Клод леви стросс структурная антропология кратко. Клод леви-строс - структурная антропология. Магия и психоанализ

Клод леви стросс структурная антропология кратко. Клод леви-строс - структурная антропология. Магия и психоанализ
Клод леви стросс структурная антропология кратко. Клод леви-строс - структурная антропология. Магия и психоанализ

И, следовательно, что все культурные практики имеют гомологичные аналоги в других культурах, по сути, что все культуры являются справедливыми.

Подход Леви-Стросс возник в значительной степени из диалектики излагаемой на от Маркса и Гегеля , хотя диалектика (как понятие) восходит к древнегреческой философии . Гегель объясняет, что каждая ситуация имеет две противоположные вещи и их разрешение; Фихта была названа этим « тезис, антитезис и синтез .» Леви-Стросс утверждал, что культура также имеют эту структуру. Он показал, что, например, как противоположные идеи будут бороться и были решены, чтобы установить правила брака , мифологии и ритуала . Такой подход, он чувствовал, сделал для свежих идей. Он постановил:

Другая концепция была заимствована из пражской школы в лингвистике , на которой работала так называемая бинарные оппозиции в своих исследованиях. Роман Якобсон и другие проанализировали звуки, основанные на наличии или отсутствии определенных функций, такие как «глухой» против «озвучивают». Леви-Стросс включил это в его концептуализации универсальных структур разума. Для него противоположности легли в основе социальной структуры и культуры.

родство

В своих ранних работах Леви-Стросс утверждал, что племенные родственные группы , как правило, находятся в парах, или в парных группах, которые выступают против друг друга еще нуждаются друг в друге. Например, в бассейне Амазонки, две большие семьи будут строить свои дома в двух облицовочных полукруг, которые вместе образуют большой круг. Он также показал, что, как люди первоначально классифицированы животных, деревья и другие природные особенности, были основаны на серии противопоставлений.

В своей самой популярной работой, Сырье и Приготовленный , он описал народные сказки родового Южной Америки, связанных друг с другом через ряд преобразований, как одна противоположность в сказках здесь превращается в свою противоположность в сказках там. Например, как следует из названия, сырье становится его противоположность приготовлено . Именно эти противоположности (сырье / сварить) являются символом самой человеческой культуры, в которой с помощью мысли и труда (экономики) , сырье становится одежда , еда , оружие , искусство и идеи .

В то время как Дюркгейм считал, что таксономия естественного мира являются коллективными по своему происхождению (далее « коллективное сознательное »), что означает, что социальные структуры влияют на индивидуальные когнитивные структуры, Леви-Строс предложил обратное, утверждая, что это последнее, что приводит к первому. Социальные структуры отражают когнитивные структуры, а это означает, что модели в социальном взаимодействии можно рассматривать как их проявления. В то время как структурно-функционалисты искали структур в социальной организации, структурализм стремится выявить связь между структурами мышления и социальных структур. Возможно, наиболее существенное влияние на структурализма пришли из Mauss" The Gift . Mauss утверждал, что подарки не являются свободными, а обязать получатель взаимность. Через дар, дарители отдавать часть себя, наполняя дар определенную силу , которая заставляет ответ. Дарообменов, следовательно, играют решающую роль в создании и поддержании социальных отношений путем установления связей обязательств. Подарки не только физические, случайные объекты; они обладают культурными и духовными свойствами. Это «общее право ангарии» , как Mauss назвал его, поскольку он несет в себе силу, чтобы создать систему на основе взаимности, в которой честь обоих дарителя и получателя занимаются. Социальные отношения , таким образом, на основе обмена; Дюркгейма солидарность, по мнению Мосса, лучше всего достигается за счет структур взаимности и связанных с ними систем обмена.

Леви-Стросс принял эту идею и постулировал три основные свойства человеческого ума: а) люди следуют правилам; б) взаимность это самый простой способ для создания социальных отношений; в) подарке связывает как даритель и получатель в постоянная социальных отношениях

Структуры являются универсальными; их реализация культурной специфики. Леви-Стросс утверждал, что обмен является универсальной основой родственными систем, структура которых зависит от типа брачных правил, которые применяются. Из - за его сильный акцент на вертикальных общественных отношениях, модель Леви-Стросс систем родства стала называть теорией альянса .

Брак

Модель Леви-Стросс попыталась предложить единое объяснение кросса двоюродным брака , сестра обмен, дуальную организацию и правила экзогамии . Со временем правили брак создают социальные структуры, потому что браки в основном коваными между группами, а не только между супругами. Когда группа обмен женщин на регулярной основе, они вступают в брак друг с другом; следовательно, каждый брак создает отношения должника / кредитора, который должен быть сбалансирован через «погашение» жен, либо сразу, либо в следующем поколении.

Леви-Строс предположил, что первоначальная мотивация для обмена женщин была табу кровосмешения . Он считается это начало и сущность культуры, как это было первый запрет проверять естественные импульсы; во- вторых, она делит труд по полу. Предписание экзогамию создает различие между брачным и табуированными женщинами, что делает необходимый поиск для женщин за пределами своей собственных родовой группы («выйти замуж за или вымереть») и стимулирующую обменные отношения с другими группами. Экзогамия способствует межгрупповых альянсов и образует структуры социальных сетей.

Леви-Строс также обнаружил, что широкий спектр исторически несвязанными культур было правило, что люди должны вступать в брак их кросскузенный, означая детей братьев и сестер противоположного пола, с мужской точки зрения, которая является либо FZD (дочь сестры отца) или MBD (дочери брата матери). Соответственно, он объединяет все возможные системы родства в схему, содержащую три основных родственные структуры, построенных из двух видов обмена. Он назвал три родственные структуры элементарных, полу-комплекс и комплекс.

Элементарные структуры основаны на положительных брачные правилах, которые определяют, кому человек должен вступать в брак, в то время как сложные системы указать отрицательные правила брака (которого никто не должен вступать в брак), оставляя место для выбора на основе предпочтений. Элементарные структуры могут работать на основе двух форм обмена: ограниченный (или прямой) обмена, симметричной формы обмена между двумя группами (также называемые фрагменты) жены-дающими и жена берущих; в начальной ограниченного обмена ФЗ женится МБ, при этом все дети, а затем быть двусторонние кросс-кузенов (дочь является одновременно ММД и FZD). Продолжение ограничивается обмен означает, что две родословные жениться вместе. Запрещенные обменные структуры, как правило, довольно редко.

Вторая форма обмена в пределах элементарных структур называются обобщенным обмен, а это означает, что человек может жениться только либо его MBD (matrilateral кросскузенного брака) или его FZD (patrilateral кросскузенного брака). Это включает в себя асимметричный обмен между по меньшей мере тремя группами. Matrilateral кросскузенного соглашение о браке, где брак родителей повторяются на последующих поколениях очень распространены в некоторых частях Азии (например, среди Качин). Леви-Строс рассматривал обобщенный обмен быть выше ограниченного обмена, поскольку она позволяет интегрировать неопределенных числа групп. Примеры ограниченного обмена можно найти, например, в бассейне Амазонки . Эти племенные общества состоят из нескольких фрагментов, которые часто расщепляются вверх, что делает их сравнительно неустойчивы. Обобщенный обмен более интегративный, но содержит неявную иерархию, как, например, среди Качин, где жена-дарители превосходят жена берущими. Следовательно, последняя жена взятие группы в цепи значительно уступает первой жены, давая группе, к которой он должен дать его жен. Эти неравенства состояния могут дестабилизировать всю систему, или могут, по крайней мере привести к накоплению жен (и в случае Kachin, также из bridewealth) на одном конце цепи.

Со структурной точки зрения matrilateral кросскузенного брак превосходит его patrilateral аналога; последний имеет меньший потенциал, чтобы произвести социальную сплоченность, поскольку ее обменные циклы короче (направление обмена жена восстанавливается в каждом последующем поколении). теория Леви-Стросс подтверждается тем, что patrilateral кросскузенного брака является фактически редчайшим трех типов. Однако matrilateral обобщенного обмен представляет собой риск, как группа А зависит от приема женщины из группы, что она не сам данная женщины, производя менее непосредственное обязательство взаимности по сравнению с ограниченной системой обмена. Риск, созданный такой задержку возврата в явно низком в ограниченных системах обмена.

Леви-Строс предложил третью структуру между элементарными и сложными структурами, называемыми полу-сложная структура или система Crow-Omaha. Пол-сложные структуры содержат так много негативных правил брака, что они эффективно предписывают брак с конкретными сторон, таким образом, несколько напоминающих элементарные структуры. Эти структуры можно найти, например, среди Crow нации и Омахе коренных американцев в Соединенных Штатах .

По мнению Леви-Стросс, основной строительный блок родства не только ядерная семья, как и в структурно-функционализме, но так называемый атом родства: ядерная семья вместе с братом жены. Это «брат матери» (с точки зрения жены, ищущим сын) играет важную роль в теории альянса, так как он является тот, кто в конечном счете решает, кого его дочь выйдет замуж. Кроме того, это не просто нуклеарной семьи как таковой, но и союзы между семьями, которые имеют значение в связи с созданием социальных структур, отражающих типичные структуралистскую аргумент о том, что положение элемента в структуре является более значительным, чем сам элемент. Теория Descent и теория альянса поэтому рассмотрим две стороны одной медали: бывшие подчеркивающие облигации кровного (родственными по крови), последние подчеркивающие облигации родства (родства по закону или выбору).

Leiden школа

Намного раньше, и около 450 миль к северу от Парижа, определенный типа прикладной антропологии возник в Лейденском университете , Нидерланды , которые сосредоточены часто на взаимосвязи между кажущимися культурными явлениями, найденной в индонезийском архипелаге : Батаки , минангкабау , Молуккский и т.д., хотя это в первую очередь направлена на подготовку губернаторов для колониальной Индонезии . Этот тип антропологии, разработанный в конце девятнадцатого века и начала ученых двадцатого века, в конце концов называется «де Leidse Richting» или «де Leidse школа».

Несколько исследователей получили образование в этой школе. Эта теория привлекла студентов и исследователей, заинтересованных в целостный подход, который был широко и глубоко, что связанные с ними экономические условия с мифологическими и пространственных классификаций, и исследовали связь между миром природы и религиозных, символических систем. Это было задолго до структурализма. Перспектива «Лейден» поехала исследования на протяжении многих десятилетий, воздействуя на последующие поколения антропологов.

Самые последние стулья были проведены JPB де Josselin де Йонг (кафедры: 1922-1956, 1964), который придумал концепцию области этнологического исследования в 1935 году, а затем его племянник PE - де - Josselin де Йонг (председатель: 1956-1987 , 1999).

Британские нео-структурализма

Британский бренд структурализма в основном поддерживаемым Родни Нидхэме и Эдмунд Лич , которые оба были критически к структурно-функционализма точки зрения и который обратил на Леви-Стросса, а также Артура Мориса Hocart . Они также нашли основания для критики Леви-Стросса. Лич был больше озабочен исследованием реальных условий жизни людей, чем с открытием универсальных психических структур.

Он обнаружил, что анализ последнего из Качинской содержали серьезные недостатки. По словам Лича, проект Леви-Стросса был слишком честолюбив, а это означает, что его анализы были слишком поверхностными и имеющиеся данные, обработанные слишком мало заботы. В то время как часть его анализа Качинского просто основана на неправильной этнографическую информации, остальное отражается Качинская идеология, но не реальная практика.

В теории, Качин группы должны были пожениться в круг идеально, состоящий из пяти групп. На самом деле, система была сильно несбалансированной со встроенными статусными различиями между женой дающим и женой берущим. Леви-Стросс был ошибочно предположил, что жена-берущих будет более высокого ранга, чем жена-дарителей; в действительности, это было наоборот, и бывший, как правило, должны были сделать значительные выплаты bridewealth для получения жен. В целом, некоторые клоны будут накапливаться больше жен и материальные ценности, чем другие, а это означает, что система не была в основном за счет взаимности. Система брака была довольно грязной и шанс его разрушения увеличивается с числом групп.

В обобщенных системах обмена, больше групп подразумевают большую сложность для обеспечения того, чтобы все жены-дателя в конечном итоге будет на приемном конце, вопрос, который уже предвидел Леви-Стросса. Он подумал, что на практике будет конкуренция для женщин, что приводит к накоплению и, следовательно, асимметрия в системе. По словам Лича, в Качин реальности неустойчивостей возникла в первую очередь от конкуренции за bridewealth. Мужчины стремятся получить максимальную прибыль в формах либо bridewealth или политической выгоды от брака своих дочерей. Леви-Штраус только придает символическую роль в брачных Prestations, эффективно видом их значение в системе. Лич утверждает, что они также (или даже в первую очередь) экономические и политические сделки и часто подключены к передаче прав на землю, тоже.

Брачные обмены должны быть проанализированы в рамках их более широкого экономического и политического контекста, а не в изоляции, а попытка Леви-Стросса. Лич заряжен последний с пренебрежением воздействия материальных условий на общественных отношениях. Он также оспорил претензии на универсальность, сделанное Леви-Стросс о модели, сомневаясь ли структуры, порожденные брачных правилами будут одинаковыми в различных социальных контекстах.

Критические анализы

постмодернистской

К концу 1970 - х / начале 1980-х годов теория альянс потерял влияние. С приходом постмодерна , interpretive- герменевтической мысли, структурализма и функционализма теорий пошел отступала. Внутренняя несогласованность и ряд внутренних ограничений дополнительно уменьшить свою привлекательность.

Чрезмерный акцент находящихся в свойств`х связях

По перенапряжению структурной значимости связей находящихся в свойств`х, теория альянса эффективно пренебрегла важность происхождения и генеалогических связей. Некоторые общества (например, африканские племенные общества) используют спуск в качестве основного организационного принципа. В других странах, союзы имеют первостепенное значение, так как, например, в много Юго-азиатских обществ и среди амазонских племен; и еще другие подчеркивают и другими. Yanomami очень хорошо подходят в теории альянс формы, в то время как талленси или азанде нет. Holý (1996) указывал, что некоторые ближневосточные общества не могут быть окончательно объяснить либо спуск или теорией альянса.

Критики также увидели недостатки в методах Леви-Стросса, в том, что он искал идеальных структур, тем самым пренебрегая реальность и сложность реальной практики. Его модель объясняла практики, которые не наблюдались. Kuper отметил, что если структуры ума действительно являются универсальными и модель Леви-Стросса верна, то почему не все человеческие общества действуют соответственно и структурировать свои системы родства вокруг союзов и обменов? Kuper допускал, что обмен был универсальной формой брака, но могут быть и другие существенные факторы. И даже если взаимность был основной принцип, лежащий в основе брака, возвращение не должно было бы быть в натуральной форме, но может принимать другие формы (например, деньги, скот, услуг или милостей различных видов). Кроме того, социальная сплоченность через взаимность не приходится отдыхать в первую очередь на бирже невесты. Mauss показал, что различные культуры используют все виды подарков, чтобы создать и поддерживать альянсы.

Феминистки критики утверждение Леви-Стросса, что основной принцип, согласно которому все общества работают, обмен женщинами мужчинами, которые распоряжаются из них, как если бы они были объектами. Другие, например Годелие, Синхронный подход критикуется структурализм, который привел его к существенно антиисторический.

Материалистические перспективы

Марксисты сместил внимание в антропологии из почти исключительно поглощенности родства с акцентом на экономических вопросах. Для них, социальные структуры, прежде всего, в форме материальными условиями, имущественных отношений и классовой борьбы.

фальсификация

Основные положения структурализма не были сформулированы таким образом, чтобы они могли подвергаться проверке или фальсификации . Леви-Стросс не разработать рамки, которые могли бы доказать существование его концепции фундаментальных структур человеческого мышления, а просто предположить их существование. Бойер отметил, что экспериментальные исследования концепций в психологии не поддерживают структуралистское представление понятий, а скорее теорию ориентированные или прототип на основе зрения.


Леви-Строс Клод — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Мифологики. В 4 томах. Том 2. От мёда к пеплу

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Мифологики. В 4 томах. Том 3. Происхождение застольных обычаев

Леви-Строс К. — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Мифологики. В 4 томах. Том 4. Человек голый

Леви-Строс К. — французский философ, этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований.

Ключевое место в творчестве Леви-Строса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Строс совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики.

Первобытное мышление

Книга знакомит российского читателя с творчеством выдающегося представителя французского структурализма, этнографа и социолога Клода Леви-Строса (род.1908).

Исследуя особенности мышления, мифологии и ритуального поведения людей "первобытных" обществ с позиций структурной антропологии, автор раскрывает закономерности познания и психики человека в различных социальных, прежде всего традиционных, системах, в культурной жизни народов.

Книга адресуется философам, психологам, историкам, этнографам, а также всем интересующимся вопросам культуры и религиоведения.

Печальные тропики

Клод Леви-Стросс — выдающийся французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии, исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Автор таких всемирноизвестньгх работ как: «Раса и история», «Структурная антропология», «Тотемизм сегодня», «Человек голый».

«Печальные тропики» — рассказ очевидца и глубокое размышление о судьбах народов и культур, о направлении развития цивилизации, о тех проблемах, которые и в XXI веке не утратили актуальности.

Путь масок

В настоящее издание включены работы выдающегося французского ученого-этнолога, члена Французской академии, создателя структурно-семиотического метода изучения мифов и верований Клода Леви-Строса.

Книги «Путь масок» и «Ревнивая горшечница» созданыв поздний период творчества ученого, когда его метод и концепция мифологического мышления уже обрели зрелость и прозаичность. Все вошедшие в настоящее издание произведения публикуются на русском языке впервые.

Книга адресована всем, кто интересуется этнологией, психологией, культурологией, философией.

Структурная антропология

Книга «Структурная антропология» из числа тех, которые, будучи написанными талантливыми и разносторонне образованными людьми, вызывают широкий резонанс и интерес далеко за пределами того научного направления, в русле которого созданы.

Произведение известного этнографа и философа Клода Леви-Строса изучают и анализируют не только коллеги по цеху, но и социологи, лингвисты, психологи, литературоведы. Его имя ставят в один ряд с такими выдающимися мыслителями, как Фрейд, Камю, Хомской, и относят к ряду «властителей дум современности». Он популярен не только в научных кругах, но и в мире искусства.

Структурная антропология К. Леви-Строса. Леви-Строс совершил настоящий переворот в исследовании культуры первобытных народов, которая до него определялась в основном по ее негативным признакам - бесписьменная, неиндустриальная, нецивилизованная и т. п. Например, с точки зрения Л. Леви-Брюля, автора книги «Первобытное мышление» (1910), между нашей культурой и культурой архаической лежит пропасть разных ментальностей - логической и дологической. Структурный подход позволил рассмотреть культуру как единую систему смыслов. В знаменитых книгах «Печальные тропики» (1955) и «Структурная антропология» (1957), а позже в своей работе «Первобытное мышление» (1962) Леви-Строс предложил объективные методы исследования, взяв за основу семиотические методы - язык рассматривался как система бессознательно функционирующих означающих культуры. В мифах, ритуалах, правилах брака, терминах родства - везде мы можем вычленить бинарные оппозиции, на которых выстраиваются «пучки дифференцированных признаков». Леви-Строс сосредоточился на конкретном материале, который доказывал связь языка с социальными обычаями племен - он обнаружил, что система родства организована так же, как система фонем. То есть то, как понимаются фонемы - гистемы, - соответствует системе фонем. Так, в «Ми-

фологиках» (1964, 1966, 1968, 1971) поэтапно рассматривается дихотомия сырое - приготовленное, закрепленная в языках и, соответственно, ритуалах и первичных мифах южноамериканских племен, которая на практике выстраивает цепь означающих, наделяющую различную деятельность более глубоким ритуальным смыслом: несъедобное - съедобное, недоступное - доступное для совокупления, животное - растительное, природное - культурное, утраченное - приобретенное и т. д. Исходное


противопоставление «обрастает» новыми смыслами - приготовленное наполовину, пережженное, свежее, сгнившее. Соединение гистем определяет еще более подвижные смыслы - мифемы, смысл которых есть соотношение значений, которые использованы в них. Значение, таким образом, оказывается частью системы, которую следует понимать целостно, из отношений внутри системы.

Это позволяет говорить об антропологии, которая основывается на полевых этнографических исследованиях. Синтез соматических характеристик этнологии приводит к целостной культурной и социальной антропологии. Социальная антропология с помощью социологии и психологии рассматривает предметы материальной культуры как специфичные социальные явления, как об этом писал Э. Дюркгейм, т. е. с точки зрения выполняемой общественной функции, как социальный фактор. Личностное, таким образом, понимается как обобщенное и опосредованное вещами, как означающее, которое должно быть изучено самостоятельно. Культурная антропология, привлекая данные археологии и лингвистические концепции, представляет систему отношений, связывающую между собой все аспекты социальной жизни, - эта система, с точки зрения Леви-Строса, играет более важную роль в передаче культуры, чем каждый из ее отдельных аспектов.



Идея целостности этой системы во многом, как об этом писал позже М. Мерло-Понти, была инспирирована идеями Марселя Мосса (1872- 1950). Другим предшественником структурной антропологии сам К. Леви-Строс считал Ж. Дюмезиля, автора целого ряда работ по сравнительной мифологии (например, «Индоевропейское наследство Рима» (1949)). Мосс, чье влияние распространяется и на постструктуралистские идеи, в своих работах «Опыт о природе и функции жертвоприношения» (1899), «О некоторых примитивных формах классификации» (в соавторстве с Э. Дюркгеймом - 1901 - 1902), «Опыт о даре» (1825) подчеркивает культурную обусловленность естественных функций и привычек человека, символический характер практик обмена, прежде всего практики дарения. Мосс обнаружил, что в племени тана не было определенных значений для обмена дарами - каждый раз дар определялся участвующими сторонами, конкретной ситуацией общения, произнесенными речами, демонстрацией отношения к другой стороне и т. д. Мистическая сущность дара, жертвоприношения показывает, что суть человеческих отношений - обозначение поля возможных смыслов, то, что будет позже обозначено Ж. Батаем как трансгрессивность - возможность преодолевать фиксированные значения. У Р. Жерара в «Фундаментальной антропологии» эта идея развивается до детализированной теории социализации как двойного замещения вездесущего насилия, своеобразного мимезиса репрезентации желания.

Исследователь и философ Клод Леви Стросс признан отцом американской антропологии неслучайно. Написанная им книга «Структурная антропология» широко известна не только в научном мире, но вызвала, в свое время, широкий резонанс, разбудив интерес социологов, лингвистов, психологов и литературоведов всего мира. Она стала любимой и популярной как среди людей науки, так и в мире поклонников и знатоков литературы и искусства.

Фрагменты биографии К.Л.Стросса

Будущий антрополог Claude Levi-Strauss (фр.) родился 28.11.1908 года в Брюсселе. Отец его был художник, работавший тогда в Бельгии по контракту. Но скоро семья вернулась во Францию. В Париже Леви-Стросс и провел впоследствии основную часть своей жизни.

Дедушка Стросса служил в должности главного раввина Версаля. Соответственно, в семье исповедовались и почитались еврейские религиозные традиции. Тем не менее, Леви воспитывался бабушкой в духе свободомыслия. Как следствие, он с выдающимися результатами закончил школу и поступил в Сорбонну, где посещал лекции по философии и праву.

Эти дисциплины и стали первой специальностью будущего философа, которого коллеги с полным основанием позже назвали мыслителем века.

Не миновала юношу и увлеченность политикой. Будучи первым членом французской секции рабочего интернационала, Стросс в возрасте 24-х лет начал писать диссертацию на тему философских предпосылок исторического материализма как концепции. Но этому его увлечению не довелось в полной мере развиться и состояться из-за того, что юноша вскоре попал в автомобильную аварию.

Говоря же об антропологии - нужно отметить, что эта тема заинтересовала молодого ученого уже в Сорбонне, хотя поначалу, после окончания университета, его направили преподавателем философии в провинциальный лицей, что не вызвало у юноши, прямо скажем, никакого вдохновения.


И вот, через некоторое время он с радостью присоединился к своим французским университетским коллегам , получив возможность поехать с ними в Бразилию, где стал преподавателем социологии университета в Сан-Паулу.

Именно это место и послужило, можно сказать, некой отправной точкой последующих этнографических изысканий будущего ученого. Так, летом 1935-го года Леви Стросс решил поближе познакомиться с племенами индейцев Бразилии бороро и кадиувео , а несколько позже предпринял очередную вылазку-экспедицию в почти первобытный мир, к племенам намбиквара .

С момента этих встреч с неизвестными ему прежде «натуральными людьми», что вызвали в душе исследователя настоящее потрясение, и проснулось в нем призвание этнографа.

И одним из результатов этого стало убеждение Стросса в том, что представители натуральных этносов вовсе не являются носителями так называемого «дологического» мышления, - как считали некоторые исследователи, такие, например, как французский этнолог, антрополог и философ Л.Брюль.

Основные идеи

Основные идеи Леви Стросса больше перекликались, скорее, со взглядами Руссо, преклонявшимся перед дикарем и его естественным состоянием бытия.

Глубинное важнее поверхностного, коим является любой социум на фоне подлинной «натуральных людей», - полагал Стросс.

Возвращаясь к вехам его биографии, стоит отметить, что после вторжения в начале сороковых годов немцев во Францию, ученый воспользовался возможностями гуманитарной программы, созданной фондом Рокфеллера. Ее цель состояла в том, чтобы спасти от фашизма еврейских представителей европейской науки и культуры, и французский исследователь переехал в США.

Время, проведенное в Нью-Йорке, оказалось для ученого периодом, когда он ощутил поистине колоссальный интеллектуальный подъем. А публичная библиотека Нью-Йорка явилась для него настоящим местом учебы, размышлений и открытий: здесь была написана его основная научная диссертация.

В эти годы пытливый этнограф и философ познакомился с ведущими представителями гуманитарно-научного мира. Среди них были Роман Якобсон, Андре Бретон, Франц Боас и многие другие.

С 1945 по 1947 год, наряду с научными изысканиями, Леви Стросс занимался также и работой дипломата в миссии по культуре во французском посольстве Америки, после чего он снова решил вернуться в Париж. Здесь, опять же, в Сорбонне, он защитил уже две этнографических диссертации.


Одна из них называлась «Элементарные структуры родства». Публикация работы состоялась в 1949 году и тут же принесла своему автору известность и признание профессионалов. Даже те из них, кто стояли на совершенно иных научных позициях, соглашались с тем, что

этому ученому в XX веке в области антропологии не было равных. Сила его интеллекта была способна охватить буквально все науки и дисциплины, имевшие отношение как к самому феномену человека как такового, так и к творению его рук.

Среди его научных изысканий были и такие как теория происхождения государства , где Стросс связывает возникновение государства с теорией инцеста. Суть этой его теории была в том, что, по мнению ученого, для того, чтобы запретить в полупервобытном обществе инцест как явление, представителям этого общества нужно было применить в нем жестокие и суровые меры пресечения. Именно в этой связи в первобытной родовой общине необходимо было создать специальные структуры, которые бы не допускали кровосмешения внутри одного рода.

Впрочем, надо отметить, что далеко не все специалисты в этой области являются сторонниками такого рода философских выводов и считают эту причину возникновения государства основной и единственной.

Структурная антропология

Основные идеи Леви Стросса отражены в его работе «Раса и история», а также в его многочисленных сборниках статей под общим названием «Структурная антропология» (1958г). Продолжение этой темы воплотилось в третьей книге исследователя под названием «Взгляд издалека», которая была посвящена Р. Якобсону.

Эти, по сути, три антропологических сборника и представили миру собственно новую академическую дисциплину, созданную Леви Строссом.

Ее ключевая идея - выявление структурных взаимосвязей и взаимозависимостей, которые определяют, в конечном итоге, разнообразные явления, относящиеся к культуре и социуму традиционных человеческих сообществ.

Культурная антропология

Наряду с термином структуралистская или структурная , в работах Стросса и в их описаниях можно встретить и термин культурология или культурная антропология. В чем его суть и смысл?

Этот смысл практически состоит, можно сказать, в расширении понятия структуры как таковой и представляет собой уже некую трансформацию в область культуры - привычек, традиций, взаимоотношений: всего того, чем отличаются друг от друга разные народы и этносы.


И одной из главных черт, которая характеризует, по Строссу, это направление, можно считать то, что он отрицал эволюцию и был убежден, что каждое общество развивается поступательно, проходя в своем развитии разнообразные фазы и ступени.

В этой связи ученый призывал не рассматривать те или иные традиции и особенности народов и культур предвзято, с субъективной точки зрения, а попытаться в них вжиться и увидеть суть явлений изнутри.

И, наконец, стоит сказать здесь и о том, что огромное внимание в этой теме Леви Стросс уделял исследованиям взаимоотношений между личностью и социальной средой, полагая, что именно в ней формируется человеческая индивидуальность, которая и несет, в конечном итоге, в себе соответствующий отпечаток этой самой социальной среды.

Думаю, - даже в наше время трудно переоценить значение таких выводов.

Неприрученная мысль

Эту же тему продолжают и более поздние книги автора: «Тотемизм сегодня» и «Неприрученная мысль», переведенные на русский язык лишь в 1994 году. Последняя из них есть некий обобщенный принцип мыслей дикаря, вступившего в дискуссию с Полем де Сартром и его взглядом на историю. Что же касается раскрываемой в них темы тотемизма, то

Созданы не для того, чтобы их поедать, - считал Стросс, - а для того,чтобы с их помощью человек мог научиться мыслить.

Клод Леви Стросс, Первобытное мышление.

Мифологики


Более развернуто эта работа называется: «Леви Стросс Мифологики: от меда к пеплу». Ее сравнивают с научной симфонией в четырех частях, состоящей из подробных уникальных записей, с легендами и преданиями племен северо- и южно-американских индейцев.

Строение и структура мифов, входящих в эти уникальные четыре тома («Сырое и приготовленное», «От меда к пеплу», «Происхождение застольных обычаев» и «Человек голый») раскрывает перед нами систему мышления, которая, по сути, роднит привычно называемого нами человека цивилизованного с его антиподом: дремучим дикарем:

И природа у них, как оказывается, совершенно одна и та же.

Стросс писал эту симфонию в прозе долго и тщательно, объединив в ней более восьмисот аутентичных мифов, работая с утра до вечера, как говорится, - без выходных и проходных, впадая то в восторг, то в отчаяние и даже - в глубокое чувство отвращения… - так, собственно, и создается все великое.

Кроме академических трудов на тему научной этнографии с элементами лингвистики и математики, Строссом были написаны и популярные книги. Среди них -

Печальные тропики


Книга, созданная на основе путевых заметок и дневников. Эдакая философская драма, рассказывающая о столкновнении человека с совершенно другим миром и о том, как он при этом себя чувствует…

Знакомясь с наследием этого уникального исследователя, прошедшего столь необычный путь и прожившего столь долгую жизнь - реальных сто лет - встречаешься с огромным количеством названий его удивительных трудов, охвативших практически все стороны человеческой цивилизации.

Раса и история, Путь масок, Время вновь обретенное, колдовство и системы трансформаций, сексуальная магия и чистая внутренняя энергия… - все эти названия и определения выразительно говорят нам об одном:

Когда человек рождается, он приходит уже на все готовое. Ему остается только все это усвоить и правильно использовать.

К. Леви-Стросс, создатель структурной антропологии, использовал методы структурной лингвистики в этнологии – дисциплине, занимающейся, согласно его определению, сравнением этнографических описаний и выявляющей бессознательные структуры, которые лежат в основе социальных установлений, верований или обычаев. Философ по образованию, он занялся этнологией примитивных обществ, увидев в конкретно-научном структурном анализе перспективный путь решения проблем антропологии.

И социальные институты, и бессознательное для Леви-Стросса – знаковые системы, языки, общие структурные законы которых выявляет структурная антропология. Стремясь дать рациональное объяснение культурных фактов, этнология обращается к базовым объективным процессам, располагающимся на уровне коллективного бессознательного. Этнолога интересует не что люди думают, как они понимают и интерпретируют правила социальной жизни, а объективные бессознательные законы, управляющие жизнью помимо того, осознают это сами деятели или нет. Именно законы бессознательного раскрывают загадки функционирования норм человеческой жизни: брачные правила, правила удовлетворения пищевых потребностей, религиозные верования, магические и ритуальные действия и др. Обращение к бессознательному Фрейда и Юнга было обусловлено натуралистическими установками Леви-Стросса, стремлением избежать субъективизма и ценностных предпочтений.

Леви-Стросс все более формализует структурный анализ и уходит от фрейдовского понимания природы человека. В «Структурной антропологии» (1958) он определяет бессознательное не как вместилище иррациональных биологических импульсов, а интеллектуализирует его: бессознательное – это формальная структура человеческого духа, инвариантный ансамбль законов его символической функции, который является общим для всех людей, первобытных и цивилизованных.

Рассуждая о своей философии, Леви-Стросс сближает ее с кантианством и неорационализмом, отмечая наличие отдельных общих позиций, которые, с нашей точки зрения, не отражают ее существенную новизну. Структурная антропология, пишет Леви-Стросс, «создает» свои объекты – структуры, которые относятся не к чувственной реальности, но являются научными конструктами, моделями. Следует различать социальные отношения как принадлежащие низшему уровню эмпирической реальности и их модели, структуры, которые относятся к формальному уровню теоретического конструирования. Лишь в самом общем смысле можно утверждать, что концепция Леви-Стросса располагается в целом в русле французской рационалистической традиции, для которой эталон науки – это математическая наука о природе.

43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ –Cоциологическая школа в литературоведении, созданная в 1964 г. Л. Гольдманом. Методология “Г.с.” строилась в полемике с ранней марксистской “социологией содержаний”, которая, во-первых, рассматривала индивидуальное сознание писателя как простую копию коллективной “психоидеологии” данного класса, а во-вторых, считала, что классы способны изображать только свое собственное “социальное бытие”” – либо непосредственно, либо “переодевая” своих представителей в костюмы чужих эпох и культур.

Гольдман рассматривал любой человеческий акт как “значимый ответ” на ту или иную конкретную ситуацию, имеющий целью создать “равновесие” между субъектом действия и окружающим миром; нарушая при этом ранее существовавшее равновесие, человеческие поступки обеспечивают динамику культуры как непрерывного процесса разрушения старых и формирования новых структур.

Реальный субъект деятельности по Гольдману:

1) (“эмпирический”)отдельный индивид

2) (“романтический”) – различные социальные коллективы.

3) коллективы, представляющие собой сложную сеть межиндивидуальных отношений.

Поскольку всякий индивид одновременно принадлежит к множеству разных, социальных групп (классовых, политических, национальных, профессиональных, возрастных, имущественных и т.п.), каждая из которых стремится сформировать его индивидуальное сознание, это сознание всегда противоречиво и разорвано; поэтому ни один индивид не в состоянии ни создать связной картины мира, ни воплотить ее в продуктах культурного творчества. В классовом обществе только социальные классы способны вырабатывать “глобальное” “миропонимание”, или “видение мира”, поскольку только они стремятся к глобальному изменению или к глобальному сохранению наличных социальных структур (все остальные группы, преследуя более или менее частные цели, формируют лишь периферийные моменты сознания своих представителей).

В литературе, подчеркивая структурирующую и категоризирующую роль классового мировоззрения, принципиально разделяя предмет познания и объектов изображения в литературе, школа “Г.с.” вместе с тем отождествляет идеологию автора с идеологией его героев, а последнюю – с идеологией соответствующих классов, рассматриваемых как изолированные социальные группы.