Возрождением фаллического культа. Фаллические культы. Значение фаллического культа

Возрождением фаллического культа. Фаллические культы. Значение фаллического культа
Возрождением фаллического культа. Фаллические культы. Значение фаллического культа

Фаллический символ - это одновременно и обрядовый значок, пережиточный атрибут языческой магии, и понятие, которым оперируют современные психологи.

Он относится к числу так называемых сексуальных символов - образов в форме изображения, рисунка, звука или действия, служащих для обозначения определенных представлений, идей, понятий, переживаний, ощущений или предметов. Символический характер (от греческого слова symbolon - знак. опознавательная примета) и делает их "ощутимыми".

Мы окружены миром символов. Они используются в рекламе, сексуальные символы встречаются на многих картинах, на телевидении, в кино, в театре, в рассказах, в стихах, в карикатурах. Многие обычные предметы по своему внешнему облику имеют символический характер, хотя мы не всегда сознаем это.

Многие сексуальные и эротические символы понимались одинаково или похоже в самых различных странах в самые разные времена. Так, уже в первобытном обществе ромб, овал и треугольник символизировали женский пол и плодородие. Значения различных символов часто ясно не разграничены, к тому же нередко происходят переносы и изменения значения.

Основоположник психоанализа 3игмунд Фрейд открыл функцию языка символов сна, которая, прежде всего у взрослых, часто направлена на сексуальные желания, но по причине внутренней самоцензуры изменяется до неузнаваемости – тогда и вступают в действие символы.

Наиболее частый символ - его можно увидеть и на стенах домов - ромб как символ "Венерина холма". Известные символы счастья могут быть истолкованы как сексуальные, например, гриб - как мужской член, подкова - как женское лоно, трубочист обозначает коитус, свинья - идеальный образ многодетности.

Фаллический символ, высеченный на земле в Помпеях, направлен в сторону публичного дома. Мужчина, потоптавшийся на нем, видимо, будет отныне счастлив в любовных делах.

Сказки, на первый взгляд не содержащие ничего "непристойного", обладают сильным сексуальным символическим содержанием. В легенде о белом аисте пруд, из которого достают детей, символизирует плодные воды материнского тела, клюв аиста - пенис, а клевок аиста (к тому же - в ногу) - коитус.

Древний культ

Поклонение фаллосу как продолжателю жизни и символу мужской силы и фертильности является культом, известным с древнейших времен, начиная от неолита до настоящего времени. Отпечаток этого культа оставлен во всех цивилизациях всего мира. Впервые обнаружены фаллические символы были в начале неолита, после ледникового периода. Несиотря на то, что фаллические изображения встречались редко в доисторические времена они безусловно были высоко символичны, показывали силу, мощь и плодоситость мужчины. Великолепным примером анатомической точности были рисунки в пещерах Лоссель и Дордонь во Франции, которые содержат первые изображения фаллоса, датированные Перигордианским периодом, от 30 до 35 тысяч лет назад.

В Швеции сохранились рисунки бронзового века, на которых изображены обнаженные мужчины во время охоты. Также в пустыне Сахара были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных возраст этих изображений - 5000 лет до рождества Христова. На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.

В культуре Древней Индии известен лингам - фаллический символ в культе Шивы. Это короткий цилиндрический столб с закругленной вершиной. В Индии сегодня можно еще увидеть тысячи лингамов, покоящихся на женском "йони", в каждом храме, посвященном Шиве, куда приходят ежедневно миллионы индусов для поклонения богам. В священных книгах написано: поклонение фаллосу не означает поклонение физическому органу, а просто признание вечной божественной формы, проявившейся в микрокосме. Человеческий орган не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни.

Культура фаллоса широко представлена в египетской мифологии богами Мином, Амон-Ра и Озирисом.

Фаллос является символом мужской силы и это связано с легендами о фаллосе Озириса. Амон-Ра, царь всех богов, также на всех изображениях показан с обнаженным фаллосом.

В античной Греции боги имели безграничную власть и могли самолично определять судьбу людей, в то же время, несмотря на то, что боги практически всегда находились на горе Олимп, слава об их сексуальных подвигах распространялась по всему свету. Во время правления крито-микенской цивилизации имели место дикие оргии в декабре месяце и это отражено во множестве рисунков на античных вазах. Эти оргии назывались фестивали Диониса - сына Зевса и его любовницы Семелы.

Во время этих фестивалей процессия несла большие деревянные или каменные фаллосы и прославляла Диониса. Боги Пан и Приапус также проповедовали культуру фаллоса. Пан - аркадианский бог овец, сын Гермеса и Пенелопы, был превращен Гермесом в козла. Приапус - бог фертильности, в Азиатских странах был известен под именем бога Беса, всегда изображался с пенисом, выше чем его собственное тело.

В Элладе, и позже в Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей и также использовались в качестве пугал. Их главной обязанностью было отводить "дурной глаз".

Сексуальное значение фаллоса в Римской империи распространилось в более значительную магическую силу. Это также относится к бесчисленным фаллическим жертвоприношениям и использованию фигурок фаллоса в качестве "оберегов" для защиты от злых сил. Фаллосы называли "fascinum", в переводе с латинского это означает "околдовывать, очаровывать" Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов и это также несло защитную функцию - отводило "дурной глаз" и приносило удачу, счастье.

В раннее средневековье кельты переняли некоторое количество римских традиций и ранний Христианский мир также перенял Римские и Кельтские элементы культуры.

В Скандинавии мы обнаруживаем фаллического бога Фрейра (Freyr), которому поклонялись викинги в IX веке нашей эры. Также схожий культ был обнаружен во Франции - были найдены фаллические символы, датируемые средними веками нашей эры. В позднее средневековье, в период с 1250 до 1550 года в Европе были очень популярны пилигримы - они носили специальные знаки отличия на одежде или прикрепляли к своим посохам, так как любой носящий такой знак отличия мог рассчитывать на гостеприимство в любом доме.

Около половины этих значков - это изображение святых или других религиозных эмблем. Однако найдено великое множество мирских фаллических значков, таких как крылатые фаллосы, которые были известны в Римские времена и также были обнаружены во времена пилигримов. Почему они появились? Какое значение имеет брошка, найденная в Бельгии, на которой были изображены 3 фаллоса, которые несли коронованную вульву?

Возможно это означает, что старая вера в магическую силу колдовства для отвода "дурного глаза" не была забыта и в средние века. Люди, не знающие письменности на Дальнем Востоке, Австралии и Меланезии. Даже у антиподов, на другой стороне Мира, мы находим фаллические символы, находящиеся на посохах, владели которыми вожди Канака в Новой Каледонии.

Несмотря на то, что Япония имеет буддийско-шинтоистскую культуру, здесь также был найден символ фаллоса. Например, в городе Комакаси в марте проводится фестиваль Toshira jinga. Жрецы несут по улицам города огромный, вырезанный из дерева фаллос. После фестиваля этот новый фаллос будет установлен рядом с фаллосами, установленными в предыдущие годы.

В Гималаях находится маленькое государство Бутан, управляемое феодальной системой и полностью буддийское. Каждый мальчик проводит некоторое количество месяцев или даже лет в одном из многих монастырей, где ворота храмов охраняют внушительных размеров воины с сильно выделяющимися гениталиями, причина этому - также отпугивание злых духов. В Бутане принято рисовать на фасаде только что построенного дома символы фаллоса - это также будет охранять дом от злых духов.

Фаллические символы также занимают огромную роль в жизни каждого таиландца - они являются смешением народной веры в духов и также способа, посредством которого их лидеры и сам буддизм связаны с магическими силами. Эти амулеты можно найти в каждом храме и магазине, их носят каждый мужчина и женщина, они дают великолепную картину слияния народных религий - буддизма, индуизма и анимизма.

Между VIII и XVI веками во Вьетнаме доминировала цивилизация Шам. Многие века это королевство было индусское, однако, большинство дворцов и храмов были превращены в руины. Великолепные лингамы были обнаружены при раскопках, их можно увидеть в настоящее время в музеях.

Антифаллическая Европа

В Западной Европе периода Реформации и Контрреформации старые привычки изменились и на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками. Только лишь в "научных" работах допускались изображения пениса.

Антифаллическая тенденция усилилась после публикации в Англии в 1715 году брошюры, названной "онанизм, или ужасный грех самоосквернения и страшные последствия его, рассматриваемые у обоих полов, а также душевные и физические советы для тех, кто уже навредил себе этой ненормальной практикой". Здесь рассматривались 3 идеи: "смертный грех", "ненормальная практика" и "страшные последствия", брошюра эта повлияла на морали граждан вплоть до ХХ века. Также была выпущена книга доктора Тиссо в 1758 году, сначала на латыни, а затем, что имело гораздо больший эффект на французском - "Онанизм или исследование психических и физических влияний мастурбации".

Основная мысль Tissot была не столько привить молодым людям покаяние и страх, а новые взгляды. С того времени мальчики не оставлялись надолго одни, когда они ложились спать руки их должны были быть на одеяле для предотвращения мастурбации. Изображение гениталий было запрещено, ученые обнаружили только единичные работы, в основном сатирического характера, например иллюстрации похождений Пантагрюэля.

С французской революцией, принесшей некоторую свободу произошло некоторое отклонение от публичной морали, однако фаллос потерял свою силу символа фертильности и мужской силы, мы его можем увидеть на некоторых изображениях современного искусства, хотя они также могут быть искажены из-за множества табу, действоваших на протяжении последних двух веков.

В настоящее время все эти табу рассеялись и мы заново открываем для себя огромный пласт мировой культуры, содержащий фаллическую символику.

Прочие эротические символы
(по Фрейду и не только)

1. Яблоко служит символом:
а) обольщения, соблазна (запретный плод, которым Ева в раю соблазнила Адама; одновременно символизирует ее груди);
б) оценки красоты (суд Париса);
в) плодородия, любви, радости, познания, мудрости (символ яблока используется компьютером "Макинтош"). Предложение кому-нибудь яблока может означать объяснение в любви. Как и цвет апельсина, яблочный цвет используется как знак плодородия. В христианстве яблоко символизирует, с одной стороны, соблазн и грехопадение, с другой - в связи с Девой Марией и Христом - нового Адама и спасение. В античной Греции яблоко как знак любви и сексуального желания было посвящено Венере и использовалось как символ невесты и дарилось новобрачной.

2. Раковина считается символом лона, созидательной силы, женского начала, инициации и плодородия, в Китае - силы Ин.

3. Треугольник соединяет в себе множество различных значений: острием вверх - мужское начало (лингам, огонь, жизнь), острием вниз - женское начало (великая Мать как прародительница).

4. Желуди еще у кельтов служили символом жизни, плодородия и бессмертия.

5. Фига символизирует плодородие, жизнь, мир и удачу. Фиговое дерево считается символом озарения и соединяет мужское и женское начала. Фиговый листок символизирует фаллос и мужское творческое начало, чувственное наслаждение и половое влечение. Корзина фиг обозначала плодородие и материнство женщины. В христианстве фиговый лист имеет функцию прикрытия половых органов после грехопадения.

6. Осел символизирует смирение, но также похотливость и плодовитость. Как начало, обозначающее плодородие, он посвящен Приапу, у греков служил символом лени и слепых страстей. В качестве символической эротической фигуры он выступает в "Золотом осле" Апулея, в историях и рассказах от Лукиана до Вольтера. В психоанализе осел символизирует анальную эротику.

7. Символом женщины служит все, связанное с зачатием, защитой, кормлением, пассивностью, имеющее форму алмаза или овальное. Сюда относятся пещеры, одинокий сад, колодец, дверь в дверь, складка, рана, нанесенная ножом или мечом. Кроме того, все, связанное с кораблями, водой, ракушками, рыбами или жемчужинами. Сосуды воспринимаются как женские символы в самом широком смысле.

8. Лягушка самым непосредственным образом обозначает эротику, ассоциируясь с плодородием и продуктивностью.

9. Волосы символизируют силу любви, мощь и энергию. Волосы на голове ассоциируются с высшими силами и вдохновением, волос с тела - с чувственностью. Отрезать у кого-либо волосы или хотя бы один локон означает подавить мужское начало - также символ кастрации.

10. Молот считается символом мужской силы и потенции и непосредственно связан с наковальней, соответствующей пассивно-женскому началу.

11. Пещера как лоно Матери-Земли обозначает женское начало, а также центр инициации (совершения обряда перевода юношей и девушек во взрослое состояние). Гора символизирует мужское начало, пещера внутри горы - женское, скрытое, потаенное.

12. Чаша служит символом жажды жизни, бессмертия и наполненности; в то же время - открытая, принимающая, пассивная, женская форма.

13. Дубина намекает на большую потенцию, обозначает фаллос и символизирует также сильное желание.

14. Лотос - символ, распространенный по всему Востоку вплоть до Японии. Он обозначает одновременно жизнь и смерть, космос, первопричину всего сущего, возвращение, плодородие, красоту. Распустившийся цветок считается также женским принципом зачатия. В то же время он обозначает рождение бога, поскольку растет незапятнанным из грязной воды. Стебель лотоса, посвященный Будде, символизирует мировую ось. Цветок лотоса принадлежит к восьми драгоценностям, или знакам счастья, в китайском буддизме и в качестве "цветка лотоса сердца" обозначает огонь, солнце, время, развитие всего сущего, мир, гармонию и соединение. В Древних Греции и Риме лотос считался атрибутом Афродиты или Венеры.

15. Майское дерево своим очищенным от листьев стволом напоминает фаллический символ, а дискообразным венком на конце - женское начало. То и другое вместе обозначает плодородие. Его происхождение следует искать в древнегреческой священной пинии Аттики, которую выносили на процессиях; мужчины и женщины сопровождали ее до храма Кибелы, танцуя вокруг нее. В римскую эпоху с ним был связан праздник весны. Позднее символ майского дерева использовался во время процедур избрания королевы майского праздника и Зеленого человека. Сохранившаяся до сих пор церемония, связанная с майским деревом, символизирует не только весну, но и сексуальное слияние и пробуждение.

16. Миндаль обозначает девственность, а также супружеское счастье. Цветок миндаля как первый цветок года считается знаком пробуждения, воплощает бдение, а также сладость, любовь и нежность. В Китае он обозначает прежде всего красоту, в христианской символике - девственную чистоту.

17. Человек - традиционно чаще всего в виде мужчины - символизирует микрокосм как отражение макрокосма. Мужское начало в прошлом - за исключением германского и тихоокеанского мира - обозначали солнце, небо, все фаллическое, сверлящее и направленное.

18. Ступа символизирует пустое, принимающее - женское начало, - пест сбивает в ней эликсир жизни.

19. Створки раковины символизируют женское, влажное начало, питающую материнскую почву, рождение, жизнь, любовь, плодородие, луну и девственность. Раковины используются также как талисман и призваны помогать при рождении. В греческую и римскую эпохи они обозначали также сексуальную страсть, поскольку их половинки трудно было отделить друг от друга. Афродита, "рожденная из моря", часто изображалась на раковине.

20. Мирт символизировал женское начало, в качестве магического растения он считался цветком богов и обозначал радость, мир, покой, счастье, постоянство, любовь и брак, семейное счастье и рождение ребенка. Прошедшему инициацию на голову надевали миртовый венок.

21. Бык символизирует мужское природное начало; сюда включают плодородие, мужскую творческую силу, потенцию. Во всех мифах, сказаниях и религиях он играет важную роль - начиная с небесных и мировых богов и кончая аккадским (по названию древнего города в Месопотамии) тельцом, с которого начинаются знаки Зодиака в виде животных.

22. Различные другие животные символизируют также половую жизнь и плодородие; часто они обозначают животное начало в человеческом существе. С другой стороны, дружеский контакт с ними означает связь с природой и включение человека с его сексуальностью во всемирный круговорот жизни. В Зодиаке в виде животных, согласно Птолемею, чередуются мужские и женские знаки. Мужские знаки: овен, близнецы, лев, весы, стрелец и водолей; женские знаки: телец, рак, дева, скорпион, козерог, рыбы. Знаки Зодиака широко используются в астрологии - вплоть до подбора сексуально гармоничных партнеров.

Наружные половые органы мужчины на полотнах древних мастеров прикрыты фиговым листком. Впервые этот скромный наряд появился у Адама и Евы, осознавших свою наготу. Показать «фигу» – крайне неприличный жест, хотя с другой стороны фига служила охранным от сил зла и болезней жестом. Такая двойственность отношения общества к половым органам прослеживается издревле, – пожалуй, нет ни одного другого органа в анатомии человека, так часто не являлся источником грубых выражений и пошлых намеков. Поэтому не следует смешивать, как это и было принято у древних греков, анатомический половой член и священные представления о фаллосе. Сексуальная тематика нашла свое отражение во всех, без преувеличения, видах искусства (живопись, скульптура, театр, кино, фото).

Мужской детородный орган с древних времен наделялся священными функциями власти и плодородия, поэтому его любили, ему поклонялись. В первобытном обществе человек, имевший большие мышцы, большое хозяйство и жилье был более богатым по сравнению с его соплеменниками. Размеры тела, сила и плодовитость (символом которой считался половой член), и следовательно большая семья, могущество делали из такого человека доминирующую в клане фигуру. Большой половой член становился объектом зависти других, а человек, им владевший – своеобразным идолом, которого уважали и которому поклонялись. Аксиома «чем больше, тем лучше» сохранилась и поныне. Следует отметить, что большой пенис вызывает чувство восторга с эстетической точки зрения, чувство гордости у владельца и внушает страх у других, вызывая у них уважение.

Первые найденные изображения фаллоса датированные перигордианским периодом (35 тыс. лет назад). К ранним находкам следует отнести также наскальные рисунки обнаженных мужчин на охоте времен бронзового века (Богуслан, Швеция). Так же, солидный возраст имеют статуэтки фаллосов рядом с головами убитых зверей (около5000 лет до Р.Х. найденные на территории пустыни Сахара), рисунки, изображающие женские половые органы и фигурки фаллосов, принадлежащих к ориянской культуре (пещера Тюк Де Одуберт).

У язычников фаллические действия приравнивались к сакральным, проявления бесконечности жизни. Фантазия древних людей в этом плане не знала границ и проявлялась многими обрядами в племенах земледельцев. Женщина, как и земля, рождает из себя, поэтому мужчины совокуплялись с женщинами массово на полях (Новая Гвинея). Растения высаживались в ямки и выкапывались похожими на половой член орудиями труда (Центральная Африка) или зерно мололи принадлежностями характерной удлиненной формы. Именно вертикальные столбы-пределы служили для охраны садов и виноградников . На фото изображены находки фаллических статуэток древности.

В Древнем Египте культ фаллоса занимал действующее место в верованиях и обрядах: фаллос являлся символом мужской силы, связано это с легендами об Осирисе и Ра – царя всех богов, который изображался обнаженным. Богиня Нут имела фаллическое тело при женской голове. Жрецы Древнего Египта с помощью фаллоса пытались лечить больных.

Фаллос в переводе с греческого языка эрегированный половой член и его изображения, а также символ производительной силы и плодородия. Древние мифы и легенды имеют упоминания о культе фаллоса, он имел значение в культуре греческих богов – диметр, Гермеса и особенно Диониса. Цитируем Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в имя Диониса и устанавливают на них деревянные фигурки, символизирующие мужчин с большим не по размеру половым органом”. Многие рисунки на античных вазах изображают именно праздники во имя Диониса (рис.).

Во время проведения праздника Бахуса девушки не лишены целомудрия (их называли «канефоры») несли изображение фаллоса, украшенное цветами. Греки делали искусственные фаллосы из дерева, кожи, интересно не редко с крыльями - это свидетельствовало о стремительности производственного потенциала. Также исповедовали культуру фаллоса Пан и Приап. Приап, как правило, изображался бородатым дедушкой с грозным выражением лица и большим членом, намекал на пребывание в беспокойном состоянии (рис.).

Согласно мифам Приап - плод любви бога вина Диониса с богиней любви Афродитой. Это бог фертильности, символизирующий богатство и достаток. Богиня Гера прокляла Приапа, это привело к его недостатку при рождении, и он был изгнан с Олимпа. Но, несмотря на это, люди любили это божество и устраивали праздники в его честь. Во время этих праздников разрешалась полная сексуальная свобода. Во Франции существовали такие аналоги Приапа: на юге - святой Футин, в Бурге - святой Герлюшон, в Бретани - святой Жилея и святой Генола. Часто женщины приходили к подобным идолам занимали их статуи в надежде избавиться от бесплодия, потому что они дарили женщинам плодородие, а мужчинам - мужскую силу. Древние германцы приносили жертвы богу Фрико в честь брака. В Турции аналог Приапа известный под именем бога Беса. Статуэтки, изображающие его поныне пользуются успехом у туристов.

Фаллический культ существовал у многих народов мира, отличались только обряды поклонения, форма и размеры фаллических символов. По всему миру возникали гигантские колонны-фаллосы: гермы и менгиры. Герма (hermae) - квадратный столб с головой бородатого мужчины сверху и эрегированным пенисом посередине. Эти символические статуи, устанавливались как у дорог, полей, так и внутри дома. Они несли защитную функцию и функцию оберегов (Египет, Греция, Индия). При археологических раскопках в Помпеях, в доме пекаря был найден красный фаллос с надписью: «здесь находится блаженство». В разных областях Европы найдены менгиры, представляющие собой высокие каменные столбы до 20 метров высотой цилиндрической или конической формы - символы фаллического культа. Такие сооружения частые на Британских островах, во Франции на Кавказе (рис.).

В Римской империи культ фаллоса проявлялся жертвоприношениями и защитой от злых сил с помощью фаллических фигурок. На воротах вешали фаллические символы с той же целью, с которой сейчас вешаются подковы - «на счастье» и как обереги. А в малой Азии фаллический культ связался с церемониальным погребением: фаллос использовался, как посмертный памятник на могилах у мужчин .

Индия отличается одной из старейших фаллической культурой. Здесь до сих пор поклоняются фаллосу в форме лингаму (lingam). В «Puruska Sukta» написано: поклонение фаллосу, не означает поклонение анатомическом органа, а просто признание вечной божественной формы, проявляется в микрокосме. Мужской орган - не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни - лингам. Лингам в индуизме символ Шивы и его плодородия, классически имеет форму столбов, внешне напоминающий рог, высотой 75 см и диаметром в основе 30 см, правда те из них, которые установлены в храмах, могут достигать гигантских размеров (рис.). Многие индусок носят лингамы на шее подобно христианам, которые носят крестики. В буддизме ворота в храмах охраняются внушительных размеров воинами с сильно выпирающими гениталиями для отпугивания злых духов.

На Американском континенте до прихода испанцев также поклонялись фаллосу: именно испанцы нашли в храмах индейцев идола, имевшего фаллическую форму. Из художественного фильма об индейцах Майя «Апокалипсис (Apocalipto)» узнаем о применении народных методов в лечении бесплодия одного из героев фильма и шутки племени по этому поводу. В Никарагуа и Коста-Рике находили скульптурные изображения полового акта, а на берегах реки Миссисипи - фигурки похожи на греческого Приапа, сделанные из камня или опаленные глины.

Араваки, населявших Антильские острова, обтесывали камни, придавая им треугольную форму, в которой явно прослеживалась фаллическая символика. Назывались они «земис» и служили в ритуальных обрядах посвященным культа плодородия. У народов Лики и Карии была практика смазки священного конуса оливковым маслом, во время проведения торжеств. В храме Аполлона в Дельфах маслом смазывали священный камень.

Относительно символики половых органов, - культура мира не пожалела фантазии! Круг и палка – самые примитивные из них. Меч и щит, жезл и тонзура, скипетр и корона, колонна и арка, флейта и барабан - вот неполный перечень богатой фантазии человечества по этому поводу. По мнению части исследователей мирового культурного наследия звезда Давида - это изображение полового акта: треугольник вершиной вверх символизирует мужское начало, а верхушкой вниз - женское. Изображение половых органов человека символизирует не только плодовитость, но еще и вбирает в себя черты мужского или женского характера (мужество, храбрость, или неспособность вести боевые действия). Когда город капитулировал быстро, без сопротивления, победитель устанавливал одну или несколько колонн-обелисков, на которых было выгравировано имя завоевателя. «А рядом, - рассказывает Геродот, - воспроизводили интимные части женского тела, чтобы продемонстрировать, что у противника не хватает мужества». Установка обелисков - явление привычное поныне, во всех более-менее крупных населенных пунктах, затронутых войной (в Киеве это - памятные знаки в честь легендарных завоевателей на проспекте Победы и в парке Славы). Персонификация гениталий не обошла стороной народный фольклор, анекдоты. В одном из ирландских рассказов богатырь Фергюс характеризуется прежде всего размерами своего полового органа .

У наших предков, а именно носителей трипольской культуры, также была своя символика тесно связана с тематикой половых органов и отношений. «Трипольская культура была открыта чешским археологом Викентием Хвойкой более ста лет назад на Правобережье Украины. Из-под земли удалось достать достопримечательности культуры, столь отличные от привычных нам образцов первобытного общества, что можно было бы переписывать всю историю современной цивилизации», - пишет Эдуард Халепа, в статье интернет-изданию «Музеи Украины». Также, с его слов видим: «Трипольцы в своих больших поселках оставляли много бытовых и сакральных глиняных изделий. Среди последних - небольшие женские фигурки с нанесенными на их тела священными орнаментами. На высшем этапе развития наших предков магические рисунки переносятся на одежду. Тысячелетиями сохраняется древний символ плодовитости: волшебный расчерченный ромб - щедрая нива. Весной - в честь Богини плодородия ярового зерна Деметры, осенью - на славу ее дочери Богини озимых Персефоны проводили мистерии, где жрец лил воду на землю, имитируя небесное оплодотворение ее дождем. В 1970 году в Москву и Санкт-Петербург привозили музейные экспонаты из столицы Кипра Никосии, среди них был кувшин с одной ручкой и носиком - прототип современного чайника. Носик был сделан в виде женщины, которая держит в правой руке небольшой кувшин без дна. Через него можно лить воду из большого кувшина. Это ритуальный предмет тех мистерий. Носик кувшина форме напоминает еще и морду быка. Образ Бога неба Зевса, который, проливая дождь, оплодотворяет Мать-землю. Показательна и одежда Деметры: поверх платья она носит фартук в клеточку, расчерченный подобно трипольскому ромбу. В Украине с древнейших времен изготавливают плахту - верхнюю декоративную юбку. Вера в чудесные свойства этой клетчатой одежды, которая способствует плодородию в широком смысле, пришла к нам строками извечных ритуальных песен. Греки, наверное, под влиянием трипольской культуры ревностно хранили тайну национального плодородия. Под угрозой смертной казни на ритуальных обрядах запрещалось находиться мужчинам, гетерам, а также любому из иностранцев. Допускались только добропорядочные матроны, причем по рекомендациям. Это говорит известная комедия Аристофана «Женщины на праздновании». Эллины опасались, чтобы посторонние не узнали загадки преобразования мертвого зерна в живой росток, чтобы не раскрыли местную тайну оплодотворения и не сглазили, не навредили национальные достижения» .

В наши дни додумались собирать коллекции гипсовых отпечатков половых членов известных рок-исполнителей (Чикаго), привязывать мальчикам на живот маленькие соответствующие кулоны, как обереги (Таиланд). Все это расценивается как вознесение человеческого возрождения, а не действия, побуждающие к похоти и разврату .

Представители разных культур были достаточно откровенными в своем увлечении большим членом. Больше всего крупные фаллосы ценились индусами. В их изобразительном искусстве, скульптуре преобладают образы мужчин с большими, свисающими, как у коня гениталиями. В жизни, однако, воплощением мужской силы считались маленькие члены. В «Камасутре» перечисляются четыре типа мужчин в зависимости от длины их мужского достоинства. «Шуша» - человек-заяц: член в эрегированном состоянии всего 5-7,5 см, считается «гибким, эластичным и сильным». К тому же - это прекрасный идеал. «Мрига» - человек мужчина: эрегированный член его средних размеров 10-15 см, такой тип называется «совершенным воином», он «грациозный и подвижный». «Врисхубиа» - человек-вол: имеет достоинство длиной 18-20 см, характеризуется как «мускулистый и грубый». «Ушва» - человек-жеребец, последний в списке, жидкий индивид с толстым, как запястье, членом длиной более 20 см. Индусы сардонически приписывали ему такие качества, как «абсолютно слабый и вялый» . Аналог «народной» классификации половых органов существует в нашей культуре, культуре Киевской Руси. Самый маленький из пенисов в классификации - «Ласкун» (10 см в дожину), наибольший - «Балда» (17 и более см). Также выделяли «Лебедь» (11-12 см), «Балун» (13-13,5 см), и «Султан» (14-16 см). Славяне классифицировали половые органы не только по длине, но и по диаметру: «Малыш» - 2 см, «Принц» - 2,5-3 см, «Король» - 3,5-4 см, «Голован» - 4 , 5 см и «Слон» - 5 и более см .

Культура Древней Греции также выражает двоякое отношение к размерам полового члена. На изображениях той эпохи боги наделялись достаточно массивными инструментами, а люди – напротив, сравнительно крошечными дарами природы. Что касается древних Афин, там большой половой орган считался ненормальным явлением и имел варварскую характеристику, служил основой для карикатур, сатиров и дикарей. По словам Аристотеля маленькие члены более «плодородные», чем большие, так как семья не остывает, преодолевая при эякуляции более короткую дистанцию. Интересно, что в Древнем Риме юношам проводили инфибуляцию (рис.) - застегивание крайней плоти на медную пуговицу. Без такой манипуляции спортсмен не мог принимать участия в Олимпийских играх, где все, кто боролся, были обнажены.

Интересы арабов большими фаллосами объяснялось древним мусульманским афоризмом: «женщина предпочитает лишний сантиметр в мужском органе всему, что ей может дать как этот так и другой мир». Арабы относились к размерам полового органа с таким большим уважением, что оттоманские тюрки завоевали их только потому, что имели славу нации «обладателей большого мужского достоинства». Тюрки выставляли на всеобщее обозрение размеры членов завоеванных арабских вождей, сравнивая их с настоящими или даже вымышленными громадными членами турецких командиров. Это довольно активно способствовало подавлению сопротивления со стороны арабов.

В Европе в эпоху Ренессанса в моду вошли мужские накладные гульфики (рис.), которые представляли собой подложку из нескольких слоев ткани и пришивались к брюкам, чтобы визуально увеличить выступающий между ног бугор, неотъемлемую часть мужской анатомии тела. Новость моды быстро прижилась и частично модифицировалась - чего только не втыкали в гульфики, чтобы увеличить их размер - платочки, монеты, ключи и многое другое. На статуе, украшающий фасад здания, можно увидеть даже специально изготовленные латы, для демонстрации этой части тела (рис.). Если посмотреть на портрет Наполеона в полный рост можно заподозрить его страсть к этому аксессуару (рис.) . Теперь, бывает, в конкретное место специального белья накачивают воздух для увеличения того, что выпирает.

Если бы провести опрос среди мужчин - довольны ли они размером своего полового органа, то, безусловно, пессимистических ответов мы бы услышали больше. Если поставить вопрос несколько по-другому - хотели бы, если это было возможно, как в сказке, за волшебным словом увеличить свой член на сантиметр-два, то 95% ответили бы: «Да», другие же 5% или солгали бы, или же они не удовлетворены своим размером с другой стороны, как слишком большим. Анализируя причины, по которым мужчины придают такую значимость размерам своего полового органа, упрощенно можно оценить их как особей, склонных к соревнованиям. В различных вопросах жизни человека, - говоря о работе, учебе, заработке или статусе, - мужчина, сравнивая себя с другими, более или менее сознательно дает оценку себе по сравнению с другими, подобными себе. Наличие большого полового члена, как и высокого жизненного статуса, обеспечивает ему прочное место наверху тотемного списка мужской силы. Мужчины и женщины считают, что мужчина с большим пенисом обладает большей сексуальной силой и мужским темпераментом.

Мужчины даже с посредственным уровнем знаний по этому вопросу понимают с позиции здравого смысла, что женщине скорее болезненно, чем приятно заниматься сексом с мужчиной, который обладает очень большим «орудием». Но вопрос о размерах члена касается скорее чувств мужчины, чем его здравого смысла. Эта эмоциональная сторона вопроса беспокоила мужчин издревле, потому что еще на скалах рисовали мужчины более высокого социального статуса или ранга с большим половым органом и большей палкой . Хотя и на сегодняшний день подобные рисунки остаются актуальными в местах общего пользования, где данная художественная тематика актуализируется назначению заведения .

Мальчики начинают активно сравнивать свой ​​член в период полового созревания, когда появляются волосы в паховой области и интенсивно развиваются гениталии. В течение всей будущей жизни мужчины продолжают сравнивать размеры своих органов в раздевалках, комнатах отдыха, банях. Эти наблюдения или развеивают, или, напротив, усиливают их фобии относительно своей сексуальной полноценности. Известно также, что многое зависит от позиции по изучаемого половой член: если смотреть на него сверху, то размеры несколько скрываются, что может лишь усилить страх владельца о недоразвитый пенис. Тревога мужчин относительно размеров члена очень велика. Племенные шаманы с Берега Слоновой Кости, в Африке эффективным оружием против врага и надоедливых туристов считают угрозу с помощью чар уменьшить размер члена.

Какое значение имеет размер полового члена для женщины? Сексопатологи утверждают, что для них большее значение играют знания партнером эрогенных зон своей партнерши, техника полового акта, чем антропометрические параметры человека. Такие же аргументы приводят и большинство женщин, но почему-то они звучат недостаточно убедительно. Опытные женщины считают, что приемы и поведение в постели влияет на их эмоциональную сферу, поэтому если в этом отношении мужчины равны, они (опытные женщины) выберут мужчин с большим половым органом. Эту позицию описывает выражение «Лучше хороший большой, чем хороший маленький». Поэтому мужчины и женщины в своем большинстве единым фронтом выступают в силу разных причин за большой член.

В одном из номеров журнал «Плейбой» опубликовал исследование своего читателя. Он провел опрос группы женщин, хотя бы один раз рожали в возрасте от 25 до 50 лет. Среди них не оказалось ни одной, которой бы нравился маленький пенис. Конечно, данное исследование не имеет научной ценности, но оно помогает и дальше утверждать, что большинство женщин предпочитают большой мужской половой орган.

Многие женщины также считают, что маленький член с психологической точки зрения не вызывает у них такого возбуждения во время подготовки к половому акту, как большой член, или даже член среднего размера, которые символизируют собой агрессивность, мощь и силу, мужскую энергию. К тому же если член длиннее среднего у женщины возникает перспектива более возбуждающего, более пленительного коитуса, и она уже в силу этих представлений возбуждается с большей силой . Факт хорошо объясняется с этиологической точки зрения - выбор самкой более доминантного самца. К тому же со слов Самохвалова В. П. - «стремление к обладанию престижными ценностями является важной чертой человеческой натуры». Кроме психологических преимуществ большего полового органа (гордость и уверенность владельца), он имеет некоторые физические преимущества - большая маневренность и широкий спектр позиций, также больше растяжение влагалища, площадь соприкосновения, а следовательно более острые ощущения у партнеров. Но вагинальная стимуляция не всегда приводит к оргазму женщины. Этим и объясняется аргументы в пользу техники половых отношений .

За время своего развития человечество предлагало различные способы увеличения полового члена. И не только с помощью волшебства. Для этого смазывали пенис различными веществами, в частности желчью осла. В XVI веке известный итальянский анатом Габриэль Фаллопио советовал желающим больше заниматься онанизмом. Отдельные энтузиасты втыкали в заранее подготовленные разрезы на половом органе куски проволоки, слоновой кости или даже золотые предметы. В более жарких странах на орган надевали чехол и шнурками привязывается к телу. Папуасы демонстрируют такое и сегодня, не только намекая окружающим на свои небывалые потенциальные возможности, но и утверждая тем самым свой социальный статус, тем естественным, что есть. Хранят они в явно не занятом полностью цилиндре табак и еду (рис.).

Для удлинения полового члена издавна был известен такой способ: к органу подвешивался груз, начиная с подросткового возраста. Данный процесс порой продолжался всю жизнь, однако способствовал значительному удлинению полового члена. В вершине реки Ганг можно встретить мужчин из племени Садху с фаллосом до колена; была даже зафиксирована длина 92 см. Другое дело, что данный индивид в постели не дееспособен и процедуры удлинению члена проводились исключительно в эстетических целях и ритуальных традициях .

Мужчины бразильского племени Топинама в XVI веке значительно увеличивали свои органы, подставляя их под укус ядовитой змеи. В течение полугода спустя эти мужчины терпели невыносимую боль, однако в результате они могли удивлять женщин ошеломляющим видом своих членов. В некоторых племенах протыкали иглы через головку члена, что приводило к формированию устойчивых свищей. В дальнейшем в эти отверстия вставляли различные предметы с целью стимуляции полового партнера и человек с самым изысканным «художественным оформлением» считался лучшим любовником и женщины просто не давали ему прохода . В середине ХХ века разработан и курс вакуумной гипертермии и хирургические методы (пересечение подвешивающей и пращевидной связки полового члена,) и методы основанные на статическом вытяжении.

Тем не менее, постепенно культ фаллоса терял свою значимость. Римляне уменьшили его до изображения на амулете, который должны были носить муж с женой для сохранения супружеского счастья, а заодно и свой ​​дом от недоброго взгляда.

В Средние века совсем покончили с культом. Христианская религия и ее верховные пастыри очень негативно относились к открытой пропаганде секса. Мораль того времени – «секс исключительно для продления рода». Чтобы не вводить верующих в соблазн все скульптуры античности публично были «кастрированны». Церковь IX века осудила использование фаллических амулетов распространенных в то время. Этот обычай сохранялся вплоть до XVI века.

В периоды Реформации и Контрреформации на тему сексуальности было наложено жесткое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или прятались за фиговым листьями. Только в научных работах того времени допускались изображения пениса. С Французской революцией, принесшей некоторую свободу, произошло уменьшение давления общественной морали, однако фаллос потерял свою символику фертильности и мужской силы.

Запрещающие действия дали отрицательный результат, спровоцировали появление культа грубой силы, культа не мужа-продолжателя рода, а мужчины-самца. Миром управлял не культ совокупления и любовных утех, а культ примитивной и бездумной покорности. Отсутствие сексуальной грамотности приносило свои горькие плоды - от бессмысленности кровосмешения до ужаса перед нежелательной беременностью, от несчастья мучительной болезни к позору обманутого целомудрия. Все эти страдания связывались с мужским половым органом. Поэтому-то изображение фаллоса долгие века, после Греции и Рима, запрещалось, а обнажение его стало позорным и развратным действием.

Генетическая память - великая вещь, она долгосрочная и устойчивая, неподвластная времени и условиям. Поэтому всякий раз, когда человек сравнивает свой ​​член, он подсознанием возвращается к тем временам, когда фаллос олицетворял силу и мощь своего владельца. Время неуклонно идет, все меняется. Меняются взгляды, мировоззрение, воображение, ценности. Но человек навсегда останется человеком. И точно, как когда-то, каждый человек стремится к лидерству в чем-либо.

Подводя итоги можно отметить, что проблема «размеров» смущала человеческий ум с давних времен и до сих пор в полной мере не потеряла своей актуальности. Правда, принцип «чем больше - тем лучше» убыточный, неверный. Поэтому и существуют среднестатистические нормы размеров мужского полового члена, чтобы провести границу между «чем больше - тем лучше» и «слишком - то нездраво». Об этом в наших следующих статьях.

Литература:

  1. Этинген Л. Е.Как же вы устроены, господин тело? – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. – с. 162-168.
  2. Щеплев П. А., Курбатов Д. Г.Малый половой член. Методы коррекции. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – с. 8-30.
  3. Как увеличить размер мужского полового члена. – Пер. с англ. М: КРОН-ПРЕСС; 1995.
  4. Vanggaard T. A Symbol and its History in the Male Word. NewYork; 1972. – P. 34-49.
  5. Кон И. С.Введение в сексологию. – М.: Медицина; 1988.
  6. Onian R. B.The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul ets.Cambridge: Univ. Press; 1951. – P. 133-135.
  7. Синицкий Ю. Ю., Синицкий С. Ю.Фалокоригуюча та фалореконструктивна допомога в умовах амбулаторної андрології // Андрология и сексуальная медицина №. 3(39) – с. 26-32.
  8. Feustel R.Sexualität in den Anfangen der Menschheit.Sexuoiogie 1978; 3: 87-89.
  9. Любарский А. В.Отдельные междисциплинарные аспекты эволюции лечения эректильной дисфункции от ректального массажа к «фаллической» Виагре // Здоровье мужчины №2 (17) 2006. – с. 52-54.
  10. Schonfeld W. A. Beebe G. W.Normal Growth and Variation in the Male Genitalia form Birth to Maturity. // Journal of Urology – 1942. – – P. 759-777.

Фаллический культ

Фалли́ческий культ - обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия , Вавилония , Эллада , Крит , цивилизации древних народов Америки) и современных культур (синтоизм в Японии , а также племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвященными порождающей силе жизни, символически представленной в виде фаллоса (мужского полового органа) или извержения его семени .

Фаллический культ у разных народов

Индоевропейские и семитические религии, включая и Древний Египет , полны следов Ф. культа. Ещё на заре ведийской мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII века образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собой маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом .

Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и ещё в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезали свои волосы и проституировали себя.

У самых первобытных племён следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезаемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены , жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют ещё самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и ещё более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.

Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама , украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путём, как человек. Отсюда воззрение на смену времён года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе , об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление.

Истоки и культурные особенности культа

Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер ; он свёл их к общим приёмам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).

Л. Штернберг. У греков фаллос (греч. φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης ) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса , Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты , олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причём Ф. - быть может, представлявший собой первоначально фетиш , - впоследствии стал атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (греч. φαλληφόρια, φαλλαγώνια ) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идёт его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторной перспективой, более шумной и многочисленной толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (греч. κώμος ), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенной сатирой на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (греч. ίθύφαλλος ), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящей, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов , которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх , Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвящённого Либеру , Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву своё целомудрие . Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая её пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (лат. versus ithyphallicus ), представлявшем собой трохаическую триподию.

Фаллический культ сегодня

Культ этот царил не в одном только античном мире, откуда пошло его название (слово «фаллос » происходит из греческого). Он одинаково распространён в различных стадиях развития у самых первобытных племён и у культурных народов внеевропейских (например, у японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Ещё так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш » оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведёт своё начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар.

Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония . По шинтопатической космогонии даже самые острова японского архипелага представляют собой не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями.

См.также

Литература

  • Паскаль Киньяр. Фасцинус (Фаллический культ в культуре греков и римлян) . Архивировано // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000. - С. 36-50.
  • Ильясов Ф. Н. Генитальные символы в рекламе . Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дафнис
  • Египт

Смотреть что такое "Фаллический культ" в других словарях:

    Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Фаллический символ - Фаллический культ выражается: в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; в антропоморфировании … Википедия

    Фаллический - культ выражается: 1) в обоготворении органовоплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис) как самостоятельныхбожественных существ; 2) в обоготворении действительных илисимволических изображений этих органов; 3) в антропоморфировани… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фаллический символ в старину считался очень сильным оберегом. Наши предки сраму не ведали и не делали вид, что фаллоса не существует. Не зная того, когда и откуда может прийти несчастье, люди спасались от неведомого, прикрепляя к воротам своего дома различные символы, в том числе – оберег в форме фаллоса. Знаете ли вы, что слово «удача» происходит от слова «уд»? Так древние славяне называли таинственного бога, покровителя любовной связи. Соответственно, фигурки в виде органа тела – фаллоса, без которого эту связь невозможно осуществить, считались мощными оберегами.

Слово «удовольствие» тоже имеет корень «уд» и имеет прямое отношение к древнему богу. Бог Уд изображался в образе кудрявого молодца, который восседал на туре. Рога тура были обвиты венком из ветвей калины – символом девственности.

Фаллическими символами украшали домашнюю утварь, кольца,серьги, ожерелья. Иногда к этим символам подвешивали колокольчики, которые должны были усиливать силу амулета, распугивая звоном злых духов и «нечистую силу». Фаллосы с колокольчиками подвешивали в спальне, передней. Торговцы считали, что такие амулеты приносят удачу, и вешали их в торговых лавках.

В те далекие времена очень популярны были фаллосы, изготовленные их бронзы, с петелькой для подвешивания. У некоторых народов детям надевали на шею такие амулеты, спрятанные в золотые футлярчики. Воины рисовали фаллос на шлемах и щитах, моряки – на носу корабля. Римляне, возвращаясь с победой, прикрепляли фаллосы-амулеты к колеснице, чтобы ослабить силу завистливых взглядов.


Фаллическую вакханалию не стерпела . Она очень строго относилась к разного рода амулетам. Не просто было справиться Церкви с языческими традициями и заставить людей отречься от помощи таинственных сил амулетов. С волшебством и ведовством, суевериями и даже Церковь сражалась рьяно, при этом не сомневаясь в их существовании. В 221 году вышел специальный указ римского папы Григория II, запрещающий ношение амулетов. Лаодикийский собор подтвердил этот запрет в IV веке. У женщин, изобличенных в колдовстве, инквизиция изымала амулеты и приворотные зелья.

Бороться с желанием охранять себя материальными вещицами, а не только крестным знаменем, религии оказалось не под силу. Тогда вместо бронзовых фаллосов и волшебных камушков появились — медальоны с изображением , фигурки ангелочков, образки святых, ладанки с мощами. Языческие заклинания заменили цитатами из Святого писания. Так, на православном кресте появилась надпись: «Спаси и сохрани».

Сегодня, фаллосы, изготовленные из дерева, раскрашенные яркими красками и обвязанные цветными лентами, можно увидеть в Таиланде. Это символы плодородия и богатства. Тайцы приносят их в пещеру Принцессы Любви, расположенную на одном из островов провинции Краби. В Бангкоке есть роща, называемая Храмом Плодородия, где расставлены деревянные фаллосы различных размеров.

Гигантский каменный фаллос находится в монастыре Ват По в Бангкоке. Сюда приходят с целью прикоснуться к символу плодородия, чтобы разбогатеть или забеременеть На острове Самуи есть чудо, сотворенное природой, – скалы, представляющие собой изображение мужских и женских гениталий. Тайцы ласково называют их «Бабушкой» и «Дедушкой». Многочисленные туристы фотографируются здесь на счастье и здоровье.

Корень "яр" имеет сексуальный смысл во всех тюркских языках. В русском языке "яр" несет в себе понятия весеннего света, тепла, сексуальной активности, плодородия; "ярость" - гнев, похоть, "ярун" - похотливый и т.д.

Ярило - славянское божество, связанное с языческим культом Солнца. Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом.

В тантрическом буддизме и других восточных учениях фаллос называют нефритовым стеблем, флейтой, жезлом, скипетром, драгоценным камнем, положительной вершиной, горным утесом, яньской пагодой, оружием любви, дипломатом, послом, генералом, тигром, змеей, петушком, приспешником, мальчиком, монахом, адептом, воином, героем.

В Швеции сохранились рисунки бронзового века, на которых изображены обнаженные мужчины во время охоты. Также в пустыне Сахара были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных возраст этих изображений - 5000 лет до рождества Христова.

На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.

Фаллический культ в Индии

В культуре Древней Индии известен лингам - фаллический символ в культе Шивы. . Он представляет собой вертикально установленный каменный цилиндр, внешне напоминающий рог, высотой, как правило, примерно 75 сантиметров, с диаметром у основания 30 сантиметров. Правда, те из них, что установлены в храмах, посвященных Шиве, куда приходят ежедневно миллионы индусов для поклонения богам, могут достигать гигантских размеров. Индийские женщины носят маленькие лингамы на шее, подобно тому как христиане носят нательные кресты. В священных книгах написано: поклонение фаллосу не означает поклонение физическому органу, а просто признание вечной божественной формы, проявившейся в микрокосме. Человеческий орган не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни.

В книге Эрики Лейхтаг, опубликованной в I960 году и посвященной воспоминаниям о поездке в Непал, есть такие строки: "В этой стране лингам выходит из сердца лотоса, женского йони. Этот символ присутствует всюду, изготовленный из камня, бронзы, меди, железа, золота, стекла, раскрашенного дерева. Я видела его на лестницах храмов, на обочинах дорог, на дверях домов, в окружении даров - цветов, риса, воды... В конце концов я перестала его замечать".

В Индии лотос - водное растение с красными, белыми и синими лепестками - является символом женского полового органа, в то время как фиговое дерево символизирует фаллос.

Фаллический культ в Греции и Египте

Культура фаллоса широко представлена в египетской мифологии богами Мином, Амон-Ра и Озирисом. Фаллос является символом мужской силы и это связано с легендами о фаллосе Озириса. Амон-Ра, царь всех богов, также на всех изображениях показан с обнаженным фаллосом.

Египтяне отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела.

В античной Греции боги имели безграничную власть и могли самолично определять судьбу людей, в то же время, несмотря на то, что боги практически всегда находились на горе Олимп, слава об их сексуальных подвигах распространялась по всему свету. Во время правления крито-микенской цивилизации имели место дикие оргии в декабре месяце и это отражено во множестве рисунков на античных вазах. Эти оргии назывались фестивали Диониса - сына Зевса и его любовницы Семелы

Во время этих фестивалей процессия несла большие деревянные или каменные фаллосы и прославляла Диониса. Боги Пан и Приапус также проповедовали культуру фаллоса. Пан - аркадианский бог овец, сын Гермеса и Пенелопы, был превращен Гермесом в козла. Приапус - бог фертильности, в Азиатских странах был известен под именем бога Беса, всегда изображался с пенисом, выше чем его собственное тело.

Фаллический культ в Римской империи

В Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей и также использовались в качестве пугал. Их главной обязанностью было отводить "дурной глаз".

Сексуальное значение фаллоса в Римской империи распространилось в более значительную магическую силу. Это также относится к бесчисленным фаллическим жертвоприношениям и использованию фигурок фаллоса в качестве "оберегов" для защиты от злых сил. Фаллосы называли "fascinum", в переводе с латинского это означает "околдовывать, очаровывать". Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов и это также несло защитную функцию - отводило "дурной глаз" и приносило удачу, счастье.

Фаллический культ в Сирии

Люсьен де Самосат сообщает о существовании в Сирии фаллического культа богини. Люсьен де Самосат так рассказывает о назначении 54-метровых фаллосов: "Дважды в год на вершину одного из них забирается мужчина, чтобы оставаться там в течение недели. Делает он это с помощью веревки, обвязанной вокруг туловища и фаллоса, и куска дерева, который служит опорой. Оказавшись наверху, он бросает вниз конец другой, длинной веревки, взятой с собой. По ней ему передают все необходимое, и он устраивает на вершине нечто вроде гнезда". Этот человек проводит время в молитвах и иногда бьет в гонг, который издает весьма впечатляющие звуки.

Фаллический культ во Франции

Иногда во время процессии по случаю Вербного воскресенья дети несли пять хлебов в виде фаллоса. Церковный собор IX века осудил использование фаллических амулетов, чрезвычайно распространенных в ту эпоху. Этот обычай сохранялся вплоть до XIV столетия.

Приап стал во Франции святым: на юге - святым Футином, в Бурге - святым Грелюшоном или Герлюшоном, в Бретани - святым Жиллем и святым Геноле. Все эти святые дарят мужчинам мужскую силу, а женщинам - плодовитость.

Фаллический культ чаще всего находил свое воплощение в камне. Некогда в Пиренеях существовал камень Бурбо, вокруг которого вечером того дня, когда праздновался Мэрди-Грас, устраивались непристойные танцы.

Женщины Бретани, страдавшие бесплодием, приходили к менгиру Бург д"Уий, чтобы дотронуться до него особым образом.

В деревне Сент-Урс, расположенной в Нижних Альпах, стоял священный камень. Девушки, соскальзывавшие по нему вниз, были уверены, что в скором времени найдут себе мужа.

Фаллический культ в Японии

Несмотря на то, что Япония имеет буддийско-шинтоистскую культуру, здесь также был найден символ фаллоса. Например, в городе Комакаси в марте проводится фестиваль Toshira jinga. Жрецы несут по улицам города огромный, вырезанный из дерева фаллос. После фестиваля этот новый фаллос будет установлен рядом с фаллосами, установленными в предыдущие годы. Гунны (хунну) в древности переправлялись и на японские острова, участвуя в этногенезе японской нации. Японская мифология сообщает, что божеская пара Изанаги и Изанами " возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня (фаллос); капающая с наконечника морская вода образовала первый остров, по имени Оногоро, который с виду похож на огромный фаллос. Затем они стали бегать вокруг небесного столба, искусственно сделанного в виде фаллоса, и породили остальные японские острова, а также произвели и многие другие божества".

В Японии культ фаллоса и ктенес был официально запрещена в 1872 году, но "в отдаленных местностях его можно встретить и по сию пору. Эти "женские и мужские камни"... бывают и натуральными и искусственными. Естественные фаллосы и ктенесы встречаются различных величин, достигая величины утесов, из которых один образует целый остров по имени Оногоро. Им придают гораздо больше значения, чем искусственным, и они-то, вероятно, и вызывали возникновение культа, так как они, конечно, древнее искусственных изображений. Искусственных ктенесов не делают, но фаллосы из камня, глины, дерева и железа очень распространены. Бесплодные и больные женщины приносят в жертву фаллосу два вида раковин. Персик и боб служат символом ктенеса, гриб и рыло свиньи - фаллоса. Крупные экземпляры фаллоса и ктенеса встречаются иногда отдельно, но чаще всего попарно; их помещают иногда в небольших вместилищах, под навесом, но в большинстве случаев прямо под открытым небом. Им приносятся жертвы, состоящие из яств и напитков. Маленькие символы из употребляются при домашнем богослужении".

Однажды японская Дева Тамаери-химэ, развлекаясь на берегу реки Исикава, увидела и плывущую по течению стрелу, окрашенную в красный цвет. Она подобрала эту стрелу и положила ее к себе в постель, отчего забеременела и родила сына. Здесь налицо параллель боевого оружия и фаллоса. Корейцы фаллический дух называли Пугын, а в посвященных ему святилищах вывешивали на стене изготовленный из дерева фаллос. Несмотря на запрет, его культ сохранялся до начала ХХ века.

Антифаллическая Европа

В Западной Европе периода Реформации и Контрреформации старые привычки изменились и на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками. Только лишь в "научных" работах допускались изображения пениса.

Антифаллическая тенденция усилилась после публикации в Англии в 1715 году брошюры, названной "онанизм, или ужасный грех самоосквернения и страшные последствия его, рассматриваемые у обоих полов, а также душевные и физические советы для тех, кто уже навредил себе этой ненормальной практикой". Здесь рассматривались 3 идеи: "смертный грех", "ненормальная практика" и "страшные последствия", брошюра эта повлияла на морали граждан вплоть до ХХ века. Также была выпущена книга доктора Тиссо в 1758 году, сначала на латыни, а затем, что имело гораздо больший эффект на французском - "Онанизм или исследование психических и физических влияний мастурбации".