Кто полагал что исторический процесс представляет собой. Философские проблемы исторического процесса. Вопросы для самопроверки
Читайте также
Эта роль трактуется учеными по-разному. В марксистской философии утверждается, что народные массы,
к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, в защите родины.
Часть исследователей, характеризуя роль народных масс, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие «народ» имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула «народ - творец истории» означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия «народ», по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ - это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе с тем понятие «народ» охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в XVII-XIX вв. возглавляла антифеодальные революции.
Русский историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) не насыщал понятие «народ» социальным содержанием, а вкладывал в него этническое и этическое содержание. «Для народа, - писал В. О. Ключевский, - характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов». Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В. О. Ключевский, «в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело».
Утверждениям, возвеличивающим народ, противостоят иные суждения мыслителей. А. И. Герцен (1812-1870 гг.) писал, что народ - консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен... Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что народ может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она - порабощенная и порабощающая воля».
В некоторых трудах подчеркивается различие между понятиями «народ» и «масса». Немецкий ученый К. Ясперс (1883-1969 гг.) отмечал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы - она пуста. «Люди в массе, - писал К. Ясперс, - легко могут потерять голову, предаваться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами».
Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются. (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Может быть, у вас сложилась своя особая точка зрения по этому вопросу? Как вы могли бы ее обосновать? Приведите примеры, когда действия народа повлияли на ход событий.)
Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами.
Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальным и моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. (Всегда ли так бывает?) По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и др.)
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Говоря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы.
Английский философ Т. Гоббс
писал: «Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Интересы могут различаться по своей направленности (государственные, политические, экономические, духовные); могут быть реальными и мнимыми; могут носить прогрессивный и регрессивный, или консервативный, характер. Они являются основой объединения людей, мобилизуют их на общие действия.
Исторически складываются устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы - рабовладельцы, феодалы - крестьяне и др.); племена, народности, нации; сословия; группы, выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др.), возрастному (молодежь, пожилые люди и др.), профессиональному (шахтеры, учителя и др.), территориальному (жители какой-либо области) признакам. Общие интересы каждой из групп определяются положением ее членов в производстве, общественной, религиозной жизни и т. п. В разные периоды истории мы видим те или иные группы в качестве активных участников событий. (Вспомните восстания рабов, борьбу «третьего сословия» против монархии, национально-освободительные движения, религиозные войны и другие факты, свидетельствующие об активной роли различных групп общества в исторических событиях.)
Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные объединения,
куда входят наиболее активные члены группы. Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.
(Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции.) В Новое время возникли профессиональные союзы
наемных рабочих. Их задача - защита экономических интересов трудящихся. Формируются и предпринимательские организации,
призванные координировать действия предпринимателей. Возникли также сельскохозяйственные организации,
выражающие интересы землевладельцев. Не следует забывать и о такой влиятельной организации, как церковь.
Для борьбы за власть в Новое время создаются политические партии.
(Подумайте, какие примеры могут проиллюстрировать заметное влияние общественных объединений на исторический процесс.)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
В начале параграфа была отмечена универсальность исторического процесса. Поскольку он охватывает все проявления человеческой деятельности, в круг исторических личностей входят деятели различных сфер общественной жизни: политики и ученые, деятели искусства и религиозные лидеры, военачальники и строители - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Отражая заметный вклад определенного деятеля в историю, эти оценки вместе с тем зависят от мировоззрения, политических взглядов исследователя и в значительной мере носят субъективный характер. «Понятие «великий» есть понятие относительное», - писал русский философ Г. В. Плеханов.
Деятельность исторической личности может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны этой деятельности. Понятие «великая личность», как правило, характеризует деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал Г. В. Плеханов, - велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях В. О. Ключевский. И хотя он вел речь о людях сравнительно далеких веков, выявленные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес, ибо, как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только ободряет, но и учит, как действовать. Историческим личностям, по мнению В. О. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.
Основные понятия:
исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
Термины:
философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.
1. Отражает ли соотношение между исторической наукой и философией мысль древнегреческого историка Фукидида (около 460-400 гг. до н. э.): «История - это философия в примерах»? Свою точку зрения аргументируйте.
2. В 1999 гг. социологи провели опрос, в ходе которого каждому опрошенному предлагалось назвать десять выдающихся людей всех времен. В результате чаще всего называли: Петра I - 46%, Ленина - 42%, Пушкина - 42%, Сталина - 35%, Гагарина - 26%, Жукова - 20%, Наполеона - 19%, Суворова - 18%, Ломоносова - 18%, Менделеева - 12%. Составьте свой список из десяти выдающихся людей и сопоставьте его с приведенным выше. Аргументируйте свой выбор и объясните его вероятное расхождение с результатами исследования социологов.
3. Исходя из позиций, изложенных в параграфе, проанализируйте деятельность наиболее известного вам исторического деятеля.
4. Как вы относитесь к высказыванию Н. А. Бердяева: «Все исторические эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, - все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументируйте свою позицию.
5. Какой период истории вы изучаете одновременно с данной темой обществоведения? Проанализируйте изменения, происходившие в обществе в этот период. Попытайтесь ответить на вопросы: каков характер этих изменений? Какой тип социальной динамики имел место? Каким образом действовали различные факторы общественного развития? Как проявили себя субъекты исторического процесса?
Поработайте с источником |
Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории.
Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых,
она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых,
она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих,
задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории,
т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она - философия истории
в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории,
причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
Вопросы и задания:
1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?
ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX в.
Как уже отмечалось,
философия в качестве самостоятельной,
систематизированной области знания
сложилась в России в XIX в. Как и
свойственно философскому знанию, в ней
было множество течений, направлений.
Не имея возможности даже бегло
охарактеризовать все богатство
философско-мировоззренческой мысли,
коснемся лишь той проблемы, которая
волновала все просвещенные русские умы
того века, - это вопрос о месте и роли
России в мировом историческом
процессе.
В известной
мере у истоков не прекращающихся и по
сей день споров о российском пути в
мировой истории стоит один из наиболее
ярких отечественных мыслителей
П
. Я. Чаадаев
(1794-1856 гг.) -
автор знаменитых «Философических
писем». Даже сегодня, по прошествии
более полутора сотен лет, сказанное
философом не воспринимается академически
отстраненно: многое задевает чувства,
вызывает восхищение или, напротив,
пробуждает активное неприятие, желание
спорить и опровергать. А уж бурная
реакция современников на сочинения
Чаадаева хорошо известна. Преобладали
чувства возмущения, негодования, призывы
подвергнуть автора общественному
остракизму. Какие же идеи вызвали столь
бурную реакцию?
Философ
полагал, что осуществление истории есть
реализация Божественной воли. Культурные
достижения западных стран свидетельствуют,
по его мнению, о том, что именно Запад
избран Провидением для осуществления
своих целей, - отсюда европоцентризм
Чаадаева, его симпатии к
католицизму.
Оценка
места и роли России в мировом процессе
в творчестве философа с годами менялась.
В первом «Философическом письме» Россия
представлена страной отсталой, стоящей
на обочине цивилизованного мира.
Событием, нарушившим единую с Европой
линию развития, стало, по убеждению
философа, принятие православия из рук
дряхлеющей Византийской империи:
«Провидение исключило нас из своего
благодатного воздействия на человеческий
разум... всецело предоставив нас самим
себе». В более поздних статьях и письмах
Чаадаев утверждал, что Россия имеет
свою историческую миссию: «Мы призваны
решить большую часть проблем социального
порядка... ответить на важные вопросы,
которые занимают человечество».
После
опубликования первого «Философического
письма» Чаадаев высочайшим повелением
был объявлен сумасшедшим.
Многие
историки считают, что именно Чаадаев
стоял у истоков западничества -
одного из ведущих идейно-мировоззренческих
направлений XIX в. Его основные установки
разделяли А. И. Герцен, К. Д. Кавелин,
Т. Н. Грановский
и др. Не менее
известен и круг философов и писателей,
развивавших идеи славянофильства:
А. С. Хомяков, И. В. Киреевский,
братья Аксаковы
.
Из
курса истории вы знаете, что славянофилы
отстаивали идею самобытности России,
ее принципиального отличия от Западной
Европы; любые попытки направить ее
развитие в русло западной цивилизации
расценивались ими как навязывание
чуждых ценностей. Западники, напротив,
считали, что Россия, хотя и впитала в
ходе истории многие черты азиатских
форм жизни, тем не менее является
европейской страной и будущее ее -
в развитии по западному пути.
Как
просвещенный славянофил начинал свою
творческую деятельность выдающийся
русский философ В. С. Соловьев
(1853-1900 гг.). В дальнейшем его взгляды
претерпели глубокую эволюцию. Исходным
понятием философского учения Соловьева
является категория всеединства: смыслом
существования всего живого на Земле
является стремление к соединению с
Божественным логосом. Через царство
природное человеческое бытие постепенно
приходит к Царству Божию, в котором все
вновь собирается из хаоса и
обживается.
Свой
взгляд на исторический процесс философ
высказал уже в ранних работах. Три силы,
три культуры олицетворяют историю:
мусульманский Восток, западная цивилизация
и славянский мир. Символ первой силы -
один господин и масса рабов. Выражение
второй силы - «всеобщий эгоизм и
анархия, множественность отдельных
единиц без всякой внутренней связи».
Эти силы постоянно противоборствуют
(а не последовательно сменяют друг
друга). Примирять их крайности, смягчать
противоречия помогает третья сила -
Россия. В дальнейшем Соловьев пересмотрел
свою оценку западной цивилизации. В ней
он увидел немало позитивных тенденций
и считал, что они вместе с Россией
олицетворяют положительную
силу.
Философская
мысль в России развивалась не только в
традиционных академических формах:
университетские курсы, научные трактаты,
полемика в периодических изданиях.
Напряженные размышления над фундаментальными
вопросами бытия, замечательные философские
прозрения мы находим и в произведениях
русской классической литературы.
Особенно замечательно в этом отношении
творчество Л. Н. Толстого
и
Ф. М. Достоевского.
Вот как
писал о творчестве последнего философ
Н. А. Бердяев: «Он был настоящим
философом, величайшим русским философом...
Творчество Достоевского бесконечно
важно для философской антропологии,
для философии истории, для философии
религии, для нравственной философии».
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ
Первая четверть
прошлого столетия стала периодом
активной творческой деятельности целой
плеяды отечественных философов. Среди
них - Н. А. Бердяев
(1874-1948 гг.),
С. Н. Булгаков
(1871-1944 гг.),
П. А. Флоренский
(1882-1937 гг.),
Г. Г. Шпет
(1879-1937 гг.).
Оформились различные философские
течения (многие из них уходили своими
корнями в предшествующий период):
материалистическая марксистская
философия, религиозный экзистенциализм,
русский космизм и др.
В центре
внимания многих мыслителей по-прежнему
оставался вопрос о цивилизационной
принадлежности России.
Остановимся
более обстоятельно на одном из течений -
евразийстве,
идеи которого некоторые
современные философы считают созвучными
нашему времени. Евразийская доктрина
начала 20-х гг. XX в. утверждала:
Россия есть Евразия, третий, срединный
материк, это особый исторический и
этнографический мир. Эпоха господства
Запада должна смениться временем
лидерства Евразии. Язычество рядом
сторонников этого направления
рассматривалось как потенциально более
близкое православию, чем другие
христианские исповедания. В антизападных
настроениях евразийцев можно увидеть
влияние идей славянофильства.
Многие
русские философы критически отнеслись
к новому течению, отвергая не только
философско-исторические, но и политические
позиции евразийцев, принимавших идею
неограниченной власти одной строго
дисциплинированной и идейно монолитной
партии. Антизападные настроения сближали
евразийцев со славянофилами, однако
критики евразийства считали это сходство
чисто внешним. Новая идеология
расценивалась как шаг назад: церковный
и вселенский тип русской идеи подменялся
борьбой за преобладание определенного
«культурного типа» общества.
Н. А. Бердяев
отмечал, что политические взгляды
евразийцев привели их к «своеобразной
утопии идеальной диктатуры». Сам философ,
как и его предшественник В. Соловьев,
исходил из промежуточного положения
России между Западом и Востоком. Однако
не гармоническое соединение различных
начал видел Бердяев в российском
обществе. Напротив, Россия стала ареной
«столкновения и противоборства восточных
и западных элементов». Это противоборство
проявляется в «поляризации русской
души», в культурном расколе общества
(традиционная культура низших классов
и европейская - высших слоев), в
колебаниях внутренней политики (периоды
реформ почти всегда сменяются реакцией
и застоем), в противоречиях внешней
политики (от союза с Западом до
противостояния ему). «Историческая
судьба русского народа, - писал
Бердяев, - была несчастной и
страдальческой, и развивался он
катастрофическим темпом, через
прерывистость и изменение типа
цивилизации».
В советский
период в социальной философии и
исторической науке утвердился в
достаточно догматическом виде марксистский
формационный подход. В учебниках и
научных изданиях проводилась мысль о
том, что наше общество, как и другие
страны и народы, движется по определенным
ступеням общественного прогресса, одна
формация сменяется другой - более
развитой. С этих позиций противопоставление
нашей страны какой-либо другой группе
стран беспочвенно, поскольку все в
конечном счете идут одной исторической
дорогой (при этом определенная специфика,
присущая стране или региону, не
отрицалась). Главное отличие нашего
государства, по мнению советских
исследователей, состояло в том, что оно
уже поднялось на новую, более высокую
ступень развития (другим еще только
предстояло это восхождение) и своим
созидательным трудом прокладывает
дорогу в будущее всему
человечеству.
Ликвидация
на рубеже 80-90-х гг. XX в. марксистского
идеологического монополизма в
отечественном обществознании,
восстановление плюрализма подходов и
оценок привели к критике формационной
модели общества и усилению внимания к
цивилизационному подходу, предполагающему
большее внимание к анализу проявлений
особенного, прежде всего в культурно-духовной
сфере.
Вновь
возникли споры о цивилизационной
принадлежности России.
Одни
исследователи считают, что Россия и
сегодня должна быть отнесена к группе
стран с преобладанием традиционных
ценностей. Подтверждением этого служат:
высокая степень централизации
государственной власти; более низкий,
в сравнении со странами Запада, уровень
экономического развития; отсутствие
надежных гарантий основных прав и свобод
личности, в том числе и права частной
собственности; приоритет государственных
и общественных ценностей над личными;
отсутствие зрелого гражданского
общества.
Другие
полагают, что Россия представляет собой
вариант западной (индустриальной)
цивилизации «догоняющего» типа. Они
ссылаются, в частности, на определяющую
роль промышленного производства в
экономике страны, высокий уровень
образованности населения, ценность в
обществе науки и научного знания.
Немало
и тех, кто отстаивает несводимость
российского общества к какому-либо
цивилизационному типу развития. Это
диктует особый, третий путь дальнейшего
развития.
Поэт
В. Я. Брюсов писал:
Не надо несбыточных
грез,
Не надо
красивых утопий.
Мы
снова решаем вопрос,
Кто
мы в этой старой Европе?
Прошли многие
десятилетия с того момента, когда
родились эти строки. Однако мы снова
решаем тот же самый вопрос.
Основные
понятия:
цивилизационный подход,
культурный раскол, цивилизация догоняющего
типа, всеединство.
Термины:
деизм, культурный тип.
Проверьте себя |
1) Чем характеризовалась русская философская мысль XI-XVIII вв.? 2) Какое место занимала философия в первых учебных заведениях России? 3) Охарактеризуйте философские взгляды П. Чаадаева на роль России в мировом культурно-историческом процессе. Покажите их трансформацию. 4) Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов. 5) Каким видел общественно-исторический процесс В. Соловьев? 6) Что отличало взгляды евразийцев на путь исторического развития России? 7) Как оценивал роль и место России в мировом культурно-историческом развитии Н. Бердяев? 8) Чем характеризуются современные философские взгляды на проблему цивилизационной принадлежности России?
1. А. Кантемир
выделял в философии четыре части:
словесницу (логику), естественницу
(физику), преемственность (метафизику,
знание о сверхъестественном), этику
(нравственность).
Как
в этом подходе отразились представления
о философии эпохи раннего Нового времени?
Рассуждая с позиций сегодняшнего дня,
что из названного вы бы оставили в
составе философии, а что исключили?
Почему?
2. Выстраивая
свою философскую концепцию природы,
М. Ломоносов в качестве первокирпичиков
мироздания рассматривал «нечувствительные
частицы», существующие в двух формах:
элементах - мельчайших неделимых
первочастицах и корпускулах -
ассоциациях (соединениях) элементарных
частиц. При этом ученый подчеркивал,
что, хотя элементы и корпускулы недоступны
зрению, они существуют реально и вполне
познаваемы.
Можно
ли эти представления считать предвосхищением
открытия в последующие столетия атома
и молекулы? Обоснуйте свой вывод,
привлекая знания, полученные на уроках
физики и химии.
3. Прочитайте
два фрагмента, принадлежащие перу
известных философов и публицистов XIX
в.
«Почти каждый
из европейцев всегда готов, с гордостью
ударяя себя по сердцу, говорить себе и
другим, что совесть его вполне спокойна,
что он совершенно чист перед Богом и
людьми, что он одного только просит у
Бога, чтобы другие люди все были на него
похожи... Русский человек, напротив того,
всегда живо чувствует свои недостатки
и, чем выше восходит по лестнице
нравственного развития, тем более
требует от себя и потому тем менее бывает
собой доволен».
«Чрезмерным
развитием личной энергии, железною
стойкостью лица, его стремлением к
свободе, его щепетильным и ревностным
охранением своих прав мы, кажется,
никогда не имели повода похвалиться...
В нас аппетиты бывают развиты до
болезненности, но нет ни охоты, ни
способности трудиться, с целью
удовлетворить их, бороться с препятствиями,
отстаивать себя и свою мысль... Мы вечно
фантазируем, вечно отдаемся первой
случайной прихоти. Мы жалуемся на
обстановку, на злую судьбу, на всеобщее
равнодушие и безучастие ко всякому
доброму и полезному делу».
Определите,
сторонником какого из направлений -
западничества или славянофильства -
является каждый из авторов. Обоснуйте
свои выводы.
4. Нередко
бывало, что философия и занятия ею
рассматривались властями как источник
излишнего вольнодумства, расшатывающего
устои государственности и нравственности.
Какие примеры притеснений и гонений на
неугодных мыслителей содержатся в этом
параграфе? Приведите, опираясь на знания
из курса истории, другие примеры из
этого ряда.
5. Современный
российский философ пишет, что вопрос
об этой идее, выдвинутой в 20-е гг.
минувшего века, «требует специального
рассмотрения, возрождения ее в новом
качестве с ясным пониманием тех
стабилизирующих возможностей, которые
в ней содержатся... Огромная роль должна
быть уделена проникновению русской и
исламской культур. Заметим, что нам
легче находить общий язык с традиционным
исламом, чем с «латинским
христианством».
О какой
идее идет речь? Разделяете ли вы последний
тезис автора?
Поработайте с источником |
Прочитайте отрывок из книги философа Н. О. Лосского (1870-1965 гг.) «История русской философии».
Свобода политическая и свобода духовная
Соборность означает
сочетание единства и свободы многих
лиц на основе их общей любви к Богу и
всем абсолютным ценностям. Легко видеть,
что принцип соборности
имеет
большое значение не только для церковной
жизни, но и для разрешения многих вопросов
в духе синтеза индивидуализма и
универсализма. Многие русские философы
уже начали применять принцип соборности
при рассмотрении разнообразных
вопросов духовной и общественной
жизни...
Многие
русские религиозные философы интересуются
вопросом о сущности исторического
процесса. Они подвергают критике
позитивистские теории и указывают на
невозможность осуществления совершенного
общественного строя в условиях земного
существования. Всякий общественный
строй осуществляет лишь частичные
улучшения и в то же время содержит новые
недостатки и возможности для
злоупотреблений. Печальный опыт истории
показывает, что весь исторический
процесс сводится лишь к подготовлению
человечества к переходу от истории к
мета-истории,
т. е. «грядущей
жизни» в Царстве Божием. Существенным
условием совершенства в том царстве
является преображение души и тела или
обожествление милостью
Божией...
Диалектический
материализм - это единственная
философия, которая разрешена в СССР...
Как только Россия освободится от
коммунистической диктатуры и получит
свободу мысли, то в ней, как и в любой
другой свободной и цивилизованной
стране, возникнут многочисленные
различные философские школы. Русская
философия содержит много ценных идей
не только в области религии, но и в
области гносеологии, метафизики и этики.
Знакомство с этими идеями будет полезно
для общечеловеческой культуры.
Вопросы
и задания:
1) Как философ трактует
понятие соборности? 2) Почему русские
религиозные философы отрицают возможность
создания идеального общественного
строя? 3) Как Н. О. Лосский оценивает
значение русской философии для мировой
культуры?
§ 5-6. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
Немногим более полутора лет отделяют вас от окончания школы. Многие из вас уже примерно представляют, в каком вузе, лицее, колледже они продолжат образование, кто-то еще колеблется, а у кого-то выбор был сделан давно и часть пути уже пройдена. Но и им полезно еще раз поразмышлять над тем, какие профессиональные возможности открывает профильная социально-гуманитарная подготовка, какие проблемы могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И МИР ПРОФЕССИЙ
Понятие «профессия»
достаточно широкое и означает род
трудовой деятельности, занятий, требующих
определенной подготовки. Из курса
истории вы знаете, что начало
профессиональной стратификации положили
первые крупные общественные разделения
труда, специализация в тех или иных
видах хозяйственной деятельности.
За
тысячелетия существования цивилизации
круг профессий безмерно расширился.
Постоянно растущие потребности людей,
жажда знаний приводят к развитию науки
и техники, что, в свою очередь, обусловливает
появление новых потребностей, а вместе
с ними и новых профессий. По подсчетам
социологов, в настоящее время в нашей
стране насчитывается более 20 тыс.
профессий. И сегодня их численность
продолжает увеличиваться. Наряду с
появлением новых профессий часть
традиционных, а иногда и появившихся
сравнительно недавно занятий
отмирает.
Увеличение
объема знаний, возрастание требований
общества к результатам труда привели
к появлению внутри профессий более
узких видов деятельности, называемых
специальностями. Например, профессия
юриста включает такие специальности,
как адвокат, прокурор, судья, внутри
которых, в свою очередь, существует еще
более узкая специализация: адвокат по
гражданским делам, по уголовным, судья
по делам несовершеннолетних, прокуроры,
занимающиеся расследованием экономических
преступлений, организованной преступности
и т. п.
В условиях
рыночной экономики существует рынок
груда. Высока стоимость дефицитных
профессий, т. е. таких, в которых
потребность уже возникла, а людей,
владеющих ими, чрезвычайно мало, а также
сложных профессий, где найти мастеров
своего дела достаточно трудно. Вместе
с тем немало профессий, в которых труд
оплачивается не слишком высоко, но
общество в них нуждается. На эти профессии
всегда есть спрос, а это очень важно,
так как трудоустройство практически
гарантировано. В нашей стране среди
гуманитарных профессий такими
востребованными, но не достаточно
высокооплачиваемыми являются профессии
учителей, библиотекарей, воспитателей
детских садов и ряд других.
Сегодня социологи говорят о новом явлении в российской жизни - «избыточном образовании». Суть его в том, что, с одной стороны, в общей численности безработных увеличивается количество людей с высшим образованием, а с другой - растет число выпускников вузов, работающих не только не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования. Так, сегодня количество менеджеров, юристов превышает потребность общества более чем в два раза, экономистов больше, чем нужно, на одну треть. В этом же списке актеры, режиссеры, эстрадные певцы и т. д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
В современном
мире образование является одной из
важнейших социальных ценностей. При
определенных условиях оно открывает
доступ к другим общественным благам:
социальному статусу, материальному
благополучию, социальной
устойчивости.
Сегодня
в нашей стране по окончании учебного
заведения молодые люди не получают
гарантированного трудоустройства, как
это было еще два десятилетия назад.
Молодой специалист должен трудоустраиваться
самостоятельно. О том, что далеко не все
выпускники оказываются успешными на
рынке труда, свидетельствует статистика:
40% от общего числа безработных составляют
люди в возрасте до 30 лет.
Итак,
первое, что позволит успешно соперничать
на рынке труда, - это качество
образования. Конечно, диплом МГУ, МГИМО
и еще двух-трех десятков престижных
учебных заведений является хорошей
рекомендацией, но он не дает полной
гарантии трудоустройства. Требуется
владение практическими навыками, для
ряда профессий - коммуникативными
умениями и многим другим, что ценится
сегодня работодателями. Трудоустройству
на постоянной основе часто предшествует
испытательный срок, в ходе которого и
выясняется наличие или отсутствие этих
качеств у будущего специалиста.
Еще
одним условием, способствующим успешному
трудоустройству, является наличие хотя
бы небольшого стажа работы. Он
свидетельствует, что человек уже обрел,
пусть начальные, практические навыки,
дополняющие теоретическую подготовку.
Поэтому желательно начать работать еще
во время учебы. Это тяжело, зато
приобретается трудовой стаж. А если
студент трудится по избранной
специальности, то появляются и начала
профессионализма. Можно освоить умения,
которые невозможно приобрести без
практики, быстро обнаружить пробелы в
получаемых знаниях, что придает учебе
более осмысленный характер.
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Помимо знаний и
умений, нужно, как уже отмечалось,
обладать определенными склонностями
и способностями к избранной профессиональной
деятельности. Между тем, по свидетельству
статистики, молодые люди довольно редко
принимают во внимание наличие у себя
таких способностей, и чаще всего мотивом
их выбора является престижность или
знаковость профессии.
В наши
дни престиж профессии формируется под
воздействием средств массовой информации,
а также произведений современной
литературы, кино. Чаще всего мелькают
на экранах телевизора, становятся
главными героями кинопроизведений
следователи, адвокаты, политики,
экономисты, финансисты, артисты эстрады,
тележурналисты, телеведущие. Примерно
так же выстраивается и шкала предпочтений
современных выпускников школ. По данным
статистики, в 2004 г. первое место в
пирамиде престижа заняла профессия
юриста. За ней располагались бизнесмен,
банковский работник, переводчик,
программист, секретарь-референт, научный
работник, предпочтительно экономист,
архитектор, внешнеторговый работник,
журналист, политик, преподаватель высшей
школы, писатель, научные
работники-гуманитарии.
Значимым
мотивом в выборе профессии также является
привлекательность содержания образования,
того круга учебных дисциплин, которые
предстоит изучать в вузе.
Безусловно,
увлеченность процессом учения очень
важный фактор, который значительно
повышает качество приобретаемых знаний
и умений. Однако, как показывают данные
исследований, такие выпускники далеко
не всегда представляют, где их знания
впоследствии пригодятся, где они будут
востребованы. В дальнейшем это может
породить проблемы в трудоустройстве,
вызвать разочарование в избранной
профессии.
Задумайтесь еще раз, все ли вы учли при определении будущей профессиональной деятельности, соотнесите ее с общественными потребностями и собственными возможностями. Еще есть время все взвесить, внести необходимые изменения.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Судя по тому, что вы
оказались в социально-гуманитарном
классе, можно предположить, что область
ваших предпочтений в определенной
степени очерчена, осталось не ошибиться
в выборе конкретной профессии, а круг
их широк. Перед вами обширный список:
это библиотекарь и журналист, социолог
и редактор, учитель гуманитарных
дисциплин в средней школе и преподаватель
гуманитарных дисциплин в вузах, философ,
прокурор, искусствовед, театровед,
учитель начальной школы, воспитатель
детского сада, адвокат, следователь,
лингвист, политолог, литературовед,
психолог, экскурсовод, архивариус,
переводчик, археолог, ученый-исследователь
в различных отраслях гуманитарного
знания, имиджмейкер и многие другие.
При всем разнообразии профессий
социально-гуманитарной направленности
они обладают некоторыми общими
характеристиками.
Начнем
со слов, определяющих этот круг
профессий, - социальные и гуманитарные.
Вы знаете, что они оба ведут свою
родословную от латинских слов socialis и
humanus, означающих, соответственно,
«общественный» и «человеческий,
человечный».
Из
этого следует, что социально-гуманитарные
знания - это знания о человеке и
общественных отношениях, о том, что
окружает человека, что так или иначе
оказывает прямое или опосредованное
влияние на развитие как человека, так
и общества.
Профессиональная
деятельность в этой области выходит на
межличностные отношения, в ее основе
лежит взаимодействие с людьми. Или, как
говорят ученые, социально-гуманитарные
профессии связаны с деятельностью в
системе «человек - человек».
Отсюда
понятно, что необходимым для профессионала
в этой сфере являются умения, позволяющие
общаться с людьми, устанавливать с ними
различные по характеру и длительности
контакты. Овладение искусством общения,
которое во многом определяет
профессиональную успешность, требует
знаний о том, как выстроить диалог, как
расположить к себе собеседника или
аудиторию, как вызвать на откровенность
замкнутого и, не задев самолюбия, не
обидев, остановить излишне разговорчивого,
как направить беседу в нужное русло и
т. д. Вместе с тем данные знания вряд
ли помогут в профессиональной деятельности,
если одновременно с ними человек не
приобрел соответствующих личностных
качеств, к примеру таких, как уважение
к чужому мнению, признание права другого
человека на свою точку зрения, на свою
позицию и ошибку, деликатность,
искренность, естественность, гибкость
и, разумеется, толерантность.
К числу
важных профессиональных качеств
гуманитария относится и эмпатия,
т. е. умение поставить себя на место
другого и почувствовать, что ощущает
собеседник или целая группа людей,
например экскурсионная, студенты в
аудитории или зрители в театральном
зале. От умения проникать в настроение
тех, на кого направлено социальное
действие, во многом зависит успешность
лектора, артиста, учителя, журналиста.
Еще
одной важной чертой профессий этого
круга является то, что они несут в себе
элементы творчества, предполагают
способность к импровизации, готовность
обнаруживать в привычном новые стороны,
умение показать всем хорошо знакомый
предмет, явление с неожиданной стороны.
Без этого нового ви́дения невозможно
сделать открытие, написать статью,
монографию, учебник, повесть, роман,
провести урок, прочитать лекцию, сыграть
роль...
Как никто
другой, гуманитарий должен знать, что
окружающий мир неоднозначен и многообразен,
что каждая человеческая личность
уникальна и самобытна и имеет право на
то, чтобы быть самой собой, непохожей
на других, право на собственную судьбу
и свое миропонимание. В школьном учебнике
невозможно рассказать обо всех умениях
и личных качествах, необходимых для
профессионалов в социально-гуманитарной
области, тем более что каждая профессия,
и даже специальность, требует дополнительно
своих, специфических умений и личностных
качеств. Однако еще одну общую черту
назвать надо - это постоянная учеба,
которая не заканчивается никогда. Более
того, область гуманитарных профессий
требует хороших знаний из смежных
областей. Например, вряд ли можно стать
высококлассным социологом без знания
психологии, философии, политологии, и,
наоборот, политологу необходимы знания
социологии и, разумеется, психологии и
философии.
Очень
важны для будущего профессионала-гуманитария
знания психологии, политологии,
социологии, которые дает обществоведение,
поскольку в своей совокупности они
раскрывают многогранный мир человека
и общества людей. Без овладения совокупными
знаниями ряда социально-гуманитарных
дисциплин невозможно стать профессионалом
в этой области.Учебник
для
7 класса
общеобразовательных
учреждений
. М., «Просвещение», 2007. Программа: Математика 5-11 классы
. Программы для
общеобразовательных
... экваториальные воздушные массы 10
. Определите, о какой...
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О. А. Климанова, М. Н. Белова, Э. В. Ким и др
УчебникГеография. Землеведение. : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, ... Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса ...
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»
УчебникСоставлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: М. Т. Баранов... внутри простого предложения Упр. 34 10 Сложное предложение. Запятые в... диктант 14 Текст §10 , упр.48 15 ...
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»
УчебникСоставлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: Л. А. Тростенцова, ... уголок природы Сложносочиненные предложения (ССП) 10 + 2 19 Понятие о сложносочиненном предложении...
Исторический процесс
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Исторический процесс |
Рубрика (тематическая категория) | Культура |
Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания ʼʼхлеба насущногоʼʼ до исследования планетарных явлений. Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, ʼʼзерцалом бытия и деятельности народовʼʼ. Основу, ʼʼживую тканьʼʼ исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них облике изучает историческая наука.
Есть ещё одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, - философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
Исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения˸ иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер.
Размещено на реф.рф
Такое проявление процесса можно назвать функционированием
общества. Социальные изменения -
это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.
Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики.
Распространенным типом считается линейное движение
как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип
объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип
связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории. Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому˸ все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома. В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса. Социальные изменения могут происходить в различных формах.
Вам знакомы слова ʼʼэволюцияʼʼ и ʼʼреволюцияʼʼ. Уточним их философский смысл. Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.
Эволюция противопоставляется понятию ʼʼреволюцияʼʼ, которое характеризует скачкообразные, качественные изменения. Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества˸
глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных. Их соотношение зависит от конкретных исторических условий. Нередко революции сопровождались разрушительными и жестокими действиями, кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Одни ученые и политические деятели указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия по отношению к человеку, так и с насильственным разрывом самой ʼʼтканиʼʼ социальной жизни - общественных отношений. Другие называют революции ʼʼлокомотивами историиʼʼ. (Опираясь на знания из курса истории, определите свою оценку этой формы социальных изменений.) Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить и о роли реформ. С понятием ʼʼреформаʼʼ вы встречались в курсе истории. Чаще всего социальной реформой называют переустройство какой-либо стороны общественной жизни (институтов, учреждений, порядков и т. п.) при сохранении существующего общественного строя.
Это разновидность эволюционных изменений, которые не меняют основ строя. Реформы обычно проводятся ʼʼсверхуʼʼ, правящими силами. Масштабы и глубина реформ характеризуют свойственную обществу динамику. Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать её или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.
Исторический процесс - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Исторический процесс" 2015, 2017-2018.
Обсуждая вопрос о всеобщих формах изменчивости и разви- тия, философы и другие ученые интересуются в первую очередь тем, существует ли развитие в обществе и, если существует, от че- го оно зависит, в чем проявляется, можно ли его объяснить и предсказать его последствия.... .
На исходе XX в. вполне закономерно обострилось внимание ученых к проблеме оценки его места в истории человечества. Внимание это не праздное, ведь уходящее столетие было наиболее плодотворным и одновременно трагичным для современной цивилизации в целом, оно пробудило... .
Историко-философский процесс включает в себя: – философское учение – систему определённых, логически связанных друг с другом воззрений; – философские школы – совокупность философских учений, объединен-ных какими-либо базовыми идейными принципами; – философское...
Исторический процесс: его смысл и направленность
Люди всегда задумывались над смыслом собственной жизни, хотели понять, для чего они живут и каковы сущность и ценность их жизни. В то же время они стремились ответить на вопросы куда идет человечество, объяснить смысл исторического процесса и его направленность. Слово «исторический» обычно трактуется как «общественный, а исторический процесс рассматривается как процесс развития общества. Исторический процесс состоит из ряда слове, в которых специфическим образом переплетаются теснейшим образом и даже сливаются воедино материальный и духовный процессы. Весь исторический процесс как целое существует в определенном соотношении со своими частями, состоя из втянутой в него природы и субъекта. Он является, с одной стороны, результатом деятельности людей, а с другой – человек рассматривается как продукт истории.
Идеалисты в качестве основания исторического процесса берут духовное, сознание. Так, Гегель видел сущность и единство исторического процесса в движении мирового разума, По его мнению, общественный прогресс совершается только в духовной сфере и его ступени соответствуют степени осознания данной эпохой мирового разума.
В социальной философии марксизма исторический процесс рассматривается в качестве процесса развития и смены общественно-экономических формаций. К.Маркс писал: «Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественный процесс» 1 . В качестве основания исторического процесса здесь берется материальный, экономический фактор. Подчеркивая естественноисторический характер развития общества, К.Маркс не игнорировал деятельность субъектов истории, т.е. деятельность масс, творящих историю. История – это продукт деятельности самих людей, наделенных сознанием и поступающих сознательно. Нельзя говорить о самоцели истории, Последняя не имеет ни самоцели, ни цели, ибо представляет собой естественный, закономерный и объективный процесс. Цели имеют люди, творящие историю. Осмысление исторического процесса требует анализа всей истории, а не отдельных регионов или районов. Необходимо изучать мировую историю в целом. При осмыслении исторического процесса человек стремится понять не только внешний мир, но и самого себя в нем.
Не все исследователи согласны с тем, что история имеет смысл. Так. В.М. Хвостов считал, что попытки установить общий смысл человеческой истории являются несостоятельными. «Смысл исторического процесса, - писал он, – нам совершенно не ясен, и все попытки установить его окончились полной неудачей. Одна из самых видных попыток этого рода принадлежит Гегелю».
Мыслители всех времен и народов по-разному понимали смысл исторического процесса и его движущие силы. Те, кто базировался на идеалистическом понимании истории, исходили из детерминирующей роли духовных факторов. Представители материалистического понимания истории исходили из того, что исторический процесс есть саморазвивающееся историческое целое, в котором материальные общественные отношения и факторы играют детерминирующую роль.
Проблема смысла исторического процесса долгое время разрабатывалась преимущественно в русле идеалистических и религиозных направлений. Здесь представления о смысле истории связаны с провиденциализмом, эсхатологией и поисками сверхъестественных сил. Идеализм ищет смысл исторического процесса и его направленность не в самой истории, а за ее пределами. Его представители ищут некие таинственные силы, недоступные человеческому разуму, но детерминирующие развитие всего общества. Смысл истории в их трудах приобретает мистическую окраску, поскольку утверждается, что его невозможно раскрыть с помощью рациональных средств познания.
Пессимистическая интерпретация смысла истории представляет людей как пассивных созерцателей общественного развития. При этом отрицается не только смысл истории, но и всякий детерминизм, всякие закономерности общественного развития. История рассматривается как осмысление бессмыслицы и как иррациональный поток событий. Например, Бердяев заявлял, что смысл истории неразрывно связан с эсхатологией, «которая есть учение о конце истории, об исходе, о разрешении мировой истории, для осознания свершения, движения, имеющего смысл и завершение» 1 . Другой русский философ Г.И. Комиссаров писал, что «смысл всего существующего должен был состоять в единении всего с богом, в том, чтобы бог-слово воплотился в человечестве, а через человечество и во всем мире, а человечество и через него и материальный мир соединился и приобщился к богу, и в нем нашел смысл своего бытия» 2 .
Представители философско-исторических концепций, базировавшиеся на идеалистическом понимании истории, не могли раскрыть объективную логику развития человеческого общества, его имманентное содержание. Пытаясь проникнуть вглубь общественных явлений, проследить этапы развития всемирной истории, их авторы искали движущие силы не внутри самой истории, а за ее пределами. Гегель, первым пытавшийся показать развитие, внутреннюю связь истории, мистифицировал сам ход исторического движения.
Марксизм дал материалистическое объяснение исторического процесса, доказав, что в истории нет ничего таинственного и загадочного, что источники развития общества находятся внутри него самого.
Категория «смысл истории» связана с изучением объективного, имманентного содержания исторического процесса, направленности его развития, гуманизации общественных отношений, с историческим познанием и историческим сознанием. Категория смысла истории исследует единство субъективного и объективного в историческом процессе, прошлого и настоящего. Но она рассматривает их под углом зрения направленности развития человеческого общества, осмысления логики этого развития и раскрытия сущности целеполагающей деятельности человека. Понятие «смысл истории» характеризует деятельность людей, наделенных сознанием. Без изучения жизнедеятельности субъектов истории, их помыслов, чаяний нельзя использовать эту категорию. Наряду с деятельностью она рассматривает общественные условия исторического процесса, его закономерности, направленность развития, внутреннюю логику.
2.
^ Источники и движущие силы исторического процесса.
Проблема движущих сил истории как основных детерминант исторического процесса является одной из острейших социально-философских проблем современности. Понятие источников и движущих сил отражает особые виды социальных причинных связей. Сущность причинной связи состоит в том, что она носит генетический, производящий, активный характер, выступая как проявление самодвижения материи. Критериями, на основании которых мы выделяем движущие силы развития общества как особый вид социальных причин, являются: 1) непосредственная связь с внутренними противоречиями, обеспечивающими саморазвитие общества; 2) общность, существенность, необходимость; 3) воспроизводство и длительность действия; 4) направленность на общественный прогресс.
Источник – наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс к самодвижению и саморазвитию. Движущая сила развития включает с себя источники в качестве своего ядра, но не сводится к нему. Она включает в себя и другие факторы, через которые опосредствуется действие источников.
В чем же собственно состоит проблема? Каково то реальное противоречие, осознание которого и придает вопросу о роли различных факторов в истории общества форму проблемы? История в самом первом приближении представляет собой картину переплетения множества факторов, человеческих стремлений и действий. Из их взаимодействия слагается исторический процесс, формируется его глубинная логика. Почему одни факторы признаются движущими силами, а другие нет? Какие же движущие силы являются определяющими в общественном развитии?
Эта проблема издавна волновала мыслителей, получая отражение в разнообразных религиозных, философских и исторических концепциях. В зависимости от того, какие детерминанты, т.е. детерминирующие, определяющие факторы выдвигались на передний план сложились соответствующие концепции
В явной форме эта проблема была поставлена мыслителями Нового времени (французские просветители, французские историки периода Реставрации, представители немецкой классической философии), создали следующие концепции. Значительная часть мыслителей пыталась решать эту проблему с позиций субъективного идеализма. Основные движущие силы истории они усматривали в индивидуальном или коллективном сознании: 1) в идеальных мотивах (целях, желаниях, стремлениях) деятельности людей, в первую очередь исторических личностей; 2) в распространении знаний и просвещения; 3) в развитии науки; 4) в усовершенствовании морали и религии и т.д. На такой позиции стояли французские просветители, считавшие основной движущей силой истории разум, постижение истины, а основной тормозящей силой – невежество, предрассудки, иллюзии и заблуждения. К субъективно-идеалистической, волюнтаристской концепции движущих сил истории относится и так называемая теория насилия, широко распространенная в западной философии и социологии. Ее сторонники абсолютизировали роль политической сферы общественной жизни.
Для другой концепции движущих сил истории, разработанной метафизическими материалистами, характерно натуралистическое их понимание. Пытаясь выйти за пределы идеализма, они стремились распространить на общество материалистический принцип причинности, включить человека и его деятельность в объективные причинные цепи природы. Так, Гольбах считал человека лишь природным, физическим существом, а движущей силой человеческих поступков – те же причины, которые действуют и в остальной природе. По его мнению, крупные исторические события приводятся в движение физическими причинами. Таким образом, представители этой концепции отождествляли материальную сторону общественной жизни с ее природными предпосылками, а законы общества с законами природы, точнее, с законами механического движения. Они рассматривали общественную жизнь с позиций механистического детерминизма.
У французских мыслителей XVIII в. имелась так называемая «теория факторов», в рамках которой выделялись различные стороны исторического процесса (природные предпосылки, политический строй, духовная жизнь и т.д.) в качестве самостоятельных факторов. Движущей силой истории признавалось взаимодействие этих факторов (Монтескье). Позже различные теоретики выдвигали на передний план разные детерминанты исторического процесса, в результате чего сложились концепции географического, демографического, биологического, психологического, технологического и даже экономического детерминизма, имеющие хождение и сегодня. Каждая из этих концепций абсолютизировала какую-либо одну сторону общественной жизни.
Объяснение движущих сил истории с позиций объективного идеализма и фатализма дал Гегель, считая, что «именно дух, его разумная и необходимая воля, руководила и руководит ходом мировых событий». Он впервые обратил внимание на несовпадение в историческом процессе движущих сил и идеальных мотивов деятельности людей, субъективных намерений людей и объективных результатов их деятельности.
Проблема движущих сил исторического процесса сложна и многопланова. Известно, развитие общества определяется множеством фактором, как существенных, так и несущественных, как необходимых, так и случайных. В связи с этим возникают следующие вопросы: каковы же наиболее существенные и устойчивые причины и факторы, обеспечивающие развитие общества, какова их природа и структура, каков вклад каждого их них в самодвижение и саморазвитие человеческого общества. Для ответа на них необходимо определить понятие причин и движущих сил развития общества, систему движущих сил, соотношение общих и частных движущих сил развития общества и др.
Человеческое общество – это необыкновенно гибкий и подвижный социальный организм, который не стоит на месте, а постоянно изменяется и развивается. Как и всякая система, общество имеет внутренний источник своего изменения и развития. Источник развития – внутренние противоречия. В природе они возникают и разрешаются во взаимодействии стихийных сил. В обществе это происходит в деятельности людей. В самом общем виде можно сказать, что движущая сила общественного развития есть деятельность людей. Более конкретный подход – трактовка движущих сил общественного развития как деятельность людей в определенной системе общественных отношений, взятой в единстве с ее материальными причинами и идеальными побудительными силами. Важно также определить сферу, в которой эти силы действуют.