Троицкий мужской монастырь. Мужские монастыри. Свято-Успенский мужской монастырь. Свято-Троицкий мужской монастырь. Что происходит с монастырем в наши дни
![Троицкий мужской монастырь. Мужские монастыри. Свято-Успенский мужской монастырь. Свято-Троицкий мужской монастырь. Что происходит с монастырем в наши дни](/uploads/ad47e639d4189ce65ef1360475021dfe.jpg)
Читайте также
В одной из программ я уже рассказывал, что Свято-Троицкий мужской монастырь в Соликамске переименовывался четыре раза. Поэтому сейчас речь пойдет только об истории монастыря, а не о его названиях.
Годы его основания – 1589-1591. Два раза на его территории располагались монастыри из других российских городов. Пережив эти периоды, к XIX веку монастырь во многом начал новую жизнь. Нужно сказать, что и сам Соликамск в это время переживал период нового экономического подъема. Это сказалось и на монастырской жизни. В храмах и монастырских постройках проводятся ремонтные работы, реконструируются и подновляются иконостасы. Самое живейшее участие в этих работах принимали управляющие имениями и соляными промыслами Строгановых и Голицыных. Особенно Иван Венедиктович Глушков. Он помогал монастырю, как собственными вложениями, так и предоставлением в распоряжение обители усольских мастеров – плотников, резчиков, иконописцев, архитекторов и мастеров по золочению. Заслуги его перед обителью были столь велики, что в последствии, Иван Венедиктович Глушков был погребён в монастырской ограде.
Благолепие монастыря проистекало от собственного имущества и вкладов частных лиц. От епархии и казны он ежегодно получал по 148 руб. серебром. Монахам принадлежали соляные варницы, мельница, «рыбные ловли» на Печёре, Ко́лве и Ви́шере, более 200 гектар покосной земли и 150 гектар леса. При этом состав монастырских служащих был не велик – настоятель, казначей, два иеромонаха, священник, иеродиакон и 9 послушников. Сдавая часть имущества в аренду, братия в основном занималась работами по обслуживанию монастыря, контролировала выполнение договорных обязательств и усердно молилась.
Обязательно нужно сказать, что в самом конце XIX и начале XX веков так сложилось, что монастырь служил местом ссылки провинившихся священнослужителей и гражданских лиц, которых по приговору суда направляли для исправления поведения и покаяния. Прямо пролог к грянувшим в скором времени событиям.
11 декабря 1918 года от рук большевиков принял мученическую смерть настоятель обители Феофан – епископ Соликамский. Его погружали в ледяную прорубь, пока он не покрылся льдом, после чего утопили.
В 28-м году, все помещения монастыря отошли калийному тресту. Побывавший на строительстве Соликамского калийного комбината писатель Паустовский писал: «Директор треста сидел в алтаре, а измождённые угодники на закоптелых иконах воздевали вверх жёлтые руки, стараясь прогнать бесовское наваждение. Вместо бормотания дьячков звонили телефоны, и люди до глубочайшей ночи кричали о карналлите, запалах, колонковых машинах, скреперах и квартальных планах….»
Через десять лет монастырь передали в систему ГУЛАГ и устроили в нем пересыльную тюрьму. В церквях располагались тюремные камеры. В подклете храма – карцер. В наше время на территории монастыря при земляных работах было найдено захоронение с останками убитых узников. Братия монастыря отпела убиенных и захоронила их.
Избежать кошмаров советского периода монастырь, конечно, не смог. Но зато, к радости монахов и православных жителей Соликамска, в конце 90-х никаких споров на тему возвращать Свято-Троицкий монастырь церкви или нет – не было.
В 1999 году в праздник Богоявления прошла первая служба.
Большое количество православных святынь сосредоточено на древнейшей крымской земле: мужские монастыри и женские, храмы, животворящие источники и многое другое. Так, например, вблизи города Бахчисарая можно наблюдать живописное ущелье, которое словно прорезает горы. Оно называется Марьям-дере и переводится с татарского языка как «ущелье Марии». Это место завораживает своей красотой, именно поэтому значительное количество времени тому назад было решено возвести здесь Свято-Успенский мужской монастырь. Он - одна из старейших православных святынь в Крыму.
Версии его возникновения
Существует два варианта появления рассматриваемого монастыря. Первая версия представлена предположением о том, что он был основан в VIII-IX вв. бежавшими из Византии монахами-иконопочитателями. Ущелье Марьям-дере, по их мнению, было подобно древнему Афону (Святая Гора на севере Восточной Греции) и напоминало им родной край. А также важным моментом выступило присутствие здесь источника с пресной водой.
Вторая версия гласит о том, что Свято-Успенский мужской монастырь возник в XV веке. Предполагается, что он был перенесен в ущелье из пещер, расположенных вблизи южных ворот крепости Кырк-Ор, которая была захвачена турками в 1475 году. Вторую версию происхождения монастыря поддерживает знаменитый исследователь А. Л. Бертье-Делагард, который занимается изучением Крыма. По его мнению, существовали древние рукописи, являющиеся подтверждением второго варианта истории возникновения рассматриваемой православной святыни.
Что происходит с монастырем в наши дни?
Очень долгое время он не реставрировался. Поэтому в настоящий момент монастырь возрождается благодаря упорному труду прихожан, монахов и меценатов. На данный момент уже восстановлена пещерная и наскальная иконопись, расположенная над ее балконом, а также прошла реставрация лестницы, которая уводит на самый верхний ярус, откуда можно попасть в светлые кельи.
Закончено строительство колокольни, купола которой позолочены. Они были отлиты на металлургическом комбинате Днепродзержинска совершенно безвозмездно.
Также в Свято-Успенском мужском монастыре находится список иконы Божией Матери, который именуется Троеручица. На протяжении многих лет его посещают множество паломников, как и многие другие мужские
Документального подтверждения относительно основания данной православной святыни и ее первых десяти лет существования не сохранилось. Есть предание, по которому появление монастыря связывается с Преподобным Сергием Радонежским, который приезжал в 1386 году город Рязань. Целью его прибытия было примирение московского и рязанского великих князей, а именно Дмитрия Донского и князя Олега.
Существуют и другие версии, неподтвержденные летописными данными, по одной из которых Свято-Троицкий мужской монастырь был создан рязанским епископом Арсением I в 1208 году, во времена правления князя Романа Глебовича, в качестве одного из укреплений, возводимых по периметру Переяславля - Рязанского.
Хронологические данные
Как и многие православные мужские монастыри, он имеет свою уникальную историю. Данная святыня неоднократно разорялась во времена татаро-монгольского нашествия. Это было засвидетельствовано в документах Храма Святой Живоначальной Троицы от 1595-1597 и 1628-1629 годов.
В 1695 году стольник И. И. Вердеревский возводит на месте деревянного монастыря каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, который впоследствии, точнее, в 1697 году, именуется как церковь Иоанна Предтечи. Затем строит колокольню в три яруса с большими воротами для въезда. Создает каменную ограду, состоящую из пяти угловых башен, а также различные постройки жилого и хозяйственного типа.
Далее, в 1752 году, на средства внука И. И. Вердеревского возводится каменный Сергиевский храм. Затем последовало лишение статуса монастыря. Это произошло в 23 апреля 1919 года. В дальнейшем, а именно в 1934 году, главные сооружения святыни были переданы в продолжительное пользование тракторной мастерской. Затем они эксплуатировались паровозным депо, автошколой и заводом автомобильной аппаратуры.
1987 год ознаменовался решением исполкома города Рязани о воссоздании памятника архитектуры и истории ранее существовавшей такой православной святыни, как Троицкий мужской монастырь и увековечивании памяти великого зодчего М. Ф. Казакова.
С начала 1994 года происходит восстановление Сергиевского храма, а 17 декабря 1995 года осуществляется освящение его Предтеченского придела. Затем Священный Синод 22 декабря 1995 года принимает решение по поводу возрождения рассматриваемого монастыря. Главный Сергиевский придел был освящен 8 апреля 1996 года. А 27 ноября 1997 года — Феодоровский придел.
Что данная православная святыня предлагает паломникам сегодня?
Желающим посетить Свято - Троицкий мужской монастырь всегда доступна комфортабельная гостиница, в которой можно разделить трапезу и, в соответствии с возможностями, остаться на ночлег. Паломникам предлагается посетить действующую библиотеку, в которой более 1400 экземпляров книг. В частности присутствуют тексты Священного Писания, богослужебная литература, творения святых отцов, периодические издания и множество иных книг духовно-назидательного чтения.
Возрождённый Спасо-Преображенский мужской монастырь
Одно из первых упоминаний о данном саратовском монастыре относится к середине XVII века, так называемой левобережной эпохи в истории города. После разрушительного пожара, который случился 21 июня 1811 года, старая православная святыня, располагающаяся в те времена возле Соколовой горы, полностью сгорела. В 1812 году, в связи с Отечественной войной и послевоенной разрухой, была приостановлена реконструкция монастырских строений.
Далее, по приказу императора Александра I, в период, датированный 1914 годом, ранее указанной святыни отведено новое местоположение вне города, точнее, у подножья В настоящее время там проходит улица под названием Проспект 50 лет Октября.
Возведение монастырского комплекса, а именно двух корпусов для жительства братии и Соборной церкви во имя Преображения Господня, началось с 1816 года по проекту знаменитого архитектора Луиджи Руска.
В 1820 году произошло освящение монастыря. Затем, в 1904 году по проекту архитекторов П. М. Зыбина и В. Н. Карпенко при главной церкви была отстроена колокольня на средства от пожертвования основателей саратовского цирка - братьев Никитиных. В начале 30-х годов монастырский собор и ряд его строений разобрали, снесли колокольню.
Свято-Николаевский мужской монастырь древнего города Рыльска
В месте слияния реки Сейм и Рыло возведена вышеуказанная православная святыня в честь Николая Чудотворца. Что касается местности, то она весьма живописна. Строения монастыря располагаются на крутояре, то есть взгорье, у которого имеется крутой восточный склон, уходящий к реке, именуемой Волынка. Также можно полюбоваться раскинувшейся равниной, местами разбавленной дубравами и лугами, которые, в свою очередь, разграничены извилистой рекой Сейм и многочисленными озерами. С северной стороны монастыря проходит живописная цепь холмов, поросших лесами. Они имеют крутые белые склоны, носящие название меловые Вискольские горы.
Летописные свидетельства
В данных записях зафиксировано упоминание чудесной помощи, оказанной Святым Иоанном городу Рыльску в нелегкие для него времена. В 1240 году, согласно словам летописца, исключительно Рыльск сохранился в значительной степени после Батыева погрома. Причиной послужило то, что жители призвали своего покровителя, после чего он явился ликом на стене, который ослепил татар и тем самым спас всех. Далее, в 1502 году, также заступничество святого спасло город от войска золотоордынского хана по имени Ахмет.
Николаевский мужской монастырь, носивший название ранее Волынская пустынь, впервые упоминается в 1505 году. Этот период впоследствии и стал датой его основания. Затем, в 1615 году, святыню сожгли польско-литовские войска Лжедмитрия. И только в начале XVIII века на местах ранее деревянных храмов были возведены каменные, в частности, двухэтажный Никольский, нижний храм которого освещен в честь почитаемой иконы Божией Матери, именуемой Знамение Курская Коренная, Крестовоздвиженский и Троицкий.
Схиархимандрит Ипполит, который был известен православному миру как старец, не последнюю роль сыгравший в возрождении обители, сравнивал строение церквей с плаванием Николая Угодника на кораблях.
Раифский монастырь
Он расположен в 30 км от Казани. Примечательность этого места охарактеризована не только великолепным архитектурным исполнением монастыря, но и весьма занятной историей касаемо его основания.
Монах Филарет решает пожертвовать свое наследство, оставшееся после того, как погибли родители, на благотворительность, а себя посвятить служению Господу. Для этого он уходит учиться в Московскую семинарию. Впоследствии Филарет приобретает популярность в качестве духовного наставника. Бурное внимание со стороны прихожан начинает его тяготить, и он пешком отправляется в город Казань. Во время скитаний в труднопроходимых лесах возле Смоленского озера ему является знамение. Это была протянутая рука, которая указывала на святое место, предназначенное для возведения храма. Сначала он построил хижину, где жил отшельником. Так и началась история монастыря, а священное место в народе прозвали «Раифа», что в переводе трактуется как «Богом хранимое место». К глубочайшему сожалению, Филарет так и не увидел полноценное сооружение, в настоящее время именуемое как Богородицкий мужской монастырь.
Как выглядит православная святыня сегодня?
В монастыре принято вставать рано. В половину седьмого утра раздается колокольный перезвон. Это свидетельствует о том, что прихожане приглашены на утреннюю молитву. Путь в Раифский монастырь выложен многочисленными клумбами с цветами. Справа от него расположен собор Грузинской Божьей Матери. Стены монастыря украшены ее иконами.
В центре монастырской площади возведен Троицкий собор, построенный в начале прошлого века. Он является одним из уникальных представителей архитектурного мастерства относительно того, как создавались мужские монастыри той эпохи. Там присутствуют необычные акустические особенности, вследствие которых хора устремляется ввысь и разлетается на расстояние свыше трех километров.
Заключение
В настоящее время много сил прикладывается к тому, чтобы возродить уникальные православные традиции и, конечно, святыни. В первую очередь это касается воссоздания церквей и монастырей ввиду того, что они выступают не только учреждениями, помогающими удовлетворить культовые потребности верующих, но и духовно-историческими центрами, формирующими фундамент русского государства.
Свято-Троицкий мужской монастырь
г. Рязань, Московское шоссе, 10
Свято-Троицкий мужской монастырь в Рязани. Вид с северо-запада.
Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного , приезжавшего в Рязань в 1386 г. с целью примирения великого князя московского с рязанским князем Олегом.
По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского.
Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595-1597 гг. и 1628-1629 гг.
Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695 г.) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы , в 1697 г.- церковь Иоанна Предтечи. Затем возводит каменную ограду с пятью угловыми башнями и трехъярусную колокольню с проезжими воротами, а также жилые и хозяйственные постройки.
В 1752 году взамен церкви Иоанна Предтечи на средства А. П. Вердеревского (внука И. И. Вердеревского) строится каменный Сергиевский храм.
23 апреля 1919 года монастырь был лишён своего статуса. В 1934 году все основные здания, принадлежавшие ранее монастырю, были переданы машинно-тракторной мастерской и длительное время использовались ею, а в дальнейшем - паровозным депо, заводом автомобильной аппаратуры, автошколой.
В 1987 году Исполком Рязани принимает решение «О восстановлении памятника истории и архитектуры бывшего Троицкого монастыря и увековечении памяти зодчего М. Ф. Казакова».
С 1994 начал восстанавливаться Сергиевский храме. 17 декабря 1995 года освящен его Предтеченский придел.
8 апреля 1996 освящен главный, Сергиевский придел Сергиевского храма, 27 ноября 1997 года - Феодоровский придел.
Собор Троицы Живоначальной
Свято-Троицкий Собор - самый древний храм в обители. Построен в 1695 г. стольником И. И. Вердеревским, украшен декором в духе нарышкинского стиля. Здание типа восьмерик на четверике с трехчастным алтарем, трапезной и отдельно стоящей многоярусной надвратной колокольней. Второй престол Алексия митрополита (не восстановлен). Закрыт в 1920-х г., в 1950-х г. перестроен под заводские мастерские, окружен пристройками, колокольня снесена. Возвращен верующим в сер. 1990-х г., отремонтирован. Богослужение в нем начато в 2000 году.
Иконостас в Троицком соборе
Резной образ Николы "Можайского" в Троицком соборе
Росписи XIX в., сохранившиеся в своде восьмерика Троицкого собора
Сень над Плащаницей в Троицком соборе
Сергиевская церковь
Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Зимняя монастырская церковь. Построена в 1752 г. А. П. Вердеревским. Двусветный четверик перекрыт высокой кровлей с главкой, с запада к нему примыкает трапезная. Алтарь заново выстроен в 1913 г., северный придел Феодоровской Богоматери сооружен в 1852 г. и расширен в 1902-1904 гг., южный придел Собора Предтечи построен в 1888 г. Закрыта в 1920-х г., в 1940-х г. перестроена под автошколу. Возвращена верующим в 1994 г., отремонтирована. Богослужения в ней проводятся с 1995 года.
Временная звонница и западная стена церкви Сергия Радонежского
Иконописное изображение Иисуса Христа с ангелами на фасаде церкви Сергия Радонежского
Фрагмент мозаики "Преподобный Сергий Радонежский примиряет благоверных князей Димитрия Донского и Олега Рязанского" на западном фасаде Сергиевской церкви
Левый (Феодоровский) придел Сергиевской церкви
Правый (Предтеченский) придел Сергиевской церкви
Интерьер Феодоровского придела церкви Сергия Радонежского
Надвратная Знаменско-Петро-Феврониевская церковь
Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах.
Церковь на втором этаже Святых ворот монастыря, построенных в 1858 г. и реконструированных в 1903-1904 гг. и использовавшихся для церковно-приходской школы. Прямоугольное здание увенчано небольшим восьмериком под невысоким шатром, отреставрировано в кон. 1990-х г. Освящена в 2000 г.во имя Богоматери Знамение и Петра и Февронии, для регулярных служб не используется.
Фрагмент юго-западной стены Знаменской церкви
Входные ворота в Свято-Троицком монастыре
Икона с лепным изображением Троицы на воротах
Медальон с лепным изображением Сергия Радонежского на воротах
Медальон с лепным изображением Покрова Пресвятой Богородицы на воротах
Ворота Троицкого Рязанского мужского монастыря.
Западная башня ограды
Северо-западная башня стены
Корпус на территории Свято-Троицкого мужского монастыря
Бывший заводской цех в северной части монастыря, на крыше которого установлена первая, временная звонница восстановленного монастыря.
Внутренний двор, справа - здание трапезной
Православный крест, установленный на месте Святого колодца Троицкого Рязанского мужского монастыря
Место, где раньше находился Святой колодец
Святыни
В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня;
Казанская икона Божией Матери;
Икона святого апостола Андрея Первозванного;
Икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
Частицы мощей Рязанских святителей:
Священомученика Мисаила;
Святителя Феодорита;
Святителя Гавриила;
Святителя Мелетия.
Честные останки рязанских епископов:
Архиепископа Алексия Титова (1733-1750 гг.);
Архиепископа Антония (1621-1637 гг.);
Епископа Гурия Лужецкого (1554-1562 гг.);
Епископа Михаила (1548-1551 гг.);
Митрополита Стефана Яворского (1700-1722 гг).
Современная жизнь монастыря
Богослужения совершаются ежедневно: утром – в 8.30, вечером – в 17.00. В субботы, воскресения и праздничные дни утром совершается ранняя обедня – в 6.15 (в седмичные дни) или в 6.30 (субботы и воскресения). По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры читаются акафисты за вечерним богослужением еженедельно:
В воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому;