Символы медицины в высоком качестве. Символы медицины. К общим медицинским эмблемам относятся

Символы медицины в высоком качестве. Символы медицины. К общим медицинским эмблемам относятся

ЭМБЛЕМЫ медицинские (греческий emblema вставка, выпуклое украшение) - изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много Эмблемы некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие - ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем согласно которой они разделяются на две группы: общие и частные медицинские эмблемы. Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления. Данная классификация условна так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные эмблемы приобретали значение общих. Одна и та же частная эмблема в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины.

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в том числе в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновения культа змеи ей приписывалась двойная роль - зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний (цветн. рис. 1 и 2). В памятниках культуры Месопотамии (III тысячелетие до нашей эры) змея изображена на различных предметах, связанных с богом плодородия и исцеления Нингишзидой (рис. 1). Это, вероятно, одно из первых в истории изображений змеи в качестве медицинской эмблемы. Как эмблемы медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов (рис. 4). Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 века до нашей эры одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх (рис. 2, а также цвети, табл., ст. 170, рис. 3). В одном из древнегреческих мифов рассказывается. что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита. чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась вторая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем - атрибутом бога торговли Гермеса (Меркурия). представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями (рис. 5). В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15-16 века кадуцей стал символом медицины. С 19 века кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (напр., США), Африки и Азии.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 годы до нашей эры. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи (рис. 3 и 8) и Салуты (цветн. рис. 6). Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее (рис. 6 и 7, а также цветн. рис. 5). В античном мире эмблемы медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Рис. 10. Древнегреческая монета с изображением Асклепия и двух кентавров. держащих факелы.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей (рис. 8). В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 века существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей (рис. 9). Зеркало было символом чистоты и осторожности - качеств, необходимых врачу.

Рис. 11. Древнеегипетское изображение. Вверху анк Имхотепа (крестообразная петля) и две змеи.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога медицины Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках - так наз. анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье (рис. 11). Позднее он был известен под названием «тау-крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6-5 век до нашей эры), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела (рис. 10). Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих эмблем, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом (рис. 12). Изображение свечи сопровождалось изречениями: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis in serviendo ipse consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Многие врачи и медицинские общества в 17 -18 века пользовались эмблемы, где вместо змеи была изображена свеча, о чем свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас произведения изобразительного искусства (рис. 13). В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения (рис. 14).

В СССР, как и в некоторых других странах, основной государственной общей медицинской эмблемой является изображение чаши, обвитой змеей (цветн. рис. 4). Во многих зарубежных странах официальной эмблемой медицины является стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (рис. 16).

ВОЗ на 1 Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве (1948) утвердила международную медицинскую эмблему, представляющую собой эмблему ООН (карта мира, окруженная венком оливковых ветвей золотого цвета на светло-голубом фоне в сочетании с посохом, обвитым змеями (рис. 15).

Рис. 14. Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара. Рис. 15. Эмблема Всемирной организации здравоохранения.

Помимо общих медицинских эмблем имеется множество частных эмблем, обозначающих те или иные отрасли медицины. В период средневековая медики в Европе были разделены на две группы: врачей-интернистов (терапевтов) и хирургов. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца (рис. 1). Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи - уринария (цветн. рис. 7), руки, прощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира - пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) - в эпоху средневековья стала эмблема хирургов (рис.19). Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов (рис. 22). Эмблема аптекарей, которые в эпоху средневековья в Европе объединялись в свои гильдии отдельно от терапевтов и хирургов, были изображения различных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего - аптекарской ступки с пестиком. Эмблема педиатров в ряде стран (Италия, Россия и др.) стало изображение "флорентийского младенца" - запеленутого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреаделла Роббиа (A. della Robbia, 15 век) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции (рис. 20). В России с 18 века эмблемой ведомств, занимающихся призрением и лечением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства (рис. 23).

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева (рис. 24). Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа - вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил и работал Гиппократ (цветн. рис. 8). Эмблема ортопедии и травматологии - надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику (рис. 25). Эмблемой советского здравоохранения на выставках за рубежом и эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони (рис. 26). В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией - изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеей и направленного острием на малярийного комара (цветн. рис. 9). Символ борьбы с онкологическими заболеваниями - краб, пронзенный стрелой дли шпагой (цветн. рис. 10).

Рис 19. Издательский знак известного немецкого хирурга 16 век И. Зотера с изображен нем пентаграммы. Рис. 20. «Флорентийский младенец» - эмблема педиатрии (с экслибриса, принадлежавшего медику).

Рис. 21. Печать Киевского цеха цирюльников с изображением различных инструментов. Рис. 22. Средневековая печать немецкого общества хирургов с изображением инструментов, совы (символ мудрости) и змеи.

Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных мед. организаций. Среди них самая массовая - Международный Красный Крест. В 1864 году в Женеве была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (см. Женевские конвенции). Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле).

Этот символ служит эмблемой Международного Красного Креста и большинства национальных обществ Красного Креста (цветн. рис. 11). Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах - Афганистане, Пакистане, Турции, Иране (с 1980 год), арабских странах, а также в Азербайджанской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР - является красный полумесяц, в Иране до 1980 года- красный лев и солнце (цветн. рис. 12). В эмблеме всесоюзной добровольной массовой общественной организации, объединяющей общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, сочетаются красный крест и красный полумесяц (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

Рис. 26. Значок I Всесоюзного съезда кардиологов с изображением сердца на ладони.

Рис. 27. Зарубежные эмблемы военно-медицинской службы.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображения лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки (рис. 18). Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.

Отдельную группу медицинских эмблем составляют военно-медицинские эмблемы В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях (рис. 27). В некоторых странах были созданы специальные отличительные знаки военно-медицинской службы.

Библиогр.: Грибанов Э. Д. Медицина в нумизматике, М., 1962; он же, История международных медицинских эмблем, М., 1976, библиогр.; Грибанов д. Д. и Георгадзе В. И. Эмблемы медицины, Тбилиси, 1979, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицинская эмблема, в кн.: Из истории мед.. под ред. К. Г. Васильева и др., т. 5, с. 133, Рига, 1963; ТарасоновВ. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов, М., 1985; Liрp A. u. Gruber О. В. Die Kerze als Symbol dee Arzttums. Lpz., 1959. Bibliogr.; Schouten J. The rod and serpent of Asklepios, Symbol of medicine, Amsterdam a. o., 1967, bibliogr; он же, The pentagram as a medical symbol; an iconotogical study, Nieuwkoop, 1968.

Э. Д. Грибанов.

Я вот тут задумался, мы часто слышим вещи о которых ничего не знаем подробно. Вот например кто не знает словосочетание клятва Гиппократа. А вы читали ее? И я нет. Вот давайте вместе почитаем, а заодно узнаем и историю символов медицины: змеи, чаши, креста и т.п. Итак...

Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом.

Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.

Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.


Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них - части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Вот впрочем она и сама:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

А теперь давайте обратимся к другим символам медицины.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.

Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Именно ужи - эскулаповы змеи - жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места - глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.
Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают эти исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Возможно, хотя объяснение, пожалуй, не очень убедительное. Тем более, что змея всегда была символом мудрости, учености, т.е. альтернативы незнания.

В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия.

В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.
И всё же, трудно с определённостью сказать, почему так случилось: у нас нет почти никаких фактов, кроме одного факта - символа медицины - змеи.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.

Однако самыми известными стали три эмблемы медицины: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия

Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх -является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.


Асклепий, бог врачевания.

Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).

Кадуцей (жезл Меркурия)

Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян - Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.

Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это - эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров.

На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Он может символизировать равновесие, а в западном искусстве — быть атрибутом аллегорической фигуры Мира.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей - как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.


Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.

Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.

А вот еще есть один очень распространенный в нашей стране символ. Но его смысловая нагрузка оказывается несколько искажена.

В нашей стране сохраняется совершенно неправильное представление о значении эмблемы Красного Креста. Подавляющее большинство считает, что Красным Крестом обозначается все, что имеет отношение к медицине и... глубоко заблуждается — в большинстве привычных глазу обозначений этот знак используется незаконно...

Этот символ вовсе не означает "все медицинское". Он предназначен для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военного конфликта. Он — совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз". Поэтому Красный Крест должен исчезнуть и с вывесок аптек, с досок, висящих у входа в лечебные учреждения, с шапочек медсестер, автомобильных аптечек и пр.

Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением уведенного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?

Женевское благотворительное общество «La Societe genevoise d"utilite publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне - . Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

Во время Восточного Кризиса (1875-1878) и Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права.

В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. (ратифицированы СССР в 1954 году) эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.

В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, которые принадлежат третьим сторонам, при условии, что эмблема применяется в соответствии с положениями национального законодательства, и что национальное общество разрешило использовать её в этом качестве, и что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.

У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности. Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне.

По мнению обществ Красного креста, именно это глубокое чувство уважения к эмблеме зачастую приводит к непреднамеренному неправильному ее использованию, что может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица).

Когда эмблемы используют не по назначению, может произойти путаница. Если начнутся военные действия, гражданские медучреждения эвакуируются, уедут хозяева частных клиник и аптек, а их помещения могут занять боевики или в этих зданиях будут расположены военные склады. И тогда начнут обстреливать все объекты с красными крестами, в том числе и принадлежащие медицинской службе армии.

Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ (за исключением России), по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот автомобили "скорой помощи", относящиеся к Министерству здравоохранения, должны лишиться этой эмблемы.

В России сложилась в этом смысле парадоксальная ситуация: специальная раскраска машин скорой помощи (красная полоса на белом или лимонно-желтом фоне, символы красного креста и надписи телефона "03") наносятся на машины скорой помощи в соответствии с ГОСТом Р50574-2002. Кроме того, форма, размеры и порядок применения эмблемы Красного Креста в России должны соответствовать ГОСТ 19715-74, существующего еще с советских времен (с 1975 года).

Таким образом, с одной стороны, недопустимо применение песочного цвета для окраски машин скорой помощи (а как известно жителям больших городов, все реанимобили, изготовленные в Германии, окрашены по немецким стандартам именно в этот цвет), как впрочем и нанесение на машины скорой помощи рекламных надписей и картинок (кто не видел плакатики страховых компаний на бортах машин скорой?). С другой стороны, машины коммерческой скорой помощи с формальной точки зрения не имеют право нести красный крест, поскольку медицинская помощь оказывается ими за деньги, и в соответствии с ГОСТом на них должен быть нанесен телефон 03 государственной службы скорой помощи. В общем, как это принято издревле на Руси, глупость закона скомпенсирована необязательностью его исполнения.

Вы же можете мне напомнить еще один символ медицины, больше из зарубежа. Вот такой:

Известная медицинская эмблема - синяя "снежинка" - родом из Соединенных Штатов Америки. Там ее называют Звездой жизни - Star of Life. Эту медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи (Emergency Medical Services), которую совместно контролируют Американская медицинская ассоциация (American Medical Association) и Департамент здравоохранения, образования и социальной помощи США (Department of Health, Education and Welfare).

Каждый из 6 лучей Звезды жизни означают одну из функций службы Экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия.

Эмблема Star of Life разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz, 1921-2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах (Chief of the EMS Branch of the National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA)). Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.

Синяя снежинка с шестью лучами была одобрена АМА и с 1 февраля 1977 года зарегистрирована как сертификационный знак от имени NHTSA. Национальная администрация безопасности движения на дорогах (NHTSA) обладает эксклюзивными правами контроля за использованием эмблемы Star of Life на территории Соединенных Штатов. Его использование на автомобиле Экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам Депатрамента перевозок США (U.S. Department of Transportation), а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинского пособия в соотвествии со стандартами помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.

Вот вроде бы все символы обошли. Ничего не забыли?

Все мы знаем и много раз видели медицинскую эмблему - чаша с обвивающей ее змеей. Изображение этого символа украшает коробки с медикаментами, вывески больниц, аптек, поликлиник и других медицинских учреждениях. Помнится, Петросян когда-то шутил над этой эмблемой: рюмка – символ бесплатного спирта в медицине, а змея из-за того, что «бюллетень не дают». Ну а если без шуток, как-то мы не особо задумывались, что именно означает эта чаша со змеей? Так вот, однозначной трактовки медицинской эмблемы не существует. Одни ученые считают, что этот символ указывает на целебные свойства применяемого в медицине змеиного яда, а чаша является сосудом, где этот яд хранится. По утверждениям других, обвивающая чашу змея символизирует бессмертие, знание, мудрость и добрые начинания. К тому же, есть предположения, что корни медицинской эмблемы, уходят к древней римской и греческой мифологиям. Древнеримский Бог врачевания Эскулап (у древних греков он же Асклепий) изображался с обвитым змеей жезлом. Согласно легенде, змеям известны лечебные свойства различных целебных растений и, чтобы эти знания обрести нужно превратиться в змею, а затем обратно в человека. И Богу врачевания Эскулапу это удалось. Используя змеиные секреты, он лечил больных целебными травами. Согласно этой легенде, на медицинской эмблеме чашу обвивает не какая-то абстрактная змея, а конкретный ее вид – Эскулапов полоз (Эскулапова змея). К слову, Эскулапова змея не ядовита.




Оказывается, в России медицинский символ со змеей, овивающую рюмку, называли «гиппократовой чашей». А официальной эмблемой ее стали считать в XVIII веке, но документально это никак не подтверждено. Военная медицина тоже получила похожую эмблему, только чашу там обвивают не одна, а две змеи.

Всем известно, что символ медицины — чаша со змеей, а в народе его шутливо называют «тёща кушает мороженое». А вот что означает такая эмблема, знает далеко не каждый. Какие ещё бывают символы, обозначающие медицину, откуда они произошли и каково их истинное значение? Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Откуда произошли медицинские символы

В разное время различные культуры принимали свои символы и эмблемы медицины, которые отражали понимание и восприятие смерти и жизни, указывали на образ врачевателя и методы лечения. Говоря о различных медицинских символах, стоит вспомнить известных богов — покровителей врачевания, древние способы лечения и другие особенности.

Самый основной и медицины — змеи. Именно их изображение в самых разных формах использовалось для обозначения врачевания. История использования этого знака уходит корнями к древним цивилизациям Востока, Греции и Египта. Например, именно змея обвивает тело Изиды, египетской покровительницы врачевания. Также змею сопровождает надпись на столбе Сесостриса I в Карнаке, где сказано: «Дарую жизнь, долголетие и здоровье... царю нижнего и верхнего Египта». Интересно, что современный символ медицины также не обошёлся без змеиного изображения. Тут пресмыкающееся обвивает чашу, и каждая из частей этой эмблемы заслуживает особого внимания.

По мере развития общества, с повышением уровня знаний о природе и окружающем отражающие различные явления, изменялись и переосмысливались. Сегодня трактовка дошедших до нас символов врачевания довольно многообразна. Существует около пятидесяти различных условных изображений, означающих медицину, но мы рассмотрим лишь самые распространённые.

Общие и частные эмблемы врачевания

Для всестороннего изучения вопроса, наряду со многими научными методами, применяющимися в изучении медицинской символики, также актуален и метод исторический.

Наиболее ценными источниками для изучения вопроса являются нумизматика и бонистика. Первая изучает монеты, жетоны, медали и ордена, а вторая рассматривает бумажные денежные знаки в историческом, экономическом и художественном аспекте. Именно на монетах и банкнотах различных эпох можно встретить наибольшее количество медицинских символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях — это вообще единственный источник подтверждения их физического существования.

Специалисты, изучающие эмблемы и символы медицины склонны применять особую классификацию, согласно которой все существующие обозначения можно разделить на частные и общие. К частным относятся:

  • капля крови — знак хирургического профиля;
  • изображение ландыша;
  • клистир (клизма);
  • рука, прощупывающая пульс — эмблема терапевтов;
  • изображение флорентийского младенца;
  • пентаграммы хирургических инструментов, например скальпеля;
  • уринарий;
  • ступки с пестиком или без — такие эмблемы используют фармацевты или медицинские общества;
  • военно-медицинские знаки (эмблемы).

Общие медицинские символы гораздо более знамениты. К ним относятся:

  • змея;
  • посох Асклепия (Эскулапа) — змея, обвивающая палку;
  • змея вокруг чаши;
  • две змеи, обвивающие жезл Гермеса (Меркурия);
  • яйцо;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • светильник;
  • анк Импотеха;
  • змей, обвивающий зеркало;
  • петух;
  • одна или две змеи, закрученные вокруг свечи или светильника;
  • змея, обвивающая Дельфийский пуп, омфалос;
  • горящая свеча или факел;
  • сердце в ладонях и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что общие символы означают врачевание вообще, а частные призваны разделять медицину по направлениям.

Почему змея — символ медицины

На заре цивилизации, в только-только зарождавшемся первобытном обществе, когда первые тотемы отражали беспомощность человека перед природой и окружающим миром, змея была одним из основных символов. С появлением религиозного культа змеям приписывалась двойственная натура добра и зла. С одной стороны, они олицетворяли собой коварство и хитрость, а с другой — были бессмертия.

Интересно, но в античных верованиях символом медицины являлись вовсе а тихий безобидный уж. Именно их именовали «Эскулаповы змеи». Эти пресмыкающиеся были почётными жителями культовых центров врачевания в Риме и Греции. Ужи свободно передвигались по дому и лечили захворавших — вылизывали раны. Римляне и греки очень любили своих змей, содержали их в домах, при банях и купальнях.

У многих народов хорошее начало, приносит благосостояние дому, здоровье и счастье живущим в нем. Также, по поверью, змеи исцеляют раны и способны научить мудрости врачевания.

В древневосточной мифологии змея также ассоциировалась со здоровьем людей и их лечением, а в африканских странах олицетворяла собой врачевание. Пожалуй, это единственный случай, в котором можно проследить цепочку ассоциаций. Дело в том, что в Африке лечением людей занимались исключительно колдуны, они же являлись и заклинателями ядовитых змей. Так и появилась цепочка ассоциаций: колдун — змеи — лечение. Потом, правда, колдуны куда-то исчезли, а вот змеи и врачевание так и остались в крепкой связке.

В европейских странах, в отличие от Африки, змея ассоциировалась не с колдунами, а с мудростью и познаниями в целом. вечной юности — омоложение в данном случае символизирует ежегодная линька, смена кожи. Эта способность змеи в прямом смысле слова «выходить из себя» нашла интересное отражение в египетских легендах. В полночь великий бог солнца Ра вместе со своими приближенными выходит из светящейся ладьи и входит в тело огромного змея. Утром из его нутра все они выходят детьми, снова садятся в священную ладью и продолжают свое путешествие по небу. Именно так, по мнению древних египтян, день сменяется ночью.

Подобные мифы омоложения и бессмертия существуют в африканских сказках, шумерских легендах и греческих мифах. Как древнейший символ медицины, змея изображалась без каких-либо дополнений и атрибутов. И лишь много позже к ней стали присоединять посох, треножник, зеркало или знаменитую чашу.

Что символизирует чаша

Поскольку символ медицины — чаша со змеей, то следующее, о чем мы поговорим, будет именно она. Самое распространённое толкование того факта, что именно чаша стала символом чего-то доброго и спасительного, то есть медицины, связано с восприятием пресной воды в засушливых районах земного шара. Поскольку дожди в этих местах шли редко, вода становилась даром небес. Сохранить подарок небесных богов можно было с помощью рук, сложенных в виде чаши, или камней с углублениями, глиняной или металлической посуды. Так как от засухи люди вымирали целыми селениями, то молитвы о дожде стали сопровождаться просьбами о здоровье и сохранении жизни. На древних египетских стелах и фресках больной, обращаясь к богам с просьбой о выздоровлении, держит в руках именно чашу.

Лечение с помощью воды стало традиционным для стран Древнего Востока и Индии. Алхимики обязательно использовали воду или капельки росы для получения лекарственных средств. Для врачевания применялись особые кубки с выгравированными на них заклинаниями и символами. Например, для лечения страха («болезнь боязни») мусульманами использовался особый «кубок боязни» — медная чаша, специально изготовленная в Мекке и украшенная изречениями из священного Корана.

Народные сказания до наших времён сохранили выражения, связанные с ритуальными чашами: «чаша страданий», «пусть дом станет полной чашей», «испить чашу до дна», «чаша терпения» и другие. В этих изречениях заложена двойственная природа образа — двудонный кубок, творение неба и земли. Если человек испил из чаши земного творения, его нутро обращается к страстям земным. Испив из небесной чаши, человек устремляет помыслы к небу, возвышенным идеалам, избавляется от земных грехов и страстей. Неспроста одним из является кубок причастия — чаша избавления от грехов.

Посох

Рассматривая символы медицины, нельзя не вспомнить и о посохе — суковатом шесте, вокруг которого обычно обвивается змея. Этот предмет олицетворяет собой дорожную палку, означающую странствия врачевателей. Посох не только помогает в пути, но и повышает уровень доверия. Медицинские трактаты Индии настоятельно рекомендовали врачу иметь при себе посох, поскольку больные подсознательно больше доверяют людям опытным, немолодым, имеющим связь с землёй.

Именно этот предмет и стал прообразом трости врача, особенно популярной в Англии в Средние века. Иногда в качестве медицинского символа посох изображался с ветками и листвой. Это символизировало начало новой жизни, омоложение.

В некоторых эмблемах присутствует не посох, а жезл Меркурия, или Гермеса. Этот бог считался посредником между царствами мёртвых и живых, между людьми и богами. По преданию, Гермес получил свой жезл в подарок от Аполлона. Это была награда за то, что он изобрёл такой музыкальный инструмент, как лира, и виртуозно на нем играл. Греки называли эту волшебную трость кирекийоном, а римляне именовали кадуцеем.

Пентаграмма и треножник

Довольно популярны также и такие символы медицины, как пентаграмма и треножник Аполлона.

Первый из них — пятиконечная звезда, нарисованная одной линией. Это знак уходит своими корнями в Месопотамию и Египет. Считается, что таким образом соединялись между собой пять известных к тому времени планет: Марс, Венера, Сатурн, Меркурий и Юпитер. Этот символ чаще всего использовался как талисман и оберег против духов и существ, вызывающих несчастья и болезни. Чуть позже, во время повсеместного распространения христианства пентаграмма стала знаком еретиков и была заменена на изображение руки с растопыренными пальцами.

Второй знак — треножник Аполлона. Согласно преданию, у подножья горы Парнас Аполлон убил Пифона — злобное чудовище, охранявшее долину. На месте битвы был построен Дельфийский храм, святилище Аполлона. Одной из стен храма была скала, из расщелины которой струился пьянящий аромат. Рядом на золотом треножнике сидела Пифия — жрица, общавшаяся с богами и узнававшая таким образом их волю. А поскольку Аполлон был покровителем медицины и врачевания, то треножник из его святилища стал особым символом, объединяющим три начала медицины:

  • собственное наблюдение;
  • анализ наблюдений других людей;
  • заключение по аналогии.

Посох Асклепия

Итак, что означает символ медицины, изображающий палку, вверх по которой ползёт змея? Для начала стоит отметить, что этот знак является наиболее узнаваемым примерно с VIII века до нашей эры. История этого знака восходит к греческим мифам. По преданию, Асклепий (римляне именовали его Эскулапом) обучился своему делу, искусству врачевания, у кентавра по имени Хирон. Полученные знания он с успехом применил на практике и стал искуснейшим врачевателем. Он так хорошо лечил людей, что Зевс испугался, что благодаря его стараниям люди и вовсе станут бессмертными. Поэтому он убил Асклепия ударом молнии.

Существует легенда, согласно которой однажды Асклепия пригласили ко двору чтобы воскресить его погибшего сына. По дороге ко дворцу на палку, на которую Асклепий опирался при ходьбе, вдруг влезла змея. Врачеватель испугался и убил её. Как только он лишил пресмыкающееся жизни, откуда ни возьмись появилась другая змея, несущая во рту траву. С помощью пучка травы змея воскресила свою подругу, и они вместе уползли прочь. Асклепий правильно понял знак богов, он нашёл траву, которую держала во рту змея, и смог воскресить сына царя Миноса.

С тех пор изображение посоха Асклепия стало применяться в качестве символа врачевания, а сам доктор стал почитаться как бог врачевания.

Чаша со змеёй

Тем не менее гораздо более распространённый символ медицины — змея, обвивающая чашу. Первые изображения этого символа относятся к 600-800 гг. до нашей эры. Примечательно, что вначале части изображения существовали раздельно и являлись атрибутами Гигеи, дочери Асклепия — змею она держала в одной руке, а чашу - в другой. И лишь много позже изображения соединились в единое целое.

Истинное значение этого знака весьма спорно. Кто-то трактует его так, а кто-то иначе. Чаще всего кубок ассоциируют с ёмкостью для хранения широко известной лечебной субстанции, а змея символизирует мудрость. Однако есть и другое толкование. Согласно ему эмблема напоминает врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши мирового познания, человеческого разума, объемлющего весь мир.

Самое весёлое толкование символа придумали студенты-медики. По их мнению, символ означает, что медик «хитер, как змей, и очень любит выпить».

Сегодня такая эмблема чаще всего применяется для обозначения фармацевтической деятельности.

Кадуцей

Значение символа медицины, изображающего жезл с крыльями, вокруг которого вьются две змеи, тоже не слишком однозначно.

Дело в том, что изначально кадуцей был символом тайны, знаком, защищающим коммерческую или политическую переписку. И лишь много позже стал символом медицины.

Для удобства восприятия стоит разделить эмблему на несколько частей:

  • жезл символизирует Дерево Жизни, связь между небом и землёй;
  • двойная спираль, образованная переплетением змеиных тел — символ космической энергии, единства противоположности, двойственности явлений;
  • сами пресмыкающиеся — деятельные силы земного и потустороннего миров.

Скорее всего, превращение символа из коммерческого (политического) в медицинский произошло из-за наличия змей, дающих одновременно и лечебное снадобье, и яд.

Красный крест и полумесяц

Если рассматривать символы медицины, популярные во всем мире, не стоит забывать и о красном кресте и полумесяце. Как ни странно, но такой символ вовсе не означает «что-то медицинское», как принято считать в нашей стране. Он призван защищать медиков, раненых, госпитали и больницы во время военных конфликтов. Поэтому недопустимо использовать такой символ на аптеках, автомобильных аптечках, халатах и шапочках медперсонала и в других местах. По задумке, он должен иметь «экстренное» значение и применяться лишь в крайних случаях.

Схожее значение имеют:

  • красный крест;
  • красный полумесяц (в исламских странах);
  • солнце и красный лев (в Иране);
  • красная звезда Давида (в Израиле).

В нынешнее время Движение Красного Креста занято разработкой новой символики, лишённой национальных и религиозных признаков.

Звезда жизни

Символ медицины, фото которого представлено ниже, не слишком популярен в России. Это «Звезда Жизни» — символ медицины, родившийся в США. Каждый из лучей снежинки символизирует собой определённую функцию экстренной медпомощи:

  • обнаружение;
  • извещение;
  • отклик;
  • помощь на месте происшествия;
  • помощь при транспортировке;
  • транспортировка для дальнейшего оказания помощи.

Заключение

Изучая медицину, невозможно не знать или не понимать символов, означающих врачевание. Интерес к прошлому, как известно, порождает светлое будущее. Чем ярче мы сможем представить себе содержание и значение культурной эстафеты, переданной нам прошлыми поколениями, тем ценнее и значимее становится для нас настоящее. Ведь в каждый символ наши предки вкладывали особый смысл, призванный донести его ценность до грядущих поколений.

Медицина, или «искусство исцеления», возникла ещё у древних цивилизаций. Большинство современных символов, связанных с нею, тоже берут начало с тех времен. В особенности на них повлияла культура Что означают медицинские знаки и символы? Фото и значение самых распространённых эмблем вы найдете далее в статье.

Основные эмблемы

За всю историю у медицины набралось огромное количество эмблем. Они используются нами в качестве распознавательных знаков и могут размещаться на документации, офисах или спецодежде различных организаций здравоохранения.

Наиболее известными медицинскими символами и знаками являются:

  • красный крест и красный полумесяц;
  • сосуд Гигеи;
  • посох Асклепия;
  • «звезда жизни»;
  • кадуцей.

Самыми распространёнными являются эмблемы с изображением змеи - древнегреческого символа мудрости, исцеления и возрождения. Она считалась атрибутом знаменитого врача Гиппократа, богов Гермеса, Асклепия и Гигеи. Изображаться змея может с посохом, чашей, зеркалом, свечей, треножником Апполона и прочими предметами.

Существуют и другие медицинские знаки. Например, клизма, сосуд для сбора мочи, или уринария (как символ опеки доктора над пациентом), петух, капля крови, яйцо, горящий факел, светильник.

Посох Асклепия

Посох Асклепия - медицинский знак, родившийся из мифа. Согласно последнему, посох древнегреческого бога-лекаря однажды обвила змея. Он убил её, но на его пути появилась ещё одна. В пасти она держала траву, которой воскресила убитую «подругу».

Так Асклепий нашёл средство для возвращения умерших к жизни, а змея, обвивающая посох, стала первой международной эмблемой древнего искусства врачевания. Сам символ появился примерно в VIII веке до нашей эры.

Символом скорой помощи во многих странах является «звезда жизни». Она представляет собой белый посох Асклепия на фоне синей шестиконечной звезды.

Сосуд Гигеи

Гигея - богиня здоровья и дочка легендарного Асклепия. Начиная с 800 года до нашей эры её символом выступала чаша. Позже стали появляться изображения чаши, которую обвивает уж. Иногда изображали и саму богиню, которая держала в руках кубок и кормила из него змею.

Примерно в XVIII веке сосуд Гигеи стал медицинским знаком фармации сначала в Париже, а потом и в мире. У Национального Общества Фармацевтов США и Канады в виде кубка Гигеи существует награда, её присуждают лидерам области.

Кадуцей

Керикион, или кадуцей - ещё одна эмблема родом из Древней Греции. Этот медицинский знак очень похож на посох Асклепия, что приводит к их путанице. Но, в отличие от посоха, кадуцей принадлежит Гермесу.

Символ представляет собой жезл с крыльями наверху, который обвивают целых две змеи. Гермес являлся очень многопрофильным божеством. Он покровительствовал торговцам, путникам, магии и алхимии. Его кадуцей считался жезлом глашатаев и обладал способностью примирять людей. В античные времена он не имел никакого отношения к медицине.

Позже он стал ассоциироваться с тайным знанием, познанием мироздания и дуализма Вселенной. Особую популярность знак получил в XV-XVI веках, когда алхимики сделали его своим символом. В медицину он перекочевал только в XIX веке, олицетворяя жизнь и смерть как две стороны единого целого.

Красный крест и полумесяц

Эмблема красного креста возникла в 1863 году как символ помощи военным, раненным в бою. Она появилась благодаря швейцарцу Анри Дюнану, свидетелю битвы при Сольферино. Анри увидел, что из-за отсутствия отличительных знаков у санитаров и врачей помощь пострадавшим на поле боя была сильно затруднена. В результате возник знак красного креста на белом фоне.

Во время русско-турецкой войны Османская империя отказалась от креста, связав его с религиозным знаком. Вместо него они использовали красный полумесяц на белом фоне. В 1929 году в Женеве полумесяц признали второй эмблемой помощи. Чаще она встречается в мусульманских странах.

Оба знака являются символами Международного движения Красного Креста и Полумесяца, которое обязуется оказывать помощь всем нуждающимся независимо от их различий и способствовать миру на планете.