Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. I. Специфика обществознания и основные этапы его развития

Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. I. Специфика обществознания и основные этапы его развития

другие презентации на тему «Специфика обществознания и основные этапы его развития»

«Учебник Обществознание 10-11» - Изложение учебного материала строится на понятии- «человек». Седьмая годовщина Октября в Москве. 1925 г. На какой из картин изображена толпа? Особенности учебников: Постоянство памяти. Включают все необходимые материалы на знание отдельных понятий, терминов. Компактное изложение учебного материала позволяет обеспечить санитарные нормы учебника.

«Эссе по обществознанию» - Оформление эссе. Для работы необходим черновик. Определение своей позиции к высказыванию. Обоснование собственного мнения по данной проблеме. Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены.

«Обществознание ЕГЭ» - Обществознание 2011 год. Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ. ЕГЭ обществознание в 2011г. СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году. НЕЛЬЗЯ пользоваться штрихом-корректором и замарывать ответы. Экзамены не сдаются сами собой.

«Учебник по обществознанию» - Кишенкова О.В. Основой содержания учебника 7 класса является понятие права. Королькова Е.С., Суворова Н.Г. Обществознание. Методический аппарат предусматривает разнообразные формы работы учащихся. Учебник дополнен электронным приложением, содержащим нормативно-правовые документы. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы.

«ЕГЭ по обществознанию» - Рекомендации ученикам. Методические рекомендации для учителя. Используйте ассоциации. Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). ПОПС- метод. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.

«Обществознание 11 класс» - Анализ статей. Самостоятельная работа с «Конституцией РФ». «Путь нашей страны в XX веке к демократической Конституции». Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? План урока. Могут ли республики, входящие в состав России, иметь свои Конституции? Коллективная работа. Конституция СССР 1936 г.

«Программа по Обществознанию I. Специфика обществознания и основные этапы его развития. Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие. Становление научного...»

Программа по Обществознанию

I. Специфика обществознания и основные этапы его развития.

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие.

Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и

средневековой мысли. Платон и Аристотель об обществе. «О граде земном и граде божьем» А. Августин,

Ф. Аквинский.

Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Теория общественного договора- Т. Гоббс, Дж Локк, Ж.-Ж.

Крупнейшие мыслители в обществознании XIX - начала XX вв. Немецкая классическая философия- Кант, Гегель, Фейербах об обществе. Зарождение теории гражданского общества. Марксизм. Зарождение экзистенциализма, его основные вопросы. Психоанализ.

Основные направления и представители русской общественной мысли.

II. Человек, общество, история.

Причины и основные этапы возникновения человека. Биосоциальная природа человека. Общество и личность. Деятельность людей и поведение животных. Мышление и речь. Труд. Потребности и интересы людей. Цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в поведении людей.

Мотивы поведения и типы человеческой личности. Свобода и необходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности.

Типы социальных групп. Социальные институты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Социальная дифференциация, стратификация и мобильность.

Общество. Законы строения, функционирования и развития общества. Общество как целостная система.



Необходимые сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества. Цели и задачи социального управления. Власть как инструмент управления. Власть и господство. Типы господства. М. Вебер о типах господства и легитимности. Понятие политики, ее место и роль в общественной жизни. Общество и государство. Происхождение государства общества. Государство как институт социального управления. Понятие социальной сферы, ее место и роль в жизни общества.

Исторические типы общества. К. Маркс о формациях. Цивилизационный подходы к истории человечества.

Понятия первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций.

Современные споры о сущности социализма. Гражданское общество. Понятие и виды цивилизаций. Теории цивилизаций Данилевского, Ростоу, Шпенглера.

Источники и движущие силы исторического изменения обществ. Закон возрастания человеческих потребностей. Теории "творческой элиты". Эволюция и революция, революция и реформа. Направленность исторического изменения: гипотеза общественного прогресса.

Понятия: "общество", "страна", "народ", "человечество". Этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальные отношения в истории человечества. Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире.

Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания и др.

Современная Россия: выборпути развития. Современное общество и экология.

III. Экономическая жизнь общества.

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора. Экономические системы. Традиционная экономика. Централизованная (плановая) экономика. Рыночная система экономики как преобладающая в современном мире.

Рынок, его преимущества и недостатки. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Социально-экономические функции государства в рыночной системе. Понятие смешанной экономики.

Функционирование рынка. Спрос и величина спроса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение.

Производство и его факторы. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Виды издержек производства: постоянные, переменные, средние и предельные.

Выручка и прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Бизнес и предпринимательство.

Конкуренция и монополия. Виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Основные признаки рыночных структур.

Деньги. Основные функции и виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.

Кредитно-денежная политика. Виды и способы осуществления кредитно-денежной политики.

Инфляция. Виды инфляции. Последствия инфляции.

Рынок денег и банковский процент. Фондовая биржа.

Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Уровень жизни. Прожиточный минимум.

Экономический цикл. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста.

Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Основные виды налогов. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика и способы ее осуществления.

Рынок труда. Понятие безработицы. Занятые и безработные. Виды безработицы. Уровень безработицы.

Внешняя торговля. Свободная торговля и протекционизм. Валютные рынки.

Трудовые отношения. Право на труд и гарантии его реализации. Работники и работодатели. Права и обязанности работников и работодателей. Особенности труда молодежи в Российской Федерации.

IV. Политика и политическая система общества.

Виды общественной власти. Политическая власть. Государственная власть. Политические отношения.

Политическая система общества. Политика как вид социального управления. Государство, политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества. Политический плюрализм. Многопартийность. Политическая борьба. Политический режим.

Принцип разделения властей. Политическая культура.

Политические права и свободы граждан. Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Понятие демократии. Прямая и представительная демократия. Референдум и выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Местное самоуправление.

V. Государство и право.

Государство как особая организация. Признаки государства. Государственный аппарат. Виды органов государства. Функции государства. Форма государства. Республика. Монархия. Унитарное государство.

Федерация. Конфедерация. Государственный режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Социальное назначение государства. Правовое государство.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Система государственных органов в Российской Федерации. Президент Российской Федерации.

Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации.

Понятие права. Место и роль права в жизни общества. Правосознание. Правовые нормы. Правоотношение.

Права человека. Международные правовые акты о правах человека. Граждане как субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность граждан. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Основные обязанности гражданина Российской Федерации.

Правотворчество. Источники (формы) права. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Система права. Публичное и частное право. Основные отрасли российского права.

VI. Социальная сфера жизни общества.

Семья и ее роль в жизни общества. Происхождение, функции и виды семьи. Брак, порядок регистрации и условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов (фамилия, место жительства, выбор занятий, личная и общая совместная собственность супругов и др.). Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство. Государственная и общественная поддержка и защита семьи.

Социальные права и свободы граждан. Социальные интересы. Социальная политика. Социальное государство. Социальная защита населения. Социальное обеспечение.

VII. Духовная жизнь общества.

Общественное сознание и его формы. Истины, ценности и нормы в структуре общественного сознания.

Духовное производство и культура. Культура и субкультура. Проблема массовой культуры.

Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.

Мораль. Структура морали. Мораль и право. Этика. Проблема общечеловеческих ценностей.

Искусство: сущность, виды и функции. Искусство и массовая культура.

Религия, ее сущность и функции. Религия и наука, религия и искусство. Религия и нравственные ценности.

Религия и церковь. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Основные формы религии на территории России и в Ближнем зарубежье. Роль русской православной церкви в современных условиях.

Свободомыслие как явление духовной культуры. Формирование и развитие представлений о свободе совести.

Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское. Идеология и идеологический плюрализм. Общественное мнение.

1. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 – 11-й кл.: справ. материалы / П. А. Баранов. – М.:

Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 187 с. – (Школьная программа).

2. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М., 2000.

4. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. / А.И. Кравченко – М.: «Русское слово», 2000 и др. – 312 с.

5. Обществознание в схемах и таблицах. / Авт.-сост. Северинов К.М. – СПб.: Тригон, 2008. – 96 с.

6. Обществознание в таблицах и схемах. / Сост. Сазонова Т.Г. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.

7. Обществознание для абитуриентов / Под ред. В. Н. Князева, Л. Ш. Лозовского, Б. А. Райзберга, Д.

Н. Землякова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 512 с. – (Домашний репетитор).

8. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. В 2 ч. / Под ред. Л.Н.

Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М., 2002, 2003 и др.

Похожие работы:

«геологія УДК 551.79(477.75) О. С. Огиенко1, Л. В. Попова1, С. Н. Рыжов2 Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, геологический факультет, 1 ул. Васильковская, 90, Киев, 03022 Украина Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, исторический факультет, 2 ул. Владимир...»

«МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ТАШКЕНТСКАЯ И УЗБЕКИСТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Восток Свыше ДУХОВНЫЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВЫПУСК XXXII октябрь-декабрь ТАШКЕНТ По благословению высокопреосвященнейшего ВИКЕНТИЯ, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа Евгений АБДУЛЛАЕ...»

«ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2011 Выпуск 1 (15) История ИСТОРИЯ УРАЛА УДК 94(470.1/.2)“1451/1505” ОЧЕРКИ РАННЕЙ ИСТОРИИ ПЕРМИ ВЕЛИКОЙ: КНЯЗЬЯ ПЕРМСКИЕ И ВЫМСКИЕ П. А. Корчагин До середины XX в. в отечественной историографии не подвергался сомнен...»

«Ислам (араб. покорность, мир") – одна из религий мира, возникшая в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове в результате опыта, известного как Откровение Мухаммада. Обычно обозначается как монотеистическая, авраамическая, мировая, историческая, традиционная, от...»

«Ф. И. УЛАНОВ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК ЗЕРКАЛО ОКТЯБРЬСКОЙ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ НА СТРАНИЦАХ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ В статье исследуется, какие аспекты Французской революции и почему выводились на передний план в тот или иной период в советском школьном курсе истории исходя из того, что Французская революция рассматривалась как...»

«Акционерное общество Инвестиционный Меморандум Первой эмиссии купонных облигаций на сумму 1 500 000 000 тенге Апрель 2004 Инвестиционный меморандум ОАО "Цеснабанк" Оглавление I. Общие сведения об эмитенте Резюме Лицензии История Рейтинги Представительства эмитента Управление и акционеры Организаци...»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИ...», мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Наука есть систематизированное и
теоретически оформленное знание
об окружающей человека природной
и социальной действительности.

Категории социальной философии

Общество
Прогресс
Общественное сознание
Общественное бытие
Социальный детерминизм
Цивилизация
Гуманизм
Общественно-экономическая формация и
т.д.

Объект исследования естественных наук

Объектом исследования
естественных наук является природа,
где действуют слепые стихийные
силы.

Объект исследования общественных наук

Объектом исследования общественных наук
выступает общество, представляющее
собой продукт взаимодействия людей,
сознательно преследующих свои цели.

Специфика социального познания

Общество является не только объектом изучения, но и
субъектом.
Общественные отношения сложнее природных процессов
и явлений.
Социальное отражение общества имеет не только
непосредственных, но и опосредованный характер.
Социальное познание может осуществляться через ряд
опосредованных звеньев.
Люди не живут изолированно друг от друга.
Общество изменяется и развивается быстрее, чем природа,
и наши знания о нем быстрее устаревают.
Социальное познание непосредственно связано с
практической деятельностью человека.

Уровни осуществления социального познания

Эмпирический уровень, связанный с
непосредственной деятельностью, с
повседневной жизнью человека.
Теоретический уровень как обобщение
эмпирических наблюдений (хотя теория
может выходить и за пределы эмпирии)

Социальное знание гетерогенно

Философское знание
Социологическое знание
Правовое знание
Экономическое знание
Политологическое знание
Историческое знание и т.д.

Этапы становления обществознания

Обществознание
является частью
философии, которая возникла в
античную эпоху (VI век до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Основные проблемы

Социальная структура общества

Власть
Нравственные отношения
Справедливость

Происхождение государства

Платон
связывает с потребностями, когда каждый
человек, будучи не в состоянии
удовлетворить свои потребности,
обращается к другому человеку,
производящему то, что необходимо
остальным.

Идеальное государство

Единое государство (не слишком большое)
Все слои общества чувствуют себя
счастливыми (ни бедности, ни богатства)
В нем царствует справедливость
Правильное воспитание (мусическое и
гимнастическое)
Общие цели и интересы
Правителями должны быть философы

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Основные проблемы

Возникновение государства
Форма государственного правления
Проблема собственности
Этика и эстетика

Происхождение государства

Государство есть ОБЩЕНИЕ, организуемое
для блага граждан и охватывающее все
другие формы общения.
Государство, как и общение, есть продукт
естественного возникновения.

Виды государственного устройства

ПРАВИЛЬНЫЙ вид: наличие общей пользы
НЕПРАВИЛЬНЫЙ вид: выгода одного, либо
немногих.

Homos Politicus

Человек есть политическое существо.
Человек, живущий вне государства,
ненормален.
Государство предшествует каждому
человеку, находящему в нем свое
завершение.

Частная собственность

«Люди об общем плохо заботятся, в то
время как каждый о своем постоянно
думает».
Лучше, чтобы собственность была частной,
а пользование ею – общим.
Частная собственность способствует тому,
что люди оказывают друг другу
безвозмездную помощь.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.)

Homo homini lupus est

Люди рождаются с одинаковыми
физическими и умственными
способностями
Из естественного равенства вытекают и
естественные возможности для достижения
одних и тех же целей, что приводит к
конфликту.
Естественное состояние людей – это ВОЙНА
ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ.
Чтобы люди не уничтожили друг друга, они
договариваются о создании государства.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

Основные идеи

Естественная и общественная свобода
человека
Труд как генезис частной собственности
Принцип разделения властей
(законодательная и исполнительная)
Взаимоотношения государства и церкви
Веротерпимость
Нетерпимость к атеистам

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755 гг.)

Основные идеи

Социальный мир разнообразен, и каждый
народ создает свои собственные законы
Изначально люди, живущие отдельно,
чувствовали свою слабость, боялись
окружающей среды, поэтому мир был
естественным состоянием человека.
Начав совместный образ жизни, люди
становятся сильными, исчезает равенство и
наступает эпоха войн.
Возникают международное, гражданское и
политическое право.

Географический детерминизм

Климатические особенности
определяют индивидуальные
особенности развития человека, его
телесную организацию, характер и
склонности. Они же влияют на
образование форм правления.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.)

Основные идеи

Происхождение неравенства людей
В естественном состоянии люди были
невинны и добры, жили в мире и дружбе.
Сострадание – главное чувство человека.
Причина всех бедствий – в возникновении
частной собственности.
Человек рождается свободным, однако
затем продает свою свободу ради
общественных благ.
Общественный договор по ограничению
своих свобод.

Поль Анри Гольбах (1723-1798 гг.)

Основные идеи

Человек всегда находился внутри общества,
без чего невозможна его жизнь.
Любовь к обществу – естественное чувство.
Общество обязано обеспечить гражданину
благосостояние, а также обеспечить его
безопасность.
Социальное неравенство как следствие
природного неравенства.
Общество – хозяин верховной власти.
Фундамент свободы – разум и добродетель.

Основные идеи

Проблемы политической экономии
Материалистическое понимание истории
Базис и надстройка
Общественно-экономическая формация
Способы производства материальной жизни
Производственные отношения

Основные направления современной общественной мысли

Марксизм
Постмодернизм
Неолиберализм
Неоконсервативизм

Марксизм

Способы производства материальной жизни
обуславливает социальный, политический и
духовный процессы жизни вообще.
Производительные силы есть основа
всемирной истории: чем больше продукции
производится в единицу времени, тем
богаче общество
Наука как производительная сила.
Социальное равенство.

Постмодернизм

Радикальный разрыв с верой в разум,
прогресс и пр.
Отказ от иерархического характера
различий.
Отказ от классической философии и
культуры в целом.
Отказ от объективного характера истории
Главный принцип – наслаждение вместо
духовного обогащения.
Иррационализм вместо логики.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название: Обществознание. Учебное пособие.

Учебное пособие является вторым, переработанным и дополненным, изданием, которое подготовлено в строгом соответствии с государственным общеобразовательным стандартом по курсу «Обществознание». В нем в доступной форме изложены исходные понятия общей теории возникновения, взаимодействия и развития общества, государства и права, основные вопросы, рассматриваемые на семинарах и входящие в билеты на зачетах и экзаменах по данной дисциплине.
Материал пособия, изложенный в форме небольших лекций по каждому вопросу, способствует легкому усвоению предмета, позволяет быстро и эффективно подготовиться к занятию, сдаче экзамена.
Для абитуриентов, студентов и преподавателей ВУЗов.

Наука есть систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей человека природной и социальной действительности. Но чтобы получить систематизированное знание, необходимо использовать определенные методы и категории как инструменты познания. Каждая наука разрабатывает свои категории. В социальной философии, например, используются такие категории, как «общество», «прогресс», «общественное сознание», «общественное бытие», «социальный детерминизм», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «гуманизм» и др.
Все науки, как естественные, так и общественные, исследуют объективный мир, т. е. окружающую природную и социальную действительность. Они открывают законы его развития и функционирования, выявляют внутренние механизмы взаимодействия и взаимосвязей природных и социальных процессов и явлений.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 3

1. Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие? 3
2. Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли 7
3. Каковы основные направления современной общественной мысли? 17
Раздел II. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ 23
1. Индивид, человек, личность: основные черты и особенности 23
2. Общество как целостное социальное образование: понятие и основные особенности 25
3. Общество и его законы 29
4. Каковы движущие силы общественного развития? 29
5. Что собой представляют сферы общественной жизни и каковы их виды? 39
6. Социальные классы: понятие и пути их образования 44
7. Социальная стратификация 46
8. Политика - сфера общественной жизни: основные элементы 48
9. Власть: общая характеристика 48
10. Власть и авторитет 52
11. Типология политической власти 52
12. Политические отношения 53
13. Политическая организация или система 54
14. Политические интересы и идеи 54
15. Происхождение государства 56
16. Что собой представляет гражданское общество? 58
17. Соотношение политики и морали 61
18. Сфера политики и сфера морали 66
19. Политика и общечеловеческие ценности 71
20. Что такое свобода? Ее общая характеристика 72
21. Экономический, духовный и политический аспекты свободы 78
22. Свобода и ответственность 79
23. Общественный прогресс 80
24. Критерии общественного прогресса 89
25. Эволюционный и революционный пути общественного развития. Эволюция и революция 95
26. Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества 97
27. Общие черты и особенности различных цивилизаций 101
28. Типология общества. Его исторические типы 102
29. Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества 106
30. Культура: понятие, виды 108
31. Социально-этнические общности людей. Этнос, народы 109
32. Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания 111
33. Понятие и виды субъектов истории 121
Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 136
1. Что такое экономика? Ее понятие и различные смысловые значения 136
2. Откуда происходит термин «экономика»? 140
3. Меркантилизм (идеология торговли), экономическая наука и экономическая политика 141
4. Что такое политическая экономия и можно ли ее отождествлять с экономической политикой? 145
5. Чем отличается классическая политическая экономия от вульгарной? Что называют «факторами производства» и в каком смысле можно говорить об их производительности? 148
6. Что такое производство? Чем отличается производство в широком смысле от производства в узком смысле? 150
7. Экономические отношения - основа типологии современных государств 152
8. Деньги: их сущность, виды, функции 154
9. Что означает превращение денег в капитал? Что называется «грязными» деньгами? 158
10. Что собой представляет государственный бюджет? 158
11. Рынок рабочей силы («рынок труда») и его особенности 159
12. Безработица и занятость 160
13. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Ход и итоги реформ 161
14. Что представляет собой мировая экономика и какова хозяйственная специализация ведущих стран? В чем особенность хозяйственной специализации России? 163
15. Какова современная международная финансовая система? 165
16. Правовые аспекты экономики 166
17. Юридическое лицо и его основные признаки 167
18. Трудовые отношения: понятие, основания возникновения и стороны (участники) трудовых отношений 168
19. Что такое социальное партнерство в сфере труда? 170
20. Стороны социального партнерства и их представители 172
21. Что понимается под коллективным договором и каково его содержание? 173
22. Трудовые споры: понятие, виды 176
23. Каковы особенности рассмотрения коллективных трудовых споров? 178
24. Гарантии права на труд и компенсации, предусмотренные трудовым правом 178
25. Особенности правового регулирования труда молодежи в РФ и других странах 182
Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 184
1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют? 184
2. Каковы особенности политической и государственной власти? 185
3. В чем суть таких политических понятий и категорий, как «политические отношения», «политическая борьба», «политический режим» и «политический плюрализм»? 186
4. Политические права и свободы граждан 189
5. Что подразумевается под конституционными правами и свободами граждан? 191
6. Какие основные виды конституционных прав и свобод существуют? 194
7. Что такое политическая система общества и какова ее структура? 197
8. Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества? 199
9. Политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества 203
10. В чем заключается суть принципа разделения властей и каковы его роль и назначение? 208
11. Что такое политическая культура и каково ее содержание? 215
12. Политика и религиозные объединения 216
13. Каковы особенности политической системы современного российского общества? 218
14. Что такое демократия и каковы ее виды? 220
15. Что понимается под гарантиями и формами прямой и представительной демократии? 225
16. Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации 232
17. Гражданство Российской Федерации 238
18. Основания приобретения гражданства Российской Федерации 239
19. Основания прекращения гражданства Российской Федерации 241
20. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации 242
21. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и их полномочия 242
22. Что понимается под местным самоуправлением? 242
23. Каковы основные принципы и полномочия органов местного самоуправления? 244
Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 246
1. Какой смысл вкладывается в понятие государства? 246
2. Каковы основные признаки государства? 248
3. Что означает публичная власть как один из основных признаков государства? 250
4. Территориальная организация населения как признак государства 251
5. Суверенитет и другие признаки государства 252
6. Формы государства: понятие и многообразие форм государства 253
7. В чем заключаются особенности форм правления и каковы их виды?- 255
8. Каковы формы правления современных государств? 260
9. Какова форма правления в современной России? 262
10. Кто может быть Президентом России и каков порядок его избрания? 264
11. Каковы полномочия Президента Российской Федерации и каков характер издаваемых им актов? 265
12. Что понимается под формой государственного устройства и каковы ее виды? 268
13. Отличительные особенности конфедерации 271
14. Форма государственного устройства России 274
15. Каковы принципы построения и функционирования Российской Федерации? 275
16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 277
17. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации 279
18. Что собой представляет государственный режим и каковы его виды? 281
19. Правовое государство: основные черты и особенности 282
20. Что понимается под государственным аппаратом? 291
21. В чем состоят отличительные особенности государственных органов - составных частей государственного аппарата? 292
22. Что представляет собой структура государственного аппарата? 294
23. Органы законодательной и исполнительной власти 294
24. Судебные органы и органы прокуратуры 296
25. Что понимается под функциями государства? 297
26. Каковы общие черты и особенности функций государства? 299
27. Критерии классификации функций государства и их виды 300
28. Понятие и виды внутренних и внешних функций государства 301
29. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации 303
30. Каков правовой статус членов российского парламента? 305
31. Государственная Дума и ее полномочия 307
32. Совет Федерации - верхняя палата российского парламента 309
33. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти: правовая основа, состав, структура 310
34. Полномочия Правительства Российской Федерации 311
35. Акты Правительства и его ответственность перед Федеральным Собранием 312
36. Что собой представляет система судебных органов России? 313
37. Суды конституционной юстиции России 315
38. Суды общей юрисдикции России 317
39. Арбитражные суды России 319
40. Прокуратура Российской Федерации 320
41. Что понимается под правом? 321
42. Каковы место и роль права в жизни общества? 324
43. Нормы права. Понятие и основные признаки, отличающие нормы права от других социальных норм 326
44. Структура, порядок изложения и виды норм права 329
45. Что понимается под правоотношениями и каковы их особенности? 333
46. Юридическое содержание правоотношений 334
47. Какие виды правоотношений существуют? 33.6
48. Кто может быть субъектом (участником) правоотношений? 337
49. Что означает правоспособность и дееспособность физических лиц и других участников правоотношений? 339
50. Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения правоотношений и их виды 341
51. Правосознание: понятие, структура, роль в жизни общества 343
52. Понятие и формы правотворчества 345
53. Каковы принципы правотворчества? 346
54. Что означает законодательная процедура и какова ее роль? 347
55. Основные стадии законодательного процесса 348
56. Что понимается под реализацией права и каковы ее формы? 349
57. Правоприменение и его особенности 351
58. Принципы, стадии и акты правоприменения 353
59. Что такое правопорядок и законность? 356
60. Что такое форма (источник) права и какие виды форм права существуют? 357
61. Понятие нормативно-правовых актов и их соотношение с индивидуальными актами 358
62. Закон и его основные признаки 359
63. Виды законов 361
64. Конституция - Основной Закон государства 361
65. Действующая Конституция Российской Федерации и ее связь с прежними российскими конституциями 363
66. Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г. 367
67. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения- 369
68. Что понимается под системой права и какова ее структура? 372
69. Понятие и виды отраслей права 373
70. Институты права 374
71. Какие существуют основания деления права на отрасли и институты? 375
72. В чем заключаются особенности публичного и частного права? 377
73. Правомерное поведение: понятие, формы реализации, основные виды 379
74. Что такое правонарушение и каковы его основные признаки? 382
75. Что означает юридический состав правонарушений и каковы их виды? 384
76. Юридическая ответственность и ее виды 386
Раздел VI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 390
1. Семья - основная ячейка общества. Осуществление и защита семейных прав 390
2. Личные права и обязанности супругов 391
3. Каковы имущественные права и обязанности супругов? 392
4. Каковы особенности договорного режима имущества супругов? 393
5. Какие права имеют несовершеннолетние дети? 394
6. Какие обязанности несут совершеннолетние дети по содержанию родителей? 396
7. Что такое опека и попечительство? 397
8. Алиментные обязательства членов семьи: их общая характеристика 398
9. Общественное сознание: понятие, структура 401
10. Каковы формы общественного сознания? 401
11. Политическое сознание 402
12. Моральное сознание 403
13. Эстетическое сознание 404
14. Религиозное сознание 404
15. Мировоззрение. Типы и формы 405
16. Духовное производство 407
17. Религия: ее сущность и функции 408
18. Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство 410
19. Типы религий. Мировые религии 412
20. Буддизм 412
21. Христианство 414
22. Русская Православная Церковь 418
23. Ислам 420
24. Свободомыслие в отношении религии 422

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие.

Во-первых, это историческая общность методологии: на первом этапе становления наук об обществе многие ученые полагали, что наука об обществе должна изучать связи наблюдаемых социальных явлений естественно-научными методами.
Во-вторых, - общность методов приобретения знаний – это научные методы: наблюдения, эксперимента, моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному; общие приемы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция; иные нормы научного исследования: опора на факты, строгость и однозначность теоретических понятий, доказательность рассуждений и их логическая непротиворечивость.

В-третьих, это общие признаки познавательной деятельности, характерные для любой науки и отличающие науку от других видов знания (искусства, религии, обычного жизненного опыта) : объективность, системная организованность и обоснованность знаний, приобретаемых научными методами.
В-четвертых, наличие у каждой науки независимо от того, является она естественной или общественной, - своих специфических характеристик: объекта, предмета и метода.

Существуют очень заметные отличия.
Во-первых, общественные науки возникли как самостоятельные области научного знания значительно позже наук о природе. Методы последних оказали влияние на становление методологии социальных наук.
Во- вторых, объекты, предмет познания у естественных и гуманитарных наук различаются: природа и процесс общественного развития – разные сферы бытия.

В-третьих, у общественных наук иные методы исследования в сравнении с науками о природе. Изучение социальных явлений требует от ученого их переживания и понимания, а исследование природных объектов – объяснения. Понимание как прямое постижение событий общественной жизни в социальных науках противопоставляется выводному, непрямому знанию в естественных науках.
В-четвертых, разница в методах предопределена различиями в объекте, на который направлен интерес ученого. Изучая природу, наука стремится уяснить, в первую очередь, общее для изучаемых явлений (использует метод обобщения) выявляет законы природы. Анализируя явления культуры, наука концентрируется, главным образом, на особенном в объекте исследования (использует индивидуализирующий метод) .
В-шестых, природу люди постигают с помощью понятий причины и следствия, а человеческую деятельность – путем изучения мотивов, целей и намерений и смысла деятельности человека.