Всех скорбящих радость о чем. Икона Всех Скорбящих Радость: скорая помощница. Молитва к Лику Божьей Матери Всех Скорбящих Радость

Всех скорбящих радость о чем. Икона Всех Скорбящих Радость: скорая помощница. Молитва к Лику Божьей Матери Всех Скорбящих Радость
Всех скорбящих радость о чем. Икона Всех Скорбящих Радость: скорая помощница. Молитва к Лику Божьей Матери Всех Скорбящих Радость

Считается, что доставлять радость людям, которых посетила скорбь, это самое высокое служение. Именно этим занимается Богородица, а икона «Всех скорбящих Радость» запечатлела такое качество Божией Матери. В старину слову «скорбь» придавали более широкий смысл, нежели в современном мире. Это слово подразумевало и горестные события, и физические ощутимые боли от заболеваний, а также переживания в случае житейских неурядиц.

История и варианты изображения

Для того, чтобы как-то утешить тех, кому нужна помощь от всех мирских горестей существует икона под названием «Всех скорбящих Радость». Эта замечательная икона появилась еще XVII веке на Руси. По утверждению искусствоведов, большое значение в ее иконографии принадлежит западноевропейской школе. На самом деле до этого времени трудно проследить откуда появилась икона, хотя, так или иначе, образ «Всех скорбящих Радость» является очень старым. Так или иначе, интересно посмотреть и на современную историю, которая сочетается со многими чудесами.

Большое количество вариантов (изводов) иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» имеет разную композиционную схему. Иными словами некоторые детали иконы существенно отличаются.

Если рассматривать лики святых, изображенных на полотнах, нужно отметить, что первоначально этих фигур здесь не было, в отличие от икон, созданных с 1688 г. Это явление имеет объяснение. Оказывается, что году изображения святых на иконе, предшествовало некое знаменательное событие.

Чудесное исцеление Евфимии

Чудотворная икона сотворила исцеление от болезни сестре Патриарха Евфимии. Именно с того момента люди стали прославлять икону «Всех скорбящих Радость», а чтобы подчеркнуть силу исцеления, стали на полотно наносить образы страждущих. Евфимии явился сон про икону, которую нужно искать в Перображенской церкви, а потом прославить образ. После того как икона сотворила чудо, о нем узнали во всем городе. Далее начали делать разнообразные списки.

Из них одним из наиболее известных является икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками в Санкт-Петербурге, которая перенесла мощную грозу. Храм был практически разрушен, а монетки из емкости для подати разлетелись и отпечатались на образе, который сам остался невредимым. Теперь икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками пользуется особым почтением.


В чем помогает икона «Всех скорбящих радость»

По прошествии многих лет укоренилась традиция, что Богородица должна быть изображена во всей красе и сиянии. Такое сияние называется мандорла, в этом общая деталь того как выглядит икона «Всех скорбящих Радость», а детали описания и содержания могут отличаться.

Иконописи известны случаи, когда Иисуса Христа также изображают в таком сиянии. Это полотна «Второе пришествие», «Преображение Господне». Известная картина «Успение Пресвятой Богородицы» также имеет мандорлу вокруг образа Богородицы.

Так как значение иконы «Всех скорбящих Радость» часто указывает на исцеление, кроме Матери Божьей на иконе начали появляться фигуры ангелов, которые несут добро от Царицы небесной и Господа.

Многие варианты полотен представлены с изображением святых возле Богородицы. Эта икона очень хорошо знакома старообрядцам, даже несмотря на то, что увидела свет уже после церковного раскола.

Если условно составить рейтинг популярности святых образов (подчеркнем, такой рейтинг является условным и сравнительным и не следует такой рейтинг представлять себе всерьез, то есть ставить одну икону выше другой), то иконы «Всех скорбящих Радость» и Казанской Божьей матери являются одними из наиболее популярных для молитвы. Именно они чаще всего связываются с различными чудесами, которые даруются и для отдельных верующих, и для разных городов и страны.

Для того, чтобы понять в чем помогает икона «Всех скорбящих Радость» нужно посмотреть на само название. Богородица тут предстает как надежда для любого, особенно для тех, кто имеет различные трудности. Пречистая Дева молится обо всем мире и ей помогает армия Небесных ангелов, которые несут добро людям. Помимо этого нужно понять название и как Радость в глобальном смысле, ведь не зря тут используется слово с большой буквы. Речь идет о возможности Спасения, которое даровано через Богородицу, которая явила миру Спаса.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.

ИКОНА "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ

НАШЛА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ИКОНУ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ, КОГДА-ТО В АРЗАМАСЕ Я УВИДЕЛА ЭТУ ИКОНУ И ВОТ ВСПОМНИЛОСЬ. ТАКИЕ КРАСИВЫЕ ЛИКИ НА ИКОНАХ, ТАКАЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ РАДОСТЬ СОЗЕРЦАТЬ ЛИК БОГОРОДИЦЫ.

Церковь "Всех Скорбящих Радость" иконы Божией Матери (с грошиками) подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря 1909г

Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Б.М. Икона этой часовни по преданию была обретена в водах Невы. Часовня была поставлена возле перевоза к дер. Клочки.

Во время наводнения 1824 г. часовню унесло на противоположный берег в деревню Клочки. Часовню было решено оставить там. Для возвращенной жителями Клочков иконы на прежнем месте Д. Туляковым была возведена новая деревянная часовня.

Часовня знаменита Скорбященской иконой. Икона Божией Матери "Всех скорбящих радосте" была родовой святыней в семье купца Матвеева - семейная легенда гласила, что один из предков купца нашел эту икону на берегу Невы. Сам купец однажды попал на Неве в сильнейшую бурю, его лодка перевернулась, и, уцепившись за доску, купец обратился с мольбой о спасении к домашней иконе. Волны вынесли его на берег возле Тихвинской часовни. В благодарность за спасение купец пожертвовал часовне родовую святыню.

Эта икона изестна как икона Б.М. „с грошиками". Икона прославилась в 1888 г., когда во время грозы часовня загорелась. Во время пожара икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты. 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Причем ни одна монета не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску. Так же обнаружилось, что лик на Скорбященской иконе обновился.

С тех пор возле иконы стали происходить случаи исцеления. Молва быстро прославила икону, поток народа стал столь велик, что стали задумываться о строительстве церкви.

Богоматерь "Всех скорбящих Радость" - это список московской святыни. В Москве икона находилась в церкви Преображения на Ордынке. Икона прославилась в 1688 г. чудом исцеления родной сестры патриарха Иоакима. Сестра Петра I Наталия Алексеевна из благоговения к этой иконе сделала с нее список и в 1711 г. привезла в Санкт-Петербург.

Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. Позже образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне. С иконы делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых и прославилась в 1888 г. в часовне на Стеклянном заводе.

Икона "с грошиками" несколько отличается от иконы "Всех скорбящих Радость", прославившейся в Москве в 1688 г. Богоматерь изображена во весь рост, но без Младенца и без короны. Она предстает перед молящимися в обычной одежде, в белом плате на голове. Фигуры ангелов и людей по размеру значительно уступают Ее изображению. Но главное отличие этого образа от других - монетки, прилепившиеся к иконе. Их изображают и на списках с чудотворной иконы. На московской иконе Богоматерь изображена с младенцем.

Весной 1893 г. император Александр Ш, проезжая с семьей по Шлиссельбургскому тракту, с благоговением молился у иконы. Вскоре была выделена земля для строительства храма. В 1893-1898 гг. рядом с часовней была построена Скорбященская церковь. Икона оставалась в часовне и переносилась в церковь для богослужений.

В 1906-1909 гг. возле храма была устроена каменная часовня. Авторы проекта - арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов. Историческую деревянную часовню разместили внутри новой, в ее правой части.

В 1911 г. возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Церковь закрыли в ноябре 1932 г. Сначала хотели передать здание под общежитие завода "Большевик", но позднее снесли, якобы для расширения территории речного порта.

После закрытия церкви, часовня действовала как приходской храм, потом была передана обновленцам, а в 1938 г. окончательно закрыта и передана Володарскому районному штабу МПВО.

Чудотворный образ был передан в Троицкий храм "Кулич и Пасха", где находится и поныне.

В начале 1990-х гг. обезглавленная часовня была возвращена епархии. В 1996 г. начался ремонт, который закончен в 2008 г.

В настоящее время это храм подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.

-Образ из храма Петра и Павла в Крутицах г. Москва.

Она - в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» — Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда - как не пускали и блаженную Ксению… Её место - на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).

Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.

Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)- и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её - так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.

Церковь - нищая странница в мире -

Как скала, как стрела — от алеф и до тав,

по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,

среди странствий своих ткёт червленую нить,

смеет тварей Господних с ладони кормить —

что о крыльях, копытах и многих очах,

что поя, вопиют, и взывают, крича,

бесприютна, бездомна, седа и юна,

неприступная, словно в огне купина….

…Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, — как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека - каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям - потерянным неудачникам перед Богом Живым.

Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех - это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них - чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него - символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.

…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери - белый плат. Церковь Его - та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)

И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником - куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).

И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую -единственную! - брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты - Церкви.

Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь - ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.

Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа - ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он собирает хоровод,
Неистовый Хорег!

Но кто за Ним дерзнет пойти,
Сквозь свет и синеву -
Пить от потока на пути
И вознести главу?

Подаст Он ланям водопой,
Замки срывая с рек -
Веселый Странник, Бог Живой,
Убитый Человек.

Но - посмотри! - средь света дня
Зовет Он в хоровод!
Не опалит Его луна,
И солнце не ожжет.

Лишь Серафим со взмахом крыл,
что светел, синь и ал,
в смятенье помнит, как Он жил
и как Он умирал.

Но — не дано теперь прервать
Веселый путь Его!
…Лишь Сам Себя Он может дать,
А больше - ничего.

Его рука раздвинет рожь,
Пронзенная гвоздьми,
И, хоть охватит сердце дрожь,
Но - хлеб из рук возьми!

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он созывает хоровод,
Неистовый Хорег

Ольга Джарман

Акафист к иконе в следующем посте.

(23 июля / 5 августа)

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) прославилась в 1888 году в Петербурге, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие медные монеты (грошики), лежавшие перед иконой. На месте часовни в 1898 году была построена церковь.

АКАФИСТ

Кондак 1


Взбранней Воеводе победительная, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Матерним пред Ним ходатайством, благодарственная восписуем Ти, раби Твои: яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед и скорбных обстояний свободи, зовущих:

Икос 1


Ангел предстатель послан бысть с Небесе рещи Богородице: Радуйся, Благословенная в женах, предреченная Мати Христа, Сына Божия. Темже и мы, грехми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивше, умильно взываем Ти:

Радуйся, Божие ко грешным благоволение;

Радуйся, кающихся пред Господем Богом крепкое заступление.

Радуйся, падшаго Адама воззвание;

Радуйся, слез Евиных избавление.

Радуйся, греховную отъемлющая скверну;

Радуйся, бане, омывающая совесть.

Радуйся, рождшая Избавителя, беззакония наша милостиво очищающаго;

Радуйся, всечудное всех к Богу примирение.

Радуйся, мосте, воистину преводяй нас от смерти к животу; Радуйся, мир от потопа греховнаго спасшая.

Радуйся, лествице небесная, еюже Господь к нам сниде;

Радуйся, вина всех обожения.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 2


Видяще токи чудес, изливаемыя от святыя Твоея иконы, Благая Богородительнице, и разумеюще, яко Ты еси молящихся Благая Помощница, обидимых Заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, погибших Взыскание, алчущих Кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных Наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственне вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2


Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно:

Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;

Радуйся, сумнящихся известное утверждение.

Радуйся, Едина Мати милосердия;

Радуйся, скорая Помощнице сущим в бедах и напастех.

Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая;

Радуйся, печалию наши немощи душевныя врачующая.

Радуйся, суетныя радости презирати нас научающая;

Радуйся, к вышнему миру ум наш возводящая.

Радуйся, от любве земныя к Небесней Божией любви нас привлекающая;

Радуйся, в самых страданиих наших утешение и благодатную жизнь нам подающая.

Радуйся, обетование благ вечных;

Радуйся, Ходатаице вечныя радости.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 3


Силою свыше укрепи мя, Благая Владычице, недугующа телом и душею, и посещения Твоего сподоби и промышления, мрак уныния и скорби, облежащии мя, отгоняющи, да, спасаемый Тобою, присно вос-пою Богу: Аллилуиа.

Икос 3


Имущи богатство милосердия неизреченное, всем скорбящим руку помощи простираеши, недуги врачующи, страсти исцеляющи. Не презри и мене, Благая Владычице, на одре немощи моея низлежаща и вопиюща Ти:

Радуйся, милости сокровище многоценное;

Радуйся, отчаянных едина надеждо.

Радуйся, тела моего врачевание;

Радуйся, души моея спасение.

Радуйся, твердая крепосте немощных;

Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление.

Радуйся, гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая;

Радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая.

Радуйся, слепых зрение, глухих слышание;

Радуйся, хромых хождение, немых глаголание.

Радуйся, болящих благонадежное посещение;

Радуйся, яко Тобою, по мере веры, подаются благодатная исцеления всем немощствующим.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 4


Буря многих бед и напастей обдержит мя, и волнения уже не терплю. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса моего и Бога, воздвигни руце к Сыну Твоему, молящи Его, да призрит на лютую скорбь сердца моего и воздвигнет мя из пучины отчаяния, вопиющаго Ему: Аллилуиа.

Икос 4


Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, Симеона праведнаго проречение: Тебе же Самой душу пройдет оружие, слагала еси в сердце Твоем вся глаголы сия, разумевающи, яко радость матерняго сердца о чадех многих печалей в мире сем бывает причастна. Темже, яко искушенней по всяческим и спострадати матерней скорби, могущей, взываем Ти:

Радуйся, радость миру - Христа Спасителя рождшая;

Радуйся, мир от скорбей избавляющая.

Радуйся, поношение Сына Твоего терпевшая;

Радуйся, страданием Его спострадавшая.

Радуйся, скорбных матерей утешение;

Радуйся, чад их благодатное охранение.

Радуйся, в бедах скорое нам заступление;

Радуйся, заблуждших исправление.

Радуйся, младенцев питание;

Радуйся, юных наставление.

Радуйся, Мати сиротствующих,

Радуйся, вдов заступление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 5


Боготочную Кровь Сына Твоего на Кресте за спасение наше изливаемую зрящи, яко Раба Господня, повинующися воли Отца, Иже на Небесех, нам образ злострадания и терпения явила еси, да и мы, в пещи искушений и бед сущии, вопием смиренно Богу: Аллилуиа.

Икос 5


Видя Тя Сын Твой и Бог, при Кресте стоящую с возлюбленным учеником и сердцем Ему сраспинающуюся, глаголаше: "Жено, се, сын Твой", и ученику: "Се, Мати твоя", всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, яко общницы скорби и страданий Сына Твоего, имеюще в Тебе Благую Матерь, на Тя все упование в скорби возлагающе, вопием Ти:

Радуйся, Мати рода христианскаго;

Радуйся, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего.

Радуйся, Бога с человеки соединившая;

Радуйся, верных Господеви сочетавшая.

Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземшаго грехи мира;

Радуйся, чаше, черплющая нам радость от Источника безсмертия.

Радуйся, Споручнице спасения грешных;

Радуйся, Взыскание погибших.

Радуйся, нечаянная грешных Радосте;

Радуйся, падших возстание.

Радуйся, Целительнице всех немощей;

Радуйся, утоление всякия печали.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 6


Проповедуют милости Твоя, Богомати, вси концы вселенныя ибо честным покровом Твоим покрывавши весь род христианский, о нем же присно молишися Христу Спасителю нашему и избавляеши от всех бед благонравныя и богобоящияся люди Твоя, верно вопиющия Богу: Аллилуиа.

Икос 6


Возсия благодать светозарны от пречудныя иконы Твоея, Богомати, пред нею же со слезами припадающе, молим Ти ся: отжени облак нашедших на ны искушений, да вопием Ти радостно:

Радуйся, приносящая к Сыну Твоему и Богу моления верных;

Радуйся, и Сама у Престола Сына Твоего присно молящаяся о нас.

Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая;

Радуйся, Заступнице рода христианскаго, от Бога нам дарованная.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози;

Радуйся, древо светлоплодовитое, имже питаются вернии.

Радуйся, покрове миру, ширший облака;

Радуйся, земле обетования, из нея же течет мед и млеко.

Радуйся, ниво, растящая обилие щедрот;

Радуйся, Подательнице всякия благости.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 7


Хотящи явити токи чудес от святыя иконы Твоея "Взыскание погибших", повелела еси, Владычице, в погибели и печали сущим молебная пения пред тою совершати и получившим исцеление - проповедати милости, ради тоя иконы явленныя, да не сокрыт будет источник благодатных врачеваний всем требующим. Темже и мы не таим Твоих благодеяний, но благодарственно прославляюще Бога, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 7


Новая купель Силоамская паче оныя древния явися, Пречистая Владычице, храм Твой, в немже поклоняемся чудотворней иконе Твоей: ибо не единою в лето и токмо первее входящим здравие тела подаеши, но всякий недуг и всякую язву душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе прибегающих. Сего ради вопием Ти:

Радуйся, купель, в нейже вся скорби наша погружаются;

Радуйся, чаше, еюже радость и спасение восприемлем.

Радуйся, каменю, напаяющий жаждущия жизни;

Радуйся, древо, услаждающее сланыя воды житейскаго моря.

Радуйся, животворныя воды неистощимый Источниче;

Радуйся, бане, омывающая греховную скверну.

Радуйся, скорбей наших услаждение;

Радуйся, печалей наших утоление.

Радуйся, демонов попрание;

Радуйся, врагов посрамление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 8


Странники и пришельцы вси есмы на земли сей, по глаголу апостолову: беды от врагов, беды от сродник, беды от лжебратии терпяще в лишениих многих и скорбех. Ты же, Владычице, яко Благая Путеводительница, настави нас к тихому пристанищу и моли Сына Твоего прощению прегрешений нам прежде конца дароватися, да присно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8


Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных многовидных бед и напастей, немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и веселия скорбная сердца наша, да вопием Ти:

Радуйся, Путеводительнице, к Небесному отечеству нас руководящая;

Радуйся, Царице Неба и земли, врата райская нам отверзающая.

Радуйся, Милостивная, нас милующая;

Радуйся, Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде:

Радуйся, блаженное чрево, невместимаго всеми Бога вместившее.

Радуйся, Неопалимая Купино;

Радуйся, Нерушимая Стено.

Радуйся, Живоносный Источниче;

Радуйся, Цвете Неувядаемый.

Радуйся, умягчение сердец злых;

Радуйся, умиление благих.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 9


Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимотечет, лепота и здравие увядают, друзи и искреннии смертию отъемлются. Услади убо наша скорби, благих Виновная, Твою нетленную дающи радость нам, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 9


Ветия многовещанныя недоумеют, киими словесы скорбящия и погибающия утешати, но Сама, Владычице, возглаголи сердцам нашим утешение, благодати Твоея лучами облак скорби нашея и мрак уныния разгоняющи, да взываем Ти:

Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех христиан;

Радуйся, Радосте и умирение миру.

Радуйся, Подательнице Божественныя благости;

Радуйся, Надеждо благ вечных.

Радуйся, кораблю хотящих спастися;

Радуйся, пристанище житейских плаваний.

Радуйся, верная Хранительнице уповающих на Тя по Бозе;

Радуйся, одеждо нагих дерзновения.

Радуйся, Хранительнице всех и утверждение;

Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище.

Радуйся, помоще верно молящихся Тебе;

Радуйся, светлое благодати познание.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 10


Спасти хотяй род человеческий от вечныя муки и непрестающия скорби, Человеколюбец Господь в приснодевственную утробу Твою вселися, и Тебе, Матерь Свою, дарова погибающим в помощь, покров и защищение, да будеши печальным утешение, погибшим взыскание, скорбящим радование, отчаянным надежда, вечныя муки Своим ходатайством избавляющая и к Небесному веселию приводящая всех, верно вопиющих Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 10


Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Твоему покрову прибегающим. Темже молим Тя, заступи, покрый и соблюди всех погибающих и безпомощных от искушений, озлоблений и бед, Тебе с любовию взывающих:

Радуйся, столпе девства;

Радуйся, чистоты и целомудрия сосуде избранный.

Радуйся, воинствующим на плоть целомудрием изрядное венчание;

Радуйся, во иночестве благо-скорбящим Подательнице вечнаго радования.

Радуйся, пламень страстей изменяющая;

Радуйся, мрак искушений прогоняющая.

Радуйся, Наставнице целомудрия;

Радуйся, чистоты ограждение.

Радуйся, человеков исправление;

Радуйся, Еюже от падения нашего возстахом.

Радуйся, твердое веры утверждение;

Радуйся, приятное молитвы кадило.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 11


Пение всеумиленное приносим Ти, раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода нашего: утоли болезни к Тебе прибегающих, укроти гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших, избави нас от всякия лютыя скорби и погибели, вопиющих о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11


Светоприемная свеща, углем благодати Божия возжженная, явися нам пречестная икона Твоя, Владычице, на освящение наше и утешение. Мы же, любовию чтуще и с верою припадающе к ней, вопием Ти:

Радуйся, сильным Твоим заступлением от всех бед нас избавляющая;

Радуйся, от труса и потопа нас защищающая.

Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго нас снабдевающая;

Радуйся, огнь росою молитв Твоих угашающая.

Радуйся, от смертнаго губительства нас спасающая;

Радуйся, в бранех крепкая Помощнице.

Радуйся, от нашествия иноплеменных нас ограждающая;

Радуйся, от междоусобныя брани охраняющая.

Радуйся, плавающих легкое по водам прохождение;

Радуйся, путешествующих добрая Водительнице.

Радуйся, пленных свобождение;

Радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия скорое избавление.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 12


Благодати залог восхотевши дати роду нашему, цельбоносную икону Твою явила еси нам, Богомати, от неяже токи чудес с верою приходящим источаются, недузи врачуются и скорби утоляются. Сего ради радостно о Тебе вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12


Поюще Твоя милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и со умилением поклоняемся Тебе, молящейся о нас, и просим: воздвигни руне к Сыну Твоему, да в сей жизни и по смерти нашей милосердие Его неотступно будет о нас, взывающих Ти:

Радуйся, непостыдное наше упование в житии и по преставлении нашем;

Радуйся, уповающим на Тя мирен конец жития сего подающая.

Радуйся, в день судный наша Надеждо и Защищение;

Радуйся, Судии Праведнаго умоление.

Радуйся, геенны вечныя избавление:

Радуйся, Надеждо вечнаго спасения.

Радуйся, ключу Царствия Христова;

Радуйся, двере райская.

Радуйся, мосте, к Небесем преводяй;

Радуйся, всех кающихся грешников прибежище и Благая Заступнице.

Радуйся, Ангелов Радосте;

Радуйся, всех праведных Славо и Утешение.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

Кондак 13


О Всепетая Богообрадованная Мати, рождшая на радость Небу и земли Царя Христа, Бога нашего! Услыши глас скорбящих раб Твоих и, приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: недуги наша исцели, клеветы потреби, всяку злобу и вражду отжени от нас и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.


(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконами, именуемыми “Взыскание погибших” и “Всех скорбящих Радосте”

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе; воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, Скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в Обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

Заступнице Усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердная Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя, Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ТРЕТЬЯ

О Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим; разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день погибели и печали пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемая радости в Царствии Сына и Бога нашего. Аминь.

МОЛИТВА ЧЕТВЕРТАЯ

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирым и странным Предстательнице! скорбящим Радосте, обидимым Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы ни благия Утешительницы токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ПЯТАЯ

О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение прибегающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия. Но имам многия образы прежде мене прогневавших Его милосердие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, оныя приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегну с покаянием ко Твоему благосердию. О, Всемилостивая Владычице! Подаждь ми руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твоей есть воистинну Христос, Сын Бога живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй коемуждо по делом его; верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестаюшую к Богу ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния; воистинну бо несть нам иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради и аз Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мне заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз, со всеми получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

МОЛИТВА ШЕСТАЯ

Надѐждо ненадежных, сѝло безпомо̀щных, пристанище обурева̀емых, покро̀ве напа̀ствуемых, заступление обидимых, хлебома̀нно, услаждающая а̀лчущих, нѐктаре небеснаго упокоения жаждущих, Ма̀ти Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе едѝней прибегаю, к Твоему покрову вседу̀шно преклоняю колена, Владычице. Не прѐзри плача и слез, утѐхо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окая̀нство моих грехов, но уверяет мя цельбоно̀сный сей о̀браз, на немже благодать и силу, я̀ко неисчерпаемое море, вѝжду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих а̀ки под сѐнию Твоего призрѐния Ма̀терне упоко̀енных и по всякому прошению благоизобѝльствующих; на о̀ных помилования о̀браз взирая, прибего̀х, слеп сый душевныма очѝма и хром душевными чуявствы. О, свѐте незаходимый! Просвети и исправи мя; вѐси всякую мою скорбь, вѐси всякую беду; не прѐзри моления моего, о, полезнода̀тельнице! Не возгнушайся менѐ, грешнаго, не прѐзри менѐ, сквѐрнаго; вем, я̀ко вся можеши, елѝка во̀ши, о добрая надѐждо моя, упова̀ние мое от сосцу̀ матери моея̀. К Тебе привѐржен есмь от чрева матере моея, Тебе оставлен есмь; не остави менѐ, не отступи от менѐ ныне и прѝсно и во вѐки веко̀в. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 2

Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных посещение, немощных покров и заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.

Ин. Тропарь глас 8

Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице, притецем, людие вси, священницы же и иноцы, мужие, и жены, и чада, здравии и болящии, в покаянии вопиюще и умильно глаголюще: Владычице, помози грешным рабом Твоим, яви яко Благая славу Твою, присно потщися умилосердитися на ны, испросити очищение душ и телес наших от Источника жизни нашея, Бога, Егоже родила еси, едина Благословенная.

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость - начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных - «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы - московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась - для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование - 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Празднование иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радость » установлено 6 ноября (24 октября по старому стилю). Икона является чудотворной и известна в различных списках. Образ Божией Матери Всем скорбящих радость является особенно близким к сердцу верующего человека, ведь даже в названии святыни можно найти утешение.

Образ Богородицы Всем скорбящим радость. История праздника

В наши дни распространено предание, что икона Божией Матери Всем скорбящим радость впервые прославилась как чудотворная накануне раскола, в 1688 году. Однако, несомненно, что этот чудотворный образ наши предки знали и почитали гораздо раньше. Сведений о происхождении образа Богоматери Всем скорбящим Радость сохранилось крайне мало. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, при лаврской больнице, в храме во имя святителя Николы Чудотворца, находится очень древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». Правнук великого князя Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.) и сын князя черниговского Давыда Святославича (1050-1123 гг.), Никола Святоша (ок.1080-1143 гг.), устроил святые ворота, а в 1107 году постригся в иноки в Киево-Печерской обители и сам нес послушание вратаря. Он стал первым из русских князей, принявших монашеский постриг. Здесь же князь-инок построил больницу и приставил к ней своего врача Петра. При больнице Никола служил больным около тридцати лет. К северу от святых врат, за двором лавры, находится основанный им же больничный монастырь с храмом во имя святителя Николы . В этой церкви и находится чудотворная икона Богородицы «Всем скорбящим Радость». Считается, что этот образ поставлен здесь самим благоверным князем.

Существует предание, что еще с древних времен нуждающиеся получали исцеление от пречистого образа Богородицы. Предание сообщает, что находившийся у ворот больницы вратарь несколько раз видел по ночам, как некая Женщина приходила в больницу, и заметил, что после всякого такого посещения кто-нибудь из больных получал здравие. Он принялся узнавать у больных, кто эта Женщина. Те же отвечали, что и они видели, как Она приходила, а на вопрос, кто Она, получили от Нее ответ: «Я - скорбящим Радость ». Тогда сторож решил проследить за таинственной Посетительницей. Однажды ночью он увидел, что мимо него прошла эта Женщина и зашла в больницу, где лежал серьезно больной инок, уже приготовившийся к переходу в вечность. Сторож отправился к болящему и на стене над умирающим монахом заметил в отблеске лунного сияния изображение Божией Матери. Только тогда вратарь понял, что он удостоился увидеть Богоматерь. Он упал на колени и принялся горячо молиться Пресвятой Богородице. Больной инок тоже удостоился зреть Богородицу, которая даровала ему скорое исцеление. После видения он впал в глубокий сон, проспал несколько дней и пробудился совершенно здоровым.

* Источник: книга «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»,

Праздник иконы Богородицы Всем скорбящим радость. Богослужение

Тропарь, глас 4.

От святыя иконы Твоя О! Владычице Госпоже Богородице, исцеления цельбы подаются обильно, верою и любовию всем приходящим. Тако и мои немощи посети, и душу мою помилуй Благая, и тело мое исцели благодатию си Пречистая.

Кондаки, глас 6.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежди, разве Тебе Владычице, Ты нас помози. На Тебе ся надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, да ся не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко Блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти, ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Библиотека Русской веры

Иконы Богородицы Всем скорбящим радость

На иконах Всем скорбящим Радость Пресвятая Богородица изображается в полный рост в окружении ангелов, а также людей, обуреваемых недугами и скорбями. На одних иконах Божия Матерь изображена с Младенцем Христом, на других - без Него. Чаще всего у образа Богородицы Всем скорбящим Радость верующие просят избавления от болезней и бед.

Богоматерь «Всем скорбящим радость». Начало XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех
Богоматерь «Всем скорбящим радость». Начало XVIII в. Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва
Икона Богоматери Всем скорбящим радость, XVII в.
Богоматерь «Всем скорбящим радость». Первая половина XVIII в. Частное собрание, Германия
Богоматерь «Всем скорбящим радость». Квашнин Алексей Иванов. 1710 г. Музей им. Андрея Рублева
Икона Богоматери «Всем скорбящим радость». Конец XVIII - начало XIX вв. Из Успенского собора во Владимире. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир

Старообрядческие храмы в честь явления иконы Богородицы Всем скорбящим радость

Храмы в честь образа Богородицы Всем скорбящим радость, построенные до раскола Русской Православной Церкви, неизвестны: по какой-то причине не было массового почитания этого образа.

Престольный праздник явления образа Богоматери Всем скорбящим радость отмечается в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Кемеровской области, г. Самарской области и в г. Республики Марий Эл. Также сегодня престольный праздник единоверческого храма в селе Ковернинского района Нижегородской области.

В ноябре 1910 года в г. Рязани был возведен старообрядческий храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». С 1937 г. по 1945 год рязанский храм был закрыт и разграблен. После периода советских гонений храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но и в настоящее время праздник явления иконы Богородицы Всем скорбящим Радость особо почитается в рязанском приходе.