«Не может дерево доброе приносить плоды худые. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые

«Не может дерево доброе приносить плоды худые. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 15 - 21.

15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20. Итак по плодам их узнаете их.

21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(Мф. 7, 15-21)

Поведав Своим последователям о пути, ведущем в вечную жизнь и научая их быть внимательными и осторожными, в конце Своей Нагорной проповеди Господь предостерегает от лжепророков, которых сравнивает с волками в овечьей одежде.

Александр Павлович Лопухин поясняет: «На ложном пути стоят ложные, обманывающие народ руководители. Это и есть лжепророки. Другие разумеют фарисеев, которые были учителями и развращали народ. Наконец, третьи – “еретиков” или ложных мессий, ложных христианских учителей, которых так много было в первоначальной апостольской церкви. Не трудно заметить, что Христос говорит здесь о ложных пророках в совершенно общем смысле как о лживых, обманывающих людях».

Выражения о волках и овечьих шкурах являются образными и встречаются в еврейской литературе. Израильский народ представлялся под образом овчего двора. Ложные пророки изображены в образе волков. Овца – символ простоты и кротости. Иносказательное выражение «быть в овечьей одежде» значило иметь внешний вид, личину простоты и кротости, чтобы под этой личиной легче и удобнее увлекать за собою людей неопытных. В применении к лжеучителям и льстецам это выражение означает тех, которые без милосердия и сострадания завлекают в свои ложные учения людей и тем губят их души.

Борис Ильич Гладков замечает: «Если не все они могут быть названы хищными волками; если некоторые из них ведут строгую, нравственную жизнь и не руководствуются в своем проповедничестве корыстными, хищническими или честолюбивыми расчетами; если они даже искренно заблуждаются в своем вероучении, – все же они, вводя других в заблуждение, сталкивая их с пути, ведущего в Царство Небесное, похищая у них, так сказать, это Царство, заслуживают уподобления волкам».

Далее Господь указывает, как можно отличить лжепророков от истинных учителей: Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 17-18).

И действительно, истинные пророки отличались бескорыстием, послушанием Богу, бесстрашным обличением людских грехов, глубоким смирением, любовью, строгостью к себе и чистотой жизни. Они ставили себе целью привлекать людей к Царству Божию и были созидающим и объединяющим началом в жизни своего народа. Хотя истинные пророки нередко бывали отвергаемы широкой массой современников и преследуемы людьми, находящимися у власти, их деятельность воодушевляла на добродетельную жизнь и подвиг лучших сынов еврейского народа, то есть вела к славе Божией.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Совсем другой образ действий и другие цели преследовали самозваные пророки, которых было немало. Избегая обличений грехов, они умело льстили людям, чем обеспечивали себе успех среди народной массы и милость сильных мира сего. Обещаниями благоденствия они усыпляли народную совесть, что вело к нравственному разложению общества. В то время как истинные пророки делали все для блага и единства Царства Божия, лжепророки искали личной славы и выгоды».

В конечном итоге деятельность лжепророков способствовала гибели государства, а вредными плодами их деятельности стали гордость и отторжение людей от Царства Божия. Именно поэтому Господь научает: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их (Мф. 7, 19-20), призывая смотреть на то, как они живут. Их дела будут свидетельствовать за них или против них.

Как мы видим, дорогие братья и сестры, лжепророки стремились лишь к привлечению внимания по отношению к самим себе, заслоняя собой Бога. Для христианина же это неприемлемо, так как наша жизнь должна нести в себе тихую добродетель, исполненную любви ко Господу и стремления самоотверженно служить Ему, принося добрые плоды христианства, то есть проявляя послушание Господу, исполняя волю Небесного Отца. Исполнением этой воли будет жизнь, очищенная от всякого тщеславия и превозношения, дабы люди, видя наши добрые дела, воздавали хвалу Отцу нашему Небесному. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

Итак по плодам их узна́ете их.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

От Матфея 7:15-21

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Мф.7:15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
Мф.7:16. По плодам их узнаете их.

Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: «берегитесь». Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их - уда. Овечья одежда - это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются.

Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Мф.7:17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

Лицемеры - это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево - это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.

Мф.7:18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Пока оно худо - не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо.

Мф.7:19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Мф.7:20. Итак, по плодам их узнаете их.

Это направлено против иудеев, ибо и Иоанн говорил им то же. Человека уподобляет дереву потому, что он может быть привит от бесплодного греха к добродетели.

Мф.7:21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Здесь словами «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!» показывает Себя Господом, так как Сам называет Себя Богом и научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, то не получим от этого никакой пользы. «Исполняющий волю»; не сказал: «исполнивший один раз», но - «исполняющий» до самой смерти. И не сказал: «волю Мою», чтобы не соблазнить слушателей, но «волю Отца Моего», хотя, конечно, у отца и сына воля одна, если только сын не изменник.

«Жизнь есть труд, и труд есть жизнь. Если есть деятельность, то по обратному заключению безделие и праздность не есть жизнь. По крайней мере, не есть жизнь разумного и нравственного существа. В природе все от малого до великого находятся в непрерывной деятельности: бездушные твари (солнце, луна), животные, Ангелы. Неужели один человек будет составлять исключение из этого закона.» (Протоиерей И. Толмачев).

«Бог сотворил человека для труда и дал ему для сего необходимые члены; празднолюбец следовательно уклоняется от порядка Божия и от цели творения.» (Святой Иоанн Златоуст).

«Люби труд. Если он и не нужен тебе для твоего содержания, то может быть нужен как врачевство. Труд есть здоровье для тела и польза для души. Как свежие воды превратившись в стоячие, портятся, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Один мудрый основательно сказал, что труд есть страж добродетели. Покой и праздность – гибель душе и больше демонов будет вредить ей» (Святой Исаак Сирин).

«Не раз замечено, что люди, наиболее имеющие свободного времени наименее употребляют его с пользой. Сто лет праздности не стоят одного часа хорошо употребленного. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит» (Святой Тихон Задонский).

Ленивая и праздная жизнь то же что праздная и не возделанная нива, на которой не растет ничего кроме трав негодных» (Филарет, архиепископ Черниговский).

«Как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа не упражняемая в добрых делах а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам» (Святой Иоанн Златоуст).

«Сердце человеческое не может быть праздным, душа наша не может быть без дел. Если не занять ум светлыми мыслями, он занимается мыслями пустыми или вредными. Если не занять сердце ощущениями чистыми, небесными, оно дышит чувствами не чистыми, мутными, плоскими. Если не стремится воля к Нему, к выполнению святой воли Божьей, она идет путем греха к аду» (Филарет архиепископ Черниговский).

«Силы и способности человеческие весьма подобны мельничным жерновам между коими если не бывает пшеницы, то они истирают сами себя в прах. Есть насекомые, которые охотно держатся в грязи, такова душа праздная. Воображение ея наполнено нечистыми и картинами, от которых воспламеняются грязные страсти. Пиры, гулянья, забавы, дела гнусные. Вот что на уме ея» (Филарет архиепископ Черниговский).

«Как приятно и скоро проходят дни когда знаешь что время, данное тебе Богом употребляется не на суетные и пустые занятия роскоши, но на труд полезный, предписываемый Богом и добродетелью! Как отрадно бывает тогда, когда видишь завершенным. Праздность столь же изнурительна сколь отдых приятен. Только на древе труда растут плоды наслаждения» (Филарет М. Московский).

«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7,18). Сотрудница СПб Ботанического сада Ботанического института им.Комарова РАН (ул.Профессора Попова, 2) рассказала, что есть у них задумка создать экскурсионный маршрут, во время которого будет вестись рассказ о растениях, упоминающихся в Библии и Евангелии. Пройдёмся и мы по павильонам сада, полюбуемся библейскими растениями, нашедшими здесь приют, о других послушаем рассказы и притчи.

«Доброе семя - это сыны Царствия» (Мф.13,38)
Пшеница означает учение Божие, учение Христово, доброе семя в противоположность плевелам, означающим семя диавольское. «Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл» (Мф.13,25). Христиане, хранящие в себе Божественное семя Христово и ухаживающие за ним до жатвы, будут спасены; безпечные, растящие в себе чернуху вместо пшеницы, погибнут. Св.Иоанн Предтеча предупреждал, что Бог очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а плевелы сожжёт огнём неугасимым. Пшеница означает христиан, сохранивших в себе семя Божие, а плевелы - неверных и грешников. Умирание пшеничного зерна в земле, а потом произрастание из него нового пшеничного колоса Господь привёл как образ Своей смерти и воскресения и в то же время как образ умирания старого и рождения нового человека в каждом из нас (Ин.12,24; 1Кор.15,36).
Из пшеницы изготавливали лучшие муку и хлеб, поэтому именно пшеничный хлеб приносили в жертву Богу (ячмень и рожь использовались для повседневной жизни и у бедняков). Пшеница всходит поздно - вот почему она уцелела, когда во время одной из египетских казней град уничтожил урожай ячменя. Что касается ржи… к ней у русского человека особо доброе отношение. Об этом хорошо сказал в стихотворении «Рожь-кормилица» Алексей Логунов:
У синего моря, где много тепла,
В древнейшие годы пшеница росла.
Древнейшие люди пшеницу толкли,
В костре на угольях лепёшки пекли.
И жил среди них мужичонка Овсень.
Пахать ему было и ночью не лень.
Однажды коляску Овсень смастерил,
Жену и детишек в неё посадил,
Лошадку запряг - и отправился в путь.
Решил он на новые земли взглянуть.
«На север, на север! - колёса стучат, -
Туда, куда птицы весною летят!»
Далёко заехал с семьёй мужичок.
На завтрак он рыбу ловил на крючок,
Грибы собирал, глядь - и прожили день.
Но в рукавице зёрна пшеницы
Свято берёг наш Овсень.
Семья взбунтовалась: «Уха да уха!»
Срубил он избушку, полянку вспахал,
Засеял… И стали они поживать
Да вместе с рыбёшкой лепёшки жевать.
Всё больше пшеницы росло у реки…
Хватился Овсень - а в полях сорняки!
По виду сорняк на пшеницу похож,
Да больно живучий, зовут его - рожь.
Они всей семьёй его рвали, пололи,
У всех, как бобы, на ладонях мозоли!
И вдруг среди мая ударил мороз…
Пшеница погибла - но выжила рожь!
Пусть зёрна поменьше и вкус кисловат -
Овсень и такому был хлебушку рад.
И дети остались в живых, и жена…
И пахарь руками развёл: «Вот те на!»
С тех пор, где по русским полям ни пройдёшь,
Везде они рядом - пшеница и рожь.

Символ благодатного избрания
Маслина. Господь отметил народ Израилев, как маслину среди диких деревьев, чтобы он был Ему народом избранным (Иер.11,16). Ещё маслинами названы пророки Илия и Енох, которые явятся предтечами Второго Пришествия Христова. Св.Иоанну было видение, что стоят свв.Илия и Енох пред Престолом Славы на небесах в виде двух масличных деревьев (Зах.4,3; Отк.11,4). Маслина - одно из главных плодовых деревьев в Древнем Израиле. Маслины созревали к ноябрю. Собирали их, отрясая ветви шестами. Часть урожая мариновали, часть пускали под пресс для получения масла (елея). Масло использовали в пищу, как горючее в лампах и в косметических целях. Оливковым маслом помазывали царей и священников в знак их особого служения. Древесиной маслин отделывали Храм Соломона, ибо она хорошо поддаётся резьбе.
Дающая плоды и масло маслина, наиболее долговечная среди земных дерев, символизирует благодатного человека, сияющего милосердием и истиной от Духа Божьего и верою укоренившегося в вечной жизни. Псалмопевец писал: «Я, как зеленеющая маслина в Доме Божием, уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс.51,8).

Праведник яко финик процветет
Пальма и кедр ливанский - символы праведных людей. «Праведник цветёт, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане» (Пс.92,12). Пальма финиковая - высокое прямоствольное дерево с пучком двухметровых листьев, среди которых растут финики. Пальма как олицетворение победы была символом Древнего Израиля, её изображение часто встречается в каменной резьбе.
В павильоне Ботанического сада, где представлены различные пальмы, невольно вспоминается радостный праздник Вербного воскресенья. Какая связь? Самая прямая. Как иначе называется неделя, завершающаяся Вербным воскресеньем? - Цветная, Цветоносная или Неделя ваий. А вайи с греческого - пальмовые ветви. В праздник Кущей евреи держали пальмовые ветви в руках, а во время торжественных процессий бросали их по пути. Это мы знаем из истории торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В книге Откровений Иоанна Богослова также читаем: «По сих видех, и се, народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их». Не зря сказано, что «праведник яко финик процветет».
В России пальмы не растут (самая северная пальма дальше юга Франции не растёт), а прочие деревья в холодное время года стоят без листьев. Единственное деревце, которое хоть как-то приукрашивается, - верба, усыпанная распустившимися серебристо-серыми или жёлтыми пушистыми почками. Её веточки и несём мы Господу в дар. Впрочем, верба была хорошо известна израильтянам под названием плакучей, или вавилонской, ивы. В Священном Писании ветви вербы называются «агновы ветви от потока» (Лев.23,40). Берега Иордана доселе ещё осенены развесистыми вербами, или ивами, хотя не в таком обилии, как в библейские времена. О вербе упоминается в псалме 136: «на вербиих посреди его (Вавилона) повесили свои арфы». Но поскольку на берегах Евфрата верба не растёт, то предполагают, что дерево, означенное под сим наименованием в псалме, было из рода тополей, или осокорей, обильно растущих по берегам этой реки и известных у арабов под названием аль-дхараб.
Кедр ливанский. Некогда в Ливане шумели целые рощи этого исполинского дерева. Ныне остались малые островки реликтовых рощ да отдельные деревья высоко в горах. Во времена Соломона тирский царь Хирам вывозил огромное количество кедра. Розовой кедровой древесиной облицовывали стены дворца и Храма Соломона.

Совершенная душа - лилия меж терниев
Лилия - символ беззаботности. «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут…» (Мф.6,28). И между тем они так прекрасно одеты, как никогда не одевался царь Соломон во всей славе своей. Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями, а сие означает душу, которая среди заботящихся о многом (сребролюбцы) живёт без попечений».
Василёк и безсмертник особенно любимы православными христианами на Балканах. Они символы душ праведников, которые тем больше благоухают небесным ароматом, чем больше увядает и стареет их тело. Ибо василёк и безсмертник, засохшие и увядшие, имеют лучший запах, чем когда они свежие. Василёк употребляется при освящении воды, является символом благоухания горнего мира, которое через крестную силу сохраняет воду от порчи.

О «несчастной» траве и виноградной лозе
Виноградник и терновник, смоква и репейник - символы добрых и злых людей. «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф.7,16). Нет. С лозы и смоквы собирается добрый плод, а с репейника и тёрна - худой. А «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. …по плодам их узнаете их» (Мф. 7,19-20). О ком говорит Господь - о деревьях или о людях? О людях. Деревья взяты лишь как символы добрых и злых людей.
Репейник. Колючее растение, называемое также волчец, чертополох, терновник, росло в Палестине на нивах среди пшеницы, в Ливане среди кедров, среди лилий в садах, а в диких местах так густо, что путники на лошадях с трудом пробирались сквозь них.
Смоковница, или фиговое дерево, в библейские времена было важной плодовой культурой. Идеал процветания той эпохи - «чтобы каждый мог сидеть под собственной виноградной лозой и фиговым деревом». Смоковницы растут медленно, но плодоносят девять месяцев в году. Большие листья её использовали вместо обёрточной бумаги. Лепёшки из сушёных смокв (инжира) питательны и незаменимы в пути. Дерево, на которое залез Закхей, чтобы лучше видеть Иисуса, было сикоморой - разновидностью фигового дерева (Лк.19,4).
Горчица, горчичное семя. Это стручковое кустарниковое растение, которое мы привыкли видеть лишь в виде приправы «Русская горчица», в диком состоянии растёт в Египте и Палестине. Семена горчицы очень малы, и из-за своей мелкоты вошли даже в пословицы, так что когда евреи хотели обозначить какую-то малую вещь, то говорили, что она как зерно горчичное (Лк.17,6). Спаситель, рассказывая иудеям притчу о Царствии Божием, говорит, что «оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём, и оно возросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его» (Лк.13,19). Действительно, горчичное растение - различное ростом по разности климата и почвы - в благодатном климате, на плодородной почве достигает самого высокого роста и необыкновенно широко распространяет свои ветви. Евреям было заповедано есть пасхального агнца с горькими травами, что долженствовало изображать тягость их бедствий во время рабского пребывания в Египте и служить прообразом страданий Спасителя: «И снедят мяса в нощи той печена огнем и опресноки с горьким зелием снедят» (Исх.12,8). Полагают, что существовало пять видов горьких трав для приправы к пасхальному агнцу. Известные - полынь и горуша, горчица - «горькая, несчастная» приправа, название которой означает «то, что жжёт, причиняет горе». Плоды горчицы используются в медицине и для получения масла. Трава горчицы вызывает отравление скота. Растёт в диком виде и выращивается на огородах.
Виноград. Ведя народ еврейский через пустыню, Моисей послал вперёд лазутчиков, которые принесли огромные виноградные кисти как свидетельство богатства земли обетованной.
Растения высаживали рядами на солнечных склонах. Каждую весну лозы обрезали, а когда гроздья созревали, хозяин с башни следил, чтобы в виноградник не заходили ни животные, ни люди. Основная часть винограда шла под пресс, бродящий сок заливали в мехи или в кувшины, где вино выдерживалось до полной готовности. Заготавливался и изюм, который добавляли в лепёшки. Иисус Христос называл Себя истинной виноградной лозой, а ветвями этой лозы - Своих последователей: «Я есмь лоза, а вы ветви». В природе часть лозы видна, а часть сокрыта в земле, так и Сын Божий - отчасти познан, а отчасти не познан. Ветвь не может без лозы ни расти, ни приносить плода. Потому Христос сказал: «Без меня не можете делать ничего». Люди добрые черпают жизненный сок из Христа и приносят добрый плод, как добрая ветвь на лозе. Злые люди отсекают себя от Христа и остаются сухими и безплодными, как сломанные ветви. Оттого-то первые сохранятся, а вторые будут ввержены в огонь (Ин.15,1-6).
Род человеческий есть единое, великое древо Божие, разросшееся и ветвями своими покрывающее всю землю. К прежнему гнилому корню - Адаму - Божиею премудростию и благодатию привит новый, живой корень - Господь Иисус Христос, от Которого и ведут своё начало христиане как отрасль от целого дерева.
Чьи это листочки у дерева, чья способность произращать и ткать древесную ткань и производить плоды? Божии. Поэтому, любуясь на нежное весеннее цветение, на буйную зелень и разнообразие цветов летом, на осеннее обильное плодоношение дерев, кустарников и трав, относитесь к нашим друзьям и кормильцам из Зелёного царства бережно; помните, что, как писала Анна Ахматова, «в каждом древе распятый Господь, в каждом колосе тело Христово, и молитвы пречистое слово исцеляет болящую плоть».
Кстати, самый северный в мире ботанический сад находится на Кольском полуострове, близ г.Кировска. За десятки лет существования сада в открытом грунте и в теплицах испытано более 24 тысяч растений из всех районов бывшего Советского Союза и многих стран мира. Сад располагает богатейшей коллекцией мхов.
Пересказала Ирина РУБЦОВА

Прп. Исидор Пелусиот

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

На слова: душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14) , а также: .

Сказанное же: не может древо зло плоды добры творити , - не уничтожает силы покаяния, но осмеивает закосневание в делании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но переменившись в добродетель, оно сии плоды принесет. Если у Спасителя шла речь о деревьях, то пусть имеет силу твое слово. А если о людях и деревья представлены Им в пример (а что для деревьев природа, то для нас произволение), то да опровергнется твое предположение. Ибо каким деревом кажется тебе Ап. Петр? Добрым ли? Но как же он отрекся? Злым ли? Но как же вся земля и море воспевают его подвиги и победы? Каким деревом представляется Иуда? Злым ли? Но как же он удостоен апостольской чести? Добрым ли? Но как предал Христа?

И если стану рассматривать все совершавшиеся в людях перемены, то, сам того не примечая, введу множество лишних речей. Посему, предоставляя тебе собрать это в писаниях, перейду к истолкованию апостольского изречения. Человек душевен, хотя и не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14) , но приимет; потому что Апостол не сказал: «не приимет», но говорит: не приемлет.

И еще говорит: не может разумети, а не сказал: «Не возможет уразуметь». Как если кто, смотря на раскаленное железо, скажет: «не может быть оно холодным», однако же может сделаться таким, так и в сказанном одно принадлежит настоящему времени, а другое - будущему.

Письма. Книга II.

Блж. Августин

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

В этом месте особенно следует остерегаться заблуждения тех, кто понимает под этими двумя деревьями две природы, из которых одна - божественная, а другая - ни принадлежит Богу, ни исходит от Бога. Это заблуждение уже довольно подробно обсуждалось и в других книгах и, если этого недостаточно, будет обсуждаться и в дальнейшем; сейчас же следует показать, что эти два дерева не годятся для [их] толкования. Прежде всего потому, что совершенно очевидно, что Он говорит о людях, так что всякий, кто читал предшествующее и последующее, поразился бы их ослеплению. Затем, они обращают внимание на то, что сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:18) , и потому полагают, что ни злая душа не может стать лучше, ни добрая - хуже, как если бы было сказано: «Не может дерево доброе стать худым, ни дерево худое - добрым». Но ведь сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые . Дерево - это, разумеется, сама душа, то есть сам человек, а плоды - человеческие поступки. Поэтому не может плохой человек поступать хорошо, а хороший поступать плохо.

О нагорной проповеди Господа.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 18-20 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам узнаете их

Спросим у еретиков, которые утверждают, что есть две противоположные природы: если согласно с их пониманием, хорошее дерево никогда не может приносить плодов дурных, то каким образом Моисей, - доброе дерево, - согрешил у воды противоречия (Втор. 32:51) и Давид, убив Урию, впал в прелюбодеяние с [женою его] Вирсавией (Bethsabee)? (2 Цар. 11:15-27) Также и Петр отрекся во время страданий Господа, говоря: Не знаю человека (Мф. 26:72) . Или каким образом (qua consequentia) Иофор (lethro) тесть Моисея, - дерево злое, - который, конечно, не веровал в Бога Израилева, дал Моисею добрый совет (Исх. 18:15-23) или Ахиор сказал Олоферну нечто полезное (Иудифь. 5:5-21) и Комик сказал (и слова его как нечто хорошо сказанное подтвердил апостол Павел): Нравы добрые были испорчены нечестивыми измышлениями в разговорах (1 Кор. 5) . А когда еретики не найдут ответа, то мы напомним им, что и Иуда, - некогда доброе древо, - принес плоды злые после того, как продал [или: предал] Спасителя, и Савл, - древо злое в то время, когда преследовал Церковь Христову, принес после того плоды добрые, когда из гонителя обратился в сосуд избранный. Итак, дерево доброе до тех пор не творит плодов злых, пока непрестанно пребывает в упражнении в добродетелях; а злое дерево до тех пор остается в плодах греховных, пока не обратится к покаянию. В самом деле, никто, ведь, пребывающий в том состоянии, в котором был, не делается (incipit esse) тем, чем не начинал еще быть.

Блж. Феофилакт Болгарский

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Пока оно худо - не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити

Чтобы кто-нибудь не полагал, что доброе древо может приносить и худые плоды, т.е. бесполезные, а злое дерево – добрые, показывает, что это невозможно. Но почему Давид, будучи добрым деревом, принес худые поды, именно: прелюбодеяние и убийство, а Павел, будучи худым деревом, принес добрые плоды, став избранным сосудом Христовым? Почему? Потому что они переменились, первый – от добродетели к пороку, а второй – от порока к добродетели; но до тех пор пока Давид оставался в добродетели, а Павел – в пороке, они не могли принести такого рода плодов. Следовательно, Он сказал, что это невозможно по отношению к неизменным.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Для разъяснения одинаковой мысли употреблены целых четыре стиха, в которых предмет рассматривается с разных сторон, почти до тавтологии. Но, по словам Златоуста, если Спаситель говорит об одном и том же два раза, то тут нет тавтологии. “Чтобы кто-нибудь не сказал, что худое дерево, хотя и приносит плоды худые, но может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно уже делать различение, в опровержение этого Спаситель говорит, что так не бывает, что оно приносит только худые плоды, и никогда не может принести хороших, и наоборот. Что же, неужели добрый человек не может сделаться худым и наоборот? Жизнь человеческая наполнена многими такими примерами. Но Христос не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть, но то, что человек не может принести доброго плода, пока живет худо”. По словам Августина под деревом разумеется здесь человеческая душа. Под плодом же дела человека; ибо не может худой человек делать доброе, и добрый злое. Следовательно, если пожелает худой делать доброе, то должен сначала сделаться добрым.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые

Не может дерево доброе , пока оно не испорчено, приносить плоды худые, ни дерево худое , пока оно остается плохим, не привитым к доброму дереву, приносить плоды добрые . Так и от лжеучителей нельзя ожидать чистой, богоугодной, истинно христианской, смиренной добродетели. «Христос, – поучает святитель Златоуст, – не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть; но то, что человек не может принести доброго плода, пока живет худо. Как же Давид, будучи и добр, принес худой плод?

Он это сделал не в состоянии добродетели, но уже переменившись; если бы он остался добродетельным, то не осмелился бы сделать того, на что дерзнул».

Троицкие листки. №801-1050.