Буддийский сакральный символ. Буддистские символы. История появления буддистских символов

Буддийский сакральный символ. Буддистские символы. История появления буддистских символов
Буддийский сакральный символ. Буддистские символы. История появления буддистских символов

В этой статье вы узнаете:

Практически в каждой религии мира есть своя устоявшаяся символика. Она является неотъемлемой частью духовного мира и важна для верующих.

Главный символ буддизма – изображение Будды. Но он появился уже после смерти Просветленного, т.к. Будда не поощрял поклонение.

Кроме изображений Просветленного, в буддизме существует целый ряд почитаемых знаков.

История появления буддистских символов

Существует красивое сказание о том, каким образом в нашем мире появились .

По этому сказанию, в день постижения Буддой просветления и высшей мудрости под священным деревом многие боги пришли засвидетельствовать свое почтение и преподнесли ему дары – восемь благоприятных символов .

Божество Брахма преподнес Просветленному Дхармачакру (Колесо Ученья). Небесный бог Шакра вручил Белую Раковину для распространения мудрости Будды в каждом конце Вселенной. Земной бог Ставара вручил Будде Драгоценный Сосуд , полный напитка вечной жизни. Остальные боги преподнесли Будде пару Золотых Карпов, Лотос, Знамя Победы и Благой Зонт.

Все эти символы в буддизме стали священными, проявляющими тесную связь божественного с миром людей.

Мы подобрали для васинтересные статьи:

1 символ – «Благой зонт»

Как и другие основные символы буддизма и индуизма, «Благой Зонт» помогает в достижении благополучия, богатства и счастья на всех уровнях бытия. «Благой Зонт» (в другом толковании – драгоценный) олицетворяет защиту и божественное покровительство, символизирует безопасность, власть и царственный статус в обществе.

Зонт принадлежал Варуне, божеству водоемов и хранителю справедливости. Укрывая прохладной осенью, «Благой Зонт» избавляет от потоков боли и мучений, обмана и недостижимых мечтаний, злых сил и отрицательного воздействия.

Традиционный зонт (Чхатра) в буддизме изображается следующим образом:

  • вытянутая белая или светло-красная ручка из сандалового дерева, декорированная небольшим белоснежным или золотистым лотосом, сосудом и драгоценными камнями;
  • свод – из белого или золотого шелка, бахрома опоясывает его по краю и отделана цветными ткаными украшениями;
  • иногда бывает изображен с перьями павлина или подвесками из хвостов яка – как символ высокого рода обладателя.

Считается, что большое количество сопровождающих с зонтами указывает на высокий статус человека.

Нередко изображаются квадратные или многоугольные зонты. Большие золотые и красные зонты были традиционными украшениями для трона главного ламы, а также развешивались над изображением главного божества в храмах.

2 – Золотые рыбки

Вспоминая восемь благоприятных символов буддизма, многие сразу представляют двух карпов Кои , плавающих по кругу. Их чешуя играет на солнце золотым огнем, напоминающим драгоценные монеты. Кроме того, карпы Кои почитаются как священные животные из-за их благородного вида, элегантности и долголетия.

Бог Вишну преподнес двух карпов Будде в качестве украшения его глаз и защиты от океана мучений и боли.

Издавна эти рыбки, свободные и подвижные обитатели рек и других водоемов, были олицетворением богатства и благополучия: как материального, так и морального. Как рыба плещется в воде, не встречая препятствий на своем пути, так и человек сможет достигнуть цели без помех.

В буддизме пара рыбок олицетворяет радость, активность, счастье и свободу от кастовой системы, так как они свободно резвятся в воде.

Если представить жизнь как бесконечный океан перерождения, то рыбки символизируют легкое его преодоление и приближение к вечной Нирване.

3 – Драгоценная ваза

По легенде, бог Шадана преподнес Будде вазу в качестве украшения для шеи. Как и другие символы в буддизме , ваза олицетворяет достаток и богатство во всех сферах жизни.

Кроме того, драгоценный сосуд – неиссякаемый источник изобилия, исполнения желаний и реализации планов. Эти свойства вазы распространяются и на духовное желание выйти из бесконечного цикла перерождений и достичь Нирваны.

Вазу традиционно изображают в виде золотого кувшина для воды со следующими вариантами украшений:

  • крышка, увенчанная драгоценными камнями;
  • лепестки лотоса, опоясывающие вазу в различных частях;
  • россыпь драгоценных камней по всей вазе;
  • широкая шелковая лента, обвязанная вокруг горлышка.

Драгоценная ваза часто используется в буддистских ритуальных церемониях и считается неиссякаемой: сколько даров из нее ни возьми, а она все равно остается полной.

Есть несколько версий о том, что же скрывает в себе драгоценный сосуд . По одной версии, внутри вазы содержится сладкий нектар, дарующий бессмертие всем, отведавшим его. По другой версии, внутри – неиссякаемый источник драгоценностей.

Нужно помнить, что под драгоценностями буддисты понимают, прежде всего, божественное Просветление и Мудрость. А под напитком бессмертия – ясность и непрерывность сознания, позволяющие познать легкость бытия и перенести этот опыт в следующую жизнь после перерождения.

Значит, одновременно с благими деяниями верующим следует укрепляться в терпении, стойко переживать возвращение негативной кармы за наши грешные действия, совершенные в прошлом.

В некоторых толкованиях говорится, что горлышко вазы запечатано корнями дерева желаний. Такой сосуд, наполненный драгоценностями и запечатанный корнями, размещался (или закапывался) в священных землях, местах поклонения, в водоемах и на горных тропах. В последних случаях роль вазы – умиротворение присутствующих там духов.

4 – Лотос

– священное и самое чтимое растение в Индии. В виде лотосов изображаются чакры, особенно он связан с Сахасрарой, тысячелепестковой чакрой, расположенной чуть выше макушки головы. Кроме того, цветок лотоса – непременный атрибут практически любого божества в индуистском пантеоне. Кришна часто описывается лотосооким, а у Вишну лотос растет из пупка.

Изображение лотоса – символ святой безграничной любви, которая входит в четыре неизмеримости, характерные душе бодхисатвы. Цветок лотоса возле храма обозначает божественную обитель и молитвенное состояние чистоты и умиротворенности.

Лотос в буддизме изображается с 4, 8, 16, 24, 32, 64, 100 или 1000 лепестков. Эти числа сопоставляются с чакрами и количеством частей в мандале.

По цвету лотоса можно определить, кому из богов буддистского пантеона он принадлежит. Например, Ганеша держит в руке розовый или светло-красный цветок, состоящий из 8 или 16 лепестков. Часто Ганеша изображается восседающим на розовом лотосе. Белый цветок – символ святости и непорочности – держит в руке Белая Тара.

Учению буддизма свойственно следующее понимание этого цветка: произрастая из грязного ила, стебель лотоса тянется сквозь толщу речных вод, чтобы распуститься над ними прекрасным цветком. Так и человек, преодолев череду перерождений и познав Просветление, однажды погрузится в Нирвану.

5 – Бесконечный узел

Бесконечный узел (Шриватса) подарил Будде бог Ганеша в качестве украшения для сердца.

Шриватса имеет несколько вариантов изображения:

  • узел треугольной (иногда округлой) формы;
  • драгоценный камень, соединяющийся противоположными углами;
  • локон счастья на груди у Кришны и Будды;
  • отметины на капюшоне кобры (символа кундалини).

Среди буддистов и теологов нет единого мнения, что собой символизирует бесконечный узел Шриватса . Одни полагают, что он представляет собой бесконечность Сансары. Другие считают, что узел – символ вечности. Третьи видят в нем знак неисчерпаемой мудрости Просветленного. Четвертые видят в узле переменчивость времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а кроме того, единство сострадания и мудрости.

Кроме того, есть версия, по которой Шриватса («возлюбленный Шри») – знак Лакшми, украшающий грудь бога Вишну. Знак Лакшми также есть и у Кришны – девятого перерождения Вишну. В этом случае Шриватса называется «завиток счастья» и похож очертаниями на свастику.

6 – Белая раковина

Белая ракушка, завитая вправо, была вручена Будде богом Индрой в качестве украшения для ушей. Считается, что моллюск должен прожить пять жизней, непрерывно перерождаясь, чтобы обрести подобную ракушку.

Раньше ракушки служили музыкальными инструментами, поэтому белая раковина олицетворяет звук мудрости Будды, распространение ее повсюду, пробуждение последователей Будды ото сна незнания. Кроме того, звук раковины олицетворяет прекрасный и мелодичный голос Дхармы. Но не всем дано уловить смысл в этих звуках: некоторые существа из-за своих заблуждений ничего не понимают или вовсе не слышат.

Белая ракушка со спиралькой, завитой по часовой стрелке, – атрибут многих богов-героев, чьи раковины прославляли их смелость и успехи в военном искусстве. Есть мнение, что ее святой и благородный звук изгоняет нечистую силу, обращает вредоносных существ в бегство и отклоняет катастрофы.

Как и другие благоприятные символы в буддизме , раковина имеет свои особенности изображения:

  • изображается вертикально;
  • внизу ракушки располагается шелковая лента;
  • завитая вправо спираль.

Иногда раковина располагается горизонтально и используется в качестве аромалампы.

7 – Знамя победы

Знамя победы Просветленному подарил бог Кришна в качестве украшения для туловища. Знамя – многоярусный цилиндрический флаг на длинном столбе сандалового дерева, часто изображается украшенным лентами . Верх знамени может быть увенчан драгоценностью, исполняющей любые желания. Иногда знамя изображалось похожим на Благой зонт меньшего размера.

Оно устанавливалось на колеснице, за спиной воина и сзади от Чхатры. На каждом стяге была изображена эмблема короля или воина.

Знамя олицетворяет победу над врагами и недругами, демонами и еретиками. Также это символ победы учения Будды над смертью, неведением, всем вредоносным и пагубным в этом мире.

8 – Колесо Дхармы

Как и остальные символы в буддизме , колесо широко почитается последователями Учения Будды и наделяется чудесными свойствами.

Золотое колесо (Дхармачакра) с восемью спицами, разрубающими злобу, невежество и вожделение, символизирует Дхарму и «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни. Правильное воззрение, мышление, речь, поведение, правильный образ жизни, усилие, осознание и правильное созерцание – колесо Дхармачакра олицетворяет все эти аспекты Пути.

Колесо – ранний солнечный символ величия, защиты и творения. Состоит из трех частей: ободка, спиц и оси. Каждая часть соответствует одному из аспектов буддистских учений о духовной дисциплине, мудрости и концентрации.

Ось соотносится с духовной дисциплиной, закаляющей и стабилизирующей разум. Спицы – это мудрость, побеждающая невежество. Обод – бесконечная концентрация в медитации, которая приводит в движение остальные аспекты учения и жизни.

Часто Дхармачакра изображается с четырьмя «завитками радости», которые направлены в ту же сторону, что и завиток на раковине. Обод может изображаться простым золотым кольцом или с каймой, богато украшенной драгоценными камнями. Иногда Дхармачакра изображается с драпировкой из шелковой ленты или покоящейся на цветке лотоса.

Буддийская символика. Основные группы символов буддизма. Восемь символов удачи

Некоторые основные благоприятные символы в буддизме объединены в группы. При этом они могут встречаться и по-отдельности.

Восемь символов удачи


считаются дарами, преподнесенными богами Будде Шакьямуни после обретения им Просветления


однажды пре­поднес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для го­ловы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.

была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего - обретение освобождения и Просветления.


подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца.Символизирует переменчивый характер времени, непостоян­ство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам. Обычно изображается с восемью спицами, которые обозначают «Благородный Восьмеричный Путь» Будды Шакьямуни:

1 - Правильное воззрение.
2 - Правильное размышление.
3 - Правильная речь.
4 - Правильное поведение.
5 - Правильный образ жизни.
6 - Правильное усилие.
7- Правильное памятование.
8- Правильное созерцание.


(по-тибетски «Таши Тагъе») - это все восемь символов нарисованные вместе. Их часто изображают на стенах домов, в монастырях, храмах, на дверях и занавесях.



Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


Боевой топор (санскр. yuddhaku ṭ hāra, пали yuddhaku ṭ hārī). В буддийской иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия у такого топора на рукоятке может быть закреплена ваджра.

Ваджра, или дордже (санскр. vajra, тиб. rdo rje), буквально переводится как "удар молнии" или "алмаз". Есть мнение, что первоначально ваджра считалась непобедимым волшебным орудием бога Индры. В буддизме Ваджраяны ваджра символизирует нерушимое состояние. Она означает и то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. Шарообразный центр традиционно известной формы ваджры - символ нашего изначального состояния. У ваджры имеются два конца, каждый - с пятью лепестками. Они символизируют то, что наша изначальная сущность имеет потенциал, который может проявляться и как пять чистых мудростей, и как пять накоплений захваченности. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип и метод достижения Пробуждения, в то время как колокольчик - это женский принцип и мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик - в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости. Ваджра или её половина входят в качестве составной части во многие символические атрибуты божеств и будд.

Вина, или индийская лютня (санскр. и пали vī ṇ ā) - струнный музыкальный инструмент, обычно имеющий семь струн. С виной изображают Сарасвати - богиню мелодии, звука и речи.

Дамару, или ритуальный двойной барабанчик (санскр. ḍ amaru, тиб. da ma ru). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся срединная часть дамару обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары и её непостоянство, а одновременные удары по обеим сторонам барабана - объединение в недвойственности.

Двойная крестообразная ваджра, или вишва-ваджра (санскр. viśvavajra, тиб. sna tshogs rdo rje), образована скрещением двух ваджр. Вишва-ваджра является атрибутом Будды Амогхасиддхи и некоторых других божеств.

Дигуг, или резак (санскр. kartt ṛ kā, kārtika, тиб. gri gug), - это изогнутый нож, чьё лезвие похоже на полумесяц или имеет форму волны. Дигуг символизирует отсечение трёх корневых ядов. Дигуг часто изображается в паре с капалой.

Драгоценность, исполняющая задуманное, или чинтамани (санскр. cintāma ṇ i, тиб. yid bzhin nor bu), символизирует заслуги, благодаря которым мы можем исполнять задуманные желания. Другое тибетское название чинтамани - пылающая драгоценность (тиб. nor bu me "bar). Пламя, охватившее драгоценность, - свет заслуг. Чинтамани - главный атрибут Будды Ратнасамбхавы; также его держат Гухьясамаджа, Спаршаваджра, Ченрезиг Чакжипа и некоторые другие божества.

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, ratnakalaśa, тиб. gter bum, gter gyi bum pa) - сосуд, содержащий сокровища; является одним из восьми благоприятных символов. Он не имеет носика, выполнен в форме вазы, имеет крышку с драгоценностью, исполняющей задуманное. Во время некоторых тантрических ритуалов этот сосуд устанавливается в центре мандалы.

Дхармачакра, или Колесо Закона (санскр. dharmacakra, тиб. chos "khor). У этого колеса восемь спиц, они символизируют Благородный Восьмеричный Путь. Поворот Колеса Закона символизирует проповедь Истинного Закона. Говорится, что, проповедуя монахам Четыре Благородных Истины, Будда Шакьямуни повернул Колесо Закона двенадцать раз, то есть для каждой из четырёх Благородных Истин было сделано по три поворота Дхармачакры. Колесо Закона является одним из восьми благоприятных символов. Дхармачакра - главный атрибут Будды Вайрочаны.

Зеркало, или мелонг (санскр. adarśa, тиб. me long), - атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию. Зеркало держит в руках, например, богиня Дордже Юдонма.

Знамя Победы (санскр. jayadhvaja; тиб. rgyal mtshan) - один из восьми благоприятных символов, символизирует победу Дхармы над неведением и смертью, а вместе с этим - это преодоление препятствий Мары.

Зонтик, или чаттра (санскр. chattra, atapatra, пали chatta, тиб. gdugs), - один из восьми благоприятных символов; символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления и Освобождения. Его держат такие богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара.

Канглинг, или ритуальная костяная труба (тиб. rkang gling), является тантрическим инструментом, который может использоваться во время ритуальной практики Чод. На изображениях такой инструмент держит, например, Падампа Сангье. В символике Тантры кость - символ непостоянства и скоротечности человеческой жизни.

Капала, или чаша из черепа (санскр. kapāla, тиб. thod pa), - один из самых распространённых атрибутов в буддийской иконографии. Обычно такие чаши изображаются в руках гневных божеств. Они наполнены кровью, либо плотью (санскр. ma ṃ sa kapāla): сердцем, глазами, ушами, языками демонов. В капале йидама Хеваджры изображают животных и божеств. Гневные проявления божеств в Тантре именуют херуками. Херука означает божество, пьющее кровь. Содержимое чаши символизирует наши привязанности, это символ цепляния за эго, самость, личное "я". Ликвидация этих привязанностей - это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала - это чаша, которая символизирует сострадание. В тантрических церемониях чаши из черепов наполнялись вином, символизирующим кровь, и подносились божествам. В буддийских храмах капалы обычно имеют бронзовую подставку и покрыты бронзой.

Книга (санскр. pustaka, тиб. po ti, pus ti, pu sta ka) первоначально изготавливалась из пальмовых листьев, которые обрезались в длинные и узкие листы. Эти листы зажимались между двумя деревянными дощечками соответствующего формата, которые обворачивали и связывали верёвкой. Как атрибут в буддийской иконографии, такая книга символизирует Учение Будды. Учение Будды ведёт существ к Совершенной Мудрости Освобождения. Считается, что изображаемая книга содержит Праджняпарамита-сутру - трактат о достижении Совершенной Мудрости. Например, книгу с Праджняпарамита-сутрой держат Бодхисаттва Манджушри, Бодхисаттва Авалокитешвара, богиня Праджняпарамита, царь Трисонг Децен.

Колокольчик (санскр. gha ṇṭ ā, тиб. dril bu) - аспект, символизирующий в Ваджраяне мудрость (санскр. prajñā). Рукоятку колокольчика венчает половина ваджры, поэтому его также называют ваджра-колокольчик. В Тантре колокольчик также символизирует женский аспект. Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру - в правой. Ваджра-колокольчик является атрибутом Будды Ваджрадхары, Ваджрасаттвы и некоторых других тантрических божеств.

Крюк, или анкуша (санскр. a ṅ kuśa). Анкуша состоит из небольшой деревянной рукоятки с острым металлическим крюком наверху. Иногда частью рукоятки является ваджра. Когда крюк выполнен с элементами ваджры, его также называют ваджра-анкуша. Анкуша - это крюк сострадания просветлённых существ. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.

Кхатванга (санскр. kha ṭ vā ṅ ga, тиб. kha tvang ga) - ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.

Лотос (санскр. и пали padma; тиб. pad ma) - символ святой любви и святого сострадания. Если лотос изображается белого цвета, тогда он символизирует нравственную чистоту, святость. Если лотос - розового цвета, это символизирует Будду или великого бодхисаттву. Розовый лотос является одним из восьми благоприятных символов.

Лук (санскр. и пали dhanu) является атрибутом таких божеств, как Маричи, Курукула, Ушнишавиджая. Стрелой и луком божества могут оказывать подчиняющее воздействие, принося боль марам и другим злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой также символизируют взаимодополнение мудрости и метода.

Луна, или чандра (санскр. candra), вместе с солнцем (санскр. sūrya) является одним из неотъемлемых элементов многих тханок. В Ваджраяне луна и солнце символизирует взаимодополнение противоположностей, левый и правый канал из трёх главных каналов тонкого тела человека. Помимо этого луна является атрибутом некоторых божеств и святых. Полумесяц над головой является символом чандали. Заметим, что и Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах, головной убор Гуру Падмасамбхавы также украшен полумесяцем и бинду.

Медные тарелки, или цимбалы (пали sammatā ḷ a), - музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук; символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.

Меч (санскр. kha ḍ ga, тиб. ral gri) - символ мудрости различения и отсечения привязанностей. Меч мудрости - атрибут Бодхисаттвы Манджушри и некоторых других божеств.

Опахало из ячьего хвоста, или чамара (санскр. и пали cāmara, тиб. rnga yab), раньше являлось одним из атрибутов царской власти. Такие опахала украшались драгоценностями. В буддизме такое опахало стало одним из атрибутов бодхисаттв. С чамарой изображаются архаты-стхавиры Ангаджа, Ваджрипутра, Ванавасин.

Палица, или гада (санскр. и пали gadā), - древнее оружие, применявшееся в близком бою; в древности её делали из железа, кверху она расширялась конусом. Такая булава, выполненная из человеческой кости с черепом на вершине, - одна из принадлежностей Шридеви и Бхайравы.

Патра, или монашеская чаша для подаяний (санскр. pātra, пали patta, тиб. lhung bzed), - непременный атрибут монаха в Общине Будды Шакьямуни. С патрой часто изображается сам Будда Шакьямуни, Будда Амитабха, Бхайшаджьягуру, архаты Шарипутра, Маудгальяяна и многие другие монахи. Патра символизирует отречение от мирской жизни.

Пурба, или кила (санскр. kīla, тиб. phur ba), - ритуальный кинжал, главный атрибут Ваджракилаи, одного из главных йидамов Школы Ньингма. Пурба символизирует мудрость, обретаемую посредством однонаправленной концентрации. С пурбой изображают некоторых святых Ваджраяны, например, Нубчена Сангье, божество Ваджракумару (проявление Ваджракилаи), Ямантаку, Шридеви в четырёхрукой форме.

Раковина (санскр. ankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.

Свастика (санскр. svastika, тиб. bkra shis ldan) - один из шестидесяти пяти знаков Будды, как говорят, обнаруженный в отпечатке его стопы. На некоторых изображениях Будды она изображена на его груди. Также ей иногда украшали лотосовый трон. Известна правосторонняя свастика и левосторонняя свастика. Богиня Экаджати держит в руке трёхконечную свастику. В настоящее время на Западе и Востоке свастика является предметом дискуссий, поскольку этот знак был использован фашистской Германией в качестве своего символа, а позднее стал использоваться другими фашистскими группировками. Однако изначально санскритское слово "свастика" означает знак удачи, и оно является производным от слова "свасти" - успех, удача.

Символ знания и мудрости (тиб. rig gsum dgon po) - атрибут божеств и святых. Тибетское словосочетание rig-gsum-dgon-po означает "Три Просветлённых Покровителя", и символизирует Авалокитешвару, Ваджрапани и Манджушри. Основанием этого символа является лотос, который символизирует чистоту. Книга символизирует Учение Будды, а ваджрный меч - мудрость различения, отсекающую тьму невежества. На изображениях символ знания и мудрости держит, к примеру, тибетский царь Трисонг Децен.

Сосуд с нектаром бессмертия (санскр. am ṛ takalaśa, тиб. tshe bum) - это драгоценный сосуд, содержащий амриту, или нектар бессмертия. Форма сосуда может быть округлой, или овальной, или остроконечной. Сосуд с нектаром бессмертия - атрибут Будды Амитаюса, Падмасамбхавы, Мандаравы, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств.

Стрела (санскр. bā ṇ a, ṣ ara, тиб. mda") в иконографии является символом осознавания и сосредоточения внимания. Этот атрибут есть у Курукуллы, Маричи, Ушнишавиджаи и некоторых других божеств. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода. На изображениях дакини Мандаравы, ученицы Падмасамбхавы, та держит в руках стрелу с шёлковыми лентами пяти цветов, дадар (тиб. mda" dar). Дадар - символ жизненной силы, символ сосредоточения на энергии жизненных элементов. Каждая из пяти его лент имеет свой цвет, цвета символизируют чистую энергию пяти жизненных элементов. Такая стрела с лентами используется в тантрической практике для увеличения продолжительности жизни и устранения препятствий для жизни.

Cтупа, или чайтья (санскр. stūpa, caitya, тиб. mchod rten), является священным местом для поклонения. В ступах содержат реликвии великих святых. Обычно ступу делают либо с квадратным, либо с круглым основанием, и она состоит из пяти частей, это: основание, лестница (ступени), купол, шпиль, навершие. По четырём сторонам ступы часто размещают изображения четырёх дхьяни-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Будды Вайрочаны находится в центре ступы, он обращён лицом на восток, также как и Будда Акшобхья. На изображениях ступу держит в руке, например, Правитель Вирупакша.

Торма, или жертвенный хлеб (санскр. balin, тиб. gtor ma), изготавливается из теста, масла, сахара, имеет разнообразные формы и цвет, является атрибутом ряда божеств.

Трезубец (санскр. triśūla, тиб. rtse gsum pa, rtse gsum, mdung rtse gsum). Существуют различные толкования о символическом значении трезубца. Известно, что один из эпитетов Шивы - "Держащий в руке трезубец" (санскр. triśūlahasta, triśūlavarapā ṇ in). В регионе Гималаев и за его пределами бог Шива издревле почитался, как божественный покровитель йогинов. Вероятно, с йогической точки зрения, значение трезубца - символ трёх главных каналов в тонком теле человека. В буддизме имеются и другие трактовки: один из символов Трёх Драгоценностей - Будды, Дхармы и Сангхи; символ Просветления; знак Будды.

Чётки (санскр. ak ṣ amālā, mālā) являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. В буддийских чётках один круг традиционно насчитывает 108 бусин. На изображениях чётки держат в руках Авалокитешвара, Праджняпарамита и некоторые другие божества.

www.probud.narod.ru

Согласно одной Тибетской легенде, когда Божественный мудрец достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли восемь символов, называемых благоприятными. Сейчас они очень популярны как в самом Тибете, так и в странах, куда буддизм пришёл по северной ветви. Эти знаки очень древние и присутствуют в таких религиях, как индуизм и джайнизм. Также их можно встретить на стенах Буддийских монастырей, ну и, конечно, в домах верующих людей. В этой статье мы рассмотрим восемь символов буддизма и поразмышляем над их смыслом.

1. Золотые рыбы

Это знак достижения Нирваны и преодоления Океана Сансары. В буддийских сутрах достижение Нирваны аналогично достижению Того Берега. Что это значит? Чтобы объяснить, необходимо дать определение противоположному термину «Этот берег». Он символизировал Мир Страстей, состоявший из шести путей. Наше подсознание тесно взаимодействует с Миром Форм и имеет прямое отношение к перерождению (Океан Сансары). Те, кто плывёт по этому океану, постоянно попадают в Мир Страстей. Так происходит процесс перерождения.

Где же расположен Тот Берег? Он представляет собой Мир Без Форм. Если у человека есть мирские желание, то они, подобно волнам, станут серьёзным препятствием при попытке добраться до Того Берега. А святой, вошедший в этот океан, без проблем его преодолеет, так как он победил свои мирские желания. Отсюда появилось ещё одно значение знака Они стали над нашими мирскими желаниями: у рыб не возникает страха перед океаном, они плывут туда, куда хотят. Золотой цвет олицетворяет заслуги, обретённые в ходе духовной практики. Вы спросите, а почему там не одна рыбка, а две? Думаем, это подсказка, намекающая на то, что в духовной практике нужно не только накапливать добродетельные поступки мыслей, речей и тела, но и развивать мудрость.

Существуют и другие интерпретации (то есть символы буддизма имеют несколько значений). Историки считают, что золотые рыбы - это две Индийские реки: священный Ганг и его самый полноводный и длинный приток - Ямуна. Таково добуддийское объяснение этого знака. В те времена упомянутые реки олицетворяли левый и правый канал в эфирном теле человека.

А в древних текстах двух золотых рыбок образно сравнивали с глазами Спасителя. Далее мы рассмотрим другие символы буддизма и их значение. У некоторых знаков тоже будет несколько интерпретаций.

2. Лотос

Цветок лотоса является символом святого сострадания и любви. А эти два чувства входят в четыре неизмеримости и помогают найти путь к душе Бодхисаттвы. Белый лотос символизирует святость и духовную чистоту. Розовый - считается знаком Спасителя, то есть самого Будды.

Своими уходит в ил, его стебель проходит через толщу воды, а лепестки поднимаются над ней. Они открыты солнцу и чисты. В сознании просветлённого нет загрязнений. Три корневых яда не способны отравить ум святого, подобно тому, как грязная вода не может удержаться на незапятнанных лепестках лотоса.

3. Раковина

Как и другие символы буддизма, она имеет собственное значение. Белая раковина с закрученной вправо спиралью считается знаком просветления Спасителя, а также благой вестью всем существам о возможности достичь его природы. В древности раковина была музыкальным инструментом (духовым). Поэтому не удивительно, что она символизировала звук, который распространялся по всем направлениям. Так же и учение Будды передаётся повсеместно, призывая всех существ пробудиться ото сна неведения.

Чаще всего в природе встречаются раковины, у которых спираль закручена влево. Раковины с правосторонней спиралью очень редки. Именно они ассоциировались в сознании людей с особенными признаками и считались священными. С направлением их спирали связывали движение небесных светил: звёзд, планет, в том числе Луны и Солнца.

4. Драгоценный сосуд

Относится к категории «Самые красивые символы буддизма», картинки которых присутствуют в любом Буддийском храме. Это знак здоровья, долгой жизни, а также благосостояния и богатства. Крышка сосуда украшена драгоценностью, которую называют чинтамани (в переводе с санскритского - исполняющая задуманное).

Вы уже знаете, что символы буддизма могут иметь несколько толкований. Вот и содержимое кувшина имеет две интерпертации. Первая говорит о том, что внутри находится нектар бессмертия. Вспомните, на тханках такой кувшин с держали и Будда Амитаюс и ученица Падмасамбхавы - Мандрава. Они обрели вечную жизнь и забыли, что такое старение и смерть. С другой стороны, в Учении Будды сказано: в Трёх мирах ничто не может быть вечным, вечна лишь наша истинная природа. Применяя практики долгожительства, занимающийся может существенно продлить своё существование и устранить жизненные преграды. Главным препятствием является дефицит энергии. Продление жизни особенно ценно, если человек практикуется для достижения Освобождения, совершенствуется в сострадании и любви, накапливает мудрость и заслуги, тем самым становясь нужным другим существам.

Согласно второй интерпретации, этот сосуд наполнен драгоценностями. Причём их можно брать сколько угодно, он от этого не опустошается. Что символизируют драгоценности? Это благие воздаяния за благодетельные поступки, совершаемые людьми. Тот, кто накапливает положительную карму, обязательно пожнёт плоды счастья.

5. Колесо Дхармы

Колесо закона - пятый символ буддизма, фото которого прилагается к статье. Его восемь спиц отражают суть учения - соблюдение восьми «благородных принципов»: правильной веры, поведения, речи, ценностей, стремлений, добывания средств к существованию, концентрации и оценки собственных действий. Центр колеса - это точка сознания, излучающая душевные качества.

6. Знамя победы

Этот символ буддизма означает торжество Дхармы над неведением, а также прохождение препятствий Мары. Это знамя находится на вершине горы под названием Сумеру. Пока существует Вселенная (Небеса Брахмы и Мир Страстей), эта гора Совершенства будет нерушимой. Следовательно, и учение Спасителя уничтожить просто невозможно.

7. Бесконечный узел

Некоторые символы буддизма имеют несколько интерпретаций. И бесконечный узел относится к этой категории. Для одних он является бесконечным круговоротом бытия, для других - символом вечности, для третьих - знаком неисчерпаемых знаний Будды. Также это знак взаимозависимости всех событий во Вселенной и сложной взаимосвязи между состраданием и мудростью в процессе достижения Просветления. А чтобы его достичь, нужно преодолеть бесконечно длинный путь Махаяны. Путь Бодхисаттвы довольно долог и включает в себя множество кальп.

Ещё есть гипотеза, что бесконечный узел отражает другой символ, состоящий из 2 переплетающихся змей. Змея - это один из самых древних знаков кундалини, который пришёл в Индию из Древнего Египта. Скорее всего, бесконечный узел имеет связь с чандали. Это подтверждается теорией о том, что переплетающиеся змеи очень похожи на движение кундалини по левому и правому каналам эфирного тела.

8. Зонт

Драгоценный зонт - последний благоприятный символ буддизма. Пока человек идёт по пути Просветления (достижение природы Будды), знак помогает ему в преодолении препятствий.

Традиционно символизировал в Индии защиту, а также царское величие. Поскольку его держали над головой, естественно, он символизировал уважение и почёт. Для светских правителей зонты делали из В религиозном сознании большинства людей защита от непогоды ассоциировалась с защитой от пороков, загрязнений и страстей, мешающих духовному развитию. То есть, подобно тому, как простой зонт спасает нас от лучей солнца или дождя, его драгоценный аналог защищает от преград на пути к Пробуждению.

Тибетский вариант формы зонта был заимствован у китайцев и индусов. Прототипы состояли из шёлкового купола и деревянного каркаса со спицами. По краям шла бахрома или оборка. Шёлк был красным, жёлтым, белым или разноцветным, а черенок красили исключительно в красный или золотой цвет. В Тибете по зонту можно было узнать статус владельца. Причём он был символом не только светской власти, но и духовного могущества. Согласно древним преданиям, Учителя Атишу почитали до такой степени, что выделяли ему в сопровождение тринадцать зонтов.

Заключение

Теперь вы знаете основные символы буддизма. Надеемся, что вам понятно их значение. Без смысловой нагрузки они - всего лишь красивые картинки, украшения и безделушки. Используйте эти символы для достижения состояния Просветления.

Буддизм возник в IV-VI вв. до н.э., когда Сиддхартха Гаутама (Будда) начал распространять в Индии ученье о возрождении, страдании и нирване. Будда не любил использовать свой собственный образ, потому для обозначения основных положений учения применял различные символы. Так, в буддизме существует 8 символом благоприятного предзнаменования, которые Будда получил после того, как достиг божественного просветления. К ним относятся: купол (зонт), 2 золотые рыбки, раковина, знамя победы, колесо дхармы, ваза и бесконечный узел.

8 символов благоприятного предзнаменования

В повседневной жизни зонт оберегает людей от таких погодных явлений, как дождь или солнечный свет. В буддизме зонт (купол) - символ защиты от страданий и помыслов, приносящих вред. Помимо этого, знак ассоциируется с прохладной тенью, которую дарует человеку.

Лотос - цветок, который упоминается в буддистском ученье в качестве демонстрации истинной природы человека. Корни этого растения уходят в тину, но он все-таки распускает свои прекрасные цветки над мутью воды. Словно лотос, человек проходит через страдания и мучения к красоте, чистоте и духовному просветлению. В буддизме имеет большое значение цвет лотоса: белый - символ чистоты помыслов и духа, розовый - символ Будды, красный - символ любви и великого страдания, синий - символ просветления и мудрости, фиолетовый - символ мистицизма и потусторонних сил.

Две золотые рыбки первоначально ассоциировались у буддистов с реками Яман и Ганг. В дальнейшем произошло переосмысление этого символа, который стал обозначать богатство, успех и удачу. Словно рыба в воде, человек может бесстрашно плавать в океане страданий.

Раковина - это традиционный символ войны, а также знак спасения человеческой души от невежества. Белая раковина, спирально закрученная в правую сторону, означает радостный глас учения дхармы о пробуждении учеников.

Победу Будды над злым демоном Мара, связанным с похотью, гордыней и гневом, означает . Этот знак призван служить людям напоминанием о том, что они должны бороться со своими пороками (гневом, похотью и т.д.), поскольку только этот путь приведет их к душевному просветлению.

Колесо дхармы (чакра дхармы, дхамма чакка) обозначает самого Великого учителя - Будду, а также является символом всего учения буддизма. Оно имеет 8 спиц, что напоминает о 8 этапах пути Будды и 8 благих символах.

Ваза - это буддистский символ неисчерпаемого богатства, долголетия и других благоприятных явлений, которые сопровождают просветленного человека в его жизни. Кроме того, ваза означает сосуд, который можно наполнить чем угодно.

Бесконечный узел представляет собой переплетенные линии, завязанные в узел. Он должен напоминать верующим о том, что все в этом мире взаимосвязано между собой. Помимо этого, знак символизирует единение страдания и мудрости, религии и светской жизни человека.