Союз православных хоругвеносцев. Нижегородские хоругвеносцы в начале пути. Кто такие православные хоругвеносцы

Союз православных хоругвеносцев. Нижегородские хоругвеносцы в начале пути. Кто такие православные хоругвеносцы
Союз православных хоругвеносцев. Нижегородские хоругвеносцы в начале пути. Кто такие православные хоругвеносцы
Владимирское Общество хоругвеносцев при Владимирском Кафедральном соборе основано 15 июля 1889 г. Симеоном Прокофьевичем Паниным.
В 1892 г. учреждено общество хоругвеносцев в городе .
В 1901 г. возникло общество хоругвеносцев при Успенском женском монастыре во Владимире.

Владимирское Общество хоругвеносцев в 1899 г.: «Председатель – Семен Прокофьевич Панин. Члены распорядители: Мих. Дм. Гончаров; Иван Петр. Николаев. Казначей – Никифор Васил. Ильин. Делопроизводитель – колл. ассес. Михаил Ег. Миртов (29 августа 1849 – 18 марта 1916)».

Речь, произнесенная перед благодарственным молебном по случаю исполнившегося 25-летия со времени учреждения первого Владимирского Общества Хоругвеносцев 15-го июля 1914 года

Долг имею приветствовать Вас, достопочтенные представители Первого Владимирского Общества Хоругвеносцев, от лица Кафедрального собора с исполнившимся сегодня двадцатипятилетием со дня учреждения Вашего Общества!
Много добра оказало Общество для Кафедрального собора за истекшее 25-летие пожертвованием массивных, величественных серебро-позолоченных святых хоругвей, величественных и дорогих св. икон и другими жертвами. Много способствовало оно возникновению благолепия Владимирских крестных ходов. Сколько десятков тысяч народа привлекают эти крестные ходы в настоящее время, например, 21 мая и 16 июня! Сколько глубоких вздохов, слез умиления вызывают они в православных людях не только нашего града, но и всего Владимирского края, и тем способствуют развитию в народе религиозного чувства и благочестия.
Не мало добра, не мало пользы Вы принесли и себе, и семьям своим, и всему местному обществу. Не столько материальными жертвами и личным трудом, сколько участием в крестных ходах, прикосновением к святыне Вы открывали для себя путь к возрождению духовному, очищению своих сердец, к обновлению своих духовных и телесных сил. Обновленные, освященные благодатию, умиротворенные в совести, Вы шли в свои семьи и несли сюда с собой лучи святыни, свет веры, огонь любви к Господу, любви к храму Божию и к богослужению церковному. Сами питаясь от святыни, естественно, Вы питали ее и семейных и домашних своих, тем утверждая и в них и в народе веру в Бога, надежду на Него, любовь к Нему,- тот несокрушимый, единый верный фундамент, на котором созидается счастье людей земное, временное и блаженство их вечное.
Слава, честь и многая лета живым и вечная память усопшим Хоругвеносцам!
Да благословит Господь труды и усердие Ваше! Да процветает и развивается Ваше общество! Да утверждаются и укрепляются в сознании детей Ваших и всех православных те высокие начала и цели, которые преследуются Обществом Хоругвеносцев.
Священник Василий Богословский.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 31 (2 августа 1914 г.)

4 июля 1901 г. утвержден Устав Второго Владимирского Общества хоругвеносцев . Общество учреждено при

В новостных сообщениях время от времени упоминается “Союз православных хоругвеносцев” – его участники выступают против гей-парада и “Гарри Поттера”, сжигают портрет Чикконе-Мадонны. Насколько действия этого союза поощряются Русской Православной Церковью? Действуют ли хоругвеносцы полностью самостоятельно или же их действия получают общецерковное одобрение?

Протоиерей Всеволод Чаплин разъясняет, что организация хоругвеносцев имеет церковное одобрение, однако не со всеми действиями Союза он согласен:

Союз православных хоругвеносцев имеет церковное одобрение, эта организация входит в состав Совета православных церковных объединений при Отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества.

Я не могу подписаться под каждым их действием и каждым выступлением. Организация творческая, она любит откликаться на разные события общественной и культурной жизни общества. Состоит, в основном, из классических интеллигентов, хотя и предстает в «простонародном» обличии.

Находимся с ними в диалоге, иногда по каким-то вопросам с ними спорим. Но, как известно, в нашей Церкви есть совершенно разные люди – от крайне консервативных до крайне либеральных. Надеюсь, что все эти люди, несмотря на разницу позиций и отношения к тем или иным явлениям общественной жизни, будут едины в главном – в вере и в братском духе, будут действовать вместе перед лицом тех вызовов, с которыми сталкивается Церковь.

Протодиакон Александр Агейкин , комментируя акцию СПХ против политического молебна у храма Христа Спасителя, : “У них любимые акции - возле храма. Головные уборы красивые, прочая атрибутика - для них это важно. Важнее мира в сердце, наверное”.

Протоиерей Алексий Уминский о сожжении хоругвеносцами портрета певицы Мадонны: “Иначе, как глупость, плохое воспитание, дурной тон, я такие поступки назвать не могу. Это одна из форм выражения обычной животной агрессии, одно из проявлений загнанного в подсознание агрессивного поведения. Когда человек сжигает чей-то портрет, на самом деле он подсознательно желает уничтожить другого, поэтому говорить, что они выступают против греха - лукаво.

Другое дело, когда человек выражает свою позицию даже в пикете - тогда можно сказать, что он протестует против греха.

Но здесь мы видим, как совершается акт сожжения, что сразу напоминает костры инквизиции, фашистские костры. Это уже акты патологического мышления, с которыми надо обращаться к психиатру.

Мне кажется, если человек проявляет своё православие именно таким образом, его нужно лечить. Более того, если быть последовательным, получается, что тогда надо реагировать подобным образом на каждую передачу по телевидению, на каждую книгу. Это же несерьёзно.

Единственное, что я могу посоветовать - побороться со своим собственным грехом. Те, кто начинает проявлять агрессию вовне, словно заявляют, что у них никаких грехов уже нет, раз вместо того, чтобы бороться со своими грехами, они борются с грехами другого человека. А обратить внимание следует в первую очередь на себя”.

Справка

Союз Православных Хоругвеносцев создан в 1992 году по благословению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

Главная цель деятельности – “укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи”. “Мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности”.

Главой и основателем Союза Православных Хоругвеносцев является Леонид Донатович Симонович-Никшич.

20 декабря 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Леонида Симоновича-Никшича орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

Подготовили Ирина Кислина, Ксения Кириллова

Союз православных хоругвеносцев (СПХ) – организация ультраправославных фундаменталистов-монархистов. Лидер – Леонид Симонович (именующий себя «Симонович- Никшич»), председатель Союза православных братств.

СПХ выступает за реставрацию монархии и превращение России в православное теократическое государство. Ведет борьбу против атеистов, современного искусства, представителей сексуальных меньшинств и прочей «западной заразы». В реальности является преимущественно карнавальной организацией, знаменит театрализованными уличными акциями и экзотическими одеждами своих членов.

Члены Союза не чужды насилию, в частности, провоцировали драки с оппонентами во время митингов, пикетов и т.п.

СПХ наладил бизнес по массовому производству футболок с различной православно-фундаменталистской и монархической символикой. Союз использует большое количество символов, из которых наиболее известны «Православие или смерть!» и «Будь верен до смерти». Официальная эмблема организации не получила широкого распространения. «Православие или смерть!» содержит изображение глядящих на три стороны «голов Адама» (то есть черепов с кинжалами в зубах) со скрещенными костями под ними – символ стремления бороться до конца. Головы окружены надписями «Православие или смерть!» по-русски и по-гречески, изображение увенчано православным крестом. «Головы Адама» были отличительным знаком «батальонов смерти» царской армии в Первой мировой войне и в Белой армии во время Гражданской войны. «Будь верен до смерти» представляет собой крест, собранный из свастического меандра, вписанный в круг из слов (что воспроизводит структуру кельтского креста). Сверху изображение увенчано короной Российской империи, снизу размещена монограмма НII, то есть «Николай II». Под кругом – «голова Адама».

Союз Русского Народа

Фотография оригинального значка образца начала века Союз русского народа (СРН) – ультраправая православно-монархистская антисемитская организация, создана в ноябре 2005 года. Провозглашает себя преемником дореволюционной черносотенной организации Союз русского народа (1905–1917). По сравнению с идеологией дореволюционного СРН идеология ныне действующей организации обогатилась более выраженным расизмом и «антимондиализмом» (агрессивным неприятием западной цивилизации и глобализации). Первым руководителем СРН был избран известный в праворадикальных кругах скульптор-монархист, лидер «Соборного движения» Вячеслав Клыков, после его смерти в 2006 году СРН возглавил генерал Леонид Ивашов. В ноябре 2006 года группа радикалов во главе с Леонидом Симоновичем, лидером Союза православных хоругвеносцев (см.), и Николаем Курьяновичем, в тот момент – депутатом Государственной Думы (избран по списку Либерально-демократической партии России, ЛДПР, исключен из партии и фракции в октябре 2006 года), откололась от СРН и создала организацию под названием «Свято-Сергиевский Союз русского народа». Свято-Сергиевский СРН отличается более высоким уровнем ксенофобии и агрессивностью. Осенью 2006 года внутри СРН возникла фракция во главе с радикально настроенным православным публицистом, автором знаменитого антисемитского «письма пятисот» Михаилом Назаровым и издателем антисемитской газеты «Русь Православная» Константином Душеновым. В марте 2007 года эта фракция организационно оформилась, захватив Московское отделение СРН, председателем которого стал М. Назаров. На МО СРН стали ориентироваться сторонники фракции в других городах. Фактически сейчас СРН расколот на две части: «умеренных» антисемитов-государственников, сторонников президента во главе с Л. Ивашовым и
радикальных антисемитов и ксенофобов, считающих, что власть в России захвачена «сионистским кагалом», во главе с М. Назаровым. «Умеренная» часть мало склонна к насилию, предпочитая взаимодействие с официальными структурами, радикалы более агрессивны. Наибольшую склонность к насилию проявляют члены Свято-Сергиевского СРН. Все три группы используют в качестве эмблемы организации значок дореволюционного Союза русского народа: изображение Георгия-Победоносца, поражающего копием змия; над изображением помещены императорская корона и православный крест. В качестве флага принят императорский черно-желто-белый штандарт.


ВНЕПАРТИЙНЫЕ СИМВОЛЫ



Кельтский крест и легионерский салют

Кельтский крест используется многими праворадикальными организациями, равно как и нацистское приветствие (некоторые организации, такие как ДПНИ, несколько замаскировали этот жест, заменив раскрытую ладонь кулаком).

«Мертвая голова»

Эмблема дивизии СС «Мертвая голова» (Totenkopf) в различных вариациях. Некоторые ультраправые, открещиваясь от прямых ассоциаций с нацистами, утверждают, что символ перенят у сербских националистов-четников.

Руны

Мьелльнир («Молот Тора»)

Также популярен как эмблематический и орнаментальный элемент, в том числе в татуировках.

Солярные символы

Воин белого сопротивления

Воин белого (арийского) сопротивления – различные изображения вооруженного человека в маске, классический образ борца с «сионистским оккупационным правительством» (ZOG). Заимствован отечественными ультраправыми в англо-саксонском мире. Популярен в среде наци-скинхедов.

Татуировки

Подавляющее большинство татуировок русских наци-скинхедов носит орнаментальный характер (так называемый кельтский стиль), но у наиболее идеологизированных в ходу и идеологически нагруженные татуировки, такие как свастика, кельтский крест, тевтонский крест, отдельные руны (обычно Зиг или Одал), портрет Гитлера, криптонимы (88, 14/88, 18), надписи Skinhead, White Power, True till death, Gott mit uns, RAHOWA (Racial Holy War), изображение сжатого кулака, волчьей головы и т.п. Часто надписи выполняются славянской вязью или готическим шрифтом. Популярны и символы субкультуры скинхедов вообще, не обязательно нацистского варианта субкультуры: изображение бульдога, шнурованного ботинка на толстой подошве, аббревиатуры A.С.А.В. (All cops are bastards, «Все менты – ублюдки»).

21.06.2013 3284

Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского. Фото 2006 г.

Великокняжеский храм — один из самых своеобразных по архитектуре и красивых в Ельце. Вместе со стоящим рядом Домом призрения он является настоящим символом купеческой благотворительности. Сооружением этого комплекса Елец обязан своему знаменитому гражданину — купцу первой гильдии, потомственному почётному гражданину, коммерции советнику Александру Николаевичу Заусайлову, взявшему на себя все расходы по строительству. Храм сооружён в память посещения в 1909 г. Ельца великим князем Михаилом Александровичем — братом императора Николая II.

Инициатива возведения храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев. Освящён он во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского — небесных покровителей великого князя Михаила Александровича и строителя храма — Александра Николаевича Заусайлова.

Елецкое общество хоругвеносцев было учреждено в сентябре 1907 г. «По указу Его императорского Величества, самодержца Всероссийского за № 16652…» с целью «…достижения и поддержания благолепия, во время крестных ходов и общественных молений, в городе Ельце совершаемых». В состав его входили до 500 членов из разных слоев городского населения, которые стремились окружить «должным благоговением свои святыни и общими усилиями их оберегать». Первым почётным председателем общества был избран Преосвященный Митрофан (Афонский), епископ Елецкий, почётным членом — Орловский губернатор Сергей Сергеевич Андреевский, первым старшиной — Глеб Дмитриевич Фёдоров. Почётные и действительные члены общества для торжественных случаев имели кафтан русского покроя из темно-синего сукна с бархатным того же цвета воротником и обшлагами, обложенными серебряным галуном. Общество хоругвеносцев имело специальный нагрудный знак.

Великий князь Михаил Александрович. Фото 1910-х гг.

В сентябре 1909 г. Елецкое общество хоругвеносцев решило отправить депутацию в г. Орёл с целью представления великому князю Михаилу Александровичу, командовавшему там 17-м Черниговским гусарским полком, и Преосвященному Александру (Головину), епископу Орловскому и Севскому. Был подготовлен краткий отчёт о деятельности общества с 1 января 1908 г. по 16 сентября 1909 г. и адрес великому князю. Депутатами для поездки были избраны елецкий городской голова — потомственный почётный гражданин Николай Петрович Ростовцев, генерал — майор Николай Константинович Парамонов, протоиерей Василий Рязанов, старшина общества Глеб Дмитриевич Фёдоров, его помощники — Дионисий Фёдорович Рощупкин и Николай Гаврилович Быстров, казначей общества Иван Константинович Орлов, регент хора Сретенской церкви Пётр Ильич Астахов и хоругвеносец Аргамаченской слободы Василий Яковлевич Поваляев.

Владыка Александр, которого 16 сентября первым посетила елецкая делегация, преподал каждому из членов в отдельности своё архипастырское благословение и передал свое святительское благословение всем елецким хоругвеносцам и всем православным жителям г. Ельца. После этого депутация отправилась к великому князю Михаилу Александровичу. В приёмном зале ельчане во главе с Преосвященным Митрофаном и встретили брата императора, который приехал прямо с кавалерийского учения в гусарской форме. Встреченный низким поклоном депутации, он приветствовал всех поклоном и выслушал речь Владыки Митрофана, представившего елецких хоругвеносцев. После этого протоиерей Василий Рязанов прочитал адрес, а в заключение попросил великого князя изъявить согласие на принятие общества под августейшее покровительство. Михаил Александрович принял адрес, устав и знак общества, а затем икону святителя Тихона Задонского, освящённую 29 августа 1909 г. на мощах Задонского чудотворца во время паломничества ельчан в Богородицкий монастырь. Великий князь с благоговением приложился к поднесённому образу и подошёл к епископу Митрофану под благословение.

Александр Николаевич Заусайлов. Фото начала XX в.

На просьбу же ельчан покровительствовать обществу он ответил следующее: «Я изъявляю свое согласие быть покровителем Елецкого общества хоругвеносцев, но утверждение меня в этом звании зависит от Государя Императора; поэтому я буду просить моего Любезного Брата, Моего и вашего Государя утвердить Меня в этом звании, и надеюсь, что Моё и ваше желание будет исполнено». Сделав общий поклон, его императорское высочество на прощание удостоил рукопожатия всех членов депутации. После аудиенции депутация посетила губернатора — Сергея Сергеевича Андреевского, который обещал содействовать полезной деятельности общества и согласился сфотографироваться вместе с депутатами.

По возвращении делегации в Елец 20 сентября т. г. в зале Елецкой городской думы прозвучало сообщение о поездке, после чего была отправлена благодарственная телеграмма великому князю Михаилу Александровичу с приглашением посетить Елец.

Приглашение было принято на удивление быстро, и город стал готовиться к приезду августейшего гостя. В 9 часов утра 2 октября 1909 г. его высочество великий князь Михаил Александрович прибыл в Елец на главный вокзал. Оттуда он сразу отправился в Вознесенский собор, где настоятельницею Елецкого Знаменского монастыря игуменьей Рафаилою ему была преподнесена икона Знамения Пресвятой Богородицы, а обществом хоругвеносцев — альбом с фотографическими снимками всех елецких городских храмов, монастырей и часовен. Для отдыха великий князь остановился в доме Александра Николаевича Заусайлова, потом посетил гимназии — мужскую и женскую, приют, дом офицерского собрания и присутствовал на молебне по случаю пожалования государем императором Нежинскому гусарскому полку серебряных Георгиевских труб за отличие в военных действиях против японцев.

Приезд великого князя всколыхнул в Ельце волну верноподданнических чувств, результатом которой и стало сооружение прекрасного храма. Но вначале 9 октября 1909 г. Елецкая городская дума решила переименовать улицу Орловскую в Великокняжескую. Затем общество хоругвеносцев возбудило ходатайство перед городскими властями о передаче ему часовни на Успенской улице. Часовня была выстроена обществом елецких ремесленников в память императора Александра II и указом Орловской духовной консистории от 27 сентября 1882 г. за № 14163 приписана к Преображенской церкви. Хоругвеносцы попросили также передать им прилегающий к часовне участок земли для сооружения на нём храма в память приезда в Елец великого князя Михаила Александровича. Инициатива эта встретила столь единодушную поддержку ельчан, что уже 9 октября постановлением Елецкой городской думы обществу хоругвеносцев была передана усадьба, а 17 октября представители городской думы передали обществу и здание часовни.

Через месяц — 10 ноября 1909 г. — было опубликовано объявление о закладке в 12 часов 15 ноября т. г. храма в честь свв. Михаила Тверского и Александра Невского. . При этом проект храма, заказанный орловскому епархиальному архитектору Э. Вильфарту, ещё не был готов.

Торжества, связанные с закладкой храма, стали настоящим событием в жизни не только города. Вот как писали об этом «Орловские епархиальные ведомости»: «15 ноября 1909 г. в городе Ельце произошло событие, может, пока единственное в истории русских хоругвеносцев. В этот день состоялась закладка собственного храма Елецкого общества хоругвеносцев во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Слухи о том, что елецкие хоругвеносцы собираются строить свой храм в память посещения 2 октября 1909 года Ельца Его Императорским Высочеством, Великим Князем Михаилом Александровичем, носились ещё в начале октября 1909 года; всех сильно интересовало, как хоругвеносцы возьмутся за такое важное дело, на какие средства … справятся ли хоругвеносцы с таким делом, когда исторический Иверский храм строится уже 14 лет и никак не достроится». Но опасения были напрасными — все финансовые затраты намеревался взять на себя Александр Николаевич Заусайлов, а организационную сторону дела и многочисленные хлопоты взвалил на свои плечи старшина общества хоругвеносцев Глеб Дмитриевич Фёдоров.

Успенская улица до начала строительства Великокняжеского храма. Слева — Царская часовня. Фото начала XX в.

Накануне закладки храма были «разостланы ковры для высокопоставленных особ, заборы и прилегающие строения задрапированы полотнами национальных цветов, колышется множество флагов, рабочие с фонарями спешно заканчивают свои дела, разбрасывают хвойные ветки, сколачивают барьеры».

На торжество по пригласительным билетам собралось около 1500 человек. Прибыли также епископ Митрофан (Афонский) и орловский губернатор С.С. Андреевский.

К 9 часам утра к Вознесенскому собору начали стягиваться хоругвеносцы церквей — Покровской, Введенской, Преображенской, Сретенской, Успенской, Иверской с хоругвями и со святынями хоругвеносцев — иконами святителя Тихона Задонского и благоверной Анны Кашинской.

Проект Великокняжеского храма. Северный фасад. 1909 г. Архитектор Э. Вильфарт

По окончании литургии из собора двинулся крестный ход к месту закладки, впереди 8 пар лучших хоругвей, святые иконы, 18 пар священников, за ними Владыка Митрофан, далее начальник губернии Андреевский, генералитет, чиновники Ельца, а замыкал шествие взвод гусар с хором военной музыки. По обеим сторонам от крестного хода «толпились густые стены народа». На месте будущего храма двор до тесноты уже был наполнен богомольцами, крестный ход с трудом вошёл под шатёр, разбитый над местом будущего алтаря, и начался величественный чин основания храма. Безвозмездно пел хор регента-хоругвеносца П.И. Астахова. «Основывается церковь сия во славу Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в честь и память святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского», — громко возглашает Владыка, полагая первый камень в основание храма. После этого Владыка Митрофан обошёл вокруг будущего храма, призывая Божие благословение и окропляя основания будущих стен святою водою. По окончании чина Преосвященный Митрофан сопровождал крестный ход обратно в собор.

На торжественном завтраке, состоявшемся после закладки храма, губернатор от имени великого князя Михаила Александровича передал благодарность Преосвященному председателю общества епископу Митрофану, строителю храма А.Н. Заусайлову и всему обществу елецких хоругвеносцев, пожелал успешного окончания задуманного. На это Александр Николаевич Заусайлов поспешил ответить, что он «употребит всё свое умение и силы, чтобы оправдать высокое доверие Его Высочества».

Вид задней алтарной стены Великокняжеского храма с востока

Присутствовавшие отправили телеграммы с выражением верноподданнических чувств государю императору и великому князю Михаилу. В ответ были получены телеграммы от царя и великого князя: «Елец. Господину Орловскому губернатору. Из Орла. № 1016. 15 ноября 1909 года. Благодарю Вас за телеграмму и прошу Вас передать мою сердечную благодарность Его Преосвященству, строителю храма Александру Заусайлову и всем собравшимся за выраженные чувства, меня искренне тронувшие. От души желаю полного успеха начатому сооружению храма и ещё раз сердечно благодарю щедрого жертвователя. Михаил».

Великокняжеский храм задумывался как продолжение Царской часовни. Проект его был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом, который состоял в этой должности с 1903 г.

Следует отметить те сложности, с которым столкнулся архитектор при проектировании храма. Церковь была задумана как домовая, соединённая с рядом стоящим домом, принадлежавшим обществу хоругвеносцев. Участок под храм имел небольшие размеры: по красной линии 13 саж. 2 арш. и в глубину квартала 17 саж. С юга к церкви примыкал участок священника Архангельского, куда должна была стекать вода с крыши храма. Всё это наложило свой отпечаток на проект. Храм получился асимметричным. Южная его стена была продолжением стены часовни, а северная сильно выдавалась.

Проект Великокняжеского храма. Разрез. 1909 г. Архитектор Э. Вильфарт

Вильфарт закончил выполнение проекта 24 ноября 1909 г., а 31 декабря он был уже представлен на рассмотрение в строительный комитет МВД. Почётный председатель Елецкого общества хоругвеносцев епископ Елецкий Митрофан ходатайствовал перед комитетом о скорейшем утверждении представленного проекта.

Проект был рассмотрен 21 января 1910 г., а 29 числа подготовлено письмо с замечаниями. В нём отмечалось, что церковь не может быть домовой, так как по размерам и площади «значительно превышает величину дома, к которому примыкает». Несимметричность плана по продольной оси делала некрасивым иконостас и, самое главное, вызывала «неодинаковое давление на северную и южную части фундамента, что предполагало неравномерную осадку и разрушение стен. Признана была недостаточной и 2-х аршинная ширина винтовых лестниц на хоры, на звонницу и в подвал. Показались недостаточными и размеры алтаря – «нужна ризница». Рекомендовалось отказаться от боковых окон на втором ярусе храма, уменьшить толщину сводов до 2,5 кирпичей и убрать лишние связи, изменить неудобный подход по чердаку к звоннице, разработать систему отопления и вентиляции.

Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского. Фото 1910-х гг.

В тот же день общество хоругвеносцев обратилось к своему августейшему покровителю — великому князю Михаилу Александровичу с просьбой о содействии в ускорении утверждения проекта. И в тот же день комитет возвратил проект орловскому губернатору, признав его «подлежащим исправлению» и рекомендовав епархиальному начальству «войти с представлением в Св. Синод об испрошении Высочайшего соизволения». Об этом же 6 февраля комитет сделал доклад управляющему делами великого князя Михаила Александровича.

Выполнение всех требований строительного комитета привело к сносу старого здания общества хоругвеносцев и незначительным изменениям объёмно-пространственной композиции храмового комплекса: звонница перенесена с алтарной части в северо-западный угол храма, несколько упростился каменный декор, исчезли украшения из майоликовых плиток с геометрическим орнаментом на фризе и надписи на подпружных арках «Да будут очи твоя отверсты на сей храм» и «Приидите ко мне все трудящиеся и обремененные аз упокою вас», завершения в виде корон на малых главках заменили на простые. Управляющий делами великого князя, которому тот поручил согласование проекта, потребовал от заместителя министра внутренних дел А.И. Лыкошина ускорить его принятие строительным комитетом. В докладе комитета на имя Лыкошина все замечания были представлены и определено, что строительство храма возможно лишь минуя нормы по высочайшему соизволению. Такое разрешение вскоре было дано и стало возможно начинать строительство храма.

Вид на Александро-Михайловскую церковь с Успенской улицы. Фото 1910-х гг.

Был разобран стоящий севернее часовни дом, расчищена площадь для строительства, и начато рытье котлована. Над местом строительства был сооружён деревянный отапливаемый «шатёр», что позволило вести работы без остановки всё зимнее время 1909 -1910 гг.

В субботу 20 февраля 1910 г., в Елец вновь прибыли великий князь Михаил Александрович, его сестра великая княгиня Ольга Александровна с мужем — принцем Петром Александровичем Ольденбургским. Целью их приезда был осмотр строительной площадки, где ускоренными темпами возводился Великокняжеский храм. Высокие гости сначала направились в Вознесенский собор, где их встретил епископ Елецкий Митрофан и при «огромном стечении публики и учащихся всех учебных заведений» Ельца был отслужен молебен.

Свечной ящик Александро-Михайловской церкви. Фото начала XX в.

В 4 часа пополудни высокие гости прибыли на строительную площадку, где великого князя встретили хлебом-солью с золотой пластиной и надписью на ней: «Своему августейшему покровителю», а Заусайлов подарил великой княгине Ольге Александровне и принцу Ольденбургскому иконы Елецкой Божией Матери и красивую папку с уставом, отчётами и брошюрой о деятельности Общества хоругвеносцев. Затем гости осмотрели постройку, где великому князю Михаилу Александровичу были представлены архитектор и первый строитель Царской часовни Охотников, которому исполнилось уже 84 года. На обеде в доме А.Н. Заусайлова гости расписались в специальной книге посетителей строящегося храма, а местный фотограф Кунце поднёс великому князю Михаилу Александровичу альбом с фотографиями, запечатлевшими первое его посещение Ельца в октябре 1909 г. . После этого гости присутствовали на спектакле в 18-ом Нежинском гусарском полку и поездом уехали в Орёл.

Первоначально планировалось закончить кладку храма к 1 марта 1910 г., а отделку к августу того же года. Художнику Васнецову было заказано несколько икон для строящегося храма.

Желая получить для нового храма святыню, 31 января епископ Елецкий Митрофан обратился к архиепископу Тверскому и Кашинскому Алексию с просьбой подарить для строящегося храма иконы с частью мощей св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского.

Александро-Михайловская церковь и дом призрения. Открытка 1910-х гг.

В Тверь отправилась депутация общества хоругвеносцев в составе протоиерея Василия Рязанова, священника Николая Фёдоровича Протасова, диакона Бориса Федотовича Шаповалова, старшины общества хоругвеносцев Глеба Дмитриевича Фёдорова и хоругвеносца Николая Сергеевича Боева.

Проездом через Москву они побывали в магазине Оловянишникова, где взяли давно заказанную икону св. благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского, «художественной живописи на кипарисной доске, размером 13 вершков ширины и 17 вышины в дубовом киоте», более 20 икон и 100 картин с изображением св. благоверного кн. Михаила для освящения их на мощах, серебряный вызолоченный ковчежец в виде звезды для вложения святых мощей, молебные крест, Евангелие и пелену. Для приношения в Твери к раке св. благоверного князя Михаила Ярославича была заказана серебряная с позолотой и эмалевыми изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя лампада. На ней славянскими буквами написано: «Святый Благоверный княже Михаиле, моли Бога о граде Ельце», а внизу по ободку надпись: «Сооружена Елецким обществом хоругвеносцев».

Хоругвеносцы в Великокняжеском храме. Фото 1910-х гг.

В Твери, где в первый день Пасхи 1759 г. небесный покровитель Ельца святитель Тихон Задонский получил чрез архиепископа Тверского Афанасия указание на своё архиерейство, состоялась торжественная служба и вложение полученной частицы святых мощей в икону, о чём ельчанами было получено свидетельство: «Свидетельство. 1910 г. марта 13 дня в Тверском соборе вложена частица святых мощей св. Благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского в икону сего святого для Михайло-Александровской церкви Елецкого общества хоругвеносцев, состоящего под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича, что удостоверяется…» Ельчане в свою очередь в торжественной обстановке подарили к раке святого лампаду, и депутация отбыла в Елец.

В день прибытия в Елец на вокзале икону встречали гусары с оркестром. В зале 1-го класса состоялся первый молебен, после которого крестный ход проследовал к храму. У Сретенской церкви его встретил Преосвященный епископ Митрофан. По главным улицам Ельца в третьем часу крестный ход прибыл к Царской часовне, где воздвигался храм во имя благоверных князей. Ещё ранее, в июле 1909 г., из г. Кашина ельчане привезли икону с частицей мощей св. княгини Анны (супруги великого князя Михаила Тверского). До завершения строительства Великокняжеской церкви икона хранилась в Иверском храме.

К весне 1910 г. работы по возведению стен и сводов Александро-Михайловского храма были завершены, и началась отделка фасадов и интерьера специально изготовленной модульной майоликовой плиткой, а также устройство майоликового иконостаса.

12 марта 1910 г. состоялось торжественное водружение креста на сооружаемый храм. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью и тщательно пропаяна. Чердачное помещение отапливалось. А 18 августа 1910 г. на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов.

Торжество закладки дома призрения у Великокняжеского храма. Фото 1912 г.

К началу февраля 1911 г. храм был полностью готов. При его сооружении были использованы все технические новинки начала XX в.: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм. По завершении строительства на месте снесенного дома по красной линии Успенской улицы была установлена чугунная решетка с одними воротами и двумя калитками.

Сооружённый в рекордные сроки храм производил очень необычное впечатление своей архитектурой, конструкцией и внутренним убранством. По замыслу автора проекта — архитектора Э. Вильфарта Великокняжеский храм пристраивался к существующей Царской часовне с восточной стороны и сохранял те же русско-византийские черты, что и часовня. Однако эти русско-византийские мотивы использованы не вслепую, а переработаны творчески. Композиция самого храма повторяет композицию часовни, лишь развивая ее: над четвериком храма размещён большой восьмерик, что неожиданно напоминает храмы XVIII в. От полного повторения композиции старых елецких храмов, строившихся за полтора столетия до Великокняжеской церкви её отличает то, что в углах перехода от четверика к восьмерику устроены четыре небольшие восьмигранные главки. Завершение храма повторяет завершение часовни, с той лишь разницей, что на храмовой части полусфера купола чуть вытянута, что напоминает о влиянии модерна. В северо-западном углу храма, над узким притвором, соединяющим его с Царской часовней и служащим во втором ярусе хорами, устроена квадратная в плане колоколенка с полуциркульными открытыми проёмами звонов в стенах, завершённых килевидными закомарами. Венчает колокольню низкий шатер с луковичной главкой. Задуманное архитектором Вильфартом роскошное, насыщенное деталями убранство фасада при строительстве было несколько упрощено, но всё же оставляет впечатление богатства и праздничности во многом благодаря применению полихромных изразцов, как отдельных вставок, так и больших по площади заполнений фризов и стен над окнами первого и второго ярусов с текстом молитвы и травными орнаментами.

Ещё большее впечатление оставляет внутреннее убранство храма, стены и своды которого полностью покрыты майоликовой плиткой, имитирующей мозаику, с изображением на западной стене «процветшего креста», а на парусах символов евангелистов. Архитектура иконостаса также выполнена из майолики. Вместе с цветными витражами интерьер, особенно в ночное время, когда зажжены свечи в храме, мерцает и переливается огнями сказочной красоты.

На своде алтаря и на западной стене трапезной вмонтированы стеклянные в латунном обрамлении кресты с электрической подсветкой. В майоликовом иконостасе, Царские Врата были серебряными, а иконы выполнены в технике масляной живописи. Жертвенник и престол в алтаре из чеканной меди. Пол был паркетный, а панели стен отделаны дубовой рейкой.

Освящение храма свв. благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского состоялось 11 февраля 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, орловского губернатора и трёх архиереев — вновь назначенного епископа Орловского и Севского Григория (Вахнина), епископа Елецкого Митрофана (Землянского) и епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Афонского) — особо дорогого гостя, который прежде был в Ельце епископом и положил первый камень в основание храма.

После торжества освящения начался крестный ход к Вознесенскому собору.

Вслед за пастырями шёл великий князь Михаил Александрович. По завершении крестного хода уполномоченные общества хоругвеносцев поднесли храмоздателю Александру Николаевичу Заусайлову, затратившему на строительство храма около 200 тыс. руб., прекрасную икону святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского.

Большинство тех, кто ругает церковь, как правило, в самой церковной жизни мало что смыслит. Для таких людей, к примеру, не ведомо, что и внутри церкви существуют различные мнения на какие-либо вопросы. Эти мения высказываются, выслушиваются. Постоянно просиходит обмен этими мнениями.
Вот, к примеру, возьмем Православных Хоругвеносцев. Мало кто знает что это за люди, откуда они взялись и чем на самом деле занимаются. Принаться, я тоже не был полностью осведомлен об этой организации. До недавнего времени считал, что они вообще никаким боком к Русской Православной Церкви не относятся. На деле все оказалось намного интереснее.


Участники организации выступают против гей-парада и «Гарри Поттера», сжигают портрет Чикконе-Мадонны. Насколько действия этого союза поощряются Русской Православной Церковью? Действуют ли хоругвеносцы полностью самостоятельно или же их действия получают общецерковное одобрение? Вопросы по ним были заданы нескольким священнослужителям, которые высказали свои мнения.

Первым высказался Протоиерей Алексий Уминский
о сожжении хоругвеносцами портрета певицы Мадонны: «Иначе, как глупость, плохое воспитание, дурной тон, я такие поступки назвать не могу. Это одна из форм выражения обычной животной агрессии, одно из проявлений загнанного в подсознание агрессивного поведения. Когда человек сжигает чей-то портрет, на самом деле он подсознательно желает уничтожить другого, поэтому говорить, что они выступают против греха — лукаво.
Другое дело, когда человек выражает свою позицию даже в пикете — тогда можно сказать, что он протестует против греха.
Но здесь мы видим, как совершается акт сожжения, что сразу напоминает костры инквизиции, фашистские костры. Это уже акты патологического мышления, с которыми надо обращаться к психиатру.
Мне кажется, если человек проявляет своё православие именно таким образом, его нужно лечить. Более того, если быть последовательным, получается, что тогда надо реагировать подобным образом на каждую передачу по телевидению, на каждую книгу. Это же несерьёзно.
Единственное, что я могу посоветовать — побороться со своим собственным грехом. Те, кто начинает проявлять агрессию вовне, словно заявляют, что у них никаких грехов уже нет, раз вместо того, чтобы бороться со своими грехами, они борются с грехами другого человека. А обратить внимание следует в первую очередь на себя».

А вот второе мнение. Протоиерея Всеволода Чаплина
Союз православных хоругвеносцев имеет церковное одобрение, эта организация входит в состав Совета православных церковных объединений при Отделе Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества.
Я не могу подписаться под каждым их действием и каждым выступлением. Организация творческая, она любит откликаться на разные события общественной и культурной жизни общества. Состоит, в основном, из классических интеллигентов, хотя и предстает в «простонародном» обличии.
Находимся с ними в диалоге, иногда по каким-то вопросам с ними спорим. Но, как известно, в нашей Церкви есть совершенно разные люди — от крайне консервативных до крайне либеральных. Надеюсь, что все эти люди, несмотря на разницу позиций и отношения к тем или иным явлениям общественной жизни, будут едины в главном - в вере и в братском духе, будут действовать вместе перед лицом тех вызовов, с которыми сталкивается Церковь.

Третье мнение высказал Протодиакон Александр Агейкин
Он, комментируя акцию СПХ против политического молебна у храма Христа Спасителя, сказал корреспонденту Правмира: «У них любимые акции — возле храма. Головные уборы красивые, прочая атрибутика — для них это важно. Важнее мира в сердце, наверное».

Вот такие вот церковные мнения.

Справка
Союз Православных Хоругвеносцев создан в 1992 году по благословению приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
Главная цель деятельности - «укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи». «Мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности».
Главой и основателем Союза Православных Хоругвеносцев является Леонид Донатович Симонович-Никшич .
20 декабря 2006 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Леонида Симоновича-Никшича орденом Святого Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.
Использованы материалы с сайта pravmir.ru

Как отношусь я к этой организации? Она мне чужда. Думаю, что публичное сожжение чьих-либо портретов, все эти костюмы — немного не соответвтсвует тому, о чем проповедует церковь. Они очень похожи на наших Российских националистов. У которых идеи шиты белыми нитками. Никакой исторической подоплеки нет, есть только бессмысленная гордыня и стремление показать себя. В этом плане, мнение Протоиерея Алексия Уминского мне ближе всего.

Читайте, ищите, смотрите, слушайте меня на других ресурсах.