Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов. Великое поручение: «Идите, научите…

Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов. Великое поручение: «Идите, научите…

протоиерей Геннадий Фаст

За последние двадцать лет Церковь в России значительно выросла и окрепла. Но и сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о том, как научить основам веры людей, приступающих к святому крещению. В Сибири одним из старейших центров катехизации является Успенский собор г. Енисейска. Там уже с 1987 года оглашением занимается известный и уважаемый священнослужитель Красноярской и Енисейской епархии, клирик Успенского кафедрального собора протоиерей Геннадий Фаст.

Протоиерей Геннадий Фаст – священник, проповедник, писатель и богослов. Выпускник физического факультета Томского университета и Московской духовной академии, кандидат богословия.

С 1988 по 2010 г. - настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Енисейска. С 1998 по 2004 г. - благочинный православных церквей Енисейского округа. В настоящее время - штатный священник Успенского собора. Доцент кафедры религиоведения Красноярского государственного педагогического университета. Автор богословских монографий «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона», «Толкование на Апокалипсис», «Этюды по Ветхому Завету», «Толкование на книгу Экклезиаст», а также книг «Ты воскресни, птица Феникс!», «Небесная лествица», «Енисейск православный», «Свет и тени Голгофы», «Семь дней на Святой Земле» .

Камушек куда кинешь, туда и полетит. Как войдешь в церковь, так и жить в ней будешь. Крещение - врата церковные. В наше время эти врата порой одиноко стоят в чистом поле, которое есть мир (ср.: Мф. 13, 38), и прошедшие через них оказываются там же, где и были. Врата в Никуда. Как же приладить их к храму, чтобы для вошедших в них мир оказался за дверьми, а сами они - в доме Божием? Многие пастыри, да и вся Церковь ищет ныне эти пути.

Вот скромный опыт, далеко не идеальный, но ради Христа совершаемый в городе Енисейске и приходах Енисейского благочиния Красноярской епархии.

В 1983 году в Енисейске было принято решение, во исполнение слов Господа нашего Иисуса Христа, учить народ, приходящий ко крещению. Крещаемым было предложено прослушать несколько бесед о вере. Количество таких бесед никогда не было строго регламентировано и содержание их также. Зависело это больше от оглашаемых, чем от священника.

Не разрабатывалась четкая катехизическая система. Чаще всего это было 6–8 бесед, иногда меньше, в зависимости от обстоятельств. Главная задача - достучаться до сердца, чтобы человек, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить ветхого человека и ступить на путь новой жизни. Всего не расскажешь, поэтому оглашенным до крещения предлагается самостоятельно прочитать дома хотя бы одно Евангелие. Иногда рекомендуется Евангелие от Марка как самое краткое и написанное рельефным, красочным языком. Кроме того, оглашенные должны выучить молитву «Отче наш» и Символ веры. С молитвой все справляются, а вот Символ учится трудно, догматические формулы воспринимаются нелегко.

В первой беседе священник больше спрашивает, чем говорит сам. Это вопросы о значении крещения и мотивации его принятия.

Очень часто представление о крещении у пришедших было далеко от евангельского, православного. Иногда ответы интуитивно верные, но четко не осознаваемые. Хотят креститься, потому что в роду все крещеные; ради здоровья, чтобы меньше болеть; чтобы иметь охрану, некое ограждение и опору в жизни; чтобы быть ближе к Богу; чтобы «бабка» взялась лечить… Кроме явно нелепых ответов, как лечение «бабки», катехизатор стремится в каждом варианте ответа находить не неправильное, а правильное и направлять человека уже к евангельскому пониманию. Почти никогда не встречается у вновь приходящих желание получить прощение грехов и изменить образ жизни. Вот для того чтобы это донести до человека, и нужны беседы.

После первой беседы следует беседа о Боге. Все дальнейшие темы не дают результата, пока у человека не появится понимание греха и осознание своей собственной греховности.

Лучше всего удается донести это через подробное обсуждение декалога, десяти заповедей Божиих. Этому посвящаются две-три беседы. Только после этого у человека появляется готовность к восприятию христианских истин. На этом этапе очень уместна первая исповедь или исповедальная беседа с оглашенными. Они открывают свою душу, и порой выявляются явные грехи, в которых человек живет и иногда вовсе не собирается с ними расставаться. Это может быть, например, блудное сожительство. Духовник наставляет человека и направляет его к оставлению грехов. Если грех является прямым нарушением Божией заповеди, как блудное сожительство или занятие оккультизмом, то человек предупреждается, что крещение совершается «во оставление грехов» и креститься он может только после прекращения этого своего греха.

Беседы продолжаются далее: о Христе как Сыне Божием и нашем Спасителе, о Церкви, о таинствах, об основах христианской жизни. Потом проводится предкрещальная исповедь во исполнение слов апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас… для прощения грехов (Деян. 2, 38). Выявляется проделанный духовный труд подготовки к крещению, оставлена или нет греховнаяжизнь.

Исповедь совершается, естественно, не как таинство. Оглашенному говорится, что прощение грехов он получит от Господа в святом крещении.

Оглашенным предлагается в период оглашения посещение богослужений в храме. Им объясняется, что они присутствуют только на первой части Литургии (Литургии оглашенных), за которой они молятся, слушают чтение Священного Писания и проповедь.

Имеется практика «главопреклоненную молитву» над оглашенными произносить над их головами, для чего они подходят к амвону и после этого удаляются. В храме начинается Литургия верных. Характерно, что в храме колонии строгого режима оглашенные, удаляясь с Литургии верных, не расходились, но, дождавшись окончания службы, участвовали потом в общем чаепитии.

Первая группа оглашенных состояла из одной женщины. Вот она и была нашим «начатком» (см.: 1 Кор. 16, 15). Потом стало ходить больше и больше людей, а со временем и весьма много. За почти тридцать лет в связи с изменением обстановки в стране приток крещаемых и, соответственно, оглашаемых то возрастал, то убывал.

При большом количестве крещаемых возникла проблема. Группа набрана, прошли одна-две беседы, а приходят новые люди. Им что, целый месяц ждать? Решение было разумным. Создавалось несколько групп, когда два священника и диакон вели каждый свою группу. Бывало, часть огласительных бесед вели пономари - послушники. Одно время часть бесед вела монахиня, жившая при храме. Потом возник другой способ решения этой проблемы - метод «циклической перестановки». Четко определены шесть тематических огласительных бесед, по одной каждую неделю. На любой неделе человек может присоединиться. Он может начать, допустим, с четвертой беседы и далее участвовать в остальных, а закончит свое оглашение третьей беседой. Не лучший способ, но приемлемый и снимающий напряжение долгого ожидания начала беседы.

Крещение совершается для всех только полным погружением.

Когда я приехал в Енисейск в 1983 году, встал вопрос: в чем крестить? Как и везде в то время, в храме была только детская купель. Во дворе церковном стояло несколько бочек. Одна была красивая, чистая, из оцинкованного железа. Вот она и стала купелью на семь лет, пока не удалось построить крестильню с хорошей стационарной купелью. А та бочка потом еще долго служила купелью в тюрьме. Часто можно услышать, что нет возможности крестить полным погружением. Возможность всегда есть, а вот желание это делать бывает не всегда. Ведь даже в советские времена и то ставили купола на храмах и возводили иконостасы. Сделать купель не сложней. И вовсе парадокс, когда строится специально крестильня, а купели для погружения в ней нет. Прямо уха без рыбы.

Нередко крещение совершается в реке, в Енисее или притоке его Кеми, чаще же на нашем святом месте - Монастырском озере близ Енисейска (20 километров). Крещение в естественных водоемах бывает чаще летом, но иногда и в другое время года. Бывает крещение и зимой в проруби - это уж если человек сам этого очень хочет. Крещение в реке или озере всегда особое событие. Особое переживание и для священника, который тоже входит в воду. Крещаемые с самого начала стоят в белых рубашках, в них и погружаются. Младенцы в этом не нуждаются, крестятся без ничего. Крестик возлагается на новокрещенного еще в воде. По выходе из воды происходит облачение в крещальную рубашку.

Во время крещения каждое священнодействие поясняется священником, и крещаемые сознательно воспринимают все над ними совершаемое. Обеты отречения и сочетания крещаемые и восприемники произносят сами, ни в коем случае нельзя, чтобы кто-то произносил за них.

Символ веры крещаемые произносят сами (хором), для этого им дается красиво оформленный лист с текстом Символа, чтобы это было исповедание веры, а не проверка их памяти. Также никогда никто не произносит Символ веры за крещаемых. Все «Господи помилуй» крещаемые поют сами. Через это складывается общая молитва священника и крещаемых. Освящение воды совершается непременно при каждом крещении. Использование ранее освященной воды, некое «преждеосвященное» крещение никак не оправдано.

При храме имеется книга записи крещаемых. Все новообращенные вносятся в эту книгу. Книга записи ведется уже 15 лет.

Существует практика раздельного совершения «чина оглашения» и «чина крещения». Однако это делают только некоторые священники, и то не всегда, а по обстоятельствам.

Иногда крещение совершается с участием всего прихода. Это бывает не часто, но это очень вдохновенные службы не только для крещаемых, но и для всей церкви. Некоторые прихожане потом в сердцах говорят: «Вот бы сейчас еще раз покреститься, но… такого не бывает!» Крещение возвращается «из частной требы» в дело всей Церкви.

Потом происходит Литургия, на которой новокрещенные впервые участвуют как верные и новопросвещенные чада церкви. Рекомендуется неделю после крещения всюду ходить в обычных, но белых или светлых одеждах. По окончании первой Литургии новокрещенные подходят к амвону, священник произносит им наставление, вручает свидетельства о крещении и приветствует их как чад церковных, так же и прихожане, подходя, приветствуют их как своих во Христе новых братьев и сестер.

Огласительные беседы посещают как сами крещаемые, взрослые и отроки, так и родители (хотя бы один из них) и восприемники детей. Посещать огласительные беседы приглашаются и невоцерковленные молодые люди, просящие венчание своего брака. С ними проводится отдельная пастырская беседа, относящаяся к теме брака. Бывало, что и новообращенные, но с детства крещеные люди также изъявляли желание прослушать огласительные беседы. Для крестившихся при их желании огласительные беседы сменяются участием в приходских воскресных библейских беседах.

При многих возникающих трудностях в деле оглашения оно доставляет радость и катехизаторам, и оглашенным и приносит свои добрые плоды. В перспективе хочется достичь большего участия прихожан в деле оглашения и большего участия оглашенных в приходской жизни, а также совершения крещальной Литургии, благословленной еще Святейшим Патриархом Алексием II.

Отдельный вопрос о приезжающих из глубинки. Таковым предлагается либо малое оглашение, состоящее из меньшего числа огласительных бесед, либо заочная подготовка. Дома они самостоятельно читают Евангелие, учат молитвы, а потом, приехав, исповедуются и принимают крещение.

Многие прошедшие оглашение стали верными чадами Церкви, а иные ступили и на путь священнослужения и не мыслят его без исполнения слов Господа нашего и Учителя Иисуса Христа о научении народа при его крещении.

Журнал Московской Патриархии

Мы часто путаем добрую весть о нашем спасении через рас­пятие с тем, что несёт Великая Миссия. Разумеется, наше спа­сение включено в Евангелие, но Благая Весть - это намного больше, чем личное спасение. Основание Великой Миссии оз­начает, что вся власть была передана Иисусу, как на небесах, так и на земле. Великая Миссия - это не просто провозглаше­ние нашего спасения, это провозглашение Его власти.

Разумеется, наше спасение так удивительно, а утверждённое им послание любви Божьей так глубоко, что нетрудно понять, почему многие, не испытывающие этого, переживают тяжёлые времена. Однако, чтобы исполнить Великую Миссию, мы дол­жны смотреть дальше. Нам было сказано идти по миру не с доб­рой вестью о спасении, а с доброй вестью о царстве, как мы чи­таем в Ев. Матф. 24:14:

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей все­ленной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт ко­нец.

Евангелие о царстве - это добрая весть о том, что Иисус есть Царь, который выше всякого правила, власти и силы. В любое время Он может, разверзнув небеса, явиться миру, как Царь. Однако, пока время Его возвращения ещё не наступило, Он стре­мится призывать тех, кто так любит Его и Его истину, что будет жить в Его царстве уже сейчас, несмотря на противостояние всего мира, который до сих пор находится во власти зла.

Сначала мы провозглашаем Его своим Царём, подчиняя свои жизни Его началу и Его власти. Затем мы стремимся провозг­лашать добрую весть о том, насколько лучше жить под Его вла­стью, чем под властью нашей злой эпохи. Но наша весть будет неискренней и ложной, пока мы на самом деле не будем пребы­вать под Его властью.

Вот почему Великая Миссия заключалась не просто в том, чтобы обращать людей, но делать из них апостолов, уча их со­блюдать «всё», что Он повелел. Самым важным шагом в любом путешествии обычно является первый шаг, но мы должны осоз­навать, что первый шаг - это только начало. Каким бы замеча­тельным не было само по себе рождение заново, но новообра­щённый так же далёк от своей конечной цели, как младенец от должности президента Соединённых Штатов. Я привёл этот пример президента, потому что христианин призван к более высокой миссии, чем эта - управлять и царствовать вместе с Христом.

Автор Поел. Ев. сокрушается, что не может дать своим чита­телям твёрдой пищи, а даёт только молоко, потому что они ещё младенцы. Пос. Ев. - одна из самых глубоких теологических книг Библии. Немногие христиане способны постигнуть её учение, например такое, как первосвященство Мелхиседека. Тем не менее, автор говорит, что эта книга - только молоко! (Ев. 5:11-14). Когда же мы избавимся от этого? Как нам перейти к зрелости, чтобы мы могли вкушать твёрдую духовную пищу?



Около двадцати лет назад Господь сказал мне кое-что такое, что поразило меня, и с тех пор я нахожусь в поиске, пытаясь это понять. Господь сказал мне, что многие многоотраслевые спе­циалисты по маркетингу лучше понимают принципы царства, чем сегодняшние лидеры церкви. Очень важное понимание относительно этого утверждения пришло ко мне недавно че­рез моего друга, который является одним из самых успешных многоотраслевых специалистов по маркетингу. Я поинтересо­вался, что он думает по поводу причин своего успеха. Он ответил без промедления, что когда люди приходят в их бизнес, им тут же показывают, как далеко они могут пойти. Каждый шаг к цели чётко определяется и, таким образом, они всегда знают, где находятся по отношению к своей цели и каким должен быть следующий шаг, чтобы подняться выше.

Сколько христиан могут сказать то же самое в отношении своих целей во Христе? Многие даже не знают, что нужно сде­лать, чтобы ускорить своё продвижение к зрелости. Подсчёты, которые проводятся на наших конференциях, показывают, что менее 5-ти процентов христиан едва знают свои цели во Хрис­те. Это, должно быть, одно из крупных и трагических пораже­ний современной церкви.

Познавая опыт пророчества, которое описано мною в книге «Последний поиск», я должен был подниматься на гору. Каждый новый уровень этой горы представлял собой какую-то библей­скую истину. Поднимаясь выше, я получал больше власти для поражения врагов, атаковавших нас, а также стал видеть боль­ше славы Господа. С того времени я стал искать мудрость Бо­жью, чтобы как можно лучше применить опыт покорения той горы в нашем служении и в нашей миссии.



Я пишу такую книгу, как эта, в попытке передать вам эту сис­тематическую духовную прогрессию. Даже несмотря на то, что это - ежедневное посвящение, думаю, что вы усмотрите в ней методичную прогрессию. Я уже пишу следующую, которая, я надеюсь, поможет увидеть путь к ещё более высокому царству на горе Господней. Как сказано в Пр. 4:18: «Стезя праведных как светило лучезарное, которое более и более светлеет до пол­ного дня». Свет, в котором мы ходим, должен становится всё светлей.

День 37

Путь к полноте

Как мы изучали вчера, Великая Миссия предназначена не просто для обращения людей, но для того, чтобы приобрести апостолов. Слово «апостол» означает «ученик». Оно также оз­начает «целомудренный». Оба слова применимы к нашей жиз­ни во Христе.

Приходя к Господу, мы становимся вечными учениками. В 1-ом Пос. Кор. 2:10 мы читаем: «... ибо Дух всё проницает, и глу­бины Божии». Потому что такова природа Духа; и если Святой Дух ведёт нас, то мы тоже всегда будем стремиться узнать Гос­пода глубже. Мы будем вынуждены познавать Его пути, а не только Его деяния. Истинное христианство и поверхностность противоречат друг другу.

Слово «апостол» означает также «целомудренный». 2-е Пос. Тим. 1:7 утверждает: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». Немногие считают, что целомудрие - это плод или дар Духа; но ведь целомудрие очень характерно для природы Духа, которая дана нам. Если мы живем по Духу, то будем целомудренными людьми. Это означает «контроли­ровать себя, уметь сосредоточиться, быть целеустремлённым».

В 1-ом Поел. Тим. 4:7-8 нам сказано: «... упражняй себя в бла­гочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочес­тие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и буду­щей». Без упражнений нельзя совершить ничего значительно­го. Если мы будем упражнять себя во Христе, мы станем совер­шать деяния, которые принесут вечный плод. Если мы хотим совершить что-то значительное, мы должны постигать и при­менять великую силу, которая высвобождается через апосто­лов.

Несколько раз друзья, которые знали меня с детства, говори­ ли мне, что не могут понять, как мне удаётся добиваться того, что у меня есть. Мне понятно их недоумение. Многие из них более ловкие и намного более талантливы, чем я. Тем не менее, они чахнут на нелюбимой работе, в то время как я делаю то, о чём они только мечтают. Почему? Несмотря на мои поражения в школе и на то, что я казался прирождённым неудачником, после моего нового рождения мне была дана способность учить­ся. Что-то овладело мной до такой степени, что для меня уже не было ничего более важного, более полного, чем познание Гос­пода. Пока другие гуляли и веселились, я годами сидел дома и учился. На их взгляд я попусту тратил свою жизнь, но теперь всё выглядит так, что это они упустили возможность сделать что-то значительное.

Не имеет значения, сколько вам лег или сколько лет вы по­тратили зря, не поздно измениться. Учение не проходит зря. Наше обучение в Господе принесёт вечный плод. Многие мог­ли бы жить плодотворной и наполненной жизнью, если бы они с толком использовали время, которое они тратят попусту пе­ред экранами телевизоров, вместо того, чтобы проводить его перед престолом Божьим, стремясь познать Его, отдавая себя служению Ему.

Нижеследующие стихи могут изменить жизни, полные пора­жений и уныния, на мощную демонстрацию Царства Божьего. Прочтите их. Размышляйте над ними. Молитесь ими. Будьте послушными им.

И забыли утешение, которое предлагается вам, как сы­нам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не уны­вай, когда Он обличает тебя.

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всяко­го сына, которого принимает.

Без всякого сомнения, превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом, самым ощутительным и самым полезнейшим для человека»(св. Игнатий Брянчанинов).
Крещение является входной дверью в Церковь Христову, через которую человек входит внутрь Её и может пользоваться уже всеми Её дарами. Всеми таинствами, в которых Сам Бог невидимо подаёт Свою помощь в нашем спасении в нашем намерении очистить свою душу от болезней и страстей, которые мы и унаследовали и приобрели сами.

И святитель Димитрий Ростовский призывает страждущих: «Всякий врач, хотящий вылечить телесную болезнь, ищет ее причину: от еды ли, от питья или от какого случая пришла. Но учителя церковные говорят, что во всякой болезни повинен грех…Хотим ли от телесных болезней избавиться? Прежде всего, их причину, грех, вылечим покаянием. Ибо и Христос Господь, добрый Врач, желая уврачевать расслабленного телом, вначале расслабление души его, то есть грехи, лечит, говоря: чадо! Прощаются тебе грехи твои. И потом уже: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9:2, 6)»
Вот и вы сегодня вошли не просто в красивое здание, а в лечебницу, потому что ощутили себя в отрыве от Бога немощными и больными. Кто то болен тщеславием, кто то жадностью, другой завистью, а кто то чревоугодием и обьядением…. Нет в мире ни одного духовно здорового человека. И неизвестно где больше болезней, в медицине или в духовной части человечества.

И можно ли представить себе, что больной язвой желудка осуждает больного циррозом печени, или больной со сломанной рукой судит больного со сломанной ногой…Конечно же только безумный на такое способен. Точно так же и в духовных наших немощах, можно ли судить друг друга? Может ли жадный судить завистливого, или обжора судить пьяницу, пьяница блудника…? Конечно нет! Все мы ужасные духовные инвалиды. Все мы избиты и изранены.

Потому не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите да не судимы будете » (Мф 7.1)

Христос после своего воскресения являлся своим ученикам во плоти изъязвлённой страшными ранами, которые трогал руками один из учеников, чтоб убедиться в том, что Иисус ожил, а не призрак явился им. Укрепил Он их в вере и повелел им идти по всему миру и научать вере все народы и каждого человека, после чего крестить:- Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Крещение.

Ваше сегодняшнее крещение - и есть первый шаг к вашему духовному оздоровлению. Израненная душа, облитая слезами покаяния радуется началу спасения. Лишь после этого и тело будет погружено в холодную воду как в холодную и сырую могилу, в которую погребаются сегодня все ваши грехи. Из вод крещальной купели, выходит новый человек. Христианин. В первые века христиан называли христами.

Сегодня крещаемому прощены будут все преступления за все годы его жизни. Он как чистый лист бумаги.
Но! Характер ваш и все страсти не пройдут сразу и сегодня сами собой,не исчезнут, хотя бывают такие чудесные случаи, но редко. Как и бывают случаи внезапного полного выздоровления безнадёжных больных в день крещения или после него начинается оздоровление. Это доказывает как слитно живут душа и тело меж собою, и как здоровье одного напрямую зависит от здоровья второго.

Но вы так же свободны творить что хотите. Свободны выбирать добро или зло. КРЕЩЕНИЕ – это входная дверь в Церковь. Кто не вошёл в эту дверь тот не вошёл и в Церковь.
Церковь составила обряд крещения для человека, который захотел последовать за Христом. Этот обряд напоминает нам таинство венчания жениха и невесты, где невестой является душа крещаемого человека, а Женихом - Сам Христос, Сама Любовь.

Для Бога один человек никогда не похож на другого; каждый для Него - единственное в своем роде дитя, и каждому предназначена вся любовь и вся сила Божия. По любви Божией душа стала невестой бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его красоту (Ефрем Сирин).
В этом таинстве душа сочетается со Христом и становится его невестой, отрекаясь от всех предыдущих своих грехов и от учителя зла-дьявола. Душа венчается с Великим Мучеником, венчается с Богом, душа венчается с Любовь. Нет более тяжкого труда на земле кроме как трудиться над собой и одерживать победы над страстями и дурной наследственностью, над своими привычками, над своим характером и над своим языком и возделывать в себе любовь к Богу и к каждому своему ближнему. Человек берёт крест на котором будет распинать своего ветхого человека. А с креста не сходят, с креста только снимают. Солёным потом и кровью вы будете добиваться победы над собой, чтоб быть верным Жениху и не возвращаться в плен демонов- мучителей.

Сегодня в душу человека будет всеяно Семя Самого Христа, Нового Адама.

Для того, чтобы что-то зародилось, по-другому зачалось, нужно ведь семя. И всякое семя несет в себе всю информацию своего первоисточника. Точно как в землю всевается семя и из него вырастает точное подобие первоисточника, так и в нашу душу всеваются семена духовные. Они могут быть от Бога, когда сеет Дух Святой, они могут быть от дьявола, но и сами мы обильно сеем. Мы же часто чуждые нам мысли воспринимаем как свои. Но чаще всего это совсем не наши мысли.

Принятое семя от Бога преображает человека. Семя, посеянное дьяволом, разрушает душу человеческую. Всякое семя прорастает и растет и приносит плод подобный себе . Так – же и духовные всходы в душе человеческой растут и укореняются. Потому – то не так легко сквернослову отвыкнуть от злословия, не так – то легко вырвать все всходы посеянные в наши души дьяволом, которые с годами укоренились. Человек мыслит словами и на том языке, который ему родной.

Семя духовное имеет в себе всю информацию. Оно растет и облекается в мысль. Мысль - же облекается в слово, а слово принимает образ. Ум, мгновенно изучив этот образ принимает решение и дает команду мозгу. А мозг - это своего рода телефонная станция. Он дает команды легким, гортани, языку и губам. Происходит рождение слова. Выражения. И каждое слово, произнесенное нами, есть наше дитя, наш плод за который мы в ответе. Святой Григорий Нисский так и сказал:-« Всякое произнесённое слово твоё , уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово. И уметь следить за мыслями,от кого они.

Всеянное Семя при крещении, его укоренение и возрастание во многом зависит от самого человека. Расцветёт и даст плоды или засохнет уже назавтра. Одолеть даже одну страсть в себе или даже привычку без помощи Самого Бога невозможно. Ибо за каждой привычкой или страстью скрыт сам дьявол со всеми своими бесами. Незря кто то сказал –«Следи за своими мыслями - они становятся словами, Следи за своими словами - они становятся поступками, Следи за своими поступками - они становятся привычками, Следи за своими привычками - они становятся характером, Следи за своим характером - он определяет твою судьбу!».

Но после крещения человек теперь может в храме подходить ко всем лекарствам- таинствам Церкви и почерпать из них силу и помощь Самого Бога для исцеления души и тела.

Почему спасение возможно только в Церкви Православной? Потому что – это единственное место на земле, где учение Самого Творца Бога через Господа Иисуса Христа ещё не испорчено и не изменено в угоду греховному миру сему, страстям человеческим. Только в Церкви накоплен и сохранён огромный духовный опыт людей за 2000 лет по исцелению души человека. Кто то возразит, что добрым и любвеобильным можно быть и без Бога и без Веры. Да, можно, но не зная и не понимая глубин духовной жизни и всех подводных острых камней в ней, человек способен погубить свою душу этим самомнением и самолечением без призывания на помощьГлавного Врача, Иисуса Христа и Его опытных исцелённых пациентов, которые успешно исцелены были и потому поделились своим опытом выздоровления духовного и достижения святости.. Они теперь называются Учителями Церкви, Святыми отцами.

"Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа (Мф. 6, 1-18); ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде: признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных. Напротив того, делатель евангельских заповедей всегда погружен в смирение: сличая с возвышенностью и чистотою всесвятых заповедей свое исполнение их, он постоянно признает это исполнение крайне недостаточным, недостойным Бога; он видит себя заслуживающим временных и вечных казней за согрешения свои, за нерасторгнутое общение с сатаною, за падение, общее всем человекам, за свое собственное пребывание в падении, наконец, за самое недостаточное и часто превратное исполнение заповедей"(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Без веры в Бога, без Христа невозможно угодить Богу, какие бы подвиги человек не творил. « Кто не собирает со Мною, тот расточает..»- говорит Христос.

«И правда, слышится странно: человек совершает высокий подвиг, жертвует жизнью ради ближнего, умирает ради того, чтоб другой мог счастливо жить, - и за душу такого героя можно сомневаться, что она спасена; ему еще может грозить ад? Разве такой поступок не омывает всех грехов человека? - Звучит как будто жестоко. Но посмотрим с другой стороны: если этот герой не ради Христа, не по учению Евангелия, не из веры христианской почерпнул силы в подвиге, если не Христовой силой совершилось это самопожертвование, не во Имя Божие, то тогда выходило бы, что и без веры, и без Христова искупления человек может спастись; значило бы, что в самом падшем человеке сохранилась та сила и чистота, которые достаточны для его оживления, для того, чтоб ему самому вырваться из цепей греха. Тогда зачем понадобилась страшная Жертва Голгофская, зачем учение Христово, Евангелие, Церковь? Зачем таинства, молитвы, посты, подвиги христианские? Тогда было бы достаточно только одного желания нашего и усилия воли, даже и вера не нужна... Как же это? (Архимандрит Лазарь (Абашидзе).

Святой Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении». То есть Православие – это правая вера, это – вместилище Истины. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь », Он – воплощенная Истина.

Жених и невеста

Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс.44 :11–12). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: «облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол.3 :12).

Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2 :10). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Христос (Мф.10 :37). Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. «Возлюбленные, – говорит апостол, – ...еще не открылось, чтó будем » (1Ин.3 :2). Покажется слава и достоинство невесты, когда с женихом своим благороднейшим браком соединится. Так откроется превеликая слава христианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она подобна будет прекраснейшему своему Жениху. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3 :2).

После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небесного своего Жениха, Иисуса Христа, с радостью и весельем (Пс.44 :16). «Господь их возвратит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным; ибо на главе... их веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» ( Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65 :13–14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19 :6–8).

Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе » (Ис.62 :5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков.«Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством » (Ис.61 :10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос.2 :19–20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою » (2Кор.11 :2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог .

(Святитель Тихон Задонский)

Предостережения.

Что же ожидает те души, которые сегодня сочетаясь с Богом и став живой частичкой Его тела, частью Церкви, обещая быть верным Жениху своему-Христу Богу, а уже завтра забывают о данном обещании? Своевременны и слова недавней проповеди святейшего патриарха Кирилла -"Если же человек перестает наблюдать за самим собой, он с легкостью делает ошибки, совершает грехи и преступления. Ведь Иуда не родился предателем. Наверное, вступая в круг ближайших учеников Спасителя, он и представить себе не мог, что предаст Господа. Но где-то произошел внутренний надлом, где-то были сняты внутренние тормоза, так что финалом стали предательство Божественного Учителя и самоубийство.
Пример Иуды должен предостеречь каждого из нас от легкомысленного отношения к своей внутренней духовной жизни.
(Патриарх Кирилл.Москва 2013)

"- Ешь, пей веселись!!! Бери от жизни ВСЁ! -вновь и вновь будет внушать вам дьявол. И уже сегодня кто то по приходе из храма сочинит гульбища и пьянки, отмечая это великое событие-Крестины. И внявший становится желанной добычей дьявола. Его цель- посмеяться над душой крещённого. Духовная блудница - это верующий человек, который, пообещав свою девственность Жениху - Христу, всё ещё гуляет «налево», к «старому мужу», кем является дьявол, плоть самого человека и в целом весь мир сей.

«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Блудница - это тот верующий, который хочет и Жениха-Христа не потерять и не может отказаться от любимого, старого «мужа». Поэтому такой верующий принимает только вид духовного брата, оставаясь при этом грешником. С такими «братьями» Павел призывал даже не сообщаться: «Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор.5:11).

Дьявол своей добычи просто так не оставит, и в конце концов утянет в вечные адовы мучения.

Спросите, а что же Бог? Почему не вступился? Ответ один - Бог сегодня больше чем вступается за вас. Он принимает вас в Своё Тело в этом таинстве и даже обещает вам сверхъестественные возможности и даже стать наследниками Царствия Его Небесного. Если имеете веру, сможете наступать на змея и на скорпиона, сможете исцелять и даже воскрешать мёртвых, сможете и горы передвигать… Ничего нет невозможного для верующего и любящего христианина. Первые христиане, почти каждый из них, одним прикосновением руки мог исцелить любого больного. Но самое чудо из всех чудес вы можете уже начать творить уже сегодня, это исправлять в себе испорченную свою душу, ориентируясь на Христа, Который Сам на Кресте распял свою пречистую Плоть за нас. Безгрешный за грешных, чистый за нечестивых. И мы этим примером призваны распинать свою грешную плоть, не давая ей властвовать над душой. Сам Господь сказал:тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7, 14).

Не думайте, что крещение решит все наши проблемы в жизни. Всё зависит от нашего искреннего глубокого покаяния. А крещение- это уже результат покаяния и веры. В противном случае можете и 100 раз окреститься и никакого крещения с нами не произойдёт. А в Церкви крестят только один раз в жизни,как и человек рождается в мир всего один раз. Нашего покаяния, нашего стремления стать лучше, более всего страшится дьявол. Он теряет в вас опору. Теряет раба своего .(А.И.Осипов)
По внушению дьявола первые люди в Раю захотели воровски без труда стать богами. И вот вы наплевав на дьявола и на все его дела, в прямом смысле плюёте слюной на запад. По сути вы покидаете его «духовный гарем» и объявили ему войну, встав в одни ряды со всеми христианами, со всеми ангелами и архангелами небесными, со всеми святыми угодниками божиими. Бежать с этого поля боя уже не получится.
Здесь или вечная победа будет или вечная погибель. Победа гарантирована только тому, кто теперь не оторвётся от Христа и будет соединён с Ним молитвою и всеми богослужебными святыми таинствами в Церкви. До последнего дня, до последнего своего вздоха будет идти война.

В молитвах у Бога вы будете просить не только здравия и благополучия, но и терпения,смирения… .А вот приобретаются то они как раз через искушения, т.е. через испытания, где закаляются просимые эти качества. Вас могут незаслуженно обругать, оскорбить, побить, у вас могут украсть, вам будут завидовать, вас лишат чего то…и т.д. и т. п. Вы не посмеете более оскорбить своего подчиненного по привычке, вы не сможете укрывать налоги от государства и проводить какие то махинации в деле, разорить конкурента. Не сможете украсть даже ржавого гвоздя и одного киловатта электроэнергии. Если у вас торговый бизнес, то вы прекратите торговать пивом, водкой и табаком.
Если вы думаете что войдя в храм рядом с вами все находящиеся люди, являются тотально-гуманными, просвещенными, толерантными, высококультурными, здоровыми, и т.д. то однажды ваше очарование обернется разочарованием. Точно так же как вы войдя в поликлинику видите вокруг себя различных больных. Где и врачи такие же люди и точно так же болеют и умирают. Так и в храме собираются все больные и душой и телом, в том числе и священники и епископы. Они ведь из тех же людей и того же общества. Не с Небес они свалились к нам. Потому можете услышать и заполучить иногда то от чего пытались скрыться в Церкви. И начинают шарахаться и в конце концов покидают храм…А зря. Разве вы убегаете из стен больницы, когда видите рядом больных и увечных. И здесь вы в окружении тяжко болящих.

"Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников"(Прп. Ефрем Сирин)

Тем и отличаются сыны Божии, что живут они в скорбях; а мир гордится роскошью и покоем. (Исаак Сирин)

Православие не может быть "удобным", если оно конечно, не подделка. Без боли в сердце нельзя прикоснуться к Богу . (Иеромонах Серафим Роуз).

О мирской суете

Когда священник совершает таинство Крещения, в одной из молитв он просит Бога о том, чтобы будущему христианину удалось в своей жизни избежать мирской суеты. Что такое мирская суета? Суета - это чрезмерные земные привязанности, дела, заботы и попечения. Обычно мы недооцениваем опасности всего этого. Однако суета очень опасна, потому что похищает у нас нашу жизнь, наше время, наши силы и в конечном итоге - нашу бессмертную душу. И об этом нас предупреждает Христос в Евангелии.

Вопрос задает Кооп Ирина – Deensen, Германия

Халло Денис! Крещение во имя Иисуса Христа или во имя Отца, Сына и Св.Духа? У нас первое.У нас в церкви дружат с других деноминаций. Если дело к свадьбе, то должны перекрещиваться во имя Иисуса Христа. Многие не соглашаются, т.к.веруют уже по 10 лет и более, а крещены во имя Отца Сына и Святого Духа. Но тогда брак не благословляется нашим пастором, они не могут стать членами церкви. Уже многие ушли. Ваше мнение.

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте Ирина!

В Вашем вопросе содержится фактически две богословские проблемы: 1) допустимо ли перекрещивать христиан? 2) какие различия в крещении во имя Отца, Сына и Духа Святого и крещении во имя Иисуса Христа?

Я уважаю выбор и решения других служителей, но все же позволю себе выразить собственную позицию, которую пытаюсь выстраивать на Писании, придерживаясь обще христианских догматических воззрений. Я допускаю, что это может не совсем вписываться в учение Вашей поместной церкви.

По первому вопросу, я подробно отвечал как-то. Меня спросили почему некоторые протестанты перекрещивают людей, тогда как православные не делают этого даже с приходящими с традиционных протестантских деноминаций.

Прежде чем прочтете дальнейший мой ответ, прочтите то что уже я ответил –

Как Вы заметили, в том ответе я оговорил лишь вопросы перекрещивания, связанные с приемом в лоно Православия бывших протестантов и, наоборот, православных в протестантизм. Так что, в Вашем случае можно было бы говорить о третьей причине, которой некоторые руководствуются для перекрещивания, а именно: непризнание крещения во имя Отца, Сына и Духа Святого.

Тут мы подходим ко второму вопросу: действительно ли это крещение? Можно ли крестить так?

В Писании сказано: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19). С другой стороны, в Деяних не раз встречается фраза, что апостолы крестили во имя Иисуса (Деян.2:38; 10:48; 19:5; 22:16).

Я не думаю, что в этом следует усматривать противоречие, так как первая церковь не противопоставляла крещение во имя Иисуса крещению во имя Отца, Сына и Духа Святого. Отчасти подтверждение этому можно видеть в одном из перечисленных отрывков о крещении во имя Иисуса, описанном в Деяниях.19:1-5 «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. 3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. 4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. 5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса...».

Когда Павел нашел учеников Иоанна, то он сначала принял их за христиан, так как начал им говорить сперва не об Иисуса Христе, а о Духе Святом. Но те ответили, что даже не слышали о Нем.

Такой ответ ефесян, удивил Павла, поэтому он уточнил: «во что же вы крестились?». Задумайтесь, какая логическая связь между тем, чтобы слышать о Духе Святом, и крещением? ПОЧЕМУ Павел строит так свой вопрос? Единственное решение этого ребуса, которое мы можем найти, заключается в том, что Павел знал, что хотя бы раз ефесяне (а он думал сначала, что они уверовали во Христа) могли слышать о Духе Святом во время крещения, когда их крестили во имя Отца, Сына и ДУХА СВЯТОГО. Но так как они сказали, что не слышали о Нем, то у апостола зародились сомнения об их приверженности ко Христу, и тогда он начал проповедовать об Иисусе: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».

И после написано, что Павел крестил их во имя Господа Иисуса.

Все это наводит на мысль, что в первой церкви эти формулировки крещения были взаимозаменяемы или же взаимодополняемы, но никак не противопоставляемы.

Но уже чуть позже, к концу первого века, христиане четко выработали свою позицию о крещении – крестить во имя Отца, Сына и Духа Святого. Это подтверждает и памятник раннехристианской письменности – Дидахе, датируемый первой половиной II века. Мы можем прочесть в Дидахе: «1 Что же касается крещения, то крестите так: предварительно всё это сказав, крестите в проточной воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. 2 Если же у тебя нет проточной воды, то крести в другой воде; если не можешь крестить в холодной воде, то крести в тёплой. 3 А если у тебя нет ни той, ни другой, то трижды полей водой на голову крещаемого во имя Отца и Сына и Святого Духа". (Дидахе. 7 – о крещении)

Так же можно найти свидетельство о том, что подобное крещение окончательно сформировалось к началу третьего века, периоду, когда еще канон Нового Завета не был утвержден. Апостольские правила (обратите внимание, что это важный исторический документ, но никак не эквивалент Священному Писанию) говорят «49 . Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен. (85 Апостольских правил)»

В последствии мы находим еще больше примеров подобного крещения.

Какую же позицию следует занимать христианам? Если человек был крещен во имя Иисуса или же во имя Отца, Сына и Духа Святого, но при этом он ВЕРУЕТ в догму о Триединстве Бога и другие общехристианские догмы, то он не нуждается ни в каких перекрещиваниях. Стоит отметить, что ранняя церковь достаточно строго относилась к этому вопросу и не позволяла перекрещивать, ибо крещение может быть только одно. Такая традиция до сих пор существует в Православии (как я писал выше) в отношении всех, кто сохранил догмы христианской веры.

Если же Вы относитесь к церкви, отрицающей Триединство Бога, то в таком случае, не удивительно, что этот вопрос столь болезненно принимается в Вашей церкви. Но Вам следует также знать, что большинство христиан не разделяют такие убеждения о Боге.

В любом случае, какая бы не была ситуация по поводу происходящего в Вашей поместной церкви, ни в коем случае не надо идти в чужой монастырь со своим уставом. Много Вы не добьетесь, а огорчения обретете немало. Пусть Господь даст Вам мудрость, как мирно, духовно, свято и не конфликтно действовать в Вашей ситуации.

Всех Вам благословений!

С уважением,

Денис Подорожный

(Матф.28:19) «Итак идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

Вынесенный в эпиграф стих из Евангелия от Матфея является основным из тех немногих евангельских мест, которые актуализируют миссионерство среди языческих народов. С ретроспективных позиций прочтение и понимание этого стиха довольно ясно и однозначно. Однако при этом, указанное прямое повеление Иисуса Христа вызывает у современных богословов довольно много вопросов, как в части самого текстуального содержания, так и в части гармонизации и согласования с историческим контекстом первой церкви и деяний Святых Апостолов. Следует сразу отметить, что наши рассуждения будут строиться в большей степени вокруг осмысления поднимаемых исследователями вопросов, нежели вокруг поиска прямых и однозначных ответов.

Согласно евангельскому повествованию Матфея указанные слова Иисуса были последним и поэтому, возможно, и самым важным наставлением Учителя апостолам. Вот, что удивляет: несмотря на довольно прямое указание, ни один из внимавших словам Господа учеников так и не стал апостолом для язычников; другими словами, никто из великих апостолов Иисуса не насаждал церкви в других народах. Если быть совсем точным в формулировках, то следует сказать, что не существует литературных или археологических свидетельств, с высокой степенью достоверности доказывающих факты миссионерских путешествий великих 12-ти апостолов в языческих странах.

Да, существует довольно богатая устная христианская традиция, дошедшая до нас в виде преданий, рассказывающих о многочисленных миссионерских путешествиях апостолов в чужие земли, особенно о чуть ли не кругосветных путешествиях апостола Андрея.Однако все существующие предания не позволяют говорить о них, как об очевидно достоверных повествованиях. Сама по себе тема устных преданий интересна, значима и заслуживает отдельного рассмотрения. Текст же Нового Завета не говорит о миссионерстве среди язычников кого-либо из 12-ти великих апостолов Иисуса. Можно отметить, разве что, пару коротких путешествий апостола Петра, однако и их сложно назвать апостольством среди языческих народов, особенно в свете следующего новозаветного текста из послания апостола Павла к Галатам: «…узнав о благодати, данной мне [Павлу], Иаков и Кифа [Петр] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным…» (Гал.2:9).

Важно напомнить, что в первоапостольские времена само по себе «апостольство» по большей части означало не что иное, как насаждение новых общин. Если опираться на новозаветные тексты и другие, более-менее достоверные исторические источники и при этом не учитывать сложившиеся и зафиксированные к позднему средневековью устные предания, то возникает довольно очевидный вопрос: почему, несмотря на прямое повеление Иисуса, никто из первых апостолов не исполнял указанной миссии?

Усиливает этот вопрос и делает очевидней еще одно наблюдение: во всем Новом Завете нет ни одного указания на то, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (как написано в рассматриваемом стихе из Евангелия Матфея), вообще когда-либо совершалось на практике. Об этом не упоминается ни в остальных трех Евангелиях, ни в Деяниях Апостолов, ни в Апостольских Посланиях. Напротив, из Деяний Апостолов следует, что в то время было общепринято крестить только во Имя Иисуса (см. Деян. 2:38; 8:16; 10:48; 19:5 и др.). С другой стороны, все иные важные учения Священного Писания имеют в Библии неоднократное и разностороннее подтверждение. Вот и возникает логичное недоумение: можно ли допустить, что повеление Иисуса проповедовать у народов, а также крестить их «во имя Отца, Сына и Святого Духа» было так быстро забыто Его учениками, что об этом ни разу не упоминается в Деяниях Апостолов?

Поднимаемые и формулируемые вопросы, на самом деле, обсуждаются богословами довольно давно. Наиболее радикально настроенные теологи вообще поднимают вопрос текстуальной достоверности рассматриваемого стиха. Одним из наиболее значимых их аргументов является тот факт, что 24 раза из 29 у одного из самых ранних христианских историков Евсевия Кесарийского 19-й стих 28-й главы Матфея цитируется без формулы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Другим аргументом является факт прибавки слова «аминь» в конце 20-го стиха, что является явным разночтением относительно более достоверных текстуальных кодексов Нового Завета. [См. Bruce M. Metzger. A Textual Commentary on The Greek New Testament. Deutsche Bibelgesellschaft/German Bible Society, Stuttgart. 1994. - p. 61.] Консервативная же часть библеистического сообщества склонна в своих объяснениях опираться на все теже малодостоверные описания из преданий. Возможно, именно недостаток новозаветных указаний на миссионерство апостолов и стало основной причиной возникновения великого множества и разнообразия преданий, рассказывающих об этом.

Прежде, чем перейти к попыткам анализа самого текста и его реинтерпретации, позвольте отметить еще один усиливающий проблематику факт. В 10-ой главе книги Деяний Апостолов описывается ситуация, когда в сверхъестественном видении апостолу Петру трижды дается указание, чтобы он не почитал нечистым то, что Бог очистил (Деян.10:9-20). Прагматика этих слов была в том, чтобы трижды убедить Петра пойти и войти в дом «нечистого» для иудея италийского сотника Корнилия. И все это было необходимо для самой благовидной цели - для проповеди Слова Божьего, для миссии. Эта ситуация дает нам понять, что, несмотря на прямое повеление Иисуса о необходимости проповеди среди языческих народов, для апостолов, включая самого смелого из них, Петра, проповедь среди язычников оставалась делом «нечистым». Обратите внимание на следующие стихи: «Когда Петр пришел в Иерусалим, братья из евреев стали его попрекать: Ты ходил к необрезанным и даже ел с ними!» (Деян. 11:2-3).

Как же так? А как же повеление Иисуса идти и научить все [языческие] народы? Думается, такое положение вещей могло сложиться в одном из следующих случаев:
- Ученики правильно поняли последнее наставление Иисуса, но банально забыли о нем.
- Ученики неверно поняли эти, на первый взгляд простые слова, а потому и не исполняли их. Т.е. апостолы поняли одно и исполняли слова Иисуса так, как понимали, в то время как Иисус подразумевал нечто иное.
- Ученики всё поняли правильно, т.е. также как и мы сегодня это понимаем, но откровенно не послушались слов Иисуса Христа и не стали миссионерами в языческих народах.
- Провидя, что Его слова будут записаны и будут распространяться в каноне новозаветных текстов, этими словами Иисус обращался не к самим апостолам, а скорее вообще к грядущему церковному сообществу.
- И, наконец, апостолы там и тогда все правильно поняли и правильно исполняли слова Иисуса, однако это знаменитое наставление не совсем правильно в экзегетическом ключе понимается нами здесь и сейчас.

Вполне очевидно, что первая гипотеза звучит довольно абсурдно: крайне маловероятно, чтобы ученики забыли об этом повелении, иначе оно и не было бы зафиксировано у Матфея. Второе предположение возможно, но оно выставляет великих апостолов в довольно неприглядном свете, т.е. неспособными после трех лет ученичества понять простые слова их Учителя. По крайней мере, они, жившие в одной культуре и говорившие на одном языке с Учителем, должны были понять «великое поручение» значительно лучше нас, людей, далеко отстоящих от тех событий в культурном и временном аспектах. То же самое можно сказать и о третьей гипотезе: что это за «столпы Церкви», которые не послушны последней воле Господа!?

Остается еще два объяснения. Если смотреть на проблему через четвертую гипотезу, то картина может быть довольно согласованной. Однако если предполагать, что Иисус обращался с этими наставлениями не к самим апостолам, а к грядущим поколениям верующих, как бы пророчески, то по отношению к присутствовавшим ученикам это могло выглядеть, по меньшей мере, неэтично.

Отметим, что все больше исследователей склоняется в пользу последней из перечисленных гипотез. Придерживаясь аксиомы богодухновенности новозаветных текстов, сложно предполагать, что апостолы были неспособны правильно понять и запомнить последние наставления их Учителя, чтобы хотя бы не попытаться их исполнить. Довольно нелогично и то, что Иисус, игнорируя непосредственно самих учеников, оставил закодированное послание зарождавшейся церкви. Рассуждая с экзегетических позиций, в то время слова Иисуса, скорее всего, означали что-то иное, нежели то, что мы привыкли понимать; именно в соответствии с тем первоначальным смыслом ученики и пытались действовать. Важно попытаться найти и понять этот первоначальный смысл. Существуют определенные аргументы, которые следует учитывать при поиске экзегетического толкования.

Во-первых, «научить все народы» - это откровенно непосильная задача для дюжины учеников. Только в России проживает больше 150 народностей, в мире же их тысячи. Учитывая существовавшие в те времена коммуникации и средства передвижения, а также геополитическую ситуацию в мире, трудно представить, чтобы Иисус мог априори ставить такую задачу непосредственно перед 12-ю апостолами. И еще, если непосредственно само служение Иисуса в своей направленности осуществлялось на 99% к еврейскому народу, то сложно ожидать, что Его позиция в одночасье могла столь кардинально измениться и быть перенаправлена в сторону миссии к языческим народам.При этом нужно помнить, что эта задача оставалась у учеников под запретом (вспомним случай с Петром).

Семантическое поле греческого слова «этнэ», переведенное у нас как «народы» (от греч. «этнос», «народ»), согласно древнегреческих лексиконов может иметь в зависимости от контекста следующие значения: 1) общество, группа, толпа; 2) класс, сословие, особая каста; 3) пол; 4) племя; 5) народность, народ; 6) языческие племена, язычники, «не евреи»; 7) раса; 8) стая, стадо, рой. Конечно, далеко не все смысловые значения подойдут к макро-контексту Нового Завета, однако добрая их половина легко.

Еще несколько слов из лингвистики. Всего в Новом Завете используется примерно полдесятка греческих слов для обозначения в прямом и иносказательном смысле различных социальных групп. Вот основные из них: «охлос», «лаос», «фуле», «этне»,«глосса». Все слова имеют различные оттенки, но точно определить между ними семантическую разницу сегодня довольно сложно, их лексические значения значительно перекрывают друг друга, порой же эти слова и вообще синонимичны. Так, например, русским словом «народ» переводят в некоторых местах в Новом Завете греческие «охлос», «лаос» или «этнос».

Продолжим. Сравнительный анализ переводов новозаветных текстов позволяет предполагать, что один из допустимо возможных переводов древнегреческого слова «этне» - это «племя». Стоит сравнить греческие тексты из книги Откровения - 5:9, 7:9, 10:11, 11:9, 13:7, 14:6, 17:15. Во всех этих местах, синодальный перевод термину «этнос» присваивает именно это русское значение «племя». Что еще примечательно, что почти во всех перечисленных местах, слово «этнос» употребляется совместно с «лаос», «охлос» и «фуле». Что от этого может меняться? Поясним. Синонимом слову «этне» в значении«племя» является другое греческое слово - «фуле». В свою очередь слово «фуле» имеет еще один перевод, как «колено». Отметим еще раз, по той причине, что по прошествии без малого 2000 лет крайне сложно четко и однозначно очертить первоначальные смысловые границы древнегреческих слов, некоторые значения у синонимичных терминов могли мигрировать от одного к другому.

Тут важно учитывать следующий немаловажный факт. Из писем ранних Отцов Церкви, а именно из цитат Папия Иеропольского, приводимых Евсевием Кесарийским, известно, что Евангелие от Матфея было первоначально написано Матфеем на иврите. Процитируем Папия: «Матфей на еврейском диалекте (men un Hebraidi dialektw) изречения [Господни] записал, переводил (hermeneusen) же их кто как мог» . Если опираться на это свидетельство, то уместно утверждать, что Евангелие от Матфея первоначально было написано на древнееврейском или арамейском языке и лишь впоследствии переводилось на греческий язык. За переводчиками оставалось уже их относительно авторитетное право, какими греческими аналогами переводить еврейско-арамейский текст. Вполне возможно, что они могли использовать как «фуле», так и «этне» для перевода одних и тех же слов, как слова «племя» или «колено». Получается следующее: допустимо предполагать, что Иисус первоначально сказал на древнееврейском или арамейском языке следующее: «Идите и научите все колена (племена)...». Какие племена или колена? Может все-таки израильские?

Рассмотрим еще один широко цитируемый текст: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8) Весь вопрос с этим стихом в фразе: «…kai heos es’hatu tes ges» («…и даже до края земли» синод. перевод). Что можно сказать? По крайней мере, одна неточность в переводе очевидна: либо это издержки чрезмерной литературной обработки (что возможно), либо умышленная недоработка переводчиков. Слово «эсхату» - это не существительное, а прилагательное, т.е. правильнее будет перевести как «крайняя, отдаленная, последняя земля». Нет достаточных оснований здесь применять русское идиоматическое словосочетание «край земли» или «край света».

Другое важное греческое слово «ге» очень близко, почти тождественно по значению русскому слову «земля». Оно является одним из образующих корней для таких современных слов, как «геология», «геодезия», «география», «геополитика» и др. Так вот, это слово может равнодопустимо означать: а) земля, как планета; б) земля, как стихия и вещество; в) земля, как суша; г) земля, как почва; д) земля, как земельное владение и е) земля, как страна, край. Есть вопросы и к словосочетанию «даже до». При более буквалистском подходе слово «хеос» может означать либо просто «до», либо «вплоть до», или «пока», или «до тех пор как», или «доколе». Что тут получается? А может получиться вот что: «…и будете мне свидетелями… до крайней земли». Крайней земли? Какой? Чьей? Может быть еврейской? И если Иерусалим, Иудея и Самария - это еврейские земли, то почему крайняя земля - нет?

Обратим внимание еще и на тот факт, что в классической интерпретации с представляемыми масштабами присутствует определенная несоизмеримость. Сначала ученики будут свидетелями в Иерусалиме, т.е. положим, в радиусе 3-5 км, затем они должны стать свидетелями в Иудее, в радиусе пары десятков километров. Самария - можно добавить еще десяток-другой километров. И затем, согласно классической интерпретации, сразу же идет 20 000 км!? Посмотрите на получающийся числовой ряд: 5, 20, 60, 20000. Не всяким экспоненциальным уравнением можно описать такой взлет. Это кажется странным. Это звучит так же, как если бы кому-нибудь было указание, что он будет свидетелем в центре Москвы, во всей Москве, в ближнем Подмосковье и даже до Гавайских и Алеутских островов!? С другой стороны, если Деяния 1:8 интерпретировать как «до крайней [израильской] земли», тогда последовательность чисел становится гармоничной: 5, 20, 60, 200 км.

Пока рано делать выводы и окончательно строить теорию, но серьезные предпосылки на формулирование нового подхода к реинтерпретации обозначенных текстов совершенно очевидны: скорее всего, апостолы правильно поняли слова Иисуса, адресованные, прежде всего, именно им; они были послушны наказу Учителя. Проблема может быть в том, что в нашу классическую интерпретацию вкралось историко-ретроспективное айзегетическое искажение прагматики слов Христа: прямые указания Христа своим 12-ти еврейским ученикам не касались миссии в языческих народах, что гармонично согласуется с макро-контекстом Новозаветных Писаний [айзегетика - привнесение чужеродного смысла в текст - прим. ред.].

Однако закончить хочется на другой ноте. Даже если представленная гипотеза верна, нужно помнить, что миссия к язычникам все же была осмыслена, сформулирована и зафиксирована в Священных Текстах, правда уже апостолом язычников - апостолом Павлом. И это было не что иное, как прямое божественное откровение, которое апостол Павел осознает, но далеко не одномоментно, а на протяжении многих лет.

Но эта большая и важная тема заслуживает отдельного рассмотрения.