Основные гуманисты эпохи возрождения. Принципы гуманизма эпохи возрождения. Социально-политические идеалы эпохи возрождения

Основные гуманисты эпохи возрождения. Принципы гуманизма эпохи возрождения. Социально-политические идеалы эпохи возрождения
Основные гуманисты эпохи возрождения. Принципы гуманизма эпохи возрождения. Социально-политические идеалы эпохи возрождения

Существенным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога. В эпоху Возрождения человеческая природа стала оцениваться оптимистично; человек наделен божественным разумом, способен действовать автономно, без опеки церкви; грехи и пороки стали восприниматься позитивно, как неизбежное следствие жизненного экспериментирования.

Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» – благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Определенные стандарты воспитанности и образованности в эпоху Возрождения становились нормой; знание классических языков, осведомленность в истории и литературе Эллады и Рима, способность к стихосложению и музицированию стали условием для занятия достойного положения в обществе. Разуму, его облагораживанию посредством воспитания и образования именно тогда стало придаваться ведущее значение. Складывалось убеждение в возможности усовершенствовать посредством studia humanitas (гуманитарных наук) все общество. Именно тогда Томас Мор (1478–1535 годы) и Томмазо Кампанелла (1568–1639 годы) выступили с проектами построения идеального общества.

Некоторые исследователи говорят о новом типе человеческого достоинства, утвердившемся в эпоху Возрождения. Оно передавалось понятием virtu и определялось личными качествами человека, его талантами, интеллектуальными способностями. В предшествующие эпохи достоинство человека зависело не от него самого, а от принадлежности к сословно-корпоративной организации, к роду или гражданской общине. Переосмысление идеи virtu вызвало к жизни новое стремление человека продемонстрировать свои таланты и способности, стремление к славе и материальному успеху как общественному признанию своих талантов. Именно тогда стали проводиться конкурсы скульпторов, художников, музыкантов, публичные диспуты интеллектуалов, венчания лавровыми венками первых поэтов. Первыми в своих областях творчества признавались скульптор Лоренцо Гиберти (1381–1455), архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), художники Джотто (1266–1337) и Мазаччо (1401–1428), поэты Данте Алигьери (1265–1321) и Франческо Петрарка (1304–1374). Леонардо да Винчи (1452–1519) удавалось первенствовать и в музыке, и в живописи, и в изобретательстве, и в инженерии. Микеланджело (1475–1564) признавался лучшим в скульптуре, но также и в живописи, архитектуре и поэзии.

Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни (vita activa). Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и ересь, изменение природного мира представлялось недопустимым, то сейчас они стали поощряться; пассивность, монашеская созерцательность стали казаться преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований. Отсюда нетерпимое отношение к бездеятельности и праздности. Именно в эпоху Возрождения был сформулирован принцип: «время – деньги», автором которого называют Альберти (1404–1472), но под которым мог бы подписаться каждый деятель XV–XVI веков. Тогда началось решительное преобразование природы, стали создаваться искусственные ландшафты, к чему причастны были Леонардо да Винчи и Микеланджело. Интерес к земной жизни, ее радостям, жажда наслаждений стали ведущими мотивами художественного творчества Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), Ариосто (1474–1533), Франсуа Рабле (1494–1553) и других писателей Возрождения. Тот же пафос отличал творчество ренессансных художников – Рафаэля (1483– 1520), Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана (1490–1576), Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Брейгеля (1525–1569), Рубенса (1577–1640), Дюрера (1471–1528) и других живописцев.

Утверждению интеллектуальной автономии много содействовала критика средневекового типа мышления, его догматизма, подавленности авторитетами. Основная аргументация против схоластики и догматики черпалась в античном идейном наследии. Особую роль в этом сыграли Лоренцо Валла (1407–1457), Никколо Макиавелли (1469–1527), Эразм Роттердамский (1467–1536), Мишель Монтень (1533–1592) и др.
В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV века уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франции достиг пятидесяти процентов. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.


2.2. Гуманизм итальянского Возрождения

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на новую связь с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus – человеческий).

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек- творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную раннее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек – созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных святил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. 1

У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321), автор «Комедии», которую потомки выражают свое восхищение, назвали «Божественная комедия». 2

Данте, Франческо Петрарка (1304-1370) и Джованни Боккаччо (1313-1375) – знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных совершенных людей. Живопись

Раннего Возрождения представлена творчеством Баттичели (1445- 1510), создавшего произведения на религиозные темы и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а так же Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного

1 Поэты Возрождения.- М.: Правда, 1989.г.- С. 8-9.

2Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Просвещение,1988.г.- С. 5

типа, впервые вновь после античности представившего в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения- Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титаном Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями.

Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564)- скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида.

Следующий этап в культуре Возрождения – Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII вв.

Италия, родина Возрождения, стала первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияло на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. В Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно, автор знаменитого сочинения « О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за приделы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

2.3.Выход гуманизма за приделы Италии

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке.

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации -движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без проборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер(1483-1546), 3 доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал. Что вера есть внутреннее состояние человека. Что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу

можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство.

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли. В1523 г. Он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин (1509-1562). 4 Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы. Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в

__________________________

3 Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия.1989.-С.329.

4 Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия,1989.-С.242

сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальной, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников.

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564-16160), создатель всемирного известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», и исторических пьес.

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение – «Опыты» представляло собой размышление на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма; эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Гуманизм Эпохи Возрождения [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Гуманизм стал мощной идеологической основой развития ренессансной культуры в целом.

Гуманизм Эпохи Возрождения разделяется на 3 периода:

  1. Ранний гуманизм (с конца XIV в. до середины XV в.) – еще называют гражданским гуманизмом или этико-филологическим. Риторика, грамматика, поэзия, история и моральная философия изучались и преподавались на основе классической образованности, создав предпосылки для возникновения раннего гуманизма, вместо тем и методов средневековой схоластики.
  2. Развитие традиционных сфер культуры (с середины XV века) в Эпоху Возрождения в Италии способствовали развитию гуманизма в иных сферах: теология, натурфилософия, естествознание. Появились флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и другие направления.
  3. Гуманизм позднего периода Эпохи Возрождения пережил новый взлет на фоне конфликтов Реформации XVI века и проблем культурного самоопределения европейских народов. Тогда же появился северный гуманизм, представителями которого явились Эразм Роттердамский, Томас Мор и другие.

В ранний период гуманизма вопросы этики изучались в едином контексте с социально-политическими аспектами в трудах Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и других.

Принципы гуманизма Эпохи Возрождения:

Если ранний гуманизм усилиями Петрарки, Бокаччо, Салютати выдвинул программу построения новой культуры, обращенной к человеку и проблемам его бытия, то дальнейшее развитие гуманистической мысли выдвинуло на всеобщее обсуждение ряд значимых для общества проблем.

В частности гуманисты XV–XVI вв. стремятся на практике показать возможность и перспективность практической реализации реформ в обществе.

С этого времени в сочинениях многих гуманистов центральной темой размышлений становится несовершенство того общества, в котором они живут, и в связи с этим идея создания "идеального государства".

Одним из ведущих направлений в итальянском гуманизме был гражданский гуманизм, сформировавшийся во Флоренции, которая не случайно стала его родиной. В этом крупном центре экономической и культурной жизни Италии уже в XIV–XV веках главную роль в бурном развитии экономики играло пополанство (бюргерство), которое законодательно закрепили республиканский строй. Однако, к концу XIV века усилилась политическая борьба между "жирным" и "тощим" народом, которая привела в 1434 году к установлению тирании Медичи. Именно это политическое развитие Флоренции отразилось в сочинениях авторов, придерживающихся позиций гражданского гуманизма. Одним из представителей этого направления был Леонардо Бруни (1374–1444 гг.). Будучи сначала секретарем папской канцелярии с 1405 г., а затем канцлером Флорентийской республики с 1427 по 1444 гг., Бруни дал целостное изложение своих этико-политических идей в работах "Восхваление города Флоренции", "О флорентийском государстве", "История флорентийского народа".

Этико-политическая и социальная идеология Бруни базировалась на принципах свободы, равенства и справедливости, причем под свободой понималось последовательное осуществление демократических начал в политической жизни республики и категоричное неприятие тирании. Равенство он понимал как равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в государственном управлении. Под справедливостью понимается соответствие законов республики интересам общества. Бруни находил подтверждение своим общественным воззрениям в произведениях античных авторов и более того, в послании папе Евгению IV он пишет, что между доктринами античных философов и христианским учением по вопросам общего блага и идеалов государственного устройства отсутствуют какие-либо противоречия. Основываясь на этом, он провозглашает Флоренцию наследницей римской республики. Флоренция, по его мнению, была идеалом городской республики, хотя он отмечал, что власть в городе принадлежит скорее знатным и богатым, чем представителям средней, ремесленной прослойки пополанства.

Важным шагом в развитии "гражданского гуманизма" стала этико-политическая концепция Маттео Пальмиери (1406–1475 гг.) Он был не только автором ряда сочинений, но проявил себя и как активный политический деятель Флорентийской республики. В сочинении "О гражданской жизни" Пальмиери, опираясь на античные традиции, изложена идея о совершенном обществе. Работа носит четкую дидактическую направленность – научить своих сограждан как создать "совершенное общество". Главным условием "правильного устройства общества и государства" он считал справедливые законы. Политический идеал Пальмиери – пополанская республика, в которой власть принадлежала бы не только верхушке, но и среднему слою граждан. При этом Пальмиери, в отличие от Бруни, который с недоверием относился к низшим слоям пополанства, отводил достаточно большую роль в политической жизни республики небогатым торгово-ремесленным слоям.

Фреска Рафаэля "Афинская школа".

Следующим этапом в развитии гуманистической мысли флорентийской школы стало творчество выдающегося гуманистического деятеля Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). Макиавелли отличался независимостью своих гражданских симпатий и политических взглядах, вел при этом активную политическую деятельность во Флоренции, занимая должности в канцелярии, Совета Десяти, занимался дипломатической деятельностью, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке его политических и социальных концепций

На примере учений наиболее видных представителей флорентийской школы (Бруни, Пальмиери, Макиавелли) можно проследить эволюцию подходов к проблеме идеального государства. Это был путь от осознания не идеальности реального мира к формированию идей о решительном переустройстве общества и достижении всеобщего блага. Если в XIV веке вопрос о свободе в государстве понимается лишь в политическом аспекте (демократические свободы), то к XVI веку свобода трактуется в более широком смысле (свобода нации, свобода общества).

Литература

  1. Темнов, Е. И. Макиавелли. – М.: КНОРУС, 2010
  2. Кружинин В.А. История политических учений – М.: Кнорус, 2009
  3. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV–XV веков. – М: Просвещение, 2008

Возрождение - это эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение - одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. Идейными корнями Возрождение уходило в античность, но также и в светские традиции средневековой культуры. Здесь своеобразной точкой отсчета можно считать творчество Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия» стала провозвестницей новой эпохи.

Начиная с XIV-XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название Ренессанс, т.е. Возрождение. В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура, и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что Средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм. В Средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в Средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Гуманизм - это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного процесса.

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастают новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т.д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин - как в Средние века, так и в любую другую эпоху, - для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т.д. и т.п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером - художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чуть теперь так, как в античности героев, а в Средние века - святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание гуманизма отличается от античного. Обратимся к рассуждению одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и «поставив его в центре мира», Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя - владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для Средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полагали в Средние века, не мог бы справиться с недостатками собственной «поврежденной» природы. Он сам - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.

Всякая деятельность - будь то деятельность живописца, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается теперь иначе, чем в античности и в Средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла только государственная деятельность). Это и понятно: созерцание (по-гречески - «теория») приобщает человека к тому, что вечно, т. е. к самой сущности природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир «мнения». В Средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление за грехи («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой») и не считает больше труд, в том числе и физический, занятием рабским. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, а она во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали «искусством», и художественной фантазией. Инженер и художник теперь - это не просто «искусник», «техник», каким он был для античности и Средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, т. е. природных вещах, он стремится увидеть закон их построения.

Ясно, что подобное понимание человека весьма далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом встал на место прежней - языческой - укорененности человека в космосе. Человеческая личность («внутренний человек») приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в Средние века покоилась на союзе человека с Богом, т.е. не была автономной: сам по себе, в оторванности от Бога человек никакой ценности не имел.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение. гуманизм возрождение человек личность

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в Средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV-XVI вв. нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения.

Натурфилософия эпохи Возрождения.

Литература:

1. Баткин Л.М. Итальянский гуманизм: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.

2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990

3. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог ХV века. Выражение стиля мышления в структуре жанра // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.

4. Ревякина Н.В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти.. Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1974.

5. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М., 1974.

6. Ретенбург В.Н. Титаны Возрождения. - Л., 1976.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Источники:

1) Никколо Макиавелли. Государь. - М., 1990.

2) Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

3) Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. - М., 1995.

4) Коперник Н. О вращении небесных сфер. - М., 1964.

5) Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Соч. : В 2т. - М., 1979. - Т.I.

6) Бруно Д. Диалоги. - М., 1949.

7) Паскаль Б. Мысли // Библиотека всемирной литературы. - Т.42.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с ХIV до конца XVIначала XVII вв.

Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») характеризуют культуру Италии, ставшей в этот период центром "гуманитарного знания" (studia humanitatis). Отсюда происходит понятие "гуманизм ", в котором представлены идеи об уважении прав и достоинства человека, его стремление к свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. В работах гуманистов встречаются многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов .

Основателем итальянского гуманизма называют, как правило, Франческо Петрарку. (Франческо Петрарка (1304 – 1374) родился в Ареццо. Великий поэт.)

Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить полем реальной человеческой деятельности. Основным критерием ценности человека гуманисты считали не сословную принадлежность, а личные качества.

Творческим началом мира по-прежнему считался Бог, передавший эту способность и человеку. Поэтому смысл философии состоял в раскрытии гармоничного единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении.

Смысл жизни человека состоял не в преодолении греховности, а в умении следовать природе, на началах которой должна обосновываться человеческая мораль. Идея христианского подвижничества вытесняется антиаскетизмом , в основе которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды.

Две группы проблем представлены в этом направлении:

Учение о человеке, о его строении, о его общих качествах, о его месте в мире;

Учение об идеальном государственном устройстве общества.

Человек рассматривался как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель и задача государства. Лоренцо Валла, автор известного трактата "Об истинном и ложном благе" (в первой редакции "О наслаждении"), "Само понятие высокой нравственности, - считает Валла, - является пустым, нелепым и весьма опасным, и нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения".

Большое внимание деятели эпохи Возрождения уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они создавали шедевры искусства, философски осмысливали эту сферу творческой деятельности.Например, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Этот гениально одаренный человек не получил классического образования, был по существу творцом самого себя. Он был начитан, известен как художник, архитектор, скульптор, инженер, ученый, писатель и философ. В литературе об эпохе Возрождения о нем упоминают как о пионере современного естествознания. Наиболее совершенными считаются картины Леонардо "Мадонна в гроте", "Тайная вечеря", знаменитая своей улыбкой "Мона Лиза" и др. Леонардо приближал искусство к науке. Художник как бы сливался с природой, и в этом был смысл творчества.