Богородицкая площанская мужская пустынь. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь (Коммуна «Пчела»). Казанская Богородицкая Площанская пустынь Брасовский район Брянской области

Богородицкая площанская мужская пустынь. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь (Коммуна «Пчела»). Казанская Богородицкая Площанская пустынь Брасовский район Брянской области
Богородицкая площанская мужская пустынь. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь (Коммуна «Пчела»). Казанская Богородицкая Площанская пустынь Брасовский район Брянской области

ПЛОЩАНСКАЯ ПУСТЫНЬ И ЧУДОТВОРНАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Беседа с иеромонахом Диомидом (Кузьминым), преподавателем Брянского духовного училища … "Я рад, что ты побывала в Площанской пустыни, я и сам ее очень люблю, да и как и не любить, 23 года проведши. А икона Царицы Небесной – пречудная и неизреченной доброты, от одного на неё зрения нельзя не придти в умиление." Преп. Макарий Оптинский После обретения Казанской иконы Божией Матери в XVI веке, с неё стали делать множество списков, которые расходились по городам и тоже прославлялись чудесами. В месяцеслове упоминается шестнадцать чудотворных списков Казанской иконы Богородицы, но чтимых Казанских икон, конечно, гораздо больше. Некоторые из них почитаются только местными прихожанами, к другим приезжают паломники со всех концов России. Одна из таких икон находится в Казанской Богородицкой Площанской пустыни в Брянской области. Лик Богородицы В Площанскойиконе пустыне заметно отличается от Её изображения на других Казанских иконах. Он написан в более натуралистичной манере, а черты лица несколько непропорциональны. Взор Божией Матери глубок и печален, и в то же время в нём читается ласковая улыбка. Площанская обитель не входит в число самых известных русских монастырей, хотя многое роднит её со знаменитой Оптиной пустынью. С середины XVIII века в Площанском монастыре подвизались старцы. Среди них был отец Василий (Кишкин) - последователь преподобного Паисия Величковского,святые Макарий и Лев Оптинские. Некоторое время в обители жил молодой послушник Димитрий Александрович Брянчанинов – будущий святитель Игнатий. Последним площанским старцем был блаженный Герман, который после революции претерпел гонения, но продолжал окормлять духовных детей даже в психиатрической больнице. И всё-таки краса и слава Площанской пустыни - это Казанская икона Божией Матери. В честь неё монастырь и получил свой название: Казанский Богородицкий. Об этой святыне рассказывает иеромонах Диомид (Кузьмин), преподаватель Брянского духовного училища. Площанская пустынь- Отец Диомид, Площанская пустынь - монастырь очень древний. Всегда ли он был посвящён Казанской иконе Божией Матери? - Первые документальные сведения о монастыре относятся в концу XVI века. Ранее, до Смутного времени, он был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. - А на монастыре как-то отразились события Смутного времени? - Монастырь был разрушен войском Лжедимитрия. Остались одни развалины, которые, как гласит легенда, увидели новые насельники, пришедшие из Киевских пещер – иеромонах Прокопий Гречанин с учениками. - Список Казанской иконы Божией Матери был подарен монастырю царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Какими чудесами прославился этот образ? Какова его дальнейшая судьба? - Первым чудесным событием от подаренной царем Михаилом иконы стало таинственное обретение ее на сосне, когда братия утомилась от трудов и заснула. Это место на старинных картах было обозначено как урочище Святая сосна. Расположено оно в версте от самой обители. Много чудес было от иконы во время болезней таких, как эпидемия холеры в 1847 году в Севске и в 1848 году в Брянске. Были чудеса при нашествии саранчи в Брасово, при пожарах в монастыре и соседних селах. В 1925 году решением советской власти икона была передана обновленческому приходу в Севске, и в годы войны следы ее затерялись. - Могла ли утраченная Площанская икона быть непосредственном списком с чудотворного образа, явленного в XVI веке в Казани? - Думается, что это был список, выполненный в Оружейной палате Кремля. Возможно, и с этого чудотворного образа! - А когда была написана Площанская Казанская икона Богородицы, которая почитается в монастыре сегодня? - Этот список с Площанской иконы был сделан в 50-е годы XIX века монахом, а впоследствии иеромонахом Савватием. Этим же иконописцем написан образ, подаренный великому князю Михаилу Александровичу, который ныне хранится в храме святого Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Жители Петербурга давно почитают этот список! Об этом написана замечательная книга игумена Митрофана (Баданина). - Отец Диомид, а какие ещё святыни есть в Площанской пустыни? - В обители хранятся святые останки старца Василия Площанского, учителя Оптинских старцев, который при жизни почитался святым. Перед его подвигом преклонялись братия множества монастырей юго-западной России, в жизни которых он принимал непосредственное участие. - Канонизирован ли последний площанский старец, отец Герман? - Для канонизации старца Германа требуются архивные документы, которые мы пока не в состоянии отыскать, неизвестна даже дата его кончины. Однако поиски таких документов ведутся. - Много ли паломников приезжает в Площанскую пустынь в праздник «осенней» Казанской иконы Божией Матери? - Всех паломников в этот день монастырский храм вместить не может, люди стоят и слушают Божественную службу снаружи. Поэтому у братии есть огромное желание восстановить соборный храм в честь Казанской иконы, разрушенный в 60-е годы ХХ века. - А много ли у монастыря прихожан среди местных жителей? - Потомственными прихожанами обители являются жители села Крупец и окрестных деревень, а в новое время ими стали жители поселка Локоть и других селений района. Беседовала Ольга Надпорожская

Основанная киевo-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине холма над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп.Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин),будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов),написавший здесь "Сад во время зимы".

Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь,относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.

И пока бились за землю русскую князья и бояре то с татарами, то с литвою, в дебрях лесов, невидимые миру, совершали свой безмолвный подвиг пустынники, молясь за всех и за вся. По преданию, пустынь на сем месте существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.

Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий". Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. "Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.

Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена.Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт.Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.

После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери.Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Вернуться монахам в Площанскую пустынь было дано лишь в 1994 году. Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Прежде цветущая обитель встретила их печальными руинами. Поселились они в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. Вскоре в обитель были переданы сохраненные местными жителями первая и вторая копии с чудотворной Казанской иконы, верующие стали возвращать монастырские книги и иконы. Ожила наконец-то Площанская красавица-колокольня, пострадавшая в лихолетье большевистских гонений, звон которой в былые годы был слышен при благовесте даже в городе Севске, расположенном за 70 километров от обители.

Со временем монастырь обзавелся своим подсобным хозяйством: восемью коровами, лошадью, курами,огородом. В отданном монастырю огромном фруктовом саде установили пасеку с 40 ульями, поставили дом с хозяйственными постройками. Теперь у монахов появился свой мед, которым они охотно делились с приезжающими паломниками.

В 1996 году монахам была отдана часть школы, занимавшей бывший братский келейный корпус, тогда как в другой части здания проходил учебный процесс. Так продолжалось до 1998 года, когда после ремонта весь корпус вновь заняли монашествующие.В 1997 году была возведена изящная деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца на древнем целебном источнике у Площанского озера.

В том же году отремонтировали половину игуменского дома и заселили ее. Очистили подвалы этого дома и устроили там мастерские: столярную и пчеловодческую. Не все выдерживали строгий внутренний распорядок и послушания, и потому некоторые уходили. Оставались самые твердые верой. Службы в монастыре гораздо продолжительнее мирских богослужений и проходят обычно три раза в сутки: утром, вечером и ночью (полунощница). До обеда и после него послушания (работы по хозяйству), а вечером изучение Священного Писания и духовных книг. Без благословения настоятеля никто не в праве оставить место послушания или покинуть территорию монастыря. В наши последние времена мало кто способен следовать такому режиму жизни, но несмотря на это в обители проживает около 40 человек братии, из которых 14 иеромонахов, один игумен и архимандрит. В 1998 году был произведен капитальный ремонт в бывшем домике старца Германа, и спустя 75 лет он вновь принял монашествующих. В том же году стали возводить церковь во имя Покрова Божией Матери. Строительство ее было закончено в августе 1998 года. Одновременно были произведены работы по восстановлению корпуса бывшей трапезной и поварни. В1999 году был отстроен дом казначея, и началось строительство на хозяйственном дворе: дровника, гаражей, фермы, экономических келий и других необходимых построек. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году - южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.

В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте. В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) - последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.

В апреле 2002 года произошло радостное событие - поднятие из под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.

Святыни обители: Чудотворный список Казанской иконы Матери Божией. Часовня Николая Угодника над древним святым источником, а также святые источники: иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (Германовский) c купальней, свв. Царственных мучеников, свв. Космы и Дамиана (в бывшем скиту). Мощи старца, иеромонаха Василия (Кишкина).

Праздники обители: 8/21 июля, 22/4 ноября - Казанской иконы Божией Матери,6/19 декабря, 9/22 мая - святителя и чудотворца Николая, День Св.Духа

Этот монастырь был основан в 16 в. как мужская пустынь. После революции монастырь закрыли, разворовали и почти разрушили. В 1994 году было начато его реконструкция и восстановление. В настоящее время Площанский монастырь полностью восстановлен и в нем проживает около 30 монахов, а главной святыней монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Икону спас монах и долгое время жители поселка Локоть тайно хранили ее, пока в 1996 году не вернули возродившемуся монастырю


Площанская Пустынь находится в Брянской области, на Киевской трассе недалеко от поселка Локоть.

Монастырь занимает сравнительно большую территорию, на которой расположились церковь, кельи монахов, дом игумена, трапезный корпус и древняя колокольня, единственная сохранившаяся со времени постройки.

Колокольня была построена в начале 19в. вместе с громадным Казанским собором, уничтоженным революцией в 1917г. Когда-то это было высокое четырехъярусное кирпичное сооружение с куполом и шпилем, но до нашего времени сохранились лишь два нижних четырехгранных яруса.

Наверху - действующая колокольня, а внизу остатки древнего Казанского Собора, построенного в 18 веке.

В центре монастыря стоит восстановленный Храм Сошествия Святого Духа, который был построен как и колокольня в начале 19 в.

Церковь представляет собой один из лучших в нашей Брянской области образцов монастырского культового зодчества 1-й трети 19 в. Здание церкви представляет собой бесстолпный однокупольный храм, сделанный из кирпича и отштукатуренный.

Церковь действительно очень красивая... и, несмотря на ремонт, чувствуется дух того времени...

Мы приехали в монастырь как раз в праздник Казанской Божьей Матери. В честь этого в храме прошла праздничная служба, а после нее крестный ход с чудотворной иконой. Народу в монастыре в этот день собралось очень много!

В гости на праздник приехало много священнослужителей из других областей

А это та самая икона. Хотя по слухам, это всего лишь ее копия, а настоящая икона хранится где-то в столице. Но в любом случае, главное же здесь - вера!

покрупнее... Кстати этот мужичек в черной рясе, по всей видимости, главный монах в этом монастыре. Он после службы ходил, всех поздравлял и со всеми целовался) а я как человек немного чуждый всем этим церковным обрядам, от него убегал, чтоб меня не зацеловали)

А это ну очень колоритный прихожанин, которого я не мог не запечатлеть) надеюсь он на меня за это не обидется.

Прощальный взгляд на храм от центральных ворот монастыря.

Как и полагается у монастыря есть свой святой источник с купелью. А в Площанском монастыре таких купелей целых 3! Две находятся непосредственно у подножия монастыря, на берегу озера. Обычные купальни. ничем не отличающиеся то других таких же.

А вот о третьей хочется написать отдельно. Этакий бонус к скучному посту о монастыре)
Третью купель надо еще поискать. О ней знают немногие, т.к. она находится немного в стороне от монастыря. Но это действительно уникальный и интересный источник. Во первых тут течет удивительна чистая и обжигающе холодная вода, окунуться в которой без легкого покрикивания не так уж и просто...

А во-вторых, по неизвестным мне причинам, этот источник является воистину местом паломничества всех новобрачных. Уже на подходе к нему вас встречают таблички-сердечки, прибитые на деревьях.

Таблички сами за себя говорят. "Саша+Маша", "Петя+Оля", "Сережа+Катя", и т.д. Фамилия и дата их счастливого дня бракосочетания)

Таблички развешены практически везде, но основное их скопление в маленькой беседке у источника.

Крыша беседки "забита" под завязку, и будущим молодоженам придется помучаться в поисках новых мест для своих табличек. А табличек каких только нет! Прямо-таки маленький музей больших валентинок)

Так что если будете проезжать по Киевской трассе мимо поселка Локоть Брянской области, не поленитесь, сверните с дороги и потратьте часик времени на знакомство с прекрасным!!!

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

Самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

"Благодатная пустынь: нельзя о тебе замолчать! Ты уединяешься в лесу сосновом и березовом, имеешь каменную церковь, довольное число келий... Написанные на вратах твоих лики являют собою обитателей твоих, посвятивших себя уединению, с намерением трудиться для спокойствия душевного и для избежания сует мирских. Ты имеешь чистейшую воду речную и ключевую. Тебя от солнечного зноя осеняют деревья; тебя же они охраняют от свирепых ветров. Ты вмещаешь в себя до 60 человек, …именующихся братиями. Твой начальник, титулуемый строитель, тем только отличает свое начальство от рядовых братий, что он первый в молитве в церкви, где вечер, заутро и полудне благословляют Господа, и первый на работе, где копают, сеют, садят и собирают плоды. Твоя чада вяжут мрежи, работают резцами и другими орудиями… Часы на колокольне определяют время, положенное для молитвы и работ. Притекающие в твой храм истинные поклонники не находят в твоей ограде ничего оскорбляющего чистоту их сердечных расположений…" Г.И. Добрынин


Церковь во имя Всех святых над восстановленными Святыми вратами

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столетий занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича, а после его смерти эти земли перешли к его брату, Великому Князю Михаилу Александровичу. Великий Князь бывал и в монастыре, после молебна приложился к кресту и храмовой Казанской иконе Божией Матери. Затем Его Высочество изволил посетить настоятельские покои, где, как пишут "Орловские Епархиальные ведомости", откушал чаю и удостоил настоятеля милостивого разговора. После чая Его высочество посетил святой монастырский колодезь, после чего отбыл из пустыни в свое Брасовское имение".

К началу XX века Площанская Пустынь считалась одной из самых благоустроенных в России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии она прочно занимала ведущее место. Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, располагавшемся прямо на станции. До пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители или доходили пешком за три часа.


Звонница, установленная на руинах колокольни Казанского собора, взорванного хрущевскими богоборцами

Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители - огромному Казанскому собору с трехъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Справа от собора взору открывалась средних размеров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором - малая Покровская. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у одноэтажного настоятельского корпуса. В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерская, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.


Храм Сошествия Святого Духа на апостолов

С начала Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились монашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель, как всегда, радушно принимала в своих стенах этих людей. На поддержание лазарета, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастырями епархии, отчисляла большие денежные средства. Для службы в передвижных госпиталях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромонаха.


Ротонда на территории монастыря


Руины Казанского Собора и Покровский храм

После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла печальная участь. В 1924 г. монастырь был закрыт и разграблен до основания.Из храмов остались не взорванными только два -Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна "Пчела". В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.


Спуск к святому источнику

В послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Комсомольцы совхоза"30 лет ВЛКСМ", созданного на базе коммуны "Пчела", писали "наверх" письма с просьбой закрыть приход. И храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по "желанию трудящихся"В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят, Вандалы предприняли попытку взорвать собор и разрушили два яруса.


Часовня у Святого источника

Только в 1994 году начались работы по восстановлению обители. В 1996 году две женщины из поселка Локоть вернули главную святыню обители - почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессий эти женщины скрывали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время разграбления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на церковь.

Сейчас возрождается архитектурный ансамбль монастыря, три раза в день проходят богослужения. Занимается монастырь и социальными вопросами. Площанская пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.


Вид на Площанское озеро

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь, расположенная недалеко от Брянска, ныне мало известна даже самому ревностному паломнику. А в XIX веке она славилась на всю Россию. Сюда приезжали учиться духовному деланию и миряне, и монашествующие. По милости Божией и ныне врачуются благодатью души всех притекающих сюда с верой и упованием. В гостинице для паломников в Площанском монастыре пахнет травами и свежеструганным деревом. Проснёшься с первым ударом колокола, увидишь, как над Плоским озером, на берегу которого стоит монастырь, рассеивается туман - и тишина наполнит сердце, и отступят перед этой благодатью невзгоды, сомнения, суета... Как же Ты любишь нас, Господи, недостойных рабов Твоих, раз сотворил такое чудо!..

История обители уходит в глубь веков. По легенде, монастырь повелел основать сам святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Именем этого святого и назван источник, бьющий из-под горы.

В 1613 г., в Смутное время, в глуши совершали свой подвиг пустынники. Уединённый монастырь был разорён поляками, но вскоре восстановлен иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием.

По милости Божией монастырь восстал из руин. Возвратилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, восстановлены трапезная, мастерские и библиотека, монашеские кельи, пасека и сады... В обители сейчас 30 монахов. И главное - сюда вернулась Божияблагодать, молитвами и нынешних монахов, и святых старцев, некогда спасавшихся здесь.

Преподобный Макарий Оптинский совсем юным приехал в Площанскую Пустынь на богомолье и уже в мир не вернулся. По словам старца, когда он очутился здесь, то испытал такой восторг, что не знал, где находится - на земле или на небе, и "все монашествующие ему казались яко ангелы Божий". Здесь он провёл в монашеском подвиге 23 года, изучая опыт духовных старцев и обучаясь Иисусовой молитве; здесь познакомился с иеромонахом Леонидом, последователем учения преподобного Паисия Величковского. С ним он отправился в Оптину Пустынь и основал впоследствии знаменитый скит, где жили известные всей России Оптинские старцы.

Службы в обители, как отмечали современники, отличались строгостью и продолжительностью. Живя в Площанской Пустыни, отец Леонид поддерживал и до него заведённый порядок монашеского жительства. Учеником его был и святитель Игнатий Брянчанинов. Именно в Площанской обители он проходил уроки терпения и смирения. Здесь, в отдельно стоящей келье, которой он позже посвятил замечательное "Воззвание к моей келье, а с нею вместе и ко всему видимому миру", были заложены основы его духовного опыта. В этом благодатном месте открылись иноку истины о жизни души человеческой, ставшие содержанием его духоносных книг.

Здесь спасался и известный старец Василий (Кишкин), ученик Тихона Задонского, последователь учения Паисия Величковского. Он говорил о необходимости и пользе общежительного устава, совместного делания молитвы и труда. ...Тишайший, смиреннейший облик старца олицетворял собой силу веры, преображающую человеческое естество. За ним шли, навсегда отказываясь от прошлой жизни. Пример тому - история одного из настоятелей Площанской обители (1818-1826 гг.) отца Серафима.

Однажды, будучи в Москве, отец Василий зашёл в лавку своего знакомого купца Петра Веденисова, где находился в то время его 16-летний сын Сергей. Старец так поразил воображение юноши, что он, оставив отцу лишь записку, бежал с ним в монастырь, где был им же после необходимого искуса пострижен в монахи.

Старец смиренно переносил все несправедливые гонения, ходил на послушания, работал на покосе и не переставал окормлять своих духовных чад и учеников. Многие его последователи сами стали старцами, в их числе игумен Филарет - основатель глинского старчества. Почил он 27 апреля 1831 г. и был погребён против алтаря Казанской церкви. Долгое время о наставнике старцев можно было узнать только из специальной литературы, но настало время проявиться во всей полноте его духовному опыту - нынешние монахи Площанской обители готовят документы по канонизации старца Василия.

До октябрьской трагедии 1917 года монастырь жил спокойно. Обители принадлежали четыре храма, два скита (один - с церковью, другой - с целебными источниками). По всей Руси шла слава о живущих здесь удивительных духоносных старцах... Шли сюда люди за утешением и вразумлением. Но в 1917 г. обитель закрыли. Иконами и книгами из монастырской библиотеки топили печи. В храме Сошествия Святого Духа устроили школьный спортзал. Росписи замазали, но никак не могли избавиться от святых ликов, неизменно пробивавшихся сквозь побелку. И только когда спортзал закрыли, а местные жители разворовали всё, роспись рухнула вместе с намокшей от дождя штукатуркой. Единственное, что удалось спасти, - это чудотворную икону Казанской Божией Матери, которую долгие годы хранили две православные женщины.

В 1994 г. обитель возвратили Церкви. Горстка монахов поселилась среди руин. Средств не было. Только крепкая вера, благословение на восстановление монастыря и молитва. Местное население относилось к насельникам враждебно - им непонятны были слова о покаянии, смирении, терпении...

Нынешний настоятель монастыря архимандрит Сергий - человек необыкновенный. Он прост той простотой, которая достигается подвижничеством, и мудр той мудростью, которой, наверное, нигде не научат. Он вырос в семье, где и в самые суровые годы лихолетья сохранили веру. "Всё там начинается, в детстве, - говорит он, - вот где сердце упустить нельзя. Брошенное семя обязательно прорастёт". Молитва будущего настоятеля "проросла" в Псково-Печерском монастыре, где он начинал свой монашеский путь: "Благодарю Господа,что он сподобил меня увидеть многих дивных старцев. Много общался со схиигуменом Саввой, схиархимандритом Агапитом, отцом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Нафанаилом. Всё это настоящие монахи, прошедшие духовную школу. Духовным моим руководителем был известный старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), почти семь лет я около него окормлялся. Это был один из праведников, живших на земле, его внутренний мир и любовь передавались всем, кто с ним общался. Мудрый и прозорливый схиархимандрит Григорий, духовный отец архимандрита Серафима, постригал меня в монашество. Вот от этих старцев, надеюсь, что-то и я почерпнул". Видимо, так оно и есть, иначе не выстраивалась бы очередь к домику архимандрита...

В жизни человеческой нет случайных встреч и событий, каждого из нас промыслительно ведёт Господь. Лишь годы спустя узнал отец Сергий, что постригавший его схиархимандрит Григорий сам был последним пострижеником Площанской Пустыни. "Он как бы передал мне Пустынь... В который раз удивлялся я тому, насколько мудро устраивает всё Господь. Промысел Его становится мне понятным через много лет..."

Лечат души в Пустыни не столько словом, сколько личным примером. Лечат даже наркоманов. "Не наркоманов, а наркозависимых", - поправляет иеромонах, в компетенцию которого входит окормление этой категории обитателей монастыря. Таких больных здесь 15 человек, и поток их не иссякает. Одного из них в монастырь привели за руки - ходить ему уже не хотелось, да и сил не было. Отчаявшаяся мать узнала о монастыре, где наркозависимых не только жить оставляют, но и пытаются душу спасти, и поняла, что это её последний шанс. Именно её, потому что сына, познавшего ужасы войны и искавшего только забвения, земная жизнь уже не интересовала.

Прошло 4 года. Сказать, что он полностью здоров, ещё нельзя. Но ему открылась главная болезнь, гораздо более страшная, чем прошлая жизнь. Эта болезнь - грех. "Я не искал духовного пути до того, как попал в монастырь. На войне перед сном лепетал что-то типа "Боженька, помоги!", чтобы отогнать страх, причём на инстинктивном уровне, кое-что почитывал, но всё это было несерьёзно. А в монастыре я увидел другую жизнь". Сначала новичок ничего особенно не замечал, ему казалось, что к таким, как он, применяют одно лекарство - трудотерапию. Но со временем стал чувствовать благодать этого места, потянулся он к книгам, к монахам, появилось желание учиться. "Меньше всего мне хочется говорить банальности, потому что всё не так просто, неосторожное слово причиняет боль... Но я знаю главное: в первую очередь, попавшему в зависимость от наркотиков надо самому захотеть остановиться. Это первый и самый важный шаг. Всё в этом мире нудится, то есть достигается в первую очередь собственным усилием. Самая большая иллюзия пребывающих здесь больных в том, что, мол, вот "потусуюсь" здесь с годик, а потом снова вернусь в мир, где всё само собой устроится. Так не бывает. Нудить надо Царствие Божие".