Константин эдуардович циолковский космическая философия. Человек, мир и бог в космической философии К.Э. Циолковского

Константин эдуардович циолковский космическая философия. Человек, мир и бог в космической философии К.Э. Циолковского

МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Кафедра философии

реферат по теме: Русская философия

Космическая философия” К.Э. Циолковского


преподаватель:


Наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии.

К.Э. Циолковский


Мыслителей, которые рассуждают о вселенской, космической сути бытия человека

обычно называют космистами. Одним из первых космистов был Платон, космистами были Н. Кузанский, Дж. Бруно, И. Ньютон, и многие другие. Среди них были учение, философы, инженеры, писатели, художники. Во второй половине XIX , начале XX века это направление научно-философской мысли с особой полнотой и силой проявилось в России. Среди русских космистов также были люди разные по своим филосовским взглядам и мировоззрению: Ф.М. Достоевский, Н. Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, Е.П. Блаватская, В. С. Соловьев, Н.И. Вернадский, А. Л. Чижевский, К.Э. Циолковский.

Циолковский безусловно очень известен у нас в стране и за рубежом, но известен, главным образом, как исследователь и изобретатель в области реактивного движения. Вот выдержка из энциклопедического словаря: “российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля... Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.” Гораздо менее он известен своими философскими концепциями, своей “космической философией ”, которые, пожалуй, и составляют главную часть его научного наследия.

Действительно, одним из главных достижений Циолковского считается то, что именно он предложил и научно обосновал возможность использования ракеты для полета в космос в своей знаменитой работе “Исследование мировых пространств реактивными приборами ” . Работа эта была частично опубликована в 1903 г. . Однако подобные идеи приходили в голову не только Циолковскому - примерно тогда же (чуть позже) этим начали заниматься ученые и в других странах, например Р. Годдар в США и Г.Оберт в Германии, стали выходить их работы, написанные независимо от Циолковского (хотя его приоритет очевиден) . Циолковскому принадлежит также множество технических идей и изобретений (многоступенчатые ракеты, металлический дирижабль, поезд на воздушной подушке и др.) однако это не главное (были изобретатели и покруче). Сам Константин Эдуардович писал по поводу ракет так: ”Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину Космоса, но отнюдь не самоцель... Будет иной способ передвижения в Космосе, приму и его ”. Центральной, главной идеей Циолковского является то, что будущее человеческой цивилизации неизбежно связано с выходом в космос, более того, с расселением в нем: “Человечество...сначала робко выглянет за пределы земной атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.

Нам, с детства читавшим фантастику, живущим тогда когда “космические корабли бороздят просторы Вселенной ” наверное трудно представить, сколь новыми, необычными, неожиданными были эти идеи сто лет назад, хотя выглядят они довольно логичным продолжением человеческой истории. Циолковский был поистине уникальным человеком - глуховатый учитель физики и арифметики в провинциальной Калуге, всю жизнь ставивший какие то опыты, писавший статьи, делавший расчеты, сумевший подняться не только над мелочами обывательской жизни, но сумевший превзойти по широте и “дальности прицела” мышления даже величайших ученых своего времени, попытавшийся охватить мыслью всю Вселенную, сделавший бескрайние просторы Космоса полем человеческой деятельности.

Циолковский родился в год минус сотой годовщины полета первого спутника - 1857г. в семье лесничего. В 10 лет простудился, заболел скарлатиной и с тех пор стал страдать глухотой. “Глухота делает в дальнейшем мою биографию малоинтересной, так как лишает меня общения с людьми, наблюдения и заимствования. .. Это биография калеки ”. Циолковский начинает читать, делать, как он говорит, “игрушки” , ставить опыты. “Отец вообразил, что у меня технические способности, и меня отправили в Москву ”. Здесь за два года он самостоятельно изучил элементарную математику и физику и высшую математику - “прочел курс высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, аналитическую геометрию, сферическую тригонометрию и прочее ”. Должного образования он к сожалению не получил, хотя, как мог, и далее восполнял этот пробел самостоятельно. В 1889 г. он сдал экзамены и был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. Там женился (женился удачно:“женился... без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась”) . Вскоре Циолковский переезжает в Калугу, где преподает физику и арифметику в женской гимназии. Почти все свое время он тратил на работу: разрабатывал теорию дирижабля, ставил опыты по сопротивлению воздуха (он построил первую в России аэродинамическую трубу!) , опыты с электричеством, разрабатывал теорию реактивного движения. Жил он довольно замкнуто, практически не выезжал из Калуги - сказывался его физический недостаток и выработанные в детстве комплексы, “мое уродство и происходящая от этого дикость” . “Работы мои печатались в журналах, но проходили незамеченными ” . Только в 1911-1912 гг. на его работы о завоевании космоса обращают внимание, до этого издаются в основном его научно-фантастические произведения (это были одни из первых литературных произведений такого рода в нашей стране).

Циолковский был ученый-естественник и материалист до мозга костей. Он пишет, что “всякой неопределенности и “философии” я избегал ” , хотя и очень уважал русскую классическую литературу. “Основанием моей естественной философии было полное отвлечение от рутины в познание Вселенной, какое дает современная наука. Наука будущего, конечно, опередит науку настоящего, но пока и современная наука - наиболее почтенный и даже единственный источник философии. Наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии ”.

Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую доктрину счастья. “Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем ”. По его мнению, бесконечный и счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной. “Когда человечество найдет возможность... жить в среде без тяжести, в безграничном эфире, окружающем наше Солнце... тогда можно будет ожидать беспредельного размножения... и высокого совершенствования человека ”.

Взгляд ученого на человечество таков - он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм, как некое единое целостное образование. В этом качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий. Сначала эмбриональная стадия - возникновение, жизнь и развитие человечества на Земле. “Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели ” . Следуя этой логике, нужно признать, что человечество должно выйти из пеленок то есть за пределы Земли. Выход в околоземный космос - это вторая фаза эволюции человечества.

По мнению Циолковского, это также неизбежно, как превращение куколки в бабочку. На этой ступени эволюции человечество должно распространится на все околосолнечное пространство. На этом этапе, используя ресурсы планет и солнечную энергию возводятся космические поселения - герметичные оранжереи в космическом вакууме. Возведение космических поселений и райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне Земли”.

За второй должна последовать третья стадия - расселение людей по всей Галактике. Причем выход в космос - в принципиально иную для существования человека среду неизбежно наложит отпечаток на его физический и нравственный облик. Они станут совсем другими. Живя в космосе, люди на первых порах будут пользоваться еще привычными земными средствами защиты от враждебной,агрессивной среды, прячась в искусственно созданных в вакууме “эфирных городах”. Однако со временем, повинуясь эволюции, люди станут истинно “космическими животными” - то есть обретут способность жить непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров, кабин, капсул).

Таких существ Циолковский описал в фантастической повести “Грезы о Земле и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и человечества ” (1928г.) . Он представлял их в виде почти бесплотных существ с легкими прозрачными крылышками для улавливания Солнечной энергии. Существа эти функционируют по замкнутому циклу - в крылышках происходит процесс фотосинтеза, в результате которого выделяется кислород, используемый здесь же для дыхания. Существа свободного космоса, нарисованные фантазией Циолковсого, не нуждаются ни в пище, ни в жилье, летая свободно и существуя безбедно. Это настоящие жители вселенной.

Такие необычные и несколько даже шокирующие мысли можно назвать бесплодной фантазией, однако с общебиологической и эволюционной точек зрения это вполне логично. Это своего рода модель возможной эволюции человека и человечества. Можно рассмотреть следующую логическую цепочку. Жизнь зародилась в гидросфере (водной среде) , затем постепенно перешла из водной среды в воздушную. Возникли наземные животные и человек. Теперь человек из воздушной среды переходит в космическую. Вполне возможно, что далекие потомки современных людей приспособятся к жизни в вакууме и станут теми самыми “эфирными” существами с замкнутым автотрофным циклом обменных процессов. Этим ли путем пойдет эволюция, или другим, сказать сейчас сложно. Ясно одно: “живые существа космоса” (если такие когда-нибудь возникнут) , стоящие на много более высокой ступени эволюции, чем мы, будут еще меньше похожи на нас, чем мы на наших водных предков.

Циолковский считал, что жизнь и разум являются непременными атрибутами Вселенной. Сомнений в том, что существует внеземная жизнь, более того, внеземные цивилизации, у него не было. “В известной вселенной можно насчитать миллионы миллиардов солнц. Стало быть, мы имеем столько же планет, сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он писал, что возможно существуют цивилизации, обладающие “таким могуществом, которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут путешествовать между звездами, расселяются на другие планеты. “Вселенная битком набита совершенными существами ”.

Современная наука уже не разделяет оптимизм ученого в вопросе наличия внеземных цивилизаций, и в этой связи интересны мысли Циолковского о контакте, высказанные им в статье “Планеты заселены живыми существами” (1933г.) .Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того, что никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем. Почему они не посещают землю? Ответ: возможно просто не настало еще время. Почему никак не дают нам знать о своем существовании? Ответ: возможно мы просто еще не можем воспринять эти знаки. Далее ученый говорит, что “нашим небесным соседям” известно, что со временем люди разовьются настолько, что сами узнают об этом. Кроме того, зачем вообще сейчас большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание, не принесет ли оно вреда? “Не возникнут ли вследствие этого погромы и варфоломеевские ночи.”

Человечество просто стоит на слишком низкой ступени развития для контакта. Мы по отношению к гипотетическим могущественным инопланетным цивилизациям стоим на той же ступени развития, что и, например, животные по отношению к людям. “Можем ли мы завести разумные сношения с собаками или обезьянами?”. Так и высшие существа просто бессильны вступить с нами в контакт. Должно прийти время, когда степень развития человечества окажется достаточной для этого. “Мы - братья - убиваем друг друга, затеваем войны, жестоко обращаемся с животными (неожиданная грань: Циолковский - гуманист К.В. ) . Как же мы отнесемся к совершенно чуждым нам существам? Не сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих себя в неравной борьбе (есть такое распространенное обывательское мнение К. В. ) . Они этой борьбы и гибели желать не могут.”

На заре космической эры - в 50-ых, 60-ых гг. казалось, что “гениальные пророчества” калужского мыслителя сбываются с поразительной точностью. Сейчас оптимизм первых космических запусков окончательно выветрился, стало ясно, что на Марсе человек в ближайшее время не высадится, хотя технически это возможно но, увы, не понятно, зачем нужно. Как метко сказал один умный человек: “мы живем в то время, когда люди уже перестали летать на Луну”. В космосе, как и везде, нас интересует теперь только экономическая выгода. Тем не менее я считаю, что человечеству волей-неволей придется и дальше осваивать космос, и погонит нас туда та же экономическая выгода, стремление решить земные проблемы, просто то, что на Земле, “в колыбели” нам станет тесно, потому что “мы живем более жизнью космоса чем жизнью Земли, так как космос бесконечно значительнее Земли по своему объему, массе и времени...” .

Литература

1. Впереди своего века: Труды К.Э.Циолковского. М.,1970

2. К.Э.Циолковский.Путь к звездам.Сборник научно-фантастических произведений. М.,1961

3. С.П. Уманский. Космическая одиссея.М.,1988

4. Баландин Р. Разум Вселенной //Техника молодежи. 1992. N 0 1-2


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук" . Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни" .

В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: "Научные основания религии" (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд Циолковского "Этика или естественные основы нравственности" (1902-1903гг., исправлено в 1914г.), "Нирвана" (1914г.). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Под "существом" подразумевается не только человек. "Простейшее существо", согласно космической философии - "атом-дух". Совокупность "атомов-духов" образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже "живое существо", "причина" и "воля" которого в строгих рамках определяет поведение человека и других "существ" космоса.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.


На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: "Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" . Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:

· единство материального и духовного начал Вселенной;

· единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";

· единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

· выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

· эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;

· самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

· эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" . По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных" . Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

"удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";

"смирение перед причиной";

"чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";

"могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".

Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она - начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935 гг.) – ученый, инженер-изобретатель, писатель, философ. Получив диплом учителя, работал в школе и одновременно занимался научной деятельностью. Циолковского интересуют философские проблемы: о космосе, и месте в нем человека, о конечности или бесконечности человеческого существования, о смысле и целях человеческой жизни. В этом человеке удивительно сочетался талант ученого теоретика и экспериментатора, с интересом к научной фантастике. В научной фантастике он был философом, тонким и точным предсказателем будущей реальности (повести “Грезы о Земле и небе”, “Вне Земли”, “Живые существа в космосе” и другие). Циолковский писал, например, о том, что на Луне с ее шестикратно уменьшенной силой тяжести передвигаться лучше всего прыжками, отталкиваясь от грунта обеими ногами вместе.

К. Э. Циолковский является создателем “космической философии”, в которой он представляет космос, как пространство, где жизнь кишит в разнообразных формах, причем на различных ступенях развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей.

Циолковский называл себя “чистейшим материалистом”. Он действительно признавал существующий во Вселенной одну субстанцию и одну силу – материю в ее бесконечном превращении: “Этими явлениями синтеза и анализа совершается вечный круговорот материи – то образующий солнца, то разлагающий их в эфир и очень разреженные, невидимые массы... Но кроме этого колебательного, или повторяющегося (периодического), движения возможно общее усложнение материи, так, что периоды несколько отличаются друг от друга, именно все большею и большею сложностью вещества. Есть ли конец этому усложнению и не начнется ли снова упрощение – неизвесно”.1

Э. К. Циолковский, принимая кругооборот, как самый общий тип развития, все же признает в нем огромные отрезки восходящего, усложняющегося развития, но с последующим “разложением”, “упрощением”, возвратом в более элементарную форму и опять – новым витком еще большего усложнения, и так до бесконечности. Циолковский представлял себе Вселенную единым материальным телом, по которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся смертные тела, атомы, которые и есть неразрушимые “первобытные граждане”, примитивные “я”. Настоящая блаженная жизнь для них начинается в мозгу высших, бессмертных существ космоса, притом что огромнейшие промежутки “небытия”, нахождения в низшем материальном виде, как будто и вовсе не существуют. Гарантией достижения бессмертного блаженства для мозговых атомов становится уничтожение в масштабах Земли и космоса несовершенных форм жизни, подверженных страданию, куда эти атомы могли бы попасть.

Для этической направленности утопии Циолковского характерны трансформированные элементы буддийских мотивов переселения душ (на “атомном” уровне) и отталкивание от “низких” форм телесного воплощения. “Калужский мечтатель” боролся с пессимистическими выводами из постулатов науки его времени, утверждая неуничтожимость жизни во Вселенной, возможность ее “вечной юности”, учитывая обязательно творческую активность разумных ее сил. Безграничны возможности человеческого разума, через него бесконечность входит как неотъемлемое измерение человека. “Человеческий разум, сознание, дух на который возлагают надежды активно-эволюционные мыслители, отличается качеством принципиальной открытости, способностью к бесконечному вбиранию в себя мира, творческому развитию, стремлению перерасти себя”.1

В фантастической повести «Живые существа в космосе» Циолковский говорил о взаимодействии и взаимопомощи всех “солнечных систем”, где есть разум.

Отец русской космонавтики, именно в этом словосочетании имя Циолковского упоминается чаще всего, очень расстраивался, когда всю его деятельность связывали только с работой над ракетным двигателем. Его интересы были гораздо шире, всю жизнь он пытался найти ответы на вечные и вечно мучительные для человечества вопросы: Кто мы? Откуда? Куда идем?

Понять наш мир, считал он, можно только с космической точки зрения. Закономерно, родившиеся в разных культурных и географических регионах все религии несут в себе представление о душе, вечной жизни, потустороннем мире. Для Циолковского это было знаменательно, в этих представлениях он видел символы, смутные догадки о будущем человечества, расшифровать которые необходимо с космической точки зрения. Материя бесконечна в своем развитии, человек (носитель разума) не является последней ступенью. Будущее мира связано с космосом, и человечество как единый объект эволюции изменится, пройдя несколько эволюционных этапов расселения и жизни в космосе, через сотни миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космическое пространство.

Космос это не только будущее человечества, это и мерило его сегодняшней жизни. Центральной в космической этике Циолковского стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это ведет к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. Жизнь каждого человека - частичка общего процесса, своим поведением, нравственностью он определяет не только свой путь, но жизнь космического целого. Человек ответственен не только перед собой, но и перед тем будущим, частью которого он является, его жизнь есть служение человечеству не только сегодняшнему, но и будущему, он в ответе за него. Только это может открыть путь к бессмертию.

К. Э. Циолковский был энтузиастом и идеологом космического расселения человечества в Солнечной системе и других звездных мирах. Он предполагал в отдаленном будущем полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные “животные растения”, непосредственно перерабатывающие солнечную энергию, считая, что носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.

Циолковский фантазировал о живых существах в открытом космосе, которые воспринимают извне лишь лучистую энергию центрального светила, а все жизненные процессы происходят в замкнутой системе их организма. “...Круговорот газов, жидкостей и растворенных твердых тел - все это совершается внутри живого существа, а не через посредство наружной среды. Поверхность тела с наибольшими крылообразными придатками, освещенными солнцем, служит лабораторией для приготовления силы и жизни”.1 Идея соединения космического и земного направления человеческой деятельности принадлежит Циолковскому.

Когда ученый говорил: “Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели”, он не создавал альтернативы - либо Земля, либо Космос. Правда, он придерживался мнения, что жизнь в “эфире”, в искусственных сооружениях, в космическом пространстве более благоприятна, чем жизнь на Земле, к которой человек прикован “цепями тяготения”.

Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безвыходности жизни на Земле. Напротив, он неоднократно говорил о рациональном преобразовании природы Земли, о развитии планеты силой разума. Люди, утверждал он, “изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и распоряжаться в пределах Солнечной системы, как и на Земле”.

Утопические космические идеи К. Э. Циолковского были первыми попытками систематического изложения проблем, характерных для начала “космической Эры”. В этих идеях были предвосхищены некоторые современные космологические и информационные теории.

Глубоко пророческими оказались слова Циолковского: “Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль”. Сам он решительно приступает ко второму этапу этой последовательности, выводит ставшую теперь знаменитой формулу конечной скорости движения ракеты, посвящает свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как пока единственно целесообразного снаряда для космических путешествий. Свою веру в реальность полетов за пределы земной атмосферы Циолковский основывал на расчетах условий для жизни в невесомости, что широко используется в практике космических полетов.

Боль за губящее себя в разъединении и раздорах, в своем “небратстве” человечество, понимание того, что вера во всемогущество технического прогресса губительна для человека и природы его окружающей, уверенность в нашем космическом предназначении - эти идеи вышли за пределы философских размышлений и нашли свое продолжение в философских работах крупнейших русских ученых А. Л. Чижевского и В. И. Вернадского. Исследования Чижевского в области космической биологии и учение Вернадского о ноосфере стали связующим звеном между “фантастическими” идеями русских мыслителей начала XX века и современным планетарным мышлением.

Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин "русский космизм" сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский); поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин). Выделение разновидностей в русском космизме условно, так как идеи его представителей часто противоречат друг другу. И все же для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практически деятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем.

Идеи Федорова нашли отражение в его труде "Философия общего дела". Федоров полагал, что неустройство нашей жизни -- следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению философа, люди должны "приводить мир в порядок", вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой.

Для преодоления разрыва человека и природы, считал Федоров, надо осуществить всеобщую регуляцию. При этом "внутренняя", или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой выступает Земля как целое; 2) планетарную астрорегуляцию, объект которой -- Солнечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук" . Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения". Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия "состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я". Тем не менее Циолковский дополнил философское знание ещё одним разделом - социологическим, т.е. построением схем "идеального строя жизни"

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" . Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы" . Это означает:

единство материального и духовного начал Вселенной;

единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";

единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;

самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Константин Эдуардович Циолковский

Космическая философия

От редакции

Имя К. Э. Циолковского, гениального ученого, основоположника современной космонавтики, изобретателя, не признаваемого при жизни и так ценимого в наши дни, известно многим. Но немногие из нас знают его как своеобразного философа, который с позиций «чистой» науки сумел разглядеть первопричину всех вещей и явлений, обнаружить высшие силы и их влияние на развитие человечества. Немногие признают его идеи и сейчас, когда большинство идей и прозрений Циолковского в других областях знаний подтверждено практикой. Такова общая беда всех гениев, таково несчастье современной цивилизации, неспособной вместить всей широты взглядов гениального прозорливца, уверенно всматривающегося в простор вселенной, в глубины космоса и в беспредельность будущего.

«Цель моей статьи, между прочим, - разбить ложное мнение о моих работах, как о мистических», - писал К. Э. Циолковский. - «Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего неясного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, то есть математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений».

Пропагандируя свои идеи, еще при жизни К. Э. Циолковский издал свои статьи в виде небольших брошюр, состоящих из одной-двух статей. Все основные, наиболее интересные работы и вошли в этот сборник. Мы постарались расположить статьи по наиболее важным темам, изложенным в них, и хотя деление это весьма условно, так как К. Э. Циолковский часто повторял основные положения своих идеи в различных работах, все же можно выделить следующие основные темы: Монизм вселенной, Жизнь во вселенной и пути ее развития, Наука будущего, Очерки о вселенной.

«В изложении я боялся только ею неясности, но не заботился о красоте слога». «За точностью в такого рода статьях гоняться нет смысла. Все числа только приблизительны». Эти предупреждения К. Э. Циолковского сразу же забываешь, как только начинаешь читать. Сама тема. сама нетрадиционность идеи завораживает, открывает новые горизонты развития, привлекает все помыслы души, что хочется читать еще и еще, думать о космосе, жить во вселенной. Все работы Циолковского пронизаны такой тревогой за людей, таким желанием помочь освободиться от горя и несчастий, что невольно испытываешь благодарность автору за его поиски, идеи, статьи.

Закончить знакомство со сборником хотелось бы словами самого автора:

«В мои годы умирают и я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с горестью в сердце, не узнав от меня (из чистого источника знания), что вас ожидает непрерывная радость».

Человек, мир и бог в космической философии К.Э. Циолковского

Перед вами сборник философско-мировоззренческих работ, написанных гениальным человеком, который оказал - сознаем ли мы это или нет - очень заметное влияние на жизнь каждого из нас. К. Э. Циолковский - основоположник космонавтики, одного из магистральных направлений научно-технического прогресса, определяющего многие черты (как положительные, так, увы, и отрицательные) нашей «техногенной» цивилизации. Но сам он считал своим главным достижением отнюдь не теорию ракеты, а космическую философию, раскрывающую смысл жизни, цели и перспективы человечества на пути в космос к достижению «совершенного и прекрасного» будущего.

Вот некоторые из вопросов, которые стоят в центре философско-мировоззренческих размышлений К. Э. Циолковского: «Какая цена известной нам земной жизни? Жили ли мы до рождения и будем ли жить после смерти? Каковы основы нравственности и в чем она состоит?.. Как улучшить будущее, если существование беспредельно? И беспредельно ли оно?»

Космическая философия и мировая культура

Космическая философия К. Э. Циолковского несет на себе отблеск личности ее автора. Это - очень своеобразный парадоксальный интеллектуальный феномен. Во многих отношениях уникальный, он вес же сформировался в контексте мировой культуры на «перекрестке» многообразных, иногда взаимоисключающих традиций - как западных, так и восточных, прежде всего, конечно, традиций русской философии, в частности русского космизма. Это заметно сказалось на содержании философско- мировоззренческих размышлений К. Э. Циолковского.

1) теория познания, которую часто считают основой всякого философствования, отодвинута на второй план;

2) на первом плане - антропоцентризм русских философских исканий. Хотя, конечно, они в своем большинстве глубоко религиозны, но больше всего посвящены проблеме человека: его судьбе, смыслу жизни и человеческой истории. Прежде всего это сказывается в том, насколько доминируют - даже в самых отвлеченных проблемах - моральные установки;

3) антропоцентричность русской философии выдвигает в качестве идеала поиски целостности, единства всех сторон реальности, всех движений человеческого духа. Эти моменты нашли свое преломление и в космической философии К. Э. Циолковского.

Проблемам теории познания в ней также уделено сравнительно небольшое внимание. Смысловая канва космической философии - это проблема человека. Автор считал своей целью показать, что каждого в будущем «ожидает непрерывная радость», которая субъективно бесконечна. К. Э. Циолковский разрабатывал космическую этику, императив которой, по его словам, «состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий, ни для совершенных, ни для других недозрелых или начинающих свое развитие животных» («Научная этика»). Основой своей этической системы К. Э. Циолковский считал «чистейшее себялюбие (эгоизм)», которое, в соответствии с космической философией, будет благом для всех. Земля, по его словам, - часть космоса, в которой моральные принципы, основанные на «истинном себялюбии», уже выполняются. Эта проблематика сначала рассматривалась К. Э. Циолковским в индивидуально-личностном плане, но затем перерастала в размышления о целях и смысле жизни вообще, их сверхличном, космическом разрешении, которое К. Э. Циолковский считал единственно подлинным.

Особое место в этической концепции К. Э. Циолковского занимает тема освобождения человека от страстей. «Есть счастливая и несчастливая жизнь. А если это так, то и жизнь имеет значение. Значение ее состоит в том, чтобы управлять жизнью и природой и делать жизнь счастливой для всего чувствующего». Естественный и искусственный отбор «в течение тысячелетий может выработать очень совершенные организмы, малочувствительные к радостям и страданиям. Молодость их не очень восторгает и старость их не очень мучает. Получается философское равнодушие, равнодушие Будды, величие нирваны. Не смертный покой, но жизнь, богатая делами, великими поступками, только философски спокойная» («Нирвана»).

К. Э. Циолковский считал, что неравенство людей необходимо, «оно есть условие прогресса». В своих социально-этических поисках («Горе и гений» и др.) он отводил выдающуюся роль гениальным людям. Сейчас «человек-гений для средних людей непонятен… Нужен особый общественный строй, чтобы выделить из человечества этих его драгоценных руководителей».

Свой подход к этим проблемам К. Э. Циолковский считал не только рационалистическим, но и «строго научным» (отсюда, между прочим, такие названия его работ, как «Научная этика» и др.). Он писал, что «основатели религии такие же мыслители, как и ученые. И те, и другие основывали первоначально свои учения на известных им фактах и наблюдениях». К. Э. Циолковский живо интересовался