В чём смысл жизни человека? Объясняет психолог Виктор Франкл, прошедший Холокост, в книге «Сказать жизни – да». Философ Виктор Феллер: "Американцы как нация являются полудикарями"

В чём смысл жизни человека? Объясняет психолог Виктор Франкл, прошедший Холокост, в книге «Сказать жизни – да». Философ Виктор Феллер:
В чём смысл жизни человека? Объясняет психолог Виктор Франкл, прошедший Холокост, в книге «Сказать жизни – да». Философ Виктор Феллер: "Американцы как нация являются полудикарями"
Виктор Иванович Овчаренко
Дата рождения 5 февраля (1943-02-05 )
Место рождения Мелекесс , Ульяновская область
Дата смерти 5 мая (2009-05-05 ) (66 лет)
Место смерти Москва
Страна СССР СССР →Россия Россия
Учёная степень доктор философских наук
Альма-матер
  • исторический факультет БГУ
Виктор Иванович Овчаренко на Викискладе

Биография

Основные результаты исследований В. И. Овчаренко связаны с изучением социологического психологизма, проблем личности и межличностных отношений, содержания и моделей психики ; истории, теории и методологии психоанализа и постфрейдизма; человеческого измерения истории, отчуждения , гуманизма; истории философии, социологии и психологии; метафилософии, методики преподавания философии и др. Показал, что одним из первых общественнозначимых результатов систематической философской деятельности в Древнем мире стало создание западных и восточных версий концептуального гуманизма . Осуществил философское исследование парадигм, идей, теорий, методологии, методов, моделей и течений классической и современной социальной мысли.

Основные идеи и понятия

Этика рациональной корректности

Этика рациональной корректности - универсальная система нравственных императивов целесообразного и разумного человеческого бытия, соразмерная всему сущему как единой всеобщности. Идея, понятие и концепция введены в оборот Виктором Овчаренко.

В качестве теоретической и практической модели осознания и решения проблем выживания, достойной жизни людей и гармоничного развития, этика рациональной корректности принимает в качестве своей основы и фундаментальной нормы человеческой жизнедеятельности принцип корректного отношения ко всему сущему.

Основные измерения этой многомерной этики как формы и нормы сознания , самосознания и регулирующих правил (принципов, требований и норм) целенаправленной деятельности фиксируют, обусловливают и направляют: отношение человека к человеку и самому себе, его отношение к различным группам, обществу и государству, отношение к искусственной среде и культуре (то есть результатам и продуктам материальной и духовной деятельности людей) и отношение к живой и неживой природе (преимущественно к конкретной экологической сфере); отношение групп, общества и государства к человеку и природе (космического, планетарного и регионального масштаба), взаимоотношения групп, отношение общества к государству и государства к обществу и систему взаимоотношений и взаимодействий государств, обществ и народов.

Принцип корректного отношения ко всему сущему как максима предполагает необходимость всеобщего осознанного и целенаправленного системного культивирования лучших человеческих свойств и качеств, уважительного и доброжелательного отношения к наличествующему и социально значимой трансляции образцов соответствующего нравственного поведения людей.

В роли импульса и базиса этики рациональной корректности выступают позитивный и негативный исторический опыт человечества, интеллектуальный потенциал и разумность, нравственные ценности и гуманистические ориентации людей, достижения науки , технологии, техники и содержание предметной направленности философии на мироздание, человека и общество.

Латентная и контактная Всемирная история

Латентная и контактная Всемирная история (от лат. Latentis - «скрытый» и лат. Contactus - «соприкосновение») - основные периоды Всемирного исторического процесса , выделяемые по основанию знания и осознания себя человечеством как единой планетарной социальной всеобщности.

Эпоха Великих географических и этнографических открытий явилась фазовым переходом от латентной к контактной Всемирной истории.

Контактная всемирная история хронологически охватывает период от середины XVII в. до настоящего времени и характеризуется явной, открытой формой Всемирного исторического процесса.

Отличительными особенностями контактной всемирной истории являются постоянное и быстрое повышение уровня знания и осознания себя людьми в единстве и многообразии своего рода, постоянное возрастание количества разнообразных контактов между индивидами, группами и государствами (на основе стремительного прогресса средств связи и транспорта, либерализации и демократизации жизнедеятельности людей), миграция , активная метизация , создание ряда Всемирных организаций и международного права .

Дисперсионная рациональная среда

Дисперсионная рациональная среда (от лат. Dispersus - «рассеянный, рассыпанный» и лат. Ratio - «разум») - совокупность рассеянных информационных полей массового обыденного сознания , включающая в себя различные редуцированные и примитивизированные результаты рационального (философского и научного) познания и некоторые представления об их социальных, культурных , технологических и технических следствиях, которые существуют во фрагментарных формах повседневной и самоочевидной данности.

Дисперсионная психоаналитическая среда

Дисперсионная психоаналитическая среда(от лат. Dispersus - «рассеянный, рассыпанный») - специфическое рассеянное информационное поле массового обыденного сознания, обеспечивающее восприятие и усвоение психоаналитических идей и элементов психоаналитических учений как некой повседневной и самоочевидной данности.

Дисперсионная психоаналитическая среда является одним из фрагментов современной дисперсионной рациональной среды и играет существенную роль в усвоении и развитии комплекса психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей и представлений .

Понятийно-проблемные комплексы

Понятийно-проблемные комплексы - совокупность различных традиционных и инновационных понятий и категорий , связанных общим назначением, ориентированным на фиксацию, всестороннее исследование, осмысление и познание определенной проблемы , конкретного предмета (вещи), процесса или явления .

Социологический психологизм

Социологический психологизм - плюралистическое направление социологии , принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных , групповых и индивидуальных психических факторов.

В процессе создания социологии и формирования общих представлений о её предмете, методе, целях, задачах, возможностях, статусе и т. д. под влиянием уже имевшихся трёх основных версий и моделей организации социологического знания: физикалистской (О.Конт), биологистской (Г.Спенсер) и философистской (К.Маркс , Ф.Энгельс), а также социальной философии , психологии и антропологии , постепенно сложилась обновленческая альтернатива, ориентированная на исследование различного рода психических факторов, влияющих на социальные действия и взаимодействия личностей , групп , обществ и государств .

Эволюция социологического психологизма характеризуется наличием разнокачественных состояний, являющих собой три основных этапа его развития : 1) Создание и становление, 2) Утверждение, конституирование и институализация, 3) Формирование социологического неопсихологизма.

На этапе создания и становления, происходившем преимущественно на региональном уровне (


Описание

Виктор Франкл (1905-1997) - знаменитый австрийский врач-психотерапевт, психолог и философ. В годы Второй мировой войны он получил страшную возможность испытать на себе собственную концепцию.

Пройдя нацистские лагеря смерти, он увидел, что наибольший шанс выжить в нечеловеческих условиях имели не крепкие телом, а сильные духом. Те, кто знал, ради чего живет.

У самого Франкла было ради чего жить: в концлагерь он взял с собой рукопись, которой предстояло стать великой книгой.

Цитаты из произведения




В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет

Если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать как можно более правдиво, но о том, чего не спрашивают, лучше молчать.

Мы уже говорили о том, что каждая попытка духовно восстановить, «выпрямить» человека снова и снова убеждала, что это возможно сделать, лишь сориентировав его на какую-то цель в будущем. Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как"»

Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах.

Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор - тоже оружие души в борьбе за самосохранение. Ведь известно, что юмор, как ничто другое, способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть, как уже говорилось, и ненадолго.

И тогда явилось нечто неожиданное: черный юмор. Мы ведь поняли, что нам уже нечего терять, кроме этого смешного голого тела. Еще под душем мы стали обмениваться шутливыми замечаниями, чтобы подбодрить друг друга и прежде всего себя. Кое-какое основание для этого было - ведь все-таки из кранов идет действительно вода!

Счастье – это когда худшее обошло стороной.

Человек, не способный последним взлётом чувства собственного достоинства противопоставить себя действительности, вообще теряет в концлагере ощущение себя как субъекта, не говоря уж об ощущении себя как духовного существа с чувством внутренней свободы и личной ценности. Он начинает воспринимать себя скорее как частичку какой-то большой массы, его бытие опускается на уровень стадного существования.

Один мой товарищ на вопрос, как ему удалось избавиться от голодных отеков, ответил: «Я их выплакал»...

Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.

В этот момент мне с необычайной остротой пришло в голову, что никакой сон, каким бы кошмарным он ни был, не может быть хуже реальности, которая окружала нас в лагере...

Волю к юмору, попытку видеть хоть что-то из происходящего в смешном свете можно рассматривать как род искусства жить.

Один знатный перс прогуливался однажды по саду в сопровождении слуги. И вот слуга, уверяя его, что видел сейчас Смерть, которая ему угрожала, стал умолял дать ему самого быстрого коня, чтобы он мог вихрем умчаться отсюда и вечером быть уже в Тегеране. Хозяин дал ему такого коня, и слуга ускакал. Возвращаясь домой, хозяин сам увидел Смерть и спросил: «Зачем ты так испугала моего слугу и угрожала ему?» «Вовсе нет, – ответила Смерть, – я не пугала его, я сама удивилась, что он еще здесь – ведь я должна встретиться с ним сегодня вечером в Тегеране»

Из всего этого мы можем заключить, что на свете есть две «расы» людей, только две! - люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!»

Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять!

Дух упрям, вопреки страданиям, которые может испытывать тело, вопреки разладу, который может испытывать душа.

Каждому времени требуется своя психотерапия.

Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор - тоже оружие души в борьбе за самосохранение.

0.)

Родился в Москве 14 сентября 1928 года. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где с 14 лет почти до окончания войны работал на сахарном заводе. По возвращении в Москву был мобилизован на трудовой фронт и работал слесарем на 45 авиамоторном заводе. Учился на физико-техническом факультете МГУ. Затем, будучи в звании доцента по кафедре высшей математики, преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ им. Д. И. Менделеева, МИИТ и ряде других ВУЗов. Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году. В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского Православного Университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Николаевич был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до развала Советского Союза В. Н. Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Его работы по православному богословию, философии, истории и политике печатались в журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», «Энергополис», еженедельнике «Аргументы и факты», газетах «Завтра», «Правда», «Литературная газета», а также в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен.

В последние годы своей жизни Виктор Николаевич писал книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2012-2014 годах в издательстве «Димитрий и Евдокия» вышли книги «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и «Разговоры о нашей жизни», составляющие по замыслу автора трилогию. Также в 2014 году в том же издательстве вышла стихотворная книга Виктора Николааевича «Мы - Третий Рим». В 2015 году была издана книга «Мысли перед закатом», получившая премию Литературной газеты «Золотой Дельвиг». Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал еще одну «После написанного», которая вышла в январе 2017 года.

Помимо литературной деятельности Виктор Николаевич вел большую лекционную работу на радио и телевидении.

Список работ

Книги:

Элементарная теория ускорителей заряженных частиц. - М.: Учпедгиз, 1962. - 84 с., 10 000 экз.;

Физика: близкое и далёкое. // 1963 М. из-во «Знание»;

Человек и информация. - М.: «Наука», 1970

Конструктивные процессы в математике. М.: «Наука», 1975

Математики о математике

Загадка Эйнштейна. - М.: Знание, 1971

Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 1977 г. из-во «Знание» (в соавторстве с Бирюковым Б. В.)

Мысли о России // «Русское возрождение» Нью-Йорк, 1987;

Мысли перед рассветом. - Париж, 1980, 360 с.; М., 1997 из-во «Штрихтон»;

Научна ли научная картина мира? // Новый мир, 1989, № 12;

Мысли о любви //Кубань, 1994;

«Им же вся быша» // Москва. 1995, № 1;

Понимаем ли мы Евангелие? // М., 1997;

Бог в русской истории. // Одесса, 1998;

Философия супружества. // М., 1999.

История одного предательства. //М.: 2000.

Православная цивилизация // 2004.

Трактат о любви. Духовные таинства // 2007 М. из-во «Грифон»

Россия земная и небесная // 2007 М. из-во «Грифон»

Бог в русской истории. // М. 2008 из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

Быть русскими - наша судьба // 2009 М. из-во «Грифон»

Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины // 2010 М. из-во «Грифон»

Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 2009 г. из-во «Либроком»

Кто мы? Русские, украинцы, белорусы. // 2011 М. из-во Московской Патриархии

Всмотрись - и увидишь. // М. 2012. из-во «Димитрий и Евдокия»

Имея жизнь, вернулись к смерти. // М. 2013 из-во «Димитрий и Евдокия»

Разговоры о нашей жизни // М. 2014 из-во «Димитрий и Евдокия»

Мы - Третий Рим (поэма) // М. 2014 из-во «Димитрий и Евдокия»

История как божий промысел. // М. 2014 из-во Институт русской цивилизации (в соавторстве с Катасоновым В. Ю., Шимановым Г. М.)

Конструктивные процессы в математике. Философский аспект. // 2014 из-во «Ленанд»

Мысли перед закатом. // М. 2015 из-во «Димитрий и Евдокия»

После написанного. // М. 2016 из-во "Димитрий и Евдокия"

Лекции («беседы»):

Русские православные мыслители XIX века

Религия и наука

В начале было крещение // М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

Бог в русской истории// М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Россия в XXI веке // М. 2011, 2012 из-во «Единство и Согласие»; М. из-во «Димитрий и Евдокия»; М. 2012 из-во «Бодрствование»

Христианское миропонимание и наука. Русские православные мыслители 19 в.// М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

1020-летие Крещения Руси. В начале было крещение.

Религиозная философия в России, зародившаяся в старину и особенно бурно развивающаяся в 19 веке, ярко проявила свои черты ещё в движении славянофильства. Она всегда была чем-то оригинальным и самобытным, отличаясь от европейской своей впечатляющей сентиментальностью, метафизичностью, художественным пафосом и интуицией. Эта философия формировалась на основе вопросов, задаваемых самой жизнью и диктуемых интересами именно русского народа с его национальным православным ядром. Одним из ярких современных деятелей, отмеченных на этом поприще, был скончавшийся недавно Виктор Тростников - видный учёный, начинавший как физик и математик, но особенно получивший известность как прославленный мыслитель и богослов.

Биографические сведения

Этот человек проявил себя во многих сферах деятельности. с подросткового возраста привык самоотверженно трудиться. Это началось ещё в войну, когда он работал подростком на сахарном, а потом и на авиационном заводе, помогая своему народу завоёвывать победу. В зрелые послевоенные годы он вёл математический кружок для пионеров и школьников, помимо научной и литературной деятельности активно работал на телевидении и радио, выступая с лекциями.

Биография Виктора Николаевича Тростникова во многом обычна, но в то же время и не совсем типична для своей эпохи. Родился этот человек в 14 сентября 1928 года. Произошло это в Москве. Здесь же он поступил в МГУ и окончил физико-технический факультет в 1953 году. Далее начались преподавательская деятельность и работа в МИИТе и других вузах в звании доцента. Об его успешной научной деятельности в данный период свидетельствуют многочисленные публикации его работ по физике, математике и логике.

Смена приоритетов

С течением лет Виктор Тростников всё больше стал увлекаться философией. Именно в этой сфере он написал и защитил в 1970 году диссертацию. Всё больше его интересовала также религия. В Российском православном университете в последующий ряд лет в звании профессора он преподавал всеобщую историю и философию права. В этот же период он создал работы, совсем не соответствующие стилю и духу советской эпохи, за что попал в разряд диссидентов. Его первая книга под названием «Мысли перед рассветом», где бывший учёный-математик затрагивал наболевшие вопросы православной философии, вышла в 1980 году, но только не на родине, а в Париже.

«Мысли перед рассветом»

Эта книга посвящена интересной и модной для того периода проблеме. Она повествует о непростых взаимоотношениях науки и религии, отражает духовные сомнения автора в правомерности мнения покорного большинства, а также общечеловеческие потребности в поиске смысла и сущности бытия. Обнажая перед читателем свои взгляды, Тростников заявлял, что любые эксперименты и открытия учёных должны олицетворять мудрое и целесообразное устройство мира, а, следовательно, свидетельствовать о Боге, его сотворившем. К примеру, в физике (как он полагал) так было со времён великого Ньютона, основавшего эту дисциплину в качестве средства познания Творца. Тоже относится к математике, философии и другим наукам. Именно так считал Тростников. Виктор Николаевич с горечью обличал бездуховность и идеологическую безнравственность, которая породила атеизм и культивировалась в годы советской власти.

Подобные взгляды и «сомнительная» деятельность не могли в эпоху Застоя оказаться незамеченными и обойтись без последствий. Карьере Виктора Тростникова как советского учёного в этот период наступает конец. Причиной тому явились его взгляды, а также участие в альманахе под названием «Метрополь». Это печально прославившийся в те времена сборник текстов запрещённых авторов и литераторов. Он был опубликован в Москве в 1979 году тиражом всего лишь 12 экземпляров, но, несмотря на это, привлёк к себе интерес аудитории и пристальное внимание властей. Дела Виктора Тростникова оказались настолько неутешительными, что ему, впавшему в немилость, пришлось работать чернорабочим, каменщиком, сторожем и прорабом вплоть до конца советского периода.

Труды философа

Работы Тростникова в области политики, истории и богословия печатали многие известные издания. Среди них еженедельник «Аргументы и факты», «Литературная газета», журналы «Молодая гвардия», «Русский дом», «Православная беседа», «Москва» и другие периодические издания.

Можно перечислить лучшие и наиболее интересные книги Виктора Тростникова. К таковым относится «История как Промысел Божий». Название её свидетельствует само за себя. В ней говорится о роли Божественного проведения, направляющего людей к добру и нравственному совершенству, в исторических событиях. «Трактат о любви. Духовные таинства» исследует значение в жизни человека одного важного слова «любовь». Это понятие автор считал высшим проявлением Божественной сущности.

Среди прочих удивительных книг: «Кто мы?», «Основы православной культуры», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и многие другие. В «Православной цивилизации» Виктор Тростников говорил с читателем о вечных ценностях, разбирал смысл таких понятий, как справедливость, собственность, власть.

Каким он был человеком?

Это был истинный философствующий мудрец и сердечный, отзывчивый христианин. Он всей душой стремился донести до сограждан историю собственной страны и их православные корни. Даже в тяжёлые времена он не отказывался от своих идей и убеждений, активно их пропагандируя. Православный философ умер, достигнув мудрой зрелости, на 90-м году жизни. Произошло это 29 сентября 2017 года. Спустя два дня в храме Святой Троицы в Москве состоялось его отпевание и последующие похороны.

Люди, близко знавшие Виктора Тростникова, говорили о нём самые тёплые слова. Они искренне считали, что этот человек отдавал людям всего себя, совмещая в своём лице талантливого учёного и убеждённого христианина. Замечалось, что он старался ни одного вопроса, обращённого к нему от заинтересованных людей, не оставить без вдумчивого ответа. А жизнь в нём била ключом, воплощаясь в его продуктивной научной и христианской деятельности, талантливых работах.

Виктор Николаевич Тростников (14 сентября 1928, Москва — 29 сентября 2017) — современный православный русский философ и богослов. По образованию математик. Наиболее важные работы: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины», «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти».

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где с 14 лет почти до окончания войны работал на сахарном заводе. По возвращении в Москву был мобилизован на трудовой фронт и работал слесарем на 45-м авиамоторном заводе. Учился на физико-техническом факультете МГУ. Затем, будучи в звании доцента по кафедре высшей математики, преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ, МИИТе и ряде других вузов. Вёл кружок по математике в Московском городском Дворце пионеров и школьников. Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году.

В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно его интересы сместились к религиозной философии. Много лет был профессором Российского православного университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Тростников был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до развала Советского Союза Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Его работы по православному богословию, философии, истории и политике печатались в журналах «Новый Мир», «Москва», «Молодая гвардия», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», «Энергополис», еженедельнике «Аргументы и факты», газетах «Завтра», «Правда», «Литературная газета», а также в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен.

Несмотря на почтенный возраст, Виктор Тростников писал и публиковал книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2012-2014 годах в издательстве «Димитрий и Евдокия» вышли книги «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и «Разговоры о нашей жизни», составляющие, по замыслу автора, трилогию. В 2014 году в том же издательстве вышла стихотворная книга стихотворений Виктора Тростникова «Мы — Третий Рим». В 2015 году была издана книга «Мысли перед закатом», получившая премию «Литературной газеты» «Золотой Дельвиг». Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал ещё одну — «После написанного», которая вышла в январе 2017 года.

Помимо литературной деятельности, Виктор Тростников вёл лекционную работу на радио и телевидении.

Книги (11)

Быть русскими - наша судьба

За последнее десятилетие мы восстановили и частную собственность, и свободу слова, ликвидировали «железный занавес»...

Но Запад по-прежнему относится к нам необъективно и недружественно.

Ожесточаться не нужно. Русские — самый терпеливый народ в мире, и мы должны перетерпеть и несправедливое отношение к себе Запада. Ведь придёт час, когда Запад сам поймёт необходимость заимствовать у нас то, что он потерял, а мы сохранили, — Христа.

Вера и разум

Европейская философия и ее вклад в познание истины.

Автор книги — известный религиозный философ — стремится показать, насколько простая, глубокая и ясная вещь «настоящая философия» — не заказанное напористой и самоуверенной протестантской цивилизацией её теоретическое оправдание, а честное искание Истины — и как нужна такая философия тем русским людям, которые по своей натуре нуждаются в укреплении веры доводами разума.

В форме увлекательных бесед показаны не только высоты и бездны европейской философии, но и значительные достижения русской философской школы, уходящей своими корнями в православное мировосприятие. Прослеживаются истоки современного западного антропоцентризма и разрыва с Божественной Истиной.

Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики

Цель книги доктора философских наук Б.В. Бирюкова и кандидата философских наук В.Н. Тростникова — создать общую картину подготовки и развития логико-математических аспектов кибернетики.

Авторы рассказывают о длительном развитии науки логики, возникшей еще в Древней Греции, прослеживают непрерывающуюся нить преемственности, тянущуюся от Аристотеля к «чуду XX века» — быстродействующим кибернетическим устройствам.

Загадка Эйнштейна

Брошюра «Загадка Эйнштейна» рассказывает о современных философских взглядах на математику, об аксиоматическом методе, пронизывающем сегодня всю математику, о тех каналах, по которым объективная действительность вторгается в математические структуры.

Конструктивные процессы в математике

Книга «Конструктивные процессы в математике» посвящена анализу тех направлений математики, которые считают понятие бесконечного множества нечетким и в связи с этим отказываются от его использования в построении теории.

Главное внимание уделено философским и научным взглядам советской школы конструктивной математики. Рассмотрены и концепции родственных течений.

В книге анализируются воззрения и традиционных школ, в частности, научная концепция коллектива французских математиков, выступающих под псевдонимом Н. Бурбаки.

Математики о математике

Гофри Гарольд Харди: Исповедь математика
Тобиас Данцинг: Символы
Анри Пуанкаре: Математические открытия

Три статьи, составляющие содержание этого сборника переводов, объединены одной общей целью - раскрыть перед широким кругом читателей некоторые фундаментальные аспекты математики.

Его материал не относится к новым этапам развития математики, в нем ярко освещены основные стороны самой сути математики как науки, се роли в формировании человеческого мышления, показан характер математического творчества.

Мысли перед рассветом

Книга адресована людям, испытывающим потребность понять сущность Бытия и смысл собственной жизни.

Бога можно обрести по-разному. Есть люди, рождающиеся со столь сильным ощущением Бога в своей душе, что им не нужна рассудочная аргументация. Автор не принадлежит к таким избранникам. Он пришел к Богу трудным путем размышлений …

Понимаем ли мы Евангелие?

Виктор Николаевич Тростников - писатель, ученый, философ. Профессор Российского Православного Университета им. св. Иоанна Богослова. Автор более ста работ по различным разделам физики и математики, а также книг по научной апологетике

Россия земная и небесная

Самое длинное десятилетие.

Это не совсем обычная книга о России, составленная из трудов разных лет, знаменитого русского ученого и мыслителя Виктора Николаевича Тростникова.

Автор, обладая колоссальным опытом, накопленным за много лет жизни в самых разнообразных условиях, остается на удивление молодым. Действительно, Россия в каком-то смысле пережила свое «самое длинное десятилетие».

Это делает во многом профетическую книгу В.Н. Тростникова «Россия земная и небесная» бесценным даром для нескольких поколений относительно молодых людей, не обладающих личным опытом значительного прошлого — как в науке, так и в духовном прозрении, которое приходит к человеку, увы, не всегда в молодости, а с течением лет. Вопросы духовной, религиозной зрелости — тоже стали важным элементом книги.

Книга «Человек и информация» знакомит с основными проблемами теории информации и наглядно показывает ее приложения к конкретным задачам. Книга написана популярно. И хотя в ней приведены основные математические формулы теории, изложение доступно для лиц, не изучавших высшую математику.