Влияние религии на культуру человека. Влияние национальных и религиозных традиций русского народа на современную жизнь россии. Ранее других стран, где феодальная система была крепче, Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развити

Влияние религии на культуру человека. Влияние национальных и религиозных традиций русского народа на современную жизнь россии. Ранее других стран, где феодальная система была крепче, Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развити

Религия «телесно» и духовно входит в мир культуры. Более того, она составляет один из ее конструктивных устоев, фиксируемых историками едва ли не с появления «человека разумного». На этом основании многие богословы вслед за выдающимся этнографом Дж. Фрезером утверждают: «Вся культура - из храма, из культа».

Власть религии на ранних этапах развития культуры выходила за границы измерения последней. Вплоть до позднего средневековья церковь охватывала едва ли не все культурные сферы. Она была одновременно школой и университетом, клубом и библиотекой, лекторием и филармонией. Эти учреждения культуры вызваны к жизни практическими нуждами общества, но их истоки находятся в лоне Церкви и во многом именно ею вскормлены.

Духовно властвуя над паствой, Церковь в то же время осуществляла опеку и цензуру над культурой, понуждая ее к обслуживанию культа. В особенности эта духовная диктатура ощущалась в средневековых государствах католического мира, где Церковь доминировала политически и юридически. И уж почти повсеместно она довлела над моралью и искусством, образованием и воспитанием. Церковная опека и цензура, как и всякий диктат, отнюдь не стимулировали культурный прогресс: свобода - воздух культуры, без которого она задыхается. Отмечая положительные моменты религиозного воздействия на реалии культуры, не следует за 6*7бывать и об этом.

Пожалуй, сильнее всего религия влияла на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса.

Церковный обряд часто продолжается в установлениях народного быта и календаря. Временами трудно отделить светское начало в национальных традициях, обычаях и обрядах от религиозного. Чем, например, являются Семик и Масленица у русского народа, Навруз у азербайджанцев и таджиков? Светско-народное и церковно-каноническое сплетено в этих праздниках нерасторжимо. Спаси Бог (спасибо) - это религиозная или светская формула поминки - разве это чисто церковный ритуал? А колядование?

Пробуждение национального самосознания обычно связано с оживлением интереса к отечественной религии. Именно это происходит в России.

В Европе культурными островками стали школы для монахов при монастырях. В средние века ведущее место занимала архитектура. Это было вызвано прежде всего настоятельной потребностью в строительстве храмов.

Дальнейшим культурным стимулом стал рост городов, центров торговли и ремесел. Новым явлением стала городская культура, породившая романский стиль. Романский стиль возник как укрепление авторитета Римской империи, необходимого королевской власти и церкви. Лучше всего романский стиль олицетворяли находящиеся на возвышенностях крупные соборы, как бы возвышающиеся над всем земным.

Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок и остальных архитектурных построек выражал стремление к Богу и мечту о высшей жизни. Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом». Каждая деталь в соборе имела особое значение. Боковые стены символизировали Ветхий и Новый завет. Столбы и колонны олицетворяли апостолов и пророков, несущих свод, порталы - преддверие рая. Ослепительно сияющий интерьер готического собора олицетворял небесный рай.

Раннее христианство унаследовало от античности восхищение продуктами творчества и презрение к создавшим их людям. Но постепенно, под влиянием христианских идей о благотворном, возвышающем значении труда, это отношение изменилось. В монастырях того времени приписывалось сочетать деятельность, ведущую к общению с Богом, к проникновению в его сущность, такую, как божественное чтение, молитвы, ручной труд. Именно в монастырях получили развитие многие ремесла и искусства. Искусство считалось богоугодным и благородным занятием, им занимались не только рядовые монахи, но и высшая церковная элита. Средневековые искусства: живопись, архитектура, ювелирное дело - были заложены в стенах монастырей, под сенью христианской церкви.

В XII веке интерес к искусству значительно возрастает. Это связано с общим техническим, экономическим и научным прогрессом общества. Практическая деятельность человека, его интеллект, способность к изобретению нового начинает цениться значительно выше, чем раньше. Накопленные знания начинают систематизироваться в иерархию, на вершине которой продолжает оставаться Бог. Искусство, сочетающее в себе высокие практические навыки и отражение образов священного предания, получает в средневековой культуре особый статус.

Отношение к искусству в средневековье претерпело большие изменения. Так, во время раннего средневековья (V-VIII века) доминируют античные представления об искусстве. Искусство классифицируется на теоретическое, практическое и созидательное. Начиная с VIII века христианские идеи активно переплетаются и взаимодействуют с нерелигиозными. Основная цель искусства - стремление к божественной красоте, которая воплощена в гармонии и единстве природы.

Художественного творчества, ограничивало искусство своими догматами. Художественное творчество не могло распространяться за их пределы. Оно было существенно ограничено иконографической традицией. Основной целью творчества было сохранение и возвышение христианского учения. Вся средневековая культура была подчинена единственной реальности - Богу. Бог обладает подлинной субъективностью; устремленный к идеалу человек, изображенный в произведениях искусства, должен подчинить свою волю Богу. Все в Боге: судьба определяется Богом, мир объясняется Богом. Христианство определяло предпочтительные темы и формы искусства. В литературе излюбленный жанр - жития святых; в скульптуре - изображения Христа, Богоматери, святых; в живописи - икона; в архитектуре - собор. Распространены также темы рая, чистилища и ада. Художник должен был в своих произведениях запечатлеть красоту божественного миропорядка, согласовав свое видение с представлениями христианского духовенства. Творчество человека относительно, ограничено и поэтому должно быть подчинено воле Бога. Вне Бога творчества быть не может. Главная тема в искусстве - Христос и его учение.

Художественные произведения должны не только приносить чувственные удовольствия от созерцания прекрасной и гармоничной красоты, они должны воспитывать человека в духе стремления к Богу. Благочестие - это самое главное духовное качество, пробуждаемое искусством.

На Руси в XV веке появляются художественные школы, расцветает зодчество и иконопись. Знаменитым представителем золотого века новгородской монументальной школы стал греческий мастер Феофан Грек. Он не использовал иконографические «прописи», его произведения были глубоко самобытны и неповторимо индивидуальны. Он расписал более 40 церквей. Монументально-декоративные произведения, ставшие в одном ряду с другими величайшими творениями мирового искусства, создавал в XV веке Андрей Рублев. В память Сергия Радонежского он написал свое самое совершенное произведение - икону «Троица». Так, при Иване III возводится Успенский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, строятся стены Кремля. Самобытный национальный дух был воплощен в храме Василия Блаженного.

Несмотря на то, что слова "культура" и "культ" имеют схожее звучание и даже часто по ошибке определяются как однокоренные, сходство между значениями этих слов поверхностно. Единственное, что объединяет культуру и культ - принадлежность к нравственной и духовной сфере жизнедеятельности человека и влияние религии на культуру и наоборот. В современном мире в большинстве государств религия и культура разъедены, и сосуществуют как отдельные независимые пласты духовной жизни общества. Однако время от времени по причине взаимосвязи культуры и религии создаются либо предметы культуры с ярко выраженными религиозными мотивами, либо религиозно-философские культы, в основе которых лежит современная культура.

Современные филологи, историки и религиеведы трактуют как поклонение перед чем-либо или кем-либо; в сфере религии культ - это поклонение божеству, основанное на вере, а также все связанные с поклонением ритуалы, обряды и традиции. Культура в наиболее широком трактовании - это совокупность всех действий человека, которые направлены не на удовлетворение биологических инстинктов. В более узком смысле под понятием "культура" подразумевается практическая реализация любых духовных и моральных ценностей и стремлений человека, и наиболее очевидным результатом такой реализации является творчество. Однако помимо творчества, к культуре относятся и правила общения и поведения в обществе, порядки и всем известные морально-этические нормы, которых придерживаются все члены социума.

Связь культуры и религии в древнем мире

В древние времена культура и культ были практически неразрывны, так как вся жизнь людей регулировалась верованиями и религиозными традициями. Первобытные религии, основанные на , были прочно слиты с творчеством и нравственностью человека, и являли собой творческое отражение окружающие природы и мира. Ярким примером такой прочной связи культуры и религии в жизни древних народов можно назвать многие памятки, оставшиеся от древних цивилизаций: развалины величественных культовых сооружений - шедевров архитектуры, стародавние украшения, использующиеся в различных обрядах и служившие в качестве защитных амулетов, вытесанные из цельного камня статуи, установленные на местах погребения, и даже наскальная живопись, являющаяся графическим описанием жизни и поверий древних людей.

На античную культуру религия также оказала значительное влияние, ведь даже сейчас наиболее полными источниками информации об событиях тех времен являются мифы и легенды. Мифология - это не только рассказы о богах, но и истории о реальных царях, полководцах и героях, живших в те времена. А священная книга всех христиан, Библия, в Ветхом Завете содержит описание истории, жизни и традиций иудейского народа, а также тех народов, с которыми иудеи имели военные либо политические конфликты. В священных писаниях других религий также описаны не только заветы и заповеди для верующих, но и жизнеописания пророков и правителей, философские изыскания и ценные знания того времени и много исторических событий.

Подавляющее большинство историко-культурных памяток античной эпохи, которые сохранились по сей день, имеют отношение и к культуре, и к религиозным культам. Одно из семи чудес света, Египетские пирамиды, действительно являются чудом архитектуры и зодчества, однако для древних египтян они имели в первую очередь религиозное значение. Да и у народов Восточной Европы культурные памятки древности имеют культовое значение - к примеру, одна из самых знаменитых достопримечательностей Киева, Софийский собор, был возведен по приказу князя Ярослава Мудрого в первой половине XI века с целью увековечить победу над печенегами и возвеличить христианство в Киевской Руси.

Взаимосвязь культуры и религии в Средние века

В эпоху Средневековья началось четкое разграничение между культурой и религией, и эти два пласта духовной жизни человека стали сосуществовать отдельно, хотя часто тесно переплетались друг с другом. В этот период человеческой истории жили талантливые писатели, музыканты и художники, и их произведения не были связаны с религиозной тематикой, а церковь запрещала произведения такого "светского" лишь в тех случаях, когда они были признаны богохульными и аморальными. В большинстве государств во времена Средневековья существовала достаточно жесткая цензура, поэтому многие произведения искусства были запрещены и уничтожены.

Другой стороной взаимосвязи культуры и религии в средние века была огромная роль религии в жизни общества, поэтому духовная и общественная жизнь людей была тесно связана с религией. Даже если ученные, политики и деятели искусства в глубине души отвергали религиозные догмы, они не делились своим мнением с обществом, а продолжали "играть на публику". Поэтому культура поведения, общения и общественной и семейной жизни в Средневековье была основана в первую очередь на законах религии, а не права.

Культура и религия в наше время

в большинстве стран уже не играет такой значительной роли, как буквально 2-3 столетия назад. В Конституции многих государств прямо указано, что каждый человек имеет свободу вероисповедания, а церковь отделена от государства. Поэтому закономерно, что религия и культура сосуществуют рядом, однако связь между ними не так сильна, как в Средневековье. Тем не менее, эти две сферы духовной жизни вполне сочетаются между собой - многие верующие люди занимаются творчеством, работают в сфере культуры и др. Также современные писатели и художники часто обращаются к библейским мотивам, а некоторые певцы поют песни на религиозную тематику.

Однако не только религия влияет на культуру, но и наоборот: требования церкви к верующим значительно смягчились по сравнению со Средневековьем, к примеру, сейчас священник не объявит грешником и безбожником человека, который редко посещает церковную службу и не выгонит из храма женщину, вошедшую туда в брюках. Также под влиянием современной культуры создаются новые религиозно-философские культы, включающие в себя черты разных религий и культур.

В результате разнообразия религий в разных странах свои традиции, своя культура, ценности. Например в арабских странах, странах, где исповедуют религию ислам, традиции и обычаи сохраняются наиболее точно, как раньше так и в настоящее время большинство верующих мусульман соблюдают пять столпов ислама, верят в Могущество и Единого Аллаха, совершают едеждевно пятикратно намаз (молитву), держат пост, совершают хадж(паломничество в Мекку), выплачивают закят (часть от своего заработка нуждающиймся). В женщинах там ценятся такие качества как скромность, честь, достоинство. Своих женщин они не развращают, живут по строгим законам.

Что можно сказать про нашу страну, она многонациальна и соответственно большое количество разных религий на ее территирии. Христианство основная религия, но мне сложно сказать что люди сохранили свои обычаи и особо придерживаются религии.

Дани Мудрец (18715) 3 года назад

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль, бывали и бывают разными. Существуют некоторые принципы, которые помогают проанализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, при определенных характеристиках места и времени. В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Но и взгляды, и деятельность верующих во всех областях общественной жизни подвергаются обратному влиянию объективных факторов развития экономики, политики, культуры. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

(Сокращенный вариант главы из учебного пособия для вузов «Вероучения религий мира», СПб, Химиздат, 2001)

Под ролью религии понимается ее влияние на людей и их окружение, те «следы», которые она оставляет в жизни отдельных людей и общества. Проблема роли религии заслуживает многих томов исследований. Остановимся только на некоторых аспектах этой проблемы.

Специфика религиоведения в освещении роли религии.

Как известно, главная заповедь врача гласит: «Не навреди!». Этой же нравственной нормой обязаны руководствоваться и мы, преподаватели религиоведения. Учитывая, что религиоведы выступают перед людьми с разными, порой противоположными мировоззренческими взглядами, они не имеют права осуждать какую-либо религию как ложную и, соответственно, одобрять какую-либо религию как истинную. Вопрос о том, какое мировоззрение или какие конфессии являются истинными или ложными, должен быть вынесен за пределы уроков, лекций, учебных пособий.

В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.

Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.

Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни.

Эдуард Бернетт Тайлор, самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл. Публиковать свои научные труды Тайлор начал с 1861 г., когда вышла в свет его первая, пока незрелая работа «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные». Еще спустя четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд, прославивший его имя — «Первобытная культура». Тайлор принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества.

Вопрос о влияниях в развитии культуры и искусства не нов. С этим вопросом постоянно сталкиваются все историки искусства. Действительно, чисто автохонное развитие искусства, не подверженное никаким внешним влияниям, практически никогда не существовало. Поэтому, рассматривая историю искусства и культуры любой страны и любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие.

Всемирно-исторический процесс подчинен законам пульсации. В ведении к «Философии истории» Гегель указывал на «эстафетность» как исторический закон, на то, что перерыв в одной историко-культурной традиции влечет за собой передачу ее достижений другой, в то время как питание своими собственными плодами может вести к самоотравлению культуры: «Жизнь народа ведет к созреванию плода, так как его деятельность клонится к тому, чтобы осуществить его принцип.

Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира?

Религия - это феномен культуры, она нацелена на поиск смысла и цели существования, определяет шкалу человеческих ценностей. Велика роль религии в искусстве, архитектуре, распространении письменности и книгопечатании.

География религий мира. Религия является важнейшим элементом дифференциации человеческих культур. На разных этапах истории, в различных странах и регионах позиции и влияние религии на жизнь общества и хозяйственную деятельность значительно различаются.

Святые места

Для каждой религии важны особые территории - святые места. Они связаны или с территориями, где религия зародилась, или со священными ландшафтами, или с местами, где жили (или живут) святые люди.

Иерусалим является священным городом для христиан, мусульман и иудеев. Этот город привлекает паломников и туристов со всего мира.

Несмотря на то, что слова «культура» и «культ» имеют схожее звучание и даже часто по ошибке определяются как однокоренные, сходство между значениями этих слов поверхностно. Единственное, что объединяет культуру и культ — принадлежность к нравственной и духовной сфере жизнедеятельности человека и влияние религии на культуру и наоборот. В современном мире в большинстве государств религия и культура разъедены, и сосуществуют как отдельные независимые пласты духовной жизни общества. Однако время от времени по причине взаимосвязи культуры и религии создаются либо предметы культуры с ярко выраженными религиозными мотивами, либо религиозно-философские культы, в основе которых лежит современная культура.

Понятие «культ» современные филологи, историки и религиеведы трактуют как поклонение перед чем-либо или кем-либо; в сфере религии культ — это поклонение божеству, основанное на вере, а также все связанные с поклонением ритуалы, обряды и традиции.

Культурное влияние Востока на европейскую историю

Было бы, однако, односторонне видеть в культурном влиянии Востока на всемирную историю только одну религиозную сторону. Для главного исторического мира Восток был родиной весьма многих научных и технических знаний, плодами которых мы пользуемся до сих пор. Если на греческую цивилизацию мы должны смотреть как на главный источник всего дальнейшего культурного прогресса Европы, стоящей теперь во главе всего мира, то сами греки обязаны были начатками своих теоретических и практических знаний заимствованиям у восточных народов. Этот общий факт заслуживает быть особенно отмеченным.

Заселяя постепенно острова и западный берег Малой Азии, греческие выходцы приходили здесь в соприкосновение с народами, стоявшими уже сравнительно с ними на высшем уровне культуры: у этих народов они и заимствовали начатки своей образованности. В Малой Азии и на острове Кипре, когда сюда пришли греки, уже существовала довольно высокая культура.

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Принято считать, что религия на разных этапах истории человечества выполняла существенное положение в общественно-политическом устройстве государства, постепенно нивелируясь в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Влияние религии в современном мире основывается на определённых нормах, в разных культурах они различные и оказывают (или препятствуют) различное воздействие на развитие общества.

Одной из таких «функций» религии является оправдание социального неравенства. В принципе во всех мировых религиях (в том числе и национальных) существует идея личного спасения, наказания и поощрения, что отвлекало население от проблем повседневной жизни. Так, например, в христианстве концепция ада и рая служит стимулом для честного образа жизни, который поощряет отказ от излишних материальных благ. Индуизм определяет кастовую структуру индийского общества, причём без возможности её изменения.

Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как сказать об этом, знаем только, что пребывает там бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве». Характер исторического выбора сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. С юга из Византии, христианство стало проникать на Русь еще задолго до его официального подтверждения.

Влияние религии на обществоРоль религиозного представления о мире в обществе. Социальные функции религии. Маркс о влиянии религии на общество. Религия в секуляризованном обществе. Факторы религиозных конфликтов. Нравственное значение религиозного мировоззрения на общество.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

1. Функции и значение религии
Специфика религиозного мировоззрения. Особенности структурного плана религии. Социальные носители религиозного сознания. Характеристика и основные черты социальных функций религии. Сущность и значение религиозного мышления. Классификация мировых религий.
реферат , добавлен 13.03.2012

2. Роль религии в современном обществе
Теоретические подходы к пониманию религии как социального феномена: виды, функции, специфические характеристики в работах философов и социологов.

Культура Джибути. Традиции и обычаи Джибути

Республика Джибути – это страна, расположенная на северо-востоке Африки, и граничащая с Аденским заливом у южного входа в Красное море.

Страна граничит с Эритреей на севере и Эфиопией на севере, западе, и востоке, и Сомали на юго-востоке. Местоположение страны таково, что она формирует связующее звено между разными странами через торговлю и коммерцию. Разные цивилизации оказывают свое влияние на культуру Джибути.

Из-за количества этнических групп, проживающих в стране, культура Джибути очень богата и разнообразна. Среди основных национальностей страны можно выделить арабов, французов, и сомалийцев. Жители Джибути очень гостеприимны, добры, и щедры. Они не любят ссор, стараются сохранять мир и гармонию, и уважают традиции друг друга, а также они принимают активное участие в разных культурных фестивалях.

Традиции Джибути

Традиции Джибути очень стары и разнообразны.

Источники формирования древнерусской культуры

Становление и развитие русской культуры – это длительный процесс. Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа.

Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже тогда рассматривали себя как часть европейского мира. В VII -VIII вв. у них сложился основной комплекс ремесленных и сельскохозяйственных орудий труда.

Страница 1

Религия «телесно» и духовно входит в мир культуры. Более того, она составляет один из ее конструктивных устоев, фиксируемых историками едва ли не с появления «человека разумного». На этом основании многие богословы вслед за выдающимся этнографом Дж. Фрезером утверждают: «Вся культура – из храма, из культа».

Власть религии на ранних этапах развития культуры выходила за границы измерения последней. Вплоть до позднего средневековья церковь охватывала едва ли не все культурные сферы. Она была одновременно школой и университетом, клубом и библиотекой, лекторием и филармонией. Эти учреждения культуры вызваны к жизни практическими нуждами общества, но их истоки находятся в лоне Церкви и во многом именно ею вскормлены.

Духовно властвуя над паствой, Церковь в то же время осуществляла опеку и цензуру над культурой, понуждая ее к обслуживанию культа. В особенности эта духовная диктатура ощущалась в средневековых государствах католического мира, где Церковь доминировала политически и юридически. И уж почти повсеместно она довлела над моралью и искусством, образованием и воспитанием. Церковная опека и цензура, как и всякий диктат, отнюдь не стимулировали культурный прогресс: свобода – воздух культуры, без которого она задыхается. Отмечая положительные моменты религиозного воздействия на реалии культуры, не следует забывать и об этом.

Пожалуй, сильнее всего религия влияла на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса.

Церковный обряд часто продолжается в установлениях народного быта и календаря. Временами трудно отделить светское начало в национальных традициях, обычаях и обрядах от религиозного. Чем, например, являются Семик и Масленица у русского народа, Навруз у азербайджанцев и таджиков? Светско – народное и церковно-каноническое сплетено в этих праздниках нерасторжимо. Спаси Бог (спасибо) – это религиозная или светская формула поминки – разве это чисто церковный ритуал? А колядование?

Пробуждение национального самосознания обычно связано с оживлением интереса к отечественной религии. Именно это происходит в России.

В Европе культурными островками стали школы для монахов при монастырях. В средние века ведущее место занимала архитектура. Это было вызвано прежде всего настоятельной потребностью в строительстве храмов.

Дальнейшим культурным стимулом стал рост городов, центров торговли и ремесел. Новым явлением стала городская культура, породившая романский стиль. Романский стиль возник как укрепление авторитета Римской империи, необходимого королевской власти и церкви. Лучше всего романский стиль олицетворяли находящиеся на возвышенностях крупные соборы, как бы возвышающиеся над всем земным.

Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости романские соборы. Атрибутами готического стиля стали стрельчатые арки и стройные башни, возносящиеся к небу. Вертикальная композиция здания, стремительный порыв вверх стрельчатых арок и остальных архитектурных построек выражал стремление к Богу и мечту о высшей жизни. Геометрия и арифметика понимались абстрактно, через призму познания Бога, который создал мир и расположил все «мерою, числом и весом». Каждая деталь в соборе имела особое значение. Боковые стены символизировали Ветхий и Новый завет. Столбы и колонны олицетворяли апостолов и пророков, несущих свод, порталы – преддверие рая. Ослепительно сияющий интерьер готического собора олицетворял небесный рай.

Раннее христианство унаследовало от античности восхищение продуктами творчества и презрение к создавшим их людям. Но постепенно, под влиянием христианских идей о благотворном, возвышающем значении труда, это отношение изменилось. В монастырях того времени приписывалось сочетать деятельность, ведущую к общению с Богом, к проникновению в его сущность, такую, как божественное чтение, молитвы, ручной труд. Именно в монастырях получили развитие многие ремесла и искусства. Искусство считалось богоугодным и благородным занятием, им занимались не только рядовые монахи, но и высшая церковная элита. Средневековые искусства: живопись, архитектура, ювелирное дело – были заложены в стенах монастырей, под сенью христианской церкви.

В XII веке интерес к искусству значительно возрастает. Это связано с общим техническим, экономическим и научным прогрессом общества. Практическая деятельность человека, его интеллект, способность к изобретению нового начинает цениться значительно выше, чем раньше. Накопленные знания начинают систематизироваться в иерархию, на вершине которой продолжает оставаться Бог. Искусство, сочетающее в себе высокие практические навыки и отражение образов священного предания, получает в средневековой культуре особый статус.

Отношение к искусству в средневековье претерпело большие изменения. Так, во время раннего средневековья (V–VIII века) доминируют античные представления об искусстве. Искусство классифицируется на теоретическое, практическое и созидательное. Начиная с VIII века христианские идеи активно переплетаются и взаимодействуют с нерелигиозными. Основная цель искусства – стремление к божественной красоте, которая воплощена в гармонии и единстве природы.

Другие публикации:

"Переходные эпохи" и феномен массовой культуры
Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей. ...

Кубофутуризм
Зимой 1911 в село Чернянка Нижне-Днепровского уезда Таврической губернии, где проживала семья Бурлюков, в гости в братьям Давиду, Владимиру и Николаю приехал молодой поэт Бенедикт Лившиц - разбирать бумаги гостившего здесь недавно Хлебник...

Из истории Древней Руси
Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития эконом...

Введение 3

1. Сущность религии и соотношение культуры и религии 5

2. Основные характеристики мировых религий 6

Христианство 6

Буддизм 9

3. Влияние мировых религий на развитие культуры. 14

Заключение 17

Список использованных источников 18

Словарь основных понятий 19

Введение

Начнем рассмотрение темы со слов Дугласа Дэвиса: «Невозможно понять человечество, не поняв его религиозных верований. Иногда наивная, иногда проникновенно-благородная, иногда утонченная, иногда жестокая, иногда наполненная всепоглощаю­щей нежностью, иногда мироутверждающая, иногда отрицающая мир, иногда обращенная во внутрь, иногда имеющая характер вселенской миссии, иногда поверхностная, а часто глубокая по своему содержанию - религия пронизывает жизнь человека с давних незапамятных времен».

В отношении к культуре религию, религиозную веру рассматривают по-разному. Существует атеистическая позиция, согласно которой религия это выражение и результат слабости человека, его невежества, бескультурья. Согласно атеизму культура не нуждается в религиозной вере, нравственность не только не обосновывается, но и не поддерживается верой, что бог или не существует вовсе, или это – некая догматизация идеалов, которая не обязательна для разумного, просвещенного, цивилизованного, культурного человека. Другие же считают, что без веры, и именно без религиозной веры, нет и не может быть настоящей культуры. Вера при этой позиции рассматривается как смыслообразующая ценность, как то, что придает смысл и непреходящую ценность всему остальному в жизни. Такая религиозная вера существует, прежде всего, как вера в Бога. Именно Бог выступает как высшая ценность: как абсолютная истина, абсолютное добро, абсолютная красота, как смысл человечности и человеческой свободы и, в то же время, как ее высший предел. Религия, вера в Бога оказывается при этом выражением живого человеческого чувства, возможности и необходимости единения людей, основанного на идеалах святости, справедливости, любви, милосердия. Только в отношении к этой наивысшей ценности являются ценностями все остальные блага жизни и культуры.

Но выделяют понятие, которым обозначаются религии, имеющие наднациональный характер. Это мировые религии. По количеству последователей выделяют три мировые религии: христианство (около 1,4 млрд.человек), ислам (900 млн.человек) и буддизм(около 700 млн. человек).

Цель данной контрольной работы состоит в изучении вопроса мировых религий как феномена культуры. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь? Ведь религия - система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Безусловно, и поэтому в данной работе религия будет рассматриваться в виде неотъёмлемой части развития общества; как фактора, служившего на различных этапах формирования общества, то толчком к расцвету, то тормозом для культуры; института, так или иначе присущего всем народам, но разворачивающегося в обособленных культурных средах, что и определило в конечном итоге многообразие религий.

Итак, решение главной цели контрольной работы сводится к рассмотрению следующих аспектов:

Сущность религии и соотношение культуры и религии;

Основные характеристики мировых религий (христианство, буддизм, ислам);

Влияние мировых религий на развитие культуры.

1. Сущность религии и соотношение культуры и религии

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе – духовной культуры. В обществе она выполняет ряд важных социокультурных функций, и одной из них является мировоззренческая, или смыслополагающая. Ведь в религии, как форме духовного освоения мира, осуществляется его мысленное преобразование и организация для сознания, в ходе которой вырабатывается его целостная картина, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве культурологических ориентиров и регуляторов поведения.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в формировании для человека определенной картины мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своего бытия, принял активное участие как в материальной, так и духовной жизни общества. Она ещё называется функцией «значений». Ведь знание человека: зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как всё это наполнено для религиозного человека определенным смыслом.

Таким образом, основная роль религии состоит в придании человеческим нормам и ценностям характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат бытия, возникновения новых социальных институтов или смены общественных формаций. А реализуется эта функция через формирование духовной жизни человека, важнейшей составляющей которой является культура.

Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объединить вокруг себя все сферы культуры.

Так, в культуре, возникающей на базе определённой религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными терминами и идеями, философия и наука исходят из освящённых этой религией представлений о природе, обществе, человеке. Таким образом, всё существующее получает единое объяснение и обоснование, а даже самые далёкие друг от друга культурные формы оказываются связанными между собой общими установками, обусловленными господствующей религией.

Религия оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, проследив исторический ход её развития, можно утверждать: сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Поэтому, главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.

2. Основные характеристики мировых религий

Христианство

Христианство (от греч. - «помазанник», «мессия») одна из трех мировых религий, которая возникла в 1 в. в Палестине.

Говоря о развитии европейского мира, нельзя пропустить движение христианской религии, которой приписывается пересоздание древнего мира, и с которой начинают историю новой Европы.

Основатель христианства – Иисус Христос (Ешуа Машиах). Иисус – греческая огласовка еврейского имени Ешуа, родился в семье плотника Иосифа – потомка легендарного царя Давида. Место появления на свет – город Вифлием. Место проживания родителей – город Назарет в Галилее. Рождение Иисуса было отмечено рядом космических явлений, что дало повод считать мальчика Мессией и новорожденным царем Иудейским. Около 30 лет получил крещение. Основными качествами его личности были смирение, терпение, доброжелательность. Когда Иисусу был 31 год, из всех своих учеников он отобрал 12, которых определил быть апостолами нового учения, из которых 10 были казнены.

Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового заветов («завет» - мистический договор или союз). Ветхий завет(4-2 в. до н. э.) включает 5 книг, приписываемых древнееврейскому пророку Моисею, а также 34 произведения исторического, философского, поэтического и чисто религиозного характера. Эти 39 официально признанных (канонических) книг составляют Священное писание иуда­изма - Танах. В Ветхом завете изложена иудейская картина сотворения мира и человека, а также история еврейского народа и основные идеи иудаизма.

Новый завет создавался в процессе становления христианства и является собственно христианской частью Библии, в нем 27 книг: 4 Евангелия, в которых изложена земная жизнь Иисуса Христа, описаны его мученическая смерть и чудесное воскресение; Деяния апостолов - учеников Христа; 21 послание апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла; Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Христианство отличается именно верой в Иисуса Христа, не как в пророка, а как в Бого-человека. Как известно, христианская Троица представляет собой единство Бога Отца, Бога Духа Святого и, наконец, Бога Сына, Иисуса Христа, единосущного с Богом Отцом и Богом Духом Святым, и, в то же время, являющегося воплощением божеского в человеческом. Христос – это Богочеловек, побеждающий смерть, воплощающий надежды на коренное изменение мира, на преодоление его язв. В христианстве, в отличие от буддизма и ислама, основной символ – преображение, изменение, очищение. Для христианства история есть направленное движение. Христианская история есть однократный, неповторимый, определенный в конечном счете Богом процесс, который имеет четкое начало (сотворение), а также конечную цель – приход Мессии, Страшный Суд. Содержание же этого процесса – драма человека, отпавшего от Бога, впавшего в грех, которому потустороннее вечное блаженство может дать лишь милость Божия. А эта милость может быть дарована только, если имеешь веру в Спасителя, а также в Церковь как носителя веры. И судьба каждого человека, таким образом, является моментом судьбы человечества.

Христианская церковь, возникнув, раскалывалась, разделялась, реформировалась. Римско-католическая церковь признает снисхождение Святого Духа и от Бога Отца и от Бога Сына, а Греко-православная – только от Бога Отца. Православная церковь не признает непогрешимости в делах веры первосвященника (папы), не признает практики индульгенций, учения о непорочном зачатии Девы Марии. Католики и православные по-разному крестят (первые обливанием, вторые – погружением). У католиков принято безбрачие всего духовенства, а у православных – только монашества. Католическая церковь более рационализована. В движении реформации был отвергнут авторитет папы и вообще все авторитеты, кроме авторитета Священного Писания. Причем, и Библию оказалось допустимым понимать по-разному.

При всех отличиях католичества, православия, протестантизма – незыблемой остается вера в единого Бога, вера в Христа Спасителя, пострадавшего за грешных людей, и своей болью, своей смертью спасающий каждого. Всем страждущим он дает надежду и утешение. Каждая душа соотносится с Богом через веру, посредством молитвы.

Христианством утверждаются всеобщие нормы нравственности, которые надо соблюдать. И если в Моисеевых ветхозаветных заповедях нормы эти в основном запретительного характера (не убивай, не прелюбодействуй, не кради и т. д.), то в Новом Завете они дополняются. Человеку предписывается, не творя зла и не противясь злу силой, – любить даже врагов, прощать, не судить других людей, творить милостыню, быть милосердным, и вообще стремиться быть совершенным, как совершенен Отец Небесный.

В христианском мировоззрении держится убеждение, что Бог будет судить о человеке по делам его. Зло будет наказано, за него воздастся. Но и добро будет оценено. Даже если были отступления от идеала христианского поведения, всегда возможно искупление, можно заслужить прощение, если не на земле, то на Небе.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Христианство играет большую роль в современном мире. Сейчас ее можно назвать главенствующей религией мира. Христианство проникает во все сферы жизни людей разных национальностей. И на фоне многочисленных военных действий в мире проявляется ее миротворческая роль, которая сама по себе является многогранной и включает в себя сложную систему, которая направлена на формирование мировоззрения. Христианство одна из мировых религий, которая максимально приспосабливается к изменяющимся условиям и продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье.

Буддизм

Основатель буддизма Сидхартха Гаутама, сын Царя Шуддходаны, который оставил роскошную жизнь и стал странником на путях мира, полного страданием. Он искал освобождения в аскетизме, но убедившись, что умерщвление плоти ведет к гибели разума, отказался от него. Тогда он обратился к медитации и спустя несколько недель, проведенных без еды и питья, достиг просветления и стал Буддой. После чего он сорок пять лет проповедовал свое учение и умер в возрасте 80 лет.

Трипитака, Типитака (санскр. «три корзины») - книги буддийского Священного писания, воспринимаемого верующими как свод откровений Будды в изложении его учеников.

В первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, и в начале нашей эры буддизм разделился на две ветви хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались главные религиозно – философские школы буддизма в хинаяне – вайбхашика и саутрантика, в махаяне – иогачара, или видж-нянавада, и мадхъямика.

Возникнув на Северо-Востоке Индии, буддизм скоро распространился по всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в середине 1-го тыс. до н. э. – начале 1-го тыс. н.э. Столкнувшись же с условиями и культурой северных стран, махаяна дала начало различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными религиями в Тибете.

Так, для буддизма исходным стало то, что жизнь в мире полна страданий. Источник страданий – это само рождение человека, а смысл и характер каждого нового рождения (ибо человек рождается снова после своей смерти) определяются поступками, совершенными в прошлой жизни. Тяга к земным благам осложняет существование, ведет к недостойным поступкам и, таким образом, предопределяет несовершенство новых воплощений человека, цепь которых непрерывна. Надо разорвать эту цепь, уяснив иллюзорность этой жизни, и достичь истинного знания, истинного существования, освободившись от земной суеты.

Учение Будды, по его мнению, имело один вкус – вкус к освобождению, к достижению человеком высшего состояния – нирваны, определить которое очень сложно. Нирвана – это не обычная жизнь, ибо жить – значит страдать. Но это и не смерть, не небытие. Это именно особое бытие человека, освободившегося от перерождений, устранившего причины страданий через кардинальное изменение самого себя и своих отношений с миром. Состояния нирваны достичь трудно. И от простого буддиста требуется меньше: быть правдивым, щедрым, заботиться о монахах и учителях, стараться не делать зла, не иметь злых помыслов. Тогда он будет лучше жить на земле и получит надежду на блаженство в грядущем.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. Буддизм выдвинул в качестве центральной проблемы – проблему бытия личности. Стержнем содержания буддизма является пропо­ведь Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий.

Психологически страдание определяется, прежде всего, как ожидание неудач и потерь, как переживание беспокойства вообще, в основе которого лежит чувство страха, неотделимое от присутствующей надежды. В сущности, страдание тождественно желанию удовлетворения. Смерть вследствие принятия буддизма цепь бесконечных перерождений.

Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желании, точнее – угашение их страстности. Буддийский принцип среднего пути рекомендует избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно эмоциональной сфере оказывается концепция терпимости, «относительности», с позиций которой нравственные предписания не обладают обязательностью и могут быть нарушены. Нравственный идеал предстает как абсолютное непричинение вреда окружающему (ахинса),доброта, чувство совершенной удовлетворенности. Эквивалент угашения желаний – есть освобождение, или нирвана.

В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т.е. вообще как, безусловно, верховном существе. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т.д. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришёл к её признанию. Буддийский пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Чрезвычайно рано в буддизме появляется сангха-монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.

Ислам

Основатель ислама Мухаммед (Магомет, Мухаммад). Родился в Мекке (около 570 г.), рано осиротел. Был пастухом, женился на богатой вдове и стал купцом. В 622 году переселился в Медину. Умер (632 г.) в разгар подготовки завоеваний, в результате которых, образовалось огромное государство – Арабский халифат.

Коран (буквально – чтение, декламация) - священное писание ислама. Мусульмане веруют, что Коран существует предвечно, хранится у Аллаха, который через ангела Джабраила передал содержание этой книги Мухамме­ду, а тот устно ознакомил с данным откровением своих приверженцев. Язык Корана арабский.

Большая часть Корана – полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям.

Коран состоит из 114 глав (сур), не имеющих ни смысловой связи, ни хронологической последовательности, а расположенных по принципу убывания объема: первые суры самые длинные, а последние - самые короткие.

Коран содержит исламскую картину мира и человека, идею о Страшном суде, рае и аде, представление об Аллахе и его пророках, последним из которых считается Мухаммед, мусульманское понимание социальных и нравственных проблем.

Важнейшие понятия мусульманской религии - «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве «правоверного», в качестве «покровительствуемого» и в качестве многобожника, который должен быть или обращен в мусульманство, или истреблен. Каждая вероисповедная группа объединялась в отдельную общину (умму). Умма - это этническая, языковая или религиозная общность людей, которая становится объектом божеств, плана спасения, в тоже время умма - это и форма социальной организации людей.

«Дин» - обязанности, которые Аллах предписал человеку (своего рода «закон божий»). Мусульмане включают в «дин» три основных элемента: «пять столпов ислама», веру и благие дела.

«Пять столпов ислама» составляют:

1) исповедание единобожия и пророческая миссия Мухаммеда;

2) ежедневная пятикратная молитва;

3) пост раз в году в месяц рамадан;

4) добровольная очистительная милостыня;

5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку («хадж»).

«Иман» (вера) понимается в первую очередь как «свидетельство» об объекте своей веры. В Коране, прежде всего, свидетельствует о себе Аллах; ответ верующего - это как бы возвращенное свидетельство.

В исламе выделяются четыре основных предмета веры:

    в единого бога;

    в его посланников и писания;

Коран называет пять пророков – посланников («расул»): Ноя, с которым бог возобновил союз, Авраама - первого «нумина» (верующего в единого бога); Моисея, которому бог дал Тору для «сынов израилевых», Иисуса, через которого бог сообщил христианам Евангелие; наконец, Мухаммеда - «печать пророков», завершившего цепь пророчества;

    в ангелов;

    в воскресение после смерти и судный день.

После битвы при Сиффине в 657 году ислам распался на три основных направления, в связи с решением вопроса о верховной власти в исламе: сунниты, шииты и исмаилиты.

В середине 18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов, проповедующее возвращение к чистоте раннего ислама времен Муххамеда. Основан в Аравии Муххамедом ибн Абд аль – Ваххабом. Идеология ваххабизма была поддержана родом Саудидов, которые борьлись за покорение всей Аравии. В настоящее время ваххабитское учение является официально признанным в Саудовской Аравии. Ваххабитами иногда называют религиозно – политические группировки в разных странах, финансируемые Саудовским режимом и проповедующие лозунги установления «исламской власти».

Главное в исламе – вера в то, что Аллах – единственный Бог, а Мухаммед – его пророк и посланник. Обязательны омовения, молитвы, посты. Запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Нужно совершать хаджи – хождения в святые места. Существуют налог на имущество и доходы в пользу религиозной общины, и добровольные пожертвования. А когда очень надо, то есть и Джихад – полная отдача сил, средств, времени, возможностей для торжества Ислама. Поведение в обыденной жизни регулирует Шариат – комплекс религиозно-юридических норм, принципов и правил, соблюдение которых означает праведную жизнь, угодную Аллаху. В массовом сознании Шариат воспринимается и как Божественный Закон, и как образ жизни мусульманина.

Роль ислама в настоящее время достаточно велика, но, к сожалению, ее связывают с религиозным экстремизмом. И действительно, в данной религии это понятие имеет место. Члены некоторых исламских сект считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряженности.

3. Влияние мировых религий на развитие культуры

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предла­гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во­обще не вмешиваются в религиозную сферу, а также религия может находиться под запретом.

Религия формирует у человека систему принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни. Она дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость, смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает, или оскорбляет его.

Религия способствует объединению людей, помогает складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но, в то же время, религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.

Таким образом, религия играет культурную и социальную роль.

Христианство сыграло огромную роль в становлении европейской культуры.

Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество – церковная архитектура, призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно, как и церковный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру целых наций.

Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали у народов представление о неизбежности, ниспосланности свыше тех порядков, которые царят в мире. Из века в век они складывались в целую систему мировоззрения, согласно которому, от тягот земных удалось бы избавиться в лучшем случае после Страшного суда и второго пришествия Христа.

Хотя, крайне важно учесть, что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы существенно рознилось в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям, темпам и результатам социальной эволюции европейских стран.

На Западе протест против всесилия церкви, приведший к Реформации, дал сильнейший толчок антиклерикализму (светскому) развитию вне русла церковного влияния. На Востоке же слияние православной церкви с государством создало значительно более мощную систему незыблемой и освященной церковным авторитетом самодержавно-деспотической традиции, сломать которую оказалось много сложнее.

Буддийская культура изначально связана с проповедью общественного согласия, равноправия и ненасильственного бытия. Благоразумие, уверенность, сдержанность, мягкость – главные черты буддийской этики. Она учит: «Украшение человека – мудрость, украшение мудрости - спокойствие, украшение спокойствия – отвага, украшение отваги – мягкость». Основные принципы буддийского мироощущения сформулированы следующим образом: предотвращать и пресекать зло, делать и поддерживать добро. А в китайском буддизме перечислены пять ведущих заповедей нравственного поведения: не убивай, не воруй, не лги, не смотри на женщин с вожделением, не пей спиртного.

В области духовной культуры буддизм развил традиции поиска в человеке особых психических сил, позволяющих ему управлять внутренними процессами тела и проникать мыслью в глубины тайн мироздания. Традиции эти привели к накоплению огромного опыта духовного самосовершенствования, к разработке особых средств и приёмов погружения в себя, приведение собственного «я» в состояние так называемого транса, дающее необычайные мистические переживания.

Индийским мудрецам I-II вв. нашей эры приписывают создание десятичной системы исчисления или изобретения нуля, тем не менее, точные научные дисциплины в странах буддийской культуры практически не развивались. Исключением стала лишь архитектура – наиболее яркое воплощение буддийского искусства. В многочисленных, отличающихся изысканностью отделки и неповторимыми формами храмах, можно встретить сотни статуй буддийских богов. Зародившись на Аравийском полуострове, ислам по мере своего распространения впитывал в себя достижения многих культур: греко-римской, византийской, персидской, индийской и прочих. Потому мусульманская культура многонациональна. Её творцами были и арабы, и персы, и мавры, и таджики, и тюрки. Объединяющими её элементами служат непосредственно ислам и арабский язык – язык Корана.

Особенностью мусульманской культуры является сочетание строгого единства системы основных религиозных ценностей и жёсткой регламентации бытового поведения с достаточно широким свободомыслием в толковании богословских проблем ислама. А развитию философии и науки в мусульманском мире в немалой степени способствовало уважение к учёности, вошедшее в традицию заодно с благоговением перед Кораном.

Как в христианской, так и в мусульманской культуре, основная борьба на почве богословских размышлений завязалась между мистицизмом и рационализмом. Первое направление мысли стал выражать суфизм – идея духовного самоуглубления и тайного оккультного знания.

Другая мощная ветвь исламской философии – рационализм, целиком опирается на логику. Данный подход к познанию сыграл огромную роль в развитии науки, ведь арабский мир средневековья дал человечеству множество знаний в самых различных областях жизнедеятельности. Мы пользуемся арабскими цифрами и основанной на них алгеброй, знаниями из астрономии, минералогии, ботаники, фармакологии, зоологии, языковедения и других наук. Особенно же славилось в Европе арабское искусство врачевания.

В органической связи с философией и наукой развивалось мусульманская литература и поэзия; а специфическая черта исламской культуры – почти полное отсутствие в ней изобразительного искусства. Это следствие наложенного религией запрета на изображение человека, животных и всего божественного. По этой же причине мусульманский мир лишился театра, но вместо картин или статуй исламские художники издавна развивали орнаментальное искусство арабесок и художественную каллиграфию. Оригинальна и изящна мусульманская культовая либо дворцовая архитектура. Знаменитый Тадж Махал, мечети Кордовы, Бухары, Стамбула, Самарканда поражают своими размерами, законченностью стиля, обилием резьбы, орнаментов и мозаики, сложной симметрией орнаментального кружева.

Заключение

В земной жизни, в условиях физического и социального неравенства людей, живущих в мире полном лжи, несправедливости, горя и зла, мировые религии утверждают, что все люди исходно равны, что у каждого есть возможность иной, более совершенной жизни. И буддизм, и ислам, и христианство по-разному провозглашают и отстаивают свободу духа.

Но в главном они сходятся. Религиозные представления содержат в себе призыв и требование быть человечными, совестливыми и ответственными, терпимыми и милосердными. И что особенно важно, религиозная вера упрощает для человека решение мучительной проблемы смысла жизни. Отдельная жизнь, ощущаемая как момент вечной жизни, становится исходно и очевидно осмысленной.

И поскольку вера в Бога видится в качестве осмысляющей, облагораживающей, одухотворяющей силы, то кажется очевидным, что религия не просто феномен культуры, а необходимый элемент ее высшего уровня.

Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Единство религии и культуры в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, имеют большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивают на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов организации их совместной жизни.

В общем, как остроумно заметил американский учёный-физик Нильс Бор: “Человечество сделало два величайших открытия. Одно - что Бог есть, второе - что Бога нет”. И вероятно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый в своём самоопределении. Важно найти ту дорогу, которая приведёт нас всех к Храму.

Список использованных источников

1.Введение в культурологию: Учебное пособие в 3-х частях. Часть 2. Глава XYIII. М.,1995.

2. Введение в релииоведение.М.,1985.

3.Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

4.Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.

5. Ислам: традиции и новации. М., 1991.

6.Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 2001.

7.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

8.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1987.

Словарь основных понятий

Библия (греч. biblio - книги) - свод книг, который христиане считают богооткровенным, т. е. данным свыше, и называют Священным писанием.

Буддизм - это религиозно - философское учение, возникшее в древней Индии в 6-5 вв. до н.э.

«Дин» - обязанности, которые Аллах предписал человеку (своего рода «закон божий»).

Ислам («предание себя (богу), покорность») возник в Хиджазе (в начале 7 в.) среди племен Западной Аравии.

Коран (буквально – чтение, декламация) - священное писание ислама.

Мировоззренческая функция религии – обеспечивает восприятие и понимание мира, в ходе которого вырабатывается его целостная картина, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека ко всему окружающему и выступающие в качестве культурологических ориентиров и регуляторов поведения.

Нирвана – «освобождение от суеты мира, страстей»

Религиозные объединения – объединения последователей определенной релиии, возникающие на основе общности верований и обрядов – церковь, культ, секта, вероучение.

Религия – это единство мировоззрения, соответствующего поведения и специфического действия (культа), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного. Религиозная деятельность – это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

И их соотношения между собой они всегда являются... «ВГПУ») РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ ТЕМА: «Культура и религия» Работу выполнил: студент группы ПП...

  • Соотношение культуры и цивилизации в концепции Н.А. Бердяева

    Реферат >> Культура и искусство

    Противоречие культурного творчества………………………...….…11 Глава 3. Соотношение культуры и цивилизации в концепции Н.А. Бердяева... , возрождение интереса к религии и воинственное безбожие, сопряжение в культуре крайнего индивидуализма с невиданным...