Наровчатский пещерный монастырь - святыни россии. Троице-сканов женский монастырь епархиальный женский монастырь

Наровчатский пещерный монастырь - святыни россии. Троице-сканов женский монастырь епархиальный женский монастырь

Когда именно был основан монастырь в городе Наровчат, определить трудно. Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу.

Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676 года и в это время уже был достаточно благоустроен. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, позднее перешла в ведение епископов Тамбовских, Нижегородских.

В 1801 году, после основания Пензенской губернии и утверждения города губернским, упраздненный город Наровчат был причислен к Пензенской губернии. Соответственно в ведение пензенских епархиальных преосвященных перешел и Сканов монастырь.

Название Сканова монастыря, как значится в «Истории церковной российской иерархии», произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости от монастыря. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии неких бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская церковь в 1802 году за ветхостью ее колокольни была разобрана. Было принято решение сооружать все строения в монастыре из камня.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый двухэтажный соборный храм, о пяти главах, с росписью снаружи. На нижнем этаже храма находился престол в честь Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года.

В верхнем храме престол освящен 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем во имя Живо-начальной Троицы. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.

На северной стороне, среди ограды, точно против собора, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.

На южной стороне монастыря находится больничная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им же освящена в 1812 году.

Божественная служба в монастыре совершалась по общему церковному уставу. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда производилось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие… В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братнею…

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Неподалеку от обители располагался пчельник, дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом I в 1797 году водяная деревянная мельница. Вне ограды для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находились больница для братии и посетителей и иконописная мастерская. При монастыре был разведен сад, огород, имелись сенокосные луга и лесные угодья.

В 30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен.

Монастырский храм был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь - в кормокухню для птиц, с колокольни сбросили колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утопили в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотеку частью разграбили, частью передали в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи открыли клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.

В XVII веке в Троице-Сергиев монастырь была перенесена чудотворная икона Божией Матери, именуемая Трубчёвской, которая прославилась многими чудесами.

В описании святых чудотворных икон Пресвятой Богородицы о ней сказано мало: «Свято чтимая икона называется Трубчёвской, оттого что она написана, как видно из надписи, в г. Трубчёвске Орловской губернии священником Евфимием. В честь этой чудотворной иконы построена церковь в монастыре и освящена 3 октября, почему и празднуется ей в десятую пятницу по Пятидесятнице и 3 октября».

После разорения Троице-Сканова монастыря в 30-х годах многие иконы оказались в местном краеведческом музее благодаря Маргарите Евгеньевне Афиногеновой. Здесь они и хранились долгие годы. Потом, когда Маргариты Евгеньевны уже не стало, прошел слух, что некоторые ценности, в частности старинные иконы, разворовываются. В районе была создана специальная комиссия. Ей вменялось в обязанность проверка сохранности всех ценных исторических экспонатов. Возглавил комиссию инициатор поиска Трубчёвской иконы В. А. Поляков. В описи музейных ценностей к тому времени значилось: «Трубчёвская икона Божией Матери утеряна». Сохранилось лишь описание иконы, что находилась в храме «за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте»: «Эта икона в два аршина вышины и в один и Уз ширины. (…) На иконе старанием игумена Филарета на сумму доброхотодателей устроена серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною разными камнями; весу в ней 19 фунтов и 63 золотника. Благочестивые поклонники к этой иконе питают особенную веру, как к чудотворной, притекая в значительном количестве с молитвой к Царице Небесной, изображенной на этой иконе, - и не остаются без Ее чудотворной помощи».

Начались поиски святыни. Были опрошены жители Наровчата, послан запрос в Троице-Сергиеву Лавру. Но все безрезультатно. Члены комиссии снова приступили к тщательному поиску в музее. Помощь пришла неожиданно: работница детской библиотеки Наталья Земскова вдруг вспомнила, что видела когда-то в запасниках старую икону. Краеведческий музей располагался тогда в Покровском храме. Там, в подвалах, и была обнаружена икона, использовавшаяся в виде доски-подставки, на которую был навален всякий хлам. Украшения, в том числе и драгоценные каменья, которыми она была убрана, исчезли… Когда святыню очистили от пыли и плесени, в углу проступила надпись: 1765 год. Затем стали проявляться буквы: Евф…

Икона объявилась в нужное время: в Наровчате был вновь открыт Троице-Сканов монастырь. Образ занял свое место в монастырском храме. Вот только не все, включая и священнослужителей, верили что это та самая, написанная в Трубчёвске чудотворная икона, дважды остановившая эпидемию холеры в XIX веке: в 1831 и 1848 годах.

Икона пролежала в музее более полувека и требовала реставрации. Решено было везти ее в художественно-реставрационные мастерские Троице-Сергиевой Лавры. Вместе с иконой в Сергиев Посад отправилась инокиня Назария… Троице-Сканов женский монастырь Девять месяцев потребовалось на восстановление святыни. Кстати, талантливую мастерицу Назарию, до того окончившую художественную школу в Рузаевке и курсы в историческом музее в Москве, оставили в Лавре.

А обновленная икона вернулась в Наровчат. Сам Патриарх Алексий II служил перед ней молебен. А 12 сентября нынешнего года был отслужен молебен с акафистом. Акафист Трубчёвской чудотворной иконе написал протодиакон Пензенской епархии отец Александр Горшенев, уроженец наровчатского села Шадрина.

Неподалеку от монастыря находится святой источник во имя Сорока мучеников, возникший на месте противоцерковного злодейства советской власти, когда сорок священников были зарыты живыми на вершине горы.

Святые мощи священномученика Феодора, епископа Пензенского (1937), почивают в Успенском кафедральном соборе г. Пензы.

Святые мощи священноисповедника Иоанна (Калина) почивают в Троице-Сергиевом храме с. Соловцовка. Священноисповедник обладал даром чудотворений и прозорливости, скончался в 1951 году. После перенесения святых мощей в храме началось мироточение икон.

В этом же селе находится известный с XIX века святой источник во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Село Соловцовка долгие годы привлекает внимание паломников из многих стран.

Особо почитаемой святыней в мрнастыре является икона Божией Матери, именуемая “Трубчевская”, которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году., как значится в надписи на иконе.Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи, с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.Страшное несчастье в конце прошлого века дважды, обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. Сотни жизней поглотила кладбищенская земля. Из поколения в поколение передается рассказ о том, как в один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами, при стечении множества народа духовенством был начат крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря.Как гласит летопись, благоговейные чтители этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни. В знак особого почитания иконы, прихожанами неподалеку от монастыря в 18531 году была построена кладбищенская церковь во имя Трубческой Божией Матери.В 30-е годы, после разграбления и закрытия монастыря, икону взяли в Наровчатскии краеведческий музей, где она пролежала в хранилище, оприходованная, почти полстолетия в пыли и забвении. На грязную, истрепанную икону, с которой были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, не обращали внимание и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки “Трубчевская икона Божией Матери” написали: “утеряна”. Это было в 1975 году. Но икона нашлась все в том же запаснике через 18 лет, когда возобновился поиск пропавших музейных ценностей. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, и по другим признакам, компетентная комиссия признала в ней утерянную икону.Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был хмурый день. Небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка еле освящала лик Матери Божией. “Бесперспективное дело, -сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, – что ж, попробуем…” И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона освятилась, заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией и венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат и снова тучи закрыли солнце, стало темно. Присутствующие были поражены и радостно удивлены: “Икона радуется своему возвращению…” (Из воспоминаний В. А. Полякова).Долгое пребывание иконы в запасниках музея, небрежное отношение к ней сделали свое дело: покоробилась доска и холст, кое-где появилась плесень. По благословению ныне почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икону отправили на реставрацию в Свято-Троице-Сергиеву Лавру.И вот икона вновь в монастыре. Для нее сделан искусной работы киот. Икона Царицы Небесной, перед образом которой молилось не одно поколение, вернулась в Сканову обитель обновленная. И верующие, прикасаясь к ней, получают всеосвящающую благодать Святаго Духа.

Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине XVII века. Пожар 1676 года уничтожил все деревянные монастырские постройки и документы. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения.

Троице-Сканов монастырь принадлежит к тому сравнительно небольшому числу обителей, которые не утратили своего значения после реформы 1764 года. Обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упраздненных по реформе Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Ансамбль Троице-Сканова монастыря складывался в конце XVIII — первой половине XIX веков. Все монастырские постройки вплоть до конца XVIII века оставались деревянными. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель вновь погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад. В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий Троицкий собор.

После последнего большого пожара в 1785 году было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича.

В 1792 году заложили первую каменную постройку обители — колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе ее устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней «сложносочиненном» стиле.

Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали «за ветхостью» в 1802 году.

Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину XIX века.

Кладбищенская церковь освящена в 1853 году в честь главной монастырской святыни — Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями.

Мельницу на реке Шелдаис пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мед и воск для монастырских нужд.

8 октября 1801 года игумен Корнилий освятил нижнюю церковь Троицкого храма с двумя престолами — Успенским и Трехсвятительским. На отделку верхнего храма ушло еще почти семь лет. Причем, согласно сохранившимся описаниям, церковь выглядела изначально несколько иначе, чем теперь: в частности, имела наружные росписи.

Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряженной, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли еще труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Так — мирно и небесполезно — проходили монастырские дни. Число насельников все более увеличивалось, не оставляли своим вниманием святую обитель и миряне, любя бывать здесь ради продолжительных богослужений и того особого настроения, которое сообщается внимательному богомольцу в правильно устроенном монастыре.

В особенности людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) — на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, — к кладбищенской церкви, посвященной ей.

Сканов монастырь после революции


Послереволюционная история Сканова монастыря столь же драматична, сколь и обыкновенна в контексте отечественной истории. В 1928 году он был закрыт. Насельникам предложили убираться подобру-поздорову (надо сказать, весьма немногие из них пережили 1930-е годы). Однако в продолжение некоторого времени несколько монахов, включая настоятеля, архимандрита Филарета (Игнашкина), еще оставались в монастыре, живя в притворе Троицкого собора. Все жилые корпуса советская власть к концу 1920-х годов уже прибрала к рукам. В начале 1930-х в распоряжение новых хозяев жизни поступил и собор. Здесь устроили склад и птицеферму. Корма для птиц готовили в кладбищенской церкви, а в Иоанно-Предтеченском храме действовал клуб. С танцами. Остальные монастырские здания были заняты магазином, столовой, гаражом и жильем для работников птицефермы.

Кроме того, расчищая монастырскую территорию до состояния пустыря, ее тогдашние хозяева утопили в реке почти все надгробья.

Возрождение Троице-Сканова женского монастыря

В 1990 году полуразрушенную обитель вернули Церкви. Возобновлена она была как женская. Пришед в Сканово, инокини обнаружили Троицкий собор без крестов, без окон, почти без крыши, не говоря о том, что — без некогда существовавших росписей (частью забеленных, частью сбитых). До уровня первого этажа храм был завален землей. В столь же унылом состоянии пребывали и другие монастырские постройки.


Саша Митрахович 22.11.2017 08:01


На фото: Одна из самых почитаемых в Пензенской митрополии икон Божией Матери имеет многие черты, присущие католическим изображениям Пресвятой Богородицы. Это не покажется странным, если вспомнить, что она была писана в Трубчевске, находившемся под сильнейшим польским влиянием (а в первой половине XVII века вовсе пребывавшем в составе Речи Посполитой).

Сколь ни тяжка судьба Троице-Сканова монастыря в XX веке, но, по крайней мере, он не утратил своей главной святыни — Трубчевской иконы Божией Матери, которая находилась в обители со второй половины XVIII века.

Общеизвестные сведения о Трубчевской иконе Божией Матери довольно скудны. Но если вам случится побывать в Сканове, то здесь вам расскажут об этом образе Пресвятой Богородицы гораздо подробнее. Во-первых, уточнят, что писал икону иеромонах Чолнского мужского монастыря, которого, действительно, звали Евфимием. И писал именно по заказу Троице-Сканова монастыря.

С самого освящения нижнего храма Троицкого собора Трубчевская икона находилась здесь, однако часто покидала свое место, будучи носима и в Наровчат, и по окрестным деревням. В особенности усилилось почитание иконы после холерных эпидемий, когда жители Наровчата, испуганные и подавленные обрушившейся бедой, искали помощи только у Божией Матери, а поскольку Ее Трубчевский образ являлся самым известным в округе, то именно к ней обращались они с мольбами. Искание их не было напрасным.

Возвращение

В 1930-е годы Трубчевская икона Божией Матери оказалась в Наровчатском краеведческом музее. Здесь (или, возможно, еще раньше, во время кампании по изъятию церковных ценностей) с нее сняли серебряную ризу и позолоченный венец, изготовленные в свое время на пожертвования усердных богомольцев, а из короны вынули драгоценные камни.

Икона в музее не экспонировалась — поначалу, видимо, чтобы не тревожить лишний раз религиозного чувства «несознательных масс», а затем о ней просто забыли, используя в качестве столешницы. Очередная опись музейных единиц хранения, проведенная в 1976 году, зафиксировала утрату Трубчевского образа.

Но в 1993 году икона все-таки нашлась — в плесени, с покоробленным красочным слоем. Ее возвратили в монастырь, однако понадобилась девятимесячная реставрация в , прежде чем святой образ занял свое прежнее место в соборном храме обители.


Саша Митрахович 23.11.2017 07:23


Первое богослужение в возрождаемом Троице-Скановом монастыре было совершено 12 апреля 1990 года, в Великий Четверг. Монастырский хор в тот день составляли всего три человека, регентовала игумения Митрофания.

С этого дня молитва в Скановом монастыре не прерывалась. Вот уже почти четверть века — не так много в масштабах всей монастырской истории, но, в общем, можно успеть родиться и окончить институт. Богослужения совершаются ежедневно, читается неусыпаемая Псалтирь. Молитвой — в пять часов утра, когда по двору разносится звон монастырского колокола, — начинается каждый новый день. После молитвенного правила сестры расходятся на послушания. Круг их весьма обширен.

В монастыре есть воскресная школа для детей, занятия в которой также ведут инокини.

Что касается центра монастырской жизни — Троицкого собора, — то его ремонт в целом завершился к концу 1990-х годов. В 1999 году, 3 октября, обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. Встречали его с иконами, цветами, хлебом-солью. Патриарх служил в Троицком соборе литургию, а затем совершил молебен перед чудотворной Трубчевской иконой Божией Матери.

Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»... Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.

Герб Наровчатского района. "В лазоревом поле на золотой земле

с тремя черными пещерами в ряд - серебряная гора с двумя таковыми

же пещерами в основании, увенчанная золотым лавровым венком."

На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев (освящен 6 сентября 1870 г.), выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовней и несколькими кельями для братии. Позднее, в 1886 году, с правой стороны церкви, старанием настоятеля архимандрита Гедеона и на средства благотворительницы мещанки Варвары Якимовой, был устроен придел во имя св. великомученицы Варвары. К сожалению, на сегодняшний день наземные постройки на горе не сохранились. Не сохранилась также и часовня у подножия горы у источника. Ранее именно возле нее был главный вход в пещерный комплекс.

Храм над пещерами до разрушения.


Верхний вход в пещерный комплекс.


Часовня.


Дальние коридоры системы.

Наровчатские пещеры не раз привлекали внимание спелеологов и археологов. Считается, что по своей длине они превосходят известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Доступная ныне часть по некоторым данным составляет свыше 600м. В комплексе имеется три яруса (по легендам якобы существовали и более низкие этажи, однако объективных доказательств этому пока нет), сочетающие в себе протяженные галереи, многочисленные кельи (в двух нижних ярусах), небольшие камеры-склепы/костницы(?), подземные часовни, лестницы переходов между этажами, ниши, узкие сбойки и мн.др. Первый(верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим(нижним) ярусом ходами и лазами. Высота основных галерей-проходов составляет 1,9-2,0м и более, средняя ширина ходов 0,7-1,0м. Температура воздуха в пещерах круглый год одинакова: от 6 до 12 градусов в зависимости от яруса. Имеется два доступных входа. Сохранились отдельные фрагменты церковных текстов на стенах.


Отдельные камеры, соединены узкими лазами.



Коридоры монастыря



Совремнные укрепительные работы

Примечательно, что при строительстве или позднее некоторые части пещер были выложены-укреплены обычным кирпичом. Впоследствии, после закрытия монастыря, эти кирпичи активно изымались на поверхность местным населением для собственных и колхозных хоз.нужд. Это в некоторой степени способствовало разрушению стен и сводов. В связи с этим некоторые части пещеры выглядят довольно удручающе.

Дату основания монастыря определить уже практически невозможно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархии" (т.5,стр.136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.

На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.

На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.

Божественная служба в монастыре совершалась по общему" церковному уставу неопустительно. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда совершалось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие... В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братиею...

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом 1-ым в 1797-м году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре 2х-этажных каменных гостинных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

Из настоятелей особенного внимания заслуживают четыре.

Арсений 1-ый был из дворян, рода Левитских. Он первый положил начало тому устройству обители, до которого она доведена. Построил красивой архитектуры колокольню, заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая смерть не позволила ему достроить оный. Перед кончиною же принял схиму и погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью и строгою подвижническою жизнью.

Игумен Корнилий много употребил трудов на благоустроение обители: достроил собор, соорудил больничную церковь с келиями, приобрел колокола и лучшую церковную утварь. По монастырю завел лучший порядок в употреблении времени, церковного имущества и занятий братии. Он был старец ума тонкого, полный благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из приходящих не отпускал без духовного назидания.

Арсений 2-ой из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим братией и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен иеромонашества и настоятельства. Впрочем настоятелем монастыря он был недолго. По собственному желанию удалился в пещеры, в коих трудился и устроил в них несколько келий и место для церкви. Погребен возле соборной церкви с южной стороны.

Настоятель Филарет, из духовного звания... Тщанием Филарета была построена кладбищенская церковь, приобретены образа в серебряных окладах, прекрасное Евангелие, лучшие напрестольные кресты, сосуды и другие церковные вещи. За такое попечение об обители, трудолюбие, кроткий нрав и терпеливое добродушие был любим и уважаем всеми, возведен в сан игумена и награжден наперстным крестом. Скончался 4 февраля 1854 года.

Имена этих замечательных попечителей обители, старцев и настоятелей останутся вечным памятником в монастырской летописи..."

В 30-ые годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.

12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения. А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже около тридцати.

Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников.

Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась прямо на молящихся, на полу были лужи. Первое время жили все вместе в двух неблагоустроенных кельях. В окна дул ветер, крыша протекала во время дождя, ставили тазы для воды, которая текла с потолка. Печки сильно дымили или вовсе не топились. Было холодно, сыро.

Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель, по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух.

В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно, во Славу Божию, трудились и помогали из руин поднимать монастырь.

В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.

В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается "неусыпаемая" Псалтирь.

По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании - получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.

9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.

В комплекс монастыря входят и известнейшие пещеры.

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся".

В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен.

Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

Этот факт подтверждается и сведениями из "Пензенских епархиальных ведомостей" (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). "... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь".

На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 градусов, 2-ой - 8-9 град., 3-ий -6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый.

В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.

Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизающихся здесь ранее монахов - старцев высокой духовной жизни и монашеского подвига, тружеников, молитвенников за православную веру, за святую Русь.

Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

Монастырь - это "пристань спасения", "островок" истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.