Какие бывают Добродетели? Восток: вера, надежда, любовь. Высказывания о христианских добродетелях

Какие бывают Добродетели? Восток: вера, надежда, любовь. Высказывания о христианских добродетелях
Какие бывают Добродетели? Восток: вера, надежда, любовь. Высказывания о христианских добродетелях

Трофим Герасименко

Добродетель смирения как основа святости

С чего начинается православная вера? С принятия того, что Христос пришел, пострадал за нас и воскрес? Или - с осознания своей греховности? Православная Церковь учит, что главное - второе, потому что в нем - добродетель смирения.
Удивительное на первый взгляд дело: следовали за Христом и становились Его учениками по большей части малограмотные рыбаки, простые люди, раскаявшиеся вчерашние грешники. Книжники же и публичные «праведники» - фарисеи следовали за Ним месяцами, но так и не очистили своей совести, не раскаялись в грехах. Они были свидетелями многих чудес, совершенных Христом, но не изменились.

Расслышать обличения во грехах им мешала собственная гордость, гордыня - страсть, поразившая когда-то даже некоторых ангелов, превратив их в бесов. Главное, что лежит в основе святости человека, антипод гордости - христианская добродетель смирения .

Не всякие добродетели одинаково дарованы каждому из святых. Но эта присуща каждому. Без нее нет святости в человеке.

Свои кротость и смирение сердца Спаситель ставил всем в пример. Без них не достигается не только духовное совершенство, но и вообще спокойствие в обычной жизни.

Святые открывают нам, что добродетели между собой связаны как бы родственными связями. По мере развития в себе одной из них, неизбежно приходят и остальные. И все они растут как родные сестры - одновременно. То одна чуть быстрее, то другая. Но в этом порядке первой является добродетель смирения. Она не имеет предела совершенства.

Эта добродетель оберегает от гордости во все дни жизни человека и даже при переходе в вечность. Умирая телом, святые подвижники, чья слава уже была известна и в дальних краях христианского мира, продолжали искренне считать себя недостойными земных и небесных благ за свои прегрешения. Хотя Господь уже прославлял их святость, являя через них множество чудес и дар рассудительности.

Особенно тонкое и неприметное искушение для всякого человека - высокое мнение о себе. Именно в нем скрываются такие недуги души как гордость и тщеславие. И основное лекарство от них - добродетель смирения.

Тот, кто видит себя смиренным, тот наверняка еще очень далек от этого идеала. А поводов для мнения о себе находится предостаточно. Это - любые, даже малые успехи, и соответствие тому, что считается общепринятым, модным. Особенно преуспели в развитии этого порока современные психологи, старающиеся лишь успокаивать клиента и потакать его страстям, стараясь «принимать его таким, как он есть».

Христос же учил не лукавить, а раскрывать свои пороки и страсти и решительно избавляться от них, начиная после покаяния новую святую жизнь.


Отдельный повод приобрести ложное мнение о себе - христианская духовная жизнь (посты, молитвословия, начитанность).

Эту добродетель можно укреплять, вспоминая свои прошлые грехопадения и внимательно наблюдая за греховными поползновениями собственных мыслей. Сверяя с Евангелием себя настоящего, а не мнимого, нельзя не прийти к покаянному мнению о себе.

Обойти же добродетель смирения стороной и при этом быть верующим и хотя бы сколько-нибудь святым - абсолютно невозможно.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Пока только наброски, чтобы позже сжать, сократить и очистить от шелухи. Как говорится, лиха беда начала...

Семь смертных грехов:


  • Гордость (Я сам себе и небо и луна…)
  • Сребролюбие (дайте мне таблеток от жадности, и побольше, побольше..)
  • Блуд (я их вместе соберу…)
  • Зависть (ну соседи…в однокомнатной двухкомнатную прячут…)
  • Чревоугодие (люблю я макароны… торты, салаты, шпроты…)
  • Гнев (вах, нах, зах… , дело было прошлым летом…)
  • Уныние (всё будет хорошо…хуже уже не будет…)
Семь добродетелей:

  • Любовь (…любая фраза с фантика Love)
  • Нестяжание (нет, Бобику…)
  • Целомудрие (скромность не порок…это добродетель)
  • Смирение (ударили по одной, подставь другую)
  • Воздержание (хочу, могу, но брать не буду…)
  • Кротость (минуточку, минуточку, я записываю…)
  • Трезвение (следи за собой, будь осторожен…)
Одновременно читала статью о грехах, добродетелях и в формулировки вносила коррективы, так чтобы более менее сократить, а точнее убрать религиозность, но смысл не потерять тоже.
http://blogs.privet.ru/user/midda/85753834

Смертных грехов, которые совсем нежелательно совершать:


  • Гордыня (Высокомерие)
  • Зависть
  • Чревоугодие (Обжорство)
  • Блуд (Похоть)
  • Гнев (Злоба)
  • Алчность (Жадность)
  • Уныние (Праздность)
Чтобы их не совершать, надо их чем-то заменить, так как просто отказаться от них, значит мучить себя, так как в душе будет зиять огромная дыра. Что надо сделать, чтобы заменить 7 смертных грехов?

Итак 7 добродетелей в противовес 7 смертным грехам:


  • Смирение (Стыд)
  • Сорадование (Доброжелательность)
  • Аскетизм в еде
  • Целомудрие
  • Доброта (Кротость)
  • Бескорыстие (Щедрость)
  • Жизнелюбие (Трудолюбие)
http://omsk777.ru/filosof.tema.81.html

Богословская трактовка от святителя Игнатия (Брянчанинова)
http://voliaboga.narod.ru/stati/08_03_04_poiasnenie_dobrodet.htm

В Книге Притчей (965 - 717 г.г. до н. э.) говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:


  • Гордый взгляд
  • Лживый язык
  • Руки, проливающие невинную кровь
  • Сердце, кующее злые замыслы
  • Ноги, быстро бегущие к злодейству
  • Лжесвидетель, наговаривающий ложь
  • Сеющий раздор между братьями
Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского (Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе (553 г.) был осуждён как еретик):

  • Γαστριμαργία
  • Πορνεία
  • Φιλαργυρία
  • Ἀκηδία
  • Κενοδοξία
  • Ὑπερηφανία
Они были переведены в католических молитвах следующим образом:

  • Fornicatio
  • Avaritia
  • Tristitia
  • Vanagloria
  • Superbia
В 590 году папа Римский Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:

  • luxuria (похоть)
  • gula (обжорство)
  • avaritia (алчность)
  • acedia (уныние)
  • ira (гнев)
  • invidia (зависть)
  • superbia (гордыня)
Они же используются и католической церковью

Однако в православии существует концепция 8 греховных страстей:


  • Чревоугодие,
  • Блуд,
  • Сребролюбие,
  • Гнев,
  • Печаль,
  • Уныние,
  • Тщеславие,
  • Гордыня.
Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. По сути, греховная страсть - это пользование благом (даром) от Бога вне Бога. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к любви и единению с женой, а также к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости. Подробное рассмотрение данных страстей сделано святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями».

Условно, можно попытаться представить концепцию об искажении естественных человеческих свойств и страстей, следующим образом:

Естественное благо от Бога - Греховная страсть:


  • Удовольствие от умеренного приема пищи - искажение Богом данной способности, становится страстью чревоугодия
  • Удовольствие в честном браке от физического единения плоти с женой - искажение Богом данной способности, становится страстью блуда
  • Обладание материальным миром во славу Бога как умножение любви - искажение Богом данной способности, становится страстью сребролюбия
  • Праведный гнев на зло и неправду, защита ближнего от зла – искажение Богом данной способности, становится страстью гнева (неправедный) на неудовлетворение потребности
  • Удовольствие от умеренного отдыха после труда – искажение Богом данной способности, становится страстью печали (скука, лень)
  • Радость в душе вне зависимости от внешних обстоятельств - искажение Богом данной способности, становится страстью уныния (отчаяние, мысли о самоубийстве)
  • Радость от созданного творения (реализованной мысли, слова, действия), имеющее в основе
  • Благое начало - искажение Богом данной способности, становится страстью тщеславия
  • Любовь к Богу и ближнему, смирение - искажение Богом данной способности, становится страстью гордости
Опасность греховных страстей состоит в том, что они порабощают душу и отдаляют от нее Бога. Где присутствует страсть, там из сердца человека уходит любовь. Сначала страсти служат удовлетворению извращенных, богопротивных, греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).
Type Characteristic role Ego fixation Holy idea Basic fear Basic desire Temptation Vice/Passion Virtue Stress Security
1 Reformer Resentment Perfection Corruptness, evil Goodness, integrity, balance hypocrisy , hypercriticism Anger Serenity 4 7
2 Helper Flattery Freedom Unworthiness of love Unconditional Love Manipulativeness Pride Humility 8 4
3 Achiever Vanity Hope Worthlessness Value to others Pleasing everybody Deceit Truthfulness 9 6
4 Individualist Melancholy Origin Commonness Uniqueness, authenticity Self-castigation, withdrawal Envy Equanimity 2 1
5 Investigator Stinginess Omniscience Uselessness, helplessness Competency Overthinking Avarice Non-Attachment 7 8
6 Loyalist Cowardice Faith Isolation and vulnerability Safety Suspiciousness Fear Courage 3 9
7 Enthusiast Planning Work Boredom Experience of life Moving too fast Gluttony Sobriety 1 5
8 Challenger Vengeance Truth Loss of control Self-protection, autonomy Self-sufficiency Lust Innocence 5 2
9 Peacemaker Indolence, self-forgetting Love Loss, annihilation Stability, peace of mind Giving in Sloth Action 6 3

http://en.wikipedia.org/wiki/Enneagram_of_Personality

Богословские добродетели


  • Надежда
  • Любовь
Моральные, кардинальные добродетели

  • Мудрость
  • Справедливость
  • Мужество
  • Умеренность
Главные грехи и противоположные им добродетели

  • Гордыня -- Смирение
  • Скупость -- Щедрость
  • Нечистота -- Целомудрие
  • Зависть -- Благожелательность
  • Неумеренность -- Умеренность
  • Гнев -- Кротость
  • Лень -- Старательность
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=78207

Теологи́ческие доброде́тели (англ. Theological virtues, фр. Vertus théologales, исп. Virtudes teologales) - категории, постулирующие идеальные качества человека.
Состав трёх христианских добродетелей - вера, надежда, любовь - сформулирован в Первом послании к Коринфянам (~50 г.г. н.э.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теологические_добродетели

Кардинальные добродетели (от лат. cardo «стержень») - группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии, основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах. Классическая формула включает в себя благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кардинальные_добродетели

In the Catholic catechism, the seven catholic virtues refer to the combination of two lists of virtues, the 4 cardinal virtues of prudence, justice, restraint or temperance, and courage or fortitude, (from ancient greek philosophy) and the 3 theological virtues of faith, hope, and love or charity (from the letters of Paul of Tarsus); these were adopted by the Church Fathers as the seven virtues.
The seven heavenly virtues were derived from the Psychomachia ("Contest of the Soul"), an epic poem written by Aurelius Clemens Prudentius (c. AD 410) entailing the battle of good virtues and evil vices. The intense popularity of this work in the Middle Ages helped to spread the concept of holy virtue throughout Europe. Practicing these virtues is considered to protect one against temptation from the seven deadly sins, with each one having its counterpart. Due to this they are sometimes referred to as the contrary virtues. Each of the seven heavenly virtues matches a corresponding deadly sin
Там еще хорошая табличка, но чтобы выкусить ее надо много возиться
http://en.wikipedia.org/wiki/Seven_virtues

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.


  • Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих
  • Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
В иудаизме

Пергамент с текстом Декалога из сефардской синагоги Эснога. Амстердам. 1768 г. (612x502 мм)

Сопоставление текстов Исх.20:1-17 и Втор.5:4-21 (по ссылкам) на языке оригинала, с приближенным по смыслу переводом на английский язык (KJV), позволяет точнее уяснить содержание заповедей.


  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» - то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. В оригинале это означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)». Исходный глагол נשא nasa" означает «поднимать, нести, брать, возносить». Ещё раз подобным образом выражение «носить имя» используется только в Исх.28:9-30, где, в отражение заповеди, Бог наказывает первосвященнику Аарону вносить на своих плечах в святилище имена колен сынов израилевых, вырезанные на двух камнях оникса. Таким образом тот, кто исповедует веру в Бога Израилева, согласно заповеди, становится носителем Его имени, неся ответственность за то, как представляет Бога окружающим. Тексты Ветхого Завета описывают случаи, когда имя Бога оскверняется лицемерием людей и ложным представлением Бога или Его характера. Джозеф Телушкин, современный ортодоксальный раввин, также пишет, что эта заповедь означает намного больше чем запрещение случайного упоминания имени Бога. Он указывает, что более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».
  • Не убей. В оригинале: «לֹא תִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)
  • Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обычно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство.
  • Не кради. Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11. Устная традиция толкует содержание заповеди «Не укради» в Десяти заповедях как запрет на похищение человека с целью порабощения. Поскольку предшествующие заповеди «не убивай» и «не прелюбодействуй» говорят о грехах, наказываемых смертной казнью, то один из принципов толкования Торы предписывает понимать и продолжение как сурово наказуемое преступление.
  • «Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции, хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_заповедей

Свои списки главных добродетелей имела и восточная философия.
В конфуцианстве в качестве таковых выделялись


  • жэнь (человеколюбие),
  • и (справедливость, чувство долга),
  • ли (благопристойность),
  • чжи (знание, разумность)
  • и синь (правдивость).
Мэн-цзы выдвигал сходную концепцию «пяти связей»:

  • господина и слуги,
  • родителей и детей,
  • мужа и жены,
  • старшего и младшего,
  • между друзьями.
В индийской философии существовало понятие пяти принципов ямы и пяти принципов ниямы.

Яма (санскр. यम) - (в йоге) это этические ограничения или универсальные моральные заповеди. Яма - первая ступень аштанга-йоги (восьмиступенчатой йоги), описанной в Йога-сутре Патанджали.

«Яма» включает пять основных принципов (по Йога-сутре Патанджали):


  • ахимса - ненасилие;
  • сатья - правдивость;
  • астея - неприсвоение чужого (неворовство);
  • брахмачарья - воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность, нераспущенность;
  • апариграха - нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Яма_(йога)

Нияма (санскр. नियम) - духовные принципы в дхармических религиях; «принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы». Вторая ступень аштанга-йоги.

Ступень «Нияма» составляют пять основных принципов:


  • Шауча - чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума).
  • Сантоша - скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
  • Тапас - самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
  • Свадхьяя - познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
  • Ишвара-пранидхана - принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

Сегодня достаточно распространен взгляд, что на самом деле людей неверующих не существует. Существует только вера религиозная или вера нерелигиозная. Например: вера в успех, вера в счастье, вера в любовь, вера в деньги… Но, как только в этот ряд мы пытаемся поставить религиозную веру, веру в Бога, то чувствуем, что это понятие как то выпадает из этого списка.

Также известно, что на какой бы ступени развития человек ни находился, каких бы взглядов ни придерживался, - все равно, вопросы религиозной веры будут имеют в его жизни определенное значение, и то или иное разрешение их будет определять собою всю его жизнь. Вопросы: «Что такое смерть? Возможна ли вечность? В чем смысл жизни? Где справедливость? В кризисных ситуациях человек будет возвращается к этим вопросам, проверять составленное раньше решение и в случае его неудовлетворительности будет искать новый, более удовлетворительный ответ на вечные запросы своего духа, своей веры.

Так что такое вера? Современное определение, взятое из словаря звучит так:

«Ве́ра - признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и ищет их».

Вполне правильное определение веры как, например веры в успех или веры в счастье.

Но правильным ли будет это определения для религиозного сознания? Не совсем! Чтобы внести ясность для православного понимания веры необходимо привести определения данные в Священном Писании: «…без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал , что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11,6). «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

В таком понимании вера открывается для человека в мистическом опыте Богообщения, которое требует и логической проверки и доказательств истинности сказанного. Т.е. православная вера не может быть слепой.

Возьмем, например, человека не верующего, но интересующимся религиозными вопросами и поставим задачу – дать ему основу духовной жизни которая, как известно находиться в добродетели веры. «покажите в вере вашей добродетель» (2 Петр. 1 :5).

Святые отцы называют веру основной христианской добродетелью т.е. тем навыком нашей души, который ведет человека в Царствие Божие. Прп. Иустин Попович отмечает: «Во главе святых добродетелей стоит вера – корень и суть всех святых добродетелей. Из нее вытекают вся святые добродетели: молитва, любовь, покаяние, смирение, пост, кротость, милосердие и др»

Итак, большинство, вероятно, думают, что, для того чтобы человек поверил в Бога его необходимо ввести в известные богооткровенные истины путем рассудочной деятельности или доказательства.

Такое представление ошибочное. Правда, прежде чем уверовать во Христа, нужно слышать о Нем, - узнать о Нем рассудком, умом. Но даже если человек получил знания о Христе и тайне спасения человека, говорить о какой либо вере и тем более спасительной еще далеко. Мы можем человека в таком состоянии привести (по учению святых отцов) только к первому типу веры − вера как рассудочная уверенность.

Для человека Бог является как бы одним из объектов нашей Вселенной: есть планета Марс, а есть и Бог. Ну и что? Каждый живет сам по себе, «Я сам по себе, а Бог Сам по Себе». То есть это просто признание своим умом факта существования Бога. Такая (рассудочная) вера не влияет на жизнь человека и не способна привести к Богу, по слову апостола Иакова «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут » (Иак.2:19). Но, как известно, пользы им от такой веры нет!

В рассудочной уверенности не хватает самого главного: человек узнал о Боге; так или иначе убедился в его бытии, но еще ни чего не знает о самом себе.

Прп. Симеон Новый Богослов в этом вопросе поучает нас так: Не внешняя мудрость, а покаяние «разгоняет неведение наше и приводит нас сначала к познанию человеческих вещей, самих себя и своего состояния, а потом к познанию того, что выше нас - вещей божеских, тайн веры нашей, недозримых и недоведомых для некающихся… По мере стяжаемого ими очищения получают они откровение, и им явны бывают даже глубины Духа».

Для чего мы каждый день читаем в утреннем правиле «Символ веры»? Ведь он не является молитвой или прошением к Богу. Мало того с пения «Символом веры» начинается центральная часть литургии — Таинство евхаристии. Символ веры есть опыт богопознания и опыт самопознания человека в его встрече с Богом. Читая его мы как бы экзаменуем себя: на сколько эти догматы резонирует и отражается в нашей собственной душе.

Т.е первая ступенька веры − рассудочная уверенность будет спасительной для человека будет только тогда, когда человек приобретет знание Божественных истин и осознает свое место в свете этих истин.

Вторая, следующая ступень , к корой мы будем призывать нашего человека – вера как доверие. На этом уровне веры человек не просто рассудочно соглашается с существованием Бога, но чувствует присутствие Божие, удостоверяется в этом.

Как это достигается? Закон духовный в вопросе веры вполне известный: подобное может иметь общение только с подобным. Человек только тогда входит в общение с другим человеком, когда помимо сходства или подобия чувствует к нему еще симпатию и расположение. Глубокая же симпатия рождает любовь и человеческая душа раскрывается − открывается душе другого. Открывается не только словами, но чрез внутреннее, духовное общение.
Очевидно, что подобные условия необходимы и в вопросе общения человека с Богом. Ведь Бог - личное, духовное Существо, как и человек, только бесконечно высокое в своих совершенствах. Следовательно, общение человека с Богом, возможно лишь при нравственном совершенствовании человека и любви к Богу от всего сердца и всей души.

Но, для того чтобы полюбить Бога, необходимо возненавидеть грех и вступить в тяжелый подвиг борьбы со своими страстями, на что способен не каждый.

«В сердце грешника, - говорит святитель Феофан Затворник, - всегда есть один какой-нибудь предмет, в который оно входит всё , в котором пребывает денно-ночно, который раскрашивает многоразлично в мечтах дневных и сновидениях ночных: т.е. есть нечто, что заменяет Бога и, как истукан, стоит в глубине сердца, в самых сокровенных и потаенных его изгибах. Поэтому грешнику не хочется участвовать в священнодействиях, быть в церкви, слышать пение, смотреть на святые изображения, слушать слово Божие, читать духовные книги или молитвы. Все это - для него предметы неприятны; они ему не по сердцу, не принимаются им, не питают его, а мучат».

«Когда же человек, укрепляемый благодатью, возненавидит грех и с тугой сердечной взыщет Бога и заповеданной Им святой жизни, тогда и Сам Бог приближается к такому человеку и по мере уготования обители в сердце входит с ним в живое общение, давая человеку возможность опытно , чрез восприятие живых впечатлений, познавать своего Творца и Владыку - в сердце, как живом зеркале, чувствовать Его пренебесный свет и божественную благодать».

Чем чище будет сердце человека, тем глубже будет общение с Богом, тем оно будет для человека ощутительнее. Это и есть опытное познание Бога. От этого общения сердце исполняется соответствующими чувствами - чувством бесконечной радости и силы, или чувством осознания греха и дарования блаженного плача о нем.

В этом состоянии веры человек в скорби или в радости за все благодарит Бога, потому что доверяет Ему , зная что все что происходит с человеком в этом случае по любви Божией с одной целью – совершенства человека для Царства Божия.

Истинная вера – это не только знание о Боге, но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание Бога своим умом, и не только доверие Ему своим сердцем, но и последование за Богом своей волей. Такая вера предполагает подлинную, чистую любовь , потому что истинная любовь немыслима без верности. Выражается это в жертвенности, когда мы стараемся созидать свою жизнь по воле Божией, а для этого отсекаем греховные пожелания своего естества. Такая вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека. И только она – спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей .

Итак, православная вера как добродетель проявляется в 3х силах нашей душе: уме, чувствах и воле: как уверенность, как доверие и высшее , как верность Богу.

Но и это определение будет не совсем полным, если не добавить сюда рассмотрение еще одного вопроса: вопрос про веру Авраама. В Священном Писании сказано: «И поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». (Рим.4,3)

Что, собственно говоря, в этом подвиге было такого исключительного? Авраам поверил в Господа, не в том смысле, что он стал признавать Божественное бытие. Для человека того времени не верить в божество, не верить в какие-то духовные силы, было примерно то же самое, как сегодня человеку не верить в силу науки.

Для того, чтобы понять, что же специфического в этом понятии веры Авраама с точки зрения Священного Писания, надо обратить внимание на то, как звучит слово «вера» в еврейском языке – «эмуна».
Эмуна произведено от того же корня, что и «оман» – мастер, художник. Значение этого корня – «создавать и формировать». Как мастер придает форму своему материалу, точно так же воспитатель, «омэн», формирует сердце вверенного ему неоформившегося человека.

Т.е. это не вера в «то, что…», а готовность предаться в руки Господа, чтобы дать возможность ему сделать из своей жизни высокохудожественное произведение – автор которого – Сам Господь Бог. То, что ошибочно переводят как «верить в Бога» в еврейском языке означает «осознать себя материалом в руках художника или − передать себя в руки наставника и осуществить отношение к жизни, как к процессу созидания себя». До какого времени или состояния? Апостол Павел поучает нас: «доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).

Далее продолжает мысль апостола Павла − Симеон Новый Богослов «Но в каком месте, думаете вы, полагает он, − что изобразится Христос? В лице или груди? Нет, в сердце нашем изображается Он, и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем, как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве делает некоторые движения («взыграся»); так и тот, кто имеет изобразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграние, то есть осияние и облистание Его, и видит внутри себя изображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, однако ж, не призрачно, как в зеркале, но существенно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым ».

Такой путь православной веры ведущей человека в Царствие Божие.

Так же здесь необходимо привести еще обратную картину веры – это путь неверия Богу.

Под неверием понимают такое состояние человека, при котором Бог не осознается, не ощущается, и поэтому отрицается. И здесь так же играют роль три наши силы души: ум чувства и воля.

Первое: Незнание (умственное расположение) его можно назвать неверием как синоним незнания или обмана. В этом смысле большинство наших соотечественников в известный период были неверующими по причине неведения или неразумия. «Незнающий, – пишет митрополит Вениамин (Федченков), – близок к вере, ибо никак не может доказать ни себе, ни другим, что Бога нет».

В этой ситуации объектом «предельного интереса личности» – что и составляет суть веры вне зависимости от того, религиозна она или нет – становится навязывание извне культовой фигуры, ее понятий, идей, как это происходило в случае с коммунизмом или нацизмом, а сегодня с идеологией культа успеха и потребительства.

В таком состоянии человек ставит определенные цели в своей жизни, прикладывает все силы для достижения их, а потом, достигнув их, почему то не получает ни радости ни удовольствия,… и так всю жизнь. Здесь мы видим бесконечную погоню за миражами, которые исчезают тогда когда кажется человек достиг их. Особенно тяжело подобному человеку бывает в конце своей жизни, когда он ставит себе простой вопрос: а для чего я жил?

Следующий аспект неверия - (чувственное расположение) Нежелание : нежелание верить. Это уже совершенно другая ситуация − свидетельство внутреннего самоопределения личности. Здесь человек не хочет, чтобы Бог был. Он ему мешает. Мешает жить, мешает получать греховные удовольствия. И если в духовной составляющей человек встречая Бога обретает радость и любовь от соприкосновения с Ним, то здесь, человек ставит себя в центр своей вселенной со всеми вытекающими последствиями: раздражение, злоба, печаль и уныние, вот постоянные спутники такого состояния. Великолепно это выражено в изречении одного немецкого философа: «Даже если можно было бы доказать математически, что Бог существует, я бы не хотел, чтобы он существовал, поскольку это ограничивает меня в моем величии». Такое неверие, как правило, является свидетельством жизни, укорененной в грехе, и связанной с постоянным попранием совести.

Неверие как неверность. Человек, познав Бога и уверовав в него, отпадает в сознательное несоблюдение заповедей и требований совести. Входит так сказать в рыночные отношения с Богом, торгуется. Здесь неверие может появиться и как результат частых компромиссов с совестью, послабления в мелочах, вольных мелких грехов, из-за чего человек доходит до крупных грехов и тяжелых трагедий.

Чаще всего из уст подобных людей можно услышать фразу: «главное Богу верить в душе». В этом состоянии человек решается сам определять, что является главным в вере, спасительным и диктует Богу свои условия. Это подобно той фразе, которую заявляет неверующий человек в диспуте с верующим: «я в вашего бога не верю, но он все равно должен меня спасти». Звучит как то наивно. Можно привести пример: В доме пожар, человек знает необходимые инструкции при пожаре: позвонить 01 в МЧС, вызвать спасателей, по возможности взять ценные вещи и как можно скорее попытаться выбраться наружу. Но этот человек ни чего не предпринимает и заявляет другим: «главное здесь верить пожарным». Верить пожарным хорошо, но думается, что итог подобного заявления будет плачевным и виноваты в этом будут не пожарные, а сам человек.

Св.Иоанн Златоуст такое расположение души называет тяжелой болезнью: «Для страждущих и умирающих, - говорит он, - бывает неприятна и здоровая пища, неприятны друзья и близкие, которых часто и не узнают они и даже тяготятся их присутствием. Так обыкновенно бывает и со страждущими душевно: они не знают, что нужно для спасения, и тяготятся теми, кто печется о них. Это происходит не от свойства самого дела (спасения), а от их болезни; как помешавшиеся в уме не терпят тех, кто заботится о них, и даже порицают их, так поступают и неверующие. Будем плакать о них…»

Неверие как противление Богу. Неизбежное следствие воли к вере в Бога это преобразование всего человека «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе » (Флп.4:13)., повернутой же в другом направлении – это богохульство. Здесь можно привести один эпизод из жизни известного французского философа Жана Поля Сартра: «Только однажды у меня возникло чувство, что Бог существует. Играя со спичками, я прожег маленький коврик. И вот, когда я пытался скрыть следы своего преступления, Господь Бог вдруг меня увидел. Я ощутил его взгляд внутри своей черепной коробки и на руках и заметался по ванной комнате до ужаса на виду, ну просто живая мишень. Меня выручило негодование. Я пришел в ярость от его наглой бесцеремонности и начал богохульствовать. С тех пор Бог ни разу на меня больше не смотрел».

Именно Бог является источником жизни во всех её смыслах, поэтому такой путь веры человека сознательно ведет к вечной смерти.

Свое выступление я хотел бы закончить известными словами написанными под иконой «Спас Нерукотворный» в одном из храмов:

Я – СВЕТ, а вы не видите Меня;

Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;

Я – УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;

Я – ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;

Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;

Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;

Я – ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;

Я – ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.

ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Спасибо за внимание.

прт. Николай Ярошевич

Добродетель, которая не содрогается при виде пороков, оскверняется ими.
Огюст Бартелеми

Все добродетели связаны со свободой: в щедрой почве свободы они пускают глубокие корни и приобретают полную мощь и зрелость; пороки же поднимаются с отвратительной пышностью на навозной куче рабства.
Чарлз Фокс

Все эпохи являют нам одинаковые пороки, но не все - одинаковые добродетели.
Николас Гомес Давила

Мученики порока превосходят мучеников добродетели как своей стойкостью, так и числом.
Чарлз Калеб Колтон

Меня не возмущают наши пороки, но, признаюсь, мне стыдно за наши добродетели.
Ралф Уолдо Эмерсон

Порочность - это миф. придуманный добродетельными людьми для того, чтобы объяснить странную привлекательность некоторых людей.
Оскар Уайльд

Добродетель - выгодна.
Либаний

Добродетель деятельна.
Марк Туллий Цицерон

Добродетель нефотогенична.
Керк Дуглас

Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по будничным делам.
Блез Паскаль

Что я хочу извлечь из добродетели? Ее саму. Она сама себе награда.
Сенека

Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше бога.
Аристотель

Чтобы погубить добродетель, достаточно усомниться в ней.
Людвиг Берне

Недостаточно быть добродетельным. Нужно еще научиться этому радоваться.
Этьен Рей

Добродетель прекрасная вещь: и злые и добрые отзываются о ней хорошо. Ибо она выгодна для первых и для вторых.
Дени Дидро

Вообще говоря, каждому хочется быть хорошим - но не слишком хорошим и не все время без перерыва.
Джордж Оруэлл

Плохие примеры портят хорошие нравы. Хорошие примеры портят все удовольствие.
Роберт Лембке

Будь добродетелен, и ты будешь одиноким.
Марк Твен

Будь добродетелен, и ты будешь счастлив, но никогда не увидишь свое имя в газетах.

Если не можешь быть добродетельным, будь осторожным.
Американская мудрость

Многие сходят за добропорядочных лишь потому, что все прочее им не по средствам.

Хороший человек, совершивший плохой поступок, - это плохой человек, который однажды попался.

Я человек, и ничто скотское мне не чуждо.
Аркадий Давидович

Если он и впрямь полагает, что нет различия меж добродетелью и пороком, то после его ухода стоит пересчитать столовые ложки.
Сэмюэл Джонсон

Незнакомство с пороками приносит больше пользы, чем познание добродетелей.
Помпей Трог

Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель.
Григорий Богослов

Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием.
П. Абеляр

Преувеличивая чужие добродетели, мы отдаем дань не столько им, сколько нашим собственным чувствам; мы ищем похвал себе, делая вид, что хвалим других.
Ф. Ларошфуко

То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины - доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть.
Ф. Ларошфуко

Добродетель - это победа великодушия над корыстью.
Г. Левис

Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их.
Д. Локк

У каждой добродетели есть родственный порок; так у каждого наслаждения есть соседствующее с ним бесчестье. Поэтому необходимо отчетливо провести разделяющую их черту и лучше на целый ярд не дойти долее и остановиться, нежели зайти за нее хотя бы на дюйм.
Д. Локк

Добродетель тем отраднее, чем больших трудов стоит сама по себе.
Лукиан

Высшая добродетель мужчины… это умение хранить тайну.
Г. Маркес

Первая из всех человеческих добродетелей - это воля к самопожертвованию, к тому, чтобы отодвинуть на задний план свое «я», если этого требует долг.
Г. Маркес

Добродетель - это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.
Мольер

Добродетель тем приятнее, чем труднее ее достичь.
М. Монтень

Как бы велика ни была добродетель, но если она вошла в привычку, то не стоит награды.
М. Монтень

Мне приходилось встречать людей, добродетель которых столь естественна, что даже не ощущается; они исполняют свой долг, не испытывая никакой тягости, и их влечет к этому как бы инстинктивно; они никогда не хвастают своими редкостными качествами и, кажется, даже не сознают их в себе. Вот такие люди мне нравятся, а не те праведники, которые как будто сами удивляются собственной справедливости и считают доброе дело чудом, рассказ о котором должен всех изумлять.
Ш. Монтескье

Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели.
Ф. Ницше

Каждая из твоих добродетелей жаждет высшего развития, она хочет всего твоего духа, чтобы он стал ее глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, ненависти и любви; каждая добродетель ревнует тебя к другой.
Ф. Ницше

Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».
Ф. Ницше

Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой.
Овидий

Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием.
Б. Паскаль

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.
Б. Паскаль

Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума - пуста.
Петр I

Вынужденная добродетель теряет всю свою цену.
Д. Писарев

Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.
Пифагор

Не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч.
Плутарх

Добродетель есть здоровье души, здоровье - добродетель тела.
П. Прудон

Кто восхищается чужими добродетелями, тот поистине сам обладает многими.
Публилий Сир

Не место может украсить добродетель, но добродетель - место.
«Пчела»

Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу.
А. Радищев

Великие добродетели сохраняются маленькими предосторожностями.
Ж. Ж. Руссо

Деятельная добродетель многого добивается.
Сенека Младший

Ценность добродетели в ней самой.
Сенека Младший

Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.
Г. Сковорода

Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной.
Сократ

Всякий, кто держится добродетели, не может не иметь многих врагов.
Соломон

Добродетель человека, живущего согласно заветам разума, проявляется одинаково великой как в избегании опасностей, так и в преодолении их.
Б. Спиноза

Без добродетели нет ни славы, ни чести.
А. Суворов

Каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться: богачи проповедуют бережливость, а бездельники красноречиво распространяются о великом значении труда.
О. Уайльд

Добродетель человека может быть не чем иным, как вялостью его желаний, а преступление - нечем иным, как функцией добродетели.
Р. Уоррен

Истинная добродетель может заключаться только в управлении слепыми силами природы.
Н. Федоров

Все, обладающие добродетелью, счастливы.
Цицерон

Добродетель, которая противится грядущему злу, называется храбростью.
Цицерон

Добродетель состоит в защите людей.
Цицерон

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость.
Цицерон

Так как мы живем отнюдь не в кругу совершенных людей и мудрецов, но среди тех, относительно которых ясно, что в них мы находим лишь отражение добродетели, - тем более следует понять, что нельзя пренебрегать никем, в ком обнаруживается хоть какой-то признак этой добродетели.
Цицерон

В основе добродетельных поступков и готовности жертвовать своими интересами и самим собою лежат потребность благородной души, великодушие сердца и, в какой-то степени, эгоизм сильной натуры.
Н. Шамфор

Добродетели иных людей сверкают в частной жизни ярче, нежели они сверкали бы на поприще общественных добродетелей. Оправа лишила бы их блеска. Чем прекраснее бриллиант, тем она должна быть незаметней, ибо чем она богаче, тем меньше бросается в глаза сам камень.
Н. Шамфор

Добродетель, как и здоровье, нельзя назвать высшим благом. Она не столько благо, сколько его местонахождение. Утверждать, что добродетель непременно приносит счастье, тоже нельзя; с уверенностью можно сказать лишь, что порок влечет за собой несчастье. Стремиться к добродетели нужно главным образом потому, что она - полная противоположность пороку.
Н. Шамфор

Нравственные добродетели… состоят не столько в наличии достоинств, сколько в отсутствии недостатков.
Ф. Шатобриан

Безнравственностью не достигнешь большего, чем правдой. Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха. Я никогда не пожалею о том, что совершил доброе дело. У. Шекспир
Доброе желание извиняет и плохое исполнение.
У. Шекспир

И добродетель стать пороком может,
Когда ее неправильно приложат.
У. Шекспир

Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья.
У. Шекспир

Добродетель скромности поистине выгодное изобретение для обделенных природой: следуя ей, всякий должен говорить о себе, как если бы и он был убогий, и тогда для него дело принимает такой вид, будто вообще существуют одни только убогие.
А. Шопенгауэр

Добродетель заключается не в том, чтобы воздерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему.
Б. Шоу

Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими.
Г. Шоу

Добродетельные люди черпают силы даже в слабостях и недостатках.
Р. Эмерсон

Добродетель хвалят, но она мерзнет.
Ювенал

Ни одна добродетель не искупает пороков.
Ювенал

Лишь одна добродетель не дается и не принимается в дар
Ант.

Добродетель не нуждается в многословии, в нем нуждается зло.
Антисфен

Добродетель - орудие, которого никто не сможет отнять.
Антисфен

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Антисфен

Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.
Аристотель

Невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели.
Аристотель

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
Аристотель

Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность.
О. Бальзак

Добродетели могут принести и вред, если не освещены светом разума.
О. Бальзак

Добродетель - вещь неделимая: или она есть, или ее нет.
О. Бальзак

Умножение добродетелей в человеческой натуре зависит от хорошего устройства общества.
Фрэнсис Бэкон

Никто не станет разыскивать скрытые добродетели.
О. Бальзак

Добродетель - некоторые виды воздержания.
А. Бирс

А добродетели противостоят тому, к чему мы склонны по своей природе. Ничего не делай трусливо - требует добродетель, - ничего с нетерпеливостью, ничего со скупостью, ничего несправедливо, ничего с малодушием.
Л Бруни

Добродетель есть составная часть счастья.
П. Буаст

Добродетель находит более поклонников, чем подражателей.
П. Буаст

Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же - не что иное, как внешняя добродетель.
Ф. Бэкон

Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают.
Ф. Бэкон

Добродетель с помощью богатства становится всеобщим благом.
Ф. Бэкон

Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли есть добродетель, друзья мои?
Л. Вовенарг

Польза добродетели столь очевидна, что даже дрянные люди поступают добродетельно ради выгоды.
Л. Вовенарг

Добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.
Вольтер

Добродетель не вверяет свое счастье суетному мнению толпы. Поднявшись на трон, которого не могут достигнуть стрелы зависти, добродетель счастлива.
К. Гельвеции

Добродетель слишком презирает богатства, чтобы ими владеть.
К. Гельвеций

Добродетель - это только мудрость, которая заставляет согласовывать страсть с разумом и наслаждение с долгом.
К. Гельвеций

Если добродетель не становится страстью, мы ее не соблюдаем. Мы всегда лишь пытаемся ее соблюдать, поддаваясь порыву.
К. Гельвеций

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.
К. Гельвеций

Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе.
К. Гельвеций

У добродетели много праведников и мало мучеников.
К. Гельвеций

Абсолютной добродетели не существует, все зависит от обстоятельств.
Генрих IV

Истинная добродетель никогда не оглядывается назад на тень свою - на славу.
И. Гёте

Добродетель, нуждающаяся в постоянной охране, не стоит того, чтобы держать для нее стража.
О. Голдсмит

Добродетель несовместима с невежеством, суеверием, рабством; рабов можно удержать лишь страхом наказания.
П. Гольбах

Уживчивость, терпимость, человечность - эти основные добродетели всякой моральной системы, совершенно несовместимые религиозными предрассудками.
П. Гольбах

Добродетель родителей - большое приданое.
Гораций

Высочайшая добродетель в этом мире может в том оказаться пустячной.
Д. Джебран

Когда ты упиваешься своей любовью к ближнему, она перестает быть добродетелью.
Д. Джебран

Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу.
Екатерина II

Добродетель - это здоровье души.
Ж. Жубер

Высшая добродетель заключается втом, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая заключается втом, чтобы привести их в равновесие.
А. Камю

Добродетель бедняка - душевная щедрость.
А. Камю

Все обиходные человеческие добродетели - мелкие деньги; ребенок тот, кто принимает их за настоящие золотые.
И. Кант

Добродетель обозначает мужество и храбрость и, следовательно, предполагает врага.
И. Кант

Добродетели свойственно, а пороку несвойственно избегать несправедливости.
Клеовул

Добродетельтолько тогда и получает вкус, когда перестает быть ею. Порок -лучшее украшение добродетели.
В. Ключевский

Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды.
Козьма Прутков

Почти любая добродетель, доведенная до крайности, становится пороком.
Ф. Коллиер

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Конфуций

Добродетель тем и хороша, что, довольствуясь собою, она не нуждается ни в поклонниках, ни в приверженцах, ни в покровителях; отсутствие поддержки и похвалы не только ей не вредит, но, напротив, оберегает ее, очищает и совершенствует.
Ж. Лабрюйер

Добродетельный, благонравный и неглупый человек может быть тем не менее невыносимым; от учтивости, которая многим кажется вздором и пустяком, часто зависит, хорошо или дурно думают о вас люди.
Ж. Лабрюйер

Есть две добродетели, которым люди удивляются, - храбрость и щедрость, потому что есть две вещи, которые они очень уважают и о которых эти добродетели заставляют не радеть: деньги и жизнь.
Ж. Лабрюйер

Каждый знает, что человек добродетельный не может не быть благовоспитан, любопытно другое: не всякий благовоспитанный человек добродетелен.
Ж. Лабрюйер

Совершенная добродетель и закоренелый порок обнаруживают себя лишь постепенно, да и то под давлением обстоятельств.
Ж. Лабрюйер

Добродетель может иметь у атеиста самые глубокие корни, которые часто у набожного сердца держатся, если можно так выразиться, на одной ниточке.
Ж. Ламетри

Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.
Лао-цзы

Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
Лао-цзы

Вернейший признак высоких добродетелей - от самого рождения не знать зависти.
Ф. Ларошфуко

Видимость добродетели приносит своекорыстию не меньшую пользу, чем порок.
Ф. Ларошфуко

Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море.
Ф. Ларошфуко

Добродетель не достигала бы таких высот, если бы ей в пути не помогало тщеславие.
Ф. Ларошфуко

Мы презираем не тех, у кого есть пороки, а тех, у кого нет никаких добродетелей.
Ф. Ларошфуко

Наши добродетели - это чаще всего искусно перенаряженные пороки.
Ф. Ларошфуко

День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно, на всякий день, прилагай усердие к усердию - да направишь себя на все стези правыя.

Не следует браться вдруг за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну , над приобретением которой будешь трудиться, а затем - другую. При таком образе действий всякий добродетельный навык прочнее укоренится в душе. Когда упражняешься непрестанно преимущественно в одной добродетели, подмечает старец Никодим Святогорец , то и память будет занята почти ею одною, и ум, будучи прикован мыслию об ней, скорее найдет случаи и способы к совершению ее, и воля охотнее прилепится к этому. Все это очень способствует приобретению этой одной добродетели; и всего этого может не произойти, если сразу возьмешься за все .
Все добродетели наподобие некоей духовной цепи одна от другой зависят, одна влечет другую . Так как одна приобретенная добродетель вызывает другую, подобную ей, и помогает ей с меньшими трудностями установиться в сердце, то и сердце приготовляется к этому. Приобретение навыка упражнения в одной добродетели растит и крепит все другие добродетели, ибо они все суть лучи, исходящие от одного и того же божественного света.

По мнению св. Иоанна Лествичника, есть добродетели природные, дарованные Богом всем (милостыня , ибо и язычники сострадательны, любовь , ибо и животные проливают слезы, вера , надежда ) и добродетели выше естества (чистота, безгневие, смиренномудрие, молитва, умиление ).
Разделение добродетелей на душевные и телесные описывает св. Ефрем Сирин . К добродетелям душевным он относит мужество, благоразумие, целомудрие, справедливость , от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, великодушие, терпение, доброта, простота, правдолюбие, свобода, сострадательность, милосердие, щедрость, почтительность, благоговение. Телесные добродетели – это воздержание , пост , бдение и другие аскетические подвиги.

Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть усердие, дружелюбие, благой образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до неба.

Восемь добродетелей, противоположных восьми главным греховным страстям

1. Воздержание
Удержание от излишнего употребления пищи и питания, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя ее.

2. Целомудрие
Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание
Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий. Наследование Христовым Заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца.

4. Кротость
Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач
Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов их. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. Трезвение
Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое по возможности исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение
Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взора на ближних, причем они без всякого принуждения кажутся так смирившемуся превосходнее его по всем отношениям. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие буйства Евангельского. Отвержение премудрости земной как непотребной пред Богом (Лк. 16,15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.

8. Любовь
Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (св. Исаак Сирский. Слово 44). Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения...