Эос в древнегреческой мифологии. Значение слова эос. Мужчины в жизни Эос

Эос в древнегреческой мифологии. Значение слова эос. Мужчины в жизни Эос
Эос в древнегреческой мифологии. Значение слова эос. Мужчины в жизни Эос

В воздушных высотах, меж ночию и днём,

Тебя поставил Бог, как вечную границу,

Тебя облёк Он пурпурным огнём,

Тебе Он дал в сопутницы денницу.

Когда ты в небе голубом

Сияешь, тихо догорая,

Я мыслю, на тебя взирая:

Заря, тебе подобны мы:

Смешенье пламени и хлада,

Смешение небес и ада.

Слияние лучей и тьмы.

А.С.Хомяков /1/.

Образ греческой богини богини Зари редко встречается в картах Таро и Оракулах . Мы знаем этот образ в оракуле Ancient Feminin Wisdom (Древняя женская мудрость ), в Таро «Союз Богинь » (VII Аркан ) и, пожалуй , все. В колоде God d ess Tarot есть карта под названием Зори , авторы соотносят ее с XIX Арканом . Красивая энергетичная карта , но это образ славянского пантеона , поэтому ее разбор будет предметом другой статьи .

Богиня Эос сложный, противоречивый, неоднозначныйархетип, вызвавший у нас многосильныхчувств, ассоциаций и размышлений.

Эос — присутствие того, чего нет...

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»

Гомер

Внемли, богиня, для смертных ведущая день светоносный,

Ярко горящая Эос, что мир обагряет румянцем!

Светлого ты предвещаешь Титана, великого бога,

Путь непроглядной ночи направляешь в подземные глуби

Прочь её, мрачну, шлёшь, когда востекаешь на небо.

Ты — проводница в делах, глава в человечекой жизни,

Ты — отрада для смертных: никто избегать не стремится

Вышнего ока Зари при её появлении в небе, —

Нет, но когда ты сладостный сон от вежд прогоняешь,

Рад человеческий род, и рады народы животных,

Рады пернатые птицы и всё население моря,

Ибо живущим на свете даруешь ты поприще жизни.

Ныне же в мистах умножь горение света святого!

Орфический гимн

Эос (H w z) богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса. Считалось, что Эос живет в далекой Эфиопии, каждый день она выезжает через серебряные ворота и едет впереди Солнца, окрашивая небо в розовый цвет. Эос посылает свои лучи вначале на Олимп, чтобы известить богов о наступлении нового дня, а потом на землю, чтобы разбудить людей. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни /3/.

Интересно состояние природы на рассвете. Переход от ночи ко дню. Самое холодное время, сгустившаяся тьма, какая-то особая тишина в мире, ни ветерка... И вот — падает роса, просыпаются птицы, светлеет небо... Перелом! Поворот! Все вокруг заиграло, засветилось, зазвучало, пришла Заря!

«Заря — небесная огненная сфера, озаряющая ландшафт и свидетельствующая земле о небе» — приводит определение из словаря Даля. Вяч. Океанский, разбирая метафизику стихотворения А.С. Хомякова «Заря», которое мы взяли эпиграфом/1/.

Свидетельствующая земле о небе! Вот какова функция Зари! Свидетельствовать земному, то есть, проявленному, вещественному о небесном, о непроявленном, о небесном огне, о духе. Быть невещественной, но одновременно с этим проявленной, проявленной в свете, который она предваряет.

«Есть передо мной что-то недостижимое и непостижимое. А я обречена на что-то промежуточное, — слова оператора в контакте с архетипом богини Эос — Я — переход, который должен быть все время между днем и ночью. Я — переход. Мне хочется стать чем-то определенным».

Архетипу зари соответствует переходное, пограничное состояние, пограничное не в смысле диагноза, а в смысле границы. Как контрольно-следовая полоса на заставе. Тут «до», а там уже «после»... «Солнце уйдет, день уйдет, я еще тут. Ночь придет». Без нее, без Зари, не может быть отдельно дня, отдельно ночи. «Без перехода ничего не бывает. Переход очень важный момент. Переход самодостаточен».

Как оказалось, в наших исследованиях это состояние перехода одновременно динамично-торопливое и растекшееся по пространству, неосязаемое и плотное, танцующее и сворачивающееся в золотистые спирали. «Спирали тьма — свет, клочья света во тьме, клочья тьмы в свете».

Эос — это горизонтальные лучи от того, чего еще нет. Это плотность, телесность на уровне эфирного тела.

Во внешности женщины этот архетип может проявляться гибкостью, изяществом, спортивностью. Она привлекает своей внутренней искристостью и многоцветностью, непостижимым образом считываемой окружающими. Светло-рыжие локоны то развиваются на ветру, то мягко ложатся на глубокое декольте. Чуточку розоватая, белая кожа, местами милые веснушки, широко распахнутые глаза, подвижность, легкость, танцующая походка — дают возможность всегда выглядеть юной, независимо от реального возраста.

«Я бываю золотистым вихрем, растекшимся по облакам...». Она разная, чаще бывает напитывающей, наполняющей радостью и задором, хрустальной и переливчатой, как утренняя роса. Помните, у Дольского: «Тебе идет любой наряд, ты каждый день бываешь разной...». Может это о ней, о женщине — Эос?

Состояние

Первое ощущение оператора, погрузившегося в архетип богини Зари Эос? отвлекли от дела. Она занята своими делами и недоумевает: кому бы могла понадобиться. В связи с этим возникает небольшое раздражение и небольшая тревожность.

Она знает, что приносит другим радость, но ей самой чего-то будто бы недостает. «Я обречена на что-то промежуточное, — слова оператора в контакте с архетипом. — Я — переход. Мне хочется стать чем-то определенным». Когда переход произошел, ее убирают. Тут вспоминаются жизненные ситуации, когда назначают руководителей на период создания предприятия или его расформирования, на период перехода. Антикризисный управляющий, представитель внешнего управления.


Эос все время в движении и занятости. Ей надо везде успеть, везде быстрее быть, все время куда-то перемещаться, ничего нельзя упустить. Она — переход. Ее функция обеспечить рождение, появление чего-либо, кого-либо. Есть такие люди. Мы их называем по-разному, часто проводниками, сводниками, свахами, и т.д.

Эреб (Мрак)и Никта (Ночь) рождают Гемеру (День). Именно этот момент рождения — творческий акт Эос. Именно переход, как некое самостоятельное, отдельно выделенное состояние. А уж сам переход может быть разным: коротким, протяженным, быстрым, медленным.

Эос подготавливает появление Солнца. Так специалисты по протоколу, церемонимейстеры или режиссеры массовых мероприятий подготавливают появление значительной фигуры перед народом, так новички разогревают публику перед появлением звезды в эстрадном шоу, так клоун на манеже веселит публику, пока униформисты готовят клетки для львов. Именно богиня Эос покрывает траву утренней серебряной росою, будит птиц, чтобы они своими переливами встретили грядущий день. Именно Эос приводит людей в белых жреческих одеждах к алтарю для мистериального приветствия великого Солнца.

И здесь интересный момент — радость во все бегающее, поющее, шипящее, растущее вселяет она, богиня Эос, но в большинстве своем окружающие приписывают это Солнцу. А ей не хватает признания. И ничего с этим поделать нельзя. Так мир устроен. И женщинам типа Эос остается только смириться с тем, что аплодисменты достанутся другим, а ей самой надо бежать дальше.

Эос обладает удивительным качеством — питать все вокруг. Птиц, листья, траву, зверушек, людей. И при этом ничуть сама не истощается.

«Я их питаю, но не заканчиваюсь. Через меня их питает Эреб». Мы знаем таких людей, перебросишься с ними парой фраз, и уже чувствуешь себя бодрее, и уже в пробке не так скучно торчать, и ворчать на сослуживцев уже не хочется. Люди архетипа Эос — проводники радости, проводники энергии жизни, энергии созидания.

Проявление в родственных отношениях

Девушка типа Эос глубоко чтит своих предков, среди которых наверняка есть незаурядные личности.

Но вот своих родителей она как бы не замечает. Самостоятельная и независимая она не очень то о них скучает. И совсем другое дело именитые родственники!

Глубокое почтение к деду — великому Урану. Для Эос ее дед — мощная сила, которую он дает внучке. С этой силой она контактирует, она ее реализует в жизненном пространстве, «дает протяжение этой силе».


У нашей героини, очаровательной Эос, чаще всего есть братья и сестры. Родные, двоюродные, многоюродные... А с ними, как порой бывает среди братьев и сестер, отношения неоднозначные. Много конкуренции. Эос часто чувствует себя недооценённой. «Я иду к Солнцу. Солнце непостижимо и недостижимо, как старший брат. Я его никогда не достигну. Это мой идеал. Что-то к чему я постоянно стремлюсь. Я появилась, что бы к нему стремиться».

Может это о женском неумеренном стремлении к достижениям? Об одержимости анимусом?

С большой почтительностью и благодарностью Эос относится к своему руководителю, работодателю (Эребу). Возможно, он тоже ее дальний влиятельный родственник «Меня поставил Эреб. Он мой повелитель (оператор кланяется). Он повелел. Я есть».

Эос хорошая мать. У нее от титана Астрея три сына — ветра Борей, Нот, Зефир и дочери — звезды. Да, здесь есть взаимопонимание матери и детей, возможна даже совместная работа.

Любила она очень своего сына Мемнона от смертного мужчины Титона. Сын погиб в бою под Троей в бою с Ахиллом. Вот как это описывается в мифе.

«...Он был сыном прекрасной богини зари Эос и Тифона и родственником Приама. Никто из смертных не мог сравняться с ним красотой. Подобно утренней звезде, сиял он среди войска троянцев в своих золотых доспехах, выкованных самим богом Гефестом.

Достойным противником Ахиллу был Мемнон, могучий сын богини. Снова закипела неистовая битва под стенами Трои. Впереди троянцев бился Мемнон, впереди греков Ахилл. Но он избегал встречи с Мемноном. Знал сын Фетиды, что если он убьет Мемнона, то вскоре погибнет и сам от стрелы Аполлона...

Ахилл же ранил Мемнона копьем в плечо. Не обратил Мемнон внимания на рану, он сам ранил в руку сына Пелея. Обнажили мечи герои и бросились друг на друга. Оба они были равны друг другу силой, оба были сыновьями богинь, на том и другом сверкали доспехи, выкованные богом Гефестом. Прикрывшись щитами, бились герои. С высокого Олимпа смотрели боги на этот поединок. Матери героев, богиня Эос и богиня Фетида, молили Зевса каждая за своего сына. Взял Зевс золотые весы, положил на них жребий героев и взвесил их. Низко опустился жребий Мемнона, сулил ему рок пасть от рук Ахилла. Зарыдала богиня Эос: она должна была потерять нежно любимого сына. Наконец, взмахнул своим тяжким копьем Ахилл и пронзил грудь Мемнону. Темным облаком в знак печали покрылась богиня Эос. Послала она на поле битвы своих сыновей, богов ветра, и принесли они тело Мемнона далеко на берега реки Эсепа. Там оплакали его юные нимфы и соорудили ему гробницу.

Эфиопы же были превращены богами в птиц. С тех пор каждый год прилетают они на берега Эсепа к гробнице Мемнона и там оплакивают своего царя»/6/.

Как-то даже трудно об этом писать, но не исключено, что нашей героине придется перенести подобную тяжелую утрату. Дай-то Бог, что бы беда обошла ее стороной!

Мужчины в жизни Эос

Рядом с прекрасным Тифоном в постели проснулася Эос

И поднялась, чтобы свет принести и бессмертным и смертным.

Так розоперстая Эос себе избрала Ориона.

Клит был похищен с земли златотронною Эос богиней

Из-за его красоты, чтобы жил он в собраньи бессмертных.

Гомер, "Одиссея", пер. Вересаева

Первым мужем Эос был титанид Астрей. Их сыновьями были боги ветров: Борей, Нот, Зефир, а дочерьми — звезды на своде неба. Астрей восстал против Зевса и был низвергнут в преисподнюю. В нашем опыте не было ни слова об Астрее, по этой причине о нем мы ничего не пишем.

А вот Ветер упоминался часто. «Ветер мой друг, я его понимаю. Мне хорошо с Ветром. Люблю птиц, потому что они тоже с Ветром». В этом взаимодействии много игры, танца, легкого флирта, эдакого драйва, необходимого каждому человеку, что бы жизнь радовала. Такое впечатление, что это скорее милый друг, единомышленник, но не любовник.

Похоже, что у женщин архетипа Эос есть друг, возможно, они вместе работают. Тот, с кем можно за чашечкой кофе всласть поболтать, посоветоваться, пококетничать в новом наряде, и даже поплакать, когда тяжело на душе.

Миф описывает несколько ярких любовных историй богини Эос, к которым мы и отсылаем интересующегося читателя.

Особенно выделяется история с Афродитой. Вот как описывает ее Р.Грейвс.

«Раздосадованная однажды тем, что застала Ареса на ложе Эос, Афродита внушила Эос вечную страсть к смертным юношам, которых она с тех пор стала соблазнять одного за другим, стесняясь и делая все в тайне. Сначала ее возлюбленным стал Орион, затем Кефал, затем внук Мелампа Клит. Причем все это время она была женой титана Астрея, которому родила Северный, Западный и Южный ветры, а также Утреннюю звезду и, по мнению некоторых, все другие звезды на небесах /4/.

Возможно это аллегория, как считает Р.Грейвс. На рассвете у мужчин часто возникает влечение.

А можно и иначе взглянуть. В реальной жизни много подобных примеров.

Влюбчивая женщина Эос. Эротизм Эос отличается от эротизма Эвриномы. Эвриномой двигала творческая потребность быть оплодотворенной для сотворения, созидания. Эротизм Эос носит скорее эстетический характер. Она влюбляется в красивых мужчин и реализует взаимное влечение. Кто-то, возможно, станет осуждать ее многочисленные связи, а кто-то, возможно, поймет, что женщины могут также влюбляться в красивых мужчин, как общественным мнением дозволено мужчинам влюбляться в красивых женщин.

Для архетипа богини Зари характерны разновозрастные увлечения. Мы все знаем много примеров, когда зрелые женщины увлекаются юношами, возможно еще и не повзрослевшими, принадлежащими пока еще своим матерям. Эти связи могут быть легкими, не продолжительными, без особых взаимных обязательств.

А найдется ли кто-то, кто сам без греха,что бы судить Эос?

Совет — Дарить людям радость не скупясь.

В исследованиях архетипа богини Эос использовался метод фокусировки архетипа В Лебедько и Е.Найденова /7/.

Литература:

3. Р Грейвс. Мифы древней Греции,- Екатеринбург, У-Фактория, 2005.

4. Владимир Шмаков. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Изд-во » София", Киев, 1993г.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

7. Лебедько В., Найденов Е. - Архетипотерапия./ « Золотое сечение». Пенза, 2010.

См. также `Эос` в других словарях

Эос

Аврора; заря

Словарь русских синонимов

В древнегреческой мифологии богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Полюбив Тифона, она выпросила ему у Зевса бессмертие, но позабыла оговорить вечную юность, так что, когда Тифон состарился и одряхлел, он превратился в цикаду. У римлян Эос отождествляется с Авророй. [ Греческие боги ]

Aurora, богиня утренней зари, дочь Гипериона и Фии, сестра Гелия и Селены. Hesiod. theog. 371. Имя ηώς, эолическое αυως, происходит от αημι, αυω, «вею» , т. к. с началом зари соединен обыкновенно ветерок; так и Aurora происходит от aura. Розоперстая (ροδοδάκτυλος, «вследствие пяти бледно-розовых, идущих перпендикулярно к горизонту лучей, которые заметны в Малой Азии и Греции, вообще на юге перед восходом солнца» , Ameis к Ноm. Od. 2, 1), блестящая богиня в шафранном одеянии (κροκόπεπλος, ср. Verg. Aen. 7, 26. Aurora in roseis fulgebat lutea bigis) поднимается рано утром с ложа из Океана и приносит людям и богам дневной свет, являясь на небе перед своим братом Гелием на колеснице, запряженной белыми и розовыми л...

ЭОС - в греческой мифологии богиня утренней зари. Ей соответствует римская Аврора.

Эос

в древнегреческой мифологии богиня утренней зари, сестра Гелиоса (солнца) и Селены (луны). Греки представляли ее прекрасной молодой женщиной, чьи пальцы и одежда сияли золотисто-розовым блеском, когда она утром поднималась на своей колеснице на небо. У Гомера постоянная формула, возвещающая начало дня: «Встала из ночи златая, с перстами пурпурными, Эос» (перевод В. А. Жуковского). В древнеримской мифологии ей соответствует Аврора.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Эос в греческой мифологии богиня утренней зари. Ей соответствует римская Аврора.

(Ηώς, Aurora). Богиня утренней зари, дочь Гиперона и Фии, супруга Тифона, сына троянского царя Лаомедонта. Каждый день по прошествии ночи она поднимается из Океана в своей колеснице, запряженной быстрыми белыми и розовыми конями и открывает ворота Востока. Она родила Астрею ветры, а Тифону Мемнона, царя Эфиопии, который был убит Ахиллесом под Троей. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

(греч.). Богиня утренней зари.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

То же, что аврора.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

богиня зари у древн. греков.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

у древних греков, розоперстая богиня утренней зари.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

Эос

(эол. Αυως, ион. \"Hώίς, дор. \"Αώς, атт. \"Έως, из пра-греч. ausos; сюда же относится лат. Aurora) - богиня зари, дочь Гипериона и Теи, сестра Гелиоса и Селены (по другим вариантам она была дочерью Гелиоса; матерью её считалась иногда и Ночь). Э. появлялась ранним утром, выходя из океана, и на колеснице, запряженной прекрасными лошадьми, возносилась на небо. Поэты, начиная с Гомера, описывали красоту Э. и её великолепие, называя ее "розоперстой", "прекраснокудрой", "златотронной". "одетой в шафранный пеплос" и пр. Судя по многим сказаниям, Э. имела горячее сердце и влечение ко всякому красивому юному; если предмет её любви ей не отдавался добровольно, она его похищала. Так она похитила Клейта, Кефала, Ориона и Тифона, который сделался её супругом. Увлеченная его поразительной...

(греч. Heos, Eos )

в греческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и титаниды Теи (Феи), сестра Гелиоса и Селены. У римлян аналогичной богиней была Аврора.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Греческая богиня утренней зари (у римлян - Аврора). По Гомеру, Эос - "розовоперстая", пересекающая каждое утро в своей колеснице небосвод. В искусстве леген...

1. Богиня утренней зари в древнегреческой мифологии.
2. Модель «Фольксвагена».
3. Назовите древнегреческий аналог западнославянской богини Мерцаны.
4. Если верить Гомеру, эта древнегреческая богиня имела розовые пальцы.
5. В греческой мифологии - богиня утренней зари.
6. В греческой мифологии - дочь титана Гипериона и его жены титаниды Тейи. Любила все красивое, особенно красивых мужчин, которых.
7. Какой богине у греков соответствует римская Аврора?

эос

Э́ОС неизм.; ж. [с прописной буквы] В греческой мифологии: богиня утренней зари (соответствует римской Авроре).

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Изучение античной мифологии — увлекательное занятие. Древние греки верили, что на горе Олимп проживает целый сонм богов и богинь, управляющих людьми и миром. Одни отвечали за социальные сферы (брак, власть, ремёсла, плодородие, война), другие — за философские категории (смерть, время, жизнь, судьба, любовь, мудрость), третьи — за природные объекты и явления (день, ночь, звёзды, рассвет, море, огонь, земля, ветер).

Вслед за греками тем же олимпийским богам начали поклоняться и римляне, перенявшие у греков многие элементы культуры. Если говорить о различиях между древнегреческими и древнеримскими богами, то они весьма несущественны и касаются только имён. Например: Артемида — Диана, Посейдон — Нептун, Афина — Минерва, Зевс — Юпитер и т. д.

Что касается функций, родословных древ и взаимоотношений богов и богинь, то всё это полностью было перенесено из греческой мифологии в римскую. Так древнегреческий пантеон стал древнеримским, изменив лишь имена богов и богинь.

Место Эос (Авроры) в родословном древе

Изначально на Олимпе обитало 12 божественных существ: 6 мужчин и 6 женщин. Они стали прародителями следующих поколений богов и богинь. В одной из веток родословной, идущей от древнейших богов, и была рождена богиня утренней зари Эос (или, по древнеримской традиции, Аврора). Считается, что все древние богини являются носительницами разнообразных женских качеств и традиционно исполняемых ролей: матери, жены, дочери.

Эос (Аврора), богиня утренней зари — это представительница третьего поколения олимпийских богов. Её родителями были титан Гиперион и титанида Тейя. Имя Авроры происходит от латинского слова aura, что означает «предрассветный ветерок». Брат богини — Гелиос, сестра — Селена.

От её брака с титаном звёздного неба Астреем родились все ночные звёзды, а также все ветры: грозный и холодный Борей (северный), несущий туман Нот (южный), тёплый и приходящий с дождями Зефир (западный) и переменчивый Эвр (восточный).

Изображения богини

Богиня утренней зари призвана приносить дневной свет сначала на Олимп, затем на землю, сначала богам, затем людям. Греки считали, что Эос живёт в Эфиопии (на восточном крае Океана), а на небо въезжает через серебряные ворота.

Как правило, богиня изображалась в красно-желтом (или «шафрановом») одеянии и с крыльями за спиной. Часто она летела по небу на колеснице, запряжённой двойкой или квадригой белых коней (иногда крылатых, иногда нет). Один из коней носил имя Лампос, другой — Фаэтон.

Гомер называл богиню Эос «прекраснокудрой» и «розовоперстной». Последний эпитет объясняется тем, что на небе перед восходом солнца проступают розовые полосы, похожие на пальцы руки, которую протягивает вперёд Эос (Аврора). Богиня держала в руках сосуды, полные росы. Над головой у неё сиял нимб, солнечный диск или венец лучей. На многих изображениях римская богиня утренней зари предстаёт держащей факел в правой руке и летящей перед колесницей Сола (Гелиоса) — бога солнца — и ведущей его за собой.

Иногда её изображают летящей по небу верхом на Пегасе и рассыпающей вокруг себя цветы. На картинах с Эос-Авророй часто можно увидеть светлеющий утренний горизонт и отступающие ночные облака. Античные мифы объясняют алый или пунцовый свет зари тем, что прекрасная богиня была очень страстной, и небо стеснялось ночей, которые та проводила с возлюбленными юношами.

Эос-Аврора и её возлюбленные

Любвеобильность, которой славилась богиня утренней зари, проявлялась в её тяге к земным и смертным юношам. Эта слабость являлась следствием чар, которые наложила на неё другая обитательница Олимпа — богиня любви Афродита, которую охватил гнев и ревность после того, как Эос разделила ложе с Аресом, возлюбленным Афродиты. С тех пор, подчиняясь чарам, богиня зари влюблялась только в смертных, чья молодость и красота неизбежно увядали с годами.

Эос и Титон

Чувство любви и страсти к земным юношам было и благословением, и проклятием для бессмертной Эос. Богиня влюблялась, но не всегда была счастлива. Печальная история рассказывается в мифе о ней и её возлюбленном Титоне, сыне троянского царя.

Воспылав чувствами к прекрасному юноше, она похитила его и перенесла на своей небесной колеснице за восточный край Океана, в Эфиопию. Там Титон стал царём, а также мужем прекрасной богини, которая родила от него горячо любимого сына, полубога Мемнона.

Будучи бессмертной и желая продлить своё счастье навсегда, Эос попросила верховного бога Зевса даровать бессмертие и Титону. Однако по рассеянности, свойственной влюблённым, розовоперстная богиня забыла уточнить, что юноша должен стать не только бессмертным, но и оставаться вечно молодым. Из-за этой фатальной ошибки счастье Эос и Титона продлилось недолго.

Человеческий век короток по сравнению с вечностью жизни божества — скоро голова возлюбленного покрылась седыми волосами, и вчерашний юноша превратился в дряхлого старика. Он больше не мог быть мужем богини, по-прежнему молодой и прекрасной. Поначалу Эос очень страдала от того, что ничего не могла сделать: ведь она сама попросила вечной жизни, но не вечной молодости для Титона. Потом ей надоело ухаживать за бессмертным стариком, и она закрыла его в спальне, чтобы не видеть.

По одной из версий мифа, Титон был впоследствии превращён в сверчка сжалившимся Зевсом, по другой версии — самой Эос, а по третьей — он сам со временем высох, будучи запертым вдали от глаз, и обратился сверчком, чтобы жить в старых домах и напевать скрипучим голосом свою печальную песню.

Эос и Кефал

Другой миф повествует о любви прекраснокудрой богини к смертному юноше Кефалу. Поначалу эта страсть не была взаимной, и Кефал отверг Эос. Сражённая его отказом, богиня утратила интерес ко всему и даже перестала исполнять свою ежедневную обязанность — каждое утро провожать солнце на небосвод. Мир готов был погрузиться во тьму и хаос, но всех спас Купидон, пустивший стрелу в сердце Кефала. Так богиня обрела счастье взаимной любви и вознесла своего возлюбленного к себе на небеса.

Эос (Аврора) — богиня из античной мифологии, несущая рассвет и ведущая за собой солнце. Вне всякого сомнения, утро в представлении древних греков и римлян считалось очень красивым и поэтичным временем суток, поскольку богиня изображалась неизменно прекрасной и юной, а также влюбчивой и страстной.

(Аврора) - богиня утренней Зари, дочь титана Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса .

Сестра Гелиоса, розоперстая Эос, прешествует его появлению на горизонте. Каждое утро она омывает землю росой и распахивает свои розовые крылья. Как всякая женщина, Эос подвластна силе Эроса. Увидев со своей небесной высоты Титона, сына троянского царя, она его полюбила и унесла в свой терем на краю неба и земли. Желая делить с Титоном счастье вечно, Эос упросила Зевса даровать ему бессмертие, но по рассеяности, свойственной всем влюбленным, позабыла попросить о вечной молодости.

Титон - сын троянского царя Приама, возлюбленный Эос.

Шло время, и увядала красота Титона. На его лбу Хронос (Время) словно резцом прорезал глубокие морщины. Сморщились когда-то прекрасные щеки. Звонкий голос стал хриплым и дребезжащим. Не могла больше любить Титона Эос. Она сохраняла к нему лишь жалость. Поэтому она не сбросила его на землю, как поступила бы иная жестокая богиня, а держала в своем тереме за занавеской, стараясь видеть как можно реже, чтобы не страдать от горьких воспоминаний.
Однажды терем посетили боги, и, услышав из-за занавески хриплое старческое дыхание, устыдился Зевс, что выпрошенный Эос дар стал источником страданий и для нее самой, и для несчастного Титона. Отнял он у старца человеческий облик и превратил его в сверчка. С тех пор живет сверчок в старых домах и напевает свою унылую дребезжащую песенку.

Мемнон

Мемнон - сын Титона и богини Зари Эос. Царь Эфиопии.

От Титона родила Эос двух прекрасных сыновей-близнецов и дала им египетские имена Мемнон и Эмафион. Мемнон, как старший, стал царем солнцелюбивых эфиопов. Во время Троянской войны услышав, что троянцы терпят поражения, и что им не смогли помочь пришедшие с севера амазонки, решил оказать поддержку своему дяде Приаму. Под стенами Трои Мемнон убил многих недругов троянцев, но и сам пал от руки могучего Ахилла. За поединком героев, затаив дыхание, следили не только смертные, но и божественные матери сражающихся. Эос сделала все, чтобы ее Мемнон остался жив. Она дала ему два ветра, которые могли бы его унести в случае смертельной опасности. Но золотое копье Ахилла не дало промаха.
Обратилась Эос с мольбой к отцу богов, чтобы тот разрешил похоронить сына на его родине. Смилостивился Зевс, и ветры унесли тело Мемнона в Эфиопию, где мать устроила ему пышные похороны.
Неутешная Эос и поныне в час своего появления на небе продолжает проливать свои слезы-росинки, не в силах забыть о своем любимом сыне.

Генеалогия:

Титаны : часть этой ветви посвящена происхождению богини Эос, а также ее детям от разных браков.

На чтение 4 мин.

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос.
Гомер

H w z ) · богиня утренней зари, дочь и его супруги , сестра и . Считалось, что Эос живет в далекой Эфиопии, каждый день она выезжает через серебряные ворота и едет впереди Солнца, окрашивая небо в розовый цвет. Эос посылает свои лучи вначале на , чтобы известить богов о наступлении нового дня, а потом на землю, чтобы разбудить людей. Эос предшествует появлению на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни.

Первым мужем Эос был титанид . Их сыновьями были боги ветров: , а дочерьми – звезды на своде неба. Астрей восстал против и был низвергнут в преисподнюю.

Тогда у Эос появились новые возлюбленные. описывает богиню Эос, “розоперстую”, поднимающуюся со своего ложа, где она почивала вместе с возлюбленным , прекраснейшим сыном троянского царя , которого она похитила и унесла с собой в Эфиопию, где сделала царем. Она испросила у бессмертия для Титона, но забыла попросить вечной молодости: состарившись, он превратился в бессмертного сверчка.

От Титона родила Эос прекрасного сына и дала ему египетское имя . Он стал царем солнцелюбивых эфиопов – людей с пылающими лицами, обитавших на южной оконечности земли. Мемнон любил свои знойные пустыни и вознесшиеся к небу горы, где берет начало кормилец Египта Нил, и поэтому редко посещал чужие земли. Но услышав, что троянцы терпят поражения и что им не смогли помочь пришедшие с севера , решил оказать поддержку своему дяде . Под стенами Трои Мемнон убил многих недругов троянцев, но и сам пал от руки могучего . За поединком , затаив дыхание, следили не только смертные, но и божественные матери сражающихся. Эос сделала все, чтобы ее Мемнон остался жив. Она дала ему два ветра, которые могли бы его унести в случае смертельной опасности. Но золотое копье Ахилла не дало промаха.

Обратилась Эос с мольбой к отцу богов, чтобы тот разрешил похоронить сына на его родине. Смилостивился , и ветры унесли тело Мемнона в Эфиопию, где мать устроила ему пышные похороны. По другой легенде Мемнон был похоронен неподалеку от Трои. Черный дым, вырвавшийся из погребального костра, принял облик птиц, и замелькали в воздухе подобия острых крыльев, кривых клювов и когтей. Обретя плоть, птицы трижды облетели костер и, разделившись на два стана, вступили между собой в бой. Закружился над землей черный пух, словно бы принесенный ветром из страны эфиопов, и раздались крики резкие, напоминающие чужую, гортанную речь. И каждый год, сколько бы ни прошло с той поры лет, прилетают эти черные птицы, чтобы отметить кровавым сражением смерть Мемнона.

Неутешная Эос и поныне в час своего появления на небе продолжает проливать слезы-росинки, не в силах забыть о своем кратковечном сыне. Не забыли о Мемноне и люди. А поскольку никто не знал толком, где на южном краю обитаемого мира лежит земля управляемых Мемноном эфиопов, следы его искали и в персидских Сузах, и в Сирии, и, конечно же, у истоков полноводного Нила и Эфиопии, пока не нашли их в Египте. Там во время землетрясения в 27 г. до н.э. от двадцатиметровой статуи фараона Аменхотепа III отвалился камень, и с тех пор на заре стали слышаться странные протяжные звуки. Греки, ничего не слышавшие ни о каком Аменхотепе, сразу поняли, что это и есть Мемнон, который стонет, жалуясь своей матери Эос, как только она поднимается на утреннем небе. Многие специально приезжали в Фивы, чтобы послушать чудесный голос.

Греческий писатель Филострат так описывает эту статую, названную “колоссом Мемнона”: “Мемнон” изображен безбородым юношей с ликом, обращенным к восходу, а изваян он из черного камня со сдвинутыми ступнями… и с руками, упертыми в трон так, что он словно бы еще сидит, но уже порывается подняться… От прикосновения луча тотчас уста Мемнона разверзаются, а очи словно зажигаются блеском в ответ восходу, как это бывает у солнцелюбивых людей”.