Собор Сан Джованни ин Латерано (San Giovanni in Laterano)

 Собор Сан Джованни ин Латерано (San Giovanni in Laterano)
Собор Сан Джованни ин Латерано (San Giovanni in Laterano)

Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме

Это не только самая первая церковь в Риме, но и одна из древнейших христианских церквей. В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.


Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску.

Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.


В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.


Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.


В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов.

Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание “золотой базилики”; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.


Главной реликвией храма во все времена считались “Святая лестница” — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию.

Среди реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии. Также в соборе в табернакле XVI века над папским алтарем за ажурной решёткой в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.


Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.

Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму.


Как уже говорилось выше, в собор ведут пять дверей и крайняя правая — “юбилейная” то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. Это произошло под влиянием восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов.

Величественный интерьер церкви Святого Иоанна Крестителя представляет в плане латинский крест с пятью нефами.


Роскошный потолок предположительно был расписан Пирро Лигорио.


Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке.


Статуи святых Петра и Павла

Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора — табернакль, выполненный Джованни ди Стефано.


В папском алтаре хранится драгоценная реликвия — грубая деревянная доска, служившая Св.Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах. На фото - орган базилики Сан-Джованниин Латерано

Контраст между размерами человека и всей структуры оттеняется гигантскими статуями, выполненными в масштабе центрального нефа.


Дворик Сан-Джованни ин Латерано. Аццкие колонны приделали во время Возрождения — судя по всему, качественную дурь уважали и тогда…


Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.


На площади перед базиликой возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима. Обелиск был установлен в 1449 году, еще до нашей эры фараонами Тутмосом третьим и его сыном Тутмосом четвертым.

Мраморный узорчатый пол в базилике считается одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями. Он во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключается в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. Складывался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.


Центральный фасад базилики Сан-Джовани ин Латерано называют самым красивым в Риме. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.


Это не только самая первая церковь в Риме, но и одна из древнейших христианских церквей. В католической иерархии эта церковь стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая и собора св. Петра, о чём свидетельствует надпись над входом: “Святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава”

Базилика Сан-Джованни ин Латерано была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.


Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску.

Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви.


В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам.


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.


Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет - Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.


В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов.

Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание “золотой базилики”; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.


Главной реликвией храма во все времена считались “Святая лестница” - лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию.

Среди реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии. Также в соборе в табернакле XVI века над папским алтарем за ажурной решёткой в двух реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме поясных бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.


Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.

Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму.


Как уже говорилось выше, в собор ведут пять дверей и крайняя правая - “юбилейная” то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.

Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. Это произошло под влиянием восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов.

Величественный интерьер церкви Святого Иоанна Крестителя представляет в плане латинский крест с пятью нефами.

Роскошный потолок предположительно был расписан Пирро Лигорио.



Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке.


Статуи святых Петра и Павла

Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора - табернакль, выполненный Джованни ди Стефано.


В папском алтаре хранится драгоценная реликвия - грубая деревянная доска, служившая Св.Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах. На фото – орган базилики Сан-Джованниин Латерано

Контраст между размерами человека и всей структуры оттеняется гигантскими статуями, выполненными в маштабе центрального нефа.


Дворик Сан-Джованни ин Латерано. Аццкие колонны приделали во время Возрождения - судя по всему, качественную дурь уважали и тогда…


Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап - Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.


На площади перед базиликой возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима. Обелиск был установлен в 1449 году, еще до нашей эры фараонами Тутмосом третьим и его сыном Тутмосом четвертым.

Мраморный узорчатый пол в базилике считается одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями. Он во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключается в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. Складывался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.


Центральный фасад базилики Сан-Джовани ин Латерано называют самым красивым в Риме. Силуэт собора виден с любой римской возвышенности.


Кафедральный храм Святого Иоанна Крестителя или, как его называют, Базилика Сан-Джованни на Латеранском холме (оригинальное название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) находится в Риме, где расположилась кафедра римского епископа и трон римского папы.

Этот собор носит самый высокий титул - «Великая базилика». Она же превосходит все остальные церкви, включая даже крупнейшую историческую христианскую церковь в мире - собор святого Петра, о чем гласит надпись над входом «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Ранее на месте собора располагалось знаменитое поместье семьи Латеранов. Правитель Константин I после посвящения в христианство преподнес в дар Латеранское поместье епископу Рима Сильвесру I, который в 324 году освятил заново возведенную церковь во имя Христа Спасителя, а ее ангелом хранителем стал проповедник Иоанн Предтеча. Через 2 века ангелом хранителем был объявлен апостол Иоанн Богослов.

За время существования храма в первую тысячу лет Латеранский дворец был домом для всех римских пап, где осуществлялось собрание епископата христианской Церкви в ее вселенской полноте. Императоры одаривали храм драгоценностями и дорогими подаркам, за что церковь получила прозвание «золотая базилика». К сожалению, в V веке Рим был захвачен вандалами, и все ценности в храме были разграблены.

Главной особенностью собора во все века считалась «Святая лестница», которая по легенде была доставлена святой Еленой из дворца римского префекта Понтия Пилата в Иерусалиме. По ней Иисус Христос поднимался на суд. В особом сооружении, табернакле XVI века, в сакральных вместилищах из серебра хранятся бюсты апостолов, имена которых знает каждый из нас - Петр и Павел. Здесь же можно видеть сохранившуюся часть одежды, по преданию принадлежавшую Деве Марии, и кусочек пропитанной уксусом губки, которым напоили Христа при распятии. Пока в беспокойном Риме между аристократами проходили конфликты, папы находились в Авиньоне, а базилика подвергалась пожарам, после чего она пришла в негодность. После возвращения пап в Рим, церковь снесли, и епископы переместились в Ватикан. По велению папы Сикста V снесли и старую базилику, а взамен построили храм еще больший. Был он богато украшен. Такие архитекторы, как Доменико Фонтане, а также известный всему миру Франческо Борромини стали основными создателями строения, которым довелось оставить огромный след в постройке храма. В 1735 году Алессандро Галилеи осуществил строительство пристройки в виде огромного фасада, вид которого больше подошел бы дворцу, нежели храму. Само же строительство на этом закончилось.

В собор можно попасть через 5 дверей, одна из которых юбилейная. Её открывают в Святой год, в течение которого отпускались все грехи. Итальянский художник и иконописец Джотто написал фреску для собора, на которой изображен папа Бонифаций VIII, провозглашающий юбилейный 1300 год. Неподалеку от собора расположились несколько исторических объектов. Среди которых раннехристианская крестильня 440 года, долгое время остававшаяся единственной в Риме, а также несколько построек в готическом стиле XII века. Перед храмом установлен гранитный обелиск, привезенный из египетской деревни Карнак. Гигантские статуи апостолов охраняют стены базилики. Здесь же захоронены папы - Мартин V, Лев XIII, Александр III, Климент XII, Сергий IV и Иннокентий III.

Часы работы: 7:00-18:30.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Basilica di San Giovanni in Laterano
  • Адрес : Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, Roma, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 41.885877 , 12.505652
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/sights/1882_4.jpg

Оценить!

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано является кафедральным собором Рима , самым важным и древнейшим храмом в западном мире.
Она входит в папские базилики и считается самой важной и древнейшей в западном мире.

Базилику основали в IV веке на месте Латеранских садов.
Первый храм имел восточно-западную ориентацию, что было типично для раннехристианских базилик. Фасад смотрел на восток, где восходило солнце. Апсида с алтарем наоборот была повернута на запад, в сторону заката. Восток считался местом, где находится Рай и Христос.
Базилика была повреждена в 410 году и в 455 году.
В 460 году церковь восстановили в былом великолепии по приказу папы Льва I.
Его последователь Иларий добавил роскоши и построил три оратория, таким образом, доведя их число до семи.
Позже базилика частично поглотила оратории и отсюда родилась традиция семи алтарей.

Церковь была свидетелем многих печальных событий, например, процесс папы Формоза.
Папа Формоз умер в 896 году, скорее всего, его отравили. На следующий год его последователь Стефано VI начал процесс против него. Мумию папы Формоза достали из могилы и посадили перед судом, чтобы она несла ответ за все выдвинутые обвинения. Действие происходило в присутствие кардиналом и епископов в Латеранской базилике, которые вынесли обвинительный вердикт, в результате все указы папы Формозы были отменены, папские одежды разорвали на мертвом теле, а три пальца правой руки, которые используются для благословления, отрезаны.
Труп демонстративно пронесли по улицам Рима и бросили в Тибр.
В тот же год случилось землетрясение, в результате которого рухнула крыша базилики. Посчитали, что это плохой знак для Стефано VI.
В X веке возвели новое здание.
Папа Сергий III освятил базилику в честь святого Иоанна Баптиста. В то время была построена колокольня, но она разрушилась в XII веке.

Период упадка начался в 1305 году, когда наступило Авиньонское пленение пап. Пары покинули Рим и в 1308 году базилика почти полностью сгорела.
Папа Климент V и папа Иоанн XXII из Авиньона посылали деньги на восстановление и содержание церкви, но она уже не вернулась к былому великолепию. В 1360 году храм опять сгорел и был восстановлен папой Урбином V.
Третья базилика сохранила древнюю форму. Она имела пять нефов, разделённых колоннами, фасад украшала мозаика с изображением Христа Спасителя и четырех Евангелистов.
От древнего собора сохранились пол косматеско и статуи Святых Петра и Павла, установленные сейчас во дворе.


Пол базилики Сан-Джованни-ин-Латерано

Трон из красного мрамора, на котором сидели папы во время коронации, хранится в музеях Ватикана.
В 1349 году базилика пострадала во время землетрясения, а в 1361 году опять случился пожар, принесший новые разрушения.
Папа Урбин V поручил реставрационные работы Джованни ди Стефано.
В 1370 году состоялась инаугурация дароносительницы, в которой хранились ценные реликвии - головы Святых Петра и Павла.
Сейчас она находится в главном алтаре базилики.
Когда папы вернулись из Авиньона в Рим, они выбрали Ватикан для своей резиденции.
И Латеран частично потерял свое значение.

Тем не менее, папа Григорий подарил базилике новый портал, украшенный львами, а в 1421 году обновили пол и потолок.
В конце XVI века папа Секст V приказал снести старый патриарший дворец, потому что он пришел в негодность. И поручил своему любимому архитектору Доменико Фонтане построить новый.
По этому случаю был реконструирован фасад трансепта и пристроена новая лоджия, на против которой находится древний обелиск.


Папа Иннокентий X решил полностью переделать базилику и поручил работу Борромини, но амбициозный проект не был воплощён в жизнь.
В 1660 году собор получил новый вход. А в 1734 году закончилась работа над фасадом.
От древней базилики сохранились только пол, дароносительница и мозаики в апсиде.
При папе Клименте VIII над внутреннем убранством церкви трудилась группа художников, среди которых Мораццоне, Франческо Борромини и другие.
Борромини реализовал нынешний блик базилики с рядами колонн и нишами, которые оставались пустыми несколько десятилетий.
В 1702 году в них установили фигуры 12 апостолов. Каждую статую оплатили знатные римляне, кардиналы или папа. Скульптуры выполнены в стиле позднего барокко. Большинство из них реализованы по рисункам Карло Маратта, который был любимым художником папы Климента XI.


Между окнами в овалах размещены Пророки.


До XIX века всех пап короновали в Латерано, но после взятия Рима во время объединения Италии эта традиция была забыта.

Фасад был спроектирован Алессандро Галилей в 1735 году и является одним из самых гармоничных в Риме.
На верху установлена мраморная группа, изображающая Христа с распятием в окружении святых.
Следует обратить внимание на пять дверей, соответствующих пяти нефам, на которые разделена базилика.
Центральные врата восходят к эпохе античного Рима, они размещались в Курии. Крайняя справа дверь называется Святыми вратами - они открываются только по случаю празднования Святого года.

Потолок центральной части выполнен в виде кессона, боковые нефы имеют маленькие купола.


В нишах центрального нефа установлены фигуры 12 апостолов: Петр, Андрей, Иоанн Зеведеев, Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев (Младший), Симон Зилот, Иуда Искариот.


Вдоль боковых нефов расположена серия капелл.
Самые важные находятся справа - капелла Массимо, Торлония и Казати. С левой стороны в капелле Корсини похоронены пара Климент XII, кардинал Нери Мария Корсини и кардинал Андреа Корсини.
Великолепный орган датируется XV веком.


В главном алтаре установлена дароносительница, выполненная в стиле барокко из ценных камней.
Над исповедальней, в которой находится деревянная статуя Святого Иоанна Батиста, расположен папский алтарь с великолепным балдахином в готическом стиле, выполненным по проекту архитектора Джованни ди Стефано.
Над перегородкой, которая закрывает алтарь, хранятся головы Святых Петра и Павла.
Вдоль внешнего карниза, который делит келью с реликвиями и зону алтаря, расположены фрески с изображением Святых и Распятия, Доброго Пастора и Мадонны с младенцем.
Сохранился дворик, окруженный витыми колоннами, в центре которого вырыт колодец. (пн-вс 9.00–18.00, вход - 4 евро)


Латеранский Дворец расположен рядом с базиликой, потом Лоджия Благославления и Латеранский Баптистерий.
Через дорогу от Дворца находится личная папская капелла Святая Святых (Sancta Sanctorum), именно там находится Святая Лестница . По священному приданию это именно та самая лестница, по которой поднимался Иисус Христос, когда посещал дом Пилата и на ее ступенях остались следы крови Спасителя.
В 326 году эту мраморную лестницу вывезли из Святой Земли. Сейчас лестница заключена в деревянную оболочку с несколькими застекленными окошками - над теми местами, куда капнула кровь Христа.
Считается, что тем, кто в дни великого поста поднимется на коленях на вершину священной лестницы, дается полное отпущение грехов.
Рядом с Сан Джованни ин Латерано находятся ворота Асинара (Porta Asinara) .



Название ворот происходит от древнеримской улицы. Они располагались в стене Аврелиана и не имели башен, но в 401-402 гг. император Онорио добавил укрепления.
В 1574 году ворота были закрыты, так как рядом построили новые. Открыли их только в 1954 году.

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

Столица Италии богата всевозможными архитектурными изваяниями, среди которых особое место занимает архитектура религиозных сооружений. Церквей в Риме настолько много, что далеко не каждый урожденный римлянин сможет назвать хотя бы примерное их количество. Одним из самых монументальных и прекрасных соборов города, да и наверное всей Италии, по праву считается латеранская базилика Сан Джованни, ставшая первой из четырех папских базилик и одной из важнейших христианских церквей Европы.

История базилики Сан Джованни ин Латерано

История знаменитого собора уходит далеко вглубь столетий. В конце III века на этом месте располагалось роскошное поместье знатного римского рода Латерано, которое во времена правления Нерона было конфисковано в пользу Римской Империи и перешло в собственность императора. Позже владения были переданы Константину Великому в качестве приданого его второй жены Фаусты, дочери императора Максимиана.

Константин Великий, будучи первым римским императором, принявшим крещение и отличавшимся особым благочестивым отношением к христианству, подарил роскошный Латеранский дворец, находящийся на холме Целий, главе римской Церкви.

Первую базилику, построенную на этом месте, освятил Папа Римский Сильвестр I в начале IV века, и уже с первых лет своего существования она смогла сыграть важную роль в становлении и развитии христианства. Базилика Сан Джованни ин Латерано хранит в себе множество ценнейших реликвий, среди которых Святая лестница, привезенная из Иерусалима, по которой когда-то поднимался Иисус, ведомый на суд, небольшая часть Ризы Пресвятой Богородицы, а также мощи святых Петра и Павла.

На протяжении десяти столетий латеранская базилика оставалась главенствующим собором христианского мира, а роскошный Латеранский дворец - официальной резиденцией Пап Римских. В XIV веке, во времена продолжительного Авиньонского пленения Пап, собор несколько раз был подвержен пожарам и со временем пришел в запустение. С возвратом главы католической Церкви в Рим, по настоянию Папы Сикста V, старую базилику было решено снести, а на ее месте возвести новый собор, значительно превосходящий прежний не только по своим размерам, но и по красоте.

Архитектура и внутреннее убранство латеранской базилики

Здание, которое мы можем увидеть сегодня на Целии, представляет собой смешение архитектурных стилей разных периодов. Латеранская базилика многократно перестраивалась, меняя свой внешний вид. Серьезное влияние на формирование облика одного из самых знаменитых соборов Европы оказали такие мастера как Доменико Фонтана, принимавший непосредственное участие в крупнейшей реконструкции собора во второй половине XVI века, Франческо Барромини, добавивший в архитектуру здания элементы стиля барокко, а также Алессандро Галилеи, благодаря которому появился роскошный фасад и, венчающие его, грандиозные скульптуры религиозной тематики.

Внутреннее убранство базилики поражает своим великолепием и роскошью. В центральном нефе по обе стороны можно увидеть грандиозные по своим размерам и исполнению монументальные статуи апостолов, над которыми работали знаменитые итальянские скульпторы конца XVII века.

Над главным алтарем возвышается киворий, датированный XIV веком, хранящий одну из важнейших святынь базилики Сан Джованни ин Латерано - реликварий, где помещены мощи Святых апостолов Петра и Павла.

Кроме этого, особую ценность представляет собой апсида центрального нефа, расположенная непосредственно за главным алтарем. Свод украшен потрясающей мозаикой, выполненной во второй трети XIII века в византийском стиле. В верхней части на голубом фоне можно увидеть изображение Иисуса Христа в окружении ангелов, а ниже - фигуры апостолов Петра и Павла, Франциска Ассизского, Пресвятой Богородицы, а также других библейских персонажей. Здесь же находится кафедра Папы Римского.