Дивеевские преподобные. Икона свв. прпп. Жен Дивеевских Марфы, Александры и Елены с мощами. Преподобная Елена Дивеевская

Дивеевские преподобные. Икона свв. прпп. Жен Дивеевских Марфы, Александры и Елены с мощами. Преподобная Елена Дивеевская
(18.04 1884 - 12.08.1968 гг.)

В миру - Лемешевский Виктор Викторович. 18.04 1884 - 12.08.1968. Род. в Луге С.-Петербургской губ. Учился в С.-Петербургском университете на юридическом факультете; в 1910 ушел с последнего курса (в 1920 - вновь потупил в университет). В 1911 пострижен в монашество, в 1912 - рукоположен во иеромонаха. С 04.(утвержден 20.09.) 1919 - настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской ул. близ Литейного проспекта. (закрыта 04.1923). В 03.1920 основал при ней Спасское братство. Ненадолго арестован 16.06.1922. 10.09.1923 хиротонисан в Москве св. Патриархом Тихоном во епископа Лужского, викария Петроградской епархии; в 09.1923 - 02.1924 управлял епархией; Вновь арестован 03.02.1924 по обвинению в организации нелегального братства. Приговорен к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Соловках. Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 16.09.1927 по отбытии срока наказания лишен права проживания в 6-ти центральных губерниях и пограничной полосе сроком на 3 года. Постановлением от 09.03.1928 это решение было отменено. 02.1928 прибыл в Москву и 25.04.1928 назначен епископом Серпуховским. С 28.04 по 02.05.1928 находился в Ленинграде, чтобы засвидетельствовать верующему народу поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и неприятие иосифлянского разделения, 30.01.1930 подал рапорт об увольнении на покой. Рапорт был принят. Подвергался арестам 31.01.1930, в 01.1932, 20.12.1933, 18.04.1939. С 14.02.1945 - епископ Оренбургский и Бузулукский. Арестован 04.09.1948 и 16.04.1949 осужден на 10 лет заключения в лагерь. Освобожден в 12.1955. 21.12.1955 назначен управляющим Чебоксарской епархией, 07.02.1956 утвержден епископом Чебоксарским и Чувашским. С 1956 - архиепископ. С 22.03.1960 - архиепископ Куйбышевский и Сызранский, с 25.02.1962 - митрополит.

С 1960 - кандидат богословия. С 25.11.1965 - на покое в Куйбышеве, где и скончался. Погребен в притворе Покровского кафедрального собора г. Самары (Куйбышев).

Синодик Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие. СПб.1999.С 8.

Митрополит Мануил Лемешевский

Избранные места из дневника
(беседа с Богом )

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

***
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

***
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего — и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

***
Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс. 29, 6).
Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

***
Ободрись, усталый путник!
Положись на Мою заботливую руку о тебе!
Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.
Следуй за Мною.
Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

***
Победи, — говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, — повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.
Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.
Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

***
Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.
Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.
Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.
Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!
Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.
Что тебе сейчас остается?
Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

***
Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают... Когда работа идет точно, легко — мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.
Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

***
Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.
Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, — разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

***
Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.
Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.
Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.
Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.
Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность — как главный стимул modus vivendi.
Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.
К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это — основная черта его характера.

***
Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.

Вышла из печати первая книга трехтомного труда митрополита Мануила (Лемешевского) "Русские православные иерархи", содержащая биографические сведения более чем о 500 русских иерархах.

Труд митрополита Мануила "Русские православные иерархи" является первым фундаментальным собранием биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года (включительно).

Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля/1 мая 1884 года в городе Луге Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.

По окончании Николаевской классической гимназии в 1903 г. Виктор был зачислен на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1910 году. В 1906 году В. Лемешевский был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.

В 1916 году он поступил в Петроградскую духовную академию. 10 сентября 1923 года патриархом Тихоном в Донском монастыре был хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В хиротонии принимал участие священномученик Иларион, епископ Верейский. В период до 1930 года управлял различными епархиями. В конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 года святитель вновь был арестован и отправлен в Мариинск, Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Все это время владыка провел в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск, где пробыл четыре года.

После освобождения, с ноября 1944 до 1945 года, епископ Мануил пребывал в Тамбове у святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, службы в кафедральном соборе.

Начало работы митрополита Мануила над каталогом русских архиереев относится к 1946 году, когда он был назначен на Чкаловскую (Оренбургскую) кафедру. Наряду с епархиальными делами святитель увлеченно занимался и литературной деятельностью. Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более архиереологии. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиями подвижников благочестия и т. п. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Основной упор был сделан на биографиях русских архиереев периода с 1897 по 1947 годы. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию профессору, протоиерею С. В. Савинскому и в Священный Синод. Профессор Савинский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод святителю углубить свои исследования. Но эти труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом святителя и семилетним заключением в Потемских лагерях.

После освобождения из заключения 7 декабря 1955 года и назначения архиепископом Чебоксарским святитель продолжил свои исследовательские труды.

В письме от 14 ноября 1956 года протопресвитеру Николаю Колчицкому* владыка писал: "Месяцами я вожусь с картотекой архиереев. Она заключается в 18 основных ящиках и включает библиографический материал на более чем 2 200 архиереев, не считая обновленческих 270 хиротоний. Я сжился с этой картотекой, вмещающей в себя не менее 20 000 вкладных карточек, я сжился с именами сотен архиереев (не знающему этого дела и безразличному непонятны мои переживания), интимная и официальная жизнь архиереев открывается как живая книга их жизни. Но все они уже усопшие, все они молчат и поучают - не делай так, как мы поступали, а подражай праведникам - собратьям своим.

На устах моих дорогие имена праведников-святителей, мною почитаемых и лично мне известных, и они воодушевляют меня на работы по этим каталогам, а главное - в "Симфонии архиереологии", которая вмещает в особой обширной картотеке ценнейший материал из жизни архиереев не только русских, но и с древнейших времен Церкви Христовой. Обработка и оформление этого материала намечена, если Господу Богу угодно будет продлить мне жизнь, в 1957 году, по окончании "Каталогов Русских архиереев за 60 лет (1897-1957 г.)".

Небесные покровители книгохранилищ своих - Александр Иерусалимский (жил в III веке, память его 12/XII), святитель Макарий, митрополит Московский (†1564 г.) и многие другие да помогут мне уразуметь волю Божию в книголюбии, книгомудрости, книготолковании.

И кто же еще, кроме небесного моего покровителя - "книголюбца" святителя Димитрия Ростовского, является моим вдохновителем и помощником в моих работах? - Книги и связующая меня с ними великая Божия благодатная сила - внутренняя собранность, целеустремленность и способность вживаться в прошлую жизнь окружающих меня исследуемых святителей.

В такие моменты духовного озарения я невольно познаю судьбы Церкви Российской в ее прошлом и, на основании настоящего, в будущем".

Весь 1956 год прошел в трудах по составлению "Каталога Русских Православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг." Этот труд святитель в первых числах марта лично вручил Святейшему Патриарху Алексию.

Патриарх удивился громадной работе и, улыбаясь, спросил святителя:

Все ли русские архиереи включены в каталог?

По возможности все, - ответил владыка, - но заграничные архиереи мне неуловимы, может быть, в их списках имеются пропуски.

Я буду хлопотать,- сказал Святейший,- чтобы вам дали магистра.

Осенью 1957 года святитель приступил к расширенной разработке "Каталога". Работа эта настолько увлекала владыку, что он не знал отдыха ни днем ни ночью. Да и помощникам своим он не давал отдыха. Рано, в 8 часов утра, начиналась работа и оканчивалась не ранее полуночи, а иногда и после. И так изо дня в день, кроме праздников, когда время посвящалось молитве в церкви.

К лету 1958 года была завершена обработка "Каталога", и началась его перепечатка в шести книгах. К концу того же года работа была представлена в Совет Московской духовной академии (МДА) на соискание ученой степени кандидата богословия. В феврале 1959 года святитель вручил Патриарху "Каталог" и "Альбом русских архиереев". 12 марта 1960 года Святейший патриарх Алексий утвердил постановление Совета МДА о присвоении архиепископу Мануилу ученой степени кандидата богословия.

В первые годы пребывания на покое (с 1965 года) святитель основной свой досуг посвятил разработке магистерской диссертации на тему "Русские Православные иерархи периода 1893-1965 гг.", а также продолжил начатую ранее работу по сбору биографических сведений о русских архиереях периода от Крещения Руси. Весь собранный митрополитом Мануилом материал о русских иерархах периода от Крещения Руси до 1892 года, уже после кончины святителя был обработан его ближайшим помощником епископом Иоанном (Снычевым, †1995), впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

К концу 1966 года святитель закончил свой труд и в начале 1967 года подал его в Совет МДА на соискание степени магистра богословия. Совет академии принял работу маститого иерарха и назначил рецензентов - профессоров: И. Н. Шабатина и В. И. Талызина и архиепископа Минского и Белорусского Антония (Мельникова; † 1986). Ввиду кончины профессора Талызина В. И. († 1967) рецензентом был назначен доцент МДА Нелюбов Б. А. Все рецензенты предоставили свои положительные отзывы в Совет академии. К сожалению, владыка не дожил до присвоения ему ученой степени. 12 августа 1968 года маститый иерарх скончался в Куйбышеве и был погребен в притворе Покровского кафедрального собора.

Каталог митрополита Мануила издается впервые. Первая часть каталога, которая охватывает период с 992 по 1892 гг. существовала только в рукописи (машинопись), подготовленной в нескольких экземплярах в Куйбышеве в 1971 г. Вторая часть каталога (1893-1965 гг.) издавалась в Эрлангене (Германия) в 1979-1988 гг. в шести частях. Указанное издание представляет собой копию рукописи митрополита Мануила, с сохранением всех использованных в тексте многочисленных сокращений и без учета необходимых дополнений и уточнений на основе последних данных.

В издаваемом нами каталоге помещены все архиереи Русской Православной Церкви получившие епископское посвящение как от русских епископов, так и от архиереев иных поместных православных Церквей, но являвшихся клириками Русской Православной Церкви, хоть и краткое время. Наименования титула в заглавии статьи приводиться в соответствии с последней занимаемой кафедрой.

первый: с 992 по 1892 гг.;

второй: с 1893 по 1965 гг.

Первый период включает всех архиереев, которые почили до или в 1892 году, т. е. разделение на периоды определяется датой смерти.

В заглавиях статей о причисленных к лику святых архиереев указаны дни их церковной памяти и дата кончины, если она известна.

Имена светских и государственных деятелей приводятся в современной орфографии за исключением тех исторических деятелей, за которыми традиционно закрепились архаические формы имен. Например: Анна Иоанновна, Федор Иоаннович.

Все даты до 1918 года приводятся по юлианскому календарю. Дни церковной памяти архиереев, причисленных к лику святых сверены с общепринятыми, приведенными в календаре Московской Патриархии и приводятся с двойной датировкой.

Особенностью каталога является приведение после каждой статьи списка трудов (если имеются таковые) и обширной библиографии. При этом был сохранен авторский порядок размещения трудов и литературы, а также внесены необходимые уточнения и исправления в соответствии с существующими нормами библиографического описания.

Некоторые сокращения ссылок не позволяли однозначно интерпретировать издание. Это относится к тем литературным источникам, которые вообще не были найдены в каталогах библиотек, и к ссылкам, которые отвечали сразу нескольким книгам с близкими названиями. В этих случаях ссылки сохранялись в приведенном автором виде.

При подготовке текста к изданию основные биографические сведения были дополнены и выверены по следующим изданиям:

  • Митрополит Макарий (Булгаков)История Русской Православной Церкви: в 9 кн. - М., изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1997. Православная энциклопедия. М., Православная энциклопедия, 2000.
  • Русские писатели-богословы. Биобиблиографический указатель. / Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова.- 2-е изд. - М., 2001.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси: в 3 т. / Под. ред. Д. С. Лихачева. - Ленинград, издательство "Наука", 1987-1989.
  • Русский биографический словарь: в 20 т. - М., Терра-Книжный клуб, 1998-2001.

Митрополит Мануил Лемешевский - знаменитый историк Церкви. Он был хиротонисан во епископа Чкаловского (Оренбург носил имя прославленного советского летчика с 1938 по 1957 год) в феврале 1945 года и обрел кафедру в недавно открытом Никольском храме.

Личность митрополита Мануила (Лемешев-ского) все больше и больше привлекает внимание исследователей. Роль его в истории Русской Православной Церкви XX века до конца еще не выяснена. Многие факты биографии остаются темными, а иногда излагаются и комментируются без глубокого изучения.

Вехи жизненного пути

Предки владыки Мануила принадлежали к потомственным дворянам и были людьми очень набожными. Вероятно, тяга к духовной стороне бытия передалась от них будущему иерарху Русской Церкви. При этом следует учитывать специфику эпохи — XX век, особенно в рядах интеллигенции, начинался кризисом традиционной религиозности. Верующая молодежь, да и не только она, зачастую пускалась в богоискательство, уводившее некоторых далеко от канонического христианства. Иной Непосредственное знакомство будущего митрополита с Азией началось еще в 1912 году. В сане иеродиакона он прибыл в Семипалатинск, где нес послушание в Киргизской духовной миссии, которая занималась христианским просвещением местных народов, в первую очередь казахов. Здесь молодой иеродиакон стал священником, будучи рукоположен во иеромонаха.

Спустя одиннадцать лет, в 1923 году, отец Мануил был возведен в сан епископа, с этой точки берет начало его более чем сорокалетнее архипастырское служение. Святитель Тихон (Беллавин) при вручении епископу Мануилу архипастырского жезла произнес: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения». Эти слова оказались пророческими.

Тяжкий крест исповедничества лег на плечи отца Мануила еще до архиерейской хиротонии, когда в течение нескольких месяцев он находился под арестом. Затем заключения и ссылки повторялись в его жизни еще несколько раз. Полностью лишенным свободы или частично ограниченным в праве выбора места жительства он провел в общей сложности более двадцати лет.

На Чкаловской кафедре

Заняв Оренбургскую (тогда Чкаловскую) кафедру, епископ Мануил совершил настоящий подвиг, сумев «оживить» некоторое количество ранее закрытых богоборцами храмов. Историк В. М. Шубкин подчеркивает, что до 1948 года церкви хотя и с трудом, но открывались. К окончанию управления владыкой Мануилом епархией, во второй половине 1948 года, здесь насчитывалось 24 юридически зарегистрированных храма и молитвенных дома. В последующие годы, до 1959-го, когда Хрущев «благословил» новый антиправославный поход, количество действующих храмов и молитвенных домов в Оренбургской епархии оставалось практически неизменным.

Именно в Чкалове-Оренбурге началась работа владыки Мануила над главным трудом его жизни — биографическим каталогом «Русские православные иерархи», посвященным епископату. Основной упор им был сделан на жизнеописаниях владык последних пятидесяти лет, с 1897 по 1947 год. Биографы самого митрополита Мануила свидетельствуют, что знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории: «В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиям подвижников благочестия. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию и в Священный Синод. Профессор Са-винский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод владыке углубить свои исследования». Здесь же, в Чкалове, он составил важные для Оренбуржья «Патерик Оренбургский» и «Патерик Бузулук-ский». Подвижнические труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом по обвинению в «завуалированной контрреволюции» и «возбуждении религиозного фанатизма», завершившимся семилетним заключением в лагерях.

Оренбургский период в жизни владыки Мануила ознаменовался его встречей с одним из наиболее видных деятелей русского православия второй половины XX века митрополитом Иоанном (Снычевым). В Чкалове, под духовным руководством оренбургского архипастыря, будущий митрополит Иоанн прошел путь от мирянина-келейника до иеромонаха. Впоследствии, после освобождения своего учителя, отец Иоанн (Снычев) в течение нескольких лет являлся его секретарем и помощником в научной работе.

Следует отметить старания владыки Мануила по восстановлению почитания главной святыни Оренбуржья — Табынской иконы Божией Матери. Он приложил много сил для отыскания первообраза, однако, увы, все его поиски оказались напрасными — местонахождение чудотворной иконы до сих пор не известно.

После смерти

Исповедническая жизнь митрополита Мануила (Аемешевского), завершившаяся в 1968 году в Куйбышеве, свидетельства о посмертных чудесах, заслуги в деле духовного строительства, высокий авторитет как церковного ученого поставили вопрос о его прославлении. Синодальная комиссия по церковной канонизации рассмотрела комплекс материалов и... посчитала невозможным причисление владыки к лику святых. Причиной тому — обнаруженные документы, свидетельствующие о его сотрудничестве с карательными органами СССР.

Дата рождения: 26 октября 1950 г. Страна: Россия Биография:

В 1974 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — .

1 января 1976 г. принял монашеский постриг, 4 января рукоположен во иеродиакона, 7 января — во иеромонаха.

В 1976-1977 гг. — клирик Николо-Богоявленского собора в Ленинграде.

В 1977-1978 гг. проходил стажировку в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).

В 1978-1980 гг. — преподаватель Ленинградской духовной семинарии.

21 ноября 1982 г. получил ученую степень кандидата богословия за курсовое сочинение «Церковные реформы Петра I и их историко-критическая оценка».

В 1980-1982 гг. и с июня 1987 г. — благочинный церквей Олонецкой епархии, настоятель Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска.

В 1982-1985 гг. — секретарь Ленинградского епархиального управления.

В 1985-1986 гг. — и.о. ректора Ленинградских духовных школ.

В 1986-1987 гг. — настоятель Тихвинского храма в г. Тихвине.

Хиротония состоялась 14 августа 1990 г. в Крестовоздвиженском соборе г. Петрозаводска. Богослужение совершили , митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн, архиепископы Курский и Белгородский Ювеналий и Дюссельдорфский Лонгин, епископы , и Подольский Виктор.

11 июля 2013 г. за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Погребен на Неглинском кладбище Петрозаводска возле часовни преподобного Сергия Радонежского.

Образование:

1974 г. — Ленинградская духовная семинария.

1979 г. — Ленинградская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 1989 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2005 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2010 г. — прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • 2000 г. — орден Дружбы народов;
  • 2000 г. — звание «Человек 2000 года Республики Карелии»;
  • 2002 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
  • 2005 г. — орден Почета;
  • 2007 г. — звание «Почетный гражданин Республики Карелия»;
  • 2010 г. — почетная грамота Республики Карелия «За заслуги в возрождении православно-духовной культуры, укреплении гражданского мира и согласия, духовно-нравственного воспитания населения»;
  • 2010 г. — золотая медаль Российского Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность».