по земле. Бросили не землю колокола звонницы

Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен. После войны - полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005-2007 произведена реставрация куполов собора. Сегодня Кремль - это культурный и туристский центр. Здесь находятся главные экспозиции Новгородского музея-заповедника, реставрационные мастерские, работают библиотека, филармония, училище искусств, художественная и музыкальная школа. Храм Святой Софии - главное сооружение города, как бы олицетворял и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись "постоять и умереть за святую Софию". Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Архитектура Софии Киевской. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле как характерная черта Софии Киевской. Архитектура Кирилловской церкви. Золотые ворота во Владимире. Покровский собор Василия Блаженного: формы и цветовая гамма.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Культурные особенности храмов Киевской и Новгородской Софии. История и архитектура каждого из них, характеристика уникальных евангельских фресок в Киеве. Сходства и отличия внутреннего устройства двух великих русских соборов, посвященных святой Софии.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Главный храм Византийской империи. История храма Святой Софии в Константинополе. Гигантская купольная система собора. Интерьер, внутренняя отделка и мозаика храма Святой Софии. Современный вид собора. Путешествие Княгини Ольги в храм Святой Софии.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    Архитектура Новгорода, ее своеобразие и значение. Характеристика и особенности главных памятников архитектуры данного региона: Новгородский собор Святой Софии, Владимиро-Суздальская архитектура, Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    История возникновения Киевской Софии: первые упоминания о соборе. Древнейшее изображение киевской Софии. Византийское влияние на архитектуру Софийского собора в Киеве. Интерьер и фрески Софии Киевской. Счастливая судьба иконы Вышгородской Богородицы.

    реферат , добавлен 20.10.2007

    Золотые ворота как главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии, история их возведения, архитектурные особенности и культурологическая ценность. Собор Святой Софии - крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, его внутреннее строение.

    презентация , добавлен 18.05.2015

    История становления русского государства. Архитектура Киева X-XII веков: София Киевская, Золотые ворота, Кирилловская церковь; Древнего Новгорода X-XIV веков: Кремль, Новгородская София, Георгиевский собор; Владимира: Золотые ворота, Успенский собор.

    Cлайд 1

    Собор Святой Софии в Киеве Это – самый величественный и знаменитый из всех храмов Древней Руси. Это - самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

    Cлайд 2

    Собор Святой Софии в Киеве В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

    Cлайд 3

    Собор Святой Софии в Киеве Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

    Cлайд 4

    Собор Святой Софии в Новгороде Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

    Cлайд 5

    Собор Святой Софии в Новгороде Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков. Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами. В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

    Cлайд 6

    Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

    Cлайд 7

    Храм Покрова на Нерли Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

    Cлайд 8

    Храм Покрова на Нерли Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов. Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

    Cлайд 9

    Золотые Ворота Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг. Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью. Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

    Cлайд 10

    Золотые ворота Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве. В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

    Cлайд 11

    Успенский собор Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском. В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери. Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым. До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

    Cлайд 12

    Успенский собор Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году. Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.