Джеймс аллен как мыслит человек скачать fb2. Как человек мыслит (Джеймс Аллен). Аудиоэнкциклопедии для детей: Как устроен человек. Корабли и мореплавание

Джеймс аллен как мыслит человек скачать fb2. Как человек мыслит (Джеймс Аллен). Аудиоэнкциклопедии для детей: Как устроен человек. Корабли и мореплавание

Ну неплохо. Может быть для середины 90-х было даже хорошо. Но однообразно и не всегда логично. Хотя нет. Поразмыслив я понял, что книга развивается по своей (назовем её «женской») логике. Это грубому мужчине не понятно, почему одних бандюков герой «мочит», а других отпускает с миром, почему всесильный уголовный авторитет прощает героям откровенный вызов, который они ему бросили на глазах у всего города (в том числе искалеченных подручных), почему ГГ только что беспощадно покарав смертью насильников какой-то невнятной летуньи через два десятка страниц довольно мягко обходится с субъектом, который занимается тем же, но не на горной дороге, а над своей женой. А женщина знает, что самое главное это чтоб было тихо, мирно и благодатно. И фигура Волкодава заточена соответственно. Он вроде и суровый супервоин, а глянь под шкуру, и бъется там трепетное девичье сердце.

Вообще Волкодав лично для меня персонаж уникальный. Уникален он тем, что в нем начисто отсутствуют четко выраженные половые признаки. Нет борода у него есть, но вот физиология у него явно ангельская, т.е. бесполая. У него не наблюдается ни малейшего интереса к противоположному полу. Его поведение не подверженно ни малейшему влиянию его физиологии (а она родимая так или иначе влияет всегда). Этакое строгое но справедливое оно, ангел карающий мерзавцев, посягнувших на самое ценное, что есть в мире - на женщину.

В итоге - Волкодав получился субъектом, который женщинами интересуется только в контексте защитить, глупостей всяких ни-ни, суровый воитель, который может убить одним ударом, но при этом склонен к рефлексиям на возвышенные абстрактные темы, глубоко в душе добрый и ранимый, превосходство женщины в отношениях даже не обсуждается. Такая вот воплощенная мечта интеллигентной женщины бальзаковского возраста и старше. А чего, прикольненько:gigi:

Оценка: 6

Мне объясняли, что если хочешь получить за отзыв много минусов, то следует написать - «данная книга является продолжением такой-то книги».

Но что я могу сделать, «Право на поединок» и вправду является продолжением прекрасного романа «Волкодав«!

Похож язык, та же авторская манера понемногу возвращаться к уже описанным событиям, тот же нескончаемый гимн Женщине (здесь, по-моему перебор, но это уж воля автора), в общем похожего немало. А как же иначе? Дело-то происходит в том же самом мире, с тем же главным героем, хотя несколько второстепенных, к которым мы уже успели привыкнуть, отходят на второй план, и в действии напрямую не участвуют. Однако все это неплохо мотивировано. И новые приключения Волкодава не хуже прежних (хотя, существенно и не лучше), что тоже вполне приятно.

Новые города, новые люди, встречи - в частности с братом, убитого Волкодавом бойца. И интересный прием разрешения коллизий - не обидеть слабого, даже если он любит недостойного. Герои ведь так и не сказали матери погибшего, какое неправое дело тот защищал. А вот брату его - высказали все, мужчина обязан знать правду!

И так по всей книге. Здесь впервые открыто ставится вопрос - как быть со злодеем - если его убить, то он прекратит творить зло, но ведь тогда он не сможет раскаяться и исправиться. Серьезнейшая, по-моему, проблема гуманизма.

Решения нет, но ведь его нет и вообще, приходится каждому решать сей вопрос в реальных обстоятельствах.

Читайте. Продолжение хорошей книги тоже продолжает добро.

Оценка: 8

И вот мы снова следим за нелегким путём неломаемого героя Волкодава. Он, как и в первой части держит свой путь. Ну в смысле идёт куда-то не особо напрягаясь куда и зачем. Из старых героев одного арранта с собой захватил. В этом плане книга мне сильно напомнила Тарзана с далёкого детства, там тоже каждая часть вроде бы и связана с остальными, но читается абсолютно самостоятельно. Только вот глобального смысла в Тарзане, наверно, было больше: там главный герой любил Джейн, возвращался к ней, имел какую-то цель, в процессе достижения которой и претерпевал свои приключения.

Здесь тоже вроде есть цель ради которой они идут, но акцент на ней особо не делается и достичь они ее особо не напрягаются, в общем к середине книги цель вспоминается с трудом. Акцент здесь в основном делается на перечисление разнообразных богов и разных поверий иже с ними. При чем Волкодав в этом всегда железобетонно прав, в смысле он не навязывает свое мировоззрение никому, тут он максимально толерантен, но все равно все племена, люди, города - балбесы, а его вера, вера серого пса - лучше всех. Я имею в виду божью длань, тобишь стол, государыню печь, святой красный угол, про огонь уж молчу, порог должен быть высоким, дом деревянным, есть и сидеть на стульях плохо, надо на скамьях, а ещё лучше прямо на полу. Землянки зло, каменный город - зло ещё большее и прочая подобная билиберда которую уже и не упомню, хотя ею набита добрая треть книги, и которая меня напрягала в процессе чтения все больше и больше. Кого не напрягает, а наоборот интересно могу еще добавить частые описание верований и богов венов, арантов, сольвенов... Эти верят богу грома который своим... очистит, защитит...; те поклоняются... который... мама дорогая (нету смайла). А это вот древний змий который как и многие поколения тому нахлебывается в море воды и пытается пройти в глубь но на стреме стоят Горы и могучий Гром; потом есть богиня Любви у которой еще 2 десятка названий, при чем на самом деле она оказывается богиня Смерти, так сказать нюансы теологии, прадед солнце и т.д и т.п.

Другой особенностью есть так называемая женственность, которой пестрят большенство коментариев. Когда я читал подобные коментарии к первой части, я хмыкал про себя и находил роман вполне и мужским, просто писанным женщиной, так сказать со своими приорететами. Но в энтой части я вынужден соглашаться. Герой выглядит как примерно позитивный тупой варвар с внешностью уркагана. Интересное сочетание, но ведет он себя крайне не естественно. В первой части он бежал с каторги, учился кан-киро, шел мстить - ему было не до женщин, это понятно. Здесь он зализал раны, жизнь устаканилась, но ведет он себя как примерный евнух, которого смело можно ставить на эту должность в любой гарем - он просто никак не реагирует на молодых и привлекательных. Я не агитирую, что он должен совращать чужих жён, но хоть как-то он должен ее отметить. В общем не естественный, ущербный персонаж получается который не имеет цели жизни и даже не пытается ее искать. По книге все сводится к превозношении матери и служении женщине - нет большей чести и смысла. Такого я б своим детям в качестве примера не приводил - зомби какой-то. Вот и померкла вся его позитивность. Есть конечно дитё 12-летнее, которая когда-то 3 года назад, ещё в первой части вплела Волкодаву бусину... Но зачем она здесь непонятно, может поженит еще автор на ней героя в части эдак Тарзан, тобиш Волкодав-16?

Как я уже говорил, стиль приключений смахивает на Тарзана: ишли ишли, тут налетели летающие люди на летающих собаках, герой быстренько разобрался, пошел дальше; потом напали разбойники... пошёл дальше... каменный всадник... пошел дальше... Мать-Киндарат... о-опа - обрыв - ждём следующую часть! Как-то так. В процессе чтения многократно повторяется момент, когда вот уже 200-я страницы, и ты чувствуешь, вот она наконец, закрутка сюжета, что там дальше, как же герои будут выпутываться? И тут на тебе опять мать Киндарат, оленюшка или тяжёлая жизнь в самоцветных горах.

В общем разочарован я, хотя особо ничего и не ждал, несмотря на оценку 7 ощущаю, что особо ничего не потерял бы обойдя это произведение стороной, а в книге остаются ещё 2 части, благо книга не дорого досталась несмотря на дорогой переплёт и престижную серию... Справедливости ради, правда отмечу, что последняя треть была несколько интересней первых двух, или я уже к тому моменту таки втянулся?

Оценка: 7

«Волкодав» и «Право на поединок» - по сути единая книга, прочем незавершенная, продолжение следует. Великолепно написан мир, в котором все это происходит, яркие и сильные образы героев - и главного и эпизодичных. Но отличия есть и, увы, не в пользу второй части...

Если первая книга - это становление героя, выполнившего свое, как он считал, предназначение в жизни и постепенено оттаивающего душой, обретая близких ему людей, то вторая - это просто квест, путешествие к определенной цели, с приключениями по дороге, причем немного затянутое.

Если в первой книге почти нет ничего фантастического, то здесь и боги начинают проявлять себя и блуждающая скала появляется, да и двуединая сущность Волкодава перестает быть чисто духовной. Правда, проявления богов вполне достойны и величественны, но все же про людей интереснее...

Несколько однообразнее стали описания поединков Волкодава - все его противники бьют пустоту, промахиваясь по неуязвимому герою. Очень хорошо, что нет в книге описаний двух поединков супер-бойцов, один просто не состоялся, и это очень хорошо показано, одна из самых впечатляющих сцен книги, а второй - ну, очевидно, такое описать просто невозможно...

Не очень достоверны очень уж положительные главари преступного мира. Не так уж они и преступны (грабить по ночам запретили - а чем же еще их армия-то заниматься должна?), хотя на роль благородных разбойников вроде не тянут.

Почти вся вторая часть посвящена анализу морального выбора - наказывать зло силой или переделывать его на благо. И хоть главный герой жалеет о том, что не в состоянии, как своя учительница, находить мирные пути решения проблем, все же выбирает то, к чему более всего привык - бой. Почти всегда выбирает. Просто он так умеет. Просто он - великий воин. А то, что он мечтает о покое, собственном жилье, семье, остается только в его непростой душе... А жесткая сцена, когда Волкодав рассказыает мечтающему о подвигах мальчику, что такие деревня, уничтоженная до последнего жителя, способна многих отвратить от насилия. Надеюсь...

А стихи во второй книге - по крайней мере не хуже, чем в первой!

Оценка: 9

Продолжение «Волкодава» - вероятно, последнее произведение М.Семеновой, которое я осилил:insane:

Если в первом романе герой оправляется после чудовищных рудников и суровой мести... за что прощаешь ему угрюмое и странное поведение, то в продолжении становится противно от фальшивой праведности, вечного стремления всех выручать и защищать тех, до кого ему и дела-то не должно быть.

Если писательница думает, что 20-ти с небольшим летний парень годами может не обнимать женщин и даже не испытывать естественного влечения к ним... то:

1) Герой психически или физически больной.

2) Герой - гей (линия Волкодав - Эврих и в самом деле наталкивает на подобные догадки, но тогда зачем скрывать истину от читателей).

3) Сама писательница имеет определенные проблемы, нуждающиеся в оценке специалиста (психолгога, или уже психиатра).

Словом, вторая книжка оставляет тягостное и мрачное послевкусие, и о дальнейшей судьбе героя мне лично знать уже неинтересно...

Однако, 4 балла выставлю за достойную русскую речь, в память о первой книге, да еще, чтобы не опускать окончательно наше почвенное фэнтези...

Оценка: 4

«Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром». На этот раз она застала двух путников, идущих по дороге от Галирада на юг. Один - хорошо знакомый нам венн с летучей мышью на плече. Второй - молодой учёный аррант, предвкушающий начало новой своей книги. Их цель лежит в классическом Поиске, поскольку сдуру они дали обещание прогрессору Тилорну отправить весточку на родину с места крушения его корабля, который, как водится, находится на краю обреза карты мира.

Завязка неказистая, здесь я согласен. Но всё таки Мария Семёнова - хороший писатель, что ни говори, и при таком раскладе она смогла выдать неплохую и неглупую вещь. Если в первом романе перед нами была история взросления и духовного роста, то здесь мы имеем дело с уже, фактически, созревшим человеком. Волкодав задаёт себе мучительные вопросы, пытаясь понять, как нужно жить - как его наставница, Кан-Кендарат, воспитывая в людях Добро и Свет мягкими уговорами, каждому давая шанс? Или сворачивать злодею шею, чтобы он не натворил ещё большего зла?

Красной нитью этот спор проходит сквозь весь роман. Милосердие или удар? Интеллигентная Семёнова не стала давать прямой ответ... но указала на него, с сожалением и грустью. Ведь спор вёлся, в общем-то, о том, чего в человеке больше - подлости или всё же любви? Если бы последнего - хрупкая жрица без труда пробудила бы её в душах самых жестоких церковников и циничных наёмниках. Но вышло по иному. Кан-Кендарат сломалась перед лицом человеческой подлости и низости, и поэтому её искусство ушло в чужие руки.

А Волкодав... Ну да, он иногда жесток, но не зол сам по себе. Он не верит в людей, слишком сложна была его короткая жизнь. Но он знает цену жизни и покою, цену любви. Кан-Кендарат учили ей, готовили для служения богине. Волкодав дошёл до этого сам.

Конечно, не только этим ценен роман. Его сюжет интересен и увлекателен, хотя на этот раз Семёнова практически не сталкивает своего героя со сложными дилеммами. Всё идёт ровно и гладко до самого конца, и каждый раз Волкодав остаётся несокрушимой скалой, перед которой ничто не может устоять. Во многом всё осталось по прежнему, и венн здесь представляется эдаким нравственным камертоном для окружающих и самого себя. Всё больше уверяюсь, что Семёнова расписывает своего героя как эпического героя и будущего основателя рода - слишком много признаков сего, начиная от его категорической моральной твёрдости и непобедимости, и кончая оборотничеством. Умник Эврих весьма органично смотрится на фоне угрюмого венна, а разнообразный букет людей на заднем плане, разных народов и вер создаёт впечатление полифонии и многоголосицы, как будто мир и вправду живой, а читатель на плече Волкодава просто его вскользь посетил.

В общем, это хороший роман. Не настолько западающий в душу, как первый. Но хороший. О том, что несмотря на всю грязь и жестокость, в мире есть место добру и свету. Ну банально, конечно, а вы чего хотели? Прописные истины всегда простые.

Оценка: 8

Прекрасное продолжение прекрасной истории о Волкодаве, последнем наследником рода Серых псов.

Достоинства книги:

1. Главным достоинством до сих пор является главный герой. Такого героя в пример ставить своим детям, в нем сочетаются все черты характера достойные хорошего человека. В этой части все так же интересно путешествовать с главным героем по дальним краям его мира и все так же интересно сопереживать ему в различных ситуациях которые его постигают.

2. Как и предыдущий роман, эта часть истории написана очень легко, и поэтому чтение книги пролетает очень быстро и незаметно, а вовремя чтения на душе как-то... спокойно что ли. Книга написана так что когда садишься за ее чтение все остальное отходит на второй план, не давая отвлечь тебя.

3. В этой части, в отличие от предыдущей, рассуждения героя о праведности действий окружающих людей уменьшены в объеме и это очень хорошо ибо раньше их было немного... многовато)

4. Мир Волкодава сильно расширился, что тоже не может не радовать, и то, как он расширился и что появилось нового дожно сильно заинтересовывать читателя.

5. В этой части составляющая фэнтези уже намного больше нежели в предыдущей. Хотя и в этой части фэнтези-составляющая книги отходит на второй план и служит только фоном для приключений героя, но все равно приятно)

Недостатки:

1. Главным недостатком является то, что здесь не все события которые описываются связаны напрямую с Волкодавом. Очень много вставок с событиями которые происходят с другими персонажами. Откровенно говоря, если некоторые и выглядят естественно и иногда даже интересно, то большее их число режет глаза. Особенно неприятно когда самом разгаре событий внезапно делается вставка из истории о девушке, которая подарила Волкодаву бусину (как по мне абсолютно ненужная и ничего не значащая часть книги, которая, скорее всего, написана для того чтобы читатель не забыл о той девушке).

2. Нет какого-то глобального сюжета (тут болишинство фанатов Волкодава меня, наверное, заплюют). Конечно интересно читать про приключения волкодава, но если бы у них была какая-то глобальная цель было бы намного интереснее как по мне.

Хочется отдельно отметить очень часто всплывающий вопрос материнства. Уж очень сильно и часто вспоминает Мария Семёнова о материнских чувствах в этой книге. Как будто хочет сказать нам чтобы мы не предавали своих матерей и проявляли свою любовьк ним всеми возможными способами.

Атмосфера - 9

Динамика - 8

Общая оценка - 9

Оценка: 9

На самом деле, чисто технически, по качеству текста, ничем не хуже первой книги. Проблема одна - самоповтор. Тот же путь с редкими осёдлостями, заступничество где не просят, влезания куда не звали. И обрастание по пути сирыми и убогими попутчиками, кого пришлось теперь таскать с собой по принципу «если погладил бездомного котёнка - ты обязан найти ему дом» (это я перефразировал цитату из романа Хайнлайна).

Славянского в романе стало ещё меньше. А всякие флешбеки и лирические отступления, как правило выделяемые курсивом, в отличие от первого романа, уже с самого начала отвлечённо-лиричные (читай-нудные), и не нужные сюжетно.

И от всего вышесказанного роман уже не явление в русскоязычной фэнтези, какой была первая книга, а просто крепкое произведение в своём жанре.

Но, повторюсь, технически - очень хорошо. Читается на одно дыхании. Особенно, когда перечитываешь, уже просто пропуская выделенные курсивом лирические отступления. :)

Оценка: 8

На мой скромный взгляд потенциал книги полностью не раскрыт. Описание Беловодья (славянской Шамбалы) отсутствует как таковое. А спутник Волкодава вообще пришелец! Эта тема также благополучно замята и постепенно отошла на второй план, хотя нет, даже на третий. На второй план отошла сама цель книги. Путешествие героев постепенно превратилось в ряд квестов, которые обязательно нужно пройти.

Оценка: 8

Написано красивым языком, все та же красивая песня - Волкодав спасает всех униженных и оскрбленных, многие неразумные сознают свою глупость и кланяются ему в ножки, что вразумил бедняг; племена, враждующие много лет вдруг мирятся...Всеобщее умиление, торжество благоразумия. Миром правит любовь!

Пройтись по миру Волкодава было интересно, но роман показался затянутым. Неожиданная концовка. Насчет матери Кендарат - тоже разочаровало, похоже чистый пацифизм автора уже не устраивает, добро должно быть с кулаками.

Оценка: 7

Итак, перед нами продолжение приключений Волкодава. В первой книге происходило физическое становление Волкодава, как воина. Семенова конкретно прокачала своего подопечного, добавив боевого опыта, пару шрамов, а также обучила приемам смертельного единоборства кан-киро. Неудивительно, что во второй части, обладая всем вышеперечисленным, Волкодав легко, непринужденно и без зубовного скрежета отвешивал волшебные пендели всем противникам, негодяям, невзирая на крутость, статус и авторитет оных.

Вторая книга – это духовное становление Волкодава: философия, нравственное воспитание, пересмотр своего отношения ко многим вещам вокруг, к другим людям. Каждое событие в романе так или иначе влияет на Волкодава, заставляет его о чем-то задуматься. Именно этому и подчинена структура романа. В связи с этим всплывают два главных недостатка, вытекающие один из другого.

Главный минус – отсутствие цельной сюжетной композиции. Это даже не классический квест с ясно поставленной целью, к которой герои с каждой главой подходят все ближе и ближе. Волкодав: Право на поединок – это скорее всего вольное путешествие по городам и весям, во время которых герои попадают в разного рода замесы, из которых персонажам предстоит героически выбраться, а там уже смотрят, куда кривая выведет.

Чтобы стало более понятно: изначально Волкодав и Эврих направляются в Кондар, останавливаясь по пути в разных деревушках и городках. Спустя полкниги они, наконец, оказались в Кондаре, но... конкретно позабыли куда и зачем идут.

…обиделся Волкодав и… вспомнил. И спросил себя, чего, собственно, ради они с Эврихом потащились в Кондар. Неужто нельзя было облюбовать другой город…

Второй минус – куча воды, отчего роман выглядит затянутым уже к трети романа: самоповторяющиеся мысли героев (Эврих о том, зачем он ввязался в это путешествие с неучтивым варваром; Волкодав с мыслями про Мать Кендарат; Оленюшка), куча персонажей и событий, без которых роман ничего не потерял бы, скорее всего наоборот. Лучше меньше да лучше. Из-за этого нагромождения незначащих персонажей Семенова, похоже, сама порой не знала, куда этих персонажей потом девать, что с ними делать, куда пристроить. Поэтому большинство второстепенных героев оказалось наспех скроенным из лоскутов старинных платьев конкретно отдающих нафталином. Тот же Эврих, будучи ведущим персонажем, на фоне проработки образа Волкодава выглядит как роба на фоне норковой шубы. Образ Волкодава действительно хорошо проработан, хотя с героизацией его во второй книге Семенова явно переборщила.

Например, Дикерона Слепой Убийца - после столь интересного вступления все время ждешь, когда этот персонаж начнет действовать, или хотя бы о нем расскажут поподробнее - в результате НИЧЕГО. «Как-нибудь увидимся». А молодой сегванский воитель, которого в первой книге спугнул Мыш? Так ли уж он был нужен? А вот кнесинка Елень, сыгравшая настолько существенную роль в первой книге, упомянута полтора раза. И почему-то мы ни разу не видим Волкодава глазами Матери Кендарат, хотя приличная часть «Права на поединок» - его молчаливый спор со старой жрицей.

Иногда трудно понимать логику Волкодава. Он берется охранять друга Младшего Сонмора, прекрасно зная, кто такой Сонмор и по чьему приказу на него покушались. Почему? Если насилие над женщиной - самое тяжкое для венна преступление, с какой стати Волкодаву чувствовать себя виноватым после убийства шестерки насильников? Как он мог оставить Эвриха одного, зная, что если дойдет до настоящего боя, аррант не в состоянии о себе позаботиться? И как же слово, данное Тилорну?

Мария Семенова

Своих родителей, имевших терпение все это выслушивать, а также: фантаста Павла Вячеславовича Молитвина, парамедика Павла Львовича Калмыкова, сэнсэя Владимира Тагировича Тагирова, и всех своих товарищей по татами: мастера Вадима Вадимовича Шлахтера, бывалого человека «Медведя», инженера по компьютерам Хокана Норелиуса (Швеция), за ценнейшие соображения и бескорыстную помощь!

Ты – всё за книгой, в чистом и высоком,
А я привык тереться меж людьми.
Тебя тревожат глупость и жестокость,
А я – мне что! Меня поди пройми.

Различье наше – в чём-то самом главном.
Я хмур и зол. Ты – светоч доброты.
Тебе не стать как я, а мне подавно,
Мой славный друг, не сделаться как ты.

Твою учёность превзойдут едва ли,
А дело к драке – тут меня держись.
И, может статься, Боги не дремали,
Таких несхожих выпуская в жизнь?…

1. Бортник и его сын

Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром. Бледный свет скользил по пушистым еловым ветвям, окутывал мерцающей дымкой круглые холмы предгорий и сообщал чеканную ясность далёким вершинам Засечного кряжа. Вдоль говорливой протоки, в которой полоскала белые кисти только что расцветшая черёмуха, шагали, направляясь в сторону гор, двое путешественников. Один был стройный молодой аррант с красивой шапкой тугих золотистых кудрей и тонкими, изысканными чертами лица. Такие лица нередки в знатных коренных семьях Аррантиады. Он и одет был, по обычаю своей страны, в льняную рубашку, плащ и сандалии. Юноша улыбался, с видимым удовольствием вдыхая ночной холодок. Так смотрит вперёд человек весёлый и смелый. Будь кругом посветлее, на пальцах у него обнаружились бы следы чернил.

Второй мужчина был на полголовы выше арранта и заметно шире в плечах. В отличие от спутника, он не был похож на точёную старинную статую, зато двигался, по давней привычке, совершенно бесшумно. Он шагал босиком, неся на плече мягкие кожаные сапоги, связанные тесёмками. Лунный свет метил резкой тенью длинный шрам на левой щеке. Шрам тянулся от века до челюсти, пропадая нижним концом в короткой густой бороде. И смотрел этот человек вперёд совсем не так, как аррант. В светлых глазах не было ни улыбки, ни предвкушения. Он привык рассчитывать на худшее и ждать любых пакостей от судьбы. И судьба ни в коем случае не могла бы похвастаться, что он эти её пакости безропотно принимал.

– Скоро придём, – сообщил он своему спутнику. Сам он был из племени веннов, но по-аррантски изъяснялся без акцента, со столичным изысканным выговором; учитель в своё время попался уж больно хороший. Кудрявый парень обернулся на ходу, вопросительно посмотрел на него, и венн пояснил: – Дымом пахнет.

Аррант потянул носом и ничего не почувствовал, но на всякий случай кивнул. Говорит – пахнет, значит, действительно пахнет. Сейчас ещё скажет, что там варят на ужин. Аррант был гораздо образованней и учёней своего сотоварища, но некоторые поступки и качества венна трудно было измерить убогими человеческими мерками. Например, его нюх. Или способность видеть в темноте почти так же хорошо, как днём. Когда приличные люди не могли различить ни зги, он способен был собирать иголки, раскиданные в траве. Хватало и иных странностей. У венна даже не было порядочного человеческого имени, только прозвище: Волкодав. Оно, впрочем, удивительно ему подходило. И он однажды обмолвился, будто предок его рода в самом деле был Псом-оборотнем, спасшим Праматерь племени от лютых волков… Молодой учёный про себя полагал подобные россказни чепухой, досужими выдумками варварского племени. Но бывали моменты, когда…

А впрочем, по большому-то счёту, какое это всё имело значение? Да никакого.


Венн шёл следом за аррантом, в трёх шагах, и не без некоторого раздражения думал о том, что они ещё недостаточно удалились от Врат. А значит, непременное желание Эвриха провести эту ночь под жилой крышей было, мягко говоря, порядочной придурью. Пару лет назад Волкодав успел-таки с избытком наследить в здешних местах. И вовсе не рвался зря мозолить глаза.

Эврих честно объяснил ему причину своего желания. Всякий раз, проходя Вратами в этот мир, он до урчания в животе боялся самой первой встречи с его обитателями. Ну, а от того, чего боишься, следует либо по возможности бегать – в чём немного достоинства, да и получается не всегда, – либо набраться смелости и шагнуть навстречу, а там будь что будет. Так он и теперь хотел поступить, и в этом Волкодав был с ним совершенно согласен. Другое дело, мог бы грамотей обождать с утверждением духа и до той стороны перевалов. Где некому будет узнать одиноких странников, озлиться и устроить погоню… Так нет же, вздумалось доказывать свою храбрость прямо сейчас. До дела дойдёт – кому, спрашивается, отдуваться придётся?…

Волкодав ворчал про себя, шагая вперёд, но вслух не говорил ничего. Милосердные Боги привесили ему язык не тем концом, который требовался для красноречия. Дешевле будет не связываться и заглянуть-таки на дымивший поблизости двор. Не сплошь же разбойники здесь живут. Хотя и не подарок, конечно, – сегваны. Давние переселенцы, выжитые со своих северных островов нашествием Ледяных Великанов. Эти великаны жили и разрастались в горных долинах. Временами они высовывали оттуда грязно-белые пятки и сталкивали с земли всё, что попадалось: дом – так дом, огород – значит, огород. Оттого островные сегваны уже не первое поколение семьями переправлялись на материк. Иногда они забывали, что едут не на дикое место. О том, чем в таких случаях порою кончалось дело, Волкодав вспоминать не любил. Потому что тогда у него начинали чесаться шрамы от кандалов на шее и на запястьях и хотелось, как когда-то, задушить первого попавшегося под руку сегвана. А это было плохо и недостойно потомка Серого Пса.

Ещё Волкодав видел, что хозяин близкого уже двора был бортником. Венну несколько раз попадались на глаза дуплистые липы, отмеченные особым знаменем: тремя вертикальными полосами, перечёркнутыми косым крестом. Волкодав про себя отметил, что человек, наносивший знамёна, чтил Правду лесную и не обижал доброе дерево, приютившее медоносный рой. Бортник не ранил коры, чертил знаки как подобало, кистью и краской. Может, и вправду с ним можно дело иметь…

Потом мужчины вышли на обширную поляну, и венн поблагодарил Лешего за тропинку. Воистину жаль было бы топтать спящие цветы, покрывавшие поляну от края до края. В северном конце виднелись ульи, сплетённые, как было принято у сегванов, из толстого соломенного жгута.

Скоро между деревьями показался и двор, обнесённый высоким, крепким забором. По ту сторону забора сейчас же в несколько голосов залились псы.


Бортник Бранох с чадами и домочадцами собирались уже ложиться спать, когда снаружи встрепенулись собаки. Люди в предгорьях, бывало, шатались всякие, а потому в дополнение к охотничьим лайкам Бранох год назад привёз с галирадского торга суку и кобеля знаменитой сольвеннской породы. Это были поджарые, остроухие, зубастые псы, исходящие бешеной злобой при малейшем признаке чужаков. И чуть не от рождения знающие, как поступать, если замахиваются ножом.

К прочной дощатой калитке извне было приделано кованое кольцо. Пока Бранох переглядывался с сыновьями, за это кольцо взялась решительная рука и громко постучала в гулкие доски. Делать нечего, мужчины вооружились копьями и пошли разбираться.

Сольвеннские сторожа неистово хрипели в ошейниках и поднимались на задние лапы, натягивая цепи. Лайки вертелись и гавкали перед калиткой, но за забор не совались.

– Кто там? – не слишком ласково осведомился Бранох, раздвигая сапогами пушистые собачьи бока. – Кого Хёгг среди ночи по лесу носит?…

– Пусти до утра, добрый хозяин! – долетел снаружи звонкий молодой голос. – Мы мирные странники, людям никаких обид не чиним!

Бранох недовольно нахмурился. Ему не нравилась явная молодость говорившего. Да и в мирные намерения стоявших по ту сторону тына он, Хёгг проглоти, не больно-то верил. То есть, лучше сказать, не верил совсем.

– Идите-ка вы своей дорогой, перехожие люди, – посоветовал он незваным гостям. – А то как бы у меня злые собаки привязь не оборвали.

Если попытаться найти первый литературный труд, посвященный личностному росту, в современном понимании этого термина то, скорее всего, мы остановимся на книге Джеймса Аллена «Как человек думает» (As A Man Thinketh).Автор – англичанин, про которого почти ничего неизвестно, написал эту книгу между 1902 и 1912 годами.Книга содержит рассуждения о влиянии мыслей на человека. Что человек думает, тем он и становится. Аллен утверждает, что человек формирует себя, свой характер, свое счастье. Мысли и характер человека едины. Характер проявляет внутренний мир человека через ситуации и обстоятельства. Внешний мир человека всегда находится в гармонии с его внутренним миром. Мысли человека побуждают его к поступкам. Каковы мысли, таковы и поступки. Аллен говорит о том, что мыслями можно управлять. Он сравнивает человеческое мышление с садом, где сорняки – негативные мысли – должны пропалываться, чтобы дать возможность расти благородным мыслям.

Как человек мыслит

(с) 2006 Андрей Яшурин, перевод на русский язык

предисловие глава 1. мышление и характер глава 2. влияние мышления на обстоятельства глава 3. влияние мышление на здоровье глава 4. мышление и цель глава 5. мышление и достижение результатов глава 6. видение и идеал глава 7. покой

Позитивная философия Джеймса Аллена базируется на концепциях, которые он называет законом, правосудием и праведностью. Они – движущие и творческие силы, осуществляющие духовное управление миром. Праведный человек осознает, что природа вселенной также праведна. Достигнувший духовного восприятия индивидуум понимает, что его отношение к миру определяет отношение мира к нему. Точка зрения человека меняется по мере того, как он отказывается от ограничивающих стереотипов. Все предметы, явления и процессы призваны направить индивидуума к формированию духовного мировоззрения.

Предисловие

Эта небольшая книга, которая явилась плодом размышлений и личных переживаний, не претендует на роль всеобъемлющего трактата о силе мысли. На эту тему уже написано много работ. Она скорее предлагает, чем объясняет. Ее цель – вдохновить мужчин и женщин открыть и в полной мере воспринять истину о том, что они – творцы своей жизни.

Разум господствует благодаря мыслям, которые люди избирают и поддерживают. Разум можно уподобить ткачу внутренней "одежды" характера, а также внешней "одежды" обстоятельств. И если до сего времени человек "ткал" невежество и боль, он может добиться просветления и счастья при помощи правильного мышления.

Глава 1 Мышление и характер

"Как мыслит человек в сердце своем, таков и он". Этот афоризм объемлет все человеческое бытие, а также включает в себя все состояния и обстоятельства его жизни. Индивидуум представляет собой в точности то, что он думает. Его характер – это полная сумма его мыслей.

Подобно тому, как растение вырастает из семени, каждый человеческий поступок появляется на свет из скрытых семян мыслей. Без мышления, действие невозможно. Это в равной мере применимо к "спонтанным" и "непреднамеренным" поступкам, а также к сознательному поведению.

Действие – это созревший бутон мысли, а радость или страдание – спелые плоды. Человек пожинает сладкие или горькие плоды того, что сам насадил.

Индивидуум возрастает в силу действия закона, его жизнь не является завершенным творением. Причинно-следственная связь абсолютна и неизменна как в скрытой реальности мысли, так и в мире видимых и материальных вещей. Благородный и одухотворенный характер не возникает по прихоти удачи или случая. Он – естественный результат настойчивого правильного мышления, а также отождествления человека с Божественным в своем разуме. Неблагородный и низменный характер, в свою очередь, есть следствие настойчивой приверженности низменным мыслям.

Человек сам созидает или разрушает себя. В мастерской разума он выковывает оружие, которым способен нанести себе раны. С другой стороны он способен создать инструменты для построения небесных обителей радости, силы и мира. Сделав правильный выбор и использовав мысль должным образом, индивидуум восходит к божественному совершенству. Злоупотребление мыслью опускает человека ниже животного. Между этими двумя крайностями лежит большое разнообразие характеров, созданных людьми.

Многие законы душевной жизни были заново открыты и сделались всеобщим достоянием в последние годы. Истина, о которой идет речь в данной книге, принадлежит к числу самых многообещающих. Согласно ей, человек – господин своих мыслей и творец своего характера. Он создает для себя окружение, условия жизни и саму судьбу.

Будучи господином над собственными мыслями, человек прочно удерживает ключи от каждой жизненной ситуации. В мыслях содержится трансформирующая и возрождающая сила, благодаря которой индивидуум может измениться по своему усмотрению.

Человек остается господином всегда, даже в моменты слабости и унижения. Пребывая в слабости и унижении, он проявляет себя как нерадивый хозяин, плохо управляющий своим "домом". Размышляя о своем состоянии и ревностно стремясь к пониманию закона, на котором основано его бытие, индивидуум постепенно приобретает мудрость и начинает разумно направлять энергию ради достижения благоприятных результатов. Чтобы стать сознательным господином, человек должен открыть внутри себя закон мысли. Это открытие напрямую связано с самоанализом и практическим опытом.

Чтобы найти золото и бриллианты, необходимо раскопать землю. Человек может познать

истину своего бытия лишь в том случае, если "выкопает" в своей душе "глубокую шахту". Как индивидууму убедиться в том, что он – творец своего характера, жизни и судьбы? Ему необходимо внимательно наблюдать за собственными мыслями, контролируя и изменяя их, отслеживая их воздействие как на самого себя, так и на других, а также на житейские обстоятельства. Ему важно научиться связывать причины и следствия. Даже тривиальные переживания и повседневные события помогают человеку обрести новое знание о себе -знание, которое принесет мудрость, понимание и силу. Абсолютный закон провозглашает, что "всякий ищущий находит, и стучащему отворят". Лишь проявляющий терпение и настойчивость человек может войти в дверь храма знания.

Влияние мышления на обстоятельства

Разум человека можно уподобить саду, который либо ухожен, либо пребывает в запустении. Вне зависимости от того, ухаживают за садом или нет, в нем должно что-то расти. Рост происходит всегда. Если в саду не были посажены полезные семена, он зарастет сорняками, которые принесут плод по роду своему.

Садовник тщательно охраняет свой участок от сорняков и выращивает лишь те цветы, которые он желает получить. Точно таким же образом, человек призван заботиться о "саде" своего разума, выпалывая все ложные, бесполезные и нечистые мысли, одновременно культивируя цветы истинных, полезных и чистых мыслей. В процессе внутренней работы индивидуум приходит к выводу, что является главным "садовником" своей души, верховным правителем собственной жизни. Анализируя достоинства и недостатки своего сознания, он все больше понимает каким образом мышление формирует его характер, обстоятельства и

Мысли и характер суть одно. Характер, в свою очередь, может быть проявлен и открыт только через окружение и обстоятельства. Внешние условия жизни человека гармоничным образом связаны с его внутренним состоянием. Это не означает, что обстоятельства человека в любой момент могут открыть весь его характер. Но обстоятельства настолько близко связаны с жизненно важными ментальными процессами, что настрой разума не может не сказаться на всем его развитии.

Каждый человек находится в том месте, где он сейчас, благодаря действию закона своего бытия. Мысли, которые он сделал частью характера, сформировали его текущие обстоятельства. В устройстве его жизни нет места случайности – оно есть результат закона, не знающего ошибок. Это утверждение в равной мере применимо к людям, ощущающим себя "вне гармонии" со своим окружением, и к тем, кто удовлетворен условиями жизни.

Как прогрессирующее и эволюционирующее существо, индивидуум учится росту в любых условиях. Усваивая духовный урок текущих обстоятельств, он приходит к иным обстоятельствах.

Человек останется под гнетом жизненных тягот до тех пор, пока будет верить, что его жизнь зависит исключительно от внешних условий. Осознав свою творческую силу и способность приказывать "почве" и "семенам" своего бытия, благодаря которым произрастают обстоятельства, он станет полноправным господином жизни.

Тот факт, что обстоятельства являются плодом мысли, знаком каждому человеку, который долгое время практикует самоконтроль и внутреннее очищение. Нельзя не заметить, что изменение внешних условий напрямую зависит от изменений разума. Когда индивидуум решительно стремится исправить дефекты своего характера, он в значительной степени прогрессирует, его прогресс значительно ускоряется.

Душа привлекает к себе все, что таит в себе – что она любит, а также чего боится. Она либо поднимается к высотам сокровенных мечтаний, либо опускается на уровень неочищенных инстинктов. Обстоятельства – средства, благодаря которым душа получает все, что по праву принадлежит ей.

Каждое "семя" мысли, которое было посажено в разум, или которому позволили упасть в него и укорениться, вырастает и расцветает в форме поступка, в дальнейшем принося плод возможностей и обстоятельств. Хорошие мысли приносят хорошие плоды, дурные мысли -дурные плоды.

Внешний мир формируется в соответствии со внутренним ментальным миром. Благоприятные и неблагоприятные условия жизни являются факторами, которые служат высшему благу индивидуума. Будучи "жнецом" своего урожая, человек познает как страдания, так и сияние славы.

Следуя за внутренними желаниями, устремлениями и мыслями, которым мы позволяем доминировать в сознании (либо увлекаясь блуждающими огнями нечистого воображения, либо настойчиво двигаясь по пути сильных и возвышенных дел), человек приходит к конечному результату, проявленному во всех обстоятельствах. Законы роста и приспособления одинаково действуют во всех сферах.

Индивидуум оказывается в приюте для бедных или в тюрьме не по злой прихоти судьбы или воле обстоятельств – его приводят туда низкие мысли и нечистые желания. Точно таким же образом, некогда обладавший светлым разумом человек не совершает преступление под влиянием стресса или внешней силы. Преступная мысль долгое время тайно гнездилась в его сердце и проявила свою силу, когда открылась возможность. Обстоятельства не формируют человека – они открывают его характер. Не существует условий, позволяющих личности без злых наклонностей опускаться в грех и сопутствующие им страдания. В равной степени нет никаких возможностей подняться к добродетели и чистому счастью тому, кто не культивирует добродетельные устремления. Человек есть господин и повелитель своей мысли, создатель самого себя, творец собственного окружения. Даже в момент рождения душа приходит получить то, что причитается ей по праву. В каждый миг своего земного странствия она привлекает к себе сочетания событий и внешних условий, которые являются отражением ее чистоты или нечистоты, силы или слабости.

Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены. Их прихоти, причуды и амбиции терпят поражение на каждом шагу, но наиболее сокровенные мысли и желания продолжают питаться своей ментальной пищей, будь она чистая или нечистая. Человек может быть заключен в тюрьму только самим собой, и низменные мысли и действия становятся темничными стражами Судьбы. Но благородные мысли и действия – это ангелы Свободы, выпускающие его. Индивидуум получает лишь заработанное им благо – а не то о котором молится или которого желает. Ответ на желания и молитвы приходит лишь в том

случае, если они гармонируют с мыслями и действиями.

Во свете этой истины, что представляет собой так называемая "борьба с обстоятельствами"? Невежественный человек постоянно бунтует против внешних условий жизни, одновременно продолжая сохранять и поддерживать в своем сердце причину их возникновения. Речь может идти о сознательном зле или неосознанной слабости – но что бы это ни было, внутреннее препятствие сдерживает любые попытки человека добиться перемен. В первую очередь, ему нужно устранить этот барьер.

Многие люди настойчиво стремятся улучшить свои жизненные условия, но не готовы улучшить себя. Именно по этой причине они остаются скованными. Отказывающийся изменить себя человек никогда не преуспеет в достижении цели, к которой направлено его сердце. Данный факт справедлив в отношении как земных, так и небесных благ. Даже стремящийся к обогащению индивидуум должен готов принести большие личные жертвы прежде, чем его мечта станет реальностью. Насколько же больше требуется от человека, формирующего в себе качества силы и спокойствия!

Многие продолжают тешить себя иллюзией, что страдают по причине своей добродетели. Но истина состоит в обратном. Пока человек не удалит из души каждую болезненную, горькую и нечистую мысль, он не может с достаточным основанием заявлять, что его страдания являются результатом благих, а не дурных качеств. Работая со своим разумом он откроет высший закон, который абсолютно справедлив, и поэтому не может воздавать добром на зло, а злом – на добро. В свете подобного знания он взглянет на свое прошлое, на былое невежество и слепоту, и увидит, что вся его жизнь была справедлива и упорядочена. Все хорошие и плохие переживания человека – это беспристрастные внешние проявления его эволюционирующей, но пока не достигшей совершенства души.

Хорошие мысли и действия никогда не могут привести к дурным результатам. Дурные мысли и действия никогда не могут привести к хорошим результатам. Эти утверждения так же истинны как и факт, что из семени кукурузы может вырасти только кукуруза, а из семени крапивы – только крапива. Практически все люди понимают этот закон в естественном мире и действуют, полагаясь на него, но лишь немногие осознают его применимость в ментальном и моральном мире (хотя его действие в этих сферах также просто и неизменно). Вот почему они не сотрудничают с этим законом.

Страдания всегда вызваны неправильным мышлением. Они указывают на то, что индивидуум находится не в гармонии с самим собой, с законом своего бытия. Единственная высшая цель страданий – очистить, сжечь все нечистое. Страдания прекращаются для очистившегося человека. После того, как из золота выведены все шлаки, в его переплавке нет смысла. Полностью чистое и совершенное существо не может страдать.

Обстоятельства, которые причиняют индивидууму боль, есть результат его собственной ментальной дисгармонии. Обстоятельства, которые приносят ему благословение, есть результат его ментальной гармонии. Мера правильности мышления – блаженство, а не материальное благосостояние. Мера неправильности мышления – несчастье, а не отсутствие благ. Человек может быть богатым, но проклятым; с другой стороны, он может быть бедным, но благословенным. Счастье и богатство сочетаются вместе лишь в том случае, если богатством правильно и мудро распоряжаются. Бедный человек начинает чувствовать себя несчастным, если рассматривает свою долю в жизни как несправедливое наказание.

Бедность и вседозволенность – две крайности несчастья. Эти неестественные состояния возникают по причине ментального беспорядка. Человек не переживет полноты жизни до тех пор, пока не счастливым, здоровым и процветающим. Счастье, здоровье и изобилие, в свою очередь, есть результат внутренней и внешней гармонии человека и его окружения.

Индивидуум в полной мере становится человеком в тот момент, когда перестает стенать и жаловаться на судьбу, принимая решение найти скрытое правосудие, которое регулирует его жизнь. Приспосабливая свой разум к этому уравновешивающему фактору, он прекращает винить кого-либо в своих неудачах. Он избирает сильные и благородные мысли. Вместо того чтобы бороться против обстоятельств, он начинает использовать их потенциал для более быстрого прогресса. Он стремится раскрыть в себе новые силы и способности.

Доминирующая сила во вселенной – закон, а не беспорядок. Душа и субстанция жизни -справедливость, а не несправедливость. Движущая сила в духовном управлении мира -праведность, а не нечестие. Человеку нужно лишь исправить себя и обнаружить, что вселенная праведна. В процессе внутренних перемен индивидуум убедится, что по мере изменения его отношения к вещам и людям, отношение вещей и людей к нему также меняется.

Доказательство этой истины заложено в каждом человеке, и оно может быть найдено через исследование, систематическое размышление и самоанализ. Если индивидуум радикально изменит свои мысли,он поразится быстрой трансформации своего окружения. Некоторые люди полагают, что внутренняя жизнь может оставаться в секрете – но это не так. Мысли быстро превращаются в привычки, привычки проявляются в форме обстоятельств. Низменные мысли вызывают появление таких привычек, как пьянство и неконтролируемые чувственные удовольствия, вслед за чем приходят опустошение и болезнь. Нечистые мысли формируют привычки слабости и замешательства, которые приводят к проявлению неблагоприятных обстоятельств. Боязливые и полные сомнений мысли формируют в человеке трусость и нерешительность, результатом которых являются бедность и рабская зависимость. Мысли, которым свойственна лень, вызывают появление привычек нечистоты и нечестности, приводящих к испорченности и нищете. Ненавистные и осуждающие мысли формируют привычки обвинения и насилия, за которыми следуют физическая боль и отвержение. Эгоистичные мысли приводят к самолюбию, влекущему за собой несчастье и раздор во всех делах.

С другой стороны, прекрасные мысли выливаются в форму благих и добрых привычек, приводящих к светлым и благоприятным обстоятельствам. Чистые мысли формируют умеренность и самоконтроль, плодом которых являются спокойствие и мир. Мужественные мысли, полные самообладания и решимости, дают личности положительный настрой, созидающий успех, изобилие и свободу. Энергичные мысли приучают человека к производительности и эффективности, за которыми следуют благоприятные обстоятельства. Кроткие и прощающие мысли формируют доброту, которая привлекает к личности необходимую охрану и защиту. Когда мысли любви и самоотверженности становятся привычками, вызывают появление процветания и подлинного богатства.

Как хороший, так и дурной ментальный настрой неизменно сказывается в характере и в обстоятельствах. Природа помогает каждому индивидууму сделать реальностью те мысли, которые он более всего лелеет. Она предоставляет ему возможности воплотить как благие,

так и злые мысли.

Если человек оставит свои греховные помышления, весь мир смягчится по отношению к нему и с готовностью придет ему на помощь. Если он устранит свои слабые и больные мысли, для него повсюду откроются возможности проявить силу и решимость. Если он культивирует хорошие мысли, никакая жестокая судьба не сможет сковать его узами несчастья и позора. Мир похож на калейдоскоп. Различные комбинации цветов, которые мы видим в последовательности, представляют собой отражение динамичных мыслей.

Влияние мышления на здоровье

Тело – слуга разума. Оно повинуется мысли, вне зависимости от того, сознательно или бессознательно это послушание. Когда разум посылает телу противозаконные мысли, организм быстро становится больным и дряхлым. Когда разум посылает телу мысли красоты и радости, оно обретает молодость и привлекательность.

Болезнь и здоровье, равно как и обстоятельства, коренятся в мышлении. Болезненные мысли сформируют болезненное тело. Страх, как это хорошо известно, может убить человека так же быстро, как и пуля. Что же касается большинства людей, мысли страха убивают их постепенно. Трепещущие перед болезнями получают эти болезни. Беспокойство быстро обезоруживает тело индивидуума, делая его беззащитным перед болезнью. Нечистые мысли, даже не связанные с физической невоздержанностью, за короткое время расшатывают нервную систему.

Сильные, чистые и счастливые мысли поддерживают тело в хорошем тонусе. Организм представляет собой тонкий и пластичный инструмент, с готовностью отвечающий на импульсы разума. Ментальные привычки ответственны за формирование как хороших, так и дурных телесных состояний.

Кровь людей будет оставаться нечистой и отравленной до тех пор, пока они умножают в своем разуме нечистые мысли. Из чистого сердца будут проистекать чистая жизнь и чистота тела. Из оскверненного разума будут проистекать оскверненная жизнь и болезненное тело. Мысль есть источник действия, жизни и манифестации. Сделайте источник чистым, и все внешние проявления также станут чистыми.

Перемена диеты не поможет человеку, который не меняет состояние ума. Когда он начнет мыслить чисто, у него исчезнет желание потреблять нечистую пищу.

Чистые мысли формируют привычку к чистоте. Так называемые святые, о которых говорят, что они не моются – не святые. Укрепивший и очистивший свои мысли человек не воспринимает злого.

Если вы хотите усовершенствовать свое тело, храните разум. Если вы желаете обновить свое тело, изменяйте сознание. Мысли злобы, зависти, разочарования и уныния обкрадывают тело, лишая его здоровья и жизненных сил. Угрюмое лицо не появляется случайно – оно возникает как следствие угрюмых мыслей. Уродующие тело морщины – результат глупости,

страсти и гордости.

Я был знаком с женщиной девяноста шести лет, которая обладала ярким и невинным лицом девочки. Я также был знаком с мужчиной, еще не достигшим среднего возраста, все лицо которого избороздили морщины. В первом случае, физическое состояние объяснялось добрым и светлым состоянием духа, во втором – страстью и неудовлетворенностью.

В вашем доме не будет хорошей атмосферы до тех пор, пока вы не проветрите его и не откроете окна для солнечных лучей. Подобным же образом, сильное тело, яркое, счастливое и довольное лицо могут сформироваться лишь в том случае, если вы откроете разум для принятия мыслей радости, благоволения и спокойствия.

Некоторые морщины на лицах пожилых людей оставлены симпатией, сильными и чистыми мыслями, другие – низменными страстями. Как различить их? У людей, которые жили праведно, старение протекает спокойно, мягко и умиротворенно. Их жизнь подобна заходящему солнцу. Недавно я видел одного философа на смертном одре. Он не выглядел старым, хотя и прожил много лет. Он умер легко и спокойно – точно так же, как и жил.

Радостные мысли прогоняют телесные недуги лучше любого врача. Благожелательные мысли избавляют человека от скорбей лучше любого утешителя. Постоянно допускать в разум недобрые, циничные, подозрительные и завистливые мысли – это значит заточать себя в тюрьму. С другой стороны, быть добрым ко всем, радоваться во всех обстоятельствах, учиться находить благо во всех, быть свободным от эгоизма – это значит открывать врата неба. Обращенные ко всему творению миролюбивые мысли принесут покой человеку, который взращивает их.

Глава 4 Мышление и цель

До тех пор, пока человек не развил в разуме целеустремленность, он не способен на серьезные достижения. К сожалению, большинство людей позволяют ладье своего сознания бесцельно дрейфовать по житейскому океану. Бесцельность есть зло. Индивидуум, который не желает для себя катастрофы и гибели, не может позволить себе подобное блуждание.

Бесцельно живущие люди становятся легкими жертвами мелочных беспокойств, страхов, проблем и жалости к себе. Подобная слабость, точно так же как и сознательно совершенные грехи, приводит их к неудачам, несчастьям и потерям. Никакая слабость не может быть пребывающим состоянием во вселенной, эволюционирующей по направлению к большей силе.

Человеку необходимо выработать законную цель жизни и исполниться решимости достичь ее. Эта цель должна стать центральной точкой всех его мыслей. Она может быть мирской, или же принять форму духовного идеала – согласно наклонностям человека на данный момент. В любом случае, индивидуум должен сосредоточить все ментальные силы на поставленной цели. Он должен сделать эту цель своей высшей обязанностью и посвятить себя ее осуществлению, не позволяя разуму уклоняться в сторону и увлекаться эфемерными мечтами и желаниями. Такое поведение – "царская дорога" к самоконтролю и ментальной

концентрации. Даже если человек падает снова и снова, не в силах достичь цели, он должен вставать и идти вперед то тех пор, пока не победит слабость. Приобретенная сила характера будет мерой его подлинного успеха. Поступая подобным образом, он заложит основание для будущего триумфа.

Люди, которые пока не готовы принять великую цель, должны сосредоточить мысли на безупречном исполнении своих обязанностей, какими бы незначительными они ни казались. Только так человек может собрать и сфокусировать свои мысли, а также развить решимость и энергию. После того как он усовершенствует себя, для него не будет непреодолимых препятствий.

Самая слабая душа, знающая о своей слабости, но убежденная, что сила развивается благодаря систематическим усилиям, незамедлительно начнет возвышать себя. Добавляя усилие к усилию и терпение к терпению, она не перестанет развиваться до тех пор, пока ее сила не станет по-настоящему божественной.

Подобно тому как физически слабый человек может стать сильным через настойчивые тренировки, человек со слабым мышлением может обрести ментальную силу через регулярные упражнения в правильном мышлении.

Очистить разум от бесцельности и слабости, начать думать целеустремленно – это значит войти в число сильных людей, которые рассматривают неудачи лишь как промежуточные этапы на пути к высшим достижениям. Человек, заставляющий любые обстоятельства служить себе, думает с силой. Он совершает бесстрашные поступки и достигает значительного успеха.

Избрав для себя цель, индивидуум призван ментально начертать путь к ее достижению, не отклоняясь ни направо, ни налево. Сомнения и страхи должны быть исключены, потому что они разрушительным образом сказываются на усилиях. Мысли сомнения и страха никогда не смогут добиться каких-либо результатов. Они всегда будут приводить к неудаче. Когда в разум человека закрадываются сомнения и страхи, они губительно воздействуют на его волю, энергию и силу.

Воля и целеустремленность проистекают из осознания того, что мы можем действовать. Сомнения и страхи – великие враги знания. Индивидуум, который своевременно не избавляется от них, сам создает себе препятствия.

Человек, победивший сомнения и страхи, победил неудачу. Все силы его бытия соединены в одно целое. Он смело преодолевает препятствия на своем пути и осуществляет намеченные цели. Его планы вырастают, расцветают и приносят плод в свое время.

Отождествленная с целью мысль становится творческой энергией. Индивидуум, который знает этот факт, готов для более глубоких и сильных переживаний, чем те, что могут предложить блуждающие мысли и переменчивые чувства. Он становится полноправным и сознательным господином всех своих ментальных сил.

Мышление и достижение результатов

Достижения и неудачи человека – непосредственный результат его мыслей. В справедливо устроенной вселенной, где потеря равновесия означает полное разрушение, личная ответственность должна быть абсолютной. Слабость и сила индивидуума, его чистота и нечистота, принадлежат ему, а не другому. Только он создал свои качества, и только он может изменить их. Страдания и счастье человека раскрываются изнутри. Как он думает, таков и он; как он продолжает думать, таким он становится.

Сильный человек не может помочь более слабому, если тот не хочет принять помощь. Но даже при желании, ему необходимо самому стать сильным. Он должен настойчиво развивать в себе силу, которую ценит в другом. Никто не изменит его состояние, кроме него самого.

Долгое время было принято считать: "Рабы существуют потому, что есть угнетатели. Угнетатели заслуживают ненависти!" Но есть люди, утверждающие прямо противоположное: "Угнетатели существуют потому, что многие – рабы. Давайте же отвергнем рабство!" Такие взгляды приобретают все большую популярность.

Истина в том, что угнетатели и рабы – звенья одной цепи невежества. Хотя внешне они борются друг с другом, в реальности они причиняют зло только самим себе. Совершенное знание способно различить действие закона как в слабости угнетенного, так и в злоупотреблении силой угнетателя. Совершенная любовь, видящая вызванные этими двумя состояниями страдания, не осуждает их. Совершенное милосердие включает в себя как угнетателя, так и угнетенного. Человек, который победил в себе слабость и устранил все эгоистичные мысли, не принадлежит ни к угнетенным, ни к угнетателям. Он свободен.

Индивидуум может подняться, достичь успеха и победить благодаря возвышенным мыслям. Он останется слабым, униженным и несчастным лишь в том случае, если он откажется возвысить свои мысли.

Чтобы достичь успеха даже в мирских делах, человек должен ментально возвыситься над рабским и животным поиском удовлетворения. Чтобы преуспеть, ему необходимо пожертвовать определенной долей своего эгоизма. Индивидуум с невоздержанными мыслями не может ни ясно думать, ни методично планировать. Не найдя и не развив свои скрытые ресурсы, он потерпит поражение. Не развивший ментального самоконтроля человек еще не готов принять серьезную ответственность за свои дела. Он не умеет действовать независимо и стоять в одиночку. Однако, он ограничен лишь сознательно избранными мыслями.

Прогресс невозможен без жертвы. Даже мирской успех индивидуума зависит от того, в какой мере он готов пожертвовать своими беспокойными и животными мыслями, сосредоточившись на осуществлении планов, развитии решимости и доверия к себе. Чем больше он возвышает свои мысли, тем значительнее будет его успех, тем более долговечными окажутся его достижения.

Вселенная не благоволит жадным, нечестным и злобным, даже если видимость свидетельствует об обратном. Она помогает честным, великодушным и добродетельным. Все великие учителя прошлого говорили об этом. Но чтобы доказать на деле истинность их слов,

индивидуум должен настойчиво стремиться к добродетели.

Интеллектуальные достижения – результат мыслей, сосредоточенных на поиске прекрасного и истинного знания. Даже если достижения связаны с тщеславием и личными амбициями, они не обходятся без ментальной целеустремленности. Успех – естественный продукт постоянных и ревностных усилий, а также чистых мыслей.

Духовные достижения – высшая точка духовных устремлений. Постоянно культивирующий благородные и возвышенные мысли и сосредоточенный на чистоте индивидуум станет мудрым и благородным, подобно тому, как восходящее солнце достигает зенита, а растущая луна – полноты. По мере формирования характера, он будет становится влиятельным и наполнять свою жизнь благословениями.

Любые достижения представляют собой венец усилий, прекрасное украшение мыслей. При помощи самоконтроля, решимости, чистоты, праведности и ментальной сосредоточенности, человек превозносит себя. Отдаваясь во власть животных наклонностей, праздности, нечистоты, разврата и хаотичных мыслей, он опускается все ниже.

Индивидуум может достичь высот мирского успеха и даже духовной возвышенности, но затем снова вернуться к слабости и ничтожности, если даст место высокомерным, эгоистичным и порочным мыслям.

Победы достигаются благодаря правильным мыслям, но утрачиваются из-за отсутствия бдительности. Многие успешные люди ослабевают усилия и быстро возвращаются к прежним неудачам.

Все достижения, будь то в деловой сфере, интеллектуальном и духовном мире, представляют собой результат определенной ментальной настроенности. Законы успеха едины. Единственное различие заключается в конечной цели.

Стремящийся к малому человек должен пожертвовать малым. Стремящийся ко многому должен пожертвовать многим. Для высших достижений требуются великие жертвы.

Глава 6 Видение и идеал

Мечтатели – это спасители мира. Подобно тому, как видимый мир поддерживается невидимым, погруженное в борьбу, грехи и страдания человечество поддерживается прекрасными видениями уединенных мечтателей. Мир не может забыть своих мечтателей. Он не может позволить своим идеалам увянуть и умереть. Люди живут в идеалах и знают, что мечтам некогда предстоит стать видимой реальностью.

Композитор, скульптор, живописец, поэт, пророк, мудрец, – все эти люди принадлежат к числу создателей будущего мира, архитекторов неба. Сегодняшний мир прекрасен потому, что некогда они жили и творили. Без их вклада человечество давно погибло бы.

Человек, который лелеет в сердце прекрасное видение и возвышенный идеал, однажды осуществит его. Колумб мечтал о новых землях – и открыл их. Коперник настаивал на

существовании множественных миров и более обширной вселенной – и получил научные доказательства этого. Будда созерцал духовный мир, наполненный непорочной красотой и совершенным покоем – и вошел в этот мир.

Будьте верны своим мечтам и идеалам. Продолжайте лелеять музыку, которая звучит в вашем сердце, красоту, которая формируется в вашем разуме, доброту, которая посещает ваши мысли. Из подобного ментального настроя произрастут благоприятные внешние условия. Если вы осуществляете свои мечты, весь ваш мир окончательно преобразится.

Желать – это значит получить, стремиться – это значит достигнуть. Можем ли мы допустить, чтобы низшие желания исполнялись, а высшие желания угасали от недостатка внимания? Конечно же, нет. Проявляя пассивность, мы никогда не убедимся в истинности обещания: "Просите, и получите".

Культивируйте возвышенные мечты – и реализуйте их. Ваше видение есть обетование того, чем вы однажды станете. Ваш идеал есть пророчество того, что в конечном итоге раскроется в вашей жизни.

Самое величайшее достижение в мире изначально было лишь мечтой. В семени спит дерево, в яйце спит птица. В высшем видении души заложено идеальное состояние. Мечты – это семена реальности.

Ваши нынешние обстоятельства могут быть неблагоприятными, но они не останутся таковыми в том случае, если вы стремитесь к достижению идеала. Невозможно двигаться внутри и оставаться неподвижными извне. Возьмем для примера бедного молодого человека, который вынужден много работать. Он проводит долгие часы в потогонной мастерской, без образования и культурного развития. Но в его сердце живет мечта о лучшей жизни. Он постоянно размышляет о сознательности, утонченности, благодати и красоте. Он создает в своем разуме картину идеальной жизни. Большая свобода приходит к нему, побуждая к действию. Молодой человек использует все свободное время и все средства для пробуждения своих скрытых сил и ресурсов. Вскоре мастерская становится для него слишком тесной. Она перестает гармонировать с настроем его разума, и юноша навсегда оставляет ее, как ненужную и изношенную одежду. Годы спустя мы увидим его взрослым мужчиной. Мы увидим его господином ментальных сил, над которыми он имеет полный контроль. В своих руках, он держит бразды большой ответственности. Он говорит – и жизнь людей преобразуется. Слушающие его мужчины и женщины изменяют свой характер. Он становится подобным светилу, вокруг которого вращаются бесчисленные судьбы. Видение его молодости исполнилось. Этот человек стал единым со своим идеалом.

И вы, читатель, осуществите глубочайшее видение вашего сердца, будь оно униженным иди прекрасным. Вы всегда притягиваетесь к тому, что в тайне любите больше всего. Вы приобретаете точный эквивалент своих сокровенных мыслей (но не пустых и переменчивых желаний). Вы получаете то, что заработали – не больше и не меньше. Каким бы ни было нынешнее положение, вы будете падать, оставаться на месте или подниматься в зависимости от характера своих мыслей, мечтаний и идеалов. Господствующие желания делают вас либо низменными, либо великими.

Невежды и лентяи, видящие только поверхностные следствия, а не подлинные причины событий, рассуждают об удаче, счастье и шансе. Наблюдая, как человек становятся богатым,

они восклицают: "Как он удачлив!" Обращая внимание, что некто становится умным и образованным, они говорят: "Как же ему повезло!" Замечая в ком-то благородный характер, они заявляют: "Несомненно, случай помогает ему на каждом шагу". Они не видят борьбы, испытаний и неудач, через которые должны были пройти "счастливчики". Они ничего не знают о жертвах и неустанных усилиях, которые те принесли ради осуществления своих желаний. Видя не все длительное и тяжелое путешествие, а лишь его конечную цель, они толкуют о "случае". Не понимая процесса и обращая внимание на результат, они называют его "везением".

Причинно-следственная связь проявлена во всех людских делах. Мера усилия определяет меру достигнутого результата. Все дары и способности, а также материальные, интеллектуальные и духовные богатства – плоды усилий. Они – мысли, доведенные до завершенности, достигнутые цели и осуществленные мечты.

Видение, которое вы прославляете в своем разуме и идеал, который вы возводите на престол своего сердца, будут созидать вашу жизнь. Они определят, чем вы станете.

Глава 7 Покой

Спокойствие разума представляет собой один из высших плодов мудрости. Это – результат длительного и терпеливого самоконтроля. Душевный покой свидетельствует о зрелых переживаниях человека, а также о его неординарном знании ментальных законов.

Индивидуум обретает покой в той мере, в какой он осознает себя ментально эволюционирующим существом. Чтобы прийти к этому выводу, он должен осознать, что жизнь людей – результат их мыслей. Развивая правильное понимание, человек яснее видит внутренние связи событий, причины и следствия. Таким образом, он перестает волноваться, беспокоиться, суетиться и скорбеть. Он становится спокойным, умиротворенным и настойчивым.

Спокойный человек, научившийся управлять собой, способен наладить отношения с окружающими. Ближние, в свою очередь, уважают его духовную силу. Они чувствуют, что могут положиться на него и многому научиться от него. Чем спокойнее становится человек, тем больше его успех, его влияние и способность делать добро. Даже обычный торговец заметит, что его успех в бизнесе возрастает по мере развития уравновешенности и самоконтроля. Клиенты всегда предпочитают иметь дело с тем, чье поведение спокойно.

Сильный и способный индивидуум всегда любим и уважаем. Он подобен тенистому дереву в знойном краю или скале с навесом во время шторма. Кто не любит спокойное и уравновешенное сердце? Для владеющего подобным благословением человека не имеет значения, светит солнце или идет дождь, а также какие изменения происходят во внешнем мире. Он всегда остается непоколебимым. Самообладание – это последний урок, которому должен научиться культурный человек. Он столь же прекрасен, как мудрость, и более драгоценен, чем чистое золото. Какое счастье – хранить преданность истине и жить в вечном спокойствии, вдали от волн и ураганов!

Многие люди, которых мы встречаем, причиняют вред себе и окружающим через необузданный темперамент, выводящий их из равновесия. Возможно, отсутствие или недостаток самоконтроля – это основная причина людских несчастий. Как редко можно найти индивидуума, обладающего совершенным душевным покоем, равновесием и целостным характером!

Да, человечество погружено в пучину неконтролируемых страстей и скорбей. Оно пребывает во власти беспокойства и сомнения. Только мудрец, чьи мысли уравновешены, заставляет ветра и штормы души повиноваться ему.

Какими бы вы ни были ваши обстоятельства, как бы ни бросали вас житейские бури, знайте: в океане жизни вас ждут острова благополучия. Солнечные берега идеала ожидают вашего прибытия. Прочно удерживайте штурвал разума. В центре вашей души покоится могущественный Господин. Он спит. Пробудите Его! Самоконтроль и спокойствие -могущественные силы. Правильное мышление – это инструмент господства. Обратитесь к своему сердцу со словами: "Мир, покой тебе!"