Икона божией матери русская непобедимая победа. Ченстоховская икона божией матери. «Русская Непобедимая Победа»

Икона божией матери русская непобедимая победа. Ченстоховская икона божией матери. «Русская Непобедимая Победа»
Икона божией матери русская непобедимая победа. Ченстоховская икона божией матери. «Русская Непобедимая Победа»

Ченстоховская икона Божией Матери по-иному называется «Непобедимая победа». Ее, всесильную, почитают во всех церквях. Если верить преданию, то написал ее евангелист Лука, живший в древнем городе Иерусалиме. Икону написали на обычной доске, которая ранее была сколочена для стола, за которым всегда собиралось святое семейство.

Раньше крестьяне прятали ее в скалах, где сами и скрывались от гонений. Святая Елена подарила икону Константинополю. Она была установлена в часовне, которая располагалась во дворце царя.

Пять столетий лик находился там, пока в 17 веке его не перевез на Русь князь Перемышльский, брат Александра Невского. Уже тогда люди говорили о чудотворных свойствах образа, ходили слухи о великих чудесах, которые он творит.

Так и стоял лик во дворце царя, пока Польше не стали принадлежать земли Западной Украины. Когда замок Белз осаждали татары, князь Владислав припал на коленях к чудотворному образу, моля о помощи. Он взял его в руки и вынес за стены замка. В этот момент на небе появилось черное облако. Татары испугались и отошли от замка.

После этого во сне к Владиславу пришла Богородица. Она говорила с князем о том, что обязательно нужно перенести икону на Ясную гору в район Ченстохова. Князь поступил, как велела во сне Дева Мария. Так в 1382 году святой лик определили на горе. И с тех самых пор оттуда его никто не переносил. До сегодняшнего дня чудотворная икона находится именно там.

Много лет подряд ученые спорят о том, откуда появился образ и каков его возраст.

Правда, исторические факты подтверждают факт того, что образ был переписан. В книге монастыря паулинов есть свидетельства этого процесса. Но нет особой разницы в том, какой слой краски лежит на лике, если в истории есть бессчетное количество примеров его чудотворного действия.

Это интересно! Существует мнение о том, что Ченстоховская икона Божией Матери переписана, а вот настоящий слой уже давно стерся.

В средние века на монастырь напали гуситы. Они украли из церкви все, включая образ. Но увезти далеко награбленное не удалось, потому что кони встали неподвижно. Все осознали, что так явилось чудотворное действие иконы Божией Матери, и бросили образ на землю. Захватчики умерли на месте. С тех пор на лике остались два пореза, которые служат напоминанием для всех тех, кто захочет повторить кражу.

Исторические события

О чем молятся

Польский монастырь, находящийся на Ясной Горе, значим так же, как Троице-Сергиева Лавра в России. Неимоверное количество людей ждут чуда, приходя за помощью к лику, прося помилования у Божией Матери. Но огромное количество и тех, кто этого чуда уже дождался. Независимо от пола и возраста об этом чудотворном образе знают все. Многие проделывают большой путь по всей стране только для того, чтобы совершить паломничество к лику.

Неудивительно, что лик притягивает к себе представителей самых разных конфессий, не только католиков, но и православных. А объяснение этому одно: Божья Матерь помогает всем просящим. Причем обращаться к ней можно по любым поводам, просить о чем угодно. Потому что путь к ней всегда и для всех открыт.

Истории известны случаи, когда люди, ранее шедшие по безбожному пути, начинают верить в Бога, увидев образ. И таких чудес очень много. В Польше существует специальная книга чудес, куда записывают все те благие дела, которые совершила икона.

Книга пополняется уже шесть веков, за это время в ней накопились тысячи историй и свидетельств. Для того, чтобы сделать запись в книге, по преданию нужно провести крестное целование. Таким образом, появляется еще одно чудотворное свидетельство в священном писании.

Познавательно! Что такое отца Германа и как на нее попасть.

Полезное видео: Ченстоховская икона Божией Матери

Акафист лику

Икона Божией Матери Ченстоховская была свидетелем многих исторических событий, в частности становления, крещения и приобщения к церкви всего русского народа. Из текста акафиста мы узнаем, что через откровение, которое передано через преподобного Серафима Саровского, этот чудотворной образ должен сыграть значимую роль в освобождении России от безбожности, а также в освобождении Отечества. Для этого нужно явить послушание Царице Небесной.

Обратите внимание! Именно из акафиста можно узнать, что повелевает Богородица для того, чтобы пришло освобождение и возрождение. В нем же каждый найдет и сведения об истории лика.

Старцы благословляют на чтение акафиста в храмах. Обычно эти действа совершаются в канун праздника Собора Пресвятой Богородицы. Седьмого января все верующие с четырех часов начинают читать акафисты или молебны.

Чаще читают молебны:

  • о спасении России;
  • о даровании честного и доброго царя;
  • о спасении от антихристовых сил.

По возможности это нужно совершать соборно.

Этот же акафист читается в день чудотворной Ченстоховской иконы, который традиционно отмечается 19 марта. Читать его можно всем верующим, а скачать акафист и посмотреть фото лика можно в интернете.










О церкви

Церковь Ченстоховской иконы Божией матери часто подвергалась нападениям. Не смогли украсть и унести с собой лик гуситы. А в 1655 году осадить Ясную Гору пытались шведы. Они захватили почти всю Польшу. Шведы сильно превосходили поляков по численности. Но местные героически обороняли монастырь, и шведам пришлось снять оборону.

Такое спасение святого места сильно повлияло на польский народ, подняло его патриотический дух. Вся Польша была освобождена от врагов. Эти события подробно и достоверно в своей книге описывает Генрик Сенкевич «Потоп».

История помнит и еще одно событие. В 1813 году монастырь схватило русское войско. Тогда шли наполеоновские войны. Настоятель монастыря принес в дар военачальникам списки образа, которые ценятся и по сей день. Списки затем хранились в Казанском соборе. В 1932 году собор закрыли, но списки не пропали, их с почестями перенесли в Государственный музей истории религии.

Помнит история, когда пал железный занавес. Это событие произошло в 1991 году, тогда проводился Всемирный день молодежи. Самым главным гостем праздника был папа римский Иоанн Павел второй. В этот день к чудотворному лику приклонились около пятисот тысяч человек, включая и молодежь из Советского Союза.

О чем просить Богородицу

Люди приходят к Богородице за самой разной помощью, прося о мире, согласии и здоровье. Значение иконы очень велико.

Согласно поверью, ее чудотворные силы направлены на следующие недуги:

  • Она лечит болезни, устраняет недуги. Известны случаи, когда образ исцелял даже тех людей, кто был неизлечимо болен. Поэтому обращаются к Богородице даже в случаях, когда совсем нет надежды на спасение и исцеление.
  • Перед волнительным и дальним путешествием лик благословляет на удачный и спокойный путь.
  • Икона Божией Матери Ченстоховская примиряет, сглаживает конфликты. Благодаря ей можно соединить две даже сильно враждующие силы.
  • Богородица может наставить на путь истинный. Сбившиеся с пути могут просить благословения у лика. Поэтому зависимые от алкоголя и иных вредных привычек ищут спасения именно у нее.

Силы Богородицы крайне велики. Она дарит душевную гармонию тем, кто мечется по жизни, томится и мучается в своих мыслях. Дарует мудрость глупцам, которые скитаются по жизни без смысла и цели, не зная, куда идти и как действовать. Избавляет от злых напастей тех, кто попал в передряги или застрял в черной жизненной полосе.

Много чего можно просить у иконы, и судя по нескончаемому списку чудотворных дел, ею сотворенных, она многое может сделать. Она открыта для всех, и каждое сердце она примет и поймет. Это неведомая сила, равной которой в мире нет. И никому не под силу разгадать эту силу и познать ее. Но только тысячелетиями люди приходят к Богородице, чтобы найти в ней спасение.

Другие считают эту икону семейной, хранительницей женского счастья и семейного очага, благополучия. Божья заступница оберегает семьи, детей от недуга и злой силы. Особую силу образ принимает, если его передавать из поколения в поколение.

Таким образом, старшее поколение благословляет своих детей и внуков на добрые дела, хорошие поступки. Перед ликом можно читать молитвы, которые просят защитить семью и быть ее заступником. Это святыня, бережно хранящая домашний очаг.

Списки

С этой святыни делают до сих пор много копий. Хранятся они и в православных, и в католических церквях и храмах. Но есть один уникальный список, судьба которого неизвестна. Список этот сделал иконописец Блазиус Люкс. Его хранили в храме во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия в центре Ченстоховы. Освятили церковь в 1872 году. Но в современное время его перестроили в католический костел.

Это интересно! Список был способен исцелять даже парализованных людей и тех, кто сам не ходил ногами. Лик была прекрасен и внешне: он был украшен подвесками из серебра и золота, а позже у него появилась бронзовая риза.

Но в 1918 году Польша освободилась от России, церковь заняли католики, а еще через двадцать лет она стал костелом.

Делают списки этой иконы и сейчас. Всего несколько лет назад архиепископ Тираспольский заказал польским иконописцам создание этого чудотворного образа. Его освятили в Ченстоховском монастыре, потом доставили в Тирасполь, где по сегодняшний день и хранится христианская святыня.

Полезное видео: Икона Божией Матери «Непобедимая Победа»

Вывод

Легенды о чудотворной силе лика удивляют. В 1935 году в Белзе был установлен мемориальный комплекс, посвященный этому чудесному образу. В древние времена он пребывал в церкви замка князя Льва Даниловича. Позже власти Белза заказали копию чудотворной иконы. Она была помещена в часовне святого Валентина, которая располагается недалеко от часовни Николая, православных христиан. Таким образом, было отмечено то святое место, где в давние времена хранился чудотворный образ.

Вконтакте

Ченстоховская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых святынь православного, а также католического мира. Перед святым образом произносят молитвы православные и римо-католики. Христиане восточного образца поминают образ 6 (19) марта, а католики – 26 августа. Известны другие имена, данные образу:

  • Божия Матерь Ченстоховская;
  • в Польше – Ченстоховска Матка Боска;
  • в тропаре его назвали «Непобедимая победа»;
  • из-за потемнения лика Богоматери – «Черная Мадонна»;
  • «Ясногорская».

Кроме того, икона Ченстоховской Божией Матери имеет важное значение, она является заступницей всей Польши. Жители страны нарекли ее «Королевой Польши », дарующей помощь, утешение и спасение защитникам этих земель.

Согласно древнему преданию, чудодейственный образ был написан в Иерусалиме, в Сионской горнице. Это одна из 70 знаменитых богородичных икон, принадлежащих кисти евангелиста Луки. Сегодня каждый христианин слышал об иконе Божией Матери. Ченстоховская реликвия находится в польском городе (Ченстохова), в монастыре на холме Ясна Гура. Ежегодно сюда прибывают десятки тысяч верующих, чтобы выразить свое преклонение святому лику, искренне молиться, попросить помощи для важных дел, вымолить избавление от несчастья, исцеление.

Описание Ченстоховской иконы Божией Матери

Ченстоховская икона написана на деревянной доске размерами 1222x822x35 мм. Такой иконописный тип изображения называют Одигитрия. Богородица написана по пояс, на руках у нее Отрок-Христос. Левая рука Марии указывает на Иисуса, символизм в значении – он единственный путь спасения. Правая рука Спасителя поднята жестом благословления. Левая же – держит закрытую книгу, что говорит: все знания в руках Божьих. На иконе есть несколько разрезов (практически на щеке Богоматери), полученных от удара саблей.

Изображение соответствует византийскому стилю написания, хотя некоторые черты Ченстоховской иконы Божией Матери напоминают западную традицию. Такими представляются цвета одежд, золотые лилии. Лики Матери, Младенца более мягкие, чем на традиционных русских православных образах.

Раннее письменное описание иконы принадлежит Яну Длугошу. Он поэтично называет Деву Марию «Королевой Света» с прекрасным ликом, изображенным на зелено-голубом фоне с бирюзовым оттенком. Одежда Младенца Иисуса преимущественно цвета кармина. Над челом Приснодевы виднеется небольшая шестиконечная звезда. Облачения Матери – темно-синие, украшены золотыми лилиями. Широкие нимбы вокруг глав Богоматери, а также Ее Сына, золотисто-желтого цвета контрастируют с потемневшими красками иконы.

История образа

Ченстоховская икона Божией Матери написана Лукой (создателем Евангелия от Луки) на материале, имеющем непосредственное отношение к жизни Иисуса, его человеческой семьи, Марии с Иосифом. Это была доска от их обеденного стола.

Приход к власти в Риме императоров-язычников привел к преследованиям, гонениям первых адептов христианского учения. Поэтому в 67 году, чтобы уберечь икону, ее прятали в катакомбах, пещерах местечка Пелла. Так на три века чудесный лик оказался скрытым от людей. Елена Константинопольская, мать первого правителя, уверовавшего истине Иисуса Христа, для поисков Креста Господня отправила посланников к Иерусалиму. Мудрость, величие, чистая вера императрицы настолько покорила христиан Святого Города, что те передали ей в дар (в 326 году) святую икону Божьей Матери (Ченстоховской). Образ хранился в дворцовой часовне Константинополя почти 500 лет.

Появление иконы в русских землях

Существуют различные версии появления Ченстоховской иконы Божией Матери на Руси.

  1. Согласно первой, образ попал в славянские земли благодаря великим просветителям Кириллу и Мефодию. Икона была взята ими как благословительница дел сподвижников, а также помощница народам и странам, постигающим знания Евангельской истины.
  2. Вторая теория утверждает, что творением евангелиста Луки в X веке благословили греческую царевну Анну на брак с киевским князем-просветителем Владимиром. Невеста привезла икону в столицу. Князь распорядился установить образ в первой русской церкви, построенной из камня, – Десятинной. Там он находился до 1240 года. А когда Киев был осажен войском хана Батыя, икону Богородицы тайно вывезли в Белз ко Льву I. Или же Ченстоховская Матерь Божия могла попасть в Белз благодаря браку русской княжны с князем галицким или польским. Такой союз традиционно благословляли наиболее ценной фамильной иконою.
  3. Возможно, икона была подарена галицкому князю Льву I Даниловичу (основателю города Львова), а затем привезена из Константинополя непосредственно в Белз. Ценный образ поместили в церкви замка города Белз (упоминание о нем содержит «Повесть временных лет»).

Святыня явила верующим много чудес. Православные получали ответы на свои молитвы, обращения к иконе, ценили, чтили ее.

Как икона попала в Польшу

С завоеванием польским королем Казимиром III Великим земель Галиции (1310-1370 годы) святой образ Богородицы был вывезен из Белза вместе со многими другими православными святынями, передан монахам-католикам из монастыря св. Павла близ Ченстохова.

Есть иная версия, объясняющая, как последним местом владения чудотворной иконой стала Польша. Замок Белз находился в долгой осаде татар. Тяжело пришлось его защитникам, командовал которыми князь Владислав Опольчик. Силы иссякли, казалось, замок обречен. Решил Владислав прибегнуть к Высшей помощи – вынес святой образ на крепостную стену, при этом читая акафист к Пресвятой Богородице. Одна татарская стрела попала в образ, из раны потекла кровь. Сразу непроглядный густой туман покрыл вражеское войско, ничего не было видно. Воспользовавшись моментом, защитники бросили последние силы и победили. Противник обратился бежать.

После этого Владислав решил перенести чудотворную икону в более безопасное Ополье (Силезия). Но этому не суждено было свершиться – страх, растерянность овладели князем. Он преклонил колени и стал истово молиться образу Заступницы. Видение пришло к нему во сне – Дева Мария повелела переправить святыню на Ясную Гору, недалеко от Ченстоховы. Со временем князь Владислав построил на указанной горе обитель, а затем передал лик Богородицы монахам (1382 год). С того времени образ находится именно там, почему и получил имя Ченстоховский.

Ченстоховская святыня

Ченстоховская икона Пречистой бережно хранится в самом сердце Святогорского монастыря – это Капелла Девы Марии. Небольшое здание впервые соорудили из дерева в 1384 году. В начале XVI века из королевской казны были выделены средства на возведение другого помещения, которое перестроили (1644 год) в трехнефную часовню. Икону украсили рамкой из серебра, вставили в алтарь черного дерева. Заботясь о сохранности, а также безопасности сокровища, образ Богоматери полностью закрывают специальной панелью («затвором») из серебра.

Под торжественные звуки органа Ченстоховскую икону открывают, чтобы паломники могли ее увидеть и помолиться. Но рассмотреть вблизи образ и приложиться к лику невозможно, он установлен высоко над престолом.

Исследователи имеют разные мнения о происхождении иконы, её возрасте. Некоторые утверждают, что хранящийся в Капелле Девы Марии образ переписан, а оригинального изображения совсем не осталось. Никто не отрицает факт обновления иконы, которое производили в Средние века. Монастырская книга паулинов содержит подробное описание данного процесса. К сомнениям подталкивает информация, что при реставрации используется темперная краска, которая не может быть наложена на ту, связующим веществом которой являлся расплавленный воск (энкаустика).

Все сомнения ученых развеивает главный аргумент – череда чудес, которые происходят от иконы много веков, ни разу не прервалась. Именно в Средние века (после обновления лика иконы) произошло нападение гуситов на монастырь. Разбойники разбили строения, собрали ценности и стали их вывозить, в том числе и чудодейственный образ Богоматери. Но воз с награбленным не шелохнулся. Лошади не могли сдвинуться с места. Один из преступников, наслышанный о силе иконы, сбросил её на землю и ударил по лику саблей. Наказание пришло немедленно. Разбойники погибли. Но после этого случая на лике Великой Заступницы появились два глубоких пореза как напоминание о чуде и назидании людям с темными помыслами.

О посещении православными католической мессы

Не надо думать, что стоит отказаться от паломничества к Ченстоховской иконе Божией Матери из-за того, что образ находится в католическом храме. Древняя святыня написана до разделения церквей, поэтому она принадлежит православным в той же мере, что и католикам.

В Ясногорском монастыре вы услышите гимн Царице Небесной, который исполняют 36 ченстоховских колоколов через каждые 15 минут. Ясногорский справочный центр помогает паломникам, независимо от их национальности, языка и конфессии. Православные посетители, зная, что священное место и икона находятся в руках латинян, не принимают участия в их обрядах и молитвах. В 21:00 колокола призывают верующих на молитву («Ясногорский призыв»). В это время в последний раз открывается лик чудотворной иконы. Православные паломники в молчании могут поклониться дорогой святыне, читая акафист, тропарь Ченстоховской иконе Божией Матери или иную молитву, обращенную к ней.

Поклониться и обратиться с молитвами к образу Заступницы Девы Марии приезжали императоры России: Петр I, Александр I и Николай I. Когда война с Наполеоном (1813 год) привела русскую армию к монастырю на Ясной Горе, его настоятель подарил список Ченстоховского образа военачальникам. Поднесенная икона хранилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ее называли «символом победы русского оружия». Но, к сожалению, этот образ был утерян после переворота 1917 года.

Коронование чудодейственной иконы

Тысячелетия святыня являет миру чудеса, о чем монахами ведутся записи на страницах особой книги. Уже шесть столетий подробно фиксируются свидетельства и благодарности от всех получивших ответы на сложные вопросы и помощь в делах. 1716-й стал годом, когда ясногорскими монахами было подано прошение Риму о короновании знаменитого образа. После рассмотрения и одобрения просьбы понтификом Климентом ХI (1717 год) в присутствии 200 тысяч паломников икона была коронована. Праздничное возложение корон на главы Иисуса и Его Матери было символичным. Оно утвердило чудотворность, особую значимость иконы.

Списки Ченстоховской иконы Божией Матери

Предание повествует, православный мир оплакивал святыню (икону Божьей Матери), когда она покидала русскую землю. Недалеко от городка Турковицы, у рощи, люди заприметили удивительное сияние – явился новый чудотворный образ, из глаз которого текли слезы. Это была точная копия Ченстоховского. Список Турковицкой Богоматери был обретен Вознесенской церковью города Кривой Рог, потом перенесен во Спасо-Преображенский собор.

Кроме списка Ченстоховской иконы Божьей Матери Казанского собора (Санкт-Петербург), было известно около 11 копий чудотворного образа. Одна из них – Ченстоховская-Сокольская – стала знаменита тем, что изобразилась сама на чистом холсте. Перед этим художник пытался написать копию, но безуспешно.

В средине XIX века Киево-Печерская лавра обрела чудесным способом список Ченстоховской иконы Божией Матери. Эта копия славилась тем, что отвечала просьбам и молитвам верующих об исцелении больных.

Один из чудодейственных списков образа Ченстоховской Божьей Матери находится в Спасо-Преображенской церкви Хмелевского монастыря (Беларусь). 300-летняя икона написана на холсте. Она смогла уцелеть при пожаре, причем часовня сгорела полностью. После владелец реликвии имел откровение. Он построил Спасо-Преображенскую церковь (с. Хмелево), которая существует до сегодня. Прихожане храма свидетельствуют, что икона обладает исцеляющей силой, помогает от разных болезней. Православные приезжают издалека, чтобы поклониться и просить о милости Заступницу. Много раз икону хотели украсть, но она снова и снова оказывалась на своем месте.

Помощь и заступничество от Царицы Небесной

Перед иконами люди молятся и просят о помощи. Тот, кто посещал на Ясной Горе Ченстоховскую икону Божией Матери, отметит, что своими глазами видел материальные подтверждения чудесных исцелений. Прямо у образа люди оставляли костыли и уходили самостоятельно, приносили с благодарностью подвески, изображающие исцеленный орган.

Все мы, женщины и мужчины, хотим счастья, молимся и мечтаем о том, что нужнее для каждого. Перед ликом Богоматери просим о:

  • благополучном путешествии и возвращении;
  • исцелении от тяжелых болезней;
  • взаимопонимании и семейном счастье;
  • защите от врагов;
  • мире и разрешении конфликтов;
  • мудрости;
  • спасении;
  • милосердии.

Свидетельства подтверждают – заступничество и милость чудотворного образа Ченстоховской Божией Матери по молитвам подарит исцеление от болезней душевных и физических: пьянства, наркомании, бесплодия, рака. Владычица милостиво защищает каждого, кто с чистыми помыслами и надеждой просит у нее помощи.

Икона Божьей Матери Русская Победа

«Было это в первые годы революции… Никто не ведает судеб Божиих… хотя великому прозорливцу преп. Серафиму Саровскому и многое было открыто. Скажу только, что о переживаемом нами страшном времени не раз говорил он близким людям и горько плакал об этом, но говорил также, что по времени Господь даст ещё известный срок, около 15 лет, России на покаяние и что при освобождении нашей родины какую-то положительную роль сыграет Польша.» («Неизвестный Нилус».М.: Православный Паломник, 1995, Т 2, стр.352)

В начале 90-х годов Святой Преподобный Серафим Саровский передал Валентине Сизовой, ныне матушке, повеление Божией Матери соборно молиться «Владычице «Ченстоховской» о спасении Святой Руси и даровании Православного Царя, тем самым прояснив своё предсказание о роли Польши: ведь именно там, в Польше, в католическом монастыре, уже несколько столетий хранится плененная папистами икона Ченстоховской Божией Матери.

Пресвятой Богородице было угодно, чтобы молебен о спасении России служил сам Патриарх Алексий II 7 января вечером, в канун Праздника Собора Пресвятой Богородицы. Кроме того, мы - русские должны дать обет, что, когда Матерь Божия исполнит своё обетование и спасёт Россию, то Ей будет возведён величественный храм, как Спасительнице России в честь Образа Её Ченстоховского. То есть Образ этот должен быть как бы заново прославлен в России, поскольку он у нас незаслуженно забыт. Если мы выполним повеление преподобного Серафима Саровского и желание Пресвятой Богородицы, то нам твёрдо обещана победа над христоненавистниками и Воскресение Святой Руси.

Валентине Сизовой также было открыто, что благодать спасти Святую Русь перешла от Державной иконы Богородицы к Ченстоховской. Это подтвердило мироточение Ченстоховской иконы Божией Матери в Казанском храме г. Иваново., Этот случай описал хранитель мироточивой иконы Святого Царя-мученика Николая Александровича иерей Пётр (Влащенко) в брошюре «Ченстоховская икона Божией Матери». (М «Ковчег», 2002, стр 38)

Не будем здесь описывать те усилия, которые раба Божия Валентина приложила, чтобы исполнить поручение Святого Преподобного Серафима и Пресвятой Богородицы. Три года безуспешно обивала пороги священноначалия и редакций: ей либо не верили, либо оставались равнодушными к её повествованию. И всё же по бесконечному милосердию Божию и Его Пречистой Матери нашлись иереи Божии, которые, поставив закон любви превыше всех других, отслужили молебен в положенные сроки, хотя он и не был всероссийским, как доселе ожидает Царица Небесная…

И до сих пор, по благословению старцев, 7 января вечером во многих храмах и келейно служатся молебны и читаются акафисты Ченстоховской иконе Божией Матери – под Праздник Собора Пресвятой Богородицы.

Радостно, что хотя и не во всероссийском масштабе, но уже началось возрождение традиции, существовавшей до 1917 года, когда после взятия русскими войсками крепости Ченстохов в Польше и после окончательной победы над Наполеоном был отслужен первый молебен перед Ченстоховским Образом Божией Матери о даровании победы русскому воинству. Таким образом, Ченстоховский образ Владычицы стал символом славы русского оружия.

В начале 1918 года один из почитателей старца протоиерея Михаила Прудникова после ранней литургии в усыпальнице о. Иоанна Кронштадтского сетовал как-то: «Отец Михаил, Россия гибнет, а мы дворяне, ничего не делаем. Надо что-то делать!» Старец ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи. Когда же окончится наказание, тогда Царица Небесная Сама помилует. А что помилует, я знаю»…

И вот наступил наш век, начало которого ознаменовалось многими событиями во Славу Пресвятой Богородицы и Святого Преподобного Серафима Саровского.

На ярославскую землю в августе 2003 года вернулась в стены родного монастыря долгожданная Толгская икона Божией Матери, по словам Патриарха Тихона призванная умирять и соединять враждующих людей. Почти сразу, на Покров Божией Матери 2003 года, возвращается и почитаемый список Богородицы Ярославской. В июне 2004 года вся Россия встречала чудотворную икону Тихвинской Богоматери, вернувшуюся на Родину из Чикаго. А 28 августа, на Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, вернулась другая святыня – Дивеевская Казанская икона Божией Матери , принадлежавшая игумении Александре (Мельгуновой). Переговоры о возвращении Тихвинской иконы и Казанской Дивеевской из Ватикана велись многие годы, но словно был дан некий срок, чтобы испытать человеческие усилия, но они ни к чему не привели. И только после этого свершился Промысел Божий, причём так, как и никто не предполагал - Пресвятая Богородица «Сама» вернула свои драгоценные святыни в Россию. Это было время не только возвращения икон в РПЦ, но и начало периода переосмысления икон Пресвятой Богородицы, продолжающегося по сей день, в частности, переосмысления «Ченстоховского» образа.

Так, в Боголюбском монастыре, основанном на месте убиения Святого Благоверного Князя Андрея Боголюбского, день памяти которого совпадает и с днём убиения Святого Царя-мученика Николая Александровича, по словам очевидцев, в 2003 году один паломник сфотографировал в иконостасе икону Божией Матери «Ченстоховская», которой русские люди молятся о даровании Царя.

Тропарь, глас 4

Непобедимая Победо / Владычице Ченстоховская / древнего иже о нас благоволения Самозрительнице / будущаго спасения Хранительнице / покаянием соделай ны достойная грядущему Царю.

Однако вместо образа Богородицы «Ченстоховская» на фотографии появился другой образ Богородицы: в шлеме и кольчуге, в руке она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился. На лике сохранился шрам, как и у Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов иконы как бы ещё не сформировалась, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или «Взбранная Воевода».

Наряду с событиями во славу Пресвятой Богородицы также запомнились Дивеевские и Саровские торжества в 2003 и в 2004 гг. по случаю столетней годовщины прославления Святого Преподобного Серафима и 250-летия со дня рождения Саровского чудотворца. Тогда же из Курска в Саров шли многотысячные крестные ходы с иконами Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной и «Умиление» из пос. Локоть Брянской области. Последняя к тому моменту уже настолько прославилась обильным мироточением и чудотворением, что по решению Патриарха Алексия стала основной иконой Саровских торжеств. Ход юбилейных торжеств активно освещался в православных и светских СМИ. Но тогда же произошло ещё одно историческое событие, которое, по нашему глубокому убеждению, повлияло на ход отечественной истории. Вопреки всем усилиям врагов, 1 августа 2004 года, ночью в Храме Свято-Введенского скита бывшего Серафимо-Понетаевского монастыря, что в 12-и верстах от Сарова и Дивеево, была отслужена архимандритом Анастасием из г. Иваново Царская Литургия, за которой пред Образами Божией Матери Курско-Коренной «Знамение» и «Умиление» из пос. Локоть шла сугубая молитва о возрождении монархии и о даровании России Царя.

Тогда же, в августе 2004 года, в Свято-Введенском Верхнетеченском женском монастыре Курганской епархии духовнику монастыря схиигумену Серафиму во время чтения Иисусовой молитвы было явление Божией Матери в шлеме и кольчуге. В этом монастыре особо почиталась икона Богородицы «Ченстоховская» или «Непобедимая Победа», и постоянно читалась молитва о спасении России. Престольным праздником в монастыре считается также день преподобного Серафима Саровского, так как уже в наше время на месте разрушенного в советское время игуменского корпуса построили небольшой отапливаемый Храм в честь Святого Преподобного Серафима Саровского. Со слов игуменьи Серафимы (Альховской) Богородица вышла из иконы Богоматери Ченстоховской и стала как бы переоблачаться в шлем и кольчугу, а в руке она держала восьмиконечный крест, и с воззванием «Стой за Христа до мученического креста!» повелела написать такую икону. Впоследствии, уже в процессе написания иконы, схиигумен Серафим продолжил усердную молитву, и когда икона была уже почти написана, сказал: «А давайте мы здесь ещё напишем «Русская»!?». Таким образом, икона получила ещё одно название. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь, кондак и акафист.

Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России и не только. Совсем недавно, к своему большому удивлению, группа паломников из России в Грузию узнала, что в первом уделе Пресвятой Богородицы – Иверии, эту икону знают и почитают. Так, по словам Митрополита Горийского Андрея (Гвазава) эта икона – дар его знакомой схиигуменьи Серафимы, стояла на рабочем столе, и перед трагическими событиями 2008 года она неожиданно «... помокрела и покрылась как бы испариной». В настоящее время этот образ висит в красном углу у Митрополита Андрея в гостиной, а примерно год назад, перед украинскими событиями, он снова замироточил. Не существует границ для Пресвятой Богородицы: Иверия, Украина, Россия – одно целое для неё – одна боль, одни слёзы и одно оружие – Крест, на весь мир освящённый Благодатью и Кровью Господа Нашего Иисуса Христа! И у людей, живущих в Её уделах, – христианские сердца, поэтому и нет ничего удивительного, что большой образ Владычицы «Взбранная Воевода» с названием «Русская» нашёл своё место в Храме Метехи, в самом центре Тбилиси, рядом с памятником Святому Царю Вахтангу Горгасали, известному не только как основателю Тбилиси, но и своим высказыванием: «Ищите возможности умереть за Христа!». Как то созвучно со словами Богородицы: «Стой за Христа до мученического Креста!». Тропарь иконе переведён на грузинский язык, и даже был напечатан вместе с изображением Образа в брошюре «Канон Пресвятой Богородице», изданной в 2012 году.

Новый образ Богородицы Ченстоховской был явлен в 1 августа 2013 года во время молитвы с Георгием Владимировичем Романовым-Новым в Царском Скиту (Дивеевский район) в доме почившей схимонахини Феодоры. Матушка была одной из тех кто не принял декларацию митр. Сергия 1927 года, и пострадала за свои православные убеждения - отсидела 12 лет в лагерях на Колыме. В её доме несколько человек увидели эту икону на стене, в том месте где ранее её не было. Явление иконы запомнилось присутствовавшим.

Ровно год спустя, 1 августа 2014 года, более многочисленная группа паломников, знавших о явлении иконы годом ранее, решила отметить годовщину этого события и пройти крестным ходом вокруг Царского скита, завершив его молитвой и чтением акафиста Святому Преподобному Серафиму на Серафимовых камнях, что неподалёку от Царского скита в лесу. Как только паломники зашли в лес, сразу почувствовалось явное благоухание, как будто кто-то только что прошёл и покадил. Это благоухание предшествовало встрече с группой других паломников. Каково же было удивление, когда на камушках Преподобного Серафима уже после совместной молитвы паломники из «Царского Дома Рюрика» узнали о явлении иконы в Кургане, в Свято-Введенском Верхнетеченском монастыре, откуда и были их новые друзья. Вот таким интересным образом Преподобный Серафим в день своего Праздника соединил паломников из двух мест явлений Образа Пресвятой Богородицы «Ченстоховской» в кольчуге и шлеме. Тогда же курганские паломники поделились ещё одним откровением, что с этой иконой русский Царь одержит победу над врагом и это будет окончательная Русская Победа над христоненавистниками. Интересно, что об известном многим православным откровении преп. Серафима никто тогда не вспомнил («Государь удостоился особой милости Божией Матери и являтся хранителем неизвестного нового списка с Иконы Ченстоховской» - эти слова были открыты одной рабе Божьей в 2004 году).

Несколько позже, уже после того, как была отслужена Литургия в Царском скиту на зимний день Преподобного Серафима Саровского, 15 января 2015 годп, Глава Русского Царского Дома Георгий Владимирович Романов принял решение написать ещё один образ иконы Божией Матери «Ченстоховской» в кольчуге и шлеме и назвать его «Русская Победа». Поиск иконописицы привёл в местечко под названием «Хотьково», что под Сергиевым Посадом, облагодатствованное подвигами Святого Преподобного Сергия Радонежского по прославлению Пресвятой Троицы.

Начало написания иконы "Русская победа" пришлось на 18 апреля, субботу Светлой Седмицы и канун Антипасхи. В этот день в Дивеево перед Образом «Достойно есть» с частичкой мощей Святого Евангелиста Луки в Троицком Соборе и на Канавке Пресвятой Богородицы шла молитва за иконописицу Наталию и за то, чтобы Матерь Божия сама управила написание иконы «Русская Победа» по Воле Своей и Божией.

Завершилось написание иконы "Русская Победа" в день Святой Троицы, то есть в День рождения Церкви Христовой. Церковь Царская рождается в муках и слезах, как и плакала иконописица Наталия, особенно, последнюю неделю перед завершением работы, когда было особенно трудно.

На Троицу закончили писать икону "Русская победа"! И в то время, когда иконописица ставила последний штрих, в Дивеево была такая радуга, что люди все останавливались и фотографировали её, объёмную, горящую, "как лампада", по словам одной точно подметившей женщины... Тогда же радостный инок-крестоходец Николай из Беларуси ко всем подходил и давал приложиться к большому образу «Взбранная Воевода», висевшему у него на груди и ставшему «вдруг благоухать после того, как он только что приложил его к Образу «Царя Николая»». Дивны дела Твои Господи и Пресвятая Богородица! В момент окончания написания иконы "Русская Победа" благоухание прообраза "Взбранная Воевода" в месте явления в Дивеево!

В Праздник Троицы выносят в центр храма икону Ветхозаветной Троицы, явившейся Аврааму. Каноническая же икона Сошествия Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, а посередине Божия Матерь, которые восседают в единстве. Этот образ и есть первообраз Апостольской Церкви. Очевидно, что в дополнение к уже существующим дням празднования икон «Ченстоховская», «Взбранная Воевода», «Непобедимая Победа», «Русская», «Русская победа», 19 марта и 9 сентября, есть все основания считать их днём и День Святой Троицы.

На иконе «Русская Победа» Матерь Божия изображена в малиново-бордовой кольчуге, символизирующей в русской иконописи царственность. Красный фон иконы – традиционный фон древних новгородских икон. Матерь Божия изображена со Святыми в лучах Славы Пресвятой Троицы (с левой стороны: Святитель Алексий Московский, Святой Преподобный Сергий Радонежский, Святой Благоверный Княз Дмитрий Донской, Святой Бдаговерный Князь Олег Рязанский, Святой Благоверный Князь Александр Невский, Святой Великомученик Георгий Победоносец, Святой Мученик Царь Николай Александрович и Цесаревич Алексий; с правой стороны: Святитель Макарий, Святой Благоверный Царь Иоанн (в схиме Иона) со Святым Мучеником Цесаревичем Дмитрием Угличским, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Святой Преподобный Серафим Вырицкий, Святой Преподобный Серафим Саровский, Святой Преподобный Силуан Афонский и Святая Равноапостольная Нина).

Нет сомнений, что Господь дарует русскому народу победу. Потому что Победа – это сама Богородица, стершая главу смерти, и победа – через Богородицу по молитвам русских святых! Аминь! Слава Богу и Пресвятой Богородице!

Ченстохо̀вская икона Божией Матери

(или Непобедимая Победа)

По преданию, Ченстохо̀вская икона – одна из икон Пресвятой Богородицы, написанных ев. Лукой. В 66-67 годах, во время нашествия римских войск, христиане бежали их Иерусалима в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и образ Богоматери. В 326 году, когда св. Царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. В Россию чудотворный образ с великою честью был принесен основателем города Львова кн. Львом Даниловичем, помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

В XIV в., при завоевании западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому князю Владиславу Опольскому и была перенесена им в монастырь на Ясной горе близ г. Ченстохова, где пребывает и доныне. Икона почитается как православными, так и католиками. От чудотворного образа засвидетельствовано множество чудес.

Акафист Ченстоховской иконе Божией Матери

По благословению старцев, уже не первый год, 7 января вечером во многих храмах и келейно служатся молебны и читаются акафисты Ченстохо̀вской иконе Божией Матери – под праздник Собора Пресвятой Богородицы. С 16 часов Московского времени, по возможности - всем одновременно, благословляется служить молебны или читать акафисты этой иконе с молитвами о спасении России, против антихристовых сил, о даровании православного Царя. По возможности соборно. Давайте также присоединимся сами и сообщим об этом максимально широкому кругу православных друзей и знакомых.

АКАФИСТ

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Спасительнице земли Русския, похвальное приносим пение. Ты же, Мати Царя Небесного от всякия избави напасти страну нашу и от всех скорбей и бед свободи зовущих:

Икос 1

Ангельский собор на Небеси немолчно воспевает Тя, Владычице, и мы земнороднии, притекающее ко иконе Твоей чудотворней, святым Лукою писанной, вопием Ти сице:

Радуйся, Мати Света Невечерняго;

Радуйся, Духа Святаго Обитель Священная;

Радуйся, светлое благодати Познание;

Радуйся, ангельских сил ликование;

Радуйся, купино неопально горящая;

Радуйся, Господа Сил вечно зрящая;

Радуйся, неувядаемый цвете нетления;

Радуйся, образе Христова воскресения;

Кондак 2

Видяще благочестие и веру святыя царицы Елены, обретшей Крест Честный Господень во Иерусалиме, даровала еси ей, о Богомати, и икону Свою, чрез верных служителей Своих сохраненную от лет древних, да молятся пред нею выну людие, поюще: Аллилуиа.

Икос 2

Разумевше святая царице Елено, яко образ сей есть благословение Божие граду царствующему, поставиша е тамо в церкви соборней, идеже мнози от него исцеления прияша, поюще Матери Божией похвалы сицевыя:

Радуйся, чаше, черплющая вечную радость;

Радуйся, источниче, изливающий неизреченную сладость;

Радуйся, чертеже рая краснейший;

Радуйся, вертограде Христов славнейший;

Радуйся, Духа Святаго селение;

Радуйся, Божией Правды врагов посрамление;

Радуйся, духовною радостию нас утешающая;

Радуйся, с верою Тя призывающих, не посрамляющая;

Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 3

Сила Вышняго храняше икону Твою, Богомати, во дни ересей от поругания, и от лютых иконоборцев погубления, и от рук варварских пленения, яко Самей Ти быти хранительницею христианом цареградским, и нам поющим Сыну Твоему и Богу: Аллиуиа.

Икос 3

Имуще сокровище святыя иконы Твоея Богомати, святые Кирилл и Мефодий просветиша земли славянския светом веры Христовой, да уведят язычницы Бога истиннаго и прославят Матерь Божию тако:

Радуйся, державная наша строительнице;

Радуйся, всесильная в Боге победительнице;

Радуйся, свободительнице пленных;

Радуйся, покровительнице обремененных;

Радуйся, ходатаице за всю вселенную;

Радуйся, дарующая жизнь нетленную;

Радуйся, идольского служения избавление;

Радуйся, с Богом наше примирение;

Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 4

В бурныя дни смут и нестроений, спасаше икона Твоя, Пресвятая Дево, всех притекающих к ней и обретаху вси от Тебе покров и заступление вопиюще благодарными сердцы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и зряще чудеса, являемыя от иконы Твоея, Пресвятая Богородице, князне русския храниша от рода в род святыню сию, молящеся пред нею умиленно:

Радуйся, Агнца и Пастыря Мати нетленная;

Радуйся, Дево преблагословенная;

Радуйся, матернюю любовь нам являющая;

Радуйся, ризою честною всех покрывающая;

Радуйся, благ вечных надежде верная;

Радуйся, молитвеннице наша усердная;

Радуйся, Судии всеправедного умоление;

Радуйся, грехов всех наших прощение;

Радуйся, заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 5

Боготечне шествуя изо града во град Руси Червонныя икона Твоя Пресвятая Богородице, повсюду являше славу твою и Сына Твоего, Христа Бога нашего, вопиющим Ему людем: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша житилие града Белза грозное нападение агарян, изнесоша на стогны града икону Твою чудотворную, Пресвятая Дево, своего и молиша с верою Ти о заступлении, Ты же ускорила еси тогда на помощь им, да зовут Ти:

Радуйся, милости Свои на. нас изливающая;

Радуйся, Владыку Умилостивляющая;

Радуйся, иконою Твоею от бед Сохранение;

Радуйся, христиан православных Спасение;

Радуйся, злые дела Залипающая;

Радуйся, милосердие нам Являющая;

Радуйся, страны Российский Утешение;

Радуйся, Церкви Христовой священное Украшение;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 6

Проведяху всюду людие о дивнем заступлении Твоем, яко егда нечестивии татарове стрелою уязвиша на иконе изображение Пречистаго Лика Твоего, тогда внезапу тьма и помрачение найде с нань и друг друга убиваху тыя, бежаще вспять, вернии же зряще чудо сие, пояху Господу хваление: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать и мрак исчезе и возвысися рог людей христианстких, яко Ты, Богомати, укреплявши веру православную, чудесьми и знаменьми от святыя иконы Твоея являемыми человецем, молящимся тако:

Радуйся, от нашествия иноплеменников предивно избавляющая;

Радуйся, от плена и поражения спасающая;

Радуйся, агарянскою стрелою пронзенная;

Радуйся, Мати и Дево неизречённая;

Радуйся, молящимся токи чудес источающая;

Радуйся, печаль на радость прелагающая;

Радуйся, ключу Царствия Небеснаго;

Радуйся, Помощнице жития честнаго;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 7

Хотяще оставити икону Свою во граде Ченстохове, сделала еси возок с иконою недвижимым, егда нецыя злочестивия тщахуся восхитити ю из града, христиане же обретше и образ Твой неукраденным, возопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо, на устрашение нечестивих явила еси тогда от образа Твоего Пречистая, поразивши слепотою и скорою смертию богохульников, иже икону Твою мечем уязвиша и на три части разсекоша, мы же икону сию чтуще вопием Ти:

Радуйся, Матерь Божия закланная;

Радуйся, от начала веков Предъизбранная;

Радуйся, Путеводительнице к Небу первейшая;

Радуйся, всех Ангельских Сил честнейшая;

Радуйся, милосердая всех Мати;

Радуйся, неисчерпаемый Сосуд благодати;

Радуйся, просящим помощь являющая;

Радуйся, доброе житие устрояющая;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 8

Странно бысть войску свейскому видети, яко непобедимое доселе грозное воинство их побеждено бысть внезапу близ града Ченстохова, идеже чудотворная икона Богоматери стояше, пред нею же людие не преставаху пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всем молящимся и притекающим ко иконе Твоей Скорая Помощнице являешися, Пресвятая Дево, якоже древле, тако и ныне заступавши и охранявши почитающих Тя, приими и сия похвалы от нас:

Радуйся, совета неизреченнаго таиннице;

Радуйся, благодати Божией сокровищнице;

Радуйся, иноплеменных ратей одоление;

Радуйся, от убиения и разорения Спасение;

Радуйся, горняго и дольняго мира Всецарице;

Радуйся, всяческих благ подательнице;

Радуйся, от врагов и бед избавление;

Радуйся, непрестанное человек удивление;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 9

Всякий пол и возраст возвеселися зряще, яко царь русский Петр молебен пояше перед иконою Богоматери, памятующе, яко образ сей бысть некогда достояние царское и князей русских, восхваляху пред ними Господа и Матерь Его песнию: Аллилуиа.

Икос 9

Весь мир христианский покрывавши омофором из милости Своея, на помощь скоро к нам притекавши, купно со угодники Божий и святителем Николаем за нас перед Богом ходатайствуеши, вонми и ныне гласу молений наших перед образом Твоим:

Радуйся, светом истины нас озаряющая;

Радуйся, руце твои за ны моляшася простирающая;

Радуйся, Бога и человека соединившая;

Радуйся, смертное естество бессмертием просветившая;

Радуйся, верных душ услаждение;

Радуйся, душепагубных дел удаление;

Радуйся, благочестивых христиан окормительнице;

Радуйся, смиренномудрых благая вседержительнице;

Радуйся, заступнице усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 10

Спасти хотя род человечь, Богомати, от тьмы неверия и заблуждения, яви миру свет веры Православныя и токмо воинству русскому даде одолети крепость, идеже икона Ея чудотворная стояше, пред нею же воспеша благодарне: Аллилуиа.

Икос 10

Стена нератуема и ограждение твердое, Ты еси верным людем русским почетающим Тя, о Божия Мати, яко во мнозех списках со иконы Ченстоховския являвши благоволение Свое, просимое подаеши и гнев Божий отвращавши от поющих Ти:

Радуйся, Державу Российскую устрояющая;

Радуйся, под нозе Царя Православного вся покаряющая;

Радуйся, Обличающая учения душевредныя;

Радуйся, призревающая на молитвы смиренныя;

Радуйся, в печалех и бедах Утешение;

Радуйся, от нечаянные смерти Спасение;

Радуйся, дарующая победы верным;

Радуйся, Венчающая венцем нетленным;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 11

Пение воспеваем и хвалу приносим Ти, о Пресвятая Дево, молимся пред иконою Твоею, на ней же зрим язвы, руками нечестивых человек нанесенныя, от наших же прегрешений незаживляемыя, к Богу взываем, имуще Тя о нас Ходатаицу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоявленная икона Твоя сияет чудесы, даже и доднесь являя нам милость Твою, яко многажды тщахуся людие сокрыти вапы различными уязвление Пречистаго Лика Твоего, на сей иконе живописанного, но всуе трудишася изографы, яко паки проступаху язи, ихже мы грехми нашими и беззаконьми наносим Ти, но отпусти нам вся, Дево, и помилуй зовущия:

Радуйся, крепкое Веры Забрало;

Радуйся, чудес Христовых Начало;

Радуйся, врат райских отверзение;

Радуйся, тайны Божией всесильное Проявление;

Радуйся, приятное молитвы Кадило;

Радуйся, носящего вся Носило;

Радуйся, людскими грехми Истерзанная;

Радуйся, в любви Божией утвержденная;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 12

Благодатию покрый нас, о Пресвятая Дево, исходящею от дивныя иконы Твоея, предстательством Твоим спаси и помилуй страну Русскую, в ней же во дни древния чудесы многими просияла еси и яви нам, молящимся пред образом Твоим, чудо спасения, поющим Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пение похвальное усты недостойными, уповаем на милость Божию и Твое, о Богомати, застпуление и ходатайство за нас, грешных, пред Господем, яко да дарует державе русстей на супостаты одоление, от иноплеменных поган свобождение, царя православного во охранение и к Царствию Небесному путевождение, и выну буди с нами, зовущим Ти:

Радуйся, огнем Божественным Всепросвещающая;

Радуйся, мрак греха Отгоняющая;

Радуйся, жестокости наших сердец Умягчение;

Радуйся, заблудших на путь спасения Возвращение;

Радуйся, Стено Нерушимая;

Радуйся, Победо Непобедимая;

Радуйся, Небеси и земли Украшение;

Радуйся, Надеждо нашего Воскресения;

Радуйся, Заступнице Усердная, избави нас от всякого зла и сотвори чудо спасения.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, призри ныне на Царство Твое земное и умоли Господа Вседержителя, да не внидет в суд с нами, но да подаст нам грехов оставление, от ига бесовскаго свобождение и Святой Руси Воскресение, вопиющим Богу верою: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, Благочестивейшего грядущаго Государя Императора нашего и весь царствующий дом его; отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его и сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнующия в сердцах своих поели пред лицем Его трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлении, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно Церковь Свою Святую соблюдет, вышним Своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и Святей Своей Церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, - и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделаи, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой сел ениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, и деже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагоеловенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь глас 4:

Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, / покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.

Фото иконы: www.pravoslavie.

ОТЛОЖИВ КРОТОСТЬ, СДЕЛАТЬСЯ ВОИТЕЛЕМ... Преподобный Нил Синайский Слово на евангельское изречение: «Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож» (Лк. 22:36). Глава 1 Предлагаемое изречение с первого взгляда заключает в себе, кажется, большое противоречие и противно прочим наставлениям Господа, но в смысле возвышенном оно как представляет полезное для поучаемых, так показывает благопопечительность Поучающего, а именно: что наставления Свои душевным возрастам для преуспеяния и усовершения по мере возрастания делает Он сообразными с каждым состоянием. Ибо почему повелевает теперь взять нож тем, которые научены уже подставлять ланиту ударяющим? Почему велит продать ризу и купить нож тем, которые, по принятии ими заповеди не иметь двух одежд, и действительно имели у себя одну, бывшую на них, ризу? Ужели Господу угодно было, чтобы Апостолы ходили нагими, что, по общему признанию, непристойно и несогласно с преданиями Господа? Пекущийся о душевной их свободе и неимением Своей собственности доставлявший им жизнь беспечальную не мог также вознерадеть о благоприличии, повелевая ходить с обнаженным телом. Ибо как несвойственно любомудрию – простираться за пределы потребного и обременять душу излишними суетными заботами, так безумно и чуждо состоянию целомудрия – отказывать телу в служении ему необходимым. Посему должно приискать решение, сообразное тому и другому повелению, и показать, что прямо следует из обеих заповедей, а именно: что новоначальным прилична первая заповедь, а совершенным – вторая. Ибо если и непристойно иметь обнаженное тело в смысле буквальном, то в смысле созерцательном не только сие благоприлично, но и крайне полезно. Поэтому, кто защищает буквальный смысл сего изречения, тот может представляющееся в нем затруднение устранить так: Апостолам, приступающим еще к богочестию, Господь заповедал нестяжательность, желая, чтобы занимались они только изучением Божественных уроков, но и зная, что для несовершенных только опасно приобретение имущества, преуспевшим и не терпящим уже вреда от имущества позволяет небоязненно пользоваться имением, так как они не пристрастны уже к деньгам, подобно многим другим, и не преодолеваются прелестию сребролюбия, и говорит: «Егда послах вы без влагалища и без меха, ...еда чесого лишени бысте?» (Лк. 22:35). А теперь говорю вам: «Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех» (Лк. 22:36). Ибо вначале должно им было, не нося ничего при себе, изведать на опыте силу Учителя, которая им каждый день без их забот подавала потребное для тела (и даже не это одно, но и сказанное нами незадолго прежде), чтобы, деятельно обучившись нестяжательности, приобрели неизменяемый к ней навык, постепенно преуспевая в беспристрастии к себе самим, потому что сребролюбие погубило многих – оно низринуло в пропасть предательства и Иуду, который привык к деньгам по причине вверенного ему для служения верным "ковчежца» (ср. Ин. 12:6). Глава 2 Но не знаю уже, чем защитится отстаивающий буквальный смысл в словах: «Кто имеет нож, да возьмет, а кто не имеет, да продаст ризу... и купит нож», когда Господь везде требует, чтобы ученики его были мирны и кротки. Посему посмотрим, каким образом это повеление, хотя оно относительно к телу и в смысле буквальном невозможно, в духовном смысле возможно и полезно. Приближаясь уже к страданию и готовясь взойти на Крест, как по злоумышлению иудеев, так и по собственному изволению ради спасительного Домостроительства, говорит сие ученикам Господь, приготовляя к борьбе с противящимися истине, но не к борьбе по маловажным предлогам предприемлемой, где расположением борющихся управляет раздражение, а к состязанию в подвиге, который внушен Богом по пламенной ревности к богочестию. Ибо Господь видел уже, что бесстыдные иудеи с неистовством восстают против Божественного учения и спешат положить конец спасительной проповеди, а потому, восставляя учеников своих на сей подвиг с иудеями, повелевает им отложить прежнюю кротость, вооружась же сильным словом идти на обличение покушающихся низложить истину. Хотя христианину прежде всего потребно необходимое одеяние, приличное имени его звания, потому что не менее одежды украшают христианина степенная безмятежность духа и нрав скромный, однако же во время борьбы с противниками потребно ему и оружие слова. «Посему, – говорит Господь, – в то время когда посылал Я вас учителями к Израилю, хорошо вы делали, выказывая мирное состояние духа и таким поведением привлекая непокорных к послушанию, кротостию доводя их до благопокорности, потому что для убеждения действительнее сильного слова правая жизнь, в себе самой представляющая знающему оную убедительный повод признать себя посрамленным. Но поелику по Моем Вознесении враги истины нападут на нее, то каждый из имеющих попечение о нравственном благоустройстве да отложит тщание о соблюдении мира и да уготовится к состязанию, ибо нет никакой несообразности для важнейшего оставить на время менее важное и, отложив кротость, сделаться воителем».