Пятница Светлой Седмицы. Протоиерей Николай Погребняк. Живоносный источник

Пятница Светлой Седмицы.  Протоиерей Николай Погребняк. Живоносный источник
Пятница Светлой Седмицы. Протоиерей Николай Погребняк. Живоносный источник

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Ныне празднова­ние Воскресения Христова соединяет Святая Церковь с праздно­ванием в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Это название обращает нашу мысль прежде всего к Самому Богу, как Источнику жизни, давшему жизнь всему на земле и на небе. «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» , - говорит Господь устами Своего пророка.

Христос, Сын Божий, имея жизнь в Себе Самом, как и Отец, приблизил снова к людям Источник жизни . Это было Слово жиз­ни, полное благодати и истины , давшее людям благодать на бла­годать , из всего существа Своего источавшее благодать, как пото­ки воды живой, излучавшее свет жизни, распространявшее повсюду благоухание ее.

Изливались струи Божественной жизни из уст Христовых, как сказал Он Сам о том, обещая в беседе с самарянкой дать ей воду живую ; изливались те же струи через бесчисленные благодеяния Христовы, оживлявшие души и тела людей, изливались через рож­дение водою и духом , когда сбывалось сказанное Христом: «Как Отец, воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» .

Однако, хотя человек во Христе приблизился лицом к лицу к Са­мому Божеству, Источнику жизни, приближение это у многих лишь внешнее, устами, а не сердцем , из которого источники жизни .

Пока не соединится этот источник жизни в человеке с Источни­ком жизни Божественной, человек остается духовно мертв. Но что­бы соединился человек с Богом сердцем, необходимо изгнать из него мертвящее душу себялюбие, препятствующее вхождению в нее Бо­жественной любви, которая есть жизнь Божественная, «вода жиз­ни». Для умерщвления себялюбия в сердцах людей, которые сами на это были не способны, не пощадил Своей жизни Сам Сын Бо­жий, соединяясь с Которым, как ветви с лозой , люди могут уме­реть в Нем для греховного себялюбия. Нужно было, чтобы «ветхий наш человек» (т. е. наше себялюбие) был распят на кресте вместе с Сыном Божиим, чтобы через смерть Его умертвились в нас страс­ти наши. Но так как Он умер лишь для того, чтобы дать людям жизнь, то гроб Его и сделался истинным «живоносным источни­ком». Об этом поем мы в дни Святой Пасхи: «Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа...», т.е. будем пить питие новое, из­водимое чудесно не из камня бесплодного, но из источающего ис­точник нетления гроба Христова. И этот Источник жизни извел из Себя много других живоносных источников. Первый из них - Пречистая Богоматерь. Она - «Матерь Жизни», родившая Хрис­та - Источника жизни. Она - Живоносный Источник, потому что через молитвенное Ее ходатайство о людях Бог дарует жизнь многим душам погибающим. Помогая Своими молитвами множеству людей погибающих обрести жизнь вечную, Божия Матерь открыла людям, как потоки воды живой, источник Своих чудесных, оживля­ющих душу и тело милостей.

Так живоносным источником Своих благодеяний сделала Она с древних времен посвященный Ей источник близ Константинополя. Постепенно этот источник в роще затянуло тиной и место, где он находился, заросло кустарником. В V веке случилось проходить там воину Льву Маркеллу. Он встретил там слепца, сбившегося с пути и изнемогающего от жажды. Лев отвел слепого под тень деревьев, а сам отправился искать воду. Неожиданно он услышал голос, что вода близ. Когда Лев продолжал искать воду в гуще деревьев, он снова услышал голос, который направил его под сень рощи и пове­лел почерпнуть той воды, напоить слепца, илом же этой воды испол­нить его глаза. Воин внял велению и сделал так, как было сказано.

И совершилось чудо - слепой исцелился и отправился в путь без провожатого. И тогда Лев понял, Кто Сия, с древнего времени обитающая на сем месте.

Став, согласно предречению Божией Матери, византийским ца­рем, Лев очистил и устроил источник, назвал его Живоносным и по­строил при нем храм в честь Божией Матери. Воспоминание об этом событии и празднуем мы сегодня.

Впоследствии царь Юстиниан, по особому откровению во сне и наяву, получил повеление искать исцеление от тяжкой болезни у воды Живоносного источника Божией Матери. Он исцелился там и создал новый храм, который потом снова перестраивался.

Много исцелений совершалось от Живоносного источника. Вы­здоравливали больные раком, чахоткой, водянкой, оспой... Один житель города Солунь, желавший посетить Живоносный источник, на пути умер, а перед смертью завещал спутникам прежде погребе­ния вылить на него три ковша воды из источника. Когда это сде­лали, мертвый ожил и посвятил остальную жизнь Богу. У одного рабочего при строительстве храма у источника тяжелой мраморной плитой была придавлена нога и к удивлению всех оказалась целой, а каменотес, упавший со значительной высоты на каменную лест­ницу, также встал невредимым. При разрушении этого храма мно­жество людей, бывших в нем, безопасно вышли, и тогда лишь храм пал. И еще много чудесных милостей изливала Матерь Божия через Свой Живоносный источник, Сама будучи таким Источником.

Не забудем и мы о «Живоносном Источнике», который всегда близ нас. Да не покрывается память о нем тиной забвения и житей­ских страстей! «От многих моих грехов немощствует тело», - гово­рится в церковной песни. Усиленно тогда прибегайте к Надежде не­надежных, взывая: «Ты ми помози... Приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе» .

Как часто погибает душа наша и близких нам людей от неверия, пороков, страстей, а дерзновения молитвы у нас нет. К кому же при­бегнуть, как не к Той, Которая явила Себя Живоносным Источ­ником?

Впали ли мы или близкие нам в тяжкие недуги, почувствовали опасность приближающейся смерти, - где опять искать помощи, как не у Живоносного Источника? Ведь усиленные моления к Божией Матери нередко помогали и тем, кого врачи земные отказались лечить. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ПРИМЕЧАНИЯ

Иер. 2, 13.

См.: Ин. 5, 26.

Ин. 1, 14.

Ин. 1, 16.

Ин. 4, 10.

См.: Ин. 3, 5.

Ин. 5, 21.

Мф. 15, 8.

Притч. 4, 23.

См.: Ин. 15, 1-9.

Канон Святой Пасхи, глас 1, песнь 3, ирмос.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице. Стихиры по 9-й песни, глас 2.


13 Апреля 2018

Радуйся, Источниче радости непрестаемыя!

(Кондак праздника)

В чинопоследовании Светлой седмицы служба иконе Матери Божией «Живоносный Источник» предваряется замечательной уставной заметкой: «Поем настоящее последование господина Никифора Каллиста… Не находим в Типиконе такового последования, но установлено оно ради любви Пресвятой Богородицы» (В четверток вечера). Вышнего освященное Божественное Селение — Богородица — подает радость всем, славящим Её Воскресшего Сына».

Синаксарь праздника содержит не только подробное объяснение причин установления праздника, но и список болезней, от которых исцелялись люди, прибегающие к помощи Богоматери: это онкологические заболевания («каркинския страсти»), проказа, чесотка, разного рода кровотечения, «опухоли женские», многие душевные болезни, туберкулез, болезни глазные. С именами конкретных лиц, получивших чудесное исцеление, названы и их недуги — водянка, оспа, язва, «каменозаятие», «птисная немощь», «водозадержание» и многие другие, «яже не возможно есть исчислити».

Почитание образа Божией Матери «Живоносный Источник» связано с существованием целебного источника, находившегося близ Силиврийских ворот за городской стеной Константинополя. Прославление источника и устройство на этом месте монастыря относится к V веку и началось с чудесного исцеления Богоматерью слепца. Первоначальная иконография «Живоносного Источника» остается до конца неизвестной.

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455-473), — синаксарь называет его человеком добрым и смиренным, — в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос самой Пресвятой Богородицы, Которая назвала его царем и указала ему на источник, находящийся в лесной чаще. Пречистая Дева велела Льву приложить тину «от сея мутныя воды» к глазам слепца. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — во свидетельство о чудесной силе источника — Живоносный, или Живоприемный Источник. Храм существовал до середины XV в.; после падения Константинополя он был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834—1835 гг.

Известно относящееся к Х в. описание чуда обретения источника и исцелений, бывших от него; Никифор Каллист в начале четырнадцатого века собрал все сведения об источнике и дополнил их, в частности, сведениями о том, что чудеса прекратились в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной императором Михаилом VIII Палеологом (1259-1282). При императоре Андронике II Палеологе (1282-1328) чудеса возобновились; сохранилось описание пятнадцати чудесных исцелений.

Никифор Каллист упоминает два чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма; по-видимому, это было «Благовещение у кладезя». Другой образ находился в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена императора Льва VI Мудрого Зоя: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» [Шевченко].

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник», каким он предстает взорам молящихся в наше время, восходит к византийским изображениям типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Видимо, ранние списки иконы Богоматери «Живоносный Источник» не имели изображения источника, позднее в композицию была включены чаша (фиала), а затем — также и водоем, и фонтан.

Три древнейших известных нам иконографических типа Богородицы — Знамение, Одигитрия и Умиление — являются в иконографии основными, ведущими. В их основе «лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения» [Языкова].

Четвертый тип — его можно условно назвать «Акафистным» — собирательный, к нему можно отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. «Иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа — прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений — показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию — особенно часто такие композиции помещали в конху [Языкова].

В иконах этого типа центральная часть — один из основных иконографических типов — снабжается дополнительными элементами. Иконографическая схема «Неопалимой Купины» состоит из изображения Богоматери Знамения или Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии «Спас в силах»). Иконографическая схема иконы «Богоматерь — Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающих на троне. Сам трон имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника [Языкова].

В византийской иконографии XII столетия отдельные элементы и детали буквально воспроизводят образы, почерпнутые из богослужебных текстов и раскрывающие их смысл. Обычно это разного рода ветхозаветные аллегории и гимнографические эпитеты — более всего их мы находим в Акафисте Богородице [Лившиц, Этингоф].

Одно из древнейших сохранившихся изображений «Живоносного Источника», где Богородица (иконографический тип Знамение) изображена с предстоящими праведными Иоакимом и Анной, — фреска церкви Богородицы Одигитрии монастыря Вронтохион в Мистре, — относится к тому времени, когда составлял свое описание Никифор Каллист -1322 г.

На Синайской иконе Благовещения Пресвятой Богородице (конец XII века) есть такой элемент, как река с птицами и рыбами, — это, несомненно, тоже иллюстрация такого эпитета, как «Животворящий Источник» . У Никифора Каллиста есть описание одного, не упоминаемого ранее, мозаичного изображения в крипте, к иконографии которого, очевидно, восходят известные в настоящее время изводы иконы «Живоносный Источник»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» [Шевченко].

Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего, при императоре Андронике II в. связи с возобновлением чудес [Шевченко, Тэлбот].

По мере усвоения эпитета «Живоносный Источник» Богородице [Кондаков], он становится связанным с этой иконографией, в основе которой — изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространенных в Византии типа изображения: это образ Богоматери Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в русской традиции тип «Воплощение — Знамение») и образы Кириотиссы или Никопеи — Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца [Шевченко].

Самые ранние сохранившиеся изображения «Живоносного Источника», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне [Шевченко]. В XIV в. византийским мастером была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 или после 1380), где композиция была изображена на западной стене, над входом в храм. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне) [Шевченко].

На Руси композиций на тему «Живоносного Источника» древнее XVII в. не известно. [Антонова, Мнева]. В Сийском иконописном подлиннике приводится рисунок с изображением Живоносного Источника с надписью: «Празднуется сей в пяток Светлыя недели празднику Живоносного Источника; а в новых Триодях написан синаксарь, лист 700» [Покровский].

В XVII в. сюжет был весьма популярен у иконописцев Оружейной палаты, которые создали развитую иконографическую схему (иконы конца XVII в.; конца XVII — начала XVIII вв. находятся в Третьяковской галерее). Представляют интерес объяснительные надписи следующего содержания: «Царь Лев хром и умывся от воды»; «Устиниан царь греческий исцелился от воды»; «Царица Елена неплодна роди сына Константина»; «Иоанна Патриарха от глуховения (глухоты) избави»; «Иеромонаха Марка от пухновения избави». А вот объяснение изображения стоящего у водоема царя Льва, который привел к источнику слепца: «Обрете царь Лев слепого и показа ему источник». Композиции многофигурные, с изображением множества жаждущих исцеления людей [Антонова, Мнева].

На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из музея имени преподобного Андрея Рублева в клейме «Богоматерь спасает людей во время разрушения храма» Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9) [Шевченко]. На иконе из Ростовского музея на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе начала XVIII века из местного ряда иконостаса церкви Михаила Архангела в дворцовом селе Бронничи (ныне город Бронницы Московской обл.; икона в Рублевском музее), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения [Шевченко].

Для Руси изображение «Живоносного Источника» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII—XIX вв.). Распространение этого сюжета в иконописи приходится на середину XVII в., после того как в 1654 г., при Патриархе Никоне, в состав русской Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сборнике «Небо Новое» (Львов, 1665) архимандрит Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника Ея» [Шевченко].

Сохранившиеся иконы 2-й половины XVII—XVIII вв. свидетельствуют об одновременном существовании двух изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоема на фоне традиционного для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками (икона из Рублевского музея); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (икон конца XVII — начала XVIII вв., ГТГ). Существует вариант этого типа — изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели; по сторонам Богородицы — два ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия, — фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сборнике «Небо Новое», чаще их 16 — по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25. Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из Рублевского музея): обретение императором Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение императором Львом I храма у источника; исцеление императора Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма императором Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление императора Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление императора Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от царского гнева патрикия и протоспафария; исцеление варягов [Шевченко]

В росписи церкви пророка Божия Илии в Ярославле на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (последняя четверть XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы — фигуры семи парящих ангелов, два ангела вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам «Всех скорбящих Радость» московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников [Шевченко].

Изображения «Живоносного Источника» получили большое распространение на Балканах. Икона, написанная мастером афонского монастыря Зограф для Петропавловской церкви (Мелник, Болгария), содержит все известные сюжеты; особенностью является резная чаша, в которой располагаются Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос, благословляющий обеими ручками.

Почти так же богата и чаша в клейме «Живоносный Источник» на иконе работы Семена Спиридонова, но, в отличие от болгарской иконы, Богородица здесь не простирает Свои руки, а придерживает ими Младенца Христа, Который также благословляет двумя руками.

Композиция «Живоносного Источника» была столь популярна, что по ее типу изображали и другие иконы Богоматери — такова, например, икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» из греческого триптиха середины XVIII века.

Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX — начале XX вв. отмечали большое количество почитаемых в XVIII—XIX вв. в России образов «Живоносного Источника». В числе почитаемых — икона из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в., к ней направлял страждущих преподобный Серафим Саровский) и икона из Новодевичьего монастыря в Москве [Шевченко].

Матерь Божия, источающая воду благодатнейшую недугующим многоразлично, в дни Пасхальной радости собирала в храмах множество людей — не только нуждающихся в исцелении, но и тех, кто премудрости не ведал. Как первых, так и вторых и в наше время немало.

Протоиерей Николай Погребняк

Библиография:

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1-2. Пг., 1914-1915.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. СПб., 2004.
Масленицын С. И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980.
Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1. СПб., 1895.
Шевченко Э.В. «Живоносный Источник». — Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.
Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.
Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.
Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th century. // Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.
Чудотворные образы в Константинопольском храме «Живоносного Источника» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Сост. Лидов А.М. М., 1996.

Слово протоиерея Александра Шаргунова в пятницу Светлой седмицы …

Христос воскресе! Сегодня Светлая Пятница, но ликование Пасхи не идет на убыль, а достигает вершины. Эта длящаяся в течение всей седмицы пасхальная ночь открывается для нас днем Господним. Любовь Христова побеждает смерть, и это значит, что она исцеляет нас от всех болезней. Сегодняшний праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — напоминание о многих чудесах, которые были явлены через этот образ, через воды пасхального освящения. В Синаксаре Цветной Триоди рассказывается об исцелении царицы Феофаны от сильнейшей огневицы, патриарха Иоанна от глухоты. Эта чудотворная икона исцелила также царя Романа и его супругу. В Синаксаре приводится целый список чудесных исцелений от смертоносных болезней — телесных и душевных, в том числе от рака, от проказы, от неплодства. Помазанием водой от источника было даровано прозрение слепому и воскрешение мертвому.

В книге Деяний мы видим сегодня Петра и Иоанна, исцеляющих человека, хромого от рождения силой воскресшего Христа. Апостолы идут в Иерусалимский Храм на молитву. Они связаны тесными узами дружбы. У каждого из них есть брат, у Петра — Андрей, у Иоанна — Иаков, но Господь показывает, что узы дружбы часто бывают прочнее родственных. Тем более, когда люди соединены любовью Христовой. Возлюбленный ученик становится самым близким другом трижды отрекшегося от Господа Петра. Явное свидетельство, что Господь принял покаяние последнего. Хорошо ходить в церковь со своим другом на молитву. Лучшее общение — общение в молитве.

Это был час молитвы. Есть дом молитвы — храм Господень, и есть время молитвы. На всякое время и на всяком месте мы призываемся обращаться ко Господу. Но есть особенное место, где Сыну Человеческому есть где главу приклонить, хотя порой кажется, что уже как будто не находится для Него на земле места. И есть особое время молитвы, когда милость Божия сугубо изливается на всех приходящих ко Господу, — это прежде всего пасхальные дни, когда не закрываются Царские врата, ведущие в небо.

Нищий, которого исцелили апостолы Петр и Иоанн, был хромым не вследствие несчастного случая, а от рождения. Нам показано, что может совершать сила Господня. Мы часто встречаем таких людей — слепых, глухих, хромых от рождения. Здесь тайна Промысла Божия. Все мы духовно больны. И грех может отразиться на всей личности человека, на душе и на теле. Если Господь не исцелит нас, мы навсегда останемся такими.

Этот хромой от рождения был нищим. Будучи неспособным заработать себе на жизнь, он вынужден был жить подаянием. Люди, которых Господь посещает подобными скорбями — Божии люди, Божии нищии. Каждый день этого человека приносили к воротам храма, чтобы он просил у входящих в него. Те, которые нуждаются и не могут работать, не должны стыдиться просить. Это Божий труд смирения и уничижения. Но те, которые притворяются такими — кто Бога не боится и людей не стыдится, кто не нуждается, а просто не желает работать, — они, конечно, не Божии нищие. Они совершают большой грех святотатства, потому что похищают святое у Церкви.

Божии нищие напоминают нам, что Сам Христос Бог присутствует среди них в тайне последнего Страшного Суда. И Церковь должна быть очень чуткой к этой тайне. В Церкви всегда должно быть место самым отверженным, ничего не значащим в глазах мира людям, место, где эти люди всегда могут быть приняты как самые желанные, где они всегда могут раскрыть свою душу, не имея возможности сделать это где-то еще. Мы говорим о том, что Пасха — это выражение предельной Божией любви. Христос так нуждается в нашей любви, что Сам просит хотя бы чашу холодной воды, чтобы утолить Свою жажду в лице Своих нищих. Он всегда обнаруживает сокровища Своей любви, и тем больше, чем больше зло и жестокосердие распространяются в мире.

Господь дает нам нищих не для того, чтобы мы ограничили свое милосердие только по отношению к ним, но чтобы с их помощью научились настоящей любви. Смотрите, эти нищие сидят у храма. Они всегда сидят у храмов, и мы должны их видеть и понимать, что они являются украшением храмов. Наши молитвы, и наши милостыни должны идти вместе. Врата Храма, у которых лежал хромой от рождения, назывались Красными, то есть красивыми. Оттого что нищий лежал у этих ворот не умалялась их красота.

Что касается притворных нищих — мы не должны поощрять грех. Но мы должны остерегаться, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, ожесточить чье-то сердце, и хоть самую малую копеечку — но дать им. Может быть, этот человек устыдится и поймет, что значит милосердие, которое являет Церковь. Не лучше ли накормить десять пьяниц и нескольких явных обманщиков, чем дать одному настоящему нищему умереть от голода.

Этот хромой нищий просит подаяния. Что он ждет от входящих в храм? Деньги — это самое большее, на что он может надеяться. Он просит милостыню, а получает исцеление, потому что у Петра и Иоанна не было денег, чтобы дать ему. Но бедные в этом мире могут быть самыми богатыми. Богатыми духовными дарами.

И апостолы дают ему несравненно лучшее, то, что ни за какие деньги не купишь — исцеление от болезни, здоровье, о чем он не мог и мечтать. Теперь он сможет трудиться и сам зарабатывать на жизнь. И самое главное, теперь он сможет сам давать нуждающимся, потому что милость Божия и милость человеческая открылись ему на предельной глубине.

«Серебра и золота не имею, — говорит Петр, — а что имею, то даю тебе» (Деян. 3: 6). Кто не имеет золота и серебра, почти всегда имеет руки и ноги, силы и здоровье, чтобы послужить больным. Но если кто из нас не хочет этого делать, то, конечно, никогда не сможет сказать, как эти апостолы: «Что имею, то даю тебе». У него никогда не будет этого дара Господня, этой Божественной любви, этой силы жизни, восставляющей полумертвых и мертвых.

Апостол Петр говорит хромому: «Встань и ходи». Можно было бы воспринять его слова как издевательство над человеком, хромым от рождения, если бы апостол не сказал: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». Это Сам Христос через апостола говорит хромому, чтобы он встал и начал ходить. Если он попытается встать и ходить, уповая на Божию силу, он сможет это сделать. И Петр протягивает к нему руку и помогает ему встать.

Святая Церковь говорит нам, что Пасха Господня — это призыв ко всем расслабленным, ко всем нам, хромающим на оба колена: «Встань и ходи». Когда Бог словом Своим повелевает встать и ходить, ходить путем Его заповедей, Он дает нам Свою силу, протягивая нам руку, чтобы поднять нас от земли. Если мы решаемся сделать то, что мы можем, Бог довершит остальное: Он даст нам благодать, чтобы мы сделали то, что мы не можем. Этот нищий хромой делает то, что зависит от него, и Петр делает то, что он должен сделать, но все совершает Христос. Он дает крепость людям Своим. «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28: 11). Не только крепость, но и мир, то есть полноту жизни, полноту радости, прикосновение к вечной Пасхе дает Господь Своим исцелением.

И мы видим, как радостно переживает чудо Божие исцеленный человек. Он вскочил, как человек, пробудившийся со свежими силами после сна. О нем сказано, что он «вошел в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян. 3: 8). Он прыгает от радости, потому что он находится в Пасхе Христовой, и возносит Богу хвалу. Как поем мы в Пасхальном каноне: «Яко богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии образов сбытие зряще, веселимся божественне». Сила Божия, которая коснулась его души и тела, заставляет его подобным образом выражать Господу свою благодарность. Когда пасхальная радость глубоко охватывает человека, он готов всех обнимать и целовать. Отсюда, как отсвет этой радости, идет наше пасхальное приветствие друг друга с троекратным целованием. По этой причине преподобный Серафим Саровский, когда он достиг такой Пасхи, которая длилась для него уже не сорок дней, а никогда не кончалась, встречал всех приходящих к нему: «Радость моя, Христос воскресе!»

Этот исцеленный человек исполнен решимости идти за апостолами, куда они ни пойдут. Сказано, что он не отходил от них (Деян. 3: 11). Теперь он не отступит от них никогда. И как апостолы, узнав, где живет Христос, пошли за Ним (Ин.1: 38, 39), так теперь всякий человек, получивший пасхальный дар от Господа, будет ходить, хваля Господа, не отходя от Его Церкви, следуя за Ним до смерти своей. До своего воскресения, которое откроется в Пасхе — той, к которой весь род человеческий призван идти, пока не наступит кончина мира.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Проповедь в пятницу Светлой Седмицы
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Х ристос воскресе! Всего несколько дней назад святая Церковь звала нас с вами, братья и сестры, на Голгофу, где страдал и распинался Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Мы созерцали Его муки, слышали, как надругались над Его святой невинностью. Видели мы там и Святую Деву, горце уязвляемую страданиями возлюбленного Сына.

И многие из нас страдали Ее страданием, печалились Ее печалью. А затем слышен был Его сладчайший глас: "Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, восстану бо и прославлюся". Прошло время, и печаль сменилась радостью и для Божией Матери и для нас, и вот уже в нынешние дни мы слышим радостную весть Ангела: "Чистая Дево, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся!" .

Сегодня мы собрались в храме Богородицы, чтобы исполнить призыв Ангела, чтобы веселиться и радоваться о Ее воскресшем Сыне. И, конечно, Пресвятая Дева сейчас с нами и радуется, и молится Богу. Она так любит нас! За великое множество Божественной любви и милости, которые Она источает миру, святая Церковь называет Ее ныне "Живоносным Источником". Как естественный источник источает воду, омывающую человека, утоляющую его жажду и напояющую жаждущую землю, так и Пресвятая Дева источила миру Воду Живую-Христа Спасителя, Который омыл нашу скверну и утолил жажду всей земли и всего человечества, изнывающих под тяжестью греха, проклятия и смерти. Она послужила великому делу нашего спасения: из Нее воссияло Солнце Правды, дающее нам дыхание, жизнь и все. Вместе с Нею мы оплакивали "еже прежде солнца Солнце праведное, зашедшее во гроб иногда" , вместе с Нею и веселимся о восстании Его из гроба.

Прославим же ныне Царицу Небесную. Попросим у Нее матернего заступления, попросим милостей, которые Она щедро источает всем притекающим к Ней: Пресвятая Богородице, спадоби нас всегда причащаться от Твоего Живоносного Источника, научи нас любить Сына Твоего и творить волю Его, помоги нам навсегда сохранить радость Его Воскресения и приими нас вместе с Ангелом поющих Тебе: "Чистая Дево, радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба" , и мы, людие, все веселимся. Аминь.

Икона Божией Матери именуемая «Живоносный Источник».

П оявление этого образа связано с чудесным событием - исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455- 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» - «Владычица Победодательница».

Первоначально этот образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений - «Знамению».

Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII - началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда - «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоноспый Источник». Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский . Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий нашей Церкви.

На Руси иконы типа «Живоносный Источник» представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована Богоматерняя милость, и к Богоматери - Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Ее богатую милость.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Её неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной - Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру - врачевство от всяких недугов.

С древнейших времен весь христианский мир связывал с Богоматерью представление о чудесных исцелениях и помощи в болезнях. И ныне, как и прежде, к Ней припадают, Её молят, «на Нее надеются, Ею хвалятся».

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

То, что композиция иконы «Живоносный Источник» представляет собой совокупность нескольких Богородичных икон, имеет свой глубокий смысл. Можно думать также, что не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница - день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери (вспомним икону «Симеоново проречение»). В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлён Божией Матери (Ин. 19, 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20). Эта мысль в отношении к Богоматери особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси - Царя Христа вовеки!»

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый Пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Богоявления совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви.

В пятницу Светлой седмицы Православная Церковь почитает чудотворную икону Божией Матери «Живоносный Источник». В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457–473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527–565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного Источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.

Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.