Отец всеволод раифский монастырь. ✝ Всеволод (Захаров), архимандрит. «Я стараюсь понять отца Всеволода»

Отец всеволод раифский монастырь. ✝ Всеволод (Захаров), архимандрит. «Я стараюсь понять отца Всеволода»

Архимандрит Всеволод (Захаров)

23.01.1959 - 20.08.2016

Утром 20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров).

Архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани. Он рос в многодетной семье — мать одна воспитывала шестерых детей. С детства нес послушания алтарника и иподиакона. Окончив среднюю школу, в 1977 году Вячеслав поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году рукоположен во иереи. Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасском-Поречном Суджанского района. «Юный, талантливый, имеющий образование не счел зазорным пойти служить в глухую деревеньку. За очень короткое время он сумел создать настоящую общину, живущую единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря его усердным трудам и захолустная деревенька воскресла, и храм ожил», — рассказывает о начале пастырского служения отца Всеволода митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

В 1985 году отец Всеволод перешел в Казанскую и Марийскую епархию, где он был назначен настоятелем храма Святых Петра и Павла города Зеленодольска. Он начал активно восстанавливать духовную жизнь, создал детскую воскресную школу. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод, затем был возведен в сан игумена.

В 1991 году священник впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних. Увидев разрушенный монастырь, он обратился к правящему архиерею Казанской епархии с просьбой отправить его возрождать обитель. Об этом отчаянном по тем временам поступке еще раз напомнил митрополит Феофан: «Многие этому удивлялись и по сей день изумляются. Какое надо было иметь дерзновение, какую любовь к Церкви, какую глубокую веру, чтобы вот так твердо пойти восстанавливать из руин эту обитель!» Уже в следующем, 1992-м году отец Всеволод начал восстановительные работы.

За годы управления Раифской обителью архимандрита Всеволода она стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающим к себе множество паломников. Своей энергией, соединенной с любовью и делами милосердия, он привлекал к себе сердца многих людей, в том числе и исповедующих другую веру. В Татарстане многие признают его заслугу и в укреплении межконфессионального мира в республике, в установлении добрых и конструктивных отношений с местной мусульманской общиной. В связи с этим в своем прощальном слове митрополит Феофан упомянул о том, что «вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья».

В 1993 году отец Всеволод был возведен в сан архимандрита. В 2007 году он окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

Почивший отец наместник сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в своем кабинете в Раифском монастыре, которым он управлял в течение четверти века.

21 августа в обители простились с новопреставленным. Божественную литургию и чин отпевания в соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Разделить с братией Раифского монастыря печаль о почившем отце наместнике прибыл епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, начинавший свой монашеский путь в этой обители под руководством отца Всеволода. За Божественной литургией архипастырям сослужили настоятели и наместники монастырей Казанской епархии, духовенство Татарстанской митрополии и братия Раифской обители, вознося молитвы об упокоении новопреставленного собрата. Вечная память почившему архимандриту Всеволоду.

Иеромонах Илия (Казанцев)

Близкий знакомый почившего сегодня настоятеля Раифского монастыря рассказывает, каким он был и почему лягушки в пруду обители не квакают

Православный мир Татарстана сегодня скорбит по скоропостижно скончавшемуся наместнику Раифского монастыря отцу Всеволоду. Пока «БИЗНЕС Online» готовит о нем развернутый материал, о своем знакомом рассказывает сенатор от Татарстана Олег Морозов и говорит о нем как о «большом фантазере в хорошем смысле слова», которому удалось очаровать свой мечтой о восстановлении монастыря всех, включая сильных мира сего.

Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод (справа), стоявший у истоков возрождения монастыря Фото: «БИЗНЕС Online»

МИТРОПОЛИТ ФЕОФАН: «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ПОНЕСЛИ БОЛЬШУЮ УТРАТУ»

Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод , стоявший у истоков его возрождения. Основная версия случившегося - тромбоз легочной артерии. Похороны отца Всеволода пройдут завтра. Отпевание начнется в 9:00 в соборе Грузинской иконы Божией Матери. Заупокойную литургию и чин монашеского отпевания почившего в Раифской Богородицкой обители возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан .

«Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода, - заявил „БИЗНЕС Online“ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . - Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня».

Архимандрит Всеволод (в миру - Вячеслав Захаров ) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году в Курске рукоположен во иереи.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита. За два с лишним десятка лет из разрушенной обители Раифский монастырь превратился в одну из главных православных жемчужин республики, место паломничества верующих и обязательное место для посещения туристов, включая многочисленных VIP" ов.

«БИЗНЕС Online » готовит подробный репортаж из Раифы, а пока предлагает читателям интервью с членом Совета Федерации Олегом Морозовым , который знал отца Всеволода с самого момента начала восстановления монастыря.

Фото: raifa.ru

«СЛУЧИТСЯ БОЖЕСТВЕННОЕ ЧУДО - И НА ЭТОМ МЕСТЕ БУДЕТ РОСКОШНЫЙ МОНАСТЫРЬ»

- Олег Викторович, говорят, что вы были достаточно близко знакомы с отцом Всеволодом...

Насчет близкого знакомства это преувеличение. Но действительно отец Всеволод был человеком очень неординарным, ярким. Когда в 1993 году началась моя первая избирательная кампания в Государственную Думу, я тогда впервые совершенно случайно оказался на территории Раифского монастыря. Он находился на территории моего избирательного округа в Зеленодольском районе, и я туда заехал посмотреть. Он тогда был в абсолютнейшей разрухе, только начинались реставрационные работы. И вот тогда мы познакомились с отцом Всеволодом. Он мне запомнился таким с хитринкой - очень остроумный, образованный человек.

Он тогда сказал одну фразу, которая мне запомнилась: «Случится Божественное чудо - и на этом месте будет роскошный монастырь. Сейчас разруха, ничего нет, но, поверьте мне, здесь все будет - через некоторое время здесь будет полноценный монастырь, восстановятся все храмы». И так далее.

- Вы тоже оказывали помощь в восстановлении монастыря?

Я по мере сил помогал тогда процессу. Это были разные формы помощи: и спонсоров привлекал, и монахов одевал, и с кровлей помогал на одном из храмов, и станки вывозил из Успенского собора...

Фото: raifa.ru

И мы постоянно раз в год-два с ним пересекались по теме монастыря. Отец Всеволод очень болел этой темой. Для него это был ребенок, его собственный ребенок, которого он холил, лелеял, растил и вкладывал в него душу и сердце. Интересно, что он как-то умел сделать эту историю всеобщей - все, кто хоть раз бывал в этом монастыре, так или иначе включались в процесс его обустройства и восстановления. И я в этом смысле не исключение. Он обладал даром увлекать людей собственными идеями, проектами. Умел так представить свое детище, что все влюблялись в этот монастырь, все туда приезжали и вносили свою лепту в его восстановление.

Однажды у меня был такой проект - я возглавлял депутатскую группу «Регионы России». В нее входили где-то 50 депутатов. Вот представьте, они сняли самолет и с женами - человек 100 - прилетели в Татарстан. Моя цель была показать РТ, и одним из этапов нашей работы в республике было посещение Раифского монастыря.

Представьте, такое количество депутатов приехало в монастырь, нас принимал отец Всеволод, был концерт детей из монастырской школы, пел замечательный хор монастыря, где четыре парня фантастически поют. Я помню, что эффект был ровно такой, какой я и ожидал, - все мои депутаты влюбились и во Всеволода, и в монастырь. Потом многие из тех, кто имел финансовые возможности, тоже помогали.

- Кто был среди этих депутатов?

Мартин Шаккум, Николай Герасименко, Александр Жуков - он тогда был депутатом нашей группы, Тельман Гдлян, Валентин Степанков - бывший прокурор России, Элла Памфилова, Борис Громов - герой Советского Союза. Это были очень знаковые, известные люди. Это было в 1998 году, а может, и позже, точно не помню уже.

Фото: raifa.ru

«ОТЕЦ ВСЕВОЛОД БЫЛ ТАКОЙ БОЛЬШОЙ ФАНТАЗЕР В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА»

- Н е боитесь, что слишком многое в Раифском монастыре было сосредоточено на отце Всеволоде и без него монастырь уже не сможет так развиваться?

Мне кажется, что уже нет. Сейчас это полноценно действующий великолепный объект - архитектурный, исторический. Паломничество туда, как и сам монастырь, известно по всей стране. Нет, наверное, такого известного имени видного политического и общественного деятеля, кто приезжал бы в Татарстан и не побывал бы в Раифском монастыре. Таких, наверное, просто нет. На входе в монастырь есть доска (где, по-моему, есть и моя фамилия), там указаны фамилии людей, которые помогали в деле возрождения Раифского монастыря. Можно посмотреть - там фамилии очень многих известных людей. Там и Чубайс, там и покойный Починок, который, кстати, даже венчался в Раифском монастыре. Очень много известных людей так или иначе связаны с этим монастырем.

И очень много легенд! Отец Всеволод любил рассказывать очень много легенд, которые сам, скорее всего, и сочинял...

- Какие, например?

Про то, что лягушки в Раифском пруду не квакают. Якобы один из старцев, когда лягушки квакали и мешали молитве монахов, вышел на берег, помолился, попросил Бога, чтобы лягушки не квакали. Попросил, чтобы они жили в этом пруду, но, по крайней мере, не квакали. С тех пор лягушки в этом пруду не квакают (смеется ). Так мне рассказывал отец Всеволод. Так это было или нет, я не знаю, но правда в том, что, как говорят, лягушки в этом пруду почему-то действительно не квакают. В брачный период, когда все лягушки поют, там они молчат.

«Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах» Фото: raifa.ru

Еще одна легенда связана с Алланом Чумаком. Якобы Чумак как человек, который знался с нечистой силой, не смог войти в этот монастырь. Когда он проходил через входные ворота монастыря, ему стало плохо. Он сделал вторую попытку - опять не получилось... И так и не смог войти на территорию монастыря.

То есть отец Всеволод был такой большой фантазер, в хорошем смысле этого слова. И он умел представить свое детище очень, очень и очень эффектно, и действительно его все в этом смысле любили, помогали ему.

Это был человек, который умел вокруг себя создавать ауру того, что он занимается очень благим делом. И это, кстати, на самом деле соответствовало действительности - он воссоздавал уникальный объект. И те, кто видел монастырь в 1993 году, как я... Прошло всего 23 года... Посмотреть сегодня... Это были развалины, абсолютные развалины, где не было ни одного целого здания, а сегодня это великолепный архитектурный объект, куда не стыдно привезти кого угодно.

- Когда вы виделись последний раз с отцом Всеволодом?

Последний раз я с ним виделся достаточно давно - года 3 - 4 назад. Я приезжал по делам в Зеленодольский район и заезжал в монастырь...

- Он когда-нибудь жаловался на сердце, на здоровье?

Никогда в жизни! Он всегда выглядел очень бодрым. Я слышал, что он скончался в своем кабинете? Он, кстати, показывал мне этот свой кабинет. Он показывал мне свой стол, который якобы находится в монастыре со времен Степана Разина. Показывал мне вещи, которые, с его точки зрения, уникальные, которые имеют свою историю. Это еще одно свидетельство того, что он очень трепетно относился к своему проекту.

Раифский монастырь готовится к празднику - 350 лет со дня принесения чудотворной иконы. Пышная архиерейская служба, крестный ход, выставка из Национального архива - это далеко не все праздничные события. Завтра здесь освятят панно из гальки - образ Богородицы. Об этом рассказывает «Реальному времени» игумен Гавриил, новый наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря.

«Ожидаем приезд пяти архиереев»

Раннеосенняя Раифа - это солнце и дождь, который оставляет мгновенно исчезающие следы на озерной глади. Благоухание мокрых цветов и первые, чуть заметные, желтые листья. Два года Раифа живет без наместника - архимандрита Всеволода. Возле места его упокоения, как всегда, охапки цветов, он здесь теперь навсегда, и всегда будет любим и почитаем. Нового наместника синод назначил в мае - это выходец из Оптиной пустыни игумен Гавриил. Молод, то серьезен, то улыбчив, хорошо образован и подпитан духовным опытом Оптиной.

- Ваше высокопреподобие, завтра в Раифском Богородицком мужском монастыре юбилей…

Завтра мы отмечаем 350 лет со дня принесения в обитель Грузинской чудотворной иконы Богородицы, главной святыни монастыря. В 1668 году митрополит Лаврентий, тогдашний архиерей Казанский, принес список иконы крестным ходом из Казани в Раифу. И с того времени, более трех веков, икона пребывает в Раифском монастыре, за исключением 60 лет советского времени. В этот период чудотворный образ находился в Казани, в храме Всех Ярославских чудотворцев. Завтра у нас планируется в честь памятного события торжественное архиерейское богослужение, которое возглавит митрополит Казанский и Татарстанский высокопреосвященнейший Феофан в сослужении с приглашенными архиереями. Ожидаем приезд пяти архиереев. Торжественное богослужение пройдет в Троицком соборе обители, оно начнется завтра в 8.30.

- Обычно такие службы совершаются в Грузинском соборе.

Грузинский на этот раз не вместит всех, поэтому решено перенести богослужение в наиболее вместительный Троицкий собор. Сегодня Всенощная будет совершаться в Грузинском соборе, затем завтра утром чудотворный образ переносится в Троицкий собор. После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии. Это панно завтра будет освящено. После этого состоится праздничная трапеза, а затем открытие и осмотр нескольких выставок. Это наш первый выставочный опыт.

После литургии крестный ход, обычно он совершался вокруг монастыря, на этот раз он пройдет на берег Раифского озера, где неподалеку создано мозаичное панно с образом Богоматери. Размер панно три на четыре метра, оно из морской гальки, выполнено по особой технологии

«В архиве много документов, связанных с Раифой»

- Что это за выставки?

Фарита Губаева, известного фотомастера, он выставит несколько своих работ, которые ранее не выставлялись, плюс работы семидесятых годов прошлого века, на них разрушенная Раифа. Вторая выставка - нашего фотографа Эдуарда Закирова. Еще одна выставка = и это тоже впервые = документы из Национального архива Татарстана. Оказалось, что в архиве огромный объем документов, касающихся Раифы. Около сорока документов, пока это копии, мы выставим на обозрение.

- Какого периода эти документы?

Это документы с конца XVII века, изюминки этой коллекции. Есть бумаги, датированные XIX веком. Письменные документы, чертежи, планы монастыря, очень интересная епархиальная переписка, много документов, касающихся Грузинской иконы Богородицы. В основном это прошения из разных епархий принести икону в их приделы. Запросы из Чистополя, есть описания крестных ходов с этим образом в Свияжске, Паратах, других местах.

- Как родилась идея связаться с архивом?

Это идея одного из наших насельников, он оканчивает Казанскую духовную семинарию, пишет диплом и откопал эти документы в архиве. Мы связались с Национальным архивом и нашли у его руководства поддержку. Это наш первый опыт, но, думаю, наши контакты продолжатся. Выставки будут размещены у монастырской колокольни и у входа в обитель с правой стороны. Так что увидеть их смогут все желающие. Вообще, забегая вперед, могу сказать, что мы собираемся открывать свой музей. Готовим помещение - угловая башня с левой стороны. Само здание очень интересное, оно построено в начале XVIII века. Сейчас мы делаем в башне гидроизоляцию, планируем заняться музеем к зиме. У нас скопилось много экспонатов - это и облачения, и церковная утварь, книги.

«Эта галька из многих морей мира»

- Панно из гальки - это достаточно необычно. Как родилась эта идея?

Родилась спонтанно. Я служил литургию, после нее ко мне неожиданно подошли две девушки и рассказали, что у них есть творческая мастерская, и они хотят сделать в Раифе какую-нибудь мозаику. Сами предложили. Я поначалу отнесся скептически, но девушки рассказали, что у них уже много работ, и им хочется что-то сделать для души, для церкви, и они выбрали Раифу. И тут как будто случайно выяснилось, что у нас в этом году юбилей, я в делах как-то забыл об этом. И мы решили приурочить создание панно к юбилею нашей главной святыни. Начали выбирать место, поскольку панно из природного материала, решили сделать его на берегу Раифского озера, при входе в монастырь, чтобы все приходящие сюда настраивались, чтобы их встречала Богородица. Нашли удачный ракурс - Богородица видна и при входе, и при выходе из колокольни. Запустили кампанию по сбору средств, собрали около 60 тысяч, а нужно было около 400, это при том, что художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта - сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня, вообще же перебрали пять тонн.

Художницы работали благотворительно. Мы немного снизили стоимость проекта - сами сделали бетонную основу, она с двухметровым фундаментом, три на четыре метра, обеспечили частично строительными материалами. На мозаику истрачено около двух тонн камня

- Откуда привезена галька?

Из разных морей мира. Цвет камней уникален, никаких красителей. Лик Богородицы из бежевого каспийского ракушечника, чуть ниже - камни из Анталии, есть камни из Черного моря. Эти камни художницы заказывали, и их им привозили. Один богоугодный проект объединил многих людей. Девушки, кстати, выполняя работу, держали пост, приходили на службы, исповедались, причащались. Они сейчас живут в монастырской гостинице, мы дали им несколько помощников из трудников. В общей сложности панно создавалось около двух месяцев. Завтра оно будет освящено, перед ним совершится краткий молебен.

«Я стараюсь понять отца Всеволода»

Замечательно, что это все продолжает те труды, которые совершал в Раифе первый наместник монастыря архимандрит Всеволод.

Он был очень открытым человеком, и делал открытый монастырь для людей. Я стараюсь понять архимандрита Всеволода, прочитал много его интервью. Мы будем продолжать его линию - открытости, она заложена в основание монастыря. Эта обитель создавалась как миссионерская, для продвижения веры, продвижения в мирном значении слова, монастырь создавался как своего рода форпост. Сам стиль обители такой нарядный, барочный, чтобы красотой внешней привлечь к красоте внутренней.

Архимандрита Всеволода иногда несправедливо упрекали в том, что он, например, сделал детскую площадку, вроде бы какое она имеет отношение к монастырю? А он говорил: «Ребенок приедет, поиграет, прокатится с горки, ему понравится, и он это место запомнит. А потом приедет сюда уже с большим желанием». И ведь наместник был прав.

Сейчас такая забота о детях начала входить в жизнь церкви. Я знаю, что сейчас при многих московских храмах стали делать детские комнаты. Потому что маленький ребенок стоять на службе не может. Ему трудно, и если его заставлять, он будет ассоциировать храм с чем-то мучительным. А в детской комнате он поиграет и за десять минут до причастия его приедут в храм, он не устанет и таким образом будет тихонько воцерковляться. Так что у отца Всеволода был абсолютно правильный подход, тем более, что детская площадка находится за территорией обители. Даже если мама придет с ребенком, он покатается с горки, а потом они зайдут в храм и поставят свечку, это уже будет миссионерский ход. В этом смысле я буду продолжателем дела архимандрита Всеволода. Самое главное - понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин. Молиться, когда нет братских корпусов, нет трапезной, нет храмов, невозможно. И он воссоздал монастырь из руин. Сейчас мы должны продолжить его работу, даже в память о нем, мы должны выйти на второй этап, где наибольшее внимание надо уделять духовному возрождению монастыря. Что такое монастырь? Это прежде всего духовный очаг. Братья, живущие в обители, этот очаг растапливают, раздувают, а люди, пришедшие из холодного мира, отогреваются возле него. Все остальное - это производное от духовной жизни. Мы должны созидать красоту в душе человека, ведь душа - она вечная. О ней должна быть наша главная забота.

Самое главное - понять задачу монастыря. Часто приводят слова отца Всеволода, который говорил, что прежде чем зажечь свечу, ее кто-то должен сделать. И он это делал. Его огромная заслуга, что он поднял монастырь из руин

«Однажды поехал в Оптину пустынь и решил там остаться»

У вас появился новый памятник - Андрею Рублеву, возле Троицкого собора. Рядом с этим храмом потому что есть рублевская «Троица»?

Да, Рублев как раз изображен на фоне своей иконы. Троица - квинтэссенция всей православной иконографии. Автор скульптуры - наш раифский трудник.

- Как вы пришли в церковь?

Я родом из Воронежской области, бабушка у меня была верующая, родители были крещеные, но не воцерковленные. Однажды произошел трагический случай, чуть не погиб отец, чудом выжил. После этого мама начала задумываться о Боге. Мама у меня педагог, преподаватель биологии в школе, когда у нас в селе начали восстанавливать храм, мама начала в воскресной школе еще и Закон Божий вести, пела в церковном хоре, была регентом. И я начал приобщаться. Но всерьез начал задумываться, когда учился в институте, начал читать, прочел про оптинских старцев, про убиенных в Оптиной пустыни в 1993 году на Пасху. Поехал в Оптину, некоторое время там жил и решил остаться. Окончив институт, сразу же уехал в Оптину.

- Что вы окончили?

Воронежский технический университет по специальности экономист-менеджер. Через год в Оптиной принял постриг, поступил в семинарию, потом в академию. Два года назад два человека из Оптиной пустыни были направлены Святейшим Патриархом в Казанскую епархию, это нынешний наместник Успенского монастыря на Свияжске, отец Симеон и я, мы друзья, учились вместе. Поначалу думали, что будем вместе работать на Свияжске, но через две недели владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители.

- Вы что-то знали о Раифе, когда жили в Оптиной?

Ничего не знал, но исторических параллелей много. Монастыри похожи внешне: такой же лес, такой же поворот с дороги, башни, стены словно повторяются, здесь слева озеро, а в Оптиной слева река. Митрополит Филарет, который был Казанским архиереем, он много участвовал в жизни Раифского монастыря, по его благословению был построен Грузинский собор, а в Оптиной пустыни он основал скит и пригласил туда двух старцев - Моисея и Антония, это был 1825 год. И за 100 лет в этом скиту прославились 14 святых. В Оптиной пустыни, например, десять лет был старец Гавриил, тот самый, что жил в Седмиозерном монастыре, мы, кстати, планируем написать его икону. Отец Всеволод был пострижен в честь Всеволода Псковского, в церковной службе это имя пишется Всеволод-Гавриил.

Владыка Феофан отправил меня в Раифу. Сначала просто попробовать. Месяца три я был экономом, потом исполняющим обязанности наместника и в мае этого года меня назначили наместником Раифской обители

- Случайностей не бывает.

Такие параллели меня укрепляют и поддерживают.

…Одна из главных трудностей для нового наместника Раифы сейчас - выдержать сравнение со своим предшественником. Сравнивать с архимандритом Всеволодом его будут, это неизбежно. Но при самом пристальном взгляде все, что сейчас делает игумен Гавриил, не идет в разрез того делания, на котором был сконцентрирован архимандрит Всеволод, настаивающий на том, что «надо быть не исключительным, а нужным».

Татьяна Мамаева, фото raifa.ru

21 августа 2016 года в Раифском Богородицком мужском монастыре прошла заупокойная Литургия и чин монашеского отпевания по скончавшемуся накануне наместнику обители архимандриту Всеволоду (Захарову).

С раннего утра в Раифский монастырь стягивались сотни людей, чтобы проститься с отцом Всеволодом. По прибытии в монастырь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана началась заупокойная Литургия. Сослужили владыке епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, а также насельники монастыря в священном сане и духовенство митрополии.

Богослужение проходило в соборе Грузинской иконы Божией матери на территории обители. Во время Литургии к гробу с телом отца Всеволода с цветами в руках подходили десятки людей, чтобы проститься с ним. По окончании службы все желающие причастились Святых Христовых Таин.

По предварительным оценкам, в богослужении приняло участие более тысячи человек.

Перед началом чина монашеского отпевания архимандрита Всеволода митрополит Феофан обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Глава Татарстанской митрополии отметил, что созванивался с отцом Всеволодом несколько дней назад на пути в Набережные Челны и Нижнекамск. Наместник монастыря, по словам Владыки, был по обыкновению жизнерадостен и готов с монашеским смирением исполнить любое послушание. Также архиерей остановился на том, какой светлый жизненный путь прошел отец Всеволод. Рассказал о его судьбе, о роли в становлении Раифского монастыря и о том, как любили его все те, кто когда-либо имел честь с ним общаться:

«Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, смог собрать постепенно братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего. Руководство Республики всегда отмечало твои благие намерения. Я знаю, как высоко о тебе отзывалось руководство Республики и отзывается до сих пор. Неоднократно о тебе говорил Минтимер Шаймиев. Он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы. Также и Рустам Минниханов говорил о тебе много добрых слов. Практически все руководители нашей страны бывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».

При этом с любовью об отце Всеволоде отзывались и мусульмане. Будучи на днях в Нижнекамске, верховный муфтий РФ Талгат Хазрат Таджуддин просил митрополита Феофана принять искренние соболезнования, выражая сожаление всего исламского мира о скоропостижной кончине архимандрита.

«Твоя кончина была поистине христианской. Отслужив праздник Преображения Господня, ты пошел заниматься трудами. На следующий день, придя в свой кабинет, почувствовал себя плохо. Не спасла скорая помощь. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь возьмет в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас», – отметил архипастырь. После этого глава Татарстанской митрополии призвал всех молиться, в то время как сам приступил к совершению чина монашеского отпевания.

В траурных мероприятиях приняли участие представители руководства Республики: проститься с наместником Раифского монастыря пришли заместитель Председателя Госсовета Республики Татарстан Юрий Камалтынов; руководитель аппарата Президента Республики Татарстан Асгат Сафаров; первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Алексей Песошин и многие другие. От Президента Республики Татарстан и МВД по Республике Татарстан были подготовлены специальные траурные венки.

После отпевания архимандрит Всеволод был погребен на Раифском кладбище под трехметровым каменным крестом.

Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров) скоропостижно скончался 20 августа 2016 года.

Его Высокопреподобие стоял у истоков возрождения Раифской обители – он начал ее возрождение в 1992 году.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству выражает соболезнование братии Раифского Богородицкого мужского монастыря по поводу скоропостижной кончины его настоятеля архимандрита Всеволода (Захарова).

Краткая справка

Вячеслав Захаров родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье (мать одна воспитывала шестерых детей). В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы № 1 в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1981 году в Курске был рукоположен во иереи.

Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма Первоверховных апостолов Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и был возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита.

20.08.2016 4728

Чудес в Раифе предостаточно: для верующих это, в первую очередь, чудотворная Грузинская икона Божией Матери, для скептиков – лягушки, которые по молитве монахов давным-давно перестали квакать (молчат они до сих пор). Ну и, конечно, люди.

Наместник монастыря отец Всеволод прекрасный психолог. За несколько минут общения может подобрать ключик к любому человеку. Например, автора этих строк восемь лет назад он «купил» следующим образом.

– Отец Всеволод, у меня свечка погасла. Что это значит?

– Что значит, что значит... Фитиль у нее кривой!

– Отец Всеволод, говорят, что не только человек место выбирает, но и место выбирает человека. Считаете ли вы, что Раифа – это место, которое вас «выбрало»?

– Мне кажется, что это промысел Божий. Мы всему хотим какую-то мирскую форму придать: место – человека, человек – место. Я понимаю, что человек тоже украшает место, но как верующий должен сказать, что это воля Божья, раз мы все здесь собрались вместе, проявили по благословению Божью труд, послушание, после чего воскресла святая обитель.

– В Татарстане достаточно действующих монастырей, но только Раифа стал визитной карточкой республики. С чем вы это связываете?

– Визитная карточка – мнение СМИ. Мы рады, что монастырь нравится паломникам, туристам, гостям. Все они здесь получают утешение у чудотворной иконы, обретают душевное спокойствие. А что касается журналистов, то раз уж назвали визитной карточкой, пусть так и будет. Мы возражать не будем, на все воля Божья.

– Отец Всеволод, кто вы сейчас больше – священник или менеджер?

– Конечно, священник! Который несет послушание наместника. А послушание наместника заключается в таком понятии, как благоустройство обители, ее финансово-экономическая стабильность. Так что я еще обычный руководитель.

– Поэтому вы получили юридическое образование?

– Не только его, еще есть образование духовное. А последнее – Государственная академия при президенте РФ.

– Сейчас монастырь получает дотации от Московской патриархии? Или он существует на пожертвования?

– Монастырь содержится на средства благодетелей и простых прихожан. Мы благодарны всем, кто полюбил Раифу, всем, кто не жалеет копейки по возможности, а кто имеет возможность – и рубли. Святые места всегда поднимались всем миром. Это можно считать показателем нашего мира. Помогают монастырю многие, независимо от вероисповедания, оставляют здесь частицу своих трудов.

- У вас есть любимые церковные службы?

– Есть. Почему-то ночные – Рождественская и Пасхальная, хотя все службы красивые, одухотворенные. Но если с человеческой точки зрения, то это те, которые я назвал. Они как-то мне ближе. Я начинаю служить Пасхальную службу здесь, а потом выезжаю служить литургию в деревню Гари (недалеко отсюда). Там деревянная церковь пушкинских времен. Получается, что ухожу в другой век, соединяюсь с Вечностью. Поверьте мне, самая крепкая вера – в глубинке страны. Мы так избалованы современным содержанием – сотовые, Интернет, машины... Мы забываем что-то, что было внутри нас, вечное, дарованное Богом. Вера спасается молитвами затворников, крепостью духовников, которые находятся в самом сердце России. Многие даже не подозревают об их существовании, но их молитва так сильна и крепка, что мы можем двигаться вперед.

- Есть ли сейчас в Раифе старцы, за советом к которым люди едут со всей страны?

– Как-то мы не называем их старцами. У нас есть люди опытные, схимники. Отец Сергий, например. Сергей Владимирович Златоустов, известный профессор, ученый. Ему уже за 80. К нему тянется ученый люд, он дает советы, потому что через него Бог говорит. Есть отец Андрей. Очень простой человек. У него нет высшего образования, но он настолько искренний, что эта искренность располагает. Бог через его простые уста говорит умные и доходчивые вещи, которые помогают людям жить.

– Вы смотрели фильм «Остров»?

– Да, смотрел. И с главным героем – Петром Мамоновым – знаком. Он как-то бывал у нас на подворье. Очень верующий человек.

– И как вам кино?

– В фильме показана правдивая сторона монастырской жизни. От монахов всегда ждут идеального содержания. Но монах – тот же человек. Можно упасть, но, упав, надо вставать. Если рядом с вами кто-то упал, не нужно забивать его камнями, нужно дать возможность ему подняться. Не надо в нас видеть суперидеальных людей, это глупо. Мы тоже несем свое послушание перед Богом. Да, мы наделены благодатью, данной при рукоположении. Эта благодать помогает нам помогать другим.

– К каким святым вы чаще всего обращаетесь с молитвами?

– Самый почитаемым для меня святым почему-то стал святитель Николай, причем еще со школы. Будучи маленьким, я всегда поражался доброте его глаз. Но все святые – они СВЯТЫЕ. Просто уж вы задаете мне человеческие вопросы, и я как человек на них отвечаю.

– Что вас больше всего поражает в человеческих исповедях?

– Открытость. Когда человек подходит с проблемой, его открытость вызывает доверие. Откровенность сближает. Заметьте, не игра в откровенность, не красивая ложь.

– Можете назвать самый страшный грех?

– Самое страшное – подлость, предательство в любой форме. Трусость еще можно оправдать – вот боится человек, боится! Кошка там черная перебежала дорогу, или еще что... А предательство и подлость, когда один сознательно вредит другому, не имеют оправдания.

– Сколько сейчас монашествующих в Раифе?

– 22 человека – священнослужители, дьяконы, монахи, иноки. Всего нас здесь – 78 человек, а с подворьями – более 200.

– У Раифского монастыря есть пять подворий – Казанское, Зеленодольское, Ильинское и Большеключинское, Кошаевское. Станет ли их больше и когда?

– Готовится еще одно. Если ехать через Волгу по железнодорожному мосту, то можно увидеть часовню. Она была освящена в честь дома Романовых, должен был к нам Николай II приехать. Думаю, летом она будет готова и откроется.

– Вы не боитесь, что Раифа превращается в подобие туристического центра? Ведь для – иноческой жизни необходимы тишина, уединение, а не суета.

– Когда мне говорят такие вещи, я всегда спрашиваю: разве плохо, когда множество народу к Богу идет? Некоторые осуждают – вот здесь суета. А разве плохо, что человек хочет посмотреть это место, прикоснуться к нему? А если здесь зажглась первая лампадка в человеческом сердце? Сказать: «Ты сюда не ходи, потому что ты нам мешаешь» – все равно, что признаться, что мы ИГРАЕМ в монахов. Если хочешь уединения, есть возможность уйти в скит. Иди в лес, заройся в пещеру и жди Страшного суда. Монаха люди не смущают, у монаха есть келья, личный храм. Он войдет туда, и его никто не тронет, берет псалтырь и читает. Люди возмущают тех, кого по жизни возмущает все – посмотрел налево – там не так, посмотрел направо – еще хуже. Это все от человека зависит. Но и это надо понимать! И прощать! Особенно нам, священникам.

– Чем паломник от туриста отличается?

– Вы знаете, по сути, ничем. Может, кто меня и раскритикует за это. Я искренне вам скажу, вот смотрите: паломники – организованная группа, которая едет с одной церкви в монастырь, а туристы – те, кто сначала посмотрел Казань, а затем едет в монастырь. Но большинство этих туристов – люди верующие. Они заходят в храмы, совершают все, что положено совершить паломнику в монастыре. И какая после этого между ними разница? Тот человек и этот человек. Разница может быть внутри сердца – готов он открыть себя для Бога, готов посетить святое место или нет. Туристы первым делом что делают? Помимо экскурсии пишут записочки «О здравии», «Об упокоении», стоят перед чудотворной иконой, спрашивают, какому святому помолиться, чтобы их вопрос решился, свечки ставят.

– Что изменится в жизни монастыря, если Раифа победит в конкурсе «7 чудес света»?

– Мы про это даже не думаем. Любое святое место на Руси – уже чудо. Конечно, хорошо, что мы попали в семерку финалистов по Приволжскому округу. Во второй тур вошли три монастыря – Кирилло-Белозерский монастырь, Раифа и Троице-Сергиевская лавра. Но разве можно святым обителям присуждать какие-то номинации? Здесь ведь важны духовное состояние, сердечность, вера. Хотя я рад, что Раифа обогнала автомат Калашникова, это совсем не чудо. Он, конечно, сыграл свою роль в защите, но и пролил много невинной крови.

– Планируется ли расширение детского корпуса – своеобразного детского дома для мальчиков?

– Там места сейчас достаточно, на 25 человек. Шесть ушло, шесть пришло. Те, кто вырос, учатся в институтах, техникумах, живут на подворье. Их место заняли новые безобразники. Хорошие такие безобразники, которым в их возрасте положено шалить. Я не верю в идеального ребенка. Все должно быть: и печали, и радости, и игры, и нашкодить чего-нибудь. Да мы сами ведь безобразничаем, чего скрывать-то! (Смеется.)

– В конце 90-х – начале 2000-х местные СМИ пестрели заметками об известных людях, которые приезжали в монастырь. Сейчас такого не наблюдается. Гостей стало меньше, или их визиты уже не так афишируются?

– Это теперь СМИ бдительность потеряли! (Смеется.)

– Не так давно умерла матушка София, благодаря стараниям которой монастырь утопал в цветах. Кто продолжит ее дело?

– Продолжают ее ученики. Она последние годы болела сильно, ничего делать не могла. Цветами сейчас занимаются профессионалы своего дела, верующие, одухотворенные люди, которые приняли растения, как и она принимала, как детей своих. Матушка София как исключение похоронена на монастырском кладбище, на ее могиле много цветов. Она была главным агрономом Зеленодольска, личность весьма известная. Царствие ей Небесное.

– Что готовит монастырь для своих гостей в пасхальную неделю?

– Что мы можем, монахи, приготовить... Молитву о всех, кто любит Бога, кто верит в Бога, несет ближним своим добро. Это самое главное. Будет молитва, будет здоровье – остальное приложится. С праздником всех! Крепости сил вам!

Татьяна ИЛЬИНА специально для 116.ru от 28 апреля 2008