Бог троян в славянской мифологии. Майские праздники славян - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная. Из Славянской мифологии

Бог троян в славянской мифологии. Майские праздники славян - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная. Из Славянской мифологии

Существовало у славян древнее языческое божество, которое называли Троян (Траян), а иногда Триглав или Трояк. Корень «три» в этом имени побуждал иногда изображать божество с тремя головами на одном туловище. Так было у западных славян.
Троян был богом-воином, богом-наездником. Его популярность, распространенность и связь с воинством были столь широки, что именем бога-воина называли военные сооружения, географические пункты. Возможно, это имя имеет отношение и к имени реального исторического лица - римского императора Траяна, с которым связывают строительство валов, ограждавших границы Римской империи. Однако количество Трояновых валов выходит далеко за границы походов императора, и только на территории нашей страны общая длина таких валов достигает 400 км. Кроме того, валы нередко носят название «Змиевых валов», что прямо связано с мифологией. Сегодня чрезвычайно трудно установить, какие обличья и в какие эпохи принимал мифологический Троян у индоевропейских народов и что точно означало его имя. Известно лишь, что древнерусское слово «третей» означало «суд», «судья»; литовское «третиас» - «третейский суд». В «Ведах» Трита - бог справедливости, в «Авесте» Трайтайона - бог правды, истины.

Вероятно, соотнесенность имени Трояна с числом «три» и с такими важными понятиями, как справедливость, истина, способствовала его особенно широкому распространению в глубокой древности.
Вообще в целом ряде мифопоэтических традиций число «три» является первым, оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное божественное число. Образуемый соединением трех точек, треугольник служил иероглифом (здесь: знаком, символом) божественной триады у всех народов древности.
Священная триада встречается во всех религиях мира как образ абсолютного совершенства, превосходства («тресветлый», «трисвятый») - вспомним «светлое-тресветлое солнце» в «Слове о полку Игореве». Кроме того, триада является основной структурой мифопоэтического макрокосма, а также социальной организации (для сравнения: три сферы Вселенной, три высшие ценности, божественные троицы и т. п.).
Число «три» служит символическим выражением триад: Неба, Земли, ада; прошедшего, настоящего, будущего; отца, матери, сына. В мифологиях многих народов начало их существования ведется от трех братьев. Геродот повествует о трех сыновьях скифского Таргитая, русские летописи - о трех братьях Кие, Щеке и Хориве; три брата постоянно присутствуют в русских сказках. Везде третье лицо триады как результат первых двух обладает превосходством над ними, поэтому в сказках младший брат всегда оказывается героем. Кроме того, любое дело завершается лишь в результате трехкратного повторения. Обычай считать до трех для совершения какого-либо действия до сих пор сохранился в жизни многих народов мира.
Во времена скитаний, войн, походов славяне обращали свой взор к вечному над ними небесному своду, на котором им указывала путь белая дорога - Млечный Путь. Неизвестно, когда это название пришло к славянам, но известно, что у разных славянских племен эта серебристая туманная полоса называлась по-разному, в том числе и «Путь Траяна».
Млечный Путь опоясывает небесную сферу и хорошо виден в безлунные ночи. Человек заметил эту полосу еще в глубокой древности. И каждый народ придумал для нее свое имя и дал ей свою интерпретацию вовсе не случайно, он связывал их с какой-то конкретной, существенной для него земной реалией и характерным признаком самого Млечного Пути.
В одном из мифов Древней Греции так рассказывалось о появлении этой полосы на небе.
По приказу Зевса его сын Геракл, рожденный смертной женщиной, был поднесен к груди спящей верховной олимпийской богини Геры, сестры и супруги Зевса, чтобы молоко богини сделало младенца бессмертным. Однако проснувшаяся Гера резко оттолкнула младенца, а брызнувшее из ее груди молоко оставило на небе яркий белый (вечный, бессмертный) след - Млечный Путь.
Римляне взяли название Млечного Пути у греков, но было у них и собственное название - «Царская дорога Неба». Название могло прийти и с Востока, так


как в древнем Шумере Млечный Путь был связан с богиней Наной, женой бога Неба. В санскрите Млечный Путь назывался «божественным», в Иране он был известен как «Тропа Аримана» - повелителя злых божеств, в Скандинавии - как «Дорога Одина», верховного бога скандинавской мифологии, в Молдавии - «Путь Траяна», в Валахии - «Небесный Траян».
У южных славян, прежде всего у сербов и болгар, а также у славян, живущих на землях Румынии и Молдавии, существуют многочисленные сказочные предания и поверья о некоем царе Трояне. Для сербов и болгар царь Троян был мифическим существом, одним из духов мрака, не терпящих солнечных лучей. Боясь солнца, он выезжал по ночам, и однажды солнце растопило Трояна. Болгарский Троян-Траян был еще и хранителем золота и серебра, имел свое чудесное царство, строил города.
Румынский языческий Троян был богом снегопада и дорог, и в его имени сочетались два основных значения Млечного Пути: элемент белизны и дорога.
В «Слове о полку Игореве» много мифологических образов, и связь их с народными преданиями, легендами, с языческими божествами проследить нетрудно: это и упоминавшиеся Стрибог и Хоре, Велес и Даждьбог, с которыми люди состоят в родстве, точнее-они внуки богов (русичи - Даждьбожьи внуки, ветры - Стрибожьи внуки, Боян - внук Велеса). Как и Боян, автор «Слова о полку Игореве» обращался к древнейшей эпохе: «Были

вечи Трояни...», и еще три раза упоминаются в «Слове...» названия, связанные с именем Трояна: «в тропу Трояню...», «на седьмом веце Трояни», «на землю Трояню...».
Что могли означать эти упоминания Трояна, как соотнести их с землей русов, с землей славян, как далеко могли уходить троянские тропы по троянской земле в троянское время? Помочь ответить на эти вопросы могут знания об ареале распространения славяно-русских корней во времени и пространстве, а также сведения о родословной славянских народов (т. е. об их роде и слове) , об их истории.
Существует много свидетельств масштабности, всеохватности мышления древнего славянина, который стремился удержать в своем воображении огромный пространственный и временной мир, представавший перед ним. ысячелетия запечатлевали в народной памяти какие-то устойчивые образы, создавая из них то мифологические предания, то поэтические традиции.

Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.

Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса , Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна.

Славянские легенды рассказывают, что Троян был рожден земной женщиной, а отцом его был Бог Велес. Велес долгое время бродил по миру Яви, знакомясь с людьми, узнавая их нужды, и в одной деревне остановился в доме, где жили семь братьев и одна сестра. Девушка понравилась Велесу и гость полюбился ей, так и сыграли свадьбу. Спустя некоторое время родились сразу трое детей: две девочки и мальчик. Мальчика назвали Трояном, значит, рожденным третьим. Троян был рожден человеком, хоть и сыном Бога.

Как и другие Боги, Троян помогает тем, кто схож с ним характером. Потому, прежде всего, Троян покровитель лекарей, целителей, стремящихся к знаниям, ищущих способы исцеления болезней, стремящихся помогать людям . Но тот, кто выбрал покровителем Трояна, может быть занят и другим делом, если такой человек ценит знания и стремится достичь многого собственными трудами.

Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен , не любит объяснять свои решения, действует быстро , даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами . Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение.

Если вам близок славянский Бог Троян, в вашем характере есть такие качества :

  • цепкий ум;
  • скромность;
  • упорство;
  • любовь к практическому, зримому результату действий;
  • верность;
  • скрытность.

Троян в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Трояна изображен символ Целебник, описанный выше.

Номер Резы – 31.

Реза Бога Трояна появляется в раскладе, чтобы предупредить о начинающейся «болезни». Это не обязательно телесный недуг. Реза Бога Трояна может говорить и о том, что человек совершил неверные действия, которые могут навредить его телу и духу. Троян советует оценить свои возможности и сравнить их с целями, возможно, стоит и обратиться за советом к специалисту, не пытаться сделать всё своими силами.

К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.

Подробнее о значении Резы Бога Трояна в гадании в статье «

Бог Траян - Бог-Хранитель Праведных Путей ведущих во Сваргу, управляет Временем и Пространством.

Из Славянской мифологии:

О поклонении Трояну-Батюшке сообщается в древних славянских преданиях (поздней, впрочем, записи), в средневековых русских летописях и в поучениях против язычества, в сказаниях и литературе родственных нам народов.

Имя Трояна в русской литературе приводится рядом с именами Великих Божеств, что говорит и о Величии Трояна.

«Хождение Богородицы по мукам» (12 в.): «то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса, перуна».

«Слово и откровение святых апостолов» (16 в.): «и въ прелъсть великоу не внидут мняще богы, многъi пероуна и хорса дыя, и трояна, и инiи мноsи, ибо яко то ч(е)л(ове)ци был сут(ь) стареишины пероунь въ елинех, а хорсь въ кипре, троянь бяше ц(а)рь в риме»

Не правы те, кто считают Бога Трояна обожествленным римским императором Траяном Марком Ульпием (53 - 117), из династии Антонинов. Делаемая автором приведенного текста «сноска» наивна до нельзя. Надо ли говорить о том, что общеславянский Бог Перун не входил в греческий пантеон, а о Хорсе на Кипре отродясь не слыхивали?..

В «Слове о полку Игореве» имя Трояна приводится в сочетании с понятиями, отражающие некие мифические постулаты или представления его культа. «Рища (Боян) въ тропу Трояню чрез поля на горы» - «Рыщет (Боян) по тропе Трояновой, через поля на горы»; «были вечи Трояни» - «Были века Трояновы»; «на седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу» - «На седьмом веке Трояна, вырезал Всеслав жребий о девице, себе любой»; «Вступил(а) (обида) девою в землю Трояню» - «Вступила (обида) девою в землю Троянову».

То же в «Велесовой книге»: «А НЕ ДАХОМ СМЕ ЗЕМЕ НАШЕ ЯКО ЗМЕ ТРОЯНЮ СМЕ НЕ ДАХОМ СЕН РОМИЕНА» - «И не отдали землю нашу, как не отдали (предки наши) землю Троянову ромеям» (ВК 2, 7б, 8), «А ИНТРА ИДЕ ЗА НЕ ЯКО ШЕД ЗА ОТЦЕ НАША НА РОМИЕ ДО ТРОЯНЕ ЗЕМЕ» - «И Индра шел за нами(?), как шел за отцами нашими на ромеев(?) до Трояновой земли (или «по Трояновой земле»)» (ВК 2, 7в, 5-6).

Попытки истолковать все эти «темные места» (соответственно тропу Трояна, как дорогу Траяна (Via Traiani), протянувшейся от Дуная до Прута и далее на восток по южной Руси, а ходить по ней - «совершать славные подвиги» (Н.М. Гальковский), век Трояна - время славы и могущества (единственное, в чем толкователи почти не ошиблись), земля Трояна - территории, завоеванные Римом и платящие ему дань) ошибочны в корне. Вся громадина построения разбивается об их собственный постулат, согласно которому славяне появились на исторической арене, дай Бог, где-то веке в шестом. С Траяном, умершим в начале второго века, им, в таком случае, воевать не довелось. Так с чего бы славянам запоминать именно Траяна, а не Нерона, Калигулу или, например, Диоклетиана? Со времени принятия в Римской Империи христианства, культ императоров прекратился и вряд ли он возродился на Руси. Эти вопросы ставились уже самими комментаторами имени Трояна, но толковых ответов и доныне нет.

Согласно мифологическим положениям общины «Триглав», Троян, суть - первокнязь. Он единственный из Богов, кто правил на земле (Руси), в мире людей. Все княжеские династии произошли от него - недаром родовой знак Рюриковичей изображает трезубец Трояна. Та древняя, мифическая (доисторическая) пора, когда миром правил Троян, по сути, и есть пресловутый «Золотой Век», ибо тогда на земле было благоденствие, достаток и царила справедливость, и мир был цел. Это и были «Века Трояновы», времена былин и сказок.

Понятие же «Тропы Трояна» мы рассмотрим в ином изложении, поскольку данное речение является мистическими и требует особого исследования. Впрочем, стоит упомянуть, что одно из имен Пути Млечного - «Троянова дорога».

Земля же Трояна - весь мир, все обжитое (цивилизованное) пространство, территория Владычества Арийских (Славянских) народов. В период становления русской государственности (Владимир Святой - Гостомысл, Рюрик - Владимир Окаянный, Ярослав Мудрый - Владимир Мономах) характерно более узкое восприятие «Земли Трояна» как территории Руси. Ученые отмечают, что название «Земля Трояна» могло возникнуть только в том случае, если сие Божество почиталось как основатель (предок) княжеского правления, как «первокнязь». Подтверждение тому есть в строках «Велесовой книги», где говорится о посажении Трояном на престолы княжеские своих сыновей и внуков: «А ТО БЛЯГО СУТРАТИХОМ ОТЪ ХЪЗЯРОУ ПО ВЕЦЕ ТРОЯНИУ ЯКИ ПЕРВЕ НАСАДИ СЕ СО СЫНИ СВА И ВНУЧИ» - «И то благо утратили (мы) из-за хазар… после веков (века) Трояновых, который (на княжение) первый сел со сынами своими и внуками», «ВНУКО ТРАЯНИА БЯ САМООТЕН СЕ ДРУСИ МЕНОГАЯ И БЯ УТЩЕН» - «Внук Трояна был самоотен(?), со друзьями многими, и был убит» (ВК 3 а). Князья, по сути, званы по Его гордому имени - внуки Трояновы.

Русские летописания сохранили нам легенду, в которой отмечена связь Трояна-Триглава с началом княжения, с образованием «государственности». Легенда положена в основание «Сказания о зачатии Москвы и Крутицской епископии», записанном примерно во второй половине 17 в. В 1206 г. великий князь Данил Иванович (лицо вымышленное), вместе со своим спутником, греком Василием, ясновидцем, ездил в поисках места, где бы построить престольный град. Вот попали они «во остров темен и непроходим зело. В нем же болото велико и топок. И посреди того болота и острова узрел князь великий Данил Иванович зверя превелика и пречудна, треглава и пестра вельми пестринами различна и красна зело. И вопроси Василия греченина, что есть видение се причюднаго зверя. И сказа ему Василий греченин: «Великий княже, на сем месте созиждется град превелик и распространится царствие треугольное, и в нем умножатся различных орд люди, то есть прообразует зверя сего троеглавнаго, а различнии в нем цвети - то же есть прообразует различных орд люди». По прошествии шести лет заложил князь город «и нарекоша имя ему Москва».

Троян - первый князь, мифический основатель княжеской династии. По этому немудрено, что для обоснования изначального величия Москвы, как града престольного, книжник использовал существовавшие в то время сказы о начале княжения или о начале града, земли, предсказанном Трояном, и, соответственно, перенес все действие во времена для него почти что сказочные. Троян здесь описан как трехголовый зверь, что вполне понятно, потому как впрямую ни о Трояне, ни о каком другом языческом Божестве, в эти годы (1600-е) говорить не приходилось. О троеглавце-человеке книжник тоже написать не мог, поскольку издревле известно, что такие существа водятся где-то далеко, в иноземии. А если бы его, прикрываясь сказочностью сюжета, и удалось бы ввести, то тогда бы пришлось развить тему дальше, насочиняв еще и беседу князя с троеглавцем. Выбран был более простой вариант - князю видится трехглавый зверь. Любопытны следующие показательные моменты: видение не конкретизировано, это просто некий «зверь»; князь почему-то даже не пытается на него охотиться; нигде в тексте не говорится, что этот зверь был явлен Богом, как знамение. Книжник сознательно уклоняется от обсуждения этой темы, ему было важно лишь задать одно единственное условие - трехглавость. Эта трехглавость и толкуется, как символ «царства треугольного». Ученые предлагают понимать это, как объединение: Великая Русь, Малороссия и Белая Русь. На деле же это то же самое, что и «земля Трояна» - та же Русь (то есть, по сути и буквально, «тройная земля»). Книжник, однако, говорит еще и о том, что три головы обозначают разные группы населения в том граде. Это легче понять в свете кастовой трехчастности древнего арийского общества: духовенство и ученые (брахманы - волхвы), воины и правители (кшатрии - князья и вои), торговцы и работный люд (вайшьи - огнищане).

Имя Трояна прописано в «Великоустюжском сборнике заговоров» (17 век): «Господи, благослови, отче. Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских», «Здуни же Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключеи морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна». Тридевять (27) - число мифическое, священное, и в данном случае введено явно для увеличения действенности заговора. На деле же речь идет о трех ключах (три - священное число культа Трояна), которые Троян получает в загробном мире от спасенных девиц. Об этом повествуется во втором сказе о Трояне. Ключи эти - от трех миров, и «приобретение» сиих ключей в заговоре должно означать приобретение великой власти, власти над тремя мирами. В сказках, надо отметить, образы миров предельно упрощены - это золотое, серебряное и медное царства, дворцы или даже дома. Вместо ключей - яйца или яблоки, в которые девицы скатывают свои дворцы, и эта замена вполне понятна, ибо от яйца Рода зачался белый свет.

У Балтийских Славян Троян почитался под именем Триглав (Triglаus, Tryglav). Не следует путать Триглава-Трояна с понятием Триглав, обозначающим совокупность трех Богов («Троица»): Сварога, Перуна и Велеса (Дид-Дуб-Сноп «Велесовой книги»). Подобные триединства-троевластия известны и у других индоариев: Зевс - Посейдон - Аид, Брахма - Вишну - Шива («Тримурти»), Один - Тор - Фрейр (стела из Упсалы).

«Велесова книга» разделяет обоих Триглавов довольно просто: «СЕ ТРГЛАВЕ МОЛИХОМЬ ВЛИЦЕ А МАЛЕ» - «И Триглаву молились Великому и малому» (ВК 3, 25, 13). Малый Триглав и есть Троян, малый лишь пред ликом Триглава Богов.

Причина тождества имени Бога и обозначения троевластия Богов двоякая. Совокупность трех Богов, властвующих над тремя мирами, именно в силу этого и названа «Триглавом», ибо их трое вместе, их три головы, три главных. И это Триглав - «Три головы». И индийское «Тримурти» - «Три лика» (их «мурти» то же, что и наше «морда» - «лицо, личина»), как раз и изображаемо как Божество при едином теле и с тремя разными головами. Троян-Триглав изображается так же трехглавым, но с тремя одинаковыми головами. Согласно средневековым западноевропейским хроникам (Эббон, Герберд) три головы Триглава, символизировали власть Его над тремя царствами (мирами) - землей, небом и подземельем. Отсюда и первая причина для тождества Триглавов по их именам. Согласно мифологическим постулатам общины «Триглав», Троян является сыном всех этих трех Богов Триглава. Именно согласно своей троечастной природе Троян появляется в мир трехглавым, троеликим. Являясь единообразным воплощением сути Триглава Богов, Троян - есть Триглав и по имени, Его описывающему, и по своей природе, сообразной трем Его родителям. Это - вторая причина.

В хронике Эббона Триглав, назван Высшем Богом - Summus deus. Самый знаменитый храм Триглава находился в Шецине (нем. Штеттен) у устья Одера. Храм стоял на главном из трех священных холмов города и был виден издалека, первый озаряемый рассветом. Изображение Триглава, по описанию, имело три серебряных головы, глаза и уста которых были закрыты золотой повязкой. Сокрытие глаз и уст связывается с причастностью Бога к гаданиям (ср. метание Всеславом жребия на «седьмом веке Трояна»; о гадании при храме Триглава - ниже), а, как известно, Боги, что предсказывают будущее, как проводящие неотвратимую Судьбу, должны быть непредвзяты и неподкупны. Вот это и символизировалось их незрячестью, слепотой (слепая Фемида, слепые пифии и вельвы). Незрячесть Трояна, открывшая ему грани познания грядущего, происходит от сопричастности его миру навьих сил.

Святой храм был уничтожен в 1127 г. богохульниками-христианами, под предводительством епископа Отто Бамбергского, разрушившими Шецин. По хроникам известно, что при храме содержали священного вороного коня Триглава. Во время гаданий всенародного значения, коня трижды водили перед храмом через девять копий, лежавших на земле. Предсказание давалось жрецами храма, наблюдавшими за тем, заденет ли конь за копья или свободно пройдет через них: «Когда же они собирались в сухопутный поход, на врагов или ради добычи, то имели обыкновение исход дела предсказывать через него (коня) таким способом. Девять копий размещали на земле, в одном локте друг от друга. Оседлав и взнуздав коня, жрец, которому надлежало заботиться о нем, трижды проводил его через лежащие копья туда и назад. Если конь проходил не споткнувшись и не задев копий, это считали знаком удачи и спокойно выступали; если же наоборот, оставались» (Герборд, «Житие епископа Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко); «Кроме того, горожане имели обычай содержать коня превосходной стати, посвященного Богу Триглаву… Божественный конь, несомненно им (жрецом) наученный, приходил в установленное время и место, когда для получения прорицаний сходился этот языческий народ, обманутый разными заблуждениями. Обычай же гадания был таков. Разбросав много копий, заставляли коня Триглава через них идти. Если ни одного из них, проходя, не касался, гадание считали благоприятным и, сев на коней, отправлялись за добычей. Если же какое из них задевал, то полагали свое намерение отвергнутым божественным конем, и к гаданию прибегали, пока, по их мнению, не узнавали, когда следует плыть или идти в набег. От всего же захваченного имели обычай отделять десятину, и поскольку Бога Триглава вопрошали во всех случаях, то упомянутые контины процветали» (Монах Прифлингенский, «Житие Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко). На Руси, до недавнего времени, сохранялись подобные гадания с конем. Девушки, гадая о суженом, выводят коня из конюшни через оглобли - если конь зацепится, то муж будет злой; завязывают лошади глаза (!), садятся верхом и смотрят, куда та пойдет - в той стороне и замужем быть; слушают возле конюшни, если лошадь фыркает или переступает копытами - замуж идти, а коли стоит спокойно - то пока еще нет.

Известно изображение Трояна из щецинского святилища. Рисунок выполнен в античнообразной манере, говорящей о том, что художник само капище, несомненно, не видел и рисовал с чужих слов. Но в любом случае ценность рисунка велика, ибо это одна из немногих картин, передающих облик изваяния Божества.

На рисунке видим трехглавую фигуру, и это, несомненно, Троян, ибо он единственный трехглавый Бог Славян. Лица его молоды, юношеские. Это соответствует представлению о возрасте Трояна, поскольку все три мифа о нем касаются его юности и, следовательно, иконография должна отображать именно этот возраст. Младость лиц рисунка лишний раз подтверждает, что это изображение Трояна, а не Триглава Богов - Сварога, Перуна и Велеса. Ибо сии Боги изображаются зрелыми мужами при бородах.

Неясно, почему Троян изображен обнаженным. Именно потому, что он Бог здоровья или же из-за попыток художника внести как можно больше античного? На груди обоими руками Троян держит нечто, больше всего напоминающее месяц. Известные мифы о Трояне и практика поклонения ему не дают никаких оснований связывать культ Трояна с месяцем. Скорее всего, у Трояна в руках чаша, братина-копарь. Европейцы видевшие капище, вряд ли знали о подобных чашах с двумя вытянутыми боковыми ручками, а художник и вовсе преобразовал ее в некое подобие месяца. Братина или ковш-черпак, чаша - главный атрибут Трояна. В нем он держит целебное питье. Ту же чашу мы видим и в родственных традициях: индийский Дханвантари держит в одной из своих рук, на уровне груди, сосуд с волшебным снадобьем, греческий Асклепий держит чашу с ядом-лекарством (панацеей), обвитую змеей.

Изображенный фрагмент представляет собой что-то вроде ниши, хотя речь идет о центре храма. Поскольку славянские храмы не были таковыми, можно считать подобную конструкцию плодом фантазии художника.

Единственное, что должно привлечь внимание - это колонны со сводом ниши. Они дают некое общее представление о реальной

конструкции храма: несколько резных деревянных столбов - опор, на коих зиждется крыша. Очень важна для восприятия культа, обильно представленная на рисунке трехчастность символов. Ступени, на которых стоит Троян, идут тремя полуокружностями. Колонны снизу и сверху украшены знаками трезубца, которые можно принять за декоративные короны. Видимая штриховка внизу колонны на светлой стороне, насыщена трезубцами. Наверху свода ниши также угадывается трезубцы. По самому своду изображены шары - девять штук (три раза по три) и двенадцать (священное число Трояна).

Известен также еще один рисунок изображения Трояна. Разительные отличия в обоих рисунках позволяют относить их к разным изваяниям Трояна. На данном рисунке Троян представлен живым, а не как изваяние. Судя по фигуре коленопреклоненной женщины, этот чур Трояна был сделан в человеческий рост. Расположение ног совершенно такое же, как у изваяния в Шецине, что возможно объясняется некими существовавшими канонами для изображения Трояна. Все три головы не человеческие. Посередь - голова орла (небеса), справа - голова льва (земля), слева - голова змеи (подземелье). Таким образом, символически изображается власть Трояна над всеми тремя мирами. Фигура одета лишь в набедренную повязку, что роднит ее с изображением из Шецина. Из троичной символики, здесь, помимо трех глав, виден лишь благословляющий жест правой рукой: большой палец и мизинец отведены в стороны (вероятно, прежде были сомкнуты в кольцо), а указательный, средний и безымянный пальцы изображают трезубец. Левая рука Божества отведена за спину, что следует понимать как отображение представлений о принадлежании Трояна так же и миру Нави. Ладонь левой руки, вероятно, опущена вниз, зеркально к правой ладони. Данное изваяние поразительно напоминает изображение индийского Бога здоровья Дханвантари. Одинаковое положение ног, чем-то неуловимо общий разлет рук, Триглав изображен облаченным лишь в набедренную повязку, а Дханвантари с обнаженным торсом.

На западнославянских землях найдено несколько трехглавых изваяний связываемых с культом Триглава: каменный чур из Вакан (Хорватия), каменный чур из Глейберга (Дания), деревянный стержень с тремя бородатыми головами, увенчанный фаллической шапкой, Свенденборг (Дания, 10 век) (Славянские древности, Т. 2, с. 389).

Кроме храма в Шецине имелись важные центы культа Трояна в замке Бранибор (современный Брандербург) и Волине (Юлин). Волинское изображение Триглава было целиком сделано из золота и, вероятно, имело небольшой размер. Когда Волынский храм подвергся нападениям богохульников-христиан, жрецам Триглава удалось вынести изображение Бога и спрятать его в дуплистом пне дерева. Впоследствии этот пень укрывали в здании, исполнявшем роль храма. На стене, рядом с пнем, висело старинное и ветхое седло, принадлежавшее, по преданию, самому Триглаву, и прежде находившееся в храме. Это была одна из великих святынь, доставшихся Славянам от сказочных времен.

Судя по этому седлу, существовало представление, что Бог иногда садится на своего священного вороного и объезжает свои земли. Подобное предание существовало и у руян, веривших, что по ночам Святовид седлает своего белого коня, содержащегося при храме, седлом и уздой, висевшими подле изваяния Бога, и мчится в ночь сражаться с ворогами. О такой езде Бога, в частности, писано и в «Велесовой книге»: «И СЕ БО ТРГЛАВЕ НАШЕ ОСТЯЖОУТЕ НЫ И БРЗЕ СКОЩАШУТЕ НА КОМОНЕ ВРАЗИЕМ ПОРАЖЕНТЕ ТВОРЯИИ» - «И Триглав наш предостерегал нас, и быстро скакал на коне, врагам поражение творя» (ВК 3, 25, 13-14).

В легендах южных Славян образ Трояна предельно затемнен и подается в сказочном оформлении. То не многое, что можно вынести из этих легенд, вполне соответствует известному по другим материалам. В сербских сказках Троян - земной король о трех головах, обитавший в Трояновом граде (развалины на горе Цере). Согласно болгарским сказкам и песням, в его землях находится семьдесят озер жидкого золота и серебра. Троян путешествует ночью, верхом на коне (ср. ночные поездки Триглава). На его незрячесть намекает его боязнь Солнца, а на власть над тремя мирами - сказочное описание трех голов Трояна: одна жрет людей, другая - скот, третья - рыбу. Со всей очевидностью можно говорить, что образ сказочного Трояна в значительной мере обусловлен представлениями о его причастности хтоническим силам (незрячесть). Сюда же примешалась и христианская интерпретация образа Божества, ведь Троян - царь (князь) Всего мира, но и христианский Сатана, «обезьяна Бога» - «князь мира сего». Уже этой параллели было бы достаточно. Однако на образ Трояна еще наложились представления о трехглавом демоне-змее (им вообще-то и сраженного) и царе Мидасе. Надо признать, что существует некоторое идейное сходство между сербо-болгарским сказочным Трояном-Мидасом и описанным выше изображением звероглавого Трояна.

В пантеоне поляков Троян известен под именем Trzy. «Тржи почитался как величайший из Богов, изображение его стояло тройное (трехглавое) с одной шеей. Он был отцом Бога Живе, которому приписывали заботу о человеческой жизни и всякие дары судьбы», «Почитался Лель как защитник свободы… Полель же как страж Отечества, и верили, что оба были посланы верховными Богами Тржи и Живе» (Прокош, «Славяно-сарматская хроника» (нач. 18 в.). Пер. Д. Дудко).

В словенских землях известна священная гора Триглав - самая высокая вершина Юлийских Альп (2864 м.). Стоит отметить также, существование некой древней рукописи из собрания А. И. Сулукадзева под названием «Коледник 5 века дунайца Яловца, писан въ Кiеве, о поклоненiяхъ Троийским горамъ, о гаданiяхъ въ печерахъ и Днепровскихъ порогахъ русалами и кикиморами». К «Троийским Горам» - святыням культа Трояна, безусловно, относятся и гора Триглав и гора Цера, где находятся развалины Троянова града (а возможно и храма).

Свод данных однозначно свидетельствует о том, что Троян есть Бог общеславянский. Дополнить сведения о Его культе можно путем сравнения с мифологическими представлениями других индоариев, у которых культ Трояна так же существовал.

Имя Трояна толкуется как «тройной», «третий», что обусловлено его происхождением от трех Богов и трехглавостью Трояна. Весь культ пронизан символикой числа три (власть над тремя мирами, трижды водят коня через 9 (3*3) копий…). В поиске параллелей следует ориентироваться на эту главную черту троянова культа.

Древние мифы, как известно, обернулись сказками, следовательно, среди корпуса русских (славянских) сказок должны быть и такие, что повествуют о подвигах Трояна. Несомненно, к таким мифам восходит сказка о трех подземных царствах - медном, серебряном и золотом. Младший из трех братьев - Иван Третей (Третьяк, Иван Водович) - спускается через колодец (нору, провалище) в подземный мир; там он спасает свою мать и трех царских дочерей, похищенных демоном (трехглавым змеем), и поселенных им в трех царствах (дворцах) - медном, серебряном и золотом; Третей губит демона и вызволяет девиц и мать на белый свет, а сам, преданный братьями, остается брошенным в подземелье; там он обретает живую воду и, после ряда приключений, выходит в мир людей. На основе этого сюжета нами и был воспринят «Второй сказ» о подвигах Трояна.

В мифах других индоевропейцев образ единого Божества, почитаемого нами как Отче Троян, разводится на два (иногда, три) самостоятельных персонажа. Мы приведем все имена, известных на сегодняшний день по доступной литературе, выводимые по тождеству имен и по соответствию культов.

Иран. Трита (Фрита) - «третий». Третий человек, добывший божественный напиток «хаому» (амриту, амброзию; однокоренное рус. «хмель»; то же что и сказочная «живая вода»). Он - первый целитель, получивший в дар от Ахура-Мазды 10000 целебных растений, белую хаому и дерево бессмертия (т.е. стал Божеством здоровья). Для его культа восстанавливается известный нам сюжет: «Трита, «третий», самый младший (из трех братьев), был предан своими братьями, бросившими его в воду (Трита водный), побывал в подземном («третьем») царстве, где обрел напиток (или другое средство) бессмертия (хаома или древо бессмертия), давший ему возможность вернуться на землю» [Мифологический словарь, 549].

Параллельно с ним почитается также Траэтона (Фаридун), имя коего образовано от числа 3. Он младший из трех братьев (два других, по «Шахнаме» - Пормайе и Кеянуш), которые его предали; Траэтона убивает трехглавого змея Ажи Дахака (с помощью кузнеца Кави) и освобождает из плена двух сестер Йимы (или, двух дочерей Джамишида), на которых женился. Между своими тремя сыновьями он делит мир на три государства: Рим (запад), Иран-Арабистан, Китай.

Отдельно от них почитался также самостоятельное Божество здоровья (телесного) - Аурват («целостность»). Божество произведено от эпитета Трояна.

Скифия. Таргитай - первочеловек (скорее, перво-князь), прародитель скифов. Сообразно этому, владения скифов могли называться «землей Таргитая». От трех его сынов происходит три рода людей (духовенство, воины, селяне), а согласно поздним греческим сведениям - три народа. В скифском мифе Таргитай выступает супругом хтонической змееобразной Богини. Это переосмысление мифа о борьбе Бога со змеем.

Индия. Трита, о котором скудно сообщает «Риг-Веда». Он, вместе с двумя братьями, рожден от золы, брошенной Агни в воду (ср. Иван Водович = Трита Апья, «Трита Водяной»; ир. Аурват - покровитель вод). Будучи брошенным братьями в колодец, он взывает оттуда к Богам, сетуя на свою долю. Из фрагментов других мифов: он запрягает коней Солнца; расчленяет на суставы тело демона-змея Вритры, которого помог сразить Индре (ср. слова «Велесовой книги», об Индре, идущем до земли Трояновой); подносит сому Индре; отгоняет дурные сны и очищает от грехов.

Богом врачевания в Индии почитается Дханвантари. Он изображается с телом зеленоватого цвета (символ лекарственных трав) и четырьмя руками. В руках он держит ступу с пестом (для приготовления лекарств), целебное растение (ср. «древо бессмертие» иранского Триты), медицинский свиток и сосуд с целительным зельем.

Греция. Фаэтон (от ир. Фаридун) - сын Гелиоса, взявшийся управлять солнечной колесницей (= Трита, запрягающий коня Солнце) и сгоревший в огне, едва не уничтожив землю.

С другой стороны, культ Бога-врачевателя Асклепия (Эскулапа). Его символы - чаша с лекарством и змея (чей яд - сильнейшее целебное вещество, «панацея»).

Пруссия-Литва. Аушаутс (Аушлайвис) - Бог-врачеватель, почитавшийся в виде большого ужа. Знахари считали себя его учениками. Он - Бог целостности, не поврежденности, отгоняющий болезни и очищающий от грехов.

Молдавия. Обрядовую куклу, соответствующую нашему Яриле (Костроме) и болгарскому Герману (Ярману), хоронимую ради вызывания дождя, здесь именуют Трояном [Клейн, 277].

Вероятно, осетинский Таранджелос, кельтский Таранис и германский Тор, так же являются переосмысленными образами Трояна.

На основании этих данных можно восприять древний культ Трояна по существу, почти что целиком. Все части складываются в многоцветное полотно - полотно трояновых мифов. Пересказ этих преданий изложен выше, повторяя содержание трех «Сказов», повествующих о подвигах Трояна, «Сказов», обретенных во общине «ТРИГЛАВ» в ходе радений.

Культ Трояна сохранился лишь в Индии, где Дханвантари и доныне получает почести. В виде преданий сохраняется память о Трите-Траэтаоне в общинах парсов-огнепоклонников. Возрождение культа Трояна на Руси началось в 4402 году от осн. Словенска Великого (1993 г.) в граде Обнинске земли Калужской, где возникла славянская языческая (родноверческая) община, названная во честь Трояна и триединства Божьего - «ТРИГЛАВ».

Используемые источники.

1. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. т. 1, 2. Репринтное издание. М.,"" Индрик"", 2000, т. 1. стр. 8-15, т. 2 стр. 51-52 (прил. №5).

Приведены упоминания о Трояне в древнерусских летописях; неудачное изложение культа.

2. Афанасьев А. Поэтические воззрение славян на природу. Репринтное издание. М., "" Индрик"", 1994, т. 2, стр. 524; 641-643.

Пересказы болгарских легенд о Трояне-Мидасе; цитаты из летописей; тождество Трояна и Триглава.

3. Фаминцин А. С. Божества древних славян. СПб., ""Алтейя"", 1995, стр. 22 (польский Бог Trzy), 29-30 (описание храма Триглава).

4. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., ""Наука"", 1987. Стр. 241.

Приведено изречение жреца Триглава о значение трех глав Бога.

5. Мифологический словарь. М., ""Советская энциклопедия"", 1991. Статьи «Троян» (стр. 551) и «Триглав» (стр. 548), где вкратце пересказаны основные известные сведения о культе Бога. См. так же статьи: «Трита» (549-550), «Траэтона» (548), «Асклепий» (65), «Аушаутс» (71), «Аурват» (71), «Таргитай» (531).

Имена Трояна - врачевателя и змееборца в инославных традициях. Прослеживаются основные черты: символика числа «три», змееборство, пребывание в колодце, связь со змеями, с конем, напитком бессмертия.

6. Valic Andrej. Triglav. Archeolosкi problem in vprasanja njegovih predstav // Труды 6-го международного конгресса славянской археологии. Том 1. М., 1997.

Стр. 364-374.(на словенском языке).

Сведения о священной горе Триглав (2864 м.), что в Юлийских Альпах. Там же фотография горы и размышления о символике.

7. Звездочтец: Русская фантастика 17-го века. М., ""Советская Россия"", 1990 (б-ка русской фантастики; т. 2), стр. 49-50.

«Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епархии». Текст 17-го века, где приведен миф о явлении трехглавого зверя на том месте, где после была основана Москва. Подтверждение связи Трояна с началом княжеской власти.

8. Книга Велеса. СПб., 2000, стр. 99-101,103 (земли Трояна), стр. 173 (Века Трояна; начало княжеской власти от Трояна), стр. 287 (упоминается книга «о поклонении Троийским горам»).

9. Велесова книга. М., ""Менеджер"", 1994.

Стр. 83 (3, 25) - Триглав на коне.

Стр. 105 (2, 7б) - Троянова земля.

Стр. 139 (2, 7в) - Троянова земля.

10. Велескнига 1. Омск, 2000

Стр. 8 (3б) - века Трояновы, начало княжеской власти от Трояна.

Стр. 25 (7б) - Троянова земля.

Стр. 26 (7в) - Троянова земля.

Стр. 63 (25) - Триглав на коне.

11. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В трех томах. М., 1957, №№ 128-132, 139-142, 156, 559.

12. Сказки и песни Белозерского края. Сборник Б. и Ю. Соколовых: в 2-х кн. Спб., ""Тропа Трояна"", 1999, Кн. 2 ,№№79,105,153.

13. Н. Е. Ончуков. Северная сказка: в 2-х кн. Спб., ""Тропа Трояна"", 1998, №№ 34,79, 107, 241.

14. Фольклорные сокровища Московской земли. Т. 3. Сказки и не сказочная проза. М., ""Наследие"", 1998, № 24.

15. Русские народные сказки. Т.1. (Классическая б-ка «Современника»). М., ""Современник"", 1987, №3.

16. Д. К. Зеленин. Великорусские сказания Пермской губернии. СПб., ""Дм. Буланин"", 1997, №22 .

17. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. А. А. Бычков. М., ""Вече"", 2001, стр. 287 (приведены два рисунка Трояна).

18. Мартынов В. В. Сакральный мир «Слова о полку Игореве» // Славянский и балканский фольклор. М., ""Наука"", 1989, стр. 73-76.

Цитаты из «Слова»; критика гипотезы о римском императоре Траяне; логические доказательства того, что Троян славянское Божество, что Он родоначальник и первокнязь; тождество Его с Тритой, Траэтаоной и Таргитаем.

19. Нидерле Л. Славянские древности. М., ""Алетейа"", 2000, стр. 312, 315.

Приведены известные данные о Трояне-Триглаве.

20. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого. - Т. 1: А - Г. М., ""Международные отношения"", 1995, стр. 212.

Суммированы основные сведения о культе Триглава.

21. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон (Д. Дудко). М., «Эксмо», 2002.

В разделе «Боги славян в исторических памятниках и народной памяти» приведены сведения европейских средневековых летописцев о культе Триглава.

22. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции славянского язычества. С-Пб., «Евразия», 2004.

Троян - обрядовая кукла у молдаван, хоронимая во время бездождия.

22. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого. - Т. 2: Д - К. М., ""Международные отношения"", 1999, стр. 389.

О трехглавых изваяния, найденных в землях западных славян.

Речено сие волхвом Богумилом Муриным.

Обнинская Родноверческая Община «ТРИГЛАВ»

Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»

Авторы умудряются передавать имя императора как «Троян» («римский император-завоеватеь, оставивший по себе память на Балканах» [Клейн, 277]), хотя пишется оно через «а». Непонятно, почему, по мнению ученых мужей, из целой толпы императоров Рима, воевавших на этих землях, память по себе мог оставить только один единственный?

Надо отметить, что переводы «Велесовой книги» даны приблизительные, поскольку достоверных научных прочтений ее пока не существует.

Перевод неизвестен, возможно «один, одинок».

В сказке «Анастасия Прекрасная и Иван-русский богатырь» из собрания Худякова, исконное государство (свое), где сказке и положено начинаться, имеет ровно три границы: «Иван-русский богатырь поспешил, поехал на третью границу. Вся его сила на третьей границе побита» [Худяков И.А Великорусские сказки, № 62].

Ср. в чешских глоссах: «Триглав - тройной, имеющий три козлиные головы» (Mater Verborum (нач. 13 в)).

«Как объясняют жрецы идолов, главный Бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.) Пер. Д. Дудко).

По смыслу, данное определение подходит более к Триглаву Богов, ибо в сем Триглаве соединены три главных Божества. Но священники Трояна-Триглава, несомненно, называли так же и своего покровителя, ибо Троян, являясь цельным воплощением сути трех высших Богов, то есть, того же Триглава Богов, и сам через то, является высшим Богом. О том речь будет сказана в отдельном изложении.

«Щецин… заключает в себе три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному Богу язычников Триглаву; на ней есть трехглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.). Пер. Д. Дудко); «Было также здесь изваяние тройное, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав» (Герборд, «Житие епископа Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко)

Bernardde Montfancon. L´Antiquitu expliquue ef reprusentue en figures. Paris, 1722/

«Известнейший Бог щецинцев был Триглав с тремя золотыми головами, откуда он и получил имя; он изображался с тремя головами под одной макушкой, держащим в руке месяц» (Валентин фон Эйхштедт, (17 в.) Пер. Д. Дудко).

Münster S. Cosmographey. Basel, 1635.

Примечательно, что все три представителя животного мира - орел, лев и змей - связаны с идеей власти. Лев и орел олицетворяют ее в геральдике и в мифологии, а змей - только в мифологии.

«В этом городе идол мерзкий с тремя головами чествовался обманутыми людьми, словно бог почитался» («Хроники Пулкавы» (14 в.). Пер. Д. Дудко); «В этом храме (на г. Гартунгсберг в Бранденбурге) стоял тройной идол, названный Тригла, которому вандалы с величайшим почтением поклонялись» (Захариас Гарцеус (16 в.). Пер. Д. Дудко).

«(В Юлине) некоторые роды сохраняли своих идолов и собственные обряды: в общественном исповедании - Триглава, трехглавого Бога (изображение которого поныне можно видеть в храме бранденбургских канонников на (реке) Хафеле)…» (Давид Хитреус, «Саксонская хроника» (16 в.). Пер. Д. Дудко). Возможно о том же у Петра Альбина: «Также в области Мейсена, как я говорил, в некоторых местах находятся старые изображения, высеченные из камня, с тремя лицами. Одно, подобное таким, находится у Грима на мосту, с тремя лицами под одной макушкой» («Мейссенская хроника» (1590). Пер. Д. Дудко).

«Когда же капища и изображения идолов были уничтожены… нечестивые жрецы золотое изваяние Триглава, которое больше всего ими почтилалось, унесли в глушь и отдали на сохранение некоей вдове (да будет она чтима безмерно! - Б.М.), жившей в скромной деревне, где не было опасности, что статую найдут. Она же, подвигнутая к этому наградой, словно зеницу ока берегла нечестивое это изваяние так, что, выдолбив дупло в огромном стволе дерева, это изображение Триглава, обернутое покрывалом, спрятала там; и нельзя было никому увидеть его, не скажу уже коснуться; одно лишь небольшое отверстие, куда клали жертвоприношения, было в стволе, и никто не входил в этот дом, кроме как для совершения нечестивых жертвенных обрядов…» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.). Пер. Д. Дудко).

«И, пошарив глазами, увидел седло Триглава, прикрепленное рядом к стене, - оно было очень старо и почти непригодно…» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.). Пер. Д. Дудко); «Также и седло его, золотом и серебром, дабы приличествовало Богу, украшенное, в одной из контин хранилось главным жрецом идолов» (Монах Прифлингенский, «Житие Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко).

Известное в культурах всех народов смешение образов врага и его победителя.

Есть про то пословица многодобрая, троянова: «Три сына, а сам в силе».

По сути, то же, «земли Трояна».

Напомним, что одна из трех голов у изображения Трояна-Триглава, как раз змеиная.

Сказочных текстов, содержащих второй сказ о Трояне, много больше. Но и приведенного достаточно.

Новости Партнеров

Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.

Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса , Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна.

Славянские легенды рассказывают, что Троян был рожден земной женщиной, а отцом его был Бог Велес. Велес долгое время бродил по миру Яви, знакомясь с людьми, узнавая их нужды, и в одной деревне остановился в доме, где жили семь братьев и одна сестра. Девушка понравилась Велесу и гость полюбился ей, так и сыграли свадьбу. Спустя некоторое время родились сразу трое детей: две девочки и мальчик. Мальчика назвали Трояном, значит, рожденным третьим. Троян был рожден человеком, хоть и сыном Бога.

Как и другие Боги, Троян помогает тем, кто схож с ним характером. Потому, прежде всего, Троян покровитель лекарей, целителей, стремящихся к знаниям, ищущих способы исцеления болезней, стремящихся помогать людям . Но тот, кто выбрал покровителем Трояна, может быть занят и другим делом, если такой человек ценит знания и стремится достичь многого собственными трудами.

Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен , не любит объяснять свои решения, действует быстро , даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами . Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение.

Если вам близок славянский Бог Троян, в вашем характере есть такие качества :

  • цепкий ум;
  • скромность;
  • упорство;
  • любовь к практическому, зримому результату действий;
  • верность;
  • скрытность.

Троян в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Трояна изображен символ Целебник, описанный выше.

Номер Резы – 31.

Реза Бога Трояна появляется в раскладе, чтобы предупредить о начинающейся «болезни». Это не обязательно телесный недуг. Реза Бога Трояна может говорить и о том, что человек совершил неверные действия, которые могут навредить его телу и духу. Троян советует оценить свои возможности и сравнить их с целями, возможно, стоит и обратиться за советом к специалисту, не пытаться сделать всё своими силами.

К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.

Подробнее о значении Резы Бога Трояна в гадании в статье «

Бога Трояна не зря напоминает фигуру стоящего человека с тремя ликами. Троян третий сын в семье, а в характере его соединились божественное и человеческое. Поступками своими Троян доказал, что умеет многое и стал славянским Богом знахарства и врачевания.


Символ славянского Бога Трояна

Славянский Бог Троян

С рождения Троян был не простым ребенком: быстро рос, разума набирался, взрослых умом удивлял. Боги обратили внимание на старательного юношу, отдали Трояна в учение мудрому Китоврасу, знающему много тайн.

Особый талант проявил Бог Троян к врачеванию. Ещё будучи человеком нашел средство от самого страшного врага, что зарѣжетъ безъ ножа и убьетъ безъ топора– такую загадку в старину о смерти сказывали. Научился Троян воскрешать людей, только Боги запретили это ему. Беда в мире случится, коли не всё на своем месте будет, а оборвавшаяся жизнь вновь начнется. Вместо того стал славянский Бог Троян врачевателем, помогает со всякой хворью бороться.

Бог Троян – покровитель людей непростых, таких же разумных да сильных духом, как он сам. Славянский Бог Троян учит поступать как велит разум, быстро принимать верные решения всем на пользу. Болезнь не спрашивает, когда приходит, врачеватель всегда готов за дело взяться. Помогает Бог Троян , прежде всего, в вопросах здоровья, и в других делах можно к нему обратиться, ведь нарушение порядка в жизни – тоже нездоровье.

Символ Бога Трояна

Коли готовы вы принять мудрый совет Бога Трояна , последовать ему, обережный знак вам поможет!

Трехликий знак Бога Трояна издревле защищает от:

От всякой хвори: душевной, телесной,
от «слепоты» духа, неумения увидеть ошибку, начинающуюся «болезнь» и вовремя принять меры.

Знак славянского Бога Трояна дарит людям:

Здоровье, прибавление сил,
выбор верного решения, умение быстро ориентироваться в ситуации.

Боги древних славян никуда не ушли!

Знак Бога Трояна подходит людям с непростым характером. Много говорить о себе этот Бог не любит, больше делает, решения принимает верные да всегда поможет ближнему.Доброму человеку и чужая болезнь по сердцу, славянский Бог Троян помнит, как был человеком, помогает тем, кто обращается к нему.

Еще статьи о славянских оберегах:

  • Знак Бога Белобога .
  • Какими были обереги в старину: славянские обереги и их значение ;
  • Знак Бога Авсеня ;

Боги древних славян никуда не ушли. Если вам близок Бог славян Троян, значит вам подойдет его знак - символ Трояна. Символ Бога Трояна не зря напоминает фигуру стоящего человека с тремя ликами. Троян третий сын в семье, а в характере его соединились божественное и человеческое. Отец славянского Бога Трояна сам Велес, поступками своими Троян доказал, что умеет многое и стал славянским Богом знахарства и врачевания.
">