Александр невеев - магическое мышление. Магическое мышление. Материализуются ли мысли и надо ли всегда позитвно мыслить

Александр невеев - магическое мышление. Магическое мышление. Материализуются ли мысли и надо ли всегда позитвно мыслить
Александр невеев - магическое мышление. Магическое мышление. Материализуются ли мысли и надо ли всегда позитвно мыслить

Введение

Со времен Л.Леви-Брюля и Зигмунда Фрейда, считалось, что магическое мышление было присуще только первобытному человеку. В последнее время можно с уверенностью утверждать, что магическим мышлением обладает и современный человек. Прежде чем говорить о видах мышления и о самом магическом мышлении давайте дадим определение мышлению с точки зрения психологии:

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Разные школы психологии выделяют разные типы мышления в трансоаналитической концепции принято выделять критическое мышление, логическое мышление, абстрактное мышление, наглядно-образное мышление и магическое мышление, давайте дадим определение каждому из этих видов мышления.

Критическое мышление - это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Логическое мышление- это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.

Абстрактное мышление- это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике.

Наглядно-образное мышление- это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.

Магическое мышление - это совокупность верований в возможность определенным способом мыслей влиять на реальный мир.

Магическое мышление можно определить как вера в сверхъестественные явления, которые каким-то образом влияют на наш мир, это может быть религиозные образы, мистические образы, уфологические образы (НЛО, инопланетяне). Значительную часть в формировании магического мышления играет культура и социум, во многом зависит от семьи в которой воспитывался человек, какие культурные компоненты ему присуще, в каком обществе живет и работает этот человек. Огромное значение для формирования магического мышление имеет средства массовой информации.

В целом магическое мышление имеет ключевое значение для трансоанализа, психологии и антропологии человека, в последнее время стало популярно верить во все необычное и мистическое по телевидению постоянно показывают телепрограммы посвященные различным аномальным, сверхъестественным явлением, существует даже несколько телеканалов, которые специализируется именно на этой теме, видимо одна из их целей формирование у населения магического мышления. Несмотря на технический прогресс современный человек очень подвержен мистическим и религиозным верованиям, кроме огромного количества религий, веры в бога, современные человек верит: в магию, духов, призраков, полтергейстов, домовых, русалок, инопланетян, НЛО, ангелов, демонов и т.д. По этому я считаю просто необходимым полностью разобраться в понятии магического мышления и так приступим.

Формирование магического мышления

В формировании магического мышления можно выделить несколько компонентов:

1. Культурно-психологический компонент. Человек приобретает магическое мышления в результате воспитание, например в религиозной семье, или в семье, которые верят в аномальные, сверхъестественные явления. Как правило ребенок перенимает у родителей их веру и убеждения, в результате развивается магическое мышление. В другом случае в результате получения определенного знания из средств массовой информации или из социума, я решил не выделять его как отдельный компонент, тем немее возникновение интереса к сверхъестественному может возникнуть в результате получения информации о мистицизме, паранормальных явлениях из книг, телевидения, радио и из сети интернет.

2. Предрасположенность к мистицизму. У человека есть предрасположенность к вере в сверхъестественные явления, он уже с детства увлечен всем таинственным и аномальным, тем немее первые свои знание он получает из средств массовой информации.

3. Спонтанный мистический опыт. Человек может прожить пол жизни и ни когда не верить в сверхъестественные явления, но в результате определенного опыта (не относящимся к СМИ), например спонтанное проявления религиозных образов (бога, ангела, демона), встреча с инопланетянами или какое-нибудь другое мистическое знамение. В результате различных психотехник, духовных практик, наркотиков, таких как галлюцинагены, психоделики. Человек получает определенный мистический опыт в результате чего формируется магическое мышление.

Особенности магического мышления

Специфическая особенность магического мышления - это непоколебимая вера в сверхъестественные явления. Люди, которые верят в сверхъестественные явления, особенно - это касается религиозной веры, глубоко убеждены в существовании сверхъестественного, их бывает сложно переубедить в этом. Иногда магическое мышление пытаются подделать под научные исследования, такие индивидуумы утверждают, что их интерес к мистицизму связан исключительно с научными изысканиями. Автор общался с данными людьми - в большинстве случаев оказывалось, что это связанно именно с магическим мышлением.

Стоит учитывать, что магическое мышление проявляется в разной категории у человека, магическое мышление может быть сильно, средне и слабо выражено. Сильно выражено - это когда у человека вся жизнь связанно со сверхъестественным, когда вещи получают мистическое значение или одушевленное, например автомобиль «живой» ему бывает «больно», подводная лодка «Курск» утонула в результате вмешательства инопланетян из НЛО и т.д. Средне выражено магическое мышление - это когда человек верит в сверхъестественное, но без фанатизма, и может критически оценивать свои убеждения. Слабо выражено - допускает существование сверхъестественного, но не более того.

В некоторых случаях магическое мышление возникает в результате мистического опыта, когда человеку является как он считает, что-то сверхъестественное, в таких случаях психика человека изменяется, например из атеиста он может стать верующем бога или слабо выраженное магическое мышление усиливается в несколько раз в результате мистического опыта.

Магическое мышление и

психические расстройства

Психиатры утверждают, что магическое мышление часто связано с психическим расстройством, в психиатрии ведено в классификацию DSM -IV нового кода V62.89 «Религиозные и духовные проблемы». В результате сильно выраженного магического мышления у человека появляются психопатологические симптомы, которые в современной психиатрии обозначаются, как шизофрения, психозы, галлюцинации вызванные психическим расстройством. Существует такое понятие в психологии, как «локус контроля». Это склонность человека приписывать те или иные события в жизни (успех или неудачи) внешним – окружающему миру (внешний локус контроля) или внутренним – самому себе (внутренний локус контроля) факторам. Так вот люди с этими расстройствами чаще всего имеют внешний локус контроля и полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян…), но только не от них самих.

Психиатры утверждают: у лиц с шизотипическим личностным расстройством не абстрактно-теоретический, а конкретный характер, который непосредственно соотносится с реальной жизнью. Пациенты чувствуют в себе способность определенным образом влиять на окружающих, например, передавать им некоторые свои убеждения. Тем не менее, они не используют эти особенности для привлечения к себе внимания, не стремятся казаться необычными, они так живут, так думают и чувствуют. Выражение, что другие могут чувствовать их чувства и эмоции, является для них не метафорическим, а конкретным. В более молодом возрасте, когда шизотипическое личностное расстройство еще не диагностируется, эквивалентом этого признака у детей и подростков является наличие необычных, вычурных патологических фантазий и сверхзанятость размышлениями на какую-то определенную тему. Это может находить выражение в определенных действиях, например, придумывании какой-то игры, рисунках, персонажи которых, с одной стороны, живут самостоятельной жизнью, а с другой – отражают события, происходящие в виртуальном мире.

На протяжении второй половины XX в. накопился значительный по объёму и разнообразный по форме материал о так называемых «контактах третьего рода» - взаимодействиях землян с экипажами НЛО. При анализе этого материала определённый интерес представляет концептуальный аппарат современной психиатрии, - в частности, клинические признаки галлюцинаторно-параноидного синдрома - синдрома Кандинского–Клерамбо (СКК). Его «составляющие» - псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма, - так или иначе просматриваются в «контакторском опыте».

Самым существенным отличием псевдогаллюцинаций является ощущение у больного их «искусственного» характера. В «контакторском» опыте с внеземными цивилизациями, «Высшим Разумом», «Банком Памяти Вселенной», «параллельными мирами» и т. д., занимают образы, которые поддаются отождествлению со зрительными псевдогаллюцинациями.

СКК наблюдается как при различных психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии, пролонгированных симптоматических психозах, хроническом алкоголизме), так и при органических заболеваниях головного мозга. Так, с очаговым поражением правого полушария связана группа пароксизмальных расстройств сознания, которая включает в себя «особые состояния сознания с переживанием ирреальности окружающего мира»; состояния с «двухколейностью переживаний»; «вспышки пережитого в прошлом»; онейроидные (сновидные) состояния.

Эти последние представляет особый интерес для интерпретации отдельных аспектов «контакторского» опыта. При них больные (как и участники «контактов третьего рода») также игнорируют реальную действительность и оказываются в ином мире. Больные (как и «контактёры») часто отмечают, что не ощущают веса собственного тела, движутся со «сверхъестественными» скоростями; больные рассказывают, что проносились мимо других планет, встречались с инопланетянами. Клиническая практика здесь оказывается сопряжённой с парадоксографической традицией.

Следует подчеркнуть, что медико-психиатрический (как и любой другой) подход к анализу квазирелигиозных верований и суеверий нельзя переоценивать. Граница между патологией и нормой - весьма условна, определяется характером культуры эпохи, выбором картины мира из того многообразия, которое в ней присутствует. То, что в рамках различных вариантов научной картины квалифицируется как патология, девиация, в контексте религиозной, мистической, эзотерической картин мира может выступать нормой; и, соответственно, - наоборот.

В России зарегистрировано около трёхсот тысяч разного рода целителей, значительная часть из которых - душевнобольные, нашедшие в знахарстве способ самокомпенсации. Но самокомпенсируя себя, они декомпенсируют народ.

Нелишним следует заметить, что если родственники «замечают», что с их ребёнком происходит что-то неладное, то это происходит уже на стадии развёртывания клинических проявлений заболевания. Естественно, обращение больных с развивающимся психозом к целителям приводит не только к более быстрому развитию заболевания, но и к фиксации болезненных переживаний на самом факте обращения к тому или иному целителю - «мне сказали, что я быстрее всех вылечусь, так как у меня особые способности, стукнула меня по рукам, а теперь я всё время слышу её голос». Больных уверяли, что они обладают особым даром - «контактёр», «чистильщик», отсюда появлялись идеи обладания особыми способностями - «я должна людей энергией заряжать, должна смотреть каждому в глаза и желать добра».

С этой точки зрения профессора Б.С.Фролова соотношение нормы и патологии в магическом мышлении представляется следующим образом:

Гармоничное магическое мышление. Сюда относятся лица, у которых сосредоточение внимания на боге не мешает, а наоборот, гармонизирует социальное функционирование. Им присущи благоговение и любовь, уважение к собственной личности и к убеждениям других людей, ориентация на теплые межличностные отношения.

Магическое мышление с кратковременными религиозно-мистическими состояниями. Включает верующих, у которых во время богослужений или индивидуальных молитв возникают кратко-временные эпизоды измененных состояний сознания. Их следует считать практически здоровыми, если выход из состояния не сказывается на социальном функционировании и повседневной деятельности.

Магическое мышление, отягощенное невротическими психическими расстройствами. Лица с данными нарушениями нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях.

Магическое мышление, отягощенное психопатическими нарушениями (религиозные фанатики, реформаторы, страдающие паранойяльной психопатией со сверхценными идеями притязания). Нуждаются в психиатрической и психотерапевтической помощи, которая оказывается с их согласия, преимущественно в амбулаторных условиях. Принудительное психиатрическое обследование необходимо, если их поведение представляет опасность для близкого окружения, например, содержит призывы к жертвоприношениям, совершению суицида и т. д.

Магическое мышление, отягощенное психическими расстройствами психотического уровня. Включает больных, у которых патологический процесс отвечает закономерностям развития психического заболевания. Бред и галлюцинации религиозного содержания сочетаются с другими симптомами и синдромами, характерными для определенной нозологической единицы. Нуждаются в лечении в стационарных условиях. Недобровольная госпитализация применяется в случаях, если психическое состояние представляет опасность для самого больного и для окружающих или есть основания предполагать утяжеление болезни без оказания психиатрической помощи.

Критическое и магическое мышление

В предыдущей части мы подробно поговорили о психических расстройствах у людей с магическим мышлением. С моей точки зрения магическое мышление должно сочетаться с критическим - это нужно для того, чтобы у человека был «здравый рассудок», все его мистическое мировоззрение сочеталось с долей критики себе и к своему миропониманию, иначе бывает так, что скатываются к грани между нормой и патологией.

Очень многие люди с магическим мышлением не анализируют ту информацию, которая им открывается, передовая и воспринимая ее как есть, как истину, не думая о последствиях для себя и своих близких. При магическом мышлении психическое расстройство наступает незаметно и достаточно быстро и причина как правило одна: человек не осмысливает ту информацию, которую получает, воспринимает ее как истину в первой инстанции, для того, чтобы этого избежать нужно всю информацию и мысли анализировать, если есть такая возможность обсуждать с другими людьми, которым доверяешь.

Магическое мышление и психика

Наша психика очень предрасположена к вере в сверхъестественное, все что человек не может объяснить, он относит к мистике, это было и в древности и продолжается и в ниши дни. Бывает и так что человек с магическим мышлением принимает желаемое за действительное, видя мистицизм там где его нет, а иногда и во всем в подряд, но это уже граничит с патологией.

Я считаю, что люди всегда будут верить в мистическое и сверхъестественное, пусть это будет в разных формах, разных теориях, разных обертках, в зависимости от культурно-психологической составляющей общества, мистицизм будет всегда, по той причине что наша психика имеет особенность фантазировать, воображать, и пытаться объяснить все явления, зачастую религиозными и мистическими образами, связи с этим существует огромное количество религий и мистических школ, а мистицизм остается популярен во все времена, в прошлом, настоящем и в будущем. Магическое мышление будет существовать всегда изменятся под влиянием времени, в зависимости от культуры и воспитания, но без шанса исчезнуть на всегда, наше дело исследовать феномен магического мышления, так как он в некоторых случаях выполняет защитную функцию, оберегая человека от потрясений - вещей которых он пока не понимает, а с другой опасность получить психическое расстройство. Основные особенности магического мышления еще предстоит изучить, исследование магического мышления поможет понять происхождение различных аномальных и сверхъестественных явлений, что - это фантазии психики или реально существующие феномены, почему люди верят в Богов, демонов, ангелов, НЛО, инопланетян и в много чего еще, познаем с раскрытием потенциала магического мышления.

Характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет.

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с ее мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой... было, разумеется, ее противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что ее муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

- З. Фрейд . «Тотем и табу»

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand meme… )

Литература

  • Mannoni, Octave. Clefs pour l’imaginaire ou L’autre scène . Èditions du Seuil, 1969.

Мифологическое сознание.

В антропологии и этнической психологии долгое время предпочитали использовать термин «мифологическое мышление» или «первобытное мышление». Однако этот термин не совсем корректен. Человек, воспринимающий мир сквозь призму мифа, имеет не только своеобразное мышление – он иначе осознаёт себя в окружающем, несколько другие у него и эмоциональная и мотивационные сферы личности. Поэтому более точным представляется термин «сознание». Характеристика мифологического сознания как первобытного так же не достаточно верна, так как довольно много его «пережитков» существует у современных людей. Большой вклад в понимание сознания и мышления людей прошлого, специфики мифологического восприятия мира внесли труды таких учёных, как Б. Малиновский, Дж. Фрэзер, Д. Кэмпбелл, К.Г Юнг и др.).

Мифологическое сознание – это самая ранняя историческая форма сознания человека, основной структурной единицей которого является миф.

Миф – это предание, в художественно-поэтической форме объясняющее то или иное явление окружающего мира. Миф содержит в себе элементы и науки, и философии, и поэзии, и религии, но не является ничем из этого перечня. Это особая форма познания и восприятия. При этом миф, в отличие от сказки, воспринимается рассказчиком и слушателями как истина. Он базируется на вере и эмоциональном сопереживании событий, о которых рассказывается в мифе.

Мифологическое сознание характеризуется следующими признаками.

    Целостность.

Первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, он был частью его. Всё в мире находилось во взаимосвязи. Так, предками племён считались животные (так, среди многочисленных индейских племён было племя Орла, племя Кабана и др.), в каждом предмете и животном обитал свой дух, с которым можно разговаривать и договариваться (анимизм мифологического сознания). Поэтому охотники многих древних племён просили прощения у убитых животных и благодарили их за то, что они позволили себя убить. Кроме того, любой предмет окружающей среды мог стать амулетом, оберегающим от враждебно настроенных сил.

Элементы такого отношения к окружающему миру сохранились и до настоящего времени. Так, для многих наших современников характерно приписывание животным человеческих черт и мотивов поступков. Споткнувшись о какой-нибудь корень, человек может выместить на нём свой гнев (пнуть), «наказав» его таким образом (что вполне характерно для мифологического сознания). Человеку свойственно одушевлять и технику – достаточно пронаблюдать за «общением» с телевизором (часто, если он плохо показывает, весь ремонт сводится к яростным ударам по нему, что не имеет под собою рациональной логики, но вписывается в логику мифологическую) или с компьютером – с ним могут даже разговаривать, упрашивать, ругать, хвалить.

    Отсутствие деления на естественное и сверхъестественное.

В мифологическом сознании нет места для сверхъестественного. Всё в этом мире естественно, всё подчиняется единым законам – и всё известно, т.к. мифы объясняют все известные древнему человеку феномены среды. Боги, в отличие от христианского Бога или Аллаха, вполне досягаемые, они такие же обитатели нашего мира, как и люди, только обладают большими возможностями и олицетворяют природные стихии. Живут боги опять-таки не где-то «на небесах», а в конкретных местах – гора Олимп, гора Меру, на западе и т.д. Точно так же локализован в пространстве загробный мир.

Поскольку боги – часть этого мира, то с ними можно встречаться, спорить, обманывать и даже бороться с ними. Например, в центральноафриканских племенах в случае засухи охотники наказывают бога, отвечающего за дождь, путём высечения его статуи розгами или вбиванию в неё гвоздей. Экзекуция продолжается до тех пор, пока бог не пошлёт дождя. Причём такое поведение совершенно не исключает страха перед тем же самым богом – если он нашлёт ураган, то его будут уже задабривать. Множество примеров таких «житейских» отношений с богами можно обнаружить в древнегреческой мифологии.

    Относительность морально-этических понятий.

У древних племён было весьма своеобразное, с точки зрения современного человека, представление о морали. Его хорошо иллюстрирует известный пример. Христианский миссионер в Южной Африке в середине XIX века пытался объяснить зулусу, что такое «добро» и что такое «зло», а заодно пояснял, что нехорошо воровать коров. На эти рассуждения зулус ответил так: «Добро – это когда я угнал у соседа коров. Зло – это когда сосед угнал у меня коров». Воровство для миссионера и для современных европейцев – практически всегда осуждаемое деяние, это грех (заповедь «Не укради»). Для зулуса этот «грех» относителен. Убийство своего соплеменника осуждается, но убийство представителя другого племени если не поощряется, то не наказывается (в христианстве запрет на убийство носит абсолютный характер – пусть даже он фактически и не соблюдается). Если внимательно изучить мифологию, то обнаруживается, что в древних мифах нет злых богов. Боги такие же непостоянные, как и силы природы, которые ими олицетворяются. Бог Солнца добрый, когда светило ласково и помогает урожаю созреть. Но бог Солнца становится злым, когда приходит засуха.

    Символическое мышление.

Это базовая, общечеловеческая форма мышления. Если представить нашу психику в виде айсберга, то понятийное мышление лишь его небольшая верхушка, а основа – символическое. Этот вид мышления оперирует символами. Американский гештальт-психолог немецкого происхождения Рудольф Арнхейм выделил три вида образов.

    Изображение. Оно воспроизводит реальность конкретно и буквально

(документальная фотография) или в схематической форме (план города). Форма и содержание в изображении полностью совпадают, автор изображения имеет в виду только то, что изобразил.

    Символ – вид образов, имеющий конкретную чувственную форму, но

передающий, помимо конкретного, дополнительный, скрытый смысл. Например, красная роза – символ любви, изображение толстяка у некоторых народов – символ изобилия и богатства. Скрытый смысл так или иначе связан с конкретным изображением (яйцо выступает как символ жизни во многих мифологиях потому, что из яйца появляются живые существа).

    Знак. Вид образов, форма и содержание которых всегда являются

условными, искусственно создаными. О них всегда договариваются заранее. Если вы не подготовленный зритель, вы не обнаружите смысла в знаках. Например, к знакам относятся цифры, буквы алфавита, теоретические понятия (аутизм, имманентность и др.), условные обозначения (! ? +).

Один и тот же образ может быть и изображением, и символом, и знаком. Например, круг можно рассматривать, в зависимости от ситуации, и как мишень, и как символ солнца или луны, и как дорожный знак. Поэтому смысл символа определяется контекстом. В одном контексте чёрный цвет воспринимается как символ смерти, в другом – как символ ночи.

Ввиду того, что конкретное значение и смысл часто не совпадают, человек, попавший в другую культурную обстановку, зачастую не понимает смысла как в различных видах художественного творчества других народов, как и многих вещей, которые являются обыденными для представителей этноса, среди которых находится иностранец. Например, настоящие индийские танцы (имеющие мало общего с танцами в индийском кинематографе) являются глубоко символичными, так как каждый жест, каждая поза имеет своей смысл, т.е. они являются знаками. И там, где иностранец видит лишь танец, индиец может «прочесть» целую поэму. Такой же символизм присущ японскому театру «Но» и «Кабуки», пекинской опере и многим другим явлениям культуры разных народов.

Классическим примером символического мышления являются иероглифы – древнеегипетские и современные китайские, основа которых – не слова, а образы-символы.

    Вера в магию.

Магия – это управление силами природы посредством определённых ритуалов и средств ради достижения какой-либо цели. Пожалуй, вера в магию – один из наиболее устойчивых элементов мифологического сознания, в той или иной степени сохранившийся у всех народов мира.

Основа веры в силу магии коренится в представлении о целостности, взаимосвязанности всего мира и в символическом мышлении. Для мифологического мышления характерна убеждённость в том, что вещь и символ (изображение), обозначающий эту вещь – суть одно и тоже, они находятся в неразрывной связи. Чтобы магически воздействовать на человека, необязательно видеть его – достаточно соорудить его фигурку, использовав, правда, какую-нибудь вещь, принадлежащую объекту колдовства (волосы, ногти и др.). После чего можно приступать к магическому ритуалу, например, наведения порчи через повреждение статуэтки. Поскольку статуэтка связана с тем, кого она изображает, то на голову несчастного должны будут обрушиться несчастья.

Большинство ритуалов обязательно задействуют определённые словесные формулы. Слова так же обладают магической силой, и составленные в определённом порядке, могут воздействовать на силы природы и духов. Например, при раскопках древнеегипетских городов находили разбитые таблички, на которых были записаны имена вождей враждебных племён. Разбивая таблички и нарушая таким образом целостность имени, египтяне, с их точки зрения, наносили вполне реальный вред врагам – слово так же связано с вещью, как и любой другой символ, её изображающий. Слово имеет такую же силу, что и действие. Впрочем, магия была не только вредоносной, но и позитивной, которая строилась на тех же принципах.

В современном мире, даже среди рационально мыслящих людей, в большом количестве сохранилась вера в магию. Это и «диагностика и лечение по фотографии» экстрасенсов, и многочисленные суеверия (многие из которых базируются на том, что при помощи определённых действий – постукивание по дереву, вставание с правой ноги и т.п. – можно избежать неприятностей). Сжигания флагов и чучел так же восходят к древним магическим ритуалам – уничтожаемый флаг символизирует какую-либо ненавистную страну, а чучело (или портрет) – человека. Многочисленные «салоны магии» и предложения снять порчу свидетельствуют о том, что подсознательная вера в магию.

Мифологическое сознание до сих пор является господствующим у так называемых «традиционных» народов – племён Африки, Австралии, частично - у многих азиатских народов (индуистские народы, китайцы, японцы). Но и у европейских народов оно по-прежнему присутствует. Кроме вышеперечисленных пережитков, можно назвать попытки нацизма реанимировать древнегерманскую мифологию как замену христианству. Как ни парадоксально, глубоко мифологична и религиозна была коммунистическая идеология – несмотря на все слова о «научном коммунизме». Анализ коммунистической идеологии как мифологии выходит за рамки этнической психологии, поэтому интересующиеся этой темой могут обратиться к работам М. Мамардашвили , Л. Андреевой и А. Цуладзе . Кроме того, в обществе в большом количестве бытуют политические и национальные мифы, появляющиеся тогда, когда существует потребность в знании при отсутствии достаточного количества информации. В данном случае миф – это какие-либо сведения, воспринимаемые индивидом или обществом на веру как истина.

Религиозное сознание.

Религиозное сознание очень тесно связано с мифологическим, более того, исторически оно «оформилось» именно в рамках мифологии – как дальнейшее её развитие. Например, христианство как религия основано на еврейской мифологии, изложенной в Ветхом Завете. Но, несмотря на тесную связь с мифологией, религиозное сознание имеет ряд специфических черт. Следует отметить, что термин «религиозное» - условен, и черты, которые свойственны этому типу сознания, проявляются и в других сферах, кроме религиозной, в которой они выражены ярче всего. Человек, не являющийся приверженцем какой-либо религии, так же может быть носителем этого сознания.

    Выделение сверхъестественного.

Вместо прежнего, целостного восприятия мира, приходит образ мира как творения одного Бога. Мир разделяется на две части – естественная (природа и человек) и сверхъестественная (Бог). Бог находится над и вне природы, он существовал всегда и создал Вселенную. А значит, он не подчиняется законам этой Вселенной. Фактически, вместо мифологического представления о полностью познанном мире (мифы объясняют всё) появляется картина мира как разделённого на три категории: то, что уже познано человеком; то, что пока ещё не познано; и то, что познать невозможно никогда (Бог). Бог не живёт, как боги мифов, в нашем мире – он где-то на небесах, хотя, как пережиток мифологических представлений, ад располагается в нашем мире – под землёй.

Как следствие «нарушения» восприятия мира как единого целого, человек ставится над природой. Он – венец творения, царь природы, которая создана в первую очередь для человека. Отсюда – существенно изменившееся отношение к окружающей среде.

    Появление абсолютных морально-этических понятий и догм.

Как уже говорилось, для религиозного сознания характерно наличие абсолютных моральных истин и критериев. Более того, представители каждой из религий настаивают на том, что абсолютная истина принадлежит именно им, а всё остальное – «от лукавого». Если люди с мифологическим восприятием мира терпимо относились к чужим богам, признавая право каждого молиться кому хочется, то религиозная картина мира предписывает право только на одну правду и только на одну истину. Поэтому для религиозного сознания характерна категоричность. Добро является абсолютным, зло – тоже, мир мыслится в чёрно-белых категориях (это особенно свойственно для всех ветвей христианства и, в несколько меньшей степени – для ислама). Типичный пример общества с религиозной доминантой – США. Рональд Рейган, называя СССР «империей Зла», и Джордж Буш-младший, говоря об «оси Зла», состоящей из Ирака, Ирана и КНДР, обращались именно к религиозному сознанию своих соотечественников, т.к. в политической науке мы не найдём такого термина, как «Зло». Это совершенно ненаучно, и к мифологии, в которой зло не имеет какого-либо конкретного и абсолютного воплощения, отношения тоже не имеет. Но для американцев эти слова были понятны.

    Мессианизм.

Мессианизм – это стремление распространить свои взгляды и убеждения, как единственно верные, среди других людей, общностей и народов, а так же убеждённость в собственной особой миссии по распространению истины. Это явление мало характерно для представителей мифологического сознания, довольно терпимых к другим религиям. Убеждённость в том, что именно ты обладаешь истиной, побуждает к проповеди своих взглядов (необязательно религиозных) и ценностей среди других людей. В XX веке мессианизм был характерен и для СССР (стремившегося к мировой революции), и для США, которые и в начале XXI века продолжают распространять в мире свою систему взглядов.

Таковы основные черты религиозного сознания. Для него так же характерно символическое мышление и высокая эмоциональность (искренняя веря невозможна без глубоких эмоциональных переживаний), что связывает религиозное сознание с мифологическим.

Рациональное сознание.

Рациональное сознание часто называют научно-практическим. Это наиболее поздний исторический тип сознания, тесно связанный с развитием научного, рационального взгляда на мир. Если основой мифологии и религии являются вера и эмоциональное переживание, то основой науки – разум и объективность.

    Отсутствие сверхъестественного.

Наука не оперирует понятием «сверхъестественное». Окружающий мир делится на две категории – «то, что уже изучено», и «то, что пока не изучено». Таким образом, «сверхъестественное» попадает во вторую категорию. К ней же относятся те явления, которые не могут быть объяснены наукой на данном этапе её развития. Однако, к сожалению, часто происходит замена рационального анализа «здравым смыслом», иногда выражающимся во фразе «этого не может быть, потому что этого не может быть» (критика того, что Земля – круглая, потому что это противоречит «здравому смыслу»; критика идей о том, что падающие звёзды – это твёрдые тела, на основании того, что «на небе нет камней»; критика теории Эйнштейна).

    Отсутствие моральных понятий.

Наука так же не связана с моральными критериями и представлениями. На смену таким категориям, как «хорошо-плохо», «добро-зло» приходит критерий полезности для науки или выгодности. В психологии классическими выразителями этого подхода являются бихевиористы. По словам бихевиориста К. Лэшли (1890-1958), «старая психология настаивала, что должно остаться место для человеческих идеалов и стремлений. Но другие науки (физика, биология и физиология – прим. И.Л.) уже освободились от этого рабства, поэтому психология должна освободиться от метафизики и ценностей» [см. 11]. Ф. Зимбардо, известный американский психолог, обосновывал этичность некоторых своих экспериментов тем, что психологическое исследование морально оправданно, если приобретения в виде новых знаний превосходят убытки и ущерб.

    Понятийное мышление.

Научные дисциплины в большинстве своём оперирует абстрактными терминами и понятиями, т.е. оперируется в первую очередь на понятийное мышление (словесно-логическое). Примером абстрактности науки могут служить многочисленные научные теории, которые, абстрагируясь от частных случаев, устанавливают общие закономерности и связи.

В силу этой причины долгое время в научном мире отвергалась роль интуиции и инсайта в человеческом мышлении, равно как и других «иррациональных» проявлений человеческой психики. Во многом благодаря открытиям в психологии это отношение было пересмотрено.

    Фрагментарность картины мира.

Научная картина мира не является целостной, как и сама наука. Миф объединяет в себе все стороны человеческой жизни, человек религиозный объясняет все явления природы и собственной жизни через промысел Божий. Наука же разделена на множество течений и областей, например: физика, химия, биология (естественные науки), история, антропология (гуманитарные науки). В рамках этих отдельных наук выделяются всё новые специализации (в физике - квантовая физика, астрофизика и др., в истории – историография, философия истории, история различных временных периодов и др). Т.е. вместо достижения главной цели – составления единой картины мира (чем занимается философия как интегрирующая наука), наука движется прямо в противоположном направлении.

Рациональное сознание в настоящее время не является доминирующим ни в одной стране мира. Оно существует, тесно переплетаясь с мифологическим и религиозным. В школах (за исключением церковно-приходских) и университетах идёт формирование именно научного сознания, т.к. один из главных принципов педагогики – научность преподаваемого знания. Однако во многих случаях жители даже западных, «рационалистических» стран, оперируют мифологическими и религиозными понятиями и символами («американская мечта», «общечеловеческие ценности»

Таким образом, мы рассмотрели три исторических типа общественного сознания. Знание их особенностей позволяет понять очень многие специфические черты психологии и культуры этносов. Крайне сложно «проникнуть» в психологию большинства народов Азии, Африки, Южной Америки и Океании, не обращаясь к мифологическим и религиозным типам их общественного сознания, как это делали европейские учёные-рационалисты в XVII – нач. XX вв.

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимается под историческими типами общественного сознания?

2. Каковы особенности мифологического сознания.

3. В чём отличие религиозного сознания от рационального?

Литература.

1. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. М., 2001.

2. Андреева Л. Религия и власть в России. М., 2001.

3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.

4. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1978.

5. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М. .1998.

6. Кэмпбелл Д. Мифический образ. М., 2002.

7. Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить. Киев, 2002.

8. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. Киев, 1998.

9. Мамардашвили М. Философия и религия. СПб., 2000.

10. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

11. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002

12. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

Лекция 5. Специфика межнационального восприятия. Этническая идентичность. Проблема характеристики национального менталитета.

Специфика межнационального восприятия

Народы мира находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поддерживают политические, экономические, культурные контакты. Разумеется, что постепенно у каждого народа образуется свой набор стереотипов, типичных представлений о других нациях. На эти стереотипы накладывают свой отпечаток не только и не столько текущие контакты, но и исторический опыт – войны, союзы, исторический опыт взаимодействия. Поэтому стереотипы могут изменяться во времени. Например, в начале XIX века немцев характеризовали как ленивых и неорганизованных (!) мечтателей. Подобное представление обуславливалось политической раздробленностью Германии, а так же большим влиянием в литературе и поэзии немецкого романтизма. После объединения Германии, двух мировых войн экономического возрождения ФРГ стереотип кардинально поменялся: немцы - педантичные, трудолюбивые, но лишённые воображения люди. Другим примером может послужить восприятие многими африканцами всех белых людей как исключительно богатых людей (схожее с восприятием иностранцев в СССР). Большинство стереотипных представлений очень устойчиво.

На межнациональное восприятие влияют не только формировавшиеся веками стереотипы. Огромную роль в нём играет состояние современных международных отношений и их освещение в средствах массовой информации (СМИ – газеты, журналы, телевидение, радио) и киноиндустрии. Собственно говоря, современный человек узнаёт что-либо о других странах в первую очередь из СМИ, которые освещают многие события достаточно однобоко. Так, сообщения из России или арабских стран в американских СМИ появляются чаще всего в связи с террористическими актами, арестами известных деятелей и т.п. Под воздействием подобного потока информации постепенно формируется стереотипное восприятие страны и этноса (арабы – террористы, в России всё ужасно и жить невозможно и др.). Американский учёный арабского происхождения А. Шахин провёл исследование образа араба в изображении американских СМИ . Почти все стереотипные изображения являются негативными. Араб в СМИ США это: террорист; богатый нефтяной шейх; сексуальный извращенец, часто занимающийся продажей в рабство европейских или американских женщин; бедуин, извечный обитатель пустыни, дикарь и невежда. Шахин отмечает, что проблема не столько в том, что имеют место подобные стереотипы, сколько в том, что они не уравновешиваются позитивными образами, которые вносили бы коррективы в воспринимаемую ментальную реальность. Таким образом, СМИ сами участвуют в формировании негативных (или, значительно реже, позитивных) стереотипов. К сожалению, для многих современных СМИ характерны погоня за сенсацией или же негативными фактами, и обычная жизнь людей в разных странах остаётся «за кадром».

Ещё один фактор, влияющий на межнациональное восприятие – это личностные симпатии – антипатии. Личностное отношение к той или иной стране обуславливается воспитанием в семье, модой на ту или иную страну, увлечённостью культурой. Российский журналист А. Куланов, специализирующийся на Японии, не без иронии пишет: «Мне кажется, всех нас в общении с японцами можно разделить (весьма условно) на три категории. Первая – это те, кто относится к Японии с пиететом, любовью, уважением, пониманием. Их можно назвать японофилами. Главная опасность для этих людей – полюбить то, чего нет… Во вторую категорию я включаю людей, которые Японию не любят, не понимают, воспринимают отрицательно… Есть ещё третья категория – «сумасшедшие». Увы, это реальность, и реальность довольно навязчивая. В своей любви к Японии они доходят до фанатизма». . Личное отношение и информированность играют большую роль в межличностном общении, они могут идеализировать или наоборот, «демонизировать» представителей того или иного этноса, но на уровне массового сознания господствуют стереотипы.

Не меньшую роль в межнациональном восприятии играет и этническая идентичность общающихся. Этническая идентичность : составная часть социальной идентичности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. В её основе – миф об общих культуре, происхождении, истории. Социальная идентичность: часть Я-концепции человека, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе или группах вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству (Р. Тэшфел).

Этническая идентичность имеет два составных компонента.

    Когнитивный компонент – знания, представления об особенностях своей группы.

    Аффективный компонент – чувство принадлежности к группе, оценка её качеств.

Они могут не совпадать. Так, есть еврейские семьи, которые изучают еврейскую культуру, посещают синагоги и культурные мероприятия (когнитивный компонент), но всё же ощущают себя русскими, а не евреями, и их поведение определяется ценностями, характерными для русского менталитета. Так же и потомки российских эмигрантов за рубежом могут многое знать о России, на когнитивном уровне считать себя русскими, но аффективно (на эмоциональном уровне) ощущать свою принадлежность к этносу, проживающему в стране их пребывания. Подобное явление называют этническим диссонансом.

Формы этнической идентичности.

    Древнейшая форма – осознание родства по крови и браку.

    Осознание общности происхождения. Появляются мифы, повествующие о происхождении племени и народа от прародителей (тотемы, перволюди). Появляется культ предков

    Идея территориальной общности.

    Этническая эндогамия – запрет вступать в брак с представителями чужого народа.

    Идентичность по языку и культуре (с XVIII века).

    Общность исторической судьбы

Таким образом, этническая идентичность играет большую роль в самовосприятии народов, а так же в межнациональных отношениях, зачастую провоцируя этнические конфликты, связанные со стремлением многих народов утвердить свою этническую идентичность.

Проблема характеристики национального менталитета. Перед исследователем, взявшимся за изучение и характеристику менталитета того или иного этноса постоянно встаёт следующая проблема: что и о чём именно писать? Что в психологии народа является базовым, а что – вторичным, «производным» от базовых категорий? Рассказать обо всех явлениях невозможно, не хватит никакого объёма, так как придётся описывать абсолютно все сферы человеческой жизни и деятельности. Поэтому необходимо определиться с важнейшими составляющими менталитета народа. Мы выделили пять таких составляющих. При этом следует понимать, что эти составляющие выделены с некоторой долей условности – человеческую психологию трудно уложить в прокрустово ложе классификаций, поэтому многие психологические явления «кочуют» из одной категории в другую.

Историко-географическая среда и специфика цивилизации. Любой народ – продукт исторического и географического развития, его менталитет формируется как исторической, так и природной средой. Цивилизации, к которым принадлежат этносы, так же имеют свою специфику, которая накладывает свой отпечаток на менталитет народов, вне зависимости от их происхождения и культурных особенностей.

Религиозная специфика. Религия – один из важнейших культурных и психологических факторов развития самосознания этносов. Религию можно отнести не столько к этническим, сколько к цивилизационным (над-этническим) факторам, влияющим на менталитет. Часто этническая идентичность равна религиозной, т.е. именно религия становится «границей» между этносами. Например, боснийцы (босняки), проживающие в Боснии и Герцеговины, считаются отдельным народом именно по религиозному фактору – они мусульмане, а сербы, которые имеют с боснийцами один язык, общее происхождение и во многом историческую судьбу – православные. Хорватский этнос так же в основу своей идентичности и самосознания имеет религию – они католики, что противопоставляет их близкородственным сербам и боснийцам.

Латыпов , А.А.Павлова, Н.Д.Павлова, 1995). Психосемантические методы... : ее заведующая, пять медицинских (клинических) психологов , психолог медицинской комиссии городского военного комиссариата...

  • Мы путаем магическое мышление с позитивным. Нам приятно думать, что силой мысли мы способны изменить мир вокруг. На самом деле мы меняем отношение к окружающим и они отвечают взаимностью.
  • Магическое мышление свойственно детям. Они пока не могут отличить реальность от фантазии.
  • Иллюзия контроля над миром, которую порождает магическое мышление, мешает реалистично оценивать ситуацию.

«Ты не получаешь того, чего желаешь, просто потому, что не научилась мыслить позитивно, - втолковывает мне приятельница, которая третий год посещает тренинги позитивного мышления. - Чтобы избавиться от одиночества, нужно мысленно «попросить», чтобы кто-то одарил тебя любовью. А если с другим человеком возник конфликт, представь, как помещаешь своего обидчика в пузырь или в кокон - и он перестанет вызывать у тебя негативные чувства».

Полагая, что применяет уроки позитивной психологии, на самом деле моя подруга погрузилась в мир магического мышления.

«Очень часто позитивное мышление мы путаем с магическим, - комментирует гештальт-терапевт Нифонт Долгополов, - однако между ними существует огромная разница. Магическое мышление - это иррациональная вера в то, что силой своих мыслей мы можем изменить реальность, повлиять на других людей, предметы или события.

В логике магического мышления достаточно представить, вообразить то, к чему мы стремимся, и все устроится само собой, без каких-либо усилий с нашей стороны. В то время как в позитивном мышлении есть одно существенное дополнение: наши мысли и наш позитивный настрой меняют не окружающий мир, но наши действия. И только через них уже оказывают влияние и на окружающий мир».

Настраиваясь на то, что сможем найти общий язык с собеседником, мы начинаем себя вести доброжелательно, внимательно, дружелюбно - и разговор получается. Здесь нет никакого волшебства. Так же не оказывают непосредственного влияния на мир и негативные мысли - зато они делают нас более уязвимыми, мы теряем веру в себя.

Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, - результат магического мышления

«На сверхпопулярных тренингах или курсах позитивного мышления на самом деле обучают принципам магического мышления, - соглашается юнгианский аналитик Лев Хегай. - Интерес к нему понятен: гораздо проще «ловить волну удачи», «мыслить прекрасными перспективами развития Земли», «посылать в мир волны любви и принятия» в надежде дождаться взаимности, нежели учиться выстраивать отношения с другими людьми, понимать их чувства, выражать свои эмоции, справляться с потерями».

Иллюзия всемогущества

Магическое мышление - естественный способ мышления маленьких детей, которые еще не в состоянии отличить фантазии от реальности. Им кажется, что «хотеть» и «сделать» - одно и то же.

«Для младенца мир и его собственное «Я» составляют единое целое, - объясняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе». - Это означает, что источник всех событий он воспринимает как внутренний: если ему холодно и мать, заметив это, его согревает, у ребенка возникает переживание магического добывания тепла им самим. Ребенок еще не в состоянии осознать, что контроль находится вне его самого - в других (отдельных от него) людях».

Однако, взрослея, ребенок примиряется с тем, что ни он, ни какой-либо другой человек не обладает неограниченными возможностями. След магического мышления остается и в зрелом возрасте. Благодаря этому ощущению всемогущества, пережитому в раннем детстве, мы испытываем чувство собственной компетентности, ощущаем свою эффективность.

Часто магическое мышление «пробуждается» в нас в те моменты, когда мы ощущаем свою вину за то, что случилось с кем-то из знакомых нам людей. Например, когда уходит из жизни человек, которого мы не любили. Мы чувствуем свою вину, словно наши мысли могли спровоцировать его смерть. Вера в то, что наши мысли могут причинить вред другим людям, тоже результат магического мышления. Но мы не боги, чтобы творить мир лишь силой своего желания.

Защита от страха

Вера в то, что силой мысли можно влиять на явления природы, людей или события, была свойственна всем первобытным людям. В течение долгого времени антропологи полагали, что бизоны и лошади, изображенные в пещерах Ляско и Альтамиры (Франция), воспроизводят сцены реальной охоты.

Сегодня они уверены в том, что рисунки животных - свидетельство магического мышления древних людей (так называемая охотничья магия). С их помощью предки пытались задобрить судьбу, чтобы она оказалась благосклонной и обеспечила им обильную добычу на охоте. Первым такое предположение в начале ХХ века сделал французский археолог Саломон Рейнак.

«Магическое мышление защищало древних людей от страхов перед непонятным и опасным миром, - объясняет Нифонт Долгополов. - Они верили в то, что могут его контролировать, влиять на ход событий. Мечты и фантазии помогают и нашим современникам «скрыться» от своих экзистенциальных страхов, от страха смерти, потери близких, и в этом смысле магическое мышление защищает».

Судьба... или все-таки невроз?

Но магия первобытного мышления опасна: она создает иллюзию контроля над миром и лишает возможности реалистично оценивать ситуации, людей и самих себя. Еще Зигмунд Фрейд заметил, что некоторые люди все время находятся в плену драматических жизненных сценариев, живут так, словно их преследует какой-то неумолимый рок.

Они влюбляются - партнер их бросает без видимой причины. Они женятся - жена умирает, потому что страдала от неизлечимой болезни. Друзья их предают, дела приходят в упадок. Все происходит так, как будто некая сила или рок подталкивает их к неприятным ситуациям или сводит с такими людьми, которых следовало бы избегать.

Позитивное мышление и отличается от магического тем, что состоит в трезвой оценке всех вариантов развития событий

Для психоаналитиков в этих жизненных историях нет никакой черной магии. Эти люди страдают от «невроза судьбы»: бессознательное чувство вины подталкивает их к тому, чтобы наказывать самих себя. Бесполезно идти к колдуну, который снимет заклятие. Рок будет преследовать человека до тех пор, пока он не осознает, какие желания или поступки кажутся ему такими «преступными», что вызывают настолько сильное бессознательное чувство вины. И, несомненно, помочь здесь может не колдун, но хороший психотерапевт или психоаналитик.

Избавление от иллюзий

«Недавно по пути в аэропорт я попала в пробку и, если бы не упражнение, которому научилась на тренинге, могла опоздать на самолет, - рассказывает мне моя позитивно мыслящая подруга. - Я представила себе шоссе и изо всех сил сконцентрировалась на мысли, что сейчас машины наконец поедут быстрее».

Слушая рассказ приятельницы, которая все же успела на самолет за пять минут до окончания регистрации, я думала о том, что гораздо позитивнее было бы не ехать в час пик через весь город на такси либо выехать хотя бы на полчаса раньше.

«Подлинное позитивное мышление как раз и отличается от магического тем, что состоит в реалистичном отношении к жизни и к собственным возможностям, в трезвой оценке всех (и неприятных) вариантов развития событий, - уверен Лев Хегай. - Но часто очень сложно отказаться от детской веры в то, что мы можем добиться желаемого, влияя на людей или события. Трудно признать факт, что жизнь полна неопределенности и тревог, что нужно принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Но именно такое отношение к жизни действительно позитивно».

Когда-то давно, когда я еще был подростком, глубокой ночью я смотрел одну из частей фильма ужасов «Кошмар на улице вязов». И вот юноша-инвалид, который уснул и во сне подвергся нападению Фредди Крюгера, встал со своей инвалидной коляски, превратился в могущественного мага и поразил страшного маньяка чудесными молниями.

В реальной жизни нам тоже часто хочется фантазировать о том, что в сложной ситуации мы вдруг встаем во весь рост, расправляем наши плечи, возглашаем громким голосом могучие заклинания, хлопаем в ладоши, ударяем тяжелым посохом по земле, взмахиваем волшебной палочкой, и в результате выходим победителем, попираем врагов и посрамляем обидчиков.

Но могут ли подобные фантазии стать явью? И, если могут, то в чем секрет: в раскрытии собственных скрытых ресурсов? В чудесной трансформации? В расширении сознания? В пробуждении кундалини? В раскрытии чакр? В обретении магических сил (как бы они не назывались)? Или же весь секрет в реалистичном взгляде на сложную ситуацию и качественном анализе наших возможностей и ограничений, наших сильных и слабых сторон, причем таком анализе, который сопровождается эффективными действиями, совершаемыми в реальном мире, а не в воображении, астрале или мыслях?

В той серии «Кошмара» маньяк-убийца отмахнулся от магических молний, взял новоявленного мага за горло, сказал «прости, сынок, я не верю в магию», рассмеялся и убил инвалида. А как в реальной жизни? Что происходит с людьми, которые возомнили себя магами?

На самом деле, жизнь зачастую гораздо менее драматична, чем кино, а современные «маги» могут прожить свою жизнь, так и не поняв, что всю жизнь обманывали сами себя и играли в бирюльки. С другой стороны, известно много случаев, когда магическое мышление приводило к разрушению семьи и карьеры или вообще не давало человеку ни найти работу, ни создать семью, делало человека рабом секты, вгоняло в сумасшествие, и даже доводило до самоубийства.

Поэтому давайте разберем магическое мышление насколько это возможно подробнее.

Фактически магическое мышление во всех его многочисленных формах и аспектах сводится к одному простому заблуждению:

желать, значит, получить желаемое .

Отсюда все прочие магические по своей сути установки:

  • мы притягиваем то, о чем думаем;
  • с нами происходит то, чего мы боимся;
  • вселенная предназначена для того, чтобы исполнять наши желания;
  • мысли материальны;
  • если вы чего-то сильно захотите, это у вас появится;
  • секрет не в том, что мы делаем, а в состоянии ума, в котором мы это делаем;
  • мысли как миллионер и станешь миллионером;
  • и т.д. и т.п.

И если такое когнитивное искажение, как наивный реализм сводится к формуле «что я вижу, то и есть», то магическое мышление сводится к формуле «что я хочу, то и получу» или «о чем я думаю, то и произойдет». Причем тут имеется и обратная форма: «чего я не хочу, то и произойдет», «чего я боюсь, то и случится».

В рамках магического мышления мы постоянно видим воздействие наших желаний на действительность, но на самом деле мы всего лишь принимаем желаемое за действительное. Мысля магически, мы обманываем сами себя, создаем для себя иллюзорный мир. И подобно тому, как фокусник не является магом, магическое мышление не позволяет нам познать истину, а лишь создает для нас разнообразные иллюзии.

Но при всех проблемах и ошибках, которые порождает магическое мышление, его притягательная сила очевидна:

  • не кто-то управляет моей судьбой, моей жизнью, а я сам!
  • пусть я источник своих собственных проблем, но все-таки я источник !
  • именно Я влияю на то, что со Мной происходит!

Да, искушение магического мышления еще сильнее, чем искушение змея книги Бытие: змей говорил «будете как боги», а магическое мышление нашептывает «ты уже Бог!»

Ну, или не Бог, а маг. Или еще не маг, но скоро будешь. Просто измени что-то внутри себя, начни мыслить позитивно, займись визуализациями и медитациями, пройди через чудесную трансформацию, получи посвящение и сразу обретешь магические способности, получишь в руки контроль над собственной судьбой и штурвал собственной жизни.

И даже если в случае магического мышления будет идти речь о том, что мы не осознаем наших мыслей и желаний, о влиянии подсознания, вытесненных воспоминаний, подавленных желаний и неосознанных мотивов, льстивая колыбельная магического мышления все равно весьма эффективно будет убаюкивать наш разум, раздувая наше Эго и подлизываясь к нашему Я.

Конечно, все эти идеи, которые, с одной стороны, удовлетворяют нашу потребность в контроле, в предсказуемости, с другой стороны, базируются на когнитивном искажении под названием «иллюзия контроля».

Причем мы не только подвержены магическому мышлению сами по себе, нас еще и специально магическому мышлению обучают. Тысячи гуру, экстрасенсов, целителей и прочих внушают нам на все лады, что наши мысли материальны, что с нами происходит именно то, о чем мы думаем, что чем ярче мы визуализируем наше желание, тем быстрее мы получим то, чего хотим, что всякие там позитивные аффирмации («я богат! я успешен! я популярен у женщин!») на самом деле могут привести нас к успеху.

По сути, магическое мышление - это вера в магию. Причем в современном мире, к сожалению, магия, алхимия, шаманство мимикрируют, они научились прикидываться наукой, авторскими методами, научно обоснованными технологиями и даже медициной и психологией. Так что если вы верите в различные современные формы магии, такие как гомеопатия, народная медицина, сыроедение, цигун, экстрасенсорика, соционика, НЛП, биоэнергетика, трансерфинг реальности, психотерапия и пр., то вы подвержены магическому мышлению.

Кстати, магическое мышление - это частный случай так называемого драматического мышления . В рамках драматического мышления мы оцениваем происходящее с нами сюжетно, упрощенно, эмоционально. При этом одни взаимосвязи просто не принимаются во внимание, другие - предельно упрощаются, одни факторы, влияющие на ситуацию, гиперболизируются, выпячиваются, тогда как другие (как правило, этих факторов большинство) игнорируются.

Мыслящий драматически человек подобен рыбаку, который рассказывая небылицы о том, как выловил большую рыбу, насыщает свой рассказ неожиданными поворотами сюжета, описывая подробности, которых не было, и умалчивая о вполне обыденных моментах, которые реально имели место.

Действительно, объяснять, например, свое заболевание нездоровым образом жизни скучно. В этом нет захватывающего сюжета. В рамках такого описания нельзя выйти за рамки повседневной действительности. Ну курил человек много лет подряд, ну ел жирную жареную пищу, ну вел малоподвижный образ жизни, ну выпивал при каждом удобном случае, что тут необычного?

Гораздо увлекательнее считать, что внезапное ухудшение здоровья связано с тем, что кто-то навел порчу, сглазил, что высшие силы подают знак о необходимости двигаться дальше по пути духовного роста. А уж если повезло, и болезнь отступила, то конечно, объяснять это спонтанной ремиссией или регрессией к среднему тоже как-то скучновато, да и не знают люди о таких явлениях.

И тогда возникает вполне себе интересный сюжет для низкопробной беллетристики:

«однажды я заболел, понял, что на меня навели порчу и решил освоить способы энергетической защиты, и сейчас я полон сил, здоровья и получаю деньги, обучая других людей тому, как защищаться от темных искусств».

«однажды я заболел. Я понял, что это знак того, что дальше так жить нельзя. Я обратился к оккультным трудам, много читал и в результате стал вегетарианцем и принял буддизм. И теперь я счастлив и духовно росту каждый день».

И это еще хорошо, если сюжеты столь радужны, болезнь проходит, а увлечение эзотерикой не приводит к разрушению семьи, карьеры и здоровья, к попаданию в секту, к суициду. А ведь такое тоже нередко происходит с теми, кто привык мылить магически.

Но насколько правильные выводы можно сделать с помощью магического мышления? Соответствует ли действительности все то, что нам нашептывают всевозможные гуру, учителя силы мысли, наставники по чудесной трансформации?

Очевидно, что человек, подверженный магическому мышлению подобен Дон Кихоту, который борется с безобидными мельницами, думая, что это драконы. Но под влиянием магического мышления мы не только направляем наши усилия в пустоту, мы еще и не направляем их туда, куда их стоило бы направить. Мы не только не видим настоящих причин наших проблем, но и считаем причиной наших проблем то, что такой причиной не является, и то, что вообще не существует.

Скажу больше, в этом мире практически нет проблем, которые можно решить по щелчку, простым взмахом волшебной палочки или приемом волшебной таблетки. Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, носят системный характер, являются многофакторными и многоаспектными. Более того, многие из них в принципе нельзя решить. Но нам не хочется рассматривать все эти факторы, анализировать все эти аспекты, нам не хочется смириться с неизбежным и принять реальность, нет, нам хочется все упростить, сгладить, и, главное, нам хочется избежать наказания и других закономерных последствий нашего собственного поведения.

Если, например, мы всю жизнь не прислушивались к предупреждениям Минздрава о вреде курения и заработали в результате какое-нибудь хроническое легочное заболевание, то нам гораздо легче будет поверить в какой-нибудь чудодейственный метод доктора Коновалова, чем признать, что мы сами по собственной глупости и слабоволию нанесли непоправимый вред нашему собственному здоровью.

Еще тяжелее, конечно, принять тот факт, что целый ряд проблем со здоровьем являются неизбежными следствиями закономерного старения организма. И тут снова приходят на помощь различные современные маги: гуру омолаживания, народные целители, экстрасенсы, специалисты по психосоматике, йоги, шаманы.

Конечно, стремление в любой ситуации искать выход, не сдаваться, искать решение похвально, но магическое мышление вам найти выход не поможет, мысля магически, вы сделаете неверные выводы и примите ошибочное решение. Магическое мышление собьет вас с верной дороги и заведет в тупик или заманит в безвылазную топь. Магическое мышление бросит все ваши силы на борьбу с ветряными мельницами и отвлечет ваше внимание от настоящих драконов.

Так что не тратьте вашу жизнь на веру в магию, не теряйте свое время на магическое мышление, смотрите на мир реалистично, смело взгляните в лицо обстоятельствам и постарайтесь решать свои проблемы, не ища легких путей и хитроумных приемов, не пытаясь обмануть реальность и, самое главное, не вводя в заблуждение самого себя.