Святой благоверный князь феодор новгородский. Святой благоверный князь новгородский феодор ярославич

Святой благоверный князь феодор новгородский. Святой благоверный князь новгородский феодор ярославич

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 18 июня, Православная Церковь совершает память святого благоверного князя Феодора Новгородского.

Святой благоверный князь Феодор был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича и блаженной княгини Феодосии Мстиславовны, родным и старшим братом святого благоверного князя Александра Невского.

Рожденный в 1219 году в Переяславле, Феодор по исполнении девяти лет, то есть в 1228 году, вместе с братом своим Александром был привезен Ярославом, отцом своим, в Новгород, куда он призван был на княжение. По неприятностям с новгородцами из-за Пскова Ярослав в следующем же 1229 году удалился из Новгорода, оставив там сыновей своих - Феодора десятилетнего и Александра восьмилетнего - под надзором боярина Феодора и судии Иоакима.

Самоуправство и волнения народные были причиной того, что юные князья Феодор и Александр почти вслед за родителем тайно уехали со своими дядьками к отцу.

В 1231 году Ярослав, по просьбе веча, опять приехал в Новгород со всем семейством, но, прожив в Новгороде две недели, возвратился в Переяславль, оставив новгородцам по-прежнему князей Феодора и Александра, которые и жили в Новгороде постоянно вместе.

Но в 1232 году юным князьям пришлось испытать горечь разлуки друг с другом. Так как князь Феодор в это время достигал уже совершеннолетия, то Ярослав, приготовляя его к наследию престола Новгородского, назначил его в поход на Мордву, в котором Феодор и участвовал с двоюродным братом своим Всеволодом и князьями Муромским и Рязанским. Эта разлука князей была непродолжительна; но, к прискорбию, она была как бы предвестницей разлуки вечной.

Феодор возвратился в Новгород, но уже не для того, чтобы продолжать в нем жизнь свою с любимым братом, а для того, чтобы окончить оную, так как Ярославом положено было сразу же по окончании похода на Мордву сочетать Феодора законным браком с избранной невестой.

Отец задумал его женить на дочери великого князя Михаила Черниговского - Феодулии. Но не так судило провидение. 5 июня 1233 года, когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался.

Безмерна была скорбь князя Ярослава, невесты и всех новгородцев. Благоверный князь Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде.

После неожиданной смерти Феодора обрученная с ним княжна Феодулия оставила мир, ушла в Суздальский женский монастырь в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг. В иноческом подвиге она прославилась как преподобная Евфросиния Суздальская (1250, память 25 сентября).

Ранняя кончина Феодора, опечалившая всех вообще, такой сильной горестью поразила Ярослава, бывшего в то время опять в Новгороде, что он не мог там оставаться и ухал в Переяславль. Не менее тяжка была смерть Феодора и для брата его Александра, которому долженствовало оставаться одиноким в Новгороде.

Летописец выражается так, изображая общее сетование при погребении юного князя в Юрьевской обители: «И еще млад и кто не пожалеет его? Свадьба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позваны, - и бысть, вместо веселия, плачь и сетование за грехи наши. Но, Господи, слава Тебе, Царю Небесный, извольшу ти тако, но покой его со всеми праведными!»

И этим покоем юный Феодор, без сомнения, и наслаждается, что доказывает нетление его тела, которое открыто почивало сперва в Юрьеве монастыре четыреста лет.

В 1614 году, во время нашествия на Новгород шведов, Юрьев монастырь был разорен. Шведы разбили гробницу князя и, обретя его целым и неразрушенным, ругаясь над святыми мощами, поставили тело, «яко живо», у церковной стены. Новгородский митрополит Исидор перенес его мощи в Софийский собор, где и положили в приделе святого пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, напротив гробницы, или раки, святого князя Владимира.

Рака, в которой открыто почивают мощи святого благоверного князя Феодора, серебряная, чеканной работы, на шести серебряных ножках, с литыми наверху по углам ангелами, понизу и поверху у сей раки каймы серебряные, чеканные, на средине оной с обеих сторон изображен герб и по сторонам оного по две серебряные скобки; на передней и задней стороне подписи в кругах, а верхняя доска деревянная с изображением святого благоверного князя Феодора Ярославича; весу в серебре раки 64 фунта и 33 золотника. Рака сия устроена при Серафиме, митрополите Новгородском, усердием Дарьи Семеновны Яковлевой, урожденной княжны Баратовой, 5 июня 1822 года по старому стилю.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

сщмч. Дорофея , еп. Тирского;

блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (перенесение мощей);

блж. Константина, митр. Киевского и всея России;

прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких, чудотворцев (обретение мощей);


Святой благоверный князь Феодор Новгородский

8 июня по новому стилю Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского .

Жизнеописание благоверного княза Феодора Новгородского

Святой благоверный князь Феодор Новгородский был старшим братом святого Александра Невского, сыном князя Ярослава Всеволодовича. Родился святой Феодор в 1218 году, а стал служить своей Родине в качестве князя - с 1228 года. В совсем юном возрасте отроку пришлось исполнить долг послушания отцу: вместе с младшим братом они были представителями князя Ярослава в Новгороде. Жители города выразили недовольство сложившейся ситуацией и собрали вече, на котором приняли решение призвать другого князя к власти. Однако, в 1230 году власть в Новгороде вновь стала принадлежать князю Феодору Ярославичу, где он производил управление от имени своего родителя, усердно молясь Богу о спасении душ вверенных его попечению жителей.

В четырнадцатилетнем возрасте князь Феодор показал свою воинскую доблесть и решимость в борьбе с противниками веры православной, принимая участие в сражении русских князей с мордовскими языческими войсками. А в пятнадцать лет князь Феодор, исполняя волю своего отца, готовился к вступлению в брак с дочерью святого Михаила Черниговского, но в назначенный день торжества 18 июня (по новому стилю) 1233 года жених внезапно умер. В этот день Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского.

Интересна судьба невесты князя Феодора, которую в миру звали Феодулия. Увидев в смерти жениха промысел Божий, девушка пожелала удалиться из мира и приняла монашеский постриг, после чего вела подвижническую жизнь, наполненную любовью к Богу и ближним. Сейчас мы знаем ее как святую Евфросинию Суздальскую, память которой празднуется 25 сентября по старому стилю. Свой жизненный путь подвижница окончила в 1250 году.

По учению Церкви смерть является временным разлучением души человека с его телом. Душа святого угодника Божия отошла ко Господу, Которого он любил всем сердцем и служил, исполняя волю родителя как волю Божию. Житие святого князя Феодора, несмотря на свою небольшую продолжительность, является примером для подражания многим представителям юного поколения, так как в наше время особенно явственным образом нарушается заповедь Божия о почитании родителей. Народная мудрость и опыт поколений гласит: «Кто родителей не слушает, тот Бога не боится», и, наоборот, c почтением относящиеся к своим родителям удостаиваются многих благословений от Господа: Бог дарует им многие годы земной жизни и райское блаженство. Однако, воспитать детей в благочестии возможно только путем предоставления им примера собственной жизни в Боге, исполнением Божиих заповедей, усердно молясь об их спасении ко Господу и изо всех сил ограждая от тлетворного влияния многих современных средств массовой информации, предоставляя разумную альтернативу, наполненную православным содержанием.

Святой благоверный князь Феодор Ярославич был торжественно погребен в новгородском Юрьевом монастыре, но со святыми мощами в 1613 году во время нападения на город шведских войск произошло надругание: вероломные шведы поставили нетленное тело святого угодника возле церковной стены. Затем святые мощи, от которых происходили чудеса и исцеления, были перенесены в Софийский собор в Нижнем Новгороде.

К святому благоверному князю Феодору можно обращаться с молитвой о вразумлении непокорных чад, о защите Отечества, об умножении веры и любви в людских сердцах. Как и всякий угодник Божий, святой князь является ходатаем перед Богом о спасении душ людей, поэтому, обращаясь к нему с молитвенной просьбой, прежде всего следует помнить о главной цели жизни христианина, которая заключается в достижении райского блаженства, приоритете духовных благ над земными.

Тропарь, глас 8:

От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси/ и, скончався в юности, лета долга твоими добродетельми исполнил еси,/ благоверный княже Феодоре,/ сего ради Владеющему временами молимся,/ да молитвами твоими подаст нам долготу лет// и низпошлет стране нашей велию и богатую милость.

Кондак, глас 4:

В благочестии рожденна,/ в страсе Божии воспитана,/ в житии целомудрие стяжавшаго,/ по успении же нетлением телесе просиявшаго,/ благовернаго князя Феодора во святых почитая,/ смиренно молимся Тебе, Всесильный Владыко,/ да и во веки прославляеши святыми Твоими// страны наша российския.

Величание:

Величаем тя,/ благоверный княже Феодоре,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа, Бога нашего.

Молитва:

Святый благоверный великий княже Феодоре! Ты от княжеския крове происшед в мир сей, княжескую славу навсегда имел еси наследовати, и вся красная мира сего бьппа в руку твоею, егда на земли сей обитал еси. Но ты, аще и в младых летех скончался еси, но исполнил еси лета долга и душевнаго сопостата, еще млад сый, победити в силах был еси. И чистоту в житии твоем соблюл еси, чесо ради Крепкий во бранех Господь и причте тя, яко добраго воина, к Безплотному Своему воинству в Небесных обителех, Россию же защити рукою брата твоего, святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Сего ради молим тя, Небесный воине Христов: даждь и нам познати, сколь ничтожно и преходяще все житейское и сколь близок всегда должен быти сердцу нашему Бог наш, да выну помышляем о Горнем, не о земном, да неусыпно ищем вечнаго Небеснаго отечества, да прославляем Бога жизнию и делами нашими и с мужеством отражаем стрелы похоти, греха и соблазнов. Ты из среды волнующагося душевных страстей моря к тихому пристанищу в краткое время безбедно достигл еси, и, аще устремляхуся мира сего волны, еже потопити невинную юность твою, но ничтоже успеша, ковчег бо тебе бысть чистота, кормило - Православная вера, котва - твердая на Бога надежда, ветрило - любовь к Богу и ближнему. Молим тя, угодниче Божий, усвой и нам эти свойства своя и добродетели, охлаждай похоти сердца нашего, помогай нам в борьбе со страстьми нашими, исходатайствуй нам у Господа решительное отвращение от пороков, постоянство в добродетели, терпение в бедствиих, великодушие в горестех, твердую на Бога надежду во всех обстоятельствех настоящая жизни, любовь к врагом, желание добра всем, любящим и ненавидящим нас. Ты, уверен быв, яко златотканныя ризы общему подлежат тлению, потщался еси в животе твоем из добродетелей исткати себе ризу нетления, в нейже ныне красуешися, внуши и нам, да отвращаемся от всех мирских удовольствий, от всякия плотския похоти, от всея земныя славы и от всякаго тленнаго сокровища, да презираем обольщение роскоши, и гнушаемся обаяния лести и порока, и да радуемся, егда терпим за Христа лишения, уничижения, гонения, презрения, клевету и озлобление. Горяху к тебе, святьш княже, любовию российския сынове, видяще тя, от благочестиваго корене отрасль благочестивую, и великолепный брак тебе на земли готовляху сродницы и друзи твои, не ведуще Божия Промысла, яко Бог благоволил избрати, во еже тебе безбрачну служити на браце Сына Его Единороднаго, и ты, святый благоверный княже, предварив нас в Царстве благодати, привлецы и нас своею любовию в Царство Небесное, буди для нас орудием человеколюбия и благости Божией, отклоняй от нас истинная бедствия, утешай нас в горестех и печалех, укрепляй своим предстательством у Господа силы верныя на доброделание во славу Имене Божия и в преспеяние Царства Христова, да процветают здравием к благоденствию и возрастают от силы в силу и от славы в славу вси народи земли Российския, да будут всегда одушевлени благочестием, правдою, мужеством, преданностию отечеству и всеми добродетельми, да и мы вместе с тобою удостоимся превозносити благость, любовь и милосердие Единаго, в Троице Святей славимаго Бога, Отца и Сына и Духа Святаго, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ФЕОДОР НОВГОРОДСКИЙ
Христа ради юродивый (ск. 19.01.1392), родился в Новгороде, на Торговой Стороне, в богатой семье, получил хорошее образование: изучил Священное Писание. В душу его особенно глубоко проникли слова апостольские: «Мы безумны, Христа ради» (I Кор. 4: 10) - и привлекли его к подвигу юродства во Христе. Святой долго к нему готовился: стал поститься до захода солнца, а по средам и пятницам не ел ничего, не пропускал ни одного богослужения, часто посещал монастыри и щедро давал милостыню, особенно юродивым во Христе. Вскоре он стал жить на улице, в полной нищете, полуодетый и босой летом и зимой. По ночам он обходил весь город и горячо молился за своих земляков. Часто приходилось терпеть ему обиды и оскорбления, но он только молился за своих обидчиков и оставался спокоен. Слова и предсказания блаженного всегда сбывались. Перед кончиной св. Феодор говорил: «Прощайте, далеко иду!» Недолго продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве. Напутствованный Святыми Тайнами, он тихо скончался и был погребен у церкви Св. Георгия, у Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя. На его могиле воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали св. Феодора своим покровителем.
Память блж. Феодору отмечается 19 января/1 февраля.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ФЕОДОР НОВГОРОДСКИЙ" в других словарях:

    Новгородский юродивый XIV в.; родился в Новгороде и в юных летах был обучен чтению книг. Он рано начал любить благочестие в среду и пятницу строго постился и постоянно посещал храм Божий. По примеру великих юродивых Востока, он избрал для… …

    - (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… … Большая биографическая энциклопедия

    Новгородский боярин XIII в., бывший посадник. В 1224 году он с рушанами ходил на Литву, но поход его был неудачен: "не ту ся зло сотвори", говорит летопись. Литовцы разбили рушан, многих убили, других по лесам разогнали и много коней у… … Большая биографическая энциклопедия

    Новгородский боярин XIV в. Принадлежал к числу тех новгородцев, которые ревностно отстаивали древние права новгородской общины и не хотели без борьбы примириться с усиливавшейся над Новгородом властью московского великого князя. В то время как… … Большая биографическая энциклопедия

    Новгородский тысяцкий XV века. В летописях упоминается под 6942 и 43 годами. В 1434 г., 22 го июля, он вместе с посадником новгородским Самсоном Ивановичем "целовал крест за весь Великий Новгород, и за все пригороды, и за вси волости"… … Большая биографическая энциклопедия

    Епископ новгородский (1069 1078 гг.), хиротонисан был в 1069 г. из иноков Киево Печерской обители. О происхождении и образовании его сведений не сохранилось. Первый год его святительства ознаменовался нападением на Новгород Всеслава Брячиславича … Большая биографическая энциклопедия

    Епископ Феодор епископ Русской православной церкви, епископ Новгородский. Биография О происхождении и образовании его сведений не сохранилось. Хиротонисан был в 1069 году из иноков Киево Печерской обители. Первый год его святительства… … Википедия

    Святой благоверный князь новгородский, сын Ярослава Всеволодовича, старший брат св. кн. Александра Невского, родился в Переяславле Залесском зимой в 1219 году. Летописи говорят, что в 1228 г. отец, недовольный новгородцами, при отъезде обратно в… … Большая биографическая энциклопедия

    - (род. в 1589 г., † 10 июня 1605 г.) сын Бориса Феодоровича Годунова и жены его, Марьи Григорьевны, урожденной Скуратовой; царь московский с 13 апреля до 1 июня 1605 г. Положение, которое занимал Борис Феодорович Годунов при царе Феодоре… … Большая биографическая энциклопедия

    Боярин князя новгородского Ярослава Всеволодовича. Один из приближенных к князю людей, которому князь доверил своих детей (Феодора и Александра), оставленных в Новгороде после того, как сам Ярослав покинул Новгород. Ф. Д. с тиуном Якимом должны… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Федор Ушаков (аудиокнига MP3) , . Вашему вниманию предлагается аудиокнига ФЕДОР УШАКОВ, состоящая из двух частей - "Русские князья-воины" и "Святой праведный Фёдор Ушаков, адмирал флота Российского" . Содержание: Русские… аудиокнига
  • Ярослав Всеволодович , Творческий коллектив радио «Маяк». Ярослав (Феодор) Всеволодович – сын Всеволода Большое Гнездо, князь переяславский, князь переяславль-залесский, великий князь киевский, великий князь владимирский, князь…

Благоверный князь Феодор Новгородский , старший брат , родился в 1218 году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте; уже в 1229 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Не прошло и года, как юным княжичам пришлось покинуть Новгород: буйные новгородцы постановили на вече призвать другого князя. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1230 г. он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль-Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей.

В 1233 году по желанию отца он должен был вступить в брак с дочерью - Феодулией. Когда гости уже собрались на свадебный пир, жених внезапно скончался. После неожиданной смерти жениха обрученная с ним княжна оставила мир, постриглась в одном из суздальских монастырей и прославилась в иноческом подвиге как (1250, память 25 сентября).

Святой Феодор был погребен в Юрьевском монастыре в Новгороде. В 1614 году шведы, разорив монастырь, разбили гробницу князя и, обретя его целым и неразрушенным, ругаясь над святыми мощами, поставили тело, "яко живо", у церковной стены. Новгородский митрополит Исидор перенес его мощи в Софийский собор, где их положили в приделе святого пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

Служба благоверному князю составлена в 1787 г. митрополитом Петербургским и Новгородским Гавриилом Петровым († 1801).

Иконописный подлинник

Москва. XVII.

Св. Феодор. Фреска Архангельского собора Московского Кремля. XVII в.

Ро-дом из Нов-го-ро-да, с Тор-го-вой сто-ро-ны. Под-ра-жая жиз-ни свя-тых, св. Фе-о-дор на-ла-гал на се-бя стро-гий пост (в сре-ду и пят-ни-цу во-об-ще ни-че-го не ел), ча-сто по-се-щал хра-мы Бо-жии и по-да-вал ще-д-рую ми-лость ни-щим. Укре-пив свои си-лы та-ки-ми бо-го-угод-ны-ми упраж-не-ни-я-ми, он при-нял на се-бя по-двиг юрод-ства. До кон-ца жиз-ни свя-той со-блю-дал пол-ную ни-ще-ту, не имея ни сво-е-го уг-ла, ни теп-лой одеж-ды. Из-ну-ряя се-бя по-стом, он всю ми-ло-сты-ню, по-лу-ча-е-мую от по-чи-та-те-лей-со-граж-дан, раз-да-вал бед-ным. По но-чам свя-той об-хо-дил нов-го-род-ские церк-ви и го-ря-чо мо-лил-ся за род-ной го-род. По сви-де-тель-ству ле-то-пис-ца, «не раз спа-са-лась его зем-ная ро-ди-на от пред-сто-яв-ших ей зол мо-лит-ва-ми угод-ни-ка Бо-жия». Об-ли-чая вза-им-ную враж-ду нов-го-род-цев, жи-те-лей Тор-го-вой и Со-фий-ской сто-рон, бла-жен-ный де-лал вид, что враж-ду-ет с бла-жен-ным Ни-ко-ла-ем Ко-ча-но-вым, ко-то-рый под-ви-зал-ся на Со-фий-ской сто-роне. Ко-гда бла-жен-но-му Фе-о-до-ру слу-ча-лось хо-дить на Со-фий-скую сто-ро-ну Вол-хов-ским мо-стом, то бла-жен-ный Ни-ко-лай гнал его на Тор-го-вую, то же де-лал и Фе-о-дор, ко-гда за-ста-вал Ни-ко-лая на сво-ей сто-роне.

Од-на-жды св. Ни-ко-лай, узнав, что бла-жен-ный Фе-о-дор на-хо-дит-ся на «его» сто-роне, стал гнать его и пре-сле-до-вать. «Спа-са-ясь» от него, бла-жен-ный Фе-о-дор по-бе-жал по ули-цам, по-том по ого-ро-дам и на-ко-нец по ре-ке Вол-хо-ву, идя по во-де, как по су-ше. Бла-жен-ный Ни-ко-лай про-дол-жал по-го-ню до по-ло-ви-ны ре-ки, а по-том бро-сил в убе-гав-ше-го ко-чан ка-пу-сты, вы-рван-ный пе-ред тем в ого-ро-де. Сво-ей мни-мой враж-дой свя-тые на-по-ми-на-ли нов-го-род-цам небла-го-вид-ность их меж-до-усо-биц, ко-то-рые ча-сто окан-чи-ва-лись кро-во-про-лит-ны-ми столк-но-ве-ни-я-ми.

Бла-жен-ный Фе-о-дор по-лу-чил от Гос-по-да дар про-зор-ли-во-сти и про-ро-че-ства. Так он пред-ска-зал нов-го-род-цам неуро-жай и по-жар, опу-сто-шив-ший ули-цы Тор-го-вой сто-ро-ны. О вре-ме-ни сво-ей кон-чи-ны свя-той был предуве-дом-лен через Ан-ге-ла Бо-жия и мир-но по-чил 19 ян-ва-ря 1392 г. Те-ло его бы-ло по-гре-бе-но у церк-ви вмч. Ге-ор-гия на Тор-го-вой сто-роне. При-хо-див-шие с ве-рой боль-ные по-лу-ча-ли здесь ис-це-ле-ния.

Полное житие блаженного Феодора Новгородского

Бла-жен-ный Фе-о-дор ро-дил-ся в XIV ве-ке в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де, на Тор-го-вой сто-роне, близ тор-го-вых ря-дов. О ро-ди-те-лях его из-вест-но толь-ко, что они бы-ли лю-ди бла-го-че-сти-вые. То об-сто-я-тель-ство, что бла-жен-ный был обу-чен чте-нию книг и имел воз-мож-ность, до вступ-ле-ния на свой глав-ный жиз-нен-ный по-двиг, сво-бод-но пре-да-вать-ся под-го-то-ви-тель-ным по-дви-гам бла-го-че-стия и меж-ду про-чим тво-рил обиль-ную ми-ло-сты-ню, поз-во-ля-ет ду-мать, что он при-над-ле-жал се-мье со-сто-я-тель-ной и за-ни-мав-шей не низ-кое об-ще-ствен-ное по-ло-же-ние в го-ро-де.

Ро-ди-те-ля-ми сво-и-ми бла-жен-ный Фе-о-дор был вос-пи-тан в стра-хе Бо-жи-ем и доб-рых на-вы-ках и «изу-чен Бо-же-ствен-но-му Пи-са-нию». Доб-рое вос-пи-та-ние и про-све-щен-ный све-том Бо-же-ствен-но-го уче-ния ра-зум да-ли осо-бое воз-вы-шен-ное на-прав-ле-ние всем его си-лам и спо-соб-но-стям. При-дя в со-вер-шен-ный воз-раст, Фе-о-дор ре-шил все-це-ло по-свя-тить се-бя на слу-же-ние Бо-гу. Под-ра-жая жиз-ни свя-тых, он на-ло-жил на се-бя по-сто-ян-ный стро-гий пост, при-ни-мал пи-щу лишь один раз в день, по за-хо-де солн-ца, а в сре-ду и пят-ни-цу со-всем ни-че-го не вку-шал; ча-сто хо-дил к цер-ков-ным служ-бам, по-се-щал для мо-лит-вы окрест-ные оби-те-ли и за-бо-тил-ся о бед-ных, по-да-вая обиль-ную ми-ло-сты-ню нуж-да-ю-щим-ся, осо-бен-но же юро-ди-вым Хри-ста ра-ди, ко-то-рых он лю-бил, по-дви-гам ко-то-рых стре-мил-ся под-ра-жать. Укре-пив свои си-лы та-ки-ми упраж-не-ни-я-ми, он при-нял на се-бя ве-ли-кий и труд-ный по-двиг юрод-ства, до-ступ-ный толь-ко лю-дям вы-со-ко-го нрав-ствен-но-го со-вер-шен-ства.

По-двиг юрод-ства бла-жен-ный Фе-о-дор про-хо-дил там же, где жил ра-нее, на Тор-го-вой сто-роне Нов-го-ро-да. Он про-во-дил все вре-мя под от-кры-тым небом, не имея кро-ва и при-ста-ни-ща, по-лу-на-гой и бо-сой под до-ждем и сне-гом, в зной и мо-роз. Со-блю-дая пол-ную ни-ще-ту и из-ну-ряя се-бя по-стом, он всю ми-ло-сты-ню, по-лу-ча-е-мую от по-чи-та-те-лей-со-граж-дан, раз-да-вал бед-ным. Но-чью ма-ло спал, но об-хо-дил хра-мы, мо-лясь за род-ной го-род и жи-ву-щих в нем, про-ся у Гос-по-да из-бав-ле-ния от на-ше-ствия ино-пле-мен-ных, меж-до-усоб-ной бра-ни, от го-ло-да и по-жа-ра. Днем же юрод-ство-вал на мно-го-люд-ных ули-цах и рын-ках. Неред-ко за свои стран-ные и сме-лые дей-ствия и ре-чи, имев-шие скры-той це-лью на-зи-да-ние и спа-се-ние ближ-них, бла-жен-ный при-ни-мал оскорб-ле-ния - толч-ки и по-бои, но пе-ре-но-сил их тер-пе-ли-во, мо-лясь за при-чи-няв-ших ему оби-ды.

Ча-сто Фе-о-дор юрод-ство-вал вме-сте с бла-жен-ным Ни-ко-ла-ем Ко-ча-но-вым, ко-то-рый од-новре-мен-но с ним под-ви-зал-ся в Нов-го-ро-де, но на дру-гой, Со-фий-ской, сто-роне. Оба свя-тые де-ла-ли вид, что нена-ви-дят друг дру-га, и по-сто-ян-но на-хо-ди-лись в мни-мой борь-бе. Ко-гда бла-жен-ный Ни-ко-лай при-хо-дил на Тор-го-вую сто-ро-ну, Фе-о-дор бе-жал вслед за ним и про-го-нял его до по-ло-ви-ны вол-хов-ско-го мо-ста, го-во-ря: «Не хо-ди на мою сто-ро-ну, жи-ви на сво-ей».

По-доб-ным же об-ра-зом по-сту-пал и Ни-ко-лай, ко-гда за-ме-чал Фе-о-до-ра на Со-фий-ской сто-роне. Один слу-чай дал по-вод уве-ко-ве-чить эти вза-им-ные от-но-ше-ния в про-зва-нии бла-жен-но-го Ни-ко-лая «Ко-ча-но-вым». Ка-кой-то жи-тель Со-фий-ской сто-ро-ны об-ра-тил-ся к бла-жен-но-му Фе-о-до-ру с прось-бой по-се-тить его дом. Фе-о-дор сна-ча-ла от-ка-зал-ся ид-ти за ре-ку, ссы-ла-ясь на враж-деб-ность к нему бла-жен-но-го Ни-ко-лая, но за-тем усту-пил уси-лен-ным прось-бам и по-шел вме-сте с при-гла-шав-шим. В это вре-мя бла-жен-ный Ни-ко-лай юрод-ство-вал на ули-цах. Услы-шав о при-хо-де на Со-фий-скую сто-ро-ну сво-е-го про-тив-ни-ка, он быст-ро отыс-кал Фе-о-до-ра и стал бить его пле-тью, взя-той у про-ез-жав-ше-го ми-мо всад-ни-ка, при-го-ва-ри-вая: «За-чем ты, Фе-о-дор, при-шел на на-шу сто-ро-ну, или ты хо-чешь что украсть у нас?»

Укры-ва-ясь от Ни-ко-лая, бла-жен-ный Фе-о-дор по-бе-жал по ули-цам, по-том по ого-ро-дам и на-ко-нец по ре-ке Вол-хо-ву, идя по во-де, как по су-ше. Ни-ко-лай про-дол-жал по-го-ню до по-ло-ви-ны ре-ки и от-сю-да бро-сил в скры-вав-ше-го-ся бег-ле-ца вы-рван-ный пе-ред тем в ого-ро-де ко-чан ка-пу-сты. Ви-дя, что Фе-о-дор взял ко-чан
с со-бою, он дол-го сто-ял и кри-чал ему вслед: «Фе-о-дор, от-дай ко-чан ка-пу-сты, - мой он, а не твой». По-сле это-го слу-чая на-род про-звал бла-жен-но-го Ни-ко-лая «Ко-ча-но-вым».

Цель этой ви-ди-мой нена-ви-сти и борь-бы свя-тых за-клю-ча-лась в том, чтобы на-гляд-но по-ка-зать неле-пость той вза-им-ной враж-ды, ко-то-рая весь-ма ча-сто в воль-ном Нов-го-ро-де по незна-чи-тель-ным по-во-дам раз-де-ля-ла меж-ду со-бою бра-тьев-со-граж-дан и при-во-ди-ла их да-же к во-ору-жен-ным и кро-во-про-лит-ным столк-но-ве-ни-ям.

Бла-жен-ный Фе-о-дор по-лу-чил от Гос-по-да дар про-зре-ния и про-ро-честв. Ино-гда, ви-дя умно-же-ние без-за-ко-ния в лю-дях, он го-во-рил: «Бе-ре-ги-те хлеб, до-рог бу-дет хлеб». Дей-стви-тель-но, на-сту-пал го-лод. Ино-гда же пред-ска-зы-вал: «Все это ме-сто бу-дет чи-сто, хо-ро-шо бу-дет хлеб да ре-пу се-ять». И по-сле то-го слу-чал-ся по-жар. Мно-гим без-дет-ным жен-щи-нам он пред-ре-кал рож-де-ние де-тей, го-во-ря: «Мо-лись Бо-гу, даст Бог сы-на», или: «Мо-лись Бо-гу, даст Бог дочь».

О вре-ме-ни сво-ей кон-чи-ны бла-жен-ный Фе-о-дор был предуве-дом-лен через Ан-ге-ла Бо-жия. Об-ра-до-ван-ный этим из-ве-ще-ни-ем, он про-дол-жал днем юрод-ство-вать на ули-цах, го-во-ря всем: «Про-щай-те, я да-ле-ко иду».

Но-чи же про-во-дил без сна, об-хо-дя хра-мы и мо-лясь о се-бе и граж-да-нах. 19 ян-ва-ря 1392 го-да по-сле-до-ва-ла его бла-жен-ная кон-чи-на. Те-ло его, как и за-ве-щал бла-жен-ный, по-гре-бе-но близ тор-жи-ща при хра-ме свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия. С те-че-ни-ем вре-ме-ни над гро-бом бы-ла вы-стро-е-на ча-сов-ня с ка-мен-ной гроб-ни-цей, и при-хо-див-шие с ве-рою боль-ные по-лу-ча-ли здесь ис-це-ле-ния. В но-вой ка-мен-ной ча-совне, по-стро-ен-ной в 1832 го-ду на ме-сте древ-ней, и ныне по-чи-ва-ют под спу-дом мо-щи бла-жен-но-го Фе-о-до-ра. Тор-го-вые лю-ди Нов-го-ро-да счи-та-ют его сво-им по-кро-ви-те-лем и осо-бен-но чтут его па-мять.

Име-ет-ся ру-ко-пис-ная служ-ба бла-жен-но-му Фе-о-до-ру, со-став-лен-ная не ра-нее вто-рой по-ло-ви-ны XVI ве-ка, быть мо-жет, од-новре-мен-но с уста-нов-ле-ни-ем ему мест-но-го цер-ков-но-го празд-но-ва-ния, со-вер-ша-е-мо-го 19 ян-ва-ря/1 фев-ра-ля.