Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основной вопрос философии

Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основной вопрос философии

Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

    мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

    методологические. Философия выступает методом познания.

    Смысложизненные.

Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.

2. Специфика философского знания. Основные функции философии.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Следует разделение функций философии на:

1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

2. методологические. Философия выступает методом познания.

А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

3.Смысложизненные.

Введение ………………………………………………………………………..…3

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия…………………………………………………..…5

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии……11

3. Социальные функции философии…………………………………………...18

4. Философия и наука. Специфика философского знания……………………20

Заключение …………………………………………………………………..….23

Введение

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания(хотя не только к ней), а внутри нее имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на оду какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества. Сущность философии - в размышлении над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек». Философия выступает в двух ипостасях: как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру, и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает. Понятие материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. – предельные. Так как они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности. В качестве предельных понятий философские категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно- связной совокупности многообразных форм отношений человека к миру. Отсюда субъектно-объектный способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий связанна, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру. Главным предметом экзистенциализма является бытие индивидуального человеческого субъекта. Центральной проблемой экзистенциализма – мир человеческой личности. Экзистенциализм не просто «Восстанавливает» в правах проблему бытия, возвращаясь тем самым к мета физике (в отличие от позитивизма): он трансформирует проблему бытия в проблему смысла вопросов о бытие, то есть находит возможность «Перенести центральные тяжести» метафизичной проблематики с объекта на субъекта - так как только субъект и является «Генератором смыслов».

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мировоззрение это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, ценностей, норм, стремлений и т.д.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:

1) познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях: повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет универсальную картину мира;

2) ценностно-нормативный. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь – это главная ценность человека; безопасность человека – это тоже большая ценность и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением;

3) эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента;

4) практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе изложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделитьжизненно-практическийи теоретическийуровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения откладывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте.

Этот уровень мировоззрения часто называют жизненной философией. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др.

Жизненно-практический уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о деятельности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. Можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития.

Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мировоззрения в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Задача мифа состоит не в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценки ситуации.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. Близким мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, мирозданием). Однако в отличие от мифов религия не «смешивает» земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждут вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология.

Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие формы и исторически, и логически оказываются их необходимым предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием целостности бытия.

Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было однозначным. В Средние века, когда духовная власть религии над людьми была безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В XIX в. великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных взглядов, в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил философию, а религии «присудил» лишь второе место.

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.

В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: староантичный, традиционный, современный. Предметом «староантичной философии, понимаемой как «протознание» (в него входили философские и научные знания), была вся действительность, мир в целом. Внутри этого «протознания» Аристотель выделял «первую философию», предметом которой считалось сущее или первые начала. Именно за «первой философией» установилось впоследствии название «метафизики» как учения о первоначалах, о всеобщем.

Традиционное понимание предмета философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика и есть подлинная, истинная философия, предметом которой является всеобщее». Понимание предмета философии как всеобщего, которое есть чистая мысль, характерно также и для Гегеля. В дальнейшем трактовка всеобщего была различной в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии по-разному рассматривается предмет философии. Для субъективно-антропологических учений, широко распространенных в западной философии, характерным является акцент внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на всеобщем в экзистенции индивидуума. Предметом философии считается здесь «целостный человек». Для онтологических философских учений предметом философии выступает мир в целом.

Философия интересуется не только одним человеком, но и всем миром. Для философского подхода характерно вычленение во всем частном всеобщего и изучение его. Причем не всякое всеобщее в бытии составляет предмет философии, а лишь такое, которое связано с отношением к нему человека. Поэтому определение предмета философии через всеобщее в системе «мир - человек» представляется вполне правомерным. Философия выступает как система взглядов на мир в целом и на отношение человека как целостного существа к этому целостному миру. Причем взаимоотношения между сторонами этой системы подразделяются на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Предмет философии - это то, чем она занимается, что изучает. Философия занимается прежде всего тем, что находится за ее пределами, что существует вне ее. Разумеется, на определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования.

Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Что же такое проблема? Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов, то есть в проблемах философии ее предмет представлен всегда частично.

Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй – вопросы возникновения философии и форм ее бытия, природы философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д.

Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует и специфику тех или иных философских учений. Такой представитель субъективного идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка специфики философских проблем состоит в том, что они рассматриваются как непостижимая тайна. Отсюда специфика философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи – только формировались.

В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии, например, в постмодернизме, происходит своеобразная децентрация и теряет смысл прежнее противопоставление центра и периферии. В децентрированном культурном пространстве наблюдается «многоголосие» различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.

Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных философских школ и учений.

Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеобщими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла.

Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.

В марксистской философии в качестве основного рассматривается вопрос о соотношении материи и сознания, где фиксируется их онтологическое и гносеологическое соотношение.

Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что при решении первой стороны философы разделились на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие исторические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля). Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).

Вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. a - отрицание, gnosis - знание).

В каждой философской системе философские проблемы концентрируются вокруг основного вопроса, но не исчерпываются им. В современной философии существуют множество проблем, которые могут быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

Специфичность философских проблем заключается прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания.

Специфика философских проблем не исключает связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как философские проблемы частных наук. Последние представляют собой такие теоретические частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых требует философской интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, осмысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.

В ходе решения многих философских проблем науки и техники возникла особая область философского знания - философия глобальных проблем. В сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д. В философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиозных ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие ориентиры, необходимые как для жизни отдельного человека, так и человечества в целом.

3. Социальные функции философии.

Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции – мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Это основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.

Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний – практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой – в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР – это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы.

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

Подводя итог, можно сделать вывод, что философия – это социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

4. Философия и наука. Специфика философского знания.

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период Средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV – ХVI вв. И достигает верхнего предела в ХVII – ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было накоплено и немало ошибок и заблуждений.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII – ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, он диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании развивается и обогащается философское видение мира. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

Завершая, остановимся еще на одном вопросе: философия и общество. Философия – продукт своего времени, она связана с его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских предшественников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с интересами определенных классов. Социальные интересы, безусловно, влияют на отбор материала из теоретического наследства, на философскую ориентировку, связанную с социальными ситуациями.

Но все это не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оценивать философские позиции как истинные или ложные в качестве зеркального отражения классового размежевания. И, конечно же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет истиной. Подобный подход к партийности, классовости философии, такое ее вульгарное толкование привели к самоизоляции нашей философии. А между тем зарубежная философская мысль шла вперед и многие ее «наработки» могли бы и обогатить нас.

Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как условие нормального развития философской мысли. Научная философия обязана стоять на точке зрения непредвзятого исследования, а философ должен быть не идеологом, но человеком науки. Философия научна постольку, поскольку она связывается с действительностью через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает как теоретическое обобщение человеческой истории, как научное обоснование современной и будущей деятельности людей.

Это верно для всех сфер жизни: для анализа познавательных проблем, где исходное – изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической деятельности – обобщение истории развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в сфере политики, морали, религии и т.д. Философский анализ, таким образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей.

Сегодня особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий – человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого овладения философией, философской компетентности, мировоззренческой зрелости и культуры.

Заключение.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Список использованной литературы:

1. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения //Философские науки. – 2005. – №3.

2. «Философский словарь Кирилла и Мефодия» - диск 2005г.

5. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. Изд. Юрайт. М.; 2010 г.

6. Грицанов А. Всемирная энциклопедия. Философия. Издательская группа АСТ. М.; 2008 г.


Клеменьев Д. История и философия науки. Изд. МГУ. М.; 2009 г

Клеменьев Д. История и философия науки. Изд. МГУ. М.; 2009 г

Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия. Часть 1: История философии: Учебное пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

Гриненко Г.В. История философии. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. Изд. Юрайт. М.; 2010 г.

Грицанов А. Всемирная энциклопедия. Философия. Издательская группа АСТ. М.; 2008 г.

Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия. Часть 1: История философии: Учебное пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

Кирилов В.И. Чумаков А.Н. Философия. Часть 1: История философии: Учебное пособие. Изд. Юрист. М.; 2006 г.

Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития

Каждая наука имеет свой строго фиксированный предмет. Как правило, он не меняется на протяжении ее существования, возможно, уточняется, но не более. (Сформулируйте для себя предметы самых известных для Вас наук). Философия представляет в данном плане явное исключение. Начнем с того, что вопрос о предмете философии до сих пор вызывает споры.

В древнегреческий период философия представляла собой совокупное знание, включающее в себя и то, что впоследствии назовут собственно философией, и то, что назовут наукой. В то время сформировалось стремление охватить всœеобщее, как то, что присуще всœему, и роль в данном сыграло понятие логоса. Вопрос состоит в том, как понимать это всœеобщее. Древнегреческая натурфилософия считала своей задачей ответить на вопросы о природе, о первопричинах мира, о его противоречивой целостности, состоящей из единства и многообразия одновременно. В период упадка античности проблема единичного и общего из сферы практического интереса уходит в сферу логики. Это во многом в связи с распадом социально-политической общности античного общества, когда проблема гражданин и полис перестала волновать умы. В результате в философии крепнут мотивы случая, судьбы, личность замыкается в самой себе и в себе же ищет источник смысла жизни, в школах стоиков, эпикурейцев, скептиков развиваются идеи индивидуализма. Проблемы этики: счастье, смысл жизни, становятся центральными в философии. Постепенно происходит поворот от разума к вере, от философии к религии.

Средневековая философия сделала своим предметом Бога . В соответствии с идеей креационизма мир представляет собой интерес как творение Бога и рассматривается в качестве более или менее удачной реализации божественного замысла. Окружающее, да и сам человек, сравниваются с идеалом, и философия стремиться понять и сформулировать данный божественный идеал. Средневековую философию нередко называют ʼʼслужанкой богословияʼʼ, однако это не означает, что в ней не было самостоятельных и ценных достижений. Просто всœе проблемы мира и человека рассматривались через призму божественного, что, безусловно, отразилось на характере постановки вопросов и своеобразии их решений.

Эпоха Возрождения вновь перемещает интерес философии к природе (натурфилософия) и к человеку, его свободе, достоинству, возрождая тем самым идеи античности. После нескольких веков сна разума познание мира в его земных, индивидуально преходящих и несовершенных особенностях вновь вызывает бурный интерес. До тех пор, пока наука еще не стала особым социальным институтом, фактически вплоть до 17 века, философия оказывалась при таком подходе ʼʼгоспожой наук ʼʼ. Эта роль была определœена тем, что науки того времени не способны были выйти за рамки опыта͵ эксперимента в отдельно взятой области исследования. А философия в своих попытках понять всœеобщее оказывалась выше и глубже любой из наук. Материя, которая интересовала философа, находилась вне опыта и конкретного знания, она могла постигаться лишь умозрительно, то есть силой ума. И в то же время это были положения, которые могли дать всœем наукам вместе и каждой из них в отдельности путеводную нить исследований, понимания мира как целого.

С развитием наук и выходом их на теоретический уровень, ситуация стала меняться: претендующая на роль науки наук натурфилософия начала превращаться в абстрактные рассуждения без достаточной фактической базы. Для представителœей естественных наук, тесно связанных с экспериментальным знанием, это было практически равносильно тому, что такая философия ни им, ни кому бы то ни было не нужна. Позитивные знания частных наук должны заменить, по мнению одной из философских школ, позитивизма (О.Конт, Дж.Милль и др.), спекулятивные натурфилософские рассуждения, при этом ʼʼнаука сама себе философияʼʼ. Природа как предмет философствования исчерпала себя. Философия, по словам Витгенштейна, раздала свои богатства подобно королю Лиру и осталась ни с чем. Параллельно было высказано предположение, что место философии определяется нейтральной землей между наукой и религией. Были, кстати, и совсœем уничтожающие философию идеи: ее задача – изучение науки и даже не столько науки, сколько языка науки (неопозитивизм), поскольку от выбора языка во многом зависит и облик научной теории. Правда, идеи эти появились значительно позднее, уже в 20 веке.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, натурфилософское понимание предмета оказалось исторически ограниченным и даже трагичным, но не единственно возможным для философии. Постепенно на протяжении эпохи Нового времени укрепилось иное понимание ее предмета – сам процесс познания - гносœеология . Каким образом мы познаем окружающий мир, какие у нас возможности и средства, какие проблемы встречаются на нашем пути, что такое знание, чем отличается знание обыденное от научного, каким должен быть итог процесса познания, что есть истина и как проверить наши знания на истинность - эти и другие вопросы не изучает ни одна наука, хотя каждая из них непосредственно вовлечена в процесс познания.

Исследуя процесс познания, философия сделала важнейшее открытие: всœе, что мы изучаем, зависит в конечном итоге от самого человека. Именно он является субъектом познания, причем в соответствии со своими возможностями, он строит картину мира, во многом в соответствии со своими заблуждениями, идеологическими установками или ограниченными знаниями. Вместе с тем, человек, как это ни парадоксально, живя в природе, не видит ее, он общается лишь с очеловеченной частью природы, создавая вокруг себя искусственную среду – культуру. Видимо, чтобы ответить на вопрос, каков мир, нужно сначала разобраться в вопросœе, каков сам человек. Начиная с идей выдающегося немецкого мыслителя Канта , философия всœе больше осознает в качестве своего предмета человека, становясь, в первую очередь, философской антропологией. Именно такое понимание предмета характерно и для большинства школ современной философии .

Несмотря на то, что представление о предмете философии менялось существенно на протяжении ее исторического развития, общим для философии любой эпохи оставалось стремление вскрыть всœеобщие свойства, связи и отношения, присущие миру, обществу, человеку, познанию. Благодаря этому философия всœегда претендует на формирование абсолютных, вневременных норм и идеалов, которые, однако, всœегда в конечном итоге связаны с настроениями соответствующей эпохи, являются ее квинтэссенцией. Не случайно Гегель называл философию ʼʼэпохой, схваченной в мыслиʼʼ. Причем многообразие философских направлений, школ, идей нисколько не нарушает общего целостности философии, напротив, кажущаяся пестрота идей лишь обогащает единый философский процесс. Конкретные особенности философских систем, конечно, преходящи. Но общая проблематика остается неизменной. Неизменен и общий философский подход к миру.

Среди вариантов понимания предмета философии можно назвать и следующие:

Марксистско-ленинская философия : философия - сфера научных знаний о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания.

Постмодернизм : предмет философии – культура.

Эксистенциализм : предмета нет вообще, поскольку философия не является наукой. Ее назначение – размышление о собственно человеческих проблемах для ориентации в человеческой деятельности.

Попробуйте проанализировать эти точки зрения, выделить их сильные и слабые стороны. Сделайте это вновь после того, как Вы познакомитесь с основными философскими проблемами.

Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития" 2017, 2018.

Философия, как и другие формы общественного сознания, изменялась и развивалась с развитием общественно-исторической практики и научного познания. Вместе с этим изменялось и понимание предмета философии.

В древности, когда только появились воззрения на мир в целом, философия не была самостоятельной наукой, точно так же, как но было еще сложившихся частных наук о природе и обществе. Знания людей о мире возникали, развивались и накапливались постепенно, притом эти знания выражали как взгляды на мир в целом, так и взгляды на различные стороны природы и общества, человека и его мышления. Уже в рабовладельческом обществе люди обладали математическими, астрономическими, физическими, биологическими, медицинскими и другими знаниями. Все эти знания о конкретных сторонах действительности тесно переплетались между собой и с общими суждениями о мире в целом. Философия в то время как бы сливалась с имеющимися знаниями людей. Философы древнего мира, по словам Энгельса, были одновременно и естествоиспытателями, как например, Демокрит, Эпикур, Аристотель и др., т. е. они развивали суждения о мире и его познании в целом и в то же время были специалистами в соответствующих областях зарождавшихся конкретных наук *.

* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 502 - 505.

В дальнейшем, особенно в период ломки феодальных и утверждения буржуазных отношений происходят огромные изменения в развитии философских и научных знаний. Развитие капитализма, промышленности и торговли требовало основательного изучения неживой природы, растительного и животного мира, производства и обмена. Под влиянием этих потребностей внимание ученых сосредоточивалось на изучении жизненно важных предметов и явлений.

По мере развития познания мира и его различных сторон отдельные области знания стали оформляться в специальные самостоятельные науки. Так, в XVI - XVII вв. складывается в самостоятельную науку астрономия, в XVII - XVIII вв. - механика, получившая из всех наук того времени наибольшее развитие, в XVIII - XIX вв. физика, химия, биология, политическая экономия и др. Формирование и развитие частных наук было прогрессивным процессом. Оно определялось потребностями общественной жизни, в том числе и научного познания.

С развитием общественной практики и науки возрастал интерес не только к знаниям об отдельных сторонах природы и общества, но и к общетеоретическим, философским проблемам. Интерес к философии определялся, с одной стороны, социально-политической борьбой, с другой - развитием конкретных, частных наук. Новый восходящий класс - буржуазия - нуждался в научно-материалистических теориях и системах, которые способствовали бы быстрейшему утверждению капиталистических и уничтожению феодальных отношений.



Интерес к философским проблемам определялся не только успехами естествознания, но и его недостатками. Различные отрасли знаний были еще слабо развиты. Они, по словам Энгельса, занимались еще по преимуществу собиранием и описанием фактов, изучением отдельных вещей и явлений, их классификацией и анализом.

Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточного знания необходимого материала, высказывать и развивать различные гипотезы и предположения, а этого невозможно было достичь без философии.

Все это привело к тому, что в XVII - XVIII вв. и первой половине XIX в. выступила целая плеяда выдающихся философов, сыгравших огромную роль в борьбе с религиозно-идеалистической схоластикой, в разработке проблем науки и философии, в стремлении связать философскую теорию с борьбой за изменение общественнополитической жизни, с быстрейшим развитием промышленности и торговли, науки и культуры. Многие философы этого времени создали системы, в которых развивали глубокие положения о природе мира и формах его существования, о формах и методах познания объективной действительности, о человеке и его потребностях, о свободе и счастье человека, о философии и ее роли в обществе. Однако никто из них не сумел в полной мере определить предмета философии и ее места среди других наук. Одни философы отождествляли предмет философии с предметом естествознания и отчасти теологии (Ф. Бэкон), другие - с предметом науки вообще (Т. Гоббс, Д. Локк и др.), третьи в учении о принципах и началах бытия выступали как идеалисты, в учении о природе - как материалисты (Р. Декарт), четвертые стремились раскрыть сущность всех человеческих знаний, дать всестороннее описание отдельных наук, среди которых выделяли философию, которая призвана объединить все знания в единую систему и дать целостное представление о природе и обществе. Но они не вскрывали основного вопроса философии и нередко в своих философских трактатах пытались решить проблемы, относящиеся к конкретным наукам, высшие формы материального бытия подчас сводили к простейшим, низшим, в суждениях о природе выступали как материалисты, в суждениях об обществе - как идеалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах); пятые, признавая идеи, сознание первоосновой всего сущего, считали, что предметом философии является изучение духовного мира, философию изображали как науку наук, а естественные науки считали эмпирическими, обреченными на то, чтобы поставлять лишь сырой материал для философии, которая вносит теоретическую мысль в каждую область конкретного исследования природы, устанавливая диалектические связи и переходы от одной науки к другой, не останавливаясь перед недостатком фактического материала (Лейбниц, Фихте, Гегель), шестые вплотную подошли к научному пониманию предмета философии и взаимосвязи ее с конкретными науками, но не смогли полностью освободиться от недостатков идеалистического и метафизического характера, свойственных их предшественникам (Л. Фейербах, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и др.).

Отсутствие достаточно ясного представления о предмете философии и ее отношении к конкретным наукам в домарксистской философии нового времени отрицательно сказывалось как на развитии конкретных наук, так и на развитии самой философии. В философских системах материалистов и идеалистов наряду с глубокими и рациональными мыслями и положениями было много искусственного, надуманного, бездоказательного. Все это обусловило возникновение враждебных, пренебрежительных отношений представителей частных наук к философии. Ученые, занимавшиеся решением конкретных проблем естественных, технических и общественных наук, пытались освободиться от сковывавших их рамок философских систем, развивали мысли о том, что наука должна заниматься фактами, она не нуждается в отвлеченных суждениях, понятиях, теориях и т. п. Такое ненормальное отношение между философией и конкретными науками стало особенно чувствоваться к середине XIX в., когда в области естественных и технических наук были совершены великие открытия.

Возникновение марксизма означало коренной поворот в развитии философии, в изменении ее предмета и социальной роли. В отличие от предшествующей философии философия марксизма-ленинизма - диалектический и исторический материализм - не сливается с конкретными науками и не отрывается от них.

Великая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они первыми вскрыли специфику философии как формы общественного сознания, точно определили ее предмет и место среди других наук.

Основоположники диалектического материализма исходили из того, что познание бесконечного и вечно развивающегося мира дело не только философии, но и других наук. Философия и частные науки изучают один и тот же мир, но предметы их исследований различны. Это различие определяется не субъективными желаниями, а тем, что в многокачественном мире существуют и действуют одновременно в одних и тех же явлениях и процессах всеобщие и специфические законы. Законы, относящиеся к ограниченным областям природы и общества, изучают конкретные науки, а всеобщие законы служат предметом диалектико-материалистической философии.

К предмету диалектического материализма относится прежде всего изучение закономерностей взаимосвязи сознания и природы, мышления и бытия. В ходе решения этого вопроса диалектический материализм, во-первых, дает развернутое учение о материи и сознании как свойстве высокоорганизованной материи и продукте общественного развития, о формах и структуре сознания, его относительной самостоятельности и активности; во-вторых, вскрывает социальные и гносеологические корни идеализма и показывает его несостоятельность.

Материю и сознание, физическое и психическое изучают и другие науки. Но они исследуют строение материи или отдельные проявления психического, структуру и структурные закономерности предметов и явлений. Диалектический материализм учитывает эти структурные закономерности и устанавливает отношения различных форм сознания к различным формам природного и общественного бытия.

В предмет диалектического материализма входит также и вторая сторона основного вопроса философии - проблема познаваемости мира. Диалектический материализм убедительно показывает несостоятельность скептицизма и агностицизма, вскрывает бессилие идеализма в решении гносеологических проблем, преодолевает ограниченность наивно-материалистического и метафизического материализма в учении о познании, исследует функционирование и развитие процесса познания.

Исходя из материалистического решения основного вопроса философии, диалектический материализм вскрывает законы развития, общие бытию и мышлению, показывает, что законы мышления представляют собой отражение законов материального мира - природы и общества. Поэтому важнейшей стороной предмета диалектического материализма является также изучение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Такими законами являются закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания, а также связи и отношения, выражаемые в категориях: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, причина и следствие и т. д.

Всеобщие и специфические законы существуют объективно и действуют в неразрывной связи друг с другом. Поэтому изучение всеобщих законов диалектики невозможно без изучения и обобщения конкретных наук. С другой стороны, знание всеобщих законов диалектики необходимо для исследования частных специфических закономерностей, характерных для движения и развития явлений определенной области материального мира. Материалистическая "диалектика, - писал Энгельс, - является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой" *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 367.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что достижения естествознания ХХ в. нельзя понять без диалектического материализма.

Указывая на необходимость укрепления прочного союза между философией марксизма и естествознанием, он подчеркивал, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки не смогут выдержать борьбы против натиска буржуазных идей *.

В век бурного развития науки и техники еще большую актуальность приобретает разработка философских проблем естествознания на основе диалектического материализма **.

* См.: В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм, гл. V. Полн. собр. соч., т. 18; Три источника и три составные части марксизма, т. 23; О значении воинствующего материализма, т. 45.

** См.: "Материалы XXII съезда КПСС". М., 1961, стр. 415 - 417; "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 82 - 91, 101 - 104, 203 - 207.

В предмет марксистско-ленинской философии входит также специальное изучение диалектики общественного бытия и общественного сознания, производительных сил и производственных отношений, зкономического базиса и социально-политической и идеологической надстройки, эволюции и революции, взаимоотношения масс, классов, партий и вождей, необходимости и свободы. Маркс и Энгельс впервые материалистически и диалектически объяснили не только развитие природы, но и общества.

Материалистическое понимание истории имеет огромное значение для развития конкретных наук об обществе - экономических, исторических, философских и др. В то же время развитие материалистического понимания истории невозможно без обобщения практики общественной жизни и достижений конкретных наук, изучающих различные стороны общества.

Марксистско-ленинская философия не только объясняет мир, но и указывает пути его преобразования в интересах общества. По самому существу она критична и революционна.

Таким образом, диалектический и исторический материализм является наукой, изучающей закономерности взаимосвязи материи и сознания, а также всеобщие законы природы, общества и мышления и разрабатывающей мировоззрение и метод познания и преобразования действительности.

Философия как сложившаяся система знаний имеет ряд вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, следует назвать вопрос об отношении между миром и человеком . Этот вопрос вытекает из самого предмета философии, поэтому его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический:

    что первично, дух или материя, идеальное или материальное?

    познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?

От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Деление на идеализм и материализм существовало издавна. Немецкий философ XVII – XVIII вв. Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые сформулировал видный немецкий философ Ф. Шлегель. Свою формулировку предложил и Ф. Энгельс.

Достоинства материализма – опора на науку, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений. Слабая сторона материализма – недостаточное и малоубедительное объяснение сущности и происхождения сознания, а также многих других явлений, которые современная наука не в силах объяснить. Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизма возникновения и взаимодействия материи и идеи.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.

    Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.

    Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

    Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).

В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Представители гносеологического оптимизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.

В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) считает, что достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.

3.Структура и функции ф. знания.

Философию можно предварительно определить как учение об общих принципах бытия, познания и мышления . В противоположность мифологии и религии философия выступает как рациональное мировоззрение. Эта рациональность означает:

    философия выступает как мышление в обобщающих понятиях, а не в образах;

    философия ищет разумный порядок в мире;

    философское мышление отличается логичностью и упорядоченностью;

    свои взгляды и положения философы логически доказывают и обосновывают;

    философское мышление критично и самокритично.

Несмотря на высокий уровень рациональности, философия существенно отличается от науки, научного познания. Во-первых, философия вводит в свой предмет постижения мира не «фактические данные», как другие науки, а уже полученные и обработанные сведения о предметах и процессах мира. Она представляет собой всеобщую интеллектуально-гуманитарную дисциплину, стремящуюся системно осмыслить полученные знания и на этой основе всеобъемлюще, обобщенно и целостно объяснить бытие.

Во-вторых, философ полагается не только на факты и логику, как ученый, но и на интуицию . Каждый философ вдохновляется первоначально какой-то озарившей его большой идеей, одним глубоким нравственным переживанием, которое подсказывает не только его уму, но и сердцу, где, на каком пути искать истину. Разум лишь раскрывал, выводил следствия, которые проистекали из принятой системы отношений и ценностей.

В-третьих, ценностно-ориентирующий, духовно-практический , т.е. по существу мировоззренческий тип философского сознания. Научное познание само по себе безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно и императивно, т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия. Философская истина объективна, но переживается она каждым человеком по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

В-четвертых, направленность философии на человека . Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. И если наука разрабатывает средства и методы человеческой деятельности, то философия формулирует цели этой деятельности. Именно функция целеполагания и ценностно-смысловой оценки самым кардинальным образом отличает философию от науки.

И, наконец, в-пятых, наличие саморефлексии , т.е. обращенность философской мысли на саму себя, стремление критически осмыслить истоки и природу философствования. Только философия в качестве одной из основных проблем своего анализа может поставить вопрос «Что такое философия?».

Теперь, на основе проделанного краткого анализа стало возможно сформулировать специфику философского знания. Специфика философии состоит в том, что она:

    является предельно абстрактным, обобщенным знанием;

    изучает свои объекты в целом (проблема человека, бытия и т.п.);

    выступает как теоретическое мировоззрение со своим особым понятийно-категориальным аппаратом;

    выступает методологической основой всех других наук;

    является совокупностью объективированного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени;

    имеет функцию целеполагания и поиска смысла жизни;

    изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

    самокритичность и рефлексивность;

    неисчерпаема по своей сути, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (сущность и происхождение бытия, происхождение жизни, наличие бога).

Философия – это специфическая мировоззренческая наука о наиболее общих связях и отношениях в мире, прежде всего, между миром и человеком.

Структура философского знания:

    онтология – учение о бытии;

    гносеология – учение о познании;

    диалектика – учение о развитии;

    антропология – учение о человеке;

    социальная философия – учение об обществе;

    аксиология – учение о ценностях

    этика – учение о должном;

    логика – учение о законах правильного мышления;

Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С каждым поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Принято выделять следующие основные функции философии: познавательная (гносеологическая); объяснительная; мировоззренческая; рефлексивная; интегративная (синтетическая); функция целеполагания; методологическая; эвристическая; социальная; оценочная; воспитательная; прогностическая.

Философия не может избавить общество от войн, конфликтов, голода, деспотизма власти и других негативных явлений. Но она и может и должна оградить систему этических ценностей общества, систему принципов и норм социальной жизни и поведения от проникновения в нее ложного и еще непроверенного, этически порочного и авантюрного, примитивного и экстремистского.