Корсунская икона божией матери одигитрия где находится. Чудотворная богородичная икона из корсуни. Где купить Корсунскую икону Божьей Матери

Корсунская икона божией матери одигитрия где находится. Чудотворная богородичная икона из корсуни. Где купить Корсунскую икону Божьей Матери
Корсунская икона божией матери одигитрия где находится. Чудотворная богородичная икона из корсуни. Где купить Корсунскую икону Божьей Матери

В каждом доме где живут православные, имеется хотя бы одна икона Богородицы. Есть такие образы, которые связаны именно с Россией. Корсунская икона Божией Матери была принесена из Херсонеса после крещения Руси. Она признана чудотворной, является культурным наследием всего человечества.


История написания

Относится к типу «Елеуса» (как и «Владимирская»), согласно церковной легенде, была скопирована с оригинала, написанного евангелистом Лукой (однако, если верить преданиям, он написал чуть ли не каждую вторую икону Царицы Небесной). Чтить надо не иконописцев и происхождение, а саму Божию Матерь, образ может быть любым - лишь бы не нарушал канонов.

Корсунская Икона Божией Матери сменила много мест пребывания:

  • Первоначально князь принес ее из Корсуни в Киев;
  • Затем была отправлена в Новгород;
  • После этого оказалась в Успенском соборе Москвы.

Сам первоначальный образ давно утерян, сегодня чтимый список с нее находится в Нижнем Новгороде, в Благовещенском монастыре. Оригинал, написанный более тысячи лет назад, также исчез. Святыни теряются не случайно - Господь скрывает их либо до времени, либо укрывает от поругания. Поэтому слишком огорчаться не стоит - молитвы все также возносятся к Богу, как и тысячи лет назад.


Копии

Название «Корсунская» на самом деле носят несколько разных икон. Их объединяет не столько происхождение, сколько общий тип изображения - «Умиление».

  • Образ княгини Полоцкой. Невеста Александра Невского принесла святыню в качестве приданого в 1239 г. Написан образ был в Константинополе. В Полоцке был основан Спасский женский монастырь, куда Ефросинья пожертвовала его. Образ был украшен драгоценным окладом.
  • Одигитрия Корсунская - создана в 13 в., сегодня находится в музее Кремля. Долгое время икона находилась в Успенском храме, куда ее привез Иван Грозный. По мнению историков, попала в Россию из Константинополя в начале 14 в.

Существует и несколько других образов, которые претендуют на честь именоваться Корсунской иконы Богородицы. У каждого из них отдельная история, многие прославлены чудесами, поэтому могут одинаково почитаться верующими.


Значение, о чем молятся Корсунской иконе

Данный тип изображения характерен тем, что выказывает всю глубину материнской любви. В богословском смысле он демонстрирует идеальные отношения между Господом и людьми (их представляет Богородица). Божия Матерь, как известно, имеет очень чистую душу, свободную от грехов. Поэтому она с дерзновением может возносить молитвы к Богу, вся ее душа стремится лишь к Владыке небес. На иконе Пречистая показывает это, прижимая Младенца к себе обеими руками.

Особенная нежность между Матерью и Сыном здесь проявляется в расположении фигур - Мария и Христос нежно прижимаются щека к щеке. Между их телами нет расстояния, что символизирует духовное единение. Ручка Младенца обвивает шею Богородицы. Младенец возвел глаза к Небу, как бы всматриваясь в свое будущее.

Мария же смотрит словно вглубь собственной души, на ее лице - оттенок глубокой грусти. Она ведь тоже знает, что должно произойти, когда чадо вырастет. Судьба вырвет его из материнских объятий, и она будет обнимать хладное изувеченное тело…

Но обоих объединяет великая надежда на Воскресение. Значение Корсунской иконы - показать, что крестная жертва была принесена во имя Любви Бога к человечеству. Каждый искуплен кровью Христа, об этом верующим надо помнить, ценить и беречь друг друга. Тогда каждая молитва получит ответ, упование исполнится, грехи изгладятся.

В чем помогает

В России очень почитают Божию Матерь, Корсунская икона - лишь один из примеров. О чем молятся?

  • Просят утешения в духовных скорбях, облегчения мучений;
  • О просвещении души светом Христовых заповедей;
  • О спасении и наставлении детей и близких на путь истинный;
  • О телесном исцелении от недугов.

У каждого свои печали и заботы, все их можно принести к ногам Богородицы. Она ведь мать всего человечества. Перед Корсунской иконой можно читать акафист, заказывать ей молебен, читать молитвы частным порядком. Здесь важна лишь воля самого верующего, Церковь не регулирует количество молитв. Важно, чтобы они были регулярными. Тогда постепенно уменьшиться груз забот, Бог пошлет силы и радость духовную. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Корсунская икона божией матери - где находиться, о чем моляться was last modified: Июнь 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Корсунская икона Божией Матери (Ефесская икона Божией Матери ) - икона Девы Марии с Младенцем , почитаемая в Православной церкви чудотворной . Относится к иконописному типу Елеуса (её сокращённый, оплечный вариант).

История иконы

Образ князя Владимира

По преданию, Ефесская, или Корсунская, икона Богороди­цы, была писана св. апостолом Лукой и ещё при жизни Пресвятая Богородица, увидев своё изображение, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою». 9 октября 988 года список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже икона была перенесена в Новгород , а оттуда - в Москву , в Кремлевский Успенский собор .

Образ Евфросинии Полоцкой

Образ был принесен из Византии на Русь в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой , дочерью витебского князя Святослава Всеславича. Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель и построив в ней новую церковь в честь Пресвятой Богородицы пожелала украсить её древнейшим образом Эфесской Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Она со своим слугой Михаилом отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Просьба была удовлетворена и образ был отправлен на Русь из Эфеса . Украсив образ золотом, серебром и драгоценными камнями, Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери.

Относительно нового названия иконы - Корсунская существует две версии: в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый» или икону везли через Корсунь , и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Торопецкая икона Божией Матери

Корсунская, Кирилло-Белозерский монастырь

В отличие от оригинальной Корсунской иконы, Торопецкая икона относится к иконописному типу Одигитрия . Существует гипотеза, что икона происходит из Полоцка и представляет собой список с Ефесской иконы Евфросинии .

Списки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Корсунская икона Божией Матери" в других словарях:

    Типы икон Богородицы Оранта Елеуса Одигитрия Агиосоритисса Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). Елеуса (греч … Википедия

    Дата появления: XIV век … Википедия

    ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - [Девпетерувская, Девпетерусская] (празд. 29 февр.), чудотворный образ «Умиление», явленный в 1392 г.; происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. Архиеп. Сергий (Спасский) упоминает икону в ряду местночтимых в России образов (Т … Православная энциклопедия

    Корсунская - икона Божией Матери – О происхождении ее имеется два предания.Одно гласит, что икона Корсунская – Эфесская, писанная евангелистом Лукою, в 988 г. перенесена из Корсуня в Киев, а затем в Москву; другое же повествует, что икона принесена… … Полный православный богословский энциклопедический словарь Энциклопедический словарь

    Божией Матери (Виленская икона), чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. На иконе (размером 2 м х 1,63 м) … Энциклопедический словарь

    ДИКАРЁВ - Михаил Иванович (? после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX нач. XX в. Род. и учился в слободе Мстёре Вязниковского у. Владимирской губ., происходил из… … Православная энциклопедия

Празднование в честь Корсунской иконы Божией Матери совершается 9 октября(22 октября н.ст.).
Перед иконой молятся о быстром исцелении различных болезней, о помощи от бедности, о быстром получении материального благополучия.

МОЛЛИТВА ==
О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

КОНДАК, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ==
ИМЕНУЕМОЙ КОРСУНСКАЯ, ИЛИ ЕФЕССКАЯ
История иконы излагается неоднозначно. Происхождение этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии.

Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Корсунская, или Ефесская, икона попала в 988 году, - была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.

Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143-1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156-1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями.

В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.
Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Cия икона, - сказано в рукописи, -написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…

И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны - супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.

Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских».

И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича.

В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни.

Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей - нижегородцев и из прочих стран - идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».

Владыка Питирим отправился в Шарпанскую обитель и, обретя от иконы исцеление, объявил всем нижегородцам, что это чудотворный и дивный образ. «Я желал бы эту великую святыню приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето», - сказал Питирим. Все велегласно откликнулись: все желаем, владыко, принять чудотворную икону. Даем обещание, владыко, кажнее лето приносить чудотворную икону в Нижний Новград. Архиепископ Питирим провозгласи: «…Будет в нашем граде великая радость о пришествии великой заступницы граду нашему, ей, братие, помолимся. Икона будет приноситься в Нижней Новград июля 10 дня в продолжение пребывания иконы по 15 сентября».

Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы ее затерялись в истории. А это был как минимум третий список с подлинной Ефесской святыни, созданной в Византии местными мастерами.

Примечательно, что еще один список с этого образа также пребывал на Нижегородской земле, в мужском Благовещенском монастыре, и столь же таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительнейших пожара. Считается, что он был написан в Киеве во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенной крестителем Руси из Корсуни иконы. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом». Главная святыня Благовещенского монастыря была прислана туда чудотворцем Алексием, митрополитом Московским, как первосвятительское благословение новосозданной обители.

Помимо того в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения: в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в Нежине Черниговской губернии, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии, в монастырях Спасо-Евфимиевом в Суздале, Соловецком и Павло-Обнорском под Вологдой и во многих иных городах, весях и обителях. Еще большим было количество храмов во имя Корсунской Богоматери.

ИКОНОГРАФИЯ ==

К иконографическому варианту икон с таким названием относятся два перевода однотипного оплечного изображения Богородицы и Младенца Иисуса Христа, когда голова Богоматери наклонена вправо или влево в соответствии с положением головы Младенца (справа или слева). Икона относится к типу Умиление: крупная голова Божией Матери в чепце прикрыта мафорием и склонена к голове Отрока -Иисуса, припадающего к Ее щеке. Пальцами одной руки Богородица прикасается к лику, пальцы другой прижимают Его плечи. Младенец одной рукой обнимает шею Богоматери, в пальцах другой держит свернутый свиток.

Есть два предания о происхождении этой иконы. Начнем с самого древнего. Считается, что образ написал святой евангелист Лука, и хранился он в Эфесе. Список с иконы в 988 году перенесли из Корсуни в Киев после крещения святого равноапостольного князя Владимира.

Эфе́с — древний город на западном побережье Малой Азии. Это территория современной Турции. Под Корсунью подразумевают полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Это нынешний Херсонес. Византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунью.

Позже икону принесли в Новгород, спустя несколько веков, уже при Иоанне Грозном, она оказалась в Москве. И до сего часа она пребывает в Кремлевском Успенском соборе, сразу за престолом. Эта одна из ценнейших алтарных святынь находится в храме уже более шести веков.

Есть еще одна версия происхождения иконы Корсунской Божией Матери. Связана она с белорусской святой преподобной Евфросинией Полоцкой. Будучи настоятельницей Спасского монастыря, матушка игуменья узнала, что в Греции есть иконы письма евангелиста Луки, и попросила прислать одну. Вместе с прошением греческому императору и патриарху Луке Хризовергу отправились и многочисленные дары и подношения. Византийский правитель согласился отдать для Руси ту икону, что хранилась в Эфесе. Везли ее через Корсунь. Обрадованные местные жители попросили сопровождающих оставить образ для молитв верующих хотя бы на некоторое время. Когда спустя год икону отправили дальше преподобной Евфросинии, название «Корсунская» приклеилось к ней. Святая преподобная украсила образ всевозможными драгоценными камнями и металлами и разместила его в церкви. Более 60 лет с 1173 года икона пробыла в Полоцке. Уже тогда начали происходить чудесные исцеления.

По истечении этого времени икона покинула город вместе с дочерью полоцкого князя Брачислава. Параскева выходила замуж за святого благоверного князя Александра Невского, уезжая в город Торопец.

Торо́пец — с 1074 года город в России в Тверской области.

В этом небольшом городе долгое время, вплоть до 1917 года и находилась чудотворная икона. Нынешний Корсунско-Богородицкий собор на долгое время стал местом многочисленных молитв и чудотворений, происходящих возле Корсунской Божией Матери. В 1611 году в местные земли направился неприятель - польские войска пытались одолеть Москву и соседние земли. И здесь славянам пришла на помощь Божия Матерь. После октябрьской революции 1917 года образ отвезли в Ленинград, где его хранили в Русском музее. В Торопце же остался список с чудотворной иконы, он пребывает во Всехсвятском храме.

Копии Корсунской иконы разошлись по всей Руси. Чудотворные лики оказались и в самом сердце страны, и даже на далеком Севере. Преображенский собор Соловецкого монастыря, подмосковная усадьба Мураново, село Глинково Владимирской епархии, украинские села Горбаневка под Полтавой и Шпилевка Сумской области…Список мест, где хранятся чудотворные копии, можно продолжать. Воистину, лучами чудотворных икон землю Русскую озаряющая.

Очень часто в интернете спрашивают, о чем можно молиться перед «Корсунской» или иной иконой. Это несколько ограничивает наше отношение к Богородице. Раньше люди искренне молились о том, о чем болело их сердце…

Например, в 1771 году в городе Романове (так называют нынешний город Тутаев в Ярославской области) разразилась эпидемия чумы. Местные жители слезно обратились к обитателям села Пилатики, где хранился чудотворный список Корсунской иконы. Она прославилась чудесами еще с 1642 года. Крестный ход с принесенной иконой остановил болезнь.

А в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе хранится список иконы, написанный в начале царствования императора Николая I. В день своего торжественного перенесения в главный храм города 18 февраля 1894 года исцелилась жена певчего из местного хора. Среди огромного количества молящихся была и Анна Ераксина, которая встретила икону и помолилась перед ней с горячим прошением Богородице об исцелении. Дело в том, что еще в детстве лошадь лягнула ее копытом в правое плечо. Рука едва двигалась, недавно прошла операция. Надежда не оставляла женщину. И вера ее была вознаграждена по приходу из церкви домой. Желая совершить крестное знамение, Анна осознала, что рука движется: лоб, грудь, плечо, плечо…. Хотя раньше эти простые движения были невозможны. На следующий день врачи подтвердили: под повязкой мгновенно затянувшийся послеоперационный шрам. Доктора констатировали, что помощь женщине больше не нужна. И обрадованная Анна тут же поняла, что быстрое исцеление ей даровал Господь по молитвам Богородицы.

Известно, что именно эту икону видел святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда посещал дом Александры Алексеевой, где прежде хранился «Эфесский» образ Богородицы. Он провел полчаса перед ней, не сумев отвести взор от величия и благолепия иконы. Всё это время он молился вслух.

Так каждый молится о своем, а Богородица слышит всех. И находится рядом с каждым из нас незримо…

Огромным значением обладают для православных святые образы связанные непосредственно с самим Христом. И тут Корсунская икона Божией Матери, безусловно, является одной из ценнейших святынь, которая позволяют каждому практически прикоснуться ко временам самого Спасителя.

Ведь, согласно преданию, данный образ был написан самим апостолом Лукой (который считается зародителем иконописной традиции в целом) и был одобрен самой Богоматерью, которая назвала образ пребывающим под благословением ее самой и Христа.

Немного истории

Как считается, именно евангелист Лука начала писать святые образы и ему принадлежит как минимум три различные изображения, в том числе и икона Богородицы Корсунская, которая относится к подтипу: Елеуса или Умиление. Напомним, всего есть три основных типа икон Пречистой Девы:

  • Оранта;
  • Одигитрия;
  • Елеуса.

Они символически изображают христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Каждый вариант имеет собственный канон написания, характерные позы и расположение фигур. В Корсунской иконе Елеуса Спаситель и Богоматерь прижимаются друг к другу щеками, такое расположение фигур говорит о нежных отношениях, но также на символическом уровне указывает на стремление души к божественному, ведь Богоматерь как бы символически представляет душу каждого верующего, которая стремится к Господу и хочет наладить с ним самые близкие и доверительные отношения.

До поры до времени Эфесская икона Божией Матери (название по городу Эфес является вторым для данного образа) пребывала на территории Византийской империи, но в дальнейшем была привезена на Русь. Тут существуют различные версии касательно того, кто привез данный образ, не станем на этом акцентировать внимание, так как этот факт не является особенно существенным для молитвенного обращения к образу и религиозной практики.

Согласно одной из версий, Корсунская икона Божией Матери была привезена самим крестителем Руси, то есть князем Владимиром, а по другой версии, заслуга принадлежит великой подвижнице Евфросинией Полоцкой, которая активно распространяла христианство в 12 веке.

Сейчас образ хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге, хотя, вполне вероятно, в итоге снова перейдет во владение церкви. В музей икону передали в период советской власти для того, чтобы сохранить. Реликвию сохранили, но реставраторы убрали изначальный темный цвет кожи лиц, который приняли за копоть.

Традиционно православные иконы не изображают лица, с яркими эмоциями и переживаниями. Как правило, лики спокойны и наполнены глубокой задумчивостью, умиротворением. Именно поэтому молитва Корсунской иконе, да и любому другому православному образу является такой действенной, взгляд на святой образ сразу приводит верующего в соответствующее молитвенное настроение.

На этом образе перед нами предстает Богоматерь в синих и красных одеждах. Синий цвет символизирует собой Царствие Небесное, а красный цвет подчеркивает величественность. Зеленый цвет одежд младенца символизирует в свою очередь благую весть о его собственном появлении.

В одной руке младенец держит свиток, который символизирует собой Евангелие, а другой рукой держится за одежды Девы Марии. Также есть варианты композиции без свитка.

Акцент сделан на лицах, которые прижимаются друг к другу. Хотя они спокойны и не выражают эмоций, заметна глубокая приязнь героев этой иконы и духовная близость между ними.

В чем помогает Корсунская икона

Так как значение этого образа указывает на связь человека с Господом, перед ним просят о самом разном. Разнообразным является спектр того, в чем помогает икона Корсунской Божьей Матери: кто-то просит о достатке, другие о том, чтобы избавиться от страстей или какой-то немощи. Суть заключается в милостивом характере Богоматери, которая может помочь практически каждому.

Поэтому верующему следует самому выбрать, о чем молиться Корсунской иконе Божией Матери, она примет искренние просьбы, которые идут с глубокой верой.

Многие свидетельствуют о помощи от этого образа, на котором пребывает благословение самого Спасителя и Богородицы.

Акафист Корсунской иконе Божией Матери и молитва

Кондак 1

Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чýдныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:

Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земные украшение. Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим. Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся апостолов похвало. Радуйся, мученическое исповедание; радуйся преподобных венче. Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающи пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающее величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепное Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.